Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда сочинение

Анализ рассказа А. П.Чехова “Скрипка Ротшильда”.

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет?
Произведение “Скрипка Ротшильда” – одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Рассказ сложен для понимания, глубок и психологичен. Первое что вызывает интерес, так это название. Почему “Скрипка Ротшильда”? На самом деле музыкальный инструмент играет важнейшую роль в данном произведении. Скрипка – это не кусок дерева, обтянутый струнами, это душа Якова, его сердце, не обремененное убытками и накопительством. Именно она является доказательством понимания Яковом того, насколько нелепо и глупо он жил, так, что даже смерть казалась ему спасением.
Главный герой рассказа – Яков Матвеевич, простой мужик лет семидесяти, высокий и коренастый, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком, делал гробы хорошие, прочные. Уличное прозвище у него было почему – то Бронза, жил бедно в небольшой старой избе. Но была у него и некая особенность: он во всем видел убытки. На самом деле данный персонаж вызывает смешанные чувства. Поначалу воспринимаешь его как некого убого человека, зацикленного на доходах, но потом, на протяжении рассказа проникаешься к нему душой, становится его жалко. Я даже задумалась о том, что, наверное, он не всегда был таковым, возможно смерть ребенка сделал его непробиваемым в отношении чувств, ведь его жена рассказывала. Что когда – то он наслаждался жизнью и даже пел песни под вербой. Порой скупость Якова даже пугает в таких ситуациях, как, например, смерть жены. Видя мертвую супругу, он даже не думает о ней, его внимание больше привлекает качество гроба. Который он сделал ей еще при жизни, и то, что похороны обошлись “так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно “. Вся жизнь Якова – убыточная жизнь, и он понимает это только тогда, когда ничего не изменишь, не вернешь и не поправишь, когда пора умирать. В этом конфликт характера, трагедия героя рассказа. Именно душа и эволюция характера Якова составляет основной интерес для автора.
Марфа – жена главного персонажа. Нежная, ласковая, она безукоризненно подчиняется мужу, боится его: “… он никогда не бил ее, но все таки пугал, и она всякий раз цепенела от страха”. На протяжении всего рассказа она произносит только две фразы: “Яков! Я умираю! ” и монолог о ”ребеночке с белокурыми волосами ”. Но именно Марфа является отправной точкой в эволюции характера Якова. Она предстает перед читателями в роли мученицы, получившей избавление вместе со смертью, отдых и покой. Несомненно, ее становится жалко из-за осмысления того, что она потратила всю свою жизнь на такого бездушного и холодного человека как Яков. На протяжении тех пятидесяти двух лет, которые она прожила вместе с Бронзой, ему было не до нее, он не обращал на нее внимания. Пренебрежительное отношение Якова к Марфе прослеживается и когда он ведет ее к врачу: “… Извините, все беспокоим вас, Максим Николаич, своими пустяшными делами. Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение …”. Несмотря на то, что Марфа вызывает искреннюю жалость, она является только второстепенным персонажем произведения, о ее характере говорится мало, она не эволюционирует на протяжении рассказа, умирая уже в начале, ее характер в меньшей степени интересует автора. И тем не менее она принципиально важна для развития сюжета.
Ротшильд – еврей, играющей на флейте в оркестре вместе с Яковом. Автор описывает его как рыжего, тощего жида с целою сетью красных и синих жилок на лице, в насмешку носившего фамилию известной династии банкиров, что более подчеркивало его мелочность и никчемность. Без всякой видимой причины Бронза ненавидел и презирал Ротшильда до такой степени, что даже как-то раз хотел поколотить его. Но за что Бронзе так ненавидеть несчастного еврея? Если бы Ротшильд был богат и успешен, было бы понятно негативное отношение к нему Якова как к более устроившемуся в жизни человеку, тем более еврею, которым свойственна хитрость и расчетливость. Но ненависть Якова к бедняку ничем не обоснована, он дважды за рассказ оскорбляет и пугает Ротшильда, не давшего для этого никакого повода.
Сюжет произведения “Скрипка Ротшильда” очень необычен и интересен. Он сложен для понимания и осмысления. После прочтения остается неприятное послевкусие, как-то тяжело на душе. Жалко главных персонажей, того, что ничего нельзя изменить. Жалко бессмысленно прожитых жизней, ведь показатель того. Как ты прожил свою жизнь, вовсе не деньги, а эмоции, чувства, переживания, то, что ты можешь забрать с собой. Якова же больше интересовали копейки, которых у него никогда не было. Автор подчеркивает то. Что хоть Бронза постоянно считал деньги, заставляя на всем экономить жену, он все равно жил как бедняк.
Рассказ, как и принято, начинается с экспозиции. Автор знакомит нас с главными персонажами, их характерами, взглядами на жизнь. Дальнейшему развитию сюжета способствует смерть Марфы, как раз таки она сподвигает Якова на размышления и переживания по поводу бесцельно прожитой жизни. Не случись бы этого, так и жил бы изо дня в день. Бронза меняется, находит для себя новые приоритеты и ценности, он уже не так часто думает о деньгах. В нем проявляются чувства, такие, как жалость и боль. Он уже не тот бессердечный кусок металла, даже А. П. Чехов в тексте под конец чаще называет его Яковом, а не Бронзой, тем самым подчеркивая внутреннее перевоплощение своего персонажа. На информацию о потенциальном заработке не реагирует: “Не могу…- проговорил Яков, тяжело дыша. – Захворал брат. ”Теперь для него есть намного более важные вещи, а материальные убытки его больше не волнуют.
Далее следует очень сильный и логичный финал. Герой получает все, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая, истинная известность и признание, польза для другого и, наконец, память, которая является родом бессмертия. Ведь даже если люди не знают, что автор музыки Яков, или не слышат мелодию в его собственном исполнении, они все равно получают удовольствие от того, что сотворил Бронза – музыкант, а не черствый гробовщик. Песня любима, она заставляет плакать слушателей, она понятна всем и каждому, и она каждый раз передает те чувства, которые он испытывал, играя ее в первый раз. Его музыка – это символ его души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. Передавая скрипку Ротшильду, он передает ему свою душу. Избавившись от лжеубеждений, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость, душевное спокойствие. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет постоянное напоминание о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души.

60398 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Скрипка Ротшильда / Анализ рассказа А. П.Чехова “Скрипка Ротшильда”.

Смотрите также по произведению “Скрипка Ротшильда”:

Сочинение Анализ рассказа Скрипка Ротшильда Чехова

Никогда не знаешь жизнь наперед. Предсказать будущий разворот событий довольно сложно. Потому каждый момент стоит ценить и наслаждаться происходящим. Об этом всегда говорил Антон Павлович Чехов. Он настоящий философ жизни. Для того, чтобы все люди познавали секрет счастья, писатель стал создавать великие творения.

Одним из самых примечательных рассказов автора является произведение под названием «Скрипка Ротшильда», где главный герой по имени Яков представляется обычным человеком. Его должность не слишком высокая, однако, денежных средств у него хватает на обеспечение семьи. Есть у персонажа жена, которую он вовсе не бережет. Бьет по любому поводу, отыгрывает на несчастной собственную злость. Не бережет Яков то, что приносит ему радость и уют. Такой житель планеты губит родного человека. Героиня покидает сей мир, оставляя после себя лишь воспоминания.

Действующее лицо пребывает в печальном состоянии. Он осознал, что любимая, к которой он относился ужасно и порой зверски, ушла навсегда. Всю жизнь он прожил с ней, испытывая по отношению к героине ненависть, злость, самолюбие. Тщеславие поглотило тогда его душу. А сейчас поздно что-либо менять. Она покинула мир. Нет больше родной души на этом белом свете.

От несчастья герой взял скрипку и сел у крыльца. Чтобы стало легче, он начал играть. Музыка воплотила страдания этого человека. Она настолько оказалась проникновенной, что перенесла переживания персонажа. Он понял, как важно ценить то, что имеешь. Но почему подобное осознается лишь тогда, когда все безнадежно?

Резкие и негативные эмоции к людям – это не выход. Уподобляясь безразличным ко всему жителям, теряешь способность сопереживать, любить и радоваться этой судьбе.

Быть грубым к любимому человеку и вовсе страшная ошибка. Свою вторую половину нужно хватать руками так сильно, чтобы никогда не отпустить. Любовь должна быть превыше всего, иначе мир погрузится во тьму.

Читайте также:  Анализ рассказа Родинка Шолохова

Так, Антон Павлович Чехов поднимает главную проблему, которая является актуальной и в современном мире. Это равнодушие людей, безучастность их в жизни другого. Порой люди стали все больше и больше абстрагироваться от окружающего мира, прячась в собственных панцирях. Писатель предупреждает, что это действительно опасно! Безразличие ведет к гибели души! Равнодушие убивает яркие эмоции, а вместе с этим и самого человека!

Анализ 2

Как известно, Чехов скончался от туберкулеза, мирно и понимая приход собственной кончины. Его спокойный уход, описанный супругой, свидетельствует о глубоком понимании мира этим человеком, опыте не только в опыте жизни, но и опыте смерти.

Конечно, какой у человека может быть опыт касательно того как оставлять тело? Такое бывает только единожды и обратного пути не бывает. Поэтому не существует того, кто мог бы рассказать каково за этой дверью и кем становится там человек.

Тем не менее, чуткие наблюдения и философские рассуждения позволяют сделать какие-то выводы, понять мир более глубоко. Опытом такого осмысления делится Чехов в рассказе Скрипка Ротшильда.

Автор рассказывает историю некого гробовщика, который также подрабатывает скрипачом в еврейском оркестре. Хотя имя его самого Яков (но фамилия Иванов), то есть еврейское, главный герой призирает и ненавидит жидов, с которыми ему иногда приходится играть в оркестре. Особенно он презирает флейтиста Ротшильда, который из каждой мелодии делает невероятно грустную и тоскливую – тут автор явно указывает на типично еврейский менталитет, со склонностью к подобное экзистенциальной печали.

Настает час, отправляется на тот свет супруга Якова Матвеевича, он отвозит ее к доктору, потом обратно, сам делает гроб и хоронит. Похороны позволяет ему немного сэкономить, чему он весьма рад. Иванов наслаждается тому как смог организовать похороны и какой хороший гроб сделал для супруги.

Такие незначительные радости контрастируют с разочарованием героя от отсутствия теплых слов, которые он говорил бы своей супруге. Яков никогда не носил ей сладости со свадеб, на которых играл и вообще не радовал. Поэтому она воспринимала свой уход как избавление.

Помимо этого герой этого рассказа много размышляет о собственной судьбе и отношении к другим людям. Он всегда был беден, всегда относился к остальным с ненавистью.

Когда приходит и его черед оставить этот мир, он понимает всю тоску этого мира. Тут Чехов невероятно точно описал, то как порой человек только на смертном одре осознает подлинные ценности этого мира. Итогом этого понимания становится простой поступок, он отдает свою скрипку Ротшильду, которого всегда ненавидел.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Скрипка Ротшильда

Популярные сегодня темы

Вопрос преступности был актуален во все времена. Всегда существовали люди, которые хотели получить богатство и деньги нечестными путем. Преступники привыкли выходить из ситуации за счет своей силы, находят того, кто слабее и отбирают его имущество.

Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

Александр Сергеевич Грибоедов создал замечательную, бессмертную комедию «Горе от ума», практически, два столетия тому назад. В это произведение автор вложил огромный багаж мудрости и знаний

Желание это не действие, это всего ли желание. Стоит ли его бояться? Желания бывают разные. Бывают хорошие, бывают плохие.

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства

“Скрипка Ротшильда”, анализ рассказа Чехова, сочинение

Рассказ А. П. Чехова “Скрипка Ротшильда” был завершен автором в 1894 году и относится к позднему творчеству писателя. Многие исследователи монографий проводят параллель с рассказами Л. Н. Толстого: “Смерть Ивана Ильича” и “Хозяин и работник”. Такие факты важны, чтобы понять влияние одного творчества на другое.

Рассказ начинается с Экспозиции, где автор знакомит с действующими лицами, их мировоззрением и характерами. Развитие сюжет получает со смертью Марфы, которая толкает Якова на переживания бессмысленно прожитой жизни.

Яков после переосмысления своего существования, настолько обескуражен идейной “слепотой”, что даже на предложение заработка на свадьбе реагирует решительным отказом.

Почему рассказ получил такое заглавие? Ведь на протяжении всего чтения понятно, что в качестве Главного героя фигурирует простой мужик Яков и его переживания о реальных и возможных убытках, которые он высчитывал на протяжении всей своей незамысловатой жизни. Скрипке же отведена особенная роль.

Это вовсе не кусок дерева с несколькими бренчащими лесками, это

Яков Матвеевич, по прозвищу Бронза – это простой мужик семидесяти лет, сильный, высокий, немного коренастый. Работает гробовщиком, а по совместительству играет на скрипке. Его очень расстраивает, когда случается, что знакомый богатый человек умирает в другом городе – для Якова это приличный убыток. Даже, понимая, что его жена Марфа умирает, он не жалеет ее, не проводит с ней последние часы, а оценивает когда же лучше сделать гроб: “…завтра Иоанна Богослова, послезавтра Николая Чудотворца, а потом воскресенье, потом понедельник – тяжелый день. Четыре дня нельзя будет работать, … значит, гроб надо делать сегодня”.

Поначалу героя не понять – кажется, что он убогий, зациклен на своих подсчетах и гробах. Но читая историю дальше, в душе просыпается жалость, ведь что-то должно было повлиять на него, возможно смерть ребенка, о котором становится известно в предсмертном монологе Марфы. Яков понимает никчемность своей жизни, его поражает, сколько было иных возможностей заработать деньги и получать с них доход, а он выбрал унылую профессию гробовщика.

В этом и кроется конфликт характера героя.

Марфа – покладистая, нежная и добродетельная хранительница домашнего очага, которая ни разу не попрекала мужа и безукоризненно ему подчинялась, даже побаивалась. Автор делает Марфу прообразом мученицы, которая пронесла свой крест не ропща ни на жизнь, ни на мужа, и получила избавление от всего этого блаженной для нее смертью. Она прозрачна, ее словно нет, но после того как Марфы не стало, Яков понимает, что за всю жизнь не приласкал ее и относился как собаке или кошке.

Второстепенный образ Марфы не эволюционирует в рассказе, но она принципиально важна для сюжета.

Ротшильд – это еврей, у которого общего с известным кланом банкиров лишь фамилия. Он робок и излишне эмоционален. Ротшильд играл в оркестре, в который изредка приглашали Якова.

Отношения у них не сложились по инициативе Бронзы, которому и самому невдомек было, почему к Ротшильду столько презрения, желчи и желания поколотить его покрепче.

Концовка сильная по смыслу, но очень сложна для интерпретации. Итак, в конце концов, герой получает все, о чем думал в последние дни своей жизни: польза для другого , признание и память, увековеченная наигранной Яковом мелодией и Ротшильдом, которому досталась эта скрипка. И пусть не все знают, что мелодию сочинил Яков – музыкант, а не грубый гробовщик, зато все они получают удовольствие от ее прослушивания. Песня любима и понятна каждому.

Передавая скрипку Ротшильду, Яков завещает ему вместе с ней и свою душу, но уже освобожденную от предрассудков.

План – конспект урока по ОБЖ в 10 классе “Итоговое занятие по огневой и физической подготовке” Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа город Урюпинск “Анализ урока ОБЖ с точки зрения интегративного подхода” Работу выполнил: преподаватель-организатор ОБЖ Голованов Алексей Александрович 1 раздел.

Генрих Теодор Белль Генрих Белль вошел в немецкую литературу в конце 1940-х годов в числе писателей, которые представляли “поколение вернувшихся” с полей сражений Второй мировой войны. Генрих Белль не принимал идеологию национал-социализма. Еще.

Иван Сергеевич Шмелев. Рождество. Краткое изложение текста Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймешь чего – подскажет сердце. Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь.

Активизация творческой деятельности учащихся на уроках физики Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения умственных сил, как стремление к энергичной деятельности, как преобразование окружающих.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Вопрос 1. Как вы думаете, часто ли в природе встречается дигибридное скрещивание? Если экспериментатор выбирает для последующего анализа две пары признаков и скрещивает между собой организмы, четко различающиеся по этим.

Помогите найти шаблоны лингвистического сочинения для гиа 9 класса Шаблоны для С2.1 1. Зачем нужны запятые? Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены.

Читайте также:  Образ и характеристика Черта в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

Учимся быть читателями О выразительности чтения Выразительное чтение – это особый вид речи. Художественный текст, произносимый вслух в присутствии других людей, предназначается для слушающих, для того, чтобы вызвать у них определенные мысли и.

ЧОМУ КИТАЙЦІВ ТАК БАГАТО? Може, тому, що в Піднебесній панує культ дітей, дитинства і дитячого здоров’я Краще раз побачити, ніж сто разів почути. Заяложений постулат – але ж у точку! Тому ми й шукаємо.

Сочинение Содержание романа Замятина “Мы” Ночь. Зеленое, оранжевое, синее; красный королевский инструмент; желтое, как апельсин, платье. Потом – медный Будда; вдруг поднял медные веки – и полился сок: из Будды. И из желтого платья –.

МАН-овцы вновь собрались вместе Несомненно, каждый ребенок талантлив по-своему. Кто-то пишет прекрасные стихи, кто-то рисует или хорошо поет. А одаренные исследовательскими способностями в химико-биологическом направлении ребята собрались на станции юных натуралистов поделиться результатами своей.

Физическая культура личности студента как вид общей культуры Статья “Физическая культура личности студента как вид общей культуры”. Из опыта работы Преподаватель физической культуры Шебекинского техникума строительства, промышленности и транспорта Воротеляк Виталий Александрович Педагогический стаж – 43 года. Воспитание.

Породи собак Алано – хорошо известная историкам легендарная порода легких молоссов, которую испанцы считают своей. Изображения алано мы находим у Гойи, а рассказы о нем – в охотничьей литературе, начиная с 1350.

Театрализованная викторина по математике для учащихся 7 класса Внеклассное мероприятие по математике, 7 класс. СценарийТеатрализованная викторина “Как Иванушка-дурачок на Василисе Премудрой женился” 7 класс Цели : – создание ситуации, способствующей повышению мотивации к обучению математике; – развитие творческих.

“История государства Российского…” А. К. Толстого Алексея Константиновича Толстого школьные программы не очень жалуют. “Колокольчики мои…” в начальной школе да, может быть, “Средь шумного бала…” классе в девятом. А заслуживает он большего. Он был прекрасным лириком.

Інструкція ” Правила поведінки під час зимових канікул” Інструкція № ________________. Правила поведінки під час зимових канікул 1. Дотримуйся правил ПДР 2. Дотримуйся правил пожежної безпеки та поводження з електроприладами . 3. Дотримуйся правила поведінки в громадських місцях.

Анализ стихов В. В. Маяковского Описание событий в романах и других произведениях выдающегося русского поэта Владимира Владимировича Маяковского подразделяется на три крупных блока, соответствующие трем периодам его жизни. Остро ощущая перемены общественной среды, Маяковский верил.

Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима” Конспект урока русского языка для 6 класса на тему “Волшебница – Зима” Предмет : Русский язык Класс: 6 Задача занятия : развитие личности учащегося как субъекта разнообразных видов творческой деятельности.

Художественное своеобразие пейзажа прозы А. П. Чехова В пейзажных зарисовках Чехов также широко использует детали. В этом отношении показательно его скрыто ироническое отношение к роману, который сочиняет Вера Иосифовна в “Ионыче”. В нем были, например, такие строки.

История развития зоологии Вопрос 1. Как приобретало человечество зоологические знания? Можно выделить два основных этапа развития зоологических знаний – донаучный и научный. К донаучному этапу относится период накопления знаний о животных , которые.

Поради виховання важких підлітків Як упоратись з підлітком? Що ж трапилось з цією милою маленькою дитиною, яка була в нас кілька років тому? Підлітки можуть бути дуже складними, і це не має дивувати вас.

Сейчас вы читаете: “Скрипка Ротшильда”, анализ рассказа Чехова, сочинение

«Скрипка Ротшильда», анализ рассказа Чехова, сочинение

Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» был завершен автором в 1894 году и относится к позднему творчеству писателя. Многие исследователи монографий проводят параллель с рассказами Л.Н. Толстого: «Смерть Ивана Ильича» и «Хозяин и работник». Такие факты важны, чтобы понять влияние одного творчества на другое.

Рассказ начинается с экспозиции, где автор знакомит с действующими лицами, их мировоззрением и характерами. Развитие сюжет получает со смертью Марфы, которая толкает Якова на переживания бессмысленно прожитой жизни. Если бы этого не случилось, то жизнь изо дня в день так бы и шла своим чередом. Яков после переосмысления своего существования, настолько обескуражен идейной «слепотой», что даже на предложение заработка на свадьбе реагирует решительным отказом.

Почему рассказ получил такое заглавие? Ведь на протяжении всего чтения понятно, что в качестве главного героя фигурирует простой мужик Яков и его переживания о реальных и возможных убытках, которые он высчитывал на протяжении всей своей незамысловатой жизни. Скрипке же отведена особенная роль. Это вовсе не кусок дерева с несколькими бренчащими лесками, это душа Якова, необремененная подсчетом его убытков, которые всю жизнь застилают ему глаза. Лишь она может подарить временное успокоение Якову, и в эти моменты видно, что он дает себе отчет, насколько же нелепа его жизнь, насколько глупа и бессмысленна, что и смерть кажется избавлением.

Яков Матвеевич, по прозвищу Бронза – это простой мужик семидесяти лет, сильный, высокий, немного коренастый. Работает гробовщиком, а по совместительству играет на скрипке. Его очень расстраивает, когда случается, что знакомый богатый человек умирает в другом городе – для Якова это приличный убыток. Даже, понимая, что его жена Марфа умирает, он не жалеет ее, не проводит с ней последние часы, а оценивает когда же лучше сделать гроб: «…завтра Иоанна Богослова, послезавтра Николая Чудотворца, а потом воскресенье, потом понедельник – тяжелый день. Четыре дня нельзя будет работать, … значит, гроб надо делать сегодня». Поначалу героя не понять – кажется, что он убогий, зациклен на своих подсчетах и гробах. Но читая историю дальше, в душе просыпается жалость, ведь что-то должно было повлиять на него, возможно смерть ребенка, о котором становится известно в предсмертном монологе Марфы. Яков понимает никчемность своей жизни, его поражает, сколько было иных возможностей заработать деньги и получать с них доход, а он выбрал унылую профессию гробовщика. В этом и кроется конфликт характера героя.

Марфа – покладистая, нежная и добродетельная хранительница домашнего очага, которая ни разу не попрекала мужа и безукоризненно ему подчинялась, даже побаивалась. Автор делает Марфу прообразом мученицы, которая пронесла свой крест не ропща ни на жизнь, ни на мужа, и получила избавление от всего этого блаженной для нее смертью. Она прозрачна, ее словно нет, но после того как Марфы не стало, Яков понимает, что за всю жизнь не приласкал ее и относился как собаке или кошке. Второстепенный образ Марфы не эволюционирует в рассказе, но она принципиально важна для сюжета.

Ротшильд – это еврей, у которого общего с известным кланом банкиров лишь фамилия. Он робок и излишне эмоционален. Ротшильд играл в оркестре, в который изредка приглашали Якова. Отношения у них не сложились по инициативе Бронзы, которому и самому невдомек было, почему к Ротшильду столько презрения, желчи и желания поколотить его покрепче.

Концовка сильная по смыслу, но очень сложна для интерпретации. Итак, в конце концов, герой получает все, о чем думал в последние дни своей жизни: польза для другого (для Ротшильда), признание и память, увековеченная наигранной Яковом мелодией и Ротшильдом, которому досталась эта скрипка. И пусть не все знают, что мелодию сочинил Яков – музыкант, а не грубый гробовщик, зато все они получают удовольствие от ее прослушивания. Песня любима и понятна каждому. Передавая скрипку Ротшильду, Яков завещает ему вместе с ней и свою душу, но уже освобожденную от предрассудков.

«Скрипка Ротшильда» анализ

«Скрипка Ротшильда» Чехов анализ

Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» написан в 1894 году и относится к позднему творчеству писателя.

Главные герои «Скрипка Ротшильда»: гробовщик Яков, его жена Марфа и Ротшильд

Сюжет “Скрипка Ротшильда” очень необычен и интересен. Он сложен для понимания и осмысления. После прочтения остается неприятное послевкусие, как-то тяжело на душе. Жалко главных персонажей, того, что ничего нельзя изменить. Жалко бессмысленно прожитых жизней, ведь показатель того, как ты прожил свою жизнь, вовсе не деньги, а эмоции, чувства, переживания, то, что ты можешь забрать с собой.

Рассказ начинается с экспозиции, где автор знакомит с действующими лицами, их мировоззрением и характерами. Развитие сюжет получает со смертью Марфы, которая толкает Якова на переживания бессмысленно прожитой жизни. Если бы этого не случилось, то жизнь изо дня в день так бы и шла своим чередом. Яков после переосмысления своего существования, настолько обескуражен идейной «слепотой», что даже на предложение заработка на свадьбе реагирует решительным отказом.

Почему рассказ называется «Скрипка Ротшильда»? Яков завещал скрипку Ротшильду, чтобы тот сохранил нечто большее, чем просто скрипку, скрипка становится символом духовного перерождения, переосмысления. Скрипка — это вовсе не кусок дерева с несколькими бренчащими лесками, это душа Якова, необремененная подсчетом его убытков, которые всю жизнь застилают ему глаза. Лишь она может подарить временное успокоение Якову, и в эти моменты видно, что он дает себе отчет, насколько же нелепа его жизнь, насколько глупа и бессмысленна, что и смерть кажется избавлением.

Читайте также:  Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

Яков Матвеевич, по прозвищу Бронза – это простой мужик семидесяти лет, сильный, высокий, немного коренастый. Работает гробовщиком, а по совместительству играет на скрипке. Его очень расстраивает, когда случается, что знакомый богатый человек умирает в другом городе – для Якова это приличный убыток. Даже, понимая, что его жена Марфа умирает, он не жалеет ее, не проводит с ней последние часы, а оценивает когда же лучше сделать гроб: «…завтра Иоанна Богослова, послезавтра Николая Чудотворца, а потом воскресенье, потом понедельник – тяжелый день. Четыре дня нельзя будет работать, … значит, гроб надо делать сегодня». Поначалу героя не понять – кажется, что он убогий, зациклен на своих подсчетах и гробах. Но читая историю дальше, в душе просыпается жалость, ведь что-то должно было повлиять на него, возможно смерть ребенка, о котором становится известно в предсмертном монологе Марфы. Яков понимает никчемность своей жизни, его поражает, сколько было иных возможностей заработать деньги и получать с них доход, а он выбрал унылую профессию гробовщика. В этом и кроется конфликт характера героя.

Марфа – покладистая, нежная и добродетельная хранительница домашнего очага, которая ни разу не попрекала мужа и безукоризненно ему подчинялась, даже побаивалась. Автор делает Марфу прообразом мученицы, которая пронесла свой крест не ропща ни на жизнь, ни на мужа, и получила избавление от всего этого блаженной для нее смертью. Она прозрачна, ее словно нет, но после того как Марфы не стало, Яков понимает, что за всю жизнь не приласкал ее и относился как собаке или кошке. Второстепенный образ Марфы не эволюционирует в рассказе, но она принципиально важна для сюжета.

Ротшильд – это еврей, у которого общего с известным кланом банкиров лишь фамилия. Он робок и излишне эмоционален. Ротшильд играл в оркестре, в который изредка приглашали Якова. Отношения у них не сложились по инициативе Бронзы, которому и самому невдомек было, почему к Ротшильду столько презрения, желчи и желания поколотить его покрепче.

Концовка сильная по смыслу, но очень сложна для интерпретации. Итак, в конце концов, герой получает все, о чем думал в последние дни своей жизни: польза для другого (для Ротшильда), признание и память, увековеченная наигранной Яковом мелодией и Ротшильдом, которому досталась эта скрипка. И пусть не все знают, что мелодию сочинил Яков – музыкант, а не грубый гробовщик, зато все они получают удовольствие от ее прослушивания. Песня любима и понятна каждому. Передавая скрипку Ротшильду, Яков завещает ему вместе с ней и свою душу, но уже освобожденную от предрассудков.

«Скрипка Ротшильда», или особая атмосфера чеховских рассказов

Меню статьи:

1894-й вошел в историю русской литературы как год создания «Скрипки Ротшильда». По́зднее чеховское творчество, безусловно, отмечено печатью грусти. И «Скрипка Ротшильда» – знаковое произведение для этого периода. В конце XIX века писатель был вовлечен в дела общества: заботится о проблемах крестьян, строит школы… Русские деревни в этот период охватил голод. Поэтому естественно, что Чехов видел множество смертей. Исследователи творчества Антона Павловича считают, что плоды позднего наследия Чехова созвучны текстам Льва Толстого. В частности, ученые-литературоведы вспоминают о «Смерти Ивана Ильича» и «Хозяине и работнике».

Что особенного в структуре произведения?

Пожалуй, автор выбирает для своего произведения классическую структуру, так как повествование открывается экспозицией. Из этой части читатель узнает о действующих лицах текста, а также об их характерах и мировоззрениях. Если экспозиция произведения спокойная, то дальше события развиваются более стремительно.

Размышления Якова о смысле жизни

Сюжет начинает развиваться с эпизода смерти Марфы. Потеря Марфы толкнула Якова мучительно раздумывать о смысле жизни. Эта жизнь уже подходит к концу, но герою кажется теперь, что она всегда была лишена смысла. Однако если бы Яков не пережил кончину Марфы, то жизнь и дальше шла бы по накатанной.

Немецкий философ Хайдеггер назвал бы переживание героя «дазайном». Что еще беспокоит Якова, так это идейная «слепота». Эта «слепота» тоже стала очевидной после переоценки героем своих ценностей.

Жизнь кажется мужчине настолько пустой, что Якова перестают интересовать даже деньги. Так, герой, например, отказывается от предложенного заработка.

Тайна названия рассказа

Читателей часто интересует смысл названия чеховского произведения. Название кажется вычурным и замысловатым. А тем не менее сюжет – о простом мужике Якове, о том, как этот герой по-новому смотрит на свою жизнь, о потерях и прибылях (материальных и духовных).

Вся жизнь (до смерти Марфы) для Якова состояла в бесконечном подсчете выгоды, в размышлениях над убытками. Жизнь, казалось бы, банальна и бесхитростна.

Но в центре повествования находится скрипка. Однако (несмотря на простоту текста и сюжета) скрипка здесь не является обычным куском дерева с прикрепленными струнами. В этом музыкальном инструменте заключена душа героя. И душу эту не интересуют убытки и прибыли, пронизывающие будни Якова. Только любимая скрипка дарит мужчине покой – пусть и временный. И в такие моменты Яков понимает, что его жизнь – пустая до нелепости, глупая, лишенная смысла. А перспектива умереть теперь кажется прекрасным выходом.

Кто действующие лица произведения?

Образ Якова

Анализ героев чеховского произведения мы, пожалуй, начнем с Якова Матвеевича. Мужчину прозвали «Бронзой»: вероятно, за внешность. Якову приблизительно семьдесят лет. Внешне герой кажется сильным, высоким, коренастым. Профессия у Якова грустная: он – гробовщик. Но есть у героя и хобби: игра на скрипке.

Однажды Яков узнает, что один его знакомый богач умер. Эта новость расстроила героя. Не потому что мужчина хорошо относился к покойному, но оттого, что смерть эта означала убытки для Якова.


Это не единственная смерть, преследующая Якова. Дома умирает супруга – Марфа. Но у героя нет жалости, потому что Яков тревожится об одних лишь заботах. Мужчина думает о том, какой сделает гроб для жены, когда нужно делать гроб и т. д. Сейчас Яков еще не думает о собственном убожестве, о зацикленности на вещах и деньгах.

Рассказ “Анна на шее” считается одним из самых нашумевших произведений в творчестве Антона Чехова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Однако по ходу повествования в душе Якова просыпается новое чувство – это жалость. Перед смертью Марфа многое рассказывает о своей жизни. Яков узнает, что ее ребенок умер. Это сильно меняет героя: вдруг мужчина осознает, какая же его жизнь никчемная и глупая. Яков понимает, что счастье – не в деньгах, что гробовщик – ужасная профессия. Здесь автор прячет главный конфликт произведения

Образ Марфы

Марфа отличалась покладистостью, нежностью и добротой. Героиня всегда была добродетельной хранительницей домашнего уюта. Несмотря на сложный характер своего мужа,

Марфа не донимала того упреками, подчиняясь и слушаясь Якова. Порой женщина немного боялась прогневить супруга. Марфа – это воплощение страдания, мученичества.

Героиня несет крест без жалоб и роптаний. Смерть Марфа встречает достойно, потому что принимает ее как избавление. Кажется, что Марфа – это прозрачное существо, легкое, невесомое.

Но когда героиня умирает, в доме и в душе Якова селится пустота. Якову совестно за свое недостойное отношение к Марфе, будто та – не женщина, а кошка или собака. Марфа – это ключ к развитию сюжета, хотя для читателя она присутствует в тексте лишь как образ.

Образ Ротшильда

Писатель также упоминает о Ротшильде – еврее, который, однако, никак не относится к тем самым банкирам Ротшильдам. Это робкий, мягкий и слишком эмоциональный человек. Герой – музыкант и играет в оркестре. Иногда, нечасто, Ротшильд приглашает на концерт и Якова. Ротшильд – слишком робкий, поэтому Яков первым сделал шаг к их дружбе. Еврей нравился Бронзе, и Яков искренне не понимал, почему к Ротшильду так плохо относятся окружающие.

Чем заканчивается произведение, или символика скрипки

Интерпретировать финал чеховского произведения крайне сложно. Но здесь заложены мощные смыслы. Доживая последние дни, Яков понял, что хочет получить в конце жизни совсем не то, о чем мечтал в молодости. Теперь для Якова важно помогать ближнему (как он помогает другу-еврею), получить признание, заслужить память.

Рассказ «Дама с собачкой», центральным событием которого является курортный роман и его последствия, называют визитной карточкой автора – Антона Павловича Чехова. Предлагаем читателям «ознакомиться с характеристикой его героев.

Яков очень ценит музыку и свою скрипку. Свой инструмент Яков завещал Ротшильду. Вместе со скрипкой мужчина передает еврею и сочиненную мелодию, которую просит сохранить и играть. Яков бы хотел, чтобы все знали: автор этой прекрасной музыки – гробовщик, простой мужик, но от этого музыка не менее нежна и чарующа. В скрипке заключены не только порывы души героя, но и чистота Якова, свободная от предубеждений.

Ссылка на основную публикацию