Анализ произведения Июльская гроза Платонова

«Июльская гроза», анализ рассказа Платонова

История создания

Рассказ Платонова «Июльская гроза» был напечатан в 1938 г. в № 54 «Литературной газеты», в № 11 журнала «Октябрь». Возможно, на исследование темы детства, его беззащитности повлиял арест 15-летнего сына за полгода до этого.

Литературное направление и жанр

Рассказ написан в лучших традициях реализма. Повествование течёт плавно и неторопливо, пейзаж и портретные характеристики едва ли не важнее фабулы.

Важнейшая задача рассказа – раскрыть психологию ребёнка, поэтому рассказ можно назвать психологическим. Он имеет черты волшебной сказки, которая описывает инициацию героя, переживающего путешествие, встречающего волшебных помощников и побеждающего собственные страхи.

Тема, проблематика

Тема детства особенно важна в творчестве Платонова. Весь мир рассказа описан глазами ребёнка, а ключ к пониманию этого – в фразе «велик мир в детстве». Она настраивает читателя на детское восприятие. И вот уже четырёхлетний Антон кажется тяжёлым, а рожь – высокой и таящей в себе опасности, ведь это точка зрения Наташи.

Противоположна теме детства тема старости и смерти. Она проникает в мысли и слова героев: Наташа боится смерти брата, Антошка – Наташиной, мама успокаивает Наташу: «Успеешь ещё пожить». Смертность угрожает не только людям, но и всей природе: колосья кажутся Наташе уставшими стариками.

Важнейшая проблема рассказа – взаимодействие двух миров (детского и взрослого), проблема непонимания между взрослыми и детьми, которую осознают обычно только дети. Платонов показывает, что отношение к жизни с возрастом меняется. Например, герой-старик считает, что охота жить приходит только в старости, а в молодости «человек живёт без памяти». Одни и те же события пугают детей, но взрослые к ним равнодушны. То, что невозможно ребёнку, оказывается под силу даже самому слабому старику. Встреченный детьми старик легко доносит тяжёлых детей до колхоза, хотя Наташа четырёхлетнего брата нести больше не может.

Близка к предыдущим проблема старости. Старику хочется умереть, чтобы не чувствовать тоски «по молодой, но будущей счастливой жизни». Платонов определяет, что старость делает счастливой жертвенность. Когда старик помогает детям, спасая их от грозы, он выполняет своё жизненное предназначение.

Проблема ответственности – важнейшая для Платонова. В год опубликования рассказа был арестован сын Платонова, писатель чувствовал свою ответственность за его арест. Может быть, поэтому Платонов изображает родных Наташи и Антошки как людей, думающих о деле гораздо больше, чем о детях и внуках: отец занят колхозными делами, дед – рыбалкой, бабушка увлечена блинами, а мать думает о чистой одежде и еде, но не о внутреннем мире дочери и сына.

Сюжет и композиция

Фабула рассказа проста, она заключается в путешествии брата и сестры из родного колхоза «Общая жизнь» за 4 км в деревню Панютино к дедушке и бабушке. Только появившись у бабушки, дети засобирались домой, потому что маленький Антошка затосковал. По дороге домой детей застала гроза, так что они изнемогли в пути. Домой их донёс случайный прохожий, старик, которого они испугались по пути к бабушке.

Рассказ нельзя назвать остросюжетным, если рассматривать события глазами взрослых. Но дети проживают за несколько часов целую жизнь длиною в 4 км, за время которой оба меняются. Их неожиданно понимает председатель колхоза, который обвиняет отца и деда детей в безответственности.

Герои и образы

Девятилетняя Наташа хоть и маленькая, но настоящая крестьянская женщина, привыкшая заботиться о других. Она несёт на себе тяжёлого уставшего брата, готова пожертвовать собой, «чтобы он хоть один остался живым». Девочка дважды готова защитить брата от незнакомого деда, собирается даже его ударить, если он вздумает украсть Антошку.

О себе Наташа вовсе не заботится. Она отдаёт свой платок Антошке, потому что, по её мнению, девочек меньше трогают (то есть они представляют меньшую ценность). От бабушки Наташа берёт блин для Антошки и даёт ему во время грозы в утешение, но сама о еде не думает.

Она заботится не только о материальном обеспечении брата. Во время грозы она укрывает Антошку от града, но сама не плачет и не кричит, зная, что брату «не больно и хорошо».

Наташа с любопытством рассматривает мир вокруг себя, который для неё одушевлён, доверяет ему. Рожь для неё грустно шумит, доброту полуденного ветра Наташа чувствует «лицом и всем телом». Когда девочка сама не может справиться с грозой, она поступает, как взрослая: «кричит криком», прося помощи у всего мира. И помощь действительно приходит.

Портрет девочки читатель видит глазами старика. Он умеет сквозь внешнее сразу видеть внутреннее, замечая, что глаза у девочки чуткие и задумчивые, детский рот внимательно открытый и дышащий (то есть живой), щёки полные, светлые волосы обгорели на солнце, их иссушил полевой ветер. Старик сразу делает вывод, что девочка будет хорошей крестьянкой.

Пережившая грозу Наташа как будто переходит в мир взрослых через инициацию (символическую смерть, предшествующую взрослости).

Антошка – четырёхлетний «кормлёный» братец Наташи. Он капризен на правах младшего и мужчины. Пользуясь этими правами, Антошка требует, чтобы сестра спрятала его от бури, и даже называет её полоумной. В отличие от сестры, он не умеет отдавать, а только принимает любовь всего мира.

Антошка ещё очень привязан к матери, именно поэтому он просится домой. Наташа, частично заменяя ему мать, понимает его желание. Антошка прячет голову около её горячей шеи, как он делал у шеи матери. Блин, вытащенный сестрой из-за пазухи в утешение, – замена материнскому вскармливанию.

Антошка в рассказе воплощает чистое детское сознание, в котором всегда есть интерес к страшному: он хочет увидеть грозу, но не умереть.

Когда положение кажется мальчику безнадёжным, он находит «детское» решение – вырыть ямку и жить в ней, к тому же быстро привыкает мучиться и бояться.

Третий по важности герой рассказа – старик. У него бледные, добрые глаза, приглядевшиеся ко всему на свете. Он считает себя счастливым (не болен, сыт), но настоящее счастье переживает, когда помогает детям. Этот поступок – своеобразная жертва: слабосильному старику тяжело нести двух тяжёлых детей, Наташа замечает, как вздуваются жилы у него на шее.

Мужчины в рассказе похожи на детей. Таков дед Наташи, который живёт, надеясь на чудо, лишь бы «было жить интересно и удивительно». Его характер раскрывает описанный глазами Наташи портрет, где дед в молодости сфотографирован с приставленным к голове револьвером. Безответственность – общая черта всех взрослых в рассказе, кроме старика и председателя колхоза Егора Ефимовича, который лишает отца права пригнать племенного бычка.

Женщины в рассказе лучше чувствуют связь с детьми. Например, бабушка радуется сходству с ней Наташи, утешается, что после её смерти, глядя на Наташу, люди будут вспоминать её. Так Платонов реализует свою идею о связи поколений, связи мира взрослых и детей. Идея связи мира людей с природой реализована в художественных особенностях рассказа.

Художественные особенности

Через мифологическое сознание детей мир воспринимается читателями как живой. Антошка наблюдает, как облака меняют своё тело, тают и перестают жить. Мальчик радуется тому, что трава, хлеб и избы во время бури остаются «целыми и живыми». Он воспринимает весь мир как живой, наблюдает, как молния жалит землю и убивает одинокое дерево, которое перед смертью расцветает. Даже прекратившийся дождь напоминает ребёнку смежившиеся глаза усталой тучи.

Грозовая туча для детей похожа на страшную долгую ночь. Для ребёнка метафора подобия сна и смерти теряет переносный смысл, дети боятся того, что ночью можно «умереть и не увидеть отца с матерью».

Огромное значение для Наташи и Антошки играют запахи. Для читателя они раскрывают истинные привязанности детей. Мир Наташи – это уют крестьянского быта. Её успокаивает знакомый и милый запах соломы, молока, горячей земли, отца и матери. Эти запахи кажутся девочке разлитыми во вселенной. Антошка, как все дети, ориентируется по запаху. Наташа, которая пахнет родной избой, для него проводник в большом и опасном мире взрослых.

Анализ рассказа Платонова Июльская гроза

Произведения А. П. Платонова – это описание разнообразных эпизодов из жизни героев, чью участь автор охотно разделяет, сочувствуя и радуясь вместе с ними. Во многих из них тема женской доли, крестьянского труда тесно переплетаются с миром детства.

В рассказе “Июльская гроза” на фоне летнего зноя мысли девочки Наташи и ее брата помогают понять психологию ребенка, для которого в этом возрасте характерен страх остаться в одиночестве ” под безлюдным солнцем”, боязнь умереть. Путь в соседнюю деревню, несмотря на то, что девочка была с братом – оказался не спокойным. Однако встреча со стариком помогла спастись от непогоды.

Дети в рассказе помогают автору погрузиться в размышления о смысле жизни. После встречи с ними старик приходит к осознанию того, что “охота жить приходит в старости” . А. П. Платонов сталкивает людей разных поколений для того, чтобы каждое из них глубже проник в проблему друг друга, смог прочувствовать, что такое истинное счастье. Дети наводят на мысль о том, что жизнь бесценна.

Большую роль в произведении играет природа. Она сопровождает героев, разделяя их чувства и переживания. Принятое решение детей уйти, не попрощавшись с бабушкой, природа принимает агрессивно. Безмолвие сменилось глухими разрядами молнии.

Детское восприятие окружающего мира и смерти в этом возрасте своеобразно. Для этого автор использует олицетворения, которые помогают понять детей: “молния удалила землю”, “дерево умерло”. Воображение детей разыгралось настолько, что Антошке то казалось, что горит кузница, то гроза вновь “ищет землю”.

Путешествие ребят оказалось удивительным знакомством с явлениями окружающего мира. Кроме того, оно напомнило волшебную сказку, где пожилой мужчина похож на заботливого волшебника, исполняющего желания, а природа в глазах брата и сестры преобразуется под влиянием чувства опасности и страха.

Дети с недоверием относятся к старику и погоде, а представитель взрослого поколения в силу опыта остается равнодушен к подобным изменениям.

Особое внимание и уважение автор уделяет описанию деятельности жителей деревень. Они являются тружениками. Поэтому Платонов наделяет их особой добротой и вниманием.

Несмотря на то, что детям свойственна наивность, любопытство, податливость, а взрослым – серьезность, равнодушие и закалка, каждый из них способен искренне любить близких, заботиться о них, проявляя уважение и терпение.

Анализ 2

Андрей Платонович Платонов – это знаменитый писатель, который предпочитал писать именно сказки, о русском народе и его традициях. Довольно часто он также описывал истории обычных солдат, а также детей во время Великой Отечественной войны, как они жили во время этих ужасных событий, и как проходило детство детей. Не смотря, на все ужасы войны, Платонов также описывал обычные истории детей и их родителей. Одним из таких произведений является «Июльская гроза».

В этом рассказе смешана тема природы с детством, и эти две темы довольно важны для Платонова. Это произведение он описывал от лица маленького ребенка, для которого мир огромен и прекрасен, в котором нет, не печали и горести. Именно благодаря таким рассказам, читатель может окунуться в свои воспоминания и вспомнить себя маленьким сорванцом. Например, для маленькой Наташи, которая является старшой сестрой Антона, рожь рядом с домом кажется великой и прекрасной, но, а также довольно опасной, а младший брат для нее неугомонный и тяжелый.

Читайте также:  Смысл названия романа Капитанская дочка Пушкина

Не смотря, казалось бы на наивность всего рассказа, особенно маленьких детей, даже ту проходит тема старости и смерти. Маленькие дети довольно часто задумываются об этом и не могут приставить как её брат или его сестра, сможет постареть и после умереть. Но после того как маленькая Наташа рассказала маме о таких ужасных снах, она просто ответила, что они еще слишком маленькие чтобы думать об этом у них еще вся жизнь впереди. Но, не смотря, на близких людей, для Наташи даже природа кажется старой и умирающей, например та же «седая» рожь.

Как уже можно было понять главной проблемой этого произведения, является различие между взрослыми и детьми, непониманиями и различными спорами. Нужно понимать, что различия между поколениями понимают большинство маленькие дети, а не старики, прожившие не один десяток. Платонов в рассказе говорит, что со временем у всех людей даже на мелочи меняются взгляды. Например, один из героев, старик, считает, что пока ты молод, у тебя пусто в голове, и ты не понимаешь, что вокруг тебя происходит и только состарившись, начинается другая лучшая жизнь. То, что для многих детей не понятно и от чего им страшно, для взрослого нипочем. То, что дети слабы физически, и это доказывает момент, когда маленькая Наташа уже не может нести на своих руках брата и их довольно легко подхватывает старик и несет до дома.

Но, одновременно не смотря, на убеждения старки, он противоречит самому себе. Он хочет побыстрей дождаться смерти, чтобы перестать грустить о старых счастливых временах, чтобы перестать думать о молодости, когда жизнь не казалась такой тяжкой и жесткой. Платонов говорит, что из-за старости многие люди теряют краски жизни, и начинают ее видеть в темных цветах, и только помогая маленьким детям, они могут почувствовать, что еще кому-то, но нужны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Платонова Июльская гроза

Популярные сегодня темы

В нашей повседневной жизни часто приходится выбирать между своими и чужими интересами. Иногда приходится жертвовать удовольствием себя любимого ради дорогих людей. А иногда наоборот, обходя стороннее осуждение,

Когда я впервые взяла в руки «Архипелаг Гулаг», эта книга показалась мне научной. Слишком много фактов и фамилий попадается на ее страницах. Но, начав читать, я поняла: это – наша история

Из всех дней недели больше всего я люблю пятницу. В этот день можно немного расслабиться, так как скоро выходные. Ты уже заранее знаешь, что следующие два для будут для тебя отдыхом. В пятницу я всегда с радостью собираюсь в школу.

«Макар Чудра» – одно из ранних произведений М. Горького, с которым он проявил себя в литературе. Глубокие мысли проникнуты духом романтизма. Всё персонажи рассказа – цыгане, в отличие от обычных людей ценящие свободу больше всего на свете.

Автор романа «Что делать?» Чернышевский, был истинным борцом за справедливость и верил в счастливое будущее нашей страны.

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

«Июльская гроза», впервые опубликован в «Литературной газете», 1938, 30 сентября, № 54, затем в сокращенном виде под названием «Гроза» в журнале «Дружные ребята», 1939, № 1.

Мир детства у Платонова—это особый космос, вхождение в который на равных дозволено не всякому. Этот мир — прообраз большой вселенной, ее социальный портрет, чертеж и абрис надежд и великих утрат. Образ ребенка в прозе X

X века всегда глубоко символичен. Образ ребенка в прозе Платонова не только символичен — он щемяще конкретен: это мы сами, на­ша жизнь, ее возможности и ее утраты . поистине, «велик мир в детстве .».

«Ребенок долго учится жить,—пишет в записных книжках Платонов,— он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже при­учились жить, существовать. Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности со­ставляет для нас радость».

Платонов — чуткий и внимательный исследователь детства. Иногда само название рассказа («Никита») дается по имени ребенка — главного героя произведения. В центре «Июль­ской грозы» — девятилетняя Наташа и ее брат Антошка.

«Происхождение мастера» перед читателем в незабываемых деталях проходят детство, отрочество и юность Саши Дванова, неповторимых детских образов в других платоновских рассказах. Афоня из рассказа «Цветок на земле», Айдым из повести «Джан», легко запо­минаемые, хотя и не названные по именам дети из рассказов «Родина электричества», «Фро», «Лунная бомба» . AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Каждый из этих детёй наделен от рождения драгоценными свой­ствами, нужными для гармоничного физического и душевного ро­ста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать.

« .В юности, — писал Платонов, — всегда заложена возможность благородного величия грядущей жизни: лишь бы человече­ской общество не изуродовало, не исказило, не уничтожило этот дар природы, наследуемый каждым младенцем».

Впрочем, не только особенным интересом к детству и юности как решающим моментам человеческой жизни, предпочтительным изо­бражением молодого героя или откровенной поучительностью, но и по самому существу своего таланта, стремящегося охватить мир целиком, как бы единым, непредубежденным и всепроницающим взглядом, близок Платонов юным. Недаром уже первые книги его и «Сокровенный человек» (1928) в издательстве «Молодая гвардия», а последние прижизнен­ные сборники «Солдатское сердце» (1946), «Волшебное кольцо» (1950) и др. печатались в издательстве «Детская литература».

Немногим, казалось бы, отличаются обстоятельства жизни двух маленьких бедолаг — Саши и Прошки Двановых, живущих в ни­щей крестьянской семье. Только и разницы, что Саша — сирота, в Прошкином доме приемыш. Но этого достаточно, чтобы мало-помалу сформировались характеры, в главном диаметрально про­тивоположные: бескорыстный, честный, безоглядно добрый и от­крытый всем людям Саша и хитрый, хищный, себе на уме, изворот­ливый Прошка

Конечно, дело не в том, что Саша сирота, а в том, что с помощыо добрых людей — Прошкиной матери, но более всего Заxаpa Павловича — Саша преодолевает свое биографическое сирот­ство, и сиротство социальное. «Страной бывших сирот» назвал Советскую Россию Платонов в 30-с годы. Будто о Саше Дванове, самостоятельном, сызмала познавшем истинную цену хлеба и людской доброты, сказал, огляды­ваясь назад из сороковых годов, Михаил Пришвин в повести-сказке «Корабельная чаща»: «Время народного сиротства нашего кончи­лось, и новый человек выходит в историю с чувством беззаветной любви к матери своей — родной земле — не полным сознанием своего культурного мирового достоинства».

Платонову пришвинская мысль органически близка. Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — про­странство — земля — таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии. «Мать . — самая близкая род­ственница всех людей», — читаем в одной из статей писателя. Какие удивительно пронзительные образы матери запечатлены на страни­цах его книг: Вера и Гюльчатай («Джан»), Люба Иванова («Воз­вращение»), безымянная древняя старуха в «Родине электриче­ства» . Кажется, в них воплощены все ипостаси материнства, заклю­чающего в себе и любовь, и самоотверженность, и силу, и мудрость, и прощение.

История становления человека как одухотворенной личности – глав­ная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ “Никита”, где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно пре­одолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как “Добрый кит” (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»).

Изображению сложного процесса перехода отельного человека к жизни “со всеми и для всех” посвя­щён рассказ А. Платонова “Еще мама”. Герой этого рассказа малолетний Артем через образ матери познает и осмысливает весь мир, приобщается к великому содружеству людей своей родины.

В расска­зах “Железная старуха” и “Цветок на земле” тот же герой – малень­кий человек, но уже под другим именем – Егора, Афони, в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели – окончательно победить самое большое зло – смерть (“Железная старуха”), открыть тайну самого большого блага – жизни вечной (“Цветок на земле”).

Путь к подвигу во имя жизни на земле, нравственные истоки и корни его проявлены в прекрасном рассказе “На заре туманной юности”, который о свидетельствует о единстве проблематики и детализации в творчестве писателя военных и довоенных лет.

О связях творчества. А. Платонова с фольклором писали и фольклористы, и этнографы,[12] не акцентируя внимания на том, что мысль рассказчика направлена, прежде всего, на раскрытие нравственной стороны поступков героев сказки. Связь творчества А. Платонова с фольклором значительно глубже и органичнее. В целом ряде рассказов (“Никита”, “Еще мама”, “Уля”, “Фро”). А. Платонов обращается к композиционной схеме волшебной сказки, описанной в классическом труда В. Я. Проппа.[13] А. Платонов пишет не сказки, а рассказы, но в их основе лежат архаические жанровые структуры. В этом жанровое своеобразие многих рассказов А. Платонова, что объясняется не только устойчивостью жанровых форм, но и особенностями художест­венного мышления писателя, сосредоточенного на анализе и изображении первопричин и первооснов человеческого бытия.

Обычно такие стилистические средства создания художественной выразительности, как метафора, метонимия, олицетворение рассматри­ваются в качестве элементов поэтики. Применительно к целому ряду произведений А. Платонова (“Никита”, “Железная старуха”, “Еще мама”, “На заре туманной юности”) говорить об обычном использо­вании этих приёмов в качестве стилистических приемов нельзя. Не­обычность их использования А. Платоновым состоит в том, что в рас­сказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях. Особенно наглядно эта “стилистика” выступает в расска­зе “Никита”. Способ познания и восприятия мира через тот или иной эмоционально окрашенный и этически значимый образ-понятие является для героев произведений А. Платонова почти нормой.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе Платонова «Июльская гроза»

Главные герои рассказа Андрея Платонова «Июльская гроза» — брат и сестра, девятилетняя Наташа и четырехлетний Антошка. Однажды они вдвоем пошли в гости к бабушке, в соседнюю деревню. На днях бабушка позвала их в гости, передав приглашение через местного почтальона.

Дорога по детским меркам была дальней, день был очень жарким, и Антошка быстро устал. Временами Наташе приходилось нести брата на руках. По обеим сторонам дороги стояла высокая рожь, и девочке все время казалось, что оттуда кто-то может появиться и причинить им зло.

Поэтому, когда им встретился незнакомый старик, Наташа вскрикнула. Но старик снял шапку, поклонился детям и пошел своей дорогой. Наташа с братом пошли дальше. Антошка, сидя на спине сестры, уснул и проспал до самого бабушкиного дома.

Читайте также:  Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Бабушка с самого утра поджидала внуков. Ее муж ушел по своим делам, а она готовилась к приходу маленьких гостей, собираясь угостить их блинами. Когда дети пришли, бабушка усадила их в комнате, а сама пошла в подпол за припасами.

Сидеть и ждать бабушку детям было скучно, да еще и Антошку стали донимать мухи. С детской непосредственностью он попросил сестру отвести его домой, к маме. Наташа, которой тоже у бабушки не понравилось, взяла брата и вышла на улицу.

Они пошли по дороге обратно домой, но тут налетел ветер и началась сильная гроза с ливнем. Дети спрятались во ржи и сидели там, пережидая бурю. Потом пошел град, и Наташа стала прикрывать брата собой, чтобы град его не побил. Вскоре град прекратился и начался дождь, сквозь который сверкали молнии.

Антошка с интересом смотрел на молнии и на то, как ветер пригибает рожь до самой земли. Дети еще не успели далеко отойти от деревни и они видели, как бабушка вышла на крыльцо и высматривала их.

Но возвращаться они не стали, и когда дождь утих, снова пошли по дороге. Вскоре их нагнала огромная туча и пошел такой ливень, что стало трудно дышать. Навряд ли Наташа и Антошка сумели бы сами добраться домой, если бы не старик, которого они встретили еще по дороге к бабушке.

Он опять попался детям навстречу и решил помочь им добраться до дому. Старик посадил Антошку в большую кошелку, которую закинул на спину. Потом он взял на руки Наташу и пошел в деревню, где жили дети. Идти с таким грузом ему было трудно, но старик упрямо шел вперед.

Они благополучно добрались до дома, где жили дети. В доме пережидали непогоду и отец ребят и мать, и даже дедушка, который оказывается с утра ушел именно в их деревню. Наташе и Антошке было неинтересно слушать, о чем говорят взрослые и они вышли на улицу. Гроза уже ушла дальше, дождь почти закончился. Антошка предложил сестре завтра снова пойти к бабушке. Он сказал, что теперь ничего не боится и что он любит грозу.

Наташа ничего не ответила брату, не желая ругать малыша за такие неразумные мысли. А потом мама позвала их ужинать.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Июльская гроза» заключается в том, что дети воспринимают окружающий мир не так, как взрослые. Им нравится, когда вокруг что-то происходит, и они не любят то, что вызывает у них скуку. Поэтому, когда героям рассказа показалось, что у бабушки скучно, они просто ушли домой, не предупредив ее. И хотя во время грозы дети изрядно напугались, они, тем не менее, восприняли грозу, как интересное приключение. И Антошка даже предложил повторить путешествие к бабушке на следующий день.

Рассказ Платонова «Июльская гроза» учит быть внимательным к детям, не оставлять их в беде и помогать им любой ценой.

В рассказе мне понравился старик, который помог детям во время грозы и принес их на себе домой, невзирая на свой почтенный возраст. Старый человек осознал серьёзность ситуации. Он понимал, что дети такого природного явления, как гроза, боятся. Да и промокнуть никто не рад. Поэтому он, собрав волю в кулак, доставил сам детей домой.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Июльская гроза»?

В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Гроза застала в поле — садись на землю.
Доброму человеку помощь не убыток.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Урок чтения в 5 классе на тему: А.Платонов. «Июльская гроза».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дата проведения: 18 октября 2017 года.

Класс:

Тема: А.Платонов «Июльская гроза».

Цель: обеспечить условия для:

1. Восприятия художественного произведения.

2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.

3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие: развитие интереса к творчеству А.Платонова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные: эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные: воспитание чувства товарищества: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих близких, воспитание веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважение к хлебу.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг А.Платонова, портрет писателя, иллюстрации, колосья ржи, презентация, тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
s.a._iyulskaya_groza.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская школа № 142

ТЕМА: А.Платонов. «Июльская гроза».

учитель I квалификационной категории

Дата проведения: 18 октября 2017 года.

Тема: А.Платонов «Июльская гроза».

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.
  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
  3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие : развитие интереса к творчеству А.Платонова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные: эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные: воспитание чувства товарищества: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих близких, воспитание веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважение к хлебу.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг А.Платонова, портрет писателя, иллюстрации, колосья ржи, презентация, тест.

УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе

ТЕМА: А.Платонов «Июльская гроза».

Средства и приёмы учителя

– Ребята! Поприветствуйте гостей.

– Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.

Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья,

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Приятного нам урока!

– Итак, мы начинаем.

– Я желаю вам новых открытий.

Проверка домашнего задания

– Какое домашнее задание у вас было? (выучить стихотворение И.Сурикова «Ярко солнце светит»).

Объявление темы урока

– Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «Картины родной природы».

– Вспомним, какие произведения о летней природе мы прочитали? («Июнь», стихотворение «Ярко солнце светит».)

– Какое время года изображено на картине? (лето)

– Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Июльская гроза».

– Но прежде мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя А.Платонова.

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов ), родился в 1899 году в городе Воронеж , у мер в 1951 году в городе Москве) — русский советский писатель.

Воспитывался в многодетной семье. У его мамы было 11 детей, Андрей был самым старшим. Помогал маме воспитывать и кормить всех братьев и сестер. Он выучится на инженера. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. На фронте был очень скромным. Участвовал в боях вместе с солдатами. Одной из ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, непохожий ни на кого простой русский язык.

– Обратите внимание на выставку книг А.Платонова.

– Эти книги станут нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Чтение 1 части учителем

– Послушайте 1 часть рассказа «Июльская гроза».

– Ребята! Вам в 1 части встретились непонятные слова?

– Давайте прочитаем их.

– Какие слова вам были непонятны?

Вопросы по содержанию

– Где происходит действие рассказа? (в поле)

– Назовите главных героев рассказа. (Наташа и Антошка)

– Кем они приходились друг другу? (сестра и брат)

– Откуда и куда шли дети? ( от бабушки домой – к маме и папе)

– Какое природное явление описывается в рассказе? (гроза)

– Как автор описывает начало грозы? ( Дальняя молния в злобе разделила весь мир пополам, и оттуда, с другой стороны, шёл пыльный вихрь под тяжкой и медленной тучей; там раздался удар грома, сначала глухой и нестрашный, потом звук его раскатился и, повторившись, дошёл до Наташи так близко. Что она почувствовала боль в сердце. )

– Чего больше всего хотелось Наташе? (Наташа спешила изо всех сил, ей хотелось лишь бы только донести Антошку домой, чтобы их не застала буря и гроза в чистом поле.)

– Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? ( Антошка молчал; он боялся того, что с ним будет теперь, но его интересовала туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное. А он бы посмотрел, но только не умер.)

– Почему Наташа не побежала к дороге по ржи? Каким словом назвал автор рожь? Почему? (Наташа вошла в рожь, чтобы спрятаться с Антошкой. Она хотела быстро наискось пробежать по ржи к дороге и по той дороге уйти от тучи домой к отцу и матери, но затем передумала, потому что боялась помять хлеб, и пошла по обочине ржи.)

– Почему дети, несмотря на опасность, не пошли через хлебное поле?

– О каком отношении к хлебу говорит их поступок?

Работа с пословицами

* Хлеб ногами топтать – народу голодать.

* Смелость города берёт.

* Друг познаётся в беде.

– Какие из пословиц подходят к 1-й части рассказа? Докажите свой ответ.

Мы устали чуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Чтение 2 части теста учащимися

– Сейчас мы с вами возвращаемся к рассказу и начинаем читать 2 часть.

Хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке.

-Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.

В старой пахоте

Вопросы по содержанию

– Прочитайте о состоянии природы во время дождя. (Вихрь настиг детей и ударил в них песком, землёй, листьями, стеблями травы и деревенским сором.) (Вместе с вихрем, сквозь его горячую пыль, пошёл град и стал бить в хлеб, в землю и в Наташу с Антошкой.) (Град переменился на крупный, прохладный дождь.)

– Какими стали небо, тучи? (Он увидел чёрное, близкое, бегущее небо, а ниже его неподвижно висели серые облака, пустившие из себя длинные волосы ливня..)

– В чём проявилась забота Наташи о брате? Подтвердите словами текста . (Тогда она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегла на него сверху и спрятала его голову в своих объятиях, тесно прижав брата к своему телу.)

(Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо – он даже шевелился под ней немного, рассматривая землю около ржаных корней в старой пахоте.)

(-Лежи, а то тебя громом убьёт, – ответила Наташа.)

(Наташа села и взяла на колени брата, укрыв его голову от ветра и дождя.)

– Как закончилась гроза? (Вдруг дождь перестал идти. Ветер упал, стало тихо повсюду. Но тяжёлая рожь больше не поднялась.)

Работа по иллюстрации

– Какой эпизод рассказа здесь изображён?

Беседа по иллюстрациям

– Что изображено на этих иллюстрациях?

– Какой транспорт вы видите?

– Как называется человек, который собирает хлеб?

– Как думаете, ответственная эта работа или нет?

– Как люди должны относиться к хлебу, зная о тяжести труда хлебороба?

Рассматривание колосьев ржи

Рожь — род травянистых , в основном однолетних , растений семейства Злаки, ведущая зерновая культура во многих странах.

Получаемая из зёрен ржи мука используется при выпекании хлеба ,изготовлении макаронных и кондитерских изделий. Рожь также используется как кормовая культура .

Выразительное чтение отрывка:

– Пусти меня, я выглянуть хочу.

– Лежи, а то тебя громом убьёт, – ответила Наташа.

– Нет, он мимо, – сказал Антошка и вывернулся из-за сестры.

– Кому удалось прочитать отрывок более выразительно?

Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали.

Посмотрите на экран. Выберите одно предложение и закончите его своими словами.

Оцените нашу работу на уроке.

  • Сегодня я….
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось…
  • Я смог (смогла)…
  • Мне захотелось…
  • Мне не понравилось…

– Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

Домашнее задание – пересказывать 1 и 2 части текста. Оценки за урок следующие…

  1. Выберите рассказ, который написал А.Платонов:

Б) «Июльская гроза»

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2. О чём писал А.Платонов?

Б) о взаимосвязи человека и природы

3.Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:

А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.

Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.

В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ Образ грозы в рассказах А. Платонова.

Цель таких уроков – проследить, какими языковыми средствами создается художественный образ, в конечном итоге попытаться постичь загадку творчества. Главным на уроках словесности становится постичь загадку творчества.

Просмотр содержимого документа
«УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ Образ грозы в рассказах А. Платонова.»

учитель русского языка

Цель таких уроков – проследить, какими языковыми средствами создается художественный образ, в конечном итоге попытаться постичь загадку творчества. Главным на уроках словесности становится постичь загадку творчества. Главным на уроках словесности становится исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. В связи с этим наиболее приемлемой формой проведения подобных занятий нам представляется урок исследование.

Предлагаемый алгоритм урока-исследования позволяет увидеть разнообразие подходов к проведению подобных занятий.

Язык художественного произведения.

Образ грозы в рассказах А. Платонова.

Цель: исследовать характерные стилевые особенности грозы Платонова, особенности использования языковых средств изображения при создании одного из ключевых художественных образов на примере рассказов «В прекрасном и яростном мире» и «Июльская гроза».

Объяснение цели урока учителем.

У А. Платонова, как у каждого настоящего художника, свой «особый

платоновский» мир характеров, ощущений, запахов, красок, отношений живого с неживым, жизни со смертью, свой особый язык и стиль повествований.

Вот о языке рассказов А. Платонова мы и поговорим, остановившись на двух , уже прочитанных на уроках литературы рассказах- «В прекрасном и яростном мире» и «Июльская гроза».

Перед нами стоит непростая задача: попробовать проникнуть в творческую лабораторию писателя, исследовать характерные особенности его прозы, использование его языковых средств, к которым прибегает он, создавая художественные образы.

Читая многие рассказы А. Платонова, часто не можешь избавиться от ощущения, словно пишет он об одном и том же. Да и сам писатель признается: «Мои идеалы однообразны и постоянны».

Попробуйте обнаружить общее в сюжетных линиях, художественных образах выбранных нами рассказов.

На картинах грозы в том и другом рассказе мы сосредоточим свое внимание.

II. Проверка результатов домашнего задания.

(Сравнить эпизоды в рассказах, попытаться обнаружить в низ сходные черты)

Работа с таблицей.

2)свирепые раздраженные молнии

смирные, изработавшиеся тучи

4) до самого содрогнувшегося сердца боль в сердце отошла

…молчаливая рожь росла тихо

раздраженный свет молний

дождь пахал поле

дождь дальше сам копал им яму

листья деревьев и трав, уморившись, висели спящими…

гром не успевал доходить сюда, уморившись в дороге

задохнувшись от угара, она почувствовала боль в сердце

К какому выводу мы придем в результате наблюдений?

Вывод: сюжетная схожесть находит свое отражение и в языке, Возникают похожие образы, используются одинаковые (постоянные) или очень близкие по смыслу, синонимические эпитеты, сравнения.

Язык и стиль А. Платонова – важнейшие носители его мировоззрения, его философских идей. Мировоззрение писателя пронизывает все повествование, его языковую и стилистическую связь, вплоть до тончайших оттенков, словосочетаний и речевых оборотов.

III Исследование текста рассказа Платонова.

1. Философские размышления писателя находят свое отражение в переплетении полярных смысловых линий, лирического и трагического мотивов, в том числе и пейзажных зарисовках. Отсюда контраст, противопоставление – один из важнейших стилевых приемов организации прозы А. Платонова.

Какие противопоставления, примеры контраста каких понятий можно обнаружить в зарисовках грозы в рассказе «Июльская гроза»? (Жизнь-смерть, земля-небо, свет-тьма), Приведите примеры из текста.

молния, ужалившая землю

молния убила одинокое дерево

Дерево вспыхнуло синим светом, точно оно расцвело, а затем погасло и умерло, и молния тоже умерла в дереве

молния, убив дерево, сама не умерла, но прошла через корни дерева в кузницу и снова стала огнем.

идет туча и сверкает гроза, которая ищет землю, чтобы убить дерево и зажечь их старую избу в колхозе

шла страшная, долгая ночь, в ней можно умереть

хлеб, первое добро в жизни, чем держится человек и др.

Вывод: грозовое небо несет в себе смерть, от земли исходит свет жизни, добра, защищающий детей; происходит борьба стихий.

2. Слово А. Платонова необычной концентрации, но при этом ононе тяжеловесно, а легко и внезапно Эта неожиданность открывается в быстром и новом соединении самых обычных слов, что делает фразу Платонова столь же законченной, как и сюжет целого произведения.

К каким художественным средствам изображения прибегает писатель, создавая образ грозы?

Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор.

(Нейтральные, стилистически окрашенные)

Прием изображения грозы, как работы, в которой участвуют все: и молния, и дождь ,и ветер, и рожь, растущая из земли, и сама земля, и небо, – ведет к обильному использованию глаголов в тексте рассказа.

Например, дождь. Какие глаголы используются автором, когда он рисует его действия, его работу? (Сеял, пахал, бил, катал и др.)

Можно выделить целые синонимические ряды, образованные глаголами, художественные действия.

Например, втер рожь склонял, пригибал, пригнетал.

Охарактеризуйте оттенки лексического значения глаголов, входящих в данный синонимический ряд.

Какие из них нейтральны, какие стилистически окрашены?

Гнести – давить тяжестью, жать, сжимать, приводить в подавленное состояние, вызывать тягостное чувство.

Неожиданность смысла в быстром и новом сочетании самых обычных слов.

Пустой – ничем не заполненный.

Дождь вдруг перестал идти, но ветер дул по-прежнему, набравшись силы в пустых местах полей.

неподвижно висели серые облака, опустившие из себя длинные волосы ливня, сдуваемые бурей в пустую сторону.

Приведите примеры необычного звучания, строения фраз, встретившихся вам в тексте.

Проанализируйте с точки зрения синтаксического строения текста отрывок из рассказа «Июльская гроза»:

1. Графически объяснить расстановку знаков препинания.

2. Как связаны предложения в тексте.

3. Что можно сказать о насыщенности синтаксическими конструкциями текста.

IV. Лингвистический эксперимент.

Самое сложное – проникнуть в особенности стиля писателя. Проделанная работа позволяет провести стилистический эксперимент.

Перед вами текст (отрывок рассказа), в скобках – слова, в том чисмле и те, которых в рассказе нет. Ваша задача – выбрать принадлежащие перу писателя. Сравнить с оригиналом.

V. Сообщение результатов исследования.

К каким же выводам, наблюдениям вы пришли в результате нашего исследования? Что вы можете сказать об особенностях языка и стиля А. Платонова?

Язык и стиль тесно связаны с мировоззрением писателя. Сходство

сюжетов, образов ведет к сходству в языке и стиле изображения.

2. Один из примеров построения прозы А. Платонова – контраст. Чаще всего это связано с размышлениями писателя о жизни и смерти.

3. В создании художественных образов самые разные средства изображения: эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры. Как традиционно нейтральные, так и неожиданные.

4. Язык А. Платонова необычен, неожиданен. Новое сочетание самых обычных слов, необычность построения фраз.

5.Насыщенность, необычность языка находит свое отражение ив синтаксической организации текста.

VI. Обсуждение домашнего задания.

Высказывание А. Платонова «Высшее искусство заключается в том, чтобы посредством простейших средств выразить наисложнейшее» поможет выполнить домашнее задание.

Выписать 4-5 предложений с обособленными уточняющими членами предложения. Проанализировать синтаксическую конструкцию этих предложений.

Лингвистическая миниатюра. Озаглавить самим.

Смысл и содержание размышления, выявить оттенки лексического значения слова «работать» в предложениях:

Давайте все трудом работать, и все живые будут. Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти жизнь работает.

Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалившую землю. Сначала молния бросилось вниз далеко за деревней, но там ей было плохо или некуда было ударить, потому что молния подобралась обратно в высоту неба, и оттуда она сразу убила одинокое дерево, что росло посреди сельской улицы.

Но рожь все еще была (тихой, спокойной), ветер сюда (не долетел, не дошел, не добрался), и, может быть, все обойдется, может быть, (темная, злая, страшная) туча (растает, истратится, исчезнет) вся в дальнем месте, и (после нее, затем) откроется ясное прохладное небо.

Наташа приостановилась, послушала, как все было (тихо и спокойно, смирно и сонно) вокруг нее, как (сухо, тихо, неумолчно) (звенели, пели, стрекотали) кузнечики, утихая постепенно, потому что тень и тишина все более (обволакивали, покрывали) землю, землю, и кузнечики (полагали, думали, чувствовали), что наступает ночь, а затем Наташа пошла вперед (потихоньку, не спеша, помаленьку).

Ссылка на основную публикацию