Анализ повести Короленко Слепой музыкант

Анализ произведения Слепой музыкант Короленко

Жанровая направленность произведения выделяется в виде реалистической прозы, основной тематикой которой является изображение становления характера героя, обусловленного различными внешними обстоятельствами.

Основной темой произведения являются авторские размышления о человеческом счастье путем поднятия философских проблем о смысле жизни, земных испытаниях, народной памяти, истинном искусстве.

Композиционная структура повести представляется семью главами, описываемые события на протяжении двадцати лет. В эпилоге повествуется о событиях, происходящих спустя три года по окончании основных, в виде пика развития главного персонажа, его концерта, который затрагивает внутренний мир слушателей.

Главным героем повести является Петр Попельский, представленный в образе слепого музыканта, родившегося в состоятельной польской помещичьей семье, добродушной и хозяйственной. Герой характеризуется в качестве живого и подвижного по натуре человека, вынужденного по причине болезни быть смирным, прислушивающимся к окружающим звукам. При этом при возникновении чего-либо нового у эмоционального мальчика случаются обмороки.

В пятилетнем возрасте у ребенка открываются музыкальные способности, которые впоследствии играют центральную роль в умственном развитии Петра, ставшего к девяти годам высоким, стройным подростком с бледным лицом.

Главным учителем музыки для Петра становится его мать, представляющаяся в образе гордой и тонко чувствующей натуры, смысл жизни которой является счастье ее ребенка.

Второстепенными персонажами повести являются дядя Максим, представленный безногим инвалидом, ставшим воспитателем Петра на определенных этапах его развития, Эвелина, дочь пожилых соседей, изображенной в качестве небольшой девочки, отличающейся голубыми глазами и имеющей длинную русую косу, а также конюх Иохим, грубый мужик с мозолями на руках, отличающийся гармоничной душой и передавший мальчику живое ощущение окружающей природы.

Отличительная особенность повести представляется описанием автором природных пейзажей и их восприятие со стороны главного героя. Кроме того, повесть содержит многочисленные философские рассуждения, подчеркивающие описание удивительной игры слепого музыканта, его музыку, сплетающуюся из природных голосов и оттенков, подчеркнутых автором яркими красками художественных выражений.

2 вариант

Трогательный и впечатляющий рассказ «Слепой музыкант» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

Данная повесть авторства Короленко опубликовалась частями в количестве десяти номеров «Русских ведомостей» разрабатывалась целых тринадцать лет. Отдельное издание появилось в 1888 и также подвергалась правкам со стороны Владимира Галактионовича. В 1898 была переиздана и в нее были внесены важные для сюжета момента.

У главного героя, слепого музыканта Петра, существовали реальные прототипы. Когда Короленко был маленьким, то был знаком с девушкой слепой от рождения. Именно дружба с ней и ее воспоминания стали фундаментом для описания чувств главного героя. Еще писатель имел ученика, у которого зрение пропадало поэтапно. А еще был знаком с настоящим слепым музыкантом. Момент, где присутствуют слепые звонари, был написан в 1890 году с реальности, во время поездки в монастырь.

Данное произведение Владимира Галактионовича можно назвать излюбленным читателями, так как оно подвергалось переизданию при жизни автора около 15 раз.

По жанру произведение можно определить, как повесть с характерными чертами реализма. На протяжении ее читатель видит развитие героя, становление его как личности. Характер Петра постоянно изменяется и даже в завершающей части повествования кажется неполным.

А вот образы Петруся и дяди Максима поддались романтизму.

Еще повесть имеет философские и психологические черты.

Тема и проблематика произведения совпадают с излюбленными для Короленка вопросами о счастье, бытии, предназначении человека в этом бренном мире. С точки зрения гуманизма для автора быть счастливым – это значит делать счастливыми других людей. Например, своим творчеством. Несмотря на свою слепоту, музыкант Петр хотел быть счастливым и делал это, играя свою музыку для общественности, чем самым придавал ей счастья.

Автор смог связать состояние души, настроения главного героя с природными особенностями, погодой, пейзажем.

Кроме того, текст включает в себя невероятно большое количество рассуждений философского характера.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Слепой музыкант

Популярные сегодня темы

Мир зачастую остается прежним по своим повадкам. Например, равнодушие людей друг к другу до сих пор царит среди народа. Дабы уменьшить число таких, кто всегда остаётся безучастным к окружающим

В рассказе Пари Чехов поднимает вопрос нравственности, низости и высоты души. Конечно, автор невероятно утрирует и создает невообразимую ситуацию, его герои немного искусственно выглядят, тем более Антон

29 января 1783 — рождение Василия Андреевича Жуковского в Тульской области. Он был сыном помещика и турчанки, поэтому чтобы вернуть дворянский чин, он был зачислен в полк по факту рождения

Юон Константин Федорович один из поздних художников того времени. Родился 12 октября 1875 года, в Москве. Семья не отличалась высоким статусом на то время, поэтому жизнь протекала на среднем уровне.

Полутыкин – один из героев данного произведения. Мелкий помещик, который проживал в Калужской губернии. Тургенев относился к своему герою очень хорошо и писал о нем теплыми словами

«Слепой музыкант», анализ повести Короленко

История создания

Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 г., в 1886 г. она была опубликована в 10 номерах газеты «Русские ведомости». В том же году Короленко переработал повесть для печати в журнале «Русская мысль» № 7. Повесть вышла отдельным изданием в 1888 г. и тоже была исправлена автором. В 1898 г. при переиздании Короленко ввёл знаковые для повести эпизоды: встреча со слепыми звонарями, уход Петра с нищими.

У Петра были прототипы. В детстве Короленко знал слепорождённую девушку. Её воспоминания послужили основой для описания ощущений героя. Также у писателя был ученик, который постепенно терял зрение, к тому же Короленко знал одного слепого музыканта. Сцена со слепыми звонарями записана писателем в 1890 г. «с натуры» во время посещения Саровского монастыря.

«Слепой музыкант» был любим современниками, это наиболее значительное произведение Короленко, которое переиздавалось при его жизни 15 раз.

Литературное направление и жанр

«Слепой музыкант» – повесть реалистического направления о становлении героя. Как и положено в реализме, характер героя обусловлен многими обстоятельствами: его окружением, влияющими на него обстоятельствами и эпизодами. Характер главного героя всё время находится в процессе изменения, так что и в конце счастье героя не кажется полным: Короленко даёт возможность читателю додумать продолжение, оставляя героя на пике его возможностей.

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами – благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Жанр «Слепого музыканта» определяется как повесть, имеющая черты одновременно психологической и философской. В подзаголовке Короленко называет произведение этюдом. Не случайно определение жанра такое же, как у музыкального произведения, и обозначает изучение чего-либо. В данном случае Короленко исследует, как инвалид, слепой человек (а косвенно – и безногий) обретает смысл жизни.

Тематика и проблематика

В целом повесть отвечает на вопрос как быть счастливым. Для гуманиста Короленко это значит дарить счастье другим. Это и есть метафорическое воплощение того, что Короленко в предисловии к шестому изданию называет инстинктивным, органическим влечением к свету.

В повести поднимаются философские проблемы смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблема истинного искусства. Гуманист Короленко едва ли не первым в литературе поднимает проблему инвалидов, которая становится действительно актуальной только в 21 веке.

Сюжет и композиция

Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.

События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.

Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.

В 5 лет Петрусь был очарован игрой на свирели конюха Иохима. Он и сам быстро научился играть на ней. Но пианино, которое пани Попельская выписала из города и на котором сыграла технически сложную пьесу, не впечатлило мальчика: «Венскому инструменту оказалось не по силам бороться с куском украинской вербы». Свирель победила, потому что была «среди родственной украинской природы».

Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.

Петрусь не может принимать участие в забавах других детей. Его единственным другом становится дочь соседей Эвелина. Дружба с Эвелиной «была настоящим даром благосклонной судьбы».

Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его. Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете. Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.

Слепой впервые понимает, на что может сгодиться. Его мысль подтверждает Эвелина: «У тебя тоже будет своя работа. Если бы ты знал, что ты можешь сделать с нами».

Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.

Второй эпизод – встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.

После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.

Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.

Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.

Через несколько месяцев Пётр женился на Эвелине, родившийся ребёнок оказался здоровым. Так был побеждён страх Петра, касающийся личной жизни. Последний эпизод происходит через 3 года после рождения первенца, когда слепой музыкант в Киеве на Контрактах поражает всех своей игрой. Максим считает, что Пётр прозрел, потому что «сумел напомнить счастливым о несчастных», забыл о своих эгоистичных страданиях.

Герои повести

Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.

Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.

Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.

В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.

В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.

Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.

Мать главного героя – натура гордая и тонко чувствующая. Смысл её жизни – в счастье сына: «Слепота её ребёнка стала и её вечным, неизлечимым недугом». С самого момента рождения она чувствует, что «вместе с новорождённым ребёнком явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы».

Если Иохим заинтересовал Петруся музыкой, то мать стала его главным учителем, открыв ему фортепиано. Она не имела «непосредственного музыкального чувства», которое от природы было у Иакима, обиделась на него. Но потом всё же завоевала внимание сына, когда постигла чарующую тайну музыки Конюха, гармонию песни с природой.

Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.

Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами. У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым. Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.

Воспитывая и развивая Петруся, Максим изучал физиологию, психологию и педагогику. Он увлёкся и надеялся, что обиженный судьбой племянник «поднимет доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью». Максим даже придумал ему девиз: «Обездоленный за обиженных».

Когда Максим понял, что будущее племянника будет связано с музыкой, он решил познакомить мальчика с песнями «сильного, вольного народа».

Читайте также:  Присыпкин в пьесе Клоп Маяковского сочинение

Именно Максим руководил этапами становления племянника. «Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни. кипучих кризисах и борьбе».

С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.

Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.

Эвелина, казалось, не сомневается в своём предназначении, считая, что «у всякого человека своя дорога в жизни». И всё-таки ей приходится делать выбор в пользу Петра, отказавшись от далёких картин, где не было места слепому. Девушка сама предлагает выйти замуж за Петра, раз уж его полюбила. Так же считает и её отец.

Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.

Иохим был грубым мужиком в смазанных сапогах и с мозолистыми руками. Но он носил в себе гармонию, живое чувство природы, которое смогло заинтересовать мальчика.

Художественные особенности

Природа влияет на становление Петра, поэтому пейзаж занимает в повести важное место. Обычно Короленко описывает, как воспринимает пейзаж главный герой: «Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный празднику. Но для слепого это была необъятная тьма».

В тексте повести много философских рассуждений. Например, о том, что глаза – не столько зеркало души, сколько окна, через которые в душу вливаются впечатления.
Короленко удаётся описать удивительную игру слепого, музыку, в которой голоса природы сплетались и звенели, соединяясь с расширяющим сердце ощущением, «которому так трудно подыскать определение». Ставруцкий так описывает ощущение от музыки слепого: «Вам удалось удивительно усвоить самый характер народной мелодии. Это как будто перевод с итальянского музыкального языка на малорусский».

Анализ произведения Владимира Короленко «Слепой музыкант»

Владимир Галактионович Короленко прожил трудную жизнь. Но даже в ссылке в Якутии он был борцом за справедливость. Многие современники писателя очень тепло отзывались о нем, выделяя тонкую натуру и порядочность. Эти качества можно заметить, если сделать подробный анализ произведения «Слепой музыкант» Короленко. Уже из названия ясно, что главный герой книги лишен зрения.

История написания

Над своим сочинением «Слепой музыкант» писатель работал на протяжении 13 лет. Его создание началось в 1885 г., а через год оно было опубликовано в 10 номерах издательства «Русские ведомости». В это же время автор переделывает произведение для публикации в журнале «Русская мысль». Книга отдельно выходит в 1888 г. В 1898 году во время ее переиздания автор вводит знаковые для повести моменты: бегство Пети с нищими, знакомство со слепыми звонарями.

У основного персонажа существовали прототипы. Будучи ребенком, писатель знал девушку, которая с рождения была слепой. Ее воспоминания легли в основу книги. Также у автора был ученик, у которого постепенно падало зрение.

Кроме того, Короленко общался с одним незрячим музыкантом. Эпизод со слепыми звонарями был написан автором в 1891 году «с натуры» при поездке в Саровский монастырь.

Книгу любили современники. Это самая значимая повесть Короленко, которая переиздавалась 15 раз. Сюжет состоит из двух рассказов:

  1. Как слепорожденный малыш тянется к жизни и свету.
  2. Как подавленный своим несчастьем ребенок победил в себе пассивное страдание, отыскал место в жизни, смог развить в себе понимание и сочувствие к обездоленным людям.

Жанр и направление

Это повесть реалистического направления о становлении главного персонажа. Как и полагается в реализме, образ героя определяется множеством обстоятельств: обществом, которое влияет на него, эпизодами и ситуациями. Характер Петра постоянно находится в процессе изменения, поэтому в конце произведения счастье героя может показаться неполным. Писатель позволяет читателю самостоятельно придумать продолжение, оставив главного персонажа на пике его возможностей.

В героях повести Пете и дяде Максиме можно прочувствовать веяние романтизма. Однако сильная экспансивность и отчужденность Петра объясняются его врожденным недугом. Эгоизм ребенка также обусловлен реальными причинами — благополучной жизнью в обществе любящих его людей. Но в персонаже Эвелины все реально, кроме романтической натуры. Как считает писатель, именно так должна выглядеть любящая девушка.

Жанр произведения определен как повесть, имеющая одновременно философские и психологические черты. В подзаголовке писатель называет свой рассказ этюдом. Не зря определение жанра совпадает с музыкальным произведением — это означает исследование чего-либо. В этом случае автор пытается исследовать, как инвалид обретает смысл жизни.

Повесть пытается ответить, как стать счастливым. Для писателя-гуманиста это означает дарить счастье остальным. В произведении подняты следующие темы:

  • развитие положительной жизненной позиции;
  • воспитание;
  • сострадание к горю человека;
  • поиск смысла жизни;
  • покориться либо бросить вызов судьбе;
  • отношение к инвалидам.

Короленко первым в литературе поднял проблему инвалидов. Эта тема была актуальной не только в XXI столетии.

Краткое содержание

Основная роль в повести отведена Петру Попельскому. Мальчик был сыном довольно зажиточных помещиков с Западной Украины, но родился слепым. При первых криках новорожденного ребенка его мать, еще не зная ужасного диагноза, уже начинает это понимать и постоянно спрашивает повитуху, почему малыш все время плачет. На это та она отвечает, что кричат все маленькие дети. Однако мать новорожденного не успокаивается. Она уверена, что малыш кричит как-то особенно, будто ему очень страшно.

Через несколько месяцев после рождения врачи ставят ужасный диагноз — ребенок слепорожденный. Писатель не зря назвал свою повесть этюдом. Он все время интересовался медициной и психологией. Это заметно, поскольку в течение всего повествования присутствуют научные суждения о природе отношений между отсутствующими зрительными впечатлениями и слуховыми, которые их заменяют.

В книге есть описание того, как люди с ограниченными возможностями в определенное время могут почувствовать озлобление на весь мир.

Главные персонажи:

  • Петр Попельский — слепорожденный мальчик;
  • Анна Михайловна — мать ребенка;
  • Иохим — конюх;
  • дядя Максим — брат матери;
  • Роман и Егорий — слепые монахи-звонари;
  • братья Ставрученко — друзья семьи;
  • Эвелина — возлюбленная Пети.

Встреча с Эвелиной

Короленко в своем трагическом этюде описывает героя, который наполнен позитивными переживаниями. К счастью Петра Попельского, еще в детстве он знакомится с проживающей по соседству очаровательной и не по годам умной девочкой Эвелиной. Она сыграла немаловажную роль в жизни главного персонажа.

У Пети нет друзей. Другие дети все время сторонятся его. В один из дней он на прогулке случайно знакомится с Эвелиной. Вначале она не поняла, что Петя слепой, а когда узнала о его проблеме, горько заплакала.

Эвелина была девочкой, которая сразу же поняла, что в жизни она пойдет рука об руку со своим новым другом.

В дальнейшем она стала его супругой и родила зрячего мальчика. Это событие немного примиряет Петю с его тяжелой судьбой.

Музыкальные способности

Еще одно радостное событие, которое облагораживает и озаряет светом существование Петра, — появление у него музыкальных способностей. Сначала он слышит обычную дудочку, на которой играет конюх. Главный герой любил его слушать, тот все время исполнял грустные мелодии. Через некоторое время Петр и сам начал учится игре на дудке. Мама, заметив способности сына, купила рояль.

Когда Петя услышал первые звуки пианино, ему стало плохо. Эта музыка ему показалась чересчур «крикливой». Но постепенно мальчику начинают нравиться звуки, которые издает рояль, он соглашается брать уроки игры на этом инструменте. Музыкальные педагоги помогают Пете освоить ноты, открывают в нем музыкальный талант, прививают тягу к искусству.

В произведении Короленко основные персонажи пытают помочь друг другу стать морально сильней, все время оказывают психологическую поддержку. Безмерная любовь и терпение отмечаются в процессе всего описания этюда со стороны друзей, дяди и мамы. Когда Петя проходит через очередные моральные испытания, познавая мир с помощью звуков, Эвелина находится возле него, ее нежная, но в то же время уверенная рука всегда готова оказать помощь.

Родные люди

Отец главного героя является добродушным человеком, однако он равнодушен ко всему, за исключением собственного хозяйства. Петин дядя Максим, наоборот, характеризуется мужеством и боевым духом. Этот человек даже брал участие в боях, в одном из них он стал инвалидом.

Именно дядя начинает заниматься воспитанием ребенка, объяснив для начала своей сестре Анне, что чрезмерная любовь и попечительство могут только навредить мальчику.

И вот наступает великолепное время года — весна. Незрячий ребенок встревожен окружающими его звуками, шумом, который издает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Дядя и мама повели ребенка на берег реки.

Взрослые не видят волнения Петра, а он от большого количества новых впечатлений упал в обморок. После такого недоразумения родные люди пытаются помочь ребенку постичь ощущения и звуки.

Знакомство с монахами

В один из дней дядя позвал к себе в гости старого приятеля и его двух сыновей-студентов. Одновременно с этим приезжает в усадьбу их товарищ. Молодежь привнесла некоторое разнообразие в замкнутый уклад семьи. Это было сделано специально, чтобы Петр смог узнать, что вокруг него бурлит насыщенная жизнь.

Вечером он играет для гостей на пианино. Присутствующие поражены великолепным исполнением и сулят великолепное будущее музыканту. В этот момент главный герой по-настоящему почувствовал собственную значимость.

Вскоре дядя Максим решил нанести своему приятелю ответный визит в его усадьбу, взяв с собой Петю. По дороге они заезжают на колокольню, в которой знакомятся с монахами-звонарями. Оказалось, что они слепые, как и юный музыкант.

Короленко описал первого монаха, слепого с рождения и озлобленного на окружающих, и второго, который видел в детстве, а затем потерял зрение из-за болезни, но не забыл лица своей матери. Этот человек веселей, добродушней, по-другому относится к миру.

Знакомство с монахами заставляет главного персонажа произведения задуматься. Его начали мучить сомнения. А вдруг такая злоба находится в душе у всех людей, которые были с рождения слепыми? Рассуждения не дают мальчику расслабиться.

После этого знакомства Петр постепенно чувствует всю боль своего недуга. Он стал чужим, раздраженным и злым, начинает терзать родных. Мальчик пытается узнать непонятные ему образы красок, которые его окружают, болезненно ощущает прикосновение солнечных лучей.

Спустя время мальчик сильно заболел, а после выздоровления сказал, что переезжает с дядей в Киев, чтобы учиться профессионально музыке. В действительности он уходит в странствие с нищими, чтобы постигнуть всю необъятность мира. После возвращения в усадьбу герой стал другим человеком. Его душа исцелена.

Путешествие в Киев было отложено на год. Главный герой все-таки едет учиться, а спустя некоторое время происходит его дебют на большой сцене.

Так завершается повесть Короленко «Слепой музыкант», ее краткое содержание передает только поверхностный смысл произведения, оно не может раскрыть всю проблематику и глубину характеров героев. Чтобы понять, что хотел сказать писатель, повесть нужно прочитать полностью.

«Слепой музыкант» – анализ произведения В.Г. Короленко

История создания

На написание и доведение повести до идеала Короленко потратил 13 лет. В процессе ее создания писатель 15 раз переиздавал произведение:

  1. Впервые он сел за перо в 1885 году и закончил год спустя.
  2. С 1886 года писатель начал публиковать ее в газете «Русские ведомости». Она вошла в десять номеров.
  3. В том же 1886 Владимир отредактировал произведение и издал его в седьмом номере журнала «Русская мысль».
  4. Первая самостоятельная печать повести состоялась в 1888 году и этот вариант также был переработан автором.
  5. В 1898 году во время очередного нового издания Короленко добавил значимые для произведения эпизоды: встречу со слепыми звонарями и уход Петра с нищими.

Столь тщательная работа была проведена не зря, это сделало «Слепого музыканта» самой значимой работой Короленко, которая весьма полюбилась его современникам.

У главного героя было несколько прототипов. В детстве автор был знаком со слепорожденной девушкой. Воспоминания о ней и ее жизни были взяты Короленко за основу для описания мировосприятия Петра. Среди учеников Владимира был парень, который постепенно терял зрение, а также он был знаком со слепым музыкантом. Встречу со слепыми звонарями автор написал в 1890 году, после того как побывал в Саровском монастыре.

Основная тема и жанр

Основная тема произведения — как стать счастливым. Писатель находил суть счастьям в том, чтобы приносить радость и пользу другим. Проблематика повести выражается в затронутых автором вопросах смысла жизни, искусства и преодоления трудностей, что дает жизнь. Гуманист Владимир Короленко одним из первых начинает говорить о людях с ограниченными возможностями, хотя проблема стала по-настоящему обсуждаемой лишь в XXI веке.

«Слепой музыкант» — это повесть, по направлению в литературе она относится к реализму. Произведению присущи одновременно философские рассуждения и психологические мотивы. Владимир же в подзаголовке назвал свою работу этюдом. Это неслучайно, ведь в музыкальных произведениях есть такой же вид жанра, который означает изучение чего-либо. В повести писатель показывает, как незрячий человек обрек смысл жизни.

По традициям жанра характер персонажей объясняется множеством обстоятельств: окружающими людьми, условиям жизни и ситуациями, в которые они попадали. Характер Петра постоянно меняется, и даже в конце он не кажется полноценно счастливым. Таким образом, Короленко, оставляя героя на пике его возможностей, дает читателю возможность самому придумать его дальнейшую судьбу.

В персонажах Петра и дяди Максима ощущается небольшое влияние таких направлений, как романтизм и сентиментализм. Но при этом повышенная эмоциональность и замкнутость первого героя была обусловлена тем, что он инвалид. Его эгоистичность также находит объяснение в повести — это следствие хорошей жизни в любящей семье. Персонаж Эвелины абсолютно реалистичен, помимо ее романтического внешнего вида. По мнению автора, любящая девушка должна быть как она.

Композиция и сюжет

Композиция повести состоит из семи глав. События разворачиваются в сюжете на протяжении примерно 20 лет: от появления главного героя на свет, до того как он сам стал отцом. Все что происходило в эпилоге, случилось три года спустя после основной сюжетной линии. Вершиной развития центрального персонажа стал его концерт, что изменил мировоззрение слушателей.

Краткое содержание опишет все события, происходящие в повести. Все действия происходили примерно на Волынщине, местности, откуда родом сам автор.

Госпожа Попельская родила слепого ребенка, своего первенца Петра. Мальчик стал единственным ребенком в семье и был всеми обожаемым. Во благо Петра его дядя Максим решил усиленно развивать мальчика, чтобы частично компенсировать его слепоту. Сначала он запретил всем родным слишком заботится о мальчишке и спустя несколько месяцев от рождения он уже ползал по дому.

Читайте также:  Анализ комедии Гоголя Ревизор

Увлечение музыкой

В пятилетнем возрасте мальчика поразила игра на свирели Иохима, конюха его семьи. После Петрусь и сам быстро научился играть на инструменте. При этом пианино, что его мама привезла из города и на котором сыграла очень сложную пьесу, нисколько не привлекло главного героя. Свирель оказалась милее, ведь когда-то была среди украинской природы, и сделана из родной вербы. После того как Петр научился игре на фортепиано, дядя попросил Иохима спеть ему народную песню. Ее образы были просты и понятны слепому ребенку.

Петр ввиду своего недуга не мог играть с другими детьми. Его единственным другом стала соседская девочка Эвелина, дружба с которой стала для него настоящим подарком судьбы.

Со временем мальчик начал бояться призраков, что таились в его темноте. Петрусь был подобен цветку, растущему в теплице и огражденному от настоящей жизни. Его душа словно дремала в сладком полусне и была отгорожена от всего незримой стеной. Дядя Максим осознавал, что он обязан будет покинуть это состояние, а потому принял решение ускорить выход племянника из полудремы.

Максим пригласил погостить в доме помещика Ставрученко с двумя сыновьями. Один из них был музыкантом, а второй — филологом. Вместе с ними Петрусь почувствовал себя непричастным к веселой жизни других молодых людей. И в результате знакомства он решает, что лишний в этом мире. Но как только он играет на фортепиано, его манеру исполнения все признают уникальной.

И тогда Петр впервые осознает на что он мог бы пригодиться в этой жизни. Его идею поддерживает Эвелина и говорит, что у него может быть своя работа.

Испытания героя

В шестой главе происходит кульминационный момент сюжета. На долю слепого, решившего радовать своим талантом окружающих, выпадает ряд испытаний:

  1. Сначала было обнаружено захоронение вожака гайдамаков Игнатия Карого и слепого бандуриста Юрка, что когда-то повсюду сопровождал его отряд. Они покоились в одной могиле. Тогда Петр понял, что даже слепой человек может многого добиться в этой жизни.
  2. Во втором эпизоде, одном из самых важных по мнению Короленко, герой встречается со слепыми звонарями. Незрячий от рождения звонарь Егорий, как и Петр, был обозлен на этот мир за его несправедливость по отношению к себе. Роман, также звонарь, потерял зрение в детстве, но при этом любил жизнь и был добрым. После встречи с ними Петр решил, что ему суждено до конца дней быть злым. И его глубокая грусть сменилась на раздражительную нервозность. И любовь к Эвелине его больше не радовала: он не хотел быть для нее обузой.
  3. Последнее испытание произошло во время встречи со слепыми возле чудотворной иконы в католической церкви. Петр завидовал им, ведь, по его мнению, ежедневная потребность беспокоиться о пропитании и одежде отвлекали их от раздумий о своей инвалидности. В результате герой отправляется в путешествие вместе со слепыми бедняками под руководством Кандыбы, которому во время войны выжгло глаза. Дядя Максим соврал родным, чтобы они не беспокоились, и сказал, что они с племянником в Киеве, где он брал уроки игры у пианиста.

Спустя несколько месяцев Петр отважился жениться на Эвелине. У них родился абсолютно здоровый сын и страх о своей личной жизни у главного героя пропал.

Заключающая сцена разворачивается спустя три года после рождения ребенка. Тогда Петр, незрячий музыкант, на Контрактах в Киеве поразил публику своим искусством игры на фортепиано. По мнению Максима, племянник прозрел, ведь смог напомнить счастливым, имеющим все людям о несчастных. Он оставил свои эгоистичные страдания и страхи и принял роль счастливого человека.

Художественные особенности

Природа вокруг Петруся влияет на становление его личности, а потому пейзаж весьма важен в повести. В основном в ней Короленко описывает пейзажи с точки зрения восприятия их главным героем. Он говорит, что природа повсюду вокруг Петра, но для слепого она необъятна и непонятна сполна.

Текст также наполнен множеством философских раздумий. К примеру, о том, что глаза не только отражают душу человека, как зеркало, но и служат окном, через которое в эту самую душу поступают впечатления от окружающего мира. Писатель сумел описать удивительную игру незрячего парня и его музыку. В ней голоса природы соединялись и звучали, расширяя сердце таким чувством, которое сложно было описать.

Анализ произведения поможет во время подготовки к уроку и если понадобится написать сочинение по «Слепой музыкант».

Анализ повести “Слепой музыкант”

История создания. В повести отражены воспоминания, Короленка о матери (не случайно героиню зовут Эвелина), пребывания на Волыни, Житомирщине, Ровненщине, посещение Почаевской лавры и Саровского монастыря (Тамбовщина). Хотя произведение впервые появилось в газете “Русские ведомости” 1886 года, писатель неоднократно возвращался к нему, вводил новые эпизоды и образы. Даже в 1917 году он переделывал некоторые страницы повести и писал об этом одному из своих друзей: “Моей главной художественной задачей было не только воспроизведения психологии

Похожие сочинения:

Слепой музыкант Владимир Галактионович Короленко Слепой музыкант Повесть (1886) На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом.

Анализ повести Диккенса “Рождественская песнь в прозе” Перевод названия произведения в русской литературе встречается в нескольких вариантах: “Рождественская песнь в прозе”, “Рождественская песня”, “Рождественская история”, “Повесть о Рождестве с участием Духов”. Замысел написать произведение на тему Рождества.

Русские цари. Династия Романовых 1613-1645 Михаил Федорович 1645-1676 Алексей Михайлович 1676-1682 Федор Алексеевич 1682-1689 София Алексеевна, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич 1689-1725 Петр І (до 1696 г. с Иоанном) 1725-1727 Екатерина І (жена Петра І).

Анализ повести “Ночь перед Рождеством” История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым.

Анализ повести Н. В. Гоголя “Шинель” Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”.

Похождение жука-носорога РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Похождение жука-носорога Сюжет этой сказки К. Г. Паустовского незамысловат. Петр Терентьев уходит из деревни на войну. Его маленький сын Степа подарил отцу старого жука-носорога.

Анализ повести Маркеса “Очень старый человек с огромными крыльями” Габриэль Гарсия Маркес один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы “магический реализм”. Данное направление возникло как новое направление в латиноамериканской литературе в 30-40 гг. XX века. В ее.

Анализ повести “Конрад или Ребенок из консервной банки” Повесть сказка Кристине Нестлингер “Конрад или Ребенок из консервной банки” посвящена проблеме отношения детей и взрослых. Автор пытается показать родителям, что стремление воспитать своих потомков “идеальными” лишает детей ихней индивидуальности.

АВТОР, РАССКАЗЧИК И ГЕРОЙ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” “Капитанская дочка” – историческая повесть, написанная в форме мемуаров. В этом произведении автор представил картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта.

Сцена свидания г. Н. Н. и Аси в повести И. С. Тургенева “Ася” (анализ эпизода) Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и.

Анализ повести Г. Белля “Путник, когда ты придешь в Спа…” Эта повесть одна из самых сильных повестей из антивоенной литературы XX века. Она как гимн для потерянного поколения. Ее название “Путник, когда ты придешь в Спа…” – это цитата двустишья-эпитафии.

Сочинение на тему Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление.

ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к.

Уроки нравственности в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Русская литература 1-й половины XIX века Уроки нравственности в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не.

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА “ОЛЕСЯ” МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА “ОЛЕСЯ” Произведения А. И. Куприна отмечены глубоким проникновением в законы жизни и одновременно восхищением ее энергией и богатством. Его герои.

Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести А. П. Платонова “Котлован” Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и “самобытный”. Только к концу ХХ века, после многократного.

Сочинение “Разные времена – разные герои” В разных временах были свои герои, которые совершали подвиги, какие – то действия во благо страны или мира. Но бывало и такое, что в то время, когда жил человек и.

БЕЗДНЫ РУССКОЙ ДУШИ В ПОВЕСТИ И. А. БУНИНА “СУХОДОЛ” В повести “Суходол” И. А. Бунин рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную. Как писал позже сам Иван.

ТЕМА ДВОРЯНСТВА В ПОВЕСТИ И. А. БУНИНА “СУХОДОЛ” В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период упадка. Это своеобразные “унесенные ветром” – люди, которые не смогли.

ВАЖНОСТЬ ЗАЩИТЫ МИРА ЖИВОТНЫХ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) ВАЖНОСТЬ ЗАЩИТЫ МИРА ЖИВОТНЫХ (по повести Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Всем, кто читал забавные и увлекательные произведения Дж. Даррелла, знают, что их автор – страстный и неутомимый защитник мира живой.

Поиски гармонии человека с природой в повести Кавабата “Тысяча журавлей” Повесть Кавабата “Тысяча журавлей” представляет читателю японские национальные принципы этики и эстетики, среди которых едва ли не главной проблемой является поиск гармонии Человека и природы. Природа для героев повести является.

Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести В. В. Быкова “Сотников” Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях.

МОТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” МОТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Вклад Александра Сергеевича Пушкина в русскую литературу по-настоящему бесценен. Трудно найти другого такого писателя или поэта, который с невероятной точностью.

Сочинение по повести Вольтера “Простак” За всю свою жизнь я прочитала достаточно книг, чтобы определить свой собственный вкус в литературе. Большинство из них имеют приключенческий характер. Я была уверена, что нашла именно тот жанр, который.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА В ПОВЕСТИ А. КАМЮ “ПОСТОРОННИЙ” – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА В ПОВЕСТИ А. КАМЮ “ПОСТОРОННИЙ” В творчестве А. Камю отразилась философия экзистенциализма. Экзистенциализм – это философия, осмысливающая основы существования человека в ситуации, когда “Бог умер” (Ф. Ницше).

Трудности военного времени (по повести В. Г. Распутина “Уроки французского”) Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. Именно поэтому в произведениях В. Г.

ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА “ЧЕРНЫЙ МОНАХ” Повесть “Черный монах”, на мой взгляд, одно из лучших произведений А. Чехова. В нем отразилась глубокая философия автора, а также переданы те ощущения беспокойства и тревоги, которые, по воспоминаниям современников.

Образ Олеси в повести А. И. Куприна “Олеся” В русской литературе очень много характерных образов женщин. Среди них встречаются и сильные духом, и умные, и самоотверженные, и многие другие. Русские женщины с их богатством внутреннего мира всегда притягивали.

ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-х годах XIX века возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против.

Образ и характеристика Петра Попельского в повести «Слепой музыкант»

Меню статьи:

В 1886 году в печати выходит произведение Владимира Короленко под названием «Слепой музыкант». Писатель поднимает вечные этические темы, задается вопросами о смысле жизни, об искусстве, о сущности любви, о процессе воспитания. Собственно, образ и характеристика Петра Попельского в повести «Слепой музыкант» и будет интересовать нас в этой статье.

Автор признавался, что написание «Слепого музыканта» преследовало несколько целей: во-первых, это желание исследовать психологию слепого человека, используя литературные методы и приемы; во-вторых, это стремление продемонстрировать общую для человечества погоню за идеалами. Мечта о достижении идеала – это выражение тоски о полноте, о совершенстве человека, которое тот однажды потерял.

Герои повести в контексте сюжетной канвы «Слепого музыканта»

Основное действующее лицо произведения Короленко, безусловно, – Петр Попельский. Герой – музыкант по призванию, однако с одной особенностью. Если известный немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен потерял слух, то литературный персонаж Петр Попельский родился слепым. Ниже мы представим характеристику образа Петра Попельского из повести «Слепой музыкант».

Среди главных персонажей произведения выделяется и фигура дяди Максима (Яценко). Максим приходился дядей Петру, а также братом Анне Михайловне. Дядя уделял значительное внимание воспитанию Петра.

Любимую женщину Петра писатель назвал поэтичным именем – Эвелиной Яскульской.

Также в повести выведены и второстепенные персонажи, среди которых стоит выделить:

  • Анну Попельскую, приходившуюся Петру матерью;
  • Иохима, служившего конюхом. Иохим играл на дуде, развивая у Петра любовь к музыке;
  • Федора Кандыбы и Кузьмы – слепых людей, которые сопровождали юного Попельского в Почаев;
  • Наконец, братьев Ставрученко – студентов, которые гостили у Анны Михайловны Попельской.
Читайте также:  Характеристика и образ Якова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

Образ главного героя повести Короленко

Происхождение Петра Попельского

Герой родился в богатом семействе, проживающем на территории юго-западной Украины. Это деревенские помещики Попельские. Когда мальчик родился, никто, кроме матери, понятия не имел, что новорожденное дитя слепо. Сына назвали Петром. Мать с самого начала догадывалась, что у ребенка врожденный недуг: очень уж странное выражение лица было у мальчика. Петруся показали доктору, который сказала, что мальчик слеп, и слепота Петра лечению не поддается.

У героя – необычная внешность. Лицо мальчика наделено недетской серьезностью. Глаза отличаются подвижностью и красотой, хоть и не видят.

Взгляд Петра – немного суровый, но вместе с тем трогательный. В 5 лет юный Попельский выделялся стройностью и высоким ростом. Мальчик наделен благородными чертами лица, бледностью кожи. Светлый оттенок кожи подчеркивался чернотой волос Петра. Слепота придавала мальчику – по мере взросления – отпечаток горя, глубоких, тяжелых переживаний, не характерных для ребенка.

Семья главного героя

Петр родился в зажиточной семье, однако отец мальчика интересовался исключительно делами хозяйства. От всего остального мужчина был далек. Воспитанием Петра занимался дядя. Характер Михаила – бойцовский, твердый, упрямый – не раз выручал героя в жизни. В молодые годы Яценко служил у Гарибальди – в Италии. Пройдя войну с австрийцами, Максим получил тяжелое ранение: во время боя мужчине оторвало ногу. Из-за увечий герой возвратился в родные края. Травмы не позволяли Максиму вести прежнюю активную жизнь. Поэтому герой нашей смысл жизни в воспитании племянника.

Мать Петра слепо любит сына. Опекая, чрезмерно заботясь о сыне, мать часто не понимает, что вредит мальчику. Специфика отношения матери к Петру нередко становится причиной раздоров между братом и сестрой. Максим считает, что вопреки слепоте Петр должен научиться быть сильным, упрямым, быть бойцом.

Первые впечатления мальчика

Весной маленький Петр впервые знакомится с жизнью. Это обилие впечатлений, с которым сталкивается слепец. Слепые люди иначе воспринимают мир, который встречает их шумом, звоном телесных ощущений. Мать и дядя приводят Петра на берег реки. Петрусь по-другому воспринимает мир, познавая природу не через визуальные образы, а с помощью звуков и ощущений. Не справившись с новым опытом, мальчик падает в обморок. Но родственники помогают слепому ребенку находить общий язык с миром.

Знакомство с музыкой

Первый опыт, связанный с музыкой, мальчик получил, слушая игру Иохима – родительского конюха. Мужчина любил играть на дудке. Иохим сделал музыкальный инструмент самостоятельно. Мелодии, которые наигрывал герой, отличались грустным характером: Иохим мучился от несчастной любви.

По вечерам Иохим брал дудку и наигрывал меланхоличные мотивы. Вечерами же слепой мальчик – панский сынок – приходил на конюшню, чтобы услышать звуки музыки. Иохим учил Петра игре на этом простом инструменте.

Мать мальчика приревновала сына к конюху: чтобы Петрусь проводил с ней больше времени, женина заказала для сына фортепиано. Мама слепца умела играть на пианино: сев за инструмент, Анна Михайловна начала играть мелодию, но Петра новая сложная, громкая музыка привела в крайнее смятение. Мальчик снова потерял сознание.

Анна Михайловна – мудрая женщина. Героиня понимает, что в простых звуках дудочки кроется большая чувственность. Тогда мать Петра изъявляет желание научиться игре на дудке. Иохим учит женщину. Однако Петрусь проявляет интерес и к фортепианной музыке, учась играть на пианино. Кром того, дядя мальчика знакомит племянника с народными песнями и мотивами.

Круг общения Петра

Петр Попельский вел довольно уединенную, замкнутую жизнь. Друзей у мальчика не было. Слепота ребенка отпугивала других детей от Петруся. Однажды Петр встречает Эвелину – девочку, живущую по соседству. Дети – одного возраста, поэтому быстро подружились. Эвелина не сразу догадалась, что новый друг слеп. Но Петр попросил потрогать лицо девочки: Эвелина испугалась, но потом от жалости расплакалась. С тех пор дети дружили и близко общались. Эвелина – вместе с Петром – учится музыке, занимается у Максима Яценко.

Приезд гостей в дом Попельских

Максим пригласил в гости старинного друга по фамилии Ставрученко. У товарища дяди Петра было два сына, которые прибыли вместе с отцом. Семья Ставрученко занималась собирательством фольклора и народных песен. Приезд гостей оживил тихую, спокойную жизнь поместья Попельских. Дядя желал продемонстрировать племяннику и подруге Петра, что существует разная жизнь, в том числе яркая, шумная, полная интересных вещей. В этот момент Эвелина осознает, что любит Петра и хочет выйти замуж за друга.

Петр сыграл для гостей на пианино. Визит гостей и восхищение игрой юноши показали юношу Попельскому его талант, способность создавать прекрасные вещи, музыку. Позже Попельские приехали в дом к семейству Ставрученко с ответным визитом.

Поездка в монастырь

Попельские и Ставрученко совместно посещают монастырь. Дорога в обитель наполнена философским созерцанием. Здесь путники останавливаются у могилы атамана Игната Карого. Рядом находится также захоронение слепца-бандуриста Юрка. Столкновение жизни и смерти навевает грусть и задумчивое настроение на путников.

Слепота

Приехав в монастырь, путники встретили также слепого звонаря по имени Егорий. Юноша – послушник – чем-то напоминает юного Попельского внешне. Однако Егорий, в отличие от Петра, не наделен тою же смиренностью. Послушник злится на мир, на людей, на судьбу. Егорий ведет себя грубо и неотесанно, ругаясь с ребятишками, желающих пробраться на колокольню. Петр решился поговорить с послушником наедине. У Петра и Егория много общего: оба – слепые от рождения. Однако Егорий – не единственный слепец, проживающий в стенах монастыря. Путники встретили также Романа – доброго, ласкового человека. Роман потерял зрение в 7 лет. Егорий чувствует к Роману зависть, потому что тот помнит мир, лица родных людей.

После встречи слепцов, Петр иначе посмотрел на самого себя. Выбирая между Романом и Егорием, юноша принял сторону Егория, озлобившись на мир. Петр ощутил собственную неполноценность, увечье. Молодой Попельский уверен, что злость – общая черта всех слепцов от рождения. Отношения в доме Попельских изменились: злость Петра мучила родных.

Изменения в Петре

Петр интересуется цветами и вещами, доступными зрячим людям. Солнце причиняет юноше боль, поэтому Петрусь считает, что нищие люди – счастливые, ведь нужды, заботы о пропитании и крове не позволяют задумываться о боли. Максим с племянником идут поклониться иконе, которая славится чудотворными силами. По дороге герои встречают множество нищих, просящих подаяния. Слепые нищие поют песни, но Петр не желает слушать пение. Между тем, дядя все же увещевает юношу: следует подать милостыню и послушать песни.

Болезнь Петра и отъезд из дома

Вернувшись из монастыря, Петр заболел. Болезнь протекала тяжело. Выздоровев, юноша решился уехать из дома – вместе с дядей – в сторону столицы. В Киеве юный Попельский задумал учиться музыке у именитого мастера.

Однако Петр солгал близким: Максим уехал в Киев, откуда извещал Попельских о делах Петра, но сам юноша в компании слепцов ушел в направлении Почаева. В странствиях Петру открылся мир и жизнь.

Возвращение Петра домой

После путешествия душа юноши излечилась. Обман Петра раскрылся, вызвав гнев мамы, которая, впрочем, быстро простила сына. Путешествие в столицу отсрочено на один год. Домой вернулся и Максим. В скорости юный Попельский взял в жены Эвелину. Петр счастлив, но это не значит, что музыкант позабыл о товарищах по странствиям. В родном селе Петра живет и Кандыба, с которым Попельский ходил в Почаев. Товарищи часто видятся.

Рождение ребенка и приход известности

Эвелина родила Петру сына. Старший Попельский волновался, что мальчик унаследует слепоту, однако доктор приносит радостную весть: ребенок способен видеть. Петр радуется и радость музыканта так сильна, что, кажется, зрячесть сына подарил зрячесть и родителю.

Спустя несколько лет Петр обретает известность как музыкант. Попельский приезжает в Киев, где собирает фортепианной игрой полные залы людей, пришедших послушать игру талантливого слепца. Наслаждается игрой племянника и Максим. Дяде приятно, что в музыке Петра прослеживаются мотивы народных песен, любовь к которым привил дядя. Петр импровизирует, вплетая в музыку и песни, которые пели нищие слепцы. Максим находит смысл жизни в том, что сумел раскрыть племяннику многообразие мира и чувств.

Характер Петра

Читая «Слепого музыканта», человек столкнется с необычной спецификой текста: писатель представляет словно всю жизнь главного героя, будто на ладони. Читатель наблюдает за изменениями в личности центрального персонажа. Но на протяжении всего повествования остается неизменным одно – богатая, чуткая, нежная, ранимая душа Петра. Герой необычно и глубоко воспринимает окружающий мир. Отсутствие зрения сделано слух мальчика чрезвычайно острым и чутким.

Максим воспитывает племянника сильным и физически развитым мальчиком. Петр обучен верховой езде, занимается физическими тренировками. Дядя позаботился также о режиме мальчика. Развитие юного Попельского проходит гармонично: кроме физического аспекта, родители слепого мальчика заботься также об интеллектуальном воспитании сына. Петр знает русский и французский, интересуется литературой, умеет читать тексты – специальные, для слепых, ощупывая текст пальцами.

Удивительно, как автор «Слепого музыканта» – Владимир Короленко – тонко передает в своем произведении психологию мальчика-инвалида, его переживания, чувства, умения или неумения предстают перед читателем как на ладони.

«Звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие… Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее, налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками… быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали…» Нужно иметь огромный талант и знания психологии, чтобы так писать.

Только вот интересно, как можно слепому объяснить, как аист стоит на одной ноге, если он никогда не видел ни птиц, ни животных и не имеет представления, как они выглядят.

Страшно, когда в семье рождается больной ребенок. При нехорошем известии родители сначала испытывают шок. Есть те, кто, подобно героине из повести Владимира Короленко «Слепой музыкант» смиряются и стараются нести свой крест по жизни.

Если дитя рождается слепым, кто виноват в его несчастии? Это вопрос, но, может быть, для того, чтобы помочь такому же слабому. Безногий Максимыч и слепой ребенок нашли друг друга. Оба с увечьями, они рано хлебнули горя и познали, что такое быть отверженными. «Этот малый, — сказал Максимыч как-то в разговоре с матерью мальчика, пуская кольцо за кольцом, — будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться». Что это – пророчество или предостережение? Или сказаны такие слова из сочувствия к бедному, уже с малых лет познавшего горе ребенку.

Как бы там ни было, мать очень серьезно восприняла совет этого испытавшего горе человека. «Глупая заботливость, устраняющая от него необходимость усилий, убивает в нем все шансы на более полную жизнь». Это выражение можно считать метафорой, прочитав которую есть чему поучиться. Действительно, заботливость родителей бывает разной – фанатичной и рассудительной, той, что, шаг за шагом, прививая ребенку нужные навыки, старается максимально облегчить его дальнейшую участь. Мудрая мама приняла во внимание слова Максимыча. «Спустя несколько месяцев после этого разговора мальчик свободно и быстро ползал по комнатам, настораживая слух навстречу всякому звуку, и с какою-то необычною в других детях живостью ощупывал всякий предмет, попадавший в руки».
Его судьба удивительна, и я, если будет время с удовольствием об этом прочитаю.

Читаю повесть «Слепой музыкант» с удивительными описаниями чувств и ощущений мальчика, и вдруг возникает вопрос: Иисус Христос исцелил слепорожденного человека, того, который никогда не видел. Как он воспринял краски мира, его разнообразие и пейзажи. Ведь раньше он этого никогда не видел. С одной стороны, это огромное счастье, а с другой – человек учится жить заново, познавая другой, ранее неведомый ему мир.

Но вернусь к повести «Слепой музыкант». Удивляют строки, где описывается пейзаж. Внутри сожаление о том, что мальчик никогда не увидит такой великолепной природы, которая «раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце».

Да, страшно, очень страшно быть слепым.

Слепой…Прискорбно, когда в семье рождается необычный ребёнок. Так произошло и в семье Попельских. Мальчонка родился незрячим, но долгое время никто, кроме матери это не замечал. Что это – благословение или проклятье? Каждый решает по – своему. Мать, понявшая трагизм ситуации, решила во всём опекать мальчика. К счастью для Петруся в доме находился дядя, в своё время прошедший, как говорят в народе, «Крым и рым». Он настаивает на том, что ребёнка следует воспитывать в бойцовском духе. Поражает настойчивость, с которой он обучает Петруся познавать мир вслепую. Мальчик рос, как все обычные дети – девочка Эвелина даже поначалу не признала в нём слепого, пока мальчик не стал ощупывать её лицо. Хорошо, что рядом живёт конюх Иохим, играющим на дудке – мальчик живо интересуется музыкой. Не обошлось и без ревности – мать, ревнуя сына к конюху, притаскивает в дом рояль. Постепенно юноша научился играть и на нём. Прекрасно, что рядом с ним всегда находились люди не жалеющие «слепого калеку», а желающие научить всему необходимому – каждый тому, что умел сам. И за это им честь и хвала.

Прочитав повесть «слепой музыкант» невольно задумываешься о силе духа таких людей. На взгляд обывателя это невозможно. Но герой повести наглядно доказывает обратное. Да, жизнь не баловала его, но мальчик, а затем и юноша, не унывая нёс свой крест. Многие приходили смотреть на него, как на чудо, но парень относился к своему состоянию спокойно и ровно. Знакомство с девочкой со временем вырастает в большое, светлое чувство и молодые люди создают семью. Только однажды, познакомившись в монастыре с таким же незрячим от рождения Егорием, который всем сердцем завидовал Роману (тот потерял зрение позже) и помнил, как видел лицо матери, цвет неба… Петр изменил своё мнение. Семена отчаянья жестоко брошены в благодатную почву – парень вдруг начинает тосковать, считая себя самым несчастным…Ощущения, всегда приносившие радость, стали теперь ненавистны, в озлоблении он терроризирует родных требованием объяснить, какие бывают цвета и чем отличаются, даже завидует нищим… Тут – то и появляется мудрый дядя – заставивший Петра собственноручно раздать им милостыню. Народная мудрость гласит: «если тебе плохо, найди человека, которому ещё хуже и помоги ему». В итоге наш герой, хоть и не сразу, но нашёл в себе силы смириться и жить дальше. Просто потому, что понял…

Ссылка на основную публикацию