Анализ повести Знак беды Быкова

Война и личность в произведении «Знак беды»

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны — это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности. Тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям “свыше”, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941-му году предшествовали страшный 1929-й год — год “великого перелома”, когда за ликвидацией “кулачества как класса” не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, — и, может быть, еще более страшный 1937-й год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова “Знак беды”. Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне: “Обелиск”, “Сотников”, “Дожить до рассвета” и другие. После “Знака беды” творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как “В тумане”, “Облава”.

В центре повести “Знак беды” — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними — и фашисты. Они не показаны В. Быковым жестокими и зверствующими, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома — воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. “За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом”, — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет об истоках его формирования. Задумываясь над смыслом названия повести, вспоминаешь строки из стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 году: “Перед войной, как будто в знак беды. ” То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором говорит Быков.

Степанида Богатько, которая “шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках”, поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром ее называют сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: “А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?” Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: “Делайте что хотите. Но без меня”. Именно в предвоенных годах следует искать источник формирования характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, пустыми словами о новой жизни, сумела не поддаться страху, сумела сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, а сопротивляясь ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что “был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага”. Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной — не активный, а скорее робкий и мирный, готовый к компромиссу.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор.

Народная трагедия, показанная в повести В. Быкова “Знак беды”, раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

«Знак беды» – краткое содержание повести Василя Владимировича Быкова

Художественные особенности

Повесть «Знак бяды» (оригинальное название) принесла награду своему создателю неспроста. Работа стала весомой вехой в творчестве белорусского прозаика. Произведение сыграло немалую роль в становлении литературного процесса в СССР.

Каждая строчка пропитана писательским стилем. Особенность авторской работы заключается в ограничении пространственного и временного разворота событий. Число главных героев также мало, что позволяет быстро понять, что представляют собой персонажи как личности. К прочим особенностям в ходе рассмотрения краткого содержания «Знака беды» стоит отнести:

  • Преобладание военной тематики с острой проблематикой того времени.
  • Боевые действия контрастируют на фоне психологического поведения центральных героев, проходят невидимой пронизывающей нитью сквозь них.
  • Демонстрация читателям нескольких словесных сцен с рассказами о прошлом персонажей, что позволяет понять, как они дошли до такой жизни.
  • Показ войны глазами простых мирных людей, а не участников боевых действий.

Эксперты в один голос утверждают, что знаковая повесть Быкова — наиболее антивоенное произведение писателя из всех, представленных ранее и позднее. Главная задача автора заключалась в раскрытии перед читателем ужасающих последствий войны и злодейств фашистского режима.

Издания произведения

В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.

В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.

Главные герои повести

Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:

  • Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
  • Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
  • Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
  • Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.

Также в рассказе автор описывает иногда немецких захватчиков, демонстрируя поведение псевдогероев. В некоторых моментах сюжета можно увидеть описание местных жителей, находящихся за гранью бедности.

Краткое содержание

События произведения развиваются вокруг семьи Богатька, проживающей в своей скромной лачуге на хуторе Яхимовщина. Во время раскулачивания они смогли обзавестись своей землей и хозяйством (корова, куры, поросенок). У главных героев есть дочка Феня, обучающаяся в столице на врача, и сын Федя, служащий в танковых войсках. О них автор упоминает в рассказе вскользь.

Степанида вспоминает после прихода немецких оккупантов о том, как служила ранее пану Евхимовскому. Позднее его раскулачили, а панская земля перешла во владение ее семьи. Старик настолько был расстроен утратой своего богатства, что забота героини его не радовала. Вскоре пан повесился.

В дом семьи Богатька приходят полицаи деревни Выселки Гуж и Колонденок. Они сообщают о том, что комфортабельное жилище займут немцы, что вскоре и происходит. Полицаи вместе с захватчиками чувствуют себя там как дома, отправляя хозяев в хлев. Любую вещь, которая им нравится, они берут без спроса, вынуждая выполнять грязную работу за себя местных жителей.

Однажды Степанида не выдерживает. Услышав просьбу надоить им молока, героиня решает сдоить его прямо в землю, чтобы не досталось никому. За что корова, которую хозяйка так бережно пытается упрятать от немцев, расплачивается своей жизнью. Единственное, что осталось у семьи — поросенок. Спрятать его Степаниде помогает Янка. Затем главная героиня выкидывает найденную немецкую винтовку в колодец.

Это не на шутку злит оккупантов. Петрок начинает гнать самогон, чтобы задобрить разозлившихся полицаев и немцев. Те же в ответ расправляются с семейством побоями. Богатька очнулся первым и отправился за самогоном для обработки раны жены. В этот момент полицаи начинают вымогать алкоголь у домовладельца.

Безвольный Петрок выходит из равновесия, проклинает обидчиков, за что получает дозу побоев и пребывание в местах не столь отдаленных.

Степанида узнает о случившемся. На психику героини до этого повлияла и смерть Янки. Она узнает, что у крестьянина Корнилы есть бомба — отличный метод расправится с обидчиками. Она забирает взрывчатку, отдав столь ценного для нее поросенка. Ее цель — взорвать ближайший мост. Полицаи узнают о задумке женщины, но она не дает себя в обиду. Запершись в доме, она поджигает его. На этом пересказ краткий по главам «Знака бяды» оканчивается. Героический поступок становится ошеломляющим финалом жестоких событий ушедшего времени.

Читайте также:  Ларины в романе Евгений Онегин Пушкина (семья Лариных)

Размышления над повестями Василя Быкова о великой отечественной войне

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее. Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев

В повести «Знак беды» внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле «Сотников», учителя Мороза в «Обелиске ». Герои повести «Знак беды» Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа «Знак беды»? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: «Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!».

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то «безумство храбрых», перед которым бледнеют от страха враги.

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести «Карьер». Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил. Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней. Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления. Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет. И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

Знак беды

Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трёх километрах от местечка Выселки. Их сын Федя служит в танковых войсках, дочь Феня учится «на докторшу» в Минске. Начинается война. Быстро прокатывается на восток фронт, приходят немцы. Наступает страшная в непредсказуемости новых бед жизнь.

Поначалу немцы хозяйничают лишь в местечке и на хутор не наведываются. Первыми являются «свои» — полицаи Гуж и Колонденок. Колонденок когда-то, в пору коллективизации, был при сельсовете мальчиком на побегушках. Хотя Гуж приходится Петроку дальним родственником, он грубо унижает хозяев, требуя беспрекословного подчинения. Петрок терпит оскорбления и угрозы, Степанида держит себя гордо и вызывающе. Гуж припоминает, что она была колхозной активисткой, и угрожает расправой. Наконец полицаи уходят, выпив принесённую с собой самогонку. Степанида ругает мужа за его заискивающее поведение. Приход полицаев был не случайным — Гуж присмотрел хутор для постоя немецкого офицера с командой. Через несколько дней приезжают на тяжёлом грузовике и немцы. Они приказывают хозяевам вымыть хату для офицера, самих же Степаниду и Петрока выгоняют жить в истопку. Немцы учиняют полный разгром в хозяйстве. Хозяева со страхом наблюдают все это и ждут ещё больших бед. Когда Степанида пытается показать, что корова даёт мало молока, немцы сами доят корову и за «сопротивление» избивают хозяйку. В следующий раз Степанида тайком выдаивает все молоко в траву. Не получив молока, фельдфебель пристреливает корову. Пока немцы возятся с коровьей тушей, Степанида успевает спрятать за хутором, в барсучьей норе, уцелевшего поросёнка. Помогает ей в этом глухонемой пастушок Янка. Ночью Степанида выкрадывает винтовку повара и бросает её в колодец. Наутро немцы перетряхивают в поисках винтовки всю истопку, забрав при этом скрипку Петрока. Днём его заставляют копать клозет для офицера. Ободрённый тем, что офицер похвалил его за работу, Петрок решается вечером идти просить скрипку. Он долго играет немцам. Скрипку возвращают. Ночью слышатся близкие выстрелы и крики: «Бандитен!» Немцы притаскивают во двор застреленного Янку, неизвестно по какой причине подошедшего к хутору. Назавтра, после приезда посыльного на мотоцикле, немцы собираются и покидают хутор. Степаниде кажется, что она перестаёт ощущать себя в этом мире, и думает только: за что? За что такая кара обрушилась на неё, на людей? И память переносит её на десять лет назад.

Тогда в Выселках организовывали колхоз. На очередном собрании выступал уполномоченный из района, ругал всех за несознательность — кроме членов комбеда, никто в колхоз не записывался. Восьмое собрание закончилось так же. Через день представитель окружкома Новик применил новый метод организации колхоза: на комбеде ставился вопрос о раскулачивании тех, кто не хотел записываться. Запугивая членов комбеда часто повторяющимися словами «саботаж», «уклонизм», Новик добивался, чтобы перевес в голосовании был за раскулачивание. На этих заседаниях присутствовал мальчик на побегушках при сельсовете — переросток Потапка Колонденок, который все услышанное использовал в своих заметках в районную газету. С ужасом читали потом члены комбеда эти заметки, подписанные псевдонимом Грамотей. В них упоминались многие местечковцы, совсем не кулаки. Но так как они использовали наёмную силу, их раскулачивали. Степанида вспоминает горе семей, выброшенных из домов на снег, увозимых вместе с малыми детьми в неизвестность. Милиционер Вася Гончарик, из местных, после того как раскулачил семью своей любимой девушки, застрелился. Он был старшим братом Янки, которому тогда было три года и которого, ставшего на всю жизнь глухонемым, застрелят немцы на хуторе Яхимовщина.

Читайте также:  Сочинение по народной сказке Морозко 5 класс

Вспоминает Степанида и то, как достался им с Петроком этот хутор. Он принадлежал пану Яхимовскому, обедневшему шляхтичу, одинокому старику. Степанида с Петроком, поженившись, работали у старика и жили у него на хуторе. После революции начали отбирать у панов имущество и землю и делить среди бедняков. Хутор достался Богатькам; из обширных земельных владений, которые Яхимовский сдавал в аренду, Степаниде с Петроком нарезали две десятины на горе. Чтобы отвести от земли беды, Петрок поставил на горе крест, и народ прозвал эту гору Голгофой. Когда Степанида пришла к Яхимовскому просить прощения — её мучила совесть, что она владеет чужим имуществом, — старик ответил: «Пан Езус простит». Степанида оправдывалась, — мол, не им, так все равно другим бы отдали, а старик произнёс выстраданно: «Но вы же не отказались. Грех зариться на чужое». Они кормили старика, ухаживали за ним, но он ничего не ел и в один страшный день повесился в амбаре. В этот день, перед тем как обнаружить в амбаре старика, Степанида с Петроком нашли на поле замёрзшего жаворонка, который обманулся первым теплом. И Степанида решила, что это предзнаменование беды, её знак. Так оно и случилось. Пала лошадь, глинистая земля не родила, и вся трудная жизнь не приносила Богатькам ни счастья, ни радости. Потом — коллективизация с её людским горем, беспросветный колхозный труд, и вот — война.

За убитым Янкой приезжают Гуж с Колонденком на подводе. Гуж приказывает Петроку идти на работу достраивать разбомблённый мост. С работы Петрок приходит еле живой. Он решает выгнать самогона, чтобы откупиться от полицаев. За змеевик для аппарата он обменивает свою скрипку. Но самогон не помогает — полицаи требуют его все больше и больше, вваливаются однажды и полицаи из дальней деревни. Не найдя самогона, который уже забрал Гуж, «чужие» полицаи до полусмерти избивают хозяев. Петрок решает покончить с самогоном — разбивает аппарат, откапывает спрятанную в лесу бутылку первача, несёт её домой, чтобы полечить избитую Степаниду. Его уже поджидает Гуж. Отчаяние заставляет Петрока выкрикивать в адрес полицаев и немцев все проклятия, что накопились у него на душе. Полицаи избивают его, тащат, полуживого, в местечко — и навсегда пропадает Петрок. Пропадает человек, за всю жизнь не сделавший никому зла, безвольный, но все-таки однажды прикоснувшийся к безжалостным жерновам истории. Когда-то снежной зимой застряли какие-то машины на большаке возле хутора. Люди из машин зашли в хату погреться. Главный из них, приглядевшись к тяжёлой жизни хозяев, дал им червонец — на лекарство для болеющей дочери. Этот человек был председатель ЦИКа Белоруссии Червяков. И когда арестовали председателя колхоза Левона, Степанида собрала подписи с колхозников под письмом о невиновности председателя и послала Петрока в Минск — отдать письмо Червякову и заодно вернуть долг — червонец. Петрок опоздал на день — Червякова уже похоронили.

Степанида, придя в себя после побоев, после того как слышала расправу Гужа над Петроком, решает мстить полицаям, немцам — всем, кто разрушил и без того горемычную жизнь. Она знает, что у моста кто-то из местных забрал неразорвавшуюся бомбу. Степанида уверена, что это мог сделать только Корнила. Она идёт в местечко, чтобы попытаться передать что-нибудь поесть Петроку в тюрьму и попросить у Корнилы бомбу. От тюрьмы её гонят, забрав передачу. Хитрый Корнила соглашается привезти к ней бомбу на подводе — в обмен на уцелевшего поросёнка. Степанида решает бомбой взорвать мост, который уже построен заново. Степанида до поры закапывает бомбу в землю. В местечке она встречает конвой, ведущий куда-то Корнилу, и в страхе возвращается домой, чтобы спрятать бомбу получше. Обессиленная, Степанида ложится отдохнуть в истопке. В дверь ломятся полицаи, они требуют, чтобы она показала, где бомба. Степанида не открывает. Дверь начинают ломать, стреляют сквозь неё. Степанида обливает истопку изнутри керосином и поджигает. Думая, что бомба внутри, полицаи разбегаются. Никто не тушит полыхающее пламя, опасаясь мощного взрыва бомбы. «Но бомба дожидалась своего часа».

Краткое содержание рассказа Быкова «Знак беды»

Советский писатель Василь Быков в своих произведениях описывал трагические истории СССР и времен Великой Отечественной войны. Краткое содержание «Знак беды» повествует о судьбе людей, которые жили в этот тяжелый период. Кроме этого, в тексте затрагивается тема героизма советского народа.

Сюжетная линия

История начинается с описания жизни семейной пары Степаниды и Петра Богатька. Они проживали на хуторе в нескольких километрах от местечка Выселки. У них было двое детей — сын Федя, который служил в танковых войсках, и дочь Феня, студентка, будущий врач.

Вскоре начинается Великая Отечественная война. Немцы хозяйничают в местечке и на хуторе не появляются. Приходят только Гуж и Колонденок, когда-то они были своими. Мужчины оскорбляют хозяев и требуют, чтобы те подчинялись им. Семейная пара терпит ругательства, но все же не сдается. Гуж угрожает женщине расправой, но она держится гордо. После этого полицаи, допив самогон, покидают хутор.

Оказывается, предатели приходили для того, чтобы присмотреть это место для проживания немецкого офицера. Через несколько дней в этом месте появляются враги и требуют, чтобы хозяева тщательно вымыли дом. Позже Степаниду и Петрока они отправляют жить в истопку.

Далее немцы громят все вокруг, в том числе и хозяйство. Одним из таких вечеров они убили пастуха Янку. За ним приехали полицаи. Гуж приказал Петроку идти на работу и восстанавливать разгромленный мост. Возвратившись домой, хозяин решается сделать самогон для того, чтобы полицаи оставили их в покое. Сколько бы он ни гнал, они выпивали все и требовали еще. Петрок, не выдержав, стал кричать оскорбления и обвинения. После чего его и жену сильно избили.

За ругательства в адрес немцев хозяина дома утащили в местечко и посадили в тюрьму. Степанида решается отомстить врагам за все то, что они сделали. Она знала, кто стащил не разорвавшуюся у моста бомбу, и подумала, что это мог сделать только Корнила. Она договорилась с ним, и он отдал ей снаряд в обмен на поросенка.

Женщина решила взорвать мост, который совсем недавно восстановили. Степанида закапывает бомбу глубоко в землю, чтобы ее никто не нашел.

После героиня возвращается домой уставшая и обессиленная, она ложится отдохнуть в истопке. В это время к ней стучались полицаи и требовали, чтобы она отдала им бомбу. Женщина не открывала дверь, после этого враги начали стрелять. Степанида облила истопку керосином изнутри и подожгла ее. Полицаи подумали, что бомба внутри и сейчас взорвется. Они разбежались в разные стороны, и никто не стал тушить, опасаясь большого взрыва. Но бомба находилась не там, и она дождалась своего часа, а Степанида так и умерла с желанием отомстить врагам за вмешательство в их счастливую жизнь.

Анализ произведения

Если читать рассказ «Знак беды» по главам, можно понять, что автор повествует в основном не о само́й войне, а о подвиге смелой белоруской женщине. Она не унижалась. Степанида даже перед смертью показывала свою гордость. Ее муж Петрок был полной противоположностью и обладал такими качествами, как:

Герой мог стерпеть унижения из-за своего спокойного характера. Но даже он, не выдержав, высказал врагам все, то что о них думал, за это и был наказан.

На протяжении всего произведения героиня рассказа пыталась противостоять несправедливости, которая творилась на хуторе. Ее смерть стала тяжелой и невыносимой, как и жизнь всех людей во времена войны. Автор пытался сказать, что человек — это не животное, которое можно унижать и оскорблять. Только лишь собравшись духом, можно получить шанс одержать победу над врагом.

Быков рассказал, как тяжело жилось семьям в военное время. Он полностью передал всю печаль и грусть читателям. Главная героиня олицетворяет образ храброй и гордой крестьянки, которую нельзя сломить даже перед само́й смертью.

Проблема исторической памяти в повести Быкова «Знак беды»

Почти вся литературная деятельность Василия Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Он сам прошел войну от начала до конца. Собственный опыт писателя превращается в беспощадную правду жизни. Повесть В. Быкова «Знак беды» вышла из печати в 1983 году. Сразу же она была отмечена наиболее дорогим вознаграждением — признанием читателей.

Автор с такой убедительностью срисовал простых людей — белорусских крестьян, на судьбу которых выпали самые тяжелые испытания.

Будто волшебник, В. Быков переносит нас в те дни, когда страшная

По размышлениям Степаниды можно составить полное представление о ее характере. Здесь прослеживается основная идея произведения: для Степаниды никогда не настанет такое время, когда она сможет смириться с тем, что ее выгнали из родного дома, что землю ее народа топчут оккупанты. Она не может принять

Именно поэтому Степанида избирает смерть, а не покорение фашистским захватчикам.

Муж Степаниды Петрок не имеет такой решимости и бескомпромиссности, как его жена. В. Быков так изображает его, что мы можем составить о нем представление, как о трусе. Но со временем он оказывается не менее смелым, чем Степанида, и находит в себе силы бросить полицаю в лицо слова о своем презрение к ним: «Бейте! Я вас не боюсь!

И Гитлера вашего не боюсь! Вот и его тоже. » И даже тогда, когда он знает, что все уже кончено и избавления ждать напрасно, он продолжает верить в то, что «его сын придет» и «покажет» этим мучителям.

Оригинальное строение повести: кроме основного действия в ней показаны воспоминания Петрока и Степаниды в довоенной жизни. Из этих воспоминаний мы еще больше узнаем характеры главных героев и их односельчан. Необычно жестоко и беспощадно автор изображает период коллективизации. В сцене сборов комитета бедноты по вопросам раскулачивании, ярко показано, какими методами выбивалось из крестьян решение о раскулачивании таких же бедняков, как и они сами.

Степанида имела глубокое чувство справедливости, поэтому она горячо протестует против несправедливости в проведении коллективизации: «Олухи! Кого раскулачиваете? Тогда всех раскулачивайте! Всех до одного!

И колхоза не надо будет. И никаких хлопот… Давайте всех! И меня тоже — батрачку господина Якимовского… И его вон — безземельного Гончарика!

Всех! До последнего! «

Автор изображает и тех, кто ради премии или почета и уважения со стороны власти готов пойти на измену односельчан. Это Антось Недосека, Павел Колонденок — те, что после прихода немцев совершают еще страшнее измену: идут на службу в полицию. То, что в повести дважды введены ситуации выбора, заставляет думать, что В. Быков дает героям, будто второй шанс — шанс изменить себя, подумать и принять решение, от которого зависит, останется ли человек тем, кем был, или изменится в лучшую или худшую сторону.

Читайте также:  Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

Степанида, Петрок, Корнила выдерживают это испытание, а Недосека, Колонденок, Гуж и некоторые другие губят человеческие чувства, подчиняясь гитлеровской машине.

Повесть «Знак беды» — это повесть не только о войне и коллективизме, это повесть о народе. Я думаю, что война и коллективизация — это те условия, которые дают возможность с наибольшей силой показать красоту народа, его высокую нравственность.

В. Быков создал свой неповторимый литературный стиль. И «Знак беды», по моему мнению, можно считать апофеозом творчества писателя. И сотни, а, может, и тысячи людей, прочитав его книги, станут лучшие, добрее, чище и выше духовно.

Дайджест:

Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К сожалению, тридцать лет произведения М. Вороного не выдавались. Выдающегося мастера. .

Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти — настоящее преступление. Ныне живущие люди не. .

«В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно…» Ф. М. Достоевский. По повести В. Быкова «Сотников» 1. Тема войны в творчестве В. Быкова. 2. Внутренний мир героев. 3. Повесть В. Быкова «Сотников». Свое сочинение мне хотелось бы посвятить творчеству В. Быкова. Творчество этого писателя сводится к. .

Краткое содержание повести Быкова «Облава» Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле — крепкие хозяева. .

Проблема памяти Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. А. С. Пушкин Память — вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно. .

Проблема памяти о Великой Отечественной войне Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово «война» болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая — это священный. .

Корни размежевания Сотникова и Рыбака в повести Василя Быкова Далеко не случайно сюжет повести состоит из двух этапов. На первом — герои проходят испытание крайне неладно складывающимися обстоятельствами: хутор, на который они направлялись, сожжен, в предрассветных сумерках попались на. .

Краткое содержание повести Быкова «Круглянский мост» Сидящий в яме по причине отсутствия в партизанском отряде специального помещения для арестованных, Степка Толкач перебирал в памяти обстоятельства последних дней. Не везло Степке в этом отряде, не очень ему. .

Тема Великой Отечественной войны в литературе Тема Великой Отечественной войны стала одной из основных тем в русской литературе 40-х, 50-х и 90-х гг. XX в. Но даже сейчас, в начале XXI века, эта тема не перестает. .

Осознание гражданского и воинского долга. По тексту Василя Быкова В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал Писатель советского периода Василь Быков обращается к вопросу осознания гражданского и воинского долга перед своей Родиной. Данная проблема всегда актуальна, поскольку нет сомнений в том, что благодаря патриотизму народа Россия. .

На тему: «Простонародное» чувство беды в поэзии А. Ахматовой Все чаще тревожное ощущение преобладало, отодвигая «веселые стихи» на периферию. Обращаясь к современникам, ушедшим в небытие, Ахматова констатировала: «Две войны, мое поколенье, | Освещали твой страшный путь» . На самом. .

Легенда о влиянии любви, которая спасает человека от беды Сейчас уже и не вспомню, когда и от кого услышала я эту легенду, но она настолько поразила меня и взволновала, что буду помнить ее всю жизнь. …Жила в одном селе. .

Василий Владимирович Быков Сюжет повести «Сотников» Василий Владимирович Быков про­шел всю войну взводным. Война стала главной темой творчества белорусского писателя. Основой сюжетов произведений Быкова яв­ляется ситуация нравственного выбора. В его произведениях мало батальных сцен, эффектных исторических. .

Гениальная способность Пушкина рисовать нравы любой исторической эпохи Белинский восхищался этим даром поэта. Достоевский видел в нем проявление всемирной отзывчивости русского народа. Это было и великой победой русского реализма. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпохи позднего средневековья. .

Учитель в памяти моей Все дороги — от школьного порога. Начало всех профессий — в школьном классе. Ключ ко всем духовным богатствам мира — у него, школьного наставника. Так как он — учитель, повел. .

«Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг Искусство на самом деле можно сравнить с памятником человеческой истории, а особенно монументальной, на мой взгляд, является литературная память В книгах мы видим отражение различных эпох и событий, видим эволюцию. .

Надо ли сохранять в памяти имена и подвиги выдающихся людей? Надо ли сохранять в памяти имена и подвиги выдающихся людей — вот проблема, над которой рассуждает автор. В. Ганичев, сожалея о том, что современники Ф. Ф. Ушакова слишком быстро забыли. .

«За далью — даль» и «По праву памяти» Поэмы «За далью — даль» и «По праву памяти» еще не подвергались сопоставительному анализу в твардовсковедении. И это не случайно. «За далью — даль» после первых критических атак, как и. .

Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти» За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что. .

Отражение эпохи в повести. Запорожская сечь как явление. по повести Тарас Бульба Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и. .

Служение народу, тема памяти в лирике Твардовского Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в. .

Тема памяти в рассказе Ю. В. Бондарева «Простите нас!» «Школьные годы чудесные», — поется в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и. .

Блуждания Памяти и Совести в лирике Ахматовой О философской стороне лирики Анны Ахматовой, кажется, всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес. Взгляд Ахматовой на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка в свой. .

Анализ повести Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» 1) История создания повести. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики». .

На тему: Сострадание к людям в повести Юшка, Платонов ­Сострадание к людям Повесть А. П. Платонова «Юшка» небольшая по объему, но довольно глубокая по содержанию. Она заставляет читателя задуматься о многих насущных вопросах и по-новому взглянуть на тему людского. .

«И Крестьянки любить умеют!» по повести «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» — это история любви прекрасной крестьянки Лизы и молодого дворянина Эраста. Эта повесть одной из первых в русской литературе открыла перед читателем мир чувств и переживаний. Ее. .

Отношение автора к героям повести «Бедная Лиза» Повесть Карамзина «Бедная Лиза» — одно из первых сентиментальных произведений русской литературы. Автор поставил особый акцент на чувства и переживания героев. Произведение стало во многом новаторским в отношении тематики, трактовки. .

Анализ повести «Пожар» Распутина В. Г Своеобразным продолжением «Прощания с Матерой» стала повесть Распутина «Пожар» . В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие. .

По повести Шемякин Суд Повесть «Шемякин суд» похожа на сказку. Герои ее — два брата, богатый и убогий, поп, житель города и судья Шемяка.. Все «преступления» совершает бедный брат: отрывает хвост лошади богатого, случайно. .

Проблема взаимоотношения нравственности и закона В данном тексте автор поднимает несколько проблем. Это и проблема взаимоотношения нравственности и закона, и важности милосердия в жизни людей, а также проблема определения критериев сильной человеческой личности. На мой. .

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ Оливера Твиста» Проблему воспитания можно называть одной из ведущих в английской литературе. И Чарльз Диккенс не был в этом первооткрывателем, но он нашел свой путь решения проблемы, показав лондонское дно без романтизации. .

Повесть «Роковые яйца» проблема нравственной ответственности Повесть «Роковые яйца» была написана в 1924 г. Публикация ее в 1925 г. вызвала широкий резонанс в критике и писательс­ких кругах — от восторгов до политических обвинений в адрес писателя. .

Проблема положительного героя Писатель, если только он Есть нерв великого народа, Не может быть не поражен, Когда поражена свобода. Я. П. Полонский Отличительной особенностью творчества А. И. Солженицына является тесное переплетение реалистического изображения. .

Сюжет приключенческой повести «Тореадоры из Васюковки» Всеволод Нестайко — выдающийся детский писатель, произведения которого известны в Украине и мире. Повесть «Тореадоры из Васюковки» есть очень интересной, в ней рассказывается о приключениях двух сообразительных и веселых ребят. .

Легендарно-нравоучительные повести СЛОВО О ХМЕЛЕ-литературный памятник 2-й пол XV в В С развивается тема осуждения пьянства, широко рас пространенная в переводных и оригинальных поучениях, начиная с XI в Однако именно в С. .

Черта характера. Проблема благородства Что такое благородство — вот проблема, которую поднимает Ю. Цетлин. Этот нравственный вопрос, вызывавший полемику в прошлые века, толкавший на дуэли сотни хороших и плохих людей, актуален и по сей. .

Человек и природа. Экологическая проблема Мы сделали не из-под палки, А рвеньем собственным горя, Из чистых океанов — свалки, Перезагадили моря. М. Дудин Сохранение земли, лесов, рек и озер — вот проблема, над которой размышляет. .

На тему: Изображение войны в романе Проблема гуманизма Проблема гуманизма События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот. .

На тему: Как я понимаю идею повести А. С. Пушкина «Выстрел» «Выстрел» это одна Часть из прекрасных «Повестей Белкина». Рассказ ведется от лица свидетелями того, что случилось с теми или иными людьми. Эта повесть состоит из двух частей. В основе каждой. .

Темы Стругацких: проблема нравственного выбора Стругацкие поставили этот вопрос перед своими современниками, и когда! В середине 1979 года. В СССР смертная казнь присуждалась за многие деяния, в том числе за «валютные операции» и хищения государственной. .

Ссылка на основную публикацию