Анализ произведения Быкова Третья ракета

Краткое содержание и анализ «Сотников» Быкова

При анализе произведения «Сотников» Быкова можно проследить все ужасы и жестокость Второй мировой войны. Это обусловлено тем, что непосредственно автор прошел ее до самого конца. Все события в повести рассматриваются с философской и нравственной точки зрения. Описывается поведение солдат в бесчеловечных условиях, их месть, усилие и отвага при защите своей земли.

История написания

Создание повести «Сотников» произошло в 1969 г. Темой для сюжета являлась собственная биография Быкова. На войне он повстречался с сослуживцем, который через определенное время решил сотрудничать с союзниками немецкой армии. Именно этот аргумент натолкнул писателя на рассуждение о готовности людей предать принципы, чтобы спасти свою жизнь.

Вначале он назвал сочинение «Ликвидация», однако через время Василий Быков изменил название на фамилию одного из главных персонажей. Доподлинно неизвестно, почему писатель назвал произведение «Сотников», поскольку основная часть повести ведется от лица Рыбака.

Возможно, так Быков хотел показать собственное отношение к ситуации, которая сложилась в повествовании. Писатель пытается дать понять, что он полностью поддерживает Сотникова и тоже бы выбрал смерть, а не переход на сторону немцев.

Помимо этого, именно этот персонаж — катализатор всех произошедших событий. Он соглашается отправиться на задание, будучи в плохом самочувствии. Из-за него партизанам пришлось потерять много времени в пути. Из-за него немцы смогли обнаружить их в доме Демчихи. То есть самопожертвование Сотникова являлось причиной всех произошедших событий. Именно он и есть главный персонаж повести.

Направление и жанр

«Сотников» — это реалистическая повесть, поскольку основана на истории, которая на самом деле произошла во время войны. Автор правдиво поднимает суть партизанского движения, основные цели и задачи этих отрядов. Писатель и сам являлся участником боевых действий, потому некоторые события описываются как бы от «первого лица», поднимается доброта и жесткость главных героев.

Помимо этого, Быков отмечает, что философская составляющая повести построена на экзистенциализме, то есть жизнь человека признается непостижимой уму и иррациональной. Два совершенно разных бойца находятся в одинаковых жизненных обстоятельствах и, хоть один погибает, а другой все-таки остается жить, итог один — эти люди обречены.

Но у Василя Быкова это не единственное произведение такого направления, можно выделить следующие:

  1. Журавлиный крик.
  2. Последний боец.
  3. Западня.
  4. Третья ракета.
  5. Предательство.

Краткое содержание

Все события разворачиваются во время вылазки двух солдат за продуктами для партизанского отряда. Сотников себя плохо чувствует, но вызывается отправиться в деревню вместе с Рыбаком — сильным и здоровым мужчиной. Бойцы отправляются на риск, вокруг немцы, однако иного варианта нет — необходимо помогать отряду.

По пути солдат замечают нацисты, завязывается бой, и партизанам пришлось отступить, чтобы укрыться в селе. Здесь они с маленькими детьми забираются в дом. Пришедшая хозяйка, поддававшись уговорам, оставляет солдат у себя, рискуя собственной жизнью.

Из-за тяжелого состояния Сотникова немцы все-таки находят партизан и отправляют на допрос. Больной солдат выдерживает все пытки, он после этого еле поднялся на ноги. При этом Рыбак, испугавшись, соглашается сотрудничать с нацистами. В конце несговорчивого бойца вешают. Однако Сотников выбивает сам у себя из-под ног подпорку, чтобы не позволить это сделать бывшему сослуживцу.

Рыбак стыдится своего выбора, он еще мечтает убежать от немцев, однако уже ясно, что у него не получится этого сделать, поскольку он предал свою родину.

Характеристика персонажей

Главные герои — Сотников и Рыбак, которые воюют вместе и по сюжету оказываются в плену у фрицев. Также есть и второстепенные персонажи:

  1. Сотников — главный персонаж произведения, он является учителем, ему 26 лет. После побега из плена еще в начале войны присоединяется к партизанам. Это пример человека со стойкими принципами, и они не изменяются под воздействием любых обстоятельств. Имеет проблемы со здоровьем, это причина основных событий. Для писателя этот персонаж — нравственный ориентир. Это пример стойкости, этот человек не выбрал жизнь предателя.
  2. Рыбак — сослуживец Сотникова, является его абсолютной противоположностью. Отличный боец, его сила основана на хорошем здоровье. В начале повести Рыбак вызывает симпатию. Этот человек идет в рискованный поход, чтобы помочь партизанам, причем почти тащит за собой заболевшего Сотникова. Однако в процессе развития событий становится предателем, который помогает казнить своего товарища. Но на самом деле Рыбак — только жертва обстоятельств, которые сложились в основном не по его причине. Невзирая на это, герой, естественно, ответственен за свой сделанный нравственный выбор. Ничто его полностью не может оправдать. Хотя сложно обвинять людей в желании жить, но жизнь ли это — служить фашистам. И непосредственно Рыбак это осознает, но в то время, когда уже поздно.
  3. Демчиха — обычная женщина, к которой в дом попали главные герои. Хоть вначале она не очень добродушно настроена к солдатам, в результате помогает им, за это затем и погибает. Обстоятельства поставили перед девушкой сложный выбор: помочь бойцам либо сдать их и спасти собственную жизнь. Однако душа женщины не позволяет предать партизан.

Проблематика и тематика

Делая анализ произведения «Сотников», можно увидеть, что писатель в своей повести затрагивает много актуальных тем: героизм, храбрость, верность, измена и любовь к родине, однако основой является проблематика морального выбора.

Каждому из персонажей нужно принять сложное решение. Оба главных героя выбирают, кем быть: живым предателем либо погибшим героем. Демчиха пытается решить: попробовать помочь солдатам либо обезопасить себя. Даже старосте Петру нужно выбрать (хоть это описывается еще в начале основного сюжета): отказать немцам и испортить жизнь односельчан либо согласиться с предложением, помочь людям, но при этом стать изменником.

В этом и состоит одна из основных моральных проблем войны. Ежедневно необходимо выбирать: или соблюдать собственные принципы и жить плохо, или пойти на сделку с совестью ради спасения жизни.

Главная мысль

Естественно, совершенно не все люди делают выбор, который остальные бы считали верным, опираясь на собственные моральные принципы, у каждого человека свои ценности. Не стоит остальных судить за их выбор, а лучше следить за собственными решениями. Именно по этой причине авторская позиция почти не прослеживается.

Он описал ситуацию и показал различные пути ее решения, но все-таки окончательный выбор остается за каждым человеком. Однако чтобы затем не сожалеть о сделанном, нужно верно расставить приоритеты. Автор на практике показал, что сила воли намного важнее физической, потому люди обязаны ее развивать.

Причем Быков дает урок: необходимо отвечать за собственные поступки и деяния, в этом смысл окончания повествования. Рыбак почти тут же понял, что сделал себе лишь хуже, дальше ему придется только страдать. Это мучение и является ответственностью за измену.

Автор заложил в повести основную мораль, а точнее — превосходство нравственных принципов над собственными потребностями. Все хотят жить, однако для нравственного человека при этом главное «как», а не «что». Можно унижаться, моля о возможности существовать, но будет ли эта жизнь нормальной? Вряд ли. Потому для этих людей намного важнее, как жить. Утратив возможность самому выбирать, Сотников отказался от жизни, поскольку то, что предпочел Рыбак, показалось ему не спасением, а мучением.

Вывод из этой книги можно сделать следующий: главное — верно расставить приоритеты, живя по собственному моральному принципу, невзирая на вероятные серьезные последствия, в противном случае, отступление от своих правил непременно грозит дальнейшим разочарованием в жизни.

Отзывы критиков

Советская критика хорошо оценила эту повесть. Даже западные писатели высказывались о ней положительно:

  1. Как писал болгарский критик Кати Яневой, Быков «может слушать своих непретенциозных персонажей, улавливая гораздо больше того, что говорят эти герои, глубоко заглядывая в их социальные корни поведения и психологию».
  2. Клод Прево в одной из публикаций написал, что Сотников настойчиво «уверен в великих принципах и в человеческом моральный духе» и своей смертью вдохновляет остальных на борьбу с нацистами. Этот персонаж, даже когда встретился взглядом с мальчиком, улыбнулся ему только глазами, так он передал юноше свое последнее слово.
  3. В «Сотникове», как считала Антала Вечека из Венгрии, Быков не стал изначально разделять персонажей на хороших и плохих, как это делают остальные писатели. Наоборот, он перемешал краски, показывая настоящего человека немощным и больным, а предателя — сильным и ответственным любимцем партизанского отряда. Так он смог показать неоднозначность проявлений внешней натуры человека.

Однако отмечались и иные случаи, когда Быкова критики не поняли. Например, Шарлотта Шмитц сказала, что между действиями главных героев нет отличия в плане того, что оба персонажа потерпели поражение. Один умер, второй — потерял честь. Оба были недовольны своим результатом, да и для партизан польза от их похода сомнительна.

На что писатель жестко отреагировал: «Я не знаю, какие критерии совершения подвига у миссис Шмитц, но для меня Сотников является героем. Да, он не победил немцев, однако он остался человеком даже в самой ужасной ситуации. Подвигом является его стойкость и для тех людей, которые были свидетелями его смерти».

Повествование Быкова описывает события, случившиеся более 70 лет назад. Но современным читателям повесть интересна не только в плане истории. Поскольку проблемы совести, честности, гуманизма и справедливости встают и сегодня. Какими и как быть? Как сохранить моральные принципы? Повесть «Сотников» позволяет найти ответы на эти сложные вопросы.

Тема войны в повестях В. Быкова

Особенности произведений В. Быкова о войне. Описание автором ощущений рядового солдата на большой войне. События и главные герои повести “Обелиск”, “Третья ракета”, “Сотников”. Рассказы автора о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами.

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по “Click here” и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все – архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы 🙂 Будем признательны.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления22.03.2016
Размер файла18,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Произведения о войне как трагедии народа в литературе ХХ века. Краткая биографическая справка из жизни В. Быкова. Сюжет повести “Сотников”. Основная цель партизанской войны. Нравственная сила Сотникова. Роль и место повести в творчестве писателя.

реферат [21,1 K], добавлен 09.12.2012

Повесть В. Быкова “Сотников” о Великой Отечественной войне. Она раскрывает нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляет понять, какой ценой была завоевана победа. Как и все произведения о войне, эта повесть учит добру и человечности.

реферат [16,0 K], добавлен 16.04.2008

Биография Василия Быкова. Ситуация нравственного выбора как основа его сюжетов. Художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Быкова.

реферат [21,4 K], добавлен 05.06.2010

Проблемы определения жанровой специфики военных повестей В. Быкова в советской литературной критике. Повесть “В тумане”: конструкция “нравственного эксперимента”. Характеристика военных повестей В. Быкова. Жанровые особенности повести В. Быкова “Обелиск”.

курсовая работа [29,7 K], добавлен 08.01.2010

Василь Быков. Идейное содержание романа “Сотников”, оценка героев. Борис Васильев. Идейное содержание романа “В списках не значился…”, оценка поведения главного героя.

реферат [19,0 K], добавлен 03.06.2002

Знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.

реферат [21,1 K], добавлен 16.06.2004

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях.

сочинение [11,8 K], добавлен 29.04.2006

Жизнь и творчество Константина Воробьева. Основные сюжеты повести “Убиты под Москвой”. Особенности описания войны в повести К. Воробьева “Убиты под Москвой”. Многоликость смерти на войне в повести. Столкновение трех правд в повести К. Воробьева.

реферат [17,1 K], добавлен 11.05.2010

Писатели о Великой войне. Трагическая судьба народа во Второй мировой войне. Юрий Бондарев и его произведения о войне. О человеке на войне, о его мужестве повествуют произведения Виктора Астафьева. Тема трагедии войны не исчерпаема в литературе.

сочинение [13,7 K], добавлен 13.10.2008

Краткое изложение сюжета произведения, его тема, идея, описание войны. Образ немецкого солдата, который превращается в обыкновенного человека, такого же замученного войной, окопами, страхом смерти, как наш русский солдат. Неприкрытая правда о войне.

Читайте также:  Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

анализ книги [15,8 K], добавлен 31.05.2013

«Василь Быков его понимание военной темы»

Василь Быков – семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести. В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие. В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести «Сотников» психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается «грязной работы». Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь?

Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу». В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость. В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца.

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по- моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней.

Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя Василя Быкова. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик – дна з самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления. В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

Отношение героев к войне, народу, отечеству. (По повести «Третья ракета».)

2. Отношение героев к войне, народу, отечеству. (По повести «Третья ракета».)

В повести «Третья ракета» действия происходят намного позже, уже на заключительном этапе войны, когда ее огненный вал докатился до Румынии и Венгрии. Но в этой повести герои – все те же обыкновенные люди труда, которых время вынудило оставить привычные и очень естественные для них мирные занятия и взяться за оружие. Таков, к примеру, командир орудия старший сержант Желтых. «Обычный колхозный дядька», как говориться о нем в повести, он воюет с ясным пониманием того, что нужно выполнить свой воинский долг. Но больше всего он мечтает, чтобы эта война была последней, чтобы детям не довелось узнать такого лиха, которое забрало у Желтых и отца (погиб на первой мировой), и деда (убило во время русско-японской войны), а позже, под Халхин-Голом, и брата покалечило.

Черты обыкновенности отчетливо видны и в Лозняке, который, заглядывая себе в душу, уже твердо решив «биться изо всех сил», думает: «Я не герой, я очень обыкновенный, и сдается мне, даже боязливый парень», и в аккуратном потянутом наводчики Попове, и в Кривенко, и в Лукьянове, персонажах со сложной военной судьбой. Худющий, «как жердь», «тихий, слабосильный интеллигент», он какой-то надломленный, обиженный – это все о больном малярией Лукьянове, бывшем лейтенанте, разжалованным за трусость в рядовые. Но и он понял, что, «не победив в себе труса, не победить врага». И это понимание, и победа над самим собой дались Лукьянов очень не легко. Умирает он, при всех его слабостях, по-солдатски. Он отдает свою жизнь в борьбе с врагом, оплатив высокой ценой приобретённое, наконец-то, солдатское мужество.

Для Быкова всегда интересно, какой личный интерес движет человеком на войне: это рано или поздно проявится. И тогда, какими бы словами об общих целях ни прикрывался человек, становится ясным, кто он есть на самом деле и какого его отношение к войне, народу, отечеству.

Командир Желтых войну воспринимает, как необходимость защищать родину, он знает, что многие жизни, дальние и близкие, зависят от него, и им движет сильнейший личный интерес, совпадающий с историческим интересом. И это, может быть, объясняет, поему так естественен и самостоятелен его героизм.

Лёшка Задорожный в войне видит только парадную сторону: награды, чины и не понимает ежедневного будничного героизма солдат. В решающий момент боя он выгадывает, ловчит, любой ценой уклоняется от общей ноши, чтобы только сохранить свою драгоценную жизнь.

Усилия же Желтых его солдат удержать позицию – героические усилия; в пространстве фронта одна пушка, удерживающая свой рубеж, может быть затеряна, как иголка в стоге сена. Но рубеж удерживается ценой пяти человеческих жизней. Можно сказать, что эти люди стремятся действовать достойным образом, но достойные пути – самые опасные: их-то и спешит перекрыть смерть, по смыслу она может быть героической, но тожественности и величия в ней не прибывает. Теперь она увидена ещё ближе, глазами рассказчика Лозняка. Он видит, как бьёт кровь из горла и брызжет ему в лицо, обдаёт спину Задорожного, – это погибает Желтых. Героическое заканчивается и так; ничего нельзя изменить; от этого ещё нестерпимее боль за человека. Обилие обыдённо-героического и обыдённо-трагического у Быкова лишний раз напоминает, какая была война, и из каких бесконечно малых слагаемых побед и утрат складывалась историческая победа народа.

3. Оправдан ли риск на войне? (По повести «Круглянский мост».)

У Быкова война высвобождает, обостряет в человеке его лучшие, добрые силы. Низость же теряет своё прикрытие: рано или поздно настанет час, когда не за кого спрятаться, некого поставить под удар вместо себя, и становиться видно, каков человек на самом деле.

Командир Маслаков в повести «Круглянский мост» идёт на задание вместе с юным партизаном Стёпкой. Бритвин нашёл предлог, чтобы не участвовать в этом деле. Конечно, Маслаков мог бы использовать командирскую власть и заставить подчинённого идти к мосту, но командир – из тех, кто взваливает ношу на свои плечи. Ну, а Бритвин – из другой породы. Он толкует, что риск людьми на войне оправдан, но делает всё, чтобы не попасть в число рискующих людей, он предпочитает рисковать другими. Он не понимает, когда люди рискуют добровольно. Поэтому осуждает Преображенского, который сдаётся врагам, чтобы спасти семью, и Ляховича, не желающего спасти свою жизнь унижением.

Стёпка неприязненно относиться к Бритвину. Но когда тот начал готовиться к взрыву моста, юноша подумал о нём уважительно: «пойдёт сам и погонит всех, Митю тоже», но Бритвин не желает рисковать своей жизнью. Он обрекает на гибель подростка Митю, а сам не принимал участи в операции. Вот тогда-то и не сдержался юный партизан и бросает в лицо Бритвина обвинение в подлости: «Ты не командир, а жулик!» В ярости Бритвин ударил Стёпку прикладом, а тот выстрелил в обидчика. Не убил, а только ранил. В интересах Бритвина – скрыть этот инцидент, но Стёпка готов предстать перед судом, чтобы каждый понёс наказание по справедливости.

Чувство справедливости и человечности торжествуют в мире Быкова над низменным, корыстным, эгоистичным, над страхом за себя «единственного», это торжество одухотворённого, светлого начала в человеке. Как бы ни обижала судьба Толкача, свет жизни не погас в нём, и он отстаивает справедливость и порядочность в человеке и в жизни. 4. Что такое героизм? (По повести «Дожить до рассвета».)

Повесть «Дожить до рассвета» позволяет лучше понять представление писателя о героизме и героическом человеке, природу героизма.

Лейтенант Ивановский вместе с группой солдат дошли до места, где должна была располагаться немецкая база с боеприпасами, но база снялась с места. Это ужасно, смысл всей операции потерян, но лейтенант ни в чём не виноват. Ему не в чем себя упрекнуть. Можно вернуться, объясниться, воевать и жить дальше. Это было бы вполне нормально и разумно. Но Ивановский написан так, что ясно: этот не вернётся. Сила, которая гонит его вперёд, столь велика, что он пойдёт искать эту базу даже один. Он так понимает командирскую честь, и, вернись он бесславно, без пользы, его сгложет «поганый червячок виноватости» за неоправданное доверие.

Может быть, он слишком впечатлителен, но ему никак не забыть отеческого напутствия генерала: «Сынки! На вас вся надежда!» Ему не даёт спокойно жить вопиющая бессмысленность многих жертв, и никуда не деть ему из памяти капитана Волоха, которого и зарыть-то в землю по-людски не успели. Тогда с Волохом они тоже были почти у цели, у этой злополучной базы. Волох и его люди погибли без результата. И его собственный поиск, и новые жертвы тоже безрезультатны? Он не мог возвратиться ни с чем. Он жаждал результата и смысла.

Читайте также:  Описание Левши из рассказа «Левша» 6 класс

Его размышления в знакомом сосняке достигли высшей степени «невезения». Пусть судьба его злосчастна, но именно с этого момента всё больше и больше непокорства и вызова такой судьбе.

Деревенская банька укроет тяжело раненного лейтенанта и Пивоварчика от глаз врага. Это передышка, единственная и последняя. Там в баньке к Ивановскому придёт понимание, что теперь с простреленной грудью он не вояка, а немного спустя, когда погибнет послушный и безотказный Пивоварчик, Быков напишет о лейтенанте: «Он был один, как загнанный подстреленный волк в бескрайнем морозном поле» Действительно, Ивановский чувствовал себя одиноко загнанно: никто ему не мог помочь, никто не узнает, как он закончил свой путь. А как это горько уйти из жизни бесследно?

Лейтенант так бы и закоченел на морозном ветру, если бы не услышанный им шум автомашины. И он перестал думать о своём несчастье и решил выползти на дорогу, чтобы «занять свою последнюю позицию» в жизни. Ивановский снова спешит, пропахивая слабеющим телом глубокую борозду в снегу. На этот раз этот последний след прочёркивается независимо от приказа, а волей своей, свободой, этой гордой и горькой свободой распорядиться собой.

И он выполз на дорогу и ждёт, только бы дождаться, не умереть раньше времени. Последняя позиция – сугубо личная позиция. Он надеялся убить именно штабного, чтобы последний взнос для родины был позначительнее, но и эта надежда не сбудется. Лейтенанту Ивановскому суждено взорвать вместе с собой всего-навсего воз соломы и одного обозника. Что же, опять все усилия, вся борьба с трудностями напрасна? Обдумывая судьбу Ивановского, писатель укрепился в мысли, что великая судьба будущих поколений народа, зависит от того, как умирали на дорогах и обочинах войны молодые люди, подобные лейтенанту. Не столь важно кого взорвал Ивановский. Не в результате взрыва – значение его жизни, её смысл. «Если человек закрыл телом амбразуру – это, разумеется, подвиг, – говорит Быков. – А искусство интересует процесс, совокупность причин, приведших человека к данному итогу» И писатель рассказал об этой «совокупности», и подлинный смысл жизни его героя и даже подлинный результат открылся нам в самом «способе» этого человека жить и бороться, бороться до конца.

Быков избрал такого героя, убеждённый, что тем, у кого сегодня просто нормальная человеческая судьба, пристало помнить, на каком основании покоится их благополучный мир, какое страдание и какой героизм уже были на земле и, значит, не должны, не могли исчезнуть бесследно, ничему не научив.

Третья ракета (В. В. Быков, 1961)

Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. Вокруг тихо – ни взрыва, ни выстрела, все спят. Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот захрапит. Солнце скрылось за бруствером и уже клонится к закату. Помалу спадает жара, утихает ветер. Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозема, обессиленно свисает в окоп. Высоко в небе летают аисты. Распластав широкие, размочаленные на концах крылья, они забрались в самую высь и кружат там, будто купаются в солнечном ясном раздолье. Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы, важно взмахнув крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье…

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Третья ракета (В. В. Быков, 1961) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Прежде всего: голод – не тетка.

К вечеру мы все так голодны, что не помогают ни курево, ни увесистые головы подсолнуха с мягкими, еще не созревшими семечками, которыми мы запасаемся с ночи. Хочется есть. В это время жидкая мамалыга – каша, которую, поев, мы все дружно охаиваем, – кажется нам необыкновенно желанным блюдом. Таким же вкусным представляется нам и хлеб – черствый, колючий, пополам с кукурузной мукой. Вот и теперь в нише, на верхнем снарядном ящике, лежит высохший остаток чьей-то недоеденной пайки и каждый из нас время от времени поглядывает туда. Первым, конечно, не выдерживает Лукьянов. Перестав на минуту чертить, он испачканными пальцами как-то стыдливо тянется к хлебу и, не глядя ни на кого, спрашивает:

– Никто пожевать не хочет?

Коротко взглянув на него, мы все молчим.

– Так я съем, – тихо говорит Лукьянов.

И он жует этот кусок, с усилием двигая челюстями под тонкой кожей худых щек, а мы глотаем слюну и отводим взгляды в сторону.

Лукьянов только недавно вылез из-под шинели – дважды в день, утром и вечером, его трясет малярия, и только к ночи он немного приходит в себя. Мы прощаем Лукьянову несдержанность, понимая, что в плену ему пришлось хлебнуть горя. Хлеб он съедает до последней крошки и поглядывает на небо, еще полное золотистого отсвета заходящего солнца. На стене же окопа и на бруствере уже нет ни одного лучика – все внизу застлано тенью. Откуда-то тянет прохладой, медленно наступает вечер.

Все мы нетерпеливо ждем того часа, когда на землю опустится ночь. Ждет его и Желтых – ночью он ходит к начальству или в пехоту, где у него много друзей и знакомых, ведь старший сержант – ветеран полка. Ждет вечера и Попов. Сразу, как только стемнеет, он вылезает из окопа и начинает хлопотать возле пушки – протирает запыленный казенник, прицел, вытряхивает чехлы и обновляет маскировку. Лешка вечером, словно молодой медведь, валяется на траве или бродит возле огневой в поисках мелких приключений. При удобном случае он не преминет улизнуть в деревню, где ему удается иногда раздобыть вина и закуски. Лукьянов, как только приносят ужин, наедается и тихонько пристраивается подле окопа, уйдя в свои затаенные думы. Я тоже жду того часа, когда можно посидеть в тишине на бруствере и вслушаться в ночь, всегда полную далеких и близких, явных и загадочных звуков. Но в их бесконечном множестве я стараюсь уловить шаги – легкое шуршание по знакомой тыловой тропке. Я жду их долгие, мучительные сутки, жду, сам не зная почему, наперекор своей воле…

Между тем быстро темнеет. Вечер гасит в небе золотисто-опаловый свет, с востока наплывает и ширится глухая синевато-сизая тень, окоп погружается в сумерки. В снарядной нише и под палаткой, которой накрыт дальний конец нашего убежища, уже ничего не видно, значит, пора вылезать. Желтых, став на колени, подпоясывается широким румынским ремнем со множеством дырочек, небрежно одергивает гимнастерку и глуховато командует:

– А ну, собирайсь за ужином! Пойдут сегодня… – На момент он замолкает, оглядывая нас. – Пойдет Лукьянов и…

Желтых секунду раздумывает, кого назначить вторым, но рядом вскакивает Лешка:

– Чего это ты такой быстрый? – удивляется старший сержант.

Лешка горделиво выпячивает крутую широкую грудь, большими пальцами ловко сдвигает под пряжкой сборки: воротник его франтовато расстегнут и белеет свежей полоской марли.

– Нужно, – улыбается Лешка и подмигивает одним глазом.

– А-а, – догадывается Желтых. – Известно… Ну что ж, дело молодое. Не то что нам, старикам…

«Черт бы его взял, этого хвата Лешку, – думаю я, – всегда он первый». Сегодня на батальонной кухне дежурит Люся, санинструктор, младший сержант медицинской службы – та самая наша Синеглазка, которую так жду и я и которую первым увидит Лешка. Сразу становится скучным весь этот долгожданный вечер, не радует и предстоящий ужин.

– А что же, законно! – повторяет Лешка свое любимое словцо и, бесцеремонно расталкивая нас, пробирается к выходу.

Мы вылезаем из окопа. Сумерки уже плотно застлали землю, вблизи еще видны кукурузные кучки и кое-где черные глазницы воронок, но вражеские холмы скрылись, потонули в дымчато-сумеречном тумане, и в небе загораются первые одинокие звезды. Удивительно, как хорошо тут – привольно и широко, как много воздуха! И я думаю, как мало надо человеку, чтобы почувствовать незамысловатую прелесть жизни, коротенькую, на несколько минут, радость. Потом эта радость исчезнет, человек слишком быстро привыкает к хорошему и перестает ощущать его.

Пехота тоже задвигалась. Кто-то зовет какого-то Солода, в сумерках бряцает оружие, слышится приглушенный топот ног. Собрав котелки, Задорожный с Лукьяновым уходят по тропке к полоске подсолнуха в тыл.

Скоро ужин. Я ложусь на закиданный кукурузой бруствер и гляжу вверх. В высоком и еще прозрачном небе горят россыпи звезд, но их как-то мало, совсем не то что зимой. Широко и раздольно поблескивает ковш Большой Медведицы. По давней школьной привычке я провожу от его края прямую и нахожу Полярную в хвосте Малой Медведицы. Там, далеко на севере, в стороне от отрогов Карпат, что в погожий день синеватой дымкой выступают на горизонте, лежит мой край, моя истерзанная Беларусь. Скоро исполнится год, как я оставил ее. Беспомощного, спеленатого бинтами, с перебитым бедром, самолет перенес меня в тыл, добрые люди выходили, я снова веял в руки оружие, но там остались мои земляки, мои старенькие родители, остались в лесах партизаны родного отряда «Мститель». Я не попал к ним обратно – военная судьба забросила меня на фланг огромного фронта в Румынию; но – что поделаешь – моя душа там, в далекой лесной стороне. Как аист, кружит она над ее полями, перелесками, большими и малыми дорогами, над соломенными стрехами ее деревень. Днем и ночью стоят перед моими глазами синеокие озера нашего края, шумливые дремучие боры, полные всякого зверья и птиц, поживы в ягодную летнюю и осеннюю грибную пору, столь памятные загадочными детскими страхами. Но то было давно, в полузабытое и непостижимо беззаботное время, когда на земле был мир. Теперь все изменилось. Теперь в черной тоске молчат деревеньки, пустуют поля, а на западе над борами еще катится голосистое эхо партизанских боев. Другой, суровой и беспокойной жизнью живет теперь моя Беларусь, непокоренная, героическая, славная многотрудными делами тысяч своих сражающихся и павших сынов. И я всегда ношу в себе молчаливую гордость за них, скромных моих земляков, и знаю, что я в большом неоплатном долгу перед моей землей и моим многострадальным народом. Но я только солдат, – видимо, час не пробил еще, и я жду, терпеливо и долго.

Рядом на жесткие стебли маскировки опускается Кривенок. Он не ложится, как я, а молча сидит и вглядывается в ночь. Мне снизу хорошо видна его настороженная и какая-то четко-нервная худая фигура; голова у Кривенка большая, лобастая, пилотка надета поперек. Парень он с норовом, молчун и, как говорит Лешка, совершенно без чувства юмора, поэтому они принципиальные противники. Меня также не очень располагает его характер, но мы тут самые молодые с ним, что невольно и без слов дружески связывает нас. И еще: с самого начала войны наши сердца глухи к слову «почта». Мы не бросаемся, как все, к солдату, который приносит из штаба письма, никто никогда не прислал нам ни одного треугольника. Мои родители в оккупации, у Кривенка их нет совсем.

Но вообще он неплохой товарищ, хоть и упрямый. Правда, из-за своего упрямства Кривенок уже не раз был наказан. Как-то, возвращаясь из санбата, где ему залечили рассеченное лицо, он встретил разведчиков с двумя немцами. То были «языки», за которыми ребята несколько ночей подряд ползали в тыл к врагу и теперь, довольные удачей, вели пленных в штаб. Но где Кривенку было разбираться в этом, если еще болела щека и жажда мести распирала его душу. Он набросился на пленных. Взбешенные хлопцы едва спасли «языков» и вместе с ними привели в штаб Кривенка, под глазом которого расплывался багровый синяк.

В штабе его долго ругали разведчики, начальники служб и, наконец, для окончательного разговора привели к командиру дивизии. Тот так же, не щадя, отчитал солдата, но Кривенок не промолвил ни слова в свое оправдание, все молчал, и полковнику, наверное, показалось, что он раскаивается. Вдоволь покричав, командир спросил:

– Ну, ты понял? Будешь еще самоуправничать?

Солдат, насупив изувеченное лицо, молчал.

– Я спрашиваю! Отвечай!

– Попадутся – все равно поубиваю, – мрачно пообещал Кривенок.

Этот ответ и решил судьбу упрямого солдата. Кривенок попал в штрафную роту, где ему, однако, посчастливилось – провоевал три долгих месяца и даже не был ни разу ранен. Потом на бесчисленных дорогах войны он все-таки отыскал свою часть и однажды с трофейным пулеметом на плече заявился на батарею. Желтых ворчливо пожурил хлопца и зачислил его в пулеметчики, разумеется, по совместительству с обязанностями орудийного номера.

– Слушай, Кривенок, – спрашиваю я, – откуда ты родом?

Читайте также:  Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Куприна Олеся сочинение

– А так. Родился под Смоленском. А потом, когда мать умерла, где только не побывал. Все детдома обошел.

– Плохо все же так… без родного угла.

– А на черта мне угол. Тебе много пользы от него?

– Много, – говорю я, подумав.

– А мне плевать. Гадов бить всюду одинаково, – ворчит Кривенок. Голос у него раздраженный, отрывистый.

– Чего это ты нервный такой? – как можно добродушнее спрашиваю я.

Но Кривенок только ругается:

– А ты не будешь нервный. Расписать тебе морду так – небось занервничаешь.

– Люди с разными лицами живут.

– Живут! – Он ерзает на комьях и глядит в сторону, опершись на локоть.

– Знаю, как живут. Каждому от тебя отвернуться хочется.

– Это ты напрасно. Девок же у нас нет. Чего стыдиться?

– Девок, девок! – едва слышно ворчит Кривенок. – Плевать мне на девок.

Однако он заметно нервничает, швыряет в темноту ком земли, вытягивается на бруствере и снова садится.

– Да и тут… Люська эта ходит…

Так вот в чем дело! Это правда, она всегда меняется, становится более сдержанной и мрачнеет, когда встречается взглядом с Кривенком, хотя ведет себя с ним, как и со всеми. Да и Кривенок, кажется, старается быть подальше от нее и никогда не заговорит, не поздоровается. И вдруг меня осеняет догадка, от которой холодеет на сердце. Неужели? Но, видимо, так. И Кривенок, будто в подтверждение моей мысли, говорит:

– Как к малому или больному ко мне… Раньше такая не была.

«Ну вот! Так оно и есть. И ему она не дает покоя в жизни», – думаю я. Теперь понятно, отчего он такой нервный и грубый, особенно когда появляется Люся.

Затаив дыхание я жду, что еще скажет он, но Кривенок молчит, и я тоже умолкаю. Что я могу сказать ему? Сказать, что и мне она снилась дважды, что и я вот теперь лежу и думаю: придет ли? Так хочется видеть ее, слышать, чем-нибудь угодить ей. Необыкновенная, непонятная и никогда прежде не испытанная нежность к этой девушке наполняет меня.

Эх, Люся, Люся! Когда я пришел в полк, она была на батарее санитарным инструктором. Я видел девушек-санинструкторов и в других подразделениях; они, казалось мне, несколько свысока относились к нашему брату солдату и больше тянулись к офицерам. Это было понятно, но это и отталкивало нас. Синеглазка же была простая, удивительно общительная и ко всему еще очень красивая девушка. Невысокая, подвижная, с виду совсем еще девчонка лет шестнадцати, она вела себя так, будто не знала, какая на самом деле хорошая. У нас она пользовалась всеобщим уважением: и у бойцов, и у командиров, молодых и постарше. Мы чуть ли не наперебой старались сделать ей что-либо приятное, как-нибудь облегчить нелегкую ее фронтовую жизнь. Правда, она не из тех, кто принимает ухаживания и заботы. Усердная в службе, Синеглазка сама задавала нам немало хлопот своими заботами о нашем здоровье, быте, гигиене. Видно, потому, а может, по какой-нибудь другой причине начальство и решило забрать ее в полковую санчасть. Ее перевели от нас, но никем не заменили, а девушка не забывает своей батареи, почти каждую ночь прибегает к нам, и, наверное, половина из нас тайком влюблены в нее. А она будто и не замечает того – по-прежнему со всеми одинаково весела и, как всегда, заботится о нашей окопной жизни. И все же порою кажется мне, что это не совсем так, что кто-то приворожил ее сердце, иначе не присохла бы она так к нашему расчету.

Мы молчим и терпеливо ждем, сторожко вслушиваясь в неясные звуки ночи, – только тех, привычных и желанных нам звуков не слышно.

– Да… Ну что ж, – отвечает Кривенок на какие-то свои мысли. – Поздно уже.

У меня ноет, щемит сердце, и все думается, что сегодня Люся уже не придет.

Мотив дороги в произведении В.Быкова “Сотников”

Разделы: Литература

Рассмотрите репродукции русских художников о Великой отечественной войне, поделитесь своими впечатлениями и сформулируйте основное содержание нашего занятия.

Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу-
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу.
А.Твардовский

А черный танк все лез и лез,
Утаптывая снег .
Тогда ему наперерез
Поднялся человек…
И все собою заслоня,
Величиной в сосну,
Не человек, а столб огня
Поднялся в вышину.

Т.Г.Гапоненко. После изгнания фашистских оккупантов.

Ф.Д.Фивейский. «Сильнее смерти»

Определите основную тему Мастерской.

Тема Мастерской «Человек на войне»

Что вы знаете о названии картины?

Какие ассоциации у вас возникают?

Дайте толкование слов в таблице.

Сравните свое толкование слов со словарными статьями из словаря С.И.Ожегова.

Дорога –ж.р.

  1. Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
  2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.
  3. Путешествие, пребывание в пути.
  4. Средства достижения какой –нибудь цели, жизненный путь.

Путь– м.р.

  1. То же, что дорога.
  2. Место, линия в пространстве, где происходит, где происходит передвижение, сообщение.
  3. Железнодорожная колея, линия.
  4. Путешествие, поездка.
  5. Направление, маршрут.
  6. перен. Направление деятельности, развития чего-нибудь, образ действия
  7. Польза, толк (прост)

Тропа – то же,что тропинка.

Тропинка – Узкая дорожка, протоптанная пешеходами, животными.

Подумайте! Каким образом связаны слова дорога, путь, тропа с повестью Василя Быкова «Сотников»?

Сформулируйте тему занятия

Мотив дороги в повести В.Быкова «Сотников».

Что хочу узнать.

  1. Актуализировать знания путем исследования мотива дороги в повести «Сотников». Выяснить, как связан мотив дороги с главной проблемой произведения.
  2. Развить культуроведческую компетенцию.
  3. Развить рефлексивную деятельность учащихся

Выбор плана работы

Работа под руководством Мастера

Что вы знаете о писателе?

Сообщение о писателе.

Василь Быков родился в деревне Черновщина в Белоруссии .Война прервала его занятия в Витебском художественном техникуме. Учеба продолжалась в Саратовском военном училище, и с 1943 года В.Быков на передовой. Дважды ранен. С действующей армией прошел по Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта. Командир взвода полковой и армейской артиллерии. После победы служил на Дальнем Востоке. В 1955 году вернулся в Белоруссию и начал работать в газете.

Излюбленный жанр В.Быкова – повесть .Герои его повестей – офицеры, сержанты, солдаты, партизаны и все те, кто вынес на своих плечах тяжесть войны. В 60-х годах появились книги, которые открывали совершенно новый период в военной прозе. В произведениях В.Быкова нет масштабных военных сражений и батальных сцен Он показал в своих произведениях выбор героя. Герои изображаются чаще всего в безвыходных ситуациях, требующих от них немедленного решения. Писатель рассказывает, как и почему человек становится Человеком. В 80-90 годы обозначился новый этап в творчестве В.Быкова. Он обращается в произведениях к эпохе 30-х годов и к современной жизни. Народный писатель Беларусии . Герой Социалистического Труда .Лауреат Государственной премии СССР. Лауреат Ленинской премии. За повесть «Сотников» Папа Римский наградил писателя специальным подарком от католической церкви.

Покинул Беларусь в конце 1997 года. По приглашение ПЕН – центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, потом переехал в Германию .Похоронен в Минске.

Произведения

Фильмы

  • «Альпийская баллада»
  • «Третья ракета»
  • «Сотников»
  • «Дожить до рассвета»
  • «Обелиск»
  • «Западня»
  • «Пойти и не вернуться»
  • «Мертвым не больно»
  • «Волчья стая»
  • «Круглянский мост»
  • «Знак беды»
  • «Карьер»
  • «Альпийская баллада»
  • «Третья ракета»
  • «Сотников»
  • «Дожить до рассвета»
  • «Обелиск»
  • «Западня»
  • «Пойти и не вернуться»
  • «Мертвым не больно»
  • «Волчья стая»
  • «Круглянский мост»
  • «Знак беды»
  • «Карьер»

Анализ. Прослушайте отрывок из повести В.Быкова «Сотников». Глава15.

«Рассказ Баси».

  1. Каковы ваши первые впечатления от прочитанного отрывка и произведения в целом?
  2. Были ли трудности в восприятии и понимании произведения? Какие ?
  3. Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на занятии?
  4. Выбор «толстых « и «тонких» вопросов.

Василь Быков о своих произведениях.

«Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс- выиграть. Если нет- выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно.»

Вопросы и задания

Вспомните содержание повести «Сотников» и докажите верность высказывания В.Быкова, ориентируясь на вопросы:

а) Можно ли события, изображенные в повести назвать героическими?

б) Почему автор выбирает местом действия партизанскую тропу, дорогу, путь, а не центры, где решаются государственные и политические военные вопросы

Вопросы и задания.

Анализ глав: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 18.

  • Обратите внимание, какое местоимение повторятся в начале каждой главы и почему, начиная с 8 гл., меняется?
  • Выпишите ключевые слова из начала каждой главы и докажите, что речь идет о дороге, как об узкой полоске земли, месте, по которому надо пройти.
  • (они – он)
  • Глава 5-6. Выпишите глаголы, характеризующие Сотникова и Рыбака.
  • Сделайте сообщение о Сотникове и Рыбаке, опираясь на значения глаголов.
  • Зачитайте начало 18 главы и скажите, почему к виселице идут герои по-разному?
  • Вспомните жизненный путь героев. Похожи ли судьбы Сотникова и Рыбака? Можно сказать, что они шли одной дорогой в значении «жизненного пути»?

Анализ. Чтение отрывка из повести «Сотников».Глава 1. Эпизод со следом волка.

  • «Из оврага на дорогу выбежала ровная цепочка следа..». Как вы думаете, можно ли считать, что с этого момента пути героев расходятся?
  • Прочитайте эпизод у сгоревшего хутора. О чем думают герои?
  • Глава 9. Какое значение имеет эпизод в избе Демчихи? (Путь позора для Рыбака)

Глава 18.Чтение эпизода «Путь на казнь».

«Они медленно приближались.

– дальше дороги уже не было.»

  • Для кого из героев не было дороги?
  • С какой основной проблемой столкнулись герои на своем пути?( проблемой выбора)
  • Каким образом дорога превратилась для героев в путь нравственного «восхождения» и падения?
  • Вспомните, что такое притча.
  • Подумайте, с какой библейской притчей связана повесть «Сотников».
  • Обратите внимание, какая мысль мучает Сотникова перед смертью?
  • В произведении упоминается Библия. Случайна ли эта деталь в повести. Попробуйте объяснить ее роль.

Точка зрения.

И. Дедков

Мое мнение

А.Адамович

„ Если гово-рить о притче в точном смы-сле этого сло-ва, вряд ли можно… пос-читать ее жанровым „ прототипом“ повестей Быкова.“

„Притчеобразность“ в реалистической литературе проявляется по-разному, но традиционная ее особенность – это заостренность моральных выводов, стремление к абсолютным оценкам, многозначительность ситуаций и образов.“

Мое видение проблемы повести.

Изобразите дорогу и путь Сотникова и Рыбака в форме рисунка, символа, схемы.

Глава 18.Чтение эпизода «Казнь»

Почему повесть названа по имени одного героя?

Почему режиссер Лариса Шепитько назвала свой фильм по повести «Восхождение»?

Какой путь выбрали другие герои повести?

Какое бы название я дал повести? Почему?

Как называлась повесть первоначально? («Ликвидация»)

Л.Лазарев писал: «Первоначальное название … лучше выражало и проблематику и своеобразие ее художественного строя».Согласны вы с этим мнением?

Вопросы и задания

Глава 19. Анализ эпизода «В полном смятении, с туманной пеленой в сознании Рыбак пришагал …».

  • Составьте вопросник к данному эпизоду.
  • Как вы считаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Закончился путь героя?
  • В.Быков сказал о Рыбаке: «Он не враг по убеждению и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям..»

Согласны ли вы с такой нравственной оценкой Рыбака?

Как изображены в повести враги- полицаи?

Какое из трех слов вы выбрали бы для них, характеризуя жизненный путь: дорога, путь, тропа ? Почему? Подберите подходящие эпитеты.

Я выбираю проблемный вопрос.

Выводы:

Дать развернутый ответ на вопрос.

Работа в группах.

  • Основной мотив повести В.Быкова «Сотников»
  • Основная проблема повести.
  • Особенности творческого почерка писателя.
  • Актуальна ли повесть сегодня?
  • «Истина в том…,что мы победили,».Уроки войны у В.Быкова

Внимательно прочитайте текст.

Текст В. Солоухина из цикла «Камешки на ладони»

У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту!

Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами.

Все можно. Нельзя только одно – терять высоту! Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идешь как бы и не к вершине, все равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!

Моя творческая работа

Тема: Путь и высота со знаком равенства?

  • Результат моей работы: идеи, мысли, размышления, рассуждения.

О чем я буду думать. Запишите важный для себя вопрос.

Литература

  1. Русская литература 20 века. Учебник-практикум под ред. Ю.И.Лыссого. М., 2008.
  2. Н.Е. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. М., 2006.

Ссылка на основную публикацию