Анализ рассказа Беда Зощенко 7 класс

Анализ рассказа Зощенко Беда сочинение

В рассказе «Беда» Михаил Зощенко описывает русского человека и большую проблему существующую и по сей день – пьянство. Многие имея хорошую силу воли, могут долгое время лишать себя всего, чтобы накопить денег на осуществление мечты. Но стоит ему только выпить глоток спиртного, как он уходит в загул, пропивая и забывая все.

В рассказе, главный герой – простой крестьянин, мечтающий о собственной лошади, Егор Иваныч Глотов. История, случившаяся с ним печальна и встречается довольно часто в маленьких русских деревеньках. Пагубный алкоголь и пьянство полностью погубили его заветную мечту.

Егор Иваныч в течение двух лет копил на лошадь, он не позволял себе потратить даже копейку просто так, бросил курить, питался плохо и совсем бросил пить. Как говорится в рассказе, что позабыл даже вкус самогона, но его очень тянуло выпить.

Когда он собрал достаточную сумму, не стал покупать лошадь в своей деревне. Спрятав накопленное в сапог, пошел в город на рынок «чтоб все было по-настоящему».

Сцена на рынке описывается Михаилом Зощенко очень живым и остроумным языком, показывая все эмоции, которые испытывает главный герой. Продавец же наоборот старается вести себя непринужденно, не показывая, что он заинтересован в продаже лошади и получении денег. Егор Иваныч со всех сторон осмотрел лошадь и по всем правилам торговался с продавцом. Он несколько раз снимал сапог, доставал деньги и одевал снова, вытирал появляющиеся слезы и говорил, что лопал солому, чтобы накопить на лошадь.

Согласившись с ценой, главный герой бросил шапку на землю и затоптал ее ногами, показывая, что они договорились. Егор Иваныч купил лошадь, немного сторговав стоимость.

Его душа желает разделить с кем-нибудь эту радость, он ищет земляков, но встречает только малознакомого мужика из ближайшей деревни. Он очень хотел рассказать, как купил лошадь, как торговался за нее, похвалиться своей смекалкой и конечно «вспрыснуть» в кабаке. Закончилось радостное событие двух дневным запоем и главный герой пропил недавно приобретенную лошадь, а соответственно и свою мечту.

Новый приятель попытался его утешить, но Его Иваныч и сам понимал, что виноват. Он долгое время отказывал себе во всем, а потом, добившись цели, быстро ее потерял из-за алкоголя. Даже его сила воли не смогла удержать от соблазна. Теперь ему долго будет что вспоминать. Его душа открыта и бесхитростна, он находится в недоумении и чувствует себя обманутым, задаваясь вопросом «Зачем вообще торгуют вином?»

Анализ 2

В данном произведении автор высмеивает не самые лучшие качества простого человека, оказавшегося в обычной, ничем непримечательной ситуации.

Егор Иваныч – бедный крестьянин. Желая повысить производительность своего хозяйства, он поставил себе вполне реалистичную и оправданную цель – купить лошадь. Собирая деньги, крестьянин два года экономил на всем, в том числе на еде и совершенно отказался от курения и выпивки.

Когда необходимая сумма была накоплена, то Егор Иваныч сбрасывает с себя узду. Теперь он чувствует себя поднявшимся в более высокую ступень и начинает вести себя соответственно. Первым делом крестьянин отказывается купить лошадь у своего односельчанина. Это кажется ему слишком обыденным, хотя покупать у человека, которого ты знаешь – всегда более надежный вариант, позволяющий хотя бы попробовать вернуть деньги. Ему хочется блеснуть своими капиталами, которые на самом деле являются пустяковой суммой перед всем миром, поэтому он едет в город.

Перед продавцом на городском базаре Егор Иваныч также демонстрирует свое тщеславие. Он не столько ведет деловой разговор, сколько пытается показать себя знающим жизнь человеком и солидным покупателем. Попытка придраться к окрасу лошади показывает, что самодовольство часто сочетается с глупостью. Продавец легко парирует это вопросом ка эта особенность лошади относится к пахоте.

Гордый своей покупкой крестьянин идет по городу. Ему очень хочется похвалиться, что приводит к двухдневной выпивке со случайным знакомым, в ходе которого Егор Иваныч пропивает лошадь.

Возвращаясь домой, незадачливый покупатель лошади демонстрирует неспособность и нежелание нести ответственность. Виноватым во все он считает не себя, а кого-то абстрактного – торгующих алкоголем.

Зощенко высмеивает не только и не столько пьянство. Герой произведения – это, скорее, олицетворение нескольких отрицательных черт, корень которым – инфантилизм. Егор Иваныч показан человеком, неспособным контролировать себя даже в серьезных ситуациях. Истинной причиной, побудившей его отказывать себе во все, чтобы накопить денег, было не желание реально улучшить свою жизнь, а добиться чужого одобрения. Он подвержен влиянию глупого хвастовства, которое с возрастом человек должен научиться подавлять. Многие черты героя рассказа узнаваемы, так как его прототипы существовали и продолжают жить теперь в огромном количестве.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Зощенко Беда

Популярные сегодня темы

В рассказе Чехова «Ионыч», на примере земского врача Старцева показано, как понемногу деградирует человек, попадая под влияние окружающей обстановки.

Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.

Человек уже очень давно ходит по земле. С его первого появления прошло уже много миллионов лет, но это лишь маленькая песчинка во всей истории планеты Земля. Сама жизнь зародилась ещё раньше, миллиарды лет назад,

Я всегда восхищаюсь маминой выпечкой, особенно пирогами. Я попросила у нее рецепт, и осталось только воплотить его в жизнь моими руками.

Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев

Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста.38.65 КБ

Предварительный просмотр:

© Данилина надежда Николаевна МКОУ Венгеровская СОШ № 2

Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ Венгеровской СОШ № 2 Данилина Надежда Николаевна

Проект (конспект) урока по анализу текста на основе клоуз-теста.

Тема : Художественные особенности рассказа М. Зощенко «Беда».

Цель : 1) Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать смысл названия рассказа.

2) Развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы.

3) Воспитывать чувство толерантности по отношению к окружающим.

Оборудование: презентация о творчестве М.Зощенко, фонохрестоматия с рассказом «Беда», высказывание Н.В. гоголя:

«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

Определение темы и цели урока:

– Тема нашего сегодняшнего урока «Художествееные особенности и юмор в рассказе М. Зощенко «Беда» .

– Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

3. Рассказ о писателе.

– С писателем Михаилом Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня вы познакомились с ним поближе и заинтересовались его творчеством.

Родился Михаил Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рассказы в газете «Копейка». Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами которого смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых.

В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга осталась не завершенной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.

– Показ слайдов с фотографиями М. Зощенко и его книг.

– Чем вас удивила личность писателя?

– Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

– Какими были его рассказы?

Почему нам так смешно, мы сможем понять, познакомившись с его рассказом «Беда».

4. Литературоведческая подготовка.

– А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним определения понятий «сатира» и «юмор» (записаны на доске).

САТИРА – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР – изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

– В чем существенная разница этих понятий?

– Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».

5. Анализ рассказа М.Зощенко «Беда».

– Понравился рассказ? Смешной?

– Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей» Итак, какую особенность можем выделить? – краткость

– Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый человек копит деньги на лошадь. Покупает её и пропивает).

– А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за человек?

– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

— Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?

— Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.

Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, … :

— Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, … … солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь. А какая между тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.

Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.

Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу, сказал:

— Продаётся, значится. лошадь-то?

— Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.

— Так. А какая ей цена-то будет? Лошади-то?

Торговец сказал цену, и тут начался торг.

Егор Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, … рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,— торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.

— Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.

— Цвет-то. Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор Иваныч.— … цвет. Сбавь немного.

— А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?

Сражённый этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил её ногой и крикнул:

Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.

Наконец торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

— Ваша лошадь. Ведите.

И Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

— Купил. Лошадь-то. … … . … его. Торговца-то.

– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?

– Как он обращается к продавцу лошади?

– Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?

– Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?

– Как ведет торг покупатель?

– Почему он несколько раз ощупывает деньги в сапоге?

– Как он расплачивается за лошадь?

– Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

6. Работа над обобщённым образом сельского мужика.

– Вспомните, как герой шел домой со своей покупкой?

– Зачем автор показал равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке)

– Что же с ним произошло и почему?

– Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).

– Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)

– Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).

– Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).

– Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой, упорной и враждебной массе).

Работа с эпиграфом.

– Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

– Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?

– Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

– Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.

– Как вы понимаете высказывание Н.В. гоголя:

«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

– На что надеется М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)

– Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

– Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?

– Написать мини-сочинение «Встречается ли подобный герой в наше время»?

«Беда», анализ рассказа Зощенко

История создания

Рассказ Зощенко «Беда» был написан в 1923 г. и напечатан в журнале «Красный ворон» № 40 за 1923 г. Один из заголовков рассказа – «Спрыснул».

Литературное направление и жанр

«Беда» – сатирический реалистический рассказ, в котором подвергается осмеянию такое общественное явление в России как пьянство. Это так называемый антиалкогольный рассказ, после которого читатель, по замыслу автора, должен был одуматься и отказаться от самогона. Автор осуждает пьянство как явление, сочувствуя бедному герою и относясь к его слабости с тёплым юмором.

Проблематика рассказа

Основная проблема рассказа – проблема пьянства и алкоголизма. Но, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от тяжёлой жизни или от радости. Герой пропил лошадь именно от радости: уж больно выгодно он её купил, слишком долго ждал этого события. Можно только представить себе, как он напьётся с горя, что пропил лошадь.

Более глубоко спрятаны проблемы, от которых крестьянин Глотов пьянствует. Лошадь необходима крестьянину, но он вынужден два года «лопать сено», чтобы собрать на лошадь. Жизнь крестьянина была безнадёжно бедной и тяжёлой, что почти не давало ему шанса вырваться из порочного круга.

Сюжет и композиция

Крестьянин Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки два года копил на лошадь, скудно питаясь, отказавшись от махорки и самогона. Лошадь он поехал покупать в город. Выбрав подходящую и сторговавшись, Егор Иваныч пригласил случайного прохожего в «Ягодку», где «вспрыснул» покупку так, что пропил лошадь и вернулся через два дня в деревню ни с чем.

Эта грустная история очень веселит читателей благодаря двум сценам – сцене осмотра лошади и сцене торга. В сцене осмотра лошади Егор ведёт себя как сумасшедший: дует в глаза и уши лошади, подмигивает, прищёлкивает языком, «виляет» головой перед мордой лошади. Такой же клоунадой становится сцена торга: «Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слёзы».

Кульминация рассказа – эмоциональное состояние купившего лошадь крестьянина. Его восторг контрастирует с названием рассказа. Беда – это состояние жизни целого народа, поэтому все равнодушно проходят мимо довольного Егора, два года ожидавшего своего счастья. Зато в развязке горюющий Егор вызывает неподдельное сочувствие малознакомого чёрного мужика из дальней деревни. Беда Егора созвучна его собственному тягостному горю.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – крестьянин Глотов. Он крепился, чтобы накопить на лошадь, без которой крестьянский труд невозможен. Даже вкус самогона забыл Егор Глотов.

Егор Иваныч поступает по правилам и даже по ритуалу крестьянской жизни. Когда крестьянин из соседней деревни предлагает ему от ритуала покупки лошади отступить и купить её не в городе, а у него, Егор пугается. Вся его жизнь полуосознанна, подобна сну, в котором человек не имеет своей воли, не властен над обстоятельствами. Егор не пьёт, потому что у него есть цель. Но лошадь сама по себе – не цель, а средство. Такое впечатление, что Егор сам не знает, зачем она ему. Повествователь говорит просто, что она «нужна».

Покупка лошади – это целый обряд, в котором раскрываются характеры и покупателя, и продавца. Цель обряда – «опутать» продавца или покупателя. Егор уверен, что в выигрыше остался именно он. И продавец, и покупатель делают вид, что не заинтересованы в сделке.

Егор – человек простодушный и открытый. Он не может удержаться и рассказывает, что лошадь – это его мечта. Кроме того, Егор добавляет один год к годам лишений ради лошади, а потом и три года, утверждая, что собирал деньги на лошадь в течение 6 лет.

Когда Егор принял решение о покупке, он по традиции «бросил шапку наземь, придавил её ногой».Так в резких движениях раскрывается эмоциональное напряжение. Оно усиливается, когда Егор видит, как продавец пересчитывает деньги. Его скрюченные руки – единственная деталь в портрете.

«Вспрыскивание» покупки – часть ритуала. Прохожие не восхищаются купленной лошадью только потому, что для русского человека разделить радость – это обязательно выпить. Может быть, и пропить покупку – часть ритуала, которому герой не может противостоять. Недаром чёрный мужик утешает Егора: «Ну, пропил – эка штука. Зато… есть что вспомнить».

Пропив лошадь, Егор снова возвращается в состояние беды, осознаёт, что «два года зря солому лопал». Но Егор, как всякий пьяница, в беде своей обвиняет других – продавцов вина: «За какое самое это… вином торгуют».

Художественное своеобразие

Ранний рассказ Зощенко не имеет рассказчика, повествователь же близок к позиции писателя. Автор предельно краток, как бы уступая место самим героям. Поэтому авторских слов мало по сравнению с диалогами. Тон повествователя поучительный, рассудительный.

Речь повествователя правильная, рассказ свой он ведёт в разговорном стиле с использованием фразеологизмов: как ножом отрезало, хоть убей.

Речь крестьянина Егора наполнена просторечиями: клюкну, жрал, накося, до зарезу, этого. Его привычка обращаться ласково (милый, дядя, братишка) вызывает сочувствие читателя.

Образ лошади в рассказе символичен. Её истинный неказистый вид описан повествователем: «Обыкновенная, мужицкая, с шибко раздутым животом». Но для Егора эта лошадь – символ сбывшейся мечты, достигнутой цели. Масть лошади («вроде сухой глины с навозом» – предмет гордости продавца и торга покупателя. Продавец называет цвет заманчивым, а покупатель – неинтересным.

Урок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко “Беда” 7-8 класс

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

– познакомить учащихся с содержанием произведения “Обида”;
– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
– формировать выразительность чтения.

– развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в формулировании вопросов и ответов;
– совершенствование техники чтения;
– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.

– совершенствование слухового и образного восприятия;
– развитие творческого воображения .

– повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
– воспитание морально- нравственного отношения к отрицательным сторонам, поступкам, образу жизни.

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

1.Начинаем урок с повторения литературоведческих понятий ИРОНИЯ, ЮМОР, САТИРА ( в более подготовленных классах учащиеся воспроизводят значения этих терминов по памяти, а в классах с более слабой подготовкой на помощь можно привлечь «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце второй части учебника- хрестоматии).

Повторяя необходимую для урока терминологию, привлекаем внимание учащихся к особенностям проявления этих понятий как свойств человеческого поведения, проявляющихся в мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют, как ведёт себя человек в то время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, , смех звучит «шёпотом», а внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается. Он понимает, что это слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный жизненный опыт способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.

Далее приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и сатирой. Ответ выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему понять, что он поступает неправильно или некрасиво.

Переходим ко второй части урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.

( Далее идёт работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью по абзацам, останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)

Первый абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?

( автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это право, чтобы первыми напечатать его книги)

А что значит «осаждали в гостинице» ?

( ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными певцами или групп)

О чём это свидетельствовало?

( был очень известным и популярным)

Второй абзац: Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?

(Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….

А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям)

Третий абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем это ему было нужно?

(прошу ответить на этот вопрос цитатами из статьи)

Четвёртый абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их особенность? ( зачитывают слова Зощенко)

Пятый абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?

( они шли к нему как к доктору за рецептами)

Дочитываем статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный рецепт писателя для своих читателей.

3. Чтение рассказа в классе учителем ( рассказ прочитывает учитель , чтобы сильнее подчеркнуть интонацией наиболее важные моменты рассказа, которые необходимы для его понимания как со стороны содержания, темы, идеи, так и для проникновения в творческую лабораторию писателя ( т.е. как он пишет?).

Перед началом проводим игру в ассоциации ( этот приём уже знаком учащимся, и они с удовольствием в нём участвуют).

Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не задумываясь!

( учащиеся приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем, классифицируем: кто-то называет слова, связанные с внешними бедами- неприятностями (физическими), кто- то с внутренними (морально- психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)

После задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?

Что же на самом деле произошло с мужиком?

Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.

( ученики зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)

Какой приём помогает понять состояние мужика?

Зачем они понадобились автору в таком количестве?

(мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим)

Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё, что думает.

Почему же ему так обидно и досадно?

Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?

Как понимать буквально эти слова?

( не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал)

Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

(тех, кто продаёт вино)

А почему не себя?!

В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе болдьше?

Но какая это ирония?

(это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика)

А присутствует ли здесь сатира?

В чём её предназначение, что она обличает?

( привычка всё новое- отпраздновать)

Да, эта привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.

Итак, мы прочитали всего один рассказ Зощенко и увидели, поняли, что мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае увидел приметы всего общества.

Домашнее задание: прочитать рассказ М.Зощенко, подготовить пересказ, подумать над тем, какую проблему затрагивает в нём автор.(по выбору или рассказы «Баня», «Слабая тара»)

Урок литературы в 7 классе по теме “. Рассказ “Беда” Смешное и грустное в рассказе”

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Урок литературы

Смешное и грустное в рассказе”

Тема урока: “. Рассказ “Беда”Смешное и грустное в рассказе”

Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

2) совершенствовать умения анализа литературного произведения;

3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Зощенко.

Оборудование: презентация о жизни и творчестве М. Зощенко, аудиозапись рассказа «Беда».

– Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на своем уроке. Надеюсь, что наше занятие пройдет плодотворно. Сегодня ребятам предстоит работа в группах, поэтому я их рассадила таким образом.

Ребята, у меня сегодня настроение ( показать руками улыбку). А у вас?

-Вот и отлично, надеюсь, что к концу урока ваше настроение не испортится. Садитесь, пожалуйста.

2.Определение темы и цели урока:

– Ребята, посмотрите на запись. Перед вами названия произведений и известные писатели:

“Детство” Леонид Николаевич Андреев

“Кусака” Михаил Михайлович Зощенко

“Юшка” Максим Горький

“Беда” Андрей Платонович Платонов

-Как вы думаете, перу какого писателя принадлежат эти произведения? Соотнесите.

-Итак, определите тему урока.

-Молодцы. Я дополню ваш ответ: “Смешное и грустное в рассказе”

-Ребята, попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

– познакомиться с жизнью и творчеством :

-познакомиться с рассказом “Беда” и проанализировать его;

-выяснить, что есть смешного и грустного в рассказе.

– Ребята, посмотрите на портрет. Зощенко. Сейчас с целью получения знаний о жизни и творческом пути этого замечательного писателя послушайте сообщение. Его нам подготовила.

Слушайте внимательно выступление и будьте готовы ответить на вопрос:

-Чем интересен этот писатель?

( Презентация, рассказ ученика о Зощенко)

-Так чем же интересен ?

4. Работа с эпиграфом.

-Ребята, давайте познакомимся с эпиграфом к нашему уроку.

Над моими рассказами надо не смеяться, а плакать.

-Как вы думаете, почему?

-Ответить на данный вопрос нам поможет дальнейшая работа на уроке.

5. Актуализация знаний.

-Ребята, на уроках литературы вы изучали такие понятия как юмор и сатира.

( Показываю две таблички: ЮМОР, САТИРА)

– Посмотрите, на стенде даны два определения. Прочитайте их и скажите, какое из них относится к юмору, а какое к сатире.

САТИРА – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

ЮМОР – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

– В чем существенная разница этих понятий?

(В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает)

– А как эти два понятия можно соотнести с эпиграфом урока?

(В рассказе Зощенко есть юмор и сатира)

— Давайте попробуем это доказать.

6. Знакомство с рассказом «Беда» по аудиозаписи.

– Рассказ называется «Беда». Предположите, о чем в нем пойдет речь.

– Оправдались ваши предположения?

– Какое впечатление произвел рассказ?

– Кто главный герой?

-Какое важное событие произошло в жизни героя рассказа?

– Удачной ли оказалась покупка?

– На сколько частей можно разделить рассказ?

– Давайте определимся с границами каждой части.

7. Работа в группах.

– Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Посмотрите, у вас на партах лежат листы. На одном из них вы видите правила работы в группе.

Давайте прочитаем эти правила.

Правила работы в группе.

1) Необходимо выбрать руководителя группы (он контролирует организацию работы), хранителя тишины (он отвечает за порядок), секретаря (он фиксирует результаты работы членов группы).

2) При обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа.

3) В процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему.

4) Выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы.

5) При возникновении вопроса к учителю поднимите табличку с изображением знака вопроса.

6) Как только завершите работу, поднимите табличку с зеленым кружком.

7) Как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина.

8) Будьте внимательны к ответам каждой группы.

– Ребята, выполните первое требование памятки.

-На втором листе, ребята, вы видите задание. Первая группа будет работать с 1 частью рассказа, вторая – со 2 частью, третья – с 3 частью, четвертая – с 4 частью.

Задание1 (для 1, 2, 3 групп)

Найдите смешное в рассказе “Беда”, проанализировав речь и поступки героя. Кратко запишите свои наблюдения.

Задание 2 ( для 4 группы)

Проанализировав 4 часть, ответьте на вопросы:

1)Что грустного в рассказе “Беда”?

2)Какую вечную проблему простого русского мужика поднимает Зощенко?

3) Почему рассказ назван «Беда»?

Кратко запишите свои выводы.

-Внимательно прочитайте задание и, соблюдая правила работы в группе, приступайте к его выполнению.

8. Самостоятельная работа.

9. Выступления представителей групп.

– Вернемся к эпиграфу. Почему же над рассказом Зощенко надо плакать, а не смеяться?

(Сквозь смех писателя видим его сердечную боль за русского мужика и в то же время – высмеивание такого порока как пьянство)

– Актуален ли рассказ Зощенко сегодня?

– Ребята, решили ли мы задачи, которые ставили в начале урока?

– Итогом нашего занятия станет синквейн со словом порок.

( Составляют, а затем зачитывают синквейн)

– Молодцы! А теперь давайте оценим свою работу на уроке. В центре стола лежат листочки с вашими фамилиями, возьмите их, поставьте себе оценку и передайте листочки руководителю группы. Руководитель группы занесет оценки в таблицу оценивания деятельности членов группы, при необходимости корректируя их.

(Ученики оценивают свою деятельность).

-Ребята, на конец урока у меня настроение вот такое (показываю руками улыбку). А у вас?

12. Домашнее задание.

1. Для всех: прочитать статью учебника о Р. Гамзатове, составить план.

1)Выразительное чтение рассказа “Беда”

2)Художественный пересказ текста рассказа “Беда”

Сочинение-анализ на тему: «Беда» по рассказу М. Зощенко

В рассказе «Беда» Михаила Зощенко говорится о вечной проблеме простого русского человека — пьянстве. История Егора Иваныча Глотова, крестьянина из деревни Гнилые Прудки, печальна и в чем-то типична. Пьянство разрушило его мечту, к которой он шел два года. И случилось это пьянство не со зла, а от открытой и доброй души.

Два года Егор Иваныч копил деньги на лошадь, не тратил лишнего, экономил на еде, не курил. И уж, конечно, не пил: «что до самогона, то забыл, какой вкус в нём. То есть как ножом отрезало — не помнит Егор Иваныч, какой вкус, хоть убей. А вспомнить, конечно, тянуло».

И вот деньги собраны. Долгожданная покупка лошади становится для Егора Иваныча настоящим праздником. Он может купить лошадь в деревне, но засовывает деньги в сапог и идет в город, «чтобы по-настоящему».

Михаил Зощенко колоритным, живым и остроумным языком описывает процесс покупки лошади. Продавец делает вид, «что не очень-то заинтересован, купят ли у него лошадь». Так принято. Очень интересно проходит торг: «Егор Иваныч хлопал себя по голенищу, дважды снимал сапог, вытаскивая деньги, и дважды надевал снова, божился, вытирал рукой слёзы, говорил, что он шесть лет лопал солому, и что ему до зарезу нужна лошадь. ».

В итоге Егор Иваныч приобретает лошадь, как говорится, «со скидкой». Правда, лошадь «неинтересного цвета», но не цветом же пахать, в самом деле. Зощенко с юмором описывает ритуалы покупки: Егор Иваныч на радостях бросает шапку наземь и топчет ее — в знак окончательного согласия с ценой.

Широкая русская душа героя хочет поделиться с другими своей радостью. Хочется рассказать о торге, похвастаться своей смекалкой, бескорыстно угостить и порадовать других. Встретив малознакомого мужика, Егор Иваныч ведет его в кабак. Это кончается запоем, в котором герой просто пропивает купленную лошадь.

Приятель пытается утешить героя, хотя понимает, что тот сам виноват. А Егор Иваныч возвращается домой в большом горе. Он крепко задумался. Выходит, зря он два года во всем себе отказывал? Лишь для того, чтобы «клюкнуть» как следует? Чтобы «было что вспомнить»? Есть надежда, что после этого случая воля героя укрепится, он сможет удерживаться от соблазнов. Но кто его знает.

Открытая, добрая, бесхитростная душа русского крестьянина в недоумении. Он чувствует себя обманутым. Зачем вообще торгуют вином? Чтобы умножать людское горе, потери?

Анализ произведений русской литературы 11 класс

.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (340)

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются.

B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века. » анализ произведения (296)

Песня «Зарыты в нашу память на века. » написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще.

Литература

“Антоновские яблоки” Бунина сочинение (341)

Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин.

“Энеида” Вергилия сочинение-анализ (320)

Поэма Вергилия «Энеида» – это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после.

Сочинения по русской литературе

“Герой нашего времени” – главные герои (239)

Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся.

“Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде (252)

Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки.

“Маленький человек” в повести Гоголя “Шинель” (275)

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее.

“Маленький человек” в произведениях Гоголя (258)

Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в.

“Судьба человека” главные герои (310)

Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой.

1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО (223)

Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова Счастье
Ссылка на основную публикацию