Анализ произведения Уайльда Портрет Дориана Грея

Анализ «Портрет Дориана Грея» Уайльд

«Портрет Дориана Грея» – одно из самых популярных произведений О. Уайльда. Существует более тридцати вариантов экранизации романа. Важную роль в нем играет притчевая составляющая, поэтому смысл произведения следует искать между строк. В школе «Портрет Дориана Грея» изучают в старших классах. Быстро подготовится к уроку и освежить знания о романе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения. Для удобства разбор составлен по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1891.

История создания – Исследователи считают, что на создание «Портрета Дориана Грея» О. Уальда вдохновили образ Фауста, распространенный в мировой литературе и произведения «Шагреневая кожа» О. Бальзака и «Наоборот» Гюисманса.

Тема – В произведении развиваются темы красоты внешней и внутренней, истинного смысла жизни.

Композиция – О. Уайльд описал жизнь Дориана Грея от юных лет и до старости. Существует две версии романа – в 13 и в 20 главах. Каждая глава посвящена определенному событию. В одной из глав автор сумел вместить события, происходившие в жизни Дориана Грея последние 20 лет. Анализируемое произведение – сплетение событий и философских размышлений.

Жанр – Философский роман.

Направление – Модернизм.

История создания

Работа над романом «Портрет Дориана Грея» длилась всего три недели. Впервые он увидел мир в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта» в 1890 г. Однако через некоторое время О. Уайльд внес в свое произведение изменения: переделал некоторые главы, добавил 6 новых и предисловие, которое сегодня считается манифестом эстетизма. Вторую версию произведения издали весной 1891 в Лондоне отдельной книгой.

Публикация романа стала причиной скандала в обществе. На него обрушилась критика со стороны политической элиты. Произведения посчитали аморальным. Появились требования запретить «Портрет Дориана Грея», а его автора судить. Тем не менее, обычные читатели восприняли его на ура.

В «Портрете Дориана Грея» анализ следует начинать с характеристики мотивов произведения.

В мировой литературе тема красоты занимает почетное место. Раскрывается она и в романе Уальда. В контексте этой темы поднимаются проблемы любви, человеческих пороков, старости и др.

Главные герои произведения – Дориан Грей и Лорд Генри. Также важную роль в реализации проблематики играют образы художника Бэзила, Сибилы и Джеймса Вэйн. В начале романа читатель знакомится с Дорианом Греем. Это молодой очень красивый человек, с которого художник Бэзил срисовал портрет. В мастерской Безила юноша познакомился с лордом Генри. Здесь же он признался, что очень хотел бы, чтобы старел портрет, а он всегда оставался красивым.

Желание Дориана Грея исполнилось. Шли годы, а он оставался молодым красавцем. При этом герой умел ценить только внешнюю красоту. Это убило его любовь к Сибиле Вейн. Самолюбие мужчины стало причиной смерти Сибилы. Эта трагедия была только началом порочного пути Дориана Грея. После этого он погубил еще не одного человека. С каждым его поступком портрет менялся. Вскоре изображенный на нем юноша превратился в безобразного старика.

Дориан Грей понимал, что портрет – отображение его души, поэтому скрывал его ото всех. Когда же Бэзил обнаружил новое изображение, бывший натурщик убил его.

Основная мысль романа – человеческие пороки и уродливую душу не спрячешь под красивой внешностью. Нужно бороться с самой сутью своих пороков, нельзя позволять, чтобы самолюбие завладело душой, вот чему учит роман О. Уайльда.

Композиция

О. Уайльд описал жизнь Дориана Грея от юных лет и до старости. Существует две версии романа – в 13 и в 20 главах. Каждая глава посвящена определенному событию. В одной из глав автор сумел вместить события, происходившие в жизни Дориана Грея последние 20 лет. Сюжет произведения развивается последовательно: от экспозиции до развязки. Тесное сплетение событий и философских размышлений дает читателю возможность вникнуть в суть темы.

Жанр произведения – филосорфский роман, о чем свидетельствуют такие особенности: главная проблема остается открытой, важную роль играет поучительная составляющая. Направление произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» – модернизм.

Анализ романа «Портрет Дориана Грея» (Оскар Уайльд)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.12.2019 · Обновлено 09.12.2019

Английская литература внесла огромный вклад в мировую культуру. Эта страна породила немалое количество самобытных и ярких писателей. Девятнадцатый век воспринимается, как период рассвета Великобритании и в политике, и в экономике, и в культуре. На излёте этого важного для всех англичан века и творил Оскар Уайльд, ставший, пожалуй, лицом самого этого периода, и одним из наиболее известных по всему миру английских писателей наряду с Уильямом Шекспиром и Джорджем Оруэллом. Наиболее известным творением Уайльда, с которым в наши дни и ассоциируется этот писатель, является роман «Портрет Дориана Грея». Анализ книги по плану и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания романа «Портрет Дориана Грея» откроет читателю многие интересные факты:

  1. Девятнадцатый век в Англии вошёл в историю под названием «Викторианская эпоха». Наряду с колоссальными достижениями научно-технического прогресса и британской дипломатии особенностью этого периода стало установление в высших кругах английского общества строжайших морально-этических рамок. Верхи английского общества стремились к рафинированию своей жизни, созданию ослепительного внешнего эффекта, за которым, однако, по-прежнему скрывались многочисленные пороки и моральное разложение.
  2. Искусство декаданса, в котором и работал сам Уайльд, родилось во многом из протеста части английской интеллигенции против такого жизненного уклада, взращивавшего лицемерие, высокомерие и снобизм. Вместо того, чтобы маскировать болезни общества, включая собственную порочность, декаденты стремились обнажить их, выставить напоказ, даже находя в этом некоторое удовольствие. Вдохновения для своего творения Оскар Уайльд черпал из готических романов и драматических произведений эпохи Просвещения, среди которых был небезызвестный «Фауст» Иоганна Гёте, из которого он подчеркнул мистику и общую мрачность.
  3. Автор написал роман всего за две недели и на спор: он решил доказать, что сможет в рекордные сроки написать самую громкую книгу, о которой будут говорить абсолютно все. Он выиграл пари: Портрет Дориана Грея стал ошеломляюще известным и резонансным творением, правда, со знаком «минус». Большинство читателей из высших слоев увидели на страницах оскорбление в свой адрес.
  4. Оскар Уайльд был осужден за свой роман и сидел в тюрьме по обвинению в нарушении моральных норм и оскорблении общества. Да-да, пуританская Англия тоже высоко слишком ценила свое достоинство, чтобы позволить его оскорбить без уголовного преследования.

Жанр и направление

Уайлд творил в абсолютно новом на тот момент времени литературном направлении для мировой литературы, имя ему модернизм. Писатель не стремится к дотошному отображению реальности, ставя саму идею и средства выразить её выше непосредственной реалистичности происходящего. Структура произведения далека от классической, повествование подаётся эпизодами и со стороны нескольких персонажей.

Жанр «Портрета Дориана Грея» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое число персонажей. События, описываемые в романе, оказывают значительное влияние на мир самой книги и имеют значительные последствия.

Суть: о чём роман?

Роман «Портрет Дориана Грея» рассказывает, как однажды талантливый художник Бэзил Холлуорд, разговаривая с лордом Генри Уоттоном рисует портрет своего друга – Дориана Грея. Когда разговор заходит о самом Дориане, лорд Генри начинает очень интересоваться юношей.

Когда появляется сам Грей, интерес Уоттона только усиливается. Тем временем Дориан, взглянув на свой портрет, опечаливается тому факту, что картина Бэзила всегда будет прекрасной, а сам Дориан обречён на старение и смерть, юноша желает, чтобы старел портрет, а он сам всегда оставался молодым.

Лорд Генри начинает осуществление своего замысла: он желает развратить наивного и чистого Грея, сделать его таким же порочным, как и он сам.

Проходит некоторое время, Дориан влюбляется в простую актрису – Сибилу Вэйн. Он приглашает Бэзила и Генри на спектакль, в котором девушка исполняет роль Джульетты. Однако по иронии судьбы именно любовь губит Сибилу, когда она начинает вкладывать в роль свои реальные чувства в Дориану, невзыскательная публика освистывает её, а Дориан разрывает с ней отношения. На следующий день главный герой хочет помириться с возлюбленной, но девушка кончает жизнь самоубийством.

Лорд Генри советует Дориану продолжать жить, как ни в чём не бывало, не терзая себя чувством вины. Грей поддаётся сладким речам Уоттона, и с этого момента начинается его падение. Внешне герой остаётся прежним, однако портрет, созданный Холлуордом, начинает постепенно преображаться: на лице нарисованного на нём Дориана появляется жёсткая морщинка. Юноша понимает, что портрет берёт на себя всё зло, которое он творит, а сам Дориан остаётся таким же прекрасным и молодым.

Проходит двадцать лет. Дориан окончательно принимает жизненную философию Лорда Генри, ведёт порочный образ жизни и так же, как и Генри когда-то, развлекается тем, что увлекает за собой в пучины порока молодых людей. За всё это время герой не постарел ни на день, и только его портрет становится всё отвратительнее и отвратительнее.

Однажды судьба снова сводит Дориана с Бэзилом Холлуордом, который возмущён поведением своего друга и пытается его вразумить. В ответ на упрёки Грей показывает Бэзилу злополучный портрет, на котором вместо прекрасного юноши изображён мерзкий старик. Холлуорд приходит в ужас, Дориан, однако, тоже теряет над собой контроль, начиная винить художника в своём грехопадении, и в гневе убивает его.

Растворив тело своего бывшего друга в азотной кислоте, Дориан возвращается к привычному образу жизни, но неожиданно судьба сводит его с братом Сибилы Вэйн – Джеймсом, который ищет Дориана Грея, желая убить его. Использовав хитрость, герой избегает расправы, а сам Джеймс вскоре случайно погибает.

Однако Дориан чувствует не облегчение, а только лишь опустошённость и одиночество. Старик на злополучном портрете становится ещё более омерзительным, чем раньше. Герой пытается встать на путь исправления отпуская деревенскую девушку, которую он хотел опорочить, но, взглянув на портрет, увидел, что этот добрый поступок был всего лишь проявлением тщеславия. Обезумев, Дориан бросается на картину с ножом. На утро слуги находят в доме Грея портрет прекрасного юноши и лежащего рядом с ним старика с ножом в груди. По перстню они узнают в мертвеце Дориана Грея.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в романе «Портрет Дориана Грея» обозначены в таблице. Многомудрый Литрекон может ее обогатить новыми персонажами, если Вы напишите, кого не хватает?

Дориан ГрейПрекрасный и наивный юноша с золотыми кудрями. Мечтателен и себялюбив. Ведомый и слабовольный человек, которого соблазняет вседозволенность гедонизма. Испытывает отвращение перед материальным миром, предпочитая прятаться от него в мире эстетики. Из-за этого истинные чувства Сибилы вызывают у него отвращение, а духовная слабость и ветреность делают его лёгкой добычей для искусителя лорда Генри.
Лорд Генри УоттонМужчина среднего возраста. Аристократ. Нигилист, циник и распутник. При этом крайне остроумный и приятный в разговоре человек. Постоянно говорит афоризмами. Несмотря на своё пренебрежительное отношение ко всем социальным нормам, умудряется спокойно существовать в обществе, где его все принимают и уважают.
Бэзил ХоллуордМолодой человек. Талантливый художник, ценящий искусство и красоту больше всего на свете. Преклоняется перед Дорианом Греем. Желая спасти его душу, вступает в схватку с Уоттоном, но из-за своей нерешительности терпит сокрушительное поражение, которое приводит к падению Дориана и смерти самого Бэзила.
Сибила ВэйнСимпатичная и одаренная девушка. Актриса захудалого театра. Любовь к Дориану пробудила в ней искренние чувства. Она стала презирать театр и своё место в нём, видя неискренность и наигранность всего, что происходит на сцене. Девушка попыталась по-новому сыграть роль Джульетты, вкладывая в эту роль свои искренние чувства, однако ни зрители, ни сам Дориан не оценили её игры. Сам Дориан отверг Сибилу, что толкнуло девушку на самоубийство.

Тематика в романе «Портрет Дориана Грея» охватывает все популярные мотивы в литературе, но раскрыты они не типично и с мастерством настоящего писателя:

  • Любовь – на примере Сибилы Уайлд показывает, как чувство любви может заставить человека переосмыслить всю его жизнь, сделать его лучше и искреннее. Но в то же время писатель говорит о том, что искренним эмоциям нет места в обществе, погрязшем в пороках и эскапизме.
  • Мистика – в основе сюжета лежит художественное допущение. Магическое свойство портрета, созданного Бэзилом, показывает нам развитие персонажа Дориана, его истинные чувства, и в итоге приводит его к трагическому концу.
  • Искусство в романе жёстко противопоставлено реальной жизни. Персонажи романа – Дориан и Бэзил, принципиально отказываются жить в реальном мире, который вызывает у них страх и отвращение. Творчество автор наделяет магическими свойствами, образуя романтическое двоемирие. Истинный характер Дориана сталкивается с его обманчивой ангельской наружностью, которую навечно запечатлела волшебная кисть одаренного художника.
  • Добро и зло – устами Лорда Генри Уайльд говорит об относительности традиционных моральных ценностей и самих понятий добра и зла в лицемерном обществе, в котором люди стремится лишь к внешним проявлениям добродетели, внутри оставаясь ничтожными и греховными.
  • Красота – по мнению писателя, настоящая красота есть только в искусстве и стоит выше реальной жизни. Тот, кто хочет достигнуть настоящего совершенства, должен отринуть скучную реальность. Немногие люди на это способны, и лишь единицы способны таким образом обрести счастье.
Читайте также:  Сочинение Анализ рассказа Тартюф Мольера

Проблемы

Проблематика в романе «Портрет Дориана Грея» может быть описана более подробно, если читатель сообщит Многомудрому Литрекону, что добавить?

  1. Гедонизм – писатель с особым удовольствием вырисовывает картину разврата и морального разложения английского общества. Именно по этому пути идут лорд Генри, а за ним Дориан Грей и сотни других молодых людей. Уайлд показывает, что порок неизбежно приводит человека к полному краху. Только исключительные люди, вроде лорда Генри, способны удержать баланс и не погубить себя.
  2. Судьба художника – на примере Бэзила Оскар Уайльд показывает, как искусство может влиять на жизнь людей, пробуждать в них чувства и показывать вещи такими, какие он есть на самом деле. К несчастью для художника, ответственность творца чаще всего оказывается слишком велика для обычного человека, и ничего, кроме разочарования и страданий, настоящего художника не ждёт.
  3. Отчаяние – итог героя закономерен. Выбрав путь разврата и лицемерия, Дориан Грей пришёл к одиночеству и отчаянию, которые свели его с ума и привели к гибели.
  4. Лицемерие ханжества. Общество одержимо показной добродетелью, но на самом деле оно лишь скрывает свои подлинные чувства за маской праведника. Так, многие знакомые лорда Генри сначала идут в церковь, а потом с улыбкой ловят каждое слово атеиста.

Основная идея

Оскар Уайльд создал провокационное произведение, в котором показал высший свет английского общества в максимально неприглядном свете. Лицемерие и разврат показаны, как неотъемлемая часть жизни аристократов, которые соблюдают лишь внешние приличия. Метафора портрета лишь усиливает впечатление: на светских приемах мы видим собрание картин с застывшими масками, а реальные люди раскрываются в притонах, кабаках и других местах, где можно не прятать свою порочность. Такова главная мысль романа «Портрет Дориана Грея».

В книге писатель рассуждает о том, как человек может бороться с несовершенством мира: сбегать ли от него в совершенный мир искусства, как Бэзил, или принять правила игры и обратить их себе на пользу, как лорд Генри? В любом случае устранить царящую в обществе подлость не удается, и Дориан становится жертвой этой закономерности: он погиб под тяжестью своей лжи, не выдержав конфликта своей реальной сущности с тем, что он изображает на публике. Смысл романа «Портрет Дориана Грея» отсылает нас к классическому сюжету о сделке с дьяволом: рано или поздно человеку приходит счет, и он расплачивается душой за то, что выторговал на перекрестке. Дориан отдал душу за красоту и молодость, но все это обратилось в иллюзию: наедине с собой герой все равно ощущал старение.

Чему учит?

«Портрет Дориана Грея» заставляет задуматься о том, к чему человек может прийти, если уступит своим самым низменным желаниям. Из романа человек может подчерпнуть важность самоконтроля и сдержанности, а главное — честности перед самим собой. Мораль книги заключается в необходимости принять свою сущность без купюр и признать свою порочность, а не вести двойную жизнь на потребу дня.

Это произведение подчёркивает значимость настоящего искусства, но в то же время говорит о том, как опасно всю жизнь гоняться за призрачной красотой, избегая окружающей действительности.

Критика

Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.

В ответ на 216 печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали.

Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.

О. Уальд “Портрет Дориана Грея” – полный анализ произведения

Рассмотрение противостояния морали Уайльда морали Достоевского. Характеристика мифических сюжетов в романе. Пересечение сюжетных линий романа “Шагреневая кожа” Бальзака и О. Уальд “Портрет Дориана Грея”. Описание философии сэра Генри и его цель.

РубрикаЛитература
Виданализ книги
Языкрусский
Дата добавления21.08.2017
Размер файла16,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

О. Уальд “Портрет Дориана Грея” – Полный анализ произведения

уайльд портрет грей

Сейчас наступает время дорианов греев, все ведут двойную жизнь – от высших политиков, до школьных учителей, возвращается двойная мораль. И в этом смысле Дориан Грей – это герой нашего времени.

Нам интересно проанализировать роман О. Уайльда именно с современной точки зрения. Охватить композиционно те противоречия, которые свойственны нашему времени и времени Дориана Грея. Еще Достоевский писал о человеке, что в нем «Бог и дьявол борются, а поле битвы – душа». Именно об этом следует помнить, размышляя над уайльдовским романом. Нас, прежде всего, будет интересовать тайная параллельная жизнь человека, а это и есть сердцевина его жизни, подлинное существование, часто порочное, не всегда приличное и нравственное.

Для Уайльда человечность – это поведение в экстремальной ситуации, хотя весь его роман – это и есть экстремальная ситуация. У него душа человеческая — нечто материальное, то, что можно продать, заложить, отравить, спасти, разменять. Тем не менее, автор не скрывает, что вся история с Дорианом Греем вымышленная – «передача красивых небылиц — вот подлинная цель искусства», тем ценее для нас смысл заложенный в небылице, тем тщательнее мы ищем мораль в этой басне с портретом.

Читая роман мы очень часто видим противостояние морали Уайльда морали Достоевского, цитировавшегося нами ранее. Нам кажется, что Дориан Грей – это герой Достоевского, тем не менее, он полная противополжность всем человеческим типам, изображаемым русским писателем.

Не случайно Дориан Грей влюблен не столько в актрису Сибилу Вэйн, а в те роли, которые она играет, — Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам — музыкант и страстно любит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнего искусства. Это — декадентский вариант мифологемы Достоевского о том, что красота спасет мир. Красота губит личность, потому что это не настоящая красота, а дьявольская, что показывает портрет, который хранится у Дориана Грея. За сделку с дьяволом надо расплачиваться. Вся история, происшедшая с Дорианом Греем, — это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится таким безобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращается в нечто материальное — равновесие восстанавливается.

Вообще, с точки зрения сюжета, в романе Уайльда используется несколько мифов (или мифических сюжетов). Это, во-первых, миф о Нарциссе, который умер, увидев свое отражение в воде. Это, также и Фауст Гете, продавший совю душу за вечную молодость. В роли дьявола у Уайльда выступает лорд Генри, циник и имморалист, воспевающий «новый гедонизм», человек, который «всегда говорит безнравственные вещи, но никогда их не делает» Именно в разговоре с ним Дориан и говорит сакраментальную фразу: «Как это печально! — пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз от своего портрета. — Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день. Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это. за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!».

Так и получается: Дориан становится вечно молодым «отродьем Дьявола», как называет его проститутка в порту, а портрет гнусно стареет.

Дориан Грей влюблен в свое «второе я» портрет, подолгу смотрит на него и даже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, Грей все больше и больше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, по контрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сути кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе. Таким образом, та красота, о который размышлял Достоевский, описывая нам «убийцу и блудницу» не смогла спасти Дориана Грея. Напротив – она его погубила.

Сюжетная линия романа извилиста и напоминает нам «Шагреневую кожу» Бальзака, оба произведения философско-символические, сложно представить само действие, описываемое авторами. Однако помимо сходства, есть существенные различия. Уайльд создавал не реалистический роман, хотя некоторые сцены вполне правдоподобны. «Это ведь чисто декоративный роман! «Портрет Дориана Грея» — золотая парча!» — доказывал сам автор. У Уайльда нет цели описать характер своего героя многогранно, в его диалектики, что мы встречаем так часто, например, у Толстого, напротив – каждый его герой — это воплощение одной идеи: Дориан –стремление к вечной юности, лорд Генри — культ философии наслаждения, апологет гедонизма, Бэзил — жертвенная преданность искусству. Главное внимание в романе уделено не действию, не характеристикам, а тонкой игре ума, которую ведет лорд Генри, в чьих смелых парадоксах воплощены заветные мысли автора. В свою интеллектуальную игру Принц Парадокс вовлекает Дориана, поражая его воображение необычными и дерзкими речами. А слова для Уайльда гораздо важнее, чем факты, он, а с ним и его герои, полностью отдаются словесным поединкам.

Но тот пресловутый гедонизм лорда Генри не так уж и порочен. Он в чем-то перекликается с идеями Ницше. Путь гедониста освещен мечтой о прекрасном, о той красоте Достоевского, которая должна была спасти мир, но как бы некстати погубила его. «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. Если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, — мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы бы вернулись к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному» -проповедует нам лорд Генри, и не согласитться с ним попросту невозможно. И ведь никто в романе, кроме Бэзила и не пытается ему противоречить! «Вы прелесть, но настоящий демон-искуситель. Непременно приезжайте к нам обедать», — восклицает почтенная герцогиня. Подобные лорду Генри в почете в обществе того времени.

Оскар Уайльд часто отказывался называть вещи своими именами. Литература, по его мнению, не есть инвентарный список. У него не было особого сочувствия к страдальцам. Он полагал, что те, кто радеет за страдающих, выставляют напоказ лишь язвы и раны, отказываясь воспринимать жизнь человека как нечто целое, с его поражениями и победами. В этом «страдальческом» подходе ему виделась некая асимметрия, ущербность, отсутствие эстетики (то есть гармонии). Он инстинктивно полагал, что все живое, каким бы уродливым и аморальным оно ни казалось обывателю, имеет право на существование, когда воплощается, обретает форму, то есть собственную эстетику. Новая этика возникает тогда, когда зритель благодаря художнику-творцу воспринимает как прекрасное нечто такое, что раньше казалось аморальным, то есть уродливым.

В этом, собственно, и суть философии сэра Генри, духовного провокатора и соблазнителя Дориана Грея из романа. Жизнь – это лишь материал, глина в наших руках, руках художников-экспериментаторов жизни. В жизни все надо попробовать. И завороженный этой идеей Дориан смело пробует. Он экспериментирует с собственной жизнью. Но не только с собственной. И в этом, видимо, отличие позиции сэра Генри и Дориана. «Всякое преступление – вульгарно, – говорит сэр Генри, – а всякая вульгарность – преступна». Согласно сэру Генри, для людей вульгарных, лишенных воображения, преступление – это то, что для изощренного ума – искусство, то есть источник необычных ощущений. Согласно самому Уайльду, преступление как акт индивидуализма порой может походить на произведение искусства своей безупречностью в исполнении (об этом говорил еще Томас Де Куинси в своем эссе «Убийство как одна из форм искусства»); однако индивидуализм и свобода преступника кажущиеся: преступник, и убийца в частности, всегда имеет дело с другими людьми, с обществом, в это время как истинный художник ни от кого не зависит в своем творении и потому абсолютно свободен. Из этого следует, что преступник и убийца Дориан не выдержал экзамена: он-таки вульгарный ум, лишенный воображения, заключенный в тюрьму своих чувственных инстинктов.

Читайте также:  Анализ главы Медное (Путешествие из Петербурга в Москву)

Портрет Дориана Грея – это портрет его души, инвентарный список преступлений этого грешника. Уайльд верил, что есть на свете Некто, кто за нами следит и все записывает (или зарисовывает, как на неком портрете на небесах). Однако этот метод перевоспитания Дориана Грея весьма сомнителен, потому что вызывает у нас еще больше вопросов о путях возможного раскаяния в совершенных преступлениях. На первом этапе Дориана Грея особо не терзают муки совести. Он, однако, все еще озабочен своей репутацией (своим портретом) в глазах других. Но постепенно ему становится наплевать и на это – лишь бы остаться непойманным. Главный душевный изъян (грех) Дориана как человека в том, что он, лишенный воображения, нуждался в действиях, поступках (добрых или злых), чтобы испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Но действия, в отличие от игры ума, с определенного момента начинают повторять самих себя, то есть вызывать скуку и раздражение в первую очередь у того, кто эти действия совершает.

Собственно, Дориана Грея подавляет сам факт, что его внутреннее содержание (каковым и является портрет) воплощается в лице старика. Мысль (как и осмысленное чувство) старит, это несомненно. Адам был изгнан из Рая (то есть стал смертным, то есть начал стареть), когда вкусил плод с древа Добра и Зла, то есть стал мыслить. У идиотов, как известно, лицо ребенка. Дориан Грей не стареет, потому что не задумывается над своими поступками, над своим портретом. Он не задумывался над собственными преступлениями, потому что никогда по-настоящему не любил собственных жертв (сколько бы он в этом самому себе ни клялся).

Таким образом, мы видим, что в романе О. Уайльда все построено на противоречиях. С одной стороны – это дозволенность преступлений (опять вспоминается Достоевский), с другой – запрет на них, их неприятие. В этом и есть, по нашему мнению, суть творческого замысла автора «Портрета Дориана Грея».

Анализ романа «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея», анализ романа

В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования (гедонизм). Тему соотношения эстетических проблем с этичными нормами общества писатель сделал главной, начав с предисловия, а закончил экспериментом над жизнью главного героя – Дориана Грея.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые декларируют эстетическую программу автора. В парадоксальном виде повторяются основные принципы эстетизма: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту». Писатель не оставил без внимания и вопросы моральности искусства, разделив эти понятия как несовместимые. «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства». Но, не смотря на это, жизнь главного героя демонстрирует опасность искусственного разъединения этических и эстетических принципов.

Сюжет

Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Богатый, красивый юноша погрузился в мир наслаждений вслед за своим учителем лордом Генри Уоттоном, который подсказал идею вечной молодости, любуясь портретом Дориана в мастерской художника Безила Холлуорда. Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, «самого себя». Прекрасное произведение искусства получило часть души творца, способную влиять на других и покорять их. Но Дориана Грея привлекли не чувства Безила, а идеи лорда Генри, по мнению которого человек должен не доверять искусству, не учиться у него красоте, а самостоятельно искать ее в жизни.

Между художником и лордом разгорается борьба за душу и красоту юноши, победу в которой на первых же страницах романа получает лорд Генри, наверное, потому, что его слова упали на благодатную почву.

Дориан Грей пошел за своим новым учителем без долгих раздумий, променяв собственную душу на поиск вечных наслаждений. С помощью фантастических приемов автор материализовал слова юноши: «Если бы я мог остаться навечно молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все». И портрет, созданный Безилом, принял на себя, и груз времени, и моральную ответственность за жажду острых ощущений.

Наслаждение всегда требует жертв. Первой данью стала любовь к юной актрисе Сибилле Вейн. Но любовь быстро прошла, когда Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене. Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете. Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.

Эта новая жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир молодежи. Жадный до новых, необычайных ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с пышностью, собрал коллекцию гобеленов и редчайших парфюмов, драгоценных камней и экзотических музыкальных инструментов. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.

Дориану вскоре стало мало изысканных вещей и одинокой жизни. От светских салонов он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил. Он показал этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями. Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, растворив его в азотной кислоте.
Слишком поздно Дориана начинают терзать муки совести, он начинает завидовать всем людям чья совесть чиста и непорочна, в конце концов он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки. С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…

Прочитав анализ «Портрета Дориана Грея», обратите внимание на другие сочинения:

Смысл книги Портрет Дориана Грея — Оскар Уайльд

Одна из самых фантастических, но в тоже время и нравоучительных книг 19 века. «Портрет Дориана Грея» — это невероятная история о том, как портрет впитал в себя душу человека и отражал на себе все ее изменения.

Один из главных персонажей книги – это молодой и прекрасный внешне юноша, которого зовут Дориан Грей. Ему едва исполнилось 20 лет, и он случайно оказался в высшем обществе, где познакомился с художником Бэзилом, который, увидев юношу, решил запечатлеть его портрет.

Смысл названия книги «Портрет Дориана Грея»

Смысл названия книги «Портрет Дориана Грея» отсылает читателей к главной вещи, вокруг которой завязывается действие в романе. Портрет является необыкновенным, он способен воплотить в жизнь главное желание героя: не стареть с возрастом, всегда оставаться красивым и молодым.

Дориан совсем юн, наивен и добросердечен, он красив как внешне, так и внутренне. Однажды Дориан знакомится с лордом Генри, это знакомство оказывается роковым для Дориана. Лорд Генри умен, интересен, он любит выдвигать шокирующие гипотезы. Дориан слушает его и все сказанное лордом Генри воспринимает за правду.

О чем книга «Портрет Дориана Грея»

Размышляя, о чем книга «Портрет Дориана Грея»необходимо рассматривать произведение с разных сторон. Нужно видеть, как Дориан меняется, воспринимая сказанное лордом Генри за чистую монету. Все, что говорит лорд Генри, Дориан мечтает воплотить в жизнь. Они искренне восхищается своим новым другом, не понимая, что некоторые высказывания носят ироничный характер.

Однажды Дориан влюбляется в красивую и прелестную актрису, которую зовут Сибила. Девушка юна, чиста и наивна. Она одаривает молодого человека своей искренней любовью. Молодые люди заводят страстный роман. Однако, Дориан начинает играть чувствами своей возлюбленной, чем доводит девушку до самоубийства. Некоторое время Дориан переживает на счет смерти девушки, ведь он ее искренне любил, но вскоре лорд Генри успокаивает героя, и Дориан забывает о своем горе.

Дориан начинает вести развязную жизнь, он имеет беспорядочные любовные связи, устраивает непотребства. О Дориане ходят по городу различные противоречивые слухи, которые шокируют людей, знавших Дориана прежде. Моральный облик главного героя резко падает, но на его лице это никак не отражается, зато портрет героя начал изменяться, начиная со смерти Сибилы.

Портрет искажается, на нем появляется злая усмешка и следы употребления вредных веществ и ведения разгульного образа жизни. Каждый опрометчивый шаг и дурной поступок запечатлевает на себе портрет.

Художник, нарисовавший портрет, Бэзил приходит в гости к Дориану, чтобы поговорить с ним, помочь герою разобраться в себе. Бэзил не верит, что Дориан, тот светлый и добрый юноша, которого помнил художник, стал злым и опасным человеком. Герой показывает художнику его портрет и упрекает Бэзила в своих грехах. Поведав Бэзилу правду про портрет, Дориан решает убить художника. Воплотив свое решение в жизнь, Дориан избавляется от трупа.

Главного героя постоянно преследует паранойя, он начинает опасаться всего вокруг и постепенно сходить с ума. Дориан со временем понимает, что устал от разгульной жизни. Он пытается сделать доброе дело, чтобы оно отразилось на портрете, возродило его душу. Однако, у Дориана ничего не получается. Им движут не искренние побуждения, а собственно тщеславие.

Обозлившись на себя самого и на свою злую судьбу, Дориан решает уничтожить свой портрет, так как именно он, по мнению героя, является единственным свидетельством разгульной и злой жизни. Когда герой вонзает нож в портрет, то с ужасом понимает, что портрет приобретает изначальные черты, а он, Дориан, умирает и превращается в старого, гнилого человека, на котором запечатлены все его пороки.

Смысл произведения «Портрет Дориана Грея»

Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» заключается в том, что каждый поступок человека, любое его действие неизбежно остается на лице вечным отпечатком. Главный герой был юн и добр, но чужое мировоззрение его изменило, он поддался влиянию лорда Генри, который, сам того не желая, испортил юношу, привив ему новый взгляд на мир. Дориан Понял, что ему все разрешено, он чувствовал себя безнаказанным, однако, наказание нашло его.

Смысл финала романа «Портрет Дориана Грея» готовит о том, что ничто не проходит незамеченным. В результате, каждый получает то, что он заслужил. Дориан позволил себе разгульный образ жизни, он имел вредные привычки: пристрастился к опиуму, развратничал с разными женщинами. На портрете отобразились все грехи его обладателя: портрет старел, на нем появились следы сифилиса, который заработал его хозяин, посещая различные бордели. Внешне Дориан не старел и выглядел все так же прекрасно, однако душа его уже прогнила, что было отображено на портрете.

Дориан привык видеть во всех своих грехах чужую вину, он не желал признавать самого себя виновником всех бед, произошедшим с ним. Герой романа так и не осознал, что в первую очередь, он сам виновен во сем, что с ним произошло.

Автор, на примере своего героя, решил показать читателям, как опасно и вредно дурное воспитание. Дориан подвергся влиянию лорда Генри, который зародил в душе героя злые помыслы. Именно лорд Генри подтолкнул Дориана, молодого и доброго юношу, к распутствам и преступлениям. Стоит отметить, что сам лорд Генри, не смотря на свои рассуждения и идеологию, по ним не жил, многие свои мысли он выражал иронично, ставя своеобразный эксперимент над главным героем.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Портрет Дориана Грея». Мы с нетерпением будем ждать!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 13

О. Уальд “Портрет Дориана Грея” Полный анализ произведения

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

О. Уальд “Портрет Дориана Грея” – Полный анализ произведения.

Титульный лист оформляется самостоятельно.

Служит для нумерации. Нумерация начинается с титульного листа.

Внимание! Перед сдачей преподавателю рекомендуется полностью прочитать работу.

Начало романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” представляет собой вполне мирную картину. Мы видим талантливого художника, который пишет прекрасный портрет и мечтает сохранить его в тайне ото всех. На портрете Бэзила Холлуорда – молодой юноша – Дориан Грей, герой романа, или его антигерой. Видя прекрасное творение художника, Дориан восклицает: “Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это. за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!” Эти пророческие слова и определяют дальнейший ход сюжета. Портрет начинает стариться, а Дориан Грей остается молодым, невзгоды не отражаются на его лице, зато черствеет его сердце.

Читайте также:  Образ и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок Островского сочинение

Дориан окунается в светскую жизнь, ведь над ним теперь ничего не властно, все беду и невзгоды отражаются не его прекрасном лице, а на портрете Бэзила, который становиться все безобразнее. Но вот Дориан Грей влюбляется в молодую актрису – Сибилу Вейн, которая играет все роли подряд в нищенском театре в Ист-Энде. На первый взгляд любовь двух молодых людей прекрасна, и Сибила полностью отдается ей. Она уже не может играть искуственные роли, у нее теперь другая, настоящая роль – любить и быть любимой. Вот почему представление, на которое Дориан приглашает своих друзей, чтобы они посмотрели на его невесту, с треском проваливается. “Я узнала любовь настоящую, -говорит Дориану Сибила. Искусство – только ее бледное отражение. О радость моя, мой Прекрасный Принц! Мне надоело жить среди теней. Ты мне дороже, чем все искусство мира. Что мне эти марионетки, которые окружают меня на сцене? Когда я сегодня пришла в театр, я просто удивилась: все сразу стало мне таким чужим! Думала, что буду играть чудесно, – а оказалось, что ничего у меня не выходит”. Однако, Дориан Грей не понял чувств Сибилы, не понял или не захотел понять. Ведь для него весь этот театр и есть настоящая жизнь, а чувства лишь добавляют морщин портрету.

Дориан Грей оставляет Сибилу, бросая ей жестокое “Вы убили мою любовь!” Он бродит по ночному городу, а в это время несчастная Сибила кончает жизнь самоубийством. Казалось бы, Дориан должен быть раздавлен, убит, должен мучаться и терзаться раскаянием. Да, вначале он так и поступает, но его верный друг, лорд Генри, дает ему дельный совет: “Что, в сущности, произошло? Девушка покончила с собой из-за любви к вам. Жалею, что в моей жизни не было ничего подобного. Я тогда поверил бы в любовь и вечно преклонялся бы перед нею”. И Дориан Грей успокаивается, а на портрете появляется жесткая складка.

Вот так и продолжается жизнь прекрасного юноши: он погружается в пучину порока, разгула и ненависти ко всем окружающим, длящуюся долгих двадцать лет. Однако, боли и печали времени не касаются его: “Даже те, до кого доходили темные слухи о Дориане Грее (а такие слухи об его весьма подозрительном образе жизни время от времени ходили по всему Лондону и вызывали толки в клубах), не могли поверить бесчестившим его сплетням: ведь он казался человеком, которого не коснулась грязь жизни. Люди, говорившие непристойности, умолкали, когда входил Дориан Грей. Безмятежная ясность его лица была для них как бы смущающим укором. Одно уж его присутствие напоминало им об утраченной чистоте. И они удивлялись тому, что этот обаятельный человек сумел избежать дурного влияния нашего века, века безнравственности и низменных страстей”. И даже его верный друг, художник Бэзил, не может остановить его. “Молитесь, Дориан, молитесь! – восклицает он, видя, что сделалось с его портретом. Как это нас учили молиться в детстве? “Не введи нас во искушение. Отпусти нам грехи наши. Очисти нас от скверны. ” Помолимся вместе! Молитва, подсказанная вам тщеславием, была услышана. Будет услышана и молитва раскаяния. Я слишком боготворил вас – и за это наказан. Вы тоже слишком любили себя. Оба мы наказаны”. Но Дориан Грей разучился молиться, как разучился он любить, сострадать, раскаиваться и понимать. В порыве ненависти, внушенной ему безобразным портретом, он убивает несчастного художника, который был единственным человеком, который любил Дориана таким каков он есть.

Теперь Дориан начинает искать забвение в наркотиках. Однажды во время его вылазок в притон его узнает брат несчастной Сибилы Вэйн. Дориан чудом избежал смерти.

Но праздное, никчемное существование не может продолжаться долго. Тем более, что Дориан Грей – далеко не глупый человек, он понимает причины своего несчаться, его начинают мучать угрызения совести: “Эта красота его погубила, красота и вечная молодость, которую он себе вымолил! Если бы не они, его жизнь была бы чиста. Красота оказалась только маской, молодость – насмешкой. Что такое молодость в лучшем случае? Время незрелости, наивности, время поверхностных впечатлений и нездоровых помыслов. Зачем ему было носить ее наряд? Да, молодость его погубила”.

Невыносимые муки совести терзают Дориана Грея, когда он решает уничтожить ужасный портрет, чтобы кровь, капающая с его пальцев, на напоминала ему о тех прступлениях, котороые он совершил. Однако, портерт – это и есть Дориан Грей, и, вонзив в нож, на самом деле, Дориан убивает себя. Чудесным образом портрет и его хозяин меняются местами, и теперь на стене слуги видят “великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее”. Так заканчивается роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”.

Еще Достоевский писал о человеке, что в нем «Бог и дьявол борются, а поле битвы – душа». Именно об этом следует помнить, размышляя над уайльдовским романом. Для Уайльда человечность – это поведение в экстремальной ситуации, хотя весь его роман – это и есть экстремальная ситуация. У него душа человеческая — нечто материальное, то, что можно продать, заложить, отравить, спасти, разменять (это слова главного героя романа). Тем не менее, автор не скрывает, что вся история с Дорианом Греем вымышленная – «передача красивых небылиц — вот подлинная цель искусства», тем ценее для нас смысл заложенный в небылице, тем тщательнее мы ищем мораль в этой басне с портретом.

Не случайно Дориан Грей влюблен не столько в актрису Сибилу Вэйн, а в те роли, которые она играет, — Джульетту, Розалинду, Имоджену. Он сам — музыкант и страстно любит все прекрасное. Коллекционирует предметы древнего искусства. Красота губит личность, потому что это не настоящая красота, а дьявольская, что показывает портрет, который хранится у Дориана Грея. За сделку с дьяволом надо расплачиваться. Вся история, происшедшая с Дорианом Греем, — это дьявольское наваждение: убитый, Грей становится таким безобразным, каким и должен быть, а портрет вновь превращается в нечто материальное — равновесие восстанавливается.

Вообще, с точки зрения сюжета, в романе Уайльда используется несколько мифов (или мифических сюжетов). Это, во-первых, миф о Нарциссе, который умер, увидев свое отражение в воде. Это также миф о возможности продать свою душу дьяволу. В роли дьявола у Уайльда выступает лорд Генри, циничный и лишенный каких-либо моральных и нравственных устоев, человек, который «всегда говорит безнравственные вещи, но никогда их не делает» Именно в разговоре с ним Дориан и говорит сакраментальную фразу: «Как это печально! — пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз от своего портрета. — Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день. Ах, если бы могло быть наоборот!». Так и получается: Дориан становится вечно молодым «отродьем Дьявола», как называет его проститутка в порту, а портрет гнусно стареет.

Дориан Грей влюблен в свое «второе я» портрет, подолгу смотрит на него и даже целует его. В конце романа, когда портрет заменяет его, Грей все больше и больше влюбляется в свою красоту и, не выдержав красоты своего тела и, по контрасту, омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, по сути кончает собой, умирает, как Нарцисс, от любви к себе.

О. Уайльд создавал не реалистический роман, хотя некоторые сцены вполне правдоподобны. «Это ведь чисто декоративный роман! «Портрет Дориана Грея» — золотая парча!» — доказывал сам автор. Он не описывает нам характеры героев многогранно в их развитии, напротив, он выделяет в характере одну преобладающую черту, характерную идею: Дориан —это стремление к вечной юности, лорд Генри — культ наслаждения жизнью, отрицание морали и нравственности, Бэзил — жертвенная преданность искусству. Главное внимание в романе уделено не действию, не характеристикам, а тонкой игре ума, которую ведет лорд Генри, в чьих смелых парадоксах воплощены заветные мысли автора. В свою интеллектуальную игру он вовлекает Дориана, поражая его воображение необычными и дерзкими речами. А слова для Уайльда гораздо важнее, чем факты, он, а с ним и его герои, полностью отдаются словесным поединкам.

Однако, речи лорда Генри не так уж порочны, во многом они верны, и иногда мы даже можем согласиться с его точкой зрения. Его жизненный путь, в конечном итоге, освещен мечтой о прекрасном, о той красоте Достоевского, которая должна была спасти мир, но как бы некстати погубила его. «Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. Если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, — мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы бы вернулись к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному» -проповедует нам лорд Генри, и не согласиться с ним попросту невозможно. И ведь никто в романе, кроме Бэзила и не пытается ему противоречить! «Вы прелесть, но настоящий демон-искуситель. Непременно приезжайте к нам обедать», — восклицает почтенная герцогиня. Подобные лорду Генри в почете в обществе того времени.

Оскар Уайльд часто отказывался называть вещи своими именами. Литература, по его мнению, не должна описывать пороки и недостатки общества. У него не было особого сочувствия к страдальцам. Он полагал, что те, кто радеет за страдающих, выставляют напоказ лишь язвы и раны, отказываясь воспринимать жизнь человека как нечто целое, с его поражениями и победами. И в этом его точка зрения очень схожа с позицией лорда Генри. Автор считает, что все живое, каким бы уродливым и безнравственным оно не казалось, имееь право на сущствование и вправе также само делать выбор. В этом, собственно, и суть философии сэра Генри, духовного провокатора и соблазнителя Дориана Грея из романа. Жизнь – это лишь материал, глина в наших руках, руках художников-экспериментаторов жизни. В жизни все надо попробовать. И завороженный этой идеей Дориан смело пробует. Он экспериментирует с собственной жизнью. Но не только с собственной. И в этом, видимо, отличие позиции сэра Генри и Дориана. «Всякое преступление – вульгарно, – говорит сэр Генри, – а всякая вульгарность – преступна». Согласно сэру Генри, для людей вульгарных, лишенных воображения, преступление – это то, что для изощренного ума – искусство, то есть источник необычных ощущений.

Портрет Дориана Грея – это портрет его души, список преступлений этого грешника. Уайльд верил, что есть на свете Некто, кто за нами следит и все записывает (или зарисовывает, как на неком портрете на небесах). Однако этот метод перевоспитания Дориана Грея весьма сомнителен, потому что вызывает у нас еще больше вопросов о путях возможного раскаяния в совершенных преступлениях. На первом этапе Дориана Грея особо не терзают муки совести. Он, однако, все еще озабочен своей репутацией (своим портретом) в глазах других. Но постепенно ему становится наплевать и на это – лишь бы остаться непойманным. Главный душевный изъян (грех) Дориана как человека в том, что он, лишенный воображения, нуждался в действиях, поступках (добрых или злых), чтобы испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Но действия, в отличие от игры ума, с определенного момента начинают повторять самих себя, то есть вызывать скуку и раздражение в первую очередь у того, кто эти действия совершает.

Собственно, Дориана Грея подавляет сам факт, что его внутреннее содержание (каковым и является портрет) воплощается в лице старика. Мысль (как и осмысленное чувство) старит, это несомненно. Дориан Грей не стареет, потому что не задумывается над своими поступками, над своим портретом. Он не задумывался над собственными преступлениями, потому что никогда по-настоящему не любил собственных жертв (сколько бы он в этом самому себе ни клялся).

Таким образом, мы видим, что в романе О. Уайльда все построено на противоречиях. С одной стороны – это дозволенность преступлений (вспоминается Достоевский и его “Преступление и наказание”), с другой – запрет на них, их неприятие. В этом и есть, по нашему мнению, суть творческого замысла автора «Портрета Дориана Грея».

Ссылка на основную публикацию