Чему учит произведение Станционный смотритель 7 класс

Чему учит повесть Станционный смотритель? 7 класс

«Станционный смотритель» — это поучительная повесть Александра Пушкина, из которой можно сделать несколько выводов.

Во-первых, «Станционный смотритель» поднимает тему взаимоотношений между родителями и взрослыми детьми. Между ними должно быть понимание. Родители должны уметь отпускать своих детей во взрослую жизнь. Детям следует ценить родителей и проводить с ними больше времени. Дуня, дочь смотрителя, после того, как вышла замуж за гусара, с отцом почти не общалась. Последний раз, когда она приехала к нему в гости, она узнала, что он умер. Девушка очень раскаялась в своих поступках. Итак, повесть «Станционный смотритель» учит отношениям между родителями и детьми.

Во-вторых, данное произведение учит тому, что родители должны верить в детей и их будущее. Самсону Вырину казалось, что гусар — плохая пара для дочери. Это сыграло большую роль в их отношениях. Родители должны принимать и уважать выбор своих детей и не вмешиваться в это.

2 вариант

Произведение Пушкина является поучительным, а также очень интересным рассказом. Кроме этого из него можно сделать несколько полезных и нужных выводов.

Именно в произведении «Станционный смотритель» затрагивается тема отношений между родителей и детей. Наверное, каждый скажет, что между ними постоянно должно быть понимание и поддержка. Родители со своей стороны должны научиться отпускать своих взрослых детей из родового гнезда и помогать войти во взрослую жизнь. А вот детям со своей стороны нужно находиться всегда рядом со своими родителями, ведь их никто не сможет заменить и в нужный момент поддержать и помочь им.

Главной героиней стала девушка Дуня, которая вскоре встретила свою любовь и тут же решила отправиться вслед за своим любимым, а вот про отца совсем забыла. Но спустя некоторое время она все-таки решила навестить своего отца, вот только увидеться не удалось, а все, потому что он умер. И только после этого она начала ценить, уважать и жалеть о том, что не смогла раньше этого понять и уделить ему время.

С одной стороны родители должны верить и помогать когда нужно своим детям. Самому смотрителю не нравился выбор дочери, и он старался сделать так, чтобы они поскорее разошлись, но сделать ничего не удалось. Именно поэтому отношения между ними разрушились. Родители должны принимать выбор своих детей и понимать их.

Сочинение 3

Произведение учит тому, что родителей нужно почитать всегда, а не только тогда, когда их уже не оказывается рядом. Тем не менее, многие люди и поныне расценивают родительскую любовь и заботу как нечто само собой разумеющееся, не замечают, что родители для них делают. Только когда матери и отцы умирают, а детям их недостает – то, как правило, находятся и возможности, и средства и желание увидеться. Да вот только время невозможно повернуть вспять, а людей нельзя воскресить.

Самсон Вырин всей душой тянется к Дуне. Но когда она встречает мужчину и влюбляется в него, она уезжает из дома, оставляет его одного. С одной стороны, отец желает дочери счастья, но его очень тяготит тот факт, что он не знает, как она поживает – девушка даже не удосуживается написать ему письма. Тем не менее, герой не оставляет попыток встретиться с ней. Но когда он находит дочь, его просто выставляют за порог. Увидеться с Дуней у Вырина так и не получилось. Она приехала к нему на могилу и искренне сокрушалась, что больше никогда не увидит отца.

Нет, девушку нельзя назвать отрицательной героиней. Однако само творение вполне можно считать поучительным. Часто люди даже до конца не понимают, насколько они обязаны своим родителям (ведь те для них столько делают). Что же касается детей, они зачастую эгоистичны – мало кто понимает, что на самом деле значит каждая родительская слезинка и каждое старание.

Можно сказать, что на примере Самсона и Дуни автор дает возможность задуматься о важности родителей в жизни человека, о неблагодарности детей и многих других вещах, которые, несомненно, являются очень важными, если не основополагающими.

Я думаю, что после прочтения повести каждому будет не лишним подойти и лишний раз обнять своих родителей, улыбнуться им, сказать доброе слово. Ведь они – это наивысшая ценность, что дарована Богом. Жаль, что Дуня слишком поздно это поняла. Вполне возможно, она и не держала на отца зла, однако не уделяла ему должного внимания. А ему это внимание было очень важно, он тянулся к ней без взаимности.

В этом и заключается величайший трагизм повести. Что люди имеют, то не ценят. А платят только это потерявши. И так было и будет испокон веков. Практически всегда, когда дети взрослеют, папы с мамами отходят на второй план. Это больно и обидно, но неминуемо – и начинается этот этап с началом личной жизни ребенка. Тем не менее, даже находясь в браке и за тридевять земель, не нужно забывать о тех, кто дал жизнь и взрастил, кто вложил душу и правильное понимание жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учит повесть Станционный смотритель?

Популярные сегодня темы

Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.

Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

Мой родной край – моя Кубань! Здесь я родилась, здесь пошла в школу. Здесь, в этом благодатном краю – мой дом, моя семья, мои друзья. И все это – моя Родина. Нигде нет такой красивой природы, как на Кубани.

Музыка очень плотно вошла в жизнь современного человека. Она окружает нас повсюду: в магазине, в метро, да и просто на улице можно услышать ее мотивы. Мы настолько привыкли к ней, что подчас она не только совпадает с нашим настроением, но и делает его.

Людвиг ван Бетховен является самым выдающимся и знаменитым композитором в мире. Его произведения известны всем, детей с детского сада до людей в возрасте. Об этом композиторе известно

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

07.11.2018

“Станционный смотритель”

Пушкин А., рассказ “Станционный смотритель”

Главные герои рассказа “Станционный смотритель” и их характеристика

  1. Самсон Вырин. Станционный смотритель, добрый, разговорчивый, смирный, доверчивый. С горя превратился в пьяницу и умер.
  2. Дуня Вырина. Дочь Самсона. Уехала за своей мечтой в Петербург и забыла про отца.
  3. Ротмистр Минский. Гусар, легкомысленный повеса, но человек, который держит свое слово. Равнодушный и черствый.

План пересказа рассказа “Станционный смотритель”

  1. Ничтожный станционный смотритель
  2. Первая встреча с Вырином и Дуней
  3. Как постарел Вырин
  4. Заезжий гусар
  5. Притворная болезнь.
  6. Похищение молодой красавицы
  7. Болезнь Самсона Вырина
  8. Пешком в столицу
  9. В гостях у Минского
  10. Взятка
  11. Вырин находит дочь
  12. Вырин пьянствует
  13. Третий приезд рассказчика
  14. Барыня у могилы

Кратчайшее содержание рассказа “Станционный смотритель” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор знакомится с Выриным и остается в восхищении от его дочери Дуни.
  2. Автор снова приезжает к Вырину и не узнает постаревшего смотрителя.
  3. Красивый гусар притворяется больным и увозит Дуню.
  4. Вырин находит Минского в Петербурге и тот дает ему денег.
  5. Вырин видит свою дочь, но Минский выставляет его за дверь.
  6. Вырин умирает, а к нему на могилу приезжает барыня с тремя детьми и льет горькие слезы.

Главная мысль рассказа “Станционный смотритель”
Любой человек заслуживает уважения, вне зависимости от его положения и работы.

Чему учит рассказ “Станционный смотритель”
Рассказ учит быть добрыми и отзывчивыми ко всем людям без исключения. Учит уважать человека просто за то, что он человек, не делить людей на больших и маленьких. Учит всегда помнить о своих родителях и не забывать их ни в горе, ни в радости.

Отзыв на рассказ “Станционный смотритель”
Мне очень понравился этот трогательный рассказ. В нем Пушкин затронул тему маленького человека и его места в обществе. Но также автор коснулся проблемы взаимоотношений между родителями и детьми. Мне кажется, что автор специально не стал выделять в повести положительных и отрицательных героев, потому что в каждом человеке можно найти и хорошее и плохое.

Пословицы к рассказу “Станционный смотритель”
Родителей чти – не собьешься с истинного пути.
У доброго батюшки добры и детки.
С детьми горе, а без них вдвое.
Жизнь – наука, она учит опытом.
Живы родители – почитай, померли – поминай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Станционный смотритель”
Нет на свете более ничтожного и несчастного человека, чем станционный смотритель. Его обижает, ругает всякий проезжий, а ему приходится в любую погоду выполнять свою работу, всем прислуживать и угождать.
Однажды, тогда еще молодой рассказчик оказался проездом в гостях у одного станционного смотрителя. Тот позвал свою дочь и очаровательная голубоглазая красавица четырнадцати лет поставила перед автором самовар.
Гость долго рассматривал картинки, изображавшие библейскую притчу о блудном сыне, а на прощание поцеловал Дуню.
Через три или четыре года рассказчик снова оказался проездом в тех местах. Он зашел к Самсону Вырину и не узнал смотрителя. Некогда бодрый и свежий пятидесятилетний мужчина враз превратился в морщинистого, согнутого старика. Рассказчик спросил про Дуню, но Вырин только горестно покачал головой.
Впрочем, спустя некоторое время Вырин сам стал рассказывать о том, как растил Дуню, как не мог на нее нарадоваться, как он сильно ее любил и баловал.
И вот однажды у их дома остановился сердитый гусар. Гусар даже вытащил нагайку, но тут вбежала Дуня и спросила, не угодно ли гостю будет пообедать. Ее появление произвело самое благоприятное впечатление и гусар сменил гнев на милость. Он сытно поел, а к вечеру заболел.
С каждым часом гусару становилось все хуже и на следующий день пришлось даже послать за доктором. Дуня весь день не отходила от гусара и ухаживала за больным как могла.
Приехал немец-лекарь и осмотрев больного сказал, что тому нужно два дня спокойствия и все будет нормально. Он с гусаром весело и плотно пообедал.
Через день гусар совершенно оправился и приготовился уезжать. Ему подали кибитку и гусар предложил Дуне довезти ее до церкви, девушка как раз собиралась к обедне. Дуня вроде бы пребывала в растерянности, но Вырин сам сказал ей сесть в кибитку. Потом он много раз корил себя за эту доверчивость.
Очень скоро у Вырина заболело сердце и он отправился в церковь. Там ему сказали, что Дуня не приходила. Бедный отец с надеждой ждал возвращения ямщика, но когда тот приехал, то сказал только одно, что Дуня уехала дальше вместе с гусаром.
Вырин заболел и лечил его тот же лекарь-немец. Лекарь признался Вырину, что гусар был совершенно здоров, а ему пришлось соврать, чтобы не отведать нагайки.
Когда Вырин выздоровел, он узнал у почтмейстера, что гусара звали ротмистр Минский и что ехал он в Петербург. Вырин решил во чтобы то ни стало отыскать ротмистра.
Он прибыл в Петербург и довольно быстро выяснил, что Минский живет в трактире. Вырин отправился к нему. Лакей сказал, что барин не принимает до одиннадцати и Вырин пришел в указанное время. К нему вышел Минский и не сразу его узнал, а узнав, вспыхнул. А Вырин стал просить вернуть ему Дуню, с которой, по его словам, ротмистр натешился.
Но Минский стал уверять старика, что имеет только честные намерения и сделает Дуню счастливой. Он сунул Вырину какой-то пакет и выпроводил за дверь.
На улице Вырин разглядел несколько бумажных ассигнаций и в горячке бросил их на землю. Потом он вернулся, но денег уже не было. Вырин решил увидеть Дуню. Он снова отправился к Минскому, но лакей просто выгнал его.
В тот же вечер, отстояв молебен, Вырин увидел как Минский вошел в большой трехэтажный дом. Он разговорился с кучером и выяснил, что Дуня точно живет в этом доме на втором этаже. Вырин вошел в дом и спросил у служанки, дома ли Авдотья Самсоновна. Та не хотела его пускать, но Вырин все равно вошел в квартиру. Он прошел две комнаты и остановился у третьей. Там он увидел свою дочь, одетую в самые модные одежды. Она сидела на спинке кресла и наматывал на палец черные кудри Минского. Дуня казалась совершенно счастливой и Вырин залюбовался ею. Никогда он не видел дочь столь прекрасной.
Но тут Дуня подняла взгляд и с криком упала в обморок. Разгневанный Минский твердой рукой выставил старика за дверь.
Приятель советовал Вырину жаловаться, но тот только махнул рукой. Он вернулся на свое место и уже третий год жил один. Больше всего Вырина мучила мысль о том, что Минский наигравшись с Дуней мог бросить ее. Он представлял как Дуня метет улицы вместе с кабацкой голью.
История эта очень тронула рассказчика и он много думал о судьбе Дуни.
Недавно он снова проезжал мимо. Станция была уничтожена и о судьбе смотрителя никто ничего не знал. Тогда рассказчик отправился в ту самую деревню и нашел, что в домике Вырина теперь живет пивовар с женою. Они рассказали, что Вырин спился и умер. Рассказчик попросил провести его на могилу Вырина и пивовар крикнул Ваньку.
По дороге Ванька рассказал, что хорошо знал дедушку и тот учил его вырезать дудочки. А потом сказал, что недавно к нему приезжала молодая барыня в огромной карете с тремя детьми, кормилицей и черной собачкой. Узнав, что смотритель умер, она оставила детей в карете и пошла на кладбище.
Ванька привел рассказчика к могиле Вырина и добавил, что барыня тогда легла у могилы и долго лежала. А потом дала попу денег и ему, Ваньке, тоже дала пятак.
Рассказчик тоже дал мальчику пятак и нисколько не жалел о потраченных на поездку деньгах.

Читайте также:  Анализ рассказа Бунина Натали

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Станционный смотритель”

Открытый урок по литературе “Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс

Класс: 7

Ключевые слова: А.С.Пушкин , «Станционный смотритель» , повесть , «маленький человек»

1. Актуализация знаний

Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?

Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности.(251364). Произведения А.С.Пушкина отличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделите их, опираясь на иллюстрации.

2. Операционно-исполнительский этап

Постановка проблемы.

Какая проблема является основной? Кто считает, что это «отношения между родителями и детьми, поднимите руки и возьмите жетоны. «Неравный брак» – поднимите руки и возьмите жетоны. «Трагедия « маленького человека»?

Как выяснить, кто прав? (обратиться к тексту произведения). Итак, тема урока «Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какие задачи мы ставим? (Изучить основные проблемы и выявить главную).

Мы будем работать в группе. Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашего выбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена. Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами и распределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!

3. Обсуждение заданий

Выступление групп с результатами исследований.

1 группа

Проблема «неравного» брака

1. В каких случаях брак считается «неравным»? (Неравный брак – это брак, заключенный между людьми разного возраста, разных сословий и разного финансового положения). О каком неравенстве идет речь в повести?

2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.

3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).

5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.

6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)

9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

Выводы: Какие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды.Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)

2 группа

«Отношения между родителями и детьми»

1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сертук с тремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)

2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

3. Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.

Через полчаса после отъезда дочери

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?

4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)

5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

Перед вами картина Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.

6. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

– Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” – скитаться, сбившись с пути, – и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

7. Расскажи «Притчу о блудном сыне».

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Читайте также:  Сочинение о книге Человек-амфибия Беляева (отзыв, моя любимая книга)

Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)

В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?

Попробуйте «войти в картину» и прочувствовать состояние героев. Сейчас вы в роли отца: встречаете вернувшегося сына и прикасаетесь к нему. Что ощущаете? А теперь вы в роли сына: склоняете голову перед отцом, стоя на коленях. Что ощутили? (Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. В образе отца и сострадание, и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы)

Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?

Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?

Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?

Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?

Группа 3

Трагедия «маленького человека»

1. Прочитайте эпиграф к повести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор».

Найди в тексте ключевые слова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главного героя? Какова роль эпиграфа? (Ключевые слова: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».)

2. Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

3. Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

4. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).

Почему так поступил Минский?

5. Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия? (ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвращение смотрителя, убежал)

Просмотр кинофрагмента «Встреча с Дуней». Каким мы видим Вырина в этот момент? Почему Минский считает вправе так себя вести?

6. Что важнее: чин или человек?

7. В начале повести, рассказывая о сословии смотрителей, рассказчик упоминает общеудобное правило: «чин чина почитай». Что оно означает? Какую роль оно сыграло в повести?

Вывод: Кто такой «маленький человек»? В чем трагизм его судьбы?

  1. Объясни смысл названия повести. Почему она не названа «Самсон Вырин» или «Гусар и девушка»?
  2. Кто же виноват в трагедии Вырина?
  3. Какая проблема является центральной?

Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низших ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека».

Станционный смотритель анализ произведения

План

8.Сюжет и композиция

9.Чему учит автор

“Станционный смотритель” входит в цикл “Повестей покойного Ивана Петровича Белкина”. История о человеке, потерявшем единственную дочь, пользовалась большим успехом у современников. Произведение было экранизировано в 1972 г.

История создания. Повесть была создана в знаменитую “болдинскую осень” 1830 г. – один из самых плодотворных этапов творчества Пушкина. В рукописи поэта поставлена дата окончания работы над произведением – 14 сентября. Повесть была опубликована в 1831 г.

Смысл названия. Название указывает на главного героя произведения – станционного смотрителя Самсона Вырина. В начале повести содержится отступление автора, в котором он с симпатией отзывается об этой категории чиновников, работающих словно на “каторге”.

Род и жанр. Сентиментальная повесть

Главная тема произведения – судьба “маленького человека”. Станционные смотрители во времена Пушкина представляли собой забитую и униженную категорию чиновничества. Проезжие вымещали на них всю свою злость и раздражение. Станционный смотритель принадлежал к самому низшему, четырнадцатому классу по Табели о рангах. Любой путешественник относился к нему с пренебрежением и не стеснялся в выражениях. По утверждению автора нередки были случаи рукоприкладства, которые оставались без последствий. Пушкин сам часто путешествовал по России и был знаком со многими станционными смотрителями. Поэт с уважением относился к людям, стоящим ниже него. Он видел, что у любого человека есть свой собственный глубокий внутренний мир. Презираемые люди зачастую гораздо чище и благороднее изысканного высшего сословия. Скорее всего, Минский даже не считает, что совершает подлый поступок. По его убеждению, Дуне в любом случае будет лучше в Петербурге, чем на этой Богом забытой станции. О чувствах Самсона он совершенно не думает. В крайнем случае Минский готов рассчитаться с ним деньгами. Для него Дуня является просто товаром, сокровищем, которое необходимо забрать у станционного смотрителя.

Проблематика. Главная проблема повести – беззащитность станционного смотрителя. Тяжелая служба Самсона Вырина скрашивалась единственной дочкой, служащей отрадой и утешением для старика. Естественно, красивая девушка привлекала внимание всех проезжающих. Самсон даже не подозревал об опасности и был рад, что Дуня помогает ему в работе. Девушка действительно смягчала сердца раздраженных путешественников. Подлость гусара больно ударила по главному герою. Он понимает, что Дуня никогда бы не покинула его добровольно. Девушка поддалась обольстительным уговорам красивого путешественника, а когда опомнилась, было уже слишком поздно. В Петербурге Самсон вновь подвергается унижениям. Гусар, не стесняясь, сует ему деньги в обмен на дочку. После этого старика даже не пускают на порог. Другая проблема рассказа – опасность, которой постоянно были подвержены дочери беззащитных людей. Знать пользовалась своим преимуществом и случаи соблазнения были в порядке вещей. В рассказе Дуня все же не была обманута и стала законной женой гусара, но это – очень редкий случай. В реальности девушка через какое-то время надоела бы Минскому и была бы вынуждена опозоренной вернуться к отцу. Дуня добилась счастья очень дорогой ценой. Вероятно, всю оставшуюся жизнь она ощущала свою неизгладимую вину перед отцом. О запоздалом раскаянии свидетельствует рассказ мальчика, которые говорит, что барыня долгое время лежала без движения на могиле.

Герои. Станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня, ротмистр Минский.

Сюжет и композиция. Повесть состоит из трех посещений рассказчиком одной из станций. Во время первого он познакомился с Самсоном Выриным и по достоинству оценил его бойкую дочку Дуню. Второе посещение произошло через несколько лет. Рассказчик был поражен тем, как постарел его знакомый. Он узнал его горестную историю. Проезжающий ротмистр Минский обманом увез Дуню с собой. Разбитый горем Самсон добрался до Петербурга и попытался забрать дочку. Но Минский грубо обошелся с ним, да и Дуня уже не проявила никакого желания вернуться назад. Прошло еще несколько лет. Рассказчик вновь посетил станцию и узнал, что Самсон умер от пьянства. Мальчик сообщил ему, что на могилу отца приезжала Дуня. Рассказчик и сам сходил на кладбище, чтобы отдать дань уважения несчастному отцу.

Чему учит автор. Пушкин обращает внимание читателей на то, что люди, не пользующиеся никаким уважением, тоже испытывают огромную радость и глубокие страдания. Горе Самсона было понятно только рассказчику. Минский вообще не обратил на него внимания и попытался откупиться. Подобные случаи происходили на каждом шагу, но только немногие чувствовали сострадание к обманутым и униженным беднякам.

“Станционный смотритель” – краткое содержание и анализ повести А. С. Пушкина

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель», краткое содержание которой будет предложено в статье, – воплощение страдания и душевных переживаний каждого из героев. В повести не скрывается главная мысль, но она завуалирована и преподнесена нам таким образом, что каждый человек может только догадываться об окончании этой печальной жизненной истории.

Главные герои и их характеристика

Каждый из героев имеет свое значение для повести в целом. Главным персонажем можно считать самого станционного смотрителя, Самсона Вырина. Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.

Дочка Вырина – Дуня. Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.

Минский Ротмистр – офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам можно отнести жену пивовара, которая проживает со своим мужем пивоваром в бывшем доме смотрителя, а также их сына Ваньку, живущего с ними же.

Краткий пересказ повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

На одной из станций находится небольшой дом, в котором проживает сам смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуняша. Она очень любима своим отцом, а тот старается делать так, чтобы Дуняша жила хорошо. Дуня очень красивая молодая девушка, покладистая и любознательная.

Однажды мимо станции проезжал один богатый офицер Ротмистр Минский, который, увидев Дуняшу, влюбился в нее и решил во что бы то ни стало остаться на станции, чтобы стать ближе к этой семье. Он притворяется больным и под этим предлогом остается на станции.

Решив расположить к себе отца Дуни, Ротмистр предлагает девушке подвести ее к церкви, которая находится на окраине их села. Дуня собиралась в церковь к обедне. Воспользовавшись этим случаем, он везет Дуняшу не к церкви, а в Петербург, не сказав ни слова ее отцу.

Отец, забеспокоившись, решил дойти до церкви, чтобы убедиться, что с его дочерью все в порядке. Там он обнаруживает, что Дуни в церкви нет. Несколько позже смотритель узнает, что гусар отвез ее в Санкт-Петербург. Эта ситуация очень расстроила и разозлила смотрителя. Ему приходится собираться и ехать за своей любимой дочерью.

Приехав в Петербург, Самсон Вырин требует у гусара вернуть ему дочь. Но тот считает, что Дуне будет лучше жить с ним, поскольку он богатый и самодостаточный человек. Вырин не оставляет попыток вернуть свою дочь и пробирается тайком в дом офицера Минского. Дуня, увидев отца, падает в обморок. Минский вновь прогоняет отца Дуняши.

От горя Вырин не знает, куда ему деться. Он уезжает обратно на свою станцию и постепенно спивается. Через некоторое время он умирает, так и не вернув своей дочери.

Спустя годы, на могилу смотрителя приезжает молодая красивая и богатая женщина с тремя детьми и очень долго лежит на могиле.

Читайте также:  Характеристика и образ Джульетты в трагедии Шекспира Ромео и Джульетта сочинение

Анализ произведения

В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.

И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.

Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.

История создания

Год написания повести отличается от года ее публикации. Написан «Станционный смотритель» был 14 сентября 1830 г., тогда как издали его уже в 1831 г.

Повесть послужила созданию мемориального музея под названием «Дом станционного смотрителя», который был построен в деревне Выра в Ленинградской области.

В повести можно проследить тщательное описание комнат этого дома, которые можно наблюдать и в музее. Многим школьникам задают написать сочинение или изложить основные события и моменты произведения в читательском дневнике.

Эта повесть является золотой классикой. Очень популярна она в старших классах средней школы. Поэтому детям очень интересно будет побывать в этом музее, чтобы явно ощутить отношения и быт той эпохи.

Основная мысль повести

Основной мыслью повести можно считать неравенство и несправедливость жизненной истории смотрителя, его дочери Дуни и богатого гусара. Каждый из них преследует свою цель, и только Дуня не имеет права голоса, ведь женщина повелевается воле мужчины.

Жанр и направление

«Станционного смотрителя» можно отнести к жанру повести. Направление произведения явно драматическое, хотя и начинается она достаточно ясно. В сокращении рассказать основную мысль произведения хотя и сложно, поскольку она не одна, но вполне возможно.

Темы «Станционного смотрителя»

В произведении Александра Сергеевича четко прослеживается две основных темы. Автор хотел передать низменность так называемого «маленького человека» и его никчемность по отношению к другим, более богатым людям. Вторая тема – любовь. Она может быть любовью отца к своей дочери или дочери к отцу, а также любовь мужчины к женщине.

Рассмотрим обе темы отдельно:

  1. Тема «маленького человека» явно прослеживается с самого начала произведения. Смотритель небогат, в отличие от состоятельного офицера. В результате их разницы в сословиях и произошла такая драматичная история.
  2. Тема любви вечна и можно много рассуждать об этом. В повести, в первую очередь, прослеживается тема любви отца к своему ребенку. Кроме того, любовь мужчины, который встретил женщину, также можно отследить в произведении.

Смысл повести и ее драма не только в неравенстве людей, но и в невозможности распоряжаться своей жизнью молодой девушке Дуне и проблеме ее отца. Ведь он так и не смог вернуть к себе своего ребенка. Несмотря на это, Дуня, судя по окончанию произведения, осталась жить с гусаром, имела достаток и родила детей.

Невозможно рассуждать, счастлива ли осталась эта женщина, но она явно была очень опечалена кончиной своего отца.

Проблематика повести

Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.

Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести – это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».

Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.

Чему учит произведение

Сказать кратко о «Станционном смотрителе» можно, хотя основных идей можно выделить как минимум три. Множество цитат, прослеживаемых в тексте, подтверждают сословную разницу отца Дуняши и молодого гусара. В их разговоре, поведении, отношениях можно различить композицию скрытой вражды и разницу в материальном положении.

Эпизод, в котором описывается, как гусар прогоняет отца Дуни, говорит о том, что он считает себя выше смотрителя и всячески старается это показать. Несмотря на разницу в возрасте, которую стоило бы учитывать Минскому, он не стал спрашивать разрешения Вырина и просто увез молодую девушку из родной обители.

Выводом может служить горе молодой девушки, которая приезжает на могилу к своему отцу, после его кончины. Несмотря на то, что выглядит она в определении красивой и богатой, ее душевная травма достаточно явна.

Тема маленького человека в повести «Станционный смотритель»

Пушкин один из первых поднял в своем творчестве тему маленького человека. «Станционный смотритель» — повесть, якобы принадлежащая перу покойного помещика Белкина, выдержана в стиле сентиментализма, но узнаваемость ситуации более присуща такому литературному направлению, как реализм. Повествование ведется от лица титулярного советника А. Г. Н., который был знаком с главным героем истории коллежским регистратором Самсоном Выриным и его дочерью.

Большая трагедия местного масштаба

В своем прозаическом произведении великий русский поэт акцентирует внимание современников на проблеме бесправного положения мелких служащих, критикуя выработанную обществом систему отношений — «чин чина почитай». Образ маленького человека в повести «Станционный смотритель» не ограничивается рамками служебного состояния. Автор раскрывает духовный мир героя, всю глубину его чувств и переживаний.

Самсон Вырин — маленький человек, «мученик четырнадцатого класса»:

  • мирный и услужливый;
  • способный легко налаживать отношения с людьми разного склада;
  • скромный и нетребовательный;
  • не имеющий чрезмерного пристрастия к деньгам;
  • знающий много любопытного и поучительного.

В лице станционного смотрителя Пушкин описывает «сословие» людей, по тем или иным причинам занимающих нижнюю часть в табеле о рангах. Их ум и морально-нравственные качества зачастую в несколько раз превосходят достоинства высоких сановников, но это лишь усугубляет их незаслуженные страдания и унижения.

Первая встреча

Впервые рассказчик проезжал станцию, где начальствовал герой, еще будучи совсем молодым и в «мелком чине». Смотритель показался ему свежим и молодцеватым человеком в возрасте пятидесяти лет. Три медали на зеленом сюртуке говорили о военном прошлом хозяина и его отваге на поле брани.

Занявшись прямыми служебными обязанностями — переписывание подорожной и подготовкой перекладных лошадей, чиновник не забывает дать распоряжение о чае для гостя. Этим занялась четырнадцатилетняя дочь хозяина — маленькая Дуня. Молодой человек был поражен ее красотой и общением «без робости». Сразу было видно, что смотритель очень любит свою дочь, «разумную и проворную», которая после смерти жены составляет его единственную радость.

Спустя четыре года

Примерно через такой срок рассказчику довелось вновь проезжать через станцию со знакомым смотрителем. Вошедши в почтовый домик, он не узнал комнаты, состояние которой передавало «ветхость и небрежение». Смотритель был тот же, но узнать в нем прежнего крепкого и «бодрого мужчину» было почти невозможно. Это был «хилый старик»:

  • совершенно седой;
  • с глубокими морщинами на небритом лице;
  • со спиной, сгорбленной какой-то неподъемной ношей.

На вопрос о дочери Самсон Вырин ответил неопределенно, явно не желая распространяться в подробности.

Любопытство проезжего было крайне возбуждено, и он пригласил хозяина разделить с ним трапезу, сдобренную чаем и ромом. Выпив пунша, старик несколько расслабился и даже сделал вид, что узнал гостя. Смотритель поведал историю, которая «заняла и тронула» молодого человека.

Все случилось четыре года назад, когда на станцию приехал молодой военный, требовавший немедленно предоставить ему сменных лошадей. Узнав, что все лошади в разъезде, проезжий разгорячился, принялся ругать смотрителя и уже взялся за ногайку, но, увидев Дуню, которая предложила ему «чего-нибудь покушать», сразу успокоился и повеселел.

После обеда проезжий сказался больным. Два дня гусар лежал на кровати, которую ему уступил добрый хозяин, а Дуня ухаживала: делала на голову повязки с уксусом и подавала кружку с лимонадом.

На третий день больному сразу стало лучше, и он засобирался в дорогу. Гость много разговаривал и шутил, насвистывал мелодии и был чрезвычайно любезен с хозяином, которому уже было жаль расставаться с полюбившимся постояльцем.

Отъезжая, гусар предложил подвезти Дуню, которая собиралась в церковь. Видя ее нерешительность, отец посмеялся над смущенным видом дочери и посоветовал прокатиться. Теперь он проклинал свою доверчивость и «ослепление».

За блудной овечкой

Возвратившийся ямщик поведал, что девушка «отправилась далее» вместе с гусаром. Смотритель «не снес несчастия», занемог и слег в горячке.

Оправившись, он решает искать дочь. Вырин знает, со слов ямщика, что хотя Дуня и ехала «по своей охоте», но непрестанно плакала. Ему нестерпимо жалко дочь, совершившую опрометчивый поступок, по собственной молодости и его опрометчивости.

Смотритель берет отпуск и отправляется в Петербург, куда судя по записи в подорожной, направлялся ротмистр Минский. Прибыв в столицу, Вырин останавливается у бывшего сослуживца. Ему удается узнать, где остановился Минский. Во время встречи смотритель:

  • не произносит укоризны, хотя «сердце закипело»;
  • слезно умоляет вернуть дочь;
  • просит не губить Дуню окончательно.

Ассигнации, которые всунул ему Минский, сам пребывающий «в крайнем замешательстве», Вырин с негодованием швыряет на снег, топчет и уходит прочь хотя потом возвращается, но денег уже не находит.

Маленький человек Самсон Вырин не требует у обидчика удовлетворения, но просит о милости и даже не к себе, а к дочери. И за деньгами он вернулся с единственной целью — вернуть. Смотритель уже отступил от задуманного, возможно, утешая себя заверениями Минского, что тот не оставит Дуню и она «будет счастлива».

Единственное его желание — увидеть дочь, может быть в последний раз. Случай помогает ему. Вырин видит карету ротмистра, остановившуюся у трехэтажного дома. Чтобы узнать у кучера, где живет Евдокия Самсоновна, герой решает назваться посыльным. Позвонив в дверь квартиры, он оттесняет служанку и проходит в дальние комнаты, и через открытую дверь видит дочь, которая с нежностью смотрит на Минского и играет с его волосами.

Дочь узнает отца и падает в обморок, а Минский с проклятиями выставляет его за дверь. Друг, у которого Вырин остановился советует жаловаться на ротмистра, но тот отказывается от этой затеи, так как понимает:

  • Дуня любит Минского;
  • она не простит отцу разлуку с любимым;
  • по-прежнему уже не будет.

Смотритель уезжает на свою почтовую станцию и предается горю.

Изображение автором неутешного отца вызывает сочувствие и переживание. Не выдержав удара судьбы, смотритель начал сильно выпивать, эта привычка и послужила причиной его преждевременной кончины.

Разбитое сердце становится большим

Непросто кратко и доходчиво объяснить, почему Самсон Вырин — маленький человек с большим сердцем. Сочинение или презентацию на эту тему ученики пишут в 7−9 классе. В этом возрасте еще сложно понять всю трагическую глубину событий, описанных в повести.

Кто-то усмотрит только предательство дочери, оставившей стареющего отца, а для кого-то и вовсе не найдется причин для беспокойства. Современность учит, что в сожительстве вне брака нет ничего дурного, а забота о родителях — дело рук самих родителей.

Но во времена описываемых событий женщин такого типа принято было называть содержанками. Они не имели никаких прав. В любой момент мужчина-покровитель мог без объяснения причин выставить любовницу на улицу, где без поддержки и средств женщина легко могла опуститься. Такого конца для Дуни отец очень боялся и предпочитал, что тогда уж лучше ей умереть.

Ссылка на основную публикацию