Добро и зло в сказке Андерсена Снежная королева сочинение 5 класс

Сочинение Добро и зло в сказке Снежная королева Андерсена 5 класс

Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.

Снежная Королева – воплощение могущества Зла. Она – повелительница холода, который сковывает и лишает жизни, обладающая магической силой.

Однако при этом она одинока. Подчиняя себе людей, Снежная Королева делает их своими рабами, поэтому она не умеет взаимодействовать с другими, не интересуется ими. Дети, которых завлекает к себе Снежная Королева, становятся просто ее копиями, также как и она, всецело погруженными в себя.

Герда – полная противоположность ее, она маленькая девочка. Однако при этом подруга Кая обладает важными качествами, позволяющими побеждать ее могущественного врага. Она искренне и доброжелательно относится к людям. Вследствие этого, ей помогают такие разные персонажи, встретившиеся на пути, как вороны, Принц и Принцесса и даже маленькая разбойница.

Герду отличает способность дружить, побудившая ее отправится на помощь Каю. Дружба немыслима без способности видеть интересы другого человека, способности смотреть на мир его глазами. Снежная Королева этого лишена, поэтому потерпев первое поражения, теряя власть над человеком, оказавшимся в ее власти, она просто бежит. Несмотря на все свое могущество, повелительница зла и холода не умеет бороться, она слишком замкнулась в себе.

В том, что Герда не встречается лично со Снежной Королевой, также показывает понимание природы Зла автором сказки. Андерсен, вероятно, видел во Зле просто отсутствие Добра. Герда живет и активно действует. Она приносит горячие чувства в мертвый мир Снежной Королевы, в котором оказался Кай, углубившийся в самого себя и свое одиночество. Герда принесла с собой жизнь и движение в застывший холодный мир Небытия и он просто исчез.

Горячие слезы, растопившие замороженное сердце Кая представляют собой символ горячего сочувствия, деятельности, побеждающей одиночество и эгоизм.

Андерсен стремился показать, что Добром является настоящая и искренняя любовь к людям, а Злом – одиночество, питаемое равнодушием к другим людям.

Вариант 2

Всеми любимая сказка Ганса Христиан Андерсена, показывает противостояние добрых и злых сил. Все доброе и светлое в этом произведении олицетворяет девочка Герда, которая ради того, чтобы спасти своего брата решается на борьбу с могущественной Снежной королевой.

Снежная королева, это злые силы в данной сказке, она красива, но в то же время абсолютно холодна, могущественна и не обладает никакими чувствами. Ее поцелуй приносит смерть или обледенение, поэтому Кай, попав в ее плен, был околдован силами холода и жестокости.

Он стал таким же холодным и бесчувственным как Снежная королева, даже когда к нему приходит Герда, ее Кай не узнает, а продолжает заниматься своим делом. Виной всему злые, холодные чары, которыми околдовала его королева, он не помнит свою бабушку и Герду.

Герда же в свою очередь только узнала о том, что Кая похитила Снежная королева, сразу бросилась к нему на помощь. Она обошла много стран, ей помогали звери и люди, но никто не знал где находиться царство снежной королевы.

Девочка не отчаивалась, а продолжала поиски, даже встречая на пути злых и коварных людей, Герда очаровывала их своей добротой и наивностью. Даже девочка, которая была разбойницей и та стала помогать, хотя сразу хотела убить Герду.

Благодаря общению с Гердой молодая разбойница увидела, что люди могут не только грабить и убивать, а еще могут любить, верить и помогать другим людям. Поэтому разбойница отпустила Герду, показала ей путь к северному полюсу, и отдала девочке своего лучшего оленя.

Но не только с разбойницей пришлось разговаривать, перед встречей с ней она была в королевстве. Где случайно перепутали маленького принца с ее Каем, но правда открылась, это был совсем другой мальчик.

Герда настолько переживала, что ей стало совсем плохо, когда она узнала, что это не ее брат. Но принц с принцессой ей помогли и дали в путь карету, одежду и еду. Карета была золотой, поэтому на экипаж напали разбойники, и девочке опять пришлось попасть в плен. Кроме разбойницы, Герду хотела опоить зельем старая колдунья, которая жила совсем одна в своем доме, ей было скучно, и она хотела оставить жить Герду у себя.

Но девочка смогла преодолеть все трудности, ведь ей во что бы то ни стало нужно найти Кая. И когда она его нашла, то глазам своим не поверила, он совсем изменился и не узнавал Герду. Получилось так, что она его обняла и заплакала, ее слезы растопили лед в сердце Кая, и он вспомнил свою сестру и бабушку.

Так Герда победила Снежную королеву, благодаря своему доброму сердцу, сильному характеру и уверенности в своих действиях.

Также читают:

Картинка к сочинению Добро и зло в сказке Снежная королева

Популярные сегодня темы

Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой занимает важное место. Ее многие критики назвали русской Сафо.

Произведение является одной из составных частей цикла рассказов писателя под названием «Лазоревая степь», основной темой которых представляются авторские размышления о переменах в человеческом сознании в период

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

В каждой семье должен быть ребёнок, который обязан помогать своим родителям по дому. Но многие дети этим недовольны и предпочитают лучше посидеть в компьютере, смартфоне, нежели помочь маме с уборкой.

Дорогой папа! Прости ты меня! Я тогда сбежала

Сочинение Снежная королева по литературе

Снежная королева – легендарное произведение датского писателя Г.Х. Андерсена. Данная сказка является его наиболее узнаваемым произведением, а также, пожалуй, самым захватывающим.

Повествование начинается с истории создания злобным троллем зеркала, в котором все доброе кажется злым, красивое – уродливым. Помощники злодея попытались поднять зеркало до неба, но оно упало и разбилось на огромное количество мельчайших осколков, которые попадали людям в глаза, а иногда и в сердца.

Кай и Герда – главные герои произведения, они дети из бедных семей, которые любят друг друга как брат и сестра. Дети жили так близко, что летом им проводили почти все свое время вместе. И вот однажды, одной снежной и ветреной зимой произошло страшное – мальчику Каю в глаз попал осколок разбитого кривого зеркала. Мальчик начал становиться все более злым и эгоистичным. Осколок, попавший ему в глаз начала превращать его сердце в кусок льда, зеркало имело свойство показывать добро как зло. Кай начал все чаще обижать Герду, ему нравятся лишь снежинки с их идеальными математически формами. Однажды мальчик идет кататься на санках и, привязав свои детские санки к каким-то роскошным саням, оказывается украденным Снежной королевой. В ледяном замке он играет с льдинками и постепенно забывает своих родных и друзей.

Герда очень сильно грустила из-за потери Кая, хотя он ее и обижал. После ожидания возвращения Кая, она отправляется на поиски, хотя не знает, куда Снежная королева увезла названного брата. Дорога до страны, где правит Королева, была очень долгой и опасной – разбойники, мороз, войско снежной королевы. Однако девочке встретились различные люди и животные, ставшие ее друзьями, которые помогли ей не погибнуть и найти дорогу к замку Снежной королевы.

Когда маленькая девочка подошла к замку, на нее набросились огромные стражники, но Герда начала молиться, и страшные создания рассыпались на мелкие осколки льда. Это случилось из-за того, что в добром деле ей помог Бог. Девочка выручает Кая из плена Снежной королевы, растапливая его оледенелое сердце своими слезами. Суть сказки заключается в том, что только любовью можно сделать другого человека добрее и лучше. В любом случае нужно делать людям только добро, никогда нельзя злом отвечать на зло.

Сочинение 2

За свою жизнь Андерсон написал огромное количество книг и сказок. Самой популярной можно считать сказку Снежная королева. Это произведение состоит из 7 глав. Его называют одним из лучших писателей сказок для детей и взрослых.

В первой главе тролль изготавливает зеркало, в котором не бывает добра, ведь оно сразу превращается во зло. Ребята решили взять это зеркало и ради баловства навести на людей. Но они не понимали, какие могут быть последствия.

Следующая глава является, самой популярной ведь в ней появляются известные многим герои Кай и Герда. Это друзья, которые относятся друг к другу как брат и сестра. Однажды они сидели в саду, как вдруг в Кая прилетел осколок того самого зеркала. Он становится очень злым и начинает над всеми издеваться. Но в нем появилась странная любовь к снегу. В один день он пошел кататься на санках и увидел большие и красивые сани и решил к ним прицепиться. Но они резко поехали с огромной скоростью. Его забрала главная героиня Снежная королева.

В третьей главе Герда решили пойти искать своего друга. Но она попадает в дом к злой ведьме, которая заколдовывает ее, чтобы она забыла про Кая. Колдунья убрала все розы из своего сада, потому что это могло напомнить девочке о её друге. Но вдруг Герда находит шляпу с розами и сразу всё вспоминает.

Дальше Герда смогла сбежать из этого страшного дома и снова начала поиски своего брата. Она встретила ворона, который подарил ей необходимые вещи для поиска Кая, в том числе и карету.

В пятой части на карету напали разбойники. Герду забирает разбойница, и девочка рассказывает ей свою трагичную историю. Разбойница была очень тронута и решила помочь Герде. Она рассказала, что на севере живет Снежная королева. В подарок разбойница решила подарить маленькой девочке оленя.

Читайте также:  Сочинение Янко в романе Герой нашего времени Лермонтова

После этого Герда с оленем ночует у прекрасной женщины, которая рассказывает про одну известную ведунью. Она просит зелья для силы, но ведунья сказала, что она справиться и без этого. Герда с оленем доезжают до Снежной королевы. Но девочка должна идти туда одна.

В последней главе Герда заходит в дворец к королеве. Там она находит Кая в одиночестве. Сначала он не узнал её, но девочка спела ему песню. Кай вспоминает свою сестру, и они вдвоем возвращаются домой.

Эта сказка пропитана добротой и мудрыми мыслями. Важно, чтобы в жизни каждого человека был настоящий друг, способный пройти через много испытаний, чтобы помочь.

Снежная королева

Популярные сочинения

Что такое радость и неужели она имеет размер? Вопрос это очень философский! Точного определения просто не существует. Ответов конечно много, но сейчас я вам расскажу, что думаю по этому поводу.

Аня Раневская представляется читателям не главным действующим лицом литературной работы, но ее фигура в представлении идейно-смысловой нагрузки сочинения как бы то ни было является весьма значительной.

В этом, как, казалось бы, легком вопросе, для того, кто не столкнулся на жизненном этапе перед этим выбором, ответ очевиден – разум. Ведь это он всем заправляет. Это он заставляет подняться с постели с утра

Сочинение на тему “Добро и зло в сказке Г. Х. Андерсена “Снежная Королева”

Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка “Снежная Королева”. Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.
Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. “Снежная Королева” – не исключение. Вот только герои, выступающие на

Похожие сочинения:

ВОЛШЕБСТВО В СКАЗКЕ X. К. АНДЕРСЕНА “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА” ВОЛШЕБСТВО В СКАЗКЕ X. К. АНДЕРСЕНА “СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА” Как бы мне хотелось оказаться в настоящей волшебной сказке! Обрести способность превращаться – в птиц и животных, научиться пользоваться живой и мертвой.

Сочинение по сказке “Снежная королева” Ханса Кристиана Андерсена Лето было жарким. Я мечтала о мороженом, прохладе и вспоминала зимние каникулы. Так, мечтая, я шла в сельскую библиотеку. Наш библиотекарь, предложила мне книжку с нового приобретения – “Снежная королева”.

СИЛА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ (по сказке X. К. Андерсена “Снежная королева”) СИЛА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ (по сказке X. К. Андерсена “Снежная королева”) Со сказками удивительного датского сказочника мы знакомимся, еще не научившись читать. “Стойкий оловянный солдатик” и “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА Зеркало и осколки Жил-был злой тролль. Однажды он смастерил зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное исчезало, а все ничтожное и отвратительное.

Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок” Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо.

Сочинение на тему: Что такое добро? С самого нашего рождения родители учат нас тому, что мы должны быть добрыми ко всем остальным. Этому же учат нас и учителя в школах. Но что, же такое добро? Думаю.

Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда.

Сочинение на тему “Благородство – это желание делать добро” Все мы слышали о славных рыцарях Средневековья: об их подвигах, уме, остроумие, об их неотъемлемой второй половинки: даме сердца. Возникает ли у вас хотя бы какая-то ассоциация со словом “рыцарь”.

Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали.

Сочинение по китайской народной сказке “Кисточка Маляна” Какими бывают мечты? Различными, конечно. А у Маляна, героя китайской народной сказки, самой большой мечтой было желание научиться рисовать. И мальчик был из бедной семьи и поэтому не имел кисточки.

Сочинение по сказке Оскара Уайльда Звездный мальчик Я мечтал, чтобы зло в мире было наказано. Мне очень интересно было читать Сказку Оскара Уайльда “Звездный мальчик”. О чем она? О холоде – зло и тепло – добро и.

Королева Марго ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Александр Дюма (Alexandre Dumas) Королева Марго (La reine Margot) Роман (1846) 1570 год, эпоха гражданских войн во Франции, кровавых столкновений католиков и гугенотов. За десять предыдущих лет погибли.

Сочинение по индийской народной сказке “Хитрый шакал” Мошенничество – очень страшная вещь, в каком бы виде оно не появилось в мире. Эта человеческий недостаток довольно распространен, поэтому оно неоднократно высмеивалась в сказках. В частности, этой теме посвящена.

Сочинение по сказке Дж. Р. Киплинга “Маугли” В детстве мы знакомимся со многими интересными сказками, рассказами, стихами. Но на меня большое впечатление произвела книга Дж. Редьярда Киплинга “Книга Джунглей”. Когда я прочитал “Маугли” – одно из произведений.

Сочинение по сказке Пушкина “О рыбаке и рыбке” Есть предел человеческим желаниям? Вообще, есть, но некоторые люди забывают об умеренности и тогда просто не могут остановиться. По моему мнению, именно такой теме посвящено сказку А. Пушкина “О рыбаке.

Сочинение по японской народной сказке “Иссумбоси, или Мальчик-с-пальчик” Как известно, героями становятся сильные и смелые мужчины. А что может маленький мальчик? Оказывается, очень много. И, чтобы стать героем, вовсе не обязательно быть великаном. Лучшим примером этого является Японская.

Снежная страна ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Автор пересказов В. С. Санович Кавабата Ясунари Снежная страна Роман (1937) Япония тридцатых годов. Некто Симамура, мужчина средних лет, едет в поезде в снежную страну – так называется.

Сочинение на тему “Как мы с отцом на рыбалку ходили” Недавно были зимние каникулы. Конечно, они прошли отлично, ведь я много времени проводил с друзьями, родственниками, невероятно отпраздновал Новый год. Зима была снежной и морозной, это не может не радовать.

Хорошо делай – хорошо и будет: Сочинение по сказке братьев Гримм “Госпожа Метелица” Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что работящих всегда любят, а ленивых не жалуют. И не только потому, что трудолюбивые больше успевают. Просто, по моему мнению, работящие являются более надежными людьми.

Сочинение на тему “В чем предназначение человека” Каждый человек хочет прожить свою жизнь не зря, хотя это понимает каждый по-своему. Нам дано очень много, перед нами лежат миллионы дорог. Трудно определить, по какой именно пойти, чему посвятить.

Сочинение на тему: Лето Вот и пришло долгожданное лето! После холодной зимы так хочется тепла, ласкового солнца. Наконец можно проводить свое свободное время на природе и наслаждаться окружающим миром. В теплые солнечные дни так.

Сочинение на тему “Что значит быть современным?” Современный, нынешний, реальный – все эти слова в определенном контексте могут означать “то, что существует в настоящее время”. Эпохи меняются, годы проходят. Кажется, что время не остановится никогда. В двадцать.

Сочинение на тему: Вот и наступила осень Вот и наступила осень. Календарный год клонится к концу, а природа дарит людям буйство красок. Не зря эту пору года принято величать золотой. Золотые, красные, желтые листья преображают деревья и.

Сочинение на тему “Так кто же победил в споре: Бог или Дьявол?” по трагедии Иоганна Гете “Фауст” В социуме часто появляется глубокие мысли о чем-то величественном и необъятном. Одной из таких является мысль о Боге. В течение жизни люди делают и плохие, и хорошие поступки, но перед.

Сочинение на тему: “Мир вокруг нас” Осмотрись… Что ты видишь, что ты слышишь? Может ты ответишь, что ничего не изменилось, все как было, так и осталось. Но ты не прав, каждую минуту что-то меняется и меняет.

Добро и зло в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова Вероятно, каждый, кто читал “Мастера и Маргариту” М. А. Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают.

Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным.

Сочинение на тему: Родительские учения Родители – самое ценное сокровище. Кто подарил мне жизнь? Благодаря кому состоялось мое первое знакомство с миром, это первая волнующая встреча? Кого благодарить за первый увиденный лучик света, за первое.

Сочинение на тему “Не за лицо судите, а по сердцу” Наверное, со мной согласится большинство, если я скажу, что Красивая внешность для человека в современном мире является довольно-таки важным преимуществом. Согласитесь, что красивым людям жить легче: им проще устроиться на.

Сочинение на тему: Родители Детство является самой красивой частью жизни каждого человека. Я думою, что красивое детство это детство, проведенное рядом с родителями и друзьями, с большим количеством игр и развлечений. Быть счастливым ребенком.

Читайте также:  План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип

Силы добра и зла в сказках. Подготовка к сочинению на основе сопоставления сказок А.С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” и Х.К. Андерсена “Снежная королева”

Уроки развития речи

Тема: Силы добра и зла в сказках

Подготовка к сочинению на основе сопоставления сказок

А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Разумеется, что на одном уроке невозможно провести сопоставительный анализ двух больших по объёму произведений. Поэтому на подготовку к сочинению целесообразно отвести 2 урока, учитывая тот факт, что сочинение – это новый для пятиклассников вид работы, вызывающий некоторые страхи и трудности. Однако определённый опыт по сопоставлению сказок школьники уже получили, сравнивая сказки братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

После изучения сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена можно сопоставить сказки и собрать материал к сочинению.

Цель уроков: провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументированно раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсеном в сказке «Снежная королева», сопоставляя сюжеты, героев, идеи произведений.

тексты сказок А. С. Пушкина и Х. К. Андерсена;

иллюстрации к сказкам;

план – тезисы на партах.

Сообщается тема и задачи уроков:

на первом уроке предстоит сопоставить изученные сказки,

на втором написать сочинение по плану в черновом варианте, используя тезисы и материалы к сочинению.

Сопоставление сказок по плану.

Написание сочинения (черновик).

Домашнее задание: написать сочинение.

Силы добра и зла в сказках

Сравнение сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Материалы к сочинению

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Ӏ. Авторы и их сказки.

ӀӀ. Добро и зло в сказках.

а) Герда и царевна;

б) помощники добрых героев (животные, люди, природа).

а) образ зеркала;

б) Снежная королева и царица.

3. Общие идеи сказок.

ӀӀӀ. Уроки сказок. А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?

Ӏ. Авторы и их сказки

Ханс Кристиан Андерсен: самый известный сказочник во всём мире; мудрый сказочник; родился в Дании; пятьдесят лет писал сказки для детей и взрослых; автор ста семидесяти сказок.

«Снежная королева» – одна из самых поэтичных и красивых сказок.

Александр Сергеевич Пушкин: величайший русский поэт; необыкновенный интерес к народному творчеству; «Солнце русской поэзии»; создал пять сказок.

На первый взгляд сказки не похожи, но их идеи невероятно близки!

ӀӀ. Добро и зло в сказках

а) Герда и царевна.

Милая, душевная, ласковая, заботливая, самоотверженная, мечтательная, трудолюбивая, красивая, любящая, скромная, хозяйственная.

б) Животные чувствуют человека, видят его насквозь, потому они становятся помощниками…

а) зеркало тролля; зеркало разума в чертогах Снежной королевы; зеркало царицы; финал – почему?

б) ледяной разум, замёрзшая красота, окружают символы смерти, владения не доступны солнечным лучам («холодно, пустынно, мёртво…»); прекрасная, но безжизненная;

царица – мачеха считает себя самой красивой, завистливая, злая, ненавидит царевну, душа чёрная, только собой любуется;

в) старушка из цветника; старуха – разбойница; цветы;

эгоизм, удовлетворение их личных желаний; игрушка, забава, а не личность.

3. Общие идеи сказок.

Мотив – живой возвращает умершего в мир людей – часто встречается в сказках, мифах.

Почему это оказалось возможным в сказках Пушкина и Андерсена?

Бескорыстная, горячая любовь.

ӀӀӀ. Уроки сказок.

В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

А чему научили вас сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, и считаете ли вы себя добрыми?

А какой путь выберете вы: путь добра или зла и почему?

Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.

Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.

Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, кластеры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения.

– осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

потребность в самовыражении через слово;

– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

– знание содержания прочитанного произведения;

– овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания).

-планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения

– умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы;

– умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

– умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

– умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника , признавать право на иное мнение);

– отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

– формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

– Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поиграем в игру “Доброе утро” (Слайд 1) Игра эта будет заключаться в следующем: я скажу слова “Доброе утро” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И добрый утро длится до вечера.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.

Принимают участие в игре, здороваются, приветствуют друг друга

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Звучит музыка (вальс Петра Чайковского) Слайд 1

По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукое, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на санях Снежной королевы.

Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».

(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в парах).

Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Слайд 2 Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора? Слайд 3

Андерсен научил меня светлой вере в победу

солнца над мраком и доброго человеческого сердца

– Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Слайд 4

Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос!

Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? Слайд 5

На этот вопрос нам и нужно будет найти ответ на сегодняшнем уроке.

А как мы будем на него отвечать? Что будем делать?

Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать.

Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез.

Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании?

– Читаем в словаре С.И. Ожегова. Словари по одному на парту.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду. Слайд 6

– А кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)

– А кто противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).

Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом

Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание;
Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном.

Читайте также:  Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

4. Обобщение и систематизация знаний

Давайте сравним их. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?

1) Для этого проведём небольшую исследовательскую работу . Сядьте по группам.

Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 – с образом Герды.

Вопросы для 1 группы: Слайд 12

1. Опишите внешность королевы. Она красивая? Найдите и прочитайте фрагменты из текста.

2. Как вы думаете, зачем автор рисует ее такой красивой и страшной одновременно?

3. А какая, ребята, на самом деле королева, каков её внутренний мир? Что происходит в природе, когда появляется Снежная королева? Подтвердите свои слова примером из текста.

4. Любит ли кого-нибудь Снежная королева? Применимо ли к ней слово любовь? Что нёс с собой поцелуй Снежной королевы? Какой эпизод в тексте нам об этом говорит?

5. Для чего, на ваш взгляд, Снежная королева берёт в свои владения Кая? Почему она просит его собрать слово «Вечность»?

Вопросы для 2 группы: Слайд 20

Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.

Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом.

Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.

Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.

Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.

2) А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер. Интерактивная доска

Урок литературы в 5 классе

Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: работа над навыком отбора художественного материала, необходимого для раскрытия идеи произведения; раскрытие смысла и глубины любви как всеобъемлющего чувства.

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты мультфильма “Снежная королева”, карточки, кусочек льда, розы.

1. Организационный момент

Сегодня, ребята, м ы окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.

Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки.

Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.

Сказка – светлячок и для малого, кто слушает, и для старого, кто рассказывает.

(музыка) «В гостях у сказки»

Тихо. Слышите. Нас зовёт в гости сказка.

Но сначала присказка, а сказка будет впереди.

2. Рассказ учителя о Г.-Х. Андерсене

Слайд 2 Слайд 3

Итак, было это давным-давно, в 1805 году. В небольшой северной стране, окруженной с трех сторон водой, в Дании, на острове Фюн, в городе Оденсе, родился мальчик. Никто не мог и подумать в те далекие времена, что через несколько лет он прославит свой народ, свою прекрасную страну, полную гор, лесов, морей. Прославит сказками.

Речь идёт о…….. Г.-Х. Андерсене (1805-1875)

Родился будущий писатель в семье сапожника и прачки.

Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Но ведь истинное богатство заключается не в количестве денег, оно находится в душе каждого человека. И в этом смысле слова семья Андерсенов была богатой. Они умели дарить друг другу и окружающим тепло, заботу и ласку.

Семья очень много значит в жизни каждого человека, особенно в детстве.

Первые сказки мальчик услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве.

Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым мальчик сам сшил костюмы.

«Моя жизнь как сказка», – говорил Андерсен. На самом деле это было далеко не так. В 12 лет он был вынужден зарабатывать себе на жизнь, после смерти отца семье еле-еле сводила концы с концами. В 14 лет уехал в Копенгаген. Именно там он написал первую пьесу и получил за неё гонорар. Андерсен потратил его на обучение.

В 30 лет он издает три сборника своих произведений. «Сказки , рассказанные для детей»

Давайте вспомним самые известные вам сказки Андерсена. ( «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».)

Андерсен был человеком необычным, непохожим на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло». А самое главное – он умел дарить людям радость. Что может быть прекраснее! Это талант. Согласитесь, что он дан не каждому

Всего Андерсен написал 170 сказок.

Сегодня одна из его сказок приглашает нас в гости.

Внимание на экран! ( Фрагмент из «Снежной королевы).

Вы , конечно же, догадались! Сказка «Снежная королева».

3. Анализ сказки «Снежная королева»

Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и ,конечно же, о самоотверженной любви.

Вот о самоотверженной любви мы сегодня с вами и поговорим.

Итак, запишем тему нашего урока: «Великая сила любви в сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Сказке , ребята, важно знать, помните ли вы ее героев. Я надеюсь, помните. Но ведь сказку нужно успокоить и выполнить ее задание.

Задание 1. К имени героя подберите соответствующие цитаты

(Критерии оценок : 0 ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; ниже оценок у нас сегодня нет)

– Героев много , кто ,по вашему мнению, является главными героями сказки?. (Снежная королева, Кай, Герда)

Снежная королева (Фрагмент!)

Вернемся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание?

Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы ( история 2)

«Глаза ее сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

– С чем ассоциируется у вас Снежная королева? ( холод, темнота, буря…пустота, неприступность)

История 7: « Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно»

Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце..

Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся?

– Что вы чувствуете? Приятно?

– Почему радости не приносит?

Нет тепла – нет жизни.

В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от нее никогда, если бы ни Герда!

Проблемный вопрос: Почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?

Герда живет чувством! Она отправляется на поиски Кая.

– Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Пройдем этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!

4. Работа с картой

На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

1 Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.

2. Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.

– Кого напоминает милая старушка?

– Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)

3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают . Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе , Герда могла повернуть домой.

– Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе (сказка 4) стр. 153 «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!)

Главное для Герды было то, что Кай живой!

4. Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание

(могла остаться и спокойно жить)

Вывод: Любовь может преодолеть всё.

5. Маленькая разбойница.

Фрагмент (первая встреча)

Фрагмент (последняя встреча)

Почему изменилась маленькая разбойница?

Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.

Герда плакала сначала от горя, потом от радости.

Значит , любовь способна изменить человека. Преобразить его!

6 .Лапландка и финка:. На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.

На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает

Найдите по тексту ее слова финки (Сказка 6)

7. Путь к чертогам Снежной Королевы

-Что пришлось преодолеть девочке?

(одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)

8. У Снежной королевы

– Каким Герда нашла Кая? (сказка 7) . Работа с текстом.

– Как смогла возродить его к жизни?

Зачитать фрагмент из книги

Вернемся к нашему вопросу:

Почему же Герда победила Снежную королеву ?

Красота живого сердца победила красоту льда!

Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека.

Символ этой безграничной любви – розы. Розы, которые радовали и наше сердце в течение всего урока.

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

Спасибо за урок!

6. Домашнее задание : Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду? (письменная работа)

Карточки к уроку (использование общеобразовательных ресурсов)

Ссылка на основную публикацию