Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

Анализ рассказа Любовь к Родине или Путешествие воробья Платонова

Произведение глубоко затрагивает эмоциональную сферу человека. Призывает привлечь внимание к музыке как к чему-то более высокому. Прививает чувство сострадания и понимания, учит любить Родину, проявлять милосердие, любить все живое, развивает способность человека дарить добро.

Все это видно по сюжету произведения.

Постаревший музыкант скрипач задумался о своем бесполезном прозябании на земле. Решил, что будет каждый вечер приходить к памятнику Пушкину, расположенному в Москве в начале Тверского бульвара и играть свою любимую музыку. Он очень любил играть на скрипке и делился своей любовью с людьми. Денег за свою игру он не брал. Потому как футляр от скрипки был всегда закрыт и в нем лежал кусочек хлеба и яблоко, на случай если захочется перекусить.

С наступлением сумерек старик поднимался на верхнюю ступеньку у пьедестала памятника и начинал играть. Солнце постепенно спускалось за горизонт, старику казалось, что под музыку у людей и вечер проходит веселее. Старик верил, звуки музыки, обязательно затронут хоть некоторых людей до глубины души, и унесут их в прекрасную высшую жизнь.

Однажды осенним вечером скрипач заметил воробья. Птица прыгала по футляру в поисках пищи. Несмотря на поздний вечер и ненастную осеннюю погоду, воробей все же пытался найти, что ни будь поесть. Деревья уже приготовились к зиме, насекомых нет, да и дующие ветры разгоняют какие-либо крошки. В первый день своего посещения скрипача птица улетела ни с чем. На следующий день музыкант ждал воробья, он даже открыл свой футляр с кусочком хлеба. Но птица не прилетала еще почти четыре дня. Мысли музыканта были заняты маленькой птицей. Он думал, где сегодня воробью пришлось отыскать пищу, и где он переночует в столь ненастную погоду.

На четвертый день воробей прилетел, и как ни в чем не бывало, с жадностью стал клевать приготовленный кусочек хлеба. Музыкант спустился вниз, чтобы лучше рассмотреть эту смелую птицу. Перья воробья были взъерошены, а в некоторых местах уже проглядывала седина. Во время клевания воробей все же успевал поглядывать своими испуганными глазами по сторонам, а нет ли где опасности. Во взгляде птицы старик увидел мудрый ум, который он нажил себе, то ли от горя, то ли от тяжелой жизни. Старик ждал теперь воробья каждый день, тосковал по нему, переживал за него.

С наступлением зимы музыкант все реже и реже приходил к памятнику, снег и метель не позволяли ему играть на скрипке. Сидя дома и глядя в окно, старик думал, а вдруг сегодня воробей прилетит, а меня там нет, кто сможет его накормить и обогреть. Однажды, играя свою последнюю мелодию, близко к полуночи началась поземка, воробья буквально занесло в футляр, где он долго не мог насытиться хлебными крошками. Затем вихрь подхватил птицу и унес далеко-далеко.

Через какое-то время воробей оказывается в «сказочной стране», где постоянно тепло, а еда лежит повсюду, стоит лишь протянуть клюв. Но этот чудесный и в то же время чужой край быстро наскучил воробью. Ему хотелось улететь в родные края, не взирая ни на что.

Каким-то чудом старик увидел именно этого воробья в руках у мальчишек, которые нашли его полузамерзшего на улице и предлагали купить за копейки. Старик был несказанно рад встрече с давним другом, он дал им денег и принес птицу к себе домой. Воробышек отогрелся на груди старика и даже немного поел.

Наутро старый музыкант обнаружил бездыханное тело птицы. Старик стал исполнять грустную мелодию. А про себя подумал: «Ты был далеко, видел много различных мест, а умирать прилетел на Родину!»

Вариант 2

Жизнь писателя Андрея Платонова нельзя назвать легкой. Он пережил много потерь и испытаний, был в немилости властей и поздно начал печатать свои произведения. В конце своей жизни он написал много рассказов притчей, больше похожие на сказки. В них много иносказательного и поучительного смысла. Рассказ «Любовь к Родине или путешествие воробья» яркий тому пример.

Его смело можно отнести к притчам или нравоучительным сказкам. Автор размышляет о вечных человеческих ценностях: дружбе, любви к родине, сострадании. Не обошел он в рассказе и тему одиночества.

Главные герои произведения: пожилой скрипач, играющий на улице не ради денег и потрепанный жизнью городской воробей.

Старый скрипач в русской литературе давно стал символом человеческого одиночества и грусти. Герой рассказа играет вечерами у памятника Пушкину на Тверской. Футляр его скрипки всегда закрыт, деньги его не интересуют. Он играет для людей. Ему хочется донести до прохожих волшебные звуки музыки. Он всегда играет до конца, даже если стоит и слушает всего один прохожий. В футляре он хранит немного хлеба и яблоко.

Однажды к памятнику прилетает старый седой воробей, который ищет что-то из еды. Старик начинает подкармливать птичку и постепенно привязывается к ней. Он находит в маленьком воробье некоторое сходство с собой. Седеющая голова и умные, наполненные жизненным опытом глаза. Старый музыкант и старая птица становятся друзьями. Старик не уходит домой, не дождавшись своего пернатого друга. Наступившие холода разлучают друзей. Старик покупает себе черепаху и играет дома для нее. Выбирая животное, он рассуждает о долгожительстве. Его выбор черепахи неслучайный, ведь они живут очень долго, и хоронить друга вряд ли придется.

Воробей, подхваченный ураганом, попадает в теплые страны. Но тепло и еда, доступная на каждом шагу не делают птицу счастливой. В сытной благодати воробей скучает по кислому и черствому хлебу, которым угощал его старый скрипач. Он даже успевает подружиться со старой беззубой змеей. Однако жизнь на чужбине угнетает воробья. Ему удается вернуться в Москву, но он замерзает почти до смерти, попав в морозную бурю.

Случайно старик покупает полуживую птичку у мальчишек и спасает его согрев у себя на груди. Однако к утру, оживший воробей умирает. Очень символично Платонов дает понять читателю, что предчувствие смерти возвращает птицу в родные места.

В очень простой и доступной даже для ребенка форме Платонов рассуждает об иммиграции. Как бы богато и сладко не было в далекой райской стране любое живое существо, пусть маленькая беззащитная птичка тоскует по своей Родине, забыв о тепле и достатке.

Писатель очень любил природу и животных. Он считал даже простейшие формы жизни равными человеку, разговаривал с деревьями и цветами. Образы природы, животных и растений можно часто встретить в его произведениях.

Любовь к Родине – самое главное чему учит автор читателя в своем рассказе, похожем на сказку. Сострадание и участие. Без этих вещей человеческая жизнь не имеет смысла. «Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться». Слова, которые автор поставил эпиграфом к своему произведению, как нельзя лучше показывают основный смысл рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Любовь к Родине или Путешествие воробья Платонова

Популярные сегодня темы

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это типичный молодой офицер 30-х годов XIX века, который имеет достойное образование

Очень интересная фраза – труд души. Она по-своему удивительно. Как душа может трудиться? Как она может что-либо делать?

В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.

Нашли ли счастье в жизни Матрены странники, ищущие ответ на вопрос о счастье? Этому посвящена третья глава поэмы Некрасова, которая повествует о простой русской крестьянке Матрене Тимофеевне.

Старый солдат в отставке, по прозвищу Кукушка, приехал зимой в караулку сторожить лес от вырубания. Он был бедный, а прозвище у него такое потому, что в молодости он сторожил скот.

Тема. Формула жизни героев рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Разработка урока литературы в 6 классе


ТЕМА. Формула жизни героев рассказа А.Платонова «Любовь к Родине, или

ЦЕЛИ: помочь учащимся определить формулу жизни А.Платонова;

донести до ребят трепетную проникновенность, сокровенность пла-

активизировать осмысление философского подтекста рассказа;

воспитывать у учащихся доброту, милосердие, трудолюбие.

Жить – это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.

1.Слово учителя. Введение в тему.

– Ребята, вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Вы, наверное, с увлечением следили за сказочным происшествием, в котором причудливо и вместе с тем естественно и органично соединились житейская реальность и сказочные мотивы.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения этого рассказа? Что взволновало вас?

-Так о чем же этот рассказ? О чем важном, сокровенном хотел поведать читателю автор?

Словарная работа: СОКРОВЕННЫЙ – свято хранимый и тайный, задушевный.

/ О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому/

Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

И еще он, наверное, о том, как непросто жить на свете.

Каков жанр этого рассказа?

И оно обретает притчевое звучание.

Словарная работа: ПРИТЧА –иносказательный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, содержащее иной, скры-

И это сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.

И некоторые ее слагаемые вы уже назвали.

Любовь к Родине ?

Милосердие ЖИЗНЬ ?

Любовь ко всему живому ?

Но почему же вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного

происшествия воробей умирает? Случайная гибель?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, приглядимся к героям, к тому, как они живут. И по ходу беседы попробуем определить, что было необходимым условием жизни скрипача и воробья.

Поэтому и тема нашего урока будет звучать так…

3.Аналитическая беседа по образу скрипача.

-Всмотримся в старого музыканта. Каким вы себе его представляете?

/Седовласый, немного сутулый, в пальто и шляпе, в руке футляр, в котором находится скрипка./

-Что заставляет музыканта каждый день ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?

/Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». Его музыка утешает людей, она обращена к сердцам./

-А вы когда-нибудь слышали звуки скрипки? Давайте послушаем.

4 . Музыка: фрагмент музыкального произведения композитора Шуберта «Зимний путь» – диск.

-Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?

/«Мелодия плохо звучала в тесноте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной на старости лет»./

-Нет, не стала бедной его душа: музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

-Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?

Памятник Пушкину (картина)

/Потому что и простой скрипач, и великий поэт своим искусством дарят людям добро и счастье (на памятнике надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»). Поэтому они стоят рядом./

-Почему он не берет денег за свою игру?

/Он бескорыстен. Ему доставляет удовольствие играть для других, он рад тому, что его искусство нужно людям./

-Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?

/Скрипач почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество…

Его доброта согревает ему сердце: он думает, что в тепле его комнаты

воробей перенес бы и зиму, как на пенсии/

-Кому будет дарить свою музыку и любовь скрипач после исчезновения воробья?

/Кроткой черепахе, которая скрасит его одиночество./

Читайте также:  Образ Петра I в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

-Отчего он иногда просыпается ночью?

/От страха, что умирает, но сознание, что у него есть живая черепаха, успокаивало его, давало силы жить./

-Так для кого же живет музыкант?

5.Аналитическая беседа по образу воробья.

-А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.

Итак, воробей внезапно исчезает… Где он оказывается? Перескажите этот эпизод.

Пересказ эпизода «В райской стране».

Московский воробей волею судьбы оказывается в райской стране, где царствует вечное лето, а изобилие природных даров позволяет не заботиться о хлебе насущном, «потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться ею на весь день и на всю ночь ».

-Но все ли так хорошо там для воробья?

/Нет. Он тоскует по черному хлебу. Воробья мучит печаль одиночества, хотя рядом красивые птицы, поющие сладкозвучные песни./

Кто становится его другом в этой стране?

/Одинокая змея без яда и без зубов, тоже старая./

-Вспомните, а другом старика?

/Черепаха и змея на протяжении многих столетий являются символами мудрости и знаний./

-О чем мечтает воробей?

/О родном Тверском бульваре./

-Итак, тоска по Родине .

И происходит чудо, воистину сказочное… Какое?

/Воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом./

-Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?

/Воробей был старый, больной, он не перенес столь дальнего путешествия из жаркой страны в Москву – сердце не выдержало, а может, он сильно ударился о камни, упав с неба…/

-Но ведь в воле автора было сделать конец рассказа иным.

Значит, смерть воробья отнюдь не случайна… Попробуем в этом разобраться.

Вспомните, как живет воробей?

/К памятнику прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждет его каждый день./

-А как он берет принесенный скрипачом хлеб?

6 .Выборочное чтение эпизодов.

/Воробей прилетел только на четвертые сутки, «без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу» – с134;

некоторое время спустя – «он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб» – с.135/

«Он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульваре постоянным хищничеством … Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого хлеба» – с. 14

-Как же привык жить воробей?

-И когда воробей удовлетворен жизнью, он напевает песню. Кому? / Сам себе./

-Вспоминает воробей о старике-скрипаче?

/Нет. Он и его музыку не слышит, в отличие от черепахи./

-Любит ли он кого, думает ли о ком? Никого не любит, думает только о себе .

В этом проявляется его равнодушие к окружающим.

И воробей лишен того, благодаря чему возможно чудо жизни: способности и готовности любить, дарить, отдавать, трудиться.

-О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова?

/Забота о других, сострадание – непременное условие жизни; сердечность, доброта – его главное богатство./

-Сам писатель Платонов относился к растениям и животным, как к равным себе, поэтому и герой его рассказа музыкант тяжело переживает смерть воробья.

«Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».

-Какова основная тема рассказа?

/Любовь к Родине, ко всему живому, к жизни./

-Что хотел сказать нам писатель этим рассказом? (Идея)

/Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться./

Об этом говорит и сам А.А.Платонов.

8.Обращение к эпиграфу.

Портрет Платонова и эпиграф

-Милосердие, доброта – это основа жизни. Об этом вы пишите и в своих сочинениях на тему «Уроки доброты».

9.Чтение отрывков из сочинений – отрывки заранее выделены учителем.

10.Заключение . (Чтение учителем стихотворения К.Кулиева.)

-На мир смотрите добрыми глазами.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье,

Оно в конце сильнее зла всегда,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

– На этом наша встреча с А.П.Платоновым не заканчивается…

Конспект урока литературного чтения по теме “А.П.Платонов “Любовь к Родине, или Путешествие воробья”
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме “А.П.Платонов “Любовь к Родине, или Путешествие воробья” по программе “Начальная школа 21 века”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_chteniya_platonov_4_klass.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Начальная школа 21 века»

Конспект урока чтения в 4 классе

по теме: А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.

Развитие навыков аналитического мышления.

Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.

Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.

Прививать чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердия, любви ко всему живому, способность дарить добро.

Обучение умению слышать и слушать музыку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, портрет писателя.

1 . Актуализация деятельности учащихся.

Просмотр видеоклипа «Все это Россия»

Почему мы начинаем наш урок с музыки?

Какие чувства вы испытали, когда слушали музыку? ( презентация 1,2 слайд )

2 . Проверка домашнего задания.

Назовите поэтов, которые писали стихи о

Родине?(Н.М.Рубцов, И.А.Бунин, А.А.Блок, К.Д.Бальмонт) ( презентация 3 слайд )

3 .Выборочное чтение . Я зачитаю отрывки, а вы назовете автора и название произведения.

Опять ,как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Есть слово – и оно едино.

Россия. Этот звук-свирель.

Гаснет вечер, даль синеет,

Прощай, моя родина! Север, прощай,-

Отечество славы и доблести край.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Школа моя деревянная!

Время придет уезжать-

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Ответы на вопросы.

Какое из этих стихотворений вам особенно понравилось?

Прочитайте его наизусть.

4. Конкурс чтецов.

Какие строки говорят о любви поэта к родине?

5.Работа над новой темой урока.

Вступительное слово учителя о писателе А. П. Платонове и его произведениях. ( презентация 4,5 слайд )

6. Чтение учителем сказки по частям и разбор текста по вопросам. Почему так называется сказка? О чем эта сказка?

Откроем первую страницу сказочного происшествия «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Кто является главным героем в сказке?

Каким вы себе представляете старика? (1 задание в тетради)

7. Работа в группах.

а) Первая группа .

Зачем скрипач ходил играть на скрипке к памятнику А. С. Пушкина?

Что хотел выразить музыкант, играя на скрипке?

Почему музыкант не берёт денег за своё искусство?

Почему он играет именно у памятника Пушкину? Почему люди останавливаются возле музыканта?

Почему скрипач так сильно полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?

Понимал ли воробей музыку?

Что больше привлекало воробья — музыка или крошки хлеба?

Выводы . Что, Что входит в понятие жизнь? Каковы первые её слагаемые? (Милосердие, любовь ко всему земному.)

б) Вторая группа. «Воробей в райской стране».

— Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?

— Кого он выбирает себе в друзья? Почему?— Где находит пристанище?

— Что мучает воробья? О чём он мечтает в райской стране?

в) Третья группа . «Музыкант и черепаха».

— Почему музыкант купил черепаху?— Что даст музыканту присутствие черепахи в его доме?

— Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?

— Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?

Выводы . Способность и готовность любить.

г) Четвёртая группа. «Воробей и ураган».

— Как чувствует себя воробей в урагане?

— Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достаётся?

— Устраивает ли его жизнь в урагане?

— Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?

— О чём он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?

Выводы . Есть ли новые компоненты в “формуле жизни”?

д) Пятая группа. Новая встреча воробья и скрипача.

— Почему сказочное происшествие — вопреки сказочной традиции — заканчивается трагически?

— Почему воробей умирает?— Любил ли музыкант воробья, а воробей — музыканта?

— Почему после смерти воробья в музыке недоставало полного утешения?

-Что общего у старика и воробья? Что различного?

8.Слушание музыки . (Представьте на минуту себя возле памятника Пушкину, послушайте музыку)

9. Аналитические выводы. Можно ли поставить рядом и музыканта, и Пушкина, и всех великих людей?

— О чём же этот рассказ? О чём важном, сокровенном хотел поведать читателям автор? Почему рассказ назван «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»?

— Что включает в себя “формула жизни” Андрея Платонова? (Любовь к Родине, милосердие, любовь ко всякому живому, способность дарить добро, отдавать, бескорыстная любовь.)

— Случайна ли смерть воробья?

Нет, смерть воробья отнюдь не случайна. Воробей из тех, кто привык явно брать от жизни необходимое. Итак, воробей лишён животворящих начал, которыми, по Платонову, являются труд, способность и готовность любить, отдавать. Именно, благодаря им, чудо жизни оказывается возможным.

10. Беседа. Сказка – ложь, да в ней намек

— Какова писательская цель у Платонова? Чему учат его притчи? (Открывать людям истинный смысл и правду жизни, показывать, какая это радость — понять мир и помочь ему стать лучше.)

— Что в этих произведениях от рассказа и что от сказки? (презентация 6 слайд)

11. Работа в тетрадях.

12. Итог урока. Рефлексия.- Какие люди, окружающие нас, нам нравятся больше?

-Как можно определить человека: добрый он или злой?

– Какие составные “формулы жизни” А.Платонова особенно важны сегодня?

Подберите синоним к тому слову: сожаление, участие, жалость, соболезнование, сострадание.

СОСТРАДАНИЕ — жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого (словарь русского языка Ожегова) (презентация 7 слайд)

10. Домашнее задание :Краткий пересказ произведения.

Посмотрим, какие составные вывели вы в “формуле жизни” А.Платонова (смотри схему).

Слово педагога

Автор: Лазарева Ольга Ефимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Вытегры”
Населённый пункт: город Вытегра, Вологодская область
Наименование материала: Разработка урока внеклссного чтения по литературе 6 класс
Тема: Художественный мир Андрея Платонова (Рассказ «Любовь к родине, или Путешествие воробья»)
Дата публикации: 13.11.2018
Раздел: среднее образование

Художественный мир Андрея Платонова

(Рассказ «Любовь к родине, или Путешествие воробья»)

Урок литературы в 6 классе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Вытегры»

Учитель русского языка и литературы высшей категории Лазарева Ольга Ефимовна

– расширение представления обучающихся о художественном мире Андрея Платонова

на материале рассказа «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

– познакомить обучающихся со своеобразием платоновского рассказа;

– учить обобщать прочитанное, услышанное

– развивать умения синтеза, анализа, сравнения;

– развивать устную и письменную речь школьников

– формировать навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;

– формировать коммуникативные качества, культуру общения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: выставка книг А. П. Платонова, портрет писателя, аудиозапись

музыки Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога»), слайды для

– Сегодня мы пришли на встречу с писателем Андреем Платоновым и его рассказом

«Любовь к жизни…». Это наша первая встреча с творчеством Платонова?

– Перечислите известные вам произведения этого автора

(«Неизвестный цветок», «Никита», «Июльская гроза», «Корова» и другие)

Учитель с детьми формулирует цель урока

– Назовите главных героев рассказа

(Старик-скрипач и воробей)

– Старик-скрипач… Каким вы его себе представляете?

(Звучит аудиозапись, тихая)

(Седой, сутулый, одетый в длинное чёрное пальто и шляпу)

– Что вы можете сказать о прошлом старика?

(Всю жизнь занимался музыкой, сейчас на пенсии, но со скрипкой не расстаётся)

– Почему он каждый вечер ходил играть на Тверской бульвар?

(Работа с текстом)

(Скрипач хотел дарить людям добро, так как, наверное, делал это всю свою жизнь и не мог

привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того, он был одинок, а среди прохожих ему было

уютнее и теплее, чем в пустой квартире. Вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и

– Как вы себе представляете Тверской бульвар? Почему его так любил старик и, как

потом оказалось, воробей?

(Экран. Работа художника Павлова)

( Бульвар – в центре Москвы, его окружают высокие деревья, большие дома, в которых живут люди.

А ведь именно к людям стремился старик, чтобы не быть одиноким, отдать им тепло своего сердца.

Воробей – чтобы прокормиться.)

– Но главной достопримечательностью Тверского бульвара был, конечно, памятник

А.С.Пушкину. Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию к этому памятнику

(Индивидуальное задание: сообщение с использованием презентации)

– Как вы думаете, почему именно у подножия памятника Пушкину любил играть

(Может быть, сама фигура поэта и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого

музыканта пробуждать в людях «чувства добрые» своей нежной музыкой.

Здесь, у памятника, собирались люди, понимающие искусство. Значит, у старика будут слушатели,

способные понять то, что он будет исполнять)

– Почему вокруг скрипача собирались люди?

(Работа с текстом)

( Известный немецкий композитор И.С.Бах говорил, что «цель музыки – трогать сердца». Значит,

музыка старика трогала сердца людей, и они хотели её слушать)

– Почему скрипач никогда не брал денег за свою игру?

( Он играл не из-за денег, а для людей и считал, что искусство выше денег. Ему достаточно было, что

его музыка вызывала слёзы на глазах слушателей. Поэтому он никогда не открывал крышку футляра,

пока на неё не сел воробей).

– Сжато перескажите историю воробья

1. Знакомство со стариком-музыкантом.

2. Путешествие в сказочную страну.

3. Возвращение на родину.

– Какое чувство вызвал у старого музыканта воробей?

(Работа с текстом)

– Назовите выразительные средства, с помощью которых автор создаёт образ воробья.

(Работа с текстом)

– Почему старик так привязался к воробью?

(Старик почувствовал в нём что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял,

что птичка нуждается в заботе и любви… Он тосковал, когда воробей не прилетал, «скрывая своё

жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке» и «чувствовал добро в сердце, когда она

клевала хлеб внутри футляра».)

– Но однажды воробей исчез. Что произошло с ним?

(Воробья вихрем унесло в далёкую южную страну) Работа с текстом рассказа.

– Проверим домашнее задание: цитатный план 3-й части рассказа на тему «Сказочная

– Найдите в тексте и зачитайте описание страны вечного лета, в которую попал

(Работа с тексом)

– Обратимся к работе художника Анри Руссо (Экран).

Напоминает ли она вам сказочную страну из рассказа Платонова. Если да, то чем?

– Почему же эта сказочная страна, страна вечного лета не греет воробья?

Почему он тоскует?

(Это чужая страна, в которой воробей нигде не встретил ни знакомых, ни родственников; здесь много

пищи, но все плоды либо сладкие… И воробей почувствовал себя глубоко несчастным вдали от

– Что чаще всего ему там вспоминалось и почему?

(Работа с текстом)

( Чёрный хлеб доставался ему в самое холодное и голодное время, и ему от этих крошек среди стужи

и метели становилось тепло)

– Где поселился воробей и почему?

(Работа с текстом)

– А как же жил старый скрипач в то время, пока воробей тосковал в чужой стране?

( Работа с текстом)

(Он грустил долгими зимними вечерами, тосковал по маленькой птичке. Может быть, поэтому купил

себе черепаху… И эта черепаха «с кротким выражением смотрела на музыканта», а где-то там далеко

воробей смотрел «в тёмные, приветливые глаза змеи».

. И старику, и воробью не хватало друг друга!

– Почему погиб воробей?

( 1. Его немолодых сил не хватило на такой трудный перелёт, но остаться там он не мог.

2. Просто его сердце не выдержало радости свидания с родной землёй)

– Можно ли воробья назвать патриотом?

(Да, он любит родину, тоскует по ней, рвётся домой, хотя там и беднее, и холоднее)

– А как сам Платонов отвечает на этот вопрос?

Обратим внимание на название рассказа.

Звучит аудиозапись музыки Шуберта

– Как воспринял смерть воробья старый музыкант?

(Работа с текстом)

(Это было для него большим потрясением, так что он не мог идти нам бульвар)

– Почему начал играть счастливую музыку?

( Хотел, чтобы маленькой серой птичке снился счастливый сон про родную землю, но музыка не

могла утешить старика, так как он понимал, что потерял друга)

– Каким вы видите будущее старика-скрипача?

– Назовите темы, затронутые автором в этом рассказе

(Одиночество, любовь, музыка)

– Подзаголовок рассказа – сказочное происшествие. Что здесь сказочно, а что реально?

( Сказочно путешествие воробья, реально повествование об одиноком несчастном старике)

Этот художественный приём прозы Андрея Платонова, сочетание реальности

жизни с фантастическим началом, мы ещё не раз встретим в других произведениях

– Согласны ли вы с высказыванием Платонова: « Открывая истинный смысл жизни,

нельзя не радоваться»?

Какой же смысл жизни мы открыли сегодня на уроке? Над чем задумались?

Итак, состоялась ещё одна встреча с писателем Платоновым. Читая о сказочном

путешествии воробья, знакомясь с судьбой скрипача, мы пережили грустные и

волнующие минуты приобщения к художественному миру писателя.

Невозможно читать рассказы Платонова и не растить в себе доброго человека,

готового отвечать за всё на свете и приносить пользу людям.

Платонов всегда хотел, чтобы каждый человек, читая его произведение, мог сказать:

«Мы ни одни на свете, есть те, которым мы должны помочь»

Именно на умении организовывать свою жизнь, быть просто полезным людям, уметь

любить свою родину строятся все произведения Андрея Платоновича Платонова.

(Знакомство с выставкой книг писателя)

Итог урока, оценки.

Составить синквейн: 1-й вариант Старик-скрипач

Любовь к родине, или путешествие воробья

Платонов Андрей Любовь к родине, или путешествие воробья

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОРОБЬЯ

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина.

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он не даром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью “Зимнюю дорогу” Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, – и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты подножия памятника, играл оттуда музыку на скрипке и чувствовал добро в своем сердце. В этот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню.

Утром долго не светало. Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. Морозный, жесткий снег несся по переулку и застил дневной свет. На оконное стекло еще ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. Старик стал любоваться этой воодушевленной игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придется. Сегодня поет буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. Все же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошел по своему переулку к Тверскому бульвару. Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нем летящего снега. Старик хотел положить хлебные комки на ступеньку памятника, но увидел, что это бесполезно: буря тотчас же унесет хлеб, и снег засыплет его. Все равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной от старости лет. Он перестал играть. На улице шел поток урагана, – худо, наверно, теперь воробьям. Старик подошел к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?

Седой воробей не испугался снежного урагана. Только он не полетел на Тверской бульвар, а пошел пешком, потому что внизу было немного тише и можно укрываться за местными сугробами снега и разными попутными предметами.

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника Пушкину и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом. Несколько раз он пытался взлететь с подветренной стороны на голые, обдутые ступени памятника, чтобы поглядеть, не принес ли туда ураган каких-нибудь крошек или старых зерен; их можно было бы поймать и проглотить. Однако буря сразу брала воробья, как только он отрывался он снега, и несла его прочь, пока он не ударялся о ствол дерева или трамвайную мачту, и тогда воробей поскорее падал и зарывался в снег, чтобы согреться и отдохнуть. Вскоре воробей перестал надеяться на пищу. Он разгреб поглубже ямку в снегу, сжался в ней и задремал: лишь бы ему не замерзнуть и не умереть, а буря когда-нибудь кончится. Все-таки спал воробей осторожно, чутко, следя во сне за действием урагана. Среди сна и ночи воробей заметил, что снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.

Урок литературного чтения на тему:” А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» ( 4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

по теме: А.П.Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

Ознакомление с содержанием произведения А. П.Платонова “Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.

Развитие навыков аналитического мышления.

Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.

Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.

Прививать чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердия, любви ко всему живому, способность дарить добро.

Обучение умению слышать и слушать музыку.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, портрет писателя, музыка

Спешите делать добрые дела…

1. Пятиминутка чтения.

– в полный голос, выразительное чтение;

2. Актуализация знаний.

Дома вы познакомились с произведением «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Кто автор этого произведения? ( портрет – презентация )

Биографию этого писателя нам расскажет Даша.

Андрей Платонович Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 г. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году. Настоящая фамилия – Климентов.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства знал бедность и нищету. Отец Платонова работал машинистом паровоза, а затем слесарем на железной дороге.
Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой.
Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.
С 13 лет он начинает трудиться, работает на Воронежском паровозоремонтном заводе. Учится в железнодорожном техникуме, служит в армии (призван в 1919 г.) Работает помощником машиниста, инженером – электриком.
В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.
В 1944 г. Платонов возвращается с фронта тяжело больной, но продолжает работать, ведь с 1927 г. он – профессиональный литератор. В 50-е годы он много пишет, и книги его издаются. Платонов работает в разных жанрах: стихи, рассказы, повести, романы, сказки. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы: о смысле человеческой жизни, размышляет о месте человека в мире, обращается к душе отдельного человека и ко всему мироустройству.

– Назовите имя и отчество писателя. Что из его биографии вы запомнили?

Его произведения изучаются и в школе: «Никита», «Еще мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Юшка» и др.

3.Работа над произведением. Работа в группах.

«Любовь к родине, или Путешествие воробья».

-Кто главный герой? Каким вы представляете себе музыканта?

Как вы поняли, о чём этот рассказ? ( О жизни. О жизни скрипача, старика музыканта.)


Что же такое жизнь? Как ее понимает музыкант? Мы сегодня и попытаемся с вами разобраться…

Почему скрипач каждый вечер ходил играть на Тверской бульвар? ( Ответьте своими словами, затем предложениями текста с.136)

Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью.

Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.

– Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях добрые чувства своей нежной музыкой.

(Включается соло для скрипки «Вечная любовь»), памятник Пушкину.

– Давайте попробуем нарисовать устную словесную картину.

Сумерки спускаются на бульвар, делая все задумчивым и тихим. Воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника и, забыв обо всем, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким- то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты.
А музыка льется, унося всех в чудесный счастливый мир. Счастливы и музыкант, и люди, окружающие его.
Музыкант приносит счастье.

Представили эту картину?

– Почему старик никогда не брал денег за свою работу?
Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло. Ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.

Что же такое жизнь?

( Способность любить бескорыстно, бескорыстие).

– Какое чувство вызвал воробей у старого музыканта? (презентация)
Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку.

Что же такое жизнь?

Он испытывал сострадание, сопереживание.


– Почему музыкант так привязался к воробью?
Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство.

– Что чувствовал скрипач, когда смотрел, как воробей клюёт хлеб? ( ответьте предложением текста с. 141)

Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра.

Что же такое жизнь?

– Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Что произошло с ним? Расскажите.
Снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, и воробей остался один в урагане. Воробья вихрем унесло в далекую южную страну, которую можно сравнить с раем.

– Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей? (найдите отрывок в тексте с.144)
«Здесь пищи было много, неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни».

– Почему воробей тоскует в этой стране?
Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба.

Как называется рассказ?
Любовь к Родине.

Что же такое жизнь?

Вы поработали в группах, занимайте свои места.

Происходит чудо, воистину сказочное: воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом.
А потом умирает.
– Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически?
Как бы вы ответили на этот вопрос?

Нет, смерть воробья отнюдь не случайна. Воробей из тех, кто привык брать от жизни всё необходимое. Он лишён способности трудиться, любить, отдавать, жертвовать ради других. Именно, благодаря этим качествам, чудо жизни оказывается возможным.

– Как вы поняли, что такое жизнь?

(Способность сострадать, сопереживать.)

Наши улицы, бульвары и дома по-прежнему полны одиноких пожилых людей. Им нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово. Не жалейте тепла души.

Спешите делать добрые дела…

Резерв. Тетрадь с.68.

4. Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру:
О чем заставляет задуматься рассказ?

Поделитесь своими впечатлениями от урока: чему вас научил урок, какие открытия для себя вы сделали?

Ссылка на основную публикацию