Анализ рассказа Чехова В аптеке

«В аптеке», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А.Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пёстрые рассказы» (1886).

Литературное направление, жанр

«В аптеке» – газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди её постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры – и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.

Проблематика

Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям (клиент – продавец и т.п.) и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нём человека – большие проблемы этого маленького рассказа.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» – т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет. Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

Сочинение Анализ рассказа В аптеке Чехова

Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.

Произведение, что требует незамедлительного внимания, – это «В аптеке». Сотворилось подобное творение буквально за несколько часов. Зато призналось оно многими читателями на ура, ибо затрагиваются действительно необходимые вещи в таком сюжете.

Главным героем сего рассказа является учитель по фамилии Свойкин, который внезапно простудился. Болезнь охватила его с ног до головы. Поэтому персонажу пришлось идти в аптеку, дабы купить средство от нависшего недуга.

В этом здании, как думал герой, работают отзывчивые люди. Однако когда Свойкин обнаружил безразличного по отношению к нему провизора, настроение и внутреннее состояние души значительно ухудшились.

Аптекарь, к удивлению, был равнодушен к высказываниям и просьбам пришедшего покупателя. Его внутренний мир слишком различен с миром клиента. У Свойкина душа открыта нараспашку, у провизора же наоборот. Тот очевидно абстрагирован от проблем и забот окружающих людей. Аптекарь не желает тратить время на высушивание разных историй и капризов гостей. Оттого, когда за лекарства у учителя не хватает немного денег, провизор не входит в положение главного героя. Он забирает лекарственные препараты обратно, несмотря на то, что Свойкину действительно дурно.

Такая ситуация чрезвычайно опасна для людей с настоящей душой. Безразличные ко всему окружающие слишком серьезно могут ранить невинные души. От этого не легче. И Чехов это видел! Он предчувствовал, что подобное останется и продолжит существовать даже в последующих поколениях. Именно поэтому автор жаждал предотвратить такое безучастное отношению людей друг к другу. Оказывается, это не так-то просто…

Провизор в подобной ситуации, не осознавая положение дел клиента, даже не удосужился принять тот факт, что у человека ужасное физическое состояние. Он был чужд к переживаниям клиента… Что самое печальное, у него даже за душу не взяло жестокое обращение с покупателем…

Равнодушие аптекаря привело несчастного героя к гибели. И здесь Антон Павлович Чехов поднимает такую своеобразную проблему, как обезличивание человека в огромном мире. Это страшно, когда житель города, к которому ты обращаешься, не слышит тебя или не желает вовсе слышать.

Сочинение по произведению В аптеке

Казалось бы, мегаполисы появились относительно недавно и основная проблематика больших городов тоже. К примеру, сейчас люди довольно ясно представляют себе обезличенность практически каждого жителя крупного города и проблематику отстраненности людей друг от друга. В городах отношения людей чаще сводятся к элементарным функциям, уходит душевность общения, понимание человечности каждого встречного.

Тем не менее, Чехов поднимает этот вопрос веком ранее нынешних дней. На самом деле не удивительно. Ведь, если в русской литературе была тема маленького человека, то вполне логично увидеть и тему большого города, в котором этот маленький человек обитает.

Свойкин – главный герой рассказа, работает частным учителем и представляет собой именно такого маленького человека, который сталкивается с проблематикой крупного города. Он приходит в аптеку, чтобы купить выписанные лекарства и встречает там надменного и строгого провизора, который олицетворяет собой безличие города. Когда главному герою не хватает шести копеек, ему не продают лекарства и отправляют обратно домой.

Провизор не может принять доводов клиента и упирает на простой факт: аптека не дает кредитов. Чехов, который был сам доктором, вероятно, глубоко лично понимает такую ситуацию, так как вообще для доктора и работника медицины не оказывать помощь другому является равным преступной деятельности. Тем не менее, суть не только в этом, но в отсутствии принятия провизором Свойкина как человека, для работников аптеки он – только клиент и не более.

Свойкин в свою очередь представляет собой своеобразный порыв души человека к общению, к взаимодействию с другими. Автор не особенно подробно рассказывает об этом герое, но, как известно, он приехал из деревни, где по большей части и преподавал. Тут тоже прослеживается проблематика структуризации человеческих сообществ.

Для деревни более характерным является, скажем так, человеческое (в смысле открытости, понимания и приветливости) отношения. Для города характерными являются цинизм, взаимная отстраненность, люди часто говорят как бы на разных языках. К слову, этот факт автор отлично иллюстрирует тем как общаются между собой герои.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа В аптеке

Популярные сегодня темы

Маша Троекурова родилась в старинной дворянской в семье. Она рано осталась без матери. Ее отец Кирила Петрович после службы вышел в отставку в чине генерал-аншефа.

Читайте также:  Образ и характеристика Сони Гурвич в рассказе А зори здесь тихие Васильева сочинение

29 января 1783 — рождение Василия Андреевича Жуковского в Тульской области. Он был сыном помещика и турчанки, поэтому чтобы вернуть дворянский чин, он был зачислен в полк по факту рождения

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

Сюжет сказки Ослиная шкура тесно связан с сюжетом еще одной сказки Шарля Перро — Золушкой. У короля погибает жена. Перед смертью она просит его об одном.

Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие

Анализ рассказа «В аптеке» (А. П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

Рассказы великого русского писателя Антона Павловича Чехова являются важной частью, как его творчества, так и всей русской литературы второй половины девятнадцатого века. Через эти маленькие книги писатель делился своими взглядами на общественные проблемы, которые казались ему значимыми, делал небольшие, но яркие зарисовки быта Российской империи того времени. «В аптеке» является одним из таких произведений. Хоть рассказ не получил такой известности, как другие творения писателя, он является ярким примером его творчества, затрагивающим характерные для прозы Чехова вопросы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Идея для рассказа возникла у Чехова ещё на заре его становления как писателя. Антон Павлович только что пережил один из самых тяжёлых периодов своей жизни. Его отец, состоятельный купец, разорился, семья осталась без денег, а сам писатель был вынужден выживать в Москве практически без денег. В это тяжёлое время он мог в полной мере ощутить жестокость и бесчувственность общества, равнодушие людей к проблемам окружающих. Его переживания нашли своё выражение в целой серии рассказов, среди которых и был «В аптеке».

Рассказ был написан Чеховым в 1885 году буквально за несколько часов для «Петербургской газеты. Тема книги близка автору еще и потому, что он занимался медициной и учился бок о бок с людьми, которые избрали призванием служение людям, однако не испытывали ни малейшего желания помогать. Для них спасение жизни было прибыльным ремеслом. Эту профессиональную бесчувственность своего окружения и порицал автор.

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

Суть: о чём рассказ?

Домашний учитель Егор Свойкин после посещения врача направляется в аптеку, желая купить необходимое ему лекарство. Неприветливый провизор отвечает, что лекарство будет только через час и велит подождать.

Атмосфера, царящая в аптеке, угнетает больного Свойкина. Он пытается заговорить с провизором, но тот игнорирует его.

Проходит полчаса, состояние Егора Алексеевича становится вся хуже. Он пытается сказать об этом провизору, просит того поспешить, но тот остаётся равнодушным к его тяжёлому положению.

В конце концов, лекарство приносят. Со Свойкина требуют рубль и шесть копеек, но у него оказывается только рубль, остальные деньги лежат у него дома. Егор просит дать ему лекарство в долг, сетует на свою слабость, но провизор остаётся равнодушным.

Свойкин вынужден возвращаться домой. Поднявшись в свою квартиру, он уже берёт в руки недостающие деньги, но в этот момент болезнь берёт своё, и главный герой без сознания падает на кровать.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В аптеке» и их характеристика умещаются в небольшой таблице.

Свойкин Егор Алексеичдомашний учитель. Интеллигентный и общительный человек. Тяжело болен, очень страдает от равнодушия окружающих.
Провизорбезымянный сотрудник аптеки. Солидный строгий господин высокого роста с плешивой головой. Высокомерен, груб, равнодушен к страданиям других людей, отгораживаясь от них строгим выполнением своих функций.

Тематика рассказа «В аптеке» не может устареть, потому что она касается каждого современного человека, несмотря на солидный возраст книги.

  • Добро и зло – Чехов показывает, что в мире преобладают наиболее низкие человеческие стремления: эгоизм, равнодушие и чёрствость. В этом обществе нет места настоящему добру. При этом зло маскируется под инструкциями и формулярами, его узаконивают и считают нормой.
  • Отзывчивость – для Чехова, наиболее важная черта в человеке – отзывчивость, умение сострадать другим людям. Общество, которое этих черт лишено, смертельно больно и обречено на гибель. Весьма символично, что человек остается без помощи и падает без чувств у себя дома.
  • Профессиональный долг – на примере провизора писатель показал нам, как механическое выполнение официальных обязанностей полностью подменяет профессиональный долг, когда вместо оказания реальной помощи, реальной добродетели, мы видим только лишь равнодушный канцеляризм.

Проблемы

Проблематика рассказа «В аптеке» может быть расширена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в комментариях о том, чего не хватает.

  • Равнодушие – всё творчество писателя пронизывает мотив равнодушия, когда человек замыкается в своём маленьком мещанском мирке, в котором его не интересует ничего, кроме удовлетворения его мелочных потребностей. Именно с этим Чехов боролся в своём творчестве, показывая бессмысленность и бездуховность такого существования.
  • Халатность – на примере показанной аптеки мы можем видеть, как Чехов, который сам был врачом, осуждал неустроенность и нерасторопность системы здравоохранения Российской империи.
  • Жестокость – провизор, который заставил больного человека ждать целый час, а потом в таком состоянии бежать за деньгами, под личиной исполнительности и профессионализма прячет холодную, равнодушную жестокость.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт. Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки.

Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

Чему учит?

Автор рассказа «В аптеке» осуждает чёрствость и равнодушие, которые умерщвляют человеческую душу, превращают человека в пустую оболочку. Вывод его прост: необходимо ставить спасение жизни выше формальностей и расчета.

Он учит нас тому, как важно сохранить в себе доброту, остаться отзывчивым и сострадательным. Думать не только о материальных вещах, но и о чём-то высоком, что гораздо важнее пошлой повседневности. Такова мораль рассказа «В аптеке».

Критика

«В аптеке» не получил такой широкой известности, как другие творения Чехова. Даже сам писатель не включил его в сборник своих рассказов, как будто забыв о нём, и только в двадцатом веке это произведение встало в один ряд с другими более известными рассказами.

Уже в наши дни этот рассказ не добился большей славы, чем другие творения Чехова, хоть и остаётся ярким примером раннего творчества Чехова.

А.П. Чехов “В аптеке”: описание, герои, анализ рассказ

Произведение «В аптеке», как и другие рассказы Чехова, носит глубокий смысл. Автор раскрывает перед читателем, как важно не потерять в себе чувство сострадания к другим людям в наши дни. Хотя рассказ и небольшой по своему содержанию, но в нем раскрыта проблема человека, знающего себе цену, но потерявшего свое человеческое подобие из-за неумения сострадать и помочь ближнему. Все сводится к простым отношениям, которые заключаются в купле-продажи. В случае недостатка у человека материальных средств, его фактически бросают умирать, не желая ни о чем слушать. В лице провизора можно увидеть личность, которая руководствуется строгими правилами, не имея снисхождения к проблемам своих клиентов.

Читайте также:  Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова (проблематика произведения)

История создания рассказа

Небольшой рассказ А. Чехова «В аптеке» был написан им за несколько часов в 1885 году под именем А. Чехонте. Создал произведение автор в качестве маленькой зарисовки для «Петербургской газеты» в разделе «Летучие заметки». Первый подзаголовок назывался «Сценка». Эту газету читали аристократы, врачи, провизоры и влиятельные люди, которые искали в каждом новом издании что-то о себе. Интересно, что А.Чехов рассказ не добавил в свой полный сборник. Рассказ «В аптеке» видел свет лишь в первом издании собрания сочинений «Пестрые рассказы» в 1886 году.

Анализ рассказа

Описание

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Его поглощает загадочная атмосфера аптеки с кучей микстур, баночек, пузырьков, а также особый лекарственный запах. Он отдает приписанный доктором рецепт провизору, который имеет особый внешний вид: «Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай».

Провизор ответил, что лекарство будет готово только через час. Он постоянно делает важный вид, не отвлекаясь на попытки Свойкина заговорить с ним. Он приказывает что-то своим ассистентам на немецком языке и продолжает водить пальцем по газете. Свойкин пытается как-то отвлечь себя, его нестерпимо мучают боли. Учитель тяжело заболел. Он пытается донести это провизору, чтобы тот ускорился с приготовлением лекарства, но тот игнорирует его.

В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек. Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и получил свое лекарство.

Главные герои

Свойкин Егор Алексеич – домашний учитель, который сильно заболел. О возрасте и внешности его ничего не говорится. Пытается завести разговор с провизором в аптеке и найти понимание, когда у него не хватило денег рассчитаться за лекарство.

Провизор аптеки – безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и бесчувственный человек, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки.

Ассистенты провизора и кассир – безликие особы, которые отвечают одну фразу: «Ja!».

А.П. Чехов очень тонко рассматривает глубину души человека. Сочинение «В аптеке» показывает, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.

Сострадать – вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям, мы становимся ничем. Несмотря на свое положение в обществе, социальную значимость и профессиональные навыки, люди должны помогать друг другу. В конце произведения автор оставляет его незавершенным. Из-за этого, читатель сам может только предполагать, что в итоге случилось с больным. Умер он или на утро сходил в аптеку, этот вопрос автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и бесчувствия.

Анализ рассказа Антона Павловича Чехова «В аптеке»

«В аптеке» — произведение Антона Павловича Чехова, которое подчеркивает важность чувства сострадания. Несмотря на небольшой размер, читать текст полностью есть возможность не у всех, поэтому можно ознакомиться с его сюжетом в сокращении. Краткий анализ рассказа Чехова «В аптеке» позволит школьникам написать грамотное сочинение с логическим завершением и выводами.

История написания

Рассказ описывает человеческие отношения, завязанные на купле и продаже. Когда денег критически не хватает, приходится выживать. Никто не хочет слушать о проблемах бедняка. Снисхождение чуждо главному герою произведения.

Во времена написания рассказа эта проблема считалась особо актуальной. Создана миниатюра Антоном Павловичем была в 1885 году. Именно тогда ее впервые напечатали в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки». Также газетная зарисовка стала полноценным произведением первого издания сборника «Пестрые рассказы», опубликованного в 1886 году.

Обвинять автора в быстроте написания очерка невозможно. Главная тема и идея зарождались в его голове еще на заре творческого пути. Но тяжелый жизненный период перечеркнул возможность и желание описать случай более детально. Может быть, это произошло из-за способности прочувствовать тогда всю жестокость и бесчувственность общества. Но после тяжелого периода писателем был создана целая серия рассказов, посвященных общественным проблемам, приводящим к падению народного духа.

Литературное направление и жанр

По своим размерам произведение можно отнести к жанру газетной зарисовки. Создавалось оно Чеховым всего несколько часов. Популярное повествование о жизни бедняков и провизоров прочитали сотни тысяч человек, так как «Петербургскую газету» читали простые люди, мелкие клерки, доктора, учителя, фармацевты, приказчики. О многих из них автор вскользь упоминает в содержании.

Реалистичный рассказ достоверно изображает действительность не только того времени, но и современности. Типичные образы контрастируют друг с другом, отличаясь характером и жизненной позицией. Слова и действия персонажей выглядят максимально натуралистично. Кажется, что подобные события происходят на каждом шагу ежедневно.

Повествование охватывает небольшой промежуток времени, поэтому в нем мало действующих лиц и событий. Писатель сделал это намеренно, чтобы минимизировать важные детали и подчеркнуть обыденность происходящего.

Главные герои

Делая анализ «В аптеке» Чехова, можно выделить трех основных персонажей, фигурирующих перед читателем. Двое из них беседуют, ведут монологи и диалоги, третий — безмолвный. В очерке присутствуют фармацевты, придающие особый окрас повествованию своим Ja (по-немецки — «да»). Центральных персонажей можно узнать поближе:

  1. Егор Алексеевич (Алексеич) Свойкин — домашний преподаватель. Читателю автор его подает безликим. Невозможно понять возраст учителя, его внешность. Да это и неважно. Всю свою жизнь Свойкин мечется от одной семьи богачей к другой. Их дети нуждаются в дополнительных уроках. Видимо, такой жизнью ему придется довольствоваться до скончания своих дней. Егор Алексеевич небогат, поэтому просит у провизора местной аптеки дать лекарство авансом. Он обучает детей помещиков в деревнях и радуется тому, что оказался в столице, где есть аптеки. Но его положение такой удачный случай не улучшает.
  2. Провизор без имени — человек, похожий на молчаливого инопланетянина. Перед читателем герой предстает высоким мужчиной, гордо закидывающим голову. У него строгое лицо и выхоленные бакенбарды. На голове есть небольшая залысина. Лекарства своим клиентам провизор подает руками с длинными розовыми ногтями. Он высокомерный и грубый. Не желает выполнять свою работу, прикрываясь исполнительными помощниками. Это холеный мужчина, следящий за своей внешностью, педантичный человек.

Свойкин сразу начинает уважать провизора, так как со своими коллегами-фармацевтами тот пишет на латыни.

Сюжет и композиционные основы

Заболевший Свойкин отправляется к доктору, несмотря на позднее время. После этого ноги сами несут учителя в аптеку. Он показывает рецепт аптекарю. Ему приходится ждать целый час, чтобы получить препараты. Но для оплаты заказа не хватало шести копеек. Несмотря на болезнь клиента, провизор отказывается дожидаться оплаты завтрашним днем. За деньгами учитель отправляется домой.

Придя туда, Егор Алексеевич находит в ящике стола несколько медных монеток. Но ему было настолько плохо, что он свалился в бреду в постель. Медяки сыплются из рук больного, а ему снится, что он снова в аптеке расплачивается за лекарства.

На этом рассказ завершается. В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

Свойкин — доверчивый и несколько наивный мужчина, надеющийся, что провизор поймет его ситуацию и подождет до завтра шестикопеечный долг. Но аптекарь — черствый и жестокий человек, неспособный поверить на слово клиенту.

Рассматриваемые автором проблемы

При написании краткого пересказа произведения Чехова «В аптеке» аргументом к сочинению и основной темой может выступить одна из проблем, рассматриваемых писателем в рассказе. Озвученная тематика всегда актуальна и касается любого современного человека, несмотря на солидный возраст газетной зарисовки. К числу основных тем и проблем, упоминаемых в очерке, стоит отнести:

Читайте также:  Главные герои сказки Дюймовочка Андерсена (характеристика)

  1. Противостояние добра и зла. Антон Павлович пытается показать, что в мире можно встретить людей, обладающих разными характерами. Многие представляют собой воплощение эгоизма, равнодушия, жестокости. Настоящее добро не может вписаться и искоренить зло, тщательно скрывающееся за маской инструкций и формуляров.
  2. Отзывчивость, являющаяся для автора важной чертой характера. Люди должны сострадать другим. Общество, лишенное столь важного чувства, нежизнеспособно и обречено на моральную гибель души.
  3. Профессиональный долг. Провизор должен быть воплощением добродетели, сострадания, понимания. Давая клятву Гиппократу, он обязался помогать людям. Но вместо этого он скрывает свой эгоизм за ширмой официоза, обязанностей. О профессиональном долге и речи быть не может.
  4. Равнодушие. Мещанский мир подается писателем настолько узким, что в нем не остается места для сострадания. Провизора ничто не интересует, кроме денег. Такое существование не имеет смысла, оно бездуховно.
  5. Халатность. Фармацевты не собираются выполнять свой долг перед пришедшим в аптеку больным человеком. Будучи врачом, Чехов пытается показать, насколько неустроенной и нерасторопной ранее была система здравоохранения.
  6. Жестокость. Вместо того чтобы войти в положение больного Свойкина, провизор отправляет его домой за шестью копейками, получив при этом большую часть оплаты в размере одного рубля. Это демонстрирует холодность персонажа и безразличие к чужим проблемам.

В заключении сочинения для ЕГЭ «В аптеке» по Чехову можно рассказать об основной идее произведения. Она четко просматривается даже в сокращенном варианте на Брифли. Смысл зарисовки довольно прост: современное общество больное, оно объято равнодушием, формализмом и мещанством. В нем нет места правильным человеческим чувствам. Автор рассказа призывает читателей быть отзывчивыми и гуманными. Он осуждает черствость и равнодушие. Для него это все равно, что умерщвление души.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Аптекарша»

1. Сюжет данного произведения раскрывает субстанциональный конфликт – тоску, душевные муки молодой жены аптекаря города Б., не понятно откуда взявшиеся и терзающие её так сильно, что она не может уснуть. Близится рассвет, «она ложилась уже три раза, но сон упрямо не идет к ней – и неизвестно отчего. Сидит она у открытого окна, в одной сорочке, и глядит на улицу. Ей душно, скучно, досадно. так досадно, что даже плакать хочется, а отчего – опять-таки неизвестно».

Сюжетный эпизод всего один. Два офицера возвращаются от исправника в лагерь, проходя мимо той самой аптеки, они чувствуют специфический запах аптеки и заводят беседу. Один из офицеров бывал в аптеке ранее и заметил, что жена аптекаря очень привлекательна. Аптекарша всё прекрасно слышит. Офицеры решили зайти в аптеку под предлогом что-либо купить и посмотреть на девушку. Она «спешит к двери, чтобы отпереть, и ей уже не скучно, и не досадно, и не хочется плакать, а только сильно стучит сердце». В аптеке между ночными посетителями и девушкой завязывается разговор, офицеры купили аптечного красного вина и «ей уже так весело! Она вступает в разговор, хохочет, кокетничает и даже, после долгих просьб покупателей, выпивает унца два красного вина».

Аптекарь всё это время спит. Посетители уходят, а аптекарша садится у окна и наблюдает, как офицеры остановились на улице и о чём-то шепчутся «О чем? Сердце у нее стучит, в висках тоже стучит, а отчего – она и сама не знает. Бьется сердце сильно, точно те двое, шепчась там, решают ее участь». Спустя некоторое время один из офицеров возвращается к аптеке, долго не решается позвонить в дверь, но когда, наконец, звонит – просыпается муж и сам открывает дверь, офицер покупает мятных лепешек и удаляется прочь, кидая лепешки на дорогу. Муж укладывается спать дальше, а аптекарша заливается вдруг горькими слезами и повторяет как она несчастна.
Внесюжетные элементы отсутствуют. Сюжет с устойчивым (субстанциональным) конфликтом, так как проблема душевных мук Аптекарши не имеет решения на протяжении всего рассказа.

2. Экспозиция в произведении отсутствует. Завязка не имеет острых очертаний, на появление конфликта автор указывает косвенно: «Ей душно, скучно, досадно. так досадно, что даже плакать хочется, а отчего – опять-таки неизвестно».
Кульминация произведения наступает в моменте, когда офицеры вышли из аптеки и, немного отойдя, начинают шептаться о чём-то, а потом один из офицеров возвращается к двери аптеки. Сердце главной героини бьётся сильно, в душе затаилась надежда.
Развязка внезапная – просыпается муж аптекарши и спешит открыть дверь после звонка офицера. Продав ему лепешки, муж снова ложится спать. Надежды аптекарши утрачены, и она заливается горькими слезами.

3. По ходу развития сюжета подробно раскрываются взаимоотношения аптекарши со своим мужем. Автор ставит это в центр рассказа. Аптекарша сидит у окна, поздно ночью, не может уснуть и ей от чего-то хочется плакать. Через диалог офицеров мы узнаём, что девушка хороша собой, тогда как её муж напротив уродлив: «Тут еще аптекарь с кислым лицом и с ослиной челюстью. Вот, батенька, челюсть! Такой именно Сампсон филистимлян избивал». Из описания сна мужа мы видим, что муж непомерно жаден, автор даже подчёркивает это «Жадная блоха впилась ему в переносицу, но он этого не чувствует»
Аптекарша сама говорит: «Муж мой не имеет помощников, и я ему всегда помогаю», это тоже указывает на чрезмерную экономность супруга. В конце рассказа героиня заливается слезами, а муж не обращает на это внимание и просит её забрать пятнадцать копеек с прилавка.
Автором описан в неявной форме конфликт мужа и жены. Аптекарша не любит своего мужа, как и он её. По-видимому, она вышла за него по расчёту, так как он уродлив и груб, а он взял её в жёны только из-за красивой внешности, тогда как сам неспособен любить в принципе. Девушка столкнулась с серой обыденностью захолустного городка. Её молодое сердце жаждет чего-то, однако она не может понять чего. Муж не способен дать ей этого, а она не в силах изменить ситуацию.
По ходу развития сюжета завязываются отношения между молодым офицером Обтёсовым и аптекаршей. Она случайно подслушивает, как Обтёсов говорит о том, что она ему нравится. Во время их общения в аптеке он ей нравится. Ей импонирует то, что она, будучи замужней, кому-то нравится, значит ещё не все потеряно, в сердце появляется надежда, она впервые за долгое время начинает смеяться. В её душу вливается свежая струя яркого общения с интересными людьми, они восхищаются её красотой, делают ей комплементы. Комплементы, которые она вряд ли принимала от своего опостылевшего мужа.

4. Помимо главных героев есть второстепенный персонаж – друг Обтёсова, офицер, которого сам Обтёсов называет доктором. Функция этого персонажа в том, что через диалог Обтёсова с ним мы узнаём многое об аптекарше, её муже, о настроении самого Обтёсова. Молодой офицер немного стеснителен, и мало проявляет себя в диалоге, его товарищ же, напротив, болтун и постоянно ведет разговор. Не будь доктора, Обтёсов вряд ли мог поддержать беседу с предметом своего интереса.
В рассказе преобладает диалогическая форма развертывания действия. Обусловлено это маленьким объёмом произведения и единственным сюжетным эпизодом.

5. Автор занимает нейтральную позицию по поводу событий и персонажей, он не отдаёт предпочтение ни аптекарше, ни её мужу. Замечаний по ходу развития сюжета автор не делает. Название «Аптекарша» выбрано, на мой взгляд, потому, что описываемый конфликт в рассказе в доминирующей степени затрагивает аптекаршу. Она испытывает душевные муки от несчастливого брака. Только она может найти выход из сложившейся ситуации, так как мужа, по-видимому, мало заботит душевное состояние его супруги. Душевные же муки самого супруга невозможны, так как человек он чёрствый и безучастный по отношению к жене.
На примере аптекарши автор показал типичную в то время проблему – брака по расчёту. Решающую роль в выборе партнёра играли родители, и вряд ли аптекарша сама выбрала такой путь.

Автор: Аношин Андрей
Специально для my-chekhov.com

Вернуться на предыдущую страницу

Ссылка на основную публикацию