Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Анализ рассказа Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке” как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде

Разделы: Литература

Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.

– познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;

– ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;

– продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;

развивающие – продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;

– дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;

– формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом ( )

Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.

1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)

2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)

– Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.

– И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.

– А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

– В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.

– Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

– Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.

– Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________

(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” – так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой — дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).

– Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________

(Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

– Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.

– В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)

3. Анализ рассказа.

– Какой эпизод можно считать завязкой сюжета?

(Знакомство с главным героем рассказа)

– С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.

Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда – “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?

– Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.

– С какой целью автор вводит это описание?

– Что вас больше всего поражает?

– Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)

– На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)

– Чтобы лучше понять состояние героя, автор использует пейзаж — картины живой и неживой природы — на фоне которых происходит событие.

– Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).

– Что видит мальчик?

– Что слышит мальчик?

– Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?

а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;

б) эффект присутствия — использование автором однородных членов, повтор одних и тех же слов.

– Как относится автор к маленькому герою? Из каких фактов языка это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов). Примеры.

– Прочитаем следующий отрывок — от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.

(Слайд 9) + музыка

– А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.

– Какой приём и скакой целью использует автор? (Антитеза) Худ. Деталь – стекло.

– Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).

– Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)

– Какой момент рассказа можно считать кульминацией? (Шёпот, ёлка у Христа – рождественское чудо?)

– Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.

– А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).

– А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)

– Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ – 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.

– Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)

– И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.

– Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)

4. Подведение итогов урока.

Святочный (рождественский) рассказ — это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал – счастливый.

Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности — система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.

Вера, милосердие, сострадание — вечные непреходящие человеческие ценности.

5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.

Рождество – светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)

Анализ рассказа “Мальчик у Христа на елке” в “Дневнике писателя 1876”

Эмоциональным срезом всего январского номера “Дневника писателя 1876” следует считать святочный рассказ “Мальчик у Христа на елке”. Литературоведом Фридлендером установлен поэтический источник, который лег в основу фантастического рассказа Достоевского, – это стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта “Елка сироты”. Конечно, по содержанию и по своей форме “Мальчик у Христа на елке” восходит также и к другим образцам святочных литературных произведений. Так, Достоевский в своем маленьком рассказе развил намеченную Диккенсом в “Рождественской песни в прозе” тему “душевного холода”, “каменного сердца”, из которого “еще никому ни разу не удавалось высечь…хоть искру сострадания”. Вместе с тем Струдж из “Рождественской песте в прозе”, всюду вносивший “леденящую атмосферу”, каким-то чудодейственным образом перерождается доброго рождественского дядюшку. Диккенс Ч. Собр. соч. в 10-и томах. Т. 8. М., 1986, С. 8.

У Достоевского в “Мальчике у Христа на елке” перед Рождеством преобразился лишь Петербург. Он описан глазами шестилетнего мальчика, заброшенного из провинции в столицу: “Господи, какой город!” “Вот и опять улица, – ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!” “И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!”. Холодный свет бездушного праздничного Петербурга противопоставлен черному мраку захолустного городишка, “откудова” приехал мальчик: “Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать!”.

Счастье и радость совсем рядом, но вопреки канонам святочного рассказа, они не для сироты. Мальчик будто оказался в ирреальном мире. Он бежит по улицам огромного таинственного города и не ведает, что ждет его впереди. Ребенок не знает и о том, как он с матерью оказался в этом городе, по какому случаю зажжено столько огней, он не ведает даже о смерти матери. Время от времени его привлекают праздничные витрины, свет в окнах домов, но это лишь на минуту. Ничего в рассказе сверхъестественного не происходит, более того, в рождественскую ночь голодный ребенок замерзает на чужом дворе, в подворотне, за дровами. Чудо не происходит даже на бытовом уровне. Писатель неоднократно напоминает, что мальчику хотелось есть, однако никто его так и не накормил.

Читайте также:  Анализ произведения Разбойники Шиллера (драмы)

И случилось то, что и могло случиться с сиротой в чужом городе среди людей с “каменным сердцем”. Концовка рассказа воистину трагична: ни умиления, ни раскаяния в ней. Никто так и не пожалел его, и когда другой мальчик, постарше и, видимо, такой же бездомный, сорвал с него картуз и опрокинул ребенка оземъ, то стоящие у праздничной витрины люди закричали (кто смел нарушить их покой!), мальчик “обомлел”, “вскочил и бежать – бежать”.

Ребенок, умирая в рождественскую ночь, слышит во сне пение матери, видит прекрасную елку, “Христову елку”, вокруг летают мальчики и девочки, у которых никогда не было елки. Одних бросили матери сразу после рождения – и замерзли они в своих корзинах у чужих дверей; “Мальчик у Христа на елке” – самый не святочный рассказ наряду рождественских произведений. Ребенку “одиноко и жутко”, оборваны не только социальные связи, но и родственные; в памяти остался лишь городишко, где “по ночам такой черный мрак”, но там было тепло и “ему давали кушать”. Его одиночество не согрето даже воспоминаниями о матери. Р.Г. Айрапетян “Как и чем и кто виноват?”, Научные сообщения, 2007 год., М.

Январский выпуск “Дневника писателя” за 1876 год является своеобразной увертюрой ко всему произведению. В нем мы впервые встречаемся со всеми главными темами книги. Здесь определяются их тональность и строй. Не исключение и женская тема. Пять небольших эпизодов, вкрапленных в разные статьи первого номера, воспроизводят как бы пять вариантов судьбы современной “Дневнику” женщины. Наиболее полно рассказано “об убийстве мещанки Перовой и об самоубийстве ее убийцы”. Пунктиром дана жизнь девочки – “вуйки”, о которой писатель говорит в связи с рассказом о рождественских праздниках в доме художников: она “ни за что не сумеет выйти замуж, несмотря на всё желание”. Несколько строк посвящено умирающей матери мальчика, попавшего на Христову ёлку. Лаконично и ярко пишет Достоевский о женщине, ударившей ножом своего мужа-алкоголика. Наконец, говоря о возрастающей силе власти, писатель вспоминает об одной даме, которую “один начальник станции вытащил собственной властью и рукой, чтобы отдать её какому-то господину, который пожаловался этому начальнику, что это жена его и находится от него в бегах”. Если присмотреться ко всем этим историям внимательнее, то, конечно же, это никаких не пять вариантов судьбы, а всего-навсего единственный, исполненный горечи и драматизма.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что русская женщина находится в конфликтных отношениях с мужчиной. Она лишена любви и семьи, и эта противоестественная ситуация толкает ее к противоестественным поступкам. Традиционно долг женщины состоит в том, чтобы беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. А современница “Дневника”? Она либо, как Перова, ведёт беспутный образ жизни, либо, как мать мальчика или дама на станции, покидает свой дом, либо, что противоестественнее всего, становится убийцей – вместо жизни несёт смерть. И толкает её к этому современный русский мужчина. Сожитель Перовой “был из новейших: “Не мне, так никому”. Он дал ей слово, что “оставит её”, и варварски зарезал её ночью, обдуманно и преднамеренно, а затем зарезался сам”. На рождественской ёлке “подростки (не дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных мундирчиках, и которых была тьма) – толкаются нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным правом”. В случае с ножом “пьяный муж пришёл к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и стал бить её, чтобы вымучить еще водки”. Начальник станции высадил даму из вагона “без суда, без всякого подозрения, что он сделать это не вправе”. Современный “Дневнику” русский мужчина, волею исторических обстоятельств, оказавшийся хозяином современной русской действительности, настолько самонадеян и эгоистичен, что оказывается неспособным жить по совести – честно и справедливо. Он разрушается сам, разрушает семью, подталкивает женщину к преступлению.

И, тем не менее, не всё потеряно, и надежда есть, потому что, несмотря на все тяготы судьбы современной русской женщины, она остаётся-таки женщиной: она остаётся матерью. Этот факт Достоевский подчёркивает во всех случаях, когда он имеет место (а в январском выпуске детей нет только у девочки – “вуйки”, что вполне естественно, да у дамы в вагоне, про которую вообще ничего не известно). Надежды, которые возлагает в связи с этим обстоятельством на русскую женщину автор, получают поддержку в картине Христовой Ёлки, куда кроме невинных детей допущены их матери. И хотя стоят эти матери в сторонке, Христос с ними: “все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей”. Почему “грешных”? Вопрос риторический в контексте январского выпуска “Дневника писателя”. Впрочем, как уже говорилось, январский выпуск – это своеобразная увертюра ко всей книге, в которой многие принципиальные моменты уточняются и разъясняются. Намеченная здесь системой женских образов концепция обретает в дальнейшем плоть и кровь, намёки разворачиваются в пространные рассуждения, характеры получают художественную завершённость и полноту. П. Фокин “Женский вопрос” в “Дневнике писателя” 1876-77 гг. Ф.М. Достоевского

Рассказ Достоевского “Мальчик у Христа на елке”: краткое содержание, главные герои, анализ, отзывы

Маленький рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» написал Ф. И. Достоевский. Он очень сильно перекликается с рассказом великого датского сказочника Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Если в них вдумываешься, то сразу вспоминаются страшные судьбы детей, повинных только в том, что они нищие, а потому лишены всех радостей, которое им положены. Их удел – несбывшиеся мечты и страдания. Ниже будет изложено краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» – шедевра русского гения.

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать – такая профессия.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему – легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

Читайте также:  Гоголь

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы

Рубрика: Филология, лингвистика

Статья просмотрена: 8172 раза

Библиографическое описание:

Крикунова Я. В. Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского на уроке литературы // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 195-196. — URL https://moluch.ru/archive/45/5470/ (дата обращения: 17.03.2020).

Ставший привычным для филологии путь анализа художественного произведения «от формы к содержанию» не теряет своей актуальности и поныне. Однако представленный именами известнейших исследователей, составивших его основу (М. Л. Гаспаров, В. В. Виноградов, Б. В. Томашевский, Ю. М. Лотман, Л. А. Новиков и мн. др.) он во многом всё ещё продолжает оставаться интуитивным: к примеру, поиск М. Л. Гаспаровым «необычностей» текста близок «антитезе» функционирования текстовых категорий, представленных в «Стилистике текста» В. В. Одинцова. Многие работы содержат и определённые «наборы» текстовых элементов и структур, языковых уровней, алгоритмов, которые могут являться маркерами авторского интенционала. Так, в работе С. Л. Каганович приведены: название поэтического творения, его эмоциональные полюсы, ритмическая организация, интонационный рисунок, но связанные тончайшими нитями реализации идеи отдельные текстовые, дискурсивные элементы и варианты их сочетания не могут быть признаны универсальными в анализе того или иного произведения. Списки таких идейных «импульсов» весьма разнообразны и вариативны, но, как правило, путь выбора конкретных категорий сталкивается с действием целевой установки при анализе художественного произведения. Лингвокультурологический анализ, ориентированный на социально-исторический, личностный и собственно культурный контекст, предоставляет учащимся широкие возможности становлении собственных мировоззренческих установок. Обратимся к одному из вариантов лингвокультурологического анализа на примере рассмотрения святочного рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Во всех веках и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Человек родится совершенным…», – писал Л. Н. Толстой. В этих словах писателя сконцентрировано то главное, что всегда выступает на первый план, когда искусство обращается к теме детства». Ф. М. Достоевский с особой симпатией и большим интересом относился к детям не только в знакомых ему семействах, но и к совершенно посторонним. «Да и как не любить детей? – писал он. – Если уже перестанем детей любить, то кого же после этого мы сможем полюбить, и что станется тогда с нами самими?» [1, с. 84]. Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила его.

Произведение «Мальчик у Христа на ёлке» напечатано в январском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год. В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой ёлке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «ёлка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. и проч. Не худо заблаговременно запастись входными билетами» [1, с. 148]. Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе.

Повествование ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя. Восклицательные предложения пронизывают весь рассказ, они передают то восхищение и радость мальчика, то его боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и героя сливаются. Читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Эффект «присутствия» усиливают и однородные члены предложений, которые делают описание более детальным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни героя. Как, например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеётся, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше. ‹…› Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручку дует». Мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» также противопоставлены мёртвым душой людям.

Повествование рассказа в целом построено по принципу контраста: великолепные ёлки, горы сластей, разубранные витрины и маленький оборвыш, замерзающий на улице. Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. Достоевский считал, что человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире, он ответственен не только за свои собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Как гражданин ребёнок начинается со страдания, с сострадания, с жалости к слабому и угнетённому. «Подымать уровень образования в нашем любезном отечестве всегда значит подымать и уровень страдания…» – говорил Достоевский [2, с. 148]. Встреча с горем всегда трагична. Но это едва ли не единственный путь к полному осознанию смысла жизни.

Словарь к уроку: нары, халатник, ревматизм, брюзжать, картузишко, карета, блюститель порядка, самарский голод.

Вопросы и задания:

Почему рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» принято считать святочным?

Какие признаки святочного рассказа вы здесь видите?

Что нам становится известно о герое из начала рассказа?

Назовите слова, словосочетания, характеризующие Петербург?

Что можно сказать о людях, живущих в этом городе? Какое настроение царит в Петербурге Достоевского?

Обратите внимание на построение произведения – композицию: рассказ состоит из двух частей. Как вы думаете, чем они различаются?

Какова судьба мальчика и подобных ему мальчиков в 1 части? Счастливая судьба? А во второй части?

Кто виноват в смерти мальчика и трагической судьбе ему подобных?

Принесло ли Рождество радость герою рассказа?

Что в изображении чужой жизни, увиденной мальчиком через стекло, вызывает противоречие?

Мальчик и большой мальчик – это противопоставляемые образы или сопоставляемые?

Что их объединяет? А что в них разное?

Почему плакали матери?

Слово “милосердие” можно применить к этому эпизоду?

Почему дети простили матерей?

Вы уже знакомы со словом “милосердие”. Объясните, как вы это слово понимаете, исходя из всего того, что вы уже знаете? К кому в этом рассказе можно отнести это слово?

Какие художественные средства использует автор при описании праздничной ёлки, чтобы передать душевное состояние мальчика?


Что помогают выразить восклицательные предложения?

Кто в этом фрагменте задаёт вопрос: автор или сам герой рассказа?

Как помогают усилить «эффект присутствия» однородные члены предложений?

С какой целью Достоевский изображает «совсем как живых» куколок?

Перечитайте фрагмент, описывающий Христову ёлку, и подумайте, чем отличается празднование Рождества на земле и на небе?

Зачем Достоевский вводит образ Христа?

Почему автор вводит в повествование многократный повтор слова «вдруг»?

Как вы считаете, почему автор не даёт имени своему маленькому герою рассказа?

Как вы думаете, какие чувства испытывал Достоевский, когда писал этот рассказ? Каков его смысл?

Пушкарёва В. С. Дети и детство в творчестве Ф. М. Достоевского и русская литература второй половины XIX века. Белгород, 1998.

Мочульский К. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М., 1995.

Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке Достоевского

Интересуясь жизнью Федора Михайловича Достоевского, можно увидеть взаимосвязь написанного произведения «Мальчик у Христа на ёлке». Именно предновогодние события того времени – детский новогодний утренник, посещение детской колонии и нищий мальчик на улице натолкнули создать этот «святочный рассказ».

Не смотря на то, что все каноны святочного рассказа писателем соблюдены – тут и маленький мальчик – символ новорожденного Иисуса, и предновогоднее чудо, перевернувшее жизнь героев, вот только финал вышел в соответствии с настоящими реалиями несчастливым.

Читайте также:  Стиль и язык романа Капитанская дочка Пушкина художественные особенности

В рассказе всё начинается с описания вертепа, который организуется как символ пещеры, в которой родился Иисус. Именно в этом подвале оказывается мертвая женщина, которая по трагическому стечению обстоятельств не находит себе пристанища в городе. Вместе с ней приезжает малыш.

Не смотря на то, что предновогодняя суета и ожидание рождественского чуда способствует тому, что люди охотнее помогают бедным и обездоленным, замерзающий мальчик не находит сочувствия ни в одном местном жителе. Это холодное равнодушие и жестокость приводят к тому, что малыш попросту замерзает на улице. Автор наталкивает на мысль о том, что такой случай не обычный вымысел, а может встретиться в любом городе, ведь мы так и не узнаем, о каком городе идет речь и как зовут главного героя.

В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы смотрим на мир глазами испуганного мальчика, который был не готов к встрече с настоящими реалиями жизни. Подкрепляя этот взгляд, писатель использует уменьшительно-ласкательные названия вещей.

Достоевский построил этот рассказ на контрастах. Сперва мы видим, что мальчишка разочаровывается во всей этой красочной картинке предновогодних приготовлений. Все эти прекрасные игрушки, вкусные пироги и булки и добродушные улыбки не для него, они как бы отгорожены от него холодным равнодушием.

Потом мы видим другую картинку – малыш во сне соединяется с матерью, видит Христа, и он понимает, что наконец-то пришел в свой мир. Там, где ему рады и спешат согреть своей любовью.

Все эти события пробуждают в читателе сочувствие, сострадание, и понятие того, что в такой ситуации может оказаться каждый. Важно уметь проявлять заботу и доброту, кто в ней нуждается.

2 вариант

Если верить истории, то произведение появилось в следствие того, что Федор Михайлович вместе со своей дочерью в канун нового 1876 года посетил Петербургский бал художников, а после в компании А. Кони побывал в колонии для малолетних преступников. В дни своих «путешествий» Ф. Достоевский встречал на улице мальчишку-попрошайку, который стал вдохновителем Федора Михайловича.

«Мальчик у Христа на елке» входит в сборник «Дневник писателя». Историю шестилетнего мальчика можно назвать трагической. История пришлась по душе критикам, считавшим рассказ шедевром, автору, часто читавшего эту историю на литературных вечерах, а также читателям.

Рассказ можно назвать уникальным, так как его жанр литературоведы определили как «святочный рассказ». Для подобного жанра характерны: описание чуда, изменившего жизнь главного героя в лучшую сторону; упоминание об Иисусе. Почти все элементы Федор Михайлович учел: действие происходит во время Святок (или Рождества), маленький мальчик, жизнь которого меняется. Единственное, что не соотносится со «святочным рассказом» — финал, который у Достоевского далеко не хороший.

Автор невольно заставляет нас посмотреть на мир вокгур глазами шестилетнего ребенка, почувствовать его переживания, испытать его эмоции. Текст пестрит словами наподобие копеечка, халатик, куколка, скрипочка и т. д., чтобы получше передать атмосферу произведения, а также чувства и ощущения главного героя.

Весь рассказ построен на контрасте светлого и темного: бедный подвал с мертвой женщиной сменяется яркими пред рождественскими улицами, где все роскошно и богато. Мальчишке кажется, что этот яркий мир близко, до него можно дотянуться рукой, но все не так просто — мир с елкой, вкусными пирогами и игрушками скрыт от него за толстым стеклом. Ребенок понимает, что он лишний в этом мире.

Контраст двух елок добавляет рассказу свою уникальность. Яркая елка, на которой мальчику не нашлось места, сменяется елкой Христа, где ребенок чувствует себя любимым, нужным, он чувствует , что окружен заботой. На этом торжестве нет обездоленных, всем весело, улыбается мать, не почувствовавшая счастья в своей жизни.

Читатель невольно придет к выводу, что если кому-то не удалось найти сочувствие на земле, то в Царстве Небесном он обязательно его обретет.

Рождественская библейская история также помогает читателю задуматься, понять то, что жестокость и холодное сердце людей осталось такими, как и много тысяч лет назад.

«Мальчик у Христа на елке» — одно из произведений, в котором Федор Михайлович обращает внимания читателя на то, что равнодушие, совесть и ответственность людей важны. Людям необходимо заботится не только о себе, но и о других.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчик у Христа на ёлке

Популярные сегодня темы

Шедевры живописи могут многое рассказать о культуре и быте прошлых веков. Одной из таких картин является Московская девушка 17 века.

Солоха, мать кузнеца Вакулы – это женщина подлая и коварная, совершающая дурные поступки только ради собственной выгоды. Солоха одинока, но надеется встретить своего мужчину, поэтому она так приветлива

Асоль является главной героиней произведения. Эта девушка бедная, живет в старой хижине. Живет она с отцом, ее мать погибла еще, когда Ассоль была маленькой, она не смогла справиться с тяжелой болезни, когда девочке было всего несколько месяцев

Великий художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину “Утро в сосновом лесу” в 1889 году. На переднем плане изображена лесная поляна, окружённая могучими высокими соснами. Одна из основных деталей картины – это упавшая сосна

Друзья – это родственные души. Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий друг. Он появился в нашей семье еще щенком. Когда родители принесли его домой, я не поверил своим глазам

«Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского

Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

Ссылка на основную публикацию