Анализ сказки Перро Спящая красавица

Анализ сказки Спящая красавица Перро

Сказка о Спящей красавице учит своих читателей никогда не терять веру в лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым человеком.

В произведении описывается любовь двух людей, которые нашли друг друга, преодолев множество испытаний и помех на своем пути.

Необходимо ценить, что дала нам судьба, ведь все плохое и хорошее всегда кончается. Каждый опрометчивый шаг, может перечеркнуть все хорошее. Месть плохая штука, нужно прощать все обиды и тогда в жизни будет все хорошо. Добро всегда побеждает зло, и в сказке именно так все и произошло.

Сюжет

Жили король с королевой, и очень хотели иметь ребенка. И вот судьба преподнесла им подарок, у них родилась прекрасная дочь.

Чтобы отметить радостное событие, родители устроили пиршество, на которое позвали всех волшебниц, но про одну они забыли.

На торжестве все добрые волшебницы желали девочке, чтобы она была хорошей мастерицей, но вдруг на праздник пожаловала старая колдунья, которую не пригласили.

Она напророчила принцессе, что в день, когда ей исполнится семнадцать лет, она будет прясть, уколется веретеном и умрет.

Король отдал приказ, чтобы по всему королевству не было ни одного острого предмета, которым можно уколоться.

Но в день, когда принцессе исполнилось семнадцать, она увидела прялку и, взяв в руки веретено, укололась и заснула непробудным сном.

Так принцесса проспала долгие сто лет, и вместе с ней все королевство. Дворец весь зарос колючими кустами терновника, и стал похож на непролазные заросли.

Спустя сто лет, мимо дворца проезжал принц, он пробрался во дворец и увидел что все обитатели королевства, включая принцессу, спят крепким сном.

Принц поцеловал принцессу, и заклятье старой колдуньи исчезло, и девушка проснулась, а вместе с ней и все королевство.

Принцесса с первого взгляда полюбила своего спасителя, и они сыграли роскошную свадьбу.

План сказки Спящая красавица

  1. Рождение наследницы
  2. Пиршество и подарки волшебниц для девочки
  3. Проклятье старой колдуньи
  4. Повзрослевшая принцесса укалывается веретеном и засыпает на сто лет.
  5. Королевство тоже засыпает
  6. Спустя сто лет принц пробирается во дворец и целует принцессу.
  7. Принцесса и все королевство просыпается.
  8. Молодые отпраздновали свадьбу

Вариант №2

В сказке Шарля Перро « Спящая Красавица» рассказывается о том, как у короля с королевой родилась дочка. На крестины маленькой принцессы было приглашено много гостей, но одну старую фею позвать забыли, точнее, не знали, что она еще жива. Однако, она заявилась сама и была очень возмущена проявленным невниманием.

Когда пришло время раздавать подарки, феи, которых пригласили, подарили много хорошего новорожденной девочке. А вот старуха, затаившая злобу, предрекла смерть принцессе из-за укола веретеном. Горе овладело родителями девочки. Но тут появилась еще одна юная фея. Она предполагала что-то плохое со стороны старой ведьмы, поэтому подошла к колыбели последней.

Эта фея сказала, что разрушить чары старухи она не в силах, но сделает так, что принцесса не умрет – она лишь заснет на сто лет. Так и случилось. Избежать укола веретеном принцессе не удалось, несмотря на то, что все эти инструменты в стране были сожжены. Пользоваться ими было запрещено под страхом смерти. Но одно случайно уцелело, и принцесса нашла его. Предсказание свершилось, девушка укололась и заснула. Через сто лет во дворец приехал прекрасный принц. Увидев спящую принцессу, он мгновенно влюбился в нее. Когда принц поцеловал девушку, она проснулась.

Эта сказка волшебная, потому что в ней присутствуют волшебные персонажи – феи. Так же в реальной жизни невозможно уснуть на сто лет и проснуться от одного лишь поцелуя.

Злая героиня здесь – старая фея. Из-за своей мелочной обиды ей ничего не стоило лишить жизни молодую девушку, сделать несчастными родителей и всю семью принцессы. Ведь даже пока принцесса еще не уснула, король с королевой не знали покоя. Когда же девушка погрузилась в сон, родители навсегда потеряли возможность общаться с ней – проснувшись, она уже не застала родных. Анализируя поведение злой феи, читатель видит, насколько плохо быть злопамятным и мстительным. Наказывая других за небольшие промахи, сделать зла можно во сто крат больше. Просто нужно уметь прощать людей, особенно, если обида нанесена не нарочно.

Юная фея – добрая героиня. Она, как смогла, нейтрализовала деяние старой ведьмы. Так же добрым героем можно назвать принца. Влюбившись в принцессу, он так сильно хотел ее разбудить, что ему это удалось.

Главная мысль этой сказки заключается в том, что добро все равно восторжествует над злом. Но это не может произойти само собой – требуется участие добрых неравнодушных людей. Также в разрушении злых чар большую роль играет любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая красавица Перро

Популярные сегодня темы

Художника Георгия Нисского можно назвать романтиком, отлично понимающим и чувствующим эстетику и значимость труда, который в свою очередь двигает прогресс вперед и преобразует нашу планету.

Молодая рыжая собака, помесь дворняжки и таксы, проживала в семье столяра Луки и его сына Федора. Она была к ним очень привязана, хотя зачастую ей приходилось терпеть побои, унижения и оскорбления.

Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной

Другими словами недостижимый идеал называют утопией. К примеру, если говорить простыми словами и примерами, недостижимым идеалом может морковь, которую вешают перед лицом ишака, для того чтобы он шел вперед и не останавливался.

Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ

Перро Шарль сказка “Спящая красавица”

Читательский дневник по сказке “Спящая красавица” Шарля Перро

Автор: Шарль Перро

Число страниц: 35.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Король и Королева, Принцесса, добрые феи — крестные, злая, Колдунья, Принц.

Характеристика главных героев:

Спящая красавица — наивная и любознательная.

Заснула от укола веретена.

Старая ведьма — злая, обидчивая, злопамятная.

Принц — отважный и умный.

Расколдовал Спящую красавицу.

Краткое содержание сказки “Спящая красавица” для читательского дневника

Король с Королевой долго мечтали о детях, и наконец судьба вручила им подарок — рождение прекрасной дочери.

В честь такого события родители созвали всех волшебниц королевства, но одну старую волшебницу пригласить забыли.

На празднике каждая добрая фея желала девочке разных умений, но торжество прервало появление старой Колдуньи.

Она наколдовала Принцессе смерть от укола веретена.

Король приказал избавиться от всех острых предметов по всему королевству.

Но в 17 лет Принцесса нашла одно старое веретено и уколовшись ним, уснула.

Вместе с ней на сто долгих лет заснуло и все королевство, а сам дворец покрылся колючим терновником.

Только спустя 100 лет молодому Принцу из соседнего замка удалось пробраться вглубь дворца.

Он обнаружил спящее королевство и саму Спящую Красавицу.

Поцеловав Принцессу, он снял злые чары старой Колдуньи, и девушка ожила.

Проснулся от долгой спячки и весь придворный двор.

Принцесса полюбила Принца, и они сыграли пышную свадьбу.

План сказки:

1. Рождение Принцессы.

2. Король устраивает пышный пир.

3. Дары волшебниц для девочки.

4. Старая Колдунья обижается и злится на королевскую семью.

5. Страшное проклятие Колдуньи.

6. Волшебница обещает, что девочка уснет на 100 лет.

7. Взросление Принцессы.

8. Принцесса находит веретено, и проклятие сбывается.

9. Королевство засыпает.

10. Спустя 100 лет сын соседнего Короля натыкается на заброшенный замок.

11. Поцелуй Принца.

12. Девушка просыпается.

13. Свадьба молодых Принца и Принцессы.

Главная мысль:

Главная идея сказки Шарля Перро заключается в противостоянии добра и зла, где зло считает себя победителем, но все меняет один случай.

Главной мыслью произведения можно назвать то, что в жизни нет ничего, что нельзя исправить.

Сделанное одним, может исправить другой.

Еще одной основной идеей произведения можно считать мысль о том, что ко всем людям, даже если это родственники, следует относиться одинаково и не выделять кого-то из толпы.

Чему учит произведение “Спящая красавица”

Сказка учит нас верить и надеяться на лучшее, а также быть добрым и открытым.

Все плохое заканчивается, как и все хорошее, поэтому следует ценить то, что мы имеем.

Произведение учит нас тому, что дети не должны страдать за ошибки своих родителей, а потому родители должны быть избирательны и аккуратны со всеми.

Один неверный жест может перечеркнуть все, как это произошло со старой Колдуньей.

Также сказка учит нас, что нельзя мстить, а лучше простить все обиды и жить спокойно.

Добро и любовь — вот два настоящих качества, которые способны противостоять всем лихим нападкам.

Краткий отзыв о сказке “Спящая красавица” для читательского дневника

Это интересное и поучительное произведение.

В нем рассказывается про историю Принцессы, которой суждено было уснуть от укола веретена.

Я считаю, что родители девочки поступили очень некрасиво по отношению к старой Колдунье, за что и поплатились.

Однако, Колдунья из-за своей обиды наколдовало такое страшное проклятие, что я считаю этот жест несправедливым.

Сказка Шарля Перро многому меня научила.

Во-первых, уважать старших и уважительно относится ко всем, особенно к своим гостям.

Читайте также:  Сочинение Анализ рассказа Тартюф Мольера

Во-вторых, что от судьбы не убежишь, но не стоит отчаиваться, а необходимо верить в светлое будущее.

В-третьих, что любовь способна излечить от любого недуга и даже развеять сильные чары старой Колдуньи.

Я верю, что добро победит зло.

А в этой сказке все именно таки произошло.

Пословицы:

“Всякому своя обида горька”.

“Тому тяжело, кто зло помнит”.

“Злой плачет от зависти, а добрый от радости”.

“От судьбы не убежишь”.

“Судьба придет — по рукам свяжет”.

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

– Это прялка и веретено, – ответила обитательница башни.

– А что вы с этим делаете? – не унималась принцесса.

– Я пряду, – ответила старушка. – Садись, деточка. Я тебя быстро этому научу.

– Ой, как это забавно! – воскликнула принцесса и коснулась веретена.

Вдруг острая боль пронзила ей правую ладонь, и девушка отдернула руку.

На безымянном пальце блестела капля крови.

Неизвестные слова и их значения:

Веретено — приспособление для пряжи.

Богомолье — поклонение церковным святыням.

Полог — занавеска, закрывающая кровать.

Шабаш — сборище ведьм.

Еще читательские дневники по сказкам Шарля Перро:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Анализ сказки Перро Спящая красавица

Войти через uID

–>

–>

–>Главная » –>Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Для создания сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую нашел в сборнике братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро. Сюжет этих сказок носит международный характер, а сами произведения глубоко национальны. Почему так привлекателен для разных народов сюжет о мертвой царевне, смерть которой оборачивается волшебным сном? В каждой из сказок красавица пробуждается от силы любви. Это и есть та мечта, которую воплощают люди в народных преданиях.

Сравнение сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица» позволяет установить своеобразие каждой из них, выделить то, что делает сказку культурным достоянием именно этого народа.

Уже с первых строк авторы сообщают читателям, кто является носителем государственной власти. «Жили на свете король с королевой», – читаем в сказке «Спящая красавица». Бодро начинает сказку русский поэт:

Жил-был добрый царь Матвей.

Жил с царицею своей…

Повествование В.А. Жуковского проникнуто народным духом. Поэт вводит в сказку пословицы, поговорки, народные выражения. Большая роль отводится человеческим, семейным отношениям. У Ш. Перро мы этого не наблюдаем. Например, сравнивая пожелания фей и чародеек, мы можем отметить, что в сказке Ш. Перро феи наделили способностями и манерами, которые ценились в свете. Лишь одна фея наградила ее добрым и нежным сердцем. Чародейки В.А. Жуковского большое значение придают внутреннему миру царевны, желают ей счастья «меж знакомых и родных»:

Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, моё дитя,

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных…

А, спасая прекрасную царевну, добрая чародейка тоже желает ей семейного счастья:

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

Интересно сравнить быт русского царя и быт французского короля. Блюда, приготовленные для чародеек, В.А. Жуковский описывает двумя словами: драгоценные, золотые. У Ш. Перро обеденные приборы описаны детально, подчеркивается их великолепие. Даже ножик из чистого золота самой тонкой работы, он усыпан алмазами и рубинами. В интерьере французский сказочник тоже подчеркивает королевское богатство. Пол в замке выстлан мраморными плитами. В комнате, где лежала спящая красавица, золоченые стены и золоченый потолок, ее постель украшена серебряным и золотым шитьем. Портрет же самой принцессы автор рисует в двух словах. В.А. Жуковский, напротив, интерьер описывает скупо, зато в традициях народных сказок создает образ царевны, яркий, живой:

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Проявление сил зла у В.А. Жуковского обозначено ярче, чем у Ш. Перро. В сказке французского автора принцесса будет спать сто лет, в русской сказке царевна проспит триста лет. Принцесса засыпает от веретена обыкновенной старушки, не знавшей о пророчестве злой феи, а царевна – от рук самой злой чародейки. Злую чародейку можно сравнить с героиней русских народных сказок– Бабой Ягой. У Ш. Перро вместе с принцессой уснули все, кроме короля и королевы. В.А. Жуковский заботится о том, как почувствует себя царевна, проснувшись после трехсотлетнего сна. Поэтому в его сказке засыпают все, включая царя и царицу. А сцену всеобщего сна поэт описывает с юмором.

Чудесное спасение красавиц тоже описано по-разному. У Ш. Перро принц лишь приближается к принцессе, и она пробуждается. В.А. Жуковский подчеркивает волнение, нетерпение своего героя:

Он души не удержал

Вслед за пробуждением красавицы следует встреча царского сына и царевны с родителями, которые «принялись их обнимать». В русской сказке немалое внимание уделяется проявлению чувств героев.

Различаются и финалы сказок. «Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немножко старомодную песенку и прекрасной принцессе. Песня очень понравилась тем, кто ее слышал, и с тех пор ее стали петь все от мала до велика – от поварят до королей. А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами», – читаем мы у Ш. Перро.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 10 апреля 2019 г.

“Спящая красавица”

Перро Ш., “Спящая красавица”

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки “Спящая красавица” и их характеристика

  1. Спящая красавица. Молодая, озорная, любопытная принцесса.
  2. Принц. Молодой и смелый красавец.
  3. Король и королева. Счастливы рождением дочки, старались оградить ее от беды.
  4. Седьмая фея. Добрая и предусмотрительная.
  5. Восьмая фея. Обидчивая и злая.

План пересказа сказки “Спящая красавица”

  1. Рождение принцессы
  2. Пир на весь мир
  3. Забытая фея
  4. Обида восьмой феи
  5. Предсказание восьмой феи
  6. Седьмая фея подает голос
  7. Охрана принцессы
  8. Старушка и веретено
  9. Принцесса спит
  10. Замок спит
  11. Охота принца
  12. Принц в замке
  13. Запоздалый завтрак.

Кратчайшее содержание сказки “Спящая красавица” для читательского дневника в 6 предложений

  1. У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они созвали великолепный пир.
  2. Не получившая приглашения фея, прокляла принцессу, пообещав ей смерть от веретена.
  3. Седьмая фея отменила это пророчество, пообещав лишь столетний сон.
  4. В пятнадцать лет принцесса укололась веретеном и уснула, а с ней весь замок.
  5. Через сто лет принц услышал историю замка в лесу, и прошел через лес.
  6. Он нашел принцессу, та проснулась, они полюбили друг друга и поженились.

Главная мысль сказки “Спящая красавица”
Судьбы нельзя избежать, но можно слегка подправить.

Чему учит сказка “Спящая красавица”
Сказка учит, приглашая гостей не делать исключений и не забывать никого. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не отчаиваться и пытаться бороться до конца. Учит спорить с судьбой, не верить в предопределение.

Отзыв на сказку “Спящая красавица”
Мне понравилась эта история про спящую принцессу, хотя в ней сложно выделить какого-то центрального персонажа. Все одинаково важны для этого сюжета и почти ничего не совершают. Может только принц смело прошел через лес и это можно назвать подвигом.

Пословицы к сказке “Спящая красавица”
От судьбы не уйдешь
Всякому свой крест.
Суженый и на печи найдет.
Не всякая находка клад.
Слаще сна только жизнь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Спящая красавица”
Жили-были король с королевой, и долгое время не было у них детей. Но вдруг родилась дочь, и на радостях король устроил грандиозный пир, позвав на него всех соседей.
И конечно пригласил король семь фей, которые жили неподалеку, потому что думал, что те одарят новорожденную принцессу волшебными дарами.
Однако в самый разгар пира явилась восьмая фея, самая старая, про которую все забыли, так как думали, что она умерла. Явилась эта фея и обиделась, что не хватило ей золотых столовых приборов.
И вот настало время дарить подарки. Первые феи желали новорожденной красоту, ума, умения танцевать, а старая фея пожелала умереть от укола веретеном. Все, кто слышал это пророчество, едва сами не умерли от страха.
Но оказалась, что седьмая фея специально пропустила вперед старую фею, чтобы иметь возможность исправить ее предсказание, ведь она подозревала эту фею в злобных намерениях.
И седьмая фея сказала, что на самом деле принцесса не умрет, а просто уснет на сто лет, а потом ее разбудит прекрасный принц.
Король конечно запретил в королевстве веретена и прялки, но только это не помогло. Через пятнадцать лет принцесса на самом верху старой башни нашла древнюю старушку с прялкой, и уколола палец. Она тут же уснула, как и предсказывала фея.
А король послал за доброй феей гонца, и когда фея приехала, то она сделала так, что вместе с принцессой в сон погрузились все ее фрейлины, слуги, дворецкий и собака. Заснули даже огонь и вода. Только король и королева остались бодрствовать.
Они отправились в свою столицу и запретили подданным приближаться к спящему замку.
А вокруг замка вырост густой и колючий лес.
Прошло сто лет. Сменилось много королей. Про замок давно забыли.
И вот в его окрестностях охотился молодой принц. Он заметил высокую башню, и спросил слуг, что за замок находится посреди леса. Один из них, самый старый, рассказал принцу предание о спящей принцессе, и принц захотел увидеть принцессу своими глазами.
Он отправился к замку, и лес расступался перед ним, смыкаясь сразу за его спиной, так что ни один слуга не смог пробиться вслед за принцем.
А принц дошел да замка и увидел спящих вокруг людей. Сперва принц принял их за мертвых, но потом понял, что они просто спят.
Он поднялся в самую высокую башню и увидел прекрасную принцессу. Она так понравилась принцу, что он встал перед принцессой на колени, а она в этот самый миг открыла глаза.
Принцесса увидела принца и полюбила его. И влюбленные долго стояли и смотрели друг на друга.
А между тем, все в замке проснулись и очень хотели есть. Поэтому старая фрейлина рискнула доложить принцессе, что завтрак подан. Принц повел принцессу в зал, и принцесса не смущалась тем, что у нее старомодное платье, ведь принц не сказал ей об этом.
А после была свадьба и все были счастливы.

« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин) ( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
skhodstvo_i_razlichie_skazok_v._a._zhukovskogo_spyashchaya_tsarevna_i_sh._perro_spyashchaya_krasavitsa.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

« Что за прелесть эти сказки!» ( А. С. Пушкин)

( Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица»: сходство и различие)

Учитель русского языка и литературы

Кретинина Евгения Юрьевна

МБОУ «Навлинская СОШ №2»

Создание условий для активизации творческого интеллектуального потенциала учащихся через применение современных пед технологий на уроках литературы.

У. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве В. А. Жуковского и о сказках. А. С. Пушкин однажды сказал: «Что за чудо эти сказки!» – и с ним невозможно не согласиться. Сегодня мы с вами поговорим о сказках….

  1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Понравилась ли вам она? Почему?
  2. Согласны ли вы с тем, что перед нами сказка?
  3. Отличается ли литературная сказка от народной?
  4. Какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые).
  5. Назовите отличительные черты волшебной сказки. (Волшебный предмет, мотив запрета, нарушение запрета, положительные и отрицательные герои, сказочные действия, наличие трудных задач, потеря, поиск, помощники-волшебники)
  6. Читали ли вы сказки с похожим сюжетом?
  7. Действительно, таких сказок довольно много.

Их сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

У. Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд ):

Ш. Перро «Спящая красавица» (1697), Братья Гримм «Шиповник» (1816-1818), В.А. Жуковский «Спящая царевна» (1831), А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833).

А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения » (слайд )..

У. Вопрос : Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»?

(учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).

  1. К сюжету сказки о мертвой царевне, как вы видите, неоднократно обращались, многие писатели, композиторы, мультипликаторы и режиссеры, а также художники, неоднократно рисовавшие картины и иллюстрации к сказкам.
  2. Сегодня на уроке мы сопоставим две сказки, а помогут нам в этом иллюстрации А. Прилепского и Свана Сандиса.
  3. Вот перед вами первый слайд. ( №13) Что вы видите? Что общего? В чем разница? Какие краски используют иллюстраторы?

У. Какой момент здесь изображен? Найдите это описание у Жуковского, зачитайте.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал – сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

У. Какие средства выразительности использует автор? ( Анафора, фразеологизм)

У. Найдите описание этого фрагмента у Ш. Перро.

Жили на свете король с королевой. Детей у них не было, и это их так огорчало, так огорчало, что и сказать нельзя.

И вот, наконец, когда они совсем потеряли надежду, у королевы родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили по случаю её рождения, какое множество гостей пригласили во дворец, какие подарки приготовили.

У. Кого вы узнаете здесь? Сравните эти иллюстрации? Что общего? В чем разница?

Найдите описание этого фрагмента у Жуковского.

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь одиннадцать зовёт

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

У. Найдите средства выразительности в этом фрагменте.( Эпитеты)

Обратите внимание на строчку «хромоногой, старой, злой» – что это за эпитеты? Можно ли их назвать синонимами, контекстуальными.

У. Нанизывание синонимов часто порождает градацию, когда каждый следующий синоним усиливает (ослабляет) значение предыдущего.

Найдите описание этого фрагмента у Перро.

Но самые почётные места за королевским столом были оставлены для фей, которые в те времена ещё жили кое-где на белом свете. Все знали, что эти добрые волшебницы, стоит им только захотеть, могут одарить новорождённую такими драгоценными сокровищами, каких не купишь за все богатства мира. А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.

Перед феями поставили великолепные обеденные приборы: тарелки из лучшего фарфора, хрустальные кубки и по ящичку из литого золота. В каждом ящичке лежали ложка, вилка и ножик, тоже из чистого золота и притом самой тонкой работы.

И вдруг, когда гости уселись за стол, дверь отворилась, и вошла старая фея – восьмая по счету, – которую забыли позвать на праздник.

У. Какие средства выразительности использует автор?

(Эпитеты, постоянные эпитеты – белый свет).

  1. Слайд № 15. Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите. Найдите описание у Жуковского.

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдёт,

И царевна оживёт;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

У. Средства выразительности?( Анафора)

Наконец, очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт.

Все так и вздрогнули, узнав, какой страшный подарок приготовила для маленькой принцессы злая колдунья. Никто не мог удержаться от слёз.

  1. ( №16) – У Жуковского нет, у Перро.

Побежали за королем. Он поднялся в башню, поглядел на дочку и сразу понял, что несчастье, которого они с королевой так опасались, не миновало их.

Утирая слёзы, приказал он перенести принцессу в самую красивую залу дворца и уложить там на постель, украшенную серебряным и золотым шитьём.

Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.

Правда, глаза у неё были плотно закрыты, но слышно было, что она тихонько дышит. Стало быть, это и в самом деле был сон, а не смерть.

Король приказал не тревожить принцессу до тех пор, пока не наступит час её пробуждения.

Возвращаясь во дворец,

На крыльце её отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул

И всё это случилось в одно-единое мгновение. Феи знают своё дело: взмах палочки – и готово!

Не заснули только король с королевой. Фея нарочно не коснулась их своей волшебной палочкой, потому что у них были дела, которые нельзя отложить на сто лет.

  1. ( №18) Следующий фрагмент. Чем он отличается от предыдущих? Опишите.

Найдите описание у Жуковского.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший тёмный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Можете себе представить, что почувствовал принц, когда услышал эти слова!

Сердце у него в груди так и загорелось. Он сразу решил, что ему-то и выпало на долю счастье пробудить ото сна прекрасную принцессу.

Недолго думая, принц дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.

У. Средства выразительности?

Слайд 19 ( Сцена пробуждения)

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи тёмныя темней,

Кудри чёрной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен лёгкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в лёгких сапожках

Ножки – чудо красотой.

Видом прелести такой

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

На постели, полог которой был откинут, покоилась прекрасная юная принцесса лет пятнадцати-шестнадцати (если не считать того столетия, которое она проспала).

Принц невольно закрыл глаза: красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, Он тихо приблизился и опустился перед ней на колени.

В это самое мгновение час, назначенный доброй феей. пробил.

Принцесса проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.

Слайд 20. Концовка

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Жених с невестой уселись за стол. Самые знатные кавалеры подавали им различные кушанья старинной кухни. А скрипки и гобои играли для них прелестные, давно забытые песни прошлого века.

Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто её слышал, и с тех пор её стали петь все от мала до велика – от поварят до королей.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла, наконец, до нас с вами .

Какой вывод о сюжете этих сказок мы можем сделать?

( Они очень похожи: например, «жили-были король с королевой, у них не было детей»; праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею: чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена; юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) и др ).

А в чем разница?( слайд 21)

Сказка «Спящая красавица» в обработке

Сказка «Спящая царевна» Жуковского

Имена не упоминаются

Русское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду)

1) королевский дворец-замок со множеством комнат

2) кровать красавицы с пологом

царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

Рыцари, латники, фея, залы

Царевич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» – русские фразеологизмы

Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

Концовка, характерная для русских народных сказок

Отсутствие 8 прибора

7 специально спряталась

Старушка не знала о запрете.

Всех усыпила фея, кроме короля с королевой.

Украли 12 блюдо

11 не успела одарить

Старуха ждала царевну.

Вывод : несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки.

Национальный колорит сказок о спящей красавице.

Царь, царица, царевна, чародейка, хлебосольный, горница, стража, дворец, ловчие, витязь, ланиты, очи, легкий сарафан, губки алые, «заплетенные косой кудри черной полосой обвились кругом чела» и др.

Король, королева, королевский дворец (замок), королевство Матаквинское, карлик, семимильные сапоги (ср. сапоги-скороходы), фрейлины, камеристки, привратники (ср. стража), пажи, призраки в замке и др.

Д.З. А теперь мне бы хотелось предложить вам написать небольшое сочинение – миниатюру на темы « Хотела бы я быть спящей красавицей?»(для девочек) и «Хотел бы я разбудить спящую красавицу?»( для мальчиков), «Почему сказки до сих пор интересны для нас?», «Почему мы продолжаем их читать?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за прелесть эти сказки занятие для младших шко.

Контрольная работа по темам «Фольклор. Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Басни И.А.Крылова» в 5 классе.

АннотацияЦелью проведения данного урока является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовност.

Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе.

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: “Сходство и различие сказки В.А.Жуковского “Спящая царевна” с народными ск.

Литературная викторина для 5 классов по сказкам А.С. Пушкина.

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк.

«Спящая красавица» читательский дневник

«Спящая красавица» – волшебная история о юной красивой принцессе, которой суждено было уколоться об острое веретено и на долгие годы заснуть крепким сном.

Краткое содержание «Спящая красавица» для читательского дневника

ФИО автора: Шарль Перро

Название: Спящая красавица

Число страниц: 22. Шарль Перро. «Спящая красавица». Издательство «Феникс». 2013 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1697 год

Главные герои

Спящая красавица – красивая, любопытная принцесса пятнадцати лет.

Король и королева – любящие и заботливые родители.

Старая фея – злая волшебница, наградившая принцессу страшной судьбой.

Семь фей – добрые волшебницы, щедро одарившую принцессу чудесными качествами.

Принц – молодой красивый юноша, которому удалось разрушить заклятье.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Жили-были король с королевой, и долгое время они мечтали о ребенке. Когда же у них родилась долгожданная дочь, король устроил роскошный мир, позвав на него всех своих друзей и соседей.

Среди приглашенных оказались и семь фей – король надеялся, что добрые волшебницы одарят его малышку чудесными волшебными дарами. Неожиданно в самый разгар веселья появилась самая старая и нелюдимая фея, о которой все уже давно позабыли. Она очень обиделась, что ей не уделили должного внимания, и не подали золотых столовых приборов, как всем остальным.

Когда пришла пора одаривать новорожденную девочку, феи наградили ее красотой, умом, изяществом. Когда же дошла очередь до старой феи, она предсказала принцессе смерть от укола веретеном. При этих словах король и королева чуть не умерли от горя, однако последней, седьмой, фее удалось исправить это жестокое пророчество. Она сказала, что девушка не умрет, а лишь уснет на сто лет. Пробудить же ее сможет только прекрасный принц.

Сразу после пиршества король приказал уничтожить в королевстве все до единой прялки и веретена. Однако ровно через пятнадцать лет принцесса случайно забрела на самый верх старой башни, где встретила ту самую старую фею с прялкой. Она уколола палец, и заснула крепким сном, а вместе с ней все, кто обитал в королевстве.

Вокруг замка вырос дремучий лес, и все позабыли о нем. Спустя сто лет мимо него проезжал молодой принц, который охотился в этих краях. Услышав старинное предание о прекрасной спящей принцессе, он очень захотел увидеть ее собственными глазами. Дремучие заросли расступились перед принцем, и он оказался в замке, где отыскал принцессу и разбудил ее. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда и сыграли свадьбу.

План пересказа

  1. Рождение принцессы
  2. Роскошный пир.
  3. Появление старой феи.
  4. Волшебные подарки.
  5. Предсказание старой феи.
  6. Сон вместо смерти.
  7. Старушка и веретено.
  8. Замок погружается в сон.
  9. Появление принца.
  10. Заклятье разрушено.
  11. Пышная свадьба.

Главная мысль

Не существует такой жизненной ситуации, которую нельзя было бы изменить.

Чему учит

Учить быть внимательным, осторожным, и никогда не отчаиваться. Также сказка учит тому, что всегда нужно бороться за свое счастье, а не плыть по течению.

Отзыв

В жизни много несправедливости, однако нужно всегда с честью и достоинством проходить любые испытания, уготованные судьбой. Принцесса, хоть и проспала сто лет, но в итоге была спасена прекрасным принцем и стала его женой.

Рисунок-иллюстрация к сказке Спящая красавица.

Пословицы

  • От судьбы не уйдешь.
  • Суженый и на печи найдет.
  • Слаще сна только жизнь.

Что понравилось

Очень понравилось, что заклятье старой феи было исправлено, и ни в чем не повинная принцесса не умерла, а заснула глубоким сном.

Ссылка на основную публикацию