Дружба Жилина и Дины в рассказе Кавказский пленник Толстого

Сочинение Дружба Жилина и Дины 5 класс кратко (Кавказский пленник Толстого)

Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды. К Жилину пришли два татарина, один из которых оказался отцом Дины. Когда ему удалось объяснить им, что он хочет пить, татары позвали Дину. Она принесла ему кувшин с водой. Дина побаивалась Жилина, смотрела на него так, как будто он был диким зверем. Жилин, в свою очередь, отметил хрупкость молодой татарки.

Когда Жилину было скучно, он занимался рукоделием. Однажды он слепил куклу, которую увидела Дина. Она забрала ее себе, но злая старуха разбила куклу. Жилин сделал ей новую куклу, которая оказалась даже лучше старой. Дина, в благодарность за новую куклу, стала каждый день приносить ему еду.

Днем Жилин мастерил, чинил сломанные вещи. Его отношения с татарами стали улучшаться, он начинал понимать их язык. Ночью он стремится к осуществлению своего плана побега: каждую ночь он роет подземный проход. Выждав подходящего дня, он изучает местность. Жилин решает сбежать вместе с Костылиным, да от него вреда больше чем толку. Первая попытка побега ни к чему не привела. Из-за этого Жилина посадили в яму и хотели убить. Дина сжалилась над ним. Она помогла ему сбежать, подав ему длинную палку. Дина знала, что за это может понести наказание, да и расставаться с Жилиным она не хотела. Она сделала это от чистого сердца, из любви к нему. Ей действительно хотелось, чтобы ему было хорошо.

В рассказе ясно показано, что крепкая дружба и искренняя любовь не зависят от возраста и происхождения. История дружбы пленника и совсем молодой девушки, можно сказать, является основной сюжетной линией. Здесь отчетливо видно сравнение офицера Костылина и молоденькой татарки Дины – сразу видно, кто из них настоящий, преданный друг. Костылин бросил Жилина, как только увидел татар, испортил первую попытку побега. Дина готова была понести наказание, лишиться дружбы Жилина, лишь бы помочь ему.

Дружба Жилина и Дины в рассказе Толстого Кавказский пленник

Жилин служил на Кавказе офицером. Однажды он получил из дома письмо, в котором его старуха мать просила Жилина приехать домой, чтоб увидеть его перед смертью.

Жилин выправил отпуск и отправился домой. А в то время на Кавказе шла война, и в одиночку нельзя было передвигаться ни днем, ни ночью, поэтому и ходили провожатые солдаты. Так и Жилин поехал верхом, а вещи его на телеге в обозе.

Так как обоз двигался очень медленно, Жилин и другой офицер, Костылин, решили ехать одни. В дороге они напоролись на татар, и те захватили их в плен.

Его взял в плен Кази – Мугамет и отдал Абдул – Мурату, отцу Дины, маленькой тринадцатилетней девочки, которую Жилин впервые увидел еще когда сидел в сарае Кази – Мугамета. В этот раз, по велению отца, Дина принесла Жилину воды и хлеба.

Костылина также взяли в плен. Им надели колодки и посадили в сарай. Костылин целыми днями сидел в сарае, а Жилин ходил по аулу, высматривал, как отсюда выбраться, или сидел и занимался рукоделием – плел плетенки, лепил кукол.

Однажды он слепил татарскую куклу и посадил ее на крышу. Дина увидела, схватила куклу и убежала.

Нарядила куклу в лоскутки, стала играть, но ее увидела старуха, отругала, отобрала и разбила куклу.

Тогда Жилин смастерил куклу лучше прежней и отдал ее Дине. С этого момента и началась их дружба. Жилин делал Дине разные игрушки, а она втайне от всех приносила ему молоко, лепешки, однажды принесла кусок мяса.

После того, как Жилин вместе с товарищем попытались совершить побег, татары вновь их поймали и посадили в глубокую яму.

Дина и в яму к Жилину продолжала носить еду, а Жилин опять наделал ей игрушек, и решил попросить Дину о помощи, чтоб она помогла выбраться из ямы.

Сначала Дина отказывалась, объясняя это тем, что все дома увидят, но ночью все – таки пришла и принесла длинный шест, и помогла Жилину вылезти из ямы. Вместе они попытались сбить с ноги колодку, но у них ничего не получилось. Дина расстроилась до слез, засунула Жилину за пазуху лепешек на дорогу, и вся в слезах убежала домой.

Дина очень привязалась к этому простому русскому офицеру, который отнесся к ней по – человечески.
Попав в плен, он не озлобился, не затаил в себе чувство мести, всем, чем мог, помогал жителям аула, в котором находился в плену, а больше всего подружился с дочкой своего хозяина, с Диной. Жилин мастерил ей различные игрушки, относился к ней с отцовской нежностью и любовью, и это простое человеческое отношение передалось и Дине, она также полюбила его. Поэтому, несмотря на страшный гнев отца, на злобу старейшин аула, она и помогла Жилину бежать из плена, что является доказательством верной и бескорыстной дружбы.

Также читают:

Картинка к сочинению Дружба Жилина и Дины

Популярные сегодня темы

Самое сказочное время года – это зима. В это время года кажется, что сама Снежная королева в сопровождении трех своих братьев, сопровождающих ее во время ее прогулок

Любовь – это чувство безграничного доверия и привязанности к человеку. Часто любовь путают с влюблённостью. Не стоит этого делать. Ведь любовь – это постоянное чувство, которое уже не может исчезнуть со временем.

Образ города Петербурга очень важен, поэтому поэт уделяет ему отдельное место в своем творчестве. Поэт имел с этим городом довольно тесные отношения, поэтому в душе его осталось много воспоминаний

Рассказ «О любви» – часть трилогии Чехова, рассказывающей о «футлярных» людях. И пусть главный герой этого рассказа Алехин не столь очевидно похож на Беликова с его «как бы чего не вышло», тем не менее

Рассказ о мальчике Ваньке девяти лет, который жил на ученье у сапожника Аляхина. В ночь перед Рождеством Ванька дождался, когда все ушли в церковь. Достал чернила, ручку с пером

Конспект урока “Дружба Дины и Жилина”
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

В материале представлен конспект урока по рассказу Л.Толстого ” Кавказский пленник” на тему: “Дружба Дины и Жилина”

Скачать:

ВложениеРазмер
druzhba_diny_i_zhilina.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мамедова Е.Г., учитель рус.яз и литературы высшей

квалификационной категории, канд.филол.наук

Конспект урока литературы на тему:

«Дружба Дины и Жилина» (5 класс)

  1. Расширить представление учащихся о роли психологических деталей в художественном тексте,
  2. Развивать умение отвечать на проблемные вопросы по произведению.
  1. Развивать навыки регулятивных УУД (планирования, контроля, самоконтроля, самооценки, коррекции)
  2. Учить осуществлять обратную связь (сопоставлять планируемые и достигнутые результаты)
  3. Развивать навыки выявления в тексте необходимой информации
  4. Развивать навык определения понятия
  5. Формировать навыки учебного сотрудничества
  1. Воспитывать любовь к родному слову
  2. Формировать правильную нравственную позиуцию
  3. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе
  1. Мотивация
  1. Имя главной героини
  2. Как называли татары Костылина?
  3. Татарская деревня
  4. Как по-кавказски «молодец»?
  5. Верхняя мужская одежда на Кавказе
  6. Название жилища на Кавказе

А теперь найдите по горизонтали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для сегодняшнего урока.

Тема урока: «Дружба Дины и Жилина».

Ей будет посвящен наш урок-исследование.

  • Ответить на важнейшие вопросы, касающиеся человеческих характеров и отношений.
  • Работать в группах, извлекая из текста значимую информацию.
  • УЁчиться видеть разницу между художественным текстом и его кинематографическим вариантом.
  • Понять глубину авторской мысли.
  • Осознать всю значимость доброжелательных отношений между людьми.
  1. Фронтальная подготовительная работа:
  1. Как вы считаете, с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?
  2. С чего и когда началась дружба между татарской девочкой и русским офицером? (Жилин начал делать игрушки из глины, а девочка Дина в благодарность стала носить ему еду)
  3. Только ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Ей было очень жаль его. Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с детьми)

Сегодня в центре нашего внимания материал 6-й, заключительной, главы рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».

  1. Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега? (ЧИТ.)
  2. Есть ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (Нет. Вот почему помощь Дины является решающей в судьбе героя).
  3. Чтение разговора Дины и Жилина.

– О чем мы узнаем из этого разговора? (татары собираются убить Жилина) Почему? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Приближаются русские. Татары боятся, что они зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен.)

4. Каким образом помогает дина Жилину? (приносит шест)

5. Можно ли считать ее поступок героическим? Почему? (1. она многим рискует, может, даже жизнью. 2. превозмогает страх. 3. спасает жизнь хорошему человеку).

Именно поэтому в 6 главе она становится главной героиней.

Давайте пристальнее приглядимся к этой удивительной девочке. А поможет нам в этом работа в группах.

Вспомним правила работы в группе :

  • Работать сообща
  • Не шуметь
  • Уважать мнение других
  • Не допускать конфликтных ситуаций
  • Помнить, что каждая группа – это команда, перед которой

стоит общая задача

Первая группа – группа лингвистов.

Им предстоит поработать над языком главы.

Вторая группа – психоаналитиков – обращается к психологическим деталям фрагмента из текста.

Третья группа – литературоведов – находит соответствие между пословицами и рассказом Л. Толстого.

Группа филологов выявляла отношение Толстого к героине, опираясь на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

(Описывая Дину, Толстой использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тоненькая, худенькая, коленочки, ручонки, прутики, козочка, Динушка. Это показывает трепетное отношение автора к героине. Передается оно и читателю.)

Хотите ли вы дополнить ответ группы?

Группа психоаналитиков изучала фрагмент расставания Дины и Жилина и выявляла в нем психологические детали, показывающие душевное состояние наших любимых героев.

(- заплакала, когда не получилось разбить колодку.

– держала Ж.за плечо, пока тот возился с замком

– после прощальных слов Ж. заплакала, закрывшись руками.

Эти детали говорят о том, что Дина глубоко переживает.)

– Почему плачет Дина?

– А что при расставании чувствует Жилин? (он очень благодарен девочке, ему жаль, что он ее больше не увидит)

Группа литературоведов искала соответствие между пословицами со словом дружба и рассказом Толстого.

Ребята должны были выбрать 5 пословиц, которые больше всего соответствуют смыслу рассказа

  • Дружбу водить – так себя не щадить.
  • Жаль друга, да не как себя.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Для милого дружка и серёжку из ушка.
  • Дружба от недружбы близко живёт.
  • Дружба дружбой, а денежки врозь.
  • Дружба – великая сила.
  • За дружбу дружбой )платят.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

V. Просмотр кинофрагмента (прощание Жилина и Дины)

А теперь вашему вниманию предлагается фрагмент из фильма «КП». Есть ли в нем отличия от текста?

– Удалось ли автору передать весь драматизм ситуации?

– Нашли ли вы отличие?

– Почему режиссер ввел в фильм фрагмент, в котором рыжий татарин пытается застрелить Жилина, а Абдул ему не дает сделать это и уезжает со словами «Хорош джигит»?

(он хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать людям дружить).

– как вы считаете, как Толстой относится к войне?

Подошла к концу наша работа. Давайте подведем итоги и сравним поставленные цели с достигнутыми результатами.

  • Какие задания показались самыми трудными?
  • Какие задания были самыми интересными?
  • Кто наиболее активно работал на уроке?

Задание на дом : сбор материала для обобщающего урока с опорой на таблицу «Жилин -Костылин»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Тема урока: Дружба Жилина и Дины. (По рассказу «Кавказский пленник».)

Тема урока: Дружба Жилина и Дины.

(По рассказу «Кавказский пленник».)

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Прошу ребят настроиться на активную плодотворную работу и пожелать друг другу хороших оценок.

Мотивация урока. Работа с пословицами, записанными на доске.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Друг познаётся на рати да при беде.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Предлагаю прочитать пословицы и ответить на вопрос: Как вы их понимаете? Согласны ли вы со всеми пословицами?

Определите их тему. О чём они? ( О дружбе).

Прошу ребят подумать, есть ли какая-то связь между темой урока и пословицами, о которых мы говорили. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной).

Вывод: да, сегодня мы будем с вами говорить о том, какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

Изучение учебного материала. Работа с содержанием рассказа.

Ребята, откройте, пожалуйста, 6-ю главу. После побега (который как можно назвать? – неудавшийся) Жилин и Костылин сидят в глубокой яме. Костылин окончательно разболелся, И Жилин совеем приуныл. Они живут ежедневно под страхом смерти. Давайте посмотрим, как об этом пишет автор? Каким он называет их жильё?

Трудно сохранить присутствие духа, когда нет надежды.

– Кто же поселил надежду в душу Жилина?

Как вводит Толстой её появление, каким словом?

– А кто может рассказать, когда началась дружба Жилина с татарской девочкой? Кто первым найдёт и зачитает нам этот эпизод? ( глава 3)

_ С чего же она началась? Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните самые важные, на ваш взгляд, слова( кукол лепил, схватила куклу и убежала, лоскутками красными убрала, качает, прибаюкивает).

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина –маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы.

– Ребята, давайте попробуем с вами пересказать этот эпизод так, чтобы мы почувствовали радость Дины.

– У кого же это получилось лучше всех? Кто сумел интересно рассказать нам о куклах Жилина и Дины?

Продолжаем беседу по содержанию 6-ой главы.

_ Предлагаю прочитать в лицах разговор Жилина и Дины.

-Что узнаёт Жилин из этого разговора? ( Его хотят убить).

-Почему его хотят убить татары? Он же пленный, у него нет оружию, значит, не опасный. Или, может, можно бояться и безоружного человека? ( Да, татары боятся Жилина, он не боится их, не хочет им подчиняться, им не удалось его сломать).

-Как же Дина помогает Жилину? Трусит она или нет?

– А почему она ему помогает?

– Почему Жилин вначале думает про Дину «прыгает, как коза дикая», а позже «как козочка дикая»?

_ А где мы впервые встречаемся с Диной? Найдите её описание.

-Какие суффиксы включает писатель в слова, описывающие Дину? Для чего он это делает? ( Чувствуется симпатия автора к этой героине. А ещё нам становится понятно, что на серьёзные поступки способен не только физически крепкий человек. Главное – быть стойким, сильным духовно).

Вывод: Какую же черту характера выделяет в своих героях писатель?

-Дина помогает Жилину, потому что добрый человек не может видеть, как страдает другой. Как называется эта черта? (Сострадание).

-На кого похожа Дина? Чем? А какие у неё глаза? А как вы понимаете такое странное сочетание « глаза чёрные, светлые»? ( Определением «светлые» писатель говорит не о глазах, а о душе Дины).

-Давайте прочитаем сцену прощания Жилина и Дины и подумаем, почему плачет девочка?

_Можно ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог Жилину бежать?

– Что вы можете сказать в её защиту?

Закрепление учебного материала.

-Какую же сложную проблему ставит Толстой своим рассказом, что хотел показать писатель с помощью Дины?

– Актуальна ли она сейчас?

_ Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности?

-Можно ли жить без войн? Что для этого нужно?

-Чему научил вас рассказ?

-В чём вы хотите быть похожими на Дину?

-Какая она, настоящая дружба?

-Могут ли дружить люди разных национальностей? Что для этого нужно? Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н. Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

6. Домашнее задание: написать сочинение на тему»Спасибо, умница» ( можно от лица Жилина, можно от собственного имени)

Составить цитатный план рассказа, например:
1. Не дамся им живой.
2. Ты все серчаешь, а товарищ твой смирный.
3. Прошла про Жилина слава, что он мастер.
4. Нынче бежать надо.
5. Бросить товарища не годится.
6. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается.

Гл мысль произв.-что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает войну между народами и считает ее бессмысленной Но главное, что хотел показать : для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.) – Понравилась вам Дина? Хотели бы вы иметь такого друга?

– Что вы больше всего цените в своих друзьях? Чему научились вы у героини новеллы ?

Сочинение Жилин и Дина в рассказе Толстого Кавказский пленник 5 класс

Жизнь автора складывалась интересно. Он в возрасте 2 лет потерял маму. В семье было 4 детей, он младший. Говорили, что черты лица и характер унаследовал Лев. Когда Толстому исполнилось 13 лет, вся его семья переехала в Казань. Там состоялось обучение автора известных произведений.

Первая публикация рассказа «Кавказский пленник» состоялась в 1872 году. Лев Николаевич Толстой отдал около трех службе на Кавказе, попал он туда по наставлению брата Николая. Он был восхищен образом жизни людей, красотой пейзажей. Вдохновение он почерпнул из этого края. Он напишет много рассказов, в том числе «Кавказский пленник».

Главный герой служит на Кавказе в качестве офицера. Ему приходит письмо от мамы. После чего Жилин решает взять отпуск и съездить домой, навестить мать и жениться. В пути с ним находится товарищ Костылин. Из-за предательства и трусости этого человека, герой попадает в плен к татарам. Держится он достойной, не давая месту страхам. Пленного привели в дом к хозяину и потребовали, чтобы он написал письмо матушке, с просьбой о крупном выкупе. Герой понял, что он оставит семью без материальных средств. Он утверждал, что за него не заплатят, а позже указал неверный адрес доставки, тем самым оберегая родных.

Трус Костылин тоже попал в плен. Он сразу согласился оповестить близких людей о его положении.

Жилин нашел общий язык с местными жителями. Персонаж умел чинить и создавать вещи. О его рукоделии хорошо отзывались, приходили люди из ближних деревень, обращались за помощью к Жилину. Он нашел друга в дочке хозяина Дине. Сначала Дина боялась пленного, но потом прониклась сочувствием к нему. Она была маленькой, худой девочкой, ей было 13 лет. Его удивляло, как маленькая девочка может носить тяжести. Офицер мастерил красивых кукол девочке. Она старалась приносить ему полезную и вкусную еду, несмотря на запрет отца.

Через некоторое время русские солдаты убили уважаемого татарина. На пленников разозлился весь аул, пленных решено было убить. Герой решил бежать, уже давно он рыл подкоп. Костылина он взял с собой. Но из-за его лишнего веса и неповоротливости, их вскоре нагнали враги и вернули в плен.

Условия их содержания значительно ухудшились. Питание свелось к минимуму, солнечного света пленники не видели. Дина волновалась за Жилина. Она знала, что его хотят убить, и помогла ему сбежать. Дина принесла длинный шест и вытащила пленного из ямы. В дорогу она подала герою лепешки.

Расставание тяжело далось девочке, она чистой любовью была привязана к персонажу. Жилин говорил хорошие слова в адрес девчушки, он искренне благодарил ее за все. В итоге дочь хозяина заплакала и убежала. После долгого пути героя заметили враги, но казакам удалось отбить офицера. Он был очень рад оказаться в своей крепости.

Главный персонаж силен духом. Благодаря этому он прошел все испытания, и все же попал домой с честью. Память о девочке навсегда сохранится в его сердце. Дина является образцом смелости, доброты, чуткости.

Сочинение на тему Жилин и Дина (5 класс)

Автор рассказывает об офицере русской армии, который попал в плен. Там у главного героя начинается крепкая дружба с дочкой хозяина. Девочка смелая, добрая, искренняя. Она проникается к персонажу чистым, открытым сердцем. События разлучат их, но в памяти героя останется образ Дины.

Герою книги приходит письмо от матери, он решает взять отпуск и навестить родных, еще он подумывает о женитьбе. В дорогу он отправляется с товарищем по фамилии Костылин. По вине этого товарища оба персонажа попадают в плен к татарам.

Жилин проявил себя выдающимся человеком. Его поведение отличалось спокойствием и терпеливостью. Когда его привели к хозяину, он отказался писать письмо с просьбой выкупа, сказав, что за него ничего не дадут. Офицера вынудили отправить письмо, но он написал неверный адрес, желая уберечь от разорения мать.

Костылин, как только ему сообщили о требовании выкупа, незамедлительно написал письмо неприятного содержания.

В плену Жилин не бездействует. Он мастерит поделки, изготавливает кукол, шьет им наряды. О его умении быстро распространилась весть. Стали приходить люди из ближайших селений с просьбой починить что-нибудь. Офицеру симпатизировали жители аула.

Пленнику принесла кувшин воды маленькая, худая девочка, она смотрела на пленника недоверчиво. Когда герой вернул ей емкость, она отшатнулась. Это была Дина. Жилина впечатлило то, что такое хрупкое создание носит такие тяжелые ноши. Однажды он сделал самую красивую куклу и подарил девочке. Между ними начала завязываться дружба. Дина жалела героя, она носила ему молоко, позже хорошие продукты. Отец был против того, что делает его дочь. Но Дина не слушала призывы отца, это считалось грубым нарушением, ослушаться отца.

В один момент солдаты русской армии убили татарина, занимавшего высокое положение в обществе. Это усугубило положение пленников. Жители аула пожелали их смерти. Осторожный Жилин давно рыл подкоп, чтобы совершить побег. Взяв с собой Костылина, они сбежали. Но их нагнали татары, так как товарищ Жилина был медлительным.
Теперь стало тяжело находиться в плену: кормить почти перестали, доступ к свежему воздуху был закрыт. Отношение жителей аула было недоброжелательным.

Дина очень переживала за своего друга. Она очень привязалась к нему. Девочка узнала, что русских пленных хотят убить, и пошла на отчаянный шаг. Она взяла палку шест и с ее помощью вытащила пленного из ямы. Девчушка проводила героя, дав в дорогу ему лепешек. Жилину было трудно передвигаться, из-за того, что его ногу сковывал металл.

Прощание маленькой девочки с героем было трогательным. Он говорил ей добрые слова, выражал большую благодарность, за все, что она сделала для него. Дочь хозяина эмоционально отреагировала, в конце заплакала и побежала обратно, в аул.

Пройдя большое расстояние, офицера заметили 3 татар. Но, к его счастью, он был отбыт у них солдатами русской армии. Жилин был несказанно рад их видеть. Герой вернулся в свою крепость. Забывать такую нежную дружбу с Диной он не будет.

Автор создал великие книги: «Война и Мир», «Анна Каренина». Присутствие его произведений в школьной программе является обязательным.

Лев Николаевич Толстой провел 3 года на службе, по настоянию брата Николая. Пребывание в этих местах вдохновило автора на создание многих произведений. Одно из них «Кавказский пленник, опубликованное в 1872 году. Оно учит развитию положительных качеств: смелость, терпение, упорство, рассудительность. При любых обстоятельствах нужно оставаться непоколебимым. Ум всегда выручит.

Жилин и Дина в рассказе Толстого Кавказский пленник

Я очень люблю вкусно покушать. У нас в основном все кухонные дела на маме. Папа тоже готовит, но только на выходных. Его фирменное блюдо – плов. Мама тоже умеет готовить плов, но он на получается у нее таким вкусным.

Честь очень важное и необходимое понятие, которое необходимо каждому человеку. Путь чести довольно сложный и непредсказуемый. Отстаивать свою честь всегда трудно, но необходимо. Жизненный путь себе самостоятельно выбирает каждый человек.

Семья – это самое ценное, что есть в жизни. Наступает время, когда каждый человек задумывается о том, какой же она будет. Каждый из нас еще в детстве, играя в дочки-матери, рисует эту модель. Я хочу рассказать о том, какой я вижу свою будущую семью.

Дзержинск образовался в 1606 году и более оживлённое развитие начал в 19 веке, когда началось строительство железной дороги, а к 20 веку уже открылись более 10 предприятий.

Михаил Юрьевич Лермонтов – это уникальный русский писатель 19 века, который в своем творчестве использовал разные литературные направления. Именно подобное использование течений позволяет современному читателю наслаждаться его литературным наследием.

Стихотворение отражающее социальную позицию великого русского поэта Некрасова было издано в 1864 году, через несколько лет после начала проведения реформы крепостного права

Технологическая карта урока по теме Дружба Жилина и Дины ( по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Автор публикации: Черепова О.А.

Дата публикации: 2016-04-20

Технологическая карта урока

Учитель: Черепова О.А.

Авторы УМК: В.Я.Коровина. Учебник « Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе». В двух частей / В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.

Тип урока : урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Тема. Дружба Жилина и Дины (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цели: определяя роль дружбы Жилина и Дины в рассказе Л. Толстого, помочь учащимся понять авторскую мысль в художественном произведении: дружба разных народов – это естественный закон человеческой жизни

Деятельностная: самостоятельно определять цели своего обучения, структурировать учебный материал, логически мыслить , аргументировать свой ответ, оценивать свою деятельность на уроке.

Результат этапа.

Формирование УУД.

1.Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.- 1мин

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя. Учащиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются.

Коммуникативные ууд

Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

6 мин.

– К сожалению, на нашей планете не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами. Как вы думаете, из-за чего могут возникать войны?

(Причины войн: желание завладеть чужой территорией, желание властвовать, желание завладеть богатством, межнациональные ссоры…)

– О какой войне говорит Лев Николаевич. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

( На Кавказе ) Кто с кем воюет? (Русские и татары)

– А кого Л.Толстой называет татарами?

– Назовите народы Кавказа, которых вы знаете. А теперь посмотрите на слайд.

На ФОНЕ негромкой музыки:

– Какие народности из представленных на слайде вам известны?

К одной из них относится и главная героиня рассказа Л.Толстого.

Определите тему нашего урока по моим подсказкам. Узнайте героев рассказа. (Читаю, и на слайде высвечивается)

1. Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая.

2. «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев.»

II . Прочитайте пословицы. Одной группе по порядку.

1. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

2. Друга на деньги не купишь.

3. Друг познаётся на рати да при беде.

4. Для милого дружка и серёжку из ушка.

Определите их тему. ( О дружбе).

-Какая связь между героями рассказа и темой пословиц. ( Ребята предполагают, что речь пойдёт о дружбе между Жилиным и Диной). Тема – на слайде.

Слушают музыку, смотрят презентацию, отвечают на вопрос..

Сравнивают, отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.

– Опираясь на тему урока и ключевые слова (играть роль в рассказе), сформулируйте главный вопрос, на который мы должны ответить.

-Какую роль играет дружба Дины и Жилина в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»? (ОТКРЫВАЮ)

На столе у каждого есть Лист достижений. Подпишите. Посмотрите. На каждом этапе урока вы будете себя оценивать. Обратите внимание на систему самооценки – цветные полоски, которые вы будете приклеивать на лист в последнюю графу в конце каждого вида работы.

1) Вспомним содержание рассказа. Упражнение «Согласен – не согласен». Значок (+), если утверждение вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил.

2. Во время первой встречи Дина улыбнулась Жилину.

3. Дина в благодарность за куклу принесла Жилину молоко.

4. Во второй раз Жилин бежал вместе с Костылиным.

5. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты.

Проверьте по ключу. Оцените свои знания.

2) Вспомним термины.

Найдите соответствия между термином и его значением. Время выполнения – 1 мин. Проверьте себя по эталону. Оцените себя.

Формулируют главный вопрос урока.

Знакомятся с листами достижений и системой самооценки деятельности на уроке.

Выполняют задание «Согласен – не согласен»., проверяют по ключу, оценивают знания.

Находят соответствия между термином и его значением. Проверяют по эталону, оценивают себя.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Предметные УУД: знание содержание рассказа, знание терминов.

Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Динамическая пауза.

А теперь отдохнём и поиграем. Внимание – задание

Из предложенных букв составьте слово – один из этих терминов и станьте у доски так, чтобы слово читалось слева направо. Кто быстрее. Начинаем.

ВКЛЮЧАЮ ДИНАМИЧЕСКУЮ ПАУЗУ,

Всем сопутствовал успех

Поднимите руки вверх.

Посмотрите друг на друга.

Покажите слово другу.

Руки книзу, улыбайтесь.

За работу принимайтесь.

Составляют слова, строятся у доски. Выполняют движения под стихотворение, слушают музыку.

Коммуникативные УУД:

ф ормирование навыков речевой деятельности . Освоение способов совместной деятельности.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

IV .Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.

3 мин.

– Ребята, что мы должны сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока ? (Обратиться к тексту рассказа.) Всего? Нет, эпизодов.

– Найдите эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.

Для этого возьмите карточку «Найдите эпизоды». Внимательно прочитайте задание и начинайте работу в парах. Пара – это сосед справа по плечу. Время выполнения – 3 минуты. Начинайте.

Проверьте себя по эталону. (На слайде)и оцените.

Находят эпизоды, которые необходимы для решения задачи урока.

Работают в паре.

Проверяют по эталону.

ПредметныеУУД:

знание содержание рассказа, умение ориентироваться в тексте

Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками о правилах пов едения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), делать выводы.

V .Открытие нового знания.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.

4 мин.

1)А теперь, опираясь на эти эпизоды, ответьте на вопросы.

С чего началась дружба Жилина и Дины?

Как ведут себя Жилин и Дина во время первой встречи?

Почему Дина стала доверять Жилину – пленнику, которого в ауле считали врагом? (Пожалел её, хотел развеселить, сделал куклу ещё лучше той, что разбила старуха)

Что изменилось бы, если бы Дина испугалась наказания отца и не принесла бы шест Жилину? (Жилин не убежал бы, его убили бы, девочка страдала бы)

Как вы относитесь к поступку Дины?

Как бы вы поступили на места Дины?

Оценивают свою работу.

ПредметныеУУД:

знание содержание рассказа, умение ориентироваться в тексте

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; обращаться за помощью к текст.

VI . Первичное закрепление материала

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

6 мин.

– Читаю отрывок из рассказа «Прощание Жилина и Дины»

Так прощаются настоящие друзья. Что же объединяет Жилина и Дину?

Предлагаю разобраться в этом.

Заполните таблицу «Жилин и Дина. Общее и отличия» и сделайте вывод. Сначала внимательно прочитайте инструкцию. Работать будете в группе. Поэтому распределите роли и приступайте к заданию.

Время выполненияВремя выполнения – 3 минуты, пока звучит музыка современного композитора Сергея Кузнецова «Сказка о дружбе»

По окончании работы дети прикрепляют ответы на доску к главному вопросу.

Итак, мы ответили на главный вопрос урока? Что мы определили этим ответом? ( Идею рассказа)

Работают в группе

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.

Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2 мин.

Дети, представьте, что вы встретили героев рассказа. Что бы вы им сказали? Напишите краткое послание в форме телеграммы герою произведения – Жилину или Дине.

Время выполнения – 1 мин.

Продолжают работу в группе.

Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

VIII. Домашнее задание.

1 мин.

Написать письмо герою (от своего имени или от имени героя рассказа), например «Спасибо, умница!» (объём – 5-8 предложений, тема «Письмо» – учебник «Русский язык», §

или

ответить на вопросы учебника – №6, 7, стр. 259.

Записывают в дневник.

IX . Рефлексия учебной деятельности

1 мин.

Ребята , возьмите свои листы достижений и оцените свою работу на уроке.

Полосок какого цвета у вас больше?

Я благодарю вас за работу и желаю всего доброго.

Дети, я тоже шлю вам ТЕЛЕГРАММУ: ищите настоящего друга. В благодарность за вашу работу я хочу подарить вам календарики.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе учебной деятельности, коррекция качеств характера.

Читайте также:  Образ и характеристика Наташи в пьесе На дне Горького сочинение
Ссылка на основную публикацию