Анализ рассказа Андреева Баргамот и Гараська

Мастерская анализа

понедельник, 4 ноября 2013 г.

Анализ рассказа Л. Андреева “Баргамот и Гараська”

1. Традиция “пасхальных” рассказов в русской литературе.

“Пасхальные” рассказы писали многие русские писатели: А. П. Чехов “Казак”, И. А. Бунин “На чужой стороне” и “Весенний вечер”, А. И Куприн, А. М. Горький. Рассказ “Баргамот и Гараська” был написан Л. Андреевым для “пасхального” номера газеты “Курьер” и получил высокую оценку А. М. Горького. В письме издателю “Журнала для всех” В. С. Миролюбову Горький писал: “. вот вы поимели в виду этого Леонида! Хорошая у него душа! Я его, к сожалению, не знаю, а то бы тоже к вам направил.” Позже в письме уже самому Л. Андрееву в 1899 году Горький пишет: “Лучший ваш рассказ “Баргамот и Гараська” – сначала длинен, в середине – превосходен, а в конце вы сбились с тона”. Горький имел в виду заключительную сцену рассказа, где описано было чаепитие Баргамота и Гараськи, которого тот взял в работники. Под влиянием Горького Андреев убрал последнюю сцену. С ребятами надо будет решить, что выиграл от этого рассказ.

2. “Пасхальная” направленность рассказа отражена и в лексике произведения.
На дом учащимся было дано задание определить значение следующих слов: благостная весть, разговеться, обедня, великопостные колокола, похристосоваться.

3. Главные герои рассказа – Баргамот и Гараська
4. Характеристика Баргамота.
а) внешность. Связь внешнего облика Ивана Акиндиныча Бергамотова с его фамилией. Выясняем, что бергамот – один из распространенных в России сортов груш.
В описании внешности Баргамота упоминается ещё одно слово, требующее объяснения, это слово “мастодонт”. “Мастодонт” – крупное млекопитающее отряда хоботных. В перен. смысле – большой и неуклюжий человек. Значит, в соединении этих слов уже заключается определённое противоречие этого человека.
б) занятия Баргамота. Он следит за порядком на Пушкарной улице.
в) главное в Баргамоте – это его “непомерная силища” при “душе, погружённой в богатырской сон”.
г) каков Баргамот в быту с женой и детьми?
д) почему на этот раз настроение Баргамота было “скверным”? Его коснулось праздничное,светлое настроение, разлитое по тихой и спокойной улице, захотелось сделать “что-нибудь праздничное, что делают другие”, а ему ещё стоять на дежурстве до трёх часов ночи.
е) обратить внимание учащихся на эпизод, в котором автор показывает смену настроения Баргамота. Он повеселел, услышав звон великопостных колоколов, перекрестился и представил дом, куличи, Ванюшку, которому он преподнесёт пасхальное яичко. В этой мастодонтовой душе есть светлые порывы, светлые чувства.
ж) что нарушило благодушие Баргамота?
ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРАСЬКИ
а) внешность героя
б) занятия Гараськи – тайна, которой облечено всё его существование.
в) характер героя. ” Не человек, а язва”.
Гараська пьян, и Баргамот по долгу службы должен отвести его в участок.
ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЕВ ВО ВРЕМЯ ИХ РАЗГОВОРА.
Это пьяная удаль Гараськи и мрачная сдержанность Баргамота.
КОГДА БАРГАМОТУ СТАНОВИТСЯ ЖАЛЬ БЕДНОГО ПЬЯНЧУЖКУ?
Разбивается пасхальное яичко, которым Гараська хочел похристосоваться с ним. В голосе Баргамота появляется нотки смущения. Мы наблюдаем, как в теле мастодонта ощущается “не то жалость, не то совесть”, ведь разбитое яичко для верующего человека – дурной знак.
КУЛЬМИНАЦИОННАЯ СЦЕНА ОБЕДА.
Желая загладить свою вину, Баргамот зовёт Гараську к себе домой разговляться. Он ощущает себя не только городовым, который должен следить за порядком, но и христианином, любящим “ближнего своего”. Его поведение искренно – ведь никто не видит их и никто не может оценить его поведение.
ПОВЕДЕНИЕ ГАРАСЬКИ ВО ВРЕМЯ ОБЕДА. Он ощалел и притих. Ему стало совестно.
“Совестно своих отрепий, совестно своих грязных рук”.
НО ЛЕОНИД АНДРЕЕВ – ПИСАТЕЛЬ НЕОЖИДАННЫЙ. Для его ранних произведений характерен приём КОНФУЗА..
Такой КОНФУЗ случается во время обеда. Жена Баргамота назвала Гараську по имени-отчеству, а ведь так того никто не называл. Для жителей всего города он просто Гараська. Жена Баргамота хотела выразить уважение к пришедшему в их дом человеку, а получилось наоборот. Гараська вспомнил, что он н и к т о.

Сочинение Анализ рассказа Баргамот и Гараська Андреева

Произведение повествует о людских стереотипах и проявлении человеческих чувств, которое может помочь человеку измениться.

Действие рассказа Леонида Андреева происходит перед Пасхой, но это не обычная святочная история. Как и в бесчисленных произведениях этого жанра, эта история имеет счастливый конец. Если обычно авторы святочных рассказов показывают внешние изменения, то здесь упор делается на перемены в душе человека.

Гараська – обычный пьяница, нигде не работающий и непонятно на что живущий. Вслед за окружающими он махнул на себя рукой.

Городовой Баргамот, который на Пасху должен нести службу, проникается сочувствием к пьянице, ведет его к себе домой и сажает за праздничный стол. Полицейский и его жена уважительно обращаются со своим гостем, видя в нем не забулдыгу, а человека. Супруга Баргамота даже называет гостя по имени отчеству, от чего тот давно отвык.

Подобное отношение сначала вызывает недоверие Гараськи и он пытается сбежать от блюстителя порядка, так как он тоже во власти стереотипов. Пьяница стал заложником своей репутации и перенял негативное отношение к себе. Ему сложно перестроиться и начать думать по-другому.

Баргамот показан тоже обычным человеком. Это не «ангел во плоти», а просто исполнительный служака, не склонный к проявлениям особого гуманизма. В большинстве случаев он руководствовался должностными инструкциями, мог применять физическую силу по отношению к задержанным и своей жене. Однако праздничное настроение и его заставило выйти из наезженной колеи. Благодаря празднику, городовой посмотрел на пьяного опустившегося человека под другим углом, увидел в нем брата.

Теплый прием, оказанный Гараське в гостях у того, кто обычно выступал по отношению к нему – мелкому правонарушителю, в роли угрозы и наказания, также разрушил его стереотипы. Пьянице стало стыдно за неопрятный внешний вид, и он посмотрел на себя под другим углом.

Баргамот сделал значительно большее для своего гостя, чем просто накормил. Он побудил Гараську пересмотреть свою жизнь и попытаться ее изменить. Леонид Андреев в своем рассказе показывает, что необходимо стремиться в каждом видеть именно человека, а не функцию, которую он исполняет.

Сочинение 2

Повествование произведения посвящено описанию встречи двух противоположных людей, которые благодаря судьбе обретают истинное понимание жизненного смысла.

Основными персонажами рассказа являются Герасим Андреевич, представленный писателем в образе вечно пьяного, побитого, опустившегося человека, именуемого Гараськой, отличающего использованием нецензурной лексики, и Баргамот, изображенный в произведении как большой, грузный мужчина, служащий городовым, проживающий с семейством в небольшой полуразрушенной хибаре.

Сюжетная композиция выстраивается о случайной встрече напившегося в пасхальную ночь Гараськи и Баргамота, заступившего в христианский праздник для несения государственной службы. Увидев уличного пьянчужку, Баргомот поначалу переживает, что всю ночь ему придется возиться в околотке с грязным мужиком, но затем начинает испытывать к несчастному сострадание и жалость, и решает привести его к себе в халупу с целью накормить бедолагу.

Гараська встречает в доме случайного незнакомца доброжелательность, гостеприимство и уважением со стороны домочадцев Баргамота, в том числе и жены хозяина дома, называющей Гараську по имени, отчеству, в душе мужичонки, накормленного и сидящего в теплом доме, проявляется стыд и смущение из-за своего непотребного вида и нетрезвого состояния.

Общаясь с приветливыми людьми, Герасим Андреевич осознает, что также, как и они, является человеком и вне зависимости от обстоятельств, заставивших его опуститься на дно жизни, он не может быть изгоем общества.

Повествуя об искреннем, теплом, лишенном презрения отношению к первому встречному со стороны простой, русской семьи, писатель раскрывает в рассказе извечные проблемы человечества, выражающиеся в проявлении гуманизма, взаимовыручки, милосердия. В произведении талантливо используется применение излюбленных авторских художественных приемов в виде эпитетов, сравнений, метафор, отличающихся неподражаемостью и уникальностью. Кроме того, автор уделяет немалое внимание портретному изображению героев рассказа, которые описываются в форме короткого наброска с использованием оттенков колкости и меткости.

Писатель оставляет финал рассказа открытым, тем самым добавляя в произведении недосказанность и таинственность, предоставляя читателям право самим определять дальнейшую судьбу своих героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Баргамот и Гараська

Популярные сегодня темы

Произведение начинается с описания монастыря, стоявшего в месте слияния рек Арагви и Куры. Мимо этого места проезжает русский генерал, который везет с собой пленного шестилетнего мальчика-горца, подхватившего тяжелую болезнь

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект» – одно из произведений цикла Петербургские повести. В нём писатель раскрывает истинный облик Санкт-Петербурга – города, в котором он жил с девятнадцати лет и до самой смерти.

В комедии Недоросль Д.И.Фонвизин в шутливой манере обличает пороки дворянства восемнадцатого века. Такие персонажи произведения, как господа Простаковы, Скотинин, Митрофанушка и его учителя, к сожалению

Образ города Петербурга очень важен, поэтому поэт уделяет ему отдельное место в своем творчестве. Поэт имел с этим городом довольно тесные отношения, поэтому в душе его осталось много воспоминаний

Зрителю известно, что картины талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой полностью описывают ее жизнь. Так и картина «Карточный домик», которая написана в 1919 году.

Краткое содержание «Баргамот и Гараська»

Рассказ «Баргамот и Гараська» Андреева был написан в 1898 году. Данное произведение принадлежит числу так называемых «пасхальных» рассказов, в которых делается акцент на идее христианского братства и примирения всех людей.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Брагамот и Гараська». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Читайте также:  Характеристика и образ Светланы в поэме Жуковского сочинение

Главные герои

Иван Акиндиныч Бергамотов (Баргамот) – городовой, высокий, крупный, сильный мужчина, хозяйственный и порядочный.

Гараська – вечно пьяный бродяга, знатный драчун и сквернослов.

Другие персонажи

Марья – жена Бергамотова, добрая и жалостливая женщина.

Краткое содержание

Иван Акиндиныч Бергамотов вот уже двадцать лет, как занимал пост городового на Пушкарной улице города Орла. Официально он значился как « городовой бляха № 20 », но местные жители – пушкари – неизменно звали его Баргамотом.

Иван Акиндиныч не имел ничего общего с таким нежным и деликатным плодом, как бергамот. Напротив, он более « напоминал мастодонта » – его высокая, сильная, крупная фигура была хорошо видна даже издали.

Бергамотов давно мог бы достичь гораздо больших высот, но душа его « была погружена в богатырский сон ». Даже самые яркие внешние впечатления не трогали его, доходя до души « в виде слабых отзвуков и отблесков ». Неудивительно, что Баргамот имел славу куска мяса, исполнительной дубины, которая четко знает лишь инструкцию для городовых. Уважали же его за непомерную силищу, а « сила же на Пушкарной улице была все ».

Жил городовой в маленькой, покосившейся хибарке с женой и двумя детьми. В быту он был строгим, рачительным хозяином, который во всем любил порядок. Молодая и красивая еще жена Марья уважала Ивана Акиндиныча за его степенный нрав и равнодушие к алкоголю, и при случае вертела им, как только могут слабые женщины.

Теплым весенним вечером в канун Пасхи Баргамот пребывал в скверном настроении – ему предстояло дежурство до трех часов ночи, так что он на пасхальную службу он никак не успевал.

Неожиданно на опустевшей улице послышались чьи-то неуверенные шаги – это был пьяный Гараська, первый скандалист и дебошир в округе. Никто Баргамоту « так не досаждал на Пушкарной, как этот пьянчужка ». Его часто держали в участке впроголодь, били, но никак не могли « отучить от ругани, самой обидной и злоязычной ».

Никто никогда не видел Гараську трезвым. Большой тайной для всех оставалось и то, чем он промышлял себе на жизнь. Зимой Гараська куда-то исчезал, но с приходом весны вновь появлялся на Пушкарской улице, ночуя под кустами и на берегу реки. Пушкари догадывались, что Гараська подворовывает, но поймать с поличным его никто не мог.

Судя по помятому лицу, свежим царапинам и комьям прилипшей грязи, бродяга совсем недавно участвовал в потасовке. Баргамот схватил его за воротник и потащил в участок. Неожиданно пьянчужка упал, и разбил пасхальное яичко, которым хотел « по-благородному » похристосоваться с городовым. Он принялся выть, « как бабы воют по покойнике ».

Баргамоту стало жаль этого человека, словно родного брата, и его совершенно не затевала затейливая ругань Гараськи. Он предложил бедолаге пойти к нему домой разговляться.

Марья, увидев странного гостя, не стала перчить мужу, а посадила Гараську за празднично убранный стол и поставила перед ним тарелку с ароматными щами. Впервые за долгое время Гараське стало стыдно за свои лохмотья и грязные руки. Когда же он услышал, как его назвали по имени-отчеству, он горько заплакал – еще никто к нему так уважительно не обращался.

Заключение

Своим произведением автор хотел показать, что каждый в жизни может оступиться, выбрав кривую дорожку. Однако это не повод относится к таким людям как к изгоям.

Краткий пересказ «Баргамот и Гараська» будет особенно полезен для читательского дневника.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Конспект урока по рассказу Л.Андреева “Баргамот и Гараська”
план-конспект урока по литературе

Конспект урока по рассказу Л.Андреева “Баргамот и Гараська”

Скачать:

ВложениеРазмер
l._andreev._rasskaz_bargamot_i_garaska.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Л. Андреев. Рассказ «Баргамот и Гараська».

Опережающее д омашнее задание стр.106- 116 (электронный учебник), читать рассказ

Какими талантами обладал Л. Андреев?(рисовал)

Какие черты характера присущи писателю? Гордость, честолюбие)

Кто из писателей давал оценку творчества Андреева? Толстой

Какое произведение было дебютным? («Баргамот и Гараська»)

Посмотрите на портрет Леонида Андреева. Каким вы его представляете? Какие произведения этого писателя вы уже читали?

Леонид Андреев родился в Орле, был старшим сыном и самым любимым у матери, которая потом, когда Андреев женился, так и жила у сына в семье, принимая участие во всех его переживаниях, любила и растила его детей. Андреев закончил классическую гимназию, учился на юридическом факультете в Петербурге, потом служил в суде Москвы. С 1895 года постоянно печатает свои произведения. Зарабатывал на жизнь, рисуя портреты. Он был очень одарённым человеком, но воспринимал мир болезненно.

1 период творчества

Рассказы «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были».

В основе сюжетов – события обыденной жизни. Трагедия повседневной жизни, чувство сострадания к обездоленным – главная мысль ранних рассказов Андреева.

Богоборческая тема. Проблемы борьбы добра и зла.

2 период ( 1906-1910)– создание новаторских пьес «Царь голод», «Жизнь человека», повесть «Иуда Искариот».

3 период (1911-1919) – годы духовного кризиса. Пьеса «Собачий вальс».

Революцию не принял, ушёл в себя, замолк как художник.

Анализ рассказа «Баргамот и Гараська»

Рассказ Л. Андреева «Баргамот и Гараська» вышел в 1898 году и принес писателю признание читателей. На мой взгляд, это самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он показывает себя подлинным русским реалистом, обладающим неповторимой манерой и стилем изложения.

Каковы ваши впечатления от рассказа?

Что вы можете сказать о жанре этого рассказа?

«Баргамот и Гараська» – «пасхальный» рассказ. Этот жанр в русской литературе составлял целую традицию и нес в себе идею примирения людей. Но Андреев написал необычный «пасхальный» рассказ.

О чём же рассказ? Пересказ.

Городовой Баргамот, в котором заговорили совесть и жалость, приглашает в свой дом Гараську. В другой день полицейский отвёл бы нищего в участок, но сегодня он вспомнил, что он не только городовой, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего». Это движение души в нем было искренно, так как никто их не видел, некому было и оценить христианский поступок. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в душе полицейского.

Когда и где происходит действие этого рассказа?

Действие происходит в Святое воскресенье, на Пасху.

Как изменилась Пушкарная улица и её жители перед Христовым Воскресением? «Вскоре потянулись в церковь и пушкари, чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах поверх красных и синих шерстяных рубах, с бесконечным количеством сборок, сапогах на высоких и острых каблучках. Каждый бережно нёс узелок с пасхой и куличами».

Почему автор так подробно описывает нравы Пушкарной улицы?

«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие»

Кто является главными героями произведения?

Главные герои – люди из разных социальных слоёв общества: городовой и нищий. Уже этот контраст настораживает читателя, заставляет задуматься.

В такой день, когда все радуются, на душе у Барагамота очень пусто.

Кто такой Баргамот? «Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е. крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».

Какое полное имя у Баргамота? (Иван Акиндиныч Бергамотов)

А почему автор даёт такую фамилию своему герою? «Можно предположить, что автор иронизирует над своим героем, противопоставляя его грубость такому нежному и деликатному плоду, как бергамот»

В каких словах чувствуется, что автор иронизирует над своим героем?

Прочтите эти словосочетания:

«Видна фигура на полицейском горизонте, маленькие заплывшие глазки, сравнение с мастодонтом»

Почему, несмотря на иронию, этот человек симпатичен? «Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подарит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко».

Найдите описание Баргамота, когда он всем своим видом пытался доказать Гараське своё превосходство над ним. «Презрительно скосив губы, не человек, а язва, всё исподтишка, всё с язвительностью»

Заслужил ли Гараська такого отношения? «Скорее да, чем нет. Ведь он сам превратил себя в такого человека»

Итак, Баргамот тоскует от того, что придётся тащить этого пьянчужку в участок. И в это время происходит между ним и Гараськой диалог. Прочтите .

Что происходит дальше? «Гараська не успел показать предмета, который нёс с осторожностью в кармане».

Что он нёс и для чего? (Яичко. Похристосываться хотел)

Обычно задиристый, сквернословящий, язвительный Гараська хотел подарить крашеное яичко всегдашнему врагу Баргамоту.

Как после этого меняется поведение Барагамота? Прочтите.

«В душе Баргамота, который только что досадовал на пьяницу, просыпается стыд и жалость – чувство, которое ему самому трудно в себе осознать. Он вдруг представил, как мраморное яичко, которое он берёг для сына, разбилось, и как ему, Баргамоту, было бы жаль. Гараська был жалок ему, «как брат родной, кровно своим же братом обиженный». И уже не обижается Баргамот, а зовёт к себе домой разговляться»

Какое слово использует автор, чтобы показать превращения в Баргамоте, так изумившее Гараську? (Баргамот был так чуден )

А какие чудеса происходят в доме Барагмота? «Гараська, ошалевший и притихший, сидит за столом, ест, обжигаясь, горячие щи, и ему совестно за себя, такого грязного, оборванного, пьяного, скверного, за свои заскорузлые пальцы с большими грязными ногтями, которые он впервые у себя заметил».

А что происходит с душой Баргамота? «В начале рассказа душа Баргамота была погружена в богатырский сон . А теперь он деликатно откладывает на потом свой «сюрпризец» Ванятке, чтобы этим не напомнить Гараське о его раздавленном яичке».

Какой момент можно назвать кульминационным?

И вот кульминационный момент книги, который производит необыкновенно сильное впечатление. Супруга городового назвала Гараську по имени-отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Супруга Баргамота хотела показать нищему уважение к его личности, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он – никто, что есть другая жизнь, в которой ему нет места. Наверное, ему было бы легче, если бы не напоминали об этом…

«У Гараськи, оказывается, есть полное имя – Герасим Андреевич. И Гараська искренне плачет от того, что сегодня впервые его назвали полным именем»

В чём же изюминка произведения? Каким смыслом наполнил писатель банальный, на первый взгляд, сюжет?

В чём главная мысль рассказа?

Писатель старается донести до читателя главную мысль своего рассказа: нельзя быть христианином на время, нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что сегодня праздник.

««Баргамот и Гараська» «пасхальный» рассказ Леонида Андреева»

Моим любимым рассказом Андреева является «Баргамот и Гараська». Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как подлинный русский реалист и в то же время как писатель, обладающий своей неповторимой манерой.

«Баргамот и Гараська» – «пасхальный» рассказ. Он написан для «пасхального» номера московской газеты Курьер», где Андреев работал в качестве судебного хроникера. «Пасхальные» рассказы составляют целую традицию в русской литературе. Их писали Лесков, Чехов, Горький и другие великие прозаики. «Пасхальный» рассказ должен нести в себе идею примирения людей, их христианского братства. Вот почему городовой Баргамот приглашает в свой дом нищего Гараську, которого он в остальные дни потащил бы в участок, чтобы не мозолил на улицах глаза «приличной» публике. В Бергамоте заговорили совесть и жалость. Он вспомнил о том, что он не только городовой, обязанный следить за порядком в городе, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего». Это движение души в нем было неподдельно; ведь никто не видел их, и некому было оценить христианский поступок Баргамота. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в толстокожей душе полицейского.

Но Андреев не был бы Андреевым, если бы написал обычный «пасхальный» рассказ. А. Н. Андреев – писатель неожиданный, опрокидывающий привычные представления о мире. И вот в доме Баргамота случился конфуз. Супруга городового назвала Гараську по имени-отчеству, а тот даже забыл, когда его так называли. Для жителей всего города он просто «Гараська». Супруга Баргамота хотела показать нищему уважение к его личности, а вышло наоборот: Гараська вспомнил, что он – никто.

Но именно эта ситуация конфуза напоминает нам о том, что нельзя быть христианином на час. Нельзя относиться к людям по-христиански только потому, что нынче праздник. Такое отношение может еще сильнее ранить обиженного жизнью человека. Ему было бы легче, если бы ему не напоминали о том, что есть светлая, чистая жизнь, в которой ему нет места.

Писатель большого таланта, оригинальный художник со своим романтико-трагическим видением мира, Леонид Андреев в яркой и своеобразной форме запечатлел некоторые из существенных черт переломной исторической эпохи глубокого кризиса капитализма и периода назревших пролетарских революций, резко рвущих с предшествующими традициями и насильственным путем преобразовывающих общество.

Леонид Андреев оставил богатое и разнообразное художественное наследие. Талантливый фельетонист и автор тонких психологических новелл, созданных преимущественно в ранний период творчества, он был также одним из ведущих драматургов своего времени. Он создавал многоплановые философские трагедии, писал бытовые пьесы и мелодрамы, сочинял озорные сатирические миниатюры.

Наибольший интерес у читающей публики всегда вызывали его повести и рассказы.

Первые рассказы были написаны Андреевым в духе традиций критического реализма: «Жили-были», «Молчание», «Кусака», «Весной». В основе сюжета оказывалось какое-то небольшое событие, случай, нечто, что способствует пониманию гуманного начала в одних и бесчеловечного в других. Но какой бы ни была действительность, Андреев испытывал страстное стремление к возвышенному и светлому, искал их и в жизни, и в человеческой душе.В рассказах Андреева всегда добро одерживает моральную победу над злом и несправедливостью. Носителями нравственного начала предстают существа страдающие, бедные, но честные, праведные. Условием их человечности является непричастность к социальному механизму ни в качестве командующего, ни в качестве исполнителя. Социальное неблагополучие жизни с особой силой представлено в рассказах о детях. Андреев считает жестоким тот мир, где приходится существовать его хрупким, с нежными сердцами героям рассказов: «Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец». По сути, эти дети лишены самого светло го – детства. В других своих рассказах Андреев показывает, как жизнь опустошает людей, превращая их в скучающих рабов обыденности. Это чаще всего бедный люд и те, кого принято считать «отбросами общества». Пронзительной жалостью наполнена последняя сцена рассказа «Баргамот и Гараська»: рыдающий взахлеб Гараська, к которому впервые в жизни обратились по отчеству, с уважением…

В реалистических рассказах Андреева уже появляются два мира – мир действительности и мир добра и света, куда стремятся попасть герои. Обыкновенный человек, оказавшийся в орбите «мирового зла», подчиняется антигуманным законам общества, сливается с враждебным для него миром, теряет «естественность», обретает качества, делающие его частицей «мирового зла». В рассказах «У окна» и «Большой шлем» воссоздан приблизительно один и тот же тип отношений героя со средой, с миром действительности, когда герой отрекается от самого себя, осознавая, что жизнь для него – страх и ужас. Подчиняясь тому высокому чувству, которое недоступно для созерцания и понимания, осознавая тщетность противостояния этой высшей силе, главный герой уходит в мир иллюзий с надеждой там найти спасение.

В рассказе «Большой шлем» закон, норма, рок обретают символико-фантасмагорические черты. Будни настолько обесценивают духовное содержание человеческой жизни, что она становится похожа на игру, в которой заключен смысл жизни персонажей. В дальнейшем творчестве Андреев будет широко пользоваться образом маскарада, где человек – всего лишь маска или марионетка. Из этой страшной игры нет выхода. Разговоры партнеров игры в винт, даже смерть одного из них – ничто не может остановить действие бессмысленного закона. В конце рассказа «Большой шлем» сливаются воедино сарказм и крик боли, ирония и вопль отчаяния.

В одном из лучших рассказов Л. Андреева – «Жили-были» (1901) – одинаково страдают от неустройства жизни умирающий купец Кошеверов и молодой студент. Вновь затронутая писателем проблема жизни и смерти находит в целом оптимистическое разрешение. Смерть купца Кошеверова – это только эпизод в потоке вечно обновляющейся жизни.

Проблемы добра и зла, судьбы и счастья, жизни и смерти – все это иногда решается в двух пластах: реальное тесно переплетается с фантастическим, мистическим, а некоторые произведения представляют собой аллегорические и символические картины с отвлеченным обобщением. Своеобразное преломление нашла эта тема в повести «Жизнь Василия Фивейского». Герой рассказа – сельский священник, от природы одаренный спо собностью сострадать людям. Во время исповедей он услышал столько неподдельного горя и крайнего отчаяния в словах горожан, приходивших к нему, что усомнился в разумности мироустройства и божественном милосердии. Странным и зловещим кажется реальный мир, где возможна трагедия крушения веры. Повесть завершается катастрофой – разочарованный в жизни ее герой, отец Василий Фивейский, погибает.

Второе издание рассказов, дополненное произведениями «Стена», «Набат», «Бездна» и «Красный смех», подтвердило, что как настоящий писатель Андреев уже сформировался. Он не был ни декадентом, ни символистом. У него свой неординарный метод. Его умонастроения – это трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога, величайшая утрата всей эпохи, поставила перед лицом абсурда. Андреев ищет разгадку бытия в самой жизни, сталкивающей мировую волю с человеческим разумом.

Беспокойная душа писателя метким словом откликалась на все события, потрясавшие общество. В «Рассказе о семи повешенных» Андреев напоминает о неизбежности возмездия, палачам. Эта тема была вызвана разгулом черносотенного контрреволюционного террора. «Хочется крикнуть: „Не вешай, сволочь!” – так писатель определил гражданское предназначение своего произведения.

Андреев, чутко улавливавший знаки общественного подъема и предчувствовавший скорые перемены, писал накануне революции: «Вид России печален, дела ее ничтожны, а где-то уже родился веселый зов к новой, тяжелой революционной работе…» Но сам смысл октябрьских событий не был понят писателем. Осталась вера в то, что русский народ «сумеет свое стремление к свободе заключить в более разумные формы и принести истинную свободу не только себе, но и всему миру».

Принадлежа всем складом своего мышления к той части русской интеллигенции, которая в кризисную эпоху напряженно искала выхода из социальных конфликтов действительности, но так и не смогла связать своих вольнолюбивых, демократических устремлений с пролетариатом и его идеологией, Леонид Андреев был обречен на постоянные колебания между «осанной» и «анафемой» жизни, находившимися в прямой зависимости от подъемов и спадов волн русского освободительного движения. Выделявшийся среди писателей-современников особой остротой образно-эмоционального восприятия действительности, он подверг страстной критике буржуазный строй, его мораль и «цивилизацию». Вместе с тем Леониду Андрееву по существу всегда оставались чужды идеалы идущего на смену капиталу социалистического общества. И это оборачивалось подлинной трагедией для писателя, мыслителя и художника, ибо обличение им язв и пороков современного ему буржуазного мира лишалось исторической перспективы. Более того, все темное, злое, отталкивающее, что видел вокруг себя Л. Андреев, приобретало в его восприятии грандиозные, «космические» масштабы.

Рассказы Л. Н. Андреева «Баргамот и Гараська» и «Кусака» в школьном изучении.

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 19.06.2014 2014-06-19

Статья просмотрена: 1827 раз

Библиографическое описание:

Исенова А. К. Рассказы Л. Н. Андреева «Баргамот и Гараська» и «Кусака» в школьном изучении. // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 534-536. — URL https://moluch.ru/archive/68/11710/ (дата обращения: 17.03.2020).

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. «Анализировать произведение — это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное — выяснить, как все это определяется идеей писателя», — пишет О. Ю. Богданова». [1].

Творчество Л. Н. Андреева в начале XX века в отечественной методике преподавания литературы обходилось стороной. Лишь немногие литературоведы и методисты поднимали в то время вопрос о включении произведений «опального» писателя в школьную программу (В. В. Голубков, В. Л. Львов-Рогачевский, Н. А. Котляревский и др.). В 1921 г. в Петрограде состоялся съезд преподавателей родного языка и литературы, который имел особое значение для развития образования. Академик Н. А. Котляревский выступал за изучение произведений Л. Н. Андреева в школе и говорил о необходимости обновления преподавания литературы.

Учащиеся знакомятся с различными литературными течениями, жанрами произведений, и в этом плане познавательным для учащихся было знакомство с пасхальным рассказом Л. Н. Андреева «Баргамот и Гараська». Именно с него начинается творческий путь писателя в большую литературу.

Проблема изучения произведений Л. Н. Андреева в школе нашла практическое отражение в работах методистов: Н. В. Нещерет (вдумчивое чтение, объяснение слов пасхальной лексики в рассказе «Баргамот и Гараська»), М. Кузнецовой (творческий метод предугадывания сюжета при изучении рассказа «Кусака»), Л. И. Новиковой (интегрированный урок русского языка и литературы по рассказу «Кусака»).

Традиционно уроки по изучению ранних рассказов Л. Андреева начинаются со знакомства с биографией писателя, учащимся дается задание выписать главные этапы жизни писателя и творчества.

При изучении пасхального рассказа «Баргамот и Гараська» на уроке учащиеся говорят о традициях и особенностях данного жанра в русской литературе XIX в. Проводится словарная работа: объяснение устаревших, незнакомых слов («засаленный ворот», «оказия», «отрепий» и др.), раскрывается смысл образа-символа (пасхальное яйцо).

Пасхальный рассказ, традиционный жанр для русской литературы, был направлен к сердцу читателя, давал надежду на победу доброго начала в человеке, на установление хотя бы временной гармонии, поэтому имел сентиментальный финал. Для Андреева пасхальный тип рассказа был излюбленным, так как позволял подняться над реалиями сущего мира, вовлечь читателя в круг своих чувств и переживаний [2, с.94].

Урок носит поисково-исследовательский характер. Этому уроку предшествует подготовительная работа по опорным вопросам и самостоятельный подбор материала для сообщения. В ходе урока можно использовать такие активные формы поисково-исследовательской работы, как анализ композиции, комментированное чтение, эвристическая беседа, сообщения учащихся, чтение по ролям.

Необходимо детально изучить образы-персонажи и определить приёмы комического изображения героев: Баргамота и Гараськи.

Для внеклассного чтения обратиться к рассказу Л. Н. Андреева «Кусака», выбрав форму урока-диспута. При подготовке к уроку учитель должен рекомендовать учащимся прочитать, помимо «Кусаки», другие рассказы Л. Андреева: «Алеша-дурачок», «Ангелочек», «Валя», «Петька на даче», «Цветок под ногой», «Друг», в которых писатель создает прекрасные образы детей и животных. Знакомство с этими произведениями дает возможность установить общие принципы, которыми руководствуется Андреев, рассматривая отношения человека с животным миром и природой. Писатель сам поясняет свою позицию: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» [3, с.270]. «Друг», «Предстояла кража». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.

Урок следует предварить домашним заданием: прочитать рассказ «Кусака» и составить план, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки. Это дает возможность детям самим познакомиться с рассказом и составить свое представление о Кусаке.

Изучение рассказа начинается с вступительной беседы. Разговор о теме рассказа «Кусака» возникает с вопроса к детям: есть ли у них собака, попросить кого-то рассказать о своей собаке, объяснить, за что он ее любит и смог ли бы он обмануть, предать своего друга.

Далее ученикам предлагается вспомнить, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга. После того как ученики назовут «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова, следует напомнить им, что и Л. Н. Толстой писал о собаках. В его «Русские книги для чтения» входят такие рассказы, как «Пожарные собаки». «Собака, петух и лисица», «Лев и собачка», «Булька», «Бешеная собака» и др.

Затем учитель просит учеников зачитать составленные ими планы к рассказу, проводит совместное их обсуждение и доработку. В окончательном варианте план может быть примерно таким:

1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

2. Как Кусака получила свое имя.

3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

4. Отъезд дачников.

5. Кусака снова одна.

Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы? Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна.». «Поднялся частый дождь…»).

Как Кусака выражает свою ненависть и любовь? Если ученики испытывают затруднения при ответе на этот вопрос, можно вспомнить отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям…», «И в ту же минуту подкравшаяся собака…», «Единственное, что могла Кусака…»

Более глубокому постижению текста будут способствовать и вопросы учителя: почему Кусака боялась людей? Почему Кусака полюбила Лелю? Как относилась Леля и другие дети к Кусаке? Почему Кусаку не взяли в город? Как вы думаете, кто будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке? Почему выла Кусака? Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?

Завершить разговор о Кусаке можно обсуждением поступка Лели. Привлечь учащихся к обсуждению помогут вопросы: понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?

На уроке можно использовать различные средства наглядности например: тематический стенд «Жизнь и творчество Л. Н. Андреева»; литературный альбом с фотографиями Л.Андреева и его родных, с материалами дома-музея писателя в г. Орле; иллюстрации к рассказу. В ходе анализа произведения учащиеся приходят к выводу, насколько прав был автор, когда писал строки, взятые нами в качестве эпиграфа к уроку: «Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями». На дом ребята получают задание — написать небольшой рассказ о любимом домашнем животном или о животных, используя свой жизненный опыт, свои наблюдения за ними [4].

Рассказы Л.Андреева в школе можно изучить, как и в виде традиционного урока и нетрадиционного. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Изучение рассказов Л.Андреева в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.

1. Богданова, О.Ю., Леонова, С. А. Методика преподавания литературы [Текст] // О. Ю. Богданова, С. А. Леонова // URL: http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/10.html

2. Нестерова, Т. А. Своеобразие христианских мотивов в ранних рассказах Л.Андреева [Текст] / Т. А. Нестерова // Актуальные проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин. — Самара, 2004. — С. 94.

3. Чуковский, К. И. Из воспоминаний [Текст] / К. И. Чуковский. — М., 1959. — С. 270.

Ссылка на основную публикацию