Анализ произведения Последний срок Распутина

Анализ повести Распутина «Последний срок»

Творчество Распутина – отображение ценностей современного человека. Валентин Распутин является одним из самых известных и талантливых писателей современной русской литературы.

Тема современного восприятия нравственности является фундаментальной для большинства его произведений. Чаще всего упоминается его повесть «Последний срок», которую автор называет самой главной в собственном творчестве.

Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека.

Глазами Распутина мы видим утрату многих ценных человеческих качеств, писатель показывает, как постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, и как это влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.

Смысл повести «Последний срок»

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах – и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия.

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило.

Анализ замысла «Последний срок» – смысл названия

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли.

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

На первый взгляд, последний срок это последние дни жизни Анны, но на самом деле, это последний срок для ее детей, последний шанс что-то исправить для них, собраться духом и достойно проводить их мать. И несмотря на всю любовь и внимание Анны, они так и не использовали свой последний срок.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь советская»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspТрифонов «Дом на набережной»: образ Глебова и образ времени в повести

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Анализ рассказа Распутина Последний срок

Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.

События в произведении длятся всего три дня. Эти дни отведены умирающей старухе Анне, чтобы проститься с детьми, переосмыслить свою жизнь.

Анна, главная героиня повести, простая русская женщина, которая очень любит своих детей, честно прожившая свои 80 лет. Ей не страшно умирать, но чувствуя свой недалекий уход, она хочет проститься с детьми, повидав их напоследок.

Во внутренних монологах Анны, ее размышлениях о прожитом времени кроется чистая, величественная душа мудрой русской женщины. Анна все прощает детям, даже их уезд перед ее смертью.

Большая часть повести посвящена описанию образов детей Анны. Все они заняты своей жизнью, редко вспоминая о матери. Сын Михаил, в которого и доживала мать, собрал их проститься с ней перед смертью. Дети Анны приехали все, кроме ее любимой дочери Татьяны, которая так и не явилась по своей занятости проститься с родным человеком. Дети были уверены в том, что похоронят мать и сразу уедут, но получилось так, что Анна еще прожила три дня. Ей стало лучше физически, когда увидела своих детей.

А дети просто ожидали, когда же умрет мать, чтобы отправиться назад в свои дома и семьи. В эти три дня они ругались между собой, делили наследство, сыновья распивали купленную на поминки водку. И никто даже не додумался отдать это время маме, поговорить с ней, пожалеть ее, поблагодарить за все, что она для них сделала. Мать их уже не волновала, они тупо ожидали ее смерти, и не потому, что не любили мать, а просто из-за своей занятости, черствости души.

Дети Анны стали современными, их поколение утратило всю связь с деревней, а вместе с этой утратой они потеряли все положительные нравственные качества. Они эгоистичны и озлоблены, не находят времени для родных им людей. Так и не дождавшись смерти матери, они уезжают.

Анна умирает. В этом ее продолжительном уходе из жизни, в описании характеров детей автор показал нравственные проблемы современников, проблемы эгоизма, озлобленности на всех, зависти, вечной занятости, что не дает возможности быть внимательнее к родным людям. Трагедия детей еще и в том, что они сами не понимают всего этого.

Название повести «Последний срок» можно трактовать по-разному. Кому отведен этот последний срок: матери, которая умирает, или детям, чтобы они поняли все свои недостатки и достойно проводили мать в последнюю путь. Но дети так и не использовали этого «последнего срока».

Анализ 2

В этом произведении автор, рассказывая незатейливую историю о старухе, собравшейся умирать и желающей попрощаться со своими пятерыми детьми, размышляет по поводу смерти русской деревни и нравственном развитии современного общества.

Восьмидесятилетняя Анна, собравшаяся попрощаться перед смертью со своими детьми, является яркой представительницей старой российской глубинки, носительницей патриархальных нравов. В ходе повествования Распутин показывает, что все ее дети отошли от подобного мировосприятия, хотя и двигались в разных направлениях.

Дочь Люся олицетворяет прагматичное отношение к жизни. Она, конечно, приехала попрощаться с матерью, но интересуется только деталями предстоящих похорон. В частности, не теряя времени, она шьет тут же себе платье для этой церемонии.

При этом, на примере Люси, переехавшей в райцентр, писатель показывает тягу к корням, к оставленной деревенской жизни, которая не до конца выветрилась у новых горожан. Вид родной деревни пробуждает у Люси теплые воспоминания о старом коне. Однако все это только ностальгия, система ценностей и отношение к жизни у нее изменились.

Другая дочь – Варвара представлена более сентиментальной. Она выражает глубокую скорбь, но, будучи человеком небольшого ума, начинает оплакивать мать, пока та еще жива. Варвара не перебралась в город, но ее внутренний мир также подвергся изменениям под влиянием веяний времени. Корень писатель видел не столько в перемене людьми места жительства, сколько во внутренних изменениях.

Третья дочь Анны – Татьяна, которую мать именуют как в детстве Танчура, вообще, не приезжает из Киева. Это символизирует полный разрыв старого и нового жизненного уклада. В произведении подчеркивается, что Татьяна была самой любящей и именно ее приезда мать хочет дождаться. Однако влияние нового общества сильнее родственных чувств.

Сыновья умирающей Анны Илья и Михаил символизируют новое отношение к жизни, показанное через сцену их совместной попойки. Несмотря на то, что Илья живет в городе, он постоянно ищет лучшего и хочет устроиться в жизни, а Михаил более безалаберный и ему достаточно родной деревни, их взгляды во многом схожи. Братья не труженики, они не увлечены каким-то делом, поэтому работают лишь по необходимости, спустя рукава. Разумеется, что при такой жизни каждый из них постоянно накапливает много негативных эмоций, которые они снимают одним способом – через выпивку, дающую им хотя бы на время психологический комфорт.

Смерть старой Анны символизирует, что мир неуклонно меняется, а пример ее детей, по мысли Распутина, должен показать, что в духовном отношении изменения не ведут к лучшему.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Распутина Последний срок

Популярные сегодня темы

В произведении Тургенева Муму Степан является второстепенным персонажем. Степан служит лакеем в доме старой барыни, крепостной крестьянки

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему

Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.

Музыку неспроста называют универсальным языком общения. Это один из видов искусства, который не может оставить равнодушным. Одному нравятся классические композиции, другой любит тяжёлый рок, третий – фолковые мелодии.

В творчестве каждого великого художника тема любви занимает ведущее место. Отношения между мужчиной и женщиной – самые волнующие, не поддающиеся однозначному толкованию. Невозможно найти одинакового подхода к этой теме у разных писателей.

Повесть «Последний срок»

Повесть «Последний срок», которую сам Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы и пороки общества.

В повести речь идёт о жизни и смерти. Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни – рождение человека – навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек, тем более человек преклонного возраста, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас. Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц, как это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», – так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» – так она заканчивается.

Главное действующее лицо повести – старуха Анна. Ей было уже восемьдесят лет. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, – это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. Анна не боится умереть, более того – она готова к этому последнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки» («Восемьдесят годов, как видно, одному человеку все-таки много, если она поизносилась до того, что теперь только взять да выбросить. »). И немудрено, что устала, – вся жизнь бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз.

И вот пришло время, когда сил не осталось вовсе, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не сказав им прощальных слов, не услышав напоследок их родных голосов.

Дети Анны – типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери, почему-то очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришёл срок умирать, только ради них осталась ещё на несколько дней на этом свете и прожила бы она ещё сколько угодно, лишь бы они были рядом.

«За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью, как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война. Но пятеро сохранились: три дочери и два сына. Одна дочь жила в районе, другая в городе, а третья и совсем далеко – в Киеве. Старший сын с севера, где он оставался после армии, тоже перебрался в город, а у младшего, у Михаила, который один из всех не уехал из деревни, старуха и доживала свой век. »

Вот он-то, Михаил, и оповестил всех телеграммами о том, что мать плоха и чтоб приезжали: мало ли что может случиться.

И они приехали – хоронить: Варвара, Илья и Люся настроились именно на это, временно одев мысли в подобающие случаю одежды и закрыв зеркала души темной тканью предстоящего расставания. Каждый из них, конечно, по-своему любил мать, но все они одинаково отвыкли от нее, давно отделились, и то, что связывало их с нею и между собою, превратилось уже в нечто условное, принимаемое разумом, но не задевающее душу. Они обязаны были приехать на похороны, и исполнили эту обязанность.

Но Анна, находясь «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти», ждала их живой; потому и жила еще, что ждала. Она сама себе назначила срок, и организм ее, следуя последней воле и зная, что подождать – это единственное усилие, которое теперь от него требуется, неведомо, откуда черпал энергию, необходимую лишь для дыхания да для прерывистой работы мысли. Все главное, для чего он был создан и существовал, «если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей», было давно исполнено. Дети, за исключением далеко живущей Татьяны, прибыли, собрались, ждут.

Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь еще теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама еще жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить ее», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьет скроенное еще в городе траурное платье. Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.

И Анна, находясь уже одной ногой на том свете, сумела найти в себе силы возродиться, расцвести, и всё ради своих детей. «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать».

А что же они – дети? А они решают свои проблемы, и, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не заругать, не сказать лишнего – всё для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на ее странное возрождение.

Каждый из них в тяжёлые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась и закончилась с «манной каши», которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не сделал сам. С самой первой встречи этих людей между ними начинаются споры и ругань. И так проходили дни: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство.

Анна ждала детей, чувствуя настоятельную внутреннюю потребность благословить их на дальнейший путь по жизни; дети торопились к ней, стремясь как можно тщательней исполнить внешний долг. Невидимый и, быть может, даже неосознаваемый во всей его полноте, этот конфликт миропонимании в повести находит свое выражение, прежде всего, в системе образов. Не дано выросшим детям понять трагизм явленного им надлома и грядущего разрыва – так что ж поделать, коль не дано? Распутин выясняет, почему так случилось, почему они – такие?

«Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту». Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гаев, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов, мать жива. Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх. «Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет».

Напившись основательно и чувствуя себя на следующий день так, «будто их через мясорубку пропустили», Михаил и Илья основательно опохмеляются и на следующий день. «А как не пить? — говорит Михаил. — Лень, второй, пускай даже неделю — оно еще можно. А если совсем до самой смерти не выпить? Подумай только, ничего впереди нету. Сплошь одно и то же. Сколько веревок нас держит и на работе, и дома, что не охнуть, столько ты должен был сделать и не сделал, все должен, должен, должен, должен, и чем дальше, тем больше должен — пропади оно все пропадом. А выпил, как на волю попал, все сделал, что надо. А что не сделал, не надо было делать, и правильно сделал, что не делал». Это не значит, что Михаил и Илья не умеют работать и никогда не знали другой радости, кроме как от пьянства. В деревне, где они когда-то все вместе жили, случалась общая работа — «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров, с отчаянным уханьем поваленных лесин, отзывающимся в душе восторженной тревогой с обязательным подшучиванием друг с другом. Такая работа случается один раз в сезон заготовки дров — весной, чтобы за лето успели высохнуть, приятные для глаза желтые сосновые поленья с тонкой шелковистой шкуркой ложатся в аккуратные поленницы». Эти воскресники устраиваются для себя, одна семья помогает другой, что и сейчас возможно. Но колхоз в селе разваливается, люди уезжают в город, некому кормить и выращивать скот.

Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил. Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что ее направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая ее сила. …Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…

Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, еще больше взбадривается и выходит на крыльцо. Ее навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? — говорит Мирониха. — Тебя пошто смерть-то не берет. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».

Горюет Анна, что среди собравшихся у ее постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она ее называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным, людским. Старуха ждет приезда дочери, но та, к сожалению, не приехала, и тогда «в старухе вдруг что-то оборвалось, что-то с коротким стоном лопнуло». Из всех детей только Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью, и он взял на свою душу грех. «Не приедет Ваша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала», – пересиливая себя, ставит он точку. И этот акт его жестокого милосердия стоит сотен ненужных слов.

Так и не дождавшись дочери, старуха решает умереть. Анна взмолилась: «Господи, отпусти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая». Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора…

Старуха много раз думала о смерти и знала ее как себя. Свою смерть, «матушку-смертыньку», она представляла такой же древней, изможденной старухой. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой. Так все оно и выходит.

Собственный уход в «дальнюю сторонушку» распутинская героиня провидит с удивительной поэтической отчетливостью, во всех его стадиях и деталях. Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в раннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть, «отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отчаянно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой цепи поколений, в которой он накинул «новое кольцо».

И себя Анна вспомнила в самый дивный момент своей жизни: «Она не старуха – нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке. И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее oт этого кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди».

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь, жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения, для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой.

Во внутренних монологах Анны, в её непрерывных раздумьях, когда каждое суждение, каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего, предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда, когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти. Да, всепрощение и надежда, выстраданные собственной жизнью, которая подошла к концу и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд, которым создано всё вокруг неё.

Задав с самого начала произведению философский настрой, сообщенный уже одним присутствием смерти рядом с человеком, Валентин Распутин, не снижая этого уровня, когда речь заходит уже и не об Анне, но, может быть, именно из философской насыщенности черпая тонкий психологизм, создает портреты детей старухи, с каждой новой страницей доводя их до филигранности. Складывается впечатление, что этой скрупулезной работой, этим воссозданием мельчайших подробностей их лиц и характеров, он оттягивает и саму по себе смерть старухи: не может же она умереть, пока читатель не увидит воочию, до последней морщинки, тех, кого она родила, кем гордилась, кто, наконец, остается вместо нее на Земле и будет продолжать ее во времени. Так и сосуществуют они в повести, мысли Анны и поступки ее детей, то – изредка – сближаясь, почти до соприкосновенья, то – чаще – расходясь до невидимых далей. Трагизм не в том, что они ее не понимают, а в том, что им и в голову не приходит, что действительно-таки не понимают.

Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний срок», а ради живых, эта долгая смерть нужна была, чтобы показать сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей: не нашли времени и для матери – самого родного человека.

Последний срок Анализ произведения Распутина

Завязка повести «Последний срок» незамысловата: Михаил, сын старухи Анны, давно не встающей, высохшей, только дыханием своим напоминающей, что ещё жива, телеграммой созывает родню. Собирается большая семья: сыновья, дочери, сами уже немолодые, ставшие родителями. Ждут задержавшуюся сестру Татьяну и, сами себе боясь признаться, ждут смерти матери. И это тягостное ожидание раскрывает каждого. Дети старухи Анны — Илья, Люся, Варвара, — приехавшие кто на попутке из соседнего села, а кто и на пароходе и самолёте за сотни километров, невольно хотят, чтобы всё скорее совершилось. Они сами, себя стесняясь и своего ожидания, объясняют, что оторвались от своих дел и от работы, ведь приехали «в не ближний свет»), выполнили свои обязанности. Смерть матери как трагедия воспринимается только автором, герои этого лишены. Вот старшая, Варвара «открыла ворота, никого не увидела во дворе и сразу, как включила себя, заголосила:

« Матушка ты моя-а-а-!»

А дальше Распутин добавит: «Варвара поднялась и отошла плакать к столу — где удобнее». Нет, она не бездушная, не чёрствая, она «рыдала долго, пристукивая головой о стол, зашлась слезами и уже никак не могла остановиться». Но автор параллельно этой картине плача (скорее уже ритуального, обрядового) даёт его восприятие глазами ребёнка. Пятилетняя Нинка, дочь Михаила, всё никак не поймёт, что происходит, она «пригибалась, чтобы заглянуть, почему Варварины слёзы не бегут на пол». Ребёнок в русской литературе — образ особый, знаковый. Это та чистая, ангельская душа, которой дано видеть или чувствовать истину или нести её другим героям. Появляется чувство, что эта пятилетняя Нинка увидела (и мы с её помощью это почувствовали) что-то нестрашное, неестественное в причитаниях Варвары.

Сама Анна смерти не боится, она даже сердится, когда её в очередной раз «уколы фельдшерицы, за которой бегала Нинка, доставали с того света». Она причитала, упрашивала внучку:

— Сколько раз я вам говорила: не трогайте меня, дайте мне самой на спокой уйти … Ты не бегай боле за ней, не бегай … спрячься за баню, подожди, потом скажи: нету её дома.

И бабка бесхитростно заканчивала наставления внучке:

— Я тебе за это конфету дам — сладкую такую.

Передавая неспешные, тягучие мысли Анны, её воспоминания, Распутин выстраивает нехитрую историю её жизни. А жила она просто, как речка бежит: работала, детей растила, годы друг за дружкой летели … и так же было с её матерью, и с матерью матери … Что это, растительная, разумом не одухотворённая жизнь, без единой мысли, жизнь-привычка? Или то самое естественное, гармоничное соединение жизни с вечным движением природы, слияние с миром, когда твоё место в этом вечном круговороте не требует осознания? Потому что оно именно твоё?! Сама Анна, размышляя, считает, что хорошую жизнь прожила, и мы понимаем, откуда у неё это чувство: у неё есть куда уйти и есть от кого уйти. Её жизнь видится звеном в бесконечной цепочке бытия, и потому она, выполнив предназначенное (была работницей, женой и матерью) ей природой и самим мирозданием, сольётся с этим вечным порядком и покоем. Не страшно!

А вот дети не знают, что делать, и растерянность эта, утверждает автор, не от страха потерять мать, а оттого, что они из вечного круга привычных забот и хлопот вырваны, а что делать перед ликом такого вот явления мира и не знают. И если мы чувствуем, что автор с несомненным уважением рисует последние дни старухи Анны и её мысли, то поведение детей воспринимается как ложное (просится слово «суетное»). Причём мы всё острее чувствуем, что эта суетность выделяется в тех героях, кто порвал с деревней (и с матерью тоже). Так возникает в повести тема матери и матери-природы, разрыв с которыми трагичен для человека. Острее всего мы видим это в образе Люси (а я ещё раз напомню, что для русской литературы именно героини-женщины были носителями особых, очень важных черт, передающих душевный склад, высшие ценности национального характера, и Распутин эту традицию подхватывает). Город наложил печать на Люсю вовсём: в характере, в поведении, в образе мышления, привычках. Всё ненатурально в ней, неестественно. Вот мать попросила поесть, в первый раз за несколько дней глотает жиденькую кашу, и дочь не находит иных слов, кроме уныло-казённых:

— Сейчас желудок перегружать нельзя.

Пусть он сначала это переварит …

А её письма из города?! «Скажите маме, что лекарства помогают при любой болезни в любом возрасте … Следите, чтобы мама зимой одевалась лучше … » Вроде бы и забота, внимание, но какой казённостью веет от этих прописных истин! Кто же не знает, что лекарства лечат, а зимой холодно? И с сестрой Люся говорит так же казённо: «С тобой, Варвара, совершенно невозможно стало разговаривать. Не забывай, пожалуйста, мы тоже достаточно взрослые и, наверно, пони маем, что делаем». Варвара обижается — городская сестра загордилась, но Распутин убеждён, что дело совсем в другом. Люся уже иная, чужая этому миру, где всё просто и мудро, а она живет теперь не душой, а какими-то иными правилами. Распутин даёт Люсе шанс вернуться в мир естественных чувств и естественных слов, когда она вспоминает детство, ягодные места, остров Лиственичник, грибы … «А помните, как мама всех нас отправляла рвать дикий лук за Верхнюю речку? Все вымокнем, вымажемся, пока нарвём И ещё соревновались, кто больше нарвёт. «Оставшись в лесу, наедине с собой, со своей памятью, Люся вдруг остановится, словно пытаясь вернуть что-то очень важное, покажется, что ещё немного, и она откроет душу тому естественному, что вот-вот охватит её, поймёт она что-то в нахлынувших чувствах, разберётся в воспоминаниях… Но жизнь Люси лишена смысла.

Автор готовит неожиданный поворот сюжета. Дети ожидают горя, прислушиваются к дыханию матери, Варвара плачет и плачет, Люся подносит к губам умирающей зеркальце — есть ли дыхание … А мать открывает глаза, просит кашки, той, «которую маленькой Нинке варила», а потом встанет, выйдет из избы, а Люся платье чёрное, траурное по ночам дошивает, а братья уже ящик водки на поминки купили, и писатель показывает, как эта водка помогает найти выход из неловкой ситуации: готовились пить за упокой, теперь решили во здравие! Сначала мужики в баньке прятались, а потом и во двор, осмелев, выйдут, ведь радость! И эти сцены, откровенно комичные, особенно неподдельный ужас Михаила, узнавшего, что дочь-глупышка едва не снесла в магазин бутылки, чтобы сдать и на вырученные деньги конфеток купить, эти забавные события накапливаются незаметно, словно собирается что-то неприятное, увеличивается, нагнетается тревога, стыдное, недостойное человека — и такое обыденное. Это суета, та мелочная суета жизни, которая явно несёт опенок пошлости, какой-то нравственной глухоты. И дело даже не в пьянке сыновей, не в скандале, который разгорится у постели матери, не в бессмысленных, пустых препирательствах братьев и сестёр … Зазвучат наигранно бодрые и такие фальшивые слова детей, которым нужно уезжать, как мать ни упрашивает. Почему-то страшными покажутся слова, которые скажут на пороге родного дома дети своей матери:

— И не обижайся на нас. Так надо.

Да, надо, только не по человеческим правилам, а по тому же закону суеты, который изломал, под себя перестроил души детей. Мать живёт по-другому. До сих пор она казнит себя за то, что виновата перед детьми. В голод, когда умирала маленькая Варвара, мать тайком доила Зорьку, бывшую свою, а теперь колхозную корову. Этим-то молоком дочку выходила, а себе грех этот (чужое взяла!) до сих пор простить не может, даже считает искренне, что неудавшаяся жизнь Варвары — с мужем нелады, дочка непутёвая — это следы того греха давнего, и себя казнит. Дети другие: они твёрдо знают, что живут правильно. И лишь один человек в доме, младший сын Михаил, пьющий, непутёвый, вдруг почувствует что-то очень важное и произнесёт, оставшись наедине с матерью:

— Ты не сердись на меня. Я, конечно, дурак … Не сердись на меня сильно. Дурак я.

И подберётся к бабушке после отъезда городских гостей внучка, пятилетняя Нинка, и, словно поняв что-то, почувствовав, сунет ей в руку свою самую большую ценность — конфету, и губы у старухи шевельнутся в улыбке. Старый, малый и дурак остались вместе, а умные, образованные, культурные уехали, так ничего и не поняв. Но мы-то понимаем, как важно Распутину показать, что всё то, что делает человека действительно человеком, всё ещё живо, живо в сердце, но только в том, которое умеет сопереживать, сострадать, чужую беду воспринимать так же остро, как свою. Вот только способность эта, по мнению Распутина, утрачиваются теми, кто разрывает духовную связь с землёй, с природой, с естественной жизнью. Вот как заканчивается «Последний срок»: «Старуха слушала не отвечая и уже не знала, могла она ответить или нет. Ей хотелось спать. Глаза у неё смыкались. До вечера, до темноты, она их ещё несколько раз открывала, но ненадолго, только чтобы вспомнить, где она была». Ни эпитетов, ни диалектизмов, просторечий, воспроизводящих говор Анны, ни сложного синтаксиса, ни разветвлённых конструкций. Самые простые языковые средства использует Распутин, чтобы сказать о смерти старухи Анны, понимая, что любое усложнение фразы, украшательство в такой ситуации стало бы отступлением от художественного вкуса, от правды, даже каким-то кощунством. Последнее предложение повести будет предельно простым: «Ночью старуха умерла». Так же просто, как жила, в той великой естественности) которая одна сохраняет человека и которая оказалась недоступна её детям, оторвавшимся от земли, от почвы) которой питается всё живое. Оторвались от матери, но вместе с тем и от матери-земли, от материнских корней.

Распутин Валентин. Анализ повести “Последний срок”.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Презентация посвящена 75-летию со дня рождения русского писателя Валентина Распутина. Работа представляет собой анализ повести “Последнийсрок”. Выделяются проблемы, поднятые автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_1.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

К 75-летию Валентина Распутина Анализ повести «Последний срок» Подготовила: учитель 1 квалификационной категории МБОУ «Гимназия №3» Сидорова Валентина Александровна

«… В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Распутин » ( И.А. Панкеев)

Повесть написана в 1970 году Повесть «Последний срок» Валентин Распутин называет «главной из своих книг». Он приоткрыл завесу над основными темами мировой литературы и искусства: жизнь и смерть , след человека на Земле, материнская любовь.

ппп «Деревенские старухи полны внутренней красоты и обаяния, они многое знают, говорят выразительным языком…» « Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил – ему тогда все безразлично …» В. Распутин

Сюжет Повесть начинается с фразы: «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят»… И заканчивается коротким предложением: «Ночью старуха умерла». Бесхитростная ситуация! Сюжет повести прост, в ней очень мало событий, но произведение отличает философская насыщенность и тонкий психологизм.

Дети старухи Анны

Герои повести Старший сын Илья: «его лицо казалось нарисованным, будто свое Илья продал или проиграл в карты чужому человеку». Средняя дочь Люся стала «…городская вся с ног до головы, она и родилась-то от старухи по ошибке» (6гл. – центр повести) Михаил сердечнее и глубже остальных: «Вроде как загораживала нас, а теперь как на голом месте»… Таньчора – самый противоречивый образ: чуткая на ласку в воспоминаниях матери, но выглядит жестокой в своем отсутствии.

Теория пьющих: «Вы думаете мы мед пьем?» «Я так считаю: пьем потому, что такая необходимость – пить… Выпил, как на волю попал, освобождение наступило…» Такая свобода губительна для народа. В человека вползает моральная деградация.

Две подруги В диалогах с Миронихой господствует игровой тон старых деревенских подруг, яркий, чуть лукавый народный язык. – Оти-моти ! Ты, старуня , никак живая? Тебя пошто смерть-то не берет? Я к ей на поминки иду, думаю, она, как добрая, уж укостыляла , а она все тутака … – Ты разве девка не знаешь, что я тебя дожидаюсь… Мне одной-то тоскливо будет лежать, я тебя и дожидаюсь.

Внучка Нинка « Подняв руку, она стала гладить девчонку по плечу, согреваясь от этого приятного прикосновения к родному детскому телу душевным теплом – будто гладили ее…»

Проблемы повести Автор поднимает проблемы: ж изни и смерти; «о тцов и детей»; в заимоотношений людей; о тношения современного человека к природе; п ьянства; з начения Родины для человека.

Значение названия Последний срок отпустила себе бабка Анна, дожидаясь Таньчоры : «Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться». Последний срок отпущен ей самой для понимания себя, подведения жизненных итогов . Последний срок определен и для ее детей, чтобы они опомнились, задумались о равнодушном отношении к человеку, давшему им жизнь, о том, какую боль причиняют матери своей черствостью и эгоизмом.

Выводы Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку , погодите. Мне ничё боле не надо», – так и осталась неуслышанной ее уезжающими (или сбегающими?!) детьми . И это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Это был для них самый последний из последних сроков .

« Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать…» ( В.П. Астафьев ).

Нравственная проблематика в повести В. Распутина «Последний срок»

В основе многих произведений современных рус­ских писателей лежат нравственно-этические пробле­мы. Ведь несмотря на социальные, политические, экономические перемены, духовные ценности как инрода в целом, так и отдельно взятой личности, долж­ны оставаться вечными. Одним из писателей совре­менности, поднимающим эти темы в своих произведе­ниях, является В. Распутин. Его перу принадлежат такие известные произведения, как «Деньги для Ма­рии», «Пожар», «Прощание с Матерой». Но самой главной из своих книг писатель называет повесть « Последний срок ».

В основе этого произведения лежит бесхитростная ситуация — у постели умирающей матери встречают­ся братья и сестры, давно покинувшие ее в поисках лучшей доли. Настроившись на подобающий моменту скорбно-торжественный лад, предстают они перед ли­цом старухи-матери, доживающей последние дни в доме одного из сыновей — Михаила. Только ведь час смерти не запланируешь, и старуха Анна, вопреки всем прогнозам, не спешит умирать. «Чудом это полу­чилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать». Находясь на грани, она то слабеет, то вновь возвращается к жизни. Взрослые дети, предусмотрительно приготовившие и траурную одежду, и ящик водки на поминки, обеску­ражены. Однако они не спешат воспользоваться вы­павшими на их долю часами отсрочки смерти и пооб­щаться с матерью. Сковавшее всех в первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение, по­степенно спадает. Нарушается торжественность мо­мента, разговоры становятся вольными — о заработ­ках, о грибах, о водке. Возрождается обыкновенная жизнь, выявляющая и сложность в отношениях, и разность взглядов. В повести переплетаются трагиче­ские и комические моменты, возвышенное, торжест­венное и заурядно-бытовое. Автор намеренно воздер­живается от комментария к происходящему, переда­вая лишь течение событий. Да и вряд ли к этой ситуации могут потребоваться пояснения. А что же Анна, доживающая последние дни? Дни подведения итогов, наполненные размышлениями о пережитом. Перед глазами умирающей проходит вся жизнь с ее радостями и страданиями. Хотя много ли у нее было радостей? Разве, что это, запомнившееся с молодых лет: теплая парная после дождя река, потемневший песок. «И до того хорошо, счастливо ей жить в эту ми­нуту, смотреть своими глазами на его красоту. что у нее кружится голова и сладко, взволнованна ноет в груди». Вспоминаются и грехи, как на исповеди. А са­мый тяжкий грех — это то, что в голодное время дои­ла она потихоньку бывшую свою корову, по привычке забредающую на старый двор. Сдаивала то, что оста­валось после колхозной дойки. Да разве же для себя? Ребят спасала. Так и жила: работала, терпела неспра­ведливые обиды от мужа, рожала, оплакивала сыно­вей, погибших на фронте, выживших и выросших де­тей провожала в дальние края. Одним словом, жила так, как жили миллионы женщин того времени — де­лала то, что было необходимо. Она не боится смерти, потому что выполнила свое предназначение, не зря прожила на свете.

Невольно удивляешься мастерству писателя, су­мевшего так тонко отразить переживания старой женщины.

Повесть «Последний срок» — произведение неод­нозначное по своей тематике. Смерть матери стано­вится моральным испытанием для ее взрослых детей. Испытанием, которое они не прошли. Черствые и рав­нодушные, они не только не испытывают радость при неожиданной надежде на выздоровление матери, но и досадуют, словно она их обманула, нарушила планы, использовала время. Как результат этой досады, воз­никают ссоры. Сестры обвиняют Михаила в недоста­точно хорошем обращении с матерью, срыная на нем нервное напряжение, демонстрируя снос прспосходство над необразованным братом. И Михаил устраи­вает сестрам и брату беспощадный экзамен: «А что,— кричит он,— может кто-нибудь из вас заберет ее? Кто из вас больше всех любит мать?». И никто не принял этого вызова. И предательство это имеет свои корни — черствость, равнодушие, эгоизм. Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви. На примере одной семьи писатель раскрыл черты, присущие всему обществу, напомнил нам о том, что, предавая своих близких, отказываясь от идеалов доб­ра, завещанных нам предками, мы, в первую очередь, предаем себя, своих детей, воспитывающихся на при­мере нравственного вырождения.

Читайте также:  Суть пьесы Ревизор Гоголя
Ссылка на основную публикацию