Анализ романа Анна Каренина Толстого

АНАЛИЗ РОМАН АННА КАРЕНИНА

В 1873 г. Толстой начинает писать новый роман – «Анна Каренина». Роман «Анна Каренина» писался в 70-е годы (1873-1877). Начинают вставать вопросы, которые тоевожили его уже в 50-60-е годы: вопросы о смысле и цели жизни, о судьбах дворянства и народа, о взаимоотношении города и деревни, о жизни и смерти, о любви и счастье, о семье и браке и т. п. Постановка и решение этих вопросов составляют идейное содержание романа «Анна Каренина».

Действие романа развёртывается на широком и сложном социальном фоне. Перед нами проходят самые разнообразные слои русского общества 70-х годов: и титулованная аристократия (княжеские и графские фамилии Щербацких, Облонских. Вронских, Серпуховских, Тверских и пр.), и высшая дворянско-чиновничья бюрократия (Каренин, Стремов), и разночинная интеллигенция (доктор, адвокат, художник Михайлов, нигилист Крицкий и др.), и капиталисты (Болгаринов, Мальтус, Рябинин), и крестьяне, и слуги.

В центре внимания автора стоит дворянское общество. Как изображается оно в романе?

Толстой – великий реалист. Показывая быт своего класса, он видит и его недостатки, подходит к нему критически, а иногда даже сатирически. Критическая струя в романе обусловлена, несомненно, кдейно-тематическим замыслом произведения: противопоставлением морально здоровой поместной патриархальной среды пустому и развращённому светскому обществу.

Центральный образ романа-Анна Каренина, представительница великосветского общества 70-х годов, жена крупного петербургского сановника.

Толстой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Но Анну выделяет из ряда великосветских женщин не столько её внешность, сколько сложность и своеобразие её душевного облика.

Не удивительно, что в душе её должна была проснуться неудовлетворённость пустой светской жизнью. К тому же она была равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному.

Встреча с Вронским словно пробудила Анну. Пожертвовав для Вронского мужем, сыном, блестящим общественным положением, Анна и от Вронского требовала этого. Вот почему, видя постепенное охлаждение Вронского, она естественно приходит к мысли о смерти. «Я хочу любви, а её нет,- думает Анна.- Стало быть, всё кончено». Ту же мысль, что для неё всё кончено, Анна выражает другими словами: «Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?» И Анна бросается под поезд.

Анна Каренина – замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. Но трагизм её положения и судьбы было бы неправильно объяснять только непосредственностью её натуры. Он лежит глубже – в условиях той социальной среды, которая обрекла женщину на общественное презрение и одиночество.

Алексей Вронский – второй из главных героев романа. Это – один из наиболее блестящих представителей великосветских кругов России своего времени. «Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем – очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый. он и образован, и очень умён» – так характеризует Вронского Стива Облонский.

Граф Вронский ведёт образ жизни, типичный для молодого, обеспеченного аристократа. Он служит в одном из гвардейских полков, тратит сорок пять тысяч рублей в год, очень любим товарищами и во всём разделяет взгляды и привычки своей аристократической среды.

Полюбив Анну, Вронский понял, как дурно жил он прежде, понял, что, он обязан изменить обычный уклад своей жизни. Жертвуя честолюбием и свободой, он выходит в отставку, расстаётся с привычной светской средой и начинает искать новые формы жизни. Моральная перестройка Вронского, однако, так и не привела его к выходу, который дал бы ему полное жизненное спокойствие и удовлетворение. Потрясённый самоубийством Анны и внутренне опустошённый, он сам начинает искать смерти и уезжает добровольцем на войну в Сербию.

Таким образом, конфликт с социальной средой, в которой Вронский оказался косвенно замешанным, связав свою судьбу с Анной, и его привёл к жизненной катастрофе.

Алексей Александрович Каренин, муж Анны,- один из «столпов» высшего дворянского общества, представитель сановной бюрократии столицы.

Образ Каренина нарисован Толстым резко сатирически. В этом сказалось отрицательное, враждебное отношение автора к бюрократическим сферам страны – защитникам официальной государственности, проводникам и охранителям ложной городской цивилизации.

Полную противоположность людям великосветского общества, изображённого в романе, представляет собой Константин Левин.

Левин выступает в романе прежде всего как убеждённый враг городской культуры и цивилизации. Он ненавидит столичную жизнь с её ложью, суетой, условным этикетом и развратом.

Идеал Левина – патриархально-усадебный уклад, деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством. Левин настолько убеждён в спасительности этого пути, что одно время даже думает о женитьбе на крестьянке, мечтая путём «опрощения» воспринять первобытный народный дух и найти здоровую основу для деятельности (часть 3-я, глава XII). Мечты об опрощении Левин, конечно, не осуществляет. Он так и остаётся барином, пытаясь в условиях дворянско-усадебного быта найти формы деятельности, которые упрочили бы экономику его хозяйства и в то же время дали ему нравственное удовлетворение.

Левин энергично берётся за организацию хозяйства, вырабатывая целую программу экономического сотрудничества барина и крестьянина-

Классовая ограниченность мешает ему понять, что на пути к его сближению с крестьянской массой стоит одно чрезвычайно важное препятствие – социальное неравенство. Левин подменяет социальную проблему, стоявшую перед ним, проблемой моральной. «Мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват», – говорит он.

В романе исключительно полно изображается внутренняя жизнь Левина. Так как рационализаторская деятельность помещика переплетается у него с поисками личного счастья, то перед нами проходит и история любви Левина.

Левин находит свой идеал. Семья, мирные хозяйственные занятия, новая вера, осветившая ему «смысл жизни», – вот что делает героя романа вполне счастливым и уравновешенным. Он получает то «радостное, общее с мужиками знание, которое одно даёт спокойствие души».

Автобиографическое значение образа Левина несомненно. Левин пережил тяжёлый нравственный кризис дворянского самосознания, который переживал в 70-х годах и сам Толстой.

В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит в романе ряд вопросов, которые волновали его в эпоху, когда в России «всё переворотилось» и только начинало укладываться. Среди этих вопросов два особенно привлекали внимание Толстого: вопрос о положении женщины в семье и обществе и вопрос о роли в стране дворянского класса и его перспективах.

В плане постановки «проблемы семьи» трактуется Толстым образ Анны Карениной.

Толстой осуждает Анну не за то, что она со всей смелостью сильного и прямого человека бросила вызов лицемерному светскому обществу, а за то, что она посмела ради личного чувства разрушить семью.

В автобиографическом образе Левина Толстой вскрывает свой собственный путь искателя смысла жизни, утверждая ряд таких взглядов, к которым он пришёл трудным, мучительным путём.

Толстой призывает дворянство бросить безнравственную, пустую и нездоровую городскую жизнь, грозящую разорением и вырождением, и обратиться к своему основному, исконному делу – организации сельского хозяйства на условиях, примиряющих интересы крестьянина и помещика.

Взгляды Толстого, выраженные в романе, во многом утопичны. Заслуга Толстого в том, что он в переломную эпоху русской жизни поставил важные и сложные вопросы, привлекая к ним внимание общества. Оценивая эту «аслугу писателя, В. И. Ленин говорит: «Рисуя эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» (В. И, Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293),

Роман написан рукой гениального мастера. Глубина психологической обрисовки образов, тонкость и своеобразие портретной живописи, поразительное мастерство пейзажа, прелесть художественной простоты языка, реализм в изображении быта – все это делает роман одним из величайших художественных произведений русской литературы.

Анализ романа «Анна Каренина» (Л.Н. Толстой)

Фигура Л.Н. Толстого является фундаментальной для всей русской литературы. Его социально-философские романы, раскрывающие самые сложные мировоззренческие вопросы на фоне жизни в Российской империи девятнадцатого века, вошли в сокровищницу мировой литературы. Одним из самых великих творений писателя является роман «Анна Каренина». Сложно найти человека, который не знает хотя бы названия этого произведения. И сейчас Многомудрый Литрекон вместе с Вами постарается понять, почему так сложилось. В этом нам поможет подробный, но лаконичный разбор книги.

История создания

За некоторое время до начала работы над романом Толстой узнал, что его знакомая Мария Сухотина, недавно бросившая мужа и вышедшая замуж повторно, бросилась под поезд. Однако несмотря на явную параллель, катализатором работы над полноценным произведением выступило иное событие.

Как рассказывал сам Толстой, идея романа родилась у него после того, как, читая произведения Пушкина, он наткнулся на фразу: «Гости собирались на дачу…». Дав волю воображению, писатель начал составлять список гостей, продумывать персонажей и место действия, а уже чуть погодя, вложив в сюжет произведения случай из реальной жизни, Толстой окончательно наметил очертания будущего шедевра мировой литературы.

Жанр и направление

Прежде всего, стоит сказать, что роман явно относится к литературному направлению реализма. Толстой стремится описать жизнь обычных людей, являющихся порождением среды, в которой они живут. Характеры персонажей максимально приближены к характерам людей, которых мы могли бы встретить в те времена. Писатель стремится создать достоверную атмосферу, которая не вызовет у читателя чувство фальши и неестественности.

Жанр романа можно определить, как социально-философский роман. Он сочетает в себе и мировоззренческие рассуждения Толстого о человеческой жизни, и его взгляды на важные проблемы российского общества девятнадцатого века.

Основная сюжетная линия романа рассказывает нам о том, как Анна Каренина-жена высокопоставленного чиновника из привилегированного дворянского общества — навещает свою невестку Дарью, чтобы помочь ей уладить конфликт с её непутёвым мужем Степаном Облонским.

Однако, спасая брак своего брата, Анна ставит под угрозу свой. Между ней и молодым офицером Алексеем Вронским начинается роман. В конце концов, Каренина понимает, что она беременна. Муж Анны, Алексей Каренин, узнав об измене жены, намеревается развестись с ней, однако, видя страдания супруги во время родов, прощает её и признаёт новорождённого ребёнка, он даже готов смириться с её изменами и не мешать её счастью.

После родов Анна продолжает мучится от жизни с нелюбимым мужем, стыдясь его внезапного благородства. Вместе с Алексеем она сбегает за границу, оставив любимого сына и супруга.

Со временем между влюблёнными намечается разрыв. Анна начинает тяготиться своим отчуждённым от остального общества положением, а её законный муж, ставший посмешищем в обществе, не позволяет её видеться с сыном.

Узнав о том, что мать Вронского планирует женить Алексея, озлобленная на весь мир Каренина бросается под поезд и погибает.

Параллельно основной сюжетной линии Толстой рассказывает о жизненном пути провинциального помещика Левина: его женитьбе, семейной жизни, хозяйственной деятельности и философских рассуждениях. В этой части романа и заключается ответ на поставленные в романе вопросы. В образе Левина предстает сам автор и учит нас правильной жизни, далекой от света и его одурманивающего действия.

Главные герои и их характеристика

  1. Анна Каренина — уважаемая, красивая и хорошо образованная светская дама, павшая жертвой любви. Она — любящая мать и страстная любовница, умная собеседница и блестящая хозяйка дома. Изысканностью манер и оригинальностью рассуждений образ Анны Карениной пленяет многих читателей. Но пойдя против законов общества, она оказалась не готова к последствиям, что и стало причиной её трагического конца.
  2. Алексей Вронский — красивый, молодой офицер, искренне любящий Анну. Это упорный, здравомыслящий и сильный человек, способный на самопожертвование и благородство. К сожалению, именно его искренне чувство и погубило его возлюбленную. Как и Каренина, он не был готов к последствиям её измены. В конце романа, потеряв любовь всей своей жизни, он впадает в апатию и начинает искать смерть на полях сражений.
  3. Алексей Каренин — холодный, ответственный и умный, но ведомый и не приспособленный к реальной жизни человек. Простив измену Анны, он стал посмешищем в глазах общества. Бегство жены окончательно сломило его, превратив в озлобленного и замкнутого мистика. Каренин был слабым мужчиной, зависимым от мнения общества и своего положения при дворе, поэтому его семейная жизнь рухнула, и он ничего не смог с этим сделать.
  4. Степан Облонский (Стива) — брат Анны. Непутёвый, легкомысленный, общительный и ветреный человек. Своими денежными тратами и изменами мучает жену и подвергает свою семью тяжёлым испытаниям. Стива сам по себе добр и способен на бескорыстные хорошие поступки, и все же из-за своей ведомости он становится заложником той среды, в которой оказался благодаря браку сестры. Именно общество является источником пороков Степана.
  5. Дарья Облонская (Долли) — заботливая, самоотверженная и любящая мать, страдающая от непутёвого мужа. Завидует Анне из-за её вольного образа жизни после побега от Каренина. Однако ближе к концу романа понимает трагичность жизни Анны и понимает необходимость пусть и несовершенной, но законной семьи. Героиня отчаянно экономит и лавирует между банкротством и тем высоким уровнем, на котором она должна находиться из-за происхождения. Она измотана многочисленными родами и тревогами за судьбу детей, но по-прежнему добра и сильна духом.
  6. Кити Щербацкая — младшая сестра Дарьи Облонской, жена Левина. На протяжении всего романа проходит путь от ветреной светской девушки до порядочной жены и любящей матери. Девушке свойственны пороки ее среды (зависимость от мнения света, лицемерие, легкомыслие), но она избавляется от них и находит себя в семейной жизни, где проявляет совершенно иные черты характера: терпение, милосердие, понимание и смирение.
  7. Константин Левин — отображение самого Толстого в романе. Скромный провинциальный помещик, который стремится поднять доходность своих имений и изучить сельское хозяйство, внеся и свой вклад в науку и практику. В конце романа через семейную жизнь и физический труд приходит к просветлению и душевному спокойствию, которых ему так не хватало. Он — однолюб и ревнивец, упрямый спорщик и бережливый хозяин, но во всех проявлениях его характера мы видим целостность и естественность образа.
  • Любовь. В романе показывается, как даже самая нежная и искренняя, но иррациональная любовь приносит людям лишь страдания. Автор рассматривает все грани этого чувства, показывая разные случаи. Но лишь один из них приводит героев к счастью — отношения Кити и Левина, которые становятся эталоном любви духовной и физической. Анна и Алексей тоже любили друг друга, но их пример показывает лишь то, как разборчиво стоит подходить к выбору спутника жизни. Каренина вышла замуж по расчету, не любя, поэтому ее судьба сложилась трагически. Вне брака любовь обречена на непонимание и отторжение со стороны общества, поэтому отношения главных героев изначально были обречены.
  • Семья — основная тема романа. Автор заявляет о необходимости семьи, о неспособности человека существовать без неё. На примере семьи Левиных он нам показывает нам, как, по его мнению, можно создать идеальный союз. Он основан на взаимной откровенности и разумности выбора. Константин и Екатерина прошли долгий путь осознанию необходимости совместной жизни, это решение было взвешено и определено точно. Но начали они не с приторных комплиментов, а с шокирующих признаний, которые позволили супругам откровенно и без прикрас увидеть друг друга еще до свадьбы. Таким образом, автор против союза вслепую, который широко практиковали в его время.
  • Судьба. В начале романа под колёсами поезда, на котором ехала Каренина, погибает сторож. Героиня видит в этом плохое предзнаменование. Именно после этого случая жизнь Анны рушится, а в конце она так же заканчивает свою жизнь под колёсами поезда.
Читайте также:  Анализ рассказа Житкова Как я ловил человечков

Проблемы

В романе невероятно богатая проблематика, которую сложно описать полностью, не выйдя за рамки одной статьи. Если Вас особенно волнует какой-либо проблемный вопрос, задайте его в комментариях, и Многомудрый Литрекон ответит.

  1. Общество и его губительное влияние — основная проблема романа. Автор показывает лицемерие и двойные стандарты дворянского общества, которое, снисходительно относясь к Облонскому и Вронскому, остервенело нападает на Карениных, разрушая их жизни. Л. Н. Толстой назвал это «грубой силой», которая вторглась в жизнь семьи и властно начала распоряжаться судьбами людей. Олицетворением этого давления стала княгиня Бетси, которая сначала вовлекла Анну в преступную связь с Вронским, а потом сама же и отвернулась от нее. Она же не позволила Каренину простить Анну, полагая, что это положение мучительно для них обоих, и его можно уладить только разрывом.
  2. Трагедия Анны Карениной. Пытаясь найти любовь, которую она не знала ранее, по-настоящему добродетельная Каренина лишается всего, к концу романа превращаясь в одинокую и презираемую всеми истеричку, зависимую от успокоительных препаратов. Эту женщину никто не смог понять, а ведь ее связь вышла за рамки порока и стала любовью. Но общество видит все иначе: когда человек скрывает свое волокитство, его уважают и любят, но когда он идет на Голгофу ради своей любви и не скрывает чувства, от него все отворачиваются.
  3. Поиск смысла жизни. Левин на протяжении всего повествования ищет свое место в мире и мучается от неведения. Даже женившись на любимой женщине, он был близок к самоубийству из-за того, что не видел в жизни смысла. Но случайное озарение возвратило ему душевную гармонию. Автор показал на его примере, как тяжело человеку найти себя и осознать свое предназначение.

Основная идея

Смысл романа в том, что Толстой ставит «мысль семейную» выше «мысли любовной». По его мнению, невозможно построить своё счастье на руинах семьи. Это неизбежно приведёт к страданиям огромного количества людей.

В семье и семейных трудностях писатель видит прежде всего лестницу, преодолев которую человек сможет понять истину жизни и своё место в это мире, как это получилось и Левина. Главная мысль автора заключена в прозрении Константина. Он ясно увидел свое предназначение после разговора с крестьянином в конце 8 части романа:

Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.

Среди тех, кто не принял творение Толстого, были такие русские писатели, как Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов, которые обвиняли роман в излишней сентиментальности и пошлости.

Их мнение разделил и И.С. Тургенев:

Прочел я «Анну Каренину» Толстого — и нашел в ней гораздо меньше, чем ожидал. Что будет дальше — не знаю; а пока — это и манерно и мелко — и даже (страшно сказать!) скучно.» (А.Ф. Онегину, письмо от 13(25) февраля 1875 г., Париж)

Но были и те, кто восторженно отозвался о произведении:

«Граф Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература. Даже у самих Пушкина и Гоголя любовь и страсть не были выражены с такой глубиною и поразительною правдой, как теперь у Толстого… «Анна Каренина» останется светлой, громадной звездой талантливости на веки веков!» (В.В.Стасов, газета «Новое время», 1877 г., №433)

«Но какое спасибо могу сказать про Каренину… Что сказать про художественное мастерство целого? Про простую столярную работу. Какое мастерство вводить новые лица! Какое прелестное описание бала! Какой великолепный замысел сюжета! Герой Левин — это Лев Николаевич (не поэт), тут и Перфильев, и рассудитель — Сухотин, и все, и вся, но возведённое в перл создания.» (А. А. Фет — Л. Толстому, письмо от 20 февраля 1875 г.)

О парадоксальности и разноречивости критики «Анны Карениной» написал Н.Н. Страхов в письме самому автору:

«Анна Каренина» есть произведение не чуждое художественных недостатков, но представляющее и высокие художественные достоинства. Во-первых, предмет такой простой и общий, что многие, и долго, не могли найти его интересным, не воображали, чтобы в романе могла оказаться современность и поучительность.

Не остался в стороне даже вождь революции В.И. Ленин:

«Рисуя эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» (В. И, Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293)

На данный момент роман является общепризнанным шедевром русского реализма.

Толстой Л.Н. “Анна Каренина”. Краткий анализ

Роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстой начал писать в 1873 году. Роман писался 4 года – с 1783 по 1877 гг.

Тема, проблема, идея и значение произведения

В романе «Анна Каренина» наблюдаются две основные линии:

  • обличение светской и буржуазной культуры и жизни общества того времени. эта линия в романе раскрывается через историю Анны, Вронского и Каренина
  • изображение патриархально-усадебного уклада жизни. эта линия в романе раскрыта через историю Левина и Кити.

Основной темой этого великого произведения является семейная тема. Л. Н. Толстой на примерах жизненных судеб героев этого романа показывает примеры счастья и несчастья в браке и семье.

Что касается проблематики произведения, то в романе это прежде всего вопросы любви, семьи и брака. Эти проблемы рассматриваются в связи с различными сторонами действительности, в которой живут герои – времени, когда существующие политические и нравственные основы крепостнического строя сменились новыми – основами буржуазного строя.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Роман «Анна Каренина» признан классикой русской литературы. Л. Н. Толстой сумел в своем произведении соединить множество разных судеб, при этом не потеряв художественную и композиционную целостность. Толстой сумел передать драматизм жизненных судеб своих героев, их конфликтов и переживаний с тонкостью талантливого психолога. Темой романа являются не только семейные отношения. В романе прослеживается множество вопросов, в том числе общественных, социальных и философских.

Роман «Анна Каренина» – это не только произведение с глубоким философским смыслом. Это произведение злободневное. Автор откликается на волнующие темы – в романе затрагивается и крестьянская реформа, и военная реформа, и введение независимого суда, и добровольческое движение в поддержку восставших сербов. По роману можно исследовать процессы пореформенной эпохи, которая была полной серьезных противоречий, внутренне взрывчатой переменчивой.

Жанр, сюжет, композиция

Л. Н. Толстой воспользовался термином Пушкина и назвал свое произведение «романом широким и свободным». Это является ясным указанием на жанровые особенности произведения. В романе главное значение принадлежит творческой концепции, а не фабульной завершенности. Творческая концепция определяет отбор материала и свободу для развития линий сюжета. Одной из художественных целей свободного романа является преодоление литературных условностей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Композиция романа крутится вокруг трех семей – Карениных, Облонских, Левиных:

  • Каренины – семья, причиной раскола которой стала измены жены;
  • Левины – пример правильных семейных отношений, где супруги хранят друг другу верность и во всем поддерживают друг друга;
  • В семье Облонских Долли узнает об измене Стивы, однако прощает его.

Сюжетные круги в произведении Толстого расположены таким образом, что внимание читателя сосредотачивается на социальном и моральном стержне романа. «История души человеческой», которая вступает в борьбу с законами и предрассудками своей эпохи, является сюжетом данного произведения. Одни не выдерживают этой тяжелой борьбы и гибнут, другие приходят к пониманию народной правды и осознают пути обновления общества.

Главы произведения расположены циклами, связанными как в тематическом отношении, так и в сюжетном. В каждой части романа присутствует свой «идейный узел». Опорными точками композиции романа являются сюжетно-тематические центры, которые последовательно сменяют друг друга. Циклы в первой части романа образуются в связи с конфликтами в семейной жизни Облонских, Щербацких, Левина. Развитие дальнейших действий определяется событиями, связанными с приездом Анны Карениной в Москву, решением Левина уехать в деревню, приездом Анны в Петербург, куда за ней приехал Вронский. Следуя друг за другом, эти циклы расширяют сферу действия произведения, при этом открывая закономерности в развитии конфликтов. Писатель выдерживает соразмерность циклов по объему. Каждый цикл в первой части занимает пять-шесть глав, которые имеют свои границы содержания, что создает ритмичность сцен и эпизодов.

Отличительной художественной особенностью этого романа являются повторы ситуаций и образов, которые играют роль предвестий и предсказаний. Анна встречается с Вронским на перроне, где кто-то только что попал под поезд. В конце романа Анна бросается под поезд. Символичной является и метель, во время которой встречаются Вронский и Анна. Метель здесь является знаком роковой, безудержной страсти.

В романе используется прием внутреннего монолога, описания впечатлений, наблюдений и мыслей главной героини.

Система персонажей и их характеристика

Анна Каренина – красивая, грациозная, молодая женщина. Изысканна и общительна. Анна не любит своего мужа, но уважает его и относится к нему с теплотой. Однако после встречи с Вронским ее жизнь меняется. Анна влюбляется в него, ее поведение вызывает резонанс в обществе. Она уходит от мужа и начинает жить с Вронским, от которого вскоре рожает дочь. Анна страдает от разлуки с сыном, ее терзают душевные переживания. Запутавшись в своих отношениях и чувствах, Анна начинает употреблять морфий. Постоянные кошмары, преследующие ее, и частые ссоры с Вронским в конечном итоге доводят ее до самоубийства.

Читайте также:  Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

Алексей Александрович Каренин Алексей, муж Анны – высокопоставленный чиновник и весьма уважаемый человек. Трудолюбив и рассудителен в работе, ответственный, честный, порядочный. Все мысли Каренина были заняты делами, поэтому он не уделял жене и ребенку достаточного внимания. Однако, несмотря на кажущуюся отстраненность, на самом деле он очень любил свою семью. Узнав об измене жены, он ничего не предпринимает, замыкается в себе. После смерти Анны в жизни Каренина наступает кризис.

Вронский – возлюбленный Анны. Богат, красив, уважаем в свете и очень влюбчив. После встречи с Анной вся его жизнь меняется. Он не мог дать возлюбленной того, что ей было нужно – семьи, Вронский не хотел менять свой прежний образ жизни, несмотря на обязательства, что мучило Анну больше всего. Однако Вронский не является отрицательным персонажем, его поведение – это результат молодости. Он любил Анну, тяжело переживал ситуацию и чувствовал вину за ее страдания. После смерти Анны Вронский отправляется на войну.

Константин Лёвин, потомственный дворянин. Не любит светское общество за лицемерие и фальшь. Сам Левин прямой, открытый, честный, с богатым внутренним миром. Предпочитает спокойную жизнь в деревне, интересуется социальными, нравственными и культурными аспектами. Он переживает современным преклонением перед материальными ценностями, обеспокоен разладом старого дворянства. Герой бесконечно размышляет о смысле жизни, вопросах религии и нравственности.

Кити – красавица княжна, хорошо воспитана и образованна. Впервые девушка влюбляется во Вронского, и отказывает Левину, надеясь на его взаимность. Однако Вронский увлекается Карениной, а Кити родители отправляют за границу для поправления здоровья. Там Кити знакомится с Варенькой и открывает для себя духовную жизнь.

По возвращению судьба вновь сводит Кити с Левиным. Он вновь предлагает ей руку и сердце, и она соглашается. Кити понимает, что Левин – ее настоящая любовь. Кити во всем поддерживает мужа, становится прекрасной матерью. Образ Кити в романе – это образ идеальной жены, красивой, милой, чистой помыслами, верной, заботливой, умелой в быту и в воспитании детей.

Язык романа «Анна Каренина» необычайно богат и разнообразен. Автор в языковом материале произведения стремится к естественности языка. Толстого раздражает изысканность литературного стиля, характерного тому времени.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Анализ произведения Анна Каренина Толстого

История создания романа Льва Толстого берет свое начало непосредственно в 1873 году – именно тогда автор разворачивает глобальную работу над будущим произведением, ставшим в последствии шедевром русской классической литературы. Роман создавался в 1873-1877 годах. В его основу легли проблемы, бередившие душу Льва Николаевича еще десяток, а то и двадцаток лет назад: смысл и цель бытия, судьбы представителей дворянского сословия, а также город, деревня, смерть, жизнь, любовь, семейное и брачное счастье.

События «Анны Карениной» разворачиваются на фоне социальных проблем. Читатель имеет возможность наблюдать за разными сословиями 1870-ых годов: это и аристократы, и чиновники, и интеллигенты, крестьяне и многие другие.

Все внимание Толстой стремится обратить на дворянское общество.

Жанр и направление произведения можно определить, как реалистический роман. Лев Николаевич изображает обыденную жизнь дворян, используя критическое мышление и сатиру. Критикует он явно и это является, безусловно частью замысла темы. В романе противопоставляется здоровая патриархальная среда опустошенному нравственно и духовно светскому обществу.

Суть

Главной героиней романа является молодая женщина из светского общества, которая вышла замужем, но несчастлива. Она влюбляется в другого мужчину, к которому уходит от мужа. Из-за этого она подвергается большому осуждению со стороны светского общества. в конце концов между любовниками начинаются разногласия. Анна Каренина трагически заканчивает свою жизнь, так как понимает, что не сможет жить без любви. Женщина бросается под движущийся поезд и погибает.

Главные герои и их характеристика

Главными героями можно назвать Анну Каренину и Вронского – собственно около их взаимоотношений и вращается большая часть произведения.

Анна еще молода, но уже не имеет счастья. Ей не повезло с мужем, так как тот вообще лишен каких-либо чувств и эмоций. Для него превыше всего мнение общества, прикрывает свои поступки религией. Анна – красивая, умная, очаровательная, добродушная женщина, которая живет, руководствуясь чувствами. У нее есть сын, которого она очень любит.

Граф Вронский – человек, в которого влюбилась Анна Каренина. Он образован, умен и богат. Тоже полюбил анну и бросил ее родственницу Кити ради Анны.

Темы

В романе поднято большое количество тем. Хороши раскрыты темы семьи, дворянского уклада жизни, брака и уважения, любви. Лев Николаевич Толстой сам в реальной жизни являлся примерным семьянином и достойным хозяином своих владений. Да и в браке со свей женой он прожил много лет счастливым и дал жизнь прекрасным детям. Ему, определенно, было что рассказать в своем романе.

Проблемы

Ярко выражена в романе «Анна Каренина» проблема смысла жизни. Многие герои считает целью своего существования любовь, другие – заработок денег, третье – семью и воспитание детей. у каждого он свой, смысл жизни. Толстой диалогами персонажей дает об этом знать.

Смысл романа в том, что невозможно жить без любви.

2 вариант

Роман «Анна Каренина» Лев Николаевич Толстой писал 4 года. Уже тогда автора волновали вопросы о жизни дворянских семей, о судьбе самого дворянстве, о смысле жизни и т.д. Именно эти проблемы поднимаются автором в течение всего романа.

Произведение писалось в тяжелые для Росси времена. Толстой хотел показать насколько шаткими стали позиции дворянства и насколько сильными стали революционные идеи.

Читатель знакомится с дворянскими семьями (Облонские, Щербацкие, Каренины и другие). Среди дворян давно царят разврат, лицемерие и лож. Жены изменяя своим мужьям, обманывая их, называют себя честными и порядочными женщины. Муж Анны совершенно такой же человек: сухой, лживый, бездушный. Сама Анна отличает от них своим честным сердцем, не терпящем ложь, умом и добротой. Она рождена для того, чтобы любить и быть любимой. И встреча с Вронским словно пробудила ее от долгого сна. И она пожертвовала всем ради него. Анна не может скрывать от Алексея Каренина свою измену. Высшее общество тоже узнает о ее падении и набрасывается на нее, называя Анну развратной и падшей женщиной.

Толстой не защищает и не оправдывает свою героиню. Он говорит, что мы не имеем никакого права осуждать Анну. Она такова, какой ее создал Бог.

Писатель очень ярко показывает страдание одинокой женской души. У Анны нет никого: ни друзей, которые бы ее поддержали, ни Сереженьки, которого забрал ее муж, ни какого-то дела, которое бы могло увлечь ее и помочь забыть все горе и беды. Она боится, что Вронский разлюбит ее. Что тогда будет с нею? В ее сердце поселяется ревность, а между влюбленными зло, которое отдаляет их друг от друга.

И вот тогда ей в голову приходит страшная мысль «а почему бы не погасить свечу, если уже не на что смотреть?». Она решается на этот шаг, чтобы наказать Вронского, чтобы в его сердце вновь появилась любовь к ней. И когда становится поздно и обратного пути нет, Анна поняла, что натворила. Перед ее глазами пробежала вся ее жизнь с радостными моментами. И свеча, которая горела, неожиданно вспыхнула ярким светом и вскоре потухла навсегда.

Когда перед читателем предстает во всей своей красе Алексей Вронский, становится понятно, что это типичный молодой аристократ, который ведет праздную жизнь. Встреча с Анной заставила его оглянуть назад, проанализировать свою жизнь и понять, как дурно он поступал. Ради любимой он тоже жертвует всем: уходит в отставку в самый расцвет своей карьеры, жертвует свободой, начинает искать новые занятия. Но он не обрел покой в этой жизни, чего-то ему не хватало.

После смерти Анны он смог жить спокойно. Теперь он сам ищет смерти и добровольно уходит на войну.

Таким образом, Лев Николаевич Толстой очень ярко показал все страдания человеческой души.

Анна Каренина – анализ

Роман одного из титанов русской литературы Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» является популярным по сей день. Как повествуют некоторые источники, влияние на появление романа на свет оказал интерес Толстого к прозаическому творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Зимой 1870-го года у Льва Николаевича возникла идея написать роман о личной жизни и духовных поисках дворянства России. Так началась кропотливая работа над трудом, ставшим вскоре знаковым в творчестве своего создателя.

Название романа достаточно примитивное и представляет собой имя и фамилию главной героини. Анна – женщина умная и симпатичная. Ей не удалось правильно реализоваться в жизни и стать счастливой. Она не довольна ни мужем, ни материнством. Каренина мечтает жить как героиня дамских романов.

Начинается роман рассказом о доме Облонских, в котором ожидают приезда сестры главы семейства. По прибытию Анна знакомится с Вронским, который через некоторое время станет ее любовником. В то время как Кити Щербицкая ожидает предложение от графа Вронского.

Алексей Вронский молодой и импульсивный. Он восхищается Карениной, в то время как из себя ничего не представляет.

Анна встречает Вронского еще раз на балу, куда едет вместе с Щербицкими и Облонскими. Там мужчина окончательно очаровывается красотой Анны. Бедная Кити расстраивается и понимает, что ей уже не на что надеяться.

Спустя время Каренина возвращается в Петербург, где отношения с мужем не ладятся, а ребенок стал ужасно надоедливым. Это дает толчок к развитию ее любовных отношений с Вронским. Муж Анны не дает своего согласия на развод, но шокирован изменой жены.

Каренин – серьезный чиновник, у него хорошая зарплата, ведь работа для него является самой важной частью жизни. Он уделяет мало времени своей жене.

Несчастные любовники уезжают в Италию, где у них появляется дочь, но это также не приносит Анне радости. Она замечает, что возлюбленный относится к ней не с такой заботой, как прежде. Это толкает ее на самоубийство.

Роман содержит несколько тем. Это и ярко раскрытая тема любви. Совершенно многогранной любви: несчастной, неправильной, красивой, заоблачной. Тема семьи является центральной. Толстой предлагает читателю рассмотреть три вида семьи: идеальную, на грани распада и распавшуюся.

Затронута также тема мести. Месть толкает человека на безумные и опасные поступки. Именно это чувство заставило Анну броситься под поезд, чтобы причинить боль Вронскому.

Основные проблемы произведения акцентируются на измене, общественном мнение, равнодушии.

Каждый найдет в романе блестящего писателя 19-го века что-то свое и сделает правильные выводы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Анна Каренина

Популярные сегодня темы

Уже в самом заглавии комедии озвучена основная проблема – проблема интеллекта. Грибоедов формирует для читателя головоломку, могут ли умственные способности сделать человека несчастным

Лето – самое удивительное время. Почти каждый год мы семьей уезжаем на отдых в разные удивительные места. Но иногда родители очень заняты и меня отправляют к бабушке в деревню. Но я всегда радуюсь этому.

Сивка – Бурка – одна из самых распространенных русских народных сказок. Конечно же, само понятие «сказка» подразумевает события, которые никогда не происходили в реальности (и вряд ли произойдут).

Наверное, больше любви не может быть ничего, но есть еще и любовь матери, которая помогает и в беде и в радости и в нужный момент она всегда поддержит и поможет. Именно об этом и написал Шукшин свое произведение «Материнское сердце».

У каждого человека, увлекающегося литературой, есть свой любимый автор, поэт, писатель. И у каждого он разный. Все зависит от стиля, который привлекает читателя. Кому-то нравятся романы, стихи, а кому-то проза, рассказы

Анализ романа Л.Н. Толстого “Анна Каренина”

Известны слова Л.Н.Толстого, записанные его женой, о том, что он в «Войне и мире» любил мысль народную, а в «Анне Карениной» (1877) — мысль семейную. Эти слова не надо понимать буквально.

Широта постановки проблем общенационального и, более того, общечеловеческого масштаба — проблем, на­много переросших рамки традиционного «семейного» ро­мана, — обусловила то всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после выхода. Именно по поводу «Анны Карениной», оцененной как «факт осо­бого значения», Достоевский первым заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой лите­ратуре.

Читайте также:  Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

«Анна Каренина» была задумана и реализовалась как роман в прямом смысле злободневный. Время его действия совпало с временем написания, в нем много прямых от­кликов на текущие события, от научных споров тех лет до войны на Балканах. Примечательно, что в «Анне Карени­ной» действие не завершается и после того, как главный конфликт, казалось бы, исчерпан: в последней части рома­на сюжет развертывается дальше — уже после смерти Анны.

Анна у Толстого — натура незаурядная, душевно бога­тая, наделенная живым нравственным чувством. Любовь к Вронскому побуждает ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чутье по отноше­нию к окружающему миру и к себе самой. И главная причина ее гибели — не столько лицемерие светской среды или препятствие к получению развода, сколько разрушаю­щее действие страсти на ее собственную душу, невозмож­ность примирить чувство к Вронскому и привязанность к сыну, и шире того — невозможность найти себя в мире, где «все неправда, все ложь, все обман, все зло».

Для Толстого критерием подлинной семьи было взаи­мопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимым ею, внутренне чуждым ей санов­ником Карениным не мог стать основой настоящей семьи.

Не могло возникнуть семьи и из совместной жизни Анны с Вронским, потерпевшим крушение в своей воен­ной и светской карьере, но кровно привязанным к тому обществу, которое отвергло его. И Толстой не осуждает Анну (она остается для него «жалкой и не виноватой»), но неотвратимо приводит ее к трагической развязке.

Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «высшего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальную, нравственную, идеоло­гическую проблематику эпохи.

Рядом с линией Анны в романе непринужденно и без малейшей натяжки возникает параллельная ей линия Ле­вина. Внутренняя связь этих линий — не в общности судеб героев, а, скорее, в психологических ситуациях. Оба они — каждый по-своему — не могут, не хотят мириться с ложью и злом окружающего их мира. Отсюда трагедия Анны, отсюда драма Левина.

А.Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», имея в виду литературных недоброжелателей Толстого, сказал: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни». Это и на самом деле так. Толстой на этот раз творит свой суд, сводя роль повествователя к самому строгому мини­муму. Авторские комментарии здесь почти отсутствуют. Нравственная оценка людей и событий полностью вытека­ет из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей.

В «Анне Карениной» действие занимает немного вре­мени, не более трех лет, и здесь толстовское искусство человековедения выражено по-новому. Одни и те же пер­сонажи предстают в разных жизненных ситуациях, по-раз­ному судят друг о друге. Авторский и читательский приго­вор выносится лишь в конечном счете, в итоге различных «за» и «против». Именно так строится противоречивый характер Каренина. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия (что особенно видно в сцене прими­рения с Вронским у постели больной Анны), он может даже внушить читателю жалость. Но по ходу действия все яснее вырисовывается привязанность Каренина к миру царской бюрократии, его умение ревностно участвовать в фальши­вой, призрачной жизни, в ловле наград и чинов.

Важная и новая особенность поэтики «Анны Карени­ной» — элементы символики или аллегории, приобретаю­щие характер лейтмотивов. В романе возникают и повто­ряются мотивы, имеющие не только непосредственно предметный, но и символический смысл. Железная дорога у Толстого (почти как в известном стихотворении Некра­сова) — своего рода символ того времени, который скла­дывается в пореформенной России, принося людям новые бедствия.

Мысль о всеобщем торжестве неправды и зла, одна из последних мыслей, мелькающих в сознании Анны перед смертью, сродни тем горестным рассуждениям, которые долгое время не давали покоя второму главному герою романа, Константину Левину.

Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождающиеся буржуазные порядки не устранили вековой крестьянской нищеты, принесли с собой новые формы социальной не­справедливости. В этом — основа того смятения, неуверен­ности, в котором находится Левин и в котором находился в те годы создатель «Анны Карениной».

В ряду толстовских героев-правдоискателей Левин на­делен наиболее явственными автобиографическими черта­ми. Толстой подарил своему герою собственную беском­промиссную честность, собственное отвращение к праздной барской жизни, светским условностям, казенно­му лицемерию. Он подарил Левину и собственную органи­ческую привязанность к земле, к русской природе, даже тяготение к физическому крестьянскому труду. В размыш­лениях и исканиях Левина многое отражает ход поисков самого Толстого.

Левин одержим мечтой о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. «Вместо бед­ности — общее богатство; вместо вражды — согласие и связь интересов». Но мужики не хотят тех улучшенных способов хозяйствования, которые предлагает им добрый барин. И трудность эта коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том — как ясно видит сам Левин, — что интересы помещика и интересы крестьян и в самом деле силою вещей «фатально» противоположны.

Вкладывая в историю жизни Левина немалую долю собственного жизненного опыта, Толстой передает пере­живания и размышления своего героя в связи с событиями его личной жизни. Бракосочетание Левина с горячо люби­мой им Кити, рождение ребенка, а с другой стороны — смерть брата, — все это побуждает Левина вновь и вновь ставить под вопрос свое отношение к религии и церкви, напряженно задумываться над тайнами человеческого бытия и своим жизненным назначением. Чтение философ­ских и богословских книг не дает желанной ясности, а вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуве­ренность.

Просветление наступает внезапно. Левин приходит — по примеру мужика Фоканыча, который живет «для души, по правде, по-божьи», — к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что он может, оставаясь по-прежнему барином, помещиком, вло­жить в свое повседневное существование «несомненный смысл добра», — таков исход исканий Левина. Создатель «Анны Карениной» был мыслителем слишком могучим, слишком смелым для того, чтобы принять простодушную веру Фоканыча и на этом успокоиться. Подобный финал исканий свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззре­ния не только героя романа, но и его автора.

В предисловии к американскому изданию «Анны Ка­рениной» Томас Манн писал: «Этот роман из жизни свет­ского общества направлен против него, — об этом читателя предупреждает уже библейский эпиграф: «Мне отмщение, и аз воздам». Моральным побуждением, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, желание обличить общество, которое с холодной жестокостью изго­няет из своей среды гордую и благородную по натуре женщину, не сумевшую совладать со своей страстью. »

Анализ романа Толстого «Анна Каренина»

Автор: Guru · Опубликовано 13.02.2018 · Обновлено 03.04.2018

Трудно найти другое такое произведение русской литературы, которое с момента создания и по сей день имело такую востребованность и популярность в культуре. Как в России, так и за рубежом. Театральные и музыкальные постановки, многочисленные экранизации – всё это говорит о том, что многим деятелям искусства не даёт покоя идея о поиске верного прочтения этого великого сочинения – это «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого.

История создания

В феврале 1870 года у Л.Н. Толстого возникает замысел произведения о духовных исканиях и личной жизни представителей российского дворянства, а импульсом к созданию «Анны Карениной» послужило вдохновение прозой Пушкина.

Роман назван по имени главной героини, чей образ как будто приковывает внимание. Анна красива и образована, но первоначальный замысел Толстого был иным. В ранней редакции роман носил удалое название «Молодец-баба», а центральный персонаж выглядел иначе: имя героини было Татьяна Ставрович, а характер отличался вульгарностью и малодушием.

Работа над произведением была начата в 1873 году, роман печатался частями в журнале «Русский вестник», а в 1878 году творение было опубликовано целиком.

Жанр и направление

Жанр «Анны Карениной» — роман, направленность которого весьма обширна. Один из главных векторов – философский. Герои размышляют о таких категориях, как жизнь, её смысл, любовь, вера, истина. Примечательно, что в романе взаимодействует мудрость книжная с народной. Именно слова крестьянина помогают Левину ответить на волнующие вопросы.

Не чуждо произведению и определение «социальный». В романе описывается судьба трёх семей, совершенно непохожих друг на друга. Но участники романа не ограничиваются лишь кругом родных и близких: действующим лицом является и целое общество. Мнение окружающих не в последнюю очередь определяет то или иное действие персонажей.

Открывается роман известными словами о доме Облонских: там ждут Гостью – Анну Каренину, сестру Стивы Облонского, главы семейства. Преданная мужем Долли желает сохранить семью и надеется на помощь золовки. Но и для Анны эта поездка становится судьбоносной: на перроне она знакомится с Вронским – её будущим любовником. Молодой граф же приехал с тем, чтобы сделать предложение Кити Щербацкой. Девушка испытывает чувства к Вронскому и предпочитает его Левину, влюблённому в неё.

Анна вместе с Облонскими и Щербацкими едет на бал, где снова встречает Вронского. Мечты Кити разбиты: она понимает, что не может конкурировать с великолепием и обворожительностью Карениной.

Анна возвращается в Петербург и осознаёт, как ей опостылела её жизнь. Отвратителен муж, не любим ребёнок.

Завязываются романтические отношения между Карениной и Вронским, обманутый супруг возмущён, но на развод не соглашается. Анна принимает решение оставить мужа и сына и уезжает с любовником в Италию. У них рождается дочь, но материнство не приносит героине радости: она чувствует, что Вронский относится к ней холоднее. Это переживание толкает молодую женщину на отчаянный поступок – самоубийство.

Главные герои и их характеристика

  • Любовь. Для Л.Н. тема любви всегда выходила за рамки романтических отношений. Так и в романе «Анна Каренина» мы наблюдаем, как, например, в главной героине борются два чувства: любовь к ребёнку и страсть к Вронскому.
  • Семья. Мысль семейная лежит в основе рассматриваемого романа. Для автора домашний очаг является важнейшей целью человека. Писатель предлагает читательскому вниманию судьбы трёх семей: одна распалась, другая на грани, третья – идеальна. Такой подход не может не отсылать нас к фольклорным мотивам, когда идеального героя оттеняли два негативных.

Проблемы

  • Измена. Это явление рассматривается как преступление против самого важного и святого, что есть в жизни человека – семьи. Толстой не даёт рецепта, как этого избежать, но показывает, к чему супружеская неверность может привести. Долли и Каренин по-разному относятся к предательству, но сами преступники счастья от этого не находят.
  • Равнодушие. Многие персонажи романа во взаимодействии друг с другом придерживаются правил этикета, не давая при это никакой воли чувствам и не проявляя искренность. В кабинете министра или на светском приёме такое поведение вполне уместно, но не в домашнем кругу. Холодность мужа отравляет Анну, а непонимание Вронского приводит к гибели.
  • Общественное мнение. Проблему следования за общественным мнением поставил ещё в начале XlX века Грибоедов в своей известной комедии. Толстой даёт более драматичные иллюстрации того, как сказываются на судьбах людей светские суждения. Анна не может получить развод, а незаконная связь закрывает двери в высшие круги.

Смысл

Анна Каренина становится жертвой собственного преступления. Счастье, основанное на разрушении семьи, оказалось невозможным. Её начинает одолевать ревность, мысль, что Вронский охладевает к ней, становится наваждением, сводящим с ума.

Слепое следование за страстью — не есть благоприятный путь для человека. Поиск истины, смысла – вот идеал для Толстого. Воплощением такой идеи представлен Левин, которому удаётся избежать самого тяжелого греха, благодаря открывшейся мудрости.

Критика

Далеко не весь литературный мир радушно принял новый роман Толстого. Достоинства «Анны Карениной» подчеркивал в своих отзывал лишь Достоевский. За это сочинение он удостоил писателя звания «бог искусства». Другие же критики, например, Салтыков-Щедрин, называли творение Л.Н салонным великосветским романом. Возникали разночтения и на почве существовавших в то время идеологических течений: славянофилам роман был гораздо ближе, нежели западникам.

Существовали и претензии к тексту. Так А.В. Станкевич обвинял автора в нецелостности композиции и несоответствии жанру романа.

Сегодня «Анна Каренина» занимает особое место в мировой литературе, но споры о структуре произведения, характерах главных героев существуют до сих пор.

Ссылка на основную публикацию