Анализ рассказа Бунина Муза

Анализ рассказа Бунина Муза

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: Литература и русский язык

Браун Анастасия, ФР-401

Анализ рассказа И.А. Бунина «Муза».

Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник “Тёмные аллеи”. Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску. Хотя в произведениях Бунина нет прямых отсылок к этим событиям, они в значительной мере повлияли на общее настроение его творчества. Ощущение катастрофичности бытия, одиночества, невозможности счастья, свойственные прозе Бунина и раньше, в эти годы только усиливается.

Как и все произведения цикла “Тёмные аллеи”, рассказ “Муза” раскрывает тему любви. Главный стилевой принцип рассказа – антитеза. Он проявляет себя на всех уровнях.

Повествование ведётся от 1-го лица в форме воспоминания, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, следовательно, это субъективный взгляд. Бунин выбирает такую форму повествования, чтобы показать образ рассказчика изнутри: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

В произведении два центральных образа: рассказчика и консерваторки Музы Граф. Присутствует ещё “некто Завистовский”, но его образ вторичен и во многом параллелен образу рассказчика.

Рассказчик – слабый, безвольный человек, не имеющий никакой жизненной цели. Он бросил своё имение в Тамбовской губернии, чтобы учиться живописи, потом так же легко бросил своё увлечение, когда в его жизни появилась Муза. Учился он у бездарного, но известного художника, и хотя сознавал всю пошлость его натуры, всё равно продолжал свои занятия. Свободное время проводил в обществе представителей богемы, вся богемность которых тут же снимается замечанием, что они одинаково были привержены “бильярду и ракам с пивом”. Значит, по крайней мере, во время своей молодости, он мало чем отличался от всех этих заурядных людей.

Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он “одинокий, несмелый, недалёкий”. То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский – “недурной музыкант”, о рассказчике Муза говорит: “Вы довольно красивы”, кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

Этим двум образам противопоставлен образ главной героини. Внешнее изображение Музы не соответствует тем ожиданиям, которые порождает её имя. Это “высокая девушка в серой зимней шляпке, сером прямом пальто, в серых ботинках, . , глаза цвета жёлудя”, у неё “ржавые волосы”. В её облике нет ни легкости, ни эфемерности: “. округло и полновесно лежали колени”, “выпуклые икры”, “удлинённые ступни”; “она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро”. Она непосредственна, категорична. В её обращениях к рассказчику преобладают повелительные интонации: “принимайте”, “снимите”, “дайте”, “прикажите” (тогда как в речи рассказчика мы видим пассивный залог, безличные конструкции “очень польщён”, “ничего интересного во мне, кажется, нет”). Это сильная, решительная, довольно эксцентричная натура. Её не назовёшь тактичной и чуткой к чувствам других. Автор ничего не говорит о её внутреннем мире, мы можем только догадываться о том, чем вызвана её наступательная тактика. Но скорее всего так выражается её стремление к счастью, хоть и способы его достижения несколько наивны. Муза говорит рассказчику: “А на самом деле вы моя первая любовь”.

Такой антагонизм мужского и женского миров характерен для творчества Бунина. Особенности бунинского восприятия этих миров отражены в сказанных в шутку словах героини рассказа “Смарагд”: “. самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека”.

На то, какое значение в жизни рассказчика имело появление этой необычной девушки, указывает и композиция рассказа, и организация художественного времени и пространства.

Одной из характерных черт творчества Бунина является лаконизм повествования. События, описанные на нескольких страницах рассказа, занимают год. Рассказчик начинает повествование с зимы , когда он “был уже не первой молодости и вздумал учиться живописи”. Он оценивает этот период словами: “Неприятно и скучно я жил!”. Пространство по типу замкнутое: дом художника, дешёвые рестораны, номера “Столицы”.

Дальше идёт характерное для бунинского творчества “вдруг”, когда жизнь героя меняется из-за какого-то неожиданного события: в дверь рассказчика стучит Муза Граф. Это происходит в начале весны . Своеобразным маркером изменения настроения повествования служат две фразы:

Зимний период жизни: “В памяти осталось: непрестанно валит за окнами свет, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане. “

Начало весны: “. в отворённые фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто-то постучал в дверь моей прихожей”.

Здесь идёт как бы укрупнение кадра, заострение внимания на одном из ключевых моментов жизни героя, повествование развивается толчками, создаётся впечатление, что это стучит сердце героя: “Я крикнул: кто там?”, “Я подождал. “, “Я встал, отворил. ” Грамматически это выражается ещё переходом с прошедшего времени на настоящее: “. у порога стоит высокая девушка”. Об этом моменте рассказчик говорит: “Откуда вдруг такое счастье!”. И снова фраза как маркер настроения, ощущения: “Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт. ” Это постоянное упоминание уличных звуков может говорить о связанности жизни героя с пространством города.

Далее май, приближение лета . Герой по желанию Музы переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает мир природы, тишина и спокойствие. Это открытое пространство. Даже внутри дома, в котором живёт герой, просторно: в нём почти нет никакой мебели. Бунин применяет приём природного параллелизма: когда Муза приезжает на дачу к герою, обычно ясно и солнечно, всё вокруг дышит свежестью. После того, как он провожает Музу, небо темнеет, идёт дождь, бушует гроза.

Июнь. Муза переезжает к рассказчику.

Осень. Здесь, как предвестник беды, появляется Завистовский.

И вот внимание снова акцентируется на важном, решающем моменте жизни героя. Снова зима : “Перед Рождеством я как-то поехал в город. Возвращался уже при луне”. Снова повествование развивается толчками, словно беспокойное биение сердца: “внезапно заснул”, “внезапно проснулся”, “да ведь она бросила меня!”, “может быть, вернулась?”, “нет, не вернулась” и т.д. Бунин очень подчёркивает отчаянье героя и на уровне характера заполнения пространства: “аллея голых деревьев”, “нищий дом”, “дверь в клочках обивки”, “прогоревшая печка”. Муза со свойственной ей категоричностью говорит: “Дело кончено и ясно, сцены бесполезны”. Здесь абсолютный конец их отношений выделен грамматически, что подметил и сам герой: “Вы со мной говорите уже на “вы”, вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на “ты”.

В построении текста есть 2 ключевых момента: встреча с Музой и расставание с ней; и 2 связующих звена между этими моментами: жизнь до встречи с Музой, и жизнь до расставания с ней. Элементы этих пар противопоставлены. Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

жизнь до встречи – жизнь до расставания

Рассказ можно разделить на 4 части. Повествование занимает год. Описание двух дней, когда происходят ключевые события в жизни героя, по объёму равно описанию всего остального времени. Так повествование дано в форме воспоминания, делаем вывод, что это психологическое, субъективное время. Значит, эти два дня были самыми эмоционально наполненными, самыми важными для героя. Эти дни как бы заново переживаются героем: об этом говорит и эмоциональная напряжённость повествования, и переход на настоящее время на грамматическом уровне.

Развитие отношений между Музой и рассказчиком соотносится с временами года. Зима (жизнь героя до встречи с Музой), весна-лето (жизнь с Музой), осень (появляется Завистовский), зима (Муза уходит к Завистовскому).

Такую же закономерность можно отметить и применительно к временам суток. Встреча героя и Музы происходит днём, их расставание – ночью.

Периоды в жизни героя, когда Муза с ним рядом, противопоставлены тем, когда её рядом нет. Эта девушка как бы освобождает его из замкнутого пространста города с его постоянным шумом, второсортными ресторанами, освобождает от пошлых, пустых людей. По её желанию он переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает открытое пространство, свободное от всего лишнего, в нём легче дышится.

Итак, мы уже определили тему рассказа – это любовь. Теперь посмотрим, как Бунин раскрывает эту тему. Любовь по Бунину трагична, она мимолётна, но оставляет глубокий след в сердце. В этом рассказе раскрывается такая грань любви, как её схожесть с вдохновением. Оно посещает художника помимо его воли, и может оставить так же внезапно, как и пришло. Здесь эта идея персонифицирована в Музе Граф. О логике её поступков мы можем лишь догадываться, она приходит к плохим художникам, посредственным музыкантам, и расцвечивает их жизнь, делая её прекраснее и одухотворённей. Но человек в союзе Музой выступает как пассивное начало, как объект, а не как субъект. И поэтому, когда она оставляет его, а она неизбежно его оставляет, он испытывает мучительное горе, но осознаёт своё бессилие что-либо изменить.

Сочинение Анализ рассказа Муза Бунина

Прочитав данный рассказ величайшего русского писателя Ивана Бунина, я сразу же бросился в пучину раздумий и начал анализировать и усваивать то, что хотел донести до нас автор.

Рассказ ведётся от первого лица, некоего безвольного и совершенно невзрачного человека, решившегося во что бы то ни стало «оседлать» искусство живописи. Путём усердных, пусть и не всегда приятных уроков у московского художника, нареченного в произведении как «бездарный, но известный», читателю на долю секунды могло показаться, что главный герой – человек весьма не безнадёжный. Но, познакомившись с наглой и своенравной консерваторкой по имени Муза Граф, поддавшись эмоциям и трепету своего сердца, рассказчик бросает живопись, предпочитая любовные утехи.

Спустя некоторое время, сквозь разнородную бытовщину и суету, центр амурничества плавно оседает в деревне главного героя произведения. Купаясь в любовных порывах, протагонист забывает обо всём.

Одновременно с этой сюжетной линией, нагло и уверенно надвигается катастрофа в воплощении соседа нашей пары – бедного помещика Завистовского,что так часто посещал усадьбу главного героя с целью развлечься в процессе игры в шашки и на рояли.

Однажды, возвратившись перед Рождеством домой и не застав своей возлюбленной, действующее лицо начинает догадываться,в чём дело.

С ружьём в руках, духовно подавлен, он отправился к Завистовскому, и, увидев там Музу, будучи к тому времени абсолютно растоптанным и уничтоженным, после непродолжительного и бесплодного разговора спешно ретировался в пароксизме чувств вон из дома Завистовского.

Таким образом, автор даёт нам пищу для размышления, некую поучительную и морализаторскую басню о возможной тщетности ставящегося приоритета любви взамен духовному развитию( в случае нашего героя – занятия и освоения живописи). Палитра красок – сначало ярких, окрылённых, затем – ужасающе чёрных с присущим трауром в связи с изменой любимой женщины другому.Тем самым, заостряя проблематику взаимоотношений между женщиной и мужчиной, автор как бы акцентирует в конце произведения наше внимания на важности принятия решения. Мимолётное увлечение чем-либо может существенно повлиять на дальнейшую судьбу человека и либо придать жизненной энергии, либо свести всё на нет с печальным и трагическим исходом.

Анализ произведения Бунина Муза

В рассказе Муза Бунин описывает историю любви между главным героем и консерваторкой Музой Граф, которая неожиданно появляется в его биографии и также неожиданно уходит оттуда. На мой взгляд, ключевой фразой в рассказе является ответ главной героини на вопрос о том, являются ли ее чувства любовью.

«А как же это иначе называется?» – отвечает Муза и, наверное, она действительно считает сове чувство любовью. Она довольно молода, увидела на концерте красивого мужчину и прониклась к нему чувством такова любовь Музы. Вероятно, в этом рассказе Бунин также использовал символизм и играл со смыслами фраз наподобие «любовь музы», исследовал грани творчества, но этот аспект не станем затрагивать по причине потребности глубоко разбирать подобный символизм.

Остановимся на поверхностных смыслах рассказа, которые заключаются в истории взаимоотношений. Муза приходит к главному герою, сама целует его, так начинаются отношения между этими героями, они фактически строят семью.

Ничего не предвещает распада отношений, но как оказывается в итоге, они могут также стремительно оборваться, как начинались. Муза уходит к другу детства главного героя – Завистовскому, который представляется автором как довольно примитивный и жалкий человечек, разве только способный к музыке. Вероятно, тут автор тоже сводил какие-то личные счеты или использовал символику, так как довольно ярко описывает как Муза (также читай муза) уходит к недостойному человеку.

Так или иначе, суть рассказа, мне кажется, заключается в описании особого отношения главной героини к любви. Для нее увлечение становится чувством, она считает себя неопытной и действительно является таковой. Поэтому действует как бы по наитию, если влюбилась в человека, нужно к нему идти и любить его, так она и поступает.

Переменив привязанность и привычку Муза уходит к Завистовскому. Мы можем даже представить сцену, когда она при отсутствии главного героя собирает вещи или просто идет пешком до его усадьбы и проворачивает схему примерно идентичную той, которая описывается относительно главного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Муза

Популярные сегодня темы

О музе этого великого автора можно сказать одно, это чистая духовность, которая сравнивалась с молодой, крестьянской девушкой.

Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.

Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил

Роман поднимает ряд актуальных для человечества тем. Изначально автор планировал назвать произведение по-другому, первоначально роман назывался Житием великого грешника. Главным героем должен был быть Версилов

Эта сказка мне нравится. Я думаю, что я могла бы сыграть роль этой Настеньки. Я смотрю только на внутренний мир человека, а не на внешность.

Анализ глав сборника «Темные аллеи» (Чехов А. П.)

Двадцатый век, названный классиками «серебряным», нисколько не отставал по своему величию и весомости от его предшественника, века девятнадцатого, «золотого». Наследие прошлого столетия не теряет своей актуальности и в наше время, а писатели, жившие и творившие тогда, прочно закрепили свое место в числе классиков. Одной из ключевых фигур, несомненно, был Иван Алексеевич Бунин, русский писатель и первый лауреат-соотечественник Нобелевской премии по литературе.

Читайте также:  Характеристика и образ Князя Святослава из Слово о полку Игореве сочинение

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он – настоящий художник слова, сумевший опоэтизировать в своих произведениях самые обыденные вещи, передал различные оттенки человеческой души. В числе его сочинений были не только стихотворения, но и рассказы, посвященные, в основном, теме любви. Так, в 1937 году И. А. Бунин начал работу над сборником рассказов под названием «Темные аллеи», и продолжал это дело в течение семи лет, находясь в эмиграции во Франции. Большинство его новелл были написаны в годы Второй Мировой войны, поэтому темы и проблемы, затронутые в его произведениях, как никогда волновали сердца и задевали души людей, заставляя задуматься о вечном и видеть прекрасное во всем окружающем.

«Темные аллеи» – своего рода сборник рассказов о страсти, любви, ревности. Этот сборник рассказов очень похож на черно-белый старый, но все еще существующий альбом с фотографиями. Каждая история – как кадр из жизни, а из-за маленького объема получается, что кадр случайный, мимолетный. Несмотря на то, что это сборник отдельных рассказов, все вместе они как бы составляют общую картину жизни в представлении автора. Да, каждый рассказ – это отдельная история жизни, ничем не пересекающаяся с другой. Но, несмотря на это, все эти новеллы вкупе можно смело назвать целостным романом с его особенными главными героями по имени Время, Любовь, Разлука, Пошлость и Обман.

Сборник открывает рассказ, именуемый так же, как и вся книга. Название «Темные аллеи» автор дал своему произведению, исходя из строк стихотворения писателя девятнадцатого века Н. Огарева «Обыкновенная повесть»:

Кругом шиповник алый цвел

Стояла тёмных лип аллея.

Сам И. Бунин изначально хотел назвать весь сборник иначе, «Шиповник». Но пройдя тяжелые годы эмиграции, развод, смерть сына и другие тяготы, остановился на существующем и ныне названии. Для него темные аллеи – это то место, где можно потеряться, сбиться с верного пути. И именно эта мысль красной нитью пронизывает все рассказы, составляющие сборник. Но в чем же суть его рассказов, если их и по сей день с упоением читает множество людей разного возраста, обсуждая, входя друг с другом в полемику о смыслах, заложенных в них?

Так, первый рассказ «Темные аллеи», помещенный автором на первое место, отражает бунинские художественные возможности лирической прозы в своей полноте. В «Темных аллеях» повествуется об ушедшей и неудачно сложившейся любви двух, сейчас уже не молодых, людей – офицера и крепостной девушке. Надежда, глубоко любящая его до сих пор, с тоской и нежностью вспоминает о былой молодости, о страсти, кипящей между двумя людьми. Встретившись по иронии судьбы спустя долгие тридцать лет, Надежда поминает былое «с недоброй улыбкой на лице», рассказывая известную им печальную историю о любви. Она до сих пор хранит в памяти каждый их совместно прожитый момент, вспоминает и о том, как он ей читал стихи «про всякие темные аллеи». Для женщины это не просто строки – это символ их любви, прошлого и переживаний. Безусловно, Николай Андреевич, ее возлюбленный, дает себе отчет, что подло и низко поступил тогда с девушкой, доверившейся ему, ведь она отдала ему свою красоту, свою горячку», а он просто ее покинул. Но осознание того, что она посвятила ему «лучшие минуты жизни, истинно волшебные» никогда не покидало его разума.

Особое внимание И. А. Бунин уделяет портретной характеристике своих персонажей. Он говорит, что Надежда «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». В ее описании не прослеживается и намека на то, что спустя долгие тридцать лет женщина сильно изменилась и постарела. И. Бунин в этом совершенно не похож на классиков девятнадцатого века, описывающих своих героинь «за тридцать», как старых женщин бальзаковского возраста. Писатель здесь – новатор, изменивший во многом все устои русской литературы. Нельзя не согласиться, что описание внешности Надежды вызывает у читателя исключительно положительные чувства. Она в зрелом возрасте, а будто такая же, как была давным-давно: молодая, цветущая и прекрасная. А самое интересное то, что таковой ее описывает не автор-повествователь, таковой ее видит непосредственно главный герой, Николай Андреевич. Так можно ли уже исходя из этого сказать, что у него, как и у Надежды, чувства к человеку напротив до сих пор есть и бурлят в душе? Пусть он и смущенно покраснел в удивлении, когда хозяйка назвала его по имени, но, скорее всего, он и сам уж догадался о том, с кем ведет диалог. Но, возможно, это лишь мечтания читателя, нахлынувшие на него после столь трогательной истории обреченной любви. Ведь каждый в рассказе видит свое, не так ли?

Диалог их также не оставит равнодушным, вероятно, ни одного читателя. Надежда, воплощение нравственной чистоты и верности себе и своим чувствам, сквозь годы пронесла в своем сердце любовь к, наверное, единственному мужчине в ее жизни. Именно этот разговор и был так называемым часом «икс» в их жизни: копившиеся годами, все чувства вылезли наружу, ведь «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело», о ней можно помнить до самой гробовой доски. Надежда говорит, что «не все забывается», что она помнит все, начиная с того, как им было хорошо, и заканчивая тем, как Николай Андреевич «очень бессердечно» бросил любимую, уйдя к той, что запросто его предаст. И осознание этой неудачно сложившейся жизни, пришедшее ему на ум в этот момент, заставили его пустить скупую мужскую слезу. Ведь что хорошего было в его жизни? Изменившая ему жена? Или, быть может, сын-негодяй? Ничего. Единственный «луч света» в его «темном царстве» была Надежда, готовая пожертвовать всем, ради нее. Но он, увы, пожертвовал ей, ради всего.

Казалось бы, такая простая житейская история, а сколько глубины вложил в нее И. А. Бунин, заставляя каждого читателя сопереживать героям, задумываться о правильности или ложности каждого их шага.

Кавказ всегда значил многое для писателей всех столетий. Место-мечта, место-испытание, оно всегда вызывало неподдельный интерес у авторов. Так, рассказ «Кавказ» второй по счету в сборнике «Темные аллеи». Он повествует о неподдельной, искренней любви, являвшейся целым миром, смыслом жизни для героя.

Интересен пейзаж за окнами героев: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер», – везде слякотно и холодно, кажется, что ничего уже не вытащит людей из этой заиндевелой грязи. Но вот герои неожиданно оказываются в поезде, который умчит их в тепло, в лето, к морю. И тепло уже будет на улице, будут цвести луга, да и в душах их все будет так же солнечно, ведь они вдвоем, наедине, любящие друг друга. Здесь, на побережье моря, настоящая жизнь, полная чувств, а там, дома, муж офицер и ненужная никому жизнь поодиночке. Но в их ли беспечной любви смысл всего написанного?

Образ мужа офицера здесь, преимущественно, ключевой. Он верен себе, своим идеалам, принципам и чувствам. Для него эта женщина, ставшая его женой, единственная, кому принадлежит офицерское сердце. Именно поэтому он готов поехать за ней чуть ли не на край света, лишь бы быть рядом. Мужчина едет по четко намеченному женой-изменщицей пути: «Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». Но не найдя ее нигде, в нем умирает частичка души, и слышно, как сердце героя разбивается на миллиарды мелких осколков, которые уже нельзя собрать в целостную картину. Его женщины больше нет рядом, а, значит, и смысл его жизни исчез, канул в Лету. Герой, безусловно, сильный человек. Он понимает, зачем он живет, что побуждает его каждое утро просыпаться и существовать еще один день. Но что же делать, когда этот «двигатель» пропал, смысла жизни нет? Невозможно найти новый смысл жизни, проще найти новую жизнь. И мужчина, «он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару», словно смакуя на языке вкус бытия и подводя итоги своей жизни. А что потом? А потом «он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Его нельзя причислить к «маленьким» людям, ведь, напротив, человек четких моральных устоев с непобедимой силой воли и глубоким осознанием цели человеческого существования и своего в частности. Отсюда и исход. Он подобен Актеру из пьесы М. Горького «На дне», который повесился, решив отправиться в лучшую жизнь, ведь, кто знает, может потом каждый из нас переродиться в кого-то более везучего по жизни, не так ли?

В рассказе «Кавказ» И. Бунин показывает себя с писательской стороны как настоящий психолог человеческой души, вводя в повествование героя, для которого любовь – главная жизненная ценность, смысл жизни.

Все рассказы Ивана Алексеевича Бунина, входящие в перечень сборника «Темные аллеи» – это повествование о метафорической или же реальной любовной смерти. И лишь, наверное, один рассказ не подходит под это описание. И название его «Баллада»

В рассказе “Баллада” любовный сюжет мы узнаем от героини произведения – Машеньки, которая по существу своему является странницей. Феодальный флер (князь так дорожил правом первой ночи, что не хотел пожалеть даже невесту сына) быстро сменяется эпической фантастикой (князь застреливает на скаку обеих пристяжных, а тройка конная все продолжает и продолжает ехать). Но потоим все это действие перерастает в апокалиптическое действо: за злодеем гонится “великий, небывалый волк”, так похожий на волка Фенрира из древних преданий Скандинавии. Этот зверь убивает князя, а он, умирающий, раскаивается и велит поставить идол волка над своей гробницей.

Бунин здесь словно отрекается от своей глубочайшей философии типа Бабеля или Гегеля и представляет читателю обычную сказку, где добро, несомненно, победит. Мир реальный здесь, скорее, зазеркальный, классицистский.

Но в четвертом рассказе И. Бунин возвращается к реалиям жизни со всей ее мрачностью, ложью, обманом, пафосом и пошлостью. Показывая молодую девушку, дочь купца, влюбленную по глупости своей в друга отца, Красильщикова, писатель сталкивает героиню лицом к лицу со всей суровостью бытия. Она надеется на вечную и чистую любовь. Он – просто заехал переждать непогоду, знатно развлечься в компании молодой и наивной девушки. Совратив молодую Степу, которую он сам знал с самого раннего ее детства, он лишь самодовольно усмехался, радуясь своему превосходству и чужой глупости, которая так хорошо сыграла ему на руку. Красильщиков – человек низкий и подлый. Загубив жизнь молодой девчонке (а тогда отношения до брака карались обществом), он лишь обманул ее, чтоб успокоить. Наверное, такой же самонадеянный персонаж, как этот, найдется еще в одном произведении двадцатого века – «на Дне». Красильщиков – это местный Лука, который нашел себе пристань, чтобы переждать денек другой, отдохнуть в тепле, бросив при этом пару тройку утешающих фраз, которые только так загубили жизнь некоторым окружающим его тогда людям. Вот и Красильщиков, спеша, сказал Степе, якобы женится на ней, а сам «тотчас стал собираться и к вечеру уехал на тройке на железную дорогу. Через два дня он был уже в Кисловодске».

И. Бунин – обличитель людских пороков двадцатого века. Описывая, казалось бы, несостоявшиеся истории любви, он рассказывает читателю не только историю одного человека, но и всего народа в целом – обманутого и покинутого кем-то очень близким и родным.

Говоря об истории создания сборника, хочется упомянуть, что сам Бунин считал, судя по воспоминаниям Ирины Одоевцевой («На берегах Сены») «Темные аллеи» – лучшим, что он написал. И написал он их, кстати, уже после получения Нобелевской премии, будучи признанным мэтром.

Но что можно сказать в целом о сборнике? Безусловно, это превосходная классическая проза. Описания, диалоги, общий стиль – все это вызывает у читателя не что иное, как упоение и сопереживание.

Мир взаимоотношений мужчины и женщины в произведениях Ивана Алексеевича Бунина всегда очень полярен и антагонистичен. Так, пятый в свой сборник «Темные аллеи» писатель помещает рассказ «Муза», написанный 17 октября 1938 года. Как и все произведения цикла “Тёмные аллеи”, рассказ “Муза” раскрывает тему любви. Рассказ о событиях ведётся от первого лица, герой будто вспоминает былое, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, этакий субъективный взгляд на все окружающее. И. А. Бунин выбирает такую психологическую форму повествования, чтобы раскрыть образ рассказчика извне: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

Своего главного героя И. Бунин не подвергнет физической смерти, чем нередко заканчивались многие его новеллы. Но гибели невидимой, душевной, ментальной, персонажу все же не избежать: неожиданная разлука с возлюбленной, произошедшая так же внезапно и быстро, как и первая встреча, заставляют героя погружаться в себя, опустошают его изнутри, приводя к абсолютной безысходности и апатии. Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он “одинокий, несмелый, недалёкий”. То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский – “недурной музыкант”, о рассказчике Муза говорит: “Вы довольно красивы”, кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

Читайте также:  Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова

В построении текста есть два ведущих момента всего повествования: встреча с Музой и расставание с ней; и 2 связующих звена между этими моментами: жизнь до встречи с Музой, и жизнь до расставания с ней. Элементы этих пар противопоставлены. Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

Сборник «Темные аллеи» – это грусть по прошедшему, по неразделенной любви, по временам года и вере в жизнь. Это то волнующее чувство лёгкого смущения и недосказанности. Это настолько дорогая сердцу тайна, что о ней не хочется говорить никому, а если случайно разговор всё же этого и касается, то нарочно приходится говорить с безразличием или даже пренебрежением, дабы собеседник и подумать не мог, как же это бесценно!

Это безмолвная беседа с Природой, со всем, что окружает. Это её удивительные звёзды на небе, звуки ночи и дня, это прохлада нежной росы ранним утром и пьянящие ароматы трав под палящим Солнцем, это шум ветра, тревожащего листву и шепот цветов. Это лето и ощущение счастья.

Невообразимые оттенки листьев, их кричаще-яркая палитра! А потом дождь. Множество дней, наполненных, как губка, дождями. И изрядно полинявшие кроны деревьев, которые еще совсем недавно изобиловали чудесными осенними красками.

Пронизывающий ветер с едва заметным колючим снегом. Усадьбы и приусадебные почерневшие от времени домишки, которые напоминают о своём существовании лишь виднеющимися издалека освещенными окошками составляют ту немногую русскую красоту, еще оставшуюся в средней полосе. Снег. Много снега. Его морозный хруст под ногами, покрасневшие от холода руки и какое-то спокойствие в душе, перемешивающееся с крепким зимним сном Природы.

Однако же, что это? Это лучи уже другого Солнца – весеннего. И много воды. И мириады подзабытых звуков. Круговерть всех и вся. Контраст девственно-белого и грязно-серого. Сочно пропитанная растаявшим снегом земля. И новая жизнь набухших почек и ярко-зеленой молодой листвы. Мягкость свежей травы. Черемуха. Сирень. Шиповник. И желание – объять необъятное. Радовать и радоваться. Познать счастье и поделиться им с другими.

Герои рассказов Ивана Алексеевича Бунина испытывали похожие эмоции, делились подобными чувствами, умели найти ту душевную прелесть, которую можно назвать, своего рода, сокровищем. Отношения мужчины и женщины. Отношения их друг к другу. Настоящая и чистая ли эта любовь, любовь навсегда или длящаяся лишь мгновенье – обо всем этом и о многом другом эта книга.

Но не может не впечатлить рассказ «Поздний час», завершающий первую часть сборника. Это самый грустный рассказ Бунина в его цикле “Темные аллеи”, самый грустный и самый откровенный, потому что это о себе, потому что это было, потому что это правда. Чего только стоит вот это признание: «А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле.»».

Жизнь в рассказах Ивана Бунина обретает смысл лишь с приходом любви, глубокого чувства, без которого все бессмысленно. Но чувство это быстротечно и трагично. Как правило, отношения между влюбленными в произведениях Ивана Бунина заканчиваются разлукой или смертью. Так в его книгах, так было, как видим, и в его жизни.

В двадцатом году прошлого столетия писатель покинул Россию и вернуться обратно возможности у него не было, слава пришла к нему там, за границей. Но то, что было дороже всего на свете, осталось в России. Отсюда и порой необъяснимая тоска, и печаль и столько пронзительно грустных произведений.

Это – типично бунинская поэзия в прозе. С поэтичными описаниями деталей, окружающей среды. И отсутствием обычной персонификации, то есть люди не то, что вне социума, но эта любимая большинством тема вообще опускается.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id33427

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Браун Анастасия, ФР-401

Анализ рассказа И.А. Бунина «Муза».

Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник “Тёмные аллеи”. Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску. Хотя в произведениях Бунина нет прямых отсылок к этим событиям, они в значительной мере повлияли на общее настроение его творчества. Ощущение катастрофичности бытия, одиночества, невозможности счастья, свойственные прозе Бунина и раньше, в эти годы только усиливается.

Как и все произведения цикла “Тёмные аллеи”, рассказ “Муза” раскрывает тему любви. Главный стилевой принцип рассказа – антитеза. Он проявляет себя на всех уровнях.

Повествование ведётся от 1-го лица в форме воспоминания, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, следовательно, это субъективный взгляд. Бунин выбирает такую форму повествования, чтобы показать образ рассказчика изнутри: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

В произведении два центральных образа: рассказчика и консерваторки Музы Граф. Присутствует ещё “некто Завистовский”, но его образ вторичен и во многом параллелен образу рассказчика.

Рассказчик – слабый, безвольный человек, не имеющий никакой жизненной цели. Он бросил своё имение в Тамбовской губернии, чтобы учиться живописи, потом так же легко бросил своё увлечение, когда в его жизни появилась Муза. Учился он у бездарного, но известного художника, и хотя сознавал всю пошлость его натуры, всё равно продолжал свои занятия. Свободное время проводил в обществе представителей богемы, вся богемность которых тут же снимается замечанием, что они одинаково были привержены “бильярду и ракам с пивом”. Значит, по крайней мере, во время своей молодости, он мало чем отличался от всех этих заурядных людей.

Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он “одинокий, несмелый, недалёкий”. То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский – “недурной музыкант”, о рассказчике Муза говорит: “Вы довольно красивы”, кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

Этим двум образам противопоставлен образ главной героини. Внешнее изображение Музы не соответствует тем ожиданиям, которые порождает её имя. Это “высокая девушка в серой зимней шляпке, сером прямом пальто, в серых ботинках, . , глаза цвета жёлудя”, у неё “ржавые волосы”. В её облике нет ни легкости, ни эфемерности: “. округло и полновесно лежали колени”, “выпуклые икры”, “удлинённые ступни”; “она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро”. Она непосредственна, категорична. В её обращениях к рассказчику преобладают повелительные интонации: “принимайте”, “снимите”, “дайте”, “прикажите” (тогда как в речи рассказчика мы видим пассивный залог, безличные конструкции “очень польщён”, “ничего интересного во мне, кажется, нет”). Это сильная, решительная, довольно эксцентричная натура. Её не назовёшь тактичной и чуткой к чувствам других. Автор ничего не говорит о её внутреннем мире, мы можем только догадываться о том, чем вызвана её наступательная тактика. Но скорее всего так выражается её стремление к счастью, хоть и способы его достижения несколько наивны. Муза говорит рассказчику: “А на самом деле вы моя первая любовь”.

Такой антагонизм мужского и женского миров характерен для творчества Бунина. Особенности бунинского восприятия этих миров отражены в сказанных в шутку словах героини рассказа “Смарагд”: “. самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека”.

На то, какое значение в жизни рассказчика имело появление этой необычной девушки, указывает и композиция рассказа, и организация художественного времени и пространства.

Одной из характерных черт творчества Бунина является лаконизм повествования. События, описанные на нескольких страницах рассказа, занимают год. Рассказчик начинает повествование с зимы, когда он “был уже не первой молодости и вздумал учиться живописи”. Он оценивает этот период словами: “Неприятно и скучно я жил!”. Пространство по типу замкнутое: дом художника, дешёвые рестораны, номера “Столицы”.

Дальше идёт характерное для бунинского творчества “вдруг”, когда жизнь героя меняется из-за какого-то неожиданного события: в дверь рассказчика стучит Муза Граф. Это происходит в начале весны. Своеобразным маркером изменения настроения повествования служат две фразы:

Зимний период жизни: “В памяти осталось: непрестанно валит за окнами свет, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане. “

Начало весны: “. в отворённые фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто-то постучал в дверь моей прихожей”.

Здесь идёт как бы укрупнение кадра, заострение внимания на одном из ключевых моментов жизни героя, повествование развивается толчками, создаётся впечатление, что это стучит сердце героя: “Я крикнул: кто там?”, “Я подождал. “, “Я встал, отворил. ” Грамматически это выражается ещё переходом с прошедшего времени на настоящее: “. у порога стоит высокая девушка”. Об этом моменте рассказчик говорит: “Откуда вдруг такое счастье!”. И снова фраза как маркер настроения, ощущения: “Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт. ” Это постоянное упоминание уличных звуков может говорить о связанности жизни героя с пространством города.

Далее май, приближение лета. Герой по желанию Музы переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает мир природы, тишина и спокойствие. Это открытое пространство. Даже внутри дома, в котором живёт герой, просторно: в нём почти нет никакой мебели. Бунин применяет приём природного параллелизма: когда Муза приезжает на дачу к герою, обычно ясно и солнечно, всё вокруг дышит свежестью. После того, как он провожает Музу, небо темнеет, идёт дождь, бушует гроза.

Июнь. Муза переезжает к рассказчику.

Осень. Здесь, как предвестник беды, появляется Завистовский.

И вот внимание снова акцентируется на важном, решающем моменте жизни героя. Снова зима: “Перед Рождеством я как-то поехал в город. Возвращался уже при луне”. Снова повествование развивается толчками, словно беспокойное биение сердца: “внезапно заснул”, “внезапно проснулся”, “да ведь она бросила меня!”, “может быть, вернулась?”, “нет, не вернулась” и т.д. Бунин очень подчёркивает отчаянье героя и на уровне характера заполнения пространства: “аллея голых деревьев”, “нищий дом”, “дверь в клочках обивки”, “прогоревшая печка”. Муза со свойственной ей категоричностью говорит: “Дело кончено и ясно, сцены бесполезны”. Здесь абсолютный конец их отношений выделен грамматически, что подметил и сам герой: “Вы со мной говорите уже на “вы”, вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на “ты”.

В построении текста есть 2 ключевых момента: встреча с Музой и расставание с ней; и 2 связующих звена между этими моментами: жизнь до встречи с Музой, и жизнь до расставания с ней. Элементы этих пар противопоставлены. Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

жизнь до встречи – жизнь до расставания

Рассказ можно разделить на 4 части. Повествование занимает год. Описание двух дней, когда происходят ключевые события в жизни героя, по объёму равно описанию всего остального времени. Так повествование дано в форме воспоминания, делаем вывод, что это психологическое, субъективное время. Значит, эти два дня были самыми эмоционально наполненными, самыми важными для героя. Эти дни как бы заново переживаются героем: об этом говорит и эмоциональная напряжённость повествования, и переход на настоящее время на грамматическом уровне.

Развитие отношений между Музой и рассказчиком соотносится с временами года. Зима (жизнь героя до встречи с Музой), весна-лето (жизнь с Музой), осень (появляется Завистовский), зима (Муза уходит к Завистовскому).

Такую же закономерность можно отметить и применительно к временам суток. Встреча героя и Музы происходит днём, их расставание – ночью.

Периоды в жизни героя, когда Муза с ним рядом, противопоставлены тем, когда её рядом нет. Эта девушка как бы освобождает его из замкнутого пространста города с его постоянным шумом, второсортными ресторанами, освобождает от пошлых, пустых людей. По её желанию он переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает открытое пространство, свободное от всего лишнего, в нём легче дышится.

Итак, мы уже определили тему рассказа – это любовь. Теперь посмотрим, как Бунин раскрывает эту тему. Любовь по Бунину трагична, она мимолётна, но оставляет глубокий след в сердце. В этом рассказе раскрывается такая грань любви, как её схожесть с вдохновением. Оно посещает художника помимо его воли, и может оставить так же внезапно, как и пришло. Здесь эта идея персонифицирована в Музе Граф. О логике её поступков мы можем лишь догадываться, она приходит к плохим художникам, посредственным музыкантам, и расцвечивает их жизнь, делая её прекраснее и одухотворённей. Но человек в союзе Музой выступает как пассивное начало, как объект, а не как субъект. И поэтому, когда она оставляет его, а она неизбежно его оставляет, он испытывает мучительное горе, но осознаёт своё бессилие что-либо изменить.

Анализ «Темные аллеи» Бунин

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую карьеру. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности, войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Читайте также:  Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой сочинение 9 класс

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Муза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2010 в 07:27, Не определен

Описание работы

Может быть использован как образец анализа других прозаических текстов небольшого объёма

Файлы: 1 файл

Анализ.doc

Браун Анастасия, ФР-401

Анализ рассказа И.А. Бунина «Муза».

Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник “Тёмные аллеи”. Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску. Хотя в произведениях Бунина нет прямых отсылок к этим событиям, они в значительной мере повлияли на общее настроение его творчества. Ощущение катастрофичности бытия, одиночества, невозможности счастья, свойственные прозе Бунина и раньше, в эти годы только усиливается.

Как и все произведения цикла “Тёмные аллеи”, рассказ “Муза” раскрывает тему любви. Главный стилевой принцип рассказа – антитеза. Он проявляет себя на всех уровнях.

Повествование ведётся от 1-го лица в форме воспоминания, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, следовательно, это субъективный взгляд. Бунин выбирает такую форму повествования, чтобы показать образ рассказчика изнутри: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

В произведении два центральных образа: рассказчика и консерваторки Музы Граф. Присутствует ещё “некто Завистовский”, но его образ вторичен и во многом параллелен образу рассказчика.

Рассказчик – слабый, безвольный человек, не имеющий никакой жизненной цели. Он бросил своё имение в Тамбовской губернии, чтобы учиться живописи, потом так же легко бросил своё увлечение, когда в его жизни появилась Муза. Учился он у бездарного, но известного художника, и хотя сознавал всю пошлость его натуры, всё равно продолжал свои занятия. Свободное время проводил в обществе представителей богемы, вся богемность которых тут же снимается замечанием, что они одинаково были привержены “бильярду и ракам с пивом”. Значит, по крайней мере, во время своей молодости, он мало чем отличался от всех этих заурядных людей.

Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он “одинокий, несмелый, недалёкий”. То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский – “недурной музыкант”, о рассказчике Муза говорит: “Вы довольно красивы”, кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

Этим двум образам противопоставлен образ главной героини. Внешнее изображение Музы не соответствует тем ожиданиям, которые порождает её имя. Это “высокая девушка в серой зимней шляпке, сером прямом пальто, в серых ботинках, . , глаза цвета жёлудя”, у неё “ржавые волосы”. В её облике нет ни легкости, ни эфемерности: “. округло и полновесно лежали колени”, “выпуклые икры”, “удлинённые ступни”; “она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро”. Она непосредственна, категорична. В её обращениях к рассказчику преобладают повелительные интонации: “принимайте”, “снимите”, “дайте”, “прикажите” (тогда как в речи рассказчика мы видим пассивный залог, безличные конструкции “очень польщён”, “ничего интересного во мне, кажется, нет”). Это сильная, решительная, довольно эксцентричная натура. Её не назовёшь тактичной и чуткой к чувствам других. Автор ничего не говорит о её внутреннем мире, мы можем только догадываться о том, чем вызвана её наступательная тактика. Но скорее всего так выражается её стремление к счастью, хоть и способы его достижения несколько наивны. Муза говорит рассказчику: “А на самом деле вы моя первая любовь”.

Такой антагонизм мужского и женского миров характерен для творчества Бунина. Особенности бунинского восприятия этих миров отражены в сказанных в шутку словах героини рассказа “Смарагд”: “. самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека”.

На то, какое значение в жизни рассказчика имело появление этой необычной девушки, указывает и композиция рассказа, и организация художественного времени и пространства.

Одной из характерных черт творчества Бунина является лаконизм повествования. События, описанные на нескольких страницах рассказа, занимают год. Рассказчик начинает повествование с зимы, когда он “был уже не первой молодости и вздумал учиться живописи”. Он оценивает этот период словами: “Неприятно и скучно я жил!”. Пространство по типу замкнутое: дом художника, дешёвые рестораны, номера “Столицы”.

Дальше идёт характерное для бунинского творчества “вдруг”, когда жизнь героя меняется из-за какого-то неожиданного события: в дверь рассказчика стучит Муза Граф. Это происходит в начале весны. Своеобразным маркером изменения настроения повествования служат две фразы:

Зимний период жизни: “В памяти осталось: непрестанно валит за окнами свет, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане. “

Начало весны: “. в отворённые фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто-то постучал в дверь моей прихожей”.

Здесь идёт как бы укрупнение кадра, заострение внимания на одном из ключевых моментов жизни героя, повествование развивается толчками, создаётся впечатление, что это стучит сердце героя: “Я крикнул: кто там?”, “Я подождал. “, “Я встал, отворил. ” Грамматически это выражается ещё переходом с прошедшего времени на настоящее: “. у порога стоит высокая девушка”. Об этом моменте рассказчик говорит: “Откуда вдруг такое счастье!”. И снова фраза как маркер настроения, ощущения: “Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт. ” Это постоянное упоминание уличных звуков может говорить о связанности жизни героя с пространством города.

Далее май, приближение лета. Герой по желанию Музы переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает мир природы, тишина и спокойствие. Это открытое пространство. Даже внутри дома, в котором живёт герой, просторно: в нём почти нет никакой мебели. Бунин применяет приём природного параллелизма: когда Муза приезжает на дачу к герою, обычно ясно и солнечно, всё вокруг дышит свежестью. После того, как он провожает Музу, небо темнеет, идёт дождь, бушует гроза.

Июнь. Муза переезжает к рассказчику.

Осень. Здесь, как предвестник беды, появляется Завистовский.

И вот внимание снова акцентируется на важном, решающем моменте жизни героя. Снова зима: “Перед Рождеством я как-то поехал в город. Возвращался уже при луне”. Снова повествование развивается толчками, словно беспокойное биение сердца: “внезапно заснул”, “внезапно проснулся”, “да ведь она бросила меня!”, “может быть, вернулась?”, “нет, не вернулась” и т.д. Бунин очень подчёркивает отчаянье героя и на уровне характера заполнения пространства: “аллея голых деревьев”, “нищий дом”, “дверь в клочках обивки”, “прогоревшая печка”. Муза со свойственной ей категоричностью говорит: “Дело кончено и ясно, сцены бесполезны”. Здесь абсолютный конец их отношений выделен грамматически, что подметил и сам герой: “Вы со мной говорите уже на “вы”, вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на “ты”.

В построении текста есть 2 ключевых момента: встреча с Музой и расставание с ней; и 2 связующих звена между этими моментами: жизнь до встречи с Музой, и жизнь до расставания с ней. Элементы этих пар противопоставлены. Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

жизнь до встречи – жизнь до расставания

Рассказ можно разделить на 4 части. Повествование занимает год. Описание двух дней, когда происходят ключевые события в жизни героя, по объёму равно описанию всего остального времени. Так повествование дано в форме воспоминания, делаем вывод, что это психологическое, субъективное время. Значит, эти два дня были самыми эмоционально наполненными, самыми важными для героя. Эти дни как бы заново переживаются героем: об этом говорит и эмоциональная напряжённость повествования, и переход на настоящее время на грамматическом уровне.

Развитие отношений между Музой и рассказчиком соотносится с временами года. Зима (жизнь героя до встречи с Музой), весна-лето (жизнь с Музой), осень (появляется Завистовский), зима (Муза уходит к Завистовскому).

Такую же закономерность можно отметить и применительно к временам суток. Встреча героя и Музы происходит днём, их расставание – ночью.

Периоды в жизни героя, когда Муза с ним рядом, противопоставлены тем, когда её рядом нет. Эта девушка как бы освобождает его из замкнутого пространста города с его постоянным шумом, второсортными ресторанами, освобождает от пошлых, пустых людей. По её желанию он переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает открытое пространство, свободное от всего лишнего, в нём легче дышится.

Итак, мы уже определили тему рассказа – это любовь. Теперь посмотрим, как Бунин раскрывает эту тему. Любовь по Бунину трагична, она мимолётна, но оставляет глубокий след в сердце. В этом рассказе раскрывается такая грань любви, как её схожесть с вдохновением. Оно посещает художника помимо его воли, и может оставить так же внезапно, как и пришло. Здесь эта идея персонифицирована в Музе Граф. О логике её поступков мы можем лишь догадываться, она приходит к плохим художникам, посредственным музыкантам, и расцвечивает их жизнь, делая её прекраснее и одухотворённей. Но человек в союзе Музой выступает как пассивное начало, как объект, а не как субъект. И поэтому, когда она оставляет его, а она неизбежно его оставляет, он испытывает мучительное горе, но осознаёт своё бессилие что-либо изменить.

Ссылка на основную публикацию