Анализ рассказа Червоточина Шолохова

Анализ произведения Шолохова Червоточина

Произведение является одной из составных частей цикла рассказов писателя под названием «Лазоревая степь», основной темой которых представляются авторские размышления о переменах в человеческом сознании в период революционных событий на землях донского казачества.

Главными персонажами рассказа являются члены одного из казачьих семейств в лице главы семьи Якова Алексеевича, жены и двух сыновей, старшего Максима и младшего Степки.

Сюжетная линия произведения повествует о разногласиях в семье, возникших в связи с принятием младшим сыном Степкой идей революции и вступлением в комсомол, что категорически не приветствуется остальными членами семьи. Яков Алексеевич, также, как и Максим, не принимают новую советскую власть, являясь зажиточными крестьянами, не желающими лишаться собственного дохода в пользу бедняков, но предпочитают открыто не выражать свою злобу к большевистским идеям.

Станица начинает подготовку к посевному сезону и старшие члены семейства предвкушают будущий неплохой доход от продажи излишков урожая. Степка старается не принимать участие в планах родных, поскольку не поддерживает их позиции единоличников, все свободное время проводя в комсомольском кружке. Но ситуация в доме достигает высокого напряжения, и отец с братом, включая его жену, перестают общаться со Степкой, который полностью увлекается своей комсомольской работой. Однако в ночных снах юноше видится собственная смерть и похороны в степи.

В один из дней Степка узнает, что Яков Алексеевич со старшим сыном Максимом обманывают советскую власть и указывают намеренно меньшую площадь выделенного надела, о чем Степка немедленно уведомляет руководство сельсовета. Яков Алексеевич, узнав о поступке младшего сына, жестоко избивает его, использовав кнут.

Спустя время отец обнаруживает пропажу из собственного домашнего хозяйства пахотных быков, думая, что в этом замешан Степка, Яков Алексеевич с Максимом совершают убийство Степки, впоследствии узнав о его невиновности и непричастности к исчезновению животных.

Отличительной особенностью рассказа является мастерское изображение писателем катастрофического периода времени тяжелого становления новой власти, в том числе и в донских местах, кардинально меняющего сознание людей, приводящего к братоубийственной войне, не щадящей ни детей, ни женщин, ни стариков.

Вариант 2

В произведении М.А. Шолохова «Червоточина» основными героями являются члены одной семьи. Главу семейства зовут Яков, он вместе с женой воспитал двоих сыновей. Парней зовут Степан и Максим. Отец вместе с младшим братом не одобряет выбор старшего брата вступить в комсомол. На этой почве в семье часто вспыхивают скандалы. Максим постоянно пытается уговорить Степана выйти из комсомола. Однажды из-за этого между парнями началась драка, которую начал младший брат. Но и это не повлияло на выбор Степана. Он продолжает активно участвовать в жизни комсомола.

Пришла весна и наступило время, когда необходимо начинать готовить поля к посеву. В этом году было запланировано посадить больше урожая, нежели в прошлый год. Это необходимо для того, что бы продать излишек и получить прибыль. Степану эта идея пришлась не по душе. Но что бы в очередной раз не ругаться с родственниками он решает промолчать и не обращать на происходящее внимание. Но, несмотря на это в доме царит напряженная атмосфера. Из этого понятно, что ссора все равно состоится. Отец и Максим принимают решение не разговаривать со Степой. Старшему брату очень тяжело жить в своем родном доме. Он не может там находится и поэтому старается чаще бывать в комсомоле. Там к нему относятся хорошо и с пониманием.

С раннего детства Степана учили никогда не обманывать. Поэтому он не выдерживает и рассказывает правду про обман, который затеял его отец. Папа дал ложную информацию в сельский совет. Он заведомо уменьшил площадь поля, что бы продать оставшийся за территорией урожай. Степан понимает, что таким поступком настроит против себя отца. Так и вышло. Яков очень разозлился и избил сына кнутом, да так сильно, что на теле парня остались кровавые полосы. Отец с Максимом выпустили пастись скот на поле, но он исчез. Папа и сын решили, что это проделки Степана. Это была последняя капля, и Яков задумался об убийстве старшего сына. Максим помог отцу и в этом вопросе. Труп Степана они закопали на территории поля. Через некоторое время выяснилось, что Степан ни в чем не виновен. Скот просто ушел пастись в другое место.

После прочтения произведения можно сделать вывод, что Степан имел свое мнение, хотел жить своей жизнью и своими интересами. Ему было очень обидно, что его не понимают и не поддерживают его самые близкие родственники. Но с другой стороны можно понять и Якова. Отец считал, что старший сын должен к нему прислушиваться и уважать его слово. Как ни крути они оба правы, но каждый по своему

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Червоточина

Популярные сегодня темы

На художественном полотне русского живописца Б.В.Щербакова «Русь Подмосковная» изображена удивительно красивая природа средней полосы нашей страны. Картина написана художником в 1977 году

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя.

С момента публикации романа в журнале «Русский вестник». Являвшимся консервативным изданием, произведение писателя подвергается литературоведческим обществом тщательному анализу по главам

Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.

Главным героем его рассказа становиться обычный гражданин с добрым сердцем. Его дома ждет жена и дети, но у него не осталось выбора. Он пошел их защищать.

“Донские рассказы” Шолохова: краткое содержание, идея

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Читайте также:  Жизнь Мцыри в монастыре - сочинение рассказ

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Червоточина.

ЧЕРВОТОЧИНА. Рассказ был напечатан в журнале «Смена» в мае 1926 года, № 10; затем опубликован в сборнике «Лазоревая степь», Новая Москва, М., 1926; затем отдельным изданием в Госиздате, без даты; затем в сборнике « Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; затем «Донские рассказы», ЗИФ, М., 1930.

Ещё один рассказ о трагической судьбе комсомольца Степана, который оказался червоточиной в семье домовитого хозяина и его сына Максима, взял быков для Прохора, наложили сена , а сами легли спать. Проснулись – быков нет. Приехал хозяин и Максим и отомстили за пропажу быков: Максим вилами убил Прохора, а хозяин – Степку.

А быки ночью вернулись во двор.

МАКСИМ, брат Степана, двадцатидевятилетний казак, справный и домовитый. Едко подшучивает над Степаном, который отказался креститься перед застольем,ходит в клуб, высказывает надежду, что, может, Степка какую-нибудь должность из-за комсомола получит.

«Ерундовская власть. Нам, казакам, даже вредная.Одним коммунистам житье, аты хоть репу пой…Такая власть долго не продержится. Хоть и крепко присосались к хлеборобовой шее разные комсомолы, а как приспеет время, ажник черт их возьмет!» В германскую войну Максим участвовал в подавлении рабочего бунта, одному из рабочих Максим вдарил плетью, « а он – копырь и упал коню под ноги…А бабья этого лошадьми потоптали – штук двадцать.Ребята осатанели и уж за шашки взялись…» Степан пожалел, что такого гада, как Максим, не шлепнули. «Собака ты! Каин!» – крикнул Степан. И тогда Максим использовал свою мощь и силу – избил Степана так, что « от каждого удара захватывало дыхание , звон колол уши, из глаз текли слезы». Максим уговаривал отца говорить не полную правду статистику , чтобы не платить большого налога, сказать надо семь десятин, а не двадцать. Так Яков Алексеевич и сделал, но Степан поправил отца и сказал, что засеяли двадцать десятин.

СТЕПАН, комсомолец, любит говорить правду, полон противоречий, отказывается креститься, то все-таки под давлением отца креститься. Степан видел и чувствовал, что отец что-то замышляет против него, он человек не глупый, насильно давить не будет. Но своего часа дождется. Семья откололась от Степки, « Сторонились и чуждались, словно заразного, стал вроде чужим. А комсомольцы упрекали Степана: « Обуздай отца, Степка. Ведь он разоряет бедноту. Скупая под весну за бесценок сельскохозяйственные орудия. Стыдно!» Но Степан ничего не мог поделать с отцом. А отчуждение переходило в злобу, а злоба в ненависть. «Кусок застревал у парня в горле , непрошенные слезы жгли глаза. Валом вставало глухое рыданье».

Однажды Степан вмешался в хозяйственные дела: Прохор Токин попросил у Якова Алексеевича быков сена перевезти, отец не давал, а Степка просто потребовал дать Прохору быков. Отец согласился, но быков дал Степану, чтобы они вместе с Прохором привезли это сено. Так оно и случилось, но ночью быки пропали, а оказалось, что быки ночью ушли домой. За что Степан и получил смерть от рук отца, а Прохор – от вил Максима.

ЯКОВ АЛЕКСЕЕВИЧ, бывший кулак, но ,почувствовав перемены, стал крепким середняком.«Яков Алексеевич – старинной ковки человек:ширококостный, сутуловатый; борода, как новый просяной веник, – до обидного похож на того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож – одежей. Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рыпом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой. Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках его перенесли в соседнюю клетку – к середнякам. Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско». Но даже в этой домовитой семье появилась червоточина – Степан вступил в комсомол. Все перед обедом крестились, а Степан не крестился, стоял возле притолоки, заложив руки за спину.

« – Ты человек? – помолившись, спросил Яков Алексеевич.

– Тебе лучше знать…

– Ну, а если человек и садишься с людьми за стол, то крести харю. В этом и разница промеж тобой и быком. Это бык так делает: из яслев жрет, а потом повернулся и туда же надворничает.

Степка направился было к двери, но одумался, вернулся и, на ходу крестясь, скользнул за стол». Когда Максим избил Степку за оскорбление, отец «задумчиво мял бороду, хмурился, поглядывая на мокрое от слез лицо старухи».

Яков Алексеевич раньше всех был на поле, Максим ругал отца, что так рано выгнал их на работу. «Сена набрал Яков Алексеевич на две зимы. Хозяйственный человек он и знает , что на провесне, когда у безтягловых скотинка с голоду будет дохнуть, можно за беремя сена взять добрые деньги, а если денег нет, то и телушку-летошницу с база на свой баз перегнать.Вот поэтому – то Яков Алексеевич и вывершил прикладок вышиной в три косовых. Злые люди поговаривали, что и чужого сенца прихватил ночушкой Яков Алексеевич, но ведь не пойманный – не вор, а так мало ли какую напраслину можно на человека взвалить…»

И статистику Яков Алексеевич все подсчитал: « – Жита две десятины,- на левой его руке палец пригнулся к ладони, – проса одна десятина , – согнулся другой растопыренный палец, – пшеницы четыре десятины…». Но Степан напомнил отцу , что он запамятовал назвать еще один клин пшеницы , всего двадцать десятин. Так статистик и записал. А тут история с пропавшими быками. «Яков Алексеевич с разбегу ударил побелевшего Степку и повалил его наземь.

– Убью. Зоб вырву . Признавайся, проклятый: продал быков?! Тут, небось, купцы…ждали…Через это и охотился за сеном ехать. Го-во-ри. »

Яков Алексеевич умело бил Степку под сердце. А быки, повторяю, оказались дома.

Образ Якова Алексеевича чем-то существенным напоминает образ Якова Лукича Островнова из романа «Поднятая целина». Может, и названы они одинаково – Яковами…

Краткое содержание «Донские рассказы»

Сборник «Донские рассказы» Шолохова впервые был издан в 1925 году. Рассказы, вошедшие в этот цикл, объединены между собой общей темой – описанием жизни донских казаков в непростой период Первой мировой войны, последующей за ней революцией и Гражданской войной.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Донские рассказы» Шолохова» на нашем сайте. Пересказ произведений позволит лучше подготовиться к уроку литературы.

Главные герои

Николка Кошевой – командир эскадрона, 18-летний парень, смелый, решительный.

Шибалок – красноармеец, простой мужик, вырастивший сына в походных условиях.

Алешка – добрый, отзывчивый паренек, круглый сирота.

Минька (Нахаленок) – восьмилетний мальчик, смелый, дерзкий, любознательный восьмилетний мальчик.

Степан – мужчина пятидесяти лет, которому приходилось кормить большую семью.

Трофим – красноармеец, мужчина средних лет, добрый, жалостливый, который ради спасения жеребенка рискнул собственной жизнью.

Другие персонажи

Дарья – любимая женщина Шибалка, оказавшаяся предательницей.

Макарчиха – злая, жестокая соседка, способная из-за еды до смерти забить детей.

Синицын – политком, жалостливый мужчина, спасший Алешку от смерти.

Краткое содержание

«Родинка»

Командиру конного эскадрона Николке Кошевому всего восемнадцать лет, но по виду дашь ему гораздо больше – « старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая ». Мать его умерла, а отец пропал без вести во время войны. Все, что осталось Николке на память от родителей – крупная родинка на ноге, точь-в-точь как у отца.

Несмотря на юный возраст, герой немало горя повидал на своем веку. Он стремился казаться старше и мужественнее, но в душе его уже накопилась усталость от жестоких сражений и людской боли, ему порядком « опостылело все ». По окончании войны юноша мечтал продолжить учебу.

Во время очередной стычки с бандой Николка стал жертвой атамана, лихого казака. Когда главарь бандитов решил « сапоги снять хромовые с мертвяка », он увидел на ноге Николки приметную родинку, и узнал в нем своего сына. Не выдержав горя, атаман покончил жизнь самоубийством.

«Шибалково семя»

В самый разгар гражданской войны у красноармейца Шибалка остался на руках годовалый сын, с которым он « горюшка хлебнул выше горла ». Мужчина обратился к директору детского дома с просьбой взять под опеку мальчика. Чтобы вызвать сочувствие у строгой женщины, Шибалок отважился рассказать печальную историю своей жизни.

Однажды, во время очередного преследования банды, красный отряд наткнулся на едва живую женщину, ставшей жертвой бандитов. Шибалок сжалился над несчастной, и попросил товарищей оставить ее при отряде. Дарья быстро окрепла, и, как могла, помогала своим спасителям: готовила, стирала и латала их белье, а со временем стала полноценным бойцом. Лихая казачка, она « по конскому делу разбиралась хлеще иного казака ».

Шибалок привязался к Дарье, которая вскоре от него забеременела. Большим ударом для героя стало предательство любимой женщины, которая оказалась шпионом банды. Когда она родила мальчика, красноармейцы хотели ее « прикончить, со всем с новорожденным отродьем ». Шибалок своими руками убил Дарью, а сына попросил оставить в живых. Ему было очень тяжело растить сына в полевых условиях, и он хотел на время пристроить его в спокойное место. Услышав эту историю, директор детского дома без разговоров приняла мальчика.

«Алешкино сердце»

Детство Алешки пришлось на тяжелые военные годы. Но самым серьезным испытанием стал мучительный голод, который уже пять месяцев терзал Алешку и всю его семью. Мальчик сильно ослаб, его живот и ноги опухли, а кожа стала « как сохлая вишневая кора ». Однажды ему крупно повезло, и он принес домой трупик мертвого жеребенка. В тот же вечер умерла его сестренка, « младшая, черноглазая ».

Спустя неделю старшая сестра, Полька, набралась смелости и пробралась в дом богатой соседки Макарчихи. Девочка съела приготовленные щи, и от слабости заснула на месте. Злая женщина, « зажав в кулаке железный утюг », до смерти избила девочку, а после бросило тело в старый колодец. Той же ночью Алешка залез в погреб соседки, чтобы украсть молоко. Макарчиха сильно его избила, и бросила на берегу реки, думая, что он умер. Мать мальчика умерла от голода на следующий день.

От верной смерти Алешку спас политком Синицын. Вскоре мальчик устроился работать за еду к хуторскому богачу Ивану Алексееву, который « работы навалил и за каждую пустяковину бил дурным боем ». Он узнал, что его хозяин связан с бандой, и сообщил об этом Синицыну. Политком успел организовать западню бандитам. Во время перестрелки Алеше удалось спасти ребенка. Он получил серьезное ранение, но был очень горд тем, что послужил « на пользу рабоче-крестьянской власти ».

«Нахаленок»

У восьмилетнего Миньки счастливый день – « пришел батянька », красноармеец, который до войны был пастухом в селе. Поначалу Минька не признал отца, и настороженно отнесся к нежностям большого усатого мужчины. Однако вскоре мальчик не отходил от отца ни на шаг, жадно слушая его рассказы о товарище Ленине, о событиях на войне и борьбе против господ.

Сельские мальчишки из богатых семей дразнили Миньку Нахаленком за его неугомонный нрав, а также за то, что его « мать под забором родила », и никогда не была замужем. Покуда отец Миньки воевал, мальчика воспитывала мать и старый дед, который очень любил внука-постреленыша, но не давал ему спуска за шалости и проказы.

На местном собрании отца Миньки выбрали председателем колхоза. Однако многие были недовольны тем, что к власти пришел « коммуняка ». Позже в селе появился подотряд, потребовавший у людей сдать в добровольном порядке излишки пшеницы. Минька показал подотряду, где находился тайник с пшеном богатого попа. После этого случая никто больше не играл с Минькой.

Отец вновь отправился воевать с бандами. Той же ночью « за станицей часто затарахтели выстрелы, потом размеренно захлопали залпы ». Среди погибших оказался и отец Миньки. Когда банда оказалась в селе, дед посадил Миньку « верхом, ноги привязал к седлу веревкой, чтоб не упал ». Он велел внуку скакать за реку, просить помощь у красногвардейцев. Мальчику было очень страшно, он сломал ногу, но выполнил поручение деда.

Читайте также:  Иван Игнатьич в романе Капитанская дочка Пушкина образ и характеристика сочинение

«Обида»

Жители хутора Дубровинский отчаянно ждали дождя, чтобы спасти урожай. Однако « надежда выгорела вместе с хлебом », и ей на смену пришел лютый голод. В ту пору особенно туго пришлось Степану, у которого была « семья – восемь ртов, оставшихся от сына, убитого в гражданскую войну ». И на всю эту ораву был только один работник – сам Степан, крепкий еще мужичок пятидесяти с лишним лет.

От председателя хуторского Совета он узнал, что « семенную ссуду выдадут », и нужно было подготовить землю для предстоящего посева. Падая от истощения, Степан вспахивал свой участок при помощи таких же изголодавшихся быков. Однако ни осенью, ни зимой хуторяне так и не получили долгожданную ссуду. Цена на хлеб поднялась до небес, и ради него люди отдавали все самые ценные свои вещи. Вскоре от сильнейшего истощения начали умирать самые слабые.

Наконец, пришел заветный ордер, и дубровинские отправились на станцию за зерном. Глядя, как мешки наполнялись хлебом, Степан « задыхался от пахучей теплой пыли и радости ». На обратном пути, когда до хутора оставалось совсем немного, на Степана напали грабители и отобрали все зерно. Когда подошло время сева, Степан лишь смотрел на « отмякшую, вязкую землю, исступленно ласкал ее провалившимися в черное глазами ».

Во время степного покоса Степан отправился косить вместе со всеми, « и в первую же ночь ушли с попаса Степановы быки ». Мужчина повсюду их искал, но безрезультатно. На пути ему попалась телега, груженая сеном. Степан признал в извозчике одного из грабителей, что украли у него зерно. Рядом с ним сидел маленький мальчик, и грабитель принялся умолять Степана о помиловании. Однако Степан никак не мог позабыть нанесенную ему обиду, и проткнул мужчину вилами.

«Жеребенок»

У боевой кобылы Трофима родился жеребенок. Если бы это случилось в мирное время, Трофим был бы очень рад. Однако шла Гражданская война, и по законам военного времени полагалось убивать жеребят, чтобы лошади не отвлекались на них во время боя. Трофим сообщил новость командиру эскадрона, и тот решительно ответил: « Пристрелить. С жеребенком мы навродь цыганев будем ».

На следующий день Трофим отправился выполнять приказ, но у него так и не поднялась рука пристрелить жеребенка. Командир также пожалел малыша, и разрешил оставить его при матери. Герою было нелегко управиться кобылой во время ожесточенных боев с казачьими сотнями. Она совершенно не слушала хозяина, и переживала лишь о своем детеныше. Эскадронный был недоволен те, что жеребенок крутился под ногами во время боя. К тому, же, он имел такой домашний вид, что глядя на него у солдат « сердце из камня обращается в мочалку ». А это смерти подобно на войне.

Когда эскадрон пересекал Дон, Трофим сел в лодку, а свою кобылу отдал взводному. Неожиданно послышалось « призывное ржанье: и-и-и-го-го-го!» – это жеребенок попал в круговерть, и никак не мог выбраться. Трофим поспешил ему на помощь. Ржание тонущего жеребенка « до холодного ужаса был похож на крик ребенка ». Тем временем на берегу показались казаки. Увидев разыгравшуюся драму на реке, они прекратили стрелять. Захлебываясь в воде, Трофим из последних сил вытянул жеребенка на берег, где его уже ждала кобыла. Мужчина поднялся на ноги, но тут же упал, сраженный вражеской пулей.

Заключение

В произведениях Шолохова простым, но вместе с тем ярким, образным языком описаны все ужасы военного времени. В маленьких трагедиях обычных людей показана большая трагедия всего народа в период Гражданской войны.

После ознакомления с кратким пересказом «Донские рассказы» рекомендуем прочесть весь список рассказов Шолохова в полной версии.

Тест по сборнику

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Печальная судьба отца и сына» (по рассказу М.А. Шолохова «Родинка»). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Тип урока: формирование нового знания.

Цель урока: создать условия для определения учащимися отношения М. А. Шолохова к событиям Гражданской войны.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917–1922 годах; о взаимоотношениях различных политических сил и общества в годы Гражданской войны;
    • дать обзор по вопросу «Гражданская война в России, в искусстве»;
    • ознакомить учащихся с творчеством М. А. Шолохова;
    • познакомить учащихся с содержанием рассказа М. А. Шолохова «Родинка»;
    • обогатить лексический запас учащихся новыми понятиями;
    • формировать умения и навыки анализа художественного произведения с выявлением приёмов, языковых средств, передающих художественный образ героев и природы, эстетическое содержание рассказа;
    • развивать у учащихся рефлексию на прочитанное, используя описание собственных эмоций;
    • формировать навыки работы со справочным материалом;
    • формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказа;
    • совершенствовать умения: связного высказывания, доказательства своей точки зрения; умение делать выводы;
  • Воспитательные:
    • на примере исторического материала и судеб героев рассказа “Родинка” проследить трагедию русского народа в 1918-1922 годах, помочь школьникам дать оценку гражданской войне и сформировать определённую гражданскую позицию по отношению к её трагедии;
    • формировать у учащихся мировоззрение о ценности жизни человека, о приоритетности общечеловеческих ценностей над идеологическими;
    • воспитывать нравственные качества: милосердие, преданность, любовь к своей семье, Родине, доброту;
    • воспитывать эстетические чувства, вкус, оценки, суждения;
    • прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;
  • Развивающие:
    • развивать аналитические способности учащихся, их воображение, память, внимание, эмоции, связную монологическую и письменную речь;
    • развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение.

Методы обучения: индуктивный, исполнение, показ, рассказ, иллюстрация, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования,

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: словарь рассказа «Родинка», музыкальное сопровождение: песня «Орлёнок».

I. Организационный момент 1 мин.)

– Ребята, урок начался отрывком из культовой советской песни «Орлёнок», написанной в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого. Эта песня стала символом мужества юных бойцов Гражданской войны.

– Как вы думаете, ребята, о какой странице истории нашей страны пойдёт речь сегодня на уроке?

II. Сообщение темы и цели урока – 0,5 мин.

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к рассказу М. А. Шолохова «Родинка», посвященному событиям Гражданской войны. После изучения произведения мы должны будем ответить на главный вопрос урока «Как М. А. Шолохов относится к событиям Гражданской войны?»

III. Повторение о Гражданской войне – 2 мин.

– В каком году в России началась Гражданская война? Сколько времени она длилась? (Гражданская война в России началась сразу же после революции – в 1918 году. Продолжалась она вплоть до полного уничтожения повстанческих сил, до 1920-22 годов).

– Как принято называть стороны конфликта? (После прихода к власти большевиков во главе с В.И. Лениным и установления диктатуры пролетариата началась борьба между вооружёнными формированиями большевиков и их сторонников (Красная гвардия и Красная армия), с одной стороны, и вооружёнными формированиями Белого движения, с другой. Главные стороны конфликта принято именовать «красными» и «белыми»).

– Назовите причины вооруженного столкновения. (Для Красной армии подавление сопротивления их противников было единственной возможностью удержать власть в крестьянской стране. Для многих участников Белого движения — офицерства, казачества, интеллигенции, помещиков, буржуазии, бюрократии и духовенства — вооружённое сопротивление большевикам имело целью возвращение утраченной власти и восстановление своих социально-экономических прав и привилегий. Характерной особенностью Гражданской войны была готовность всех её участников широко использовать насилие для достижения своих политических целей).
– Какие произведения искусства, посвященные Гражданской войне, вам известны? (Гражданская война – одна из печальных, трагических страниц в истории нашего Отечества. Она нашла широкое отражение в искусстве: многие художники пытались осмыслить, понять события тех лет. Их горькие мысли нашли выражение на страницах повестей и романов (Булгаков М. «Белая гвардия», 1924, Островский Н. «Как закалялась сталь», 1934, Пастернак Борис Леонидович «Доктор Живаго», 1945?1955, Фадеев А. «Разгром», 1927, Шмелев И. «Солнце мертвых», 1923),в кинематографе (Нахалёнок (Евгений Карелов, 1961), Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966), Сердце Бонивура (Марк Орлов, 1969), Кортик (Николай Калинин, 1973) и др.), на живописных полотнах (Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара» (1928), Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), Фёдор Богородский «Братишка» (1932)).

IV. Сообщение учащегося о творчестве М. А. Шолохове – 2 мин.

Учитель: Почему М.А.Шолохов обращается к событиям Гражданской войны?

Ученик: Родился М.А.Шолохов на хуторе Кружилин на Дону 11 (24) мая 1905 года. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д.
Герои произведений писателя – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора.
Перу М.А. Шолохова принадлежат «Донские рассказы» (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце).
Шолохов нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в «Тихий Дон».
Шолохов – автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они сражались за родину». Лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда.
В разгар Гражданской войны М.А.Шолохов стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.

V. Работа со словарём рассказа – 0,5 мин.

– Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с рассказом «Родинка». Для того чтобы представить образы, созданные в нем, понять, о чем идет речь, необходимо познакомиться со словарем рассказа. У вас на партах слова с объяснением их лексического значения. По ходу чтения рассказа обращайтесь к словам с целью выяснения значения непонятного слова. Слова представлены в той же последовательности, в какой они появляются в тексте рассказа. (Приложение 1)

VI. Чтение рассказа подготовленным учеником и восприятие его учениками – 12 мин.

Ребята, вы прослушали рассказ, поделитесь впечатлениями от произведения: назовите положительные и отрицательные эмоции, которые вы испытывали во время слушания рассказа. Прокомментируйте одну из наиболее ярких эмоций.

Таблица эмоций (на доске)

Положительные эмоцииОтрицательные эмоции
симпатияпрезрение

– Рассказ действительно не оставляет равнодушным: слушая его, испытываешь сильные эмоции, противоречивые чувства овладевают тобой. Этот рассказ написан мастером, проблемы, поднимаемые в произведении, для Шолохова являлись животрепещущими, потому столько емко и столь эмоционально повествование. Давайте разберемся в прочитанном: попытаемся понять поднимаемые в произведении проблемы, выявить авторское к ним отношение.

VII. Анализ произведения – 10 мин.

а) Беседа

– Сколько композиционных частей можно выделить в произведении? (две части – Николка и атаман).
– Каково соотношение этих частей? (Шолохов использует прием антитезы – противопоставляет двух героев Николку и атамана).
– Какие приемы использует М. А. Шолохов для создания образов Николки и атамана? (портрет, речевую характеристику, взаимодействие с другими персонажами рассказа, пейзаж).

б) Работа в группах – 6 мин.

Используя вопросы, подготовьте рассказ о герое произведения.

Вопросы для 1-ой группы:

Образ Николки

1. Найдите портрет Николки, как он помогает создать образ героя?
2. Каковы отзывы о Николке его товарищей?
3. Каково авторское отношение к герою?
4. С каким чувством вспоминает Николка об отце? Каковы эти воспоминания?
5. О чем мечтает Николка?
6. Как меняется речь Лукича, когда он обращается к Николке?
7. Какое символическое значение в добром отношении Николки к деду Лукичу?

Вопросы для 2-ой группы:

Образ атамана

1. С каким зверем сравнивает автор атамана? Почему?
2. Почему «зачерствела душа» атамана? Что рассказывает автор о жизни своего героя?
3. Как характеризует атамана его речь?
4. С какой целью автор подробно описывает состояние деда Лукича? С какой целью Шолохов в рассказе рисует эпизод расправы с дедом Лукичом?
5. Как отзывается Лукич об атамане? Можно ли считать его слова – мнением народным о бандах?
6. Какое значение имеет образ волка, показанного перед бегством банды?
7. Почему атаман убил себя?

Представление группами результатов исследования – 4 мин.

1-я группа

В рассказе создается образ молодого красноармейца. Ему 18 лет, он крепок и плечист. Настоящий казак. Товарищи с любовью и восхищением отзываются о нем (мальчишка еще, а сумел без урона ликвидировать две банды). Николка – командир отряда, хотя еще очень юн. Он неграмотен, чего стыдится, он мечтает учиться, когда закончится война. С любовью вспоминает он отца, казака, с детства приучившего его к казачьей жизни (сажал его отец на коня своего служивского). Отец пропал во время войны, а в память осталась у Николки родинка такая же, как и у отца. Рисуя образ Николки, автор испытывает двоякое чувство – уважения к храбрости воина, отеческой любви к нему (не случайно он называет его ласково Николка), а также сожаление, что лишен был детства Николка, не получил грамоты (учиться бы поехать…опостылело все…). Отряд Николки вызывает уважение жителей окрестных деревень, потому что они не отнимали последнее. И речь Лукича, обращенная к Николке, открытая, в ней звучит уважение («родимый», «любезный мой»). Это не случайно: она ответ Лукича на доброе отношение Николки. Такое отношение командира отряда к старику выражает авторскую мысль об уважении молодого поколения к старикам.

Читайте также:  Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина сочинение

2-я группа

В рассказе создается образ атамана – человека ожесточившегося. Он прошел тяжелую школу жизни: воевал в германскую, был в плену, бежал, попал в банду. Автор несколько раз, рисуя атамана, говорит о волке. Шолохов сравнивает атамана с волком – осторожным, злым хищником, беспощадным. В речи атамана преобладают или фальшивые ноты «мы – красные, дедок», либо бранные слова «старая сволочуга», «вставай, старый». Такое обращение с Лукичом, в особенности эпизод, когда атаман приказал деду есть землю, говорит о потере человечности, полном обращении в зверя, в волка. Атаман не уважает старость, издевается над дедом. Ничего святого нет у этого ожесточившегося человека. Осуждение звучит в адрес атамана со стороны автора рассказа (это выражено словами Лукича, который с неудовольствием встречает банду, боится их), оно является выражением мнения народного – люди устали от бессмысленной и жестокой войны, пора вернуться к семьям и к земле. Шолохов показывает волка перед кульминационным моментом («волк выскочил на бугор, постоял и не спеша потянулся в лог»), чтобы подчеркнуть звериные черты в образе атамана: ведь банда разбита, нужно сдаться, атаман видит юношу, мчащегося на него, но нет сердца у атамана, нет жалости, как и нет возврата к прежней, мирной жизни. Потому и убивает себя атаман. Некуда возвращаться, он убил сына, то есть убил себя в нем.

Учитель: Шолохов в рассказе противопоставляет не просто героев, а отца и сына? Противопоставление отца и сына усиливает трагизм происходящего. Самое страшное, что могло произойти в мире, это то, что отец стреляет в сына, а сын – в отца. Война вторглась в самое крепкое единение – в семью, разбила ее, развела в разные стороны. Разрушены кровные узы. Отец и сын могли бы жить в любви, вместо этого они убивают друг друга. Что может быть абсурднее: отец, когда-то подаривший сыну жизнь, теперь ее забирает, лишает жизни самое дорогое, что у него осталось на земле.

VIII. Беседа об идейно-художественном своеобразии рассказа М. А. Шолохова – 7 мин.

– Особая роль в рассказе отводится пейзажу. Найдите описание природы в рассказе. Какое значение имеет пейзаж в произведении?

Пейзаж помогает создать образы главных героев.
Описывая Николку, автор создает пейзаж, подобный юному герою: звонкий– «хрупкая тишина», нежный– «вишневый садик», усталый, подобно герою, рано состарившийся –«трава заплаканная, седая от росы».
Пейзаж, сопутствующий атаману, создает образ осторожного, матерого зверя: «муть осенняя», «колеи, ветром облизанные».
Автор создает картины донских степей, хлебного поля, ядреного колоса, чтобы передать боль от того, что казаки – мирное крестьянство – вынуждено отойти от земледельческого созидательного труда и заняться разрушением их же святынь «под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зерном».
Перед кульминационным моментом – гибелью Николки – природа, словно живая, пытается остановить страшную минуту: «кто-то взвыл по-звериному», «солнце закрылось тучей», «упали тени». Шолохов использует прием олицетворения. Подобное изображение природы, сочувствующей героям, помогающей им, свойственно произведениям фольклора. Это подчеркивает тесную связь всего живого на этой земле.

– В начале рассказа автор словами военкома говорит о Николке, что он счастливый, коли у него есть родинка. С какой целью вводится эта деталь?

Словами военкома Шолохов хотел показать, что молодой Николка – будущее страны. Он должен быть счастливым, ведь вся жизнь перед ним. Но война нарушает естественное течение жизни, разрушает предначертанное судьбой – быть счастливым. Вместо этого Николка вынужден воевать, а он хочет учиться, в расцвете лет юноша гибнет, не познав жизни.

– Почему Шолохов так подробно описывает эпизод гибели Николки, создается впечатление, что время останавливается?
Гибель Николки – это кульминационный момент рассказа. Описывая данный эпизод, автор будто бы оттягивает страшный момент, он не может поверить, что случилось непоправимое. Время действительно останавливается, времени некуда идти – погиб сын, отец убивает будущее.

– К какому выводу приходит писатель, заканчивая трагедией свой рассказ? (Шолохов считает, что семья – это основа мироздания, поэтому никакие благие цели не оправдывают сыноубийства, ничего в мире нет важнее и дороже жизни человека, а тем более жизни родного, кровно связанного с тобой человека).

IX. Работа в тетрадях. Запись выводов по рассказу – 3 мин.

– М. А. Шолохов считает, что Гражданская война – самая жестокая и кровавая война. В ней сражаются не просто граждане одной страны, некогда жившие в одном, едином государстве, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов, а подчас близкие люди. Самое страшное, говорит писатель, когда сын идет против отца, отец стреляет в сына. Это ведет к распаду семьи – главного союза, составляющего основу государства в целом. Автор утверждает, что с разрушением русских семей гибнет Россия. Поэтому для него – это величайшая трагедия всех русских людей. М. А. Шолохов осуждает политику, которая привела страну к Гражданской войне. Однако историю не перепишешь, утверждает писатель, главное, знать и помнить народную трагедию, дабы предотвратить повторение войны. В истории любого государства подобных страниц быть не должно: это разделяет семьи, разрушает связи между поколениями, губит нацию. Исчезают лучшие традиции, традиции, накапливаемые веками. Задача каждого ныне живущего сохранить, преумножить и передать последующему веками по крупицам собранное, чтить отца и мать, свою историю, гордиться своими корнями, своим Отечеством.

X. Итог урока – 1,5 мин.

Урок подходит к концу, подведем итог.

– Какое историческое событие в центре внимания рассказа М.А.Шолохова?
– Почему писатель героями произведения делает отца и сына?
– Каково авторское отношение к событиям Гражданской войны?

XI. Домашнее задание – 0,5 мин.

Творческая работа (раскрыть тезис «Гражданская война – величайшая трагедия русского народа»). Прочитать рассказы М. А. Шолохова «Шибалково семя», «Алешкино сердце» и другие по выбору из цикла «Донские рассказы».

XII. Оценка – 0,5 мин.

1) Сообщения учащегося по биографии М.А.Шолохова;
2) Выразительного чтения рассказа «Родинка»;
3) Устных ответов учащихся в ходе урока.

Петелин В.: Донские рассказы.
Червоточина

ЧЕРВОТОЧИНА.

Рассказ был напечатан в журнале «Смена» в мае 1926 года, № 10; затем опубликован в сборнике «Лазоревая степь», Новая Москва, М., 1926; затем отдельным изданием в Госиздате, без даты; затем в сборнике « Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; затем «Донские рассказы», ЗИФ, М., 1930.

Ещё один рассказ о трагической судьбе комсомольца Степана, который оказался червоточиной в семье домовитого хозяина и его сына Максима, взял быков для Прохора, наложили сена , а сами легли спать. Проснулись – быков нет. Приехал хозяин и Максим и отомстили за пропажу быков: Максим вилами убил Прохора, а хозяин – Степку.

А быки ночью вернулись во двор.

МАКСИМ, брат Степана, двадцатидевятилетний казак, справный и домовитый. Едко подшучивает над Степаном, который отказался креститься перед застольем,ходит в клуб, высказывает надежду, что, может, Степка какую-нибудь должность из-за комсомола получит.

«Ерундовская власть. Нам, казакам, даже вредная. Одним коммунистам житье, аты хоть репу пой…Такая власть долго не продержится. Хоть и крепко присосались к хлеборобовой шее разные комсомолы, а как приспеет время, ажник черт их возьмет!» В германскую войну Максим участвовал в подавлении рабочего бунта, одному из рабочих Максим вдарил плетью, « а он – копырь и упал коню под ноги…А бабья этого лошадьми потоптали – штук двадцать. Ребята осатанели и уж за шашки взялись…» Степан пожалел, что такого гада, как Максим, не шлепнули. «Собака ты! Каин!» – крикнул Степан. И тогда Максим использовал свою мощь и силу – избил Степана так, что « от каждого удара захватывало дыхание , звон колол уши, из глаз текли слезы». Максим уговаривал отца говорить не полную правду статистику , чтобы не платить большого налога, сказать надо семь десятин, а не двадцать. Так Яков Алексеевич и сделал, но Степан поправил отца и сказал, что засеяли двадцать десятин.

СТЕПАН, комсомолец, любит говорить правду, полон противоречий, отказывается креститься, то все-таки под давлением отца креститься. Степан видел и чувствовал, что отец что-то замышляет против него, он человек не глупый, насильно давить не будет. Но своего часа дождется. Семья откололась от Степки, « Сторонились и чуждались, словно заразного, стал вроде чужим. А комсомольцы упрекали Степана: « Обуздай отца, Степка. Ведь он разоряет бедноту. Скупая под весну за бесценок сельскохозяйственные орудия. Стыдно!» Но Степан ничего не мог поделать с отцом. А отчуждение переходило в злобу, а злоба в ненависть. «Кусок застревал у парня в горле , непрошенные слезы жгли глаза. Валом вставало глухое рыданье».

Однажды Степан вмешался в хозяйственные дела: Прохор Токин попросил у Якова Алексеевича быков сена перевезти, отец не давал, а Степка просто потребовал дать Прохору быков. Отец согласился, но быков дал Степану, чтобы они вместе с Прохором привезли это сено. Так оно и случилось, но ночью быки пропали, а оказалось, что быки ночью ушли домой. За что Степан и получил смерть от рук отца, а Прохор – от вил Максима.

ЯКОВ АЛЕКСЕЕВИЧ, бывший кулак, но ,почувствовав перемены, стал крепким середняком.«Яков Алексеевич – старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода, как новый просяной веник, – до обидного похож на того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож – одежей. Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рыпом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой. Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках его перенесли в соседнюю клетку – к середнякам. Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско». Но даже в этой домовитой семье появилась червоточина – Степан вступил в комсомол. Все перед обедом крестились, а Степан не крестился, стоял возле притолоки, заложив руки за спину.

« – Ты человек? – помолившись, спросил Яков Алексеевич.

– Тебе лучше знать…

– Ну, а если человек и садишься с людьми за стол, то крести харю. В этом и разница промеж тобой и быком. Это бык так делает: из яслев жрет, а потом повернулся и туда же надворничает.

Степка направился было к двери, но одумался, вернулся и, на ходу крестясь, скользнул за стол». Когда Максим избил Степку за оскорбление, отец «задумчиво мял бороду, хмурился, поглядывая на мокрое от слез лицо старухи».

Яков Алексеевич раньше всех был на поле, Максим ругал отца, что так рано выгнал их на работу. «Сена набрал Яков Алексеевич на две зимы. Хозяйственный человек он и знает , что на провесне, когда у безтягловых скотинка с голоду будет дохнуть, можно за беремя сена взять добрые деньги, а если денег нет, то и телушку-летошницу с база на свой баз перегнать. Вот поэтому – то Яков Алексеевич и вывершил прикладок вышиной в три косовых. Злые люди поговаривали, что и чужого сенца прихватил ночушкой Яков Алексеевич, но ведь не пойманный – не вор, а так мало ли какую напраслину можно на человека взвалить…»

И статистику Яков Алексеевич все подсчитал: « – Жита две десятины,- на левой его руке палец пригнулся к ладони, – проса одна десятина , – согнулся другой растопыренный палец, – пшеницы четыре десятины…». Но Степан напомнил отцу , что он запамятовал назвать еще один клин пшеницы , всего двадцать десятин. Так статистик и записал. А тут история с пропавшими быками. «Яков Алексеевич с разбегу ударил побелевшего Степку и повалил его наземь.

– Убью. Зоб вырву . Признавайся, проклятый: продал быков?! Тут, небось, купцы…ждали…Через это и охотился за сеном ехать. Го-во-ри. »

Яков Алексеевич умело бил Степку под сердце. А быки, повторяю, оказались дома.

Образ Якова Алексеевича чем-то существенным напоминает образ Якова Лукича Островнова из романа «Поднятая целина». Может, и названы они одинаково – Яковами…

Ссылка на основную публикацию