Анализ романа Преступление и наказание Достоевского 10 класс

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя.

Цели :

1. дать характеристику героя;

2. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;

3. показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
obraz_raskolnikova._ego_teoriya._prestuplenie_i_nakazanie.odt18.52 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Тема : Образ Раскольникова. Его теория. Преступление и наказание героя.

Цели : 1) дать характеристику героя;

  1. раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления;
  2. показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

«История Раскольникова — это история заблудшей души.

Это развеянный миф о «сверхчеловеке»; об избранных,

которым все дозволено.»

(режиссер-постановщик фильма по роману «Преступление и наказание»)

  1. Образ героя :
  1. Кто такой Раскольников?
  2. Портретные и авторские характеристики героя.

3 ) Каким мы видим Раскольникова в начале романа?

  • Герой не принимает «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем чувства омерзения и злобного презрения к богатым и имеющим власть.
  • Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.
  • Не бедность и нужда мучают Раскольникова, а попытка решить какой-то вопрос.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что Раскольников не просто главный герой романа, он герой идеологический.

Что это значит? ( герой одержим какой-то идеей )

Он выстраивает свою теорию, полную презрения к людям, обществу, полную желания властвовать над этим стадом, полную деспотизма:

«Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».

Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.

Богоборческие идеи Раскольникова — следствие разочарования его в самой сути христианской религии, потому что христианские заповеди и морально-нравственныке нормы в современном ему обществе не помогают людям. Не облегчают их страдания.

  1. Итак, перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.
  1. Теория и жизнь, жизнь по теории.

Возможно ли это?

Мы с вами не раз говорили о том, что русская общественная жизнь в середине 19 века отличалась жаркими, горячими спорами о крестьянстве, о путях развития русского общества, о будущем России.

Эти споры рождали в умах молодых прогрессивных людей самые различные идеи и теории.

Какие же теории возникали в это время в России?

а) И. С. Тургенев «Отцы и дети» – теория нигилизма.

Жизнь сложнее, шире, многообразнее любой теории. Герой романа гибнет случайной, нелепой смертью, а его теория опровергается самой жизнью.

б) Н. Г. Чернышевский — теория «разумного эгоизма».

Революционеры-демократы : жизнь по теории возможна, что не подтвердилось реальностью.

Достоевский в романе «Преступление и наказание» вступает в полемику с Чернышевским. Его герой создает свою теорию, изложенную в статье «Опреступлении», которая была опубликована в газете «Периодическая речь» за несколько месяцев до убийства.

В чем суть теории?

  1. Суть теории Раскольникова.

Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства, разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель оправдывает срества», но определить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Так возникает в романе тема наполеонизма и связанная с ней проблема индивидуализма.

  1. Была ли в теории Раскольникова праведная цель?

Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла.

  1. Чем отличается Раскольников от других подобных ему героев русской литературы?

Каким было это действие, мы знаем. Пойти и убить старуху-проценщицу, мерзкую старушонку.

Размышляя над теорией Раскольникова. Мы неизбежно возвращаемся к вопросу о целях и средствах. Все ли средства хороши для осуществления даже самых высоких, благородных целей? Этот вопрос, естественно, тправляет нас к обсуждению проблемы «крови по совести», известной нам по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Что утверждает Некрасов в «Легенде о двух великих грешниках»?

Революционеры-демократы считали, что во имя справедливости можно разрешить «кровь по совести».

Достоевский вступает с Некрасовым в полемику, утверждая, что нарушать христианские заповеди. Нравственные законы нарушать нельзя.

Возвращаясь к теории Раскольникова, мы должны подчеркнуть, что Достоевский стремился убедить читателя в том, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». Итогда он решил проверить себя, а для этого нужно было пойти на преступление.

Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к оправданию «крови по совести»?

  1. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.
  2. Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.
  3. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.
  4. Через две недели у Раскольникова созревает решение : убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.
  5. Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости современного мира.
  6. Письмо матери.
  7. Встреча на бульваре с пьяной девочкой.

Что стало основной причиной преступления? Какую причину, толкнувшую раскольникова на убийство, вы считаете главной?

– нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;

– мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;

– Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;

– идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым людям.

IV. Наказание героя.

1. Объяснение героя — зачем убил?

2. В чем вы видите наказание героя?

2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.

Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).

3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.

4) «убить-то убил, а не переступил»

Как вы это понимаете?

И это только начало пути к воскрешению героя.

  1. Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?

Оправдать или осудить вам хочется героя?

А.С.Пушкин в «Цыганах» и «Пиковой даме» предупреждал, к чему ведет своеволие, безответственная игра в сверхчеловека, неуважение к чужой жизни. Но Раскольников этим предупреждениям не внял, к тому же ему очень помогли модные книги и журналы, новейшие естественные науки, социальные теории и политические учения. Тогда многие утверждали, что преступления нет, есть законный социальный протест личности против угнетения. Они забыли о человеческой натуре, забыл о ней и гордый мечтатель.

Гениальные произведения Достоевского (талант-гений) в начале 20 века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» – вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников.

Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие — цель не оправдвает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает ломаться (Лизавета)

«Арифметике» Раскольникова Достоевский противопоставляет высшую математику жизни.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие произвол.

Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы. Тем более важно для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского, потому что фашистские иде живы и по сей день, об этом нужно помнить, потомучто мы знаем, к чему они могут привести.

Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».

Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися.

Презентация “Похождение Воланда и его свиты” поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у.

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; .

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Урок литературы в 8 классе по теме “Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина “Капитанская дочка”” преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

конспект урока литературы с использованием ИКТ.

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Дата публикации: 08.09.2015 2015-09-08

Статья просмотрена: 5878 раз

Библиографическое описание:

Кретова С. Б. Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1) // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 463-466. — URL https://moluch.ru/archive/98/21918/ (дата обращения: 17.03.2020).

Не секрет, что творчество Ф. М. Достоевского является сложным для подростков.

Каковы же причины столь сложного восприятия произведения?

1. Учащимся весьма трудно объяснить, почему же все, что было написано писателем в 19 веке, продолжает доставлять нам нравственную радость.

2. Художественное мышление Ф. М. Достоевского отличается от всех других типов художественного осмысления действительности (творчество писателя относится к числу «трудных искусств»).

3. Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для русской классики норм.

4. Каждый видит у Ф. М. Достоевского «свое», отсюда частые споры вокруг непонимания творчества писателя.

5. Особенности психологии подросткового возраста «переплетаются» с многогранностью философии и тонким психологизмом романа.

Передо мной в процессе изучения романа «Преступление и наказание» стоят задачи разнопланового характера:

во — первых, пробудить интерес к творчеству Достоевского,

во — вторых, вывести изучение романа на уровень, соответствующий требованиям ФГОС;

в — третьих, учитывая особенности подросткового возраста, в котором психика столь неустойчива, с осторожностью, современно, верно представить воспитанникам теорию наполеонизма как чудовищную, разрушительную силу античеловеческого характера.

Представляю один из возможных вариантов начала работы с текстом романа «Преступление и наказание».

Само название подсказывает мне выбор русла, в котором будет строиться наша с ребятами деятельность.

Прошу воспитанников задуматься над названием произведения, провести ассоциативную линию образов, предметов, действий.

Провожу своеобразное «зашагивание», помогающее мне перейти на определенную «волну» рассуждения.

Ваши ассоциации с названием романа? Предположение об идейно — тематической направленности произведения?

Преступление — общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Любое преступление антинравственно, ведет к наказанию.

Включаю элементы игры. В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

Считаю, что данный прием (игра) будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.

Формируем следственную группу из состава класса:

– судмедэксперты (в случае обнаружения трупа);

Итак, нам предстоит познакомиться с материалами дела.

Роман «Преступление и наказание» является социально — психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени (выясняю временные рамки повествования). В произведении показана психология человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.

Проблемный вопрос: Что привело Раскольникова к страшному преступлению?

Для ответа на поставленный вопрос необходим скрупулезный анализ психологии поведения нашего героя.

Что мы узнаем о герое из материалов дела?

Имя главного героя раскрывает главную идею — идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.

Каков психологический портрет героя?

Где, в каких условиях проживает наш герой?

Каморка походила больше на шкаф, чем на квартиру.

Слова вроде бы обычные… «Каморка», «шкаф»… Каково лексическое значение данных слов?

Каморка — маленькая комната, чулан, конура, маленький амбар.

Шкаф — предмет мебели для хранения вещей.

Что объединяет слова «каморка» и «шкаф»?

Они ассоциируются с удушающей теснотой, темнотой, замкнутым пространством. Если в чулане можно как-то существовать человеку, то в шкафу — увы! А в каморке живет Раскольников — человек.

Итак. Комната Раскольникова — точка отсчета. Отсюда мы начинаем следить за шагами героя к преступлению.

Каково состояние нашего героя?

«… чувствовал какое-то болезненное и трусливое состояние…»

Как часто Раскольников испытывал такое состояние?

И каждый раз… Следовательно, постоянно. Развилась ипохондрия — болезненное состояние.

Да, он был задавлен бедностью, кругом должен хозяйке, но это ли тяготило его?

«…Но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него…»

Далее следует чтение и анализ эпизода: «…На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. Гм. да. все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся. А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая. о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»..

Обращаем внимание на пунктуацию отрывка, изобразительно — выразительные средства языка, лексику: многоточие, вопросительные, восклицательные предложения, вводные слова, бессоюзие и т. д.

О чем свидетельствуют данные факты?

Раскольников находился в состоянии нервного напряжения, психического возбуждения.

Из данного отрывка мы узнаем о том, ЧТО тревожит Раскольникова. Пока он называет объект тревоги — «это». Мысли, чувства, переживания давят на героя, а не только бедность.

Что запланировано у Раскольникова на ближайшее время?

Проба — испытание, проверка.

Чем встретила Раскольникова одна из улиц Петербурга?

Петербург Достоевского — город трущоб, до отказа набитый нищими, ремесленниками. Мелкими чиновниками, голодными студентами — «лохмотниками», «девицами, живущими от себя», семействами, где «ребятишки — то по три дня корки не видят». Это место, где нет садов и фонтанов. Где грязь и вонь, всякая гадость. Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Достоевскому была очень хорошо знакома подобная картина, ведь он жил в Столярном переулке, возле Сенной, где на 16 домов — 18 распивочных.

Мир, в котором существует герой, предстает перед нами как безобразное чудовище.

Рис. 1. Дорохин Антон, учащийся 10 класса: «Образ Петербурга моими глазами»

Итак. Истоки преступления кроются в безобразном состоянии окружающего мира, который рождает безобразные мечты. Он наполнен безобразными звуками, запахами, думами — все это заслоняет красоты Северной Пальмиры. Это отдельный образ в системе романа.

Достоевский не любил Петербург. Он ассоциировался у писателя с именем Петра Первого, которого Федор Михайлович считал кровавым тираном и злодеем № 1 на Руси. Писатель винит его в том, что появились скитальчество и лишние люди. Раскольников унаследовал от Петра «ген государственного злодейства» (полонение России иноземными традициями и идеями).

Но вместе с Раскольниковым из душной каморки «выползает» «Нечто»тяжелое, душное, гадкое, противное человеческой сущности. Оно движется вместе с героем вдоль улиц, обволакивает его в распивочной, оседает в его ополоумевшей голове. Это еще один образ романа, а имя ему — ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Оно сродни призраку с дьявольским началом, который искушает наших героев. Раскольников же — главный объект ЕГО эксперимента.

Какая, на первый взгляд, мелочь заставила Раскольникова понервничать?

«…Я так и знал. я так и думал. весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа…»(«….. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская…»)

Улика! Несомненный «атрибут» любого вида преступления…

Петербург — центр русских немцев, шире — всех иностранцев. «Немцами» называли всех чужеземцев — европейцев, которые с петровских времен тысячами въезжали в Россию.

За этими деталями литературная критика обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Имя Раскольникова Родион Романовича толкуется как «раскол родины Романовых».

Сколько по времени Раскольников находится в таком состоянии?

Герой посещает Алену Ивановну, делает пробу своего будущего «предприятия».

Каково было состояние Раскольникова, когда он вышел из квартиры старухи — процентщицы? («Вздор», «нелепость», «ужас», «грязь», «пакостно», «гадко».) Раскольников пребывал в состоянии невротическом: чувствовал вину, тревогу, беспомощность, бессилие, противоречивость, презирал себя.

Рис. 2. Загурский Виталий, 10 класс: «Образ Раскольникова перед преступлением»

Домашнее задание как рефлексия: каждый представитель следственной группы продолжает исследовать «материалы дела» (содержание последующих глав) в рамках своего вопроса. Дальнейшие уроки по произведению будут строиться по принципу отчета о работе в группах.

1. Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в контексте современного изучения классики.

2. М. М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского»,М.,1963;

3. А. А. Белкина «Роман духовных исканий», М.,1967;

4. Ю. Г. Кудрявцева «Три круга Достоевского», М.,1991.

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Преступление и наказание.

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема – Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция – Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главная тема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа – эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Преступления и наказания».

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману. Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

Уроки литературы в 10-м классе по теме: “Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание”

Разделы: Литература

1) познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Достоевского.
Раскрыть особенности духовного пути Достоевского;
2) раскрыть систему взглядов Достоевского – человека и Достоевского – писателя;
3) развитие устной речи учащихся.

Оборудование: тексты, портреты Достоевского.

I Вступительное слово учителя о традиционных оценках Достоевского: “трудный”,

Цели: приблизиться, попытаться узнать, что – то открыть для себя, собрать материал для своего слова о Достоевском.

II 1. Сообщение (устный доклад) подготовленных учащихся о биографии писателя.

2. Запись темы урока в тетрадях . Зарисовка таблицы:

Что знал о Достоевском.

Что узнал о Достоевском

Задание: в ходе работы над темой урока, заполнить таблицу.

3. Задание группе учащихся:

прочитать в учебнике Ю. Лебедева статью на страницах 24 – 25, выделить и выписать в тетрадь главную мысль этой статьи.

4. Беседа: что интересного о жизни Достоевского рассказал ученик, делавший сообщение.

Дополнения учителя:
-Мы говорим о внешней жизни в цифрах, а сейчас я предлагаю вам проследить духовный путь Достоевского.

– Какая мысль является главной в статье учебника?

“Мы будем вместе со Христом!” – слова Достоевского, после произнесенного приговора.

– Как Достоевский обрел Христа?

В 1847 г. кружок Петрашевского – в основе социалистическое учение Фурье (социалист – утопист)

1853 – 54 г. после каторги – складывается снова система общественно – политических и этических взглядов, получивших название “почвенничества”, как вариант христианского социализма.

По его мнению, современное состояния общества, называемого цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя (человекобог). Это ведет к разрушению и самого человека, и общества, и цивилизации в целом. Есть ли решение? Да не человекобог, а богочеловек.

Вечный идеал по Достоевскому – воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития и в этом спасение. “Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней – так душа писателя расширяется, развивается периодами, а творение его – только внешние результаты подменного роста души”. (А. Блок)

– Как вы думаете, о каком творении Достоевского можно говорить, прослушав эту цитату? (О “Преступлении и наказании”.)

Домашнее задание на следующий урок:

План беседы для работы на следующем уроке:

1. Коротко об истории создания

1 – Смысл названия? Что думаете о смысле названия ?
2 – Какие чувства пробудил роман?
3 – О чем заставил задуматься?
4 – В чем причины преступления?
5 – Что показалось непонятным?
6 – Можно ли считать “Преступление и наказание” детективом?

Класс 10 урок 2

Тема: Петербург и его роль в судьбе героя.

1) проиллюстрировать традиционность темы города в литературе XlX в., раскрыть пагубность влияния города на душу героя;
2) формирование собственной оценки поступков героя, личной позиции;
3) обучение анализу текста; развитие речи учащихся.

I Слово учителя: Работаем по содержанию l части романа. Ищем ответ на вопрос:

– Как ощущает себя наш герой в городе?

1 Что такое город?

– Строение, здания, дома, улицы, квартиры.
– Люди.

2. В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города?

Давайте вспомним. Тема традиционная:

А.С. Пушкин “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа.

Н.В. Гоголь “Петербургские повести”. “Шинель” – великолепен город, но его великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Ф. М. Достоевский – (по ходу урока сделать запись)

А.Блок, А.Ахматова, А.Белый – воспевают дивный и призрачный город.

3. Мнение наших современников. Впечатление о Петербурге учащихся, видевших город.

– Каков же Петербург Достоевского? Каково там нашему герою?

III Анализ глав романа по плану:

Темный город Яркий город

  • Внешний город: улицы, дома.
  • Внутренние дворы, квартиры, подъезды и т. д.
  • Люди (отдельно семья Мармеладовых.)
  • IV Подводим итог урока:

    Каково находится Раскольникову в Петербурге?

    Город – фон, монстр, чудовище, город одиночества.

    Федор Михайлович Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.

    Н. Бердяев: “Город – трагическая судьба человека. Город , который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и скитальничестве”.

    Д/З: Найти в тексте изложение теории Раскольникова на право сильной личности, на преступление.

    Быть готовым отвечать на вопросы:

    – имеет ли сильная личность право на преступление или нет?

    Страницы 37 – 45 по учебнику Ю.Лебедева.

    Класс 10 урок 3

    Тема: “Тварь ли я дрожащая или право имею. ”

    На перемене проверить тетради учащихся с заполненными таблицами.

    I Слово учителя:

    Продолжаем анализ романа, но прежде еще раз об итогах уроков:

    – Почему роман начинается с описания Петербурга?

    – Каково Раскольникову в Петербурге?

    – Одиночество как обстоятельства, которые Раскольников должен принять, или его желание?

    (В Петербурге Раскольников одинок до и после преступления, на каторге- хоть погибнуть, но среди людей.)

    То, что Раскольникова окружает, является прямым отражением его внутреннего состояния.

    – Как вы думаете, какие причины побуждают Раскольникова переступить закон?

    Запись темы урока.

    1. Задание учащимся, отсутствующих на предыдущем уроке: Стр. 45 – 46 учебника Ю.Лебедева.
    2. Мы говорили, что материалом к роману Достоевского послужили не только конкретные факты (ряд убийств в печатных изданиях), но и различные теории и идеи Штирнера, воспевающие эготизм, Карлейля, теория “культа героев”, Ницше, теория о “сверхчеловеке”. Эти идеи буквально пропитывали воздух того времени. В марте 1865 г. выходит сочинение французского императора Наполеона lll “Жизнь Юлия Цезаря”, в которой он, основываясь на воззрении Карлейля и др. мыслителей, отстаивал состоятельность идей бонапартизма, защищая права так называемой “сильной личности”, нарушающей общественные нормы, обязательные для обыкновенных людей. Это явилось источником теории Раскольникова. Это подтверждает Достоевский к использованию стр. романа для спора со сторонниками идей.

    Раскольников Достоевский читатель

    (выяснение отношения к вышеизложенному героя романа, автора и читателя, используя материал романа и собственное мнение).

    – Каков ваш ответ?

    – Раскольников кто он?

    Вывод: – Вернемся к теме урока. Что скажете?

    Любая теория, которая овладевает умами – опасна. Логика жизни по Достоевскому всегда делает несостоятельной любую идею. Незыблемым остается одно -православное воззрение. В чем есть православие? В романе это Евангелие.

    Класс 10 урок 4

    Тема: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!”

    Цель: Развитие навыков анализа художественного текста по заданной проблеме:

    Воспитание ответственности за содеянное, возможности возрождения через покаяние.

    I Актуализация знаний учащихся

    1. Всегда ли цель оправдывает средства?

    2. Для тех, кто отсутствовал на предыдущем уроке, читать страницы 45 – 46. Ответ дать в конце урока.

    II Формирование умений и навыков.

    1. Анализ поведения героя после переступания, прослеживание авторской позиции.

    – Тему урока определили на прошлом уроке. Почему эта тема должна стать темой нашего разговора? (Преступление совершено, что дальше? Раскаяние? Озлобленность? Уверенность в справедливости свершенного ?). Раскаяние.

    – Кто Раскольникову помогает осознать это?

    С этого момента идет раскаяние

    Эпилог: Каторга Раскольникова: “Не вынес испытания, сделал явку с повинной”

    Тяжелая болезнь Раскольникова

    Тяжелая болезнь Сони

    Соня протягивает ему руку, он упал на колени.

    Чтение страницы 533 романа “Преступление и наказание”.

    – Подведите итог и продолжите фразу в названии урока.

    – Полно ли отражает содержание урока название темы?

    Анализ содержания романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

    Описание разработки

    Предлагаемые материалы представляют систему ключевых блоков для последовательного анализа романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Работа над текстом поделена на 7 тем – соответственно количеству частей романа. Формулировка тем, эпиграфы – это цитаты из произведения, которые предполагается интерпретировать в сопоставлении с авторским видением.

    К каждой теме предлагается план содержания изучаемого раздела романа и вопросы для наблюдения, обсуждения и интерпретации прочитанного, даны варианты ответов на наиболее сложные вопросы. Предполагается использование приёма “погружения” в художественный текст, отслеживание “потока сознания” главного героя, наблюдение за семантикой некоторых названий, языковым полотном романа.

    Каждый из блоков – это готовая часть основного этапа урока литературы для организации фронтальной, групповой работы на уроке, следовательно, реализации интерактивной и кооперативной технологий обучения.

    За 33 роки життя біля шкільної дошки я прийшла до висновку, що осягнути психологію Р. Раскольникова, відчути розпач його зболеного серця і усвідомлення ним свого зруйнованого життя найлегше, йдучи по тексту «слідом за автором». Адже роман Ф. Достоєвського «Злочин і кара» написано складною для підлітків мовою, з складним синтаксисом; неможливо утримати нитку «потоку свідомості» героя, якщо хоч на кількох рядках тексту «схибиш» і неуважно прочитаєш. Бо в учнів ще відсутній досвід роботи з подібними творами. Тому вважаю доречним вивчати цей твір «методом поринання» в художній текст. Пропоную опрацювання сюжету роману методом «слідом за автором» (профільний рівень вивчення предмету). Дана розробка не є конспектами уроків, а системою ключових блоків для аналізу змісту об’ємного твору.

    Тема 1. «Груда мёртвых камней, где человеку некуда идти»

    Эпиграф: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… куда-то… к чёрту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать».

    (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)

    План І части романа

    Рассказ Мармеладова о собственной жизни.

    Письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой.

    Встреча с пьяной девочкой.

    Страшный сон Раскольникова.

    Разговор Лизаветы с мещанином.

    Подготовка Раскольникова к убийству.

    Убийство Алёны Ивановны и Лизаветы.

    Вопросы для беседы

    Какую историческую эпоху развития России изобразил Достоевский в романе?

    (Изображены события, происходящие в буржуазном городе . Кричащие противоречия между нищетой и богатством доведены до предела. События происходят примерно в 1862-64 годах: о трёх годах надоевшей «прогрессивной трескотни» говорит Разумихин; Порфирий Петрович говорит о реформах 1861 года; Раскольников читает старые газеты о петербургских пожарах).

    Как писатель подчёркивает антагонизм между «хозяевами жизни» и «маленьким человеком» в большом городе?

    Проанализировать отрывки: гл. 1 «На улицах жара стояла страшная, к тому же духота…»

    Гл. 5 «Было около десяти часов, когда он проходил по Сенной…»;

    «Таким образом прошёл он весь Васильевский остров, вышел…»

    Вывод: в романе изображены два мира. Лишь однажды автор обратит внимание на «город пышный», но объектом его исследования будет «город бедный» – Петербург с его распивочными заведениями, Сенной площадью, пыльными улицами, перенаселёнными домами.

    Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие июльские дни?

    (Серый цвет, пыль, нет солнца)

    В какой форме передаётся мысль об унижении и бесправии петербургского люда?

    (Показаны страдания женщин Катерины Ивановны, Сони, Дуни и детей; история жизни Мармеладова, чья «сладкая» фамилия звучит как парадокс . Автор использует приёмы: прямые описания, внесюжетные персонажи (пьяная девочка), портрет, фамилии, цветовую палитру).

    Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге? (Подчёркивает безысходность). Как такое окружение влияет на главного героя?

    (Оно угнетает его, перепевается с его настроением, усугубляет его переживания).

    Есть ли куда пойти Родиону а Раскольникову?

    Какую роль в раскрытии темы безысходности выполняет сон Раскольникова? (Снится, как крестьянин Миколка зверски убивает лошадь. Лошадь – символ бесправного беспомощного человека-страдальца).

    Что мы узнали из первой части о мотивах преступления Раскольникова?

    Как относится автор к герою?

    Как объяснить название темы и эпиграф?

    Тема 2. «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту»

    Эпиграф: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

    План ІІ части романа

    Душевное состояние Раскольникова после убийства.

    В конторе квартального следователя. Обморок.

    Избавление от украденного.

    Второй сон героя.

    Разговор о рабочем Миколке.

    Встреча с Заметовым в «Хрустальном дворце».

    Начать с чтения фрагмента из конца ч.І гл. 7 «Войдя к себе, он бросился на диван…»

    Вопросы для беседы

    Как чувствует себя Раскольников на второй день после совершённого преступления? О чём он думает?

    Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

    Автор: Guru · Опубликовано 24.06.2017 · Обновлено 08.10.2017

    Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

    В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

    В чем суть теории Раскольникова?

    Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

    Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

    Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

    Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

    Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона. Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества. Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов. Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

    Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

    Раскольников и Соня Мармеладова

    Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

    Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

    Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

    Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

    В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

    «Преступление и наказание»: история создания романа

    Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

    Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

    Тематика произведения

    Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

    «Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

    Читайте также:  Анализ романа Война и мир Толстого
    Ссылка на основную публикацию