Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

А. Платонов, “На заре туманной юности”: краткое содержание

Рассказ “На заре туманной юности”, краткое содержание которого вы найдете в этой статье, был написан Платоновым в 1938 году. Интересно, что рассказ имел еще и рабочее название “Ольга”.

Сюжет произведения

В рассказе “На заре туманной юности” (краткое содержание есть в этой статье) главный герой произведения – юная девочка по имени Ольга. События разворачиваются во время Гражданской войны. Родители ее недавно погибли. Теперь она не может себе представить, как жить дальше. Ольга остается одна в совершенно пустом доме. Поутру она вымывает весь дом и стирает белье. В точности как и ее мать. Так она проводит несколько последующих дней, после чего начинает сильно тосковать. Тогда Ольга решает ехать в соседний город к своей тетке, которая, по словам матери, обязательно должна ее приютить.

На железнодорожной станции взять Ольгу с собой соглашаются красноармейцы, которые едут в эшелоне. Они кормят ее и помогают согреться. Когда она добирается до тетки, которую зовут Татьяна Васильевна, выясняется, что пускать девушку домой никто не собирается. Соседи, которые указывают ей дорогу до дома тетки, рассказывают, что у женщины нет детей из-за того, что они просто не желают у нее рождаться.

На пороге дома

Краткого содержания “На заре туманной юности” на “Брифли” не найти, зато оно имеется в этой статье. По сюжету рассказа Татьяна Васильевна долго продержала девочку на пороге своего дома. В конце концов она буквально была вынуждена ее пустить, потому что начала бояться, что ее обяжут отчитаться, что случилось с ребенком, которого она не пустила на порог.

Правда, уже к утру следующего дня она извела девочку постоянными упреками. В итоге Ольга от нее ушла. Оказавшись в одиночестве в абсолютно чужом городе, она не растерялась. Совсем скоро отыскала объявление о наборе сотрудников на железнодорожные курсы. Получила место в общежитии, стала обучаться и получать стипендию. Совсем скоро у нее появилось много новых друзей.

Новая подруга

Краткое содержание рассказа “На заре туманной юности” поможет вам быстро вспомнить сюжет этого произведения. Новой близкой подругой девочки становится девушка по имени Лиза.

Ольга сразу начала чувствовать себя опытнее, значительно взрослее этой девушки, постоянно ее поддерживать. При этом очень часто Лиза плакала, что казалось главной героине проявлением ее детской наивности.

Еще одним классическим персонажем становится юный герой по имени Юшка. Он в совсем раннем возрасте потерял мать, теперь Ольга всерьез занялась его воспитанием, пока отец все свободное время уделял труду. Даже спасая поезд с красноармейцами, девушка оказывается в смертельной опасности. Но все равно не перестает думать об этом мальчишке, который за короткое время успел начать значить очень многое в ее жизни. Даже находясь при смерти, все равно думает о нем.

Смысл рассказа

Рассказ “На заре туманной юности” помогает понять читателю важные, но в то же время весьма простые вещи, которые крайне необходимы в жизни.

Главное в любой ситуации – никогда не отчаиваться, сохранять собственное лицо и свое достоинство. Как бы тяжело и плохо ни было самому человеку. Как бы он ни страдал душевно от потерь своих близких и физически от голода, страха и одиночества. Даже если не может думать больше ни о чем, кроме еды.

Главное – иметь внутри себя крепкий стержень. Верить, что человек всегда должен оставаться человеком. К таким результатам пришли герои из рассказа Платонова “На заре туманной юности”.

Творчество Платонова

Стоит признать, что рассказ “На заре туманной юности”, краткое содержание которого помогает лучше понять смысл этого произведения, укладывается в общую канву творчества Андрея Платонова.

Незадолго до этого он отправился в коллективную поездку с коллегами-писателями. Они побывали в Средней Азии. Биографы героя нашей статьи отмечали, что это было знаком некоего доверия к прозаику, которого до этого критиковали, требуя наказать и автора, и его издателей. Из Туркмении Платонов привез известный рассказ “Такыр”, после чего его вновь начали преследовать. Разгромная статья появилась в “Правде”. После нее у него отказывались принимать новые тексты и стали возвращать старые.

К 1936 году давление на писателя удалось ослабить. Ему даже удалось опубликовать несколько своих произведений. Это рассказы “Третий сын”, “Бессмертие”, “Глиняный дом в уездном саду”, “Семен”. В 1937 году вышла повесть “Река Потудань”.

Борьба за человеческое достоинство

Платонов в то время плотно сотрудничал с философом Георгом Лукачем и литературным критиком Михаилом Лифшицем. Они плотно совместно работали и даже организовали совместный кружок, или течение Лукача – Лифшица, как они его сами называли. Платонов регулярно участвовал в разнообразных философских дискуссиях, в некоторых из них формировались его представления о человеческом достоинстве, рождались замыслы будущих произведений. Краткое содержание “На заре туманной юности” Платонова вам теперь известно.

Правда, вскоре послабления со стороны властей снова сменились жестким давлением на писателя. Причем давить решили не на самого героя нашей статьи, а на близких ему людей. В 1938 году арестовал его сына по имени Платон, которому только недавно исполнилось пятнадцать лет.

Лишь спустя два года стараниями многочисленных друзей писателя его удалось вернуть из заключения. К тому времени здоровье его было сильно подорвано. К осени 1940 года Платон Платонов сильно страдал туберкулезом. Писатель заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. После этого болел туберкулезом до конца жизни. Сын писателя скончался в самом начале 1943 года.

Как выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах, сохранив при этом свое человеческое достоинство? Этому в первую очередь посвящен рассказ Андрея Платонова “На заре туманной юности”. Краткое содержание это только подтверждает.

Последние годы жизни

Этого же жизненного принципа Платонов придерживался до самого конца жизни. Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом, его демобилизовали только по болезни.

К концу 40-х годов из-за давления властей Платонов окончательно лишился возможности зарабатывать писательским трудом. Это случилось после его нового рассказа под названием “Возвращение”, из-за которого его обвинили в клевете на советских воинов, возвращавшихся с войны.

Вместо этого ему пришлось заниматься литературными обработками. Он переделывал русские и башкирские сказки, которые печатались в детских журналах. Например, ему принадлежит адаптированная версия сказки “Волшебное кольцо”.

Существует даже версия, что именно Платонов написал вместо Михаила Шолохова известный роман “Они сражались за Родину”, выполняя в данном случае функции литературного негра.

В 1951 году он умер от туберкулеза, но никогда не опускал рук и не терял человеческого достоинства, как и главная героиня его рассказа “На заре туманной юности”.

«На заре туманной юности», анализ рассказа Платонова

Становление мировоззрения девочки-подростка в период революционных катаклизмов – основная тема Андрея Платонова в рассказе «На заре туманной юности». Впервые произведение было опубликовано с названием «Ольга» по имени главной героини, но позже переименовано. Нынешнее название – романтическая крылатая фраза, позаимствованная из стихотворения Алексея Кольцова «Разлука».

Авторский стиль

Сюжетная линия строга, касается только личных впечатлений главной героини. События поданы Платоновым таким образом, что читатель может взглянуть на происходящее глазами Ольги, полностью погрузиться в ее переживания. Авторское изложение незамысловатыми, но емкими точными фразами позволяет понять, как из растерянного ребенка постепенно формируется сильная целеустремленная женщина.

Простонародный язык автора не содержит сложных речевых оборотов. Диалоги героев максимально приближены к бытовой разговорной речи рабочих того времени. Простота повествования используется писателем как литературный прием, который вовлекает читателя, пробуждает его личные ассоциации и заставляет сопереживать происходящему.

В рассказе присутствуют две характерные черты, свойственные всему творчеству писателя. Одна из них связана с романтикой железных дорог. Со времен учебы и работы машинистом в юности Андрей Платонович был восхищен развивающейся механикой паровых машин, работой железнодорожных рабочих. Другая авторская особенность – эмоциональная тема смерти и ее героическое преодоление сильными личностями.

Сюжетная линия

Повествование Платонов начинает с тяжелых событий первых дней после смерти родителей Ольги. Осиротевшая 14-летняя девочка остается одна в пустом доме. Одинокая и потерянная она уходит из дому в неприветливый незнакомый мир, где ее будущее беспросветно и туманно. Люди, к которым она пытается прибиться, черствы и жестоки, в лучшем случае равнодушны.

Скитания приводят ее в железнодорожный университет, где ей позволяют жить в общежитии, питаться в столовой, учиться. Некоторое время она подрабатывает няней и привязывается к своему воспитаннику Юшке. Спустя три года ее отправляют на практику на железнодорожную линию.

В последний день окончания практики Ольга совершает настоящий подвиг. С помощью маневрового паровоза девушка останавливает оборванный состав из нескольких десятков вагонов. Она с механиком остается в кабине, спасает состав, станцию, жизни людей от неизбежного крушения. Героиня тяжело ранена, но остается в живых.

Образы литературных героев

Ольга – центральная фигура, вокруг которой строится сюжет рассказа. Цель автора – раскрытие причин, повлиявших на превращение из растерянного и никому не нужного ребенка в сильную женщину, достойную восхищения. Смерть родителей, отсутствие прибежища, голод, равнодушие посторонних не останавливают девочку. Стремление выжить делает из нее бесстрашную уверенную личность, которая способна позаботится не только о себе, но и о близких.

Родная тетка, с путешествия к которой началась самостоятельная жизнь героини, отворачивается от племянницы. Образ родственницы, зацикленной на личных проблемах, является примером безучастной жестокости. Даже случайно встреченные попутчики оказываются участливее к ребенку, чем родня. Механик паровоза, красноармейцы, вахтер общежития – незначительные персонажи, выписанные автором в эпизодах для контраста, проявляют к скиталице сочувствие, хотя тоже заняты своими проблемами, работой, войной.

Символичность советской власти в образе непонятного полубожественного Ленина, которая бесплатно кормит, дает приют и обучает студентов университета, обусловлена требованием времени. Акцент сделан на бескорыстии такого общества, из благодарности к которому девушка готова жертвовать своей жизнью.

Персонажи подруги Лизы, Ольгиного воспитанника Юшки появляются в тот период, когда главная героиня уже способна обеспечивать себя и помогать другим. На их фоне прорисовывается новый уверенный образ Ольги, она знает к чему стремится, уже способна брать на себя ответственность за более слабых.

Влияние эпохи

С начала 30-ых из-за недовольства Сталина и критики Российской ассоциации писателей некоторые произведения Платонова вообще не публиковались. К печати допускались только некоторые идеологически «правильные». Повествование о полезном обществе, которое приютило и сумело воспитать из брошенного ребенка настоящую советскую героиню, было одобрено и опубликовано в 1938 году – пик репрессий, чисток несогласных. Несмотря на это, в этом же году был арестован 15-летний сын Андрея Платоновича, с которого писатель, возможно, и срисовывал характер целеустремленного подростка.

Независимо от требований времени автор остается верен своему стилю. В тексте отсутствуют смысловые гиперболы, домыслы, события выписаны соответственно реалиям и вполне могли произойти в 1918 году. Повествование, пропущенное через призму подросткового восприятия мира, не вводит читателя в заблуждение, но объясняет, каким образом после революции было воспитано волевое поколение, готовое жертвовать своими жизнями ради благополучия окружающих. Ольга – типичный пример молодежи, понимающей свой долг перед обществом, без колебаний отдающей себя на его благо.

Читайте также:  Образ и характеристика Желткова в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова сочинение

Произведение А.Платонова «На заре туманной юности» первоначально имело название «Ольга», но позже автор его переименовал.

Главной темой повествования является формирование жизненных взглядов молодой девушки на фоне революционного перелома. Автор показывает, насколько судьба человека неразрывно связана с судьбой страны.

Главная героиня рассказа, 14-летняя девочка Ольга, рано осиротевшая и оставшаяся одна в пустом доме. Решив, что нельзя оставаться одной в этом мире, она отправляется к единственно родному человеку – тетке Татьяне Васильевне. Но встреча разочаровала девушку, так как тетка оказалась черствым, холодным человеком.

Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие и доброту, стараясь помочь одинокой девочке.

Решив самостоятельно устраивать свою судьбу, Ольга поступает в железнодорожный университет, где она может не только учиться, но и жить в общежитии, питаться в столовой и получать стипендию.

Испытывая признательность к новой власти, давшей шанс начать новую жизнь, Ольга мечтает сделать что-то полезное для своей страны и народа.

Трудности закаляют девушку. Становясь взрослее, Ольга учится ответственности и принятию собственных решений, не пасуя перед безвыходными ситуациями. Лишившись стипендии, на выплату которого у молодого государства не было денег, девушка не отчаивается. Она нанимается приглядывать за мальчиком Юшкой, оставшемуся без матери, к которому со временем привязывается всей душой.

Из маленькой беспомощной девочки Ольга вырастает во взрослого, самостоятельного человека, способного заботиться не только о себе, но и помогать другим, в том числе и подруге Лизе, с которой вместе учится.

После завершения учебы Ольга проходит практику на железнодорожной станции. В последний день практики девочка, рискуя собой, спасает жизни людей, останавливая состав, состоящий из десятков вагонов. Оставшись в кабине с механиком, она помогает избежать неминуемого крушения, не задумываясь о себе. Несмотря на тяжелые ранения, девушка остается в живых.

Ольга является центральной фигурой повествования, вокруг которой выстраивается сюжетная линия. Автор не случайно выбрал такое наименование – «На заре туманной юности», ведь настоящая взрослая жизнь у Ольги еще впереди, но она уже готова к ней, пройдя множество испытаний. Она заслуживает счастья, так как умеет жить не только для себя, но и для других.

Ольга – хрупкая русская девушка, имеющая небывалую силу воли, умеющая сохранить достоинство и самоуважение, уверенно смотря в будущее.

Маленькая девочка превратилась во взрослого человека, любящего мир и людей, живущих в нем. Какой будет дальнейшая жизнь Ольги, читателю остается неизвестно, но понятно одно – ее жизнь достойна восхищения. В любви к миру, в способности без колебаний отдать себя на благо людей, заключается сила хрупкой, нежной девушки Ольги.

Вариант 2

В произведении Платонова «На заре туманной юности», рассказывается об обычных людях, которые родились и живут в России. И как они жили после того как революция закончилась.

Родители девушки были отправлены на войну и оттуда уже не вернулись. Ольга рано потеряла своих родителей и теперь решила отправиться в город, где жила ее родственница. Ведь самостоятельно она жить не сможет. Сначала она попыталась все научиться делать самостоятельно, но у нее ничего не получалось и единственным верным вариантом является отправиться к тете. Вот только добираться туда было очень трудно, ведь кругом шла война и ее в любой момент могли убить. Вот только в мире имелись добрые люди, которые соглашались без лишних проблем помочь нашей главной героини. Один машинист, увидев девушку, решил накормить ее картошкой, а ведь девушка уже несколько дней ничего не ела. Также на пути ей встретили красноармейцы, которые оставили и позволили переночевать в одном из вагонов. А когда настало утро, то дали немного продуктов и показали дорогу.

Вскоре ей удалось благополучно добраться до своей родственницы, но если девушка была уверена, что она обо всем знает и ждет ее, то тетя ничего не знала, да и девушку не ждала. Кроме этого она даже не спросила, как Оля добралась и хочется ли ей кушать. Она отправила ее в подвал, где находился большой сундук, вот именно в этом сундуке и спала наша главная героиня. И при этом у нее не было постельного белья. У женщины никогда не было детей и поэтому она даже не знает, как правильно с ними разговаривать и как с ними управляться. Но побоялась, что если девушка расскажет, что отправлялась к ней, а та ее не пустила, то тетю могут наказать. Девушке пришлось не сладко жить с ней, ведь та постоянно оскорбляла Олю и унижала, а ведь она к такому не привыкла.

Ольга не собиралась сидеть на шее у своей родственницы и решила сама себе протаптывать дорогу и строить свое будущее. Для начала ей нужно было поступить в университет и у нее все получилось. Она поступила на бесплатное и получала при этом стипендию. Девушка была благодарна, что партия ее не кинула и предоставила не только место в университете, но еще и комнату в общежитии.

Хоть и жизнь ее была порой очень тяжелой и сложной, но если кому-то ближнему требовалась помощь, то Ольга всегда находилась рядом и никогда никому не отказывала. Она надеялась на то, что сегодня помогает она, а завтра потребуется помощь ей самой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

Популярные сегодня темы

Одним из основных персонажей произведения является Александр Матвеевич Кирсанов, лучший друг главного героя Лопухова.

Любовь – это окрыляющее чувство, дающее человеку то, что никогда не дадут деньги и другие блага. Благодаря ей чувствуешь себя живым и вдохновленным. Несмотря на то, что она дарит счастье или боль, она прекрасна, потому что

Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности

В основу сюжета рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» положена реальная история советского человека, пережившего все тяготы войны, включая пребывание в плену. Эту историю писателю поведал

Реферат: А. Платонов. “На заре туманной юности”

А. Платонов. “На заре туманной юности”.

Агапитова Саша. 9 А

Андрей Платонов родился 20 августа (1 сентября) 1899г. в пригороде Воронежа, Ямской слободе. Рассказ «На заре туманной юности» впервые был напечатан под названием «Ольга» в «Новом мире» №7 в 1938 году. В этом рассказе повествуется о девочке-сироте.

Родители Ольги умерли от тифа в гражданскую войну, когда ей было 14 лет. Некоторое время она пожила дома, а потом решила ехать к своей тёте, как велела ей при жизни мать. Когда девушка пришла на станцию, то встретила помощника машиниста, который накормил сироту печёной картошкой. Вечером пришёл красноармейский поезд, солдаты дали девочке хлеба и супа и положили спать, укрыв её двумя шинелями. Утром красноармейцы разбудили Ольгу и дали в дорогу хлеба и сала. Только к вечеру этого дня девочка нашла свою тётю. Но женщина не обрадовалась ей, даже не пустила в дом, сославшись на только что вымытые полы, и сказала, чтобы она не сидела на траве её двора. Только поздно вечером её наконец-то впустили в дом. Татьяна Васильевна (тётя Ольги) попрекнула несчастную сироту едой и положила спать на твёрдый сундук, не дав ни одеяла, ни подушки, ни даже простыни. Утром Ольга ушла из дома тёти и решила поступить в университет. Её взяли на подготовительный курс. Так девочка обрела крышу над головой и пищу. Кормили её хорошо, давали стипендию, а Ольга, в свою очередь, усердно училась и благодарила Советскую власть и Ленина. Пережив смерть родителей и посещение родственников, сирота не понимала, за что её кормят и позволяют жить в тепле, и боялась, что её прогонят. Однажды им перестали давать продукты и задержали стипендию, в этом были повинны белые офицеры. Тогда Ольга пошла работать нянькой к одному вдовцу. Также она посетила свою тётю, у которой случилось горе, её муж стал ей изменять. Вскоре курсантам выдали задолжности, и необходимость в работе отпала, но Ольга всё равно ходила к своему бывшему воспитаннику Юшке и посоветовала его отцу отдать ребёнка в ясли. По окончании курсов девочку отправили проходить практику на железнодорожную линию. Однажды Ольга проснулась ночью от гудков красноармейского паровоза, у которого был оборван состав. Поезду грозило сойти с рельсов, тогда бы погибли люди. Девушка ценой своего здоровья спасла состав, долго болела, но выздоровела.

Как вы уже, наверное, поняли, что главная тема этого произведения – выход в счастье, состоявшейся человеческой жизни. Главный герой один – девушка-сирота, которая стала выражением того, что человек может быть счастливым ни смотря ни на что. Кроме Ольги в рассказе присутствуют ещё несколько второстепенных героев. К таковым относятся Татьяна Васильевна – воплощение жадного, озлобленного, но в то же время несчастного человека. Лиза – подруга Ольги. С ней сирота делила счастье и горе студенческой жизни. Юшка – воспитанник Ольги. Мне было очень жаль Ольгу, когда её не пускала к себе её тётя. Я искренне сопереживала девушки, когда она спасала поезд с красноармейцами. На мой взгляд, это произведение вечное, потому что как раньше, так и теперь люди оказывались в положении Ольги. Этот рассказ учит нас не жалеть себя, если это требует жизнь и сложившаяся ситуация.

Язык произведения простой. Автор не использует лирических отступлений, жизнь и людей показывает через их поступки. Иногда встречаются коротенькие описания интерьера и изредка природы. Например, «в кухне и горнице у тётки было чисто, прибрано и покойно, и пахло хорошо, как у богатых». «На улице было утро, с неба светило тёплое солнце; скоро будет уже осень, но она ещё не наступила, только листья на деревьях стали старыми».

Урок пресс- конференция с «героями». Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности»

Урок пресс- конференция

с «героями».

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

«На заре туманной юности»

Цели:

1. Обучающие: постичь суть произведения через внутренний мир героев, способствовать активной нравственной позиции.

2. Развивающие: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

3. Воспитательные:

§ формировать гуманное отношение к близким людям;

§ содействовать развитию умения общаться между собой;

§ помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Оформление: На доске: тема урока, один эпиграф.

Технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, портрет писателя, выставка книг писателя, таблички с названиями групп учащихся, именами литературных персонажей.

Ход урока

В стремлении к счастью для

одного себя есть что- то

низменное и непрочное…

1. Слово учителя

Мы проводим пресс – конференцию на тему «Подлинная красота в душе », на которой присутствуют литературовед (Чайзат), персонажи (Диана, Саглай, Сылдыс), историки (Володя, Гена), читатели -«эксперты» (весь класс).

Разрешите представить литературоведов (Чечен-оол Чайзат и Хертек Очура) за столиком №1, историк (Салчак Володя )за столиком №2, персонажи (главная героиня -Ензак Диана, тетя Татьяна Васильевна Благих -Куулар Саглай и подруга 15 лет Лиза- Адымачи Дарий-Маа).

2. Доклады литературоведов на тему «Жизнь и творчество А.П. Платонова».

Доклад №1 (Хертек Очур) Это писатель, великий труженик, скромнейший человек с чутким и беспокойным сердцем. Жизнь его была недолгой и нелегкой (!899-1951). Работать начал рано: С малолетства знал бедность и нищету. Отец Платонова около полувека работал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до 10 человек, все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок семье. В свои 14 лет он начинает трудовую деятельность.

…Работал во многих местах, у многих «хозяев».Эти «университеты» и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Испытав и ненавидя страдания он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле. Он собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии он пишет: «И теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которой волнуется и работает весь мир, ради меня и ради всех людей».

Он работал помощником машиниста, инженером – энергетиком, занимался мелиорацией и электрификацией. И в годы гражданской войны, и в годы ВОВ был на фронте в качестве военного корреспондента.

В ноябре 1944 г. Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 г. он скончался от болезни.

В 15-16 лет он впервые пробует свои сил в поэзии, пишет стихи, которые печатаются в местных газетах и журналах. Уважительное и серьезное отношение к правдивой, умной книге, к настоящему художественному слову пронес он через всю жизнь.

Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной только ему присущей манерой письма.

Словарная работа: инженер- мелиоратор, электрификация.

Доклад №2 «Герои Платонова»

(Чечен-оол Чайзат) Платонов пришел в литературу в начале 20-х годов – время буйного движения жизни. Вступая в большую литературу, молодой Платонов уже нес за плечами богатый жизненный опыт, разносторонние практические умения, теоретические знания.

Герои Платонова, как и он сам, пришли в мир в момент великих и всеувлекающих перемен жизни, выхваченные из народа вихрем революции. Время ставило перед ними захватывающие масштабные проблемы, которые можно было решать со всей свободой творчества. Именно эта свобода и заставляла их двигаться не только внутренне, преображая душу, но и внешне – странствуя по бескрайним просторам создающегося государства, обустраивая его самые захолустные уголки.

В 20-е годы Платонов рассматривает человека как «вечного революционера», «вечного созидателя», разделяя общее увлечение идеей светлого будущего, мечтой преобразования жизни. Платоновский человек бросал вызов миру, бесформенной материи, неукротимой природе, обещая превратить землю в «дом человечеству». Именно такими предстают герои в рассказах «Луговые мастера», «Песчаная учительница», «На заре туманной юности» в повестях «Сокровенный человек» и др. Героев этих произведений, при всем драматизме изображенных в них событий и судеб, переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все герои здесь – молодые и честные люди, деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни, вынесшие оттуда горячие надежды, полноту чувств и веру в свои силы, выход которым дала революция.

Утрата родных, семьи – это актуальнейшая тема в творчестве Платонова. Герои не живут в семье в традиционном понимании этого слова. Оказавшись в одиночестве, они отправляются на поиски истины, пытаясь обрести для себя новую почву. Для героев Платонова реальным звеном в бесконечной жизненной цепи являются дети.

В творчестве Платонова нашла яркое отражение история социально-нравственных исканий русского человека первой половины XX века, свидетельствующая не только о духовной мощи, талантливости, трудовом подвижничестве и жизнестойкости народа, но и о его утопических заблуждениях и трагических состояниях. Герои Платонова живут в мире, взвихренном революцией, – в эпоху непредсказуемости. Находясь на распутье истории, они пытаются определить свое место в окружающем их меняющемся мире, понять себя, узнать смысл и правду жизни.

3. Доклад историка на тему «Жизнь во время гражданской войны»

Гражданская война 1918-1920 годов – один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила, столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы: разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности – действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек – крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918-1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

4.Вопросы для «персонажей» призведения, «историка» и «литературоведов»

(задают вопросы читатели- «эксперты»):

  • Год создания рассказа? (1938, «Ольга»)
  • Почему рассказ переименован?
  • Объясните смысл названия рассказа? Что значит «туманная юность»?
  • Ради чего Ольга совершала свой поступок?
  • Почему тяжело раненная Ольга пожелала увидеть Юшку?
  • Определите тему и основную мысль рассказа? В чем, по мнению автора, заключено счастье ребенка?
  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Каким человеком представляется автор произведения?
  • Как влияет война на жизнь простых людей?
  • Смысл названия?

(Юность – прекрасное начало жизни. Будущее впереди. Ольга долго и терпеливо болела, но выздоровела, стала жить и живет до сих пор. Добрые люди долго живут).

  • Любимый герой Платонова и почему?
  • Чему учит поступок Ольги?
  • Почему Таьяна Васильевна отвергла родную племянницу?
  • о чем заставляет нас задуматься рассказ?

(о своем поведении, о силе добра и зла)

  • а в нашей жизни могут быть такие случаи? –
  • о чем предупреждает нас Платонов своим рассказом?
  • Как описывается Ольга и ее подруга Лиза?

5. Вывод

Без Доброты, нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно.
Лишь с Добротой, хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить всё равно.

И даже если всё давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Всё то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием.созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!

Чему учат произведения Платонова? Любить родину, любить людей, заботиться о людях, кому нужна помощь. Дарить радость, тепло души.

О чем заставляет задуматься произведения Платонова? Забота о других, сострадание – непременное условие жизни, сердечное – главное его богатство.

Таким образом, «Надо к людям относиться по – человечески».

6. Итог

Выразительное чтение стиха про ДОБРО

7. Домашнее задание

Подобрать пословицы и поговорки о доброте и честности.

Сделать иллюстрации к рассказу.

Просмотр содержимого документа
«Урок пресс- конференция с «героями». Андрей Платонович Платонов (Климентов) «На заре туманной юности» »

Урок пресс- конференция

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

«На заре туманной юности»

1. Обучающие: постичь суть произведения через внутренний мир героев, способствовать активной нравственной позиции.

2. Развивающие: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

 формировать гуманное отношение к близким людям;

 содействовать развитию умения общаться между собой;

 помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Оформление: На доске: тема урока, один эпиграф.

Технология: проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, портрет писателя, выставка книг писателя, таблички с названиями групп учащихся, именами литературных персонажей.

В стремлении к счастью для

одного себя есть что- то

низменное и непрочное…

Мы проводим пресс – конференцию на тему «Подлинная красота в душе », на которой присутствуют литературовед (Чайзат), персонажи (Диана, Саглай, Сылдыс), историки (Володя, Гена), читатели -«эксперты» (весь класс).

Разрешите представить литературоведов (Чечен-оол Чайзат и Хертек Очура) за столиком №1, историк (Салчак Володя )за столиком №2, персонажи (главная героиня -Ензак Диана, тетя Татьяна Васильевна Благих -Куулар Саглай и подруга 15 лет Лиза- Адымачи Дарий-Маа).

2. Доклады литературоведов на тему «Жизнь и творчество А.П. Платонова».

Доклад №1 (Хертек Очур) Это писатель, великий труженик, скромнейший человек с чутким и беспокойным сердцем. Жизнь его была недолгой и нелегкой (!899-1951). Работать начал рано: С малолетства знал бедность и нищету. Отец Платонова около полувека работал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге. Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой. Семья была большая, доходила до 10 человек , все жили на небольшую зарплату отца. Андрей – старший ребенок семье. В свои 14 лет он начинает трудовую деятельность.

…Работал во многих местах, у многих «хозяев».Эти «университеты» и сформировали неравнодушие Платонова к человеческим нуждам. Испытав и ненавидя страдания он в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на земле. Он собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии он пишет: «И теперь исполняется моя долгая, упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которой волнуется и работает весь мир, ради меня и ради всех людей».

Он работал помощником машиниста, инженером – энергетиком, занимался мелиорацией и электрификацией. И в годы гражданской войны, и в годы ВОВ был на фронте в качестве военного корреспондента.

В ноябре 1944 г. Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких. 5 января 1951 г. он скончался от болезни.

В 15-16 лет он впервые пробует свои сил в поэзии, пишет стихи, которые печатаются в местных газетах и журналах. Уважительное и серьезное отношение к правдивой, умной книге, к настоящему художественному слову пронес он через всю жизнь.

Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной только ему присущей манерой письма.

Словарная работа: инженер- мелиоратор, электрификация.

Доклад №2 «Герои Платонова»

(Чечен-оол Чайзат) Платонов пришел в литературу в начале 20-х годов – время буйного движения жизни. Вступая в большую литературу, молодой Платонов уже нес за плечами богатый жизненный опыт, разносторонние практические умения, теоретические знания.

Герои Платонова, как и он сам, пришли в мир в момент великих и всеувлекающих перемен жизни, выхваченные из народа вихрем революции. Время ставило перед ними захватывающие масштабные проблемы, которые можно было решать со всей свободой творчества. Именно эта свобода и заставляла их двигаться не только внутренне, преображая душу, но и внешне – странствуя по бескрайним просторам создающегося государства, обустраивая его самые захолустные уголки.

В 20-е годы Платонов рассматривает человека как «вечного революционера», «вечного созидателя», разделяя общее увлечение идеей светлого будущего, мечтой преобразования жизни. Платоновский человек бросал вызов миру, бесформенной материи, неукротимой природе, обещая превратить землю в «дом человечеству». Именно такими предстают герои в рассказах «Луговые мастера», «Песчаная учительница», «На заре туманной юности» в повестях «Сокровенный человек» и др. Героев этих произведений, при всем драматизме изображенных в них событий и судеб, переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все герои здесь – молодые и честные люди, деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни, вынесшие оттуда горячие надежды, полноту чувств и веру в свои силы, выход которым дала революция.

Утрата родных, семьи – это актуальнейшая тема в творчестве Платонова. Герои не живут в семье в традиционном понимании этого слова. Оказавшись в одиночестве, они отправляются на поиски истины, пытаясь обрести для себя новую почву. Для героев Платонова реальным звеном в бесконечной жизненной цепи являются дети.

В творчестве Платонова нашла яркое отражение история социально-нравственных исканий русского человека первой половины XX века, свидетельствующая не только о духовной мощи, талантливости, трудовом подвижничестве и жизнестойкости народа, но и о его утопических заблуждениях и трагических состояниях. Герои Платонова живут в мире, взвихренном революцией, – в эпоху непредсказуемости. Находясь на распутье истории, они пытаются определить свое место в окружающем их меняющемся мире, понять себя, узнать смысл и правду жизни.

3. Доклад историка на тему «Жизнь во время гражданской войны»

Гражданская война 1918-1920 годов – один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила, столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы: разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности – действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек – крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события 1918-1920 годов, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

4.Вопросы для «персонажей» призведения, «историка» и «литературоведов»

(задают вопросы читатели- «эксперты»):

Год создания рассказа? (1938, «Ольга»)

Почему рассказ переименован?

Объясните смысл названия рассказа? Что значит «туманная юность»?

Ради чего Ольга совершала свой поступок?

Почему тяжело раненная Ольга пожелала увидеть Юшку?

Определите тему и основную мысль рассказа? В чем , по мнению автора, заключено счастье ребенка?

Какое впечатление произвел на вас рассказ? Каким человеком представляется автор произведения?

Как влияет война на жизнь простых людей?

(Юность – прекрасное начало жизни. Будущее впереди. Ольга долго и терпеливо болела, но выздоровела, стала жить и живет до сих пор. Добрые люди долго живут).

Любимый герой Платонова и почему?

Чему учит поступок Ольги?

Почему Таьяна Васильевна отвергла родную племянницу?

о чем заставляет нас задуматься рассказ?

(о своем поведении, о силе добра и зла)

а в нашей жизни могут быть такие случаи? –

о чем предупреждает нас Платонов своим рассказом?

Как описывается Ольга и ее подруга Лиза?

Без Доброты, нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно.
Лишь с Добротой, хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить всё равно.

И даже если всё давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Всё то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием. созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!

Чему учат произведения Платонова? Любить родину, любить людей, заботиться о людях, кому нужна помощь. Дарить радость, тепло души.

О чем заставляет задуматься произведения Платонова? Забота о других, сострадание – непременное условие жизни, сердечное – главное его богатство.

Таким образом, «Надо к людям относиться по – человечески».

Выразительное чтение стиха про ДОБРО

Подобрать пословицы и поговорки о доброте и честности.

$ AlexLat $

Название: А. Платонов. “На заре туманной юности”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат Добавлен 00:01:54 01 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 12890 Комментариев: 27 Оценило: 31 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать

Рецензия на рассказ А. Платонова «На заре туманной юности».

Дверь в большой мир . Судьба человека. Постижение истины. Пожалуй, вот основные темы рассказа Платонова «На заре туманной юности».
Рассказ объемен (по сравнению с другими), и это внешне , на первый взгляд, создает ощущение открытости пространства. Но внутреннее движение сюжета замкнуто-ограниченно .
Таким образом,создается ощущение универсальности изображаемого : судьба девочки Ольги оказывается связанной , сопряженной с судьбой целой страны. События частной жизни ( смерть родителей , неприязнь тетки, обретение друзей, учеба, встреча с Юшкой ) соотносятся с событиями масштабными ( красноармейцы едут на войну, в стране голод, разруха). Но именно события частной жизни становятся предметом пристального рассмотрения писателя. Главное в рассказе – судьба маленького человека , девочки Ольги, но не потому , что ее путь является типичным, «примерно-правильным» , а потому, что судьба одного человека много ценнее для Платонова нежели судьбы абстрактных людей.
Дорога Ольги – это дорога обретения правды жизни , она готова к тому , чтобы познать добро и зло . Смерть родителей для нее катастрофична, болезненна, она пытается на краткий миг задержать их в своей жизни ( «Вечером Ольга легла спать на койку , где спали всегда отец с матерью. Затем Ольга пошла на кухню и стала там хлопотать , точно она , подобно умершей матери, стряпала обед. Потом она перетерла и поставила в ящик стола всю посуду, посмотрела на часы,подтянула гирю к циферблату и подумала: «Не то отец вовремя придет с дежурства , не то опаздает?Если будет формироваться маршрут , то запоздает», – так обычно думала мать Ольги. ). И даже решение начать новую жизнь Ольга предпринимает , вспомнив совет матери.
Новая жизнь для Ольги не случайно начинается именно на вокзале. Паровозы , вагоны , машинист, который покормит ее, проезжающие составы – все это как бы подготовка к тому , что будет дальше в ее жизни. И действительно, вся последующая жизнь Ольги так или иначе будет связана с «вокзалом» , воплощением соединения всех дорог. К тетке Ольга будет добираться в вагоне с красноармейцами, которые накормят ее хлебом и супом, около дома тетки она будет сидеть на рельсах, учиться пойдет на младшего железнодорожного агента. и жизнью своей будет рисковать ради людей , управляя движением паровоза.
Этот «вокзал» только начало дороги, потому не случайно рассказ называется «На заре туманной юности», взрослая жизнь Ольги еще впереди , но она готова к этой жизни, «закалившись детством».Она заслужила право на счастье, потому что научилась жить для других : «Ночью , укрывшись в одеяло с головой, Ольга начала думать о своей и всеобщей жизни. Ольга любила правильное устройство мира, чтобы в нем все было уместно и понятно, – так было ей лучше думать о нем и счастливее жить». В этой детской жизни она научилась принимать единственно правильные решения : « Ольга пошла на третий этаж дома, где жили разные вольные жильцы, и попросила у хозяек работу по домашнему хозяйству. Полы пойду у людей помою, за детьми присмотрю. Ольга полюбила Юшку. взяв сначала, он отдавал обратно ей все. «Ну же, бедная ! – с испугом вслух сказала она сама себе. – Пусть песни поют без тебя !».
Проходя свой путь , девочка Ольга не теряет себя, приобретая жизненный опыт , она как будто «расширяется», становится значительнее, а потому ее последний поступок в рассказе – уже подвиг . Ее избранность на этот подвиг не случайна, она способна не только принимать решения за других , но и действовать самостоятельно («Наутро Ольга снова пошла работать по людям , чтобы прокормить себя и Лизу, а Лиза должна учиться пока одна за них обеих». «Ольга попросила его : – Командуйте!-Сейчас, – в тревоге и поспешности сказал начальник, – сейчас мысль ко мне придет! – Долго, – возразила Ольга.- Не надо , я сама знаю. »).
Финал рассказа – символичен. Ольга в глазах людей «становится матерью», удивляет ее молодость , но не ее поступок, который способен совершить человек,поистине наделенный колоссальной (материнской) способностью любить всех людей. Ее жертва вознаграждена, она , пожелавшая жить людям на свете за нее, обретает право на счастье : «Она долго и терпеливо болела, но выздоровела, стала жить и живет до сих пор».
Маленькая девочка Ольга заслужила право на взрослую , настоящую жизнь. Какой будет эта жизнь – читателю неизвестно, но ясно одно – ее путь во взрослость достоин подражания, сила маленькой Ольги – в ее любви к людям и миру .
Тема детства в рассказах Платонова не была случайной, изображение ребенка, превращающегося во взрослого человека, его поступков виделось ,чаще всего, как укор «большим людям», не умеющим жить.

Ссылка на основную публикацию
21.06.2012, 00:39