Анализ рассказа Кусака Андреева 7 класс

Урок на тему «Собака выла…» по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака» . 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок диалогового общения

Цель: раскрывая идейное содержание рассказа, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.

Задачи:

  • Образовательные – использовать содержание рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» для расширения смыслового поля важнейших нравственных понятий «добро», «милосердие», «гуманность», «счастье»; учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном.
  • Развивающие – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; навыки анализа произведения малой прозаической формы, развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков и умений по применению знания в новой ситуации.
  • Воспитательные – способствовать воспитанию доброты, сострадания и милосердия, прогнозированию последствий своих поступков, развитию готовности к социальному взаимодействию.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • метод творческого чтения;
  • эвристический метод;
  • проблемно-поисковый.

Оборудование и материалы:

  • Компьютер с лицензированным программным обеспечением:
  • ОС MS Windows XP
  • MS Office
  • Проектор
  • Презентация
  • «Уголок писателя»: портрет Л.Н. Андреева (И.Е. Репин «Портрет Леонида Андреева», 1904 год, фотогалерея дома-музея в г. Орле, книги
  • Текст рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»

Ключевые понятия: добро, милосердие, счастье, сострадание

1. Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация

Здравствуйте! «…Он был таков, каким хотел и умел быть, – человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины», так говорил М. Горький о своём лучшем друге, замечательном русском писателе Леониде Николаевиче Андрееве. Мы сегодня на уроке впервые будем говорить о его творчестве. Поэтому давайте отступим от привычных биографических сведений и поговорим о Леониде Николаевиче как о человеке. (Презентация. Слайд 2)

2. Выступление обучающихся. Статья К.И. Чуковского

3. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Беседа с обучающимися

Мир, в котором мы живём, огромен, прекрасен и яростен. В нём рядом уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие…Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думаю, что сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на важные нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно. (Слайд 2)
Итак…
«Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю свою долгую морозную зиму и чем кормилась», – так начинается рассказ «Кусака». (Слайд 3)
Сам автор писал: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». (Слайд 4)

Вопросы, способствующие раскрытию читательского восприятия

  1. Вы все прочитали рассказ. Поделитесь своими впечатлениями о нём. О чём заставил задуматься?
  2. Рассказ начинается тройным отрицанием: «не принадлежала», не было», «никто не мог». Как вы думаете, зачем это автору? (С первых слов читатель погружается в атмосферу безысходности и тяжёлых условий, в которых живёт собака)
  3. Почему действие начинается именно зимой? (Это трудное время года для бездомных животных, они страдают от холода и голода; к тому же зима была долгой и морозной)
  4. Как относились к дворняге другие собаки, ребята, взрослые? («…От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому…ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».) (Слайд 5)
  5. Почему же собака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице? (Её на улицу гонит голод и инстинктивная потребность в общении)
  6. Инстинкт – это врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть, общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – противоестественное состояние.
  7. Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце: «не принадлежала, не было, находилась, отгоняли, показывалась, улюлюкали, мчалась, зализывала, копила». Определите вид этих глаголов. На что они указывают? (Глаголы несовершенного вида. Указывают на незавершённость или повторяемость действия. С собакой эти события происходят постоянно)
  8. Последний глагол в этом ряду «копила». Объясните лексическое значение этого слова. Что копила собака? (Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Собака «копила страх и злобу)
  9. Получается, что изначально в душе собаки этих чувств не было, не было ни страха, ни злобы. Кто породил в ней эти чувства? (В первую очередь люди. Это они свистали, улюлюкали, бросали, заставляли её мчаться, прятаться, зализывать раны. В результате зародились злоба и страх, а поскольку эти действия повторялись неоднократно, эти чувства увеличивались, нарастали – копились)
  10. И ещё на одно слово обратим внимание в этом абзаце «гонимая». Своим поведением и отношением люди заставляли собаку бежать на край посёлка, в большой сад. А из сада что её гнало назад в посёлок? (Голод и одиночество)
  11. Попробуйте представить это движение в виде схемы: посёлок – сад – посёлок. Что у вас получилось? (Круг. Замкнутый круг, из которого невозможно вырваться несчастной собаке)
  12. Во втором абзаце первой главы есть предложение, которое неожиданно сообщает нам, что не все так плохо относились к собаке. Какое это предложение? («Только один раз её пожалели и приласкали») (Слайд 6)
  13. Что вас вэтом предложении заставляет насторожиться? (Выражение «только один раз»)
  14. Выразительное чтение сцены с мужиком-пропойцей. («Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую упал его пьяный и бесцельный взгляд.
    – Жучка! – позвал он её именем, общим всем собакам. – Жучка! Поди сюда, не бойся!
    Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
    – Да пойди, дурра! Ей-богу, не трону!»
  15. А теперь пропустим небольшой отрывок и прочитаем дальше: («…когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога: – У-у, мразь! Тоже лезет!»)
  16. Что так изменило мужика? Вернитесь к пропущенному отрывку и найдите слово, которое нам всё объяснит? («Настроение (. ) пьяного мужика изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу…» И выместил всё это на доверившемся ему беззащитном существе)
  17. К чему привёл этот поступок мужика? («С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её»)
  18. Но наступила весна, и в жизни собаки начали происходить перемены. Какие? (Приехали дачники)
  19. Как встретила собака приехавших? Сцена с девушкой. (Встретила враждебно, агрессивно. «…яростно вцепилась в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины») (Слайд 7)
  20. Как на это отреагировала девушка? («… – Ай, злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго ещё слышался её взволнованный голос: – Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная. Злю-у-щая. »)
  21. Какими людьми были приехавшие дачники? Найдите авторскую оценку? («Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»)
  22. А сейчас аккуратно подчеркните те выражения, которые я назову. Вот теперь внимательно смотрите на эти выражения, пока я прочту вам следующее. («Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её из револьвера, если не уберётся…»)
  23. Эти желания имеют что-нибудь общего с тем, какие слова вы подчеркнули? Где мы уже только читали о действиях добрых людей? (Нет, ничего общего такие желания не имеют с добром. Мужик-пропойца вспоминает обиды, нанесённые добрыми людьми. Значит, автор здесь иронизирует? Да, но ирония получается горькая, страшная)
  24. Постепенно к собаке привыкли. Дали ей имя «Кусака». И собака постепенно привыкала к этим людям, но пока ещё боялась их. («С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала…») (Слайд 8)
  25. Обратимся к сцене, когда Лёля приручает к себе Кусаку, и та ей поверит.
    («– Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка.
    …И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверное ударят её или приласкают. Но её приласкали…
    …– Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! – закричала Лёля.
    Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что если теперь кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у неё отняли непримиримую злобу»)
  26. Прослушайте музыкальный отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник» (Приложение 1). Подумайте, к какой главе я подобрала его и почему? (3 глава. Автор пишет: «Всею собачьей душою расцвела Кусака…» Пьеса «Подснежник» создана в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаённого ожидания). (Слайд 9)
  27. Как Кусака изменилась внешне? А внутренне такие же положительные изменения? («…длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, потемнела и стала лосниться, как атлас». Нет, внутренне Кусака ещё боится. «Страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев»)
  28. Чего не умеет Кусака в отличие от других собак? («Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать»)
  29. Постепенно Кусака привыкла к людям, но «жёлтыми огнями загорелась осень…, и быстро стали пустеть дачи…». Нам предстоит услышать разговор мамы и дочери. (Слайд 10)
    (Чтение по ролям.
    – Как же нам быть с Кусакой? – в раздумье спрашивала Лёля.
    Она сидела, охватив колени руками, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.
    – Что у тебя за поза, Лёля? Ну кто так сидит? – сказала мать и добавила: А Кусаку придётся оставить. Бог с ней!
    – Жа-а-лко, – протянула Лёля.
    – Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнате её держать нельзя, ты сама понимаешь.
    – Жа-а-лко, – повторила Лёля, готовая заплакать.
    Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и ласково сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
    – Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А это что – дворняжка!
    – Жа-а-лко, – повторила Лёля, но не заплакала».)
  30. Что вас настораживает в объяснении мамы, почему они не могут взять Кусаку с собой? (Мама ссылается ни материальные затруднения, ни на отсутствие жилищных условий, ни на здоровье близких, лишь на то, что собака – обыкновенная дворняжка).
  31. Ваши родители приняли активное участие в обсуждении проблем этого произведения. Сейчас от их имени я позволю себе прочитать отдельные выдержки их размышлений.
  32. А оцените поведение Лёли. Почему она не стала плакать? Почему не стала настаивать на своём? О чём это говорит? (Она не стала плакать после того, как услышала о породистом щеночке. Значит, не была привязана сильно к Кусаке, значит, чувство по отношению к собаке не было таким глубоким, настоящим, значит, это было летнее развлечение. Для Лёли Кусака так и осталась очередной игрушкой, которую может заменить любой другой щенок. Её слова о любви к живому существу остались только словами. Получается, слова не соответствуют чувствам? Неискренне любим, неискренне печалимся. Хотим казаться добрыми и заботливыми. И бываем добрыми и заботливыми только тогда, когда не надо прилагать никаких усилий. А если когда понадобилось приложить для доброго дела усилия, не стала, никаких убеждений и доводов, кроме протяжного «жа-а-лко», не сказала, да и то, не настаивая. А ещё только на вокзале вспомнила, что не простилась с Кусакой…).
  33. Случилось то, чего так боялась Кусака. Та странная мольба, которая оставалась в глазах собаки, она сейчас вновь появилась. Её снова поманили люди, её снова попытались приласкать, и теперь Кусака поверила в этих людей. Но как вы думаете, какой удар больнее: удар мужика в начале рассказа или этих людей, которым она поверила и действительно стала доверять? Почему? (Удар Лёли, её родственников гораздо больнее, потому что это удар не физический, это удар по душе собаки. Окончательный удар по всему её собачьему счастью. «. Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу». Альберт Швейцер.)
  34. Давайте ненадолго оставим нашу собаку и обратимся к сцене у трактира с деревенским дурачком Илюшей. Зачем писателю стал так необходим этот эпизод? (Слайд 11) («Впереди, недалеко была застава и возле неё трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.
    – Дайте копеечку, – гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:
    – А дрова колоть хочешь?
    И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали…
    Люди жестоки и равнодушны не только к собаке, но и к человеку).
  35. А что же Кусака? («Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала ещё одну штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке»).
  36. Посмотрите ещё раз на 5 главу и подумайте, какое предложение здесь главное? («Собака выла». Почему выла? Раньше у неё болело тело, а теперь болела израненная душа. После дружбы с людьми Кусака стала ещё несчастнее. История Кусаки – это рассказ о равнодушии взрослых, которое порождает равнодушие и бессердечие детей. Отношение к животным у Леонида Андреева является одним из критериев нравственности. «…Всё живое имеет душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…»

Обращение к ученикам

Читайте также:  Характеристика и образ князя Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

«Собака – единственное существо на этой планете, которое любит тебя больше, чем себя». (Джон Шоу Биллингс, офицер медицинской службы, библиотекарь). Весь мир держится на любви. Нужно любить всё живое не за то, что оно приносит пользу, а за то, что оно есть рядом с нами. Придерживайтесь этого принципа сами и учите этому других. Изгоняйте из своей жизни равнодушие и жестокость, и тогда вы станете богаче духовно.

Звучит ария Марио Каварадосси из оперы Джакомо Пуччини «Тоска» (Приложение 2)

«Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал это вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.
Собака выла»)

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение о собаке.
  2. Найти и рассказать о существующих памятниках, установленных собакам.

Итог урока. Оценивание работы обучающихся

Литература

  1. Андреев Л.Н. Проза. Публицистика. – М.: «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2000. С.115-122.
  2. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2007. С. 89-91

Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)

С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки, которая стала изгоем, но продолжала надеяться на человеческое отношение и понимание.

Автор произведения передает переживания собаки на фоне серых, голодных будней. Получив горький опыт, она перестала верить окружающим и агрессивно относилась к каждому, кто обращал на нее внимание. И только искренность и любовь после встречи с доброжелательными дачниками вернули ее доверие. Знакомство собаки с людьми, поселившимися в доме весной, изменило ее жизнь. Кусака узнала, что такое ласка и забыла о голодных временах.

Однако с наступлением осени настало и время отъезда людей, которые дали ей надежду на достойное существование. Кусака выла от душевной боли и одиночества, которое наступило вслед за их отъездом.

Образ собаки и череда событий, происходящих на протяжении нескольких месяцев, складываются из отдельных описаний состояния животного, окружающей обстановки: «бескорыстно», «завизжала», «отскочила». Для следующего этапа – общения с дачниками – характерны более оптимистичные фразы: «всею душой расцвела», «кувыркалась». Сначала в них проявилась ее новая сущность – боязливость, скитание и страх. Позже она начала доверять людям, научилась радоваться вместе с ними. Но после отъезда полился «дождь с неприветного неба», наступило одиночество и тоска, собака «завыла».

Необыкновенно точным является соответствие состояния животного и изображение пейзажных зарисовок. Прячась от жестоких действий людей, она тряслась от холода, вокруг был мрак и темнота. Когда наступает весна, меняется жизнь собаки. Всюду происходит пробуждение: и в природе, и в душе. Однако с отъездом людей вновь начинает моросить дождь. Осень дает о себе знать, напоминая холодными ветрами и слякотью.

Л. Н. Андреев, раскрывая тему сострадания к близким, подчеркивает, что обездоленные нуждаются в особом внимании. Если есть возможность помочь, то нужно проявить милосердие.

Автор показал мир животных. Он подчеркнул, что собака, также как и человек, нуждается в постоянном понимании, доброте и заботе. Он подробно описал изменения, которые происходили с животным, когда страх преображался в независимость и гордость. И параллельно указал на то, что дети – добрые существа, которые порой бывают гораздо жалостливее и понятливее, чем взрослые.

Вариант 2

Главной мыслью произведения «Кусака» является то, что если человек кого-то приручил, то вы теперь являетесь за него в ответе. И эту ответственность должны нести до конца.

Также Андреев решил показать всем, что у каждого живого существа имеется душа. Она умеет страдать и нуждается в сострадании и любви.

Девочка по имени Леля даже не задумывается об этом, ей все равно на чувства других людей и она думает только о себе. Она могла бы быть другим человеком, но обо всем заботятся ее родители, а это значит, что ей можно развлекаться и играть, а все остальное решат родители.

Здесь рассказывается историю про одну собаку, которая вдруг осталась не только без хозяина, но и без дома. У нее даже имени нет, именно поэтому автор употребляет различные местоимения. Если раньше ее постоянно кормили и даже лелеяли, то теперь ее никто не зовет к себе и даже не кормят. Она бегает по городу и выпрашивает у каждого человека что-нибудь съестное. Вот только с кем бы она не встречалась, ни один человек не хочет ни приласкать ее, ни дать ей покушать. Наоборот когда люди видят собаку, то сторонятся ее, а также гонят и ругают.

А ведь каждое живое существо мечтает о том, чтобы его любили и ласкали. Она разучилась верить людям. Однажды ее позвал один человек, и собака обрадовалась и подошла, но вместо этого получила просто пинок сапогом. Тогда она решила сбежать и больше никому не показываться. И неожиданно попадает на дачу, там находилась маленькая девочка, которая играла во дворе. Когда она увидела собаку, то решила подойти и погладить ее. Но собака решила совсем по-другому и укусила девочку.

Но новые хозяева не ругают ее за это, а наоборот делают все для того чтобы она привыкла к ним. И постепенно ее характер начинает меняться и теперь вместо агрессии у нее проявляется милосердие и добро. Теперь ни один человек не заходит непрошенным гостем на дачу, ведь их встречает собака. Кроме этого она играет, и веселиться вместе с хозяевами и такая жизнь ей очень нравится и другой жизни ей не хочется.

Но постепенно лето заканчивается и семье приходится возвращаться назад в город, где у них осталась квартира. Вот только собаку они забрать с собой не могут. И снова она остается одна и снова ее бросили.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кусака Андреева

Популярные сегодня темы

Роман Э. Золя Жерминаль является революционным и считается одним из самых ярких произведений писателя. Находясь в центре событий, Э. Золя точно смог передать увиденное, подчеркнуть

Рассказчик произведения «Бежин луг» является его главным героем. Он пошел на охоту, на улице была чудесная июльская погода. Мужчине повезло, он настрелял большое количество дичи. Уже к вечеру он пошел домой вместе с собакой

Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.

До чего же актуален рассказ «Старый гений!». На самом деле, за 200 лет мало что поменялось. Богатые по-прежнему чувствуют вседозволенность и думают, что можно обижать бедных.

С самого рождения человек является счастливым существом, потому что связан невидимой, но ощутимой волшебной нитью с матерью. Каждая мама является воплощением самых лучших качеств для своего ребенка.

Л.Н.Андреев “Кусака”: описание, герои, анализ рассказа

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

Рассказ был написан в 1901 году и опубликован тогда же в № 9 Журнала для всех. Издан в составе авторского сборника «Книга рассказов и стихотворений» книжным магазином «С. Курнина и К°.

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует – это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию – быть человеком.

Анализ рассказа Л.Андреева “Кусака”
методическая разработка по литературе (7 класс)

Конспект урока по литературе 7 ласс.Произведение Л.Андреева “Кусака”

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_rasskaza_l._andreeva_kusaka.docx269.13 КБ
stihotvorenie.docx12.44 КБ
leonid_andreev_kusaka.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста художественного произведения. Рассказ Л.Андреева “Кусака”.

обучающая: обучение приемам анализа художественного текста;

развивающие: развитие речи детей, умения рассуждать, отстаивать собственное мнение;

воспитывающие: воспитывать чувства сострадания, сочувствия, жалости и любви к «братьям меньшим», понимания и готовности принимать участие в решении главной проблемы XX века – «Человек и окружающий мир».

Оборудование урока: портрет писателя Л.Андреева, рассказ Л. Андреева «Кусака», выставка книг о животных, рисунки детей, тексты были

Л. Н. Толстого «Бешеная собака», стиховорение Р. Ругина «Бродячие собаки» , презентация, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

Вступительное слово учителя .

Эпиграфы к уроку

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий

  1. Какие мысли, чувства вызвало у вас это произведение? (записать названия этих чувств в тетради).

Коллективно обсуждаем вопрос.

  1. А что вызывает в вас эти чувства?
  2. Обратимся к вашим рисункам. Поделитесь своими мыслями, зачитайте (вспомните) отрывки из рассказа, которые подходят к иллюстрациям.
  1. В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её в начале рассказа? Почему?
  2. Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко? (1-й абзац)
  3. Какой предстаёт собака в начале рассказа?
  4. Как первый раз было обмануто доверие собаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменил её дальнейшую жизнь и характер?
  5. Найдите в первой главе ключевые слова, которые характеризуют собаку.

Учащиеся называют слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям.

  1. Как вы озаглавили первую часть?
  2. Зачитайте описание пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор? (примеры пишем).
  1. Что изменилось в жизни Кусаки с приходом весны?

Перескажите эпизод знакомства собаки с дачниками.

  1. Что это были за люди? Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. А вы согласны, что они были добрыми?

Ирония: становились ещё добрее

  1. Как Кусака выражала людям свою преданность?

Бдительно сторожила дачу.

  1. Как в жизнь Кусаки вошла любовь?
  2. Как можно озаглавить эту часть? (щелчок)

«У неё отняли непримиримую злобу»

  1. Как назвали 3 часть?
  2. Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? Какой это литературный приём? Что стоит за этими словами?
  3. Кто теперь дороже всех для Кусаки?
  4. Почему? Что смогла сделать Леля?
  5. Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?
  6. Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», «играть», как другие собаки?
  7. Найдите в третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака? Сравните. Изменилась собака?

Как вы думаете чем была Кусака для Лели и других детей?

  1. О чём могла быть мольба собаки?
  1. Описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?
  2. Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?

Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна. ». «Поднялся частый дождь…»).

  1. Какая же беда подстерегала собаку?
  2. Чтение в лицах «Разговор Лели и матери»

Какие выводы можно сделать после прослушивания? Любит ли Леля Кусаку?

Леля не любит, просто жалеет Кусаку. Сколько раз автор говорит об этом? Почему не заплакала Леля?

  1. Что является главным для матери и Лели?
  2. Кем они собираются заменить Кусаку?
  3. Как она простилась с собакой?
  4. Как вы думаете, кто будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
  5. Как озаглавили? «Жа-а-лко».
  1. Назовите самый драматический момент в рассказе?
  2. Как вы понимаете крик души собаки? Как она это выражает?
  3. Как можно озаглавить эту часть? (щелчок) «Собака выла».

А теперь обратимся к плану рассказа, который мы составляли на протяжении урока.

Перед нами зеркальная композиция , в которой объединяются два композиционных приёма – повтор и противопоставление.

  1. Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?
  2. Выберите слова, характеризующие обитателей дачи.
  • Милосердие
  • Гуманность
  • Понимание боли и счастья другого существа
  • Жалость
  • Сострадание
  • Безразличие
  • Предательство
  • Черствость души, равнодушие
  • Мягкотелость
  • Неуважение достоинства другого
  1. А остальные слова нашли свое место в рассказе? А для вас что значат они?

Работа с эпиграфами.

Обратимся к первому из них.

– Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

( Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”.)

– Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?

(Просмотр видеофрагмента мультфильма “Собака бывает кусачей…”)

– Только ли об отношении к животным этот рассказ? Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

– Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.

– Посмотрите на выставку книг. Все они написаны о животных, об отношении людей к ним, к окружающему миру.

– Какие книги вы уже читали?

– О каких героях-животных можно вспомнить?

Резерв стихотворение Р. Ругина ( известный хантыйский поэт, прозаик) «Бродячие собаки».

Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака»

  1. Что понравилось в рассказе?
  2. Как бы я поступил(а) на месте Лели?
  3. Как нужно относиться к животным?

Предварительный просмотр:

Р.Ругин «Бродячие собаки»

Когда я вижу брошенных собак,

Такая боль одолевает сердце,

Что затмевает белый свет в глазах,

И камень давит душу; и деться

Куда от той сжимающей тоски,

От темной наплывающей печали,

Когда я вижу, как они, скучая,

Подолгу бродят улицами, ждут

Чего-то, вечно сидя у помоек,

Как будто грязь отбросов стерегут,

Как будто ждут, что позовут домой их.

Я думаю: за что же человек

Наколдовал им эту злую долю?

Как можно друга вышвырнуть на снег,

К бездомной жизни брата приневолить?

На то ли разум человеку дан?

Их жизнь – что плод на стебельке увядшем:

Подкарауливать кусок дразнящий,

Чтоб у помойки волю дать зубам;

Отстаивать у жизни каждый час,

Когда судьба так безучастна стала…

Собака эта руки вам лизала

От радости, когда встречала вас!

Она бы снова дом ваш стерегла,

Она детей бы из беды спасала.

Но человеку дружбы стало мало,

Или в душе огонь уже угас?

Бывало, ханты свято берегли

Помощников своих четвероногих.

Есть или нет еды, а поделись

С собакою. Я не встречал убогих

Таких животных в северном краю,

Им там, как нищим, кус не подают.

Ужель и я смогу привыкнуть сам

К голодным их и жаждущим глазам?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Анализ текста художественного произведения. Рассказ Леонида Андреева ” Кусака”. Учитель ГБОУ Школа №1959 Фёдорова Т. В.

Да , меньшие братья нам преданно служат от века. Однако жестокого сколько ещё вокруг? Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг? Эдуард Асадов В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Эмиль Кроткий Э. Асадов Э. Кроткий

ЧАСТЬ I никому не принадлежала не было собственного имени голодная зализывала ушибы и раны о диночество к опила страх и злобу не доверяла людям «Она никому не принадлежала»

ЧАСТЬ I I «У неё отняли непримиримую злобу»

ЧАСТЬ III у нее было имя она принадлежала людям длинная шерсть стала лосниться, как атлас страх не совсем еще выпарился из её сердца «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака» Вывод: собака изменилась внешне, но страх остался

ЧАСТЬ IV « Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой…» « Жа-а-лко »

ЧАСТЬ V «Собака выла»

План рассказа «Она никому не принадлежала ». «У неё отняли непримиримую злобу ». «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака ». « Жа-а-лко ». «Собака выла». Зеркальная композиция К омпозиционные приёмы : повтор противопоставление

Характеристика обитателей дачи: Милосердие Гуманность Понимание боли и несчастья другого существа Жалость Сострадание Безразличие Предательство Черствость души, равнодушие Мягкотелость Неуважение достоинства другого

«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л. Андрее в

Вывод Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны .

Домашнее задание Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа «Кусака». Вопросы-помощники: Что понравилось в рассказе? Как бы я поступил(а) на месте Лели? Как нужно относиться к животным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств.

1. “Золотой луг” 2. Работа с текстом “У ручья” 3. Приложение: о Пришвине, таблица “Изобразительно-выразительные средства”, расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова “Анализ художественного текст.

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия.

Лингвистический аназиз текста.

Анализ рассказа ” Юшка”. Размышления над страницами рассказа А. Платонова.

Урок литературы с элементами мастерской “Путь к Александру Грину”.Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве.

“Кусака” – краткое содержание рассказа Леонида Андреева

Описание сюжета

В центре повествования бездомная одинокая собака. Злые люди гонят ее отовсюду и порой даже могут побить. Несчастная ищет себе место, где можно будет спрятаться от холодов, и находит дачу. Там и решает перезимовать. С наступлением весны в жизни дворняги происходят положительные изменения. На дачу возвращается семья с детьми. Девочке Леле становится жаль животное, и она начинает о нем заботиться. А Кусака, такую кличку дали собаке, понимает, как хорошо жить с хозяевами и быть кому-то нужной. Она счастлива.

Но пришла осень, дачники уехали обратно в город, оставив Кусаку одну. Собаке больно, она в отчаянии пытается их отыскать, но потом понимает, что люди бросили ее.

История создания

Произведение «Кусака» было написано Леонидом Николаевичем Андреевым в 1901 году. По жанру это рассказ. Первая публикация состоялась тогда же в сентябрьском выпуске «Журнала для всех». Произведение было включено в «Книгу рассказов и стихотворений», опубликованную издательским домом «С. Курнина и K°”. Годом позже деньги, полученные от продажи сборника, были переданы в поддержку комитета работников почты и телеграфа.

Рассказ Андреева включен в одну из образовательных программ России по литературе. Его рассматривают школьники 7 классов, занимающиеся по учебникам В. Я. Коровиной.

Анализ Кусаки

В своем письме Корнею Чуковскому автор сообщал, что произведения, вошедшие в сборник «Книга рассказов и стихотворений», объединены общей идеей — они должны были показать, что все живое может страдать. Герои его рассказа — это люди разного материального положения и социального статуса и бездомная собака. Но все они живые, потому равны, и им одинаково приходится противостоять трудностям, преподносимым жизнью.

В рассказе Андреев демонстрирует разницу между жалостью, вызванной сиюминутными эмоциями, и искренним сочувствием к живому существу. Эгоизм девочки и ее близких людей очевиден: все они рады, что приютили бедную собаку. Но их решение не было обоснованным, ответственным и взвешенным. Дачники сделали это лишь оттого, что собака прекрасно скрасила летнюю загородную жизнь своим безудержным проявлением любви.

А их же жалость к бездомному существу с легкостью перешла в безразличие от мыслей о том, сколько проблем принесет содержание собаки в условиях городской квартиры. Рассказ мог бы иметь счастливый конец, но вместо этого Андреев принял решение показать людям жестокость их безразличия и пробудить в них совесть.

Пересказывать произведение Леонида Андреева «Кусака» рекомендуется по следующему плану:

  1. Бездомная собака.
  2. Приезд дачников.
  3. Знакомство с Лелей.
  4. Кусака.
  5. Счастье быть вместе.
  6. Отъезд дачников домой.
  7. Отчаяние одинокой дворняги.

Читательский дневник можно дополнить пословицами по теме:

  1. Не существует плохих собак, есть плохие хозяева.
  2. Без друга сирота, а с другом семьянин.
  3. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Каждая из них характеризует необходимость нести ответственность за своих любимцев.

Основная мысль

Главной темой рассказа считается милосердие и сострадание. Основную идею автор выделял следующим образом:

Произведение учит любить животных и не бросать их.

В своем письме 1902 года, адресованном Корнею Ивановичу Чуковскому, Андреев подчеркнул:

Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов. Мне важно лишь одно — он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Даже более: в рассказе «Кусака» героем является собака, ведь все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Автор, отобразив жизнь и переживания собаки, попытался заставить людей задуматься над тем, какие последствия могут нести их, казалось бы, неважные поступки и решения.

Главные герои

Главные герои «Кусаки» Леонида Андреева:

  1. Кусака — бездомная собака, которую на лето взяли пожить к себе дачники.
  2. Леля — девочка, которая приголубила дворнягу.
  3. Мама Лели — абсолютно равнодушная к животным женщина.

Кусака обладает добрым и верным сердцем, у нее хороший характер. Собака способна любить и отзывчива к ласке, также она может быть послушной, если потребуется. Но при этом она по-прежнему боится посторонних людей и не доверяет им.

Девочка Леля же, наоборот, любит непостоянно и эгоистично, не умеет ценить верность. Она могла быть более отзывчивой, ведь по натуре своей она нравственный человек. Но ее воспитанием и формированием ценностей занимались взрослые, для которых собственное благополучие стоит выше таких «мелочей», как сочувствие. Леля, будучи единственным другом Кусаки, бросила ее, не задумываясь о том, будет ли собака жить.

Первая глава

Кусака — это несчастная бездомная собака. У нее нет хозяев, она никому не нужна. На тот момент у нее не было имени, было непонятно, что она ела, чтобы прожить. Кусака всего боялась. Ведь за короткую жизнь она успела повидать лишь жестокость и зло. Дети, гуляющие на улице, бросаются в нее камнями и палками, чтобы она шла прочь. А дворовые псы, имеющие хозяев, лают на нее, чтобы она уходила подальше от их теплых домов. В испуге собака всегда бежала на окраину села и пряталась в огромном саду.

Лишь однажды она услышала добрые слова в свою сторону. Это был пьяный мужчина, шедший домой. Он улыбался, звал собаку к себе и хвалил ее. Но настроение у пьяниц переменчиво. И пока Кусака решалась подойти к мужчине, тот вспомнил все свои обиды на людей и разозлился. Когда собака подошла и легла рядом на спину, он, вместо того чтобы погладить, пнул ее в бок ногой. С тех пор Кусака ненавидит всех людей без исключения. Собака больше не доверяет тем, кто хочет ее приголубить. В ответ она лишь испуганно убегала или лаяла и пыталась укусить.

С наступлением холодов собачка понимает, что нужно найти убежище, чтобы согреться. Она поселяется на пустующей без сторожа даче и там переживает зиму. Кусака настолько привязалась к этому месту, что начала охранять его и лаять на всех проходящих мимо людей. Так она ощущала себя нужной.

Вторая глава

Затем наступила весна, приехали дачники — взрослые, дети и подростки, желающие насладиться природой. Первой, кого увидела собака, была милая девушка в коричневом платье — Леля. Она была рада приходу весны, теплу и наполненная эмоциями закружилась. Но Кусака подкралась к ней, рванула за платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала в дом, сказав близким, чтобы они не выходили в сад — там злая собака.

Ночью дворняга прокралась обратно на дачу и легла на свое привычное место на террасе. Только теперь ее дом был наполнен людьми, которые тихо спали. Приехавшие дачники оказались довольно добры. Поначалу они хотели прогнать собаку или даже пристрелить ее, чтобы не лаяла по ночам. Но в скором времени отношение семейства изменилось, они привыкли к присутствию животного и начали оставлять хлеб. А по утрам даже вспоминали: «Где же наша Кусака?». Это прозвище так и закрепилось за ней.

И с каждым днем собачка стала все спокойнее относится к людям. Однажды Леля решила сама подойти к животному. А Кусака, не зная, что хотят сделать, нанести удар или приголубить, просто перевернулась на спину и стала ждать. Ее погладили. Тогда радостная Леля позвала свою семью. Увидев детей, животное испугалось. Но они не стали обижать ее, а начали гладить и чесать за ухом. Это было приятно, но собаке стало больно от того, как много она потеряла в своей жизни.

Третья глава

И расцвела Кусака, теперь она принадлежала людям, у нее было имя. Собака ела очень мало по своей старой одинокой привычке. Но и этого хватило, чтобы похорошеть. Длинная шерсть, ранее грязная и висевшая космами, стала чистой, блестящей, почернела. Теперь, когда собака выбегала к воротам, у людей не было мысли дразнить ее. Но она все так же боялась их и не умела выразить свою благодарность и любовь.

Кусака могла лишь вертеться и нелепо кувыркаться, вызывая тем самым восторг и хохот дачников. Они собирались вокруг нее, чтобы посмотреть. Люди хвалили ее за старания и жалели лишь о том, что она стесняется показывать свои умения перед посторонними. Со временем собака привыкла к домашней жизни и стала все реже убегать.

Четвертая глава

Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.

Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.

Завершение истории

Кусака долго и безнадежно бегала по следам уехавших от нее людей, добралась до вокзала, а затем вернулась обратно на дачу. В надежде она заглянула в стеклянную дверь дома, но там никого не было.

Шел сильный ливень. С приходом ночи собака жалобно завыла. Вой Кусаки был настолько громким, что пронзал воздух. Но он звучал ровно, настойчиво и до отчаяния спокойно. Всякому, кто тогда слышал его, становилось не по себе, и хотелось в уют и тепло, к любящему женскому сердцу. А собака выла.

Общее впечатление

Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют. Собака — это верный и ласковый друг человека, его надежный защитник. Но люди часто их предают и заставляют выть от боли и тоски.

У Андреева нет различия между живыми существами: люди и животные для него одинаковы. Рассказ — не просто история для детей. Тут поучительные нотки, заставляющие задуматься о главном: о милосердии и сострадании, о душевной боли и одиночестве, о любви к людям, животным и всему нас окружающему. А поэтичность андреевского слога трогает за живое, передавая словами настоящие ощущения.

Меня поражает, насколько в этом тексте важна каждая фраза, каждая деталь. Ни слова мимо, все в цель — это почерк настоящего Мастера. Та же смена времен года, перекликающаяся с судьбой Кусаки, только усиливает впечатление. Этот рассказ не о судьбе отдельно взятой собаки. Он о человеческом легкомыслии, себялюбии и неумении замечать ближнего, граничащим с жестокостью.

Урок литературы в 7 классе на тему «Кусака в мире людей. Роль пейзажа в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака»

МОБУ СОШ с. Спартак

муниципального района Ермекеевский район

Урок литературы в 7 классе

Роль пейзажа в рассказе Л.Андреева»

Учитель русского языка и литературы

Набиуллина Ольга Николаевна

Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать монологическую речь, анализировать проблемную ситуацию, способствовать формированию художественного вкуса.

Воспитательная: способствовать формированию гуманных чувств: любви и доброго отношения к домашним животным, ответственности за их жизнь, чувства сострадания ко всему живому.

Задачи: определить тему, идею, проблематику рассказа Л.Андреева «Кусака»; найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором; определить их роль в произведении; выразить своё отношение к прочитанному.

Оборудование: презентация к уроку; портрет Кусаки; таблица для каждого уч-ся; сердечки для каждого для написания творческих миниатюр.

Эпиграф к уроку:

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов

II. Вступительное слово учителя (Слайд 2)

Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).

В его произведениях найдем ответы на многие вопросы сегодняшней жизни. Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности».

– Каким же он в жизни был человеком? (По статье учебника «В творческой лаборатории Л. Андреева»)

– Чем интересен характер писателя?

– О каких особенностях творчества и личности Л. Андреева сообщает читателю К. И. Чуковский?

Вывод: Л. Андреев предстает перед нашим писателем – гуманистом. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.

В 1902 году Л. Андреев писал: «Мне не важно, кто «он» – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно – что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни.

Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, «ибо все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами природы».

«Мы в ответе за тех, кого приручили», – так говорил герой знаменитой сказки-притчи «Маленький принц». Вдумайтесь в его фразу, она поможет нам в работе на уроке: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

(Слайд 4, 5) Объявление темы урока (записать в тетради), целей и задач урока.

III. Работа над темой урока

– Дома вы познакомились с содержанием рассказа.

– Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи, т.е. композиция кольцевая).

– Как считаете, какова его тема? (милосердия, сострадания, любви к братьям нашим меньшим) К уроку я подобрала два эпиграфа, давайте познакомимся с ними (СЛАЙД 6) Как вам кажется, какой эпиграф заключает в себе и тему, и идею рассказа «Кусака»? (бездушное отношение людей к животным ведёт к безразличию и жестокости в общении людей между собой) Обоснуйте своё мнение.

IV. Анализ текста рассказа (слайд 7)

Прочитаем первое предложение: «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Рассказ начинается тройным отрицанием, так автор подчёркивает ситуацию безысходности, в которой оказалась собака.

– Что отличало эту собаку от дворовых собак?

– Какие чувства рождались в собаке в одиночестве? Что она копила?

– Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?»

– Какую роль играет природа в передаче настроение собаки?

– Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?

1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.

2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.

3. В одиночестве копила «страх и злобу».

4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.

5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)

Работа над 2 частью (СЛАЙД 8)

– Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?

(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать).

– Как отреагировала собака на появление девочки?

(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).

– Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).

– Какую кличку и почему дали собаке?

– Почему дачники ее не истребили?

– Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

– Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).

– Что произошло со злобой Кусаки?

(Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

Работа над 3 частью (СЛАЙД 9)

– Как вы понимаете авторскую метафору «всею своей собачьей душой расцвела Кусака»?

(У нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас).

– Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею?

(Да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).

– Почему Кусака не могла радоваться до конца? Почему она была такая неловкая?

(Сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).

– Вас ничто не сторожило в поведении этих «добрых людей», как называет их автор? Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто из дачников не замечает этой мольбы?

Работа над 4 частью (СЛАЙД 10)

Лето кончилось, люди должны уехать. Зачитайте наступление осени

– Какое чувство вызвало у вас описание осенней природы? (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).

– И как же решается судьба собаки? Зачитаем диалог мамы и Лёли.

– Почему Кусаку не взяли в город?

– Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).

– Вспомним слова, которыми начинался урок.(Мы в ответе за тех…)

– Как реагировала собака на отъезд людей? Как Кусака выразила свое горе и отчаяние, когда ее хозяева уехали?

(Она жалобно и грустно завыла.) (СЛАЙД 11)

– Чей поступок для собаки больнее: Лёли или пьяницы-мужика, встреченного ею в начале рассказа?

– Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?

Чтобы ответить, вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.

– Зачем Леонид Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды).

– Как вы думаете, зачем Л.Андреев рассказал нам историю Кусаки? (Чтобы показать, какими люди быть не должны).

IV.Домашнее задание (СЛАЙД 12 )

– Что такое пейзаж в литературном произведении? Какую роль в рассказе Л.Андреева играют описания природы? (Пейзажи передают душевное состояние Кусаки в определённые моменты её жизни). Вам предстоит это доказать, поработав с таблицей.

V. Подводя итог нашему разговору на тему «Кусака в мире людей», я предлагаю вам послушать «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадова (ВИДЕОРОЛИК)

VI. Рефлексия: (На сердечках, которые вы видите у себя на партах, продолжите фразу: «На сегодняшнем уроке я задумался…)

Покидая класс по окончании урока, ребята прикрепляют сердечки к портрету Кусаки на доске.

Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью… как тут быть?
Её обидеть может всякий
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых – злобный нрав,
Её обидела природа ,
Достоинств этих ей не дав.
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.
Но плач её призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, покой забыв,
Плесните ей немного супу!
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймёт, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночества огромность
И невозможность потерять
Собачью вечную готовность:
Любить, служить и доверять.
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк .
Внимательно вглядитесь, люди,
В глаза покинутых собак!

В большинстве случаев в том, что собака агрессивна и зла, виноват человек. На человеческую жестокость, бессердечие следует ответная реакция. Но как может измениться поведение четвероногих друзей, если просто полюбить их. На любовь они ответят любовью и безграничной преданностью. Можно привести немало примеров этой преданности. Недаром люди воздвигали и будут воздвигать памятники собакам. Например, вся Япония собирала средства на памятник псу Хатико, поразившему Страну восходящего солнца своей преданностью. Хозяином Хатико был доктор Уено, профессор в университете Токио. Доктор Уено скончался, когда Хатико было полтора года. В течение следующих 10 лет Хатико продолжал приходить на станцию Шибуя каждый вечер, чтобы ждать своего хозяина, который умер. Собаки не просто преданны, они стремятся помочь человеку во всем.

Например, в Швейцарских Альпах, где 9 месяцев длится зима, почти каждый день выпадает снег, свирепствует холод, лавины не щадят ни людей, ни жилища. После каждой бури местные жители разыскивают пострадавших или заблудившихся людей. В этом им помогают сильные, рослые собаки породы сенбернар. В Париже есть памятник сенбернару Барри с надписью о заслугах великого спасателя: «Спас 40 человек. Во время спасения 41-го погиб».

А в Берлине стоит памятник собаке-поводырю. Незрячий человек назвал своего преданного друга «Мои глаза». Таким замечательным собакам посвятила свое стихотворение Ольга Ефимова. Стихотворение называется «Мой пес».

Ссылка на основную публикацию