Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

Строго научное описание не позволяет передать того впечатления, которое возникает ранней весной или поздней осенью, когда лес становится “прозрачным” .


Вантит, История Воронеж, Культура Воронеж, Археология Воронеж, Природа Воронеж, Экология Воронеж, Этнография Воронеж, Древности Воронеж, Книги Воронеж

«Записки охотника» И.С.Тургенева отразили не только социальное положение русского крестьянства 40-50-х годов XIX века, но и духовную жизнь крестьян, в которой огромную роль играют различные поверья. И.С.Тургенев в рассказах «Бежин луг» и «Касьян с Красивой Мечи» воплотил тип мифологического мышления, для которого характерна синкретичность, целостность восприятия мира во всех его проявлениях, постоянное ощущение взаимосвязи человека и природы.

Фольклорно-мифологические мотивы являются ведущими в следующем после «Бежина луга» рассказе «Касьян с Красивой Мечи». Во-первых, эти два рассказа соотносятся прежде всего тематически. В монологе Касьяна вновь возникает образ счастливой страны. Во-вторых, в образе главного героя И.С.Тургенев воплотил один из народных типов, тип крестьянина-мечтателя с поэтическим складом ума. В рассказе «Бежин луг» к этому же типу можно отнести Костю. Особо подчеркнем, что в образе Касьяна соединились два во многом противоречивых начала: христианское и языческое. Своими речами Касьян напоминает ветхозаветного пророка и в то же время герой мыслит мифологическими образами. Фольклорно-мифологические мотивы в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» помогают оценить те или иные человеческие поступки с точки зрения народной мудрости, носителем которой является главный герой рассказа.

Необходимо обратить внимание на имя героя. У русских людей это имя ассоциировалось с именем преподобного Касьяна Римлянина, днем которого считалось 29 февраля. Касьянов день бывает только в високосном году. На Руси високосный год всегда считался опасным, ему приписывались несчастья и беды: будто и скот падает, и деревья засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся. Поэтому в народе сложилось представление о Касьяне как символе беды. В некоторых местах он даже не считался святым и не признавался русским. Само имя Касьян слыло как позорное. Существовало поверье о том, что «Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор» [1, с.150].

Когда И.С.Тургенев рисует в начале рассказа портрет Касьяна, то кажется, что это имя действительно соответствует герою: «Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все его тело было чрезвычайно тщедушно и худо, и решительно нельзя передать словами, до чего был необыкновенен и странен его взгляд» [2, с.84]. Автор не раз будет останавливать свое внимание на «тяжелом взгляде» Касьяна, который вполне отвечает тем представлениям, которые существовали в народе. Глаз Касьяна считался очень опасным, советовали даже не выходить в Касьянов день из избы, чтобы не случилось несчастья: «Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут» [2, с.83]. То, что Касьяна чтят один раз в четыре года, крестьяне объясняли согласно легенде, в которой говориться, что Касьян помог мужику вытащить воз, боясь испачкать райские одежды. Господь бог повелел служить за это Касьяну молебны через три года, в то время как Николаю Угоднику будут служить молебны два раза в год за то, что он помог крестьянину в беде.

Можно предположить, что И.С.Тургенев знал эту легенду, так как в рассказе он описывает похожую ситуацию. Когда рассказчик возвращался с охоты, у колеса в телеге сломалась ось. Кучер решил добраться до ближайших выселок, а потом что-нибудь придумать: «Въезжая в эти выселки мы не встретили ни одной живой души, даже куриц не было видно на улице, даже собак» [2, с.80]. Постепенно нарастает чувство беспокойства, тревоги, которое усиливается еще и тем, что по дороге в выселки охотники увидели похоронную процессию, а это, как известно, считается в народе очень плохой приметой. Таинственность происходящего напоминает начало рассказа «Бежин луг», когда заблудившийся охотник не может дать логического объяснения своим блужданиям.

В странных выселках среди безмолвия нашелся лишь один человек Касьян. По мнению исследователей, важным оказывается тот факт, что рассказчик встречает Касьяна не в его избе, хотя она рядом, а на самой середине ярко освещенного двора: «Это своего рода подобие знойных пустынь, в которые удалились от неправедного мира библейские пророки».

Чувствуя свое нравственное превосходство, Касьян, не смущаясь того, что перед ним барин, читает ему проповедь:

«- А вы кто такие? Охотники, что ли? – спросил он, окинув меня с ног до головы.

– Пташек небесных стреляете небось. Зверей лесных. И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать невинную?»

Касьян отказывается помогать барину, даже деньги не могут соблазнить его. Однако после недолгого раздумья он соглашается проводить охотника до рощицы. Отношение к тургеневскому Касьяну так же, как к святому, неоднозначно со стороны крестьян. Кучер Ерофей предупреждает барина, что Касьян может завести не туда, не стоит доверять ему. В то же время Ерофей называет Касьяна юродивым, а, как известно, русский народ снисходительно, даже благожелательно относился к этой группе людей. По словам Н.Бердяева, это характерно именно для русской религиозности [3, с. 81]. Такой необыкновенный человек, как Касьян, конечно же, вызвал пристальное внимание охотника. Рассказчик подробно описывает поведение «странного старика» во время охоты: «Он ходил необыкновенно проворно и словно все припрыгивал на ходу, беспрестанно нагибался, срывал какие-то травки, бормотал себе что-то под нос и все поглядывал на меня и на мою собаку, да таким пытливым взглядом» [2, с.81]. В лесу Касьян ведет себя спокойно и уверенно. Он предпочитает «разговаривать» с жителями леса, а не со своими спутниками. Своими повадками Касьян напоминает лешего: он разговаривает с птицами и они слушают его (возможно поэтому охотник потерял так много времени, прежде чем смог убить птицу). В конце рассказа Касьян признается: «Барин, а барин, ведь я виноват перед тобой, ведь это я тебе дичь-то всю отвел» [2, с.84]. Все же один раз охотнику повезло: он убил коростеля. Необходимо обратить внимание на то, как ведет себя Касьян. П.Г.Пустовойт в своих работах отмечает, что И.С.Тургенев использует «принцип тайной психологии»: «. писатель никогда не изображает весь психический процесс, он задерживает внимание читателей лишь на внешних формах его проявления. Тургенев не говорит прямо о чувствах и переживаниях героев, не прибегает к монологам, а дает представление об этом при помощи жестов, многозначительных пауз, романтического пейзажа» [4, с.17].

Можно лишь догадываться о том, что чувствует Касьян после того, как охотник выстрелил: «Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шевельнулся, пока я не зарядил ружье и не поднял коростеля. Когда же я отправился дальше, он подошел к месту, где упала убитая птица, нагнулся у траве, на которую брызнуло несколько капель крови, покачал головой, пугливо взглянул на меня» [2, с.79]. Реакция Касьяна на выстрел напоминает поведение испугавшегося ребенка, который от страха закрывает глаза. Касьян не может видеть, как на его глазах совершается грех.

Изображая человека, И.С.Тургенев прибегает к описанию природы. Природа помогает раскрыть переживания героев, их настроение и чувства. Рассказчик рисует картину прекрасного жаркого летнего дня и передает нам свое чувство восхищения величием природы: «Вы не двигаетесь – вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно и тихо становится на сердце. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу. » [там же, с.79].

В тот момент, когда охотник наслаждается красотой природы, Касьян, словно прочитав его мысли, решился заговорить. Этот «странный» крепостной мужик старается устыдить барина, доказать ему, что нельзя убивать «птицу Божию»: «Кровь – святое дело кровь! Кровь солнышка божия не видит, кровь от свету прячется. великий грех показать свету, великий грех и страх. Ох, великий!» [там же, с.80]. В Ветхом Завете, в книге «Бытие», господь, обращаясь к Ною, сказал: «Все движущееся, что живет, будет отдано вам в пищу, как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою, с кровию ее не ешьте». Касьян проповедует именно эту заповедь. Он заставляет задумываться над своими поступками по отношению к природе. Для людей то, о чем говорит Касьян, «странная речь»: «Бог его знает, то молчит как пень, то вдруг заговорит, – а что заговорит, бог его знает. Разве это манер? Это не манер. Несообразный он человек» [там же, с.85]. Касьян говорит словно по наитию. Речь его чем-то напоминает речь пророков: «Слова его лились свободно, он не искал их, он говорил с таким одушевлением и кроткой важностию, изредка закрывая глаза этот язык, обдуманно-торжественный и странный. я не слыхал ничего подобного» [там же, с.80].

«Странный мужичок» побывал во многих городах, видел разные земли. Есть у него мечта: побывать в тех странах, где живет «птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости» [2, с.82]. В речи Касьяна не случайно возникает образ птицы Гамаюн, так как эта «птица вещая». Упоминание о ней часто встречается в духовных стихах. Живет Гамаюн в раю и, если кричит она, пророчит счастье.

Нужно отметить, что мечта Касьяна о сказочных странах трактуется исследователями по-разному. Ю.В.Лебедев пишет: «В устах Касьяна получает окончательное оформление легенда о далеких землях, мечта народа о братстве и социальной гармонии» [5].

Немецкий ученый Клуге и Н.П.Бродский считают, что в Касьяне изображен представитель секты бегунов-странников. Члены этой секты отвергали наличие государственных и общественных институтов (в том числе и необходимость труда), они убегали от них. Такая точка зрения кажется не вполне правомерной, так как, во-первых, Касьян не убегал, а уходил с согласия своего барина. Во-вторых, Касьян признает общественные порядки: «При старом барине мы все жили на своих прежних местах, а вот опека переселила. Старый барин у нас был кроткая душа, смиренник, – ему

небесное! Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно, уж так пришлось» [2, с.82].

Безусловно, легенда о теплых странах имеет социальный аспект, так как подобного рода легенды отражали мечту народа о более легких условиях существования. Однако странствования Касьяна объясняются прежде всего его внутренними духовными потребностями. Поэтому более близкой нам точкой зрения П.Г.Пустовойта, который считает, что Касьян это тип народного правдоискателя: «Касьян вернее всего может быть назван одним из издавна существующих на Руси правдоискателей, личностный характер которых определялся их нравственной пытливостью и внутренней независимостью» [4, с.44]. Касьян бродит по свету в поисках правды, но не столько социальной, сколько нравственной. Для него главным является то, что «справедливости нет в человеке».

Касьян не только странствует, но и врачует, что еще более выделяет его из среды обыкновенных крестьян. В деревне любой человек, который обладал какими-либо знаниями и тем самым выделялся из среды заурядных людей, назывался знахарем или лекарем. Часто люди подозревали их в сношениях с нечистой силой, но в отличие от колдунов, знахари и лекари не продают ей душу: С.В.Максимов пишет: «На обвинения знахарей деревенский люд не скупился. Ночью знахарям нельзя было зажечь огонь в избе или продержать его дольше других без того, чтобы соседи не подумали, что он готовит зелье, а нечистый дух ему помогает» [6, с.152]. Обычно знахарями становились старые люди, вдовы, престарелые девицы, холостяки. Так, в рассказе И.С.Тургенева Касьян не признается в том, что Аннушка его дочка. Не признается, потому что сам находится в положении подозреваемого и подвергать такой же участи свою дочь не хочет. Знахарей и лекарей боялись и уважали, так как они обладали огромным количеством знаний. Ведь к ним обращались в самых крайних случаях, когда крестьянин уже пользовался различными домашними средствами и установить причину болезни оказалось непросто. Поэтому и не смог Касьян спасти Мартына-плотника: «Поздно узнал».

Читайте также:  Сочинения по рассказам Тургенева

Только одаренные знаниями и нравственно чистые люди могут стать лекарями: «Знахаря (в отличие от колдуна) не надо разыскивать по кабакам, не придется выслушивать его грубости, смотреть как он ломается, вымогает плату, угрожает и пугает своим медвежьим взглядом и посулом несчастий впереди» [6, с. 147]. Касьяну, как большинству истинных лекарей, свойственна скромность и даже в некоторой мере самоуничижение: «Лекаркой меня называют. Какая я лекарка! . И кто может лечить? Это все от бога. А есть . есть травы, цветы есть и слова такие. а кто верует-спасется. » [2, с.81].

Образ Касьяна И.С.Тургенев создает с помощью фольклорно-мифологических мотивов. В этом образе отразился характерный для русского народа тип мышления, в котором соединились элементы христианского и языческого мировосприятия. Как известно, христианская мифология -мифология совершенно иного типа, нежели языческая. Языческая мифология представляет собой безличный круговорот космических циклов и выбор между приятием или неприятием его в принципе невозможен. В центре внимания христианской мифологии стоит проблема личностного выбора.

Как было сказано выше, Касьян напоминает своими речами и поведением ветхозаветного пророка. В то же время ему свойственно языческое мировосприятие, которое очеловечивает окружающую природу. Достаточно вспомнить строки, описывающие поведение Касьяна в лесу, когда герой разговаривает с птицами и травами. Касьян мыслит мифологическими образами, в его речи возникает образ вещей птицы Гамаюн. К языческим мотивам можно также отнести представление крестьян о Касьяне как о лекаре-знахаре, а соответственно и о связи его со сверхъестественной силой. Так, в образе Касьяна органично переплетаются элементы христианского и языческого мировосприятия. Охарактеризовать их соотношение в мировоззрении Касьяна сложно: они неразделимы и составляют единое целое. Фольклорно-мифологические мотивы в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» служит средством создания образа личности крестьянина в ее духовном развитии.

1. Власова М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб., 1995.

2. Тургенев И.С. Записки охотника. – М., 1985.

3. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: судьба России. – М., 1997.

4. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. – М., 1987.

5. Лебедев Ю.В. «Бежин луг» в контексте «Записок охотника» // Литература в школе. – 1985. – 1985. – №5. – С.2-11.

6. Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. -Смоленск, 1995.

«Касьян с Красивой Мечи» – краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

История создания

Летом 1846 года Иван Тургенев находился в Спасско-Лутовиновском, где располагалась усадьба его матери. В это время он практически не писал, зато много времени проводил на охоте. Его часто сопровождал егерь Афанасий Алифанов. В Петербург писатель вернулся только в октябре. За этот период произошли некоторые изменения в журнале «Современник». Его выкупили Панаев и Некрасов. Они попросили Тургенева помочь им наполнить первый номер.

Тогда Иван Сергеевич написал рассказ «Хорь и Калиныч». Панаев предложил озаглавить все следующие очерки одним названием — «Из записок охотника». Тургенев постепенно дополнял сборник новыми произведениями. Его наблюдений за природой хватило на несколько лет плодотворной работы.

Продолжить писать Иван Сергеевич смог в Зальцбурге, куда уехал в 1847 году. В 1852 он выпустил отдельную книгу. В нее входило несколько рассказов:

  • «Хорь и Калиныч»;
  • «Ермолай и мельничиха»;
  • «Уездный лекарь»;
  • «Мой сосед Радилов»;
  • «Однодворец Овсяников»;
  • «Бежин луг»;
  • «Петр Петрович Каратаев».

Разрешение на публикацию дал Владимир Львов. Но после этого его сняли с должности. Проблемы начались и у его коллег.

Считалось, что по отдельности очерки не несли предосудительного смысла. Но при объединении они могли не пройти цензуру.

Основные персонажи

Перед тем, как читать краткое содержание «Касьян с Красивой Мечи», нужно узнать характеры основных героев. Персонажи произведения:

Очерк написан от имени автора. Тургенев сам любил охотиться, и его рассказчик также проявляет увлечение этим занятием. Его называют барином, значит это молодой человек, обеспеченный дворянин. Характер у него добрый, так как он вежливо общается и с кучером, и с юродивым Касьяном. Автор любит природу, наслаждается единством с ней, старается запомнить красоту пейзажей.

Его кучер, Ерофей, является типичным представителем крестьянского сословия. Он заботится только о низменных потребностях, но вежливо держится с барином. Это грубоватый и неграмотный человек. Тем не менее, свои обязанности этот персонаж выполняет хорошо: он заботиться о лошадях и состоянии телеги. Также Ерофей часто беспокоится из-за примет и традиций.

Особого внимания заслуживает описание Касьяна. В «Касьяне с Красивой Мечи» это центральный персонаж. Старик лет 50 выглядит как карлик. У него маленький рост, тщедушное телосложение, темные волосы, напоминающие шапку. Его называют Блохой из-за поведения и характера. Это неусидчивый человек. У него подпрыгивающая походка. Касьяна кучер считает лекарем, так как он разбирается в целебных травах и настоях, но убийство животных ради забавы считает грехом.

Аннушка — девочка лет 13−14, хотя выглядит младше. Она худенькая, одета в синий сарафан и клетчатый платок. Это родственница Касьяна, довольно застенчивая и красивая сирота.

Юродивый собирается обучать ее грамоте. Он относится к ней с особенной нежностью и любовью.

Начало произведения

Пересказ начинается с того, что автор возвращался с охоты в своей телеге. Внезапно кучер погнал лошадей быстрее. Оказалось, что впереди шла похоронная процессия. Умер плотник Мартын, который оставил старую мать, жену и маленьких детей. Его супруга обливалась слезами, а ее свекровь выглядела скорбящей и очень бледной.

Кучер успел проскочить по дороге перед процессией. Но и это не спасло его и автора от воздействия дурной приметы. На телеге сломалась ось: она перегорела от трения. Ерофей долго еще ворчал по поводу того, что встреча с покойником всегда приводит к беде.

Путникам пришлось шагом добираться до ближайшего селения — выселки Юдины. Это была пустая местность: несколько низеньких покренившихся избушек, никакой птицы на дворе, одна собака с куцым хвостом.

Из комнаты первого дома выскочила худая кошка. В самом помещении было пусто и дымно. Во второй избе также никого не было. Но тут на глаза барину попался мальчик. Он лежал на дворе, прикрывшись армяком. Возле него находилась плохенькая тележка, запряженная худой красно-гнедой лошадью. Над ним в высокой скворечнице чирикали птицы, поглядывая вниз, на храпящего мальчика.

Знакомство с Касьяном

Автор решил разбудить того, кто спал под армяком. Оказалось, что это не мальчик, а старик. У него был маленький рост, словно у карлика, смуглая кожа, круглое и морщинистое лицо с острым носом, практически незаметными карими глазами и курчавыми черными волосами. Шевелюра выглядела так, словно шляпка у гриба или большая шапка. Его взгляд был довольно странным: он с интересом рассматривал барина.

Касьян спросил автора, кто он и зачем разбудил его. Ему указали на поломанную ось. Но новой детали у него не оказалось. Он рассказал, что сейчас все из поселения находятся на работе, да и у него телега маловата для использования. Касьян посоветовал проехать в ссечки, где барину смогут продать хорошую дубовую ось.

Автор долго уговаривал его отправиться в путь вместе. Оказалось, что старик был знаком с кучером. Последний считал Касьяна юродивым, странным. Он пытался его задеть, обвинил в смерти плотника Мартына.

Касьян разбирался в целебных травах. Люди обращались к нему за помощью во время болезней. Но плотнику он не помог, хотя не чувствовал себя виноватым.

Раньше Касьян жил вместе со своими соседями из Красивой Мечи. Их барин был добрым и понимающим человеком, поэтому у него возникли проблемы с ведением хозяйства.

Старик не приспособлен к физическому труду из-за своей тщедушности. Прошлый хозяин и не заставлял его много работать. На новом месте Касьян тоже не нашел себе дело. Он только собирал травы, помогал своим знакомым.

Вместе со стариком барин решил отправиться в ссечки, чтобы купить новую ось. А кучер предупредил о том, что нужно следить за Касьяном. Иначе старик может отвезти автора не туда, куда ему нужно попасть.

Поездка героев

По дороге в ссечки барин решил остановиться, чтобы поохотиться на тетеревов. Но с дичью охотнику не везло. Он любовался красотой природы — разноцветными цветами, зелеными лугами и высокими деревьями.

На месте новой ссечки, где были вырублены деревья, он смог подстрелить коростель. Касьян, посмотрев на кровь на земле, произнес: «Грех». После этого не встречалось никаких птиц. Автор расстраивался, ведь он надеялся на хорошую охоту. Но он решил утешиться с помощью природы. Вместе с Касьяном они улеглись на траву и рассматривали окружающие их пейзажи. Старик отвечал на вопросы неохотно. Большую часть времени они молчали. Вдруг Касьян заговорил первым.

Он спросил, ради чего барин убивает животных и птиц. Юродивый считает, что нельзя губить живую душу: все должно происходить по божьему велению. Можно использовать только тех животных, которые выращивались человеком специально для приготовления из них пищи. Кровь не должна проливаться только ради забав.

Сам он ловит соловьев и отдает их в добрые руки, чтобы люди могли наслаждаться их пением. Касьян рассказал о своем прошлом. Старик лечит больных травами, помогает им, но не идет против судьбы. Он знает и молитвы, но если человеку на роду написано умереть, лекарь не сможет ничего изменить.

Касьян немного скучает по своему старому поселку, хотя и на новом месте он живет по-прежнему. Он ценит природу и добрых людей. Старик считает, что главное в жизни — человеческая справедливость.

Конец рассказа

Во время отдыха в роще к путникам вышла маленькая девочка в синем сарафане и клетчатом платке. Автор дал ей на вид лет 8, но позже выяснилось, что ей 13 или 14. Она была очень красивой и в то же время похожей на Касьяна.

Девочка собирала грибы и встретила старика и барина. К первому она относится почтительно, а второго мужчину испугалась. Автор предложил подвезти Аннушку в телеге, но Касьян повелел ей идти пешком.

Старик рассказал, что это он отвел всю дичь во время охоты. Он не хотел, чтобы барин стрелял в невинных животных. Вскоре путники вернулись в селение. В избе не было девочки, но ее лукошко с грибами стояло на столе. За помощь барин дал Касьяну немного денег. Старик холодно попрощался с охотником.

Автор снова встретился со своим кучером. Ерофей был недоволен — он не нашел никакой еды, вода в колодце была плохой: даже лошади не стали ее пить. Барин заговорил с кучером, спросил у него про Касьяна. Юродивый не вызывал у того особого уважения. Оказалось, что сызмальства он был таким странным. Сначала работал извозчиком, а потом бросил это дело.

Касьян чаще всего молчит. А когда заговорит, все дивятся тому, какие мысли он озвучивает. Это грамотный человек, который решил обучать чтению и письму свою родственницу Аннушку. А сам кучер знал его давно, ведь они вместе жили в Красивой Мечи. Барин с Ерофеем отправились домой. По дороге им приходилось несколько раз останавливаться, чтобы смазывать новую ось: она загоралась от трения.

В своем рассказе Тургенев показал, как простые люди могут думать о более возвышенном, чем образованные дворяне. Даже крестьянин способен чувствовать природу и животных, жить по божьим правилам.

Краткое содержание рассказа «Касьян с Красивой Мечи» И. С. Тургенева

Рассказ И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» входит в цикл «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Касьян с Красивой Мечи» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

«Касьян с Красивой Мечи» очень краткое содержание

И. С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик с кучером ехали с охоты, им встретился похоронный поезд – хоронили Мартына-плотника. Телега рассказчика сломалась, они кое-как добрались до ближайших выселок. Тут рассказчик познакомился с юродивым Касьяном, «карликом лет пятидесяти» по прозвищу Блоха. Касьян дал свою телегу, а затем пошел с рассказчиком на охоту.

Читайте также:  Сочинение Образ жизни Обломова в романе Обломов

Увидев, что рассказчик стреляет птиц для потехи, Блоха сказал, что «великий грех показать свету кровь». Сам же Касьян занимался отловом соловьев, лечил травами. Кучер рассказал, что Блоха приютил у себя сироту Аннушку.

Рассказ «Малиновая вода» Тургенев написал в 1847 году. Произведение вошло в цикл автора «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Малиновой воды» с цитатами из произведения. Пересказ подойдет для читательского дневника, будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Короткий пересказ «Касьян с Красивой Мечи»

«Касьян с Красивой Мечи» Тургенев краткое содержание:

Повествование рассказа И. С. Тургенева “Касьян из Красной Мечи” ведется от лица рассказчика, который терпеливо ждал прибытия домой после очередной охоты. Он держал путь на телеге по неровной пыльной дороге в один из знойных дней.

Однообразное передвижение колес повозки было нарушено беспокойством кучера, который пытался опередить похоронную процессию, считая это плохой приметой. Из-за погнувшейся оси колеса повозка накренилась и встала. Спутникам пришлось почтить память покойника, которого пронесли мимо них. Им оказался Мартын, трудолюбивый плотник из Рябой. После каждый отправился своей дорогой.

Спустившись на сломанной телеге к Юдиным выселкам, на одном из дворов они обратились к старичку маленького роста по имени Касьян. В народе его называли “блохой”. Касьян с Ерофеем оказались давними знакомыми.

От него гости узнали, что деталь для колеса можно найти только на соседних сечах, куда рассказчик и отправился вместе с Касьяном. Решив по пути поохотиться, он подстрелил коростель. Но вдруг с удивлением услышал от старика о совершенном грехе из-за убийства птицы.

Слова о том, что нельзя пускать кровь вольным птицам, звучали необычно. Они вызвали недоверие у охотника. Сам же старик занимался тем, что ловил сетью коростель для продажи в другие деревни с целью развлечения. По пути он рассказал о своем прошлом, о том, что после смерти барина пришлось покинуть родные края.

В лесу рассказчик и старик встретили девочку Аннушку, которую Касьян запретил подвозить. Но он с особым вниманием и нежностью проводил ее взглядом. Позже выяснилось, что дед старательно обучал ее грамоте.

Недовольный охотой мужчина без дичи возвращался обратно. По дороге первым молчание нарушил Касьян. Он признался, что все животные и птицы исчезли из леса благодаря его силе мысли. Не принимая всерьез подобные слова, собеседник в ответ ни чего не ответил.

Колесо было отремонтировано Ерофеем. Перед отъездом рассказчик предложил небольшую сумму денег Касьяну, который охотно их принял. Всю дорогу домой кучер высказывал, недовольство после посещения деревни, не обнаружив там ни еды, ни воды для лошадей. Домой путешественники вернулись поздно вечером. Им пришлось не раз поливать раскаленное колесо водой из пруда.

Рассказ учит через приобщение к природе сохранять ее запасы, благодаря которым на земле существует жизнь, радуя человека своими ценными дарами.

Рассказ «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника» был впервые опубликован в 1847. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Хоря и Калиныча». Произведение описывает жизнь простого русского народа. Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» относится к литературному направлению реализм.

Сюжет рассказа «Касьян с Красивой Мечи»

Краткое содержание «Касьян с Красивой Мечи» Тургенев:

Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет.

Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой.

Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег.

По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.

Рассказ «Лес и степь» Тургенев написал в 1849 году и представляет собой главу из цикла «Записки охотника». Конечно, у Тургенева всегда много внимания уделяется прекрасной русской природе, но именно здесь совсем нет героев. Разве охотник с его ощущениями природы. Показаны прекрасные картины всех времён года, всех состояний природы.

«Было Красивой Мечи»

1. МОУ СОШ № 61 имени г. Липецка

3. Литературное краеведение

5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа «Родные имена».

Тема: « Былое Красивой Мечи

( по очерку «Касьян с Красивой Мечи»).

Цель: 1) познакомить учащихся с циклом очерков

2) обратиться к страницам, связанным с Липецким

краем (очерк «Касьян с Красивой Мечи»);

3) проанализировать образ главного героя очерка,

Эпиграф: Мои очерки о русском народе, самом странном и

самом удивительном народе, какой только есть на

– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как мы с вами работаем по краеведению.

ІІ. Актуализация знаний.

– Соотнесите географические названия с именами писателей и поэтов, связанных с Липецким краем. Кратко расскажите, как они связанны с местами Липецкой области.

село Горохово орловской губернии

ІІІ. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы обращаемся к очень интересному, плодотворному и в то же время сложному и противоречивому писателю русской литературы – . Тургенев с детства наблюдал жестокие капризы и самодурство своей матери в родовом имении, в усадьбе Спасское – Лутовиново, угнетающей крепостных крестьян и дворянских людей. Впечатление детства возбудили в Тургеневе ненависть к самоуправству помещиков, к крепостному строю; борьбе с этим злом он посвятил свою жизнь. «Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне, – писал , – она, между прочим, была причиной тому, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом – но до «Записок охотника» было далеко…» Рассказы из «Записок охотника» появились впервые в 1847 году в журнале «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Нам, Липчанам, «Записки охотника» особенно дороги: в них немало вдохновенных страниц о нашем крае. Иван Сергеевич любил бывать в этих местах. На берегах Дона приветливо возвышался древний город Лебедянь. А что за прелесть Красивая Меча!

– Сегодня на эту тему девочки подготовили небольшие сообщения. Ребята, послушайте их внимательно.

– Выступление учащихся (краткое сообщение)

1) Кочепасова Ирина

2) Беленченко Елена

3) Головачева Елена

– Итак, охота – это волшебное слово могло заставить Тургенева забыть обо всем. Была тут еще одна чрезвычайно важная для писателя сторона: занятие охотой тесно сближало его с людьми из народа, широко открыло перед ним картины деревенской жизни, помогло понять и полюбить душу русского крестьянина. Заглядывая в глухие деревеньки, в усадьбы степных помещиков, посещая охотничьи угодья и лесные сторожки, совершая далекие поездки на беговых дорожках по соседним уездам, Тургенев пристально всматривается в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывая народную речь. Что же увидел он, путешествуя по берегам Дона и Красивой Мечи? Какова же она, душа русского крестьянина? Сегодня мы познакомимся с одним из них, героем очерка «Касьян с Красивой Мечи», постараемся выяснить, что привлекло охотника в Касьяне, каково его отношение к миру и человеку, что кроется за его непривлекательный внешностью.

4. Сообщение темы урока. Записи в тетрадях темы урока и эпиграфа.

5. Анализ эпизодов очерка.

1) Работа над литературоведческим термином.

Очерк – прозаический документальный жанр, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям. В то же время очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, и в этом смысле очерк приближается к рассказу.

2) Аналитическая беседа.

– Почему говорил о «Записках охотника»: «Мои очерки о русском народе» (см. эпиграф)?

– Докажите, что «Касьян с Красивой Мечи» – это очерк? Докажите текстом. (Описание местности у Юдиных выселок, заброшенность, запустении, убогость, слова Касьяна: «Какая тут деревня… Здесь ни у кого нет… Да и дома нет никого: все на работе…»; непосильный труд; переселение крестьян опекой из родных мест в чужие).

– Что такое опека? Кто из вас, внимательно читая очерк, обратил внимание на комментарий?

(Речь идет от опекунском совете, учреждении, бравшем под надзор и управление имения по малолетству, несостоятельности или слабоумия их владельца – помещика).

Вывод: итак, описание местности у Юдиных выселок – это описание окрестности села Спасского, сюда ещё во время Варвары Петровны, матери писателя, были переселены крестьяне с Красивой Мечи.

– Кто такой Касьян? Как знакомится с ним охотник?

– Что поразило охотника во внешности Касьяна? Прочитайте его портретную характеристику.

– Что привлекло охотника в поведении Касьяна?

– В чем своеобразие характера Касьяна? Как проявляется характер в его отношении ко всему живому, к природе, людям? Докажите словами из текста.

– Почему описание Касьяна, рассказ о нем дается рядом с пейзажем? Прочитайте описание природы.

(Пейзаж играет большую роль в повествовании Тургенева, он дополняет и углубляет действие, помогает раскрыть характер персонажа).

– А как пейзаж помогает раскрыть характер Касьяна?

Вывод: действительно, запоминается образ Касьяна с Красивой Мечи. Карие глаза, курчавые волосы, какая-то особенная одухотворенность, трепетная любовь к природе. Все в природе вызывает в нежной душе Касьяна тревожное чувство поклонения перед ее величавой красотой. Касьян перекликается с птицами, передразнивает перепелов, жаворонков, знает травы целебных трав.

Читайте также:  Характеристика Лопахина и его образ в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

– Характер персонажа, его душа раскрывается и в диалогах с другими героями. Ребята приготовили для нас небольшую сцену. Посмотрите ее и подумайте, что еще вы можете сказать о Касьяне? Какова жизненная правда Касьяна? Чего ищет он в жизни?

(Сценка; обсуждение вопросов)

Вывод: Касьян осуждает убийство зверей и птиц ради прихоти, ему иногда приходится заниматься ловлей певчих птиц, но делает он это «не на погибель их живота, а для удовольствия человеческого, на утешенье и веселье». А как тепло и задушевно говорит он о своих родных местах).

– Какова же правда Касьяна? Чего ищет он в жизни?

(Касьян – правдоискатель, защитник мира, свободы. Он ищет такого края, где «живет всяк человек в довольстве и справедливости. В его речи ярко выражена мысль о беспокойных крестьянах, которые в лаптях ходят, правды, справедливости ищут).

– Тогда почему в народе Касьяна называют «юродивец», а сам он себя характеризует так: « Неразумен я больно, с малолетства; работаю пока можно, – работник-то я плохой… где мне!»? Как понимаете вы значение слова «юродивый»? Можно ли назвать Касьяна слабоумным?

Юродивый – 1. Чудаковатый, помешанный (разг.)

2. Существительное юродивый. У суеверных, религиозных людей:

безумец, обладающий даром прорицания.

(Он умнее других и не примиряется с тем порядком вещей, который сложился не по законам справедливости. Касьян полон любви к природе, жизни, человеку).

– Одинок ли Касьян? Есть ли в очерке герой, подобный Касьяну?

– В чем сходство Касьяна и Аннушки?

( И девочка Аннушка в лесу чувствует себя лучше, чем дома, она часть этого леса, природы; она укрывается в лесу, лес – ее защита.

– Какова же идея очерка, в чем хочет убедить нас автор?

( Природа – живой источник великих сил русского народа. Широкому, беспечному, вольному характеру героев есть где развернуться на просторах родины. Тургенев на нескольких страницах сумел передать слияние героев с русской природой, поэзию, чистоту, нравственность, силу худого немощного человека – Касьяна с Красивой Мечи)- вывод записывается в тетрадях.

– Объяснение домашнего задания: в «Записках охотника» есть ещё один герой, связывающий все очерки в единое целое. Это охотник. На уроках литературы мы с вами снова обратимся к «Запискам охотника», к очерку «Бирюк». А пока дома попробуйте составить рассказ об охотнике по очерку «Касьян с Красивой Мечи». Какой он?

Д/з: 1) Рассказ об охотнике как герое очерка «Касьян с Красивой Мечи».

Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ

Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.

АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Руководитель проекта

Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…

ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработчик филологического блока

Бывают ли в жизни чудеса.

В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!

КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ

Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент

Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).

НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА

Разработчик математического блока,
тренер-методист

Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.

БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ

Разработчик программ по истории

По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.

МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель начальной школы,

тренер-методист

Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.

Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».

ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Преподаватель филологии,
тренер-методист

Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.

КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист

Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.

КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Преподаватель

церковнославянского языка

По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…

ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель филологии

По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.

ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА

Секретарь
Русской классической школы

Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.

Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.

Тургенев: Касьян с красивой Мечи

Автор возвращается в телеге с охоты. Путь пересекает траурный поезд: священник и мужики с обнаженными головами несут гроб. В народе считается, что встретить на дороге покойника дурная примета. Через некоторое время возница останавливается, сообщает автору, что у их телеги сломалась ось, и добавляет, что по сопровождающим гроб бабам узнал, кого хоронят (Мартына-плотника).

На сломанной оси автор и возница кое-как добираются до Юдиных выселок, состоящих из шести маленьких низеньких избушек. В двух избах не обнаруживается никого, наконец, во дворе третьего дома автор натыкается на человека, спящего на припеке. Разбудив его, он обнаруживает, что это “карлик лет пятидесяти, маленький, с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми густыми черными волосами”. Карлик был чрезвычайно худым и тщедушным. Автор спрашивает, где можно достать новую ось, карлик в ответ интересуется, уж не охотники ли они.

Получив утвердительный ответ, карлик говорит: “Пташек небесных стреляете, небось? Да зверей лесных? И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?” Автор удивляется, но, тем не менее, повторяет свою просьбу. Старик отказывается, говорит, что никого нет, что помочь некому, а сам он устал, так как ездил в город. Автор предлагает заплатить, старик от платы отказывается. Наконец карлик соглашается отвести путников на вырубки, где, по его словам, можно найти хорошую дубовую ось. Возница, увидев карлика, здоровается с ним, называя Касьяном, и сообщает о встреченной по дороге траурной процессии, упрекает Касьяна, что он не вылечил Мартына-плотника (Касьян лекарь). Касьян провожает автора и возницу до вырубки, затем спрашивает автора, куда тот направляется, и, узнав, что на охоту, просится с ним.

По дороге автор наблюдает за Касьяном. Касьян ходит необыкновенно проворно и подпрыгивает на ходу, не случайно односельчане прозвали его “блоха”. Касьян пересвистывается с птицами, нагибается, срывает какие-то травки, кладет их за пазуху, бормочет что-то себе под нос, время от времени поглядывает на автора странным, пытливым взглядом. Они долго ходят, дичь не попадается. Наконец автор замечает какую-то птицу, стреляет, попадает.

Касьян в это время закрывает глаза рукой и не шевелится, затем подходит к тому месту, где упала птица, качает головой и бормочет, что это грех. Следует описание прекрасного дня, одухотворенной русской природы. Внезапно Касьян спрашивает, для чего “барин” пташку убил. Когда автор отвечает, что коростель дичь и его есть можно, Касьян возражает, что автор убил его вовсе не из-за того, что был голоден, а для потехи своей. Говорит, что “вольная птица” человеку в пищу “не положена”, что ему отпущены другие еда и питье “хлеб, воды небесные да тварь ручная от древних отцов (куры, утки и проч.)”. Когда автор интересуется, не грешно ли, по мнению Касьяна, и рыбу убивать, тот отвечает, что “рыба тварь немая, у нее кровь холодная”, что она “не чувствует”, а кровь “святое дело”.

Автор спрашивает, чем живет Касьян, чем промышляет. Тот отвечает, что живет, “как господь велит”, а до весны соловьев ловит, но не убивает их, потому что “смерть и так свое возьмет”. Вспоминает он о Мартыне-плотнике, который “недолго жил и помер, а жена его теперь убивается о муже, о детках малых”. Пойманных соловьев Касьян отдает “добрым людям”. Автор недоумевает и спрашивает, чем еще занимается Касьян. Тот отвечает, что ничем больше не занят, так как из него работник плохой. Однако он грамотный. Семьи у него нет.

Тогда автор спрашивает, действительно ли Касьян лечит. Получив утвердительный ответ, автор интересуется, отчего тогда Касьян не вылечил Мартына-плотника. Касьян говорит, что поздно узнал о болезни, а кроме того, все всё равно умирают тогда, когда кому на роду написано. Далее Касьян рассказывает, что родом сам с Красивой Мечи села верст за сто отсюда, что переселили их сюда года четыре назад. Касьян вспоминает о красоте своих родных мест, говорит, что не прочь побывать на своей родине. Оказывается, что Касьян много “ходил” и в Симбирск, и в Москву, и на “Оку-кормилицу”, и на “Волгу-матушку”, “много людей видел” и “в городах побывал честных”. В родные места, несмотря на это, не заходил, и теперь об этом жалеет. Касьян начинает напевать песенку, которую сочиняет здесь же, на ходу. Это удивляет автора.

Внезапно автор и Касьян встречают девочку лет восьми, с которой Касьян здоровается и по отношению к которой автор замечает у своего спутника непонятную нежность. Автор спрашивает, уж не дочь ли это его, но Касьян уклоняется от ответа, называя девочку “сродственницей”. Больше автору ничего из Касьяна вытянуть не удается. После возвращения на выселки. Касьян вдруг признается, что это он всю дичь барину “отвел”.

Автор скептически относится к такому заявлению. Аннушки (которую автор и Касьян встретили в лесу) в избе нет, зато стоит кузовок с грибами, которые она собирала. Касьян вдруг делается молчалив и неприветлив, еда и питье для лошадей гостей оказываются плохие. Починив ось, автор и возница с неудовольствием уезжают. Дорогой автор пытается выспросить у возницы, что за человек Касьян. Тот отвечает, что “чудной человек”, сетует на то, что он не работает, а “болтается что овца беспредельная”. Кучер ругает Касьяна, говоря, что он человек “несообразный и бесполезный”, хотя и признает, что поет он хорошо. На вопрос о том, как лечит Касьян, возница отвечает, что лечит плохо, что все это ерунда, хотя упоминает, что самого его Касьян вылечил от золотухи. На вопрос, кто такая девочка, живущая в доме Касьяна, возница отвечает, что сирота, что матери ее никто не знает, что, возможно, Касьян является ее отцом уж больно она на него смахивает, но до конца об этом никому ничего не известно. Под конец возница предполагает, что Касьян еще чего доброго вздумает Аннушку грамоте учить, поскольку такой уж он “непостоянный, несоразмерный” человек.

Ссылка на основную публикацию