Анализ произведения Катаева Цветик-семицветик

Анализ сказки Цветик-семицветик Катаева

Сказка “Цветик-Семицветик” под авторством В.П.Катаева – это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать желаний ненужных и даже вредных.

Главный персонаж сказки, девочка по имени Женя, волей случая получает волшебную вещь – тот самый Цветик-Семицветик, исполняющий желания. Мудрая бабушка учит девочку им пользоваться, и та немедленно начинает загадывать желания. Первые два желания девочка использует для того, чтобы исправить собственные ошибки: она возвращается домой с вязанкой баранок, которые растеряла по пути и восстанавливает вазу, которую умудрилась разбить сразу по возвращении домой. Вторые четыре желания тоже пропадают впустую: два девочка тратит на необдуманные, высказанные в порыве обиды желания: побывать на Северном Полюсе и присвоить себе все игрушки, какие только есть. Вторые два желания – соответственно, на то, что исправить свои ошибки: вернуться с Северного полюса и вернуть игрушки по местам.

И только потратив шесть желаний из семи, Женя начинает понимать, что делает что-то не то. Вроде бы она и получает то, что просит, но это не приносит ей никакой радости. И только встретив мальчика Витю, увидев, как он страдает от увечья, которое, по его словам, на всю жизнь, и пожалев мальчика, Женя тратит последнее желание на то, чтобы вернуть Вите здоровье.

Играя в салочки, Женя уже с Витей снова встречает мудрую бабушку, которая подводит итог действиям Жени: шесть желаний потрачены впустую, зато седьмое – с пользой. И из лепестка, который был потрачен на желание вернуть Вите здоровье, бабушка помогает ребятам вырастить новый Цветик-Семицветик. При этом ребята действуют вместе: Витя копает ямку, а Женя – сажает опустевший стебелёк. Это сцена – прекрасный пример того, как мальчик и девочка работают вместе для результата, и хороший противовес сцене, где мальчики не пожелали играть с Женей и этим сильно её обидели. И вот ребята идут вместе с новым Цветиком в руках, и можно быть уверенным, что Женя, уже получившая опыт того, как опасно желать всего подряд, потратит эти желания с Витей более мудро…

Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям. Данная сказка замечательно подойдёт для того, чтобы вы могли посмотреть и обсудить её с вашим ребёнком.

2 вариант

Сказка «цветик семи цветик» была написана в 1940 году. Валентин Катаев посвятил историю про девочку с волшебным цветком писателю Борису Левину. После трагического известия о его гибели и появляется замысел произведения. При помощи сказки автор хотел научить маленьких читателей состраданию. И на примерах объяснить: что такое счастье, и к чему может привести жадность.

«Цветик семи цветик»- это история о девочке жене. Она была доброй и весёлой девочкой. но был у неё один недостаток: она любила считать ворон. Однажды Женю отправили в магазин. Попросили купить баранок для всей семьи. Семья состояла из мамы, папы, из самой Жени и младшего братика Павлика. Девочка баранки купила, но по дороге за ней увязалась собака. Она незаметно съела все баранки. Заметив, что баранок больше нет, Женя хотела поймать собаку, но не смогла. Да ещё и заблудилась. Девочка заплакала. Тем временем перед ней появляется старушка-волшебница. Волшебница пожалела Женю. Подарила ей из своего садика необычный цветок. Цветок мог исполнить только семь желаний. Для этого нужно было оторвать лепесток, бросить на землю и произнести волшебные слова. Лепестки были разноцветные. Цвета были как у радуги.

Женя сначала загадывала желания, которые помогли найти выход из сложной ситуации. Как известно, ей нужно было купить баранок, а баранки съела собака. Поэтому, чтобы выполнить поручение, женя просит первый лепесток, доставить её домой с баранками.

Второе желание, связанное с поиском выхода из сложившейся ситуации, было направлено на то, чтобы мама не ругалась и не расстраивалась из-за разбившейся любимой вазы. Девочка при помощи волшебного лепестка её склеила.

Ещё два лепестка Женя тратит на вполне обычные детские капризы. Она обижается сначала на мальчиков, которые не берут её играть. По игре они отправляются в путешествие на северный полюс. Она сердиться, и желает оказаться на северном полюсе по-настоящему.

В другой раз Жене не дали поиграть понравившейся куклой. Она хочет доказать девочкам, что у неё могут быть куклы и получше. Загадывает себе игрушки всего мира.

Эти два желания ни к чему хорошему не привели. На северном полюсе было очень холодно. И её чуть не съел белый медведь. А пожелав игрушки всего мира, девочка потом не знала, куда от них деться. В результате Женя тратит ещё два лепестка на возвращение с северного полюса, а также возвращение игрушек в магазины.

У неё остался один последний лепесток. Женя тщательно обдумывала, как бы его потратить. И вдруг заметила на лавочке мальчика Витю. Она предложила ему поиграть в салочки. Но мальчик был хромым, и не мог играть в подвижные игры. Тогда женя, не задумываясь, при помощи волшебного лепестка, исцеляет Витю. Они начинают весело играть друг с другом.

Сказка написана как притча. Но всё-таки это сказка. В ней есть сказочный зачин и волшебство. Кроме того в произведении используется народный фольклор. Например, заклинание, которое произносится когда нужно исполнить желание, походит на считалочку.

Главная мысль произведения- это умение находить счастье и делить его с другим.

Учит история быть добрым, не жадничать, быть внимательным и не зазнаваться.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Цветик-семицветик Катаева

Популярные сегодня темы

Главным критиком морально – нравственных устоев российской действительности, на все времена, является Н.В.Гоголь. Что он и доказал, написав бессмертную комедию «Ревизор»

В основном, все направления и темы лирика Бальмонта проникнуты романтизмом. И всегда, даже страшные и неприятные вещи, если вдруг они попадаются в его стихах, показаны очень эстетично.

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Роман Ч. Айтматова «Плаха» был опубликован в 1986 году. Главным героем произведения является Авдий Каллистратов. Герой романа рано остался без матери. Его воспитывал отец – священнослужитель.

«Цветик-семицветик» читательский дневник

«Цветик-семицветик» – добрая, поучительная сказка о девочке Жене и волшебном цветке. Помогать другим – большое счастье, и главная героиня поняла это на собственном примере.

Краткое содержание «Цветик-семицветик» для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: Цветик-семицветик

Число страниц: 8. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». Издательство «Искатель». 2018 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Главные герои

Женя – добрая и веселя, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.

Старушка – добрая волшебница.

Витя – добрый, веселый и озорной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.

Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.

Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.

Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.

Читайте также:  Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.

Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.

План пересказа

  • Покупка баранок.
  • Появление наглой собаки.
  • Встреча с доброй старушкой.
  • Волшебный цветок.
  • Первое желание.
  • Разбитая ваза.
  • На северном полюсе.
  • Нашествие игрушек.
  • Знакомство с Витей.
  • Последнее желание.

Главная мысль

По-настоящему счастлив тот, кто способен делится радостью с другими, совершать добрые дела.

Чему учит

Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.

Отзыв

Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного глупой девочкой, которая так бессмысленно тратила лепестки, она все же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.

Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.

Пословицы

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброму человеку помощь не убыток.
  • От доброго дерева добрый и плод.

Что понравилось

Понравилось, что на пути Жени попалась такая добрая, внимательная старушка-волшебница, которая помогла понять девочке, как важно думать о других и совершать добрые поступки.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 48.

Анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Ольга Каваленя
Анализ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Пр. с. : подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки;

Упражнять в подборе синонимов, развивать связную речь, умение замечать изобразительно-выразительные средства;

Оборудование: лента с нарисованными кадрами, мяч.

Предварительная работа:во время свободной деятельности: чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», «раскадровка» сказки, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, чтение в детской энциклопедии о северном полюсе и полярниках;

На занятиях: рисование цветика-семицветика и главной героини.

Ход занятия.

-Ребята, наверное, у каждого из вас есть заветное желание. Давайте загадаем свои желания, сделаем глубокий вдох и быстро-быстро произнесем волшебные слова. Представьте, что у вас на ладошках лепестки, сделайте вдох и подуйте на лепестки тихо, а теперь сделайте вдох и подуйте на лепестки сильно.

. 1. – Вспомните название сказки, в которой лепестки исполняли желания?

– Чем похожа эта сказка на рассказ?

– что сказочного в этой истории? Почему мы говорим, что эта сказка?

– кто главный герой сказки?

2. Краткий пересказ.

– Давайте вспомним, что произошло с девочкой Женей. (Дети констатируют все события).

3. Анализ поступков и целей.

А)- Что хорошее в 1-м кадре? Почему?

-Что плохое? Почему?

Б) Расскажите поподробнее, что произошло с девочкой во втором кадре?

– Что здесь хорошее?

-Вспомните, как сказал автор о Жене, что она делала, идя, домой? (Считала ворон).

– Объясните это выражение.

Игра «Скажи по-другому»

Дети стоят в кругу, воспитатель называет фразеологизм, а дети подбирают синоним. (Бок о бок, чесать языком, вешать нос, водить за нос, спустя рукава, несолоно хлебавши, заячья душа, в поте лица).

В) – Что плохое произошло в 3-м кадре?

– Почему Женя решила «спасти» мамину любимую вазу?

– Какая девочка здесь?

Г) А 5-й кадр мы попробуем показать. Все дети полярники и выбирается девочка Женя.

– Что хорошее в этом кадре?

Д) – Что хорошее в 6-м кадре?

– Интересно, что подумали медведи, увидев Женю?

– Как можно было загадать желание, чтобы оно принесло пользу?

Станьте свободно на коврике и покажите, как Женя тряслась от холода, а теперь, как она испугалась медведей. А сейчас покажите, как Женя боится и трясется от холода.

Ж) – Что случилось с Женей в 9-м кадре?

– Почему к девочке шло много игрушек?

– это хорошо? Почему?

– Почему это плохо?

– Как можно изменить это желание, чтобы оно стало добрым?

З) – Что делает Женя здесь? (10 кадр)

– Это хорошо? Почему?

– Это плохо? Почему?

Е) – Как Женя поступила с последним лепестком?

– Это хорошо? Почему?

– Это плохо? Почему?

– Какое число часто встречается в сказке? (7)

– А какую пословицу вы знаете с этим числом? (Семь раз отмерь, один отрежь).

– Как вы думаете, подходит эта пословица к поведению Жени? Почему?

– Чему учит эта сказка?

– Я надеясь, что вы запомните эту сказку и пословицу и прежде, чем что-либо сделать, хорошо подумаете.

Цветик-семицветик. Украшение для группы к Празднику Весны! И вот, наконец-то, наступила долгожданная Весна. Зима закончилась, но свои права сдавать не хочет.

Конспект непосредственной образовательной деятельности Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик — семицветик» Конспект непосредственной образовательной деятельности Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» Направление: Познавательно.

Конспект НОД. «Цветик-семицветик» Образовательные задачи: закрепить знание детей о сказке «Цветик-семицветик», познакомить детей с основными цветами, научить смешивать краски,.

Конспект НОД «Цветик-семицветик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василёк» с. Кистендей Аркадакского района Саратовской области.

Конспект занятия «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути нас ждут разные приключения, поэтому надо знать свои ориентиры, чтобы вернуться.

Конспект занятия в средней группе. Художественная литература В. Катаева «Цветик — семицветик». Цель: 1)Воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения. Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызывать.

Конспет занятия по ФЭМП с использованием сказки «Цветик-семицветик» Конспект по ФЭМП с использованием сказки: «Цветик-семицветик» Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений.

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Сказки и рассказы В. Катаева» Цель: Активизировать отдых детей, доставить радость. Задачи: Закреплять у детей двигательные умения в условиях эмоционального общения со.

Театрализованный спектакль по мотивам одноименной сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» Спектакль по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик» Действующие лица: Девочка Женя, Фея, мама (голос за сценой, мальчик 1, мальчик.

Тренинг для родителей «Цветик-семицветик» Цель тренинга : ” формирование навыков общения у детей со взрослыми,у взрых с детьми; актуализация потребностей в детско – родительсмких.

«Цветик-семицветик» – сказка В.П. Катаева для читательского дневника

Текст был написан в 1940 году, но до сих пор интересен детям и взрослым, так как в нем содержится поучительная история, актуальная для людей всех поколений.

Герои и начало повествования

Сказка Катаева небольшая по объему, героев в ней всего три: девочка Женя, добрая старушка и больной мальчик Витя. Их характеристика:

  1. Женя — девочка добрая, но немного бестолковая, неорганизованная.
  2. Старушка — волшебница, которая преподнесла ценный дар.
  3. Образ мальчика не раскрыт, персонаж введен в текст для того, чтобы Женя, наконец, смогла понять ценность добрых поступков.

Краткое содержание для читательского дневника «Цветика-семицветика» следует начать с завязки. Главная героиня, Женя, очень положительная девочка, отправилась в булочную, чтобы, по просьбе матери, принести связку баранок. Увы, с заданием она не справилась.

Мечтательный ребенок зазевался и не заметил, как увязавшаяся собака одну за другой съела всю выпечку. Обернулась Женя лишь тогда, когда бродячий пес доедал последнюю баранку — в розовой глазури, купленную специально для младшего брата Павлика.

Девочка попыталась догнать «воровку», но собака сбежала. А Женя, к своему ужасу, поняла, что потерялась и не знает дороги домой. Она расплакалась.

Начало исполнения желаний

Краткий пересказ «Цветика-семицветика» нужно продолжить описанием сцены встречи со старушкой. Она пожалела несчастную девочку и подарила той необычный подарок — уникальный волшебный цветок, способный исполнять желания. Нужно было только оторвать один из лепестков, произнести волшебные слова и загадать желание. Первым делом девочка пожелала оказаться дома с целой связкой баранок, что и было исполнено магическим растением.

Читайте также:  Почему Родион Раскольников убил старуху-процентщицу

На цветке осталось еще шесть лепестков, но сможет ли обычная девочка грамотно ими распорядиться?

Попав домой, она очень обрадовалась и решила поставить столь полезный цветок в подходящую вазу — красивую и дорогую, любимую мамину. Однако и тут невнимательность девочки сыграла с ней злую шутку. Засмотревшись на ворон, она случайно разбила ценную вещь. Услышав строгий голос матери, Женя побыстрее оторвала еще один лепесток и почитала заклинание.

Дорогая ваза была спасена, пришедшая мама не заметила ничего подозрительного, но отправила дочь во двор.

Использование цветка

Далее на страницах книги начинают происходить удивительные события. В песочнице во дворе ребята играли в «северный полюс», но Женю не позвали, поскольку «девчонкам на севере не место». Обидевшись, она решила вновь обратиться к волшебному цветку и действительно побывать в Арктике.

Не подумала школьница о том, что ее летнее платье — отнюдь не лучшая одежда для минусовой температуры. Попав на север, она быстро замерзла и, потратив еще один лепесток, вернулась в родной двор.

Конечно, мальчишки, увлеченные игрой, не поверили ее рассказу. Обиженная Женя решила пообщаться с девочками. Но и тут ее ждала неудача — никто не захотел поделиться с ней игрушками.

Главная героиня произведения не стала расстраиваться. Она уже привыкла к тому, что все ее желания исполняются. Поэтому девочка захотела, чтобы все игрушки в мире стали принадлежать ей. Магический семицветик исполнил задуманное. Сначала большое количество игрушек порадовало Женю.

Но их становилось все больше и больше. Говорящие куклы и плюшевые звери заполнили собой весь город. Школьница в страхе оторвала еще один лепесток и все игрушки исчезли.

Принесенная польза

Девочка поняла, что потратила почти все лепестки на непродуманные желания, но ничего хорошего не получила. Своей последней попыткой она решила распорядиться с умом.

Прогуливаясь по двору и пытаясь придумать, чего бы пожелать, Женя встречает мальчика, сидящего на скамейке. Это Витя. К сожалению, он не может принять участие в обычных детских забавах и побегать вместе с главной героиней рассказа. Мальчик хромает, поэтому вынужден носить уродливый башмак.

Женя, как и положено доброй девочке, решает помочь ему. Она срывает последний лепесток и просит, чтобы Витя стал здоровым.

Главная мысль «Цветика-семицветика» в том, что истинное удовольствие можно получить лишь в том случае, если подумать о других. Все желания Жени не приносили ей никакой радости, девочка была вынуждена отменять их только потому, что они были эгоистичными. Когда же она захотела принести пользу другому человеку, то все получилось. Магический цветок исполнил задуманное, мальчик поправился.

Вот чему учит небольшой по объему рассказ, читать который лучше всего в полном изложении:

  1. Быть добрее к людям и помогать тем, кому это нужно.
  2. Не допускать жадности и эгоизма, ни к чему хорошему эти качества не приведут.

Вот сколько уроков дает школьнику крохотный текст, относящийся к жанру сказочного рассказа. Основной смысл в том, что только то желание, которое было загадано для другого, в конечном счете принесло не только пользу, но и радость. Именно так можно сформулировать главную мысль «Цветика-семицветика» для читательского дневника.

Подходящая к содержанию пословица — «Семь раз отмерь — один отрежь».

Отзывы читателей

Мнения читателей о произведении помогут разобраться, были ли поняты уроки Катаева.

Девочка Женя очень понравилась, несмотря на то, что она несколько несобранная. Она показана доброй и великодушной, ведь самое последнее и ценное желание она решила подарить мальчику, которого видела в первый раз в жизни. Читатель не знает, каков Витя, может быть, что это вовсе и не положительный герой. Но при анализе важно другое — этот поступок характеризует героиню с лучшей стороны.

В классе на уроках литературы я познакомился со сказкой «Цветик-семицветик». Кажется, что основная мысль, которую хотел донести до читателей автор, состоит в том, что добро всегда вернется добром. Эгоистичные желания, которые загадывала Женя, не подарили ей радости, последующими она была вынуждена отменять их.

Нельзя осуждать девочку за то, что она бездумно растратила волшебные лепестки — ее наивность и непосредственность пленяют, поэтому некоторая бестолковость забывается. Женя — обычная школьница, которая просто хотела выполнить поручение матери, поиграть со сверстниками, стать владелицей игрушек. Она лишена подлости, злости. Это очень добрый положительный человек, который попросту оказался неготовым к общению с магией.

Аннотация к сказке Катаева меня очень заинтересовала, и сам текст я читала полностью, несмотря на то, что в книге не было картинок. Было интересно узнать, чем все закончится. Как мне кажется, мораль можно сформулировать так: любое желание утрачивает свою ценность, если загадано из недобрых побуждений.

Первое, что пожелала Женя — оказаться дома с баранками. Это довольно полезное пожелание помогло девочке исправить допущенные ошибки — вернуть съеденные баранки и попасть домой. Оно полезно. Второе желание — спасти мамину вазу — тоже полезное, ведь дочь избавила мать от переживаний. Наконец, последнее, что загадала Женя — вернуть Вите возможность нормально ходить. Оно было самое бескорыстное, а потому — самое лучшее. Тема сказки — надо обязательно помогать другим.

Слово педагога

Автор: Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №46”
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: Конспект занятия по чтению художественной литературы
Тема: “Чтение сказки В.Катаева “Цветик – семицветик”
Дата публикации: 21.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по чтению художественной литературы

«Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик»

Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности.

– продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения,

– формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные

слова и выражения (Образовательная область «Чтение художественной литературы»)

– побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по

заданной теме (Образовательная область «Коммуникация»)

– формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к

героине сказки (Образовательная область «Коммуникация»)

– развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку) (Образовательная

– развивать любознательность, память и мышление (Образовательная область

-воспитывать познавательную активность

( Образовательная область «Социализация»)

модель волшебного цветка

портрет В. Катаева

иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»

В.: Ребята, отгадайте загадку.

Есть у радости подруга,

В виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратится

Грусть, тоска ее боится

В.: Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем занятие.

В.: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась –

путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.

А для того, чтобы нам отправиться в это путешествие нужно сказать волшебные

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели!

– Вам знакомы эти слова?

-Кто говорил эти волшебные слова? (девочка Женя)

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (о сказке «Цветик – семицветик»)

В.: Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но

и волшебный, который исполняет желания. Мы знаем много разных сказок . хорошо

знаем сказку о Буратино-этот герой, шалун и озорник, обрел всенародную

известность. Также хорошо знаем сказку «Муха-Цокотуха» и многие другие сказки

В.: Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей: бедного или

ловкого солдата. Какие бытовые сказки вы знаете?

В.:Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг

другу в гости и даже учиться в школе. Какие сказки о животных вам известны? Есть

сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. А

какие волшебные сказки вам известны?

Читайте также:  Образ и характеристика Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого

В.: Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-

В.: Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда

несет собой мудрую мысль. А какую мысль хочет донести до читателя Валентин

Петрович Катаев мы узнаем после того как прочитаем сказку.

(В. Катаев, показ портрета писателя)

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

(дети садятся на стульчики)

Чтение сказки «Цветик-семицветик»

Беседа о прочитанном

– Ребята, вам понравилась эта сказка?

-Какая эта сказка? (Волшебная)

-Почему вы так думаете? (В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все,

что желает Женя и происходят чудеса).

-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)

-Какие свои желания исполняла Женя? (ответы детей)

-Какие Женины желания показались вам важными?

-Объясните, почему вы так думаете?

(Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у

которого больные ноги.)

-А понравился ли ей мальчик? Ей стало жаль мальчика? Почему?

(Да. Она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть.

Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя

впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)

-Какие волшебные слова произносила Женя, чтоб исполнялось желание?

-Представьте себя, на месте Жени, какие бы вы желания загадали?

Работа с моделью волшебного цветка .

– Молодцы ребята, сказку вы знаете. У меня для вас тоже есть цветик -семицветик.

(Показываю стебель с недостающими лепестками).

В.: Ой, а что с ним произошло, как вы думаете?

-Каких лепестков не хватает? (желтого, красного , синего, зеленого)

-Куда исчезли лепестки? (ответы детей: исполняли желания Жени)

( на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)

Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.

КрасныйВели, чтобы я была дома с баранками!

Фиолетовый– Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

ОранжевыйВели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

ЗеленыйВели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

Желтый – Вели, чтоб все игрушки стали мои!

Синий – Вели, чтоб все игрушки вернулись в магазин!

Розовый – Вели, чтоб Витя был здоров!

В.: Вот и закончились наши удивительные приключения!

– Давайте вспомним кто написал эту сказку?

– Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы

-Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на

волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)

Этот цветок останется в нашей группе и первая загадаю желание. Я желаю вам

быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику

– семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.

Эзотерический смысл сказки «Цветик семицветик»

Я вновь приветствую всех, кто интересуется тайным смыслом сказок. Сегодня предлагаю поразмышлять над смыслом сказки В.Катаева «Цветик семицветик».

Сакральное значение цифры семь

Все мы помним со школьной скамьи: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Я не знаю кто придумал эту считалочку, но с ней уже много поколений школьников очень легко запоминают расположение всех цветов радуги.

Мы знаем из книги Бытия 9; 12-15 о завете Бога с человеком: о радуге, имеющей 7 цветов от красного (наиболее грубая частота) до фиолетового (самый высокочастотный цвет).

Цифра семь имеет тайное (сакральное) значение: к семи годам у ребенка формируется физическое тело, к 14 (7+7) годам формируется астральное (чувственное) тело, к 21 (7+7+7) году формируется ментальное тело (тело разума), к 28 (7+7+7+7) годам формируется эфирное (энергетическое) тело и далее к концу каждой семилетки у человека происходят какие-либо значимые события жизни. (Л.Г.Пучко «Биолокация для всех»).

Наши чувства

Само наше чувственно – эмоциональное тело тоже развивается постепенно, состоит как бы из семи ступенек. Самые низшие три ступеньки составляют так называемые инстинкты. Это чувства – естественные потребности человека, которые дают нам возможность выжить в физическом мире, они же есть и у животных и частично у растений: пить, есть, спать, рождать себе подобных.

Вибрации – ощущения этих чувств в нас имеют самые грубые частоты: красный цвет, оранжевый и желтый. Задача человека и человечества перейти от инстинктов – безсознательных действий к осознанному поведению в этом мире.

Женина беда

Девочка Женя купила баранки для всей семьи и несла их домой, беспечно считая ворон. И детство каждого человека и детство человеческой цивилизации проходят одинаково: какие либо негативные ситуации нас обучают быть внимательными, наблюдательными. Шедшая по улице голодная собака унюхала запах баранок, шла сзади и спокойно их съедала. Женя спохватилась, когда собака доедала последнюю баранку.


Душа ребенка еще не научилась быть бдительной. Первое чувство, которое возникло у Жени при обнаружении пропажи баранок – гнев на собаку и страх перед семьей. Женя опечалилась. Эта эмоция уже только человеческая. Высшие силы, которые создали этот мир и нас, не оставляют нас наедине с возникшими проблемами – посылают нам помощь.

Неожиданная помощь

Женя неожиданно оказалась в каком то саду и старушка, ухаживающая за садом, дала девочке волшебный цветок с семью лепестками.

Творец – Отец небесный, заложил в нас потенциально самое высокое чувство – Любовь! Любовь самое сильное чувство во Вселенной, но наши души еще не умеют любить. Мы этому учимся. Первое, что сделала Женя, владея цветком, вернулась домой, то есть к осознанию себя индивидуальностью. Далее мы постепенно проходя через ошибки, осознавая их, исправляя, строим внутри себя личность.

Женя разбила мамину вазу и, чтоб мама не ругала – страх перед наказанием, с помощью волшебного цветочка восстановила целостность вазы. Страх перед наказанием движет многими нашими поступками. Души на низких ступенях развития руководствуются в основном страхом быть наказанными за провинность. Так человек учится понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

Быть или казаться?

Мы очень медленно создаем внутри себя личность. Вначале ищем кумиров для подражания. Мальчишки во дворе играли в папанинцев. Но папанинцы были герои, а мальчики лишь ими казались. Быть или казаться? Женя захотела испытать ощущения папанинцев и чуть не погибла на северном полюсе. Вовремя успела оторвать очередной лепесточек. Господь не попускает нам испытания выше наших сил, Он, с помощью ангелов хранителей, бережно ведет нас по ступенечкам познания – развития нашей души.

Жене скучно и одиноко. Хочется дружить с девочками, но у них много разных дорогостоящих игрушек. У Жени не было таких игрушек. Девочки с презрением отнеслись к ней. В таких ситуациях нам хочется иметь то, что имеют более состоятельные люди, чтобы быть равными с ними и мы прилагаем все усилия к накоплению богатств. Женя пожелала иметь все игрушки мира. Обладание ими не принесло ей радости. Она вернула игрушки на место. Остался один лепесточек.

В чем же радость жизни?

Девочка не тратит его бездумно, она размышляет: чего же ей действительно хочется? Может купить вкусности или хорошую вещь, или сходить в цирк? Все ей кажется каким то банальным, дающим радость на одну минуту.

Женя увидела мальчика, сидящего на скамейке. Мальчик ей понравился. Выяснилось, что он болен и не может с ней играть. Женечка с огромной радостью, уже не раздумывая, тут же оторвала последний лепесток – фиолетовый, и у мальчика выздоровела ножка. Они стали играть в догонялки, радоваться общению друг с другом! Они оба приобрели самое дорогое – радость общения! Господь говорит в таких случаях: «это Я вас нашел друг для друга, потому что вы были готовы к этой встрече»!

Вот так взрослеют и развиваются наши души и души всей человеческой цивилизации и на такой фазе общения – осознания исчезнут распри между людьми и войны между народами! Мы учимся осознанно отрывать лепестки своей жизни!

Я так поняла смысловое содержание этой сказки. А ваше мнение?

Ссылка на основную публикацию