Анализ рассказа Куприна Молох

Повесть А.И. Куприна «Молох» – проблема интеллигенции и народа, мастерство психологического анализа

Девяностые годы прошлого столетия многие писатели – современники Куприна с разных позиций отражали в художественных образах процесс капитализации страны и его последствия. Если Чехов рисует внутреннюю несостоятельность капиталистического уклада, вызванное им разложение бытовых, семейных и этических связей, его губительное воздействие на человеческую личность («Три года», «Случай из практики», «Бабье царство»), то Боборыкин в обширных натуралистических романах («Василий Теркин», «Перевал») решает проблему в либеральном плане, считая возможным примирение интересов рабочих и предпринимателей. Реалистические картины жизни крупного промышленного купечества и тяжкого труда пролетариев на горных промыслах Урала читатель находил в романах Мамина-Сибиряка 80-90-х годов («Горное гнездо», «Приваловские миллионы» и др.).

Однако заслуга автора «Молоха» была в том, что он значительно глубже и острее, чем многие его предшественники, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести Куприна выразительно и конкретно, с превосходным знанием деталей изображена панорама крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих поселков. Писатель проследил тлетворное воздействие капиталистических отношений на человеческую психику и вплотную подошел к изображению растущего протеста рабочих из первых грозных, еще стихийных выступлений против угнетателей.

Особенность повести Куприна заключается и в том, что выведенные в ней события и факты преломлены через восприятие интеллигента, человека нежной, чуткой натуры. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявления социальной несправедливости. Он, пишет Куприн, «сам себя сравнивал в этом отношении с человеком, с которого содрали кожу». В повести проявляется растущее мастерство писателя в создании портретных характеристик. Полнокровные портреты приобретают черты тонкого психологизма, подчеркнутым выражением глаз или улыбкой писатель оттеняет внутреннюю сущность человека, его духовное состояние. Это особенно относится к портретному описанию главного героя повести. «Наружность у Боброва была скромная, неяркая… Он был невысок ростом и довольно худ, но в нем чувствовалась нервная, порывистая сила. Прелесть его в сущности некрасивого лица заключалась только в улыбке. Когда Бобров смеялся, глаза его становились нежными и веселыми, и все лицо делалось привлекательным». Чистая натура героя, его болезненная нервность и чуткость, его душевная доброта, скрытая за аскетически-строгим и требовательным отношением к жизни, напряженный интеллектуализм – все это превосходно вырисовывается из характеристики его внешнего облика.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Бобров сравнивает капиталистический прогресс, создающий фабрики и заводы, порождающий беззастенчивых и жестоких дельцов, с чудовищем, кровожадным идолом-Молохом, требующим человеческих жертвоприношений. Такие параллели нередко употреблялись в произведениях русской, украинской и западноевропейских литератур, посвященных теме развития капитализма. Мысль о преступности капиталистических отношений и развращающем их воздействии на психологию людей воплощена уже в образах пьесы А. Писемского «Ваал» (1873). Темные пути первоначального накопления, процесс духовного распада личности и умерщвления всех человеческих чувств в душе капиталиста показал И. Франко (1878). Зловещий образ удава, обвивающего своими кольцами хрупкое, беззащитное тело газели, символизирует здесь жестокий и бесчеловечный капитализм, который несет с собой неисчислимые несчастия и жертвы.

В суждениях Боброва сказывается известная непоследовательность авторской идейной позиции. Порою он склонен в отчаянии отрицать технический прогресс и цивилизацию вообще и, осуждая современные нравы, противопоставлять им патриархальное старое время. Но главное в повести – прогрессивная критика буржуазной эксплуатации, защита свободы и достоинства человеческой личности.

Конкретным воплощением Молоха в повести является крупный буржуазный делец Квашнин. Это ловкий пройдоха, который обманывает других акционеров и не брезгает никакими средствами для того, чтоб нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса. «Мы соль земли», «нам принадлежит будущее»,- провозглашает этот грузный, рыжий человек, похожий на «японского идола грубой работы». Самоуверенность Квашнина, а главное – принадлежащие ему деньги, наэлектризовывают окружающую провинциальную среду: и пошляка инженера Свежевского, и директора акционерного общества Шелковникова, и обывательскую семью Зиненко. Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом отвратительной сделки с этим дельцом становится невеста Боброва – Нина Зиненко.

Герой повести не является сознательным борцом. Психике его свойственна двойственность и колебания, воля его надломлена и одиночеством, и отсутствием явной цели, и пагубным пристрастием к морфию. В момент стихийной вспышки протеста Бобров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но верх берет привычная рефлексия, угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.

Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием Куприна к классовому конфликту, к завтрашним судьбам народа, со стремлением писателя отразить первые серьезные выступления тружеников фабрик и заводов против угнетателей, открытые протесты и бунты, имевшие место в русской действительности 90-х годов. Если в начале повести, особенно в сцене молебна по случаю закладки новой домны, писатель подчеркивает смирение, трогательную покорность заводских рабочих, опасность их тяжкого труда, то постепенно перед глазами Боброва разворачиваются иные сцены, в которых проявляется возмущение и протест тружеников против бесчеловечного гнета (например, эпизод столкновения Квашнина с женщинами-работницами). Повесть кончается отрывочными сценами и беглыми репликами, из которых читатель узнает о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.

Для автора «Молоха» характерны чувство нового в жизни, тяга к большим, коренным вопросам действительности. Правда, ему не удалось создать индивидуализированных портретов рабочих, образов борцов пролетарского движения, полнокровных описаний их борьбы за свои права. А между тем к середине 90-х годов XIX века подобные образы уже появлялись в некоторых произведениях мировой литературы. К ним следует отнести «Бориславськ) оповщання» И. Франко и его же повесть «Борислав сметься» (88 -882), написанную ранее, чем «Жерминаль» Золя и ряд других западноевропейских, польских и русских произведений, отразивших начальный период борьбы рабочего класса против эксплуататоров. Причинами, обусловившими смелое новаторство выдающегося украинского писателя, были не только бурное капиталистическое развитие Галиции этих лет и своеобразие опыта Франко, но знакомство его с идеями марксизма.

Тематика и проблематика творчества Куприна. Анализ повестей «Молох» и «Олеся»

Каждого писателя формируют его жизненные обстоятельства ( в детстве умирает отец, нет средств к существованию, московский вдовий дом, с 7-ми лет отдан в Разумовский пансион, казённое обеспечение, в 10 лет – ученик военной! Гимназии, строгие порядки, которая впоследствии была преобразована в кадетский корпус – карьера военного. После поступил в Александровское Юнкерское училище. 1890 год, подпоручик, 4 года отдал военной карьере. Днепровский полк квартировал в провинциальных городках – наблюдал эту жизнь. Подольская губерния, провинция.

1894 – Куприн выходит в отставку избрав путь профессионального писателя. Детство – унижение перед «благодетелями», годы детства «безрадостные на казённых харчах», строгость, порядок. Юность – заштатный полк, бесцветное существования в пошлости и обыденности.

Писатель – нет денег. Исходил, изъездил среднюю полосу, южную, кем работал? Грузчиком, управляющим имением, землемер, рыбак, кузнец, пел в хоре (провинциальная сцена), газетное дело: репортёр (очерки и другое). Все испытания закалили его характер и дали много жизненных наблюдений. Материал этот очень важен. Куприн стал своим в различных сферах.

Писателя всегда притягивали (на раннем этапе) глубины человеческой души и её скрытые возможности, первые его рассказы были написаны на военную тематику: «Дознание» о всечеловечных порядках, «Ночлег», прапорщик армейский. Большое внимание уделял внутреннему миру человека, необычные условия, психология, подсознание. Особые ракурсы темы: игрушка, воробей, ужас. Пограничные состояния.

Тема любви его волновала: тоже дала богатый материал. Много рассказов о гибели любви, красоты, он говорит о расточении врождённых способностей «Погибшая сила». Для его важны потенциально заложенные, яркие порывы жизни. «Святая любовь», «Страстная минута». С большой симпатией описывает своих героинь, часто вступают в столкновение с жестокостью, эгоцентризмом жизни. Яркие характеры на цирковую тематику «Аллес», «Лолли», часто это самоотверженные героини, которые идут на жертвы ради своей любви. Купрн создал 10-ки романтических историй. Руководствовался любовь даёт напряжённые переживания. Повод для изображения ярких характеров. Любовные переживания естественное раскованное проявление духовного мира.

Малая жанровая форма не давала Куприну изложить все свои мысли и чувства. Переходит к повести «Молох» и «Олеся». Эти повести связаны между собой «от противного». Обе они написаны по впечатлениям от поездок Куприна в донецкий угольный бассейн и в полесье. Условно: связаны молох о вреде научно-технического прогресса гибельная его сторона. А Олеся идеал естественного человека. В Молохе, прежде всего, отмечали социальный мотив и эксплуатацию рабочей буржуазии. Трагическое положение. Использует очерки о донецких предприятиях.

Невыдуманное, очень убедительно воссоздаёт условия, изображает железный закон за борьбу существование. Главный герой – инженер Бобров. Рефлексирующий герой. Инженер бобров принадлежит именно к такому типу героев. Завод уподоблен богу – Молоху. Ради развития научно-техническог прогр. «Хороша ваша цивил, если её плоды исчисл…». Острый социальный конфликт приобретает философское осмысление. Содержание повести: наблюдения инженера за работой завода и безнравственной заводской элитой. Предприниматель Квашнин и его окружение.

Читайте также:  Троепольский

Драма не реализовавшей себя души. Драма честного по природе человека, который не сумел найти себя и реализовать. Для Куприна самое страшное следствие железной цивилизации – гибель душевной чистоты в людях.

Куприн ищет свой идеал в области неподвластной молоху – естественный человек , возникает повесть Олеся . Представитель интеллигент, рефлексирующий, Олеся цельная, страстная, дикая. Интеллигент проигрывает. В начале повести Олеся говорит о Своём возлюбленном: вы хотя и добрый, только слабый. У героя отсутствует цельность натуры, глубина чувств, в этом его слабость. Олеся выросла вдали от фальшивых общественных устоев. Куприн идеализирует образ «дочери лесов».

Как часто у Куприна это бывает, эта любовная история заканчивается крахом. Нет хэппи-энда, выхода для героя. Эта повесть поэтичная. Куприн описывает картины природы. Природа им тоже содействует, украшает их историю. Первые рецензенты назвали эту повесть «лесной» симфонией. Слияние с природой даёт полноту и чистоту душевного мира. Эта повесть – одно из звеньев Полесского цикла Куприна. Это рассказы как «Лесная глушь», и пр.

Перекличка с «записками охотника» Тургенева, поэтизация природы. Хотя герои другие. Куприн очарован живописным краем. Среднерусская полоса. Её обитатели и их интересные характеры.

Выразились творческие принципы: писатель должен наблюдать жизнь. Куприн был мастером точной детали и насыщенного информацией стремительно повествования. Всегда присутствует сюжет. Иногда в одном абзаце совмещалась сконцентрированность. Определённость позиции: что любишь, а что ненавидишь, что собственно хочешь сказать. Свой взгляд выражал определённо и эмоционально.

Формы: рассказ в рассказе. При этом возникает субъективное восприятие человека и это позволяет достоверно представить информацию. Глазами непосредственно активного участника – чужая речь (приём), более глубоко видеть ситуацию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Повесть А.И. Куприна “Молох”

В рамках традиционной школьной программы по литературе для изучения на уроках внеклассного чтения в старших классах предлагались, как правило, следующие произведения А. И. Куприна : «Поединок», «Гамбринус», « Суламифь», « Гранатовый браслет», «Листригоны», «Изумруд». Повесть А.И. Куприна «Молох» в программу уроков внеклассного чтения почти никогда не включалась. Автору данной работы именно повесть «Молох» представляется произведением, способным всколыхнуть интерес в среде старшеклассников к творчеству А.И. Куприна в условиях российской действительности. Не секрет, что нынешние старшеклассники живут в эпоху такой общественно политической формации, для которой у современных историков и политологов нет даже точного определения. Одни склоняются к тому, чтобы обозначить современный исторический отрезок как дикий капитализм, другие – как феодальный капитализм, третьи – как, опять же дикий, пост-социализм. Одно бесспорно, современные старшеклассники живут в эпоху первоначального накопления капитала, а точнее , в эпоху первоначального пост-социалистического разграбления общественного капитала.
Негативные черты и явления, свойственные периоду классического первоначального накопления капитала, описанному в «Молохе» А.И. Куприна, без труда угадываются и в нашем времени, времени дикого накопления капитала, накопления через разграбление.

Цели:

  • Обучающие: познакомить с историей создания повести «Молохо», проанализировать повесть А.И. Куприна со стороны содержания и художественных особенностей;
  • Развивающие: продолжить работу над развитием диалогической и монологической речи учащихся, отработать навыки анализа художественного произведения, развитие внимания к художественному слову, развитие понятий морали, нравственной чистоты, культуры;
  • Воспитательные: воспитание читательской культуры, литературного вкуса, формирование отдельных личностных качеств: достоинство, честь, порядочность, освещение вопроса пагубного влияния наркотиков на физическое и психологическое состояние человека.

Оборудование: запись на доске, тексты художественного произведения, протрет А.И. Куприна, иллюстрации А. Тамбовкина.

I. Слово об авторе и истории создания повести

Работа Куприна над «Молохом» – образец удивительного трудолюбия. Он сидел над рукописью по четырнадцать часов подряд. Не спал ночи. С бесконечным терпением переписывал каждую строку, каждую страницу. А читателям казалось, будто автору все далось очень легко : и внешняя простота, и напряженное действие, и изящество формы, Как добивался он этого, как понимал своё призвание?
В основу повести легли впечатления, полученные писателем во время поездки весной и летом 1896 года по Донбассу, где он знакомится с рельсопрокатными и сталелитейными промышленными предприятиями. Куприн поступил работать на один из заводов Донбасского бассейна заведующим учета кузницы и столярной мастерской на заводе в Волынцеве. Впечатления, полученные Куприным в ходе работы на заводе, писатель отразил в очерках: « Юзовский завод», « Рельсопрокатный завод».
Помимо того факта, что для написания повести А.И. Куприн лично изучал производство, о котором писал, о том, как трепетно он относится к вопросам художественного мастерства свидетельствуют и его высказывания: « Если хочешь что-нибудь изобразить. сначала представь себе это совершенно ясно, цвет запах, вкус, положение фигуры, выражение лица, Никогда не пиши: «какой-то странный цвет» или « он как-то неловко вскрикнул». Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голое совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. »

II. Беседа-опрос

Вопрос учителя: Прежде, чем обратимся к тексту повести, попробуем прояснить смысл заглавия, Кто такой Молох.

Ответ: Молох – бог огня и войны в религии древних финикийцев, для умилостивления которого сжигали детей.

Вопрос учителя: «Встречаем ли мы такого персонажа в повести?»

Вопрос: «Почему же повесть носит такое заглавие? Кому или чему дает Куприн имя кровожадного божества?»

Ответ: Под Молохом Куприн подразумевает гигантское промышленное предприятие, работа на котором трудна, опасна, и вытягивает из человека жизнь, и в целом новый буржуазный уклад жизни, пожирающий обычного человека. В повести есть и прямые сравнения одного из героев, крупного дельца Квашнина, с Молохом, с идолом, божеством (стр. 77).

Вопрос: «Почему Квашнина сравнивают с Молохом?»

Дается характеристика Квашнину.

1) Индивидуальные заранее подготовленные сообщения

2) В ходе коллективного обсуждения по вопросам:

  • Кто такой Квашнин?
  • Как он появляется на страницах повести?
  • Что известно о нем до его приезда?
  • Каким представляется он Боброву:
  • Как к нему относятся в семье Зиненко?
  • Как Куприн создает этот образ?
  • Обратить внимание на гротеск в изображении героя, сравнения, эпитеты, метафоры.
  • Квашнин в сцене бабьего бунта.
  • Квашнин на пикнике.
  • Рассмотреть иллюстрации Тамбовкина.

III. Характеристика центрального героя А.И. Боброва

План характеристики.

  1. Знакомство с героем.
  2. Его отношения к Нине Зиненко. Работа с иллюстрациями.
  3. Его взаимоотношения с семьей Зиненко.
  4. Завод в жизни Боброва.
  5. Бобров и Свежевский. Сравнительная характеристика.
  6. Бобров и Квашнин. Нравственное противостояние.
  7. Доктор Голдберг и Бобров.
  8. Сцена на пикнике.
  9. Попытка взорвать котлы на заводе.
  10. Возврат к морфию

IV. Характеристика конфликта повести

Своеобразие, острота.
Роль любовной интриги в развитии конфликта в повести.

V. Подведение итогов, систематизация, вывод.

VI. Домашнее задание: подготовить полный развернутый ответ на вопрос: «Любовь Боброва к Нине Зиненко – благо или наказание?»

Критика капитализма в повести А. Куприна «Молох»

Творчество Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) продолжало традиции критического реализма конца XIX в. Однако, обращаясь к анализу его произведений, становится понятно, насколько тесно связана биография этого человека с его писательской деятельностью. Общеизвестен факт: оставив в 1894 г. военную службу (о которой он напишет впоследствии правдивую повесть о русской армии “Поединок”), Куприн в течение последующих 10 лет скитался по Руси, испробовав множество профессий – от тапера в цирке до грузчика на астраханских пристанях, от лесного объездчика до управляющего имением, был псаломщиком и даже зубным врачом. В результате Куприн создал более ста произведений разных жанров. Посетив промышленный район Донбасса, переживавшего период бурного развития, в 1896 г. Куприн публикует повесть “Молох”, принесшую молодому автору широкую известность. В качестве названия автор использует имя легендарного бога Молоха, которому древние аммонитяне приносили в жертву через сожжение живых детей, в основном отпрысков знатных семей. Конечно, в повести этот образ многозначен: это и символ буржуазного прогресса, и крупный сталелитейный завод, где разворачивается действие повести, и, наконец, член правления завода – миллионер Квашнин, чей образ гиперболизирован и обезличен. Квашнин – ловкий пройдоха, который обманывает других акционеров и не брезгает никакими средствами для того, чтоб нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса. Это грузный, рыжий человек, похожий на «японского идола грубой работы». Самоуверенность Квашнина, а главное – принадлежащие ему деньги, наэлектризовывают окружающую провинциальную среду: и пошляка инженера Свежевского, и директора акционерного общества Шелковникова, и обывательскую семью Зиненко. В повести Куприна выразительно и конкретно, с превосходным знанием деталей изображена панорама крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих поселков. Писатель проследил тлетворное воздействие капиталистических отношений на человеческую психику и вплотную подошел к изображению растущего протеста рабочих из первых грозных, еще стихийных выступлений против угнетателей. Особенность повести Куприна заключается и в том, что выведенные в ней события и факты преломлены через восприятие интеллигента, человека нежной, чуткой натуры. Инженер Бобров болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявления социальной несправедливости. Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Бобров испытывает муки “любовной пытки” к Ниночке Зиненко, которая, готова себя продать за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия. Герой повести не является сознательным борцом. Психике его свойственна двойственность и колебания, воля его надломлена и одиночеством, и отсутствием явной цели, и пагубным пристрастием к морфию. В момент стихийной вспышки протеста Бобров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но верх берет привычная рефлексия, угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием Куприна к классовому конфликту, к завтрашним судьбам народа, со стремлением писателя отразить первые серьезные выступления тружеников фабрик и заводов против угнетателей, открытые протесты и бунты, имевшие место в русской действительности 90-х гг. Если в начале повести, особенно в сцене молебна по случаю закладки новой домны, писатель подчеркивает смирение, трогательную покорность заводских рабочих, опасность их тяжкого труда, то постепенно перед глазами Боброва разворачиваются иные сцены, в которых проявляется возмущение и протест тружеников против бесчеловечного гнета. Повесть кончается отрывочными сценами и беглыми репликами, из которых читатель узнает о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. Повесть в итоге получилась не социально-политической, как, возможно, задумывалась вначале, а социально-психологической. Следовательно, вполне объяснимо, почему объектом изображения Куприна стала судьба инженера Боброва, а не судьбы рабочих и зарождающееся революционное движение. В “Молохе” писатель, конечно, изобразил выступление рабочих, даже объяснил и в какой-то степени оправдал его. Но так как сути революционного движения в России Александр Иванович не понял до конца, то и изображать в дальнейшем героев-рабочих не стал. А позже, не найдя общий язык с Советской властью и лично с Лениным, вынужден был эмигрировать и 17 лет провел в Париже, вернувшись на родину, по сути, только умереть.

Читайте также:  Лиза Калитина в романе Дворянское гнездо Тургенева сочинение

Капиталистическая Россия в изображении А. Куприна (повесть «Молох»)

Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны. Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение «Молох», посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

В качестве названия автор использует имя легендарного бога Молоха, которому древние аммонитяне приносили в жертву через сожжение живых детей, в основном отпрысков знатных семей. Конечно, в повести этот образ многозначен: это и символ буржуазного прогресса, и крупный сталелитейный завод, где разворачивается действие повести, и, наконец, член правления завода – миллионер Квашнин, чей образ гиперболизирован и обезличен.

В повести нашла отражение и тема народных выступлений – бунта рабочих. Главным героем становится типичный герой конца XIX века – интеллигент Бобров, ищущий правду жизни. Его по праву можно считать резонером – выразителем авторского неприятия буржуазной действительности. Тем не менее многие критики обвинили героя в нерешительности, свойственной интеллигентам. Однако в финале мы видим сцену, когда инженер Бобров мечется по заводской территории, подавляя в своем раздвоенном сознании желание взорвать заводские котлы, приобщившись к бунту рабочих.

Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет “диалектике души”, то есть изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Кроме того, Бобров испытывает муки “любовной пытки” к Ниночке Зиненко, которая, по его словам, “тоже готова себя продать”, “продать свою молодость, свое девственное тело” за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия.

Однако заслуга автора «Молоха» была в том, что он значительно глубже и острее, чем многие его предшественники, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести Куприна выразительно и конкретно, с превосходным знанием деталей изображена панорама крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих поселков. Писатель проследил тлетворное воздействие капиталистических отношений на человеческую психику и вплотную подошел к изображению растущего протеста рабочих из первых грозных, еще стихийных выступлений против угнетателей.

Особенность повести Куприна заключается и в том, что выведенные в ней события и факты преломлены через восприятие интеллигента, человека нежной, чуткой натуры. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявления социальной несправедливости. Он, пишет Куприн, «сам себя сравнивал в этом отношении с человеком, с которого содрали кожу». В повести проявляется растущее мастерство писателя в создании портретных характеристик. Полнокровные портреты приобретают черты тонкого психологизма, подчеркнутым выражением глаз или улыбкой писатель оттеняет внутреннюю сущность человека, его духовное состояние. Это особенно относится к портретному описанию главного героя повести. «Наружность у Боброва была скромная, неяркая… Он был невысок ростом и довольно худ, но в нем чувствовалась нервная, порывистая сила. Прелесть его в сущности некрасивого лица заключалась только в улыбке. Когда Бобров смеялся, глаза его становились нежными и веселыми, и все лицо делалось привлекательным». Чистая натура героя, его болезненная нервность и чуткость, его душевная доброта, скрытая за аскетически-строгим и требовательным отношением к жизни, напряженный интеллектуализм – все это превосходно вырисовывается из характеристики его внешнего облика.

Бобров сравнивает капиталистический прогресс, создающий фабрики и заводы, порождающий беззастенчивых и жестоких дельцов, с чудовищем, кровожадным идолом-Молохом, требующим человеческих жертвоприношений. Такие параллели нередко употреблялись в произведениях русской, украинской и западноевропейских литератур, посвященных теме развития капитализма. Мысль о преступности капиталистических отношений и развращающем их воздействии на психологию людей воплощена уже в образах пьесы А. Писемского «Ваал» (1873). Темные пути первоначального накопления, процесс духовного распада личности и умерщвления всех человеческих чувств в душе капиталиста показал И. Франко (1878). Зловещий образ удава, обвивающего своими кольцами хрупкое, беззащитное тело газели, символизирует здесь жестокий и бесчеловечный капитализм, который несет с собой неисчислимые несчастия и жертвы.

В суждениях Боброва сказывается известная непоследовательность авторской идейной позиции. Порою он склонен в отчаянии отрицать технический прогресс и цивилизацию вообще и, осуждая современные нравы, противопоставлять им патриархальное старое время. Но главное в повести – прогрессивная критика буржуазной эксплуатации, защита свободы и достоинства человеческой личности.

Конкретным воплощением Молоха в повести является крупный буржуазный делец Квашнин. Это ловкий пройдоха, который обманывает других акционеров и не брезгает никакими средствами для того, чтоб нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса. «Мы соль земли», «нам принадлежит будущее»,- провозглашает этот грузный, рыжий человек, похожий на «японского идола грубой работы». Самоуверенность Квашнина, а главное – принадлежащие ему деньги, наэлектризовывают окружающую провинциальную среду: и пошляка инженера Свежевского, и директора акционерного общества Шелковникова, и обывательскую семью Зиненко. Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом отвратительной сделки с этим дельцом становится невеста Боброва – Нина Зиненко.

Герой повести не является сознательным борцом. Психике его свойственна двойственность и колебания, воля его надломлена и одиночеством, и отсутствием явной цели, и пагубным пристрастием к морфию. В момент стихийной вспышки протеста Бобров стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но верх берет привычная рефлексия, угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.

Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием Куприна к классовому конфликту, к завтрашним судьбам народа, со стремлением писателя отразить первые серьезные выступления тружеников фабрик и заводов против угнетателей, открытые протесты и бунты, имевшие место в русской действительности 90-х годов. Если в начале повести, особенно в сцене молебна по случаю закладки новой домны, писатель подчеркивает смирение, трогательную покорность заводских рабочих, опасность их тяжкого труда, то постепенно перед глазами Боброва разворачиваются иные сцены, в которых проявляется возмущение и протест тружеников против бесчеловечного гнета (например, эпизод столкновения Квашнина с женщинами-работницами). Повесть кончается отрывочными сценами и беглыми репликами, из которых читатель узнает о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими.

«Роковые яйца», «Собачье сердце» М. А. Булгаков – первые опыты сатирической фантастики

Читайте также:  Жестокие нравы города Калинова в Грозе сочинение

Следующие сатирические повести Булгакова свидетельствуют дальнейшее движение писателя к глубокому художественному обобщению, к раскрытию актуальных социальных и философских проблем. Фантастика в повестях “Дьяволиада”, “Роковые яйца” и “Собачье сердце” значительно ослаблена. Как и в произведениях Гоголя, она помещена в реальный контекст, однако если в “петербургских” повестях фантастика основана на невероятном случае, не объясняется и не мотивируется, то в сатирических повестях М. Булгакова фантастика получает вполне вероятное объяснение. Сюжетные коллизии в повести “дьяво-лыада”, которые приводят к “охоте” на героя и впоследствии к его гибели, обусловленные освобождением Короткова. То, что образ Кальсонера удваивается в его глазах и предстает в разном виде, обусловлено тем, что фамилия Кальсонер имеют братья-близнецы, поэтому Коротков гонится то по одному из них, то за другим. В повестях “Роковые яйца” и “Собачье сердце” М. Булгаков использует возможности научной фантастики. Именно научные эксперименты профессора Персиковая и профессора Преображенского приводят к невероятным последствиям, о которых рассказывается в произведениях Булгакова. Итак, фантастика в повестях М. Булгакова сравнению с повестями Гоголя значительно приближена к реалиям тогдашней жизни. М. Булгаков отказывается от поэтики романтизма в изображении фантастических событий, в его повестях фантастическое имеет вполне рациональное объяснение.

Последствия научного открытия в произведениях Булгакова и Г. Уэллса выходят из-под контроля ученых и приобретают непредсказуемый характер. В “роковых яйцах” и “пищи богов” звучит идея предупреждения человечества об опасности вмешательства в эволюцию природы.

В повествование булгаковских повестей помещены рациональные объяснения событий. Действие в произведениях Булгакова происходит, в отличие от романа Уэллса, не во вымышленном, а социально и исторически маркированном пространстве. Таким образом, Булгаков воспроизводит срез общественной жизни, сатирически изображает современную ему действительность. Повести М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце” имеют элементы научной и социальной фантастики, ведь с помощью научных экспериментов

М. Булгаков показывает состояние современного ему общества и перспективы его развития. Впрочем, повести Булгакова включают в себя и элементы жанра антиутопии. Повести Булгакова содержат критическое изображение социального устройства общества, не соответствует принципам гуманизма.

В повести “Роковые яйца” умные представление профессора Персиковая сталкиваются с абсурдной системой в лице Рокка, что приводит к трагическим последствиям. В повести “Собачье сердце” раскрыто столкновения рациональных позиций профессора Преображенского из шариковщина.

Социальная фантастика косвенно связана с реальностью, она освещает лишь отдельные стороны действительности. Антиутопия же имеет более тесную связь с действительностью, она дает прогноз социальной катастрофы общества, находящегося на крайней границы. Следует отметить двуплановость научно-фантастических повестей М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”. В “роковых яйцах” речь идет не только о проблемах науки, природы, а прежде всего о проблемах общества. Луч, открытый профессором персиковое, становится символом новой эры в естествознании и вместе с тем символом революционных идей. Недаром он цвета советской символики. Следовательно, в данном случае красный луч в повести символизирует социалистическую революцию в России. А катастрофа, которая происходит вследствие неосторожного использования луча малокомпетентные людьми, содержит предупреждение о возможной трагической судьбе огромного социалистического эксперимента, развернутого в стране. Гибель Персикова от стихийного толпы предвещатели гибель многих вождей революции, которые были уничтожены в результате “чисток” 1930-1940-х годов. Кстати, М. Булгаков внимательно следил за борьбой за власть, которая разворачивалась в последние месяцы жизни В. Ленина. 8 января 1924 писатель отметил в дневнике? Ито будет с Россией, знает один Бог. Пусть он ей поможет “[7, с. 21]. Б. Соколов высказал интересную мысль о том, что образ профессора Персикова – это своеобразная пародия на В. Ленина [7, с. 28]. Время у профессора Персикова есть и другие прототипы, в том числе родственник Л. Белозерской-Булгаковой профессор Е. Тарновский, зоолог А. Северцев, биолог и патологоанатом А. Абрикосов, доктор медицины М. Покровский и др.. Социальная параллель между персиковым и Лениным, бесспорно, является удивительно выразительной. М. Булгакова волнует судьба социального эксперимента, начатого в стране с 1917 года. Однако содержание повести “Роковые яйца” намного шире социальную пародию. Это произведение содержит широкое художественное обобщение, образы и ситуации произведения приобретают символическое значение и могут быть трактованы в разных аспектах – научном, социальном, эстетическом. Критический пафос повести направлен, с одной стороны, против вмешательства в естественную эволюцию, а с другой стороны, писатель предупреждает о создании системы отчуждения в обществе, приводит к абсурду реализацию лучших идей. Кроме того, М. Булгаков ставит вопрос об ответственности ученого (следовательно, художника, творческого человека) за свою деятельность.

Повесть “Роковые яйца” можно рассматривать как метафору на трансформацию российского общества в постреволюционную эпоху. Аналогично образ Шарикова в повести “Собачье сердце” можно рассматривать как метафору на “новую советского человека”. В сатирических повестях М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце” широко используется аллегория, проявляется на разных уровнях текста. Образы животных очеловечиваются, а люди, наоборот, приобретают животных привычек. Лягушка, которую исследует Персиков, “тяжело” двигает головой, а в глазах ее “было явственней”: “Сволочи вы, вот что”. Поход змеев на Москву является аллегорией на революционные сдвиги.

Аллегорический образ Шарика становится особым ракурсом для освещения современного общества. Шарик в эксперимента профессора Преображенского имеет “естественный взгляд” на окружающую действительность, в которой ему многое “кажется” непонятным и алогичным. А Шариков после медицинского эксперимента, а главное – после эксперимента “воспитания” его новым обществом, имеет “искривленный взгляд” на все вокруг. Аллегорическая ситуация “перехода” Шарика в Шарикова и наоборот позволяет писателю менять ракурсы изображения в повести.

доклад А. Куприн – русский писатель XX века

Краткий биографический очерк и обзор ранней творчества русского писателя А. Куприна. Повесть “Молох” и ее влияние на дальнейшее творчество писателя. Художественный смысл повести “Поединок”. Концепция любви в повестях “Суламифь” и “Гранатовый браслет”.

Нажав на кнопку “Скачать архив”, вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку “Скачать архив”

РубрикаЛитература
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления10.05.2011
Размер файла14,4 K

Подобные документы

Куприн как певец возвышенной любви. Тема повести “Гранатовый браслет”. Жизненный и творческий путь писателя. Содержание повести, тема “маленького человека” в работе Куприна. Прощание Веры с умершим Желтковым как психологическая кульминация повести.

презентация [20,5 M], добавлен 30.11.2013

Основные факты биографии русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938) – превосходного мастера литературного пейзажа. Повести и романы автора: “Впотьмах”, “Молох”, “Прапорщик армейский”, “Олеся”, “На переломе”, “Яма”, “Гранатовый браслет”.

презентация [422,6 K], добавлен 06.05.2015

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна о крымских рыбаках “Листригоны” и повести “Поединок”. Элементы романтизма в повести “Суламифь” и рассказе “Олеся”. Теория и методика целостного анализа рассказа Куприна “Гранатовый браслет” на уроке в 11 классе.

реферат [30,0 K], добавлен 13.10.2014

А. Куприн — мастер слова начала XX века, выдающийся писатель. “Гранатовый браслет” — печальная повесть-новелла о любви маленького человека, о жизнелюбии и гуманизме. Звуковой символизм отрывка: интонация, ритм, тон. Образность художественного текста.

реферат [150,5 K], добавлен 17.06.2010

Детство и юность А.И. Куприна. Начало литературной деятельности. Издание рассказов, стихов, статей и эссе русского писателя в петербургских журналах. Годы эмиграции. Главные произведения Александра Ивановича: повести “Поединок”, “Яма” и “Юнкера”.

презентация [375,5 K], добавлен 04.04.2014

Тема любви в мировой литературе . Куприн-певц возвышенной любви. Тема любви в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Многоликость романа “Мастер и Маргарита”. Тема любви в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Две картины смерти влюбленных.

реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008

Начало литературной деятельности Александра Куприна в кадетском корпусе. Первый рассказ “Последний дебют”. Отражение в повести “Поединок” службы в 46-ом пехотном Днепровском полку. Любовь как высшая ценность мира в рассказе “Гранатовый браслет”.

презентация [2,0 M], добавлен 26.01.2014

Детство и юношеские годы известного русского писателя А.И. Куприна. Первые произведения писателя и начало его литературной деятельности. Потрясение Куприна после Очаковского восстания. Литературные достижения и успехи, последние годы жизни Куприна.

презентация [222,6 K], добавлен 13.02.2012

Описания учебы в сиротском приюте и кадетском корпусе. Начало литературной деятельности А.И. Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе “Гранатовый браслет”. Проблемы армии в повести “Поединок”. Социальное неравенство людей в повести “Олеся”.

презентация [435,4 K], добавлен 31.01.2013

Изучение биографии русского писателя А.И. Куприна, своеобразные особенности его творческой индивидуальности. Анализ произведений на тему любви и ее воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна.

реферат [40,6 K], добавлен 15.11.2010

Ссылка на основную публикацию