Анализ рассказа Чехова Каштанка сочинение

Сочинение Анализ рассказа Каштанка Чехова

Главная героиня повести А.П. Чехова «Каштанка» это молодая собачонка, по породе она помесь дворовой собаки с таксой, по кличке Каштанка. Ее хозяин столяр Лука Александрыч и его сын Федюшка. В прошлом Лука дворянин, который разорился, на жизнь зарабатывает тяжким трудом, занимаясь столярными работами, заказчики очень ценят и уважают его за его труд.

Жизнь у Каштанки не была простой, хозяин пил, был часто груб, забывал ее покормить, иногда бил, а Федюшка играл с ней, но зачастую игры были в садистском стиле, но Каштанка не смотря, не на что очень бескорыстно и предано, любила своих мужчин. Как-то раз, следуя за своим хозяином, Каштанка теряется, она очень напугана, ее душа наполнилась ужасом и отчаянием. В этот непростой момент своей жизни она встречает очень хорошего и доброго незнакомца, который приютил ее у себя. Он даёт ей новое имя – Тетка, заботится о ней, хорошо кормит.

В новом доме собака находит себе новых друзей: кота Федора Тимофеича, гуся Ивана Иваныча и свинью Хавронью Ивановну. Как только Каштанка немного свыклась и освоилась, новый хозяин начал обучать ее цирковому мастерству, собака оказалась очень способной ученицей. У нового хозяина Каштанка была всегда накормлена и ухожена, но ее без конца посещала грусть, когда вспоминала о Луке и Федюшке.

Каштанке только раз довелось выступить в цирке, услышав во время выступления голоса своих хозяев Луки и Федюши, она радостно побежала к ним, в свою прежнюю жизнь. Обрадовался искренне и Лука, когда ее увидел, ведь он тоже ее любил, только по- своему, не смотря на свой угрюмый характер.

Каштанка, встретившись после разлуки с родными ей людьми, наконец, то обретает душевный покой, уверенность в то, что ее жизнь опять продолжается в гармоничном для нее русле. Автор нам наглядно доносит, то, чтоб счастливо жить со своим питомцем ему необходимо дать полную свободу выбора, а не затачать его в своих стенах.

В повести “Каштанка” А.П. Чехов поднимает тему отношения людей к животным, тему безграничной любви, привязанности, верности и преданности, на которую способны собаки по отношению к человеку. Автор доносит до нас, что люди и животные способны на любовь, искреннюю дружбу, заботу друг к другу.

Анализ по произведению Каштанка

Основным персонажем произведения является небольшая собачка по кличке Каштанка, через восприятие которой ведется повествование рассказа.

Писатель представляет Каштанку в образе настоящего живого существа, отличающегося собственным душевным состоянием, способным на переживания, предаваясь отчаянию, испытывая тревожные моменты, тоскуя и радуясь.

Каштанка на всем протяжении повествования описывается в различных изображениях в виде порой ласкового, угрюмого, сердитого, резвого пса, а иногда плачущей, восторженной собачонки.

Писатель использует художественные приемы, раскрывая отдельные частные факты и явления, для отображения своеобразного жизненного опыта собаки, которая в своем сознании подразделяет всех людей на хозяина и заказчика. Обстановку в доме подобравшего Каштанку циркового клоуна собака воспринимает в качестве бедной, хотя в доме нового хозяина присутствует богатое убранство в виде ковров, диванов, кресел. Обстановка же прежних хозяев, столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, Каштанка воспринимает как самую прекрасную, правда в ней имеются лишь столярная стружка, инструменты и примитивные предметы.

Для изображения примитивных собачьих представлений писатель пользуется методами сравнения и употребляет слова, доступные и привычные, с его точки зрения, Каштанке, сознательно не применяя всем известные выражения, заменяя их на собачье описание, известное ей из собственной жизни. Кроме этого, автор комически изображает мыслительный процесс собачки, переносящей свои представления на человеческие чувства, в сцене ночного беспокойства Каштанки о возможности обнаружения хозяином спрятанной ею в пыли шкафа куриной лапки и страха от потери любимого лакомства.

С особой выразительностью описываются в рассказе тонкие запахи, различающиеся Каштанкой с ее сильным собачьим обонянием, а также различные поведенческие манеры животных, обитающих совместно с Каштанкой у циркового клоуна, как-то ленивый и флегматичный кот, болтливый гусь, добродушная и веселая свинья.

Раскрывая образ главной героини произведения, Каштанки, писатель создает в виде второстепенных образов рассказа ярких представителей человеческого мира, с которыми встречается собака на своем жизненном пути, включая доброго и заботливого дрессировщика, вечно пьяного столяра, шаловливого мальчика.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Каштанка

Популярные сегодня темы

Данный персонаж выведен в романе в качестве одной из противоположностей главному герою. Судьбинский является тем, кем Обломов мог бы стать, не предпочти он ничегонеделание на диване.

Творение Лермонтова «Бородино» – это повествование бойца, что воспринимал содействие в бою на Бородинском поле в период схватки с французами. У рассказчика интересуются о прежних временах

Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором.

Произведение является одной из составных частей цикла рассказов писателя под названием «Лазоревая степь», основной темой которых представляются авторские размышления о переменах в человеческом сознании в период

Лето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море

Анализ рассказа Антона Чехова «Каштанка»

История появления

Рассказ впервые был опубликован под названием «В ученом обществе» в газете «Новое время». Затем название было изменено автором в связи с переизданием произведения. Рассказ разбили на несколько частей и добавили новую главу «Беспокойная ночь».

Точных и достоверных данных об источнике задумки этого рассказа нет. Книгоиздатель Лейкин говорит о том, что именно он преподнес автору тему о Каштанке. В книге «Мои звери» В. Дуров повествует о своем питомце и уверяет всех, что это он рассказал о Каштанке А. П. Чехову.

Автор всегда с нежностью относился к детям. Он высказывал мнение о том, что с ними необходимо общаться как со взрослыми Жанр литературного творения — сказка. Она впитала в себя элементы таких направлений, как фантастика и роман.

Свое произведение Чехов создал для подрастающего поколения. Он описывает его как «сказку о собачьей жизни». Устоявшееся чеховское направление — реализм.

Описание сюжета и персонажи

Собака Каштанка живет у плотника. Иногда он обращается с ней недружелюбно. Сын столяра Федюшка обходится с ней еще более безжалостно. Однажды пес, гуляя с хозяином по городу, остается в неизвестном ему дворе. В душе у собаки поселяются страх и печаль.

В этот непростой период ее принимает у себя прохожий. Он очень заботлив, внимателен к ней и ласков. Он дает ей новое имя Тетка. Через некоторое время собака обретает смелость и набирается сил. Новый хозяин потихоньку начинает приучать ее к публичным выступлениям.

Показать себя Каштанке удается всего лишь раз. В толпе она слышит родные голоса и сбегает. Выступление приостанавливается. Основными действующими лицами «Каштанки» стали люди и звери.

Каштанка и Лука Александрыч

Анализ произведения Чехова «Каштанка» не будет полным без рассмотрения образа собаки. Ее каштановая расцветка похожа на солнечное сияние. Она светлая и доброжелательная, по породе — помесь дворняги с таксой. Автор очеловечил четвероногого друга. В своем произведении он наделил собаку возможностью думать и сопоставлять. От ее лица в произведении даны некоторые эпизоды речи.

Собака не переносит музыку. Она печалит ее. Причиной, по которой Каштанка оказалась одна на незнакомой улице, стал громкий и резкий шум. Примечательной особенностью собаки является преданность своему владельцу. При любом случае она старается его отблагодарить за доброе отношение и заботу о ней. Она умеет переживать за других «подобных себе» и способна дружить.

Лука Александрыч — владелец Каштанки. Изначально складывается мнение о том, что хозяин собаки резкий и невоспитанный человек. Но он:

  • очень трудолюбив;
  • кормит всю семью;
  • оберегает близких.

Все свободное время мужчина посвящает делу и за это высоко ценится начальством. Он доставляет сделанную работу к указанному адресу, после того как заканчивает с ней. Иногда из-за количества работы он забывает, кормил ли сегодня собаку. Она становится единственным его собеседником, не считая сына. Его любовь к ней своеобразна. Он счастлив, когда, придя в цирк, видит потерявшуюся Каштанку выступающей на арене.

Незнакомец и остальные герои

Незнакомец — толстый и выбритый человек невысокого роста. Он работает в цирке артистом. В его доме обитают животные, которых он обучает. Он забрал Каштанку к себе со словами «Может, сгодишься на что-нибудь», когда та оказалась у его порога.

Персонаж сочувственно относится к ней. Новыми соседями собаки становятся серый гусь и белый кот. Они встречают ее шиканьем. Кот бьет нового соседа по голове лапой, а гусь клюет носом в спину. Выяснение отношений останавливает пришедший с работы Лука Александрыч, велев питомцам жить в ладах друг с другом. Характеристика новых героев, появляющихся в рассказе с этого момента:

  1. Белый кот Федор Тимофеич. Он старый и ленивый, но мудрый. Кот брезгливо относится к цирковому делу. В жизни у него нет ни к чему особого интереса. Он любит поспать или подремать в одиночестве.
  2. Гусь Иван Иваныч. Персонаж говорит быстро и непонятно. Изначально он производит впечатление умного существа в глазах гостьи, но вскоре и та ругает его за длинные и бессмысленные разговоры.

Тема и проблематика книги

Главным вопросом произведения становится проблема взаимоотношений человека с животными. В этом направлении выделяются четкие проблемы и тематические направления.

Трудности заключаются в надежности человека, в его ответственности за того, кого он приручил, кто верен ему до глубины души. Столяр и его отпрыск не следят должным образом за псом. Они до конца не могут оценить его преданность и любовь.

В произведении поднимается вопрос человеческой доброты и чуткости, умения оказать поддержку в любой трудной ситуации. Незнакомец в полной мере заслуживает преданности от Каштанки, но ее сердце осталось верным столяру. По-настоящему доброжелательный человек никогда не ожидает признательности в ответ на свои действия. Все это делается само собой.

Всем кругом, даже животным, присуща гуманность. Услышав в ночи громкие крики Ивана Иваныча, Каштанка понимает, что случилось что-то странное. Она боится. Кто-то незнакомый промелькнул в темноте. Каштанка заподозрила что-то нехорошее и неисправимое. По щекам хозяина сбегали капли слез. Каштанка поняла, что гусь погиб. Ей хотелось рыдать.

Многих читателей интересует, почему собака решила вернуться к старым хозяевам. Здесь можно приводить несколько аргументов, но напрашивается вывод о том, что животное привыкло к своим хозяевам, привязалось к ним и не сохранило злобы за прошлые обиды. Судя по тому, как переживали эти люди и как они радовались, увидев потерявшегося питомца, вполне возможно, что они тоже раскаялись и изменили свое отношение к Каштанке.

Каштанка никому из своих хозяев не отдает предпочтения. Она выбирала между двух обстановок, в которых жила. Везде она находила положительные моменты. Незнакомец был беден, но при этом щедро кормил ее. Дом прежнего хозяина был доверху набит вещами, но собаке лишнего не перепадало.

Ключевая мысль

Главным замыслом рассказа является преданная бескорыстная любовь. Упор в этой фразе следует сделать на слове «бескорыстная». Ничто не заменит ее Каштанке, поскольку она заполняет душу животного целиком и делает его счастливым.

Читайте также:  Герои произведения Сказка о потерянном времени Шварца

Вспоминая о прошлом, собака грустит. Здесь она окружена заботой и сыта. После встречи в цирке с хозяином, от которого несло клеем и лаком, она приобретает спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Независимость нужна человеку для благополучия и полного душевного равновесия. Базовой идеей произведения становится следующая мысль: чтобы жить с собственными питомцами в любви, необходимо предоставлять им выбор места и условий жизни, а не запирать их в грязных комнатах. В каждую из своих работ Чехов закладывает этот смысл. Жить надо в уважении, добре и свободе.

А. П. Чехов учит бережливости к окружающему миру, к братьям нашим меньшим, которые не способны на предательство. Для бережного отношения к природе важно понимание, что человек — это ее частичка. В ней проживают другие создания, которым необходима наша помощь и любовь. Невозможность и нежелание выражать эмоции и ощущения могут служить источником горя.

Таков краткий анализ рассказа «Каштанка». Его могут использовать при написании сочинения ученики 5—6 классов. В этот период они проходят рассматриваемый материал и стараются вникнуть в его суть. Также этот обзор будет полезен всем, кто интересуется творчеством Чехова.

Анализ рассказа «Каштанка» (А.П. Чехов)

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Многомудрый Литреконе предлагает Вам разбор рассказа.

История создания

А.П. Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. Впоследствии он был опубликован в газете «Новое время».

Существуют различные версии о том, что послужило поводом к написанию данного рассказа. По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева.

«Случай с собакой, похожий на тот, что описан в рассказе, сообщал Чехову, известный цирковой артист В.Дуров. Чехов любил цирк, нередко бывал там не только на представлениях, но и за кулисами. В цирке он познакомился и с ученым гусем Иваном Ивановичем. В доме у Чехова всегда были голуби, кошки и собаки, а одно время жил даже ручной журавль. Двум своим таксам он дал смешные клички — Бром и Хина. Чехов любил животных и чудесно о них рассказывал.» (вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «ДЕТГИЗ», Москва, 1950 г.)

Жанр, направление

Произведение «Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П. Чехова как таковых рассказов не существовало.

«Каштанка» относится к направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе, то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного.

Суть: о чем рассказ?

Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые частенько били и не докармливали питомца. Но вот собака потерялась и ищет своего хозяина, на след которого никак не может напасть.

Заснув возле подъезда, Каштанка обретает нового хозяина. Он забоится о ней и тренирует ее, чтобы превратить в артистку цирка. Вскоре Каштанка обретает друзей и привыкает к новому дому. Однажды на выступлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был ее старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит к ним. Она возвращается домой и забывает о другом хозяине, как о затянувшемся сне.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

она не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передаетсясуть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире;

герои рассказа «каштанка»характеристика
каштанка
незнакомецон дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени;
белый кот федор тимофеичэто персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво;
гусь иван иванычон говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать;
лука александрычон усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее.

Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:

  1. Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных. Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
  2. Еще одна тема — преданность. Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
  3. Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;
  2. Взаимовыручка и равнодушие. Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;
  3. Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.

К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.

Чему учит?

А.П. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.

Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.

Критика

При жизни А.П. Чехова рассказ «Каштанка» имел успех. Положительные отзывы оставили писатели (В.А. Гольцев), профессора (Г.И. Россолимо). Рассказ даже был издан на венгерском, немецком и чешском языках.

«К Новому году Вы подарили нас двумя рассказами: „Каштанка» и „Восточная сказка» („Без заглавия»), и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки», как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает.» (Я. П. Полонский — А. П. Чехову, 8 января 1888 г.)

Однако финал несколько разочаровал критиков, многие отметили его скомканность:

«Ваша „Каштанка» действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях,— это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу.» (И. Л. Леонтьев (Щеглов) — А. П. Чехову, 31 декабря 1887 г.)

Рецензенты особенно похвалили автора за то, что ему удалось написать прекрасный рассказ для детского чтения:

«…прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор… …образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый…» (В. Н. Сторожев, «Библиографические записки», 1892, № 8)

«…легкий юмор сообщает еще более привлекательный характер рассказу… …книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями.» («Библиографические заметки» (отзыв неизвестного автора), «Русские ведомости, 1892 г., № 115, 28 апреля)

Анализ рассказа Чехова «Каштанка»

Автор: Guru · 23.07.2018

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Читайте также:  Сочинение Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Традиционное чеховского направление – реализм.

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

    Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Анализ рассказа Чехова Каштанка

Каштанка – главная героиня произведения. Собака – помесь таксы и дворняжки с мордочкой, похожей на лисью.

Интересная судьба у этой, казалось бы, неприметной собачонки. Живя в доме столяра, она и представить не могла, что существует другая жизнь. Она делила всех людей на хозяев и заказчиков. Хозяева – добрые люди, которые ее кормят, играют с нею, порою бьют и кричат, но им это позволительно.

Заказчики – чужаки, которых можно кусать за ноги.

Однажды, хозяин взял ее с собой к заказчику. Случилось так, что Каштанка потерялась. Бедное

Выбившись из сил, собака оказалась около чужого подъезда, где ее встретил незнакомец и взял жить к себе.

Каштанка попадает в другой мир. Здесь не бьют животных, не кричат на них, кормят вдоволь. Она получает новую кличку – Тетка. В новом доме она знакомиться с другими животными и у нее появляются друзья.

Но, не смотря на все эти блага, собака скучает по своему хозяину, по его сыну Федюшке.

Вскоре новый хозяин учит ее цирковому делу и выводит с выступлением на арену. К невероятному счастью Каштанки на ее первое

Произведение наполнено печалью и радостью. Смешные сцены уступают место грустным. Читая сцены игр Федюшки с Каштанкой, злишься на этого мальчугана за то, что он издевается над бедным животным.

Невольно улыбаешься, когда делая пирамиду, животные падают, и грустишь в момент смерти гуся Ивана Иваныча.

Чему же учит нас это произведение? В чем мораль истории простой собачки?

Своим произведением А. П. Чехов показывает, какие преданные и верные животные. Не каждому человеку свойственно это качество. Даже в лучших условиях, она не забывает о своих старых хозяевах и при первой возможности возвращается к ним.

Благодаря данному произведению мы учимся относиться с большим вниманием и заботой к братьям нашим меньшим. Следует понимать, что животные беззащитные существа, нужно ухаживать за ними и оберегать от невзгод. Чтобы случилось с Каштанкой, не встреть она незнакомца?

Она могла замерзнуть или умереть от голода.

Не просто так автор описал смерть гуся Иван Иваныча. Эта сцена говорит о том, что в любой момент может случиться так, что не станет дорогого и близкого человека. Нужно ценить каждый миг, прожитый вместе, наслаждаться каждым мгновеньем.

История Каштанки не оставит равнодушным ни одного читателя. Прочитав данное произведение, люди станут чуточку добрее.

Анализ произведения Каштанка 2

Рассказ “Каштанка” Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете “Новое время”. Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой. Это не просто рассказ о жизни собаки.

Это описание отношений между животным и человеком, дружбы четвероногих. Рассказ о преданность собаки. Жила Каштанка в доме мастера – столяра Луки Александровича и сына его Федора. И хотя питание было скудное, иногда приходилось довольствоваться остатками столярного клея, а игры Федюшки жестоки – Каштанка была очень предана своим хозяевам, не понимая слов, умела по выражению лица и по интонации понять их желания.

Она имела свои представления о людях. Делила их на заказчиков и хозяев. Заказчиков она спокойно хватала за ноги, а вот от хозяев терпеливо переносила даже побои.

Нередко по ночам она видела сны, не всегда добрые. Каштанка была довольна жизнью, любила хозяев. Но однажды все это рухнуло, следуя за выпившим столяром, Каштанка заблудилась. Она пыталась найти Луку Александровича, но все попытки были тщетны. Собачонка сильно устала, замерзла и хотела есть.

В таком состоянии ее подобрал прохожий и привел домой. Так она попала в дом циркового клоуна, где ей дали другое имя – Тетка. Каштанка обрела новую семью. Кроме нее в доме жили кот Иван Иваныч, гусь Федор Тимофеевич, а на подворье жила свинья Хавронья. Все они были артистами цирка.

Каштанка каждый день наблюдала как клоун и животные репетировали. К собачонке в доме относились хорошо, гусь разрешал, есть из своей миски. Но она сильно тосковала по старой жизни. В доме нового хозяина Тетка познала не только радость, но и горечь утраты. Умер Федор Тимофеевич, в цирке на него наступила лошадь.

Мистер Жорж начал учить собачонку трюкам, готовить ее к выступлению на манеже. Она была талантливой ученицей, все команды выполняла с удовольствием. Наступил день премьеры, хозяин взял ее в цирк, где было много странных, незнакомых животных. Попав на манеж, Тетка сначала растерялась, ей открылся новый необычный мир, где было много света и чужих лиц.

Услышав спокойный голос хозяина, она успокоилась и начала исполнять трюки. Зрители рукоплескали. И вдруг среди оваций и смеха раздался голос, который нельзя было спутать ни с каким другим.

Это был Федюшка, который пришел на представление с Лукой Александровичем. Не помня себя от радости, Тетка устремилась к таким родным и близким. Собачонка вновь обрела свое имя, и старых друзей. Домой они возвращались вместе, Каштанка бежала у ног хозяина.

Жизнь в доме клоуна оставила в ее душе приятные воспоминания, но она была предана Федору и Луке Александровичу.

“Школьник” анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение “Школьник” было написано в 1856 г. и напечатано в журнале “Библиотека для чтения” № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г. В момент написания Некрасов жил на.

Швабрин – характеристика персонажа Произведение: Капитанская дочка Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Ш. смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” . Отличается.

Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”? К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои – на самих читателей, мальчишек и девчонок. Мальчик.

Конспект урока для 1 класса “Музыка и настроение” Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад “Журавленок” город Надым Конспект урока для 1 класса “Музыка и настроение” Подготовила: Музыкальный руководитель Гимадеева Раиса Михайловна Г. Надым 2015 год Цель: Создание.

Сочинение на тему Доброта и милосердие Доброта спасет мир. Это выражение действительно является правдой. Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в тяжелых жизненных ситуациях, делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение. Милосердие избавляет.

Образы Иешуа и Мастера Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа. В реальном плане повествования Булгаков изобразил.

Анализ стихотворения На холмах Грузии Пушкина 1829 год, Александр Сергеевич Пушкин отправляется во второй раз на Кавказ, где пишет это замечательное стихотворение. Специалисты до наших дней ведут дискуссии: “Кому было написано стихотворение “На холмах Грузии…”?”. Одни.

Классный час на 1 сентября во 2 классе День знаний в начальной школе. Сценарий праздника 1 сентября. День знаний. Сценарий классного часа в начальной школе Оформление : по всему классу развешены букеты из желтых листьев и поставлены на.

Сочинение по картине Кудревича Утро весны Владимир Кудревич – это белорусский художник-пейажист, его картины показывают всю красоту родной природы в разные времена года. Одна из таких картин “Утро весны”, не смотря на преобладание холодных синих тонов.

Материал к уроку окружающего мира на тему Весна Весна Когда это бывает? 1. Облака бегутбыстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. 2. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной 3. Выросло, повыросло.

Митрополит Антоний Все литературные, философские и политические лагери стараются привлечь к себе имя Пушкина. С какою настойчивостью представители различных учений стараются найти в его сочинениях или, по крайней мере, в его частных.

Бойко И. Н. биография Родился на хуторе Труболет Отрадненского района Северо-Кавказского, ныне Краснодарского края. Отец – переселенец с Амура, вначале жил в станице Удобной. Мать – с Украины. Детские годы прошли в Гулькевичском и.

Анализ стихотворения Баратынского Водопад Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого водопада чувствуется! Поэт сам кричит водопаду: “Шуми-шуми!” А он и.

Марина Цветаева – 120 лет со дня рождения К 120-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоан Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой.

Какие животные живут в африке? Африка – жаркая страна, но это совершенно не значит, что там обитает слишком мало животных. Наоборот, Африка заполнена различными экзотическими и опасными видами животных. Причем опасных животных намного больше, чем.

Литературный турнир по произведениям Н. В. Гоголя I. Вступительное слово учителя Мы собрались сегодня с вами, господа, чтобы провести литературный турнир в честь славной даты – 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя! И в начале праздника.

Напишите сочинение по прозведению бунина олеся Сочинение по повести Куприна “Олеся” В своем творчестве Александр Иванович Куприн неоднократно затрагивал тему любви, особенно это коснулось трех его гениальных произведений, навсегда вошедший в золотой фонд мировой литературы –.

Індивідуальна робота с читачами шкільної бібліотеки Практика роботи у шкільній бібліотеці свідчить про те, що індивідуальна робота з читачами є ключовою ланкої у процесі залучення учнів до бібліотеки, їх обслуговування. Ця робота має дві мети: виховання.

Червона книга України Вчитель початкових клас Ів КЗШІ І – ІІ ст. № 4 Баклан Майя Григорівна Клас 3 – Б Урок Природознавство Тема : ” Червона книга України. Ознайомлення з назвами рослин.

Когда погребают эпоху В дни, когда выйдет эта газета, будет отмечаться девяностолетие со дня рождения Александра Исаевича Солженицына и восьмидесятилетие ­ Чингиза Торекуловича Айтматова . Юбилеи пройдут без них, но и вместе с.

Сейчас вы читаете: Анализ рассказа Чехова Каштанка

История создания и анализ рассказа Чехова «Каштанка»

Рассказ «Каштанка», как и многие другие прозаические произведения, написанные Чеховым, вошёл в золотой фонд отечественной литературы. В своем произведении о преданной собачонке писатель выдвигает на первый план проблему гуманного отношения к братьям меньшим. Испытывать сострадание к попавшим в беду живым существам — вот чему учит Чехов. Анализ рассказа «Каштанка» позволяет понять, что такие качества, как милосердие, чуткость и доброта, ценятся на вес золота.

История создания

Впервые знаменитое произведение признанного мастера российской словесности было опубликовано в печатном издании «Новое время» в 1887 году. Рассказ неоднократно переводился при жизни Чехова на иностранные языки, в том числе немецкий и венгерский. Литературоведы выдвигают несколько гипотез относительно того, что послужило толчком к написанию «Каштанки»:

  • по мнению критика Билибина, замысел произведения сначала возник у беллетриста Лейкина, а Чехов лишь довел его идею до ума;
  • дрессировщик Леонид Дуров полагал, что за основу рассказа была взята история, случившаяся с его цирковым псом;
  • по воспоминаниям близкого товарища писателя Ефимьева, прототипом послужил его четвероногий друг, который часто сопровождал приятелей во время прогулок по морскому побережью;
  • актер Гиляровский предполагал, что Антона Павловича вдохновили рассказы артиста Васи Григорьева о смышленой собачке, случайно попавшей в тамбовский цирк.

На выбор жанра и тематики произведения существенное влияние оказала любовь Чехова к детям. Писатель с особым трепетом относился к подрастающему поколению и считал, что вести диалог с юными читателями нужно на равных, но доступным языком, используя литературные формы. Свое произведение Антон Павлович охарактеризовал как «сказка из собачьей жизни», написанная в духе реализма.

Характеристика персонажей

Главными героями «Каштанки», как нетрудно догадаться, являются люди и животные. Сюжетная линия строится вокруг следующих действующих лиц:

  1. Каштанка. Это не просто молодая рыжая дворняжка, мордой похожая на лисицу, а живое существо, для которого не чужды чувства и переживания. Автор неслучайно наделяет ее такими человеческими качествами, как доброта, рассудительность, преданность. Она способна любить, испытывать сострадание, поддерживать дружбу, а также быть до конца верной своему хозяину, несмотря на его грубое обращение с ней. Каштанка — это путеводитель в мир людей, поскольку ее глазами транслируется окружающая действительность. В животном царстве она приходится по нраву далеко не всем, однако стремится быстро наладить контакт с недоброжелателями.
  2. Лука Александрыч. Первый хозяин Каштанки, грубый и неотесанный мужик, работающий столяром и любящий выпить. Он уделяет мало внимания своему питомцу, плохо кормит и нередко прибегает к физическим наказаниям. В его противоречивой душе наплевательское отношение к собаке соперничает с привязанностью: когда Лука находит потерявшуюся Каштанку, он не может сдержать слез радости.
  3. Мистер Жорж. Незнакомец, который приютил Каштанку. Этот тучный человек с гладко выбритым лицом работает цирковым клоуном. В специально отведенной комнате он занимается дрессировкой домашних животных. Он учит своих подопечных жить в мире и искренне любит их.
  4. Федя. Отпрыск столяра. Мальчик еще слишком мал и глуп, чтобы понимать, где находится грань между игрой и жестоким обращением с животными. Ребенок по-своему любил Каштанку, хотя и не осознавал, что собака тоже может испытывать боль.
  5. Федор Тимофеевич. Солидный, умудренный опытом белый кот, который не горит желанием участвовать в цирковых номерах. Всем своим видом он демонстрирует, что его ничего не интересует, кроме сна и вкусной пищи.
  6. Иван Иваныч. Говорливый гусь. Каштанке сперва он показался умным, но со временем назойливая птица стала раздражать собаку.
  7. Хавронья Ивановна. Неповоротливая дрессированная свинья, вместе с другими животными участвующая в представлениях.

Краткое содержание

Каштанка — шустрая собачонка, помесь таксы с дворняжкой — испуганно мечется по улицам, пытаясь отыскать своего хозяин. Столяр Лука Александрович пропал, и животное окончательно потеряло его след.

Стало совсем темно, расстроенной Каштанке ничего не оставалось, кроме как заснуть возле первого попавшегося подъезда. Услышав звук открывающейся двери, она проснулась. Добрый человек, работающий в цирке под псевдонимом Мистер Жорж, пригласил ее к себе в дом, после чего накормил и выделил коврик для ночлега.

Поутру Каштанка начала изучать свое новое пристанище. В комнате с грязными обоями она встречает:

Парочка начинает шипеть на незваную гостью, по всей видимости, показывая, кто здесь главный. В ходе небольшой стычки собачка получает несколько неприятных ударов от недовольных постояльцев дома.

Если бы не вмешался хозяин, то неизвестно, чем бы все закончилось. Мужчина призывает питомцев впредь не ссориться и показывает Каштанке, чему научились его домашние животные. Собака завороженно наблюдает, как питомцы поочередно выполняют сложные трюки.

Каштанка вновь обрела дом, а заодно и новую кличку — Тетка. Проходит месяц. Хозяин пытается сделать из собаки артистку, для чего начинает с ней усердно тренироваться. Сообразительная Каштанка показывает очень хорошие результаты, и все идет к тому, что скоро она предстанет перед публикой.

Однажды вечером, пытаясь уснуть, собачка слышит крик гуся, который днем попал под лошадь. Смерть Ивана Ивановича сильно расстроила хозяина. Видя, как он переживает, Тетка и Федор Тимофеевич, ласково жмутся к человеку.

В один прекрасный вечер хозяин приносит животных в цирк, где собачке предстоит дебютировать в качестве артистки. Хозяин понимает, что репетиций было слишком мало, и заранее готовится к провалу. Звучащие со всех сторон бурные аплодисменты и громкая музыка не помешали Тетке великолепно справиться со всеми командами. Пока Мистер Жорж играл на дудке, собака завывала под ее аккомпанементы. Вдруг кто-то из зрителей во весь голос ахнул — это был сын старого хозяина Каштанки. Вместе с отцом он зовет любимицу привычным именем, и собака, радостно виляя хвостом, бежит к ним.

В финальной сцене Каштанка бежит рядышком с Лукой Александрычем и Федей, от которых все так же пахнет клеем и лаком, и жизнь в комнате добродушного клоуна теперь ей представляется длинным сном.

Поднятые темы и проблематика

Центральной темой всего произведения, безусловно, является взаимодействие людей с животными, а именно разное отношение хозяев к своим питомцам. Писатель специально предложил читателям взглянуть на мир глазами собаки, чтобы те могли проникнуться всем спектром эмоций, который доступен живым существам в моменты радости и печали. К сожалению, если судить по первым строкам рассказа, то вырисовывается крайне удручающая картина: преданное домашнее животное дарит хозяину любовь и верность, а в ответ получает лишь пинки ногами и объедки со стола.

Любовь — еще одна тема для философских размышлений. Каждый проявляет свои чувства так, как умеет. Даже Лука Александрыч, грубый и равнодушный столяр, все-таки дорожит Каштанкой.

Также в рассказе отчетливо прослеживается тема сочувствия. Сострадание к ближнему не дает ожесточиться, лишиться способности сопереживать тому, кто оказался в беде. Поддерживать тех, кто столкнулся с несчастьем, оказывается, могут не только люди, но и животные. Когда ночью Каштанка проснулась от пронзительного крика Ивана Ивановича, она поняла, что творится что-то неладное, собака по-настоящему испугалась. После смерти гуся ей стало грустно и хотелось плакать.

Еще одна немаловажная тема — преданность. Прежний хозяин ни во что не ставил Каштанку, постоянно высказывал упреки в ее адрес и норовил дать пинка. В новом доме собака получила то, чего ей так не хватало: хорошую еду, заботу и ласку, но душа ее по-прежнему тосковала по прежней жизни.

Вокруг финала рассказа разгорелось немало споров. Действительно, почему собака, облагодетельствованная новым покровителем, не раздумывая вернулась к старому хозяину, державшему ее впроголодь? Какой смысл ей было менять сытую жизнь в теплом уголке на вечные шпыняния? Кто-то скажет, что сработал пресловутый собачий инстинкт, и, возможно, он будет прав. Но, может быть, в таком поведении писатель узрел черты, присущие людям, которые готовы покорно терпеть унижения и оскорбления?

Идейный замысел

Основная мысль рассказа «Каштанка» — верная бескорыстная любовь. Никакие аргументы не могут ее разрушить. Ни материальный достаток, ни всевозможные блага никогда не смогут стать равноценной заменой искренним чувствам, потому что именно они греют душу и делают людей и животных поистине счастливыми.

Сытая и ухоженная, Каштанка ощущает сильную тоску и грусть, когда вспоминает радостные моменты из прошлого. После долгожданной встречи со старым хозяином собака наконец обретает покой и уверенность в том, что жизнь снова будет идти своим чередом.

Без права выбора и свободы человек будет ощущать психологический дискомфорт и не сможет быть по-настоящему счастливым. То же самое применительно и к братьям меньшим. Животному нужно предоставить выбор, где и с кем ему жить, а не заточать в комнату с «грязными обоями». Бережное отношение к живым существам, которые никогда не предадут, — важная миссия любого человека, который возложил на себя ответственность за жизнь питомца, считал Чехов.

Анализ произведения «Каштанка» поможет учащимся приступить к написанию сочинения или созданию творческого проекта, где обязательно следует раскрыть суть рассказа и сделать выводы по прочитанному материалу.

Ссылка на основную публикацию