Анализ рассказа Абрамова О чем плачут лошади

Анализ рассказа Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» (Школьные сочинения)

Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у Ф. Абрамова? Какую роль в повествовании играет описание лошади?

Лошади вызывали у рассказчика острое чувство жалости, потому что они находились в бедственном положении, в ужасном состоянии, никто за ними не ухаживал. Вечно пьяный конюх Миколка иногда день и ночь не заявлялся к ним. Привязанные к колу лошади не могли сами о себе позаботиться.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Они съедали вокруг кола не только всю траву, но и дернину, добираясь до земли. Лошади томились, умирая от жажды, их донимал гнус – комары и мошкара.

Описание лошади по кличке Рыжуха играет важную роль в повествовании. С одной стороны, подчёркивается, что Рыжуха ничем не отличалась от остальных некрупных и неказистых лошадок из породы мезенок, обладая выносливостью, неприхотливостью, хорошей приспособленностью к тяжёлым условиям Севера. Так же, как и другие лошади, она стойко переносила тяготы жизни, и это отразилось на её внешнем виде. В четыре – пять лет у неё уже была сбита спина под седёлкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть. С другой стороны, Рыжуха всё-таки выгодно выделялась среди своих сородичей. Большинство лошадей выглядело неряшливо. Они казались какими-то опустившимися, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обречённостью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре. Рыжуха же была кобылка чистая. Она сохранила весёлый, неунывающий характер, норовистость молодости. Противопоставление Рыжухи другим лошадям подчёркивает, что она не смирилась со своей участью и её тронул рассказ старой лошади о том, что раньше о лошадях заботились.

Как объяснить название рассказа «О чём плачут лошади» и слова «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? В чём рассказчик обманул Рыжуху?

Название рассказа помогает понять тему этого произведения – отношение к лошадям в советскую эпоху 70-ых годов (рассказ написан в 1973 году). Лошади не были частной собственностью, они принадлежали обществу, колхозу, и за ними плохо ухаживали. Лошади плачут не только о своей печальной судьбе, о невыносимых условиях, в которых они содержатся, но им больнее оттого, что в прошлом к лошадям было совсем другое отношение: о них заботились, их жалели и берегли «пуще всего на свете».

Рассказчик вспоминает о своём любимом коне по кличке Карько. После войны в 1947 году он вернулся в родительский дом и сразу же захотел увидеть любимого коня. Но старик-конюх сообщил, что Карько закончил свой жизненный путь в День Победы. Самой старой доходягой пожертвовали, что- бы отпраздновать Победу. Рассказчик попытался отыскать останки своего коня. Поэтому он и произносит такую фразу: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…» В произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» волхв, вышедший из леса «кудесник», предсказал Олегу смерть от его же коня. Князь Олег послушался предсказателя и трогательно простился с конём: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга!» Он приказал отвести коня в конюшню и заботиться о нём, кормить только отборным зерном, поить чистой ключевой водой. Спустя годы князь вспомнил о своём боевом товарище, но ему сообщили, что коня нет в живых. Олег пожалел, что послушался кудесника, «безумного, лживого старика», ведь он напрасно расстался с конём, которого так сильно любил. Князь Олег пожелал проститься с конём и посмотреть на его останки. Таким образом, эта фраза подчёркивает, что в душе каждого человека живёт любовь к лошади, самому благородному и трудолюбивому животному, верно и преданно служащему человеку.

Рассказчик обманул Рыжуху, когда не ответил на её вопрос, правда ли, что раньше лошади жили намного лучше, их любили, о них заботились. Он чувствовал свою вину перед лошадью и поэтому напустил на себя бесшабашную удаль. Избегая смотреть в глаза лошади, он торопливо бросил перед ней кусок хлеба и с разудалой театральностью распрощался с Рыжухой. Он не мог сказать бедолагам правду о прежних счастливых лошадиных временах, потому что это непременно родило вопрос: а почему сейчас так плохо обращаются с лошадьми. Рассказчик понимал, что совершил непоправимое, страшное, что он обманул Рыжуху, что теперь у него уже не будет искренних и доверительных отношений с Рыжухой, и на него навалилась «тяжёлая лошадиная тоска».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id35484

Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в рассказе, основной тематикой которого являются авторские воспоминания о прошлой жизни.

Повествовательная композиция рассказа осуществляется от лица рассказчика, являющегося человеком, который помнит прежнюю жизнь лошадей, когда люди относились к ним более тепло и дружелюбно.

Сюжетная линия рассказа является простой и состоит в рассказе о былом времени, в период которого человек заботится о лошадях и относится к ним с теплотой и бережливостью, поскольку тогда отсутствует различная техника и машины.

Отличительной особенностью произведения является раскрытие автором существующих проблем в экологической сфере, а также нравственной стороне общества, заставляя читательскую аудиторию задуматься о необходимости проявления заботливого отношения к окружающей природе.

Композиционная структура рассказа представляется изображением картин из жизни деревни, при этом в завязке произведения повествуется об отношении деревенских жителей к лошадям. Развитие сюжетной линии происходит в момент рассказа старой кобылы молодой кобылице Рыжухе о прежних временах. Кульминация представляется в виде постановки автором животрепещущего вопроса о возможности возвращения теплого и доброго отношения человека к животным.

Система образов в рассказе представляется в виде двух главных героев в лице повествователя, способного выполнить сравнение прошлой и настоящей жизни, а также лошади Рыжухе, являющейся в произведении олицетворением всей окружающей природы.

В качестве художественных средств выразительности писатель применяет в рассказе многочисленные сравнения и олицетворения, позволяющие более ярко и красочно передавать чувства и переживания лошадей, которые имеют схожесть с душевным состоянием людей. Использование данных приемов наделяет рассказ сказочными мотивами, выражающими единство природного и человеческого мира.

Своеобразием произведения является мастерское изображение писателем зарисовок окружающей природы, которые позволяют читателям в прямом смысле вдыхать ароматы цветов и трав, слышать звуки птичьего пения, порхания насекомых.

Смысловая нагрузка рассказа наполняется тоской и грустью о безвозвратно ушедшей прошлой жизни, в которой люди и окружающая природа ощущают более тесную взаимосвязь и взаимоотношения.

Анализ №2

Основные темы творчества Ф.П.Абрамова – проблема деревни и человек-труженик. Поднимаются они и в рассказе «О чем плачут лошади». Это лирическое повествование, основная мысль которого заключена в простой формуле, выведенной когда-то Антуаном де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» – об отношении людей к лошадям и о самих лошадях и людях.

Главный герой произведения любит бывать на конном дворе. Общаясь с этими удивительными животными, он как будто бы снова возвращается в прекрасную пору своего детства. Но только сейчас при встрече с лошадьми автор испытывает смешанные чувства, главное из которых – ощущение глубокой вины перед этим, забытым ныне, а когда-то первым помощником человека.

Приходя на скотный двор с кусками хлеба и сахара, где вечно пьяный конюх днями не появляется в стойлах, заставляя животных томиться от жажды, рассказчик жалеет бедняг, считая, что только он и может своей заботой скрасить их незавидную жизнь. А ведь когда-то, восклицает автор, все было совсем по-другому. Лошадь была основой крестьянского хозяйства, ее, кормилицу, холили и лелеяли, понимая: падет конь – не выжить семье. Она сопровождала мужика с самого детства: первая игрушка его сына был деревянный конь, резными коньками украшали крыши деревенских изб, коню молились на иконах Георгия Победоносца, с конем воевали в тяжелые для Отчизны годы, с конями засылали сватов в минуты истинного крестьянского счастья. С развитием научно-технического прогресса незаметно лошадь стали вытеснять с полей, огородов, и вот теперь она окончательно задвинута на задворки деревенской жизни. И автору больно от этого, больно и тоскливо. Но, все же, приходя в гости к своим любимцам, он старается не показывать им своих чувств.

Так и было при каждой встрече с лошадьми, пока однажды Рыжуха, веселая, никогда не унывающая кобылка, прямо не спросила у рассказчика, а правда ли существовали такие времена, когда лошади были счастливы. Рыжуха любила автора, а он ее выделял из всех остальных животных, считая своим другом. Но не выдержал мужчина молящего вопросительного взгляда лошади: обмануть не смог, и правды не сказал. Ответив, что нечего забивать голову всякой ерундой, торопливо ушел из конюшни, испытывая стыд за современное поведение человека по отношении к лошади. И Рыжуха все поняла. Черной неблагодарностью отплатило человечество коню за годы беззаветной службы. Об этом и плачут лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова

Популярные сегодня темы

На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.

Произведение представляется писателем в виде сатирической комедии, в которой на примере образов основных персонажей демонстрируется порочность и гнилость общественного порядка первой половины девятнадцатого века.

Читайте также:  Сочинение Действительно ли Печорин - герой своего времени? (9 класс)

В одной из самой знаменитой повести «Яма» Александра Ивановича Куприна, написанной в период с 1909 по 1915 года, одним из центральных героев является Василий Васильевич Лихонин.

Главный герой рассказа «Дети подземелья» — мальчик девяти лет, Вася. Он живёт в обеспеченной семье со своим отцом-судьёй и сестрой Соней, которой четыре только года.

Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И в одном из них главным героем является Печорин, о котором и пойдет речь. Оказывается, это человек, он не может отыскать себя в жизни, а также его не принимает

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова “О чем плачут лошади”. “Лошадь тоже человек”
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова “О чем плачут лощади”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_o_chem_plachut_loshchadi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова “О чем плачут лошади”. “Лошадь тоже человек”( сл.№1 )

Цели урока: (сл. №2)

  1. Подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, её жителям, где всколосилась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому, призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает;
  2. развивать речь и образное мышление учащихся.

Эпиграфы к уроку (сл. №3)

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь В.Маяковский

Подковы и масти – людям на счастье.
Поговорка.

I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, – порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

II. Беседа о биографии писателя. (сл.№4)

1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя – младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:

Достаток нелегко дался “ребячьей коммуне”, как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.

В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, “чтобы “хвостов” не было”.

В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие – тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток.

Он не дополз до заграждения нескольких метров – пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.

27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.

Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.

3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).

4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… « Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»

III. Переход к произведению.

За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.(сл. №5)

IV. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

3) Краткий пересказ по плану (сл. №6-10)

4) Ребята, некоторые из вас подготовили иллюстрации к рассказу, в которых вы показали эпизоды, наиболее понравившиеся. Покажите свои рисунки и прокомментируйте их.

5) Работа с текстом и беседа.

Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.

Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).

Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).

В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).(сл. №7)

Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста).

Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы).(Сл.№11)

1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение к 3 эпиграфу).

2) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизиться к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).

Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).(сл. №12)

Зачитывается отрывок из рассказа

К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относиться и к другим людям).

VII. Творческая часть.

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”

(В течение 5 минут учащиеся работают над сочинением, затем заслушиваются три работы)

1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей и ухаживать за ними.

2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. Он учит нас гуманному отношению к животным.

1. Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

В завершении урока послушайте, пожалуйста, песню “Красный конь”

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ Е. Носова «Кукла», вступительную статью «Из автобиографии» и ответить на вопрос: что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е.И. Носова?

Урок литературы в 7-м классе. Ф.А. Абрамов. “О чем плачут лошади”

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

1.Обучение выразительному чтению художественного произведения;

2.Обучение анализу художественного произведения;

3.Экологическое воспитание учащихся;

4.Обучение состраданию к “братьям нашим меньшим”.

Оформление урока:

1. Надписи на доске:

а) “Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник”. (Загадка)

б) “Мы в ответе за тех, кого приручили. ” (А.-С. Экзюпери)

2. На стендах оформленные ребятами рисунки и отзывы о прочитанных произведениях о лошадях.

Ход урока

Ребята, обратите внимание на загадку. О ком она? Сегодня мы с вами поговорим о лошади.

Просто “лошадь” – что это? Эти животные были одомашнены 5000 лет назад. Предками современных лошадей являются тарпаны, появившиеся в 3 веке до н.э. Это было второе по счету одомашненное животное после собаки. Издавна лошади выполняли разнообразную работу: перевозку почты и пассажиров, военные походы и рыцарские турниры, конноспортивные состязания и пахоту. Во все времена были лошади- аристократы и лошади- плебеи. Особая роль отводилась лошади на Руси – крестьянской стране. В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” приводит около 200 пословиц и поговорок, связанных с лошадью. Для русского народа лошадь была кормилицей (потеря кормильца часто была равносильна смерти). Не гордые и пылкие, а тихие и работящие, часто не досыта накормленные, но всегда безропотно работающие, даже до полного изнеможения, лошади стали символом крестьянской Руси.

В седьмом классе мы уже читали произведение о лошади. Какое?

(В.В. Маяковский “Хорошее отношение к лошадям”). Подготовленный заранее ученик читает наизусть стихотворение.

Били копыта.
Пели будто:
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. –
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
– Лошадь упала! –
– Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой
ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные:
Улица опрокинулась,
течёт по-своему:
Подошёл и вижу –
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
“Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь”.
Может быть –
старая –
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось –
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Почему упавшая, плачущая лошадь в конце стихотворения “хвостом помахивала”, была “довольная”. (Ей посочувствовали, поддержали морально).

Еще одно замечательное стихотворение Б. Слуцкого “Лошади в океане”. (Читает наизусть подготовленный ученик).

Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко.

“Глория” по-русски значит “Слава”, –
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: “Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними”).

П. Ф. А. Абрамов – русский писатель (1920-1983 гг.). Главное его произведение – тетралогия “Пряслины”, но было им написано еще много рассказов и повестей. В основном, он писал о проблемах деревни, о человеке – труженике. Сегодня мы читаем его рассказ “О чем плачут лошади”. (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях 7 класс, часть П. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва: “Просвещение”, 2005 год).

Чтение рассказа заранее подготовленными учащимися.

III. Обсуждение прочитанного.

Словарная работа: Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки – некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый – темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички – Карьки, Карюхи; гнедой – красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички – Гнедки, Гнедухи; вороной – чёрный окрас лошади, клички – Воронки, Воронухи; чалый – светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.)

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, а часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом – пыльная или несъедобная травка попалась”. Рассказ автора о Карьке: “Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то как солнце освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по невернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

– Нету вашего Карька,- ответил мне конюх-старик.- На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как.

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Россохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там где земля была щедро удобрена перегнившей щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел. “)

Хотя конюх Миколка безответственно относился к животным, но от голода и гнуса они не плакали. Почему же заплакала Рыжуха? О чем ей пела Забава? (Не только песни вызвали слезы Рыжухи, но и злость ее товарок и товарищей).

Права ли была Забава? Докажите. (Да, права: лошадь раньше переживала более счастливые времена, ее холили, жалели, “скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба”: “Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба – мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади – никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало – и своих и заморских, ан нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни – чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами,- преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы – услада русской души.

Первая игрушка крестьянского сына – деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой 2 , коню молился. И конской подковой – знаком долгожданного мужицкого счастья – встречало тебя почти каждое крыльцо. Все – конь, все – от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти.

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толкались, митинговали с утра до ночи – так выясняли свои отношения. Сбил у воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.”)

  • Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).
  • Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать? (Анализ эпизода. ” А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

– Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

– Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться. – И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке. “Модные джинсы”, “разудалая бесшабашность”, “развязнаяпоходка”, пошлые словечки. ). Цивилизация?! Не за ней ли кроется предательство? Главный герой “обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг. “.

  • В чем именно? (Не разделил их заботы; посочувствовать – значит помочь, но легче прикинуться равнодушным “стилягой”).
  • Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом? (Нарушена связь человека и природы).
  • Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем нам?

IV. Заключительное слово учителя.

1. Село. Лошадь. 60-е годы – гужевой транспорт. 80-е гг. – конеферма, плуг обрабатывал землю. Есть ли лошадь сейчас? Огромные деньги тратятся на “декоративных” собак и кошек – выставки, прически, массаж, еда. Но нет денег, чтобы сохранить того, кто нам преданно служил тысячи лет. Исчезла лошадь, уменьшается поголовье рогатого скота. Что нас ожидает дальше?

2. Надпись на обратной стороне доски:

Жизнь человека на Земле
прочно и навсегда
связана с животными –
с птицами,
насекомыми и зверями.
Человек
очень силен
и очень мудр.
Поэтому он должен быть
очень добр, благороден
и разумен
в своих отношениях
с животными.

– О чём это? Как по-другому об этом сказал А.-С.Экзюпери? (“Мы в ответе за тех, кого приручили”.)

V. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: “Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А.Абрамова “О чём плачут лошади”?”

«О чем плачут лошади» – краткое содержание рассказа Ф. Абрамова

Действующие лица

Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Повествование ведется от лица рассказчика, который утешает кобылу Рыжуху и вспоминает о временах войны. Основные личностные качества главного героя:

  • доброта;
  • чуткость;
  • любовь ко всему живому.

Остальные действующие лица рассказа — лошади. Главный герой особенно вспоминает коня Карька, который был с ним во время войны. У рассказчика смешанное отношение к непарнокопытным животным. С одной стороны они его радуют, а с другой — вызывают чувство вины. Есть в рассказе и второстепенные герои, например, конюх Миколка. Он часто бывал пьяным и мог сутками не заглядывать к лошадям. Его не беспокоило, что табун стоит без еды.

Жанр произведения Абрамова — рассказ. В небольшом объеме текста писатель смог скрыть важный смысл. С урбанизацией люди стали далеки от природы.

Когда-то лошади были кормильцами, их уважали и ценили. Но с развитием научно-технического прогресса все изменилось.

Краткое содержание

Произведение начинается с того, что рассказчик приходит на луг, где пасутся лошади. В это время он словно снова становится ребенком и вспоминает свое детство, которое пахнет травами, стрекозами и летом. Лошадей он угощает кусками хлеба, но они вызывают у него то радость, то чувство вины. Он знает, что конюх плохо к ним относится. Миколка постоянно пил и забывал ухаживать за табуном. В это время лошади страдали от жажды и голода, но никого это не беспокоило.

Рассказчику больше всего нравилась кобыла Рыжуха. Она была небольшого роста и неказистого вида. Но вместе с этим сохранила веселый и неунывающий характер, норовистость молодости.

Обычно Рыжуха очень радовалась встрече с героем, но как-то раз она изобразила равнодушный вид. Рассказчик протягивает ей ломоть хлеба и замечает на морде слезы. Он пытается узнать у нее, что случилось.

Рыжуха рассказала ему, что пыталась спеть другим лошадях, что раньше коням жилось лучше. Их любили, ласкали, за ними ухаживали. Но табун попросил ее замолчать и не травить душу, поэтому кобыла смотрела на героя заплаканными глазами и спрашивала, действительно ли так было.

Рассказчик был вынужден признать, что именно так и было когда-то. Крестьяне считали лошадь сокровищем, называли кормилицей. Без нее нельзя было вспахать поле и привезти дров из леса. Герой вспомнил своего верного коня Карька. Во время войны он служил людям и всегда им помогал. Но в день Победы на него уронили бревна и он умер.

Рассказчик уходит с луга и понимает, что больше Рыжуха ему не будет доверять. На него наваливается лошадиная тоска. Это чувство угнетает и заставляет думать о плохом.

Смысл произведения

Рассказ Абрамова затрагивает разные темы. В нем идет речь не только об отношении человека к природе. Животные символизируют людей. С развитием прогресса все отдалились друг от друга, озлобились и стали недоверчиво относиться друг к другу.

Писатель умело вплетает в рассказ сказочные мотивы. Произведение начинается с того, что герой посещает табун, но однажды кобыла с ним заговорила. Это смотрится естественно и вполне логично.

Печальные глаза животных наполнены болью и отчаянием. Они не понимают, что случилось, и почему они заслужили такое отношение к себе. Герой тоже не знает ответа на этот вопрос. Ему хочется плакать, так как он понимает, что жестокое отношение к лошадям не имеет оправданий.

Рассказ Абрамова учит милосердию, состраданию, доброте. Ничто не мешает ухаживать за домашними животными. Но это может сделать только сознательный человек.

Портал образования

Автор: Баторова Людмила Логиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Харазаргайская средняя школа
Населённый пункт: Иркутская область, с. Харазаргай
Наименование материала: Методическая разработка по русской литературе
Тема: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»
Дата публикации: 20.08.2019
Раздел: среднее образование

Тема урока: «Эстетические и нравственные проблемы рассказа

Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

Жизнь человека на Земле

прочно и навсегда

связана с животными –

насекомыми и зверями.

Поэтому он должен быть

очень добр, благороден

в своих отношениях

текста, развивать творческие способности учеников.

-развивающие: развитие образного, логического мышления, навыков

работы с текстом произведения;

п р е к р а с н о го ,

представление о гармоничности жизни природы в мире человека.

Оборудование: учебник по литературе для 7 класса под редакцией Т.Ф.

Курдюмовой, портрет писателя, аудиозапись.

Проверка домашнего задания;

– вступительное слово учителя;

– беседа по вопросам;

– 4) Подведение итогов:

– комментированное выставление оценок.

5) Задание на дом.

Сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

Краткий биографический рассказ о писателе Ф.А. Абрамове.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого писателя

Мы с вами прослушали рассказ о жизни писателя.

северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами,

В Пинеге, как в зеркале,

Так уж повелось.

Поздно как-то, рано ли,

Но в семье Абрамовых

Родился он с норовом,

К Пинеге он с вёдрами

Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.

оставшееся не реализованным, было связано с нею.

Веркола была для Абрамова главной хранительницей писательских,

человеческих Веры, Надежды, Любви, коими крепились творчество и жизнь.

Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – «соль земли», т. е. такие

люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим

трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Сегодня мы поразмышляем над его рассказом «О чём плачут лошади».

Попытаемся выяснить, почему же плачут лошади.

Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не

вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

Автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди,

которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто

борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

сопровождала его всю жизнь, её образ прочно вошёл в русскую культуру.

считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние

люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади – это самые миролюбивые и безотказные животные, готовые до

последнего вздоха служить хозяину.

история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги

своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина.

Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

В рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» мы узнаем причину

трагедии этих чудесных, добрых и умных животных. Ведь совсем не так

давно было время, когда «лошадью дышали и жили, когда ей скармливали

самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба». Незаменима ее роль

в крестьянской семье — роль не только сильного и верного помощника, но и

доброго, надежного друга. Даже терпя голод, нужду и другие бедствия, люди

окружали лошадь любовью, заботой и лаской. Теперь же пришли совсем

неоценимым труд лошади заменили работой сильных, никогда не устающих

машин. А что же лошади? Они продолжают работать там, где машин не

Ссылка на основную публикацию