Анализ сказки Бажова Малахитовая шкатулка

Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.

Скрытый смысл в том, что подарена эта шкатулка, как выяснилось не Степану – горняку, добывающему малахит. Потому как умер он вскоре, не воспользовавшись ими.

И жене его Настасье, которой подарил Степан эти драгоценности, были они в тягость. Не смогла носить их Настасья. Было мало, тяжело, холодно, туго, велико. Не для нее, выходит, предназначила Хозяйка медной горы свой дар. Встает вопрос, для чего тогда передала она их Степану?

После его смерти осталась одна Настасья растить троих детей, двух сыновей и дочь Танюшку. Не продала шкатулку только по просьбе дочери, которая души в украшениях не чаяла, ценила их как память об отце. Ни на кого не была похожа, женихов отвергала, потому что было в ней что-то неподвластное пониманию крестьянского народа. Как выяснилось впоследствии, Татьяну не понимало и высшее сословие вплоть до царицы.

Не от мира сего родилась девушка, не ласковая с людьми и с родной матерью. Ей и только ей впору пришлись драгоценности из малахитовой шкатулки, ее они оберегали, ей помогали принимать решение, как будто сама Хозяйка медной горы родила ее, а не Настасья. Как будто сама Хозяйка в облике странницы явилась в их дом, чтобы обучить девочку искусному рукоделию, равных которому еще не было.

И только со странницей была Татьяна мила и приветлива. Только ее странница называла доченькой, и Танюшка не противилась этому.

Своенравность, некоторыми считающаяся чудачеством, девушки не отпугивало, однако мужчин, которые табуном ходили перед ее окнами. Но равного себе она не видела, как не видела себя в будущем чьей-то женой, матерью, живущей среди знакомых ей людей.

Предназначение свое видела Татьяна в труде, в небывалом таланте вышивки шелком. Понимала, что не зря так тянет ее к малахиту, к подаренным отцу драгоценностям, к страннице и ее науке.

Исчезает Танюшка в малахитовой комнате царицы не просто так. А потому, что не было места ей среди всех этих людей. Как будто из другого мира пришла она на Землю. И вот теперь пришло время возвращаться.

Нет в этой сказке удивления Татьяны волшебным событиям, происходящим с ней. Потому, что где-то в подсознании, есть понимание того, что не принадлежит она к этому миру.

2 вариант

Сказка Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулки» пронизана одной идеей. Сквозь сюжет проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями, которую подарила Хозяйка медной горы, горняку Степану.

Скрытый смысл в том, кому была подарена эта шкатулка. Ни Степану т. к он ими не воспользовался, умер. Его жена, которой он их подарил, тоже не была в восторге от них. Они ей были, то тяжелые, то холодные, то большие. Видно не ей предназначались эти драгоценности. Вопрос, зачем Хозяйка медной горы подарила их Степану?

Когда Степан умер, осталась его жена Настасья, одна с тремя детишками, двумя сыновьями и дочкой Танюшкой. Не продавала мать шкатулку только из – за дочери, которая любила эти украшения, ценила их как память об отце. Девушка была загадочна, как для крестьянского народа, так и для высшего сословия, даже для царицы. Всех женихов отвергала.

Девушка была груба с людьми и с родной матерью. Настасье не нравилось такое поведение дочери. Она жаловалась соседям на дочь. Зато ей все украшения, которые были в подаренной шкатулке, были в пору, они оберегали и помогали в принятии решения. Казалось, что она была дочерью Хозяйки медной горы, а не Настасьи. И Хозяйка появилась в их доме в образе странницы, и обучила девочку рукоделию.

Таня была приветлива с этой женщиной, и когда эта женщина назвала ее доченькой, Танюшка не возмутилась.

Трудный характер девушки не отпугивал женихов, они за ней ходили толпами, атаковали двери её дома. Она не видела себе равного, как не представляла себя, чей — либо женой, матерью.

Татьяна считала, что её предназначение было в труде, и в вышивке шелком. Она понимала, что её тянет малахиту, драгоценностям, к страннице и ее науке. Девушка исчезла в малахитовых покоях царицы, не было ей места среди людей, она была с другого мира. Танюшка выбрала свою судьбу, удалиться во владениях Хозяйки Медной Горы.

Девушку не удивляли события, которые с ней происходили, как – будто она знала, что она с другого мира, и ей надо вернуться домой, в царство малахита и драгоценностей. Сказка учит нельзя опускать руки в трудной жизненной ситуации, нельзя унывать, надо бороться за мечту и верить в чудо. Надо быть трудолюбивым.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Малахитовая шкатулка Бажова

Популярные сегодня темы

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла.

Стоит сказать, что в образе мещанина показан центральный герой в комедийном произведении, которое написал Мольер. С одной стороны, можно заметить, что герой обладает качествами тщеславия и гордыни, а с другой стороны

Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.

Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире

Тема любви в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» играет ведущую роль. Автор сравнивает разные виды любви, разные подходы к пониманию любви, разные способы отношения к ней.

Бажов Павел “Малахитовая шкатулка”

Читательский дневник по произведению “Малахитовая шкатулка” Павла Бажова

Автор: Павел Бажов

Название произведения: “Малахитовая шкатулка”.

Число страниц: 50.

Жанр произведения: уральские сказы.

Главные герои: вдова Настасья, два сына, дочь Танюша, Турчанинов, Странница.

Характеристика главных героев:

Танюшка – добрая, хозяйственная, рукодельница.

Камни тянули ее к себе.

Старушка – добрая, умелая и открытая.

Многому научила Танюшку.

Настасья – строгая, но добрая.

Не понимала, что творится с ее дочерью.

Турчанинов – наглый и хитрый.

Стыдился бедноты Танюшки.

Получил ценный урок.

Краткое содержание сказания “Малахитовая шкатулка” для читательского дневника

После смерти супруга Степана Настасья стала вдовой с тремя детьми.

От мужа у нее осталась лишь шкатулка с украшениями, которую им когда-то подарила хозяйка Медной горы.

Украшения Настасья не носила и спрятала шкатулку в дальний угол сундука.

После смерти отца дочь Настасьи Танюша часто плакала и грустила.

Мать дала ей шкатулку с украшениями, чтобы девочка поиграла с ними.

А все ожерелья и бусы как будто для нее были созданы.

Девочка подросла и стала увлекаться шитьем из бисера и шелка.

Однажды в дом к ним попросилась Странница.

В знак благодарности старушка научила Танюшу вышивать разные узоры, подарила ей шелк и стеклянный камешек.

Ничего особенного в нем не было, но если посмотреть через него, то такие узоры получались, что ни одна мастерица повторить не могла.

Вокруг Танюши много ухажеров крутились, но никому она не отвечала, пока не познакомилась с барином Турчаниновым.

Молодой юноша нашел малахитовую шкатулку, которую Настасья продала после пожара в избе, и захотел познакомиться с хозяйкой этой шкатулки.

Парень влюбляется в девушку, дарит ей украшения, которые были раньше в шкатулке и просит стать его женой.

Танюша соглашается, но если барин выполнит ее условия: познакомит ее с царицей в малахитовой палате.

Чтоб не пестрить красотой драгоценностей, Танюша надевает на себя простую и дешевую шубу и отправляется в Петербург.

Когда Турчанинов видит ее бедный вид, то сбегает, поскольку не хочет опозориться перед императрицей.

Девушка отправилась в малахитовые покои и никого там не застала.

Она прислонилась к малахиту и исчезла.

Только украшения остались на колонне и никто не смог их оторвать.

План пересказа произведения “Малахитовая шкатулка”

1. Смерть Степана и подарок хозяйки Медной горы.

2. Большие деньги за малахитовую шкатулку.

3. Дочь Танюша играет с драгоценностями.

4. Вор слепнет от самоцветов.

5. Странница просится в дом.

6. Обучение рукоделию.

7. Чудесные видения в камушке.

8. Подарок от Странницы.

9. Танюша помогает семье разбогатеть.

10. Пожар и продажа шкатулки.

11. Украшения не подходят жене Пароти.

12. Портрет Хозяйки Медной горы.

13. Барин Турчанинов и сватовство к Танюше.

14. Выкуп шкатулки с драгоценностями.

15. Царица и малахитовая палата – условия Танюши.

16. Ослепительный наряд под бедной шубкой.

17. Турчанинов стыдится девушки и сбегает.

18. Танюша исчезает, обняв колонну.

19. Две Хозяйки Медной горы.

Главная мысль сказания “Малахитовая шкатулка”

Одной из главных мыслей сказки является то, что нужно ценить внутреннюю красоту, а не богатый внешний вид и количество золота в кармане.

Еще одной главной мыслью стоит отметить, что нужно упорно трудиться и учиться всяким талантам, чтобы самому построить себе счастливую и достойную жизнь.

Ведь, люди добрые, достойные всегда найдут свое счастье, и не обязательно, чтоб счастье заключалось в любви к другому, это может быть и любимое мастерство.

Чему учит произведение “Малахитовая шкатулка”

Сказ учит нас многому:

1. Упорно трудиться, быть настойчивым и терпеливым.

2. Самому ковать свое счастье и не надеятся на помощь других.

3. Ценить семейные реликвии и оберегать их.

4. Не верить красноречивым словам, а верить поступкам.

5. Не оценивать людей по внешнему виду, а ценить их за внутреннюю красоту.

6. Не останавливаться на пол пути, а добиваться новых целей в своем любимом деле и совершенствоваться.

Краткий отзыв о сказание “Малахитовая шкатулка” для читательского дневника

Сказка “Малахитовая шкатулка” – это наглядный пример упорства и трудолюбия, которые приносят хорошие плоды.

Главная героиня сказки девушка по имени Танюша была исправной рукодельницей и умела вышивать такие вещи, что любая позавидует.

Ее золотые руки принесли ей хорошую славу и богатства.

Лично для меня, это хороший пример того, как любимое дело может принести хорошие плоды.

Моим нелюбимым персонажем стал барин Турчанинов.

Как он мог кричать о любви, если увидев Танюшу перед дворцом, просто сбежал?

Он даже не попытался разглядеть душу девушки, а просто любил ее за богатства и красоту.

Из-за его побега девушка так и не познакомилась с царицей, а просто была обманута и брошена.

Я считаю, что нам многому есть чему поучиться у главной героини сказки.

Какие пословицы подходят к произведению “Малахитовая шкатулка”

“Кто хорошо трудится, тому есть, чем хвалиться”.

“Не ищи красоты, а ищи доброты”.

“Красивый вид человека не портит”.

“Воля и труд дивные всходы дают”.

“Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят”.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Подошла Танюшка ко дворцу, а царские лакеи не пущают – не дозволено, говорят, заводским-то.

Турчанинов барин издаля Танюшку завидел, только ему перед своими-то стыдно, что его невеста пешком, да еще в экой шубейке, он взял да и спрятался.

Читайте также:  Образ и характеристика Медведева в пьесе На дне Горького сочинение

Танюшка тут распахнула шубейку, лакеи глядят – платье-то! У царицы такого нет! – сразу пустили.

А как Танюшка сняла платочек да шубейку, все кругом ахнули:

– Чья такая? Каких земель царица?

А барин Турчанинов тут как тут.

– Моя невеста, – говорит.

Танюшка эдак строго на него поглядела:

– Это еще вперед поглядим! Пошто ты меня обманул – у крылечка не дождался?

Неизвестные слова и их значения:

Постой – свободный дом.

Гобелены – ковер с вышивкой.

Приказчик – помощник хозяина.

Бомонд – высший свет.

Малахит – ярко-зеленый минерал.

Еще читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 8 ноября 2018 г.

“Малахитовая шкатулка”

Бажов П., сказка “Малахитовая шкатулка”

Главные герои сказки “Малахитовая шкатулка” и их характеристика

  1. Настасья, супруга мастера Степана.
  2. Танюшка, ее дочь. Красавица и умелица, независимая, гордая, своенравная.
  3. Странница. Таинственный персонаж, учит Танюшу вышивать.
  4. Паротя, управляющий на приисках. Жадный и жестокий.
  5. Турчанинов, барин. Владелец приисков, глупый и некрасивый.

План пересказа сказки “Малахитовая шкатулка”

  1. Наследство Степана
  2. Бедность Настасьи
  3. Драгоценная шкатулка
  4. Зеленоглазая Танюшка
  5. Как проучили вора
  6. Загадочная странница
  7. Уроки странницы
  8. Чудесное видение
  9. Пуговица странницы
  10. Заслуженная слава
  11. Паротя
  12. Покупка шкатулки
  13. Волшебные драгоценности
  14. Портрет Хозяйки
  15. Барин Турчанинов
  16. Выкупленные драгоценности
  17. Просьба Танюшки
  18. Бедная шуба, богатое платье
  19. Возмущение Танюшки
  20. Малахитовая стена
  21. Две хозяйки

Кратчайшее содержание сказки “Малахитовая шкатулка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. После смерти Степана Настасья одна растит двух сыновей и красавицу Танюшку.
  2. Странница учит Танюшку вышивать и показывает ей видение дворца с императрицей.
  3. Жена Пароти покупает малахитовую шкатулку, но не может носить драгоценности.
  4. Барин Турчанинов выкупает драгоценности и обещает Танюшке показать императрицу.
  5. Танюшка сама приходит во дворец и смотрит на императрицу, а потом ведет всех в малахитовую палату.
  6. Танюшка растворяется в стене из малахита.

Главная мысль сказки “Малахитовая шкатулка”
Настоящий талант нельзя ограничить какими-то рамками, он сам пробьет себе дорогу.

Чему учит сказка “Малахитовая шкатулка”
Учит трудолюбию, настойчивости, упорству. Учит тому, что настоящий талант дается человеку от рождения и его следует развивать. Учит быть независимым и свободным. Учит наказывать глупость и несправедливость. Учит верить в лучшее и не опускать руки в трудных ситуациях.

Отзыв на сказку “Малахитовая шкатулка”
Мне очень понравилась эта красочная история. Особенно мне нравится девушка Танюшка, которая стала настоящим великим мастером, достойным занять свое место возле самой Хозяйки медной горы. Танюшка мне нравится своим упорством, своим стремлением к совершенству, своей независимостью и умению посмеяться над теми, кто хотел ее обидеть.

Пословицы к сказке “Малахитовая шкатулка”
Добрая слава лучше богатства.
Счастье и труд рядом живут.
Где талант, там и надежда.
Глупому болвану ни в чем не быть талану.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Малахитовая шкатулка”
Когда Степан умер, осталась от него Настасье малахитовая шкатулка с разными женскими украшениями. Только сама Настасья их не носила. Бывало оденет, еще при жизни Степана, и все не так, кольцо палец жмет, серьги уши оттягивают, а бусы льдом холодят.
Так и лежали драгоценности в шкатулке и после смерти Степана. Знающий человек как-то сказал, что эти украшения больших денег стоят, и посоветовал не продавать их просто так.
Настасья эти слова запомнила и хоть и пришла нужда, малахитовую шкатулку берегла. Да и младшая дочка тоже умоляла мать не трогать украшений.
После Степана осталось-то трое детей. Двое ребят и девочка, не понятно в кого черненькая и зеленоглазая, Танюшкой звали.
Росла Танюшка красавицей и все любила с отцовским подарком играть. И странное дело, ее украшения не морозили, а напротив согревали.
Однажды, когда матери не было дома, Танюшка надела украшения, а в это время в избу вор забрался, хитник. Топор в руке держит. Как увидел Танюшку в драгоценных камнях, так рукой глаза закрыл и закричал что ослеп. Так и выскочил из избы, ослепленный, а там его соседи перехватили.
Танюшка только матери рассказала, как дело было, а та решила спрятать шкатулку. Только Танюшка по теплу, да по свету отыскала ее в самом дальнем углу.
А потом пришла к Настасье странница, маленькая, черненькая, шустрая. Попросилась пару ночей переночевать, Настасья и пустила.
А странница сразу котомку развязывает, да Танюшку зовет, рукоделие свое показывает. Увидела Танюшка узор сверкающий и у самой глаза загорелись. Так и стала учить странница Танюшку вышивать.
Как-то решила Танюшка показать страннице шкатулку тятину. А та надеть украшения попросила. Надела Танюшка камни, а странница давай их поправлять. А потом сказала вперед смотреть и на нее не оглядываться.
И увидела Танюшка большой зал с малахитовыми стенами, толпу нарядных людей, а впереди всех зеленоглазую красавицу в восхитительном платье. Возле красавицы мужичок какой-то, на зайца похожий увивается. А потом разглядела Танюшка на красавице отцовские украшения и пропало видение.
Вскоре ушла странница, а на прощание подарила Танюшке пуговицу, посоветовав в трудную минуту у пуговицы подсказку искать.
И стала Танюшка вышивать. Потом подросла, стали на нее парни заглядываться, даже из барского дома, а Танюшка всем от ворот поворот давала, да еще посмеивалась.
А изделия ее в моду вошли и платили за них справно. Из других мест за вышивкой приезжали.
Но пришла беда, сгорел дом Настасьи, только шкатулку из огня спасти и успели. И решила Настасья продать наследство. Танюшка на пуговицу посмотрела, а там зеленоглазая ей кивает, продавай.
Купцы набежали, стали цену поднимать, до тысячи рублей дошло, а Настасья две тысячи просит.
Тут приехал на прииск новый приказчик, иностранец, который чисто по русски говорил только слово “Пороть”, за что его самого Паротей и прозвали. Но хоть орал он много, народ при нем свободней вздохнул.
Жена у Пароти была из любовниц графского сына, ее специально старый граф за музыканта выдал, да в Полевую отправил, чтобы сыну жениться не помешала. Так эта жена Пароти как услышала про Настасьины драгоценности, сразу прибежала их смотреть. И очень они ей понравились, ведь даже на императрице она таких не видела. И согласилась она за две тысячи их купить.
Купцы хотели цену перебить, но Настасья отказалась, отвечала, что уже слово дала женщине. Купила жена Пароти драгоценности, а носить не может. Помчалась она к мастерам, чтобы подогнали ей украшения, а те, как увидят шкатулку с камнями, наотрез отказываются. Отвечают, что с такой работой ни одному мастеру тягаться нельзя.
Ну да ладно, решила жена Пароти продать украшения богатой дурочке и успокоилась. А тут еще старый барин умер, а новый своей любовнице письмо прислал, обещал назад в Петербург забрать.
Паротя про то узнал и пить с горя начал – жену отбивают. А ему кто-то про Танюшку и рассказал. Пошел взглянуть Паротя на местную красавицу, а как увидел застыл столбом. Потом стал просить вышить ему Танюшкин портрет. Танюшка на пуговицу глянула, там зеленоглазая кивает и на себя показывает.
Ну и согласилась Танюшка, только сказала, что не свой портрет вышьет, а женщины знакомой, сходственность в лице будет, но одежда другая. Паротя согласился.

Вышила Танюшка портрет, посмотрел на него Паротя и ахнул, вылитая Танюшка, только платье другое.
А вскоре и барин молодой прикатил, стал гулянки устраивать. Паротя все пьяный ходил и однажды стал портретом похваляться. Заинтересовался барин, а потом и про шкатулку с украшениями услышал. Посмотрел на камни, перекупил их втридорога и велел Танюшку позвать.
Как пришла Танюшка, попросил ее барин Турчанинов надеть украшения. Надела Танюшка. а барин сразу ее замуж стал звать. Танюшка потребовала, чтобы тот ей палату малахитовую во дворце показал и саму императрицу.. Турчанинов согласился.
Договорились, что приедет Танюшка в Петербург к Покрову, когда и барин там будет.
Приехала Танюшка в Петербург, живет на окраине, в богатую квартиру барина переезжать не торопится.
А между тем слух о камнях Танюшкиных до самой императрицы дошел и стала она от Турчанинова требовать показать Танюшку.
Барин хотел в карете Танюшку во дворец привезти, а та отвечает, что сама придет, и пусть барин ее у крылечка ждет.
И вот ждет во дворце барин Танюшку. А та надела платье с украшениями, сверху старую шубейку и пошла ко дворцу.
А там ее лакеи не пускают. Турчанинов увидел ее в шубейке и тоже спрятался, стесняется. А Танюшка шубку скинула и все только ахнули. Такого платья и у царицы нет. Пропустили сразу.
Стали все гадать кто такая, каких земель царица. Тут и Турчанинов выскочил, невестой Танюшку представляет. А Танюшка сердится, почему у крылечка не ждал?
Вот привел ее Турчанинов в приемную залу, а Танюшка снова возмущается. Опять обман, не та зала, не малахитовая. И пошла вперед по дворцу, а все кто был в зале следом.
Дошла Танюшка до малахитовой залы и стоит у стенки. ждет.
А царица в это время входит в приемный зал и видит, что никого нет. Ей докладывают, что какая-то девица всех в малахитовый зал увела. Рассердилась царица, приходит в малахитовый зал, требует ей турчаниновскую невесту показать.
А Танюшка стоит, царице не кланяется, обижается. Опять обман. Это ей должны были царицу показать, а та вишь какая, сама на нее смотреть хочет. И засмеялась Танюшка над Турчаниновым. Прислонилась к стене и исчезла. Только камни на стене остались. Царица в обморок падает, барин камни подбирать бросается. А камни все в капельки превращаются. Только пуговица и осталась.
А как взял Турчанинов ту пуговицу, так и увидел в ней зеленоглазую красавицу. Смеется она, говорит про зайца, которому ее не взять.
Барин после этого последний умишко потерял, запил, чуть заводы с молотка не пустил. Паротя тоже пошел пьянствовать, да и жена его не поживилась ничем.
А у Настасьи выросли сыновья, женились, внуки пошли. А Танюшку больше никто в тех местах не видел. Только стали поговаривать в народе, что видеть стали двух Хозяек, в одинаковых платьях.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Малахитовая шкатулка”

Композиция образов в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Школьная учебно-исследовательская
конференция «Шаг в будущее»

Композиция образов в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Кузнецова Татьяна Алексеевна
ученица 4 А класса
МБОУ «СОШ №21»

Руководитель:
Рудакова Наталья Николаевна
учитель русского языка литературы
высшей квалификационной категории

2013 г.
Оглавление

Глава 1. Композиция образов как средство раскрытия замысла писателя
4

1.1. Лексическое значение термина «композиция»
4

1.2. Роль композиции в художественном произведении
4

Глава 2. Система образов в сказе «Малахитовая шкатулка»
5

2.1. П.П. Бажов – собиратель фольклора и автор сказов
5

2.2. Характеристика главных и второстепенных персонажей
5

Глава 3. Своеобразие расположения образов в сказе «Малахитовая шкатулка»
6

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дети практически не знакомы с творчеством П.П. Бажова и не знают термина «композиция». Выводы были сделаны на основе анкетирования, проведенного в МБОУ «СОШ №21» г. Северодвинска среди учащихся 4А класса (Приложение 1). Из 24 респондентов 12 школьников назвали следующие сказы: «Серебряное копытце-12 (программное произведение), «Огневушка-поскакушка»-2, «Голубая змейка»-3, «Горный мастер»-1, «Малахитовая шкатулка»-1 . Из 12 учеников, читавших сказы Бажова, только 4 школьника перечислили положительных и отрицательных героев. На вопрос анкеты «Зачем автору необходимы положительные и отрицательные герои?» смогли ответить 4 ученика, считающие, что так писатель учит читателей доброте. Дать определение слову «композиция» учащиеся не смогли, но 4 респондента составили словосочетания: «музыкальная композиция», «композиция из природных материалов», «композиция произведения».
Автор исследования считает необходимым рассмотреть композицию образов в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», так как это расширит словарный запас школьников и позволит анализировать произведение на новом качественном уровне. Выбор сказа объясняется тем, что главную героиню зовут «Танюшка», как и автора работы.
Цель исследования – рассмотрение композиции образов в сказе П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
познакомиться со сказами из цикла «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова;
рассмотреть термины «композиция» и «антитеза»;
проанализировать систему образов в сказе «Малахитовая шкатулка»;
определить своеобразие расположения персонажей в сказе.
Предмет исследования – композиция образов в сказе.
Объект исследования – сказ П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка».
Основой для исследования стали источники: Большой справочник школьника. 5-11 классы, С.И. Ожегов «Словарь русского языка», словарь литературоведческих терминов, Большой Российский энциклопедический словарь.
Задачи исследования реализуются с помощью комплекса методов. Метод анкетирования позволяет определить актуальность работы. Метод наблюдения необходим для сбора информации. Методы анализа и сравнения позволяют охарактеризовать положительных и отрицательных персонажей и составить схему «Композиция образов».
Гипотеза: композиция образов позволяет раскрыть авторский замысел.
Глава 1. Композиция образов как средство раскрытия замысла писателя

Читайте также:  Анализ рассказа Зощенко История болезни

1.1Лексическое значение термина «композиция»

Целостность и глубина произведения проявляются и через композицию. В толковом словаре С.И. Ожегова термин «композиция» означает «строение, соотношение и взаиморасположение частей, композиция картины, симфонии, книги» [5, 234]. Более точное определение слова представлено в Большом справочнике школьника: «состав и последовательность расположения эпизодов, частей и элементов литературного произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами» [3, 119].
В Большом Российском энциклопедическом словаре даётся комментарий: « композицию часто отождествляют как со структурой художественного произведения, так и с системой образов » [2, 719].
Следовательно, под композицией можно понимать не только последовательность расположения эпизодов, но и взаимосвязь и взаимоотношения персонажей произведения.

1.2. Роль композиции в художественном произведении

Рассмотрение композиции произведения – одно из средств постижения авторского замысла. Композиция персонажей (система персонажей) зачастую строится на таком художественном приеме, как антитеза. В словаре литературоведческих терминов представлено следующее определение: «резко выраженное противопоставление понятий или явлений» [7, 18]. Антитеза способна оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.
Итак, контраст, используемый в системе образов, позволяет разделить персонажей на главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев и помогает раскрыть позицию писателя. «С главным героем обыкновенно связана основная проблематика (совокупность проблем) произведения, второстепенные персонажи помогают ее раскрыть, вступая в различные отношения (часто конфликтные) с главным героем, активно участвуя в сюжете. Эти персонажи составляют фон происходящего, расширяют рамки изображаемого, помогают оттенить те или иные стороны авторской позиции» [3, 145].
Значит, система образов позволяет автору передать основную мысль произведения

Глава 2. Система образов в сказе «Малахитовая шкатулка»

2.1. П.П. Бажов – собиратель фольклора и автор сказов
П.П. Бажов – создатель самобытного цикла сказов «Малахитовая шкатулка» (Приложения 2, 3). «Сказ – жанр, опирающийся на народные предания; характерен сочетанием сказочно-фантастического мира фольклорных персонажей с зарисовками быта и нравов, с обличением произвола «хозяев жизни» [3, 146]. В приложении 4 представлена сравнительная характеристика сказа и сказки.
В сказе «Малахитовая шкатулка» сказочным персонажем является Хозяйка Медной горы – хранительница драгоценных пород (Приложение 5). Она предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой – в виде ящерицы. Происхождение своё ведёт от «духа местности». Существует и другая гипотеза: это преломленный народным сознанием образ Венеры. «Хозяева жизни» представлены в образах приказчика, его жены, Турчанинова.
П.П. Бажов умело осуществил расстановку персонажей в сказе, показав ум, работоспособность, талант главной героини. Танюша с самого начала повествования заинтересовывает читателя, вызывая симпатию.

2.2. Характеристика главных и второстепенных персонажей
П.П.Бажову было важно показать сильный характер героини. Не случайно автор дал героине имя «Танюша», означающее «устроительница, повелительница» [4, 308]. Имя красивое, эмоциональное, «твердое». Татьяна – девушка красивая («выросла-де у нас в заводе красавица»), гордая, трудолюбивая («не привышны мы подарки-то принимать, трудами кормимся»), сердечная («Танюшка его пожалела») (Приложение 6).
Необходимо отметить разное отношение второстепенных персонажей к дочери Степана. Отец видел в Танюше смысл жизни («памятка моя»). Мать Настасья чувствовала отчужденность дочери («ровно кто подменил мне девчонку»). Хозяйка Медной горы принимала как дочь («дитятко») (Приложение 7). Положительные герои делают образ неоднозначным, сложным и интересным.
Девушка ощущает со стороны многих женщин зависть («хорошо, что эта зеленоглазая силы своей не чует»), а со стороны мужчин – восхищение («ни в каких землях такой красоты не видал») (Приложение 7).
П.П.Бажов показывает не только красоту, но и силу характера Тани. В композиции образов девушка занимает центральное место и противостоит слабому приказчику, его завистливой жене, трусливому Турчанинову, надменной царице (Приложение 8).
Глава 3. Своеобразие расположения образов в сказе «Малахитовая шкатулка»

Антитеза – выразительный прием, оказывающий эмоциональное воздействие на читателя и позволяющий автору раскрыть смысл произведения.
Павел Петрович, задумывая сказ «Малахитовая шкатулка», опирался на быт и нравы уральских горнорабочих и «хозяев жизни» (заводчиков и приказчиков).
Так, в приложении 9 представлена композиция образов сказа «Малахитовая шкатулка», где наглядно изображена исключительность главной героини и ее роль в раскрытии замысла произведения.
В предложенной схеме автор исследования в центре расположил главную героиню, руководствуясь тем, что в данном образе воплощены лучшие черты русского народа: ум, талант, трудолюбие, сердечность, неприступность, гордость, красота.
В левой части схемы находятся положительные персонажи: Настасья, Степан и Хозяйка Медной горы, которые углубляют образ героини и делают его неоднозачным. Степан и Хозяйка Медной горы близки по духу Тане, а родная мать не может найти взаимопонимание с дочерью.
В правой части приложения 9 представлены отрицательные персонажи (приказчик Паротя, его жена, барин Турчанинов, царица и хитник), которые оттеняют образ Тани, то есть показывают не только внешнее, но и внутреннее превосходство девушки. Это проявляется в слабости влюбленного Пароти, в зависти вздорной и расчетливой жены приказчика, в корысти «малоумненького и мотоватого» Турчанинова, в высокомерии и надменности царицы, в наживе хитника.
Таня в конце сказа исчезает: «прислонилась к стенке малахитовой и растаяла» [1, 62]. Героиня остается с Хозяйкой Медной горы, так как среди людей она одинока и нет достойного человека, который был бы по духу равен ей: « Тебе ли меня взять! Разве ты мне пара?» [1, 63].
Следовательно, составленная схема доказывает важность рассмотрения композиции образов для успешного анализа произведения и постижения авторского замысла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование посвящено изучению композиции образов в сказе «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова.
Необходимость в рассмотрении композиции образов возникла после анкетирования, проведенного среди учащихся 4 А класса МБОУ «CОШ №21». Школьники практически не знают сказов П.П.Бажова и не употребляют в речи такой термин, как «композиция». Это объясняется тем, что учащиеся зачастую не читают произведения вне школьной программы. Интерес к углубленному изучению литературоведческих терминов возможно привить только в ходе анализа художественных произведений.
По результатам проведенной работы были сделаны следующие выводы.
Во-первых, анализировать произведение можно через рассмотрение композиции. Под композицией можно понимать не только последовательность расположения эпизодов, но и взаимосвязь и взаимоотношения персонажей произведения.
Во-вторых, объектом исследования был выбран сказ. С жанр, опирающийся на народные предания и легенды; характерен сочетанием сказочно-фантастического мира фольклорных персонажей с точными зарисовками быта и нравов, с обличением произвола «хозяев жизни».
.В-третьих, в ходе анализа текста была определена важная роль антитезы. Антитеза, используемая в композиции образов, позволяет разделить персонажей на главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев. Положительные персонажи делают образ неоднозначным. Отрицательные персонажи оттеняют образ Тани, то есть показывают не только внешнее, но и внутреннее превосходство девушки.
В-четвёртых, составленная исследователем схема, наглядно показывает исключительность главной героини. Она умна, талантлива, трудолюбива, сердечна, неприступна, горда, красива.
Поставленные задачи решены. Гипотеза о том, что композиция образов позволяет раскрыть авторский замысел, подтверждена.
Автор работы настолько заинтересовался темой исследования, что познакомился со сказом «Левша» Н.С.Лескова, в котором повествуется о талантливом мастере и о безразличии богатых людей к судьбе простого русского человека. В основе этого сказа также композиционный прием – антитеза.
Литература
П. П. Бажов Сказы.- М.: Дрофа-Плюс, 2008.- 128 с.
Большой Российский энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия ,2007.- 1887 с.
Большой справочник школьника. 5-11 классы.- 6-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2004.- 1003 с.
Миронов В.А. Имени тайная власть.- М.: Фаир – Пресс, 2002.-352 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр.- М.: Рус. яз., 1984.- 797 с.
Сказы П. Бажова. Выпуск 1. 2-е изд. 16 открыток. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1974.- 509 с.

Какие произведения П.П. Бажова вы читали? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите положительных героев сказов__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите отрицательных героев сказов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачем автору необходимы положительные и отрицательные герои? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Композиция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Приложение 2
П.П. Бажов (1879-1950 г.г.)- великий уральский сказатель

В чём необычность и актуальность сказов П.П.Бажова?

ВСЕМ ТЕПЛА И УЮТА ЭТИМ ЛЕТНИМ ВЕЧЕРОМ!!))

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Уральский горнозаводской край – родина Павла Петровича Бажова. Заводская среда, в которой рос Бажов, смолоду привила ему любовь к родному краю, уважение подлинному мастерству. Здесь ценили умелые руки и презирали всяческое тунеядство.
В горнозаводских поселках бытовали «тайные сказы» – это народные предания о тяжком труде в старых рудниках. Из поколения в поколение передавались и кладоискательские сказы. И в них говорилось о больших сокровищах, скрытых в Уральских горах. По преданию их охраняла «тайная сила» – Малахитница, гигантский змей Полоз и другие персонажи. А рядом с ними возникал «горник», которому «тайная сила» открывала доступ к богатству.
Слышал эти горняцкие сказы Павел Бажов и в родном доме, и от стариков. У него накопился запас «живых» наблюдений, которые впоследствии легли в основу главной его книги «Малахитовая шкатулка».

.
Актуальность сказок в том, что в этом году исполняется 135 лет со дня рождения П.П.Бажова, а в современном мире, где человечество утратило уважение к труду, сказы Бажова как раз напоминают нам о том, что «Не всяк хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», и учат нас с почтением относиться к работе, к трудовому человеку, который высшей ценностью считает умение трудиться.

Тема и основная идея сказов П.П.Бажова, своеобразие образов трудового народа.
Основной темой сказов Бажова стала тема высокого мастерства, исторического новаторства рабочего человека.
Первое издание «Малахитовой шкатулки» состояло из 14 сказов. В последующее годы писатель все пополнял свою драгоценную «шкатулку».

Читайте также:  Сочинение Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина

Сказы Бажова образуют несколько циклов: это сказы о чудесных мастерах; о рудокопах; о Ленине; и в последние годы – сказы-были, сказы-притчи, как бы уроки жизни.
Герой бажовских сказов – рабочий человек не преклоняется перед могучими и грозными хозяевами, не отступает перед ними, а противостоит им как равный.

Сказы о мастерах воспевают смелую выдумку, умелые рабочие руки, труд, превращающийся в творчество. Истинное мастерство, думал писатель, это всегда поиски, новаторство, а не добросовестность. Например в сказе «Горный мастер» камнерез Данила задумал воплотить из камня красоту лесного цветка. Но не удается ему малахитовая чаша, хоть ее хвалят, а он не рад. Идет Данила к самой Хозяйке Медной горы, просит показать сказочный «каменный цветок». У Бажова она – хранительница секретов высокого мастерства. Этот образ фантастический.

Сказы о рудокопах тоже связаны с фантастическим образом из горняцких легенд: хранитель золотых залежей Полоз, его дочери Змеевки. Есть в этих персонажах что-то мощное, особенное. В этих сказочных героях воплощен образ самой природы. На этом и основан мотив дружбы – только в единстве с природой можно добиться успеха. Сама природа восстает против потребительского отношения к ее дарам, жестоко наказывает тех, кто пытается превратить в деньги ее чудесные самоцветы, руду, золото. Важная роль в создании таинственного и чудесного отводится в бажовских сказах волшебным предметам. Например, малахитовая шкатулка может уменьшаться в размерах, ее нельзя украсть (случай с хитником из сказа «Малахитовая шкатулка»), кольца, серьги, бусы и прочие украшения из шкатулки могут светиться, излучать тепло или холод, превращаться в капли и совсем исчезнуть. Почему? Потому что шкатулка и украшения чудесные; рациональное объяснение здесь невозможно. В отношении к волшебным предметам раскрываются характеры персонажей. С их помощью хозяева земных богатств либо награждают, либо наказывают человека.

Есть у Бажова и группа сатирических сказов, осмеивающих пустоту и бессмысленность человеческой алчности. Например, «Сочневы камешки», где нашел герой россыпь драгоценных изумрудов, набил жадно кошелек, да хвалиться всем стал, и вдруг пуст кошелек оказался, «посмеялась над ним грозная Хозяйка».
Характерная черта сказов Бажова – их живописность, жизнерадостность, богатство речи. В сою записную книжку Павел Петрович всегда заносил словечки и речевые обороты, передающие характерные черты быта уральских горнозаводских рабочих. Во фразах много уменьшительно-ласкательных слов: ушки, хлебушка, мяконького, ломоточками, грудкой («Про Великого Полоза»). Речь героев напевна: слеза – слезой, сажа – сажей, звон – звоном, ни недогару ни перегару. Все средства подчинены главной задаче – раскрыть образ трудового человека.

Грозные годы Великой Отечественной войны явились новым испытанием для горнозаводского Урала. Осмысливая все пережитое, П.Бажов пишет свои сказы-были. Здесь уже нет фантастических героев, события обыденны, но за ними писатель учит вдумываться, вглядываться в жизнь. В центре рассказчик – старый, бывалый горняк, который учит на повседневных примерах как надо достойно жить. Например, сказ «Живинка в деле», где герой Тимоха решил обучиться каждому делу. Все смеялись над ним, а Тимоха всему научился, да только это было ремесло, а не подлинное мастерство. Понял это он, когда не смог победить старого мастера Нефеда. А учил Нефед в каждом деле «живинку» искать.

Человека сам обязан определить свою судьбу, каким путем идти в жизни, – вот чему учат бажовские сказы-притчи.
Географически Сказы связаны со старинным Сысертским горнозаводским округом, «в состав которого, – указывал П. Бажов, – входили пять заводов: Сысертский или Сысерть – главный завод округа, Полевской (он же Полевая или Полева) – самый старый завод округа, Северский (Северна), Верхний (Верх-Сысертский), Ильинский (Нижне-Сысертский). Вблизи Полевского завода было и знаменитейшее медное месторождение крепостной поры Урала – рудник Гумёшки, иначе Медная гора, или просто Гора. С этими Гумёшками, которые в течение столетия были жуткой подземной каторгой не одного поколения рабочих, связана большая часть сказов Полевского района».

Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Хозяева земных богатств совмещают у Бажова одновременно и грозные силы природы, и человеческие черты. Это важно для выражения мыслей автора. Являясь силой карающей и награждающей, Хозяйка Медной горы и великий Полоз сопровождают героев в их жизни, награждая и наказывая, открывая тайны мастерства и секреты родной земли.

2. С фольклором сказы связывает и обращение к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют две стороны: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, подчеркивая авторскую мысль в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве;

3.Воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения, Бажов добавляет к ним важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить.
Сказы П.П. Бажова сочетают в себе фантастические образы, язык народных преданий и народной мудрости. Но П.П. Бажов – самостоятельный художник, использовавший великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для своих идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, П.П. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества.

Заключение.
Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души.
• Человек должен о ком-то заботиться
• Человек должен стремиться к знаниям, быть любознательным.
• Человек должен быть добрым и бескорыстным.
• Человек должен быть трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства.
• Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для будущих поколений.
• Красота не должна оцениваться деньгами, ею надо любоваться.
• К природным богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много.
• Доброта и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.
• Дети с малых лет должны себя считать ответственными членами семьи, во всем помогать взрослым.
Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество.
Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях.

Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации.
Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
В заключении я хочу привести слова, завершающие один из бажовских сказов: «Работа – она штука долговечная. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то?»
Высокое мастерство, историческое новаторство рабоч.

Малахитовая шкатулка – краткое содержание для читательского дневника

Название произведенияМалахитовая шкатулка
АвторПавел Петрович Бажов
ЖанрСказ
Год написания1936

Главные герои

  • Настасья – вдова Степана, рабочего из рудника
  • Татьяна – дочка Настасьи и Степана
  • Странница – женщина, которая научила Татьяну вышивать шелком и бисером
  • Паротя – новый приказчик на руднике
  • Жена Пароти – новая владелица малахитовой шкатулки
  • Турчанинов – молодой барин, хозяин полевского рудника
  • Царица – хозяйка малахитовой комнаты, которую создал Степан

Сюжет произведения

После кончины Степана его жена Настасья бережно хранит шкатулку с малахитовыми украшениями. Настасья не могла их носить. Они казались ей тяжелыми и неудобными. Продавать шкатулку женщина тоже не хочет.

Только дочери Татьяне Настасья дает поиграть с малахитовой шкатулкой. Тятины сокровища утешают Татьяну, которая сильно горюет по отцу. Девушка примеряет серьги и кольца каждую свободную минуту. Она испытывала тепло, когда надевала на себя украшения.

Однажды в дом к Настасье постучалась странница. Она попросилась пожить в доме несколько дней. За это время она обучила Татьяну шить шелком и бисером. Однажды девушка со странницей остались в доме одни. Татьяна рассказала новой знакомой об отцовском приданом. Та попросила показать его. Девушка повела странницу в голбец, где хранили шкатулку после попытки украсть ее.

Там девушка стала примерять украшения, а странница касалась их. После ее прикосновений серьги и кольца приобретали новый блеск. В эти же мгновения девушка увидела перед собой комнату и удивительную женщину в зеленом платье с отцовскими украшениями.

После этого случая женщина попрощалась с Настасьей и ее семьей. На прощание она подарила Татьяне пуговицу, на которую можно взглянуть и попросить у странницы совета.

Девушка после ухода женщины стала искусно шить. Ей стали делать заказы. Этим Татьяна кормила семью. В свободные часы она все также примеряла отцовские украшения.

Однажды в семье произошло несчастье. Сгорел дом, где жила Настасья с детьми. Спасти успели только малахитовую шкатулку. Женщина поняла, что пришла пора продать подарок мужа.

Об этом узнала жена нового приказчика, бывшая любовница молодого барина Турчанинова. Она предложила хорошую цену и выкупила шкатулку за 2000 рублей. Только носить украшения так и не смогла.

Ее муж, приказчик Паротя, решил сам повидать девушку, которая раньше носила эти украшения. Как только он увидел Татьяну, так сразу влюбился. Он заказал ей вышить свой портрет.

Весной в Полевскую приехал барин Турчанинов с намерением увезти жену Пароти. Он заинтересовался украшениями в шкатулке своей бывшей любовницы и предложил продать ему шкатулку со всем содержимым. Когда жена приказчика с барином сторговались, он приказал позвать Татьяну.

Она пришла. По его просьбе Татьяна примерила украшения, и он предложил ей выйти за него замуж. Девушка согласилась с условием, что Турчанинов отведет ее во дворец и покажет комнату, где находится отцовская работа. Барин согласился и уехал в столицу, где всем рассказывал о красоте своей невесты.

Осенью слухи дошли до самой царицы. Она приказала привести девушку во дворец. Татьяна сказала жениху, что приедет к дворцу сама. Он ждал ее у крыльца и устыдился того, что Татьяна пришла пешком в обычном платке, простой шубке и спрятался.

Однако когда девушка распахнула верхнюю одежду и сняла платок, он вышел встретить Татьяну. Невеста рассердилась на него, но пошла во дворец. Там она поняла, что Турчанинов обманул ее. Он вел ее показывать царице, а не показывать ей царицу.

Тогда Татьяна прислонилась к малахитовой стене и растаяла. Остались только ее украшения. Когда барин попытался их собрать, они превратились в капли. Только подобранная пуговица осталась целой. В ней отразилась малахитовая красавица и посмеялась над неказистым барином.

С тех пор, как пропала Татьяна, Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видели.

Ссылка на основную публикацию