Анализ рассказа Малиновая вода Тургенева

«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков – Стёпушку и Тумана.

Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей. » Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».

Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.

Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

“Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ “Малиновая вода” был опубликован в журнале “Современник” № 2 за 1848 г. В нем соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах “Туман” и “Степушка”. Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании “Записок охотника” 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ “Малиновая вода” реалистический, имеет антикрепостническую направленность.

По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ “Малиновая вода” входит в цикл “Записок охотника”, объединенных героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков – Степушку и Тумана.

Рассказав о Степушке, охотник подходит поближе и узнает другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог и диалог читатель узнает о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором еще усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнает, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, еще более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Степушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Степушки, автор описывает его внешность, подчеркивая, что Степушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: “Лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей…” Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Степушка запинаясь, “словно пуды языком ворочал”.

Степушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Степушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нем, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мертвой душой.

Степушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Степушку с муравьем, который хлопочет только ради пропитания.

Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, “добродушно и величаво”, все делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак.

С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приемах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запыленная дорожная одежда и котомка выдают в нем человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк “девяносто пять рублев с тягла”.

Читайте также:  Образ и характеристика Старушки в рассказе Старый гений Лескова сочинение

Поэтому он пошел в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идет о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Петр Ильич, “вельможа старого века”, проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием.

Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнает подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: “Побьет, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл”.

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты и так “свое дело понимают”. По словам Тумана, барина разорили матрески , имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина “мой бедный Влас”, задает Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек вообще перестает быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Степушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по “хорошему времечку”. Влас смеется и бодрится, но лицо выдает горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подергивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Степушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

“Малиновая вода” – краткое содержание рассказа И.С. Тургенева

Крепостное право рубцовой раной осталось вглубине сердец крестьян. Рассказ Ивана Тургенева «Малиновая вода», краткое содержание которой высможете прочитать ниже, тонко ичувственно описывает разные стороны жизни при крепостном праве. Главные герои сразу становятся родными изаставляют стрепетом слушать освоей нелегкой судьбе.

Главные герои

Рассказчик— именно отего лица ведется повествование врассказе. Охотник ибарин.

  1. Михайло Савельев— имеет прозвище Туман, вольноотпущенный человек графа Петра Ильича, «человек лет семидесяти».
  2. Стёпушка— жил вШумихино, был безродным человеком. Нельзя было его считать низачеловека вообще, низадворового вособенности.
  3. Влас— человек графа Валериана Петровича, сына Петра Ильича, «человек лет пятидесяти».

Сюжет

«Записки охотника», «Малиновая вода», краткое содержание которого позволит читателю окунутся вмир произведения Тургенева, захватывают спервых строчек. Повествование ведется отпервого лица.

Охота вавгустовский день выдалась жаркой, ияструдом добрался доключа сназванием «Малиновая вода», напился воды иприлег. Около меня два старика удили рыбу, иводном изних, маленьком, худеньком, яузнал Стёпушку.

Обитал Стёпушка вселе Шумихино усадовника Митрофана. Незнал онсвоего прошлого, исним никто незаговаривал. Сам онотроду рта нераскрыл. Митрофан его ксебе жить незвал, ноинепрогонял прочь.

Ради еды Стёпушка весь день бесшумно хлопотал, как муравей, все только ради еды. Имел онреденькую бородку, маленькое лицо, остренький носик, большие ипрозрачные уши ижелтенькие глазки.

Втоварище Стёпушки яузнал Михайла Савельева, человека графа Петра Ильича. Проживал онуболховского мещанина. Именно Петру Ильичу, богатому вельможе, принадлежал огромный двухэтажный деревянный дом, вкотором помещался постоялый двор. Старожилы села досих пор помнят его пиры навсю губернию.

Разорившись, Петр Ильич отправился вПетербург искать места, где ипомер вномере гостиницы. Туман был унего дворецким. Навид человек лет семидесяти, сдобродушной улыбкой иприятным лицом.

Когда яподошел изавел разговор, Туман пустился ввоспоминания опокойном вельможе. Оего пирах иохотах, атакже обесчисленных любовницах. Вдруг позади нас вовраге раздался шум. Оглянувшись, яувидел мужика лет пятидесяти скотомкой заплечами. Туман звал его Власом.

Влас поведал, что ходил вМоскву ксвоему барину, чтобы тот уменьшил ему оброк или посадил набарщину. Барин выгнал его, анавопрос Тумана, как онбудет жить, Влас ответил сослезами наглазах: «Взять сменя больше нечего». Девяносто рублей оброка были непосильными для Власа. Онподсел кнам ипригорюнился, ачерез полчаса мыразошлись.

Главная мысль

Рассказ «Малиновая вода» Тургенев (анализ читайте выше) написал отяжелой жизни ибыте простого народа. Влегкой инепринужденной форме «Малиновая вода», краткий пересказ которой можно прочитать выше, описывает, чем живет крестьянский народ, какие унего чаяния итрудности.

Читатель невольно задумывается оглубинных идеях справедливости устройства общества того времени.

Заключение

Можно заметить, как врассказе «Малиновая вода» Тургенев (читать краткое содержание выше) описывает еще одну сторону крестьянства— молчаливую. Стёпушка молча жил итерпел все прихоти судьбы, ниначто нежалуясь.

Врассказе «Малиновая вода» Тургенев (краткое содержание неполностью отражает суть рассказа) несколько раз подчеркивает, как сложно крепостным существовать вусловиях крепостного права. Какие эмоции рассказ вызвал лично увас? Какой герой стал ближе всего?

Малиновая вода Тургенев

Вторник, 14 февраля 2017 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Тургенев, произведение, Малиновая, вода
Автор статьи: lololo
«Малиновая вода» — известный рассказ, включенный в сборник «Записки охотника». Именно в этом произведении успешно объединены идеи из очерков «Степушка», «Туман». Рассказ раскрывает особенности жизни сельского населения, представители которого стремятся к улучшению быта и укреплению экономики своей страны, но в то же время занимаются решением достаточно простых бытовых вопросов.

Основа сюжета рассказа «Малиновая вода»

Главный герой рассказа – Михайло Савельев, известный как Туман. Михайло Савельев – это вольноотпущенный графа Петра Ильича, который раньше работал дворецким. Сейчас бывшему дворецкому уже 70 лет. Туман почитает покойного барина, на которого усердно работал.

Степушка – это бедный безродный человек, у которого нет и дома, но он также сохранил глубокое почтение к барину.

Михайло и Степушка с особенной охотой рассказывают о своем барине:

угощение предлагал из Парижа;

держал музыкальный коллектив и капельмейстера;

старался проявлять особенный подход к приему каждого гостя.

Вспоминают главные герои любвеобильность графа. То как жили при нём метрессы, происходившие из низкого сословия. Особо запомнившуюся Акулину — девку простую и злющую.

К сожалению, конец счастливой и размеренной жизни наступил после того, как барин разорился и уехал в Питер искать места. Планам не суждено было сбыться, причем барин скончался в обычном гостиничном номере.

Знакомые писателя Ивана Тургенева и провинциальное окружение отмечали, что образ графа из рассказа «Малиновая вода» оказался особенным. Читатели находили черты характера о богачах и самодурах, среди которых выделился Василий Иванович Протасов. На самом деле были существенные основания находить черты Протасова в барине из «Малиновой воды». Усадьбы обоих именовались Троицким, причем протасовская усадьба находилась рядом с устьем реки Иста, где стекал родник Малиновая вода. Именно соответствие названия сразу же вызывают ассоциации. К тому же Тургенев зачастую охотился рядом с рекой Иста, поэтому жизненный опыт впоследствии мог найти выражение в одном из самых известных рассказов, который был представлен под загадочным названием «Малиновая вода», обладающим взаимосвязью со знакомыми поэту краями и их географическими наименованиями.

Других причин для появления легенд о Петре Ильиче, который похож на Василия Протасова, оказалось достаточно. Судьба героя произведения напоминает жизнь Протасова, который умер в 1807 году и не мог быть знакомым для Ивана Тургенева. Однако многие жители губернии рассказывали об особенных выходках барина. Тургенев познакомился с многочисленными родственниками Протасова, поэтому мог составить правильное мнение и успешно его изложить в ярком рассказе.

Сюжет рассказа

Основная тема рассказа – взаимоотношения крестьянского населения и помещиков, раскрытие нецелесообразности крепостного права.

В самом начале рассказа история ведется с участием графа Петра Ильича, который обладал особенным характером:

самодурство и неспособность признать явный недостаток;

страстное почтение псовой охоты;

стремление к проведению банкетов, на которые приглашались даже женщины из нижних слоев общества;

частые организации фейерверков.

Конечно, Михайло и Степушка почитали своего барина, который старался предоставлять подарки и возможность присутствия на музыкальных вечерах своим людям. Однако эти подачки не позволяли рассчитывать на уверенность в завтрашнем дне, не могли дать уверенности в материальном благополучии, поэтому раскрытие крепостного права все-таки происходит с негативных граней.

Культурный горизонт Петра Ильича ограничивается выписыванием парижского одеколона, который вызывал восхищение у Михайла и Степушки. Одновременно с этим выписывание одеколона из Парижа, столицы Франции, является проявлением невысокого культурного развития, а обычной расточительности.

Петр Ильич проявлял расточительность и безразличие к трагическим судьбам крестьянского населения. Можно сказать, что он становится жертвой собственного невежества. Его кончина в обычном гостиничном номере – пик проявления негатива, созданного на основе эгоизма графов и полной безразличности к крепостному праву.

Фамильными качествами в родне Петра Ильича являются бездеятельность и самодурство. Этим черты характера были переданы сыну Петра Ильича. Молодой барин проявляет жестокое отношение к своим крепостным. Это показано на примере с крестьянином Власом. Бедный человек, Влас просит уменьшить оброк, объясняя своё положение безысходностью, но сталкивается с удивительной жестокостью.

Одновременно с этим ведется рассказ относительно жизни вольноотпущенного Михайла Савельева (Тумана). Этот герой, который прежде был дворецким у барина, изображается человеком с высоким ростом. Степушка, еще один главный персонаж, описан, как худенький, тощий. Развитие истории подтвердило, что Тургенев старался по-особенному представить главных героев:

высокий Михайло всегда стойко переносит жизненные трудности и проявляет силу характера;

низкий Степушка прогибается под испытаниями.

Рассказ подтверждает, что Тургенев по-особенному жалеет Михайло и Степушку, но при этом не понимает, почему они ничего не предпринимают для улучшения своей жизни.

Рассказ «Малиновая вода» подчеркивает, насколько жестоким может быть крепостное право. Различные судьбы героев, которые зачастую оказываются трагическими, объясняются самодурством и отсутствием умения услышать ближнего человека.

Особенности сборника «Записки охотника» и рассказа «Малиновая вода»

Иван Сергеевич Тургенев обладал особенным художественным мироощущением, которое развивалось на основе школы немецкой классической философии. Именно эта школа была пройдена во время получения высшего образования в университете Берлина.

Россия по-особенному отзывалась на философскую мысль Западной Европы. Как удалось отметить, бремя сложностей реализации мечтаний людей было впитано по-особенному.

Иван Тургенев и его друзья в Берлине посещали кружок Станкевича. Русские традиции оповещают, что юные писатели рассказывали о преимуществах народного представительства в государстве. При этом было отмечено, что многие русские люди по-прежнему остаются крепостными, и они не в состоянии пользоваться государственными, общечеловеческими правами. В связи с этим делался особенный акцент на необходимость избавления обычных людей от крепостной зависимости и дальнейшего умственного развития.

В январе 1847 года в журнале «Современник» появился очерк «Хорь и Калиныч», который успел завоевать положительные отклики у читателей. Именно в этом очерке Тургенев представил главные силы русской нации: практичность и стремление к поэзии, духовное развитие, понимание ценности свободы. Другие рассказы, напечатанные в журнале «Современник», оказались поистине достойными литературными произведениями. К тому же в 1852 году сборник «Записки охотника» впервые вышел отдельным изданием и получил вторую жизнь для себя.

Рассказ «Малиновая вода» соответствует другим произведениям, включенным в сборник «Записки охотника». Предусматривается использование литературных образов провинциальной России, причем Тургенев раскрывает кулисы и позволяет понять, какой может быть реальная жизнь многих людей. Вчитываясь в рассказ «Малиновая вода», можно понять, что крепостнический уклад жизни является несообразным и нелепым, так как он предусматривает ущемление прав многих крестьян.

Художественная ценность рассказа «Малиновая вода»

Рассказ «Малиновая вода», как уже было отмечено, соответствует основным принципам тургеневской композиции и сборника «Записки охотника».

Основные грани были проявлены в следующих характерных чертах рассказа:

утонченная передача прекрасных мгновений жизни;

освобождение от личного и эгоистичного;

соответствие укладу жизни определенной эпохи и даже опережение;

проявление беспристрастной и неэгоистической любви к жизни, глубокой веры в лучшее будущее;

проявление силы русского национального характера;

нецелесообразность доверия к эмоциональным порывам и бурным страстям, необходимость мудрого спокойствия и сдержанного проявления физических и духовных сил.

«Малиновая вода» – это еще одно подтверждение того, что Иван Сергеевич Тургенев считал, трагическими обстоятельства жизни, в которых находится простой народ. Он показал проблему крепостничества со всех сторон. Не только нежелание господ слышать своих крепостных, но и незрелости русского народа, полное непонимание ситуации.

“Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ “Малиновая вода” был опубликован в журнале “Современник” № 2 за 1848 г. В нем соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах “Туман” и “Степушка”. Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании “Записок охотника” 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ “Малиновая вода” реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нем нет ярко выраженной кульминации.

По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ “Малиновая вода” входит в цикл “Записок охотника”, объединенных героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался “Малиновая вода”, бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков – Степушку и Тумана.

Рассказав о Степушке, охотник подходит поближе и узнает другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Степушке) и диалог (с Туманом) читатель узнает о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором еще усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнает, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, еще более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Степушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Степушки, автор описывает его внешность, подчеркивая, что Степушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: “Лицо у него маленькое, глазки желтенькие, волосы вплоть до бровей…” Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Степушка запинаясь, “словно пуды языком ворочал”.

Степушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Степушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нем, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мертвой душой.

Степушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Степушку с муравьем, который хлопочет только ради пропитания.

Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, “добродушно и величаво”, все делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак.

С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приемах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запыленная дорожная одежда и котомка выдают в нем человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права.

Он потерял сына и не мог больше платить оброк “девяносто пять рублев с тягла”. Поэтому он пошел в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку.

Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идет о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Петр Ильич, “вельможа старого века”, проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием.

Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнает подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: “Побьет, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл”.

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так “свое дело понимают”. По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина “мой бедный Влас”, задает Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Степушка) вообще перестает быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Степушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по “хорошему времечку”. Влас смеется и бодрится, но лицо выдает горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подергивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Степушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

Твір на тему: “Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева

Related posts:

“Малиновая вода” краткое содержание рассказа Тургенева Повествование ведется от первого лица. В один из очень жарких августовских дней автор, устав на охоте, добрел до реки Исты. На берегу находился известный в округе родник под названием “Малиновая.

“Хорь и Калиныч”, анализ рассказа Тургенева Рассказ “Хорь и Калиныч” И. С. Тургенева является одним из самых известных произведений автора, входящих в цикл его рассказов “Записки охотника”. Причин для этого, как минимум, две. Во-первых, именно с.

“Живые мощи”, анализ рассказа Тургенева История создания Рассказ Тургенева “Живые мощи” был напечатан в литературном сборнике “Складчина”, составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок –.

“Бирюк”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева Основу литературного произведения составляет сюжет – последовательность событий, в ходе развития которых проявляется характер героев. Сами же основные события автор подбирает, исходя из личных представлений о взаимоотношениях людей и опираясь.

“Два помещика”, анализ рассказа Тургенева История создания Рассказ “Два помещика” из цикла “Записки охотника” должен был быть напечатан в “Современнике” № 10 за 1847 г., но не был пропущен цензурой. Так что он появился только.

“Часы”, анализ рассказа Тургенева История создания Рассказ “Часы” был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в “Вестнике Европы” № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года.

“Бурмистр”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева Летом и осенью 1846 года Иван Сергеевич Тургенев жил в своем имении Спасское-Лутовиново, где часто охотился. Когда писатель вернулся в Петербург, к нему обратились из редакции “Современника” с просьбой заполнить.

“Певцы”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева Рассказ И. С. Тургенева “Певцы” входит в объемный цикл очерков и рассказов, объединенных общим названием “Записки охотника”. Цикл создавался в течение многих лет – с 1847 по 1851 год (следует.

Анализ рассказа И. С. Тургенева “Свидание” Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединенных тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в.

Анализ рассказа И. А. Бунина “Косцы”, план Рассказ “Косцы” – это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путешествия на пароходе. Потом такую же.

Анализ рассказа И. С. Тургенева “Муму”, план Жанр произведения – рассказ. Главные герои: дворник Герасим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворецкий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодические персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни. Завязка произведения начинается с рассказа.

“Свидание”, анализ рассказа Тургенева, сочинение Рассказ “Свидание” написан в 1879 году и относится к циклу И. С. Тургенева “Записки охотника”. “Свидание” – тонко-поэтическое кружево о несчастной любви крестьянки к молодому человеку, недостойному, по мнению автора.

“Муму”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев был сыном Варвары Петровны, властной женщины и жестокой крепостницы. Пережив в детстве ранний уход матери и ненависть отчима, она получила наследство от дяди после ссоры.

Анализ рассказа А. П. Чехова “Страх” Рассказ А. П. Чехова “Страх” имеет подзаголовок – “Рассказ моего приятеля”. Тем самым, я думаю, автор сразу настраивает нас, что описанная им история является будничной и весьма распространенной. И действительно.

“Горе”, анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности Рассказ “Горе” описывает то, что переживает каждый человек. Это не просто “рассказ-судьба” по классификации Шукшина, но это рассказ о судьбе каждого. Читатель или был на месте одного из.

“Бежин луг”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” – это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, “Бежин луг” является частью большого и многолетнего.

“Бирюк” краткое содержание рассказа Тургенева Герой произведения, от имени которого ведется рассказ, едет домой на беговых дрожках. В дороге его настигает сильная гроза. Рассказчик вынужден остановиться, так как “не видит ни зги”. Внезапно в сплошной.

Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей.

Анализ рассказа Горького Челкаш Рассказ “Челкаш” это раннее творчество М. Горького. Работу над рассказом Горький закончил летом 1894 года. Но творение увидело свет только в 1895 году, было напечатано в журнале “Русское богатство” в.

Анализ рассказа Горького Старуха Изергиль Максим Горький особенно любил путешествовать по родным просторам. Много чего было взято из данных путешествий, и автор создал собрание очерков. Именно это стало основой написания рассказа “Старуха Изергиль”. Рассказ был.

Анализ рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, план Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные.

Анализ рассказа Бунина Лапти Рассказ И. А. Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно из важнейших нравственных качеств человека: умение сострадать. По первым строкам.

Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином “Дом с мезонином” – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье, о том времени, когда он был влюблен, и.

Анализ рассказа А. П. Чехова “Размазня” Рассказ А. П. Чехова “Размазня” был написан в 1888 году – в тот период, когда писатель начинал переходить от “мелкой” работы в жанре юморески в “область серьеза”. Данный рассказ, на.

“Два помещика” краткое содержание рассказа Тургенева Рассказ написан от первого лица. Рассказчик хочет познакомить читателей с двумя помещиками, у которых он часто охотился. Они считались людьми уважаемыми и почтенными. Вячеслав Илларионович Хвалынский – отставной генерал-майор. Он.

“Крыжовник”, анализ рассказа Чехова, сочинение Рассказ Антона Павловича Чехова “Крыжовник” впервые был опубликован в журнале “Русская мысль” в 1898 году. Вместе с Рассказом “О любви” он продолжил “маленькую трилогию”. Основой произведения стала история об одном.

Анализ рассказа Бунина Муза Рассказ ведется от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки.

“Смерть” краткое содержание рассказа Тургенева Рассказчик с молодым соседом Ардалионом Михайлычем, недавно вступившим во владение имением, доставшимся от тетки, поехал охотиться в “мелоча” (молодые рощи). Сосед взял с собой десятского Архипа, толстого невысокого мужика, и.

“Размазня”, анализ рассказа Чехова Рассказ Антона Павловича Чехова “Размазня” был создан писателем в 1888 году. Этот был тот период, когда автор стал постепенно переходить в “область серьеза” из “мелкой” работы в жанре юморески. Рассказ.

Анализ рассказа Чехова В аптеке Безразличие и бездушие человека, описанное Чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. Миниатюра Чехова “В.

“Малиновая вода”, анализ рассказа Тургенева

Анализ малиновая вода? ​

Ответ

Литературное направление и жанр

Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков – Стёпушку и Тумана.

Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей. » Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».

Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.

Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Ссылка на основную публикацию