Анализ произведения Брэдбери Каникулы

Анализ рассказов Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Каникулы»

брэдбери фантастический рассказ творчество

Жанр – фантастический рассказ. Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции.

«День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?

Парадокс (от др.-греч.– неожиданный, странный) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться? А все началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался: «– А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

  • — Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
  • — Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
  • — Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.
  • – Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:

«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы – муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.

Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: — Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».

Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:

«– И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Наблюдая за героем, мы видим, что он живет надеждой на то, что все вернется на круги свои: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:

«– Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»

Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

«Все лето в один день»

В новелле Рэя Брэдбери “Все лето в один день” тон автора-повествователя абсолютно серьезен и даже поэтически возвышен. Таким же он остается и при описании героини – девочки Марго: “. дождь, казалось, смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы – все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома. ” Имя девочки, в сочетании с ее обликом не создает впечатление явного диссонанса. Оно звучит по-королевски возвышенно, однако и сама Марго обладает почти королевской привилегией, по сравнению с другими детьми: она единственная помнит, как выглядит солнце – “яркий желтый карандаш, монета – такая большая, что можно купить целый мир”.

“Каникулы” – краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери

Рассказ «Каникулы», краткое содержание которого представлено в данной статье, был написан Рэем Брэдбери в 1949 году. Это антиутопическая повесть рассказывает о том, какой бы была жизнь на Земле без людей, если бы на планете осталась только одна семья.

Краткий пересказ поможет школьникам заполнить читательский дневник и подготовиться к сочинению, освежив в памяти главные моменты произведения.

Главные герои рассказа

Джим — мальчик, путешествующий со своими родителями по миру. Он веселый и озорной ребенок, который никак не может привыкнуть к тому, что на планете не осталось больше людей кроме его родителей. Его мучает тоска и одиночество, он замкнут и мечтает только о том, чтобы на планету снова вернулись люди.

Отец — уставший от жизни и людей мужчина, эгоистично мечтающий о том, чтобы на свете не осталось больше людей кроме его семьи.

Мать — простая добрая женщина, которая содержит семью и во всем соглашается с мужем. Пытается наладить между сыном и отцом добрые отношения и придерживается нейтральной позиции, пытаясь не допустить скандалов. Смиренно терпит обвинения сына в своем одиночестве.

«Каникулы» Рэй Брэдбери — краткое содержание

Одним погожим летним утром на железной дороге одной маленькой деревни показывается небольшая дрезина, в которой сидели жена с мужем и их семилетний сын по имени Джим. Когда у них заканчивается бензин, семья решает остановиться на привал, тем более что дорога впереди была разрушена и требовала починки рельсов.

Все трое спускаются к морскому побережью, чтобы отдохнуть и перекусить. Мальчик постоянно донимает родителей расспросами, куда же делись все люди вокруг.

Отец рассказывает Джиму о том, что однажды он пожелал, чтобы во всем мире они всей семьей остались одни, чтобы больше не было надоевшей работы, надоедливых людей и постоянной суеты. Вокруг будет постоянное лето, они смогут отдохнуть одни, а на земле наконец наступят вечные каникулы.

На следующий день они проснулись в полном одиночестве. Желание отца сбылось — на много миль вокруг не было ни одного человека. Города заросли деревьями и травой, в то время как стих гул механизмов и машин. Не случилось никакой катастрофы, людей никто не мучил и не убивал, они просто все разом исчезли.

Жена все никак не могла поверить, что на всем свете не осталось больше людей, кроме нее и сына, и все волновалась о том, что муж не идет на работу. На что тот ответил, что теперь не будет никакого надоедливого начальства и льстивых коллег, теперь они ничем никому не обязаны, разве что быть счастливыми.

Так начались их одинокие долгожданные каникулы длиною в тридцать лет. Жена предлагала мужу завести еще детей, но тот заявил, что их единственный сын Джим станет последним человеком на планете. После его смерти мир будет в полном распоряжении птиц, животных и растений. Дальше когда-нибудь сама собой зародится новая жизнь и этот новый вид будет сочетать в себе естественное счастье и естественное любопытство и сумеет построить новый лучший мир.

Семья решила отправиться в долгое путешествие по опустевшим городам. Сидя на берегу моря, отец изучает атлас, планируя дальнейший маршрут, и вдруг начинает плакать. Он рассказал жене, что жалеет о своем желании и хочет, чтобы вернулась их прежняя жизнь, и все стало, как было.

Это слышит их сын и тоже начинает плакать. Ему так и не понравилось жить в полном одиночестве, он был одинок и страдал от скуки и тоски, виня во всем родителей. В слезах он убегает дальше к морю и пишет свое самое заветное желание, чтобы все люди снова вернулись на землю. Он запечатывает клочок бумаги с пожеланием в бутылку и кидает ее в воду.

Родители так и не узнали, что именно он загадал. Семья садится в дрезину и обреченно продолжает свое одинокое путешествие по опустевшему миру.

Анализ произведения

Произведение написано в жанре фантастического рассказа. Его главная мысль заключается в том, что не стоит бездумно желать неизвестного и неизведанного. Все опостылевшее и устаревшее познается в сравнении.

Читайте также:  Тема любви в романе Преступление и наказание Достоевского

Человек не может выжить в полном одиночестве, без постоянного контакта с людьми и всякой социальной жизни. Жизнь человека не может проходить в полной изоляции от общества, несмотря на его противоречивость и несовершенство.

Повесть «Каникулы» также учит читателя с благодарностью и бережностью относиться к тому, что имеешь, учиться ценить окружающих людей и с осторожностью следить за своими желаниями. Автор пытается показать читателю, что способность ценить жизнь во всех ее проявлениях — самая важная черта для каждого человека.

Урок «Р.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра»

Р.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели урока : провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа Рея Брэдбери «Каникулы»; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; развивать навыки анализа текста; формировать коммуникативные навыки; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; -воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.

1.Подготовка к восприятию.

– Фантастика… Какие ассоциации связаны у вас с этим словом?

ФАНТАСТИКА – (от греч. phantastike – искусство воображать) – вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, “чудесных” миров.

– Вы любите фантастику? Почему?

– А как вам кажется, много ли почитателей у фантастической литературы?

– Было время, когда научная фантастика и фэнтези были на периферии культуры, не пользовались популярностью. Пробудить у читателей интерес к этим жанрам сумел американский писатель Рей Брэдбери. В истории человечества все начинается с мечты, считал Брэдбери, «сначала нужно о чём-то мечтать, только потом можно мечты воплотить в реальность».

Действительно, воплощение любой идеи начинается с мечты. Как и многие писатели-фантасты, Брэдбери сумел предсказать то, что стало реальностью сегодня:

– Мобильные телефоны – в рассказе “Убийца” описывается радиобраслет, позволяющий разговаривать на ходу.

– Телекомната с полным эффектом присутствия (трехмерное изображение, стереозвук) – рассказ “Вельдт”.

– “Умный дом” – возможность дистанционно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой (“451 градус по Фаренгейту”).

– Плейеры – миниатюрные “ракушки”, радиоприемники-втулки, вставляемые в уши (“451 градус по Фаренгейту”).

– Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу – “451 градус по Фаренгейту”.

– Робот в виде животного – японские роботы “Айбо”, выполненные в виде собачек, пока мало похожи на механического пса-убийцу из “451 градуса по Фаренгейту”. Но если кто-то решит их перепрограммировать.

Об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, – об американском писателе – фантасте Рее Брэдбери и его рассказе «Каникулы» и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

– Полное имя писателя – Рэймонд Дуглас Брэдбери (второе имя ему дали в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Он родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии.

«Когда я мальчиком жил на Среднем Западе,- вспоминал Брэдбери, – я ночью выходил смотреть на звезды и бежал в своих старых или ослепительных новых теннисных туфлях, чтобы забраться на дерево, поплавать в озере или посидеть в городской библиотеке и читать о динозаврах и машине времени». Нe случайно детские годы отложились в сознании писателя как мир тепла, добра и солнечного света, где «новенькие теннисные туфли»… «в силах помчать тебя над деревьями, над реками и домами. И если захочешь – они перенесут тебя через заборы, тротуары и упавшие деревья».

В городке Уокиган прошли первые 12 лет жизни Рэя. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья перебралась в Лос-Анджелес.

Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали. Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне.

– И что же, – скажете вы, – полуобразованный мальчик стал всемирно известным писателем? Сомнительно!

Да, Брэдбери не учился в колледже, но его образованности и знаниям могли бы позавидовать выпускники лучших учебных заведений. «Когда мне было 19 лет, – писал Брэдбери, – я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку». Не имея высшего образования, в анкетах он всегда так и писал: «Выпускник библиотеки».

Писатель говорил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс – мудрым дядюшкой. Эдгар Алан По – приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь – вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница “Франкенштейна”. Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке”.

Литературой Рэй Брэдбери серьезно занялся еще в школе. Будущему писателю-фантасту не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения – собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.

К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет он начал продавать газеты на улице и продавал их каждый день в течение четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок. Носясь по улицам с криком “Последние новости!” Брэдбери одновременно придумывая новые рассказы, наблюдая за людьми, подмечая яркие детали. Через много лет он написал об этом времени: “Когда я продавал газеты, друзья спрашивали меня: “Что ты тут делаешь?” Я отвечал: “Становлюсь писателем”. “Ты выглядишь не по-писательски”, – говорили они. “Зато я чувствую себя как писатель!” – возражал я”.

Только в 1941 году Брэдбери удалось напечатать свой первый рассказ. В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов; в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри. В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника “Марсианские хроники”.

Брэдбери обладал исполинской работоспособностью. «Я пишу каждый день, каждое утро, в течение семидесяти лет, не останавливаясь! А для театра я работаю уже сорок пять лет – мне это безумно нравится. » – говорил он. Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы.

Один из рассказов Брэдбери – «Каникулы» – вы прочитали дома. Жанр произведения – фантастический рассказ, однако, читая его, понимаешь это не сразу. Почему? Как начинается рассказ?

Рассказ начинается с пейзажной зарисовки. « День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

– Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает? Обратимся к толковому словарю.

ПАРАДОКС — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы

– В чём парадоксальность описания?

Гармония в соединении противоположного: тишина – всё двигалось, порхало, трепетало, вздыхало; недвижим – двигался; море неспокойно – море молчало; и подобного: безмолвие – безмолвие, звук – звук, волны холмов – волны океана.

– Вокруг какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие. В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. Однако дрезина останавливается, и герои оказываются в «сокрушительной тишине». Как вы поминаете слово «сокрушительная»?

Сокрушительная – причиняющая гибель, уничтожение, разрушительная.

– Разве тишина может быть «сокрушительной»? Опять парадокс? Каково значение этого эпитета?

Разрушение иллюзии счастья.

– Из разговора героев мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться?

Всё началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался: «— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!

Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.

— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

— Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.

– Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

– Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах? Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Может быть, потому, что надоело сравнивать себя с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь?

И вот мечта сбылась. Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Счастливы ли они?

Сначала они были счастливы: «— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таком важном. Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад. — Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

– Взрослые не так откровенны, как ребёнок, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку. Однако и он живет надеждой на то, что все вернется на круги своя, поэтому и в путешествии «на нём был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути. Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Читайте также:  Исторические события в романе Капитанская дочка Пушкина

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи. «Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить.

Почему же, получив то, о чём мечтали, герои рассказа несчастливы? Почему, обрадовавшись вначале исполнению желания, они захотели вновь увидеть вокруг себя полнокровную жизнь: людей – пусть даже злых, суету – пусть даже бестолковую?

Вместе с неприятными им людьми, с заботами, с тревогами, проблемами, родители мальчика избавились и от всего хорошего, что у них было — от дружбы, любимой работы, каких- либо отношений и чувств. Они получили бесконечные каникулы, бесчувственное, бесстрастное существование в пустом мире. Герои рассказа поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

– Сколько бы ни храбрились герои рассказа, сколько бы ни мечтали о «светлом» будущем, ни чинили расползшиеся рельсы, они поняли, что натворили. Легкомысленное желание обернулось катастрофой. Потому с таким беспокойством смотрят взрослые на бутылку, в которой уплывает желание, написанное их сыном: а вдруг его желание не совпадёт с их желанием? «Вдруг он захочет избавиться от них так же, как они пожелали избавиться от других?!

Мы не знаем, что написал в своём письме мальчик, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

Можно ли однозначно сказать, что будет дальше?

– Такая концовка в произведениях литературы называется открытым финалом. Открытый финал – отсутствие развязки произведения. Почему автор как бы обрывает повествование?

Он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.

– «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда», – писал Рэй Брэдбери. В чём абсурдность ситуации в рассказе «Каникулы»?

Живя среди людей, люди страдают от одиночества. Живя в мире без людей, они всё равно страдают от одиночества.

– Нужно увидеть ДРУГОГО человека рядом, научиться его понимать. Изменить в собственном сознании Чужого на Другого. Чужого — его надо убрать, таково окончательное решение вопроса. Убрать из дома, района… Улицы. Города. Страны. Из божьего мира. Почему-то некоторым кажется, что сделать это проще, чем научиться видеть в Чужом — Другого. Научиться жить рядом. Парадокс рассказа в том, что каникулы, время отдыха, для героев стали временем серьёзных размышлений. У души нет каникул. Она должна работать регулярно.

– «Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его возможных вариантов», – сказал в одном из своих интервью Брэдбери. Особенность фантастики писателя в том, что главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков, размышлениях о будущем не только человека, но всего мира. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. Главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни».

– Открыли ли вы для себя что-нибудь сегодня на уроке?

– Показался ли вам рассказ писателя интересным?

Литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ книги

Рэй Дуглас Бредбери — популярный писатель и поэт, литературные творения которого захватывают читателя живостью и необычайной легкостью. Еще в возрасте 12−13 лет он начал сочинять рассказы, которые печатались в школьных изданиях. Сейчас одним из его популярных произведений является рассказ «Каникулы». Многие обожают такого писателя, как Рэй Брэдбери. Краткое содержание «Каникул» найти несложно, но всё-таки лучше читать книгу целиком.

Остановка на привал

В тихий солнечный день на железной дороге показалась небольшая четырёхколёсная дрезина. На ней сидели мужчина, женщина и ребёнок семи лет. Семья молча глядела вдаль. Через некоторое время бензин закончился. Вздохнув, мужчина извлёк запасную канистру из узкого багажника и стал переливать ее содержимое в бак.

Супруга и сын любовались морем, вслушивались в приглушённые звуки грома. Женщина предложила сделать привал и подкрепиться. Её муж навёл бинокль на полуостров, виднеющийся вдали, и согласился немного отдохнуть. Он сказал, что рельсы впереди поржавели, и путь разрушен. Понадобится ждать, пока он их починит.

Сегодня семья преодолела неполных девяносто миль. Мужчина объяснил, что больше проходить не стоит. Ведь в спешке невозможно ничего разглядеть. Он сказал, что послезавтра они уже будут в Монтерее, на следующий день прибудут в Пало Альто. Его жена развязала яркие ленты своей шляпы, сняла головной убор и отошла от транспортного средства.

Мальчик взял корзинку с продуктами и помчался к берегу, за ним пошла мать. Когда к ним спустился глава семейства, они уже сидели перед расстеленной скатертью. На мужчине был строгий костюм и галстук, будто бы он ожидал встретить кого-то по дороге. Он извлек из банок маринованные овощи и раздал сэндвичи. Сын стал спрашивать отца, одни ли они здесь, и были ли прежде на свете люди.

Оказалось, что однажды они проснулись и обнаружили, что больше никого нет. Все люди куда-то исчезли. Возможно, это было как-то связано с тем, что накануне мужчина пожелал, чтобы так и произошло.

Желание вернуть всё обратно

Вначале они обрадовались, ведь уже столько лет ненавидели этот город и своих лживых приятелей. Однако совсем скоро их мнение изменилось. Они стали страстно желать, чтобы всё вернулось.

Мужчина взял кувалду с дрезины и начал исправлять рельсы. Жена и сын побежали вдоль берега. Они возвратились с мокрыми ракушками и красивыми камешками розового цвета. Мать начала учить мальчика, он записывал домашнее задание карандашом в тетради. Когда отец закончил свою работу, то спустился к семье. На этот раз он уже не надевал свой пиджак. Они пили апельсиновый напиток, наблюдая, как в бутылочках рвутся вверх крошечные пузырьки.

Было тихо. Пахло горячим дёгтем от шпал. Глава семейства аккуратно стучал пальцем по карманному атласу, планируя, куда они дальше отправятся. Сын отошёл к воде и бросал в неё палки, а потом сам за ними бегал, прикидываясь учёной собакой.

Продолжая составлять маршрут, мужчина вдруг проронил слезу, которая упала на бумагу и скатилась на песок. Супруга ахнула и сжала его руку. Вместе они стали мечтать о том, чтобы всё стало так, как было прежде. Они поняли, какими были дураками. Мальчик тоже расплакался. Он побежал к морю, написал что-то на листке бумаги, засунул в бутылку и бросил в воду. Женщина хотела идти за ним, но муж удержал ее.

Потом сын отошёл от берега и стал смотреть на своих родителей. Его лицо не было ни живым, ни убитым, ни мрачным, ни просветлённым. Оно излучало некую причудливую смесь, будто бы мальчик примирился с произошедшем. Отец и мать смотрели на сына, на залив и скрывшуюся в волнах светлую искорку — бутылку с клочком бумаги, на которой были изображены детские каракули. Женщина размышляла о том, что мог написать мальчик. Она предполагала, что это было их всеобщее желание, самая заветная мечта.

Может быть, он написал что-то своё. Например, чтобы завтра утром проснуться и не обнаружить рядом родителей. Тогда никто уже не будет надоедать ему с глупыми вопросами. Мальчик станет самостоятельно исправлять рельсы, решать, когда и где остановиться на привал. Он останется один в безлюдном мире и отправится в бесконечное путешествие.

Женщина долго смотрела в глаза своему маленькому сыну, однако не нашла в них ответа на свой вопрос. Можно было напрямую спросить, что именно он написал на бумажном листе, но она так и не решилась сделать это.

Загадочный конец

В небе парили чайки, осеняя лица людей мимолётной прохладой. Настало время ехать дальше. Семья разместила на платформе корзину, дама привязала головной убор к волосам жёлтенькой лентой и положила на доски ракушки. Мужчина надел жилет, галстук, пиджак и шляпу. Они сели на скамейку и едва разглядели поблёскивающую на горизонте бутылку с клочком бумаги.

Сын спросил родителей, сбудется ли загаданное желание. Они ответили, что это зависит от того, что именно он захотел. Мальчик кивнул. Казалось, что его мысли были далеко отсюда. Семья посмотрела назад, откуда приехала, а потом вперёд, куда предстояло держать путь.

Сын попрощался с берегом, помахав ему рукой. Дрезина стала катиться по ржавым рельсам и вдруг звук от колёс затих. Вместе с ним исчезли мужчина, женщина и мальчик.

Когда они пропали, рельсы дребезжали ещё какое-то время, а потом смолкли. Остался только шум морских волн.

Анализ произведения

В своем произведении Рэй стремится донести до читателя, что иногда мечтания, сбываясь, могут оказаться разрушительными. Возвратившись домой с опостылевшей работы, мужчина хочет уснуть и проснуться в мире, где больше нет никого, кроме:

Наутро он вдруг обнаруживает, что его желание осуществилось. Вначале все рады, но совсем скоро приходит понимание того, что произошёл настоящий кошмар.

Каждому однажды доводится переживать те или иные трудности. Часто бывает, что хочется насладиться одиночеством и отдохнуть от людей. Однако нужно осознавать, что если это произойдет, то неизбежно появится желание вернуть всё на свои места. Важно также задумываться о том, как могут измениться жизни окружающих. Ведь иногда чья-то мечта может негативно повлиять на тех, кто рядом.

В рассказе лишь три действующих персонажа, каждый из которых — главный герой:

Брэдбери не сообщает читателю их имена и не говорит ничего конкретного о том, чем занимаются родители ребенка.

Об отце сказано, что это рабочий человек. В рассказе он является той эгоистичной личностью, которая думает исключительно о собственном комфорте. Именно этот человек захотел остаться в одиночестве, чтобы в мире больше никого не существовало, кроме его жены и сына.

Мать — обычная женщина. Она сопереживает супругу и хорошо понимает его чувства. В произведении она как бы выступает неким смягчающим элементом между сыном и отцом. Можно сказать, что она нейтральная сторона, тогда как ребенок испытывает злобу на своих родителей и винит их в том, что из-за них ему теперь не с кем играть.

Сын — это шаловливый ребенок, которому тяжело принять опустошение планеты и одиночество. Он обижается на семью, теряя с ней всякое взаимопонимание. Мальчик замыкается в себе и в собственном горе. Без людей ему тоскливо и скучно.

В конце рассказа он пишет письмо и запихивает его в бутылку, которую потом бросает в море. Скорее всего, он загадал, чтобы всё вернулось. Это даёт надежду на то, что однажды они снова проснутся в шумном мире, где будет много людей, и их каникулы завершатся.

Тема одиночества и эгоизма

В своем повествовании Брэдбери раскрывает проблему человеческого эгоизма. Отец пожелал остаться одним в мире со своей семьей, чтобы отдых длился как можно дольше. Однако он не задумался о возможных последствиях осуществления этого желания. Ему и в голову не пришло, что это может негативно отразиться на его ребёнке. Тем не менее сложно винить отца в том, что он не предугадал последствия. Ведь не каждый день вызванные отчаянием и усталостью желания осуществляются. Так, герой никак не мог знать, что его мысли воплотятся. Ведь такого, по сути, не бывает.

Читайте также:  Герои сказки Царевна-лягушка сочинение

Автор рассказа также рассматривает тему одиночества. Вновь и вновь он делает акцент на том, что человек не способен существовать в изоляции от других живых существ. Иметь рядом с собой только двух близких и быть лишенным возможности взаимодействовать с другими — непростое испытание, которое может привести к сумасшествию.

Проблема отцов и детей

Еще одна проблема, которую затрагивает Брэдбери — это тема отцов и детей. Дети воспринимают окружающий мир совершенно не так, как взрослые. Для семилетнего мальчика потеря общения — большая трагедия. Он только начинает распознавать своё окружение, и вдруг отцовский каприз всё у него отнимает. Для родителей потеря общения не так болезненна, ведь у них в течение жизни было множество социальных контактов, которыми они пресытились.

Произведение наглядно демонстрирует последствия необдуманных желаний. Необходимо быть предельно аккуратным со своими мыслями, ведь вселенная порой их слышит и выполняет. И ей неважно, что человек хотел вовсе не этого.

Если необходимо подготовить пересказ текста для читательского дневника, рекомендуется читать книгу Рэя Брэдбери полностью. Подобную версию несложно найти онлайн, её с легкостью можно скачать бесплатно.

Если нравится, как пишет Рэй Брэдбери, читать «Каникулы» окажется сплошным удовольствием. В сети можно найти произведения этого автора, пересказанные Беловым.

Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ

Американский писатель Рэй Брэдбери относится к авторам, которые смогли превратить фантастику в искусство. В своих романах и даже небольших рассказах Брэдбери всегда затрагивает множество важнейших для каждого тем. Произведение «Каникулы», жанр которого можно определить как антиутопия, показывает читателям, чем страшно одиночество, отсутствие четких жизненных планов и почему так важно для нас общение и умение находить общий язык с окружающими.

Проблематика рассказа

Произведение Рэя Брэдбери «Каникулы» описывает возможность жизни на земле без людей. Главная идея — «Бойся своих желаний, они могут сбываться». Писатель своим творчеством пытался рассмотреть следующие задачи:

  • неумение ставить перед собой определенные цели;
  • избыток общения с людьми;
  • одиночество, скука.

Главный герой пожелал для себя определенного развития событий, но когда оно произошло, не знал, что ему делать дальше и как распорядиться данной ему возможностью.

Брэдбери напоминает своим читателям, что хотя на земле найдется немало людей, желающих остаться в полном одиночестве, но при этом они не представляют, что им делать потом, когда желание исполнится. В рассказе писатель затрагивает многие проблемы своего времени. Читатель видит, что главные герои, осуществившие свою мечту, не стали счастливее. То, о чем они мечтали, принесло им осознание своей горькой участи.

Для современного человека окружающие не всегда бывают приятны и желанны, привычные занятия вызывают скуку. Писатель пытается донести до своих читателей, что без определенных устоев и принципов существование общества невозможно. Творчество Брэдбери помогает человеку понять свою сущность и назначение в этом мире.

Главные герои рассказа — муж с женой и их маленький сын. Оставшись одни во всем мире, они путешествуют, периодически останавливаясь. Об их переживаниях и стремлениях рассказывает нам писатель.

Краткое содержание произведения

Рассказ начинается с описания прекрасного летнего утра, свежего и солнечного. Плыли облака, летали бабочки и стрекозы, пахло цветами и травами. По железной дороге движется дрезина, на которой сидят муж с женой и их семилетний сын. Когда закончился бензин, путешественники были вынуждены остановиться на привал.

Мальчик постоянно интересуется у родителей, куда делись все люди. Из слов мужчины и женщины выясняется, что однажды утром отец загадал желание, чтобы все люди на земле исчезли, а они смогли отдохнуть только своей семьей. Мужчина мечтал, чтобы не было работы, начальства, шумного окружения, каких-то обязательств и прочего. Вокруг них было бы постоянное лето.

На следующее утро они проснулись, а их желание исполнилось. Люди исчезли, города заросли травой и цветами, пели птицы, а звуки машин и механизмов замолчали. После завтрака жена испугалась, что муж не идет на работу. Она еще не до конца верила, что, действительно, никого нет. Мужчина рассмеялся и радостно сказал, что он больше не увидит недовольного начальника и льстивых сотрудников. По его словам, они теперь никому и ничего не должны, их обязанность — быть счастливыми. Так начались их одинокие 30-летние каникулы.

Жена считала, что им нужно родить еще детей, но муж заявил, что их сын станет последним человеком на земле. Потом мир будут принадлежать животным, птицам и растениям. Возможно, потом зародится другой вид существ, которые будут сочетать в себе естественное любопытство с естественным счастьем и построят другой мир. Семья собирается и отправляется в бесконечное путешествие по пустынным городам.

Мать мальчика немного винит себя за исчезновение людей, но муж успокаивает ее, говоря, что они не испытывали мучений, просто исчезли и все. Отдохнув, семья решает ехать дальше. Отец берет атлас, чтобы проложить дальнейший путь, и тут его жена видит, как на бумагу падает слеза. Мужчина не выдерживает и говорит, что очень хочет, чтобы люди вернулись в мир, и все было, как прежде.

Мальчик слышит разговор родителей и тоже начинает плакать. Он убегает к морю, и там пишет свое желание на бумаге, запечатывает в бутылку и бросает в воду. Родители не знают, о чем он написал. Семья снова продолжает свой нелегкий одинокий маршрут по безлюдному миру.

Выводы из рассказа Брэдбери

Книга Брэдбери «Каникулы» ярко демонстрирует отчаяние людей, не справившихся со своими желаниями. Ребенок не хочет повторения судьбы своих родителей, он желает вернуть мир в прежнее состояние.

Из-за своей поспешности люди оказались в полной изоляции и долгожданные каникулы стали утомительным ожиданием встречи с любым человеком. Отец семейства для путешествия надел строгий костюм и шляпу, как будто постоянно ждал встречи с людьми, которые раньше были ему неприятны. Но он понял, что в одиночестве жить невозможно. Загадывая свое желание, он не подумал, что будет дальше. Его даже не заботило то, каково будет его сыну, когда он останется единственным жителем земли. Теперь к мужчине пришло прозрение.

Писатель своим повествованием дает понять, что человек не может существовать в одиночку. Чтобы жить, всем нам нужны:

  • общество;
  • моральные принципы;
  • устои, традиции.

Пусть даже окружающие люди не всегда нам приятны, но мы должны приспосабливаться и учитывать интересы других. «Каникулы» говорят о душевных страданиях взрослых и ребенка. Отец переживает из-за своего глупого желания, а мальчик понимает, что взрослые тоже бывают неправы. Он хочет исправить ошибки отца и прилагает для этого усилия. Слова с парными согласными в корне слова изучайте по ссылке.

«Каникулы» читательский дневник

«Каникулы» – фантастический рассказ о том, как неожиданно исчезли все люди с лица Земли, за исключением одной маленькой семьи, отправившейся в долгосрочные каникулы.

Краткое содержание «Каникулы» для читательского дневника

ФИО автора: Рэй Брэдбери

Название: Каникулы

Число страниц: 7. Рэй Брэдбери. «Механизмы радости» (сборник). Издательство «Эксмо». 1963 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1949 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, на бескрайних просторах Соединенных Штатов Америки. В произведении описана фантастическая ситуация – полное исчезновение людей с планеты, за исключением одной семьи. Название рассказа символизирует несбыточную мечту главных героев – отдохнуть от цивилизации, отправившись в увлекательное путешествие по опустевшей Земле.

Главные герои

Мужчина – любящий и заботливый муж и отец, человек, уставший от ежедневной суеты и мечтавший о счастливом одиночестве.

Женщина – жена и мать, внимательная, добрая, заботливая женщина, которая старается во всем поддерживать супруга.

Джим – семилетний мальчик, остро почувствовавший свое одиночество.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

По старым, изъеденным ржавчиной рельсам двигалась дрезина с тремя пассажирами: мужчиной, женщиной и их семилетним сыном. Неожиданно двигатель замолк – закончился бензин, и женщина предложила воспользоваться случаем и немного отдохнуть на привале. Мужчина охотно согласился, сказав, что все равно необходимо чинить рельсы впереди, да и проезжать более девяноста миль в день неразумно.

Семья расположилась на морском берегу, и принялась есть сэндвичи. Просеивая песок между пальцами, мальчик расспрашивал отца о том, что было прежде. Он не понимал, куда могли исчезнуть все люди, если раньше их было больше, чем песчинок на пляже.

С момента неожиданного исчезновения людей прошло уже несколько месяцев, и Джим плохо помнил их. Отец сказал, что они проснулись в одно прекрасное утро, и увидели, что мир опустел. А ведь буквально накануне вечером супруги мечтали о том, как было бы здорово, если бы в один прекрасный миг исчезли все люди. Так и произошло. Поначалу мужчина отказывался верить в происходящее, и даже звонил в другие крупные города, но вскоре убедился, что на всей планете каким-то непостижимым образом исчезли все люди.

Осознав это, мужчина предложил семье устроить самые длинные каникулы в истории человечества, и втроем объехать весь мир. Он считал, что впереди как минимум тридцать лет времени, и их нужно использовать с пользой.

Когда сэндвичи закончились, мужчина отправился чинить рельсы, а мать с сыном спустились к морю. Спустя время к ним присоединился мужчина, и принялся рассказывать о том, какие города запланированы в их маршруте. Джиму стало скучно, и он принялся кидать палку в море и бегать за ней, изображая собаку. Мужчина замолчал, а после тихо сказал, как было бы хорошо, если бы все вернулось на свои места. Женщина молча кивнула, и крепко сжала его руку.

Эти слова услышал мальчик, и с плачем бросился к морю. Не переставая рыдать, он что-то написал на клочке бумаги, которую положил в бутылку и бросил в море. Родители так и не решились узнать у Джима, каким было его заветное желание – остаться в одиночестве или вернуть людей.

Сев в дрезину, семья продолжила путь. Джим спросил отца, сбываются ли загаданные желания, на что тот ответил, что иногда сбываются, и даже чересчур.

Вывод и свое мнение

Необычный, фантастический рассказ Брэдбери показывает, насколько непредсказуемыми могут быть последствия человеческих желаний. Невинная мечта главных героев отдохнуть от опостылевшей рутины и повседневной суеты приводит к полному исчезновению людей. Казалось бы, желание исполнено, но сделало ли оно героев более счастливыми? Ответ очевиден – нет, ведь спустя всего несколько месяцев супруги не выдержали одиночества, осознав всю безысходность своего положения в опустевшем мире. Загадкой остается лишь желание Джима, написанное им на клочке бумаге и брошенное в море.

Главная мысль

Мысли материальны, и никогда не стоит желать того, о чем в последствии можно пожалеть.

Авторские афоризмы

«…Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает…»

«…Сколько лопнуло рельсов, столько привалов. »

«…Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть…»

«…во всем мире ни души, начинай все сначала…»

«…Самые длинные каникулы в истории…»

«…У нас одна обязанность — быть счастливыми…»

Толкование непонятных слов

Миля – путевая мера для измерения расстояния, равная 1609,34 м.

Коттедж – индивидуальный городской или сельский малоэтажный (обычно двухэтажный) жилой дом с небольшим участком прилегающей земли.

Новые слова

Дрезина – тележка, передвигаемая механически по рельсам.

Тент – навес для защиты от солнца или от атмосферных осадков.

Сэндвич – блюдо, состоящее из двух или нескольких ломтиков хлеба и одного или нескольких слоев мяса и/или других начинок.

Ссылка на основную публикацию