Анализ сказки Мамина-Сибиряка Серая Шейка

«Серая Шейка» читательский дневник

«Серая Шейка» – трогательная история о маленькой уточке, которая из-за сломанного крыла не смогла с родной стаей улететь на юг. Лишь благодаря счастливой случайности ей удалось избежать смерти.

Краткое содержание «Серая шейка» для читательского дневника

Название: Серая Шейка

Число страниц: 32. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». Издательство «РИПОЛ классик». 2012 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1948 год

Главные герои

Серая Шейка – молодая уточка со сломанным крылом, добрая и наивная.

Лиса – злая, коварная, очень терпеливая хищница.

Заяц – веселый, но трусливый и беззащитный, друг Серой Шейки.

Селезень и Утка – родители Серой Шейки.

Охотник – добрый старик, пожалевший уточку.

Сюжет

С наступлением осени перелетные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло уточке Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери, и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.

Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным ее товарищем оказался трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой, и не подплыла к ней.

Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала еще больше ее остерегаться. С каждым днем мороз все больше крепчал, и река все сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепим стал лед, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.

Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел рыжую пушистую Лису, и выстрелил в нее. Когда же он подбежал к полынье, то увидел вместо Лисы Серую Шейку. Она рассказала Охотнику о своем горе, и тот пожалел ее. Охотник забрал с собой беспомощную уточку и принес домой, к внукам.

План пересказа

  1. Перелетные птицы готовятся к полету.
  2. Серая Шейка остается в одиночестве.
  3. Знакомство с Зайцем.
  4. Появление коварной Лисы.
  5. Полынь замерзает.
  6. Старый охотник в лесу.
  7. Спасение Серой Шейки.

Главная мысль

Спасение зачастую приходит оттуда, откуда его не ждешь.

Чему учит

Сказка учит терпению, смирению и одновременно стойкости и умению добиваться своего. Кроме того, сказка учит любить своих детей, заботиться о них и никогда не бросать в беде.

Отзыв

Добрая и поучительная сказка показывает, что мир не без добрых людей, и даже в самой сложной жизненной ситуации всегда найдется кто-то, кто подаст руку помощи.

Рисунок-иллюстрация к сказке Серая Шейка.

Пословицы

  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Что понравилось

Понравилось, что, несмотря на все трудности, уточка не стала добычей коварной лисы, которая терпеливо поджидала свою добычу. Добро и справедливость победили, и это главное.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 43.

“Серая Шейка” – краткое содержание сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка для читательского дневника

Краткое содержание произведения

С наступлением осени все птицы, в том числе и семейство уток, начали собираться лететь на юг, где они смогут переждать холода. Но юная уточка Серая Шейка не могла лететь с остальными, так как ещё весной лиса схватила её и переломила ей крыло. К счастью, тогда её спасла мать — Старая Утка, которая смело бросилась на лисицу и отбила у неё утёнка.

Теперь Старая Утка очень переживала по поводу расставания с дочкой, лила слёзы и ссорилась со своим мужем — Селезнем. Он, в свою очередь, не понимал её материнского горя и гораздо спокойнее относился к тому, что вынужден оставлять дочку на всю зиму в холодных краях. Он заявлял, что, если уж она всё равно не может лететь из-за сломанного крыла, то «ничего не поделаешь».

Наконец, утки собрались в косяк из трёхсот штук. Мама-утка несколько раз порывалась остаться зимовать вместе с дочерью, но всё же должна была лететь со всей группой, чтобы заботиться об остальных детях. Кода птицы улетели, маленькая уточка осталась совсем одна, и ей стало страшно и одиноко.

Однажды она познакомилась с Зайцем — таким же беззащитным зверьком, который постоянно спасался от врагов бегством. Они вместе разговаривали, он давал ей советы о том, что нужно быть осторожнее.

Уточка плавала в середине реки, где вода не замёрзла и образовалась полынья, но свободного места для плаванья оставалось всё меньше, ведь река стремительно замерзала. Она понимала, что однажды ей некуда будет деться. В это время каждый день начала приходить Лиса, проверяя, не замёрзла ли полынья полностью. Она садилась у воды и начинала звать уточку на берег ласковыми словами, часто подбиралась по льду к самой полынье, но не могла добраться до своей добычи, потому что лёд у самого края был ещё очень тонок. Испуганная птица в эти моменты со страху ныряла под воду.

Вероятно, в итоге Лиса и съела бы её, но как-то раз в лес пришёл охотник — старик Акинтич. Он собирался подстрелить зайцев на шубу для своей старухи, но все зайцы разбежались. Затем он увидел Лису, крадущуюся по льду, и решил подстрелить её — на воротник для старухиной шубы.

Но и Лиса сумела убежать после выстрела, зато на реке старик заметил птицу со сломанным крылом и решил взять её для своих внучков, не сомневаясь, что такой питомец обязательно им понравится. А зайцы были свидетелями всего этого: они посмеялись над Лисой и порадовались счастью спасённой утки.

План для пересказа

Текст произведения разделён на 4 главы, на основе чего можно сформировать и план для краткого пересказа из нескольких частей:

  • Описание сборов птиц перед полётом на юг.
  • Одиночество уточки.
  • Знакомство с Зайцем и страх перед Лисой, начавшей приходить каждый день.
  • Попытка нападения Лисы и счастливое спасение охотником.

Характеристика главных героев

Основные герои сказки:

  1. Серая Шейка — юная уточка, которая весной стала жертвой Лисы, сломавшей ей крыло, и из-за этого осенью не сумела отправиться на юг вместе с косяком. Она добрая и очень любит маму-утку и всю свою семью — об этом говорится в отрывке, в котором она прощается с остальными утками перед полётом и говорит, что будет постоянно думать о них. Она слушается мать и по её наказу старается быть осторожной. Она умеет дружить, так как подружилась с Зайцем. Испытывает страх, одиночество, сомнение и отчаяние, но всё же не сдаётся и проявляет храбрость и мужественность.
  2. Старая Утка — её заботливая мама, которая самоотверженно отбила её от лисицы. Благодаря материнскому инстинкту очень любит свою дочь, с трудом расстаётся с ней и надеется, что она сможет перезимовать.
  3. Селезень — ленивый и ворчливый отец уточки, который склонен философски рассуждать и серьёзно смотреть на мир. Хоть он и жалеет дочку, но считает, что прежде всего нужно заботиться о здоровых членах семейства, из-за чего выглядит равнодушным.
  4. Заяц — весёлый и неунывающий зверёк, который становится хорошим другом для уточки, не позволяет ей пасть духом и даёт советы о том, что нужно быть осторожнее с Лисой. Ему тоже постоянно приходится бороться за свою жизнь и спасаться от многочисленных опасностей, подстерегающих в лесу.
  5. Лиса — хитрая, злая и очень опасная. Именно из-за неё, напавшей на уточку весной, с главной героиней и случились все неприятности. Настойчива, упряма, терпелива и нетороплива: не сомневается, что добыча никуда от неё не уйдёт, ведь ей будет просто некуда деваться. Поэтому ежедневно терроризирует утку, издевается над ней, выманивает на берег и наслаждается её бессилием.
  6. Старик Акинтич — опытный охотник, сгорбленный и подслеповатый деревенский житель, который любит свою жену-старуху и своих внучков. Добрый, заботливый и сострадательный: увидев замерзающую одинокую утку на реке, он не может пройти мимо, жалеет её, демонстрируя благородные качества своего характера, и берёт её с собой в подарок внукам.

Все, кроме Лисы, главные герои Серую Шейку жалеют, сочувствуют ей. В повествовании все персонажи-животные очеловечены: они испытывают совершенно человеческие эмоции, а в конце сказки уточка разговаривает со стариком-охотником, и он прекрасно понимает её.

Благодаря этому приёму можно лучше понять действия и мотивацию героев, а также провести сравнение с поступками людей. Ведь каждый человек, как и персонажи этой сказки, тоже испытывают сочувствие, сострадание, страх, отчаяние и т. д.

«Серая Шейка»: главные мысли

Сказка затрагивает такие основные темы, как:

  • добро всегда побеждает;
  • даже в самой сложной ситуации не стоит отчаиваться, терять веру и опускать руки, спасение может прийти оттуда, откуда не ожидаешь;
  • в трудную минуту можно положиться на верных друзей.

Кроме того, сюжет произведения рассказывает о добре, милосердии и желании помочь тем, кто в этом нуждается. На примере мамы-утки сказка учит любить своих детей и проявлять заботу о них. А на примере старика Акинтича она учит милосердию и состраданию к животным, братьям нашим меньшим.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • мир не без добрых людей;
  • ловит волк, да ловят и волка;
  • никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь;
  • не было бы счастья, да несчастье помогло;
  • всё хорошо, что хорошо кончается.

Сочинения и отзывы

Хоть и написана «Серая Шейка» в жанре сказки, в ней заложен очень глубокий смысл. Произведение является прекрасной иллюстрацией того, что, если ты не сдаёшься перед трудностями и стойко сносишь все напасти, демонстрируя терпение и смирение, судьба в конце обязательно преподнесёт тебе подарок. Маленькая уточка оставалась совсем одна на реке, которая постепенно замерзала. Однажды она даже чуть не сдалась, когда подумала: «Лучше бы было, если тогда Лиса меня съела…». Но потом она набралась сил и терпения, продолжая ждать весны. В это время появился и Заяц, который тоже помог ей не пасть духом.

Пройдя такой трудный путь и едва не став жертвой Лисы, когда, казалось бы, уже нет надежды на спасение, уточка получила вознаграждение — охотник спас её и принёс домой к своим внукам. Мне хочется додумать своё продолжение для этой сказки, в котором уточка будет счастливо жить среди заботливых детей, а весной она действительно выведет утяток, как и сказал ей старик Акинтич, чтобы она никогда больше не чувствовала себя одинокой.

Сегодня в классе мы прочитали очень интересную и трогательную сказку «Серая Шейка», и теперь она является моей любимой книгой. Мне до слёз было жаль бедную маленькую уточку, которая столько всего натерпелась в жизни по вине хитрой Лисы. Ещё в детстве та переломила ей крылышко, сделав её калекой и лишив возможности летать. Из-за этого она чувствовала себя изгоем среди своих сородичей-уток, которые собирались в путешествие на юг. На этом моменте я сочувствовала ей.

Но впереди её ждало ещё больше испытаний — зима, холод и замёрзшая река. На её месте любой бы пал духом — вне зависимости от того, человек ли, животное или птица. Но уточка стойко прошла испытание одиночеством. Я рада, что после этого у неё появился друг-заяц.

Лиса в этом произведении является главным отрицательным персонажем. Она не просто хочет съесть добычу, она ещё и издевается над ней, поэтому у меня и, наверное, у многих других читателей, она вызвала только негативные эмоции. Хищница оказалась хитрой и очень везучей, и если бы не старый охотник, то она, вероятно, съела свою беззащитную жертву, ведь той некуда было деваться.

Мне очень понравился счастливый финал произведения. Старик Акинтич — очень хороший человек, несмотря на то, что пришёл в лес с ружьём, чтобы пострелять животных старухе на воротник. Но всё же он спас уточку, по-доброму называл её «ах, глупая!», вытащил из полыньи и отнёс в тепло, к внучкам. Я рада, что в итоге она не стала жертвой Лисы и оказалась в безопасности.

Помимо самой Серой Шейки, которая вызывает восхищение и желание брать пример с её мужественности и стойкости, мне понравился Заяц и их дружба. Я думаю, что без него уточка вряд ли пережила бы зиму. Он очень весёлый, лукавый, имеет чувство юмора. Он поддерживает новую подругу, даже если ему самому ужасно страшно.

Их объединяет общий страх перед Лисой: Заяц рассказывает, что ему негде прятаться зимой, любой враг сразу его увидит. Он мечтает о том, чтобы у него были крылья: тогда он бы никого не боялся. Он даже завидует Серой Шейке: она хоть и не в состоянии летать, но может плавать или нырнуть под воду в случае опасности. А когда Лиса начинает ползти по льду к уточке, которая плавает в полынье, Заяц возмущается всем своим маленьким заячьим сердцем. Ещё один персонаж, вызвавший у меня симпатию — забавный старик Акинтич, который пошёл в лес за шубой для старухи, а нашёл питомицу для своих внучат.

Читайте также:  Образ и характеристика Виргинского в рассказе Бесы Достоевского сочинение

Из этого произведения я могу вынести несколько уроков: оно учит настоящей дружбе, умению поддерживать другого в трудную минуту и состраданию. Окажись я на месте старика Акинтича, я бы тоже непременно взял бедную уточку с собой, чтобы выходить её и спасти от опасностей.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 15 мая 2018 г.

“Серая шейка”

Мамин-Сибиряк Д.Н. сказка “Серая шейка”

Жанр: авторская сказка о животных

Главные герои сказки “Серая шейка” и их характеристика

  1. Серая Шейка, молодая уточка, у которой было сломано крыло. Наивная и добрая, очень боялась Лисы, скучала одна, без своих родных. подружилась с зайцем.
  2. Лиса, коварная и злая, жадная, терпеливая, ждала только когда застынет полынья, чтобы съесть уточку.
  3. Заяц, трусливый и беззащитный, несчастный, но веселый. Переживал за Серую Шейку и возмущался поведением Лисы
  4. Старик, добрый охотник, который пожалел Серую Шейку.
  5. Родители Серой Шейки, ленивый Селезень и заботливая, любящая Утка.

План пересказа сказки “Серая шейка”

  1. Наступление холодов
  2. Птицы готовятся к отлету
  3. Разговор Селезня и Утки
  4. Серая Шейка
  5. Наставления матери
  6. Одиночество и зима
  7. Встреча с Зайцем
  8. Наглость Лисы
  9. Возмущение Зайца
  10. Старый охотник
  11. Роковой выстрел
  12. Спасение.

Кратчайшее содержание сказки “Серая шейка” для читательского дневника в 6 предложений.

  1. Наступили холода и птицы собрались на юг, но Серая Шейка должна была остаться – она не могла лететь из-за сломанного крыла.
  2. Родители улетели, а Серая Шейка плавала в одиночестве и скучала.
  3. Серая Шейка знакомится с зайцем и тот жалеет ее.
  4. Лиса подбирается по льду к полынье и угрожает Серой Шейке
  5. Старый охотник охотится на зайцев, но те разбегаются
  6. Охотник видит Лису, стреляет и промахивается, но забирает Серую Шейку.

Главная мысль сказки “Серая шейка”
Спасение часто приходит оттуда, откуда его не ждешь.

Чему учит сказка “Серая шейка”
Эта сказка учит любить своих детей и заботиться о них. Учит не терять веры, надеяться на лучшее, учит терпению и смирению. Эта сказка учит тому, что мир не без добрых людей. Учит она и тому, что всегда найдется кто-то, кто окажет тебе помощь и поддержку.

Отзыв на сказку “Серая шейка”
Сказка “Серая шейка” является одной из моих любимых сказок. Мне всегда до слез жаль маленькую бедную уточку, которая еще в детстве так много претерпела от лисы, а та не оставляла ее в покое даже зимой. Я очень рада, что Серая Шейка спаслась и не стала добычей Лисы, мне нравится, что теперь она в безопасности. И еще мне нравится веселый Заяц, потому что он настоящий друг.

Пословицы к сказке “Серая шейка”
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
У кого детки, у того и заботы.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Серая шейка”
Наступила осень и первые холода встревожили перелетных птиц. Они стали собираться в дальний путь – большие птицы степенно, а маленькие суматошно.
Селезень разговаривает со своей женой Уткой и та ругает его за лень. Она упрекает Селезня в том, что тот совсем не думает о Серой Шейке, их калеке-дочери, у которой весной Лиса сломала крыло.
Серая Шейка не могла летать и мама Утка очень тревожилась о ее судьбе. Она советовала Серой Шейке держаться полыньи, того места, где в реку впадает ключ.
Постепенно птицы улетали и последними улетели утки. Серая Шейка осталась совсем одна и ей стало очень скучно. Она все время думала о своих родных.
Однажды она выбралась в лес и встретила Зайца, который сильно испугался. Заяц был очень трусливым и беззащитным и завидовал Серой Шейке, потому что та могла хотя бы нырять.
Однажды к полынье пришла Лиса и увидела старую знакомую. Лиса стала подзывать Серую Шейку, а потом убежала по своим делам.
Заяц предупредил Серую Шейку, что Лиса придет снова и Серая Шейка стала бояться.
А мороз крепчал, и река застывала все сильнее. Лиса приходила каждый день и пробовала прочность льда. Она смеялась над Серой Шейкой. Когда от полыньи осталось маленькое окошечко шириной в сажень, Лиса села на ее край и звала Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.
Заяц возмущался поведением Лисы.
Лиса конечно бы съела уточку, но тут вмешался случай.
Однажды зайцы увидели старого Охотника, который решил подстрелить зайцев на шубу для жены. Зайцы бросились врассыпную и Охотник не смог никого из них убить.
Вдруг Охотник увидел на льду реки Лису и обрадовался, лисий хвост показался ему желанней зайца.
Он прицелился и выстрелил дважды. А когда прибежал к реке увидел в полынье уточку. Старик сильно удивился, ведь он никогда не видел, чтобы лиса превращалась в утку.
Но Серая Шейка объяснила ему, что Лиса убежала, а она не может улететь, потому что у нее сломано крыло.
Старик пожалел Серую Шейку и забрал ее с собой, чтобы внучки радовались.
А зайцы видели все это и смеялись.

Конспект ОД с детьми старшего возраста с использованием ТРИЗ-технологии «Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Елена Артамонова
Конспект ОД с детьми старшего возраста с использованием ТРИЗ-технологии «Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Восприятие художественной литературы

Тема: «Анализ сказки Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»

Цель: Научить анализировать литературные тексты исходя из способов решения проблем героями.

Материал: Схема анализа литературного текста, картинки.

Предварительная работа: чтение сказки Мамина –Сибиряка «Серая Шейка».

Дети проходят на стульчики, которые расставлены полукругом.

В: – Здравствуйте ребята. О ком мы с вами говорили на этой недели?

В: – Правильно. Скажите пожалуйста, как называется сказка, которую мы с вами читали вчера? (Ответы детей) Вспомните кто её написал? (Ответы детей). Ребята, посмотрите у меня есть такой волшебный лист на котором изображены квадратики. Эти квадратики мы с вами будем заполнять.

Вспоминаем главных героев сказки.

Герои сказки Картинка Серой Шейки Картинка Лисы Картинка Зайца Картинка Деда

Проблема перезимовать выжить голод выжить в зимнее время порадовать бабку

Желания выжить перезимовать съесть Серую Шейку выжить подарить мех для шубы

Свойства характера храбрая, доверчивая, добрая, беззащитная обманщица, жестокая, коварная трусливый, быстрый, добрый добрый, ворчливый, смелый, старый

Действия по решению проблемы ныряла, заливалась слезами, забиралась в лес замерла около полыньи, караулила, ласково разговаривала поменял шерстку пришел в лес, выслеживал зайцев, лису

Птички прыгают, летают, машут руками и попрыгивают

Птички крошки собирают «клюют» пальчиками на ладошке

Перышки почистили, погладить руки

Клювики почистили. погладить носики

Птички летают, машут руками

Зернышки клюют. «клюют» пальчиками на ладошке

И на место сели.

дед нет помощников нет помощников нет помощников

Результаты (положительные или отрицательные) Г П + человек!

(герой решил проблему, помог решить дед и всем хорошо) дед выстрелил лиса убежала голодная. Проблема не решена. Г П никто не помогал! (герой решил проблему сам без помощи других и всем стало хорошо) Результат отрицательный

героя не сдавайся как бы не было трудно нужно делать все во время не на кого нельзя надеется только на себя мех не достал, но нашел уточку, порадовал внуков

В: Ну вот ребята мы свами заполнили наш волшебный лист. Я предлагаю вам завести шкатулку и все мудрые советы героев складывать в неё. Следующее занятие у нас свами лепка и я предлагаю слепить вам Серую Шейку.

(Воспитатель заполняет таблицу. Вписывает все ответы детей)

«101-я сказка про Зайца-длинные уши». Сценарий театрального мини-спектакля по мотивам сказки Д. Н. Мамина–Сибиряка Видео Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию сценарий театрального мини – спектакля«101-я СКАЗКА ПРО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ»по мотивам сказки.

«Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» с использованием технологии ТРИЗ Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок. В. А.

«Сто первая сказка про Серую Шейку». Сценарий театрального спектакля по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка .

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Серая шейка» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе»Волшебники» с использованием ИКТ «Серая шейка» Интеграция образовательных областей:.

Мастер-класс: книга своими руками «Серая шейка» мастер-класс книга своими руками Уральский писатель \r\nМамин-Сибиряк \”Серая шейка\” Сделала в уголок книги, проводился конкурс.

Настольная игра по произведению Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки». Возраст участников игры:8–10 лет Правила игры. Ты хочешь отправиться в путешествия по Аленушкиным сказкам Д. Мамина-Сибиряка? Обязательно позови друзей, ведь нам предстоит.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Турне по карте» Воспитатель высшей категории: Уксукбаева Ултай Хасеновна МДОУ «Ц. р. р. – д/с135» г. Магнитогорска Непосредственно образовательная деятельность.

ОД с использованием личностно-ориентированной технологии с детьми старшей группы. Тема: «Ответственность за поступки» Задачи: 1. Формировать навык выбора способа правильного поведения в различных ситуациях. 2. Воспитывать чувство ответственности за своё.

ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста Современное общество предъявляет новые требования к уровню образования подрастающего поколения. Согласно ФГОС дошкольного образования, одной.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Сочинение конца к сказке «Серая Шейка» Занятие по развитию речи в подготовительной группе Сочинение конца к сказке «Серая Шейка» Цель: содействовать развитию связной монологической.

Урок литературного чтения с использованием технологии развития критического мышления и презентацией, 4 класс. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Учебная цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
-иметь представление о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка;
-правильно, выразительно читать 3 часть сказки «Серая Шейка», передавая эмоциональное настроение;
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».

Цели личностного развития:
-содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции);
-создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно – этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции);
-способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции);
-создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).

Используемые методические приёмы, технологии обучения: здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, стр. 61; кроссворд; раздаточный материал (таблицы на пёрышках, белые лепестки ромашки, ладошки, солнышко для рефлексии), рисунки учащихся, портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрация к 3 главе сказки; «уточка» на указке для гимнастики глаз, презентация урока.

I. Организационный момент.

Учащийся:
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.

1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.

– Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо».
– Спасибо! Присаживайтесь на свои места.

2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.
Упражнение «Пёрышко».
– Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

Упражнение «Стайка» (голосовая имитация).
– Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает.

Утка моя, селезнюха моя,
не летай за реку,
не клюй песку,
не тупи носку!

Задания для учащихся:
– прочитайте про себя, хором;
– найдите имена существительные (дети называют, слова выделяются на слайде: Утка, селезнюха, за реку, песку, носку);

– 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией;
– 2 ряд читает быстро;
– 3 ряд читает медленно.

– Мы провели разминку и можем начинать работать.

II. Стадия вызова
1) Фронтальный опрос.

– Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает? (Ответы учащихся).
Обратить внимание на выставку рисунков.

– Правильно, все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
– Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

Читайте также:  Анализ произведения Собачье сердце повести Булгакова 9, 11 класс

– Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке.
– Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
– Активно поработать на уроке.
– Узнать что-то новое.
– Поразмышлять о поступках героев.
– Порадоваться за себя и своих одноклассников.
– Проявить себя в различных формах работы.
– Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя.
– Получить хорошую отметку за урок.
– Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому.
– Приобрести новые знания и новых друзей.
… и т.д.

2) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

– Их заинтересовало, что вы запомнили о Д. Мамине – Сибиряке из прошлого урока. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы:

1…Дмитрий Наркисович родился 25.10.1825 года?
2…его отец был священником?
3…и он хотел, чтобы Дмитрий пошёл по его стопам?
4… Мамин учился на ветеринара?
5… работал репетитором, чтоб прокормить семью?
6…женился на Татьяне Абрамовой?
7…родилась дочь Елена?
8…самая известная его книга – «Алёнушкины сказки»?
9…Сибиряк – эта вымышленная приставка к фамилии?
10…он умер в 80 лет?

– Отложите пёрышки в сторонку. Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве Д. Мамина – Сибиряка.

3) Рассказ об авторе, выставка книг Д. Мамин-Сибиряка.

В это время те учащиеся, которые рассказывали о Д. Мамине –Сибиряке, работают индивидуально, разгадывают кроссворд.
Взаимопроверка и взаимооценка парами результатов совместной деятельности, количество «+» соответствует баллу за выполненную работу. Эти результаты будут использованы в течение всего урока при получении учащимися итоговой отметки.

4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума».
– Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию 1 и 2 части сказки «Серая Шейка».
– Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе:

Оценивание работы групп. Оценивание работы в каждой группе (самые активные учащиеся в группе с учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения» получают отметку за работу с комментированием учителя).
-Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

5) Физкультминутка.
На носочки встанем, облачко достанем.
На корточки присядем, травушку погладим.
Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем.
В стайки соберемся, друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.

III. Стадия осмысления.
1) Изографы.
– Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).

– Правильно, это новые герои сказки.
– Напомните, пожалуйста, что такое изографы?

2) Словарная работа. Приём «Ассоциации»
– Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

Кубарем – вертясь, стремительно (о падении).
– Подберите синоним к этому слову. (Кувырком)
– Покажите рукой как это выглядит.
– Составьте предложение, используя слово «кубарем».
– Какая геометрическая объёмная фигура спряталась в этом слове? (Куб)
– Можем ли мы использовать куб на уроке чтения? (Кубик Блума)

– Давайте проверим на практике, верно ли это утверждение. (Измерение учащимися расстояния расставленных рук учителя).

– Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 24)

Не спесива – не высокомерная, не гордая.
– Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки.

3) Гимнастика для глаз «Наблюдаем за полётом уточки».
На указке прикреплена «уточка», учитель имитирует «полёт» уточки, учащиеся следят глазами.

4) Первичное восприятие текста (аудиозапись).
– Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.

5) Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии. » )
Виды работы с текстом:
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?).
“Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное, диалог лисы и утки).
«Вслух – про себя»
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к иллюстрации.

– Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся).
– О чём с ужасом думала Серая Шейка?
– Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц?
– Какой вы представили Лису?
– Как Серая Шейка восприняла приход Лисы?
– Как вела себя Лиса?
– Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой?
– Как бы вы чувствовали себя на её месте?
– Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет?
– Можно ли их назвать друзьями? Почему?
Оценивание. С учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения», учащиеся, читающие текст сказки и отвечающие на вопросы, получают отметки с комментированием учителя (выразительное, правильное чтение текста произведения, наличие полного грамотного ответа).

6) Подвижная игра.
– Ребята, герои сказки приготовили вам игру «Угадайка». Сейчас я вам буду показывать прилагательные, а вы должны «изобразить» героя, которому принадлежит данная характеристика (трусливый – дети изображают зайца, приставляю руки к голове, имитируя длинные уши; хитрая – кокетливая лиса; беззащитная – взмахи крыльями, как уточка и т.д.)
На слайде каждое прилагательное, после показа детьми, «прикрепляется» к соответствующему персонажу.

– Работа ведётся в группах (1 ряд – заяц, 2 ряд – лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются.

Серая Шейка
Бедная, одинокая
Скучает, плавает, боится
Как-нибудь, милая, пробьёшься
Калека

Лиса
Хитрая, бессовестная
Крадётся, ждёт, тревожит
Тёплая старухе шуба будет
Плутовка
Заяц
Беззащитный, робкий
Возмущается, боится, беспокоится
Друг познаётся в беде
Косой
– Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.)
– Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо.
Очень важно не оттолкнуть, не отречься от тех, кому нужна наша помощь.
Я рада за всех нас и за каждого в отдельности, рада за то, что у каждого из вас очень доброе и трепетное сердце, как у зайца в сказке. Рада за то, что как истинные пионеры, вы тоже не остались в стороне, а с честью согласились помочь ребёнку-инвалиду, отказались от своих подарков, развешивали листовки с призывом помощи для Жени Батуревич, посещали благотворительный концерт в её честь.
Будьте всегда добрыми и милосердными и не забывайте: «Друг познаётся в беде!»

3) Фронтальный опрос.
– Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
– Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
– Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».

– На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.

V. Домашнее задание.
– Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, к пейзажным зарисовкам, либо самого героя сказки.
– Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
Где живёт?
Чем занимается?
Какие поступки?
Какой характер?
Что думает о нём автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Аффирмация.
– Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
– Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло.
– Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели:формирование умения длительного вниматель­ного слушания; выявление первичного эмоционального вос­приятия; закрепление умения читать «про себя; наблюдение за образной авторской речью; воспитание чуткого отношения к живой природе.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Знакомство со сказкой Д. Мимина-Сибиряка «Серая Шейка»

Учащиеся слушают сказку в грамзаписи.

Выявление первичного восприятия сказки

¾ Когда и за кого вы переживали, волновались? («Когда Серая Шейка осталась одна», «Когда стала замерзать полынья», «Каждый раз, когда к полынье подходила Лиса, было особенно страшно за бедную уточку»).

¾ А волновались ли вы, когда в лесу появился охотник? Почему? (Ученики определяют острый момент в тексте: когда охотник целился в лису и вы­стрелил. Вот здесь на смену волнению приходит радость: лиса убегает, а в полынье остаётся уточка. И вновь эмоции меняются: что же будет с уточкой? как охотник отнесётся к ней? Волнение, переживание за судьбу Серой Шейки закан­чиваются счастливым аккордом — она спасена!)

Перечитывание 1 части сказки «про себя».

Размышление над тем, какими ученики представ­ляют её героев.

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:прочитать I и II части сказки подготовить подробный пересказ

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели:закрепление умения пересказывать произведе­ние, составлять характеристику героев; закрепление умения выборочного чтения; развитие внимания к образности худо­жественного языка; воспитание заботливого отношения о братьях наших меньших.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Заслушивается подробный пересказ 1 и 2 частей сказки

Беседа по воспроизведению собы­тий, описанных в I и II частях сказки:

• Расскажите, как птицы готовились к отлёту в тёплые края.

• Что случилось в семье Селезня и Утки?

• Почему ссорились мать и отец Серой Шейки?

• Какие чувства обуревали Серую Шейку, когда семья готовилась к отлёту?

• Как мать успокаивала свою дочь-калеку?

Составление характеристики героев путём выборочного чтения и обобщения прочитанного

• Каким вам представился Селезень? Подтвердите тек­стом. (Рассудительный, спокойный, выдержанный.)

• А как его характеризовала старая Утка? Найдите в тек­сте. (Ленивый, не любит дочь-калеку.) Согласны ли вы с та­кой характеристикой?

• Какие черты характера присущи Утке-матери? (Хло­потливая, беспокойная, немного сварливая, но очень сме­лая, нежная и сильно любящая мать.)

• Докажите текстом, что утка была любящая и нежная мать. Найдите в тексте, как она горевала, предвидя скорую разлуку со своей дочерью-калекой. («Она старалась казать­ся весёлой и плакала потихоньку от всех», перед отлётом: «Старая Утка не спала всю ночь. », «У старой Утки изболе­лось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку».)

• Найдите в тексте описание состояния и настроение Серой Шейки в начале II части, в середине и в конце. Про­анализируйте, как они меняются. (В начале: «Она не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы дру­гих в дорогу с любопытством новичка»; в середине: «У неё ещё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного пред­чувствия. » и в конце: «Неужели я совсем одна? — думала Серая Шейка, заливаясь слезами. »)

4. Работа над пейзажными зари­совками

• Какие картины природы даны в I части сказки? Зачитайте.

• Как время изменило состояние природы во II части? Найдите в тексте.

• Что вы изобразите на пейзажном рисунке?

• Какими нарисуете берёзы и осины?

• Как изобразите ветер? Небо?

• Какие краски вам для этого понадобятся?

Работа над художественными особенностями языка сказки

В сказке есть крылатые слова и устойчивые выражения: живут душа в душу, хоть трава не расти, замять разговор. Учитель приводит эти примеры из текста и спрашивает у четвероклассников, как называются такие выражения.

Подбор синони­мов к выражениям, например: жалобно, курлыкали, про­вожала глазами, сжалось сердце, не ведать отчаяния и др.

Подведение итогов урока

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели:развитие умения художественного пересказа; закреп­ление умения выборочного чтения; развитие внимания к образ­ности художественного языка; закрепление умения составления характеристики героев; развитие образного мышления, твор­ческих способностей; воспитание любви ко всему живому.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Художественный пе­ресказ текста

Учащиеся используют в пересказе сказочные слова и выражения. Чтобы вовлечь в пересказ как можно боль­ше учащихся, он организуется «цепочкой». Учитель следит за пересказом, при необходимости корректирует, до­полняет, уточняет ответы детей.

Читайте также:  Герои повести Барышня-крестьянка Пушкина

Работа по III и IV частям сказки

¾ Как произошла встреча Серой Шейки с Зай­цем?

¾ Что сближает этих героев?

¾ Найдите в тексте слово беззащитность и добавьте ещё слова для характеристики Зайца: предусмотрительный, заботливый (предупреждает уточку об опасности), догадли­вый (говорит, что при опасности она может нырнуть в воду), трусливый («постоянно дрожу от страха»), сочувствующий («какая несчастная эта Серая Шейка»);

¾ Проследите через выборочное чтение, как менялись картины природы;

¾ Определите, как вела себя лиса при каждой встрече с Серой Шейкой (выразительным чтением подчеркните хит­рость героини).

¾ Определите самый кульминационный (острый) момент в тексте («наконец грянул выстрел»);

¾ Составьте характеристику охотника — добрый (зайцев распугал и называет их «лукавыми»), доброжелательный, ласковый, заботливый («. добыл Серую Шейку из полыньи и положил её за пазуху»);

¾ Определите отношение автора к старичку (писателю нравится его герой — добродушный человек, недаром он называет его не старик, а старичок, охотник обращается к уточке словами с уменьшительно-ласкательным значени­ем — «яичек нанесёшь да утяток выведешь», а слово «глу­пая» он произносит в значении «бедная»).

5. Творческая рабо­та

Учитель предлагает учащимся придумать продолжение сказки и при этом не забыть о сказочной концовке.

¾ Вспом­ните содержание русской народной сказки «Лиса и охотник», в которой хитрая лиса, притворившись мёртвой, попадает на воз к старичку, таскает у него из мешка рыбку, а затем исчезает.

¾ Сравните героинь из этих сказок.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: стр. 63, задание № 7

Тема: Внеклассное чтение «Знаменитые русские и белорусские сказочники»

Цели:познакомить с литературными сказками классической русской литературы 9 – 20 вв., творчеством русских и белорусских писателей-сказочников; учить находить главную мысль в сказке, находить признаки народных сказок в литературных; развивать мышление, речь, обогащать словарный запас; воспитывать милосердие, уважение к старшим, трудолюбие.

На доске записаны пословицы, названия сказок; полосками бумаги закрыты фамилии писателей и названия сказок.

(Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Лени­вому и лениться лень. Не давши слова — держись, а давши — крепись. Не ищи красоты — ищи доброты. Добра хочешь — добро и делай. Какова работа, такова и награда. Много же­лать — добра не видать. Жадность всякому горю начало. В ком честь, в том и правда. Где работают — там густо, а в ленивом доме пусто. Друг познается в беде. Неизведанный друг не хо­рош для услуг.)

Организационный момент

Актуализация знаний

Со сказками какого писателя вы познакомились на прошлых уроках?

— Чем сказки А.С. Пушкина похожи на русские народные? (А. С. Пушкин использовал сказочные зачины, как и в русских народных сказках. В сказках Пушкина есть троекратные повторы, сказочные персонажи и сюжеты из народных сказок. Поэт использует старинные слова и устойчивые словосочета­ния. Например: «вороты» вместо ворота, «белены объелась», «не садися не в свои сани», «аль товар не по купцам», «вот осъмой уж день проходит».)

Какие еще сказки русских писателей вы читали? Похожи ли они на русские народные?

Постановка целей

Сегодня мы познакомимся со сказками других русских писателей. Давайте понаблюдаем за героями этих сказок, сравним авторские сказки с народными, постараемся увидеть в них авторские приёмы.

Изучение нового материала

Пушкин одним из первых ощутил очарование сказочного вымысла в русских народных сказках. Он вывел сказку из разряда гостьи в русской литературе в роль полноценной хозяйки. От сказок, написанных Пушкиным, потянулись нити к творчеству других писателей-сказочников. Сейчас мы познакомимся с другими сказками.

Коллективное чтение сказки Л.Н. Толстого «Липунюшка»

¾ Какая книга лежит у вас на столе?

¾ Что вы видите на обложке? (Мальчика).

¾ Говорит ли вам о чём-нибудь это имя – Липунюшка? (Нет, таких имён сейчас нет).

— Как вы думаете, что можно сказать о мальчике по его имени? (Оно имеет уменьшительно-ласкательное значение. Он доб­рый, ласковый. Он маленький.)

Давайте вместе прочитаем сказку.

(Дети читают сказку цепочкой. Учитель по ходу чтения объяс­няет слова: хлопок, столбочек, отпряла, узелок, соха, барин.)

Липунюшка

Жил старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорит:

— Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес, а теперь с кем я пошлю?

Вдруг из хлопка вылез маленький сыночек и говорит:

А старуха и говорит:

— Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать? А сыночек и говорит:

— Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов ба­тюшке.

Старуха и говорит:

— Ты донесешь ли, Липунюшка?

Старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узе­лок и побежал в поле.

В поле попалась ему на дороге кочка, он и кричит:

— Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес.

Старик услыхал с поля — кто-то зовет, пошел к сыну навстречу, пере­садил его через кочку и говорит:

— Откуда ты, сынок? А мальчик говорит:

— Я, батюшка, в хлопочке вывелся, — и подал отцу блинов.
Старик сел завтракать, а мальчик говорит:

—Дай, батюшка, я буду пахать.
А старик говорит:

— У тебя силы недостанет пахать.

А Липунюшка взялся за соху и стал пахать. Сам пашет и сам песню поет.

Ехал мимо этого поля барин и увидал, что старик сидит завтракает, а

лошадь одна пашет. Барин вышел из кареты и говорит старику:

– Как это у тебя, старик, лошадь одна пашет?

А старик говорит:

– У меня там мальчик пашет, он и песни поет.

Барин подошел ближе, услыхал песни и увидал Липунюшку.

Барин и говорит:

– Старик! Продай мне мальчика. А старик говорит:

– Нет, мне нельзя продать, у меня один только и есть.

А Липунюшка говорит старику:

– Продай, батюшка, я убегу от него.

Мужик продал мальчика за сто рублей. Барин отдал деньги, взял мальчика, завернул его в платочек и положил в карман. Барин приехал домой и говорит жене:

– Я тебе радость привез. А жена говорит:

– Покажи, что такое?

Барин достал платочек из кармана, развернул его, а в платочке ничего нету. Липунюшка уж давно к отцу убежал.

— Что вы можете сказать о Липунюшке теперь? (Он ласковый, вежливый, уважает старших, трудолюбивый, заботливый, на­ходчивый.)

Какие признаки народной сказки вы увидели? (Зачин, ста­ринные слова, речь героев.)

Прочитайте сказочный зачин. («Жил старик со старухою».)

Какие старинные слова вы запомнили? Объясните их значе­ние. (Хлопок — волокно, из которого прядут нитки. Столбо­чек — приспособление, на которое привязывают волокно на прялке. Соха — орудие для вспахивания земли. Барин — бога­тый человек, помещик.)

В сказках часто используются слова с уменьшительно-лас­кательным значением. Найдите их в тексте сказки. (Сыно­чек, матушка, хлопочек, столбочек, Липунюшка, батюшка, платочек.)

¾ Какая пословица, на ваш взгляд, выражает главную мысль II сказки? (Где работают — там густо, а в ленивом доме Н пусто. Мал, да удал. Глупый киснет, а умный все промыслит.)

Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы отгадайте, что это за сказка и кто ее автор:

Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

(П. Ершов. «Конек-горбунок»)

Особенности русской народной сказки, благодаря Пушки­ну, понял и воплотил в своей сказке почти мальчик, студент П. Ершов. Кто принес ее в класс? Назовите признаки на­родной сказки в сказке Ершова. (Троекратный повтор: три брата три раза ходили в дозор. Царь, как и в сказках Пушкина, своенравный, капризный, вздорный, смешной.)

Обратите внимание на язык сказки. Назовите слова, изрече­ния, которые можно встретить и в народных сказках. Прочи­тайте.

(Выборочное чтение, толкование слов: соглядать—увидеть; ма­лахай — широкий плащ; супротив — напротив; льзя — можно; ко­нюший — конюх, и т.д.)

— Найдите пословицы, выражающие главную мысль сказки. (Жадность всякому горю начало. Много желать — добра не видать. Добра желаешь — добро делай.)

Угадай, из какой сказки эти строчки: «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок . Знай же свою участь горькую. Умереть тебе за свою вину смертью безвременною!» (С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».)

—(Учитель открывает новую запись.)

— Маленький Сережа Аксаков любил слушать сказки, ко­торые ему рассказывала ключница Пелагея, жившая в их семье. Как и сказкам ключницы, сказкам Аксакова при­сущи напевность, особый язык. И как в сказках Пушки­на, любящий человек перед лицом испытаний показыва­ет свои лучшие качества: милосердие, верность, благо­родство. Назовите сказочные приемы, которые можно встретить в сказке Аксакова. («В некием царстве, в некием государстве. »; три дочери, за тридевять земель, три дня и три ночи; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».)

Прочитайте концовку сказки. («Стали жить-поживать, доб­ра наживать. Я сама там была, мед-пиво пила, поусам текло, да в рот не попало».)

Где вы читали такую сказочную концовку? (В народных сказ­ках, сказках Пушкина.)

Найдите пословицу, выражающую главную мысль сказки. (В ком честь, в том и правда. На добрый привет — добрый от­вет. Не ищи красоты, ищи доброты.)

— Мудрость русских народных сказок, богатство и красоту живой народной речи оценил и показал В.И. Даль. Отгадай­те, из какой сказки Даля этот отрывок: «.. .Старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек и поставил на окошко. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой. Они к окну – глядь, а в горшочке лежит де­вочка, беленькая, как снежок. » («Девочка Снегурочка».)

(Учитель открывает запись.)

— Язык сказок В. Даля близок к народному. Найдите в сказке слова, подтверждающие эту мысль. («. Такая-то умная, та­кая-то румяная», «из вешнего снега скатана», «в лес по ягод­ки», «дали кузовок да пирожка кусок».)

Молодцы! Даль — настоящий знаток русского языка, соста­витель «Толкового словаря живого великорусского языка». (Учитель показывает словарь детям.)

— В сказках писатель использовал не только народные слова, устойчивые сочетания слов, но и русские народные посло­вицы. Этим он тоже продолжил традицию Пушкина. А ка­кая из пословиц, написанных на доске, подходит к сказке «Девочка Снегурочка»? (Неизведанный друг не хорош для услуг. Друг познается в беде.)

Следующая сказка, которую вам предстоит отгадать, хорошо знакома вам с детства по мультфильмам и художественным филь­мам. Известна вам и народная сказка с этим сюжетом. Угадайте, откуда этот отрывок, кто автор сказки.

«Жить и служить — разница, да и работа работе рознь; заметь это — вперед пригодится. Но впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (В. Одоевский «Мороз Иванович».)

Верно. Посмотрите, слова из сказки стали пословицей. Кому говорил эти слова Мороз Иванович? (Ленивице. Она прожи­ла у него три дня, плохо поработала, а награду просит.)

Какова же главная мысль сказки? (Если будешь трудолюбив, терпелив, то и в доме будет порядок, и люди будут тебя ува­жать, и за свой труд будешь получать плату по заслугам.)

Какая еще пословица, написанная на доске, подходит к сказ­ке? (Ленивому и ленится лень. Где работают —там густо, а в ленивом доме пусто.)

Найдите в сказке приемы русских народных сказок, кото­рые использовал В. Одоевский. (Сказочный зачин. Троекрат­ный повтордевочки жили по три дня. Старинные слова: «горемычная», «рукодельную песенку затянет», «студеной во­дой обмывалися», «студенец» и др.)

— Знатоком русского языка и жизни простого народа был и великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он писал и сказ­ки для детей, сказочные притчи, и басни для взрослых. В своих сказках Лев Николаевич Толстой предстает перед нами и как педагог, учитель, защитник простого народа. Одну из его сказок вы любили, когда были еще малышами, ее читали вам мама и папа, рассказывали в детском саду. Угадайте эту сказку: «Девочка легла в большую кровать — ей было слиш­ком просторно, легла в среднюю – слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз в пору, и она заснула». («Три медведя».)

Найдите слова и выражения, которые приближают сказку к народной. («Похлебала», «неловко», «горница», «отворена».)

Какие еще сказочные приметы из народных сказок вы заме­тили? (Троекратный повтор: три медведя, три чашки, три кро­вати.)

Какие еще сказки Л. Толстого вы знаете? («Липунюшка», «Два брата»>

Молодцы! Много сказок русских писателей вы прочитали к сегодняшнему уроку. Давайте поиграем, узнаем, кто лучше, вни­мательнее читал сказки русских писателей, кто больше прочел.

Ссылка на основную публикацию