Анализ произведения Васильева Не стреляйте в белых лебедей

Реферат Человек и природа в книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

МБОУ Панинская средняя общеобразовательная школа

Региональный конкурс «Литературный лабиринт»

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА в

книге Б. Васильева

«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ»

Выполнил Семёнов Максим,

ученик 7а класса

Руководитель Шаталова Людмила

Владимировна, учитель русского

языка и литературы

Введение. Проблематика романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей.» Человек и природа в книге. Главный герой. Значимые эпизоды. Образы лебедей. Добро и зло в романе (Полушкин – Бурьянов). Заключение. Чему учит нас книга Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»? Литература.

I. Введение. Проблематика произведения.

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.»

Я очень люблю книги, понимаю, что они духовно обогащают человека, дают ему знания о мире и человеке, учат разбираться в людях и различать добро и зло. Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем нас мире. Отравленные воздух, реки, земля — все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других. Однако, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей.

Когда я первый раз взял в руки книгу Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и рассмотрел её обложку, я понял, что уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги. асильева «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла. Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.

Я вычитал, что сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца»1, «блаженненького», человека «не от мира сего»2, а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни»3.

Другие критики и писатели, напротив, считали повесть Васильева «ярким произведением второй половины ХХ века», а образ главного героя — «жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд»4. Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?

II. Человек и природа в романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей.»

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. «Не стреляйте в белых лебедей» – замечательное произведение , поднимающее вопрос отношений человека и природы. Повесть написана автором в 1973 году, но, к сожалению, актуально и в наши дни. Главным героем рассказа является Полушкин – простой работящий человек с добрым характером. В деревне, где он живет, люди не воспринимают его всерьез и посмеиваются, а жена называет бесполезным в домашних делах. Только Колька, сын Полушкина, очень любит и уважает своего отца. Мальчик по характеру очень похож на него, поэтому также часто становится объектом насмешек и испытывает обиды. Полушкину не удается надолго задерживаться на разных работах, но однажды он устраивается лесником, и это дело увлекает его. Герой с полной ответственностью подходит к выполнению своих обязанностей, охраняет лес, что в итоге приводит к тому, что его убивают браконьеры. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья-шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался.

Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело»5. Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям производится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть». Меня восхищает в герое то, что одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть»6, — не раз скажет о нём автор. Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему»7. Эти слова трогают до глубины души и поражают своей искренней любовью к родной земле.

Мне особенно запомнился один эпизод в книге, в котором раскрывается высокая гражданская и нравственная зрелость героя. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко. Взяв с собой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.

— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички»8.

И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.

Самый зверский поступок людей, что отдыхали в лесу, на мой взгляд, – это сожжение муравейника. Позже эти люди говорили, что человек – царь природы. Но я не понимаю, как царь природы мог спокойно наблюдать, как от огня корчились тысячи маленьких существ. Да и что говорить, и в наши дни человек так же безжалостно продолжает относиться к природе, не ценя то, что она ему дает.

Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям». Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор. Озабочен всё время: и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…

Я считаю, что образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н. Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов. Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек»9. В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.

Мне кажется, что своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»)10.Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. Думаю, что к ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … 11»

Читая книгу, понимаешь, что Егор Полушкин противопоставлен таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес. Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.

Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.

В финале произведения Егор защищает природу от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.

Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло»12.

Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке. Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.

Итак, Колька Полушкин – достойный сын своего отца. Он знает, как жить По-совести, по законам добра и справедливости.

Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов, так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки. своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьянову даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать. Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь»13.

Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос», то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!14»

Как страшно, что такие Бурьяновы нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».

Я часто слышу от своего учителя такие слова: «Лучше один раз сверкнуть и погаснуть, чем все время тлеть». Очень хочется, чтобы наша жизнь была вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому, изменять мир вокруг. Пусть рядом с нами будет больше Полушкиных и поменьше Бурьяновых.

III. Заключение. Чему учит нас книга Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?

В заключение хочется сказать, что после прочтения книги возникает желание жить так, чтобы оставить след на земле, чтобы наша жизнь не уместилась в скорбные рамки абсолютного времени, а продолжалась бы в наших делах и памяти людей.

Читайте также:  Любовь в произведении Горе от ума Грибоедова сочинение

Повесть «Не стреляйте белых лебедей» – это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении отдавать все лучшее, что есть в человеке, ничего не требуя взамен.

Можно понять, что произведение является одновременно и грустным. и тяжелым, заставляет о многом задуматься. Несправедливо страдает в рассказе главный герой, олицетворяющий доброту и наивность. Книга выражает реалии современной жизни, ведь жестокость к животным и всей природе, неуважение общества к наивным добрым людям давно стало неприятной нормой.

Я считаю, что автор показал борьбу двух явлений: добра и зла, выраженных в том, что один герой способен купить лебедей, а другой – без сострадания убить прекрасных птиц. Книга помогает понять, что именно отдельные люди способны не только спасти природу, но и погубить ее. Я считаю, что лишь люди виноваты в том, что сейчас человечество стоит на грани экологической катастрофы. В. Астафьев в своем произведении с болью в сердце говорит нам, что человек, выстрелив в птицу, равнодушно смотрит, как та умирает. Автор призывает нас восхищаться, любоваться природой. А что же человек? Он просто безжалостно истребляет все живое на земле.

На мой взгляд, если бы не уничтожались животные, на протяжении всего существования человечества, то в наши дни не пришлось бы создавать «Красную книгу» и не пополнять ее год от года исчезающими видами животных и растений. По-моему, очень хорошо, что во внимание русских писателей попала эта актуальная и в наши дни проблема. Люди очень много берут от природы, но мало что возвращают, это и обидно, так как мы все выросли в окружении природы, ведь именно природа дала жизнь всему человечеству, но зачатую из-за жажды наживы многие об этом забывают. Своим произведением Б. Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И

в этом его бесспорная нравственная сила.

е стреляйте в белых лебедей. Воронеж – 1995. ецензия в «Литературном обозрении» о книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». – «Юность», 1973. № 6 – 7. ступительная статья в книге: Б. Васильев «Избранное» в 2-х томах : Издательство «Художественная литература», 1988 усская проза в 50 – 80 годы. Литература 11 класс под. ед. . – Москва – 2011

1 Б. Кардин, литературный критик

2 В. Баранов, литературный критик

3 И. Дедков, литературный критик

4 Л. Уварова, В. Шапощников, Г. Мецынский, литературные критики и писатели.

5 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

6 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

7 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

8 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

9 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

10 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

11 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

12 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

13 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

14 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Аргумент по направлению: «Добро и зло». Б.Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей».

Литература.

Аргумент по направлению: «Добро и зло».

Человек и природа. Связь их огромна. И не только потому, что природа даёт всё необходимое для жизни. Именно через отношение к ней проявляется сущность каждого в отдельности и страны, народа, человечества в целом.

Как по-разному относятся к природе герои повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»! Душа романтика у главного героя – Егора Полушкина. За что бы он ни взялся, всё делает основательно, тщательно, с душой. Так, вместо обычных номеров на лодках он рисует зверюшек и цветы – ведь это же так красиво. ( А без красоты как же можно? Без красоты как без праздника). Но… начальство не поняло его порыва, приказало закрасить картинки и написать привычные цифры.

Соседи называю его «Бедоносцем». Действительно, много неприятностей, трудностей было в его жизни. Не понимают его односельчане, да и жена Харитина тоже. Один сын – Коля- близкий по духу человек. Он тоже любит природу, даже пишет агитационные стихи в её защиту.

Егор творит добро, помогает людям, стремится жизнь сделать красивой. Оказавшись в городе, он видит белых лебедей и тут же решает купить две пары , чтобы жили они на озере, близ села. И озеро тогда можно будет называть Лебединым. Егор переживает, что люди перестают жить в единении с природой: «…сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой». Природа всё терпит, прощает человеку его безжалостное отношение к себе. По мнению Егора, «… и никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек». Поэтому она так заботлива к людям, но и люди должны относиться к ней по сыновьи, тоже делать добро .(Сколько желания сделать доброе человеку на жизнь отпущено? Сколько? Кто это знает? Может, на раз кого хватит, может, на сто раз?)

Но добро, сделанное Егором, было поругано так называемыми «туристами». Как же сеседствуют оно рядом со злом! Как трудно бывает добру преодолеть преграды! Одни люди – творят красоту, а другие – губят её. За свою любовь к прекрасному Егор поплатился жизнью. Трагичны строки произведения, повествующие о том, как загублены были лебеди, просто ощипаны для супа. Жестокость по отношению к природе неизбежно ведёт к жестокости к людям. Егора избили так, что он гибнет. Вот она, цепочка «убийств»: сначала сожжённый муравейник, затем безжалостно истребляемая рыба, убийство лебедей, и , наконец, смерть Егора. Зло порождает ещё большее зло. Бездушие, безжалостность не способны остановить таких людей.

Сколько таких жестоких людей ещё есть на свете! Как омерзителен Фёдор Бурьянов, каким начальником он себя чувствует, работая лесником, как бессовестно разворовывает народный лес, стоит себе «хоромы»! Материальное давно стало в его жизни главным. «Достоин» отца и сын, Вовка, который пытается продать найденного щенка жалостливому Коле, грозясь утопить собаку. И снова автор показывает две стороны характера людей – доброту Коли, готового выкупить любой ценой щенка, и жадность, а значит, и зло Васьки, который уже решил для себя, что всё можно продать и купить в этом мире.

Белые лебеди – символ доброты, надежды на то, что она восторжествует в отношениях между людьми. «Не стреляйте в белых лебедей!»- призывает автор, словно заставляет остановиться, подумать, правильно ли мы живём, люди.

Но всё ли так безнадёжно? Нет,уверен автор. Ведь подрастает Колька, представитель молодого поколения. На него вся надежда, что будет ещё Лебединое озеро, что восхитят ещё своей красотой эти удивительные белоснежные птицы. Ведь именно об этом мечтал Егор: « Я хочу, чтоб ласково всем было, вот. Чтоб солнышка всем теплого вдосталь, чтоб дождичка мягкого в радость, чтоб травки-муравки в удовольствие полное. Чтоб радости, радости чтоб поболе, мил дружки вы мои хорошие! Для радости да для веселия души человек труд свой производить должен.»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Краткое содержание романа “Не стреляйте в белых лебедей”

Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (в некоторых изданиях – «Не стреляйте белых лебедей») был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1973 году. В 1980 году режиссёром Родионом Нахапетовым был снят одноимённый фильм.

Семья Бурьяновых переехала жить в отдалённый посёлок, построенный при деревообрабатывающей фабрике. Глава семьи Фёдор Ипатович получил место лесника и очень быстро стал самым богатым и уважаемым человеком в посёлке. У жены Фёдора Марьицы есть замужняя сестра Харитина. Марьица уговорила сестру переехать в тот же населённый пункт, чтобы быть ближе к родственникам.

Харитина с мужем и детьми переезжают в посёлок. Однако вместо того, чтобы помочь близким родственникам хорошо устроиться, Фёдор Ипатович пытается всячески пользоваться своим добрым и простодушным свояком Егором Полушкиным. В это время на пост лесничего назначают Юрия Петровича Чувалова. Новый лесничий обнаружил, что дом Бурьянова построен из государственного леса. Видя, что лесник – нечестный человек, Чувалов назначает на эту должность Егора Полушкина.

Фёдор Ипатович решил отомстить свояку. Услышав, как кто-то глушит ночью рыбу в местном озере, Егор поспешил к водоёму. Браконьеры напали на нового лесника и сильно избили. Полушкин узнал своих обидчиков, среди которых был и его свояк Фёдор, но так никого и не выдал милиции. Бурьянов пришёл в больницу к Егору, чтобы попросить у него прощения. Лесник простил свояка и вскоре умер.

Характеристика персонажей

Семья Бурьяновых

Глава семейства Фёдор Ипатович характеризуется, как человек хитрый и безжалостный, способный пойти на всё ради достижения своих собственных целей. Даже близкого родственника Бурьянов рассматривает, как бесплатную рабсилу. Переехав в новый дом, построенный Егором, Фёдор «милостиво» оставил семье свояка старую избушку, из которой забрал даже полы. Зная, что Полушкин простит его, Бурьянов организовал нападение на своего родственника.

Под стать отцу и сын Вовка. Уже в свои юные годы мальчик знает, как можно манипулировать окружающими, играя на их слабостях. Чтобы заполучить новый компас своего двоюродного брата Кольки Полушкина, Вовка угрожает утопить щенка. Компас должен стать выкупом. Однако и после получения желанной вещи, мальчик не останавливается на достигнутом. Вовка продолжает удерживать щенка у себя, утверждая, что он не стоит одного компаса. Необходимо отдать что-то ещё.

Семья Полушкиных

Полушкин получил своё имя в честь Егора (Георгия) Победоносца. Знакомые же называют его бедоносцем из-за того, что Егор постоянно попадает в неприятные ситуации. Большинство таких ситуаций возникает лишь потому, что Полушкин – добрый и честный человек, не терпящий насилия даже по отношению к насекомым. Показателен случай отказа Егора рыть канаву для канализации по прямой, как это было необходимо. Во время работы Полушкин заметил муравейник и не захотел его уничтожать.

Егор – талантливый плотник. Он умеет не только строить, но и украшать, вырезать из дерева причудливые фигурки. Однако ни на одном из рабочих мест мастер не задерживается надолго. Он работает с душой над каждой деталью, а значит, и времени на труд у него всегда уходит немало. Ни одна плотницкая артель не хочет сотрудничать с таким плотником. Полушкин срывает сроки, что приводит к конфликтам с заказчиками. Егор никогда не видит своей выгоды и не пытается её искать. Стремление к красоте заставляет плотника забывать обо всём на свете. Оказавшись в столице, он, в первую очередь, идёт в зоопарк, а не в магазины, как это обычно делают приезжие из глубинки. Поражённый красотой лебедей, Егор не мог не купить прекрасных птиц, чтобы поселить их на озере.

Добротой в семье Полушкиных отличается не только глава, но и его жена и сын. Харитина – ворчливая женщина. Она считает, что её жизнь не задалась с детства, с тех пор, как во время крещения пьяный поп дал ей странное имя. Самым главным испытанием для Харитины стал муж. Прекрасный семьянин и верный супруг, Егор, тем не менее, не может хорошо устроиться в жизни. Несмотря на постоянные недовольства и ворчание, Харитина способна отдать последнее, как и её муж. Сын Полушкиных Колька безумно любит своего отца-неудачника и всегда обижается, когда Егора называют бедоносцем. Колька не пожалел ни компаса, ни спиннинга ради спасения щенка.

Юрий Чувалов

Второстепенный персонаж романа, благодаря которому Полушкин получил место лесника, предстаёт положительным героем. Он обличает нечистого на руку Бурьянова и смещает его с занимаемой должности.

Постепенно образ Чувалова начинает «чернеть» и раскрывается окончательно после того, как лесничий провёл ночь с поселковой учительницей Нонной Юрьевной. Только утром Чувалов признался, что не свободен. Когда-то он соблазнил девушку по имени Марина. После свадьбы Марина уехала от супруга в Москву, где «потеряла» паспорт и получила новый, в котором не было печати о вступлении в брак.

В конце романа Чувалову удалось себя реабилитировать. Он женился на беременной Нонне Юрьевне. У бывшей жены лесничего к тому времени уже давно была другая семья.

Главная идея

Нравственный поступок не всегда получает материальное вознаграждение. Однако поступившего по совести ожидает намного более высокая награда – это право чувствовать себя Человеком.

Анализ произведения

Даже краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей» способно произвести неизгладимое впечатление на читателя. Автор использует образы, «цепляющие» публику, надолго удерживающие её внимание, заставляющие следить за ходом повествования, сопереживать героям.

Провести границу между добротой и бездушием персонажей помогает живая и неживая природа. Если для семьи Полушкиных драгоценна жизнь щенка и муравья, то другие герои романа вообще не считают ни животных, ни насекомых живыми существами. Туристы, которым мешал муравейник, просто облили его бензином и подожгли. Егор настолько был поражён видом горящих муравьёв, что позволил себе выпить лишнего.

Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть Вряд ли кого то оставит равнодушным повесть Бориса Васильева “Завтра была война”, в центре действий которой изображены обычные школьники, жизнь которых вскоре изменит война.

Еще одна повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие” показывает женскую природу с другой, неизвестной нам стороны, а именно ее героизм, самопожертвование и силу, которые проявились во время войны.

Белые лебеди – это тоже важные образы в произведении. Они воплощают красоту и изящество, к которой склонна добрая душа Егора Полушкина. Можно сказать, что гордая благородная птица и есть воплощение духа главного положительного героя романа. Полушкин, как лебедь, предан своей жене, нравственно чист и непорочен. Егор разделяет участь прекрасных птиц. Купленные им лебеди были варварски убиты и сварены в котле, как самые обычные куры. Теми же самыми руками был уничтожен и Полушкин. Автор показывает читателям жестокую правду жизни: чистым, утончённым душам не место в это суровом мире.

“Не стреляйте в белых лебедей” – краткое содержание произведения Бориса Васильева

История написания

Произведение «Не стреляйте белых лебедей» Васильев, уроженец Смоленска и потомок дворян, который, казалось бы, априори не может быть знаком с реалиями сельской жизни, написал в 1973 году, взяв за основу историю простого работяги Егора Полушкина. Помимо этого персонажа, есть в романе, который можно отнести к сельской прозе, и другая ключевая фигура — природа и все живое в ней, ставшие для Полушкина истинным предметом обожания.

Работать Егор может только с любовью, не выполняя своих обязанностей как попало и не имея какой-либо задней мысли, из-за чего окружающие считают его бедовым и недалеким. Между тем автор выбрал такой типаж не случайно, нарочито подчеркивая его единение с природой, которое на самом деле заложено в его натуре. Подчеркивал Васильев и то, как прогресс портит человечество, заставляя его совершать преступления против этой самой природы.

В этом плане главный герой является своеобразным философом, лириком, искренне восхищающимся и воспевающим свою музу, и оттого непонятым другими. Однако именно в Полушкине кроется истинная мудрость, постепенная утрата которой мешает людям спокойно жить и наслаждаться самим фактом своего существования.

Примечательно, что впервые роман был опубликован в том же году в популярном в советское время журнале «Юность» (номера 6 и 7), однако тогда далеко не все критики встретили его радушно. Так, некоторые литературоведы осудили произведение, посчитав его одой ключевому персонажу, не оставляющему место для понятия и принятия других героев с их взглядами и интересами. Кроме того, Васильева обвинили в неуважении к современной жизни со всеми ее особенностями и реалиями, посчитав такой взгляд самонадеянным и поверхностным, подчеркивая при этом благородство побуждений, которым руководствовался автор во время написания своего детища.

Читайте также:  Анализ рассказа Платонова В прекрасном и яростном мире

Краткое содержание

Многим школьникам нередко задают пересказ или сочинение на тему произведения, но в силу загруженности и слишком тяжелой школьной программы далеко не все из них могут прочесть книгу целиком. В этом случае на помощь может прийти адаптированный текст в сокращении с важными цитатами из оригинала, который познакомит юного читателя с основной сюжетной линией, характеристиками героев и самим жанром произведения.

Главные персонажи

Анализ любого рассказа практически всегда начинается с изучения поведенческой линии и характера его ключевых персонажей, которые во многом определяют и ту суть, которую пытается донести рассказчик до своих читателей. Произведение «Не стреляйте белых лебедей», герои которого являются очень колоритными и по-своему глубокими, несмотря на довольно поверхностное описание некоторых из них, не являются в этом плане исключением из правил. И прежде всего стоит выделить следующих из них:

  • Егор Полушкин. Центральный персонаж, вокруг которого разворачиваются все события. Человек благородный, совестливый и по-своему очень счастливый. Имеет жену и двоих детей, но бытовые хлопоты не обременяют его сознания, наполненного любовью к работе, творчеству и окружающей природе. Каждое дерево для него, как живой человек, и даже пострадавшие в пожаре муравьи являются поводом для впадения в глубочайшую депрессию с ужасными последствиями. Полушкин не находит понимания у других, падая все ниже и ниже, пока случай не улыбается ему. Однако переменчивая удача ускользает и на этот раз, оставляя неисправимого романтика один на один с людской безжалостностью.
  • Федор Бурьянов. Свояк, который когда-то позвал Полушкина в деревню, а в итоге загубил его. Жадный, завистливый, жестокий, не знающий, что такое доброта и бескорыстие, этот человек буквально идет по трупам, борясь за свое место под солнцем. В отличие от простодушного свояка, Бурьян добивается многих благ и завидного положения в обществе, но в итоге теряет все это по собственной глупости. Заканчивается для лесника все плохо, правда, не так, как для несчастного Егора, потерявшего самое ценное — жизнь.
  • Харитина Полушкина. Несмотря на непосредственную близость к Егору, фигура эта второстепенная, а оттого и малоприметная. Однако при более глубоком рассмотрении становится очевидно, что именно она является недалекой, а вовсе не ее супруг, которого женщина, как и многие другие, язвительно называет бедоносцем. Винить ее не приходится, так как эта недалекость обусловлена тяжелыми жизненными условиями: неустроенностью, бесконечными хлопотами, отсутствием средств из-за мужа, вечно витающего в облаках. В итоге Харитине приходится устраиваться судомойкой, оформляя совсем еще маленькую дочь в ясли, да еще и гасить долги своего неприспособленного к жизни бедоносца.
  • Коля. Сын Полушкина, который обладает врожденной добротой и состраданием к окружающим, взяв эти качества от отца. Мальчик тяжело переживает, когда Полушкина обижают, из-за чего часто дерется в школе и приходит домой в синяках. Природная чуткость позволяет этому взрослому не по годам ребенку без слов понимать окружающих и происходящее вокруг. Именно он чует неладное в конце повести, когда браконьеры убивают привезенных Полушкиным из Ленинграда лебедей и выменивает свое сокровище, компас, на щенка, которого хотел утопить сын Бурьянова Вовка, в итоге так и не получая животное взамен, но искренне радуясь тому, что оно осталось в живых.
  • Вовка. Сын Бурьянова, который нередко гуляет вместе с Колькой. Персонаж явно используется как антипод сына Полушкина. Автро описывает его черствым, равнодушным мальчиком, пекущимся исключительно о собственной судьбе. Явно просматривается и пример отцов, который дети берут за основное правило поведения в жизни, поэтому совсем неудивительно, что Вовка является очень прагматичным и расчетливым.
  • Юрий Чувалов. Лесничий, который в раннем детстве остался сиротой, лишившись не только родительского, но и бабушкиного тепла, и был выращен соседкой, узнав об этом только в 16 лет. Человек, живущий по совести и чести и старающийся помогать хорошим людям, наказывая плохих. Именно он обличает многочисленные хищения Бурьянова, всячески привечая Полушкина и ставя его на место лесника. Однако счастье последнего, который внезапно обрел любимое дело, оказалось быстротечным, так как оставшийся у разбитого корыта завистник решился погубить своего конкурента.
  • Нонна Юрьевна. Учительница Коли, которая засиделась в девках, но от этого не потеряла собственного достоинства, ведя себя в обществе максимально сдержанно. Ее красота восхитила Полушкина, который случайно увидел купающуюся в реке учительницу и выточил по ее подобию скульптуру обнаженной женщины. Но не стоит искать в этом поступке эротический подтекст, так как речь идет лишь о таких понятиях, как вдохновение и его проявление в творчестве.

Уже из одного этого описания можно вынести определенный урок, уяснив для себя, что многие человеческие качества являются обманчивыми, имея вторую сторону по подобию медали. Так, порой за внешней недалекостью таится истинная добродетель, тогда как чрезмерная целеустремленность бывает обусловлена необоснованной жестокостью и жадностью.

Сюжетная линия

События, описанные в романе, разворачиваются в небольшом поселке, расположенном в живописном уголке с бесконечными лесами, от которых постепенно ничего не остается из-за массовой вырубки. В итоге небольшой клочок лесонасаждений у Черного озера, некогда именуемого лебяжьим, решено сделать заповедной зоной и не последнюю роль в ее облагораживании принимает главный герой. Далее происходит следующее:

  • Приглашенный свояком в поселок Полушкин вовсю строит ему дом, получив взамен старый покосившийся домик Бурьянова. В итоге благодаря его усилиям лесник, ставший к тому времени самым богатым человеком на селе, въезжает в пятистенные хоромы с резным петушком на крыше. Поначалу все дела у Егора, который славится своим мастерством резьбы по дереву, ладятся, но со временем заказчиков начинает не устраивать его медлительность, спровоцированная желанием делать все на совесть, как для себя.
  • В итоге Полушкин теряет работу, становясь в подряд и попадая на лодочную станцию. Это место ему приходится по нраву, да и хозяин от талантливого мастера остается в восторге, поручая ему все новые и новые задания. Так продолжалось до тех пор, пока на станцию не приехали туристы, желающие прогуляться по озеру и высадиться на другом берегу, в заповедной зоне. Взялся Полушкин их перевозить, да вот незадача, уже после высадки один из туристов облил муравейник бензином и сжег, чтобы он не мешал группе отдыхать на природе. Впал от такого варварства Егор в отчаяние да с горя напился, перевернув лодку и потеряв в воде ее мотор и оснащение. И так как поиски не дали результата, то ему пришлось погашать штраф в целых 300 рублей.
  • Чтобы рассчитаться с долгами, Полушкин отправился на рынок продавать поросенка, но вырученного хватило только на погашение их части. В итоге он взялся строить дом учительнице из Ленинграда Нонне Юрьевне, вкладывая в него всю душу, причем не для того, чтобы показаться хорошим, а от чистого сердца. Вскоре в поселок приехал главный лесничий Юрий Чувалов, который начал ухаживать за учительницей и заприметил работящего и порядочного Полушкина.
  • В этот же период Чувалов начал копать под Бурьянова, пытаясь выяснить, откуда он мог взять средства на дом из натурального дерева. Последний подозревает неладное, полагая, что на его место наметили Полушкина. Тем временем у Чувалова и Нонны Юрьевны случается роман, который прерывается сразу после того, как лесничий признается в том, что женат. И несмотря на то что с женой он давно не живет и жить не собирается, учительница собирает вещи и возвращается в Ленинград.

Как и любое другое произведение, рассказ имеет кульминацию и развязку. К ключевым моментам можно отнести следующие части повести:

  • Полушкина назначают на должность Бурьянова, против которого возбуждают уголовное дело, и он отправляется в свою первую командировку в Ленинград. Там вместо обещанных заказов он на все деньги покупает лебедей, мечтая вновь превратить Черное озеро в Лебяжье. Кроме того, Полушкин отыскивает бывшую супругу Чувалова, но узнает, что у нее уже давно другая семья. Находит он и учительницу Нонну Юрьевну, правда, все его аргументы в пользу Чувалова и возвращения в поселок так и не дают желаемого результата, так как последняя остается непреклонной.
  • Егор возвращается домой воодушевленный, пуская на озеро лебедей и потихоньку подумывая о своем переезде в Ленинград. Однако его чаяниям так и не суждено было случиться, так как в заповедной зоне случилось ЧП — браконьеры напали на лебедей. Прибыв на место злодеяния, Полушкин увидел, как они жарят птицу на костре, даже не догадываясь о том, что это ловушка.
  • На Полушкина нападают два его бывших дружка-алкоголика, Бурьянов и натравленная собака. После этого он попадает в больницу с несовместимыми с жизнью травмами. Перед своим уходом он узнает всех подозреваемых, но проявляет великодушие, не выказывая их органам. Вскоре у Бурьянова отбирают построенный Полушкиным дом, после чего он покидает поселок вместе с женой и сыном.

Проблематика главного героя заключается в том, что он много заботится о других, но почему-то совсем мало думает о своих жене и детях, а также об их банальном пропитании. Не мыслит Полушкин и о себе, в итоге покидая эту бренную жизнь толком никем не постигнутым и не оцененным. Стоит отметить, что этот рассказ настолько впечатлил актера и режиссера Родиона Нахапетова, что он решил поставить по нему одноименную художественную картину.

Анализ повести «Не стреляйте в белых лебедей»

Аннотация. В статье рассматриваются проблематика и система образов повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Представлен материал для учителя по её изучению, вопросы и задания для учащихся.

Ключевые слова: человек и природа, экология, художественный образ, традиция.

Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем литературы, — экологическое воспитание учащихся. Хотелось бы, чтобы, выстраивая систему учебных занятий и внеклассных воспитательных мероприятий, словесник включил в неё повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973).

Как свидетельствует практика, обсуждать это произведение лучше всего в восьмом классе в обстоятельной беседе. Написанная прекрасным языком, эмоционально, открыто выражающая авторскую позицию, роман увлекает восьмиклассников, пробуждает высокие чувства.

Роман «Не стреляйте в белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном и местом действия, но подчас становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря: на тех, кто понимает, любит, бережет её, и на тех, кто способен лишь тащить, хапать, убивать, портя и уничтожая всё на своём пути. На тех, кто охраняет и созидает красоту, бережёт природу, и на тех, кто легко, бездумно и безжалостно поднимает на неё руку ради эгоистической личной выгоды.

Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева бередят душу, остаются в памяти читателей, среди которых, пожалуй, нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие … »), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (п «Самый последний день»), ни к горьким разочарованиям и утратам капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер». Но, пожалуй, никогда прежде писатель не высказывал так открыто авторского отношения к своим героям и проблемам, как сделал он это в повести «Не стреляйте в белых лебедей».

Обложка книги Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Уже само название похоже на крик, на призыв и предупреждение, заклинание или завет. В нём ощутимо стремление выразить внутренний пафос, смысл книги.

Сразу же после журнальной публикации вокруг повести развернулась горячая дискуссия. Ряд критиков (В.Кардин, И. Дедков, В.Баранов) увидели в главном герое, Егоре Полушкине, вчерашнем крестьянине, переехавшем на жительство в небольшой лесной посёлок, «непротивленца», «блаженненького», человека «не от мира сего», а повесть критиковали за идею непротивления, всепрощения, за то, что она написана «из самих благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни» (И.Дедков).

Другие критики и писатели (Л.Уварова, В.Шапошников, Г. Мецынский), напротив,
считали повесть Васильева ярким произведением второй половины хх века, а образ главного героя — жизненным и убедительным, несущим в себе большой нравственно-эстетический заряд.

Что же в действительности представляет собою главный герой и какие вопросы затрагивает автор?

Человек и природа, человек и его совесть, мера ответственности человека за всё, что происходит вокруг, — вот важнейшие проблемы, поставленные автором. Егор Полушкин принадлежит к числу людей, которые обладают даром испытывать радость от труда, каким бы внешне прозаическим он ни был. Что бы ни делал Егор, где бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Причём трудится он не только истово, но и с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его убеждению, «на радость людям произвоцится». Мастер — золотые руки, умелец, которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не маялась совесть».

Одно не умеет и не хочет делать Егор – в жизни устраиваться, подлаживаться, идти на сделки с совестью. Вот и ходит он в «дурачках», недотёпой в глазах некоторых оборотистых соседей, чувствуя себя виноватым и перед женой, и перед сыном, и чуть ли не перед всеми людьми. Но это чувство вины — от обострённой совести. «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

В повести есть эпизод, свидетельствующий о высокой гражданской и нравственной зрелости героя. На него непременно обратим внимание учащихся. Как-то безработный Егор увидел в конторе объявление о том, что заготовительные организации за деньги принимают от жителей посёлка лыко.

Взяв с сбой сына, Егор на следующий день отправился в лес. И тут его взору предстала картина, от которой мороз пошёл по коже: «Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы тускло светились в зелёном сумраке, и земля под ними была мокрой от соков, что исправно гнали корни из земных глубин к уже обречённым вершинам.

— Сгубили, — тихо сказал Егор и снял кепку, — за рубли сгубили, за полтиннички».
И Егор, семья которого осталась без копейки денег, отказывается от верного заработка, возвращается домой, потому что такой «заработок» противоречит его нравственным убеждениям.

Читайте также:  Образ и характеристика Наташи в пьесе На дне Горького сочинение

Егор Полушкин чутко вслушивается в жизнь природы, он видит и понимает её красоту, которая дорога ему способностью возвышать человеческую душу. Поэтому он не просто любуется природой — ему «хочется зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям».

Сохранить эту красоту для людей — вот чем озабочен Егор и когда он рисует на прогулочных лодках вместо номеров зверушек и птиц, и когда при рытье канав для прокладки труб отказывается разорять муравейник и когда привезёт из Москвы вместо подарков семье пару лебедей, чтобы вновь расплодились они на Чёрном озере и стало бы озеро, как прежде, — Лебяжьим…

Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского («Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского («Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека, наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Став лесником заповедника, Полушкин ведёт себя как друг и союзник природы. Он «упоённо чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучи валежник и сухостой … Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением, и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек».

В душе Егора живёт высокий поэтический дар. Он умеет не только любить природу и заботиться о ней, но и сам создавать прекрасное на радость людям. В изломанной липе он замечает скрытую от других гармонию и вытёсывает из неё скульптуру — изящную фигуру девы, расчёсывающей волосы.

Своим отношением к жизни Егор Полушкин напоминает тургеневского Калиныча. Но в отличие от тургеневского героя он не просто восторженный мечтатель, а человек деятельный, он гражданин. Писатель внимательно прослеживает духовную эволюцию своего героя. В начале повести он проповедует пассивную доброту: «Я хочу, чтобы ласковое было всем, и плохим, и хорошим людям», он прощает туристам бессмысленное, скуки ради, сожжение муравейника («а что муравейник пожгли — то Бог с вами»).

Однако с течением времени Егор всё больше утверждается в том, что злу надо противостоять активно, только так его можно победить. Противостоять и словом, И — главное — делом. Подлинная любовь к природе требует активных действий, направленных на защиту и сбережение её, — такова одна из важных мыслей повести. К ней и подводит автор своих читателей. Когда, став лесником, Егор застаёт в лесу порубщиков, своих бывших приятелей, он уже не уговаривает их прекратить уничтожение деревьев, а требует: «Я как официальный лесник тутошнего массива официально требую … »

Егор Полушкин противопоставлен в повести таким людям, как его свояк Фёдор Бурьянов. Писатель показывает противоположность нравственных принципов этих персонажей, рисуя их разное отношение к природе. Фёдор — откровенный рвач, главное в его натуре — хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губя лес.

Нажива — его страсть, он подчинил ей всю жизнь. Егор, напротив, бессеребреник, способный, не задумываясь, отдать последнее. Фёдор всегда и во всём — разрушитель. Егор — созидатель, хранитель, защитник.

Жизнь сталкивает его с людьми не самых лучших нравственных правил. Но он убеждён: хороших людей больше. Таких, как учительница Нонна Юрьевна, лесничий Юрий Петрович Шувалов, который принимает деятельное участие в судьбе Егора, назначив его хранителем заповедного леса. На этом посту Полушкин предстаёт перед нами как натура цельная, глубокая, сильная.

В финале произведения Егор защищает при роду от браконьеров, убивших лебедей, которых он привёз на Чёрное озеро из московского зоопарка, и, зверски избитый Фёдором Бурьяноным и его дружками, погибает. Но из этого неравного поединка с озверевшими браконьерами он выходит нравственным победителем, превращаясь из Егора-бедоносца, как за жизненные неурядицы окрестили его в посёлке, в Георгия Победоносца.

Рисуя сцену гибели Полушкина, автор использует важную иконописную аллегорию. В меркнущем сознании Егора возникает образ его небесного покровителя с известной иконы «Чудо святого Георгия о змие», на которой великомученик Георгий Победоносец поражает копьём змея, олицетворяющего зло. В предсмертном видении является Егору красный конь и призывным ржанием зовёт «скакать туда, где идёт нескончаемый бой» и «где черная тварь, извиваясь, всё ещё изрыгивает зло».

Несмотря на гибель главного героя, финал повести нельзя назвать безысходным и мрачным. У Егора Полушкина есть преемники и наследники. Своё трепетное восприятие красоты природы, любовь к родной земле он, пронеся через все невзгоды, завещает сыну Кольке.

Умирает Егор, но остаётся жить Колька, «чистоглазик-мальчуган», унаследовавший от отца его доброе, великодушное сердце, умелые руки и, как и отец, любящий всё живое. Избравший, подобно отцу, бескомпромиссный путь утверждения добра, он продолжит всё то, что не успел завершить Егор.

Формирование характера, семейное воспитание, преемственность поколений … Этим проблемам автор уделяет немалое внимание. Как противостоят в своих взглядах на жизнь, людей, природу Егор Полушкин и его антипод Фёдор Бурьянов. так противоположны нравственные принципы и их детей, двоюродных братьев Коли и Вовки.

Если Егор Полушкин своим примером учит сына доброте, то Фёдор Бурьянов своего сына тоже личным примером — жестокости. Автор подробно рассказывает о том, какие «уроки» младшему Бурьяневу даёт отец. «У Вовки собаки не переводились. Не успеет Фёдор Ипатыч одну пристрелить, как тут же другую заводит … Собака — это ведь не игрушка, собака расходов требует и, значит, должна себя оправдывать.

Ну, а если состарилась, нюх потеряла или злобу поистратила, тогда не обессудь: за что кормить-то тебя? Фёдор Ипатыч её самолично на собственном огороде из ружья пристреливал… Шкуру собачникам сдавал (шестьдесят копеек платили!), а тушу под яблоней закапывал. Урожаистые были яблоньки, ничего не скажешь».

Подобные «уроки» не проходят для сына бесследно. Если Колька Полушкин умел и любил мечтать, а мечта у него «каждый день была иная про путешествие, про зверей, про космос », то у Вовки «одна на все дни: вот бы гипноз какой открыть, чтоб все-все заснули. Ну, все! И тогда б я у каждого по рублику взял!»

Таким хищникам и стяжателям, как Фёдор Бурьянов, как заезжие туристы-браконьеры, писатель противопоставляет нравственную красоту людей типа Егора Полушкина. В лирических комментариях, вплетённых в художественную ткань повести, он говорит о бессмертии и неискоренимости людей, подобных Егору: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжёлом взмахе еловых лап … Она зовёт меня негромко и застенчиво».

Своим романом «Не стреляйте в белых голубей» Б.Васильев будит высокие чувства в душе читателя. И в этом его бесспорная нравственная сила.

Вопросы и задания для учащихся:

1, Какое место занимает повесть «Не стреляйте в белых лебедей» в творческой
биографии Б.Васильева?
2. В чём смысл её названия?
3. Какова, по-вашему, основная мысль этого произведения? Против чего восстаёт и что защищает автор?
4. Расскажите о главным герое повести Егоре Полушкине. Что более всего ценит в
нём автор?
5. Как оценивают образ Егора Полушкина критики — участники дискуссии по повести «Не стреляйте в белых лебедей»?
6. Кто Егор Полушкин: победитель или побеждённый?
7. Кто помогает Егору защищать природу?
8. Кто в повести противостоит Егору? Как эти персонажи нарисованы автором?
9. В чём смысл противопоставления в повести двух юных героев: Коли Полушкина и Вовки Бурьянова? На чьей стороне ваши симпатии?
10. Можно ли говорить о том, что повесть Васильева оптимистична? В чём вы видите её воспитательное значение?
11. Напишите сочинение на одну из тем: «Кто, С вашей точки зрения, главный герой повести: Егор-бедоносец или Георгий Победоносец?»; «Нравственная эволюция Егора Полушкина»; «Кто не любит природы, тот не любит человека». Как эта мысль Ф.М.Достоевского реализуется в повести Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»?»

Урок-презентация книги Бориса Васильева “Не стреляйте белых лебедей”
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Взаимоотношения человека и природы. Смысл жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-prezentaciya.docx22.66 КБ
urok-prezentaciya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»

Урок-презентация по книге Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей»

Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

Эпиграф «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть , кажется, исчезнуть в прикосновении с природой-этим непосредственным выражением красоты и добра.» Л.Толстой.

Сегодня у нас презентация книги Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». Не случайно после изучения творчества А.П. Чехова мы знакомимся с повестью Бориса Васильева. Этих писателей сближает много общего: их желание видеть жизнь прекрасной, а людей добрыми, порядочными, духовно богатыми, живущими в гармонии с природой, умеющими понять ее, любить, ценить неповторимую красоту окружающего мира. В сближении человека с природой оба писателя видели взлет духовного, доброго. Оба они говорили об очищающем и обогащающем влиянии природы на человека. Поэтому своеобразным мостиком от одного писателя к другому, вступлением к нашему уроку пусть послужит отрывок из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня», монолог Астрова о лесе. « Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо . Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее. Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется не серьезным и. и, быть может, это в самом деле чудачество, но, когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью .»

Сто лет прошло, как написаны эти строки. Но как свежо они звучат сегодня. Эта просьба писателя повернуться лицом к природе, полюбить ее, не быть равнодушными и ленивыми по отношению к той, что дала нам, людям, жизнь, к природе-матери. Об этом же пишут и современные писатели: В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В.Белов. Об этом же повесть Б. Васильева «Не стреляйте белых лебедей». С Б. Васильевым мы знакомы, если не по книгам, то уж фильмы, снятые по его произведениям, видели все. Это и «А зори здесь тихие», и « В списках не значился». Очень популярны рассказы «Суд да дело», «Вы чье, старичье», «Летят мои кони».

Инд. сообщение. Информация об авторе.

Повесть «Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в человеке, природе- матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному облику природы.

В центре повести образ Егора Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали, даже били друзья- шабашники за излишнюю , на их взгляд, честность и порядочность Егора. Но он ни на кого не обижался и на все случаи в жизни откликался добродушным замечанием: «Стало быть так , раз оно не этак».

О человеке судят по его делам, поступкам. Давайте послушаем несколько сцен из повести и постараемся представить, что же за человек Егор Полушкин, почему он казался таким странным для окружающих. Выступления учащихся (Работа Егора со строителями -шабашниками, на лодочной станции, лесником, поездка в Москву. Неравнодушное , творческое отношение к делу. Жизнь по совести. Бережное отношение к природе. )

Вопросы для обсуждения.

Каким человеком вы увидели Егора Полушкина?

Почему он казался странным для окружающих?

Что привлекает вас в Егоре , а что вам в нем не нравится?

В чем смысл жизни человеческой? Как об этом говорит Б.Васильев на примере жизни главного героя?

Прежде чем ответить на 4 вопрос, я предлагаю вам послушать отрывок из повести «Летят мои кони». « Жизнь зверя — это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное. В этом относительном времени может существовать только человек, и поэтому жизнь его никогда не укладывается в даты на могильной плите. Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись как часы, и сутки, пролетевшие словно мгновения. И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени, и для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать ее смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать» . Обсуждение.

Докажите примерами из текста, что жизнь Егора не заключилась в рамки абсолютного времени( родился-умер).

Что обессмертило его имя.

Звучит стихотворение Надежды Климович-Хижняк « Не стреляйте в белых лебедей»

Есть в повести еще действующие лица. Например, Федор Бурьянов. Над ним не смеялись, его побаивались, считали хозяином. Это к нему можно отнести слова Л. Толстого.(эпиграф) Сообщение уч-ся .

Перед вами еще одна жизнь, одна семья. Как страшно, что такие Бурьяновы, нередки в нашей жизни. Стремясь к наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе, природе, людям. И Чехов, и Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки. Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей, Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе. Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к природе. Человек, губящий природу, губит прежде всего себя, калечит жизнь близким.

Отцы и дети в романе. Колька Полушкин и Вовка Бурьянов. Сообщение уч-ся.

В заключение хочется пожелать вам всем прочитать повесть и напомнить: любите мир, который породил нас, делайте его еще прекрасней. Будьте и сами духовно богаче, чище. Постарайтесь прожить так, чтобы оставить след на земле, чтобы ваша жизнь не уместилась в скорбные рамки абсолютного времени, а продолжалась бы в ваших делах и памяти людей.

Ссылка на основную публикацию