Анализ произведения Гайдара Тимур и его команда

Главная основная мысль повести Тимур и его команда Гайдара

В произведении великого русского писателя Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» раскрывается множество тем, основной из которых является тема бескорыстной помощи ближним.

Тимур — обычный мальчик, который собрал свою команду из дворовых мальчишек для того, чтобы помогать тем, кому действительно нужна помощь. Они организовали собственный штаб, от которого протянули верёвки с консервными банками к дому каждого из членов команды. Это нужно было для того, чтобы держать связь и вызывать ребят, когда это необходимо. Дисциплина в команде тоже поддерживалась строго. Все были разделены на пятёрки и у каждой был командир, который был ответственен перед Тимуром. Удивительно то, что мальчики делали добрые дела втайне ото всех, так как они поступали так не из-за желания получить похвалу или награду, а из-за того, что действительно имели доброе сердце. Автор раскрывает качества Тимура ещё и с помощью Жени. Когда ребята застукали её в их штабе, то сильно сердились, но Тимур за неё заступился.

Также в произведении большое внимание уделено патриотизму и памяти участников Великой Отечественной Войны. Их дома были отмечены красной звездой — символом уважения и почёта. Этим людям тимуровцы помогали особенно активно и трепетно.

У тимуровцев также были и враги — шайка Квакина. В их противостоянии автор напоминает, что добро всегда побеждает зло.

Образ Тимура является примером того, каким должен быть настоящий пионер. Умный, добрый, находчивый и справедливый. Ведь если каждый станет таким, как Тимур, то мир будет намного лучше.

2 вариант

Повесть «Тимур и его команда» была написана Аркадием Гайдаром. Главная мысль повести – помощь другим людям. Такая мысль приходит в голову мальчику по имени Тимур. В подмосковном посёлке он из мальчишек и девчонок собирает команду.

Для того, чтобы помогать людям. Те дома, откуда люди ушли на фронт, помечаются большой красной звездой. Ребята делают посильную физическую работу. Носят воду, складывают дрова, пропалывают грядки. Всё это делают тайком, по ночам. Дело происходит летом, а летние ночи коротки, поэтому, светло, почти как днём.

В команде дисциплина, как в армии. На чердаке одного из сараев оборудован штаб, откуда видно окрестности. Вся команда разбита на пятёрки, у каждой пятёрки свой командир. Он отчитывается перед Тимуром о проделанной работе. Телефонов тогда и в помине не было. Поэтому, ребята придумали свою связь.

Протянули от штаба верёвки к дому каждого члена команды. На конце верёвки привязали пустые консервные банки. Если подёргать за верёвку, банки начинали звенеть. Это был своего рода вызов в штаб. Надо было срочно явиться туда. Верёвки крепились к колесу, поворотом которого вправо или влево и подавался сигнал вызова.

Две сестры отправились на лето на дачу. И вот младшая сестра, обследуя окрестности, нашла штаб. Увидела колесо и представила себя командиром корабля. И давай крутить его во все стороны. Верёвки натянулись, банки зазвенели во всех дворах, и все ребята примчались в штаб.

И уже были готовы отлупить девочку Женю. Но вмешался Тимур. Он уже знал, кто такая Женя. Накануне, она заблудилась, зашла в его дом спросить дорогу. Дома никого не было, кроме большой немецкой овчарки, которая разрешила Жене войти, а вот выйти не разрешила.

Девочке пришлось заночевать в доме. А утром, убегая из дома, она забыла там свои вещи. Но они были таинственным образом подкинуты ей в тот самый момент, когда она уже хотела во всём признаться старшей сестре. К вещам прилагалась записка от Тимура. Вот так и произошло их заочное знакомство.

Тимур рассказал Жене о своей команде, и она присоединилась к ребятам. Была ещё в посёлке банда Мишки Квакина. Члены банды обчищали окрестные сады и огороды. Тимур и его команда враждовали с Мишкой и его соратниками.

У девочек отец был военный. Он отправился на фронт, проездом через Москву. И хотел увидеть дочек. Рискуя быть наказанным своим дядей, Тимур без спроса взял его мотоцикл и повёз Женю в Москву на вокзал, чтобы она хоть на несколько минут увидела отца.

Дядя не наказал Тимура, но мальчику пришлось всё ему рассказать. Дядя тоже отправлялся на фронт. Его провожали всем посёлком, с музыкой. Ольга, сестра Жени, играла на аккордеоне. Тимур и его команда делали большое, нужное дело.

Сочинение 3

В повести говорится о мальчишках, которые организовали команду скорой помощи, и она реагировала на чужую беду и несчастье. Они помогали, чем могли всем, кому это было необходимо. Время было нелегкое, приносить пользу можно было не только на фронте, нужно просто оглянуться вокруг.

В маленький поселок недалеко от Москвы на лето съезжаются ребята на отдых. Один из главных героев племянник капитана Гараева, Тимур – серьезный и отзывчивый мальчик. Именно он собрал вокруг себя друзей и предложил им помогать людям, которым необходима помощь. Они не афишировали свой труд. Тимуровцы создали настоящий отряд, с командованием, со штабом и с членами отряда, которые исполняли приказы.

Женя и Ольга приехали из Москвы, на время. Отец сестер полковник Александров в это время был на фронте. Жене понравился Тимур, он был честный и справедливый. Они подружились. Помощь, которую команда Тимура оказывала в поселке, была тайной. Никто из жителей не знал, кто же помогал старикам носить воду или складывать дрова.

Главной мыслью в повести является тема бескорыстной помощи. Автор показал, как важно уметь видеть вокруг людей, видеть их проблемы и трудности и оказывать им помощь. Даже не хвастаясь и не дожидаясь похвалы за свои поступки.

В поселке ведь было две команды ребят, была еще одна под руководством местного хулигана Квакина Мишки. Они то, себя показали с плохой стороны: обрывали фрукты в садах, ломали деревья, разоряли огороды.

Сравнивая обе компании понятно, что любой человек может сделать выбор сам, каким быть хорошим или плохим. Совершать добрые дела не сложно, нужно самому стать лучше.

Когда пришла телеграмма о приезде Жениного отца в Москву, Тимур пришел на помощь. Он отвез подругу на мотоцикле дяди в Москву. Благодаря находчивости Тимура Женя успела повидать отца.

Вернувшись в поселок, они узнали, что Гараев отправляется на фронт.

Тимур уехал с мамой.

Прочитав повесть, понимаешь, что нужно помогать старшим и относиться к ним с уважением. А для этого самому стараться быть честным и справедливым.

«Тимур и его команда» рассказ о дружбе и взаимовыручке, об отзывчивости и доброте. Повесть очень интересная и поучительная.

Основная мысль

Данная повесть призывает к тому, чтобы люди совершали добрые дела и поступки, так как они могут быть совершены в раннем возрасте. Несмотря на то, что автор хотел показать многие моменты идеологии в его стране в те годы, данное произведение содержит в себе очень много поучительных моментов, которые хотят отразить всю глубину и правдивость того, какое воспитание следует давать своим детям. Также, благодаря тому, что автор хотел отобразить такие жизненные обстоятельства, которые создавали определенный настрой на то, чтобы появлялось желание совершать добрые деяния и поступки, данная повесть является очень яркой, глубинной и интересной. Согласно авторской концепции, в данной истории будут показаны ребята, которые приняли твердое решение по тому, что они и в дальнейшем будут совершать деяния для людей. И несмотря на то, что эти люди не являются их знакомыми или родными людьми, это не останавливает команду в их поступках и делах.

Изначально герои приняли для себя такую концепцию, при которой, в первую очередь, они будут оказывать посильную помощь тем людям, которые особенно в ней нуждаются. К данной категории людей можно отнести людей, которые прошли фронт, людей в возрасте, а также всем тем, кто относится к социально незащищенному слою населения. Все поступки и дела, которые они делают, не афишируются ими, и не делаются для каких-либо еще целей. Хочется отметить, что ребята действительно действуют как хорошая и слаженная команда, которая преследует цель совершать благие дела и намерения. Друзья сильно осуждают и не понимают, как можно быть корыстным и злым человеком, особенно когда у человека имеются возможности совершать благие дела. Они рассуждают о добре и мудрости, а также размышляют на тему того, как же должна выглядеть идеальная и справедливая система, и приходят к выводу, что все зависит от людей, и решений, которые они принимают. Ведь, если каждый человек будет заботиться об окружающих людях, то мир станет намного лучше и прекрасней.

Главный герой отображен в данном произведении весьма мужественным и смелым молодым человеком, который обладал лидерскими качествами и умением вовремя поддержать тех ребят, которые в этом нуждаются. Будучи еще совсем юным человеком, он несет философию добра, которую старается воплощать в делах и поступках. Он считает, что жить необходимо честно и по совести. Произведение получилось очень интересным и искренним.

Также читают:

Картинка к сочинению Главная мысль повести Тимур и его команда Гайдара

Популярные сегодня темы

Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной

Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора

Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты

Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний,

В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне

“Тимур и его команда” – краткое содержание повести А.П. Гайдара

Основные персонажи

Гайдар в своём произведении вывел ряд интересных персонажей, многие из которых впоследствии стали символами тех или иных человеческих свойства и качеств. Главные герои «Тимура и его команды»:

  1. Тимур. Высокий мальчик с тёмными волосами в возрасте 13 лет. Создал свою команду и вместе с ней оказывал помощь тем людям, родственники которых отправились служить в Красную Армию.
  2. Ольга Александрова. 18-летняя девушка, хорошо умевшая играть на аккордеоне. Студентка института, мечтающая стать инженером.
  3. Женя Александрова. 13-летняя девочка, младшая сестра Ольги, о которой та постоянно заботилась. Стала подругой Тимура и помогала ему во всех его начинаниях.
  4. Георгий Гараев. Дядя Тимура, работавший механиком-инженером на местном автомобильном заводе. В свободное от работы время участвовал в деятельности городской оперы, играл там и пел.
  5. Мишка Квакин — вожак шайки подростков-хулиганов.
  6. Маленькая дочь и вдова погибшего лейтенанта Павлова.
  7. Полковник Александров. Отец Жени и Оли.

Начало произведения

Действие повести происходит летом 1939 года. Три месяца полковник Александров, который командовал бронедивизионом, отсутствовал дома. По всей видимости, его отправили на фронт. Своим дочерям, Жене и Оле, отец выслал телеграмму, в которой предписал, чтобы девочки проводили остаток каникул на их подмосковной даче.

Первой туда отправилась Ольга, старшая дочь. Вечером она взяла свой аккордеон, который ей подарил отец, и принялась играть на нём. Вдруг она неожиданно увидела неизвестного молодого мужчину, который подслушивал игру девушки. Удивлённой Ольге он представился Георгием Гараевым и сказал, что он тоже имеет отношение к артистам. Парень вызвался проводить её на вокзал, поскольку вечерним поездом на дачу должна была прибыть Женя. Однако по каким-то причинам она так и не приехала.

Читайте также:  Нравственные итоги в пьесе Гроза Островского

Приключения Жени

Девочка планировала ещё из Москвы отправить своему отцу письмо, однако у неё не хватило времени на это, поэтому по прибытии в посёлок, первым делом она принялась разыскивать местное здание почты. У неё это не получилось, и Женя заблудилось. Пытаясь выяснить правильную дорогу, девочка зашла в первый попавшийся дом, который оказался дачей Гараева. Неожиданно откуда-то появилась огромная рыжая собака, которая начала громко лаять на Женю. Из-за неё та не смогла покинуть дом. Ей ничего не оставалось, как остаться на чужой даче до вечера. Через какое-то время она уснула от усталости и переживаний.

Когда Женя проснулась, она увидела на столе какую-то записку. В этом послании неизвестный обращался к ней и просил посильнее захлопнуть дверь, когда она будет уходить из дома. Автор записки подписался как Тимур.

В соседней комнате Женя обнаружила бутафорский револьвер. Взяв его в руки, она случайно нажала на спусковой крючок, и раздался громкий выстрел. В помещении случился мощный грохот, и разбилось зеркало. Испугавшись, девочка быстро выбежала из дома, забыв ключ от своей московской квартиры и телеграмму, которые лежали на столе.

Через какое-то время она сумела найти дачу. Там её поджидала рассерженная старшая сестра. Женя уже приготовилась оправдываться перед Ольгой, но к ним неожиданно подошла неизвестная девочка. Она передала им оставленный в доме Гараева ключ и квитанцию, что забытая на столе телеграмма уже отправлена по почте.

Знакомство с Тимуром

Во время одной из прогулок по местному саду Женя обнаружила сарай, от чердака которого в разные стороны тянулись верёвочные тоненькие провода. Она хотела запустить с крыши здания небольшого бумажного парашютиста, но из-за ветра он залетел в чердачное окно. Девочке стало интересно, и она забралась внутрь здания. Там она обнаружила большое колесо, внешне похожее на штурвальное. Над ним был подвешен самодельный телефон.

Вообразив себя капитаном корабля, Женя повернула колесо. Неожиданно все провода начали громко гудеть и дрожать. Это был позывной сигнал, на который прибежали несколько мальчиков. Последним из них на место прибыл рослый черноволосый парень, который представился Тимуром.

Он рассказал Жене, что в этом дачном посёлке бесчинствует орава хулиганов под предводительством некоего Мишки Квакина. Тот вместе со своей шайкой обносит местные плодовые сады и огороды. Тимур же с друзьями поступает иначе и старается помочь людям, особенно тем, близкие которых отправились служить в Красную Армию. На заборах домов своих подопечных они рисуют специальный символ — огромную пятиконечную звезду. Она сигнализирует, что с этого дня жилище находится под защитой и охраной команды Тимура. Ребята оказывали посильную помощь нуждающимся в ней:

  • складывали поленья;
  • разыскивали убежавшую козу;
  • успокаивали плачущих детей.

Особенностью команды было то, что все свои добрые дела они совершали тайно, чтобы никто из посторонних этого не увидел. Женя тоже была принята в их организацию. Тимур ей посоветовал начать играть с маленькой дочерью лейтенанта по фамилии Павлов, который недавно погиб при выполнении служебного долга на границе. Его вдова была очень благодарна, что кто-то развлекает её малышку, и она больше не грустит.

Драка с Квакиным

Тимур старается мирно решить проблему с Квакиным, понимая, что физической силой он вызовет только массовое побоище, от которого никому не будет лучше. Но беседа один на один не даёт результата. Кроме того, Ольга замечает парней вместе и решает, что Гараев входит в шайку Квакина. Она не хочет, чтобы Женя больше встречалась с ним.

Тимур со своими друзьями решает положить конец бесчинствам Квакина и его хулиганов. Он выставляет им ультиматум, но те отвергают его и берут в плен двух его друзей — Колю Колокольчикова и Гейку. Гараев понимает, что медлить в этом вопросе больше нельзя. Он хочет проучить хулиганов.

Случается схватка, в ходе которой тимуровцы запирают злодеев в небольшой будке на краю базарной площади так, что те не могут сами выбраться. На здание тимуровцы вешают кусок картонки, где крупным почерком указывают, что тут сидят негодяи, которые, будучи трусами, по ночам ходят по садам мирных жителей и разворовывают их.

Гараев катает Ольгу на мотоцикле и рассказывает ей, что в местной опере он исполняет роль старика-инвалида, который раньше был партизаном. Именно поэтому многие соседи часто видели его в стариковском гриме. У него для роли был ещё и бутафорский револьвер, из которого Женя произвела случайный выстрел.

Женя нарвала букет цветов для дочери Павлова. Тимур принёс ночью его домой девочке, а также сделал у них в саду качели.

Наступает годовщина победы Красной Армии в бою под Хасаном. В её честь в парке устраивают гулянье и концерт. Там выступает Георгий, и он просит Ольгу аккомпанировать ему. Вместе они исполняют несколько композиций. После этого они прогуливаются и случайно встречают Тимура и Женю. Гараев признаётся Ольге, что мальчик — его племянник.

Она расстроилась, потому что думала, что Тимур тоже состоит в шайке Квакина и может отрицательно воздействовать на Женю. В ответ на это Георгий строго запретил племяннику приближаться к даче Александровых, в противном случае мальчик будет отправлен с дачного посёлка к матери.

Развязка истории

Оля в Москве почти весь день провела в гостях у своей подруги. Только вечером она вернулась домой и получила телеграмму от отца. Тот сообщает, что скоро окажется в столице проездом на несколько часов.

Женя осталась в поселке, и вдова Павлова попросила её присмотреть за дочерью, потому что ей самой срочно потребовалось куда-то отъехать. Пока девочка занималась этим, ей пришло 2 телеграммы, но прочитать их она смогла только ночью. Отец писал ей, что прибудет в Москву в полночь и уедет спустя 3 часа. Последний поезд в столицу уже уехал, и Александрова поняла, что не успеет. Ей пришлось обращаться за помощью к Тимуру.

Гараев попросил одного из друзей посидеть с маленькой девочкой, а сам взял у дяди, который был на работе в Москве, мотоцикл и доставил Женю домой в столицу. Им пришлось долго мчаться по просёлочным дорогам, но всё же они успели приехать за 30 минут до того, как полковник Александров был вынужден всё-таки отбыть.

Утром Гараев вернулся домой с работы и не обнаружил Тимура дома, зато увидел, что мотоцикла нет. Он решил отправить мальчика домой, но в этот момент к нему пришёл почтальон и передал ему повестку. Из столицы вернулся Тимур вместе с Женей и Ольгой. Дядя хотел уже наказать мальчика, но за него вступилась Ольга, объяснив ситуацию. После этого Георгий зашёл в дом и вышел к ней уже в капитанской форме танкиста.

Женя покрутила колесо на чердаке, и на проводы к Гараеву прибежало около 50 ребят. Когда поезд с Георгием уехал, Тимур волновался, но старался не подавать вида. Он сказал, что на следующий день его должна забрать мама. Ольга же заверила его, что он не пропадёт по жизни, ведь он помогает людям, и те отвечают ему взаимностью.

Значение повести

Книга Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» была переведена на 75 разных языков, неоднократно переиздавалась. Жанр «Тимура и его команды» — повесть. Произведение породило целое движение «тимуровцев», которое распространилось по всему СССР. Это были дети, которые приходили на помощь старикам и людям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, в сферу их деятельности входили:

  • помощь совхозам и колхозам;
  • работа над благоустройством населённых пунктов;
  • шефская помощь детским садам;
  • уход за могилами павших солдат и офицеров, поддержание их в должном состоянии.

Главная мысль «Тимура и его команды» в том, что необходимо быть добрыми и отзывчивыми, приходить на помощь людям и при этом не гордиться и не кичиться своим хорошим отношением к ним.

Популярность повести заключается в том, что её до сих пор продолжают обсуждать. Читатели делятся отзывами о произведении на специализированных форумах:

Замечательная книга! Я читал её ещё в детстве, когда был пионером, и она стала для меня любимой книгой. Весь мой класс её любил. У нас в читательских билетах это была самая частая книга, взятая в библиотеке. И теперь тоже с удовольствием перечитываю все главы.

Хоть «Тимур» и написан в советские годы, он не похож на типичную пропагандистскую сказку тех лет, которую бы дети читали только для хорошей оценки в дневник. Тут есть и замечательный сюжет, и герои с интересными биографиями и характеристиками, и интересный текст. Анализ произведения говорит о том, что добро только тогда бывает добром, когда оно делается не напоказ.

Крепкая сильная повесть про замечательных людей, которая поднимает важные темы, даёт им широкое освещение. Советую всем прочитать её страницы полностью, а не описание в сокращении.

Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Урок внеклассного чтения по программе “Школа 2100”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приобская начальная общеобразовательная школа»

Тема: Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
Цель: Показать нравственный смысл поступков героев Гайдара, с овершенствовать навыки пересказа и анализа текста, обобщить впечатления от произведения Гайдара, р азвивать творческие способности учащихся.

Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. Ведь встреча с книгой, из которой мы узнаем что-то новое, интересное – это всегда праздник.

Начнем урок с эпиграфа:
Ты всегда помнил о людях, и они отплатят тебе тем же.
А.Гайдар.

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

– Встаньте те, у кого сегодня есть книги А.Гайдара?

– У кого хорошее настроение?

– У кого светлые волосы?

– У кого есть младшая сестра?

– Кто съел весь завтрак в столовой?

– Кто занимается спортом?

Ни для кого не секрет, что все люди разные. Каждый человек – это це лый мир, познавать который – одна из целей жизни. Но в то же время всех людей можно объединить по различным признакам. Например, мужчины и женщины, взрослые и дети, грамотные и неграмотные, образованные и не образованные, предпочитающие спорт компьютеру и наоборот.

Итак, мы видим, что всегда можно найти общее между разными, каза лось бы, людьми. Если вы заметили, одно из оснований для объединения людей – это возраст: взрослые – дети. К какой группе вы отнесете себя?

– Получается, что вы уже не дети, но еще и не взрос лые. Вашему возрасту есть отдельное определение, объединяющее людей примерно от 10 до 15 лет – отрочество.
– Ваш возраст еще называют переходным. Это действительно пере ход из детства к взрослой жизни, и у каждого он очень труден, как любое изменение, любое новое состояние.
3.Проблемные вопросы и комментарии учителя
– Как вы считаете, имеет ли значение время, в которое живет человек?
– Отличаются ли дети, жившие 50-60 лет назад от сегодняшних? Есть ли меж ду ними общее?
– Что же изменилось? Стали люди умнее, добрее, сильнее, образован нее, красивее?
– Литература позволяет нам не только совершать подобные путешествия в пространстве и во времени, но и перевоплощаться в героев книг, ставить себя на их место, примерять на себя их жизнь.
– Понятно, что героем литературного произведения может стать человек любого возраста. Нас интересует сейчас герой – ваш ровесник. Подростковый возраст – пожалуй, самый ответственный в жизни человека: он во многом определяет, как и зачем будет жить человек даль ше, каким он будет взрослым.
– Сегодня мы будем говорить с вами о писателе, который в памяти читателей всегда остается молодым, потому что его герои, юные, отважные мальчишки и девчонки со своими жизненными проблемами, убеждениями, верой, искренностью. Мы будем говорить о произведении Аркадия Петровича Гайдара.
– У нас замечательная возможность услышать голос писателя. Прослушивание обращения.

– А какие произведения А.Гайдара вы читали?
– Я вам предлагаю более подробно остановиться на произведении «Тимур и его команда».
– Можете ли вы найти сходство вашей жизни и жизни героев?

– Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. С сентября 1940 года повесть начала печататься в газете «Пионерская правда» и сразу же приобрела огромную популярность, а главный герой повести Тимур стал образцом для подражания многих мальчишек и девчонок.

На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев. Он горит, не потухая на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда!

Анализ – характеристика главных героев.

Работа в группах:

В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара “Тимур и его команда”. Кто из вас найдёт больше персонажей?

Тимур и его команда. Анализ повести (слайд 6)

Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам — тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи военных, защитников Родины. Как и романтические герои (Айвенго, Зоро), тимуровцы совершают свои добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев — пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. По замыслу самого Гайдара, звезда олицетворяла беззаветную любовь к Родине и готовность самоотверженно ее защищать. Читатель открывает для себя Тимура через его взаимоотношения со сверстницей, дочерью военного командира Женей. Она случайно раскрывает тайну тимуровцев и вступает в их ряды. Мифологизированный образ выходит за рамки сказочной схемы. Преодоление конфликтов в сюжете связано не с героическими поступками, а с нравственно-психологическим противостоянием героя не только местным подросткам-хулиганам, возглавляемым Мишкой Квакиным, но и миру взрослых, от которых скрыт подлинный смысл действий тимуровцев. Главный конфликт повести — столкновение идеального мира подростка-рыцаря с обыденным миром. А главное испытание — непонимание и клевета, которые становятся непременным условием рыцарского подвига. В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «Простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив: Женя, Гейка, Нюрка, Коля Колокольчиков, Сима Симаков и другие ребята. Игра, которую ведут Тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к Родине. Сложны отношения Тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. Дядю Тимура и сестру Жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «Наши игры были просты и всем понятны»,— говорит Георгий Тимуру. Не понимает и старшая сестра Женю, подружку Тимура, напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет принять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Когда разрешается один из конфликтов повести — между взрослыми и детьми, достаточно интонационного намека в голосе Жени, чтобы Георгий и Ольга восстановили неизвестные им звенья событий, приведших к возникновению тайны Тимура и Жени. И тайна игры, ревностно хранимая от холодных, непонимающих глаз взрослых, открывается и им, ставшим, наконец, друзьями детей.

Сложнее разрешается второй конфликт повести — между друзьями Тимура и шайкой Квакина. У хулигана-Фигуры автор подчеркивает озлобленность, жестокость, тупость. Это подчеркивает его речь: «Гонцов надо завтра изловить», «Давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг Квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, ему ничего не стоит залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника. (слайд 7)Даже Квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора, и в конце – способностью проникнуться уважением к Тимуру. Как можно не уважать мальчишку, который бескорыстно делает добро, умеет смолчать, где другой бы кричал, и потому что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”.

Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их. Мечтатель и фантазер Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Гайдар соединил в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой литературной и жизненной реальностью. Именно поэтому Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 105 ; Нарушение авторских прав

Анализ повести Тимур и его команда Гайдара

Произведение по жанровой направленности представляет собой детскую повесть, написанную на основе заказанного автору киносценария.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг главного персонажа, представленного в образе Тимура, пионера, отличающегося лучшими человеческими качествами в виде бескорыстия, заботы о близких и окружающих людях, доброты и сострадания.

Повествование в произведение осуществляется от имени третьего лица, что подчеркивает достоверность описываемых событий.

Композиционная структура повести имеет построение в виде конфликтов, которые возникают между командой Тимура и бандой Квакина, а также между молодым и взрослым поколением.

События повести разворачиваются в ближайшем Подмосковье с момента приезда на дачу Жени и ее сестры, которые обнаруживают на чердаке дома штаб некоей организации, руководителем которой является Тимур, возглавляющий команду, совершающую добрые поступки по отношению к местным жителям, не ждущую благодарностей, а считающей помощь окружающим своим человеческим долгом.

Однако мероприятия команды Тимура в виде приготовления дров, доставки воды, охраны территорий, не имеют одобрения со стороны взрослых родственников, которые считают их ерундой. Разрешение конфликтной ситуации, сталкивающей действительную реальность и подростковые идеалы, происходит путем постепенного понимания взрослыми истинных причин поступков детей.

Система образов в повести выстраивается вокруг центрального героя Тимура и его команды, состоящей из друзей Жени, Гейки, Нюрки, Коли, Симы, являющихся настоящими маленькими патриотами родной страны. Противопоставлением команды Тимура является шайка хулигана Квакина.

Главной темой произведения является изображение бескорыстного и доброго отношения к людям путем проявления ответственности, справедливости, милосердия, благородства.

Проблематика повести состоит в решении вопросов о нравственных качествах подрастающего поколения, в необходимости проявления неравнодушного и внимательного отношения к ближнему, патриотизма по отношению к родине, а также умения дружить и отдавать другу все самое ценное. На примере команды Тимура писатель демонстрирует взаимоотношения разных по возрасту поколений, которые в определенные жизненные моменты не могут найти точек соприкосновения, однако впоследствии преодолевают конфликтную ситуацию и начинают выстраивать новые, дружеские отношения.

История, которая рассказывается в повести, имеет автобиографическую направленность, поскольку писателем в собственном детстве была организована точно такая же команда, руководитель которой был автор.

Образы героев повести, написанной в преддверии начала Великой Отечественной войны, становятся примером для подражания всем русским детям, воспитывая в них силу духа, патриотизм, мужество и чувство справедливости, необходимые моральные качества для настоящего гражданина своей страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Тимур и его команда Гайдара

Популярные сегодня темы

Человек красив и славен добрыми делами! Доброта, щедрость, отзывчивость, милосердие, сострадание – высокие нравственные ценности души человека. Они несут в мир любовь, свет, счастье, радость

В романе Бесы автор показывает, насколько бывает беспощадной к судьбам и жизням людей машина революции. Своим безразличием и восторженность она перемалывает, вгрызаясь в историю ломая ее ход.

Солженицын в своих произведениях использует собственный опыт и тщательно описывает существование заключенных. Одной из наиболее известных книг в этом смысле является Один день Ивана Денисовича

Произведение Чехова Антона Павловича «Три сестры» было написано по просьбе руководителя театра в 1900 году. Антон Павлович долго возился с этой пьесой. В начале его отвлекали посетители: как только писатель

Мальчику подарили оловянных солдатиков, упакованных в картонную коробку. 24 солдата выглядели совершенно одинаково, а 1 отличался от них. У него не было ноги, но это ничуть не мешало ему стоять твёрдо.

Тема нравственности и милосердия в повести А.Гайдара “Тимур и его команда”

Разделы: Литература

ЦЕЛЬ УРОКА

  1. формирование нравственных идеалов;
  2. сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;
  3. формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства милосердия, любви к Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.Гайдара, выставка книг, средства мультимедиа, иллюстрации к произведению (художников и учащихся)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Выразительное чтение отрывка из стихотворения Льва Ошанина (читает ученик)

Мир становился чудесным и новым,
Сердцу хотелось взлететь самому,
Когда молодым удивительным словом
Аркадий Гайдар прикасался к нему.

Сейчас мало тех, кто знает писателя Аркадия Гайдара. Его произведения пылятся на книжных полках, его книги не читают. И поэтому многие не знают его знаменитых героев: Тимура, Чука и Гека, пионера Сережу и многих других. Но мы не должны предать забвению имя Гайдара. Давайте вместе будем изучать его произведения, написанные именно для вас, будем учиться у его героев. И пусть каждая встреча с книгами Гайдара будет большим и светлым праздником.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дорогие ребята! Дома вы прочитали произведения Аркадия Гайдара. Вместе с героями вы совершили путешествие в дальние страны, прошли трудный путь борьбы с несправедливостью, с врагами за светлое будущее на земле. Многие из вас, наверное, подружились с Тимуром, Женей, пионервожатой Наткой и со многими другими героями книг, которые написал замечательный писатель, большой друг детей – Аркадий Петрович Гайдар.

Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. Отец его – школьный учитель, мать работала сначала учительницей, позже фельдшером. В 1912 переехали в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Гайдар называл своей родиной, потому что здесь прошло детство, здесь была учёба в реальном училище. Многие впечатления от “арзамасской жизни” потом нашли отражение в его произведениях.

В августе 1914 г его отца забрали в армию. Мать Аркадия осталась одна с четырьмя детьми. В больнице, где она работала, было много забот. На десятилетнего Аркадия легла дополнительная ответственность за сестренок.

Учился Аркадий не очень прилежно. Правда, чаще других получал пятерки по литературе.

Очень любил Гайдар читать. В 1917 году на вопрос анкеты “твое любимое занятие?” ответил коротко и исчерпывающе: “книга”. В списке любимых писателей на первом месте его кумир – Гоголь. И еще – Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир, Марк Твен.

2-ой ученик В декабре 1918-го Аркадий Голиков уходит в Красную Армию.
Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается военная деятельность. Вот так с войны, в неполные пятнадцать лет началась взрослая жизнь Аркадия Гайдара. В декабре 1919 года на Польском фронте, где он командовал взводом, получает ранение в ногу и потому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии – командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией.

Осенью 1932 года Аркадий Гайдар решил поселиться в Москве. В 1938 г Аркадий Гайдар приехал в Клину. Свою знаменитую повесть “Тимур и его команда” Аркадий Петрович написал в Клину, в 1940 г. Еще в Клину написаны “Чук и Гек”, “Судьба барабанщика”, “Дым в лесу”, “Комендант снежной крепости”, “Зимой 41-го” и “Клятва Тимура”. Гайдар мог написать ещё много книг, но со всей страной случилась огромное несчастье – на СССР напала фашистская Германия. И Гайдар не мог остаться в стороне.

Через день Аркадий Гайдар уехал на Юго-Западный фронт в качестве корреспондента “Комсомольской правды”. Он ехал в город, где в 1919 году стал командиром, под стенами которого получил боевое крещение.

Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой.

Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал.

К.Паустовский вспоминал: “Мы жили Аркадием Петровичем Гайдаром на одной улице, и надо признаться, что не было случая, когда он, выйдя из дому, не был бы остановлен каким-нибудь мальчиком, а то и целой толпой мальчишек… Это было не просто знакомство, это была какая-то душевная связь, добровольное подчинение младшего старшему и в то же время нечто похожее на игру, в которой царствовал дух дисциплины и уважения…

– А все-таки ты с ними играешь, – говорил я Гайдару.

– Живу, а не играю, – отвечал он. – Ты не прав”.

Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

Мысль написать “Тимур и его команду” подсказали ему сами дети. Он только подметил её, подхватил и облек в художественную форму.

Что же заставило Аркадия Гайдара быть писателем?

Шесть лет пробыл Аркадий Голиков в Красной Армии. Он полюбил Красную Армию всем своим окрыленным, беспокойным существом, сроднился с военной семьей и думал остаться в ней на всю свою жизнь. Но в 1923 году Гайдар серьезно заболел.

“С тех пор я стал писать, – рассказывал об этом периоде сам Гайдар. – Вероятно, потому, что в армии я был ещё мальчишкой, мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось да как продолжалось, потому что повидать я успел все же немало”.

А.Гайдар очень бережно работал над словом. Он помнил наизусть все, только что им написанное. Его слова, вроде бы и обыденные, светятся внутри огнем поэзии, хитро укрытой. Читатель доверчиво тянется на этот огонек, невидимо согревающий сердце и тихо зовущий к строгим и славным делам. Вот в чем секрет гайдаровского языка. Простые слова у него становятся крылатыми, ибо в них была мысль высокого полета. Потому что писал он всегда с горячим сердцем и, разговаривая с читателем напрямик, очень уважал своего собеседника.

-Ребята! Дома вы прочитали его замечательную повесть “Тимур и его команда”. Вспомните, пожалуйста, что такое повесть (…) Правильно. В свое время эта повесть принесла Гайдару широкую и большую славу, раскатившуюся за пределы нашей страны.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

– Вы знаете, кто такой рыцарь? (смелый, благородный, самоотверженный человек, мужчина, юноша) составим с вами такую схему, логическую цепочку. Какой он, рыцарь? (схема составляется на доске и в тетрадях)

– Кому из героев характерны эти качества? (Тимуру)

Значит, Тимур – рыцарь. Великодушный рыцарь. Почему? Потому что он обладает высокими душевными качествами, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради других.

– В чем же проявлялось великодушие Тимура? (в его желании помочь семьям тех, кто с оружием в руках защищает свою страну) И, внимание, – желание это проявляется не на словах, а на деле.

– Какие проблемы беспокоили Тимура и его друзей? (кто-то ворует яблоки в саду красноармейца Крюкова, коза пропала, девчонка плачет в доме №22 и др.)

– Помимо решения этих проблем, какие ещё добрые дела совершали они? (кололи дрова, носили воду, перекатывали бревна, сделали качели и др.) Обратите внимание – все это они делали тайно. Им не нужна была слава, им не нужны были громкие слова похвалы, которые мы так любим. Нам есть чему поучиться у героев этой повести.

В этом году мы с вами много говорили о милосердии. Говоря о поступках Тимура и его сверстников, можно ли применить слово “милосердие”? и почему? (милосердие – это готовность помочь кому-либо, что и делает Тимур с друзьями. Они не только помогают физически: носят воду, колют дрова, но и морально, духовно: случай с девочкой, у которой погиб отец. Они помогают именно тем, кто нуждается в помощи.)

Я знаю, что и среди вас есть решительные, честные, самоотверженные мальчики и девочки, те, которые готовы помочь своим близким и посторонним людям несмотря ни на что. Ведь и главный герой повести – не придуманный герой. Аркадий Гайдар знал, что каждый школьник увидит в Тимуре самого себя. И каждый из вас может стать именно таким, как Тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. Стоит только захотеть. Но, к сожалению, среди вас есть и такие, как Фигура, Квакин.

Конечно, Гайдар в своем произведении не навязывает нравоучительность. То есть он не писал о том, что нельзя воровать яблоки, нельзя драться, нельзя быть такими, как Фигура или Квакин. Или о том, что Тимур – хороший мальчик, нужно быть таким, как он. Нет. Автор настолько умело окружил героя какой-то увлекательной таинственностью, наделил Тимура чудесными, живыми чертами, что каждому школьнику хочется быть похожим на него.

Разве не так? Каждому из вас хочется быть лидером (в хорошем отношении) в классе. Кто-то лидерство завоевывает командным голосом (т.е. “горлом берет”). Кто-то своей отзывчивостью, хорошей успеваемостью. Кто-то, наоборот, плохим поведением, силой (потому что все боятся его). А вот Тимур собрал вокруг себя сто и более человек. В чем секрет его успеха? (он все делал не для себя, а ради других. Его уважали за смелость, честность, справедливость). И ещё за все то, что мы с вами показали в логической цепочке.

Даже его недруг Квакин зауважал его. Вспомните эпизод встречи Тимура с Квакиным и Фигурой. Почему Квакин так резко изменился, что даже ударил своего друга Фигуру? Как происходило “перевоплощение”?

(Во-первых, его, наверное, задели слова Ольги. Хотя эти слова были адресованы Тимуру, Квакин понимал, что это относилось к нему, потому что не Тимур лазил в садах, не он обламывал сады “старух и осиротевшей девчурки”.

Во-вторых, Квакин зауважал его за то, что “он смолчал”.

И, в-третьих, за то, что он “гордый. Хочет плакать, а молчит”)

– Можно ли из всего вышесказанного сделать какой-либо вывод? (даже хулиган может стать хорошим человеком, но рядом должен быть смелый, честный человек, который был бы примером для подражания)

– А для вас Тимур является примером для подражания?

– В нашей стране, республике, районе, в нашей школе можно ли найти такого Тимура? (скорее всего, нет) В действительности, конечно, можно и не найти похожего на героя повести Гайдара школьника, но ведь в каждом из вас все равно есть хоть малая частица образа главного героя, живущая в тысячах славных дел, творимых вами. Поэтому многие из вас могут гордиться тем, что вы похожи на Тимура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дела, творимые Тимуром и его командой, называют “тимуровским движением”. Сейчас это движение возрождается, только называют его иначе – шефская помощь. Вы знаете, и у нас в школе за каждым классом закреплены участки, где вы помогаете престарелым, больным и одиноким людям. Значит, и вы тоже являетесь “тимуровцами”. Вы, как и герои повести, помогаете нуждающимся. Тем самым вы показываете свое уважение к людям поселка и свою заботу о них, выражаете любовь к родине, поселку.

Аркадий Гайдар очень любил свою родину. Он верил в светлое будущее своей страны, он сам хотел жить в этом будущем. Книги его продолжают жить, будто они написаны сегодня. Герои его книг живут и действую с нами.

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой –
Гайдар её писал;
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Их по поступкам узнают,
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель Большевик
И Гражданин Гайдар.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать небольшое сочинение на темы (по выбору):

  1. Какие полезные уроки я извлек для себя из повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?
  2. “Тимуровское движение” и я (примеры из жизни)
  3. Как показана любовь к родине в повести А.Гайдара “Тимур и его команда”?

Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. CVP-анализ
  2. I.Историко-стилистический анализ
  3. II.Музыкально-теоритический анализ
  4. III ЭТАП: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  5. III. Вокально-хоровой анализ
  6. IV. Исполнительский анализ
  7. IX. Анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз (SWOT-анализ)
  8. V. Анализ миссии целей организации. Дерево целей
  9. VI. Анализ человека массы
  10. VI. Анализ человека массы.