Анализ рассказа Шукшина Критики

«Критики», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ «Критики», по классификации самого Шукшина, относится к рассказам-характерам. Столкновение характеров выявляет слабые стороны героев-родственников: деда, его сына и невестки, родственников невестки.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.

Герои рассказа

Дед – 73-летний сухой, нервный и глухой старик. В прошлом он плотник, мастер своего дела, построивший половину деревни, в которой живёт. Теперь семья относится к нему с пренебрежением, как к ненужной, отжившей своё вещи. Любимое развлечение деда – ходить с внуком в кино и критиковать всё, что он видит на экране: сюжет картины, отдельные эпизоды, героев и их поступки. При этом деду обязательно нужно спорить. Он охотно спорит с 13-летним внуком Петькой, в этих спорах побеждает, используя «взрослые» аргументы: «Ты маленький ишо».

Со взрослыми дед спорил редко, потому что «не умел». Его аргументы всегда одинаковы: «Хреновина. Так не бывает». Дед оценивает кино только с одной точки зрения – правдоподобия, оно должно повторять жизнь. Именно поэтому телевизор для него подобен щёлке, в которую бесстыдно заглядывают люди, как в чужую горницу.

Дед возмущён тем, что плотник в фильме держит топор неправильно. Он не желает слушать точку зрения приезжих родственников. Их вежливые улыбки дед воспринимает как издевательский смех. Замечание тётиного мужа «любопытный старик» оскорбляет деда, он чувствует себя как оплёванный.

Дед «заводится». Эмоциональное возбуждение подкрепляется спиртным, и дед разбивает экран телевизора, высказывает все накопившиеся за долгие годы обиды. Другое свойство его характера состоит в домысливании слов и действий других людей.

Дед живёт в своём мире, хотя получилось это вынужденно: он плохо слышит, из-за чего не всегда понимает, что происходит в его любимом кино, смеётся невпопад. Но дед – сердечный и жалостливый человек, часто плачет, когда кого-нибудь в кино убивают.

Свои ценности дед пытается передать другим поколениям: внуку и сыну, но они в этих ценностях не нуждаются. Петька возражает, что «сейчас люди другие стали». Так же и сын деда внешне ласково обращается к отцу «тятя», но ему не интересно замечание деда о том, что плотник в фильме неправильно держит топор.

Петька – тринадцатилетний «друг» деда, самостоятельный, длинный, стыдливый и упрямый. Он с удовольствием спорит с ним о картинах, пытается объяснить то, что дед не понял. Петька – дедов единомышленник.

Всё происходящее читатель видит глазами мальчика. Точка зрения Петьки самая мудрая. Автор отвергает житейский опыт. Более мудрый тот, кто умеет любить и прощать. Лучше всех в семье это умеет Петька. Он советует деду не обращать внимания на насмешки взрослых, пытается успокоить, раздеть и разуть пьяного деда. Петька единственный жалеет деда, которого милиционер ведёт в «отрезвитель», горько плачет.

Отец Петьки, очевидно, стыдится своего безыскусного отца. Вырвавшаяся у старика фраза о том, что его не хотят сажать с собой за стол, а также обращённое к нему ругательство сына «родимчик тебя возьми» – все эти детали свидетельствуют о том, что дед для взрослых не друг, а обуза. Мать Петьки разделяет точку зрения мужа, считает деда бессовестным. Отец трижды повторяет обращённое к деду «удосужил», что в контексте рассказа значит примерно «опозорил, удивил». Отец Петьки не способен понять и простить деда, ведёт себя с ним очень грубо: берёт в охапку, связывает руки полотенцем, кладёт на пол и, наконец, отдаёт на растерзание милиционера.

Петькина тётя и её муж – городские жители, москвичи, для них дед со всеми своими амбициями – просто экзотика. Именно тётя вызывает милиционера, а муж тёти на всё смотрит как бы со стороны. В них сочетаются интерес к определённым деталям и равнодушие к человеку в целом.

Милиционер Ермолай – это формалист. Он видит только сухие цифры и факты, не жалеет даже взволнованного Петьку, пугая его тюрьмой для деда.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с описания привычных занятий деда и внука, любивших критиковать фильмы. Средняя часть рассказа – единственная серьёзная стычка деда со взрослыми. Они критикуют деда, с его точки зрения, несправедливо. Кончается рассказ приходом милиционера, который составляет протокол, представляющий собой смесь официально-делового стиля с просторечными и малограмотными выражениями: «Он продолжал возбуждённое состояние», «вышиб всё на свете, то есть там, где бывает видно».

Критиками являются все герои, каждый из них видит недостатки другого, но бревна в своём глазу не замечает.

Стилистические особенности

Шукшин буквально в двух словах описывает внешность деда и внука, портретов других героев нет. Характер героев раскрывается, как в драме, через диалоги, речь.

Авторский текст краток, напоминает ремарки. Речь деревенских жителей простая, содержит речевые ошибки. Шукшин описывает жителей алтайской деревни, откуда он родом. Это подчёркивают диалектные слова: глянется (понравится), удосужил, оправился. Дед использует грубые выражения: ухайдокали, хреновина. Городские жители говорят вежливо и с улыбкой (именно она выводит из себя деда).

Благодаря милицейскому протоколу рассказ приобретает черты очерка. Читатель узнаёт только из протокола полное имя деда, год (1963), число и месяц случившихся событий. Казённый язык протокола подчеркивает живой разговорный язык простых людей, которыми любуется автор.

Анализ произведения Критики Шукшина

В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе. Их иронично родители Петьки (внука) называют критиками, как бы намекая на подлинную ценность всех их споров и киноведческих бесед. Тем не менее, подобное отношение ничуть не заботит, да и может ли заботить таких людей.

Шукшин предлагает нам картину самого простого и примитивного восприятия искусства. Эти люди ходят для того чтобы получить эмоции, увидеть увлекательный сюжет. Например, если на экране драка, то они спорят не поддельная ли, если эротическая сцена – приговаривают от возбуждения и с легкой иронией.

На самом деле и тогда и сейчас довольно много людей воспринимает искусство именно таким образом. Развлечение является основным мотивом, кино становится своеобразной частью картины мира, перемешивается с жизненным опытом и фантазиями.

Такое восприятие в действительности довольно интересно, так как обладает многогранной структурой и представляет собой занятную психическую конструкцию. Шукшин даже подчеркивает как дед Тимофей может услышать какую-то другую фразу, не такую как сказали актеры и засмеяться не впопад. Он легко и простодушно воспринимает кино, не углубляется в какой-то язык выразительности, иносказательность, видит происходящее на экране подобно тому как наблюдают за природой.

Совершенно иным является восприятие кино у городских людей, которые становятся тут как бы антиподом сельских критиков. Они понимают, кино, по сути, – обман, но обман, созданный для чего-то, чтобы сообщить чувствам зрителя какие-то смыслы, содержание, к примеру, личности изображаемого героя.

Именно об этом и спорят эти две стороны, не отыскивая совершенно никаких точек соприкосновения. В свойственной ему манере Шукшин предлагает фигуру городского человека как немного насмешливого, такого, кто знает немного больше чем деревенский, относится снисходительно как относятся к ребенку. В этом восприятии на самом деле подчеркивается смена времен, утрата патриархального уклада.

В восприятии Тимофея все просто: драка на экране – драка, плотник – либо плотник, либо подделка. Он сам плотник и может об этом судить. Представитель города смотрит на эту простоту и только улыбается, для него такое «любопытно», как любопытны зверушки в зоопарке, но, по сути, он обладает более шаткой картиной мира, которую символически разрушает дед своим сапогом.

Вариант 2

В буддизме привязанность к собственному эго рассматривается как одна из причин страдания, а эго как таковое представляет собой простыми словами личность, то, как человек определяет и видит себя. Вероятно, Шукшин немного знал о буддизме, а может быть, знал многое, но он точно представлял себе, как мнимые различия могут мешать людям понять друг друга, ощутить взаимное счастье и действительно приносить другому пользу.

В рассказе Критики рассматривается пример именно такого мнимого различия в сфере, которая была довольно хорошо известна автору. Он говорит о том, как воспринимает мир человек деревни и образованный человек города. Деревню представляют «критики» дедушка и внук, которые обожают ходить в кино и на собственный лад обсуждать различные примеры этого искусства.

Со стороны города выступают родственники, которые приехали гостить. Между ними завязывается диалог касательно особенностей кино. Городские образованные люди видят в нем тонкое искусство, которое следует рассматривать образно, ориентироваться на содержание, деревенские – акцентируют внимание на деталях.

На самом деле Тимофей не является каким-то глупым человеком, его возмущение вполне понятно. Он просто другой, его личность немного другая, также как другой и приехавший из города родственник. Он воспитывался в определенных условиях и считает именно такое отношение к действительности верным и правомочным.

Тут трудно спорить или искать абсолютную истину. Даже если углубляться в сам вопрос – кино дает возможность для разного восприятия, именно поэтому и является искусством и, пожалуй, напрасно выделять какие-то строгие рамки, чтобы понять кино именно так «как нужно». При этом речь, конечно, не о том чтобы рассматривать сам вопрос, но о том, чтобы обратиться к взаимоотношениям между людьми.

Родственники Петьки непрестанно повторяют «интересно», но на самом деле им не интересно. Эти слова попросту выражают надменность. Гораздо лучше было бы если бы другой человек мог искренне и на самом деле заинтересоваться кем-то помимо себя и воззрений собственной личности, такой интерес позволил бы достигнуть чего-то действительно ценного.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Критики

Популярные сегодня темы

Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» относится к исторической. Ее основной темой является самоотверженная любовь к родине и готовность в любой момент встать на ее защиту перед лицом врага, даже ценой собственной жизни

Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.

Повесть Капитанская дочка является одной из самых глубоких и осмысленных. В ней рассказывается большое количество важных моментов, которые имеют значение для героев, а также могут научить и рассказать

Споры о том, зачем Николай Васильевич Гоголь вставил в свою поэму рассказал о капитане Копейкине, идёт до сих пор. Кто-то считает, что это необходимо было для того, чтобы в других частях Мёртвых душ

Анализ рассказа В.М.Шукшина «Критики»

Данный ресурс поможет учителю проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики», помочь понять основную идею произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброту, искренность, любовь к ближнему

Читайте также:  Сочинение Действительно ли Печорин - герой своего времени? (9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа В.М.Шукшина «Критики»»

Печказова Светлана Петровна,

учитель литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики»,

помочь понять основную идею произведения,

выявить авторское и личное отношение к героям,

путём анализа произведения

воспитывать нравственные понятия:

доброту, искренность, любовь к ближнему

Несмотря на многие жизненные трудности, можно утверждать, что творческая судьба Василия Шукшина сложилась в общем и целом удачно: ему удалось реализовать замыслы, увидеть свои произведения напечатанными, насладиться актёрской славой и получить заслуженное признание собственных режиссёрских работ.

Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро: практически с первых рассказов можно было говорить об особой «шукшинской» манере и о характерном для его творчества герое.

Шукшин познакомил читателя со своими «чудиками», «странными людьми» – героями с особым восприятием мира.

Герои Шукшина в нестандартном поведении пытаются выразить собственную индивидуальность, задумываются о вечных вопросах. В чём смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

О таких людях и писал Василий Шукшин в рассказе«Критики». Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казенного милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно.

Пожилой человек пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения пришёл домой в нетрезвом виде, затем учинил скандал и разбил брошенным сапогом экран кинескопа телевизора. Затем деда отвели в вытрезвитель.

Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики».

Сюжет незатейлив на первый взгляд. Но существует и предыстория скандальных событий. Ведь рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики.

Как вы думаете, почему так называется рассказ?

1.Человек, занимающийся критикой; тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к.

2.Специалист, занимающийся критикой. Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали?

Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя?

Самые первые фразы рассказа настраивают читателя на противопоставление: «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку – тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям…».

Однако автор сразу же замечает: «Они дружили»…

Эта дружба, удивительное родство душ, соединившее старика и мальчика и становится эмоциональным фоном рассказа.

Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные. Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник – казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.

Краткое содержание первой части рассказа характеризует героев рассказа и содержит информацию о любимом виде досуга деда и внука: они ходят в кинотеатр.

Фильмы иногда им нравятся, а порой неправдоподобность режиссерских потуг вызывают у них отторжение. В любом случае родные люди непременно обсуждают увиденное. При этом дед не упускает возможности указать на несоответствия произведений, выдержанных, очевидно, в жанре соцреализма, настоящей жизни, и делает это в экспрессивной манере.

Ясно, что человек он бывалый, в молодые годы дравшийся, много на своем веку повидавший и немало поработавший.

Таким был и Василий Шукшин. «Критики», главные герои рассказа, близки ему, он тоже презирал глянцевый блеск официального киноискусства.

Почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»?

Почему деда обозлило то обстоятельство, что

городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

Кульминацией рассказа становится нешуточное столкновение деда и «взрослых», с которыми тот «редко спорил об искусстве», «не умел», «начинал сразу нервничать, обзывался» – словом, вёл себя как ребенок: слишком искренне, слишком откровенно, и в собственном поведении не признавая той самой условности, которая, по мнению деда, и мешает поверить происходящему на экране.

Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развертывается в рассказе постепенно, по нарастающей.

Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений:

дед и другие «взрослые».

Кого можно отнести к другим «взрослым»?

Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя»); город и деревня; кино и телевизор

Городские родственники, вызывая деда на откровенность, с самого начала относятся к нему свысока, провоцируют, чтобы посмеяться над чересчур откровенными, а потому не вписывающимися в стандарты суждениями: – Нет, это любопытно… Почему так не бывает, дедушка? А как бывает? – громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь…

Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает

истинное отношение к происходящему.

Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту»: выпивший с досады дед продолжает заочный спор со своими «учёными» собеседниками.

«Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Дед разговаривал с дверью, за которой смотрели телевизор…» и, все более раздражаясь, чувствуя силу условных «приличий» взрослого мира, с которым не совладать его простой искренней душе, совершает внезапный и, на первый взгляд, дикий поступок.

«Вошёл дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор…».

Второй раз эпизод «бунта» деда передаётся почти анекдотическим языком милицейского протокола.

Участковый Ермолай, простой деревенский парень, пытаясь рассказать о событиях живой жизни «по-книжному», «по-учёному»,

превращает их почти в абсурд.

Петька, вначале не понимая, что происходит, начинает вдруг плакать, тогда соображает, что деда сейчас «поведут в каталажку», и именно слёзы Петьки становятся финалом рассказа: «…залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку…».

Немного странное поведение для тринадцатилетнего подростка.

Как странно, по-детски просит он: «Деда, куда они тебя?», «Не надо, тять…» – может быть, подростковая грубоватость тоже была немножко позой.

Теперь же, в финале рассказа, читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю.

Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина:

только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.

Так о чем же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Или, может быть, о том, как он разбил телевизор? Нет, рассказ даже не о старике с ершистым характером, не терпящим снисходительного отношения к себе. Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывет», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский. Темами любви к ближнему, уважения к старшим, терпения и прощения пронизаны все литературные произведения Василия Шукшина, от эпического романа «Я пришёл дать вам волю» до самого коротенького рассказа «Критики».

Образ “странного” героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ “Критики”
план-конспект урока (6 класс) на тему

Образ “странного” героя в творчестве В.М.Шукшина.

Рассказ “Критики”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_lit-ry_shukshin.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

План-конспект урока по литературе в 6-А классе:

Образ “странного” героя в творчестве В.М.Шукшина.

Пятчина Евгения Сергеевна

урок литературы №53 в 6-А классе 24.03.2016

Тема: Образ “странного” героя в творчестве В.М.Шукшина.

Цели: рассказать о жизни и творчестве В.М.Шукшина; дать понятие о шукшинском герое – “чудике”; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: портрет В.М. Шукшина; текст рассказа.

1. Организационный момент. (приветствие, проверка готовности класса к уроку, запись в журнал отсутствующих)

2. Прогнозирование по названию.

– Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить?

– Как вы думаете, что значит “странный” герой ?

– Как вы понимаете слово “Критик”?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

3. Основной этап урока

Прежде давайте познакомимся с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина

А) Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина

Б) Сообщение учащегося и типе “странного” героя в творчестве Шукшина

Шукшин ввел в литературу новый тип героев – “чудиков”, вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

В) Аналитическая беседа по рассказу

– Почему рассказ называется “Критики”?

– Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

– В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

– Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

– Как вы думаете, почему “со взрослыми дед редко спорил об искусстве”?

(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино – вторая реальность, достоверность.)

– Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

– Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился. )

– Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

– Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

– Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово “удосужил”.)

– Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

– Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

– Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушк у ?

( Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

– Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)

4. Подведение итогов

– Можно ли назвать героя рассказа “Критики” “странным”?

( Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)

– Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

– Как вы думаете, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?

Домашнее задание: н аписать продолжение рассказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб.

Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве.

интегрированный урок музыка и изо :”Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества”.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы в старших классах.

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова.

Анализ рассказа Шукшина Критики

Уроки литературы в 6 классе[1]

УРОК 61
В. М. ШУКШИН. «КРИТИКИ»:
ОБРАЗ «СТРАННОГО» ГЕРОЯ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Образ «странного» героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Василий Макарович Шукшин» и составление её плана. Сообщение о писателе на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций учебника.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о В. М. Шукшине
с включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале творческого пути писателя и показом его портретов.
См.: http://www.shukshin.ru/

II. Чтение и обсуждение статей учебника «Василий Макарович Шукшин» и «В. М. Шукшин и его фильмы». См. статьи ниже

III. Составление плана статей.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Образ «странного» героя в рассказе.
Человеческая открытость миру как синоним незащищённости

Группа 1.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа «Критики» с начала до слов «. и навлёк на его голову беду».

Ответьте на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

О чём спорили дед и Петька?

Как вёл себя дед в кинотеатре? Дайте характеристику его поведения.

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа «Критики» со слов «Дело было так. » до слов «— Любопытный старик, — согласился городской житель».

Ответьте на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Что не устраивало деда в телевизионном фильме?

Прав ли он в своей критике? Обоснуйте свой ответ.

Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа «Критики» со слов «Все опять стали смотреть картину. » до слов «— Удосужил, родимчик тебя возьми, удосужил, — приговаривал отец Петьки».

Как можно объяснить агрессивное поведение деда? Почему он обиделся?

Можно ли оправдать поведение деда? Обоснуйте свой ответ.

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа «Критики» со слов «И тут вошли Петькина тётя и милиционер. » до конца рассказа.

Ответьте на вопросы 6—7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Петькина тётя привела милиционера?

Объясните поведение и реакцию Петьки в финальной сцене рассказа. Почему он вступился за деда?

V. Практическая работа.
Подбор цитат к теме «Странность и привлекательность главного героя рассказа».

VI. Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников
Чтение и обсуждение статьи учебника «Странные люди — герои Шукшина». См. статью ниже

Выявление главных черт героев Шукшина:

ƒнесоответствие героя обычной жизни;
ƒнеобычное, яркое и дерзкое поведение;
ƒнелепость и комичность;
ƒчувство собственного достоинства;
ƒпротиворечие между реальностью и придуманным героем миром.

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

ƒПочему героев Шукшина называют «чудиками»?

ƒКакие черты «чудика» были у деда?

ƒВ чём странность и привлекательность главного героя рассказа?

ƒЗа что его любил Петька?

ƒПочему дед особенно близок именно ребёнку?

ƒПочему рассказ называется «Критики»?

Домашнее задание

Прочитать рассказы Шукшина «Срезал» и «Чудик»
(см.: http://lib.ru/SHUKSHIN/shukshin chudik.txt).

Подготовить пересказы рассказов от лица одного из героев.

Письменно ответить на вопрос «Чем близки герои этих рассказов деду из рассказа „Критики“?».

Выполнить «Творческое задание» из учебника.

Индивидуальное задание.

Написать отзыв на один из фильмов Шукшина.
См.: http://video.mail.ru/mail/valy166/7328/

УРОК 73
В. М. ШУКШИН. «ЧУДИК», «СРЕЗАЛ»
(урок внеклассного чтения 7)

Основное содержание урока
Образы «странных» героев. Их открытость миру, стремление принести людям радость и наивность, детский взгляд на мир. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение рассказов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

I. Образы «странных» героев.
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1. Сообщение о фильмах Шукшина и защита своего отзыва на фильм.

Кого из героев фильмов Шукшина можно назвать странными? Почему?

В чём их привлекательность?

Как автор относится к своим героям?

2. Пересказ рассказа «Чудик» от лица Василия.

3. Обсуждение содержания рассказа:

ƒПочему с героем рассказа всё время приключались разные истории?

ƒПочему он постеснялся заявить о потерянных деньгах?

ƒКак Василий стремился украсить мир, в котором жил?

ƒЗа что его невзлюбила сноха?

ƒЗачем он разрисовал колясочку? Как это его характеризует?

ƒДокажите, что герой всегда радовался жизни.

II. Прослушивание и рецензирование рассказа «Срезал» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Практическая работа.
Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-«чудиков»
(по образцу предыдущего урока: см. таблицу выше).

И т о г о в ы й в о п р о с: в чём странность и привлекательность героев Шукшина?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «В чём странность и привлекательность героев Шукшина?».

Выполнить задание 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Прочитать рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Групповое задание.

Найти материалы о биографии и творчестве Ф. А. Искандера и портреты писателя с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Индивидуальное задание.

Прочитать автобиографический рассказ Ф. Искандера «Начало» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим. ») и подготовить его пересказ.

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.

БИОГРАФИЯ
ВАСИЛИЯ МАКАРОВИЧА ШУКШИНА
(1929 – 1974)

(из учебника В. Я. Коровиной)

Василий Макарович Шукшин прожил недолгую жизнь. Значительная её часть ушла на скитания и «университеты жизни». Творческая жизнь Шукшина как прозаика, драматурга, актёра и режиссёра составила всего 20 лет.

Будущий знаменитый писатель родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его отец был арестован, когда мальчику было 4 года, и реабилитирован1 посмертно в 1956 году. Воспитывали Шукшина мать, женщина почти неграмотная, но от природы добрая и смышлёная, с сильной натурой, чуткая к слову, к музыке, к песне, и отчим, погибший на фронте. От матери передались Шукшину разнообразные дарования.

1 Реабилити́рован — в данном случае — признан несправедливо осуждённым.

Детство у Шукшина было трудное: в колхозе и дома он исполнял всю крестьянскую работу. С детства пристрастился к чтению. Есть сведения, что он некоторое время учился в Бийском автомобильном техникуме, затем, по его словам, «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья». Он перепробовал множество профессий: был и разнорабочим, и слесарем-такелажником, и учеником маляра, и грузчиком. В конце 1940-х годов Шукшин был призван в армию и служил на флоте. После досрочной демобилизации из-за болезни он возвратился в родные Сростки и был директором вечерней школы, одновременно преподавая русский язык и литературу. В это время он решил получить высшее образование. Но для этого надо было завершить среднее. Шукшин экстерном сдал экзамены и, имея на руках аттестат зрелости, в 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (Всесоюзного государственного института кинематографии). Он попал в мастерскую замечательного режиссёра М. Ромма, который оказал на Шукшина большое влияние и как художник, и как человек. Вкусу, уму и интуиции М. Ромма Шукшин доверил свои первые рассказы и рецензии, которые начал сочинять в институте. Впоследствии Шукшин писал, что на первых порах ему было очень трудно учиться в институте. Его однокурсники знали больше, чем он, и знали то, что не знать было нельзя. Шукшин учился, по его признанию, отрывисто, с пропусками. К началу 1960-х годов, когда Шукшин закончил институт, он решил в полный голос заявить о себе прозаическими сочинениями. И хотя писатель в ту пору уже напечатал один рассказ и снимался в кинофильмах «Два Фёдора», «Алёнка», своим писательским дебютом он считал появление рассказов «Правда», «Светлая душа», «Стёпкина любовь», «Экзамен» и сборника «Сельские жители».

Первая книга Шукшина была неровной, но критика встретила её доброжелательно. Особенностью шукшинской прозы критика считала «философскую» раздумчивость персонажей, которые размышляют о самых простых и вместе с тем самых сложных вопросах жизни. Мужики у Шукшина думают о том, что такое жизнь, для чего она дана и как надо жить.

В. М. ШУКШИН И ЕГО ФИЛЬМЫ

В 1964—1974 годах Шукшин создал 4 кинофильма («Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная»). Незадолго до смерти писатель сочинил сценарий «Калина красная», потом выпустил известный фильм с тем же названием. Он принёс Шукшину заслуженный успех и всенародное признание и как сценаристу, и как постановщику, и как актёру. Особенная удача выпала на долю главного героя — Егора Прокудина. Шукшину удалось создать масштабный, противоречивый, многогранный и подлинно народный образ оступившегося человека, понявшего, что нужно сделать попытку исправить свою судьбу, начать её заново, с чистого листа. Однако повернуть жизнь иначе герою не удаётся. Финал фильма намекает на то, что Егору оказалось под силу внутренне измениться, что его воровское прошлое не прощает измены человеческому предназначению, крестьянской нравственности, исконным моральным ценностям. Оно возвращается к внутренне простившемуся с воровством герою извне — со стороны того преступного мира, с которым он когда-то связал свою судьбу.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что вы знали раньше о рассказах В. М. Шукшина? Читали ли их? Видели ли вы фильм «Калина красная»? Расскажите о нём.

2. Прочитайте рассказ писателя «Критики». Подумайте, почему в нём смешное, юмористическое соединяется с грустным, печальным.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

“СТРАННЫЕ ЛЮДИ” — ГЕРОИ ШУКШИНА
(из учебника литературы для 6 класса)

Героями Шукшина оказываются так называемые «чудики», «странные люди». Их особенность состояла в том, что они выпадали из обычной жизни. Всем своим видом и душой они противостояли казёнщине, пошлости и этим выражали свой протест против ограничения свобод, прав, против застоя и оглупления. Их поведение было вызывающим, ярким, необычным и дерзким. Но, по сравнению с «чудаками» Лескова, «чудики» Шукшина часто непосредственно-комичны, их «стихийный выверт» бывает нелеп и смешон. Например, один из героев захотел разрисовать цветочками коляску, другой додумался дать жене смешную телеграмму, третий непонятно зачем купил на всю зарплату микроскоп. Будучи странными людьми, персонажи Шукшина становятся в чём-то похожими на сумасшедших, сосредоточенных на одной мысли, но без видимых и опасных отклонений в психике. Моня Квасов стремится во что бы то ни стало создать вечный двигатель, Роман Звягин несказанно удивлён тем, что отрицательного гоголевского героя Чичикова уносит птица-тройка. Нельзя сказать, что герои Шукшина — исключительно положительные персонажи. Странности их проявлялись по-разному — то в нравственно-положительном, то в отрицательном качестве. Они могли быть и созидателями, могли быть и разрушителями. В них было много и от «слепого своеволия», и от «лукавого деревенского придуривания». Но главное у них — чувство собственного достоинства. Поэтому герои Шукшина часто живут в своём мире, полном противоречий, который рождался из-за несоответствия реальности и мечты. Не удовлетворяясь действительной жизнью, они жили в придуманной, в той, которую рисовало их воображение. Именно эта выдуманная жизнь была для них настоящей.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. », фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.12.2018

“Критики”

Шукшин В., рассказ “Критики”

Главные герои рассказа “Критики” и их характеристика

  1. Петька, 13 лет. Мальчик добрый, впечатлительный. Азартный спорщик, умеет отстаивать свое мнение. Самостоятельный.
  2. Дед Тимофей. 73 года. Большой любитель кино, человек честный и принципиальный. Не любит, когда над ним смеются. Горячий и обидчивый.
  3. Родители Петьки. Простые люди, старающиеся все делать для удобства чужих людей.
  4. Городские дядя и тетя. Равнодушные, самоуверенные, насмешливые.
  5. Ермолай Кибяков, милиционер.

План пересказа рассказа “Критики”

  1. Два друга, старый и молодой
  2. Дед в кинотеатре
  3. Споры про искусство
  4. Гости из города
  5. Спор о плотнике
  6. Обида деда
  7. Дед напился
  8. Злополучный сапог
  9. Скандал
  10. Милиционер
  11. Протокол
  12. Слезы Петьки

Кратчайшее содержание рассказа “Критики” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дед с Петькой очень любили смотреть кино и обсуждать, что в фильме правда, а что нет.
  2. К родителям Петьки приехали родственники из города и стали смотреть фильм о деревне.
  3. Дед сказал, что в фильме все неправда, а над ним стали смеяться и прогнали.
  4. Дед сходил напился и сапогом разбил телевизор.
  5. Отец скрутил деда, пришел милиционер и составил протокол.
  6. Деда увели в отрезвитель, а Петька сильно плакал и на всех обиделся.

Главная мысль рассказа “Критики”
Старый, что молодой, и того и другого обидеть легко, а вот извиниться сложно.

Чему учит рассказ “Критики”
Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.

Отзыв на рассказ “Критики”
Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.

Пословицы к рассказу “Критики”
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семейное согласие всего дороже.
Дети родителям не судьи.
Злая обида горше полыни.
Не смейся над старым, сам будешь стар.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Критики”
Деду было 73, а Петьке 13 и они дружили. Больше всего они любили ходить в кино и на фильмы уходила половина дедовской пенсии. Они садились на первый ряд, потому что там было лучше видно и слышно. Но дед, который все равно был глуховат, часто не слышал слов и угадывал их по губам актеров. Иногда он смеялся невпопад, когда все молчали.
Когда убивали невиновного, дед плакал, за драками следил напряженно и сразу чувствовал фальшь, говоря, что так не бывает. Дед вообще любил обсудить фильм и покритиковать его, особенно фильмы о деревенской жизни.
Например, ему не нравился парень, который пел о своей любви и лез под окно любимой девушки. Такого дед называл Ваней-дурачком и говорил, что в их деревне этого парня подняли бы на смех. Потому что когда любишь, о любви молчишь, а не поешь. И любимую за несколько улиц обходишь, а не в окно к ней лезешь.
На этой почве они часто спорили с Петькой, который всегда заступался за актеров. А вот со взрослыми дед не любил спорить об искусстве, не умел. Только один раз он поспорил и навлек на свою голову беду.
Дело было так.
Однажды Петька с дедом посмотрели какую-то комедию и дружно разнесли ее в пух и прах, потому что ничего смешного в ней не было. Когда они пришли домой, там по телевизору смотрели деревенскую картину. А в гости приехали Петькина тетка с мужем.
Петька почти сразу пошел делать уроки, а дед, посмотрев немного, объявил, что фильм хреновина и так не бывает.
Вежливый городской мужчина спросил, почему так не бывает. И дед объяснил, что актер совсем не плотник и даже топор держать не умеет. Петькин отец сказал, что дед с Петькой критики, желая тем самым смягчить высказывание деда. Петькина тетя стала говорить, что это актер и ей не важно, как он держит топор, потому что ей интереснее человек.
А ее муж добавил, что такие как дед, и пишут письма на телевидение.
Дед ответил, что таких как тетя легко надуть, а его нет, потому что он сам был плотник. Городские посмеялись, а родители Петьки стали отправлять деда к Петьке, помогать делать уроки. При этом отец Петьки сказал городскому, что дед в уроках ни в зуб ногой, и смотреть на то, как он помогает Петьке умора.
Дед стоял как оплеванный. Потом пошел к Петьке и стал жаловаться. Сказал, что его назвали выжившим из ума дураком и над ним смеялись. Петька успокаивал деда как мог, но тот начал заводиться, потом достал деньги и ушел.
Дед вернулся через час пьяным и стал кричать, обращаясь к двери, за которой смотрели телевизор. Петька совсем растерялся и принялся успокаивать деда. Дед сел и Петька стал помогать ему снять сапоги. Но тут деду снова что-то пришло в голову и он, обещая показать всем, взял сапог и пошел в зал. Дед запустил сапогом в телевизор и экран разбился вдребезги.
Дед кричал и ругался, а Петькин отец стал заламывать ему руки и связывать их полотенцем. Дед продолжал кричать, что своими руками срубил половину деревни, а его дураком называют.
Тут пришли Петькина тетя и милиционер, Ермолай Кибяков. Ермолай сел к столу и стал составлять протокол. Он записал имя деда, год рождения, описал как семья смотрела фильм про колхоз, и как дед в сильном алкоголе вошел в комнату и бросил в телевизор сапог 43 размера.
Потом Ермолай встал и повел за собой присмиревшего деда. Петька долго не понимал, что происходит, но когда деда стали поднимать, он понял, что его сейчас отведут в каталажку и заплакал. Петька бросился защищать деда, а мать уговаривала его, говоря, что ничего страшного не случится, если дед переночует в тюрьме, а завтра вернется и ему будет стыдно.
Но Петька плакал все громче и оттолкнул городскую тетю, вспомнив, что это она привела милиционера.
Он забрался на печку и там горько рыдал.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Критики”

Ссылка на основную публикацию