Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс

Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

«Тапер» – произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

В своих произведениях Куприн часто затрагивает тему искусства. Рассказ «Тапер» состоит из двух частей. В первой части автор описывает богатый дом семейства Рудневых, их развеселый и сверхнасыщенный всевозможными событиями образ жизни. Во второй части появляется центральный персонаж произведения — молоденький тапер четырнадцати лет по имени Юрий. Тапер очаровывает слушателей своей прекрасной игрой на пианино.

Идейный смысл произведения заключается в том, что истинный талант невозможно не заметить. Юрий — чрезвычайно талантливый малый, который изначально не производил впечатления на слушателей, потому как был мелкий и худой. Однако в этом маленьком юнце был необычайный талант, который он продемонстрировал зрителям. Также автор намекает на то, что порой жизнь человека с ног на голову может перевернуть обычный случай. Для Юрия таким случаем было появление известнейшего композитора, который заметил юное дарование и сделал все возможное, чтобы карьера мальчика развивалась.

Семья Рудневых любит широко отмечать праздник ёлки, поэтому двери их богатого дома всегда открыты для друзей. Для развлечения гостей Аркадий Николаевич, отец семейства, обычно приглашает профессиональных музыкантов. Однако, на очередной праздник ёлки Рудневым удаётся пригласить лишь молоденького тапера по имени Юрий. Гости сомневаются в профессионализме мальчика, но Юрий демонстрирует великолепную игру на пианино. Он покоряет сердца слушателей, исполняя как классическую, так и обычную увеселительную музыку.
В разгар праздничных танцев в зал входит презентабельного вида человек, который внимательно слушает как Юрий исполняет различные музыкальные партии. Таинственный господин просит юнца сыграть одну из композиций Листа, а затем, восхитившись талантом Юрия, увозит его с собой. К своему огромному удивлению Юрий узнает, что человек проявивший к нему интерес не кто иной, как Антон Григорьевич Рубинштейн — великий российский композитор. Под его началом Юрий становится знаменитым музыкантом.

Рассказ Куприна «Тапер» – это трогательная история о великой ценности, незыблемости и бессмертии настоящего искусства.

Анализ 2

Основным персонажем произведения является подросток Юра Азагаров, гимназист старших классов, подрабатывающий игрой на фортепиано в роли тапера на увеселительных мероприятиях.

В один из дней Юрия приглашают осуществить музыкальное сопровождение новогоднего праздника в семействе Рудневых, глава которой Аркадий Николаевич славится своим гостеприимством и хлебосольным отношением к гостям.

Увидев в качестве пришедшего тапера, худенького, мелкого четырнадцатилетнего юношу в старой гимназической шинели, вызывающего жалость окружающих, старшая дочь Руднева, Лидия высказывает ироничное недоверие к молодому музыканту, не веря в его способности и возможности.

Однако талантливый подросток удивляет своим восхитительным исполнением музыкальных произведений, как классических, так и популярных, всех присутствующих на званом вечере, которые оказываются в восторженном состоянии о пленительной одаренной игры пианиста.

Хозяин дома, Аркадий Николаевич, в разгар праздника покидает гостей и через некоторое время появляется в компании нового гостя, солидного, серьезного, пожилого человека, при виде которого юный тапер приходит ощущает непонятную робость. Вновь пришедший гость внимательно наблюдает за игрой Юрия и в какой-то момент предлагает ему исполнить рапсодию Листа, в процессе слушания которой на лице старика проглядывает выражение одобрения.

По окончании вечера, получив от Аркадия Руднева конверт со значительной денежной суммой, Юрий узнает личность незнакомца, который оказывается знаменитым композитором Антоном Рубинштейном, желающим зачислить маленького тапера в число своих учеников.

В финале рассказа писатель сообщает, что славное будущее Юрия Азагарова становится напрямую связано с музыкой, юноша становится всемирно известным пианистом.

Используя двухчастную контрастную композицию при повествовании в рассказе, описывая образ жизни семьи Рудневых и жалкий внешний вид юного тапера, писатель акцентирует внимание читателя на судьбоносной роли случая в жизни человека, резко меняющим жизненные людские пути, оценивая и вознаграждая истинный талант.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Тапер

Популярные сегодня темы

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий

В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе князя Игоря Святославовича против врагов земли русской – половцев. Одной из центральных фигур летописи является кровный брат князя – Всеволод Святославович.

Привет, мамуля! Как дела ? Как настроение? Что делаешь? Как там твои розы – выросли ? А как там мой Рексик? Я всего лишь месяц на даче у бабушки, но я уже осень соскучился по тебе и Рексу.

Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова “Палата №6”. Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии

“Тапёр” – краткое содержание и анализ рассказа А.И. Куприна

Информация о произведении

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

  • Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
  • Ирина Алексеевна Руднева — урождённая княжна Ознобишина, хозяйка дома, в котором проводится новогодний праздник.
  • Аркадий Николаевич Руднев — её муж, которому в тексте даётся характеристика дамского угодника, игрока, гурмана, щедрого покровителя балетного искусства и любителя шумного общества.
  • Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгая и высокомерная особа. Татьяна, напротив, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу тапёра.
  • Аркаша и Митя — сыновья Рудневых.
  • Дуняша — горничная, приведшая в дом тапёра.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки. Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов. Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру. Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин. Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.
Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Дурочка

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Тапер анализ рассказа

Тапер анализ рассказа Куприна

История создания. Рассказ А. И. Куприна “Тапер” был написан в 1900 г. и впервые опубликован в этом же году в газете “Одесские новости”.

В одном из примечаний автор указывает, что произведение основано на действительно произошедшем случае.

Для придания достоверности Куприн ввел в рассказ реальную историческую личность – известного композитора, дирижера и музыкального педагога Антона Григорьевича Рубинштейна.

Однако на самом деле удивительно одаренный маленький пианист Юрий Агазаров – вымышленное лицо.

Смысл названия. Во второй половине XIX – начале XX вв. тапером называли музыканта (обычно пианиста), который работал по найму при проведении домашних балов, вечеров и т. д.

Обычно уровень профессионализма таких людей был очень низок, что заложено в самом названии (фр. tapeur от taper – хлопать, стучать). Маленький тапер в рассказе является редким исключением из общего правила.

Жанр. Рассказ.

Тема. Основная тема произведения – роль счастливого случая в жизни человека. Юрий Агазаров, несмотря на свой талант, ведет практически нищенский образ жизни. Зарабатывать на хлеб ему приходится игрой в богатых домах, где хозяевам нет никакого дела до талантливого мальчика. В лучшем случае ему могут доплатить за хорошее проведение вечера.

Мальчику всего лишь четырнадцать лет. Такой образ жизни и способ заработка, безусловно, очень утомляют его и никак не способствуют дальнейшему развитию музыкальных способностей. В доме Рудневых Юра поначалу даже становится объектом для насмешки со стороны Лидии Аркадьевны.

Застенчивый от природы мальчик очень самолюбив, так как сам уже способен оценить высокий уровень своей игры. Не имея достаточных средств, Юрий Агазаров, скорее всего, так бы и прожил всю свою жизнь, растеряв талант и превратившись в заурядного посредственного пианиста.

В судьбу Юрия Агазарова вмешивается счастливый случай. В дом Рудневых приходит знаменитый Рубинштейн. У Антона Григорьевича было немало способных учеников, поэтому только по настоянию хозяина он “со скучающим и нетерпеливым видом” прислушивается к игре Юрия.

Кульминационный момент рассказа – просьба Рубинштейна сыграть рапсодию № 2. Только во время исполнения Юрой бессмертного произведения Листа известный композитор понимает, какие огромные способности заложены в этом скромном мальчике. Антон Григорьевич берет маленького тапера под свое покровительство и помогает ему стать одним из талантливейших российских композиторов.

Проблематика. Главная проблема рассказа заключается в том, что огромное количество талантливых, но бедных людей, проводят жизнь в безвестности. Мальчику из богатой семьи гораздо легче добиться успеха, даже обладая весьма посредственными способностями. Для бедных “гениев” остается один путь на вершину славы – упорный труд и умение заявить о себе. Скромный и застенчивый Агазаров готов к напряженной работе, но “разрекламировать” себя он не способен. Только счастливый случай позволяет Юре прославить свое имя.

Герои. Юрий Агазаров, Антон Григорьевич Рубинштейн, Тина Руднева, Лидия Аркадьевна, Аркадий Николаевич Руднев.

Сюжет и композиция. Рассказ начинается с описания богатого дома Рудневых в преддверии праздничного вечера. Неожиданная проблема с отсутствием тапера разрешается при появлении Юрия, в котором сразу же угадывается главное действующее лицо всего произведения. Блестящая игра Юры при Рубинштейне приводит к тому, что композитор забирает талантливого мальчика с собой.

Чему учит автор. Куприн дает понять, что одаренным людям даже в тяжелых жизненных условиях никогда нельзя терять надежды на лучшее. Если человек продолжает верить в удачу, когда-нибудь и на его долю выпадет улыбка судьбы.

Урок литературы в 5-м классе по рассказу А.И. Куприна “Тапёр”

Разделы: Литература

Цели урока

  • Обучающая – обучение анализу прозаического произведения, знакомство с жизнью и творчеством А.Г.Рубинштейна, Ф.Листа, знакомство с творчеством А.И.Куприна.
  • Развивающая – развитие представлений о литературе и музыке как о видах искусства, о значении этих видов искусства для человека.
  • Воспитательная – воспитание интереса к классической музыке.

– Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя А.И.Куприна и анализируем его рассказ “Тапёр”. О каком времени идёт речь в рассказе? (1885 г.)

– Что мы узнали о доме Рудневых? (“Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, обитающих испокон века в окрестностях Пресни, Новинского и Конюшков и создавших когда-то в Москве её репутацию хлебосольного города. Дом Рудневых – большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного – круглый год с утра до поздней ночи кишел народом”. Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало.)

– Объяснить значение слова “тапёр”. Что значит “ветхий”, “массивные колонны”, “безалаберный”, “репутация”?

Читайте также:  Сочинение Письмо Чацкому из 21 века

Работа с Толковым словарём.

– Все ли принимали участие в жизни дома? (Все, кроме Ирины Алексеевны. Её черты: высокомерие, гордыня, презрение к людям.)

– Что значит “отпрыск знатного и богатого рода”?

– Кто ещё напоминает Ирину Алексеевну? (Лида.)

– Как и почему проявилось это сходство Лиды с матерью при первом появлении тапёра? (Лида не скрывает своего презрения, пытается унизить мальчика, откровенно смеётся над ним.)

– Почему она так встретила его? (Лидия отличалась “бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному, приниженному”.)

– Что в портрете мальчика позволяло Лидии думать о нём, как о “загнанном, подвластном, приниженном”? (“Бледный”, “худощавый”, “подержанный мундирчик”, “не решаясь подойти ближе”, “голос сиплый от робости” – это говорит о застенчивости, бедности, боязливости мальчика.)

– Какой детали его лица автор уделяет особое внимание? (Глазам. “Большие серые глаза – слишком большие – смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно”.)

– Что можно сказать о мальчике, судя по его глазам? (Глубокий, умный, решительный, волевой, много испытавший, с богатым внутренним миром.)

– Зачем мальчик попросил позволения сыграть что-нибудь? (Боялся, что ему откажут, а значит, он не сможет заработать денег; хотел доказать, что он умеет играть, отстаивал так своё человеческое достоинство.)

– Что он играет? (“Венгерскую рапсодию” Ф.Листа. “Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии”.)

– Давайте мысленно перенесёмся в дом Рудневых и послушаем “Венгерскую рапсодию” Ф. Листа.

Звучит “Венгерская рапсодия” Ф.Листа.

– Что меняется в лице мальчика, когда он играет рапсодию? (“Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими”.)

– Как вы думаете, почему именно это произведение играет мальчик? (Это произведение отличается особой сложностью, поэтому требуется настоящий талант, чтобы сыграть его. Лист писал: “Необходимым элементом музыки является виртуозность… От её дуновения зависит жизнь и смерть доверенного ей художественного произведения… Виртуоз должен быть в той же мере поэтом, как живописец и ваятель, которые тоже как бы передают по-своему природу, как бы поют её с листа по нотам творца”.)

– Какие слова говорит Руднев, услышав игру мальчика? Как их понимать? (“Руднев сразу понял, насколько мальчик талантлив. Он говорит: ”Скажите пожалуйста, какой мастер! Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы”.)

– Как вы думаете, почему Лиды уже не было в комнате, когда мальчик кончил играть? Зачем он её искал глазами? (Юра одержал моральную победу над ней, и Лида это поняла.)

– Какой гость появился в середине вечера? Почему к нему приковались глаза всех присутствующих? (“Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимой небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу видно было, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов”.)

– Кто это был? (Антон Григорьевич Рубинштейн – великий русский композитор, музыкант, известный всему миру, директор Петербургской консерватории.)

– Как сначала композитор отнёсся к Юре? (“Скучающий, нетерпеливый вид”, “равнодушно-повелительный голос”.)

– Чем объяснить такое отношение? (Когда пришёл Антон Григорьевич Рубинштейн, Юра по просьбе веселящихся поочерёдно играл вальсы, польки, кадрили. Поначалу А.Г.Рубинштейн не предполагал таланта в этом мальчике и не ждал ничего особенного.)

– Как изменилось отношение композитора к мальчику после того, как он сыграл ещё раз рапсодию № 2? Почему? (Мальчик играл великолепно: Юра “сам чувствовал, что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз…”. И хмурое лицо композитора проясняется, смягчается строгое выражение губ.)

– Как вы думаете, что за “подарок” выпал Юре на ёлке у Рудневых? Какую роль сыграл А.Г.Рубинштейн в жизни мальчика? (Видимо, он сделал Юру одним из своих учеников, помог на трудном пути к славе. Юра стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.)

– Как вы поняли, почему Юра стал одним из самых известных людей в России? Какие черты характера помогли ему в этом? (Скромность, талант, трудолюбие, чувство собственного достоинства, воля.)

– Как вы думаете, ребята, какая основная мысль лежит в основе этого произведения? (Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей.)

Краткое содержание «Тапёр»

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер».

Главные герои

Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.

Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.

Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.

Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи

Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.

Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.

Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

« Двенадцатилетняя Тиночка Руднева » чрезвычайно взволнована: « ведь скоро шесть часов, через час » будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям « с холодным и вежливым презрением », и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат « к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей ». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, « кроме особенно торжественных, официальных случаев », и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой « дамского угодника, поклонника и покорителя ».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз « с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений ». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили « за ее ровный характер ». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился « говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями » – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него « мощные, смелые, полные звуки ». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему « рапсодию № 2 ». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.

Читайте также:  Лиза Калитина в романе Дворянское гнездо Тургенева сочинение

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

После прочтения краткого пересказа «Тапер» рекомендуем ознакомиться с творчеством Куприна.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание: Тапер (Куприн)

Тапер

Двенадцатилетняя Тиночка Руднева вбежала в комнату, где ее старшие сестры готовились к празднику. Она взволнованно спросила, где та­пер. Самая старшая сестра, Лидия Аркадьевна, красивая стройная девушка, сердито посмотре­ла на ребенка. Она не любила шума, и маленькая сестра ее раздражала.

Лидия Аркадьевна сказала, что не следует бе­гать, как сумасшедшая, создавать беспорядок в доме.

Тина не обратила внимания на замечание. Она обратилась к другой сестре, Татьяне Арка­дьевне, попросила пойти с ней, потому что пора зажигать елку.

В этом году Тине разрешили впервые участво­вать в устройстве елки. Раньше она вместе с младшими детьми была вынуждена оставаться в детской. Именно поэтому теперь Тиночка была так взволнована.

Семья девочки была шумной, гостеприимной. Дом их был большим, и сегодня в нем должно было быть много гостей.

Хозяйка дома, Ирина Алексеевна Руднева, урожденная княжна Ознобишина, происходила из знатной и богатой семьи. Она старалась как можно меньше времени проводить с детьми и мужем. Их общество казалось ей скучным, по­шлым. Поэтому она общалась большей частью с такими же, как она, потомками знатных се­мей.

Ее супруг, Аркадий Николаевич, был жизне­радостным и любвеобильным человеком. Даже в свои пятьдесят с лишним он был очень красив и элегантен. Поэтому втайне супруга его ревно­вала. Аркадий Николаевич тоже редко бывал до­ма, потому что любил развлекаться. Он беспечно тратил имущество, не думая о будущем.

Аркадию Николаевичу очень нравились рож­дественские праздники, он с удовольствием при­нимал участие в праздновании у елки. Он приду­мывал подарки, которые пришлись бы по вкусу друзьям и родственникам. В этом году он велел найти хорошего тапера.

Но приказание его по какой-то причине не бы­ло выполнено.

Тиночка уже успела всех взбудоражить. До­мочадцы и прислуга пытались выяснить, кто должен был найти тапера. За ним отправили Дуняшу, служанку. Вдруг раздался звонок. Это прибыли две большие семьи — Лыковы и Мас­ловские. Дуняша пока не вернулась. И Тина очень беспокоилась. Она спрашивала у своей се­стры Татьяны, что же им делать. Татьяна подо­шла к Лидии и спросила: «Я уж не придумаю, что делать. Придется попросить тетю Соню поиг­рать немного… А потом я ее сама как-нибудь за­меню». Лидия возразила, что тетя Соня будет потом постоянно напоминать об этом одолже­нии. Об игре самой Татьяны Лидия высказалась неодобрительно.

Вдруг подошел слуга и сказал, что Дуняша просит выйти к ней. Сестры поинтересовались, привезла ли она тапера. Оказалось, что вместе с Дуняшей приехал мальчик. Дуняша извиня­лась, говорила, что не могла найти никого дру­гого.

Мальчик был одет в мундирчик реального училища. Видно было, что он очень смущен. Татьяна поняла, что мальчик беден, но очень самолюбив. Лицо у него было некрасивым, но выразительным. На вид ему было не больше 12 лет. Татьяна спросила, верно ли, что ему приходилось играть на вечерах. Мальчик ответил утвердительно. Он сказал, что ему 14 лет и что он привык к тому, чтобы играть целый вечер.

Лидия Аркадьеана презрительно спросила, умеет ли мальчик играть кадриль. Мальчик сказал, что умеет. Она также поинтересовалась, может ли он играть вальс, польку, лансье. Татьяна попросила сестру перестать дразнить ребенка. Но мальчик вдруг смело и даже насмешливо ответил: «Если нам угодно, mademoiselle, то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсо­дии Листа».

Лидия самоуверенно высказала сомнение в том, что мальчик играет хорошо. Но он попро­сил разрешения что-либо сыграть. Тина стала просить Татьяну разрешить мальчику показать свое искусство. И вот он оказался за фортепиано. Мальчик раскрыл нотную тетрадь и выбрал «Венгерскую рапсодию» Листа.

«Мальчик бережно положил руки на клави­ши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голо­ва которого едва виднелась из-за пюпитра, из­влекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти пре­красным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими».

В зале появились слушатели. Вышел из каби­нета даже Аркадий Николаевич. Он спросил у Татьяны, где они нашли этого мальчика. Когда Аркадий Николаевич узнал, что это тапер, очень удивлялся.

Он считал неправильным заставлять такого маленького мальчика играть.

Но Таня все рассказала отцу — и о насмеш­ках Лидии, и о том, что сам мальчик настроен играть всю ночь. Отец согласился, что он дол­жен остаться и играть.

Когда тапер окончил рапсодию, все зааплоди­ровали. Аркадий Николаевич поблагодарил мальчика, сказал, что тот прекрасно играет. Он спросил, как зовут его. Мальчика звали Юрий Азагаров.

Аркадий Николаевич сказал, что беспокоит­ся, что Юрий устанет. Но мальчик продолжил игру. Наконец в зал стали входить дети. Нача­лось веселье. Тина попросила тапера сыграть польку. Дети стали танцевать.

Вдруг в зал пошел пожилой господин. Все присутствующие сразу обратили на него взоры. Этот человек держался просто и в то же время ве­личественно. Стало ясно, что он принадлежит к большому свету. «Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково сво­бодно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов».

Незнакомец вместе с Аркадием Николаеви­чем ушли в кабинет. Было слышно, как хозяин дома о чем-то просит гостя. Тем временем Юра продолжал играть. Вдруг он увидел, что незна­комец, которого звали Антоном Григорьевичем, смотрит на него. И тут же Антон Григорьевич попросил Юру еще раз сыграть рапсодию № 2.

Мальчик заиграл. Сначала он играл робко, не слишком хорошо. Но потом стал играть с прежним вдохновением. Его игра была вели­колепна.

«Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягча­лось мало-помалу строгое выражение его губ, но когда он кончил при общих аплодисментах и обернулся в ту сторону, то уже не увидел этого привлекательного и странного человека».

Аркадий Николаевич подошел к мальчику, протянул ему конвертик и сказал, чтобы тот ни в коем случае его не потерял. В конверте были деньги. Аркадий Николаевич также сказал, что­бы Юра собирался и отправлялся вместе с Анто­ном Григорьевичем.

Юра стал возражать, что хотел бы продол­жать игру. Но Аркадий Николаевич спросил, разве он не узнал Антона Григорьевича? Маль­чик не мог догадаться, кто это.

Хозяин дома сказал: «Голубчик, да ведь это Рубинштейн. Понимаете ли, Антон Григорьевич Рубинштейн! И я вас, дорогой мой, от души по­здравляю и радуюсь, что у меня на елке вам сов­сем случайно выпал такой подарок. Он заинтере­сован вашей игрой…»

С тех пор мальчик стал известен всей России как талантливейший композитор. В его судьбе принял участие Антон Григорьевич Рубин­штейн.

«Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождествен­скую ночь, его великий учитель».

Эту историю с полным правом можно назвать рождественской сказкой. Маленький мальчик-тапер трудолюбив и талантлив. Ему сказочно повезло, что на него обратил внимание известный музыкант. Благодаря этому изменилась вся его жизнь. В этом коротком по объему рассказе мы видим как явное презрение к юному музыканту (со стороны Лидии Аркадьевны), так и внимание и сочувствие (со стороны Тиночки, Татьяны Аркадьевны и самого признанного музыканта). Ис­тинное великодушие известного музыканта проявилось в том, что он помог талантливому ребенку найти свое место в жизни.

Ссылка на основную публикацию