Анализ рассказа Свидание Тургенева

Анализ рассказа И.С. Тургенева “Свидание”

Разделы: Литература

Светлой памяти Леонтия Фомича Лисина,

профессора ИГПИ посвящаю …

Цель работы через яркие, выразительные художественные детали, композицию, пейзаж к раскрытию идейного замысла рассказа, авторской позиции.

Ход урока

«Свидание» – рассказ о растоптанном чувстве любви, произведение, пронизанное скорбным чувством писателя, дыханием наступающей осени, увядающей природы.

Вряд ли нужно по каждому произведению спрашивать одно и то же: понравилось ли? Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его герои? Но по рассказу “Свидание” нельзя не поставить подобных вопросов.

Ученики прежде всего ополчились на Виктора Александровича (“лгун”, “обманщик”, “предатель”, “мерзавец”), но не пощадили и Акулину: Сама виновата, разве можно было такому верить!

Давайте сравним Виктора и Акулину. Кто он? Какова его внешность? Как он держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству?

”Избалованный камердинер”, “коротенькое бронзового цвета пальто с барского плеча”, “притязание на. щегольскую небрежность”, “красные и кривые пальцы, украшенные серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы”, “Лицо его, румяное, свежее, нахальное, принадлежало к числу тех лиц, которые возмущают мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам”. Крошечные молочно-серые глазки, желтые волосики, туго завитые, тупой нос, лоб узенький. Самодовольная улыбка. Часы, цепочка, лорнет – подражает барину во всем.

Старание “придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучащее”, “ломался нестерпимо”, увидев девушку, окинул её “беглым и равнодушным взглядом”.Вот он “величественно провел рукой по густым, туго завитым волосам. бережно прикрыл опять свою драгоценную голову”.

А Акулина, какой видит её рассказчик до встречи с Виктором? Что она чувствует, как изменяется, когда появляется Виктор?

“Она была очень недурна собой”. “Вся её головка была очень мила”. Рассказчик явно сочувствует ей, видя, как она, “задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени”, ожидала своего возлюбленного. Симпатия к героине и сочувствие ей проявляются и в портрете Акулины: “густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета”, “белый, как слоновая кость лоб”, “побледневшие губы”. “Тонкие, высокие брови, длинные густые ресницы, тонкая с золотистым загаром кожа, глаза большие”.

Когда она услышала звук приближающихся шагов, “встрепенулась, её внимательный взор задрожал, зажегся ожиданием”. А когда появился Виктор, “она огляделась, вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся , побледнела, смутилась – и только тогда подняла трепещущий, почти молящий взгляд на пришедшего человека”.

Попытаемся сделать выводы из описания внешности героев.

Почему Иван Сергеевич Тургенев чрезвычайно внимателен к одежде Виктора и исключительно 2-3 штриха об одежде Акулины?

Всякая деталь портретной характеристики выявляет человеческую сущность. У Шекспира: “все громко, что пусто изнутри”. И у Виктора Александровича так всего много, он подражает барину своему и пользуется его подачками. Он лакей в душе своей. В его портретной характеристике ни одной привлекательной черты.

Вызывает он отвращение и у рассказчика. Виктор – раб и деспот. Иван Сергеевич Тургенев изобразил натуру высокомерную, желающую показать свое превосходство и власть над девушкой, натуру примитивную, наглую, жестокую.

Подтвердите это, обратившись к рассказу.

Виктор не обращает внимание на нее.

После сообщения о том, что он завтра уезжает в Питер с барином, она заплакала, а он оборвал её: “. пожалуйста, Акулина, не плачь, ты знаешь, я этого терпеть не могу (и он наморщил свой тупой нос). А то я сейчас уйду . Что за глупости – хныкать!”

На мольбу не забывать её, он отвечает: “. я тебя не забуду, – не-ет! (И он спокойно потянулся и опять зевнул)”.

Что может нам сказать это “зевнул”? (Полное безразличие к судьбе Акулины).

– Акулине не от кого ждать сочувствия. Отец, возможно, когда узнает обо всем, побьет её. Но герой спокоен, когда она говорит об этом, он продолжает лежать на спине, “подложив руки под голову и отчитывая Акулину: “. вздору не говори. Я тебе добра желаю. Конечно, ты не глупа, не совсем мужичка, так сказать. Все же ты без образованья, – стало быть, должна слушаться, когда тебе говорят”.

Вот некоторые из вас осудили Акулину за то, что она поверила Виктору. Но, читая светлые тургеневские строки об Акулине, и, вероятно, поверили писателю. Как же Акулина, девушка с таким верным, преданным сердцем, способным на глубокое, самоотверженное чувство, могла полюбить негодяя, человека – пустышку?

– Она не могла представить, что он её обманет.

– Она ничего не понимает, неграмотная, её легко было обмануть.

– Да, действительно, её легко обмануть, ведь это юное, чистое существо, неопытное, не знает жизни, не умеет разбираться в людях.

Лакейская щегольская внешность Виктора, накрахмаленные рукавчики, золотые и серебряные кольца с незабудками из бирюзы – барские подачки, небрежно пренебрежительный тон, усвоенный от барина, – все это ослепило Акулину, поразило её чем-то никогда невиданным и неслыханным в деревне, непохожим на знакомую ей мужицкую “серость”. Акулина, действительно, не сумела разглядеть гнилое нутро Виктора; она даже охотно признает свою необразованность, хотя Виктор со всем своим холопским лоском не стоит и мизинца её.

Как отбор словесных деталей в эпизоде с цветами еще более уточняет суть Акулины и Виктора?.

– Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной?

– Это её последний подарок или, может, прощальный подарок. Она любит цветы. И больше ничего не может подарить на память Виктору.

А он и тут проявил свою грубость души: он нарочно разбросал и растоптал цветы.

– Акулина их с такой любовью собирала, а он ничего и не понял.

– Васильки – это тургеневская деталь в рассказе, но такая важная (учитесь замечать такие детали в произведениях) Букетик васильков так же прост и скромен, как проста и скромна сама девушка. Так же, как васильки, растерзано и растоптано её доверие, её первое, самоотверженное чувство. Теперь вы поймете, может быть, почему рассказчик бережно хранит эти засохшие васильки.

– Потому что он любит и жалеет эту девушку. Васильки напоминают ему про горе деревенской девушки.

Это, конечно, верно, но есть и еще причина: Акулина проста и чиста, как этот пучок полевых цветов и, вероятно, нет ни в её внешности, ни в манерах и поведении ничего яркого, рассчитанного на то, чтобы её заметили. Но автор рассказа увидел в ней настоящую красоту любящей и страдающей человеческой души, и как жгучую память об этой растоптанной негодяем красоте человека хранит он брошенные васильки Акулины.

Наконец, сцена прощания, когда героиня умоляет “. хоть бы словечко. чем я заслужила? . хоть бы словечко. ”

Что скрывается за этим многоточием?

  • Наверное, она плачет, всхлипывает.
  • Голос её прерывается. Акулина повторяет(«хоть бы словечко», главное для нее доброе слово на прощание.
  • “Ну, зарядила одно и то же, – промолвил он с досадой и встал”
  • Её отчаяние раздражает его, он разразился почти бранью: “Чего ты хочешь? Ведь я на тебе жениться не могу? ведь не могу? Ну, так что ж ты хочешь от меня? Чего?”
  • Слезы не трогают Виктора “Ну, так и есть, пошла плакать,- хладнокровно промолвил Виктор, надвигая сзади картуз на глаза”.
  • “Припевай, припевай”,- так отвечает он на её вопрос: “И что же со мной будет, что станется со мной, горемычной?”.

Сцена отчаяния девушки нарисована с такой силой, что не оставляет нас равнодушными.

  • Надрывающие грудь рыдания сотрясали её ,“она повалилась лицом на траву и горько заплакала. Все её тело судорожно волновалось. Долго сдержанное горе хлынуло, наконец, потоком” (это кульминация рассказа)
  • Поведение героя поражает нас своим цинизмом и бессердечием: “Виктор постоял над ней, постоял, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами”.

Развязка рассказа: “Она притихла, подняла голову, вскочила, оглянулась и всплеснула руками; хотела, было бежать за ним, но ноги у ней подкосились – она упала на колени. ”

В рассказе показана большая человеческая драма. Драма Акулины, любящей тупого, ограниченного, самодовольного человека. И эта драма тем более сильна, что любимый оказывается не только лакеем по положению, но и по душевному строю. Он дважды крепостной человек. Раб в душе. Одно из прекраснейших чувств (любовь) оказалось разбитым человеком, лишенным не только чувства любви, но лишенным вообще положительных человеческих черт.

Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому эгоисту?

Акулина слушала рассказы Виктора с “пожирающим внимание, слегка раскрыв губы, как ребенок”. Она представляла его человеком другого чудесного мира, удивительно прекрасного общества Петербурга, где иная жизнь, отличная от деревенской “серости”. Акулина идеализировала безобразного Виктора, в этом она и погибла.

Поэтическая, прекрасная, чистая в нравственном отношении девушка любит человека без души и сердца, лишенного человеческих черт и качеств.

  • Прекрасное чувство Акулины разбивается об эгоистическое чувство Виктора.
  • Драма её в том, что она в любимом не все поняла. Как часто бывает в жизни, что мы влюбляемся не в реальность, а в мечту, идеал, которые мы сами же создаем.
  • Раскрытию идеи помогает пейзаж.
  • Впечатление от рощи – впечатление и от характеров героев.
  • Березовая и осиновая роща. В изображении деревьев автор использует параллелизм. Эта изумительная картина создает музыкальный эстетический фон повествования. В некоторых деталях изображения осиновой рощи мы улавливаем черты Виктора: “металлический звук, бронзового цвета листья”. Березка символизирует Акулину.

Обратимся к тексту. Чем привлекает нас березовая роща?

Красота осенней березовой рощи необыкновенная, “Мелкий дождик”, но она вся светится.

  • Начало рассказа: “внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась. ”
  • Что вы чувствуйте?
  • Пронзительная тишина. Гармония. Неужели это может быть разрушено?

Да, сцена свидания, невольным участникам которой стал рассказчик, разрушает царство гармонии и красоты.

  • Последние 2 абзаца зачитывают ученики. Что изменилось? Увядающая природа, ворон – символ несчастья, приближение холодной зимы. Все эти нерадостные картины перекликаются с судьбой Акулины. Горько и страшно становится читателю за девушку.
  • Каким человеком представляется сам рассказчик ? – Чуткий, душевный. Как глубоко тронуло его сердце драма Акулины!

Когда Акулина, рыдая, упала на землю, он “не выдержал и бросился к ней”. Пусть он не может ей помочь, но у него находятся слова участия, добрые слова, которых не нашлось у Виктора.

Коллективный анализ рассказа заканчивается самостоятельной работой учащихся.. Каждая творческая группа пишет свой проект.

Класс делится на 5 групп (5 чел):

  1. Виктор. Вопросы, над которыми они работают: Почему так много одежды в описании внешности? Портретная характеристика героя. Как он держится, говорит? Как он относится к Акулине?
  2. Акулина. Портрет героини. Почему так мало одежды в описании внешности? Почему она полюбила такого, как Виктор, в чем её драма? Выводы. Рисунки.
  3. Пейзаж. Березовая роща, осиновая роща. Как описание природы помогает раскрытию идейного замысла рассказа? Выводы. Рисунки.
  4. Рассказчик. Что известно о рассказчике? Как он относится к главным героям? Композиция. Выводы.
  5. Этапы сюжета. Вступление. Завязка. Кульминация. Развязка. Тема. Идея.

«Свидание», анализ рассказа Тургенева, сочинение

Рассказ «Свидание» написан в 1879 году и относится к циклу И. С. Тургенева «Записки охотника». «Свидание» — тонко-поэтическое кружево о несчастной любви крестьянки к молодому человеку, недостойному, по мнению автора, её любви. Рассказ небольшой по объёму и по своей композиции совпадает с предыдущими произведениями цикла.

В экспозиции — описание времени года и состояния природы в той момент, когда герой в очередной раз прогуливается по окрестностям своего имения с целью понаблюдать за окружающим миром и найти что-то новое для вдохновения. И, как всегда, погода находится в гармонии с настроением автора и теми событиями, которые происходят на его глазах. Сюжет разворачивается на фоне картины сентябрьского леса, постоянно меняющейся погоды, борьбы уныния и света, тихого «перешёптывания» ещё не облетевших листьев.

Умиротворённый тишиной, охотник засыпает в берёзовой роще, а проснувшись, находит в двадцати метрах от себя девушку-крестьянку. Она притягивает его внимание к себе не только чудесной внешностью, ясным и прозрачным, как осеннее солнечное небо, взглядом. По заплаканному лицу девушки, оцепенению, в котором она пребывает долгое время и по её периодическому вздрагиванию от шорохов леса, он догадывается, что девушка ждёт кого-то важного для неё. Это завязка сюжета.

Наконец появляется тот, кого так упорно ждала несчастная, и дальше развитие сюжета строится на наблюдениях автора за происходящим, его оценке и на диалогах героев. Образ появившегося персонажа контрастирует с образом девушки. Если она сразу же вызывает у автора безоговорочную симпатию и сочувствие, то мужчина действует на него отталкивающе. Виной тому — его небрежная манера поведения, самолюбование, кривляние, равнодушно-пренебрежительное отношение к чувствам девушки. Её имя — Акулина. К своему возлюбленному она обращается робко и по имени-отчеству — «Виктор Александрыч». Казалось, она ждала от этого свидания каких-то перемен к лучшему и в то же время догадывалась, что её любовь безответна.

Важна для понимания авторской позиции и характеристика персонажа через его собственное поведение. Виктор по своему происхождению является всего лишь камердинером при барине. Однако разговаривает с Акулиной свысока, как будто он, в отличие от неё, образован и воспитан. Хвастается будущим путешествием в Петербург, а затем за границу. На фоне всего этого самохвальства поведение девушки выглядит необычайно трогательно и вызывает уважение.

Тургенев, хотя и создаёт реалистическое описание людей из простой среды, показывает тонкую организацию души героини. И тем самым она больше напоминает тургеневскую героиню-дворянку. Писатель рассматривает и природу любви как таковой. В данном случае неразделённой. Акулина не замечает недостатков своего возлюбленного. Она покорно слушает его речи, пугается вести о его скором отъезде и впадает в отчаяние. Уже осознав, что видит Виктора в последний раз, она жадно ловит взглядом каждое его движение, любуется им и одновременно страдает. Кульминацией её переживаний, а заодно и сюжета рассказа, становится момент, когда она, не выдержав своего отчаяния, просит возлюбленного сказать ей хоть одно словечко на прощание. Она напоминает ему, что раньше он был с ней другим. Читатель догадывается, что она помнит его ласковым и приветливым. Но в ответ она видит лишь недоумение и иронию.

Читайте также:  Описание Очумелова из рассказа Хамелеон Чехова сочинение

Печальная сцена свидания заканчивается тем, что самолюбивый камердинер уходит, так и не проявив внимания к своей бывшей возлюбленной. Охотник чрезвычайно взволнован увиденным и, не выдержав нахлынувших чувств, выбегает из-за укрытия и бросается к Акулине. Но она, вскрикнув, тут же убегает.

В рассказе есть символическая деталь — букетик цветов. Акулина держит его в руках ещё до начала свидания, и уже в этот момент они выглядят увядающими. Когда девушка убегает от охотника, она роняет эти цветы. Из подтекста эпизода мы понимаем, что цветы символизируют загубленную душу молодой девушки, её утраченные надежды на счастье. В финале произведения автор признаётся, что после он долго не мог забыть несчастную Акулину.

Анализ рассказа “Свидание” по плану. И.С. Тургенев

1. Девушка, влюбившись в циничного молодого человека, не получила ни какого взаимного отношения и внимания.

Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

2. Объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Автор заложил в основу проблему крестьян-землевладельцев и дворян. Первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же люди испорченные, оторвавшиеся от корней , позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

3. Было около половины сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; стал накрапывать дождик и он решил спрятаться от дождя в одной из березовых рощ, уснув под березой. После того как автор проснулся, он стал свидетелем интересной встречи…

4. Все основные события рассказа проходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидевшую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу замелькала фигура мужчины, девушка немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем свидания Виктора и Акулины. Виктор объявляет о своем скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком рыдающую на траве. Увидев охотника, девушка стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно поднимает цветы и хранит их.

5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.

6. Акулина. Имя Акулина традиционно для девушек из простонародья. Однако Тургенев не сделал ее чистокровной крепостной крестьянкой. Образования она не получила. Мать ее умерла: «за милого выдадут сиротинушку», жила с отцом, Виктор: «не дурачься, слушайся отца», она боялась родни «какого же мне теперь в семье», а именно боялась нежеланного замужества.

Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание. На коленях Акулины букет полевых цветов, по щеке катится слезинка. Глаза у нее были светлые и большие, пугливые как у лани. С ланью противопоставляется робкая, грациозная девушка.

Виктор. Появление Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело в лесу», затем «замелькала фигура мужчины». Сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Это избалованный «камердинер молодого, богатого барина». Одежда Виктора выставляет напоказ все его неприятные черты: воротнички поднимают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание на его кривые пальцы. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные рыжие волосинки на толстой верхней губе. Лицо румяное, нахальное с очень узким лбом. По жестокой иронии рассказчика, одет он совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор нестерпимо ломается, то есть, он пытается придать себе очень важный вид. Для этого он щурится, морщинится и так далее…

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, и одновременно судьей описываемого, давая свою оценку и делая выводы. Так же могу сказать, что это человек наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он хорошо ценит и знает природу, а самое главное интересуются жизнью людей, которых встречает. Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность.

7. Роль пейзажа.

Действие этого рассказа происходит в интерьере природы. На мой взгляд, Тургенев употребил здесь аллегорию: описание природы перекликается с сюжетом.

Время года – осень – символизирует заключительную фазу. В тексте это – конец взаимоотношения двух героев. Погода соответствует настроению – упадок, грусть, тревога, печаль. Противопоставление осины и березы, как противопоставление двух характеров главных героев, Акулины и Виктора. Охотник любит березу, а осина вызывает неприязнь, так же как и Виктор.

К сожалению, такие как Виктор, «очень часто нравятся женщинам…»

8. Автор нам помог раскрыть героев, заглянуть в их души, понять, что с ними происходит, он так же высказал свое мнение, с которым мы можем полностью согласиться, в том, что такие люди как Виктор не способны греть чьи-то души лаской и любовью, а могут лишь портить чье-то будущее.

9. На мой взгляд, проблемы затронутые в этом произведении, во многом были актуальны в то время, для прошлого века. Современный же человек погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуемся колоритом природы, размышляет о вечных проблемах взаимоотношения людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.

Ведь в то время подобных Акулине было множество, те, которые не имели приданого, или были сиротами, оказывались в браке не по любви и всю жизнь были обязаны жить в подчинении.

Библиотека школьника

Анализ рассказа ИС Тургенева “Свидание”

Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика Этот рассказ Был впервые изданий в 1850 году в журнале “Современник”.

Система персонажей

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик
Акулина Портрет Этот образ составляет Идейный и композионный центр Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращай внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая я к описанию мимики, жестов и поз Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, опустил голову и уронив руки на колени Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждается текстом: лицо “просто и кротко и полно недоумение перед собственной грустью” Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничнымы характеристиками (подобающе охотников и барину): “очень неглупый собой”, “головка очень милая”, “даже немного толстый и круглый нос” – сквозь Эти п опыткы сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии Интересна противоречивая деталь: волосы “белокурые” и одновременно “пепельно цвета” Они причесаны по-крестьянски – “расходятся двумя полукруг из-под узкой алой повязки” Кожа тонкая, красиво общ орелая Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их Увидел На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится сл езинка Получается сентиментальный портрет “пастушки”, но Тургенев идет дальше и выводит НЕ декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ Рассказчик не случайно внимательно следит с а глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают И, конечно, только так охотник мож ет судить о мыслях, настроениях героини Вначале глаза “быстро блеснул” – девушку потревожил звук Это передает беспокойство Глаза были “большие, светлые и пугливые, как у лани” С лань сопоставляется робкая и грациозная девушка Следующее движение, Присущее девушке-поля: “она встрепенулась”, затем “выпрямилась и оробел; взор задрожал” По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что он а боится Этой встречи, но страстно желает ее Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она “вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и Тотчас поникла вся, побледнела, сму тилась “Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится” почти молящим “И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре – “столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви” Акулина живописная и в проявлении горя При этом в ней фотоаппарата ничего показного, фальшивого Девушка пытается сдержаться, но чувство щем ящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: “все ее тело судорожно волновалось” Под конец возникает снова образ поля: при появление охотника “откуда взялись силы – она ??с слабым криком поднял ась и исчезла за деревьямиднялась и исчезла за деревьями”.
Имя Акулина традиционно для девушки из простонародья Однако Тургенев не решается сделать свою героиню чистокровной крепостной крестьянкой: “не совсем мужичка; и твоя мать тоже не всегда мужичкой была” “, – говорит Виктор Но образования она не получила Мать ее умерла (судя по словам” за немилого выдадут сиротиночку “), жила с отцом (Виктор:” не дурачься, слушайся отца “), боялась Родни (” каково же мне теперь в семье “), а именно боялась принуждения к нежеланному замужествотву.
Одежда Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка Единственное украшение – крупные желтые бусы ысы.
Букет Это очень важный символ для всего произведения, “густой пучок полевых цветов” В тексте указано, какие именно цветы составляют букет: полевая рябинка, череда, незабудки, маткина-душка и, отдельно в, “небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой” Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение в Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят, васильки – для Виктора Если рассматривать цветовую гамму, то Пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамления для более крупных темных васильков, бережно приготовленных зара нее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчика В аллегорически смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избранника, также поруганные, но поразившим ие случайного очевидца и зарисованные им на страницах Своих записиписок.
Виктор Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике Сначала “что-то зашумело по лесу”, затем “замелькали фигура мужчины” В тексте сразу отмечается, что Этот тип не производит приятного впечатления Такая скульптура получиась бы безобразной Это “избалованный камердинер молодого, богатого барина” В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск Лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротничком подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волос ики на толстой верхней губе Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются “почти в самых бровей”) Одет он в пальто с Барского плеча, у него розовый галст учек и картуз с золотым галуном – “с притензией на вкус”, однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое са модовольство Виктор “нестерпимо ломается”, то есть старается придать себе важный и независимый вид Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далеи и так далее.
Манера речи соответствует мимике Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), А одну реплики произносит даже “как бы из желудка”, при этом непрестанно зевает и потягивается Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах Он с любовью гладить себя по голове, ложится перед Акулиной, “ра звалясь, как султан “, и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное себялюбецбие.
Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводить тему на букет в руках Акулины Эти бережно Собранные цветы становятся Лишь минутным предметом етом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на травву.
Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитишы: это все то же часы на цепочке и лорнет, Который ему все не удается нацепить Вероятно Эти предметы он связывает с понятия ямы “обчество” и “образование” Но Акулине всего этого не понять, а, вернее, самому Виктору нечего об этом рассказатать.
При расставании тоже происходит “ломание” Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его При всей напускной самоуверенности, вид слез приводить Виктора в см мятение (ранее в тексте: “не плачь я этого терпеть не могу”), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляноляне.
Охотник Это третье действующее лицо рассказа В рассказе он является повествователь, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично Делая выводы Поскольку Охотник яв вляется сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протЯжении всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящих человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценить и знает природу и, что самое главное, инте ресуется жизнью людей, которых встречает Среди ЭТИХ людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но Учитывая условия бы и Своих героеероев.
Авторитет суждений охотника является обязательным условием прочтения Записок Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика Это следует учитывать, рассуж ждая о проблематике произведения Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих Еще одну, побочную сюжетную лининию.

Читайте также:  Сочинение Анализ повести Барышня-крестьянка Пушкина

Сюжет.

Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу Виктор объявляет о своём скором отъезд с молодым господином из деревни Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и Одинокое Жестокий юноша цинично равнодушен к Ее страданиям Он уходит не попрощавшись, Бросив рыдающую Акулину нычки лежащую на траве Появление охотник спугнул девушку Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков Охотник бережно подбирает цветы и хранити ианит их.
Сюжет рассказа “Свидание” построен по Классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и Эпилог Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепным осенне ними пейзажами средней полосы России На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев По мере развития беседы выясняется история их взаимоотно шений, возникает конфликтная ситуациция.
неизбежность расставание из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев НЕ придаёт, да и не придавали ранее большого значения их взаимоотношениях, в то врем мя как для второго в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды Она не позволяет себе усомниться, что для него это стол ь же важно И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый Лакеей.
Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле второй Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются В Этой сюжетной линии открытый финал, событий ия прерываются в кульминационной точке Но этим сюжет рассказа не исчерпываетсяся.
Другая, Побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора персонажа не знакомы, не разговаривалы друг с другом Их х встреча была случайна, и Лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва видам сквозь слезы его расплывчаты силуэт Однако эта встреча в говорила большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Вик тора – понимание и сострадание Это символизирует букет, Который хранити Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь с авязка происходит тогда, когда рассказчик Увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит охотника, пугается его и убегает На моме нт рассказа, то есть через несколько лет, Воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, Который разказчик бережно хранио хранит.

Художественные детали.

Букет – очень значимая художественная деталь Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравн нения костюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов Букет собран бережно, с любовью – и отвергнут Также и чувства Акулины – Все лучшее, что она хранила в своей душе – предложены возле бки и отвергнуты им В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии И букету посвящён коротенький Эпилог: “и васильки Ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня у меня”.
Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибута Виктора, второго персонажа, несимпатичного рассказчика В обстановке природного интерьера, быта простых людей, Этот предмет выделяется НЕ еуместностью, бесполезностью Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни в экспозиционной зарисовки говорится, что охотники сопровождае т собака, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, Ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забы во в Ее присутствийвии.
Пейзажное описание Тургенев – признанные мастер пейзажа Действие этого рассказа, как и многом другом рассказов цикла, происходит в интерьере природы В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как алл легорырия.
Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей Также и настроение осени – упадок, грусть, тревог га – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий Переменчивая погода – то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини противопос тавление осиновой и березовой рощи соответствуют противопоставление характеров главных героев симпатии рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное березки, любование этим где ревом В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осиное: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, “к сожалены ю, очень часто нравятся женщинам “инам”.
Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее НЕ предвещает ничего хорошего героине рассказа Ветер гони ит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятсяся.
В этом же тонет лёгкой печали и ностальгии, выдержан Эпилог, заканчивающийся многоточием
Словесная организация текста соответствует жанру рассказа Монолог повествователя перемежается диалога, в отступление от фабулы выражается отношение автора к описываемому В прямой речи сохраняются в особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитет, вместе с тем простая и достаточно грамотная Она соответствует образу “пастушки”, несколько идеализированное крестьянкаянки.
Речь Виктора выдаёт принадлежность к Дворный В ней присутствует налет искуственносты: слегка неуклюжий синтаксис (“на службу поступит желает” – характерный неуместный обратный порядок слов), отрывисто ость, избыточные Вводный слова (“так сказать”) присутствие Стилистически неуместной лексики (образование), Еще и искаженной (“обчество”).
Речь повествователя ведётся от первого лица По красочносты описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного в и опытного психолога Речь отличается художественностью и богатсва лексикики.

Тематика и проблематика.

Как видно из разбора сюжета, объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
Проблематику определяет отношение автора к описываему Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и Дворный По убеждению повествователя, Который является и и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее в Своих господ-пом ещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим Эта тема звучит и в других рассказах цикла Общественный конфликт ЭТИХ двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – кресть янки и дворовогового.
Проблемы, затронутые в произведении, во многом ни были актуальны Лишь для прошлого века Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется кол лоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя в характерах, описанных Тургеневым.

категория: рефераты / рефераты по литературе / Анализ рассказа ИС Тургенева “Свидание”

Анализ рассказа И.С.Тургенева “Свидание”

Анализ рассказа И. С. Тургенева “Свидание”

Анализ рассказа И. С. Тургенева «Свидание».

в 1850 году в журнале «Современник».

Система персонажей

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.

Акулина . Портрет. Этот образ составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждается текстом: лицо «просто и кротко. и полно недоумением перед собственной грустью». Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину): «очень не дурна собою», «головка очень мила», «даже немного толстый и круглый нос» – сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь: волосы «белокурые» и одновременно «пепельного цвета». Они причесаны по- крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки». Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза «быстро блеснули» – девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были «большие, светлые и пугливые, как у лани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: «она встрепенулась», затем «выпрямилась и оробела; взор задрожал». По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится «почти молящим». И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре – «столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви». Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: «все ее тело судорожно волновалось». Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника «откуда взялись силы – она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями».

Имя Акулина Виктор. Но образования она не получила. Мать ее умерла (судя по словам «за немилого выдадут сиротиночку

. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.

Букет. «небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой». Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение у Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят, васильки – для Виктора. Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком. В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.

Виктор. Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело по лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась бы безобразной. Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина». В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном – «с притензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее.

Читайте также:  Анализ Повести о настоящем человеке Полевого

Манера речи соответствует мимике. Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), а одну реплику произносит даже «как бы из желудка»; при этом непрестанно зевает и потягивается. Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах. Он с любовью гладит себя по голове, ложится перед Акулиной, «развалясь, как султан», и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие.

внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитиши: это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все не удается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями «обчество» и «образование». Но Акулине всего этого не понять, а , вернее, самому Виктору нечего об этом рассказать.

(ранее в тексте: «не плачь. я этого терпеть не могу»), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает. Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.

Фабула себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.

Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.

Букет – очень значимая художественная деталь. Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравнения костюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов. Букет собран бережно, с любовью – и отвергнут. Также и чувства Акулины – всё лучшее, что она берегла в своей душе – предложены возлюбленному и отвергнуты им. В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии. И букету посвящён коротенький эпилог: «. и васильки её, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня».

Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака , но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.

Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени – упадок, грусть, тревога – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода – то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини. Противопоставление осиновой и берёзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев. Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке, любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, «к сожалению, очень часто нравятся женщинам».

Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.

В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.

Словесная организация текста соответствует жанру рассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому. В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие. Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная. Она соответствует образу «пастушки», несколько идеализированной крестьянки.

Речь Виктора выдаёт принадлежность к дворне. В ней присутствует налёт искуственности: слегка неуклюжий синтаксис («на службу поступить желает» – характерный неуместный обратный порядок слов), отрывистость, избыточные вводные слова («так сказать») присутствие стилистически неуместной лексики (образование), ещё и искажённой («обчество»).

Речь повествователя ведётся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью и богатсвом лексики.

Тематика и проблематика.

верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

Проблематику определяет отношение автора к описываему. Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя в характерах, описанных Тургеневым.

Анализ рассказа “Свидание”по плану. И. С. Тургенев

Сочинения и ЕГЭ по литературе Теория литературы Анализ рассказа “Свидание”по плану. И. С. Тургенев Теория литературы

И. С. Тургенев. Рассказ “Свидание”. Анализ произведения по плану.

1. Девушка, влюбившись в циничного молодого человека, не получила ни какого взаимного отношения и внимания.

Основной мотив &ndas; вечные человеческие взаимоотношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

2. Объект повествования &ndas; развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Автор заложил в основу проблему крестьян-землевладельцев и дворян. Первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев &ndas; крестьянки и дворового.

3. Было около половины сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; стал накрапывать дождик и он решил спрятаться от дождя в одной из березовых рощ, уснув под березой. После того как автор проснулся, он стал свидетелем интересной встречи&ellip;

4. Все основные события рассказа проходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидевшую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу замелькала фигура мужчины, девушка немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем свидания Виктора и Акулины. Виктор объявляет о своем скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину, ничком рыдающую на траве. Увидев охотника, девушка стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно поднимает цветы и хранит их.

5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.

6. Акулина. Имя Акулина традиционно для девушек из простонародья. Однако Тургенев не сделал ее чистокровной крепостной крестьянкой. Образования она не получила. Мать ее умерла: “за милого выдадут сиротинушку, жила с отцом, Виктор: “не дурачься, слушайся отца, она боялась родни “какого же мне теперь в семье, а именно боялась нежеланного замужества.

Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание. На коленях Акулины букет полевых цветов, по щеке катится слезинка. Глаза у нее были светлые и большие, пугливые как у лани. С ланью противопоставляется робкая, грациозная девушка.

Виктор. Появление Виктора описывается в динамике. Сначала “что-то зашумело в лесу, затем “замелькала фигура мужчины. Сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Это избалованный “камердинер молодого, богатого барина. Одежда Виктора выставляет напоказ все его неприятные черты: воротнички поднимают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание на его кривые пальцы. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов &ndas; отвратительные рыжие волосинки на толстой верхней губе. Лицо румяное, нахальное с очень узким лбом. По жестокой иронии рассказчика, одет он совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор нестерпимо ломается, то есть, он пытается придать себе очень важный вид. Для этого он щурится, морщинится и так далее&ellip;

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, и одновременно судьей описываемого, давая свою оценку и делая выводы. Так же могу сказать, что это человек наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он хорошо ценит и знает природу, а самое главное интересуются жизнью людей, которых встречает. Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность.

Ссылка на основную публикацию