Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы.) – М. Шолохов, «Наука ненависти»

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М. Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

– лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние – всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…»

Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова. Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы. Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…»

– не люди, а осатаневшие от крови изуверы. Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

– не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…»

мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт. «Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

– один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны. Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

Конспект урока по литературе в 8 классе “Человек на войне” по рассказу М.А. Шолохова “Наука ненависти”
план-конспект урока (8 класс) на тему

Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа; уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний; знать форму, жанры, детали в художественном произведении и их роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 8 класс

Тема: « Человек на войне по рассказу М. Шолохова

Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа.

уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний.

знать форму, жанры, детали в художественном произведении и их роль.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы урока. ( Тема нашего урока: « Человек на войне в рассказе М. Шолохова «Наука ненависти»)

Мотивация: Совсем недавно наша страна отметила … годовщину со Дня Победы советского народа над фашистской Германией.

_ Как вы думаете: Почему этот праздник называется общенациональным, праздником всего народа?

Тема войны – одна из ведущих тем литературы.

Человек на войне – одна из самых злободневных, актуальных тем. К сожалению, не одно поколение российских граждан после ВО войны не обошлось без войн. Ветераны Во войны, а их дети принимали участие в Афганской войне, дети участников афганской войны принимали участие в Чеченской войне.

Отсюда в мировой литературе, в том числе и русской литературе, отводится большая роль произведениям о В.О. войне. Вот и рассказ М. Шолохова подробно раскрывает образ человека на войне. Какие произведения о человеке на войне вы знаете? (Твардовский « Василий Тёркин») и др.

– В каком жанре, форме написано это произведение?

– Какие основные черты характера подчёркивает автор у своего героя?

– Вспомните, в каком году, когда вышла поэма? В этом же году, 22 .06. 1943 года печатается рассказ М. Шолохова. Это была годовщина войны. (Рассказываем об отступлении советских войск в этот период).

Литература в то время стала основным оружием против фашизма. М. Шолохов с первых дней войны в строю, рядом с солдатами. Специальный корреспондент газет « Правда», « Красная звезда» Солдаты отзывались о нём так: Душа у него солдатская понимаешь? Он вот по окопам, как ты запросто. Эх, тебе милый , не понять. большой он человек, потому и простой…

М. Шолохов о войне говорил такие слова: « И если любовь к Родине у нас хранится в сердцах и будет хранится до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам мы носим на кончиках штыков»

Именно в этот трудный переломный момент создаётся рассказ М. Шолохова.

-Какое отношение у солдат было к рассказу? ( Трепетное)

– Как вы думаете, почему автор описывает дуб в начале и в конце рассказа? ( Чтение описания дуба)

4. Выборочное чтение текста

– Какие действия немцев на нашей земле вызывали ненависть, суровое отношение наших солдат к фашистам.

– Что такое плен, по словам, Герасимова?

-Расскажите о пребывании в плену Герасимова.

– Какая мысль ни на минуту не покидала Герасимова в плену?

-Что помогло выжить лейтенанту?

Вернёмся к описанию дуба.

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание . Опишите качества характера лейтенанта Герасимова в плену.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов.

План- конспект урока по литературе” Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева”Бежин луг”.

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе.

урок содержит конспект, презентацию.

Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС.

О рассказе М. А. Шолохова «Наука ненависти»: звонит колокол … Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвиненко Нинель Анисимовна

В центре рассказа «Наука ненависти » М.А. Шолохова трагедия рождения великой ненависти из великой любви к родине, дому, родной земле, культуре судьба человека на войне , психологический и трагический подтекст войны .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Литвиненко Нинель Анисимовна

The story of M. Sholokhov :The science of hatred analyses the tragedy of born great hatred from great love-to motherland? home, native land, culture human”s destiny at war , psychological and tragic implications of war .

Текст научной работы на тему «О рассказе М. А. Шолохова «Наука ненависти»: звонит колокол …»

О РАССКАЗЕ М.А. ШОЛОХОВА «НАУКА НЕНАВИСТИ»: ЗВОНИТ КОЛОКОЛ .

В центре рассказа «Наука ненависти» М.А. Шолохова – трагедия рождения великой ненависти из великой любви к родине, дому, родной земле, культуре; судьба человека на войне, психологический и трагический подтекст войны.

Ключевые слова: любовь, ненависть, природа, война, человек, смерть, жизнь.

Рассказ был написан в 1942 г., когда писатель работал военным корреспондентом, и это определяет многие особенности проблематики и повествования. В основе произведения – беседа корреспондента, писателя с лейтенантом Герасимовым, побывавшим в плену и рассказывающим историю своей жизни.

Четкая композиция способствует реализации замысла: для писателя важно показать эволюцию героя от нормально-доброго отношения к жизни, и даже врагу, – к ненависти. Писатель высказывает свою позицию устами повествователя, так что личный опыт героя приобретает решающее оценочное значение в интерпретации и нравственной оценке событий.

Шолохов начинает рассказ с важнейшей, сквозной темы своего творчества, в разработке которой он непревзойденный мастер, – темы природы, изображения природы как метафоры жизни и судьбы. «На войне деревья, как и люди, имеют свою судьбу. Я видел огромный участок леса, срезанный нашей батареей». Уходящее корнями в фольклор сближение человека и природы соотнесено с темой жизни и смерти. Природа становится метафорой и символом жизни – умирающего, искалеченного, могучего и прекрасного, нежного и трепетного мира, частицей которого является человек. Тщательно и конкретно описанная судьба деревьев – дуба или березы, раны, нанесенные войной, -не только вражеской, но и нашей артиллерией, тянущиеся к жизни и солнцу листья, зачинают тему войны как катастрофы, как страшного преступления: «Смерть величественно и безмолвно властвовала на этой поляне» [1, 9]. Шолохов еще не пишет о врагах, не пишет о гитлеровских солдатах, не пишет о судьбе тех, кто попал в плен или сражается, но о войне как таковой, она отождествлена со смертью, он выносит ей приговор от лица природы, от лица жизни.

Архетип природы, к которому обращается писатель, создает эпический масштаб обобщения, включает рассказ Шолохова в традицию антивоенной европейской прозы, корни которой восходят к древнему эпосу. Однако в центре рассказа другая тема – тема человека на войне. И потому так важна в этом экспозиционном фрагменте лирически окрашенная реплика красноармейца: «Как же ты тут уцелела, милая?» [1, 9], обращенная к березе. Уже на первой странице текста сквозь трагедию просвечивает не утраченная и не растраченная на войне нежность, которую способен испытывать человек, несмотря на пройденные страшные испытания.

Шолохов стремится к достоверности и потому во второй экспозиции вводит героя-рассказчика как реально существующее лицо. Писатель не ставит целью создать индивидуально неповторимый образ, он очерчивает контур-портрет, основные, наблюдаемые им черты облика и поведения лейтенанта Герасимова, поскольку корневое, сущностное, свойственное народу для автора важнее, чем неповторимо личное. В этом облике есть характерная для докумен-талистской прозы некая жизненная незавершенность, как будто автору не все известно о его герое, он не стремится проникнуть в его душу, а подчеркивает в его облике наиболее ярко и концентрированно выраженное. И это не спокойствие, не бесстрастие и даже не жест, «красноречиво передающий безмолвное горе или глубокое и тягос-

тное раздумье» [1, 10], но «пристально устремленные вперед глаза», которые вдруг «вспыхнули такой неугасимой, лютой ненавистью» [1, 10]. Шолохов выделяет эту портретную деталь, как и «резкий лающий голос» команды, отданной красноармейцу, сопровождающему пленных, так как эти детали обнаруживают трагедию судьбы лейтенанта Герасимова, трагическую доминанту образа героя.

История, рассказанная лейтенантом, начинается не с плена. Писатель знакомит нас с обычной, ничем не примечательной биографией героя: работа, семья, дети, проводы на войну. Напутствия герою выдержаны в духе времени: «. Жизнь отдай, а чтобы победа была нашей» [1, 12], – говорит жена, а отец, в традициях старого Болконского напоминает сыну о чести рода: «Смотри. Фамилия Герасимовых – это не простая фамилия. и должен ты врага бить крепко» [1, 12]. Не следует усматривать недостаток в использовании штампов: люди в ту эпоху мыслили ими, но, чувствуя возможность упрека, Шолохов сам устами героя говорит о жене с оттенком иронии, как об агитаторе, вводит – как будто парадоксально, по контрасту – эмоциональное, почти со слезами, пожелание секретаря райкома партии «бить гадов». Но еще важнее в теме проводов выводящая за пределы риторической традиции просьба-реплика провожающей жены – не простудиться. Шолохов включает в мотив проводов героя теплые ноты человечности, они важны в контексте тех процессов обесчеловечивания, науки ненависти, которые диктует война.

Вводя тему участия героя в войне, Шолохов предваряет ее размышлениями лейтенанта о Германии, «умных руках», которые собирали машины, о немецких писателях, книги которых он любил, о трудолюбивом и талантливом немецком народе [1, 13]. Но это стремление к объективности корректируется пониманием чудовищности гитлеровского режима. Прием контраста важен для писателя и тогда, когда он описывает сочувствие, которое проявляли русские солдаты к немецким военнопленным. Все эти сцены и зарисовки важны как преамбула к основным событиям, испытаниям, выпавшим на долю героя. Наука ненависти вырастает из описания личного опыта героя, это та школа воспитания чувств, которую проходит читатель вместе с шолоховским героем.

Центральная в сюжете сцена, обладающая символической функцией, но не очищения, а энергии страшного вызревающего в душе воздаяния, кощунственно доверенного не богу, а человеку, сцена изнасилованной девочки-подростка; на фоне множества других

преступлений она предстает как чудовищное попрание законов жизни, разрушающих традиционные представления о человеке и человечности. Как значимая деталь выделен учебник по физической географии, по которому училась и дочь героя. Название этого учебника «исступленно шептал» герой. В условиях Отечественной войны Шолохов пишет не о слезе ребенка, а о чудовищном поругании, сродни тому, которое изображал Достоевский, но оно вызывает не скорбную констатацию испорченности человеческой природы – «твари дрожащей», а чувство ненависти к врагу и понимание: «мы озверели, насмотревшись на все, что творили фашисты, да иначе и быть не могло» [1, 15]. Шолохов исследует механизм возникновения того нравственного сдвига, который лежит в основе даже справедливой войны, порождающей психологию, воплощенную в симоновском стихотворении-заклинании «Убей!».

Теме плена предшествует описание «хорошей» земли, «чудесной» природы на Украине, боли и стыда, пережитых при отступлении, но это все подступы к главной сюжетной коллизии – испытанию пленом, испытаниях в плену.

Лежащий на поле боя Болконский видел плывущие облака, лежащий на поле сражения Герасимов слышит топот «их ног», тоже остраненно – «как в хорошем кино» [1, 17]. «”Вот и смерть”, – подумал я. О чем я еще подумал в этот момент? Если вам это для будущего романа, – говорит герой, – так напишите что-нибудь от себя, а я тогда ничего не успел подумать» [1, 17]. Шолохов подчеркивает жизненно-документальную основу своего рассказа: его герой не книжный, не лирик, не интеллектуал, он не рядится ни в траурные, ни в героические одежды, и Шолохов, изображая его, ничего не придумывает, не додумывает за своего героя, не наделяет его собственными мыслями и взглядом.

Следующий этап развития сюжета вводит героя в пограничную ситуацию, разделившую его жизнь на две части: до плена и теперь, в плену. Плен, имевший в ту пору трагические последствия при любом исходе, не связан с виной героя. Он приходит в сознание, будучи ранен и без оружия, с готовностью умереть, – но с еще большим стремлением выжить.

Героическое предстает как природное нравственное свойство героя – он «не хотел, не мог умереть лежа» [1, 17]. Это способ противостояния, в нем сила характера, жажда жизни, человеческое достоинство, ненависть к врагу. Шолохов не раскрывает смыслы, заложенные в этом акте поведения, он использует разнообразные

глаголы, описывающие действия героя: встал, стоял, стоял и качался, боялся, упал, встал, шел, шел, ноги шли, шел и думал. Эти действия не громко-патриотические, не эффектно-демонстрационные, но обычные. Такова специфика героического у Шолохова в этом рассказе – оно в подтексте, в оболочке обыденного. Предмет гордости – и знак времени – утаенный партбилет. Причина радости героя может быть не вполне понятна современному читателю, но в советское время партбилет был знаком верности Родине, несовершенного предательства, давал надежду на достойное возвращение к своим. Это первая победа героя над смертью, но чреда испытаний, выпавших на его долю, в рассказе будет весьма долгой.

Повествование от лица «я» сменяется повествованием от лица «мы» – коллективного героя, так как судьба лейтенанта Герасимова осознается им как воплощение общей судьбы. В этом потоке трагических событий мелькают отдельные судьбы отставших, расстрелянных, чудовищная пытка жаждой, коричневая жижа, которую пили, трупы лошадей, которые ели, пленные, раздавленные гусеницами танков, беспомощный врач, задыхающиеся от зловония раненые, с кишащими червями ранами, – и смеющиеся враги, чудовищные издевательства и унижения, через которое прошли люди. Шолохов не судит пленных по сталинским законам, он вступается за них, реабилитирует, пишет о героизме одного, который становится символом общей судьбы.

Весь комплекс ощущений героя свидетельствует о чувстве собственного достоинства, внутренней силе. И как лейтмотив, как некий трагический знак непокоренного – избиения, постоянно повторяющиеся избиения, порождающие жажду мести, ненависть, которые останутся с героем навсегда.

Особая страница испытаний связана с издевательствами охранников. Шолохов рисует вырождение великой нации, умного и талантливого народа в условиях фашизма, войны, господства расовой теории, позволявшей «русских свиней расстреливать беспощадно» [1, 23]. Обвинительным актом становится судьба военнопленных. Писатель устами героя излагает, как будто только факты, но факты эти сами по себе чудовищны, они определяют ход размышлений героя и его неистребимое желание бежать.

Лейтенант Герасимов – «потомственный рабочий», человек обыкновенный и в то же время исключительный. Писатель создает характер по принципу концентрации доминантного признака. Его герой не вспоминает в плену о доме, жене, нет свидетельств

о том, как он общался со своими сотоварищами по плену. Все это вторично, не важно для самого героя, тогда надо было бежать из плена, и вся его внутренняя сила сопротивления и жажда жизни сосредоточились на достижении этой цели. Шолохов концентрирует изображение героя на одной черте его характера, стягивая в ней весь комплекс свойств как выражения и проявления судьбы.

Пленные показаны не только как жертвы, но и как воплощение коллективного патриотического начала – орудийный гул наступающих «наших» вызывает слезы, «горячий шепот и подавленные рыдания» [1, 24] – и у героя и у массы военнопленных. Этот эпизод с пением «Интернационала» вводит кульминационный мотив – невозможности сломить «наш дух» – и «никогда не сломят» [1, 24] – как обобщение судьбы лейтенанта Герасимова, как утверждение его и писателя веры в свой народ. Симметрично сцене жалости русских людей к немецким военнопленным в конце рассказа возникает сцена помощи женщин и детишек своим, попавшим в плен солдатам, формируется образ единого бесстрашного народа, ставшего жертвой насилия. Старшина Гончар, расстрелянный за мерзлую картофелину, которая объявлена собственностью германского государства, как и большая вареная картофелина, доставшаяся герою рассказа, все это симметрично расставленные писателем знаки приговора кровавому фашистскому оккупационному режиму. Детали и микросцены играют в этом решающую роль. Шолохов следует общеэстетическим установкам социалистического реализма, но они не вступают в противоречие с материалом.

Бегство, описанное героем, партизаны, партбилет – все это не составляет центра сюжета, поскольку завершает пройденный в плену путь, завершает трактовку экзистенциальной темы как торжества над врагом, над всеми перипетиями судьбы. Бегство, партизаны, партбилет – традиционные знаки – здесь – счастливой развязки – и как следствие, как итог – почти сотня убитых немцев. В начале рассказа, характеризуя героя, один из бойцов говорит: «Всякие виды мне приходилось видывать, но как он орудует штыком и прикладом, знаете ли, – это страшно» [1, 11]. В этом ряду и деталь «резкий, лающий голос команды», которую отдает лейтенант. Писатель не договаривает, но дает понять читателю: за победу над судьбой пришлось заплатить не только страданиями, но и психическим сдвигом, частичным разрушением тех добрых и гуманных начал, которые некогда определяли жизнь героя.

Шолохов выстраивает «Науку ненависти» как рассказ о воспитании, которое не совместимо ни с одной из сложившихся в европейской традиции гуманистических школ. Из своих испытаний Герасимов вынес ненависть, то, что он сам осознает как «озверение», но и как неизбежное зло, единственно возможный выход, как путь к освобождению от насильников и варваров, которые стремились поработить Россию.

В рассказе Шолохова нет ни одного упоминания о Сталине, ни одной «громкой» фразы, единственный риторический элемент связан с пением «Интернационала» пленными, услышавшими гул родных орудий.

Рассказ Шолохова соотносим с «Непокоренными» Б. Горбатова, «Повестью о настоящем человеке» Б. Полевого, но новые эпохи создают новые историко-культурные контексты, и в наше время он может быть соотнесен с лагерной прозой, поскольку рисует на военнофашистском материале процесс выживания, сохранения личностного достоинства в условиях тоталитарного режима. В этом к Шолохову ближе автор «Одного дня Ивана Денисовича», чем «Колымских рассказов». Этический пафос «Науки ненависти» был направлен на выработку нравственно-этических предпосылок победы, моделирование героического – не в ореоле громкой славы, а ужасных, трагических испытаний. В мучительном, переломном 1942 г. Шолохов изобразил советского человека, в котором великая ненависть родилась из великой любви – к Родине, дому, родной земле, культуре.

«Наука ненависти» еще не содержит того масштаба обобщения, той глубины трагизма, которые нашли художественное воплощение в рассказе «Судьба человека» (1956), но, безусловно, обладает самостоятельной ценностью, в то же время являясь шагом к нему. Рассказ вписывается в общую эпическую стратегию творчества писателя, утверждавшего мужество советского, русского человека в борьбе с судьбой, любовь к жизни и человеку – как категории великие и вечные.

Колокол звонит по тем, кто ушел на войну и не вернулся. или вернулся. М.А. Шолохов напоминает.

1. Шолохов М.А. Наука ненависти // Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М., 1960.

Анализ произведения Шолохова «Наука ненависти»

Михаил Шолохов — известный писатель, который в военное время был корреспондентом газеты «Красная звезда». На самом деле, ему такая работа была не по душе, так как он привык писать не торопясь, обдумывая каждое слово.

Спешка его отягощала, об этом знал главный редактор и по этой причине не торопил его. В 1942 году автор принес ему свою рукопись «Наука ненависти». Анализ произведения Шолохова дает полное определение о его отношении к немцам.

Содержание и смысл

Главным героем рассказа является лейтенант Герасимов, который побывал в немецком плену. После всех описаний герой вспоминает о мирной жизни, о том, как его провожали на фронт и какие наставления давали.

Сначала бравый лейтенант, как и другие солдаты не понимал, с кем будет сражаться. Конечно, он знал, что противник силен, и воспринимал его естественно. Только после того, как герою пришлось увидеть первые жертвы, он понимает, насколько сильно заблуждался. В этот момент его охватывает страх, паника и ненависть к врагам.

В одном из жесточайших боев Герасимова берут в плен. Там он пробыл не мало времени, но все же ему удалось сбежать. Но те дни, когда он находился в лагере, останутся в памяти навсегда. Краткий пересказ, что происходило с ним в плену, дает возможность понять, почему возникла такая лютая ненависть к гитлеровцам.

После побега герой попадает к партизанам, потом в госпиталь. После выздоровления его отправляют домой. При нахождении в родных стенах его не отпускало чувство возмездия. Он говорил, что любовь к родине человек носит в своем сердце на протяжении всей жизни, а злость по отношению к врагам на кончиках штыков.

В военные годы ненависть по отношению к немцам была главной тематикой. Об этом открыто писали в газетах и журналах. Подобные очерки публиковали Толстой, Симонов, Эренбург.

В то время как было опубликовано краткое содержание «Наука ненависти» в юбилейном выпуске журнала, враг начал новое наступление.

Испытываемые чувства

В своем произведении Михаил Шолохов использует описание мест, отношений и страха. Этот рассказ основан на нескольких ключевых моментах:

  • любовь к родине.
  • ненависть к врагу.
  • человеческие отношения.
  • жизнь или смерть.

Герой высказывает свое мнение и позицию повествователя. Автор в своих описаниях стремится приблизить читателя к достоверности происходящих событий.

Основное направление

Произведение Михаила Шолохова относится к жанру писательских сочинений. Начало очерков указывает на душевность и доброту главного героя к окружающим. Структура рассказа имеет схематичную последовательность: хорошее отношение перерастает в ожесточенную ненависть к врагу.

Публикация произведения Шолохова «Наука ненависти» проходила под контролем самого́ Сталина. Он лично, после того как прочитал рассказ, дал приказ о его выпуске на страницах журнала.

Обычно автор в своих произведениях призывает к доброму отношению, любви и доброте. Но это его творение отличается особой ненавистью. В рассказе подробно описываются вся жестокость фашистов. Содержание брифля направлено на то, чтобы вызвать у читателя только негативные эмоции по отношению к фашистам.

После прочтения рассказа читатели наверняка ощущают ужас, страх и панику в душе. В этот момент в голову приходит мысль, что каждый должен быть наказан. Кроме этого, вспоминается выражение Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!».

Анализ рассказа Шолохова Наука ненависти

Произведение относится по жанровой направленности к разряду писательских сочинений, посвященных военной тематике и размышлениям о человеческих судьбах, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Повествование в рассказе осуществляется от лица фронтовика Виктора Герасимова, рассказывающего историю собственной непростой судьбы.

Композиционная структура произведения представляется в четкой схематичной форме, подчеркивающей эволюцию душевного состояния главного персонажа, заключающуюся в изначально добром отношении к жизни и даже фашистским захватчикам, а впоследствии перерожденную в ожесточенную ненависть.

Герой представляется писателем в образе высокого, сутулого человека, имеющего высоко поднятые плечи и спокойное, беспристрастное лицо. В довоенное время Герасимов живет, как и все советские люди, работая механиком на крупном заводском предприятии, воспитывая с женой двух детей, а также оказывая помощь и поддержку пожилому отцу-инвалиду.

С началом войны, охваченный патриотическим настроем, Герасимов отправляется на фронт, где поначалу испытывает сочувствие к врагу, которого побеждает их подразделение. Однако впоследствии к Виктору приходит осознание, что фашистские захватчики представляют собой зверей, жаждущих кровопролития, насилия, издевательств. Подтверждение возникшему у Герасимова чувства к врагам проявляется ежедневно в ведущихся боях, а также бросающихся в глаза истерзанных городах, селах, освобождаемых советской армией, заполненных человеческими телами, зверски убитых женщин, детей, стариков.

Спустя время, принимая участие в одном из сражений, Герасимов попадает в плен к фашистам, где испытывает на себе бесчеловечное отношение к беспомощным людям в виде неимоверных пыток, постоянного голода, жестоких издевательств. В период нахождения в плену Виктор окончательно понимает, что ненавидит врага всей своей душой, при этом отчаянно желает вырваться из опутавшей его клетки и вернуться домой, к семье. Вера в жизнь, в собственные силы помогает Герасимову осуществить побег из фашистского плена и добраться до партизанского отряда, в котором ему помогают восстановить подорванное здоровье.

Смысловая нагрузка рассказа «Наука ненависти» демонстрирует авторскую позицию по отношению к войнам, являющихся чудовищными существами, калечащими людские судьбы, но в то же время заставляющие человека проявлять в своем характере истинные героические качества.

Анализ 2

Шолохов – знаменитый писатель, который за свою долгу жизнь, написал немало потрясающих историй, и именно они стали популярны не только в России, но и за границей. В своих произведениях, он описывал проблемы 20 века. Это и бытовой насилие, и постоянная нищета бедняков, также война, которая забирала жизни многих людей. Его произведения полностью передавали эмоции и чувства людей, которые жили во время этих исторических событий. Одним из популярных и самый жестокий произведений Шолохова считается «Наука ненависти».

Все произведение видим от лица рассказчика, который однажды приезжает на фронт воевать и отправляется побеседовать с лейтенантом Виктором Герасимом. Во время их дискуссии, рядом с двумя солдатами проходит колонна пленных немцев, и на это событие лейтенант довольно болезненно реагирует. Увидев это, рассказчик спрашивает, что случилось с солдатом, почему он так замер? Тот говорит, что находился однажды в немецком плену и помнить эти ужасные моменты. После этого периодически встречаясь с генералом, наш рассказчик узнает его историю.

До начала войны обычный рабочий Виктор Герасимов работал на заводе механиком в Западной Сибири. Он был женат на прекрасной девушке, и имел двух маленьких детей. Также с ними в доме жил его отец, который в тот момент был уже инвалидом. После того как началась война, Виктор решил пойти на фронт и сражаться за свою родину. Его провожали все, даже скупой и черствый секретарь механика, пожелал ему удачи и вернуться домой целым и невредимым.

Уже в июле 1914 года Герасим отправился на свой первый бой, который прошел довольно успешно. Не смотря, на то, что из-за большого наплыва немцев им пришлось отступить, они ухитрились взять пару врагов в плен, примерно 15 человек. Не смотря, на то, что они были для бойцов настоящими врагами, они хорошо относились к немцам. Давали им вкусную еду, выпивку и просто хорошо проводили с ними время. Но все это быстро закончилось, когда один из бойцов увидев, это сказал, чтобы русские не смели помогать врагам, так как они не видели, как те издеваются над нашими людьми в плену. После этих рассказов от опытного бойца, другие солдаты перестали так хорошо относиться к немцам, но все равно не могла полностью поверить этим ужасным речам.

Довольно быстро юные бойцы увидели этот ад своими глазами. Они видели большое количество убитых, как и солдат, так и мирный жителей которых несчастно пытали немцы. Для многих солдат, особенно для Герасима худшим зрелищем, была маленькая девочка 11 лет, которая была зверски убита, а перед этим изнасилована и избита. Посмотрев на нее солдат, он понял, что она направлялась в школу, так как рядом лежали учебники по физической географии Баркова и Половинова 5 классов. Самой страшное для Герасима было то, что эта девочка имела тот же возраст, как и его дочь, которая тоже была пятиклассницей. Еще одним ужасным зрелищем был момент, где флот увидел на одной из площадей страшное оборудование, где казнили их собратьев, красноармейцев. Они увидели не просто место смерти, а также большое количество порубленных на части людей и одежду солдат. В этот момент войско, поняло, что они воюют не с умными и образованными людьми, которые за свою родину будут горой, а с животными, которые ради забавы готовы перегрызть глотку.

Рассказ завершается тем, что уже осенью в сентябре Герасима сильно ранили миной и его смогли взять в плен немцы.

Это произведение в литературе Шолохова считается одним из самых жестких и ужасных. В нем описывается кошмарная война которая не пощадить, не маленького ребенка, не старика. Также этим произведением автор показал, что во время этих событий главное остаться, не смотря, на все человеком, а не превратиться животное которое только и хочет что зрелищ и крови.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Наука ненависти

Популярные сегодня темы

В цикл произведений Максима Горького На Руси входит произведение Страсти-мордасти, который написан на основе создания контраста между убогостью жизни, встречающейся в самых низких рядах социальной лестницы

Как-то раз, холодной зимой на детской площадке играли себе две подружки: Аня и Катя. Они, как всегда, катались с горки. И тут, неожиданно, Катюша упала, но она не плакала, девочка шепотом звала Анюту.

Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

Н.В.Гоголь – великий российский писатель, и стоит отметить то, что ему не чужда история. Можно с уверенностью сказать, что «Вий» является довольно загадочным и захватывающим произведением.

Детство – это возрастной период от младенчества до юности. Главным героем в повести «Детство» оказывается мальчик- Николенька Игнатьев.

«Наука ненависти» – анализ произведения М.А. Шолохова

История создания

Михаил Шолохов, как и его современники из литературной среды, с первых дней страшной бойни, начатой фашистскими захватчиками, регулярно публиковал свои очерки на страницах советских печатных изданий. Надо сказать, что он никогда не испытывал особой тяги к журналистской деятельности, поскольку привык тщательно обдумывать мельчайшие детали своих рассказов, в то время как подготовка статей в номер требовала работы в авральном режиме.

Наблюдая за потугами талантливого писателя, главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг не давил на Шолохова и не требовал от него регулярных заметок. Однажды издатель предложил Михаилу Александровичу отправиться на фронт, чтобы воочию увидеть подвиги сражавшихся за родину солдат и рассказать об этом гражданам, оставшимся дома.

В качестве военного корреспондента Шолохов прибыл в эпицентр боевых действий, успел побывать под Смоленском и Сталинградом, вместе с красноармейцами вступил на немецкую землю. Он специально обратился к офицерам с просьбой разрешить ему находиться в самых горячих точках. Шолохов вел непримиримую борьбу с оккупантами и писательским пером, и боевым оружием.

Рассказ, который писатель закончил писать весной 1942 г. в Камышине, впервые вышел в свет 22 июня того же года в «Правде», главной газете Советского Союза, а уже на следующий день он был опубликован в «Красной звезде». Добро на публикацию «Науки ненависти» дал сам Иосиф Виссарионович Сталин.

В основе рассказа — реальный случай, произошедший с фронтовиком, которого писатель знал лично. Фамилия этого солдата является вымышленной. Шолохов дает понять, что повествование не ограничивается одной частной судьбой, а носит обобщенный характер. В образе главного героя воплощены черты, характерные для воюющего советского народа.

Прототип главного героя

Идея создания произведения возникла у Шолохова после того, как он услышал историю из уст политрука Зиновия Яковлевича Фердмана, побывавшего в немецком плену. Этот человек, еврей по происхождению, был схвачен фашистами 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, после чего переправлен в лагерь для военнопленных в селе Боканка. 21 ноября ему удалось совершить оттуда побег.

Судя по стилистике зафиксированных писателем показаний спасшегося политрука, Михаил Александрович либо стал свидетелем опроса Фердмана, либо скопировал протокол дела в особом отделе. Сотрудники НКВД, вынося окончательный вердикт Зиновию Яковлевичу, учли его национальность. Как известно, фашисты безжалостно расправлялись с евреями, поэтому вряд ли у Фердамана могла быть хоть какая-то мотивация самовольно сдаться в плен. Его показания свидетельствовали о бесчеловечном отношении к пленным.

По словам Фердмана, их содержали под открытым небом и обращались как со скотом, кормя лишь зерном и семенами подсолнуха, из-за чего желудки многих бедолаг попросту не выдерживали. Пленных, умерших страшной смертью, не церемонясь, выбрасывали за ограду.

Краткий пересказ

Тот, у кого нет возможности целиком прочитать рассказ Шолохова на брифли, можно ознакомиться с кратким содержанием «Науки ненависти».

Вкратце сюжет произведения сводится к следующему. Рассказчик, попавший на фронт по долгу службы, ведет беседу с лейтенантом Виктором Герасимовым, который демонстрирует болезненную реакцию, когда мимо него проходит колонна пленных солдат вермахта. Офицер рассказывает своему собеседнику:

  • краткую информацию о себе;
  • историю попадания в плен.

Читателю становится известно, что Виктор Герасимов вырос в семье простых рабочих, трудился на промышленном предприятии, расположенном в Сибири. До войны успел жениться и обзавестись двумя отпрысками. Жена и отец-инвалид провожали единственного кормильца на фронт, взывая к его патриотическим чувствам, и даже глава райкома партии произнес ему несколько напутственных слов.

Уже летом 1941 года Виктор очутился в самом пекле военных действий. Отступая, бойцы его подразделения успели взять в плен группу немцев, которым товарищи Герасимова поначалу даже симпатизировали, делясь с ними своей похлебкой и табаком. Офицер-кадровик, повидавший на своем веку многое, призвал солдат поубавить восторженный тон, поведав о том, как фашисты, в отличие от порядочных советских военнослужащих, обращаются с пленными воинами и гражданскими лицами.

Спустя несколько дней часть Герасимова была брошена в наступление, и красноармейцы убедились в правдивости слов своего соотечественника. Наибольший шок у лейтенанта вызвала изнасилованная и убитая эсэсовцами юная школьница. Рядом с ней лежал учебник по географии, точно такой же, как у его дочки. Чуть позже бойцы красной армии наткнулись на место казни сослуживцев. На груде окровавленных и изуродованных трупов лежали красноармейские пилотки. В этот момент к солдатам пришло окончательное понимание, с какими осатаневшими выродками им приходится иметь дело.

Осенью 1941 года Герасимов получил серьезное осколочное ранение, рухнул без сознания и был взят в плен. Подробное описание кошмара, творившегося в концлагере, отчетливо дает понять, откуда берет исток такая лютая ненависть к фашистам. Лейтенанту удается спастись бегством. Он кратко рассказывает, как вышел к партизанам, от них добрался до госпиталя, а затем очутился в родных краях.

Анализ рассказа

Центральная линия произведения — история лейтенанта Виктора Герасимова, которому чудом удалось избежать смерти, будучи пленником в руках гитлеровцев.

Четко выстроенная композиция помогает в полной мере реализовать замысел: автору важно продемонстрировать эволюцию главного действующего лица от позитивного отношения к окружающей реальности и даже противнику, — к ненависти. Шолохов обозначает свою позицию через повествователя, так что личный опыт главного героя играет ключевое оценочное значение в трактовке и моральной оценке происходящих событий.

С первых строк чувствуется важнейшая, сквозная тема творчества Михаила Александровича, в раскрытии которой он признанный гений, — изображение живой природы как метафоры долгого жизненного пути.

Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы. Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Прежде чем читатель узнает, каково приходилось пленникам в лагерях, он знакомится с описанием:

  • чудесной природы украинских земель;
  • чувством стыда, пережитого при отступлении.

Все эти зарисовки являются подступами к основной сюжетной коллизии — суровому испытанию пленом. Вся палитра ощущений героя говорит о чувстве собственного достоинства, внутреннем стержне. Лейтмотивом, неким трагическим знаком не павшего духом выступают зверские избиения, породившие жажду мести.

Побег из лагеря, описанный героем, встреча с партизанами — все это не составляет центра сюжетной линии, так как подводит финальную черту под историей пленения и завершает раскрытие экзистенциональной темы как победы над внешним врагом и всеми невзгодами.

Своим рассказом Шолохов хотел обличить все изъяны воспитания, несовместимого ни с одной из сформировавшихся в европейской традиции гуманистических школ. Ненависть, по мнению писателя, — абсолютное зло, но в то же время единственно действенный инструмент, способный освободить родину от варваров, желавших поставить великую страну на колени.

Читайте также:  Анализ романа Капитанская дочка Пушкина
Ссылка на основную публикацию