Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей различные ягоды и грибы.

Прочитав данный рассказ, возникает ощущение как будто сам побывал в лесу на охоте. Настолько автор детально все описывает, что представить картину рассказа очень просто. Особенно интересно читать про то, как охотник рассказывал Зиночке как лечатся деревья.

Если поранится человек, то его рана заживает через

Читая рассказ, чувствуется то, как девочке все интересно. Ей интересен этот лесной мир, в котором бывает охотник. Ей любопытно то, что может существовать другой мир, помимо домашнего.

И что в нем возможно такое же разнообразие вокруг, как и дома.

В рассказе М. М. Пришвина “Лисичкин хлеб” мужчина как-то раз придя с охоты, принес обратно с собой хлеб, который взял для перекуса, но не успел съесть. Зиночка увидела это хлеб и спросила, откуда в лесу хлеб. Охотник не растерялся и сказал, что как

С тех самых пор, маленькая героиня рассказа только и ела лисичкин хлеб и говорила, что он вкуснее домашнего.

Прочитав рассказ, невольно задумываешься: а может самые обычные вещи действительно лучше, чем всякие модернизированные? Может обычный хлеб и вода бывают вкуснее заморских деликатесов? Возможно, человек слишком сильно все усложняет в этой жизни?

На мой взгляд, да. Такое может быть. Среди такого разнообразия еды, вкусов и всяких добавок, люди иногда забывают вкус настоящей еды. Забывают о том, как пахнет картошка или мясо без приправы.

Забывают о том, что вкуснее бабушкиного борща ничего не может быть. Действительно, за таким разнообразием специй, человек может забыть вкус настоящей пищи, без приправ.

Делая вывод из всего вышесказанного, могу сказать одно, что иногда стоит попробовать не усложнять вещи. Принимать их такими, какие они есть. И, возможно, именно тогда люди станут настоящими ценителями простых вещей.

Рыбаков А. Н. биография Родился в семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой в Чернигове. С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хворостовской гимназии.

Тест к комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова 1. Какие черты классицизма сохранились в комедии “Горе от ума”? А. Говорящие фамилии Б. Общественный конфликт В. Соблюдение принципа трех единств Г. Изображение действительности в формах жизни Д. Историзм изображения.

Мой любимый предмет Литература сочинение-рассуждение Литература – мой любимый школьный предмет, и тому есть несколько причин. Во-первых, я очень люблю читать и считаю это самым интересным занятием и самым полезным хобби. На уроках литературы и.

Совесть – мерило жизни В. Г. Распутина. Краткое изложение текста Человеком тревожной совести называют Валентина Распутина за его нравственную причастность ко всему, что происходит на родной земле, за осознание ответственности перед прошлым и настоящим Родины. Таковы и герои произведений В.

Романтическое бегство от действительности в поэме Байрона “Чайльд Гарольд” Он скорбный край войны и преступлений Покинул холодно, без слез, без сожаленья. Д. Байрон “Паломничество Чайльд Гарольда” написано в форме лирического дневника главного героя – Чайльд Гарольда. Чайльд Гарольд –.

Война Алой и Белой розы краткое содержание Войны роз Династией Ланкастеров в Англии правила француженка – Маргарита, это вызвало недовольство династии Йорков. Бароны северной Англии и Ирландии приняли сторону Ланкастеров. Тогда как Йоркам помогали феодалы, купцы и горожане. У.

Ю. В. Манн.”Тургенев и другие”, “Н. В. Гоголь: Судьба и творчество” Вот свойство настоящих книг: каждому, кто бы ни взял их в руки, они дадут свое. Изданная “Просвещением” биография Гоголя, конечно, кем-то будет использоваться как собрание первичных сведений о жизни и.

Семейная библиотека В нашей семье есть личная библиотека. Она небольшая, в пределах возможностей стандартной двухкомнатной квартиры. Она насчитывает примерно 2,5 тысячи книг. Начало собранию книг в нашем доме положила бабушка сразу после.

Кандидаты в счастливцы – характеристика персонажа Произведение: Кому на Руси жить хорошо Оболт-Оболдуев Гаврила Афанасьевич – “барин кругленький. Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту…” Герой гордится своей родословной. В числе его предков – татарин, тешивший царицу.

Кюхельбекер В. К. биография Поэт и революционер – декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Родился в Петербурге в семье саксонского дворянина Карла Генриховича Кюхельбекера, в 1770гг перебравшегося в Россию. Человек образованный и деловой он довольно успешно поднимался.

Безымянные герои войны 1812 года в романе “Война и мир” -26 Всяким попыткам разумного устройства жизни создатель “Войны и мира” противопоставляет стихийную “роевую” силу, воплощенную в Каратаеве. Но есть и другое, безусловно верное. Наблюдая Каратаева и всю обстановку плена, Пьер.

Методы исследования в биологии Вопрос 1. Какова основная цель науки? Основная цель науки – изучить и познать окружающий мир. Вопрос 2. Что такое научный метод? В чем его основной принцип? Научный метод – это.

Роберт Джордан – характеристика персонажа Произведение: По ком звонит колокол Роберт Джордан – герой романа Э. Хемингуэя “По ком звонит колокол” . Р. Д. – это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог развития образов Ника.

От “искусства чтения” к “мастерству понимания” Ю. М. Лотман сказал: филология нравственна, потому что учит нас не соблазняться легкими путями мысли. Я бы добавил: нравственны в филологии не только ее путь, но и ее цель: она.

Трагический конфликт Катерины с “темным царством” А уже коли очень мне здесь опостынет, Так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал самобытный, цельный, сильный, самоотверженный.

С. Рассадин Крепко запомнился – и был даже записан – разговор с Фазилем Искандером: как он своим словом пытался предотвратить кровавый грузино-абхазский конфликт. Увы! “:Ни один народ никогда не прислушивается к мнению.

Анализ рассказа Чехова Спать хочется Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ “Спать хочется” был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на.

Сочинение Есть такая профессия родину защищать рассуждение В мире много профессий, каждому человеку приходится выбирать свою, искать свое призвание. “Все профессии нужны, все профессии важны” – говорит нам известный детский стишок. Хотелось бы узнать про такую профессию.

Сочинение на тему Повар – моя будущая профессия и Почему я хочу стать поваром Профессия повар Мечта Когда я вырасту, то обязательно стану поваром. Это моя самая большая мечта. Мне кажется, что готовить еду – прекрасное занятие. Всем людям нравится вкусно кушать. Когда они.

Порядок рождения ребенка в семье и его характер Окружение, в котором растет ребенок, играет важную роль в том, как будет развиваться его личность. Поэтому характер ребенка, который родился в семье последним, будет принципиально отличаться от характера ребенка, который.

Сейчас вы читаете: Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб

Сочинение Анализ рассказа Лисичкин хлеб Пришвина

Небольшой по объему рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» – это погружение читателя в необыкновенный мир природы, удивительно реалистичного описания его обитателей, историй их существования, знакомство с представителями растительности и других вещей, о которых многое оставалось ранее неизвестным.

Главный герой произведения – рассказчик, являющийся любителем природы, охотником, повествует о своих похождениях в лес, о грибах, птицах и других его обитателях девочке по имени Зиночка. Ребенок впервые узнает о роли сосновой смолы, которая лечит деревья, чем питается тетерев, как выглядит рябчик, какая из принесенных ягод костяника, брусника, а какого цвета черника.

Но основное внимание в рассказе автор уделяет кусочку темного хлеба, про который рассказчик на ходу сочиняет историю. Наряду с кукушкиными слезками, заячьей капустой Зиночка узнает от него о том, что этот хлеб называется «лисичкиным». Не подозревая об обмане, она пробует его, чувствуя, что он действительно вкуснее обычного, домашнего хлеба («куда лучше нашего!»).

В композиции произведения нет ничего особенного. В ней четко прослеживаются завязка, кульминационный момент и развязка.

Рассказ М. Пришвина поучительный, демонстрирует умение находить подходы в воспитании и развитии детей. Это жизненный яркий урок, который навсегда запомнится и ребенку, и взрослому. Та информация, которая порой непосильна для ребенка, усваивается гораздо легче, если познакомится с ней в действительности. Это касается даров природы, которые охотник обнаружил у себя в сумке, прийдя из леса. Кроме этого, умение обыграть ситуацию для того, чтобы вызвать аппетит у девочки, используя при этом элементы мира природы, это талант, который необходимо уметь правильно использовать, чтобы достичь цели.

Мудрость, заключенная в рассказе, на самом деле лежит на его поверхности. Она связана с тем, что только человек неравнодушный к природе, являющийся тонким наблюдателем ее красоты, истинным любителем родного края, сможет преподносить подобные уроки добра и любви к ней. Опыт и собственные знания принесли не только самому охотнику наслаждение от общения с природой, но и стали целым источником познаний для ребенка.

Читайте также:  Герои произведения Телеграмма Паустовского

М. Пришвин в рассказе «Лисичкин хлеб» поднимает тему природы, настраивая читателя на мысль о том, что каждый должен любить и беречь природу, которая обязательно рано или поздно отплатит добром.

Сочинение по произведению Лисичкин хлеб

Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы. В рассказе Лисичкин хлеб описывается история того как опытный охотник рассказывает маленькой девочке по имени Зина различные история о своих походах по лесу.

Истории охотника отличаются великолепными деталями и множеством увлекательных подробностей, которые переносят не только Зиночку, но и каждого читателя в атмосферу леса.

Название рассказа взято от одной из историй, которую рассказывает охотник своей юной слушательнице. Однажды Зина спрашивает, откуда у охотника оказался хлеб, принесенный из леса, ведь хлеб в лесу не растет.

Конечно, охотник просто не скушал хлеб и принес его домой. Только, когда он слышит вопрос девочки, он собирается сообразить нечто новое и интересное. Охотник рассказывает о «лисичкином хлебе», который водится в лесу подобно заячьей капусте.

Как мне стало известно после, заячьей капустой называется травка, которая растет в лесу и обладает довольно приятным вкусом. Поэтому для ребенка вполне нормально поверить в сказку о некоем лисичкином хлебе, который также растет в лесу.

После этого Пришвин описывает как девочке стал нравиться особый лесной хлеб и она стала больше кушать именно такой хлеб, называя его более вкусным и приятным.

Эта история рассказывает нам про сказку, которая всегда возможна в этом мире. Пусть охотник немного обманывает девочку и придумывает небылицу, но ведь он делает повседневность этой девочки более радостной и приятной.

Возможно, со временем эта девочка будет с теплотой вспоминать не только истории охотника о лесе, но и забавную ситуацию с лисичкиным хлебом, который стал для нее наверное самым вкусным хлебом во всем мире. Она также будет вспоминать вкус этого хлеба как вкус детства и вкус чего-то давно забытого и приятного. Такого, чего больше никогда не сможет ощутить.

Автор рассказывает невероятно милую историю, после которой приятно на душе. Весь рассказ пронизан красотой и простотой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Лисичкин хлеб

Популярные сегодня темы

День рождения – самый мой любимый праздник. Каждый год, я стараюсь его отметить так, чтобы было что вспомнить. Еще, я очень люблю получать подарки.

Зима – поэтичное и живописное время года. Природа, устав от теплых осенних красок, наконец, преображается и сменяет свое желтое одеяние на сияющий белоснежный наряд.

В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки

Корабль возвращался после плавания вокруг света. На палубе было много людей, потому что погода была хорошая. Среди людей на корабле была обезьяна. Она забавляла и смешила народ

Замечательное сказочное произведение под названием «Рике с Хохолком» написано известным сказочником по имени Шарль Перро.

“Лисичкин хлеб” – краткое содержание рассказа М.М. Пришвина для читательского дневника

В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин.

Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.

Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.

Главные герои и их характеристика

В тексте задействовано два героя:

Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.

Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут.

Основные сюжетные действия в рассказе:

Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.

В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.

Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.

Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.

Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.

Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

охотник возвращается домой;

тетерев и рябчик;

обнаружение кусочка хлеба;

  • любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.

Главная мысль произведения

Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских».

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи.

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.

Пословицы к произведению

Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:

«Вкусивши сладкого, не захочешь горького».

«У соседа всегда трава зеленее».

«Хлеб всему голова».

«Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».

«Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».

Урок литературного чтения “М.Пришвин “Лисичкин хлеб”. 1-й класс

Класс: 1

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебные задачи:

  • учить видеть удивительное и необычное в природе;
  • учить слушать и слышать художественное слово;
  • учить понимать отношение автора к героям рассказа;
  • учить правильно называть изученные произведения.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к произведению, его героям;
  • выделять отдельные слова и предложения из текста прослушанного произведения;
  • сравнивать разные по жанрам и авторской принадлежности произведения;

Программные задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей о лесе, о диких животных, о птицах.
  • Учить детей внимательно и целенаправленно слушать рассказ М.Пришвина “Лисичкин хлеб”; понимать его основное содержание.
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между частями рассказа.
  • Упражнять детей в умении пересказывать рассказ, соблюдая последовательность его содержания, передавая авторские обороты, речь.
  • Активизировать словарь детей словами: добыча, Терентий (тетерев). Сосновая смола, кукушкины слезы, заячья капуста, копуля.
  • Воспитывать интерес детей к пересказу рассказа, а также желание отвечать на уроке, поднимать руку, не выкрикивать с места.

Цели: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.Выявление первичного восприятия произведения. Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения. Формировать умения работать в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник “Литературное слушание.1 класс” (авт. Л. А. Ефросинина и др.), листочки, цветные карандаши, ручка, карточки с условными обозначениями жанра и темы произведения.

Этап урокаСодержаниеФормирование УУД
I. Организационный момент– На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю.
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
За работу! В добрый час!

У. Какой у нас урок? Слайд 1.

У. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

У. Я желаю сохранить хорошее настроение весь урок и надеюсь, что вы будите на уроке внимательными, активными.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знанийУ. Посмотрите, что это за фигуры у вас на партах?

Д. Это заменители жанров.

У. Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? Какой жанр обозначается данной фигурой? (показывают на экране)

Обсудите в группе ответ и определите, кто будет отвечать. Проверьте. Слайд 3

А какие темы произведений?

Слайд 4. (о Родине, о природе, о детях, о животных)

У. Каким цветом обозначаем на модели?

У. А сейчас я буду читать отрывки из произведений, прочитанных нами ранее, а вы должны узнать это произведение, назвать его автора, жанр, тему и найти соответствующую модель. Приложение1.

У. Кто будет отвечать решите сами.

У. Молодцы! С этим заданием вы справились.

III.Работа над новым материаломУ. Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте их отгадать! Кто отгадает загадку, поднимет руку и ответит. Хорошо? Приложение 2.

У. Что же это? Кто догадался?

У. Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу? (рассматриваются картинки с изображением леса)

У. Вам понравилось там находиться? Какой воздух в лесу? Кто-нибудь прислушивался, какие звуки есть в лесу?

У. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша страна, является лес. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом.

У. А кто-нибудь знает стихи о лесе. Расскажите нам. (Дети рассказывают стихи)

У. Ребята, а какие деревья растут в лесу? Кроме деревьев, другие растения растут в лесу? Какие вы знаете лесные растения? Ягоды? Грибы?

У. А вот еще одна загадка:

У. Кто это? Слайд 6.

Молодцы. Отгадали загадки.

У. Лиса – это какое животное – дикое или домашнее?

У. А дикие животные где живут?

У. Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

У. А как вы думаете, почему я у вас спросила про лису?

У. Да, сегодня мы будем читать новое произведение. А как оно называется вы сейчас узнаете, выполнив задание.

У. У вас на партах лежат листочки. На них зашифровано название произведения. Вычеркнув все буквы “З” вы прочтёте название. (Работа в группах)

ЛИЗСИЧЗКИНЗ ХзЛЕБЗ. Кто будет отвечать?

Д. Это произведение называется “Лисичкин хлеб”. А кто его написал мы узнаем, открыв учебник на с. 66. (Ответы детей) Слайд 7

У. Ребята, слышали вы что-нибудь о писателе М. Пришвине?

Я хочу вам предложить открыть для себя этого интересного писателя. И думаю начать это открытие с чтения одного из его рассказов “Лисичкин хлеб”. Мы читать еще не начали, может, у вас появились какие-то вопросы до чтения?

У. Как вы думаете, о каком хлебе пойдёт речь в этом произведении? (Высказывания детей). Давайте узнаем об этом из текста. А что вы можете сказать об этих моделях?

(выслушиваются ответы детей)

Д.А разве лисичкин хлеб бывает?

Д.Это что, сказка?

У. Интересные вопросы. Нам предстоит ответить на них на уроке. Попробуем найти ответы в самом произведении. (Постановка учебной задачи (через проблему).

Особенности творчества М.М. Пришвина (на материале сборников детских рассказов «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»)

Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился (1873-1954) в купеческой семье под городом Елецк. Учился в Елецкой гимназии, в Тюмени – в реальном училище, в Риге – в политехникуме, в Лейпциге – в университете. Получил специальность агронома. Творчество Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой. В этих произведениях Пришвина прослеживается пристальное внимание к миру, вглядывание в цветок, в круги на воде, в молодые еловые иголки и ощущение кровного с ними родства. А сколько в рассказах Пришвина наблюдений за листками, грибами, муравьями, птицами, ветром, зайцами – наблюдений, полных нежности и сочувствия! Природа живет, чувствует, играет, тоскует и радуется – и просится к человеку. Ждет его внимания, любви, помощи. Если говорить о восприятии природы Михаилом Михайловичем Пришвиным, то он воспринимал ее двойным зрением: как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник – искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.

Пришвин никогда не делил своё творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю жизнь свою работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в одно целое», – утверждал писатель. В творчестве Михаила Михайловича Пришвина существуют и рассказы, и повести, и романы. В детских садах для знакомства детей с природой в основном используют рассказы писателя и небольшие зарисовки о природе. «Нигде не нужна так простота языка, – писал он, – как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такой рассказ, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек» – говорил М.М. Пришвин

Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей». Книги Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», – азбука природы. Многому она научит, многое объяснит. Автор любил свои рассказы для детей, радовался их успеху и для себя объяснял их удачу так: «Из-за того я их и пишу, что они пишутся скоро, и, пока пишешь, не успеешь надумать от себя чего-нибудь лишнего и неверного. Они чисты, как дети, и их читают и дети, и взрослые, сохранившие в себе свое личное дитя». Наверное, это правда, и рассказы потому и стали детскими и любимыми, что он не успел в них «надумать от себя чего-нибудь лишнего», усложнить отвлеченной мыслью.

А о чем же рассказ «Лисичкин хлеб»? Рассказ этот о силе поэтического слова, которое простой хлеб преображает в сказочный и тем делает его желанным. Особенность этого и других рассказов М. Пришвина, – в отсутствии «в лоб» всказанной «морали». Поучительный вывод читатель сам извлекает из ситуации. (2; 22) О чем мы узнаем из рассказа? Вместе с Зиночкой мы узнаем, как живет тетерев, что представляет собой рябчик, какие грибы растут в лесу, как называются разные ягоды, чем лечатся деревья. Зиночка оказывается весьма в неприглядном положении: читатель-то знает, что «лисичкин хлеб» – самыйобыкновенный, а значит, вся привередливось Зиночки, её пренебрежение к «нашему хлебу» ни на чём не основаны. И он вместе с автором хитро подсмеивается над слабостью девочки. (3; 136) Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимется в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства. Здесь можно увидеть точные реальные образы, каждый из них индивидуален и красочен. Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется.

Свою лучшую детскую книгу «Золотой луг» Пришвин составил из вполне взрослых книг («Рассказы егеря», «Лесная капель», «Неодетая весна», «Календарь природы») и из дневников и в этой работе как-то особенно ясно увидел, как тонка грань между сказкой и реальностью, когда пишешь о природе, а думаешь о людях. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции – вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей. М.М. Пришвин смотрит на природу своим особым зорким глазом, он понимает разговор птиц и зверей, домашних животных, знает тайны природы и открывает их нам. – Об одной из таких тайн природы мы узнаем из рассказа «Золотой луг». На примере этого рассказа мы видим, что даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Из начала рассказа мы узнаём, что одуванчики – цветы «неинтересные». «Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь – стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава – дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.» Но почему сначала цветы были «неинтересные», а потом стали «интересными»? В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали. Автор учит наблюдать и любить природу, замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. (6; 1)

В своих произведениях автор служит примером в плане бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая рассказы, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. «Чудеса не как в сказках о живой воде и о мёртвой, а настоящие, как они совершаются везде и всюду, и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим», – так писатель писал, который всё знал о природе, понимал её язык. Человек часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращается Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину». (7; 1)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательский умений) на тему: М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательский умений) на тему: М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

Скачать:

ВложениеРазмер
chtenie_lisichkin_hleb.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательский умений) на тему: М. Пришвин «Лисичкин хлеб» .

Дата: 20.03.19
Воспитатель: Жеребятьева Надежда Александровна.

Цель: развивать интерес к детской литературе как источнику интересных образов, событий, размышлений.

Оборудование : книга «Лисичкин хлеб», корзина, презентация, музыкальное сопровождение, сюрприз.

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.
Старичок-Лесовичок: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?
Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес!
Какой воздух в лесу?
А какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет. Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица лиса вышла на охоту.
Лесовичок: Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М.М. Пришвина в презентации)
И сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.
-В рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.
Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.
Хохолок – это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).
Копуля – это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.
Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.
Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.
– Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте :
«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. ( Как вы думаете с какой?). Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
– Это что за птица? – спросила Зиночка.
– Терентий, – ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
– Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.
– Сами лечатся, – ответил я. (Интересно, как же они лечатся?)
– Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: ( Интересно, что же она подумала ?)
– Откуда же это в лесу взялся хлеб? (А вы поняли, откуда взялся этот хлеб?)
– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
– Заячья.
– А хлеб – лисичкин. Отведай. (Как вы думаете, она отведала?)
Осторожно попробовала и начала есть:
– Хороший лисичкин хлеб!»
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Старичок-Лесовичок: Понравился вам рассказ?
О какой птице рассказывает автор?
Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
Что автор рассказывает о сосновой смоле?
Какие названия трав вы запомнили?
Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб?

Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?
Почему писатель так назвал свой рассказ?

Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю?

А хлеб есть полезно? В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?

Физкультминутка
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!
Лесовичок: Молодцы, какие вы! А теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!
Игра «Правда – неправда» (Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).
-Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?
-В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
-Под заячьей капустой лежал кусок батона?
– А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
-Зиночка съела этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.
Лесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?

Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал.
– Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)

А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я приду к вам с новым рассказом. А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Я приготовил вам сюрприз – корзину шишек! Шутка! За то, что вы такие смекалистые и догадливые, вот вам подарочки от меня, Старичка-Лесовичка.
До свидания, до новых встреч!

Ссылка на основную публикацию