Анализ рассказа Allez! Куприна сочинение по произведению

Сочинение Анализ рассказа Куприна Allez!

Рассказ Куприна повествует о судьбе цирковой акробатки Норы. Действие разворачивается в самом конце XIX века. Маленькая Нора живёт с бродячим цирком. С детства циркачи учат её выполнять акробатические трюки, например, стоя ехать на галопирующей лошади. Эти тренировки сопровождаются ударами. Слово, которое с младенчества прочно поселилось в её памяти — французское слово «Allez!», что в переводе на русский означает «Давай!». Это — команда к исполнению циркового трюка. Оно одинаково и для дрессированных собак, лошадей, и людей. Когда Нора подросла, она участвовала в более сложных цирковых номерах — человеческой пирамиде, она ходила по проволоке под куполом, участвовала в «икарийских играх» – это когда циркачи перебрасывают друг друга, используя руки или ноги.

Когда Норе было 16 лет, случилось несчастье — она сорвалась с турника и упала с большой высоты мимо страховочной сетки прямо на манеж. Нора вывихнула руку и потеряла сознание. Циркачи унесли её за кулисы и привели в чувство, по древнему цирковому обычаю сильно тряся за плечи. Затем её заставили немедленно выйти и показаться взволнованной публике, которая из-за случившегося собралась уходить. Слово «Allez!» постоянно сопровождает её.

В цирк приезжает знаменитый, богатый и избалованный клоун Менотти. У него капризный характер, и его цирковые выступления бездарны. Когда Нора оправилась от полученной травмы и вернулась в цирк, Менотти сразу же обратил внимание на неё. Вскоре он пригласил Нору на ужин в ресторан гостиницы. После ужина он повёл её в номер. Циркачка заколебалась, но клоун жестоко потащил её за собой, произнеся «Allez!». Нора, абсолютно подавленная, пошла. В тот момент он считала его хозяином и повелителем, и чувствовала, что выполнила бы любой его приказ.

Следующий год Нора провела с Менотти, подобострастно прислуживая ему. Менотти не смотрел на Нору иначе как на прислужника и сексуальный объект. Вскоре она ему надоела. Клоун увлёкся циркачкой Вильсон. Он стал очень дурно обращаться с Норой. Однажды, после неудачного выступления он выгнал Нору совсем. Но через два дня Нора, как преданная собака, вернулась к своему повелителю. Она застала его с Вильсон в том самом гостиничном номере, где впервые была с ним. Она бросается на циркачку. Клоун с трудом разнимает дерущихся женщин, и Нора на коленях просит его принять её обратно. Менотти непоколебим. Он велит ей убираться вон, указав на дверь крикнув «Allez!» Тогда Нора выбрасывается из окна номера с большой высоты, прокричав злополучное «Allez!».

Судьба главной героини рассказа трагична. Трагизм выражается в суровости закулисной жизни цирка, и несчастной, раболепной любви Норы, в дурном характере избалованной знаменитости, которая повстречалась на жизненном пути Норы и поставила в ней точку. Примечательно слово «Allez!», которое вело Нору на трудности, и в конце концов на смерть.

Вариант 2

Произведение повествует о нелегкой судьбе циркачки, ее трагическом конце и об изнанке заведения, чья функция – развлекать.

Название рассказа – это цирковая команда на французском языке, означающая приказ действовать, совершить трюк. Показательно, что одно и то же слово применяется и к людям и к дрессированным животным. Заострив на этом внимание, Куприн подчеркнул жесткие нравы циркового мира.

После травмы из-за падения, случившегося, когда главной героине произведения акробатке Норе было шестнадцать лет, слово «Allez!» неотступно ее преследует. Циркачи привели ее в чувство и заставили показаться публике. Приученная с ранних лет повиноваться, Нора мало отличается от автомата или цирковой лошади.

Не привыкнув противостоять давлению, акробатка оказывается на положении рабыни или вещи у знаменитого клоуна Менотти. Обладая более сильной волей, он делает из Норы любовницу и прислугу. Менотти заставил ее подчиниться, произнеся команду, ставшую названием рассказа. Со временем, начинает обращаться с ней все хуже и хуже. Клоун чувствует свою безнаказанность, а также забитость и абсолютную покорность женщины и это провоцирует его.

Сама эта ситуация не столь необычна и хорошо известна психологам. Фиксация на слове, связанном с сильными эмоциональными переживаниями действительно может парализовать волю человека. Куприн для усиления эффекта, описал трагический случай.

Поведение, подобное Менотти, также встречается не так уж редко. Абсолютная власть развращает, поэтому все не могло кончиться хорошо. Клоун выгоняет Нору, она готова на все, лишь бы он разрешил вернуться. Однако, когда Менотти выгоняет ее, произнеся «Allez!», акробатка, не в сила вынести ситуации кончает с собой, выбросившись из окна, прокричав эту роковую для нее команду.

Судя по всему, рассказ не просто представляет собой описание жизни цирка, о которой большинству читателей мало что известно. Куприн рассказывает о жизни вообще, показав психологически слабого человека, раздавленного бесчеловечной системой. Место действия, через контраст с описанными событиями, еще больше подчеркивает трагизм ситуации. Автор показывает, насколько страшные вещи могут происходить рядом с нами.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Allez!

Популярные сегодня темы

Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения.

Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации – прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

Одним из самых любимых писателей для меня стал А.С. Пушкин, с творчеством которого я знаком с самого рождения. Когда мне было три месяца, мама читала мне часто сказку

Петр Гринев это один из главных героев произведения, Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Он офицер, ему шестнадцать лет и он служит в Белгородской крепости

«Allez!», анализ рассказа Куприна

Рассказ «Allez!», написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен французским словом «Allez!» (“Вперед!”) – известным цирковым возгласом, сопровождавшим опасные и эффектные трюки.

Жанр произведения – рассказ, созданный в русле традиций реализма. Особенности произведения – лаконизм, тонкий психологический анализ в изображении главных героев.

Тематика рассказа

Основной темой произведения является любовь – искренняя, неразделенная любовь на фоне жизни цирковых артистов.

Столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства достигает в рассказе высочайшего трагедийного накала.

Автор поднимает в своей миниатюре сложнейшие философские вопросы, размышляя об одиночестве человека среди других людей, об отчаянии и воле к жизни, о силе и слабости человека.

Писатель акцентирует внимание на роли детства для дальнейшей жизни человека, на примере судьбы Норы подтверждая мысль, что «все мы родом из детства».

Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа

Композиция произведения линейна. С помощью повторяющегося слова «Allez» Куприн создает эффект слайдового показа жизни Норы, организуя таким образом событийное время в рассказе.

Слово «Allez» играет важную композиционную роль: им начинается и заканчивается рассказ, придавая замкнутость и целостность произведению. Это холодное слово созвучно миру жестокости и равнодушия, в котором живет Нора.

В основе сюжетной схемы лежит история первой любви юной циркачки Норы. 16-летняя девушка влюбляется в заезжего клоуна Менотти – первого в ее жизни человека, который обратил на нее внимание. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая, доверчивая и искренняя любовь. Сироте-циркачке, не знавшей, что такое любовь вообще, любовь была необходима как воздух. Нора возводит Менотти на пьедестал, видя в нем «почти бога». Менотти же через год пресыщается Норой и сходится с другой актрисой цирка. Не представляя своей жизни без Менотти, отвергнутая и обманутая возлюбленным, Нора решается на отчаянный шаг.

Куприн сумел поднять традиционный сюжет «любовного треугольника» от уровня обычной мелодрамы до глубоко реалистичной трагедии. В рассказе о первой любви все просто и трагично. Л. Н. Толстой, прочитав вслух в 1907 г. «Allez!», отметил: «Как все верно! Ничего лишнего…».

Писатель оставляет открытым вопрос о том, кто виноват в трагической развязке. Менотти, который приручил Нору, или сама Нора, главная трагедия которой заключалась в неумении жить самостоятельно, без дрессуры и команд.

Система образов рассказа

Для раскрытия образов героев Куприн использует прием «ступенчатого» построения: первоначально дается лишь поверхностная характеристика героя, а в ходе рассказа герой раскрывается через мысли, поступки, взаимоотношения с другими людьми.

Показывая духовную жизнь персонажей, Куприн противопоставляет образы главных героев – Норы и Менотти: в образе Норы воплощено цельное, искреннее чувство, а в образе клоуна-гастролера – грубое, животное начало.

Читайте также:  Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Рисуя образ Норы, автор показывает страшную картину детства пятилетней девочки – детства, в котором не было места любви, заботе, теплоте. «Темное, однообразное, бродячее» детство Норы описано в серых тонах, полных грусти и отчаяния. Вся жизнь девочки – одна бесконечная дрессировка, жизнь, лишенная ярких красок и эмоций даже во время выступлений. Куприн показывает «изнанку» внешней легкости и красоты работы воздушной гимнастики – изнурительную работу через боль на цирковой арене.

Детали образа «клоуна-знаменитости» Менотти раскрывают его сущность: он имел «томно-покровительственный вид», при встрече с Норой «сделал устало-влажные глаза», что говорит о неискренности, фальшивости этого человека. Не случайно выбрана цирковая специализация героя: Менотти – «первый соло-клоун», «всемирно известный дрессировщик». Он носит маску не только на арене, но и в жизни, и дрессирует Нору со «звериной страстью в голосе». Автор дает емкую характеристику герою, говоря, что его выступления публика воспринимала, как «напыщенное, скучное и неуместное кривлянье».

Своеобразие стиля произведения

Рассказ написан в художественном стиле. В повествовании постоянно присутствует отрицательная эмоционально-оценочная лексика, подчеркивающая тяжелые моменты жизни Норы.

Рассказ перенасыщен обилием глагольных форм. Куприн использует их для изображения изнуряющего труда юной циркачки и жизни рядом с Менотти.

Анализ рассказа Allez! Куприна сочинение по произведению

Рассказ этот кажется мне довольно поучительным. Нора – хорошая девушка, но она привыкла подчиняться другим, а это не приводит ее к собственному счастью, конечно.

Она – воздушная гимнастка из цирка. Очень талантливая девушка часто срывает аплодисменты. Ей нравится ее работа, все хорошо.

Ей кричат “алле”, то есть “вперед” на французском, а тогда многие на нем говорили, а она прыгает.

Но вот она встречается с прославленным клоуном – Минотти. Он мне сразу показался каким-то неприятным. Вообще, сейчас все меньше людей

Так вот, он ее заманил к себе. И он сказал ей тоже “алле”. Она и пошла.

Хотя мне кажется, что у нее должны были возникнуть сомнения!

И она становится практически рабыней этого жуткого клоуна. Бросает все и едет за ним. Подчиняется ему, а он не ценит этого. Он все больше смеется над ней.

Жалко было девушку, даже неприятно читать это было. Как же ей никто не открыл глаза? Возможно, говорили, но она и не верила. Ей казалось, что раз уж Минотти говорит ей “алле”, то он и главней.

Нора психологически слабая, хотя и воля у нее есть, и таланты. Но вот она не может сама решения принимать, чужой

воле противостоять. И если бы ей еще повезло связаться с хорошим человеком!

Подобные истории случаются и в жизни, я слышала. Молодые очень доверчивы. Они думают, что их “друг” поможет им, а он им не помогает, предает. Или еще хуже – делает вид, что помогает, а действует так, чтоб стало еще хуже. И это ради забавы!

Чаще это бывает между мужчинами и женщинами. Вот и в этом рассказе то же самое.

И что дальше? Этот гадкий клоун стал смотреть на другую – более молодую. Однажды Нора застала его с этой самой “другой”.

В гневе она набросилась с кулаками на любовницу любовника. Скандал! Но клоун вступился за ту другую… Тогда – после, считай, поражения, Нора умоляет его со слезами не бросать ее. Но ему все равно.

И она бросается из окна, сказав “алле”.

Это был бы просто триллер и настоящая драма. Хорошо, что с самого начала мы знаем, что Нора жива и счастлива. Ее “поймал” молодой человек, который и стал ее мужем.

Счастливый конец у этого рассказа. Но пережить такое для Норы… Предательство, полный обман, попытку самоубийства.

Это никому не пожелаешь! Так ее жалко, но нужно ей было быть более серьезной и независимой. Конечно, я рада, что в рассказе все так хорошо закончилось.

Рассказ читается легко и интересно. Я могу его рекомендовать всем-всем.

Другие работы по этой теме:

“Allez!”, анализ рассказа Куприна Рассказ “Allez!”, написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен.

Сочинение Анализ рассказа Суламифь Куприна Произведение Ф. И. Куприна “Суламифь” повествует нам не только о мудром и справедливом правителе Соломоне, который прославился своим богатствам, но и знающим толк в любви.

Анализ рассказа Куприна Тапер Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал.

Анализ рассказа Куприна Юнкера В этом романе Куприн описывает традиции Александровского 3 юнкерского училища. Молодой парень поступил в пехотное училище, и решает стать офицером. Куприн пишет, что перед уходом.

Анализ рассказа Куприна Слон Этот рассказ Куприна – светлое и доброе произведение. В нем царят любовь к детям и бережное отношение к их мечтам. Все герои рассказа положительные. И.

Анализ рассказа Куприна Ю-ю Речь идет об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное. Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю. Хозяева.

Анализ рассказа Куприна Изумруд Писатель любит описывать жизнь животных, щедро делится с нами своими наблюдениями. Главная позиция в рассказе отдана молодому, шустрому жеребцу с необычной кличкой – Изумруд. Многие.

Анализ рассказа Куприна Барбос и Жулька В рассказе описываются детские воспоминания о двух собачках, живущих в одном дворе. Собаки совершенно разные, по описаниям – полные противоположности. События разворачиваются здесь же, во.

Анализ рассказа Куст сирени Куприна Главная тема произведения Александра Ивановича Куприна – любовь. В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви.

Анализ рассказа Куприна Святая ложь Семенюта Иван Иванович хороший человек, но по жизни его преследуют неудачи. В школьные годы одноклассники издевались над ним, потому что он был порядочным, тихим и.

Анализ «Куст сирени» Куприн

Все творчество Александра Ивановича Куприна буквально пронизано темой любви, и важнейшее значение в нем уделяется проблематике взаимоотношений мужчины и женщины. Одним из наиболее ярких примеров любовной прозы Куприна является рассказ «Куст сирени». Предлагаем литературный анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 8 класса во время подготовки к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1894 год.

История создания – Куприна всегда интересовала тема любви, различные формы ее проявления между мужчиной и женщиной.

Тема – Любовь и супружеское счастье. Чувство к любимому человеку, основанное на доверии, уважении и готовности к самопожертвованию.

Композиция – Композиция произведения зеркальная, состоящая из трех условных частей.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

В 1894 году Александр Иванович написал рассказ, который назвал «Куст сирени». В этом же году произведение было опубликовано в литературном журнале «Жизнь и Искусство».

Ранняя проза Куприна отличалась большой душевностью и чутким отношением к героям. Не стал исключением и рассказ «Куст сирени», который сразу пришелся по душе не только читателям, но и требовательным критикам.

В начале творческого пути писателя волновала, прежде всего, химия любви, которая могла выражаться в различных проявлениях. Именно ей он посвятил многие свои произведения, в том числе и «Куст сирени».

Смысл названия рассказа заключается в романтизированном образе сирени, который в художественной литературе часто олицетворяет искреннюю любовь. У Куприна куст сирени является центром произведения, несущим особую смысловую нагрузку. Это растение также знаменует собой приход весны, и в контексте рассказа это указывается на то, что между супругами продолжается чудесная пора, их чувства друг к другу не охладели со временем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главная тема произведения – сила супружеской любви, которая в полной мере раскрывается во взаимоотношениях Николая и Веры Алмазовых. Это жертвенная абсолютная любовь, чуждая каких-либо условностей и рамок.

Случайно посадив кляксу на чертежах и не желая заново приступать к сложной кропотливой работе, Николай Евграфович решает нарисовать на месте кляксы куст сирени. Однако старый профессор, досконально знающий особенности местности, раскрывает хитрость нерадивого студента.

В расстроенных чувствах Алмазов делится своей проблемой с любимой женой Верочкой. Ей приходит в голову блестящая идея – посадить на том самом месте настоящий куст сирени. Верочка, не колеблясь ни минуты, закладывает в ломбарде все свои украшения и делает заказ садовнику.

На следующее утро удивлению профессора, увидевшего собственными глазами раскидистый куст, не было предела. Николай Евграфович благополучно сдает экзамен и делится радостной новостью с любимой женой.

Читайте также:  Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история

Писатель недаром дает главной героини имя Вера. Для своего супруга она является настоящей верой в себя, свои возможности. Это мощный оплот, который надежно укрывает его от любых невзгод, позволяет справиться с жизненными трудностями и испытаниями. А, как известно, пока у человека в душе теплится вера, он непобедим.

Подобную силу своему супругу дает Верочка – добрая, умная, дальновидная девушка с огромным любящим сердцем. Ее любовь к Алмазову жертвенна, однако она не чувствует себя при этом ущемленной. Напротив, суть всей своей жизни она видит в том, чтобы делать счастливым своего любимого мужа, видеть его успехи в учебе, на работе. Она готова отказать себе во многом, лишь бы сделать жизнь Николая чуточку лучше.

Основная мысль произведения заключается в том, что для достижения личного счастья необходимо уметь делиться своей любовью, а не только требовать ее взамен. Семейное благополучие невозможно без взаимного стремления сделать жизнь любимого супруга лучше, искреннего желания ставить общие интересы выше своих собственных. Вот чему учит писатель в своем рассказе.

Куприн настолько мастерски рисует идеал супружеских взаимоотношений, что он не кажется какой-то недостижимой абстрактной величиной. Напротив, он вдохновляет читателя на правильное отношение к браку, к своему избраннику. К такому идеалу можно и нужно стремиться, чтобы со временем брак не превратился в опостылевшую рутину, от которой хочется поскорее избавиться.

Автор доносит простую мысль, что нужно учиться любить. Глубоким заблуждением является утверждение, что любовь – это данность, которая будет сопровождать всю жизнь. Она, словно капризный садовый цветок, который нуждается в ежедневном бережном уходе. Только тогда она сможет принести свои ценные плоды. Истинная любовь – это не дар судьбы, но великое достижение, над которым приходиться трудиться, не покладая рук, всю свою жизнь.

Композиция

В произведении «Куст сирени» анализ включает в себя и разбор композиции. Рассказ можно разделить на три условные части:

  • возвращение расстроенного Николая Алмазова после сдачи практической работы, в ходе которой возник спор с профессором по поводу изображенного на чертеже куста сирени;
  • деятельное участие Верочки, всем сердцем желающей помочь любимому супругу;
  • счастливый финал – встреча супругов дома и известие об удачной сдаче экзамена молодым офицером.

Подобный вид композиции называется зеркальным – и в начале рассказа, и в его конце Николай Алмазов приносит Верочки вести из Академии генерального штаба, вначале грустную, затем – радостную.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Куста сирени».

Произведение Куприна «Куст сирени» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными чертами: небольшим объемом, малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией.

Рассказ принадлежит направлению реализм. Александр Иванович – один из наиболее ярких представителей этого направления в русской литературе. Для всех его произведений характерно детальное и красочное описание быта, событий, бесед главных героев, благодаря чему создается ощущение полного погружения в описываемую историю.

Художник-гуманист: Александр Куприн. Творчество и анализ произведений Куприна. Часть 5 (Куприн А. И.)

Большой интерес представляют романы «Колесо времени» (1929) и «Жанета» (1932 – 1933). В первым из них Куприн вернулся к одной из ведущих тем своего дореволюционного творчества — теме любви. «Колесо времени» — роман о редко встречающейся, благородно-возвышенной, красивой и могучей любви, которая «выдерживает всякие испытания, преодолевает все преграды и соблазны, торжествует над бедностью, болезнями, клеветой и долгой разлукой, о высшей любви, о которой сказано, что она сильнее смерти».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В романе «Жанета» развёрнута тяжёлая душевная драма русского человека, стечением обстоятельств очутившегося на положении эмигранта, бедствующего и одинокого, всеми забытого, чужого и отогревающего своё старческое сердце лишь в любви к маленькой Жанете. То до болезненности острое чувство неизбывной тоски по родине, которое в «Жанете» ни на минуту не покидает некогда знаменитого русского профессора Симонова, было глубоко личным переживанием самого писателя.

Измученный ностальгией, Куприн в мае 1937 года вернулся домой, на родину, вошёл в семью советских писателей. Он был полон творческих планов, новых замыслов. Но тяжёлая болезнь помешала их осуществлению.

25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн умер.

С тех пор минуло более восьмидесяти лет. Писательское имя Куприна, столь популярное в дореволюционное время, давно сделалось любимым в славянском народе.

В творчестве Куприна поставлены и освещены важные для судеб страны общественные и общечеловеческие проблемы, художественно раскрыты думы и психология людей из народных низов, изображены их быт, труд и жизнь, верования и нравы, выражена гуманистическая вера в человека и великие народные идеалы демократических свобод, социального равенства, политического и духовного раскрепощения людей. Эти идеалы художника, воплощённые в реалистических характерах и ярких образах, в драматически напряжённых сюжетах и поэтических картинах действительности, делают творчество Куприна органически близким и созвучным нашей эпохе. Лучшие его произведения — художественно правдивые, красивые, гармоничные и волнующие, как музыка, — прочно вошли в духовную сокровищницу великой страны, строящей коммунизм.

«Дознание». Рассказ написан в 1893 году и первоначально имел название «Экзекуция». Напечатан в журнале «Русское богатство», 1894, август. Книга 8, под заглавием «Из отдалённого прошлого».

«Кляча». Впервые опубликован в газете «Киевское слово», 1896, 29 октября, №3161, за подписью «Алеко».

«Первенец». Первая публикация — в приложении №5 к газете «Жизнь и искусство» (Киев) за март 1897 г.; рассказ подписан инициалами «А. К.».

«Детский сад». Напечатан в газете «Волынь» (Житомир), 1897, 24 августа, №147, за подписью «А. К.».

«Allez!». Впервые опубликовал в газете «Волынь» (Житомир), 1897, 28 сентября, №173.

«Чудесный доктор». Рассказ впервые появился в газете «Киевское слово», 1897, 25 декабря, №3578, с подзаголовком «Истинное происшествие», за подписью «А.К.».

«Лесная глушь». Под заглавием «В лесной глуши» рассказ опубликован в журнале «Русское богатство», 1898, сентябрь, книга 9, с подзаголовком «I. Досвиток».

«На глухарей». Первая публикация — в газете «Киевлянин», 1899, 6 и 7 августа, №215, 216, с подзаголовком «Очерк».

«Поход». Под заглавием «В походе» рассказ впервые напечатан в «Журнале для всех» (Спб.), 1901, июль, №7.

«В цирке». Написан рассказ в 1901 г., впервые опубликован в журнале «Мир божий» (Спб.), 1902, январь, №1.

«Болото». Впервые напечатан в журнале «Мир божий», 1902, декабрь, №12.

«События в Севастополе». Очерк впервые появился в газете «Наша жизнь» (Спб.), 1905, 1 (14) декабря, №348, с подзаголовком «Ночь 15 ноября»; в рукописи назывался «Пылающий крейсер».

«Сны». Миниатюра написана в разгар баррикадных боёв на Пресне и была опубликована в газете «Одесские новости», 1905, 25 декабря, №6814.

«Тост». Рассказ написан в декабре 1905 – начале января 1906 г. и впервые напечатан в сатирическом журнале «Сигналы» (Спб.), 1906, 18 января, вып. 2, с посвящением писателю Скитальцу.

«Искусство». Притча впервые напечатана в газете «Свобода и жизнь» (Спб.), 1906, 12 ноября, №12.

«Демир-Кая». Легенда впервые напечатана в журнале «Современный мир» (Спб.), 1906, декабрь, №3.

«Исполины». Рассказ написан летом 1907 г., впервые опубликован в журнале «Весь мир» (Спб.), 1912, март, №12.

«Изумруд». Первая публикация – в альманахе «Шиповник» (Спб.), 1907, книга 3.

«Гранатовый браслет». Рассказ написан в сентябре – декабре 1910 г., напечатан в сборнике «Земля» (М.), 1911, книга 6.

«Телеграфист». Впервые напечатан в московском «Всеобщем журнале», 1911, ноябрь, №12.

«Анафема». Рассказ впервые напечатан в журнале «Аргус» (Спб.), 1913, 7 февраля, №2.

«Фиалки». Напечатано в журнале «Солнце России» (Спб.), 1915, июль, №29 (284).

«Гоголь-моголь». Первая публикация – в газете «Утро России» (М.), 1915, 25 декабря, №354.

«Ольга Сур». Рассказ напечатан в газете «Возрождение» (Париж), 1929, 31 марта, №1398 и 7 апреля, №1405.

«Колесо времени». Роман напечатался по главам в течение февраля – мая 1929 г. в газете «Возрождение» (Париж), №1351, 1356, 1362, 1370, 1426, 1454.

«Последние рыцари». Рассказ напечатан в газете «Возрождение» (Париж), 1934, 4 и 6 марта, №3196 и 3198. Впервые в советской печати – в журнале «Наш современник», 1962, №2.

«Ральф». Первая публикация рассказа – в журнале «Иллюстрированная жизнь» (Париж), 1934, 5 апреля, №4.

«,,Светлана,,». Очерк впервые напечатан в газете «Возрождение» (Париж), 1934, 6 мая, №3259.

«Москва родная». Впервые опубликовано в газете «Комсомольская правда», 1937, 11 октября, №326.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72503

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также:  Тема любви в творчестве Куприна - сочинение

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Анализ рассказа А.Куприна “Allez”
статья по литературе (8 класс) по теме

В работе изложен анализ сюжета рассказа А.И.Куприна “Allez”, предложенного участникам олимпиады по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ сюжета произведения42 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.И.Куприна «Allez»

В этой жизни помереть нетрудно.

Сделать жизнь значительно трудней.

В этом году я в составе жюри оценивала олимпиадные работы по литературе восьмиклассников. Ребятам для анализа были предложены как поэтические, так и прозаические тексты. Среди них был и рассказ А.И.Куприна «Allez». Видимо, этот рассказ ребятам показался очень легким для анализа, поэтому большинство участников выбрали именно его. Но видимая легкость привела к тому, что ни один из участников не справился с работой. Некоторые, изложив сюжет произведения, заметили повторяющееся слово «Allez», но ничего не сказали о роли этого слова в композиции рассказа. А ведь именно вокруг него и развивается сюжет, а вернее, именно оно играет главную роль в рассказе.

Анализ любого произведения нужно начинать с осмысления заглавия, ведь в нём суть произведения. «Allez» «Этот отрывистый, повелительный возглас был первым воспоминанием mademoiselle Норы из её тёмного, однообразного, бродячего детства,» -начинает Куприн свой рассказ. Мы все знаем крылатое выражение: мы все родом из детства. Именно оно является ключевым для осмысления идеи данного произведения. Возглас «Allez» у Норы ассоциируется с детством, которое автор характеризует эпитетами «темное», «однообразное», «бродячее», к тому же на эту невзрачную картину накладываются такие детали как «холод нетопленной арены цирка», «тяжёлый галоп», «сухое щелканье длинного бича», «жгучая боль удара». Все эти средства помогают нарисовать беспросветное детство «крошечной пятилетней девочки». Изображая ежедневный изнуряющий труд маленькой циркачки, Куприн использует обилие глагольных форм. Возьмём небольшой отрывок, от предложения «Идёт дневная работа» до предложения «Маленькая Нора слышит…», который состоит примерно из 120 слов. В нём 13 глаголов, 6 причастий, 3 деепричастия, и все они характеризуют тягостную жизнь девочки. Даже существительные, прилагательные и наречия, встречающиеся в данном отрывке, содержат в себе определённые неприятные действия (около входа, вонючие сигареты, от волнения и стужи, стремительно, тревожно, нервные движения). Такими серыми, грустными, полными отчаяния и скорби тонами рисуется беспросветная жизнь ребёнка. Детство, в котором нет места теплоте, заботе, радости, – самое страшное время жизни человека. А у Норы детство – это непрерывная бесконечная дорога по арене, лишённая красок даже во время выступления.

И вот опять«Allez». Это слово помогает создать своеобразный эффект показа слайдов из жизни Норы. Как будто её жизнь – это набор определённых кадров. Но именно к ним и привлекает наше внимание автор произведения. Таким образом в рассказе с линейной композицией организуется событийное время. «Allez» начинает повествование о жизни Норы, «Allez» и заканчивает это повествование. И каждый раз оно символизирует об изменениях в жизни Норы. Из второго, третьего и четвёртого слайдов мы узнаём о внешней красоте работы воздушной гимнастки и о настоящей изнуряющей работе на арене цирка. Автор нас постоянно привлекает именно к тяжёлым моментам жизни Норы, используя отрицательную эмоционально – эценочную лексику. Если и встречается слово, несущее в себе положительные эмоции, то рядом с ним обязательно стоит лексема, снижающая эту характеристику (в короткой газовой юбчонке…на сильно качающейся трапеции; коренастый мужчина в розовом трико… жестокий; глупо красивые лица;) «И везде всё тот же страх и тот неизбежный, роковой крик («Allez»), одинаковый для людей, для лошадей и для дрессированных собак,» – подводит итог автор под первыми слайдами своего повествования.

Из пятого слайда мы узнаём о том, что шестнадцатилетняя Нора «упала на песок манежа», но никто не протянул ей руку помощи; не оказалось рядом человека, способного помочь, поддержать её, когда она «закричала и зашаталась от невыносимого страдания», зато «десятки рук подхватили её и насильно вытолкнули…к публике». Страшно жить, когда ты одинок, несчастен даже на работе, когда ты никому не нужен: публике, по сути, не нужен артист, публике нужен номер и положительные эмоции от этого номера.

И в эту беспросветную серую жизнь одинокого человека врывается клоун Менотти, «всемирно известный», «всемирно знаменитый». Его «устало – влажные глаза», «звериная страсть», «жестокое приказание «Allez» сделали своё дело. Могла ли Нора поступить по-другому? Позади неё беспросветная одинокая жизнь, а впереди жизнь с клоуном-знаменитостью. «И она пошла…» Появляется ещё один главный герой рассказа. Характеристика, данная ему автором, настораживает читателя: фраза «сделал устало-влажные глаза» характеризует его как человека фальшивого, неискреннего, играющего роль, не зря он всемирно известный дрессировщик. А Нора впервые увидела человека, который «спросил о её здоровье», а для неё это равносильно заботе. Уже то, что на Нору кто-то (а здесь не кто-то, а знаменитый артист) впервые за 16 лет обратил внимание не как на артистку, а как на человека, было для Норы, по её мнению, подарком судьбы. А кто бы так не посчитал, оказавшись в её положении? Нора впервые в своей жизни почувствовала себя счастливой. И дело не только в том, что «она ездила за ним», «стерегла брильянты», «надевала на него и снимала трико», «следила за его гардеробом» (опять пресловутые глаголы – она вся в действии, как, впрочем, было и до встречи с Менотти, но прежде все действия были направлены на подготовку номеров, сейчас они направлены на улучшение жизни Менотти), а ещё и в том, что Нора видела в нём «почти бога». И этот бог был рядом с ней.

Из седьмого слайда мы узнаём, что «через год» Нора надоела знаменитому артисту. Куприн – великий мастер слова. Несколькими мазками он нарисовал страшную картину («ночью», «прямо сказал», «немедленно убиралась от него ко всем чертям», «она послушалась», «у двери остановилась и обернулась с умоляющим взглядом», «Менотти быстро подбежал к двери, бешеным толчком ноги распахнул её и закричал: «Allez!»), которая поднимает в памяти серую безликую картину детства. Вот оно магическое действие слова «Allez»: после этого слова необходимо делать то, что приказано. Это как условный рефлекс у собаки Павлова на определённые раздражители, так и у Норы рефлекс на «Allez» – необходимо делать то, что приказано, ведь именно этому её учили с детства.

В последнем слайде – развязка. Почему молодая здоровая женщина бросается из окна на мостовую? Что заставило сделать её этот роковой шаг? Абсолютное большинство участников олимпиады написали, что виновником такой развязки является Менотти. По этому поводу были написаны такие измышления, что члены жюри даже подумали о том, что авторы работ пережили подобные моменты в своей жизни. Некоторые посчитали Нору слабовольной, бесхарактерной. Но никто не увидел ключевого слова, сыгравшего главную роль. Конечно, Менотти виноват. Он приручил Нору. Но Менотти – дрессировщик. Поэтому Нору, «как побитую и выгнанную собаку, опять потянуло к хозяину». Однако её не ждали. С одной стороны, со стороны Менотти, «томный голос», «счастливый смех» (он когда-то был и у Норы), «малиновые с золотом обои», «яркий свет канделябров», а с другой стороны – беспросветная жизнь, в которую никому не хочется возвращаться, в том числе и Норе. Она оказалась перед выбором. С самого детства она привыкла всё делать под «отрывистый, повелительный возглас «Allez», и рядом с Менотти она тоже всё делала под этот возглас. Вся её жизнь – это возглас «Allez». Другого пути она не знает. Так что же ей выбрать? Рядом с Менотти ей нет места, а на арену она не хочет. Ответ очевиден. И поэтому уже под свой возглас «Allez» она прыгает за окно. Всю жизнь Норой кто-то командовал, кто-то дрессировал её. Она не умела жить самостоятельно. В этом и была её трагедия. Да, «сделать жизнь значительно трудней». Жизнь, прожитая Норой, заставила её выпрыгнуть из окна.

Могли ли восьмиклассники увидеть все аспекты жизни Норы? Стоит ли давать для анализа столь глубокие, я бы сказала, философские произведения для учеников, не готовых к таким выводам?

Ссылка на основную публикацию