Анализ рассказа Короленко Парадокс

«Парадокс», анализ рассказа Короленко

История создания

Рассказ «Парадокс» был написан в 1894 г. Короленко создал его на одном дыхании, буквально за день. В одном из писем он упоминал, что пессимистическое и унылое настроение рассказа связано с трагедией, случившейся в семье Короленко в 1893 г. Во время путешествия Владимира Галактионовича в Америку умерла его дочь Лёля, и писатель чувствовал себя «изломанным, разбитым и ничтожным.

Рассказ был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство».

Литературное направление и жанр

Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.

Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.

Тематика и проблематика

В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения. Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека.

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.

Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, – шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Художественное своеобразие

Образ бадьи с загнившей водой – это символ того мира, в котором живут братья. В бадье прозябают мелкие «странные существа», это «особый мирок», в котором, впрочем, нет настоящей рыбы.

Такой загнивший мир легко потрясти, всколыхнуть, как делает это лакей Павел.

В образе феномена противоречиво всё. Его уродливая внешность контрастирует с бледным лицом «с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». Мрачная фигура феномена похожа на раздражающее пятно под ярким солнцем (метафора).

Образ птицы, на которую указывает мальчикам калека, – это символ того, к чему должен стремиться каждый человек.

Анализ рассказа Парадокс Короленко

По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.

Главными героями рассказа являются два маленьких мальчика, которые представляются рассказиком в образе детей состоятельных родителей, живущих полной жизнью и не думающих ни о чем.

В один из дней происходит событие, которое переворачивает мировоззрение детей, запомнивших случай на всю свою оставшуюся жизнь.

В их дом прибывает пара попрошаек-артистов, один из которых является калекой, не имеющих рук, по имени Ян Криштоф Залуский. При этом артисты попрошайничают искусно, поскольку калека выделывает немыслимые трюки, вдевая ногами нитку в иголку, принимая пищу и снимая куртку тоже при помощи ног.

Также мальчики узнают, что калека имеет возможность предсказывать человеческую судьбу, видя прошлое и настоящее людей, сочиняя для них афоризмы, раскрывающие их судьбу.

Герои просят артиста написать и им предсказание, хотя в душе опасаются предвидения калеки, однако, прочитав листок с предвидением калеки, видят лишь слова о том, что каждый человек создан для счастья, как птица для полета. Свое предсказание калеки называет парадоксом.

Поначалу герои не понимают, что значит это иностранное слово, но затем, увидев пана Залуского в обычной жизни, понимают значение предсказания.

Калека уверяет всех о необходимости обретения земного счастья, однако сам он лишен этого в жизни, поскольку оставлен без рук, поэтому его слова наполняются тоской и болью, так как он понимает, что способен на большее и достойное.

Пан Залуский тяжело воспринимает отношение окружающих людей, считающих его инвалидом и немощным человеком, тогда как он себя ощущает полноценным членом общества, не отличающимся от иных людей, также способным подать милостыню одинокому нищему.

Смысл произведения заключается в осознании счастья каждым человеком, достойным его, поскольку внутреннее содержание личности гораздо важнее, чем внешние качества и состояние. Тем самым автор подчеркивает, что не каждые человек, имеющий возможность обладать материальным состоянием и физическим здоровьем, ощущает себя полностью счастливым, поскольку счастье людям, по мнению писателя, дается неравномерно.

Рассказ доводит до читательской аудитории неравномерность распределения счастья среди людей.

Анализ 2

Короленко написал этот очерк, когда ему было трудно. У писателя умерла дочь. Трагедия навела на философские размышления. Смысл жизни человека, его назначение волнуют автора. Он говорил, что пытается объяснить саму жизнь и ее события.

Бывают ситуации, которые не поддаются никаким объяснениям, высказывания, не совпадающие с мнением других людей. Это и есть парадокс.

О событиях детства вспоминает взрослый человек. Ему тогда было десять лет. Вместе с младшим братом они играли во дворе, придумывали разные истории, не задумывались о назначении жизни. Это их детский загадочный мир, куда никого не пускают. Дети живут в ожидании чуда.

Однажды братьев из этого мира возвращает слуга Павел. Увиденное во дворе потрясло детей, перевернуло сознание, возвратило в реальность.

В очерке четыре части. Произведение с кольцевой композицией. Начинается и заканчивается сценой рыбалки в бочке. В заключении перед читателем возникают герои, изменившиеся под воздействием встречи с уродливым человеком.

Калека был феноменом. Ян Залуский от рождения не имеет рук. Он пишет разные высказывания для зрителей, держа перо пальцами ног. Этим зарабатывает себе на пропитание, кормит семью. Калека показывает себя настоящим психологом, чувствует людей, изменение в их поведении. Недаром автор постоянно указывает читателю на его глаза, которые живут отдельно от хозяина.

Инвалид не только пишет ногой, он демонстрирует другие умения. Крестится, расчесывается, продергивает нитку в иголку, отправляет воздушные поцелуи служанке. Высказывания пишет, чтобы утешить публику, внести душевное равновесие.

Одна записка феномена особенно потрясла мальчиков. Он пишет о том, человек рожден быть счастливым. Сравнивает это состояние с птичьим полетом. Много ли радости в жизни самого калеки? Поэтому слова, которые он произносит, кажутся чем-то невероятным.

Родители детей пригласили бродячих артистов на обед, дали с собой гостинцы. Эта родительская мудрость западает в душу. Они воспитывают сыновей собственным поведением. Калека говорит, что он кормит абсолютно здоровых племянников. И просит не забывать: жизнь человеку дает шанс быть счастливым.

Очерк поражает своей глубиной. Он учит стремиться к счастью, лучшей жизни. Надо мечтать. Это не зависит от обстоятельств.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Парадокс

Популярные сегодня темы

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему

Каждым человеком управляют разные чувства и эмоции. Особого разговора заслуживает тема отношений человека и природы, когда мы по-настоящему счастливы, когда осознаем, что живем среди неповторимых просторов родного края.

Жанровая направленность произведения представляет собой классическое творение реализма в сочетании со сдобренным оригинальным английским юмором и европейской сентиментальностью.

Это лирическая история о короткой любви. Главный герой – художник, одиноко скучающий в провинции. В его творчестве кризис, поэтому он проводит время в праздности и скуке. Случайно молодой человек знакомится с сестрами Волчаниновыми

Читайте также:  Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 10 класс сочинение

В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.

В.Г.Короленко “Парадокс”
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
v.g.korolenko._analiz_ocherka_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Штрошер Татьяна Викторовна

Тема : Владимир Галактионович Короленко: личность писателя.

Анализ очерка «Парадокс».

Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством писателя; проанализировать произведение; поразмышлять с писателем о назначении жизни человека.

2. Развивать мышление, речь, память, творческое воображение.

3. Воспитывать интерес к чтению произведений.

Все-таки всеобщий закон жизни есть

стремление к счастью и все более

широкое его осуществление.

Запись в тетрадь темы урока. На уроке мы познакомимся с творчеством писателя и его очерком «Порадокс».

II. Формирование новых понятий.

– Послушайте и выделите главное в характере В.Г.Короленко.

В.Г.Короленко родился в 1853 году в г. Житомире Волынской губернии. Отец его был уездным судьей и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды тогдашних чиновников. В конце 60-х г. отец умер, оставив семью без всяких средств. В это время Короленко был гимназистом шестого класса ровенской реальной гимназии. Мать его была из польского дворянского рода. Она проявила истинный героизм при воспитании детей на крошечное пособие.

После окончания гимназии в 1871 г. Короленко поступает в Петербургский технологический институт. Но жизнь в столице оказалась не по его средствам, и он уезжает в Москву и поступает вскоре в Горный институт, но и здесь ему не удалось доучиться, был арестован в революционной деятельности и выслан в Сибирь. В эти годы добывал он средства сапожным ремеслом, много работал. Короленко был очень смелым человеком, который не боялся смотреть правде в глаза. Он даже отказался подписать присягу новому царю, за что опять поплатился ссылкой, но уже в Якутскую область. Но и здесь писатель продолжает трудиться, не падает духом. Много наблюдает за окружающей жизнью. Его внимание привлекали «отщепенцы» общества: бродяги и обиженные. Организовывает юридическую защиту крестьян, которые участвовали в захвате помещичьих владений. Это человек, который до последних дней защищал крестьян, боролся за правду.

25 декабря 1921г. Короленко не стало, он умер от воспаления легких.

Есть такой его рассказ, который вы обязательно будете читать, и называется он «Огоньки». Там есть очень хорошие слова: «Как бы ни была тяжела жизнь, все-таки впереди огни».

Короленко был оптимистом и верил, что впереди будет светлее, «что стремиться и достигать стоит».

– Итак, что вы узнали о характере писателя?

( Радует позиция Короленко о светлом будущем.

Но писатель часто задумывался и о том, почему человек несчастлив.)

III. Анализ произведения.

– А кто из вас знает, что такое очерк?

– Почему писатель назвал свое произведение очерком?

Запись в тетрадь

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов. Бывает двух видов:

Документальный очерк воспроизводит, исследует и оценивает действительные факты. Художественный очерк изображает и анализирует нравы окружающих людей или характер определенного человека.)

– Где можно встретить очерки?

– Ребята, а что такое парадокс?

Запись в тетрадь

Парадокс – суждение, которое противоречит привычной логике, значению, т.е., мнение противоречащее здравому смыслу.

– С чего начинается повествование в тексте?

(С размышления: для чего создан человек и что значит его жизнь.)

Когда мы с вами находимся в том же возрасте, что и главные герои, мы не задумываемся о смысле жизни, но постепенно каждый из нас по-разному понимает эти слова.

– Почему автор начинает очерк с описания любимого занятия героев?

(Чтобы показать, что герои живут в мире детских фантазий)

– Как этот мир фантазий описывает автор? Зачитайте.

– А нужна ли эта часть очерка, рисующая мальчиков за воображаемой рыбной ловлей и в фантастических путешествиях в старом кузове бывшей кареты?

(Ребята верят в воображаемую игру, она им доставляет удовольствие. Автор показывает с какой надеждой, нетерпением и счастливыми лицами они ждут рыбу.)

– В детстве каждый из вас мечтает поскорее вырасти и пойти в мир, где с вами будут считаться как с взрослыми. А у вас было такое желание?

– Кто из людей первым начинает «раскачивать» их детский мир? Зачитайте.

(Павел вмешался в их тихую жизнь и рассеял все мечты)

– Какой мыслью заканчивается рассказ?

– Какую сцену увидели мальчики во дворе собственного дома?

( Они увидели человека, с рождения лишенного рук. Автор сравнивает его с пауком.)

– Что происходило дальше? Расскажите

– Что такое, по вашему мнению, феномен?

– Что делал феномен? Зачитайте.

– Как ведет себя толпа?

– Что поражает героев в поведении феномена?

(Сила духа и благородство в немощном теле человека, он вынужден был приспосабливаться в этой жизни, все умеет делать ногами.)

– Что еще умеет делать феномен?

– Какое слово постоянно повторяет феномен? Все ли ему подают деньги?

– Как вы думаете, что заставляет его просить милостыню?

(Его образ жизни жалок, ведь человек выживает как может, он зарабатывает своим уродством, применяет это для заработка)

– Когда и где мы слышим в его словах гордость?

– Что он еще умеет писать?

– С каким чувством идут к нему мальчики?

– Какой афоризм написал им феномен?

( «Человек создан для счастья, как птица для полета…»)

– Но все ли люди созданы для счастья?

( Говорит это карлик, человек, который не имеет рук и в этом парадокс, совмещение несовместимого)

– Как Ян сам это говорит, формулируя афоризм?

– Почему появление феномена изменило жизнь героев?

( Они впервые задумались о назначении жизни, и о значении в ней человека)

– Зачитайте и скажите, выполнил ли он обещание?

– А какие чувства испытывает Матвей?

– Зачем несколько раз этот афоризм звучит в тексте?

– Зачем показана птица?

– Так почему же очерк назван «Парадокс»?

Дети впервые столкнулись с противоречием в жизни, потому что само существование феномена опровергало то, что он написал.

– Каждый ли человек достоин счастья?

– У каждого ли оно есть?

Запись в тетрадь

Человек создан для счастья, но не всегда счастье создано для него!

Урок литературы по теме “Проблема смысла жизни и назнвачения человека в рассказе В.Г. Короленко “Парадокс”. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом В.Г. Короленко «Парадокс», формировать умение анализировать произведение;
  • развивать навыки выразительного чтения, монологической речи.

I. Оргмомент

1. Подготовительный этап

а) Выразительное чтение вводной статьи о В.Г. Короленко «Человек с большим и сильным сердцем».

б) Беседа по прочитанному.

– Чем, по мнению М. Горького, отличаются рассказы В.Г. Короленко от рассказов других людей? («Короленко не считает себя судьею людей, а любит их с открытыми глазами, той любовью, которая дает мало наслаждений и слишком много страданий»)

– Какую роль сыграл Короленко в творческом становлении М. Горького как писателя? («…сказал о русском народе многое, что до него никто не умел сказать. Он сказал это тихим голосом мудреца, который прекрасно знает, что всякая мудрость относительна и вечной правды нет…»)

II. Основная часть

1. Герои книг Короленко по натуре своей – борцы. Но они не штурмуют крепости и не сражаются на баррикадах. Они совершают каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами жизни, порой очень жестокими, и не теряют веры в людей и в будущее. Одной из самых интересных психологических зарисовок писателя стал его очерк «Парадокс», написанный в апреле 1894 года. Это жизнеутверждающее произведение было создано в один из самых напряженных моментов жизни писателя. Возвращаясь из путешествия по Америке (в сентябре 1893 г.) Короленко узнал о смерти своей маленькой дочери. «Смерть моей Лели так меня пришибла, что я никогда в самые тяжелые минуты моей жизни не чувствовал себя в такой степени изломанным, разбитым и ничтожным», – писал Короленко. Именно в эти страшные для него дни Короленко провозглашает законом жизни борьбу человека за счастье и разъясняет: «А если нет счастия? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление». Ни сам Короленко, ни герой его нового рассказа Ян Залуский не требовали к себе ни жалости, ни сострадания. Вопреки всему, не оглядываясь на собственные беды, они шаг за шагом преодолевали дорогу под названием Жизнь.
«Человек создан для счастья…» – эти слова Короленко стали крылатой фразой, лозунгом, зовущим в будущее. «Я думаю, что это было убеждением и самого Владимира Галактионовича, направляющим в значительной степени и его деятельность, – вспоминал товарищ писателя по ссылке С.П. Шевцов. – В это он страстно верил, к этому он стремился всеми силами своей души, за это боролся, во имя этого работал»

2. Лексическая работа (толкования слов представлены в презентации)

Приступая к анализу произведения, следует уточнить значения некоторых слов, встречающихся в тексте.
Читая это произведение, вы столкнулись с новым литературным жанром – очерк.
– Что же такое очерк? Запишите в свои словарики:
Очерк – прозаический документальный жанр, который чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям, но сохраняет особенности образного отражения жизни.
– Короленко назвал свой очерк «Парадокс». Что означает это слово?
Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.

3. Анализ произведения.

– Расскажите о времяпровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада. Почему автор говорит об «атмосфере полусна и полусказки», царившей здесь? (Дети отправлялись в этот уголок сада, когда реальная жизнь становилась им скучна и неинтересна; там царит атмосфера фантастичности, мечтаний)

– От чьего лица ведется повествование? (Рассказчик – мальчик лет 10)

– Почему вся жизнь рассказчика и его восьмилетнего брата проходи в фантазиях? (По-видимому, мальчики читали много книг о путешествиях и приключениях, обладали живым воображением, а реальная жизнь для них была слишком бедна впечатлениями)

– С образом сломанного экипажа в повествование входит мотив калеки. Докажите, опираясь на текст I части, что этот образ не оскорбляет зрения, не разрушает сказку, придуманную детьми. («…На вершине мусорной кучи… в такой чудесной и в такой фантастической карете.»)

– «Я до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвой действительностью в лице Павла», – признается рассказчик (II часть очерка). Слово «иллюзия» имеет в русском языке 2 значения: прямое – «обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние – ошибочное восприятие предметов, явлений» и переносное – «нечто несбыточное, мечта». Как вы думаете, в каком значении употребляет это слово рассказчик? (Нечто несбыточное, мечта)

– Найдите в тексте очерка (части II и III) слова, характеризующие поведение Павла в необычной ситуации.
(«Павел стоял, несколько даже удивленный, на нашем дворике и смотрел на нас, сильно сконфуженных, своими серьезно выпученными и слегка глуповатыми глазами.»
«…И только лакей Павел загоготал в заднем ряду… нелепо и громко.»
«Павел фыркнул и опять получил тумака.»)

– Сделайте вывод об отношении к нему рассказчика. (Рассказчик не любит Павла, даже считает его глуповатым не потому, что лакей совершает глупые поступки, а потому, что он совершенно не чуток к тонким, духовным проявлениям жизни)

– Павел для мальчиков, героев очерка, – символ реальности, ворвавшейся в сказку. Какова же реальность? Почему вместе с удивлением и неловкостью они испытали чувство страха? (Реальность оказалась бесцеремонна, груба и бестолкова)

– Прочтем эпизод «встреча с феноменом». Обратите внимание на сноску (стр. 243), поясняющую значение слова «феномен». («Это была небольшая, почти игрушечная телега, … на окружавшую его толпу»)

– Какой афоризм (краткое выразительное изречение) написал феномен мальчиков? («Человек создан для счастья, как птица для полета»)

– Как вы объясните значение афоризма? (Быть счастливым так же естественно для человека, как для птицы – летать)

– Прочтите портретную зарисовку Яна Залуского во время написания им афоризма (III часть). («Глаза мои застилались слезами… красивая строчка»)

– Найдите и прочтите напутственные слова, обращенные к мальчикам при прощании (IV часть). («Заметив нас,… как птица для полета»)

– Докажите, что отнюдь не для щедрого вознаграждения писал феномен свое крылатое изречение. (Калека искренне желал мальчикам счастья. До написания афоризма он смотрел на ребенка «умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становился все мягче и все страннее». А потом, вновь повстречав мальчиков на пустынной дороге за городом, снова дважды, словно заклятие, повторил для них прекрасные слова)

– Какова роль образа матери в эпизоде с феноменом? (В синих глазах матери – испуганное сожаление, наиболее точное выражение, передающее чувства людей при встречи с калекой. Мы ничего не знаем о реакции матери на кощунственное «крестное знамение» феномена, но именно перед ней он извиняется за это. Наконец, мать благодарна глядит на Яна Криштофа Залуского, написавшего добрый афоризм ее детям. Она, как нравственный камертон, отделяет истинное, доброе, человечное от циничного и наносного)

– В чем парадокс изречения Яна Залуского? (Ответ подсказывает сам автор афоризма: «Этот афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена. Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полета… И для счастья тоже…»)

– Какова связь между ключевыми словами очерка о том, «для чего, собственно создан человек», о «назначении жизни» с афоризмом феномена? (Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни. «Вера в реальность и осуществимость счастья для каждого окрыляла читателя, будила в нем стремление к значимому, звала к деянию. Ян Залуский упорным трудом смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещенным», здоровый же человек тем более может достичь много. Нужны лишь труд и воля»)

III. Заключительный этап (рефлексия, подведение итогов, выставление оценок учащимся)

В. Г. Короленко

Оборудование: портрет В. Г. Короленко; выставка книг писателя.

Работа по теории литературы:

Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило опирается на реальные факты, описывает реальные события и реально существовавших людей.

Рассказ – произведение малой эпической формы, в котором повествуется обычно об одном событии, составляющем отдельный эпизод в жизни человека.

Композиция – построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщенное умозаключение.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

Оптимист – человек оптимистического склада.

Парадокс – странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек не верит в будущее, во всем склонен видеть унылое, плохое.

Пессимист – человек пессимистического склада.

Тональность – основная эмоциональная настроенность в художественном произведении.

Феномен – о человеке или явлении выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

Шляхтич – польский дворянин.

Ход урока

1. Беседа с учащимися. Реализация домашнего задания.

Учитель. Что вам показалось самым достойным в личности и жизни В. Г. Короленко?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель . Какое главное личностное качество сумел сохранить писатель, несмотря на долгие годы лишений, ссылок, гонений?

Оптимизм, веру в человека, в лучшее будущее, жизнерадостность.

Учитель. Давайте посмотрим, как отразились идейные убеждения писателя, его личностные качества в очерке «Парадокс».

Как вы думаете, почему «Парадокс» по жанру не рассказ, а очерк.

Короленко тяготеет к жанру очерка. В своих произведениях он всегда исходил из реального наблюдения над жизнью, его основной метод – письмо «с натуры». Его сюжеты часто восходят к подлинным фактам, его образы – к реальным людям. «Создается особый метод максимального приближения к художественной «правдоподобности» к жизненной правде» (Г.А. Бялый). В отличие от документального художественный очерк Короленко – в том числе и «Парадокс» – приближается к рассказу: писателя интересует психология описываемых им событий, психология человеческой души.

2. Первоначальное восприятие произведения.

Беседа

· Понравился ли вам очерк?

· Каково ваше впечатление от прочитанного?

· Какие мысли и чувства вызвал у вас очерк Короленко?

3. Беседа по содержанию.

· В чем заключается основная сюжетная линия очерка? Кратко расскажите, включая главных действующих лиц произведения.

Короленко показывает непосредственный ужас двух обеспеченных, беззаботных мальчиков при встрече с обычной жестокостью жизни: до их дома добирается калека – шляхтич Ян Залуский; показывая публике , на что он способен, Ян тем самым зарабатывает на жизнь себе и своим родственникам. Короленко показывает нам отца, мать мальчиков, жителей дома, среди которых особенно выделяются доктор, полковник Дударев и пан Уляницкий. В уста калеки писатель вкладывает афоризм : «Человек создан для счастья, как птица для полета».

· А если основное содержание очерка выразить в одной фразе? Например: Этот очерк о том, что(как)… Запишите в тетрадь.

Беззаботные, обеспеченные мальчики дворянского происхождения впервые столкнулись с жестокой действительностью.

Калека-шляхтич демонстрирует удивительную силу воли.

· Какой вариант наиболее точно передает смысл произведения?

Ученики высказывают свои суждения.

4. Работа над композицией очерка.

Учитель . Тщательно продуманная композиция помогает писателю выразить основную нравственную идею произведения.

Ученики вспоминают, что такое композиция.

Учитель . На сколько частей можно разделить очерк?

Учитель . Озаглавьте их.

1. Сказочный мир игр.

2. Встреча с феноменом.

3. Внутренний переворот в душах детей.

5. Устное словесное рисование.

Учащийся выступает в роли рассказчика – автора устной работы «Чудеснейший полет фантазии». Описание фантастического мира мальчиков, в который они погружены и который прочной стеной отделяет их от реальной жизни.

Какие эпитеты использует автор при описании игр мальчиков? Найдите в тексте и выпишите в тетрадь.

Глубина бадьи – таинственная.

Именно эти эпитеты помогают создать яркие завораживающие картины игры.

7. Пересказ с изменением лица.

Ученик выступает в роли Павла, описывая, чем занимались дети.

Учитель. Какие изменения в тональности в этой части?

Писатель намекает, что реальная жизнь не так красивы и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дураками»

Учитель . Перечитайте последний абзац второй части. К чему приводит писатель своих героев?

А что это такое жизнь и какое место в ней занимает человек.

Учитель Конец второй части нас, читателей, заставляет задуматься о том, что жизнь и реальная действительность непохожа на игры детства. У каждого из нас мир детства неповторим, но неминуемо наступает момент, когда в него входит эта действительность, и это вторжение человек может запомнить на всю жизнь, как это случилось с мальчиками.

8. Работа по группам. Работа над третьей главой.

Ребятам предлагается, разделившись на четверки (повернувшись друг к другу) ответить на вопросы. Вопросы раздаются на карточках.

· Что увидели мальчики с крыльца? Что почувствовали они при виде толпы народа? Что их повергло в ужас?

Они увидели странный «феномен» (портрет его дан глазами героев): «…резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук», «ноги странного существа длинные и тонкие… стояли на земле точно длинные лапки паука», «…странное существо, перебирал по земле ногами и еще более походя на паука, сделало большой круг…».

· Много раз говоря о Яне Залуском, писатель употребляет слово «феномен». Дайте определение этому слову. Что «феноменального» в этом калеке? Обратите внимание на речь, действия героя.

Портрет – со слов «Голова его была большая» до слов: «готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу». Речь калеки, лексически и синтаксически правильная и выразительная, свидетельствует о его ясном уме, образованности. Толпу зрителей поразило то, что безрукий калека-карлик может делать почти невозможное: без помощи рук снимает сапоги, ногой снимает картуз и приподнимает над головой, пересчитывает заработанные монеты, ногами расчесывает бороду, крестится и т.д. и, наконец, ногами подписывает свое имя и фамилию, выводит поучительные афоризмы.

· Легко ли «феномену» показывать все, на что он способен? Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям?

Очень нелегко, это представление приносит ему мучительное страдание: «Калека стоял с трудом; на лице виднелось страдание; тонкие ноги дрожали; побледнел от усилия; с видимым трудом поднимал ногу ко лбу, потом к плечам и груди».

На вторую часть вопроса отвечает сам «феномен»: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни «…человеку надо кормиться не тем, как другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам».

· В чем парадокс изречения этого Яна Залуского? Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком?

Это и афоризм, и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах «феномена». «Феномен» тоже человек, и он менее всего создан для полета…и для счастья тоже. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что, удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «феномен», он живет достойно.

· Изменилось ли что-нибудь в жизни детей после встречи с «феноменом» ? Обратите внимание на описание двора.

Мальчики жизнь, окружающую действительность увидели другими глазами. Игра потеряла свое волшебство. «Но теперь это почему-то не доставляло нам прежнего удовольствия. От бадьи несло вонью, ее глубина потеряла свою заманчивую таинственность, куча мусора, как-то скучно освещенная солнцем, как бы распалась на свои составные части, а кузов оказался дрянной старой рухлядью».

После небольшой 5-7-минутной самостоятельной работы представители групп выступают с кратким содержательным рассказом.

Учитель Давайте попробуем сформулировать основную мысль очерка, определить его нравственный смысл. Почему очерк называется «Парадокс»?

Основная мысль очерка: «Человек создан для счастья, как птица для полета» – звучит из уст человека, обиженного судьбой. Если такую веру носит в себе человек, обделенный жизнью, презирающий всякие иллюзии, значит, действительно, как говорил В. Г. Короленко, «все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление».

Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить?

Ученики спорят: кто говорит, что такой сломался бы и примеров из жизни приводят много, а другие утверждают, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Так и в очерке Короленко показал, что человек, обиженный судьбой, природой, не ожесточился, а жил, делая людям добро.

Так какой же урок получили мальчики и мы читатели?

Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него».

С какой целью писатель вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки? Актуален ли очерк сегодня?

Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

Внимание ребят обращается на инвалидов в нашей современной жизни. Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, изучают иностранные языки, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом и достигают больших успехов.

В подтверждение этих слов можно зачитать слова самого Короленко, приведенные в учебнике: «Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Изменилось ли ваше восприятие очерка?

10. Домашнее задание.

Прочитать миниатюру «Огоньки». Ответить на вопрос, что объединяет очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки»?

Ученикам раздаются высказывания известных людей о счастье. Задание: напишите сочинение-размышление «Счастье. В чем оно?», опираясь на афоризм, который вам больше всего понравился.

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке в. Г. Короленко «парадокс»

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ОЧЕРКЕ В.Г.КОРОЛЕНКО «ПАРАДОКС»

Цели урока:

  1. Подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения
  2. Выработка навыков анализа художественного текста.
  3. Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни».
  4. Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.
  5. Раскрытие содержания логических и литературоведческих понятий (парадокс, афоризм, феномен).

Методические приемы: аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов очерка.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя:

Владимир Галактионович Короленко входит в круг нашего чтения рано. Нам знакома его повесть «Дети подземелья». Вместе с героем повести Васей, «мальчиком из благополучной семьи», мы вдруг оказываемся в заброшенном склепе в компании отверженных городским обществом Валека и его сестренки Маруси. В другом произведении, которое мы будем изучать на внеклассном чтении, – история слепого музыканта. Слепорожденный мальчик, жизнь которого должна пройти в темноте, смог не замкнуться в себе, не ожесточиться. Увлечение музыкой стало в его жизни путеводной нитью. Для человека является врожденным стремление к свету, к полноте жизни, говорит нам Короленко, и на этом пути он способен преодолеть все преграды.

Произведение В.Г.Короленко «Парадокс», с которым мы познакомились на прошлом уроке, по жанру не рассказ, а очерк. Прочитаем определение очерка, записанное на прошлом уроке:

Очерк – эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило, опирается на реальные факты, описывает реальные события и реально существующих людей.

Итак, в основе очерка – завершенный сюжет, и весь жизненный материал, переосмысленный писателем, «работает» на то, чтобы привлечь внимание читателей к событию, которое раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц и наталкивает читателя на определенные выводы.

  1. Беседа с учащимися:

– Какая проблема поставлена писателем? (Для чего создан человек?)

– Как отвечает на этот вопрос Короленко? («Человек создан для счастья…»)

– Вспомните, пожалуйста, как называется подобное изречение, содержащее обобщающее умозаключение? (Афоризм)

– Почему эта истина (человек создан для счастья) безжалостно превращается в парадокс? Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим, какое толкование дает Ожегов слову «парадокс»:

Парадокс – 1) странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

2) явление, кажущееся невероятным и неожиданным.

– Почему же отец мальчиков находит афоризм парадоксальным?

Парадокс не в том, как считают некоторые, что общество многих лишает счастья, а в ином: жалкий калека – автор афоризма о счастье.

– Как в произведении называют Яна Залуского, автора афоризма о счастье? Найдем в тексте:

«чудо природы», «чудо натуры», «феномен»

– Что такое феномен? В учебнике дана сноска:

Феномен – нечто исключительное, небывалое.

– Почему его так называют? Найдите описание внешности Яна Залуского в учебнике (стр. 242)

«Голова его была большая, лицо бледно… Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды, а руки я напрасно разыскивал испуганными глазами… Ноги странного существа, длинные и тонкие, как будто не умещались на тележке и стояли на земле, точно длинные лапки паука… …какое-то паукообразное чудовище…».

Учитель: В устах феномена, который сам менее всего мог рассчитывать на счастье, эта формула звучит парадоксом.

– Сам Ян Залуский верит в эти слова? (Да).

– Кому он адресует крылатое выражение? (Мальчику, у которого вся жизнь впереди. Феномен искренне желает ему счастья.)

– Обратите внимание на то, как до написания афоризма калека по-доброму вглядывается в лицо ребенка (найдите в тексте): он «смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и все страннее».

Не для щедрого вознаграждения писал Ян Залуский свое крылатое выражение. Афоризм выношен, продуман его автором. Один на один с мальчиками калека вновь повторит свое изречение: «Ну, прощайте и помните: человек создан для счастья… Тележка покатилась, но уже в конце переулка феномен еще раз повернулся к нам, кивнул головой кверху, на птицу, кружившуюся высоко в небе, и крикнул еще раз:

– Создан для счастья. Да, для счастья, как птица для полета».

Настойчивым напоминанием афоризма он как бы желает внушить юным слушателям, что это суждение особо важно для них.

Нужна ли вступительная часть рассказа, рисующая мальчиков за воображаемой рыбной ловлей и в фантастических путешествиях в старом кузове бывшей кареты? Каково значение этой части? ( Мы её озаглавили «Сказочный мир игр». Она вводит читателей в мир маленьких героев, готовит к восприятию чего-то серьезного, важного).

– Какие эпитеты использует автор в описании игры? (Экипажи – фантастические, карета – чудесная, гостиница – одинокая, глубина бадьи – таинственная)

– Какие изменения в тональности повествования мы замечаем во второй части? ( Эту часть мы назвали «Действительный мир и наш фантастический уголок». Через умело подобранные эпитеты писатель намекает, что реальная жизнь не так красива и безмятежна, как мир детской фантазии. С приближением лакея мир рушится, разбивается вдребезги: «Серьезно выпученные глаза лакея все видят иначе: удочки становятся простыми ветками тополя…, а «неизмеримая глубина нашего зеленого омута колыхнулась, помутнела… и снова стала старой деревянной бадьей. При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дурачками»).

Учитель: Дети стремились отгородиться от жизни взрослых, где для них существовало множество запретов и наставлений, а порой они, по всей вероятности, сталкивались и с унижением их человеческого достоинства. Не случайно мальчик ждет от феномена неприятностей (найдем в тексте): «…мне казалось, что он сделает над нами что-то такое, от чего нам будет после стыдно всю жизнь…»

Встреча с Яном Залуским – факт значительный в жизни мальчиков. Дети задумались о смысле афоризма: что такое жизнь, и какое место в ней занимает человек.

Для чего создан человек? Мысль о назначении человека пронизывает весь очерк. Найдите в тексте подтверждение этому:

Начало рассказа: « Для чего, собственно, создан человек, об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано… Сведение это было преподано нам в виде краткого афоризма».

Конец первой главы (описывающей «рыбную ловлю» у старой кареты): «вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни».

Конец второй главы: « Таковы были обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда нашему юному вниманию предложен был афоризм о назначении жизни и о том, для чего, в сущности, создан человек…»

В третьей главе пан Залуский сообщает свой афоризм ребятам, а в конце главы в диалоге калеки в Матвеем вновь звучат слова о том, что человек создан для счастья, только с тем добавлением, что счастье, однако, не всегда создано для него.

Действительность предстала перед мальчиками в её болезненных изломах, человеческой боли: «…резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч, совершенно лишенных даже признаков рук», «…странное существо перебирало по земле ногами ещё более походя на паука, сделало большой круг…».

Дети изумлены: разве это возможно?

– Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям? (Находим в тексте ответ самого феномена: «Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а в реальной жизни… …человеку надо кормиться не тем, так другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам.»).

– Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Труд его тяжел: «Калека стоял с трудом, – огромная голова подавляла это тело карлика, на лице виднелось страдание, тонкие ноги дрожали». Но он это делает не только для того, чтобы прокормиться и содержать родных. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь, несмотря ни на что удивительна и прекрасна. Об этом говорит и афоризм, написанный мальчикам: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Это понимает безрукий «феномен», он живет достойно).

Учитель: Из непродолжительного общения с феноменом впоследствии мальчики извлекут уроки стойкости и сострадания. Понимание, что трудом и упорством можно многое преодолеть, многого достичь. Так, калека смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещенным», материально поддерживать родных, а главное, при незавидности своей судьбы он не ожесточился, не озлобился, а жил, делая людям добро. В его поступках, словах чувствуется достоинство, сила воли.

Встреча с Яном Залуским «острой занозой» вонзилась «в детские сердца и умы», она окончательно разрушила мираж, в котором жили дети. И уголок двора уже не приносил им былой радости. Удочки, бадья, старый кузов кареты – все потеряло свою «заманчивую таинственность». От бадьи дурно пахло, «кузов казался дрянной старой рухлядью». Мальчики увидели окружающую действительность другими глазами. Игра потеряла свое волшебство. Дети начали быстро взрослеть.

Тяготы, потери близких, борьба за существование – очень многое в жизни несет человеку несчастье. И как быть счастливым, когда кругом миллионы голодных, несчастных, угнетенных? Короленко не ограничивается только провозглашением права человека на счастье. «Человек создан для счастья», создан – отнюдь не значит, что каждому в обществе оно гарантировано. В своем произведении автор утверждает свое понимание того, в чем следует видеть реальное счастье.

Заметим, что очерк был написан после перенесенного писателем тяжелого потрясения – смерти дочери. Ощущение непрочности и хрупкости жизненных устоев и великой значимости радости бытия – вот те чувства, которые сказались при написании очерка.

Прочитаем отрывок из письма Короленко к сестре своей жены:

«…этот рассказ явился для меня самого неожиданным результатом всего, что пришлось пережить в последнее время. Я вообще человек не унылый и не пессимист. Но смерть моей Лели (маленькой дочери Короленко, умершей во время путешествия в Америку) так меня пришибла, что я никогда, в самые тяжелые минуты моей жизни, не чувствовал себя до такой степени изломанным, разбитым, ничтожным. Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастия? Ну что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастию. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».

Многие писатели обращались к этому вопросу – вопросу о счастье, смысле жизни, о назначении человека. Перед вами высказывания :

«Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть» (Л.Н.Толстой)

«Счастье не в счастье, а лишь в его достижении» (Ф.М.Достоевский)

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» (А.П.Чехов)

В ходе обсуждения делаем выводы: Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова. Судьба человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

Ссылка на основную публикацию