Главная основная мысль повести Тимур и его команда Гайдара
В произведении великого русского писателя Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» раскрывается множество тем, основной из которых является тема бескорыстной помощи ближним.
Тимур — обычный мальчик, который собрал свою команду из дворовых мальчишек для того, чтобы помогать тем, кому действительно нужна помощь. Они организовали собственный штаб, от которого протянули верёвки с консервными банками к дому каждого из членов команды. Это нужно было для того, чтобы держать связь и вызывать ребят, когда это необходимо. Дисциплина в команде тоже поддерживалась строго. Все были разделены на пятёрки и у каждой был командир, который был ответственен перед Тимуром. Удивительно то, что мальчики делали добрые дела втайне ото всех, так как они поступали так не из-за желания получить похвалу или награду, а из-за того, что действительно имели доброе сердце. Автор раскрывает качества Тимура ещё и с помощью Жени. Когда ребята застукали её в их штабе, то сильно сердились, но Тимур за неё заступился.
Также в произведении большое внимание уделено патриотизму и памяти участников Великой Отечественной Войны. Их дома были отмечены красной звездой — символом уважения и почёта. Этим людям тимуровцы помогали особенно активно и трепетно.
У тимуровцев также были и враги — шайка Квакина. В их противостоянии автор напоминает, что добро всегда побеждает зло.
Образ Тимура является примером того, каким должен быть настоящий пионер. Умный, добрый, находчивый и справедливый. Ведь если каждый станет таким, как Тимур, то мир будет намного лучше.
2 вариант
Повесть «Тимур и его команда» была написана Аркадием Гайдаром. Главная мысль повести – помощь другим людям. Такая мысль приходит в голову мальчику по имени Тимур. В подмосковном посёлке он из мальчишек и девчонок собирает команду.
Для того, чтобы помогать людям. Те дома, откуда люди ушли на фронт, помечаются большой красной звездой. Ребята делают посильную физическую работу. Носят воду, складывают дрова, пропалывают грядки. Всё это делают тайком, по ночам. Дело происходит летом, а летние ночи коротки, поэтому, светло, почти как днём.
В команде дисциплина, как в армии. На чердаке одного из сараев оборудован штаб, откуда видно окрестности. Вся команда разбита на пятёрки, у каждой пятёрки свой командир. Он отчитывается перед Тимуром о проделанной работе. Телефонов тогда и в помине не было. Поэтому, ребята придумали свою связь.
Протянули от штаба верёвки к дому каждого члена команды. На конце верёвки привязали пустые консервные банки. Если подёргать за верёвку, банки начинали звенеть. Это был своего рода вызов в штаб. Надо было срочно явиться туда. Верёвки крепились к колесу, поворотом которого вправо или влево и подавался сигнал вызова.
Две сестры отправились на лето на дачу. И вот младшая сестра, обследуя окрестности, нашла штаб. Увидела колесо и представила себя командиром корабля. И давай крутить его во все стороны. Верёвки натянулись, банки зазвенели во всех дворах, и все ребята примчались в штаб.
И уже были готовы отлупить девочку Женю. Но вмешался Тимур. Он уже знал, кто такая Женя. Накануне, она заблудилась, зашла в его дом спросить дорогу. Дома никого не было, кроме большой немецкой овчарки, которая разрешила Жене войти, а вот выйти не разрешила.
Девочке пришлось заночевать в доме. А утром, убегая из дома, она забыла там свои вещи. Но они были таинственным образом подкинуты ей в тот самый момент, когда она уже хотела во всём признаться старшей сестре. К вещам прилагалась записка от Тимура. Вот так и произошло их заочное знакомство.
Тимур рассказал Жене о своей команде, и она присоединилась к ребятам. Была ещё в посёлке банда Мишки Квакина. Члены банды обчищали окрестные сады и огороды. Тимур и его команда враждовали с Мишкой и его соратниками.
У девочек отец был военный. Он отправился на фронт, проездом через Москву. И хотел увидеть дочек. Рискуя быть наказанным своим дядей, Тимур без спроса взял его мотоцикл и повёз Женю в Москву на вокзал, чтобы она хоть на несколько минут увидела отца.
Дядя не наказал Тимура, но мальчику пришлось всё ему рассказать. Дядя тоже отправлялся на фронт. Его провожали всем посёлком, с музыкой. Ольга, сестра Жени, играла на аккордеоне. Тимур и его команда делали большое, нужное дело.
Сочинение 3
В повести говорится о мальчишках, которые организовали команду скорой помощи, и она реагировала на чужую беду и несчастье. Они помогали, чем могли всем, кому это было необходимо. Время было нелегкое, приносить пользу можно было не только на фронте, нужно просто оглянуться вокруг.
В маленький поселок недалеко от Москвы на лето съезжаются ребята на отдых. Один из главных героев племянник капитана Гараева, Тимур – серьезный и отзывчивый мальчик. Именно он собрал вокруг себя друзей и предложил им помогать людям, которым необходима помощь. Они не афишировали свой труд. Тимуровцы создали настоящий отряд, с командованием, со штабом и с членами отряда, которые исполняли приказы.
Женя и Ольга приехали из Москвы, на время. Отец сестер полковник Александров в это время был на фронте. Жене понравился Тимур, он был честный и справедливый. Они подружились. Помощь, которую команда Тимура оказывала в поселке, была тайной. Никто из жителей не знал, кто же помогал старикам носить воду или складывать дрова.
Главной мыслью в повести является тема бескорыстной помощи. Автор показал, как важно уметь видеть вокруг людей, видеть их проблемы и трудности и оказывать им помощь. Даже не хвастаясь и не дожидаясь похвалы за свои поступки.
В поселке ведь было две команды ребят, была еще одна под руководством местного хулигана Квакина Мишки. Они то, себя показали с плохой стороны: обрывали фрукты в садах, ломали деревья, разоряли огороды.
Сравнивая обе компании понятно, что любой человек может сделать выбор сам, каким быть хорошим или плохим. Совершать добрые дела не сложно, нужно самому стать лучше.
Когда пришла телеграмма о приезде Жениного отца в Москву, Тимур пришел на помощь. Он отвез подругу на мотоцикле дяди в Москву. Благодаря находчивости Тимура Женя успела повидать отца.
Вернувшись в поселок, они узнали, что Гараев отправляется на фронт.
Тимур уехал с мамой.
Прочитав повесть, понимаешь, что нужно помогать старшим и относиться к ним с уважением. А для этого самому стараться быть честным и справедливым.
«Тимур и его команда» рассказ о дружбе и взаимовыручке, об отзывчивости и доброте. Повесть очень интересная и поучительная.
Основная мысль
Данная повесть призывает к тому, чтобы люди совершали добрые дела и поступки, так как они могут быть совершены в раннем возрасте. Несмотря на то, что автор хотел показать многие моменты идеологии в его стране в те годы, данное произведение содержит в себе очень много поучительных моментов, которые хотят отразить всю глубину и правдивость того, какое воспитание следует давать своим детям. Также, благодаря тому, что автор хотел отобразить такие жизненные обстоятельства, которые создавали определенный настрой на то, чтобы появлялось желание совершать добрые деяния и поступки, данная повесть является очень яркой, глубинной и интересной. Согласно авторской концепции, в данной истории будут показаны ребята, которые приняли твердое решение по тому, что они и в дальнейшем будут совершать деяния для людей. И несмотря на то, что эти люди не являются их знакомыми или родными людьми, это не останавливает команду в их поступках и делах.
Изначально герои приняли для себя такую концепцию, при которой, в первую очередь, они будут оказывать посильную помощь тем людям, которые особенно в ней нуждаются. К данной категории людей можно отнести людей, которые прошли фронт, людей в возрасте, а также всем тем, кто относится к социально незащищенному слою населения. Все поступки и дела, которые они делают, не афишируются ими, и не делаются для каких-либо еще целей. Хочется отметить, что ребята действительно действуют как хорошая и слаженная команда, которая преследует цель совершать благие дела и намерения. Друзья сильно осуждают и не понимают, как можно быть корыстным и злым человеком, особенно когда у человека имеются возможности совершать благие дела. Они рассуждают о добре и мудрости, а также размышляют на тему того, как же должна выглядеть идеальная и справедливая система, и приходят к выводу, что все зависит от людей, и решений, которые они принимают. Ведь, если каждый человек будет заботиться об окружающих людях, то мир станет намного лучше и прекрасней.
Главный герой отображен в данном произведении весьма мужественным и смелым молодым человеком, который обладал лидерскими качествами и умением вовремя поддержать тех ребят, которые в этом нуждаются. Будучи еще совсем юным человеком, он несет философию добра, которую старается воплощать в делах и поступках. Он считает, что жить необходимо честно и по совести. Произведение получилось очень интересным и искренним.
Также читают:
Картинка к сочинению Главная мысль повести Тимур и его команда Гайдара
Популярные сегодня темы
Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной
Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора
Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты
Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний,
В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне
“Тимур и его команда” – краткое содержание повести А.П. Гайдара
Основные персонажи
Гайдар в своём произведении вывел ряд интересных персонажей, многие из которых впоследствии стали символами тех или иных человеческих свойства и качеств. Главные герои «Тимура и его команды»:
- Тимур. Высокий мальчик с тёмными волосами в возрасте 13 лет. Создал свою команду и вместе с ней оказывал помощь тем людям, родственники которых отправились служить в Красную Армию.
- Ольга Александрова. 18-летняя девушка, хорошо умевшая играть на аккордеоне. Студентка института, мечтающая стать инженером.
- Женя Александрова. 13-летняя девочка, младшая сестра Ольги, о которой та постоянно заботилась. Стала подругой Тимура и помогала ему во всех его начинаниях.
- Георгий Гараев. Дядя Тимура, работавший механиком-инженером на местном автомобильном заводе. В свободное от работы время участвовал в деятельности городской оперы, играл там и пел.
- Мишка Квакин — вожак шайки подростков-хулиганов.
- Маленькая дочь и вдова погибшего лейтенанта Павлова.
- Полковник Александров. Отец Жени и Оли.
Начало произведения
Действие повести происходит летом 1939 года. Три месяца полковник Александров, который командовал бронедивизионом, отсутствовал дома. По всей видимости, его отправили на фронт. Своим дочерям, Жене и Оле, отец выслал телеграмму, в которой предписал, чтобы девочки проводили остаток каникул на их подмосковной даче.
Первой туда отправилась Ольга, старшая дочь. Вечером она взяла свой аккордеон, который ей подарил отец, и принялась играть на нём. Вдруг она неожиданно увидела неизвестного молодого мужчину, который подслушивал игру девушки. Удивлённой Ольге он представился Георгием Гараевым и сказал, что он тоже имеет отношение к артистам. Парень вызвался проводить её на вокзал, поскольку вечерним поездом на дачу должна была прибыть Женя. Однако по каким-то причинам она так и не приехала.
Приключения Жени
Девочка планировала ещё из Москвы отправить своему отцу письмо, однако у неё не хватило времени на это, поэтому по прибытии в посёлок, первым делом она принялась разыскивать местное здание почты. У неё это не получилось, и Женя заблудилось. Пытаясь выяснить правильную дорогу, девочка зашла в первый попавшийся дом, который оказался дачей Гараева. Неожиданно откуда-то появилась огромная рыжая собака, которая начала громко лаять на Женю. Из-за неё та не смогла покинуть дом. Ей ничего не оставалось, как остаться на чужой даче до вечера. Через какое-то время она уснула от усталости и переживаний.
Когда Женя проснулась, она увидела на столе какую-то записку. В этом послании неизвестный обращался к ней и просил посильнее захлопнуть дверь, когда она будет уходить из дома. Автор записки подписался как Тимур.
В соседней комнате Женя обнаружила бутафорский револьвер. Взяв его в руки, она случайно нажала на спусковой крючок, и раздался громкий выстрел. В помещении случился мощный грохот, и разбилось зеркало. Испугавшись, девочка быстро выбежала из дома, забыв ключ от своей московской квартиры и телеграмму, которые лежали на столе.
Через какое-то время она сумела найти дачу. Там её поджидала рассерженная старшая сестра. Женя уже приготовилась оправдываться перед Ольгой, но к ним неожиданно подошла неизвестная девочка. Она передала им оставленный в доме Гараева ключ и квитанцию, что забытая на столе телеграмма уже отправлена по почте.
Знакомство с Тимуром
Во время одной из прогулок по местному саду Женя обнаружила сарай, от чердака которого в разные стороны тянулись верёвочные тоненькие провода. Она хотела запустить с крыши здания небольшого бумажного парашютиста, но из-за ветра он залетел в чердачное окно. Девочке стало интересно, и она забралась внутрь здания. Там она обнаружила большое колесо, внешне похожее на штурвальное. Над ним был подвешен самодельный телефон.
Вообразив себя капитаном корабля, Женя повернула колесо. Неожиданно все провода начали громко гудеть и дрожать. Это был позывной сигнал, на который прибежали несколько мальчиков. Последним из них на место прибыл рослый черноволосый парень, который представился Тимуром.
Он рассказал Жене, что в этом дачном посёлке бесчинствует орава хулиганов под предводительством некоего Мишки Квакина. Тот вместе со своей шайкой обносит местные плодовые сады и огороды. Тимур же с друзьями поступает иначе и старается помочь людям, особенно тем, близкие которых отправились служить в Красную Армию. На заборах домов своих подопечных они рисуют специальный символ — огромную пятиконечную звезду. Она сигнализирует, что с этого дня жилище находится под защитой и охраной команды Тимура. Ребята оказывали посильную помощь нуждающимся в ней:
- складывали поленья;
- разыскивали убежавшую козу;
- успокаивали плачущих детей.
Особенностью команды было то, что все свои добрые дела они совершали тайно, чтобы никто из посторонних этого не увидел. Женя тоже была принята в их организацию. Тимур ей посоветовал начать играть с маленькой дочерью лейтенанта по фамилии Павлов, который недавно погиб при выполнении служебного долга на границе. Его вдова была очень благодарна, что кто-то развлекает её малышку, и она больше не грустит.
Драка с Квакиным
Тимур старается мирно решить проблему с Квакиным, понимая, что физической силой он вызовет только массовое побоище, от которого никому не будет лучше. Но беседа один на один не даёт результата. Кроме того, Ольга замечает парней вместе и решает, что Гараев входит в шайку Квакина. Она не хочет, чтобы Женя больше встречалась с ним.
Тимур со своими друзьями решает положить конец бесчинствам Квакина и его хулиганов. Он выставляет им ультиматум, но те отвергают его и берут в плен двух его друзей — Колю Колокольчикова и Гейку. Гараев понимает, что медлить в этом вопросе больше нельзя. Он хочет проучить хулиганов.
Случается схватка, в ходе которой тимуровцы запирают злодеев в небольшой будке на краю базарной площади так, что те не могут сами выбраться. На здание тимуровцы вешают кусок картонки, где крупным почерком указывают, что тут сидят негодяи, которые, будучи трусами, по ночам ходят по садам мирных жителей и разворовывают их.
Гараев катает Ольгу на мотоцикле и рассказывает ей, что в местной опере он исполняет роль старика-инвалида, который раньше был партизаном. Именно поэтому многие соседи часто видели его в стариковском гриме. У него для роли был ещё и бутафорский револьвер, из которого Женя произвела случайный выстрел.
Женя нарвала букет цветов для дочери Павлова. Тимур принёс ночью его домой девочке, а также сделал у них в саду качели.
Наступает годовщина победы Красной Армии в бою под Хасаном. В её честь в парке устраивают гулянье и концерт. Там выступает Георгий, и он просит Ольгу аккомпанировать ему. Вместе они исполняют несколько композиций. После этого они прогуливаются и случайно встречают Тимура и Женю. Гараев признаётся Ольге, что мальчик — его племянник.
Она расстроилась, потому что думала, что Тимур тоже состоит в шайке Квакина и может отрицательно воздействовать на Женю. В ответ на это Георгий строго запретил племяннику приближаться к даче Александровых, в противном случае мальчик будет отправлен с дачного посёлка к матери.
Развязка истории
Оля в Москве почти весь день провела в гостях у своей подруги. Только вечером она вернулась домой и получила телеграмму от отца. Тот сообщает, что скоро окажется в столице проездом на несколько часов.
Женя осталась в поселке, и вдова Павлова попросила её присмотреть за дочерью, потому что ей самой срочно потребовалось куда-то отъехать. Пока девочка занималась этим, ей пришло 2 телеграммы, но прочитать их она смогла только ночью. Отец писал ей, что прибудет в Москву в полночь и уедет спустя 3 часа. Последний поезд в столицу уже уехал, и Александрова поняла, что не успеет. Ей пришлось обращаться за помощью к Тимуру.
Гараев попросил одного из друзей посидеть с маленькой девочкой, а сам взял у дяди, который был на работе в Москве, мотоцикл и доставил Женю домой в столицу. Им пришлось долго мчаться по просёлочным дорогам, но всё же они успели приехать за 30 минут до того, как полковник Александров был вынужден всё-таки отбыть.
Утром Гараев вернулся домой с работы и не обнаружил Тимура дома, зато увидел, что мотоцикла нет. Он решил отправить мальчика домой, но в этот момент к нему пришёл почтальон и передал ему повестку. Из столицы вернулся Тимур вместе с Женей и Ольгой. Дядя хотел уже наказать мальчика, но за него вступилась Ольга, объяснив ситуацию. После этого Георгий зашёл в дом и вышел к ней уже в капитанской форме танкиста.
Женя покрутила колесо на чердаке, и на проводы к Гараеву прибежало около 50 ребят. Когда поезд с Георгием уехал, Тимур волновался, но старался не подавать вида. Он сказал, что на следующий день его должна забрать мама. Ольга же заверила его, что он не пропадёт по жизни, ведь он помогает людям, и те отвечают ему взаимностью.
Значение повести
Книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» была переведена на 75 разных языков, неоднократно переиздавалась. Жанр «Тимура и его команды» — повесть. Произведение породило целое движение «тимуровцев», которое распространилось по всему СССР. Это были дети, которые приходили на помощь старикам и людям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, в сферу их деятельности входили:
- помощь совхозам и колхозам;
- работа над благоустройством населённых пунктов;
- шефская помощь детским садам;
- уход за могилами павших солдат и офицеров, поддержание их в должном состоянии.
Главная мысль «Тимура и его команды» в том, что необходимо быть добрыми и отзывчивыми, приходить на помощь людям и при этом не гордиться и не кичиться своим хорошим отношением к ним.
Популярность повести заключается в том, что её до сих пор продолжают обсуждать. Читатели делятся отзывами о произведении на специализированных форумах:
Замечательная книга! Я читал её ещё в детстве, когда был пионером, и она стала для меня любимой книгой. Весь мой класс её любил. У нас в читательских билетах это была самая частая книга, взятая в библиотеке. И теперь тоже с удовольствием перечитываю все главы.
Хоть «Тимур» и написан в советские годы, он не похож на типичную пропагандистскую сказку тех лет, которую бы дети читали только для хорошей оценки в дневник. Тут есть и замечательный сюжет, и герои с интересными биографиями и характеристиками, и интересный текст. Анализ произведения говорит о том, что добро только тогда бывает добром, когда оно делается не напоказ.
Крепкая сильная повесть про замечательных людей, которая поднимает важные темы, даёт им широкое освещение. Советую всем прочитать её страницы полностью, а не описание в сокращении.
Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по программе “Школа 2100”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приобская начальная общеобразовательная школа»
Тема: Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
Цель: Показать нравственный смысл поступков героев Гайдара, с овершенствовать навыки пересказа и анализа текста, обобщить впечатления от произведения Гайдара, р азвивать творческие способности учащихся.
Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.
Начнем урок с эпиграфа:
Ты всегда помнил о людях, и они отплатят тебе тем же.
А.Гайдар.
– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
– Встаньте те, у кого сегодня есть книги А.Гайдара?
– У кого хорошее настроение?
– У кого светлые волосы?
– У кого есть младшая сестра?
– Кто съел весь завтрак в столовой?
– Кто занимается спортом?
Ни для кого не секрет, что все люди разные. Каждый человек – это це лый мир, познавать который – одна из целей жизни. Но в то же время всех людей можно объединить по различным признакам. Например, мужчины и женщины, взрослые и дети, грамотные и неграмотные, образованные и не образованные, предпочитающие спорт компьютеру и наоборот.
Итак, мы видим, что всегда можно найти общее между разными, каза лось бы, людьми. Если вы заметили, одно из оснований для объединения людей – это возраст: взрослые – дети. К какой группе вы отнесете себя?
– Получается, что вы уже не дети, но еще и не взрос лые. Вашему возрасту есть отдельное определение, объединяющее людей примерно от 10 до 15 лет – отрочество.
– Ваш возраст еще называют переходным. Это действительно пере ход из детства к взрослой жизни, и у каждого он очень труден, как любое изменение, любое новое состояние.
3.Проблемные вопросы и комментарии учителя
– Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?
– Отличаются ли дети, жившие 50-60 лет назад от сегодняшних? Есть ли меж ду ними общее?
– Что же изменилось? Стали люди умнее, добрее, сильнее, образован нее, красивее?
– Литература позволяет нам не только совершать подобные путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь.
– Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой – ваш ровесник. Подростковый возраст – пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек даль ше, каким он будет взрослым.
– Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои, юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью. Мы будем говорить о произведении Аркадия Петровича Гайдара.
– У нас замечательная возможность услышать голос писателя. Прослушивание обращения.
– А какие произведения А.Гайдара вы читали?
– Я вам предлагаю более подробно остановиться на произведении «Тимур и его команда».
– Можете ли вы найти сходство вашей жизни и жизни героев?
– Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. С сентября 1940 года повесть начала печататься в газете «Пионерская правда» и сразу же приобрела огромную популярность, а главный герой повести Тимур стал образцом для подражания многих мальчишек и девчонок.
На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев. Он горит, не потухая на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда!
Анализ – характеристика главных героев.
Работа в группах:
В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара “Тимур и его команда”. Кто из вас найдёт больше персонажей?
Тимур и его команда. Анализ повести (слайд 6)
Читайте также:
|