Анализ произведения Горького Фома Гордеев

В чем трагедия Фомы Гордеева по М. Горькому

Характеристика произведения М. Горького “Фома Гордеев”, показывающего развитие жизни человека в исторической ретроспективе. Анализ противостояния Якова Маякина как охранителя и утвердителя буржуазного сознания и Фомы Гордеева как отщепенца своего класса.

РубрикаЛитература
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления21.08.2017
Размер файла20,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В чем трагедия Фомы Гордеева по М. Горькому

Произведение М. Горького «Фома Гордеев» был напечатан в 1899 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «повесть». В 1900 году повесть была издана отдельным тиражом.

Творческий замысел А.М.Горький раскрыл в письме к С. Дороватовскому в феврале 1899 г.:

«Эта повесть доставляет мне немало хороших минут и очень много страха и сомнений, – она должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, побеждавшего гидр, свалила бы с ног туча комаров» .

В этом же письме далее А.М.Горький пишет:

«. параллельно с работой над Фомой составляю план другой повести «Карьера Мишки Вягина». Это тоже история о купце, но о купце уже типическом, о мелком, умном, энергичном жулике, который из посудников на пароходе достигает до поста городского головы. Фома – не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности. Необходимо рядом с ним поставить другую фигуру, чтобы не нарушать правды жизни» .

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. В то время, когда Горкий работал над «Фомой Гордеевым», одной из основных идей народничества являлась идея о том, что задача интеллигенции — помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики.

«Фома Гордеев» свидетельствовал о том, что Горький к этом времени отошел от движения народничества. Это крупнейшее антинародническое произведение. После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте.

«Фому Гордеева» Горький построил как хронику, что позволи ло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России. Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» — не всегда совпадающие величины.

Главный герой, Фома Гордеев, унаследовал от отца, Игната Гордеева, солидное состояние и семейное дело. Он пытается достойно продолжить коммерческую деятельность и приумножить нажитый отцом капитал, но мир дельцов чужд ему. Его горячая мечтательная натура подсказывает, что счастье не измеряется количеством денег. Он пытается найти свое место в жизни, но это оказывается непросто. Фома начинает пить.

«Фома замолчал. Все, что он сделал, — ни к чему не повело, его речи не пошатнули купцов. Вот они окружают его плотной толпой, и ему не видно ничего из-за них. Они спокойны, тверды, относятся к нему как к буяну и что-то замышляют против него. Он чувствовал себя раздавленным этой темной массой крепких духом, умных людей… Сам себе он казался теперь чужим и не понимающим того, что он сделал этим людям и зачем сделал. Он даже чувствовал обидное что-то, похожее на стыд за себя пред собой. У него першило в горле, и в груди точно какая-то пыль осыпала сердце его, и оно билось тяжело, неровно» . горький гордеев буржуазный

Наибольшее внимание уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания — Якову Маякину и собственно Фоме Гордееву – отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране. Образ «чумазого», столь выразительно запечатленный в творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин — «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко — «Волчья сыть» и др.) отметили появление нового типа купца, который начинает сознавать свою силу, но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин — социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия. Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе. Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека. В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира. Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л. Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах.

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа. Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею. Игнат Гордеев — это богач, наделенный не только стремлением к деньгам, но и своеобразной дерзостью сердца, которая мешает ему слиться полностью с миром хозяев.

«Фома Гордеев» говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому — зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать произведение о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года». Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома не типичен как купец, как представитель класса и, чтобы не нарушить правду жизни, надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру. Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга. Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький загородил ее фигурой Фомы. Но Фома оставался дорог автору, как свидетельство нарушения монолитности буржуазии, как, в свою очередь, типичное явление, хотя и не ставшее массовым.

Маякин и Фома — противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип. Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее. Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если блудный сын буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, — возврат в отчий дом для него невозможен.

«Фома Гордеев» пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величии и тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все — и природа, и люди — живет неуклюже, лениво, — но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, — сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей. И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти» .

Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других. Но он не понимает причин социального неравенства. Он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным. Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему:

«Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, — не надо. Ваша пора, — пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты. » .

Стихийное бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом. Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны. Сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения. Разоблачительная речь на пароходе — высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта. Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста.

Фома Гордеев — не революционер, ему неведомы другие пути, кроме тех, по которым шли его отцы и деды, по которым идет идеолог купечества и выразитель его требований к «власть имущим» Яков Маякин или же представитель патриархального купечества Ананий Щуров. Духовно здоровый и честный человек, Фома не может подчиниться законам капитализма, воспринять и сделать своим девизом маякинский афоризм:

«Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой — нож. Когда верх возьмешь, тогда и хорошо» .

Протест Фомы Гордеева столь же анархичен, сколь и бунтарство горьковских босяков. Однако в этой повести процесс «выламывания» человека из своего класса, из оков классовой морали Горький показал полнее и глубже. Босяки Горького — это люди, уже выброшенные за борт той среды, к которой они ранее принадлежали, а Фома, в начале повести полноправный представитель купеческого класса, показан в процессе разрыва со своей социальной средой. Такова уже была сила революционного брожения в народе, что она проникала сквозь наслоения сословной морали и сословных предрассудков и вызывала в духовно чистых людях ненависть к собственной среде, сталкивала их с этой средой. В зависимости от социальных и исторических условий времени, а также ряда внутренних и семейных обстоятельств отщепенцы своего класса опускались на «дно жизни», гибли или же примыкали к освободительному движению народа. Следовательно, в протесте Фомы Гордеева Горький показывал не просто характерные черты распада буржуазно-классового сознания, а разложение собственнической морали в обстановке созревания революционных идей и проникновения их в народные массы. Фома тяготеет к этим массам, к рабочей среде, он с глубоким вниманием слушает разночинца Ежова, в котором нет еще твердости и закалки тех пролетарских революционеров, образы которых вскоре создаст Горький, но который выражает некоторые их мысли.

«Будущее принадежит людям честного труда,– говорит Ежов.– Великая работа предстоит вам. Это вы должны создать новую культуру» .

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде. Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Основная трагедия бунтаря Фомы Гордеева была вызвана непониманием путей борьбы с социальным злом. Неспособность смириться со злом и невозможность бороться с ним приводит к тому, что единственной надеждой для Фомы Гордеева становится стремление остаться человеком в любых обстоятельствах, даже тогда, когда это практически невозможно:

«Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек. Душегубы вы… Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?»

Важно отметить, что такое трагическое противостояние отдельной личности существующему миропорядку вообще характерно как для русской ментальности в целом, так и для русской литературы, как выразителя этой ментальности.

1. Горький М. Фома Гордеев. / М. Горький. – М.: Дрофа, 2008

2. Груздев И. Горький. / И. Груздев. – М.: Молодая гвардия, 1960

3. Луков Л.Д. Русская литература: А.М. Горький. / Л.Д. Луков. – М.: АСТ, 2008

4. Шер Н.И. Алексей Максимович Горький. / Н.И. Шер // Рассказы о русских писателях. – Москва: Министерство просвящения РСФСР, 1960 г.

5. М. Горький в воспоминаниях современников. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Описание судьбы Игната Гордеева, анализ его личности. Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж.

сочинение [7,3 K], добавлен 24.04.2003

Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа “Макар Чудра”. Первая повесть “Фома Гордеев”. Премьера пьесы “На дне”. Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

презентация [1,1 M], добавлен 30.10.2012

Ведущая роль темы поиска смысла жизни и бессмертия в произведениях Александра Николаевича Гордеева. Творческая деятельность Николая Дмитриевича Кузакова. Поэтическое дарование Бориса Константиновича Макарова. Трудный жизненный путь Арсалана Жамбалона.

реферат [25,7 K], добавлен 28.06.2012

Свобода и воля в понимании героев М. Горького. Художественное пространство как категория. Свобода в философском понимании. Ранние рассказы Горького как романтические произведения писателя. Характеристика героев повестей “Челкаш” и “Супруги Орловы”.

курсовая работа [37,5 K], добавлен 22.05.2009

Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького. Ранние романтические произведения Горького. «Макар Чудра» – идеал личной свободы. Сказка «О маленькой фее и молодом чабане». Рассказ «Старуха Изергиль». «Песнь о Соколе».

контрольная работа [31,8 K], добавлен 11.10.2007

Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова “Тихий Дон”. Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

курсовая работа [26,4 K], добавлен 27.10.2013

Творчество М. Горького в историческом и литературном контексте. Особенности художественного раскрытия многообразия типов русской жизни в цикле рассказов “По Руси”. Образы-лейтмотивы, их характер и идейно-эстетическая роль. Анализ программ по литературе.

дипломная работа [112,5 K], добавлен 03.09.2013

Краткая биография Еврипида, анализ творческой деятельности. Основные произведения древнегреческого драматурга: “Гераклиды”, “Просительницы”, “Финикиянки”, “Андромаха”. “Медея” как непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, ее особенности.

презентация [4,1 M], добавлен 10.11.2012

Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ “Песни о Соколе” и “Песни о Буревестнике”.

курсовая работа [105,6 K], добавлен 16.12.2012

Содержание трагедии Софокла, анализ ее тематики с учетом исторической обстановки древних Афин. Причины конфликта между Креонтом и Антигоной, несхожесть их взглядов и общие черты характера. Место в произведении и средства создания образа главной героини.

реферат [35,3 K], добавлен 28.04.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Критика повести М. Горького «Фома Гордеев»

На самостоятельное изучение «Тема раскрепощенной любви в повести «Фома Гордеев»

Критика повести М. Горького «Фома Гордеев»

В новых исторических условиях становится более глубоким и всеобъемлющим и реализм Горького. Писатель обратился в своих произведениях к анализу жизни разных классов и социальных слоев русского общества.

В повести «Фома Гордеев» (1899) писатель впервые дал широкую и разностороннюю картину капиталистического строя. Сам Горький признавал, что для него это — переход «к новой форме литературного бытия…».

Широко и выпукло выписаны Горьким типические фигуру капиталистов. Писатель сумел сочетать индивидуальное своеобразие каждого из героев с их социальной сущностью.

Ананий Щуров олицетворяет собой вчерашний день русского капитализма с его откровенным хищничеством, отсталостью, прямолинейной реакционностью. Он враг технического прогресса. Разбогатевший ценой преступлений, он выступает в романе яростным и злобным врагом народа.

Более сложен образ заводчика Якова Маякнна. Горький пишет, что Маякнн пользовался среди купечества уважением, «славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своего рода». Маякин — своеобразный идеолог буржуазии, рвущейся к политической власти. Людей он делит на рабов, обреченных всегда подчиняться, и господ, призванных повелевать. Господами, повелевающими в стране, должны быть, по его мнению, капиталисты. Жизненная философия Маякина раскрывается в его афоризмах.

Читайте также:  Герои романа В списках не значился Васильева (характеристика)

«Жизнь, брат Фома, — говорит он своему воспитаннику, — очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи… Тут, брат, подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож…»

Из мира маякиных и щуровых Горький выделяет Фому Гордеева. Горький писал, что повесть «должна быть широкой, содержательной картиной современности» и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его…».

Фома тоже принадлежит к буржуазному классу. Но он не успел превратиться в хищного стяжателя, ему свойственны простые и естественные человеческие чувства.

Жестокие, отвратительные нравы капиталистического мира, подлость и преступления его хозяев производят на Фому Гордеева потрясающее впечатление, и он восстает против этого мира. На празднестве у Кононове Фома бросает в лицо купцам и фабрикантам гневные слова: «Вы не жизнь строили — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак — ваш бог! А совесть вы прогнали… Куда вы ее прогнали? Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете! Сколько народу кровью плакало от великих дел ваших?»

Но бунт Фомы бесцелен и бесплоден. Горячая, искренняя речь Фомы на празднестве кончается тем, что Маякнн объявляет его сумасшедшим.

Бунт Фомы показал, что буржуазия не только отвратительна, но и неизлечимо больна. Знаменательно, что уже в «Фоме Гордееве» наряду с образами капиталистов появляются образы пролетариев. Они даны еще бегло, мимоходом. Но в противовес волчьим законам мира маякиных в их среде господствуют единение и товарищество. Рисуя рабочих, писатель чувствует в них ту силу, которая призвана уничтожать власть щуровых и маякиных.

Один из нижегородских купцов — Бугров так отзывался о Горьком и его повести: «Это вредный сочинитель, книжка против нашего сословия написана. Таких – в Сибирь ссылать, подальше, на самый край».

Повесть в такой степени была проникнута ненавистью к буржуазному миру, что стала действенным средством революционной пропаганды. Березовский вспоминает: «Мы, старые подпольщики, очень часто читали рабочим на наших подпольных собраниях такое произведение Алексея Максимовича, как «Фома Гордеев», особенно последнюю главу — сцену на пароходе.

Почему же мы читали эту сцену? Да потому, что жгучие слова ненависти, которыми пропитаны эти страницы, рабочие воспринимали как сигналы борьбы не только с самодержавием, но и с буржуазией».

Анализ повести “Фома Гордеев” Горького

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы — разоблачение античеловеческого характера власти денег (, -Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «. в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».

Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема — внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин — «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть. должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем.

Горький продолжил тему в «Очерках об Америке», повести «Дело Артамоновых», пьесе «Васса Железнова» и других произведениях.

Первое крупное произведение Горького посвящено русскому купечеству. «Эта повесть должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно, жизнь давит его, он видит, что героям нет в ней места, их сваливают с ног, мелочи», — писал Горький своему издателю.

Писатель рисует разных представителей предпринимательского мира. Ананий Щуров — купец патриархального типа, в прошлом фальшивомонетчик и убийца. Он чувствует себя хозяином, не признает новшеств, ненавидит свободу.

Высокий лоб старика весь изрезан морщинами. Седые, курчавые пряди волос покрывали его виски и острые уши; голубые, спокойные глаза придавали верхней части лица его выражение мудрое, благообразное. Но губы у него были толсты, красны и казались чужими на его лице.

От свободы — погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце. От свободы человек погибнет!

Яков Маякин — человек «железный» и при этом «мозговой». Он способен думать шире, чем требуют его личные интересы, он чувствует значение своего класса. Это своеобразный идейный наставник купечества. В рассуждениях Маякина есть переклички с социальной философией Фридриха Ницше.

Яков Маякин — низенький, худой, юркий, с огненно-рыжей клинообразной бородкой — так смотрел зеленоватыми глазами, точно говорил всем и каждому:

«Ничего, сударь мой, не беспокойтесь! Я вас понимаю, но ежели вы меня не тронете — не выдам. »

Голова у него была похоже на яйцо и уродливо велика. Высокий лоб, изрезанный морщинами, сливался с лысиной, и казалось, что у этого человека два лица — одно проницательное и умное, с длинным хрящеватым носом, всем видимое, а над ним — другое, без глаз, с одними только морщинами, но за ними Маякин как бы прятал и глаза и губы, — прятал до времени, а когда оно наступит, Маякин посмотрит на мир иными глазами, улыбнется другой улыбкой.

Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своей породы, говоря сиплым голосом:

— Мы, маякины, еще при матушке Екатерине купцами были, — стало быть, я — человек чистой крови.

— Прежде всего, Фома, уж ежели ты живешь на сей земле, то обязан надо всем происходящим вокруг тебя думать. Зачем? А дабы от неразумения твоего не потерпеть тебе и не мог ты повредить людям по глупости твоей. Теперь: у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех — это фальшивое, другое спрятано — оно-то и есть настоящее. Его и нужно уметь найти, дабы понять смысл дела.

А кто, по нынешним дням, самые сильные люди? Купец в государстве первая сила, потому что с ним — миллионы! Так ли?

, Игнат, — человек умный и волевой. Он сумел сохранить любовь к жизни, стремление к кипучей деятельности, жажду борьбы. Но в моменты духовного кризиса он опускается, не имея сил контролировать себя.

Сильный, красивый и неглупый, он был одним из тех людей, которым всегда и во всем сопутствует удача — не потому, что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому, что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют — даже не могут — задумываться над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания.

— Жалеть людей надо. это ты хорошо делаешь! Только — нужно с разумом жалеть. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него может быть польза? И ежели видишь — сильный, способный к делу человек, — пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен — плюнь на него, пройди мимо.

— Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать. Человек, брат, тот же лоцман на судне. В молодости, как в половодье, — иди прямо! Везде тебе дорога. Но — знай время, когда и за правеж взяться надо.

Фома Гордеев — незаурядная личность. Он оказался чужим в купеческом мире. Человек честный, искренний, стремящийся к справедливости, он пытается вырваться на свободу, но происходит это лишь ценой гибели. Столкнувшись с действительностью, построенной на обмане, преступлении, алчности, Фома Гордеев впадает в еще большее отчаяние и не видит выхода из тупика.

Он унаследовал многое от матери, которая чувствовала в жизни какую-то фальшь.

Улыбка редко являлась на овальном, строго правильном лице его жены, — всегда она думала о чем-то, и в голубых ее глазах, холодно спокойных, порой сверкало что-то темное, нелюдимое. В свободное от занятий по хозяйству время она садилась у окна самой большой комнаты в доме и неподвижно, молча сидела тут по два, по три часа. Лицо ее обращено на улицу, но взгляд был так безучастен ко всему, что жило и двигалось за окном, и в то же время был так сосредоточенно глубок, как будто она смотрела внутрь себя. И походка у нее была странная — Наталья двигалась по просторным комнатам дома медленно и осторожно, как будто что-то невидимое стесняло свободу ее движений.

Жадно питалась душа его красотой народного творчества.

Целые дни Фома проводил на капитанском мостике рядом с отцом. Молча, широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри сказок.

. даже когда Фоме минуло девятнадцать лет, — было в нем что-то детское, наивное, отличавшее его от сверстников.

Он сам чувствовал в себе что-то особенное, от дичавшее его от сверстников, но тоже не мог понять — что это такое? И подозрительно следил за собой.

Смерть отца ошеломила Фому и наполнила его странным ощущением: в душу ему влилась тишина, — тяжелая, неподвижная тишина, безответно поглощавшая все звуки жизни.

Однообразные речи старика скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других, — затвердил он, и возбужденное стариком честолюбие глубоко въелось в его сердце.

Я этак жить не могу. Точно гири на меня навешаны. Я хочу жить свободно. чтобы самому все знать. я буду искать жизнь себе.

О, с-сволочи! — воскликнул Гордеев, качая головой. — Что вы сделали? Не жизнь вы сделали — тюрьму. Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Погибает человек. Душегубы вы. Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?

Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется — то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке. Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему:

— Эй ты, пророк! Подь сюда.

Фома очень редко подходит к зовущему его, — он избегает людей и не любит говорить с ними.

Сочинение Анализ произведения Фома Гордеев Горького

В романе Горького “Фома Гордеев” представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают. Но кроме прибыли у каждого человека есть и что-то более важное – духовные ценности жизни. Маякин страдает одиночеством и думает о настоящей правде, которую хочет найти каждый.

Купцы как отрицательные, меркантильные герои выступают тут наоборот создателями чего-то полезного для общества, например формируют торговую связь, координируют перевозки по Волге, ведут строительство фабрик и оказывают некоторую помощь нуждающимся, а Фома Гордеев – герой первого плана несёт в себе разрушение всего и дела созданного отцом и своей личной жизни.

Отец Фомы Игнат является крупным владельцем собственного дела. Но начинал он с малого, как обычный работяга. Только к сорока годам достиг успеха. Личность его сильная и одновременно противоречивая. Его образ представляет собой совокупность несовместимого. Он мог быть предельно жадным и тут же большим мотом. Мог не придавать никакого значения крушению собственных барж философски размышляя, что Волга дала, может и отнять.

В какой-то степени Фоме передалось азартное чувство отца. Являясь частью буржуазного класса он не желает превращаться в хищного охотника, стремящегося к наживе, он наделен естественными, присущими простому человеку качествами. Ему не понятно зачем отец шёл по пути капитализма. Он не желает наследовать его имущество. Упрямые, неприятные нравы капиталистического строя отрицательно действуют на Фому они угнетают его свободомыслие и он с присущим напором начинает борьбу против этого мира. На одном празднике Фома прямо высказывает все недовольство в лицо ненавистным купцам. По его мнению они не новую жизнь построили, а выгребную яму выкопали. Кругом грязь развели. Сетует на то, что бога они забыли и деньгами его заменили. А совесть выгнали за ненадобностью.

Но бунтарское выступление Фомы не производит впечатления на своих адресатов, и Гордеева признают сумасшедшим.

Выступление Фомы обличило отвратительность буржуазного класса и показало его неизлечимую болезнь.

Давая своей повести название “Фома Гордеев” Горький выделяет именно этого героя, как свободолюбивую, ни от кого не зависящую личность. Этого героя давит теснота круга собственников и он должен найти в себе силы проломиться через неё.

Анализ 2

В конце 90-х-начале 1900-х годов борьба Горького за реализм против декадентства приобретает большое общественное значение. Недаром литературная борьба вокруг писателя принимает острые формы. В повести показана жизнь купечества в Поволжье в момент его расцвета, изображенная с точки зрения растущего русского пролетариата. Недаром нижегородский миллионер Бугров неприязненно отзывался о Горьком, считая, что такой автор заслуживает каторги.

В произведении отображена борьба, которая идет внутри класса, и Фома становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных его классом. Мы видим, как здесь нарисована целая галерея типов купцов, которые считают, если в этой жизни не пробьешься при помощи злых намерений. В повести они изображаются особенно убедительно и выразительно. И этому миру дельцов противопоставлен нравственно здоровый человек. Его трагическая судьба разоблачает основные законы капиталистического общества. Главный герой не борец и не революционер, но он бунтарь, мучительно ищущий иного смысла жизни, не хочет отказаться от своих запросов, не поддается влиянию окружающей его среды и упорно стремится найти какой-то выход.

Горький отразил различные типы купечества. Так, например, Яков Маякин, идеолог купечества, сумевший обобщить опыт своего класса. Он показан жадным, жестоким и хищным буржуа. Типичен и Африкан Смолин, либеральный молодой купец европейской выучки. И вот среди них особое отличие имеет Гордеев, которому неудобно находиться в этом купеческом мире. Он настойчиво отделяется от них. Собственнический уклад наложил на Фому свою печать. Он с ранних лет понял жизнь малоимущих людей.

В конце повести Фома подвергается унижению, и в конце концов он повержен. Маякинское окружение одерживает победу над бунтующим человеком, слабым и запутавшимся. Произведение с неопровержимой убедительностью показывает неизбежность распада класса, грядущую судьбу капитализма. Писатель отражает, какие великие потенциальные силы дремлют в русском народе, какие имеются богатые возможности. Но при капиталистической системе эти силы проявляются не там и не так, как это нужно народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фома Гордеев

Популярные сегодня темы

Тихий Дон – это обширное произведение, включающее огромное количество действующих лиц, однако особого внимания требует семья Мелиховых – одна из главных, вокруг которой и построен весь сюжет

Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву

У каждого учащегося свои понятия об идеале школы. Честно говоря, модель идеальной школы у моих сверстников является довольно-таки странной. В мечтах всех моих друзей школа представляет собой заведение

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году. Автор – русский советский писатель и публицист Андрей Платонов. Время написания рассказа нашло отражение в сочинении – исторические реалии переносят читателя

Известный роман «Мастер и Маргарита» по праву считается самым культовым произведением двадцатого века. Этот роман является достаточно правдивым, потому что в нем подняты проблемы добра и зла, можно сказать

Краткое содержание и анализ повести Горького «Фома Гордеев»

Максим Горький затрагивал традиционную тему отечественной литературы конца XIX века — разоблачение негуманного характера власти денег. Автор обличал типичные черты распада буржуазно-классового сознания и разложения морали стяжательства в обстановке распространения революционных идей среди населения.

Повесть «Фома Гордеев» в кратком содержании можно прочесть тем, кто хочет быстро ознакомиться с сюжетом произведения о стихийном бунтарстве.

Пересказ первых глав

Основные события повести разворачиваются в Поволжье. Игнат Гордеев, работавший водоливом у предпринимателя Заева, к сорокалетнему возрасту сумел накопить немалую сумму, что позволило ему приобрести несколько речных судов для перевозки грузов. Мужчина отличался неспокойным и своенравным характером. Он легко мог оставить в питейном заведении всю выручку, а затем, стоя на коленях перед иконой, замаливать грехи.

Игнат был одержим страстным желанием — ему хотелось завести сына, который бы стал продолжателем его дела. За все время супружества жена Гордеева родила четырех девочек, но все они скончались еще в раннем возрасте.

После каждых родов мужчина выражал свое недовольство, выказывая гнев, направленный на женщину, в очередной раз не подарившей ему сына.

Однажды, когда Игнат решал хозяйственные вопросы в Самаре, ему пришла телеграмма с известием о смерти супруги. Не прошло и полгода, как Гордеев завел новую жену. На этот раз ею стала Наталья Фоминишна, дочь зажиточного казака-старообрядца.

Читайте также:  Персонажи пьесы Недоросль (комедия Фонвизина)

Женщина не выдержала тяжелых родов и скончалась, родив мужу долгожданного сына. Гордеев нарек мальчика Фомой. Поскольку у мужчины не было возможности заниматься воспитанием отпрыска, он отдал его в дом Якова Тарасовича Маякина. Семья крестного отца Фомы жила благочестиво, мальчик ни в чем не испытывал нужды, однако жизнь среди чужих людей казалась ему серой и пресной. Одна лишь дружба с маленькой Любой Маякиной вносила нотки радости в однообразные будни. Фома провел в доме крестного шесть лет, после чего отец забрал его к себе. Дальнейшим воспитанием ребенка занялась старшая сестра Игната.

Гордеев считал, что купец может быть вполне успешным, даже будучи необразованным человеком, но все равно настоял на том, чтобы Фома поступил в уездное училище, из которого тот выпустился через пять лет. Каких-то выдающихся способностей юноша не демонстрировал, но и назвать его бездарным учеником было нельзя. В учебном заведении друзьями Фомы стали:

  • Африкан Смолин, сын богатого заводчика;
  • Николай Ежов, чей отец состоял на службе в городской казенной палате.

Гордеев-старший стал постепенно вводить наследника в курс своих дел. Мужчина хотел, чтобы нажитое непосильным трудом состояние оказалось в надежных руках, поэтому все чаще брал юношу в короткие рейсы и рассказывал о тонкостях предпринимательства.

Кульминационная часть

Фома проявлял вялый интерес к тому, чем занимался отец. В нем все сильнее ощущался степенный характер матери. От большинства сверстников его отличали:

Вскоре Игнат Гордеев решает, что девятнадцатилетний Фома уже созрел для самостоятельного плавания. Капитаном парохода, на котором юноше предстояло совершить свой первый деловой вояж по Волге, был Ефим Ильич.

Именно он доходчиво объяснил молодому человеку, как нужно вести себя с людьми, присутствующими на судне, а также поделился опытом общения с представительницами прекрасного пола.

Благодаря советам старшего товарища Фома впервые провел ночь с женщиной вдвое старше его. На неизбалованного женским вниманием юношу роскошная дама по имени Палагея произвела такое впечатление, что Фома собрался делать ей предложение. Свалившаяся на голову Гордеева страстная любовь придала ему уверенности.

Увы, роман Фомы Гордеева с черноглазой искусительницей закончился так же быстро, как и начался. Маякин срочно вызвал подчиненного домой, так как выяснилось, что отец юноши вложил большие деньги в строительство ночлежного дома и библиотеки. Яков Тарасович обвинил Гордеева-старшего в растрате средств и связи с женой известного градостроителя Софьей Павловной Медынской, занимавшейся благотворительной деятельностью.

Жизнь Фомы шла своим размеренным чередом. Отец стал более требователен к нему. Несмотря на избыток честолюбия, молодой человек предпочитал находиться в гордом одиночестве и не искал ни дружбы, ни любви. Периодически в памяти всплывал образ Палагеи, и первое время мысли о возлюбленной не давали ему покоя, но потом его внимание полностью переключилось на ангелоподобную госпожу Медынскую.

Между тем здоровье Игната Гордеева заметно ухудшилось. Смерть отца стала настоящим шоком для Фомы. Будучи в гостях у Софьи Павловны, Гордеев познакомился со многими влиятельными персонами в городе, среди которых был секретарь попечительного совета Ухтищев. Общение с аристократами тяготило молодого человека.

Маякин заявил о желании выдать свою дочь за Фому, чтобы объединить капиталы, хотя Гордеев не питал теплых чувств к девушке, а та отпускала в его адрес разные колкости.

Концовка произведения

Софья Павловна Медынская решительно рвет с Гордеевым, заявляя, что между ними нет ничего общего. Ухтищев знакомит Фому с легкомысленной девушкой Александрой, которая вместе с Гордеевым направо и налево тратит его сбережения.

Во время одной пьяной гулянки парочка разбивает баржу, после чего Фома идет к крестному отцу и просит, чтобы тот забрал у него все деньги и отпустил на волю. Маякин почуял неладное. По полной программе отчитав крестника, он пригрозил упрятать его в лечебницу для душевнобольных. Ссора с Яковом Тарасовичем не прошла бесследно, Фома бросился во все тяжкие:

  • алкоголь взял его в свой плен;
  • распутные девицы выкачивали последние деньги.

Любу Маякин решил выдать за Африкана Смолина, который проходил стажировку за границей и недавно вернулся в родные края, чтобы открыть свое дело.

Однажды Яков Тарасович с Фомой присутствовали на торжественном обеде у купца Кононова, который освещал свой новый пароход.

Маякина попросили произнести речь, и он начал с особым упоением расхваливать купечество, называя его надежным оплотом народа и хранителем русской культуры. Фома уже давно не разделял точку зрения своего крестного отца, считая жизнь, устроенную богачами, тюрьмой и удивляясь терпению простолюдинов. Разгневанного Гордеева было не остановить. В нелестной форме он высказался о каждом присутствующем. Когда терпение оскорбленных купцов закончилось, они схватили дерзкого оратора и связали ему руки и ноги.

После этого инцидента прошло три года. Яков Маякин скоропостижно скончался, оставив наследство, которое поделили между собой его дочь, сын и зять. От Фомы не было никаких вестей. Ходили слухи, что он обосновался за Уралом.

Спустя какое-то время Фома объявился. Состояние его было удручающим: безумная улыбка сменялась хмурым выражением лица, а алкогольный шлейф, тянущийся за мужчиной, говорил сам за себя.

Прочитать краткое содержание «Фомы Гордеева», а также ознакомиться с характеристикой главного героя можно, посетив сайт Брифли.

Основная идея

Повесть «Фома Гордеев» — яркий пример русского реализма в литературе конца XX столетия. Главная мысль, которую стремился донести Максим Горький до читателя, заключалась в том, что, по мнению писателя, российская буржуазия находится в упадке, а капиталистический строй обречен уступить место справедливому социалистическому режиму.

Автор не скрывает своего презрительного отношения к «хозяевам жизни», представителям купечества. В повести основным выразителем их философии выступает Яков Тарасович Маякин. Главный герой, которым является молодой и энергичный Фома Гордеев, не в состоянии воплотить в реальность свои идеи, поэтому ему уготована незавидная судьба.

Он ощущает себя инородным телом как среди представителей буржуазной интеллигенции, так и в обществе людей из низших сословий. Неспособность смириться с несправедливостью современного мира и неумение бороться с ней оборачиваются тем, что единственным спасением для главного героя становится желание не терять человеческого лица при любых обстоятельствах и даже тогда, когда это практически нереально.

Краткий анализ

Формально Фома Гордеев принадлежит к господствующему классу, но, в отличие от многих представителей буржуазии, не он не превратился в алчного «хищника», а сумел раскрыть в себе положительные качества. Чем дольше герой находится среди голодных до денег купцов, тем сильнее растет ненависть к ним. Со временем это свербящее душу чувство выливается в протест.

Все то, о чем так долго думал Гордеев, но не решался произнести вслух, он высказал в лицо купцам и заводчикам, собравшимся на празднике у Кононова. Он упрекает их в бессовестном и безбожном отношении к своим работникам, за что сталкивается с волной осуждения со стороны богачей.

Посредством центрального персонажа писатель хотел показать кровоточащие раны буржуазного общества. Немаловажная роль в книге отведена зарождающемуся пролетариату, в среде которого возникают отважные и честные лидеры, готовые подготовить народ не просто к бессмысленному бунту, а к смене существующего общественно-экономического уклада.

Страницы произведения буквально пропитаны жгучей ненавистью к социальной несправедливости, перекрывающей кислород рабочему классу и мешающей стране двигаться вперед. «Фома Гордеев» — повесть, чтение которой вдохновило не одно поколение российских революционеров.

Идейно-художественное своеобразие повести Горького «Фома Гордеев».

В новых исторических условиях становится более глубоким и всеобъемлющим и реализм Горького. Писатель обратился в своих произведениях к анализу жизни разных классов и социальных слоев русского общества.

В повести «Фома Гордеев» (1899) писатель впервые дал широкую и разностороннюю картину капиталистического строя. Сам Горький признавал, что для него это — переход «к новой форме литературного бытия…».

Широко и выпукло выписаны Горьким типические фигуру капиталистов. Писатель сумел сочетать индивидуальное своеобразие каждого из героев с их социальной сущностью.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Ананий Щуров олицетворяет собой вчерашний день русского капитализма с его откровенным хищничеством, отсталостью, прямолинейной реакционностью. Он враг технического прогресса. Разбогатевший ценой преступлений, он выступает в романе яростным и злобным врагом народа.

Более сложен образ заводчика Якова Маякнна. Горький пишет, что Маякнн пользовался среди купечества уважением, «славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своего рода». Маякин — своеобразный идеолог буржуазии, рвущейся к политической власти. Людей он делит на рабов, обреченных всегда подчиняться, и господ, призванных повелевать. Господами, повелевающими в стране, должны быть, по его мнению, капиталисты. Жизненная философия Маякина раскрывается в его афоризмах.

«Жизнь, брат Фома, — говорит он своему воспитаннику, — очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи… Тут, брат, подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож…»

Из мира маякиных и щуровых Горький выделяет Фому Гордеева. Горький писал, что повесть «должна быть широкой, содержательной картиной современности» и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его…».

Фома тоже принадлежит к буржуазному классу. Но он не успел превратиться в хищного стяжателя, ему свойственны простые и естественные человеческие чувства.

Жестокие, отвратительные нравы капиталистического мира, подлость и преступления его хозяев производят на Фому Гордеева потрясающее впечатление, и он восстает против этого мира. На празднестве у Кононове Фома бросает в лицо купцам и фабрикантам гневные слова: «Вы не жизнь строили — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак — ваш бог! А совесть вы прогнали… Куда вы ее прогнали? Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете! Сколько народу кровью плакало от великих дел ваших?»

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Но бунт Фомы бесцелен и бесплоден. Горячая, искренняя речь Фомы на празднестве кончается тем, что Маякнн объявляет его сумасшедшим.

Бунт Фомы показал, что буржуазия не только отвратительна, но и неизлечимо больна. Знаменательно, что уже в «Фоме Гордееве» наряду с образами капиталистов появляются образы пролетариев. Они даны еще бегло, мимоходом. Но в противовес волчьим законам мира маякиных в их среде господствуют единение и товарищество. Рисуя рабочих, писатель чувствует в них ту силу, которая призвана уничтожать власть щуровых и маякиных.

Один из нижегородских купцов — Бугров так отзывался о Горьком и его повести: «Это вредный сочинитель, книжка против нашего сословия написана. Таких -в Сибирь ссылать, подальше, на самый край».

Повесть в такой степени была проникнута ненавистью к буржуазному миру, что стала действенным средством революционной пропаганды. Писатель Ф. Березовский вспоминает: «Мы, старые подпольщики, очень часто читали рабочим на наших подпольных собраниях такое произведение Алексея Максимовича, как «Фома Гордеев», особенно последнюю главу — сцену на пароходе.

Почему же мы читали эту сцену? Да потому, что жгучие слова ненависти, которыми пропитаны эти страницы, рабочие воспринимали как сигналы борьбы не только с самодержавием, но и с буржуазией».

“Фома Гордеев” — это повесть о крепнущей буржуазии и о том, как она набирала силы.
Недаром ее идеолог Маякин считает, что становится интереснее жить. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии. Основной замысел повести — как в этой действительности “должен биться энергичный, здоровый человек, ищущий дело по силам, ищущий простора своей энергии”.
В повести создана целая галерея образов “хозяев жизни”.
Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговецлесом, один из воротил купеческого мира, о котором Маякин говорит: “Хитрый старый черт. Преподобная лиса. возведет очи в небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да кошель-то и вытащит. Поостерегись. ”Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, “мозговой человек”, как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей “философии”: “Купец в государстве — первая сила, потому что с ним — миллионы!” Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров — представитель старого, дикого, патриархального купечества. Он противновшеств, против машин, облегчающих жизнь, против свободы. “От свободы человек гибнет!” — злобно пророчит он. Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям. Его сын Тарас и зять Африкан Смолин продолжают дело отцов, придав ему европейский лоск, действуя более расчетливо, более трезво. Они рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер.
Но уже в старшем поколении, среди тех, кто основывал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж. “Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования”.Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, не хочет и не умеет фальшивить.Мир собственнических отношений для него “тюрьма”:
“. Душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что — не мирится!” “Не жизнь вы сделали — тюрьму. Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. — говорит Фома купцам.
— Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Погибает человек. Вы не жизнь строите — вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Вы испортили жизнь! Вы все стеснили. от вас удушье. от вас!”
Фома — “здоровый человек, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках современности”. Он упорно “выламывается” из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменения, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге (“. пусть голодные учатся, мне не надо. ”), общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал “снисходительную жалость сытого к голодному”. В конце повести Фома повержен и унижен; маякинский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым Алексей Максимович Горький раскрыл всю неприглядность царства щуровых и маякиных.

Повесть Горького «Трое». Проблематика и идейно-художественная специфика

Трое – это драма бесплодных разрозненных усилий, безнадежного единоборства с жизнью за свою краюху счастья, за глоток радости.

Вот разносчик Илья Лунев, с сильной волей, с трезвым практическим умом. Он требует для себя чистой жизни, скромной, но сытой, спокойной и опрятной, хорошего, настоящего счастья. – Увы! какая-то невидимая, но властная рука неощутимо толкает его все туда, где хуже. Всю жизнь я в мерзость носом тычусь. – жалуется он в исступлении. Где он и кто он, этот невидимый, но трижды проклятый враг, который направляет его всегда на темное, грязное и злое в жизни. А когда он, по-видимому, близок к обладанию этим чистым мещанским счастьем, оно теряет для него свои заманчивые черты, линяет и оказывается воплощением скуки, бессмыслицы, пошлости. Усилия потрачены даром, вкус к жизни пропал.

Вот сын трактирщика, мечтатель и мистик Яков Филимонов. Он тоже хочет немногого – остаться неприкосновенным на необитаемом островке своих заоблачных интересов и метафизических запросов. Разница между Ильей и Яковом прекрасно оттеняется в следующем разговоре. Яков, мечтательно-проникновенный в своих отношениях к окружающему, видит во всем загадку, вопрос. Ему, невежественному юноше, точно так же, как великому мистику Карлейлю*140, огонь кажется чудом; Откуда он? Вдруг есть, вдруг нет! Чиркнул спичку – горит. Стало быть – он всегда есть. В воздухе, что ли, летает он невидимо?. Совсем иначе подходит к вопросу Илья. Он даже не подходит, он обходит его. Где? – восклицает он с раздражением. – А я не знаю. И знать не хочу. Знаю, что руку в него нельзя совать, а греться около него можно. Вот и все.

. Славно бы уйти куда-нибудь от всего! – мечтает Яков. – Сесть бы где-нибудь у лесочка, над рекой, и подумать обо всем. Но уйти некуда. буфет отцовского трактира загораживает от него весь мир. И он чахнет. Кроткий, мягкий мечтатель, он с детства обречен к исчезновению из жизни.

А вот третий, слесарь Павел Грачев, натура порывистая, непосредственная, сенсуалистическая. Он не задумывается над сущностью огня, как Яков, и не ставит себе определенных житейско-практических целей на всю жизнь, как Илья. Он просто хочет жить всеми фибрами и нервами, без трезвых комментариев и метафизических размышлений. Жить – и только. Я всю жизнь мою, с десяти лет, работаю тяжелую работу. Позвольте мне за это жить. – обращается он к кому-то с требованием. Но этот кто-то не позволяет. Даже любимую женщину он заставляет Павла делить с пьяными купцами. Когда же несчастная делает попытку освободиться и ворует для этого у кутящего с ней купца бумажник, неведомый враг настигает ее дланью бодрствующего правосудия.

Что же такое жизнь для Ильи, для Якова, для Павла – для троих? Омут, злой, безобразный омут. Грабеж, разбой, воровство, пьянство, всякая грязища и беспорядок. вот и вся жизнь. И нет из нее выхода, и нет просвета, и нет спасения. И к стороне нельзя отойти от этого грязного потока: по одной со всеми реке плывешь, и тебя та же вода мочит. Живи, как установлено для всех. Скрыться некуда.

Читайте также:  Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова

Кто-то своей колоссальной и грубой пятерней уродует их тела, тискает, мнет и коверкает их души, обрезывает их желанья и затем швыряет их, как щенят, в какую-нибудь узкую зловонную щель.

. Меня судьба душит. – жалуется Лунев, – и Пашку душит, и Якова. всех.

На том образном языке, избыточностью которого болеют все персонажи Горького, Илья резюмирует выводы своего жизненного опыта: окружают человека случаи и ведут его, куда хотят, как полиция жулика.

Весь ужас их положения, этих троих и подобных им сотен и тысяч, в том, что для них нет возможности стать лицом к лицу с неведомым врагом. В их сознании причина бедствий – судьба, случай, темная бесконтрольная сила.

Этот социальный фатализм – та общая скобка, за которую со знаком плюса или минуса войдут все без исключения герои Горького, все эти бывшие, лишние и просто ушибленные жизнью люди.

. Врага, наносящего обиду, налицо не было, – он был невидим. И Лунев снова чувствовал, что его злоба так же ненужна, как и жалость. Я теперь так чувствую, что все ни к чорту не годится, – говорит Илья, и тут же сознается, что ничего не понимает.

Те чувства, которые накопил в нем опыт жизни, не просветлены сознательным отношением к действительности и потому не находят выражения в общественной работе. Тупое, самодовлеющее озлобление – вот крайний результат.

Но несправедливо, читатель, делать из романа Максима Горького пессимистические выводы и потому негоже заканчивать посвященную этому произведению статью скорбными нотами.

Еще не истощился порох в пороховницах жизни. И смотрите, какой вид открылся Илье Луневу на кладбище: . всюду из земли мощно пробивались к свету травы и кусты, скрывая собою печальные могилы, и вся зелень кладбища была исполнена напряженного стремления расти, развиваться, поглощать свет и воздух, претворять соки жирной земли в краски, в запахи, в красоту, ласкающую сердце и глаза. Жизнь везде побеждает, жизнь все победит.

Жизнь – всесокрушающая разрушительница, всеобщая созидательница, всеобщая обновительница. Слава юной всепобеждающей Жизни!

Повесть «Трое» (1900) — знаменовало новую ступень в идейно-художественном развитии писателя. Основная проблема повести — выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова — сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева — сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение в «страну чудесных вымыслов». Однако возвышавшиеся до небес неприступные замки, сверкающие золотом дворцы и подвиги рыцарей не могли заслонить от юных героев окружающую их бедность, грязь, грубость, пьянство, жадность, зависть. Одних это подавляло, других заставляло сопротивляться, искать выход.

Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским, с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению («Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное»), он уходит в религию, в бесплодные размышления о боге и дьяволе, о жизни и смерти. Внутренне опустошенный, больной чахоткой, покорившийся отцу, разбогатевшему в результате ограбления умирающего старика, Яков в полном смирении становится за стойку отцовского буфета.

По-иному складывается жизнь у главного героя повести — Ильи Лунева. Он — активная, деятельная натура. Однако эта активность направлена не на преобразование жизни в интересах общества, а на устройство личного благополучия. Илья сознает, что он лучше Петрухи Филимонова, лучше мерзкого старикашки — купца Полуэктова, и вполне обоснованно требует себе лучшей доли в жизни. Загипнотизированный иллюзией «чистой жизни», Лунев не сразу замечает, что попал в мир жуликов, которых ненавидит, и с недоумением и ужасом, с увеличивающейся пустотой в душе сознает, что и он стал паразитом и эксплуататором. И именно то, что Илья не лишен благородства и в нем не уснула совесть, обусловило его драму, которая обостряется сознанием, что, убив и ограбив ростовщика, он стал и духовным наследником убитого, ибо подчинился законам капиталистического мира — человеконенавистничеству, алчности, зависти. В поисках «порядочной жизни», Лунев попал в мир подлости и лицемерия, корыстолюбия, вопиющей несправедливости.

Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых — ложь, подлость и преступление. «Вот если бы я мог. уничтожить вас. всех. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю. » Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев, признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость («пропал. не от вашей силы. а от своей слабости»), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.

Итак, Илья Лунев — крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история — это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.

Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища — Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, — скачала у сапожника, затем — в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.

Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил («Мещане»), Павел Власов и другие герои романа «Мать» и пьесы «Враги». Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.

Проблемный урок по повести М.Горького “Фома Гордеев”: “Надо знать, для чего живете…”. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

Зачитать гл. 2, 3 с.26, 27, 29, 30, 37

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин).
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину ,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

Зачитать стр.89 «Практикум…»

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

Ссылка на основную публикацию