Анализ произведения Васильева Завтра была война

О повести Васильева Завтра была война

Впервые опубликована по адресу: http://dugward.ru/publ/s67.html

Как воспитывалась слепая вера в коммунизм (по повести Бориса Васильева “Завтра была война”)

Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как “Офицеры” (1971), “А зори здесь тихие” (1972, 2005), “Не стреляйте белых лебедей” (1980), “Аты-баты, шли солдаты” (1976), “Вы чьё, старичьё?” (1988), и другие.

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” впервые вышла в журнале “Юность”, 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.

Именно с детей и подростков начиналось формирование так называемого “советского человека” – такого человека, который должен слепо верить в коммунизм и не жалеть ни себя, ни тем более других, ради этой веры. Картина жизни советского человека настолько неприглядна, что без слепой веры поверить в её правильность и справедливость невозможно.

Во многих советских фильмах можно проследить некий душевный “надрыв”. Такое состояние было свойственно многим советским людям. Например, советский сериал “Вечный зов”, по произведению Анатолия Иванова, наполнен бесконечными страданиями главных героев. Или другой сериал “Тени исчезают в полдень”, в котором герои с детства до старости сражаются с классовыми врагами. Вся жизнь советского человека – это перманентная борьба: с врагами явными, с врагами скрытыми, с обстоятельствами, с разрухой, с голодом, и пр. Даже если в какие-то минуты наступает просветление, и вроде как становится немного лучше – это явление временное, потому что в следующий момент снова придётся бороться, во всём себе отказывая, не на жизнь, а на смерть, ради некоего “светлого будущего”, которое неизвестно, кто и когда дождётся. Кто довёл страну до разрухи? Царь-батюшка? Попы и монахи? Буржуи? Да нет, разрушали “старый мир” как раз большевики, и следовательно, именно они – виновники разрухи и всего того, с чем не жалея жизни боролся советский человек в этих произведениях.

“Старый мир”, который так старательно разрушали большевики, совершенно не заслуживал того, чтобы его рушить. В целом, борьба, которая привела к 1917 году, была борьбой за власть. Кучка людей, которые несмотря на численное меньшинство, стали гордо величать себя “большевиками”, никогда бы не выиграла, если бы общее падение нравов в России не подготовило почву для их победы. А дальше им нужно было свою победу удержать. И для того, чтобы закрепиться, понадобилось насадить в людях веру в коммунизм – гораздо более слепую, чем вера в Бога. Проще подобная вера прививается молодому поколению, с детства. И вот примеры этой слепой веры можно найти в произведении Васильева “Завтра была война”.

Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.

“- Значит, человек живет во имя истины?

– Мы – да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться – значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина – наша сила и наша гордость. Искра. Я правильно поняла твой вопрос?”

Примечательно, что мать Искры просила её конкретизировать вопрос. Но сама дала не конкретный ответ, а напротив, абсолютно абстрактный. И как раз такой абстрактный ответ подразумевает необходимость именно слепой веры – в коммунистические идеалы. Существует некая истина, которую сама “товарищ Полякова” определить не может. И доказательства этой некой истины, которая так и не называется конкретно, искать по мнению Поляковой-старшей не следует.

“- Надо учить самой истине, а не способам ее доказательства. Это казуистика. Человек, преданный нашей истине, будет, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Вот чему надо учить”.

Получается слепая вера, в некую “истину”, которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:

“- Кто объявляет, что истина – это и есть истина? Ну, кто? Кто?

– Старшие, – сказала Зиночка. – А старшим – их начальники. “

Зиночка, несмотря на некоторую легкомысленность, как раз и являет собой настоящий продукт той идеологии, которую так старательно вселяют в мозги своих граждан большевики. Для Зиночки всё ясно. И для многих ей подобных, скорее всего, тоже. Эту веру в то, что большевики знают некую “истину”, которая просто существует и не требует доказательств, прививают детям. И никто не отвечает на прямой вопрос, что же это за “истина”. Такая позиция закономерна потому, что если на место абстрактной “истины”, в которую требуется безоговорочно верить, поставить нечто конкретное, то у мыслящего человека может возникнуть желание подумать: а действительно ли “истина”, которую ему предлагают – является истиной? Люберецкий, отец Вики, задумывается – и это кончается его арестом и разрушением его семьи.

Вероятно, эта истина гласит, что коммунистическая партия всегда права. Это яркий пример того, что коммунизм должен приниматься слепо, на веру, любые доказательства запрещены, а потому объявлено, что они не требуются. Либо ты принимаешь коммунистические истины бездоказательно, либо ты – классовый враг, независимо от того, женщина ты или мужчина. Кстати, у словосочетания “классовый враг” нет женского рода.

Когда Искра говорит о презумпции невиновности, о том, что каждый человек не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана, мать Искры горячо возражает этому и говорит по сути, что доказательства запрещены и что от всех требуется только слепая и безоговорочная вера. Именно поэтому понятие “презумпции невиновности” – есть нечто, против чего восстаёт правоверная коммунистка. Ведь “презумпция невиновности” предполагает, что надо доказывать вину. А коммунистам надо, чтобы они сказали: “это враг!” – и им поверили на слово, не требуя никаких доказательств.

Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.

Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:

“Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной”.

Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:

“А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!”

Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: “правда, приправленная ложью”.

Директор школы произносит слова: “Настоящий мужчина должен любить только двух женщин: свою мать и мать своих детей”. Разве можно с этим согласиться? Если бы директор сказал: “Должен любить только одну женщину: свою жену”, всё было бы понятно – речь идёт о плотской любви. Это означало бы, что мужчина должен быть верен своей жене, иными словами, речь шла бы об интимных отношениях, браке. Но он говорит и о матери, следовательно, понятие “любви” заключает в себе более широкий смысл. Но тогда почему мужчина должен любить всего двух женщин? Чисто по-человечески, он должен любить всех женщин. Как быть с дочерьми, сестрами, тетями, родственницами, просто знакомыми? Он должен их ненавидеть или быть к ним равнодушен?

В библии говорится: “Возлюби ближнего своего. ” Но в словах директора мы видим слишком узкий, конкретный смысл. Мужчина должен любить двух женщин, а с остальными он может делать все, что ему прикажет партия и правительство, потому что других он любить не обязан, а значит, по приказу должен ненавидеть, пытать, расстреливать (как классовых врагов). На этом примере мы видим воспитание советского школьника сталинской эпохи, которому лишний раз подчёркивается, что он ни в коем случае не должен “любить ближнего своего”. А вдруг ближний окажется классовым врагом, или ненадёжным с точки зрения компартии человеком? И для женщин тут тоже не делается исключений. А если и можно сделать исключение, то только для двух – не больше. Можно даже объяснить, почему речь идёт именно о матери и жене.

Заставить человека ненавидеть свою мать очень сложно. Так же, как жену – женщину, к которой у него есть не только душевное, но и плотское влечение, в которой он нуждается, как мужчина. Поэтому и допускается любовь к этим двум категориям женщин. Тем более, что никто не станет спорить с заявлением, что нужно любить мать, или жену. “Только двух женщин” – подчёркивает директор. “Только”! А если мужчина любит ещё и сестру или дочь – значит, он уже не “настоящий мужчина”? По речи директора выходит, что так. Правда, возникает другой вопрос: а почему тогда считается, что мальчик поступил плохо, ударив девочку? Она-то ему не мать и не жена, и её он любить не обязан. Кто знает, может быть он “прозрел” в ней будущего “врага народа”. Но задаться такими вопросами школьники вряд ли смогут. Им проще поверить директору на слово, потому что он – авторитет.

Но это не всё. Как быть со следующей фразой: “Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей”? Первое утверждение противоречит второму. Всех людей – значит, уже не “только” двух женщин. “Ненавидит врагов” – а кто эти враги, если любить надо всех? Или в понятие “всех людей” входят только мать, жена и другие мужчины? Но тогда в категорию “врагов этих людей” попадают все прочие женщины: сёстры, знакомые, родственницы, сослуживицы и пр.

Если искать ответ на вопрос, кого же “всех” обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под “людьми” имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых “врагов этих людей”, которых и людьми-то директор школы признавать не желает.

Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.

Вера в коммунизм подразумевает, что человек должен во всём следовать заветам коммунистической партии, если требуется – давить и душить классовых врагов, кем бы они ни являлись: родными, близкими, знакомыми, незнакомыми. И уж если кого-то любить – то это родную партию и идеи коммунизма. Вера в коммунизм подразумевает, что для того, чтобы разбить классовых врагов, можно лжесвидетельствовать. Иначе как объяснить множество репрессированных по чьему-то доносу, часто не соответствующему истине? Чужое имущество – для коммунистов вообще не существует. Продразвёрстчики шли раскулачивать и отбирали всё, что было, не оставляя ни грамма и ни крошки. И никого при этом не мучила совесть, что он отбирает добро своего ближнего.

Всегда и во все времена находились люди, которые убивали, грабили, лжесвидетельствовали и пр. Но это не было нормой, это не было правильным. Убивая, человек понимал, что совершает грех, преступление. Вор, отбирая чужое, понимал, что он – вор. Во все времена осуждалось и убийство, и воровство. А если кому-то нужно было оправдать убийство и воровство, он ставили себя в некую “исключительную” позицию, пользуясь верой как самым удобным средством. Например, католическая инквизиция в средневековье придумала “охоту на ведьм”, которую им якобы “заповедал” Сам Бог, а коммунисты придумали охоту на “врагов народа”, которую якобы надо вести для “светлого будущего”. И инквизицию, и коммунистов объединяет то, что убийство и воровство они сделали нормой, более того, вменили в обязанность своим согражданам. Если ты видишь кого-то, кто отступает от догматов коммунистов, то он – враг! И ты обязан донести на него, по приказу убить его, отобрать его имущество. Наверное, коммунистам не следовало так критиковать средневековую инквизицию. Они (коммунисты) действовали исходя из тех же принципов, что и “отцы-инквизиторы”, только в более широких масштабах.

Читайте также:  Образ и характеристика Ганелон в Песне о Роланде сочинение

Коммунизм – это вера. Слепая вера, которая не терпит критики. И в произведении Б. Васильева хорошо обозначено, как эта вера насаждалась поколению советских людей, и как страдали те, кто делал попытки спорить со слепой верой и искать доказательства, подвергаясь арестам и теряя своих близких. Васильев в своей повести рисует тот же душевный надрыв, что и другие произведения. Надрыва, в котором жил советский человек. Он вынужден был не только постоянно преодолевать бытовые сложности, но ещё и жить в постоянном страхе перед тем, что приедет ночью чёрная машина и увезёт кого-то из твоих близких, а ты обязан будешь верить в то, что они – “враги народа” и всенародно отречься от них. Даже если твои собственные глаза, твои чувства твердят тебе о том, что всё это – ложь.

Цитаты по: Васильев Б. Завтра была война

«Завтра была война»

Урок по роману Бориса Васильева

I. Вступительная беседа

1. Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?

2. Какие произведения Б.Л. Васильева вам известны?

II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом — после)

1. Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

б) Зина Коваленко,

в) Искра Полякова,

“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.

“. часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.

б) Валентина Андроновна,

в) Искра Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

г) здесь нет нужной героини.

5. Кого из девочек в классе “. не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) . всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

6. Закончите фразу:

“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала. ”

в) обёртку бандероли,

7. Чего не терпел директор школы?

“. и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел. и, если ловил лично, действовал сурово”.

г) здесь нет нужного слова.

8. Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?

б) Сашка Стамескин,

в) Пашка Остапчук,

9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

10. Вставьте во фразу нужное слово.

“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали. ”

“. рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив. ”

12. Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

г) здесь нет нужной героини.

13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

б) Андрей Иванович,

в) Николай Григорьевич,

г) здесь нет нужного героя.

14. Кто из девочек “. по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила. в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?

15. У кого из героинь “была такая тяга к странному — ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато. всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

III. Анализ романа «Завтра была война»

История создания произведения

Вот как сказал о нём сам автор: “Я написал три книги о войне и хотел в них показать как бы три её лика. В повести «А зори здесь тихие» рассказать о войне как о жесточайшем испытании.

В романе «В списках не значился» хотелось сказать о том, что если человек с высокой нравственностью, если он живёт и действует по совести, то в тяжёлый для Родины час он станет героем, даже сражаясь в одиночку.

А повесть «Встречный бой» — это протест против бессмысленных потерь на войне.

Когда эти три вещи были уже написаны, меня стал мучить вопрос: а кто же они были — те, кто вынес эту войну на своих плечах? Откуда они взялись, эти мальчишки и девчонки, максималисты, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли они такими? Так появился роман о предвоенной школе «Завтра была война»”.

Роман был напечатан в 1987 году в журнале «Юность». В ответ на это произведение редакция получила тысячи писем. Писали чаще юные, но много писем пришло и от людей немолодых, помнивших довоенную школу, чьи судьбы были схожи с судьбами героев Бориса Васильева. По роману поставлены спектакли, снят фильм.

А. Когда и где происходят события романа «Завтра была война»?

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.

В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.)

Б. Назовите основные темы романа.

(Повесть о своём времени; “мысль семейная”.

О каждой теме говорим отдельно.)

Повесть о своём времени

Индивидуальные сообщения учащихся об эпохе 40-х годов, узнаваемой в романе.

  • Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Её признаки. Опора на цитаты:

“Готовьтесь к борьбе. ”

“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни. ”

“. враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодёжь, чтобы оторвать её от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми. ”

“Честь — дворянское понятие. Мы её не признаём”.

“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”

  • Материальное положение населе-ния в стране.

Опора на цитаты:

Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам. ”

“. сахара нет, будут давать по 2 кг”.

  • Что нового вы узнали о школе того времени?

Опора на цитаты:

“. спортзал — редчайшая вещь по тем временам”.

Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.

Запрет на Есенина.

Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.

Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.

1. Что вы узнали об истории семьи?

2. Дайте характеристику родителям героя.

3. Кто стоит во главе семьи?

4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?

5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?

6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.

  • 1-я группа. Семья Люберецких (гл. 1, 3, 4, 5)
  • 2-я группа. Семья Коваленко (пролог, гл. 4, 5)
  • 3-я группа. Семья Шеффер (гл. 2, 4)
  • 4-я группа. Семья Поляковых (пролог, гл. 1, 3, 4, 8, 9)
  • 5-я группа. Семья Стамескина (гл. 1, эпилог)

Семья Люберецких (примерный ответ 1-й группы)

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи — Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич — “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд. Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин — научиться любить, а для мужчин — служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть. ”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть её, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа. Всё это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

В. Продолжение беседы.

  • Проследите, как смерть Вики повлияла на каждого в классе?
  • Кто из одноклассников не выдержал нравственной проверки смертью Вики Люберецкой?
  • Прав ли Андрей Дементьев, сказав: “Кто-то гибнет не потому, что зло сильнее, а потому, что добро необходимо разбудить, заставить действовать”?
  • Чем увлекались ваши ровесники в сороковых? Что знаете вы о дрейфе «Седова», интербригадах?
  • Насколько они похожи на вас?
  • Какие из традиций 9-го «Б» вы хотели бы перенести в жизнь вашего класса?

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С.Есенина.

  • Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых.
  • Какая надпись могла бы быть на нём?

Анализ повести Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести — школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году — это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них,

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова «комиссар».

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции,

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести — момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют «дочерью врага народа», в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Читайте также:  Герои произведения Толстый и тонкий Чехова

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на «дуэли» с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически — почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника — самого Бориса Васильева.

Сочинения по темам:

Краткое содержание «Завтра была война» Васильева Повесть “Завтра была война” написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы.

Анализ повести Пушкина «Метель» Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году.

Анализ повести Тургенева «Первая любовь» Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название — «Первая любовь», является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических.

Образ «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель») Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и.

Анализ стихотворения Фета «Жди ясного на завтра дня» Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот.

Анализ повести Пушкина «Станционный смотритель» 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» под названием «Станционный.

Анализ повести Тургенева «Ася» Повесть «Ася» была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника.

“Завтра была война” – краткое содержание повести Бориса Васильева

Сюжет и герои произведения

Сюжетная линия основана на воспоминаниях Бориса Васильева о своем детстве. Героями повести стали ребята, которые учились в 9 «Б» классе вместе с автором. Люди, прошедшие революцию 1917 года, оказывали существенное влияние на формирование мировоззрения молодежи, а все происходящее в стране отразилось на жизни детей. Персонажами повести, помимо автора, стали:

  1. Искра Полякова — староста класса, дочь комиссара Поляковой, преданной идеям революции. Девушка не только усердно учится, но и занимается общественной работой. В произведении «Завтра была война» проблема отцов и детей поднимается очень остро. Искра долгое время находилась под влиянием своей матери и считала ее кумиром, но с течением времени девочка поняла, что это ранимая несчастная женщина, которая только кажется железной леди.
  2. Вика Люберецкая — красивая, умная девушка, выросшая без матери и воспитанная отцом-инженером. Достаток отличает ее от одноклассников. Ребята не конфликтуют с Викой, но немного сторонятся ее, а некоторые в глубине души завидуют.
  3. Зина Коваленко — девушка с веселым нравом из простой рабочей семьи, любящая помогать своим друзьям и знакомым.
  4. Саша Стамескин — парень, который был известным хулиганом и двоечником школы. Мальчику грозило исключение, но Искра заметила его интерес к авиамоделированию и смогла направить Сашу на правильный путь.
  5. Валя Александров по прозвищу Эдисон — молодой изобретатель, имеющий массу идей, которые не удается претворить в жизнь.
  6. Артем Шефнер — хорошист, работяга, спортсмен. Стать круглым отличником ему не удалось из-за любви к Зине. Всякий раз когда он видел ее взгляд, отвечая у доски, у него терялся дар речи.
  7. Паша Остапчук — юноша, активно занимающийся спортом.
  8. Жора Ландыс — друг Артема, влюбившийся в Вику Люберецкую.

Есть и взрослые персонажи повести «Завтра была война». Главными героями являются:

  • Мать Искры. Автор так и не смог вспомнить ее имя.
  • Андрей Коваленко — отец Зины.
  • Леонид Сергеевич — отец Виктории Люберецкой.
  • Николай Григорьевич — директор школы.
  • Валентина Андроновна — завуч.

Начало содержания повести

В повести Бориса Васильева «Завтра была война» отразилось множество его воспоминаний. Писатель описывает своих школьных товарищей, которым в момент обучения в 9 «Б» классе было по 16 лет. И хотя для ознакомления с этой книгой недостаточно опубликовать лишь пару отрывков из прозы, сжатого содержания глав повести будет достаточно для подбора аргументов к сочинению:

  1. Искра приходит домой к Зиночке и рассказывает, что Саше Стамескину придется прекратить обучение в школе. Парень растет в неполной семье, и живут они очень бедно, а «за учение теперь платить надо». Мать Искры — комиссар, личность сильная и смелая, слабость для нее совершенно недопустима. Женщина оказала на Искру огромное влияние. Девушку уважают все одноклассники, ее называли «совестью класса». Она искренне желает помочь Саше, которого когда-то взяла под свою опеку. Зиночка советует устроить парня на завод, чтобы он смог продолжить обучение в вечерней школе. Девочки решаются попросить помощи у Вики Люберецкой, потому что ее отец работает главным инженером на авиационном заводе. Благодаря Виктории Стамескину удается трудоустроиться.
  2. Артему Шеферу никак не даются «предметы, где надо много говорить». Зато парень проявляет успехи в спорте, он отличный легкоатлет. Юноша учится на 4 и не может стать отличником из-за волнения, которое еще больше усугубляется при виде Зиночки, в которую он по уши влюблен. Все лето парень усиленно трудится, чтобы отметить свой 16 день рождения с размахом, и ему это удается. Вика дает Искре почитать сборник стихов Сергея Есенина.
  3. Директором школы, в которой учились ребята, была Валентина Андроновна — очень строгая женщина. Новым директором стал Николай Ромахин, который сильно изменил установленные правила. Это добрая и интересная личность стремительно заслужила любовь и уважение ребят, в то время как Валентина Андроновна, которую дети называли Валендрой, стала классной руководительницей 9 «Б» и была глубоко презираема ребятами. Случайно Зина рассказывает Валентине Андроновне, что читала стихи Есенина. Искра посещает дом Люберецких, чтобы предупредить о вероятных неприятных последствиях.
  4. Зина — девушка влюбчивая, ей хочется найти себе достойного кавалера. Она пишет 3 любовных письма для кандидатов, но не может решиться их отправить. Одно письмо оказывается в руках у Валендры, она передает его директору школы. Николай Григорьевич сжигает послание. В то же время между Искрой и Сашей появляются чувства. Искра понимает, что «наступило время и для личной жизни».
  5. Зина отправляется на свидание с Юрой из 10 «А» — самым привлекательным парнем школы. Ребята смотрят кино, а потом желают посидеть в каком-нибудь укромном месте. Тут Зиночка вспоминает, что около дома Люберецких есть скамейка, скрытая в кустах. Пара замечает, как возле подъезда останавливается большая машина черного цвета, а через пару минут из дома выходит отец Вики в компании 3 мужчин. Зина понимает, то папу Люберецкой арестовали и бежит к Искре поделиться новостью. Комиссар Полякова узнает об этом событии и отправляет письмо в ЦК, в котором просит о защите главного инженера.

Продолжение пересказа

Зина и Искра решают никому не рассказывать об аресте отца Виктории. Однако когда они приходят в школу, уже все ребята знают о случившемся. Выясняется, что в этом виноват Юра, и товарищи хотят отомстить ему. Артем зовет парня в котельную, между ними начинается драка. После, школьники идут к Вике, чтобы морально поддержать ее в тяжелую минуту.

Саша говорит Искре, что Люберецкий — всеобщий враг, поскольку он продал фашистам чертежи советского самолета. Через 3 дня директор вызывает к себе Искру и Артема. Классная руководительница обвиняет юношу в том, что он подрался с Юрой по «политическим мотивам», а Искру просит провести собрание для исключения Виктории из комсомола.

Виктория зовет одноклассников провести время на природе, хотя послезавтра ей предстоит серьезное испытание. Они приезжают в Сосновку, на дачу к Люберецким. Но дом оказывается опечатанным, поэтому подростки разводят костер около реки. Вика догадывается, что Жора долгое время в нее влюблен и целуется с ним. Ребята весело проводят время. Скоро должно начаться собрание комсомола, на котором Виктории требуется отречься от собственного отца, но она не приходит. Классная руководительница посылает за ней Зину. Вскоре девушка возвращается и говорит, что Люберецкая «в морге».

Оказывается, Вика совершила самоубийство, выпив снотворное. Искра глубоко переживает смерть подруги. Комиссар Полякова осуждает Люберецкую за слабоволие и запрещает дочери проводить панихиду ее на похоронах. Родители Зиночки и Артема занимаются организацией похорон и сталкиваются с большой трудностью. Недостает машины. Тогда Николай Григорьевич на день закрывает школу и вместе со старшеклассниками несет гроб Виктории через весь город до кладбища на окраине. Несмотря на запреты комиссара Поляковой, Искра читает стихи у могилы одноклассницы.

Искре приходит посылка от Виктории, в которой находится письмо, а также сборники стихов Есенина и Грина. В письме говорится, что девушка приняла решение покончить жизнь самоубийством из-за того, что не могла предать отца.

Со временем жизнь начинает идти своим чередом, но неожиданно домой возвращается оправданный Люберецкий. Весь класс отправляется к нему, чтобы поведать о последних днях жизни дочери. Леонид Сергеевич глубоко разбит и почти не разговаривает, он только вздыхает «какой тяжелый был год». Зина думает, что вся проблема в том, что год был високосным, но «следующим наступает 1941».

В конце Борис Васильев рассказывает о будущем своих друзей, их судьбах спустя 40 лет. Школьный изобретатель Валя стал часовщиком, хотя товарищи и учителя пророчили, что тот будет великой личностью. Паша Остапчук на войне потерял ногу, а вместе с этим спорт и девушку, к которой он не смог «вернуться инвалидом».

Саша Стамескин стал директором авиазавода. Жора был летчиком, героем войны, но не вернулся с поля боя. Артем взорвался вместе с мостом, а Искру и комиссара Полякову повесило гестапо.

Идея и анализ

Ребята из 9 «Б» искренне думали, что в их жизнь пришли серьезные проблемы, однако они даже не помышляли, что всего через несколько месяцев произойдет в их стране. Проведя анализ «Завтра была война», ознакомившись с аннотацией и характеристикой персонажей, можно сказать, что эта повесть рассказывает о процессе взросления. Подростки, которых все еще считают детьми, уже лишились наивности, но еще не растратили непосредственность юности. При этом каждый из них стремится быть нужным обществу, ведет активный образ жизни.

Дети стремятся поступать по-взрослому, и все же в их действиях еще много ребячества. Искра хочет стать такой же, как и ее мать, которая не признает в людях слабости и считает ее «хуже предательства». Девушка пока не понимает, что сопереживание другим — это вовсе не порок. Поступок Виктории совершенно невозможно назвать обдуманным. Она выразила свой протест, посчитав такое действие символом преданности и решительности. На самом же деле, Люберецкая сделала глупость, попрощавшись с жизнью, впервые столкнувшись с серьёзной проблемой.

Автор не описывает войны. Об этой теме упоминается кратко, как о прошедшем и будущем событии, где-то за кулисами повести. Борис Васильев позволяет без отвлечения увидеть жизнь героев до и после самого страшного времени в истории ХХ века.

По повести «Завтра была война» был создан сценарий к фильму в драматическом жанре. Картина стала очень популярной среди широкого круга зрителей и получила множество рецензий и положительных отзывов, в том числе за выбор актеров на главные роли.

Краткое содержание повести “Завтра была война” Бориса Васильева

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Читайте также:  Анализ произведения Платонова Волшебное кольцо

Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что новый год готовит не только 9 «Б», но и всему советскому народу.

Характеристика персонажей

Искра Полякова

Искра – учащаяся 9 «Б». Это «совесть класса». Искра старается не только хорошо учиться, но и заниматься общественной работой. Девушка считает своей обязанностью перевоспитание Сашки Стамескина, не желающего учиться хулигана. В классе Полякову не просто боятся, а по-настоящему уважают, ведь она одна из самых ответственных и серьёзных учениц.

Кумиром Искры всегда была её мать, комиссар Полякова. Суровая женщина, прошедшая гражданскую войну, воспитала дочь в строгости и преданности советской власти. Искра не помнит своего отца, давшего ей необычное имя. Комиссар Полякова сочла своего спутника жизни слишком слабым и малодушным. Рядом с таким человеком невозможно бороться за свои идеалы. Родители Искры расстались, и мать безжалостно уничтожила все фотографии бывшего возлюбленного. Однажды личность матери открывается девушке совсем с иной стороны: комиссар Полякова способна плакать, а в глубине души она просто несчастная женщина.

Трансформация взглядов героини
Слабость, живущая в душе матери Искры, заставляет смягчиться и саму главную героиню. К концу повести девушка пересматривает некоторые свои взгляды. Первый поцелуй заставляет Искру задуматься о том, что помимо общественной работы в жизни может быть и личное счастье, окрыляющее душу и дающее силы бороться за свои политические идеалы.

Полякова меняет своё мнение и об одной из одноклассниц, которую всегда считала надменной ханжой. Стихи «упадочнического» Есенина также перестают казаться девушки антисоветскими.

Искра геройски погибла в годы Великой Отечественной войны. Поляковых казнили фашисты.

Вика Люберецкая

Вика – одноклассница Искры. Отец Вики занимал высокий пост, что позволяло ему всячески баловать свою дочь. Девушка рано осталась без матери и стала единственной радостью в жизни инженера Люберецкого.

Достаток семьи Вики отдалял её от остальных одноклассников. Ребята никогда не вступали с ней в открытые конфликты, но всегда сторонились хорошо одетой «буржуйки», которая приезжала в школу на машине. Девушка не пыталась стать своей, но и не противопоставляла себя классу. Отец Вики знал, что его дочь достаточно благоразумна для того, чтобы правильно распорядиться своими возможностями, и многое ей позволял.

Строже остальных одноклассников по отношению к Люберецкой настроена Искра. Вика кажется ей слишком избалованной, заносчивой и неприспособленной к жизни. Советская школьница просто не имеет права быть такой. Серьёзная неприятность в семье Люберецких заставляет Искру сожалеть о своём презрении к однокласснице. Отца Вики арестовали по подозрению в шпионской деятельности. Девушка понимает, что недолюбливавшие её товарищи будут ненавидеть её ещё больше. Тем не менее, одноклассники отнеслись к семейному горю с пониманием. К Вике стали относиться намного лучше, чем раньше.

Несмотря на поддержку одноклассников, Вика не вынесла тяжести испытания. Она стала дочерью «врага народа». Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, ей следовало отказаться от своего отца. Но Вика не могла этого сделать. Не найдя выхода из своего положения, девушка отравилась. Отчаянный поступок дочери «врага народа» вызвал ещё большее сочувствие ребят в классе. Смерть Вики оказалась напрасной. С её отца были сняты все обвинения.

После гибели Люберецкой Искра получила от неё бандероль, в которой нашла две книги и письмо. Одна из книг оказалась сборником стихов Есенина, вторая – неизвестного Искре писателя Грина. Это были любимые книги умершей одноклассницы. В своём письме Вика сожалела, что Искра не стала её подругой раньше. Люберецкая всегда мечтала дружить с самой честной девушкой в классе, но боялась сделать первый шаг.

Прочие персонажи

Помимо Искры Поляковой и Вики Люберецкой в повести есть и другие главные герои, заслуживающие внимания читателя. К таким персонажам можно отнести Зиночку Коваленко, легкомысленную и всегда влюблённую в кого-то девушку; Ваньку Александрова, получившего прозвище «Эдисон» за свою страсть к изобретательству; Жорку Ландыса, безответно любившего Вику Люберецкую, и многих других.

Важное место в жизни молодых людей занимает педагогический коллектив школы. Классная дама 7 «Б» Валентина Андроновна когда-то исполняла обязанности директора учебного заведения. При ней школа превратилась в подобие солдатской казармы с суровой военной дисциплиной. За свой несносный характер Валентина Андроновна получила прозвище Валендра. Жестокой директрисе недолго довелось занимать свой пост. На её место был принят Николай Ромахин, при котором учащиеся наконец-то почувствовали долгожданную свободу.

Главная идея

Почти каждому человеку свойственно паниковать и драматизировать. Незначительная неприятность нередко приводит к унынию и большому отчаянию. Учащимся 9 «Б» кажется, что в их жизнь пришли настоящие, «взрослые» проблемы. Однако никто из них и не догадывается о том, что всего через несколько месяцев страну ожидает настолько тяжкое испытание, что даже смерть близкой подруги меркнет на фоне грядущей трагедии.

Анализ произведения

Существуют в мире литературы особенные произведения, для знакомства с которыми вряд ли подходит краткое содержание. «Завтра была война» (Васильев) – это повесть о взрослении. Юноши и девушки, которых продолжают считать детьми, уже успели утратить детскую наивность, но ещё не потеряли той непосредственности, которая свойственна только ребёнку. При этом молодые люди хотят участвовать в общественной жизни, быть полезными и нужными членами общества.

В действиях школьников, несмотря на их желание казаться взрослыми, заметно ещё много ребячества. Некоторые из них только подражают взрослым, а не являются ими на самом деле. Искра Полякова воспитана женщиной, не признающей слабостей в людях. Девушка тоже хочет стать «железной леди». Искра слишком молода для того, чтобы понять, что женщину, взявшую на себя роль мужчины, ждёт одиночество и непонимание окружающих. Поступок Вики Люберецкой тоже нельзя назвать обдуманным. Вероятно, девушка выразила таким образом протест, считая свои действия взрослыми и решительными. В реальности Вика совершила большую глупость, расставшись с жизнью при первых же жизненных трудностях.

Война остаётся за кулисами произведения. Она является событием прошлого в начале повести и событием будущего в её конце. Автор предпочитает не затрагивать напрямую болезненную для многих тему, позволяя читателям увидеть своих героев лишь до и после самой страшной эпохи в истории ХХ века.

Анализ повести Б.Васильева “Завтра была война”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:25, доклад

Описание работы

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие. ” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.
Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Файлы: 1 файл

сочинение.docx

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие. ” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

Автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой события начала и финала происходят в одном и том же месте.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы — Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи — это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова — мать Искры, — “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога — воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное — юность. Повесть называется — “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Ссылка на основную публикацию