Герои произведения Ася Тургенева

Главные герои повести Ася Тургенева (характеристика персонажей) сочинение

Произведение под названием «Ася» написано знаменитым русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он внес великий вклад в развитие русской и мировой литеры, написав много произведений прозаического жанра. «Ася» является повестью и считается одним из самых удачных произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Оно трогает даже самого черствого читателя и никого не оставляет равнодушным и с каменным сердцем. Ведь его основная тема – это любовь.

Количество героев в этом произведении не большое. К их числу относятся рассказчик (таинственный господин, представляющийся инициалами Н.Н.), Гагин и Ася. Ася и Н.Н. можно назвать именно главными героями, так как вокруг них закручено все произведение.

Начнем с характеристики рассказчика. Этот персонаж переживал по поводу отношения к нему какой-то молодой вдовы, в которую был влюблен, но безответно. Потому называл ее коварной женщиной. Н.Н., дабы утихомирить свою душевную боль, печаль и тоску, приезжает в Германию. Тургенев действительно прекрасно описывает природу, красоты этой страны. Здесь имеется Рейн. Так вот именно недалеко от воды рассказчик и селится. Он немного продолжает скучать, но скоро знакомится с двумя молодыми и интересными людьми, с которым в ближайшем будущим станет хорошими друзьями и много проводить совместного времени. Этими людьми являются некий Гагин и его сестра по имени Ася.

Н.Н. был человеком в первую очередь сдержанным, серьезным.

Девчушка, которую он повстречал, сначала не привлекла никакого внимания со стороны главного героя. Ей было около семнадцати лет, но несмотря на такой возраст, она продолжала вести себя как ребенок: капризничать, гиперактивничать. Ася совсем не умела скрывать своих эмоций если на хотела плакать – то делала это здесь и сейчас. Смеяться – тоже. Она была очень инфантильной и несерьезной. Но Тургенев использовал один достаточно интересный прием. Он описывал Асю, сквозь призму природы и окружающей среды. Девушка была прекрасна как зелень, дерево, каждый кустик. С помощью различного рода метафор, эпитетов Иван Сергеевич уподобляет главную героиню природе.

Когда Ася признается в любви к Н.Н. тот немного в растерянности. Но сам тоже любит Асечку, которая юна. Но скоро встречи героев заканчиваются. Они разъезжаются. Спустя несколько десятков лет Н.Н., рассказывая данную историю жалеет о том, что упустил Асю и ему придется умирать в одиночестве.

Гагин – это якобы брат Аси, но на самом деле это абсолютно не так. Он почти чужой человек, но занимается тем, что смотрит за так называемой «сестрой». Гагин человек дружелюбный. С ним Н.Н. находил постоянно, о чем поговорить.

При этом хотелось бы назвать Гагина этаким «проводником», «мостом» между Н.Н. и Асей.

В своем произведении Тургенев затронул по истине важные темы.

Характеристиа героев 2

Повесть «Ася» Тургенева Ивана Сергеевича – это одно из его самых известных лирических произведений. Написано оно было в 1857 году. В нём речь идёт о девушке, которая хоть и была немного дикаркой, являлась светлой и очень доброй девушкой. Эта девушка влюбилась в человека, который не принял её чувств и, к сожалению, навсегда её потерял.

Главные герои этого произведения – это, как уже было сказано, Ася, а ещё господин Н.Н., от чьего лица и идёт повествование. Ася – это молодая и весьма красивая девушка, которая одним своим рождением уже начертала не самую радостную судьбу. Рождена девушка была горничной от барина. В те времена такие связи были неприемлемы, именно поэтому она воспитывалась одной матерью, и лишь когда та умерла, отец взял её к себе. Тогда-то она и стала дичиться всего, потому что не привыкла к такой жизни. Она начинает вести себя очень странно, бросается из одной крайности в другую, стесняется. Однако, несмотря на своё не самое адекватное поведение, это была очень хорошая и искренняя девушка. Она полюбила рассказчика, причём эта любовь была несмелой, какой-то необычной, но совершенно точно настоящей. К сожалению, её чувства отвергли. Но девушка и здесь показала силу своего характера, она вместе с Гагиным уехала и навсегда оставила свою любовь.

Господин Н.Н. – это очень спокойный человек, добрый и понимающий, но есть у него и отрицательные черт. Это человек несмелый, его даже можно назвать бесхребетным. Для него очень важен комфорт, он не приемлет в своей жизни буйства эмоций, потому что боится их, они некомфортны для него. Именно это и сыграло роль в отказе Асе. Н.Н. смалодушничал, испугался, и навсегда потерял своё счастье.

Гагин – брат Аси. Он человек состоятельны, способный защитить не только себя, но и свою сестру, чем он и занимается. Гагин очень жалеет об упущенном времени и мечтает заняться искусством. Он очень любит Асю, делает для неё абсолютно всё, поэтому господину Н.Н. в один момент даже кажется, что Гагин вовсе и не брат Аси. Узнав о влюблённости сестры, он оповещает об этом своего товарища для того, чтобы быть уверенным во всём, чтобы его сестру не обидели, ведь он хочет для неё самого лучшего.

Ещё одна героиня, второстепенная, – это фрау Луизе. Это простая женщина, которая была знакомой Аси. Та часто к ней заходила, и они беседовали. Именно ей девушка доверила свою записку Гагину.

Эта история, в которой не так много героев, после прочтения всё равно надолго западает в душу. Это получается благодаря таланту Тургенева. Он наделяет своих героев настолько жизненными, реальными чертами, что во время прочтения повести кажется, что это не просто книжные персонажи, а твои знакомые.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев повести Ася

Популярные сегодня темы

Наступило любимое время детворы – зима. Дети вышли погулять на улицу. Каждый нашел себе занятие по душе. На переднем плане картины малыши лепят снеговика. Один снеговик уже готов

Название любого произведения несёт важную смысловую нагрузку, содержит подсказку к пониманию идеи написанного. Поэтому очень важно обращать внимание на заглавие при анализе текста.

Одним из замечательных явлений литературы XX века является приход великого писателя, чьи труды почитаемы не только в России, но и за границей.

Ненавижу октябрь! Холодное зыбкое утро, непрерывно моросящий дождь, облака под цвет асфальта. Грустно и печально. Лето ушло, и всё ближе и неумолимо приближается зима. Душу наполняет меланхолия

Валентин Александрович Серов известен во всем мире. Он был не просто живописцем, а народным талантом. Все его творчество проникнуто самосовершенствованием и непрерывным поиском чего-то нового.

Характеристика главных героев произведения Тургенева «Ася»

Кто, как не Иван Тургенев, умел так ярко и живо описать чувства, волнения и природу своих героев? Повесть под названием «Ася», написанная в 1857 году, заслуженно считается одной из лучших работ автора. Небольшая по своему объёму, но ёмкая по содержанию, «Ася» вселяет в сердце читателя самые спорные и прекрасные чувства, покоряет мысли на ближайшие несколько дней точно. Сюжет лирической повести показывает классическую тургеневскую ситуацию: герой совершает ошибку и навеки лишается искренней и чистой любви.

Характеристика ключевых героев

Анализ любого произведения начинается с описания действующих лиц. Стоит обращать внимание не только на характеры героев, каждая мелочь в их облике влияет на общую картину. Действие происходит в основном между тремя персонажами:

  1. Непосредственно сам рассказчик, господин Н.
  2. Гагин.
  3. Ася.

Взаимодействуя между собой, герои в полной мере раскрывают свои личные качества.

Господин Н.(рассказчик)

Рассказ идет от первого лица господина Н. Н., человека весьма сдержанного и наблюдательного. В своей живой и процветающей молодости рассказчик вырвался на волю и уехал за границу, чтобы повидать мир. Однако разрыв с молодой вдовой заставил его искать уединения в городе З., дабы предаться на некоторое время печали и одиночеству из чувства долга.

Но господин Н. не утратил своей любви к наблюдению. В один из вечеров он решил вмешаться в толпу зрителей и поглазеть на заезжих гостей вместе с жителями городка Л., находившегося на другой стороне реки Рейн. Это и позволило герою встретить новых знакомых родом из России в чужой стране. Это случайное, но приятное знакомство внесло коррективы в дальнейшую судьбу героя. Двое молодых людей привлекли его внимание русской речью, такой родной и согревающей.

Гагин (брат Аси)

Молодой человек представился Гагиным и любезно предложил продолжить разговор у них дома. Этот персонаж далеко не второстепенный, потому что он брат Аси, ставший близким другом господину Н. Гагин занимается живописью, но сам вечно недоволен своими работами. Горячо любит свою сестру и заботится о ней, просит снисхождения к ней у Н. и оправдывает её странное поведение нелёгкой судьбой. В намерениях Гагина видно желание помочь сестре устроиться в жизни, найти свое счастье. Гагин сразу понравился господину Н., аргументом тому являются строки:

Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

Происхождение Гагина дворянское, его манеры и неспешная речь только подтверждают этот факт. Гагин делится с Н. всем: мыслями, наваждениями, своей историей и историей своей сестры, которая, как оказалось, и не сестра ему вовсе, но любит он её, как настоящий брат.

Ася (главная героиня)

Ася, юная фрейлейн семнадцати лет, — девушка, очень необычная, загадочная. Худенькая, невысокая, с тёмными кудрями и большими светлыми глазами на изменчивом лице. Она то живая и непокорная, то скромная и робкая. Пансион, в который отдал её брат в возрасте 13 лет, не смог сделать из неё барышню. Смерть отца и матери стали причиной, по которой девушка жила с братом.

Она мастерски меняла образы, вводя в заблуждение господина Н. «Что за хамелеон эта девушка!» — говорил он, её поведение было непредсказуемым и интригующим. Это связано с тем, что она стыдится своего неприличного происхождения — ребенок дворянина и служанки в его в доме. Асю можно охарактеризовать следующими эпитетами:

  • своенравная и неподвластная;
  • тихая и скромная;
  • лёгкая и жизнерадостная;
  • спокойная и прилежная;
  • гордая и честолюбивая;
  • в то же время капризная.

Каждый раз при встрече господин Н. находил в ней что-то новое, она раскрывалась перед ним с разных сторон. Образ героини многогранный и затейливый, как алмаз под лучами солнца, она переливалась всеми цветами радуги перед Н. Её юное сердце тронуло прекрасное чувство к нему, это породило целую бурю неконтролируемых эмоций. Девушка, в отличие от других барышень, не может сдержать свои чувства и скрыть их от брата и господина Н.

Она поспешно решает пригласить своего возлюбленного на свидание. Ася больше непохожа на ту весёлую, вечно куда-то бегущую девчонку с полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу. Укутанная в шаль, как птичка, сидела она у окна, такой застал её господин Н.; её большие влажные глаза смотрели с тоской и надеждой, но в них было столько любви, настоящей и чистой. Она трепетала от прикосновения Н. к её холодной руке. Не получив взаимной любви, Ася исчезает из жизни господина Н. навсегда.

Читайте также:  Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба

Главная мысль произведения

Можно ли назвать господина Н. трусом? Кто-то сочтет за трусость то, что он не сумел признаться в своих чувствах в той роковой комнате. Но ведь он кричал о своей любви и довольно громко на пустыре, когда искал Асю и не боялся, что она может его услышать. Он отправился по её следам в Лондон в надежде отыскать свою любовь. Разве это удел трусости? Едва ли.

Н. потерял Асю только потому, что задумался о дальнейшем, усомнился в своих чувствах, а может попросту не успел понять, что действительно любит Асю. Недаром Тургенев писал:

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье»

Это и есть главная мысль произведения. Однако ни одно краткое содержание, которое можно найти в интернете по запросам: Тургенев Ася главные герои характеристика, Ася герои, Ася характеристика героев, Ася Тургенев главные герои, не передаст тех эмоций, переживаний действующих лиц и красоты произведения.

И.С. Тургенев “Ася”: описание, герои, анализ повести

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета – встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Характеристики главных героев произведения Ася, Тургенев. Их образы и описание

Характеристики главных героев

Ася

Главная героиня повести, младшая сестра Гагина, возлюбленная господина Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина и горничной. Рано лишившись матери, она осталась на попечении у отца. Вскоре и отец умер, тогда заботу о ней взял на себя ее старший брат по отцу – Гагин. Подробнее>>>

Один из основных персонажей повести, старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н., которому было на тот момент 25 лет. Подробнее>>>

Главный герой произведения, повествователь, друг Гагиных. Этот герой Тургенева относится к «новому» поколению людей, пришедших на смену «лишних». Именно он повествует историю знакомства, произошедшую много лет тому назад в городке на берегу Рейна. Ему тогда было всего двадцать пять лет, и он хотел повидать мир. Подробнее>>>

Читайте также:  Образ и характеристика Михаила Кошевого Тихий Дон Шолохова сочинение

Отец Гагиных

Был хороший человек, но в жизни ему не везло. Первая жена умерла рано, Гагину было всего 6 месяцев. Он уехал в деревню, где прожил двенадцать лет, никуда не выезжая. Через несколько лет после смерти жены сошёлся со служанкой Татьяной, от которой у него родилась Ася. Когда Асе было 9 лет, Татьяна умерла. Сам отец умер от тяжёлой болезни, когда Асе было 13 лет.

Татьяна

Мать Аси, гордая и строгая служанка матери Гагина. Сошлась с отцом Гагина и родила ему девочку Асю. Отец звал её замуж, но она отказалась. Жила отдельно от него вместе с дочкой. Умерла, когда Асе было 9 лет.

Дядя Гагина

Родной брат отца Гагина, который забрал его из деревни. Дядя увёз его в Петербург, где жил сам и был там довольно значительным.

Яков

Камердинер отца Гагина. Именно ему было поручено рассказать всю историю Аси Гагину.

Фрау Луизе

Старушка-немка, с которой подружилась Ася и она её также любила. Вдова бывшего местного бургомистра. Именно у неё назначила свидание Ася Н.Н., чтобы проститься. И именно она отдала прощальную записку Аси господину Н.

Хозяйка Гагиных

Эпизодический персонаж, хозяйка дома, где жили Гагины.

Мальчик

Приносил записки от Аси для Н.Н., в которых она назначала ему встречи.

Ганхен

Молодая девушка, служанка в кафе, у которой жених только что ушёл в солдаты. В конце книги Господин Н. увидел её на берегу Рейна с другим молодым человеком.

Служанка

Прибиралась в доме, откуда только что уехали Гагины. Вручила письмо от Гагина господину Н.

Герои произведения Ася Тургенева

В начале 1857 года в письме своему другу, литературному критику, одному из первых читателей всех своих произведений П. В. Анненкову И. С. Тургенев писал: «Я переживаю – или, может быть, доживаю нравственный и физический кризис, из которого выйду либо разбитый вдребезги, либо… обновлённый!» В июне писатель приезжает в Зинциг на Рейне (возле Бонна) лечиться от невралгии, совершает большую прогулку по долине реки Ары. Во время этой поездки зародился замысел повести «Ася». Тургенев так рассказывал об этом: «Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа» . Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже. «Странно было мне приниматься за пер о, – признавался он, – после годового бездействия – сначала трудно было, потом пошло легче» . Писалась повесть «с особенным настроением, похожим на вдохновение».

Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси чем-то напоминает судьбу дочери Тургенева. Летом 1841 года в Спасском-Лутовинове молодому Тургеневу приглянулась девушка-портниха, работавшая по вольному найму у Варвары Петровны, матери Тургенева. Связь молодых людей не укрылась от зоркого глаза Варвары Петровны. Швею рассчитали, и она возвратилась в Москву. В мае 1842 года у неё родилась дочь Пелагея, которую Варвара Петровна отобрала, увезла в Спасское-Лутовиново и отдала на воспитание в семью крепостного. Дворня злорадно называла её «барыня», заставляла исполнять тяжелую работу по дому. По приказанию Варвары Петровны девочку иногда на минуту одевали в чистое платье и приводили в гостиную. «Скажите, на кого эта девочка похожа?» – с притворным недоумением спрашивала Тургенева и отправляла её назад. Тургенев узнал о существовании дочери случайно. Приехав в имение в 1850 году, он был потрясён сиротской судьбой девочки. По совету Полины Виардо Тургенев увез дочь в Париж. «Это маленькое существо надо спасти , – писал он, – и я очень рассчитываю на полную перемену жизни, которая ей предстоит…» .

Окончив учение во французском пансионе, Полина (так ее теперь звали), жила в Париже вместе с отцом до своего замужества. О семье дочери Тургенев заботился до самой своей смерти, хотя духовной близости между отцом и дочерью не возникло. Тургенева огорчало, что Полина «не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы». «Художественного начала в ней и следа нет , она … одарена характером, спокойствием, здравым смыслом: она будет хорошая жена, добрая мать семейства, превосходная хозяйка – романтическое, мечтательное всё ей чуждо, – сетовал он в своих письмах. – Я её уважаю, а этого мало» . Героиню своей повести «незаконнорожденную» Асю Тургенев наделил богатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве, в человеческих отношениях.

Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.». Тургенев с волнением ждал отзывов. Анненков дал повести самую высокую оценку, прибавив: «И не я один буду тронут и потрясён» . Некрасов писал, что «Ася» – «чистое золото поэзии». О повести с восторгом высказались многие писатели. В журнале «Современник» остро ставились общественно-политические вопросы. Не случайно о характере главного героя повести «Ася», господина Н. Н., – представителя либеральной дворянской интеллигенции – и в связи с этим персонажем о роли дворянской интеллигенции в русской общественной жизни вообще развернулись жаркие споры. В них приняли участие видные критики того времени: Н. Г. Чернышевский, П. В. Анненков, Д. И. Писарев.

(По книге В. Афанасьева и П. Боголепова «Тропа к Тургеневу»)

Ася” — это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он чего-то испугался, отступил.
Н.Г.Чернышевский посвятил повести “Ася” большую статью, под названием “Русский человек на rendez-vous ”. Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя:

“. пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, — большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке”.

Таковы-то наши “лучшие люди. ” — замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких “лучших людей” — это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.

Н. Г. Чернышевский в своей статье осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Он высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из «Саши» Некрасова).

Ася — один из самых поэтичных женских образов Тургенева.
Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.
Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

  • Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством.
  • Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.
  • Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям.

О психологизме повести И. С. Тургенева «Ася»

С начала XIX века в литературе и других видах искусства всё более проявляется интерес к изображению внутреннего мира человека, жизни его души. Одним из признанных художников-психологов является И. С. Тургенев. П. В. Анненков говорил о том, что Тургенев – психолог , но тайный , исследование психологии у Тургенева «всегда скрыто в недрах произведения и развивается вместе с ним, как красная нитка, пущенная в ткань». Сам Иван Сергеевич так характеризовал свой «психологический метод»: «Психолог должен исчезнуть в художнике, как исчезает от глаз скелет под живым и тёплым телом, которому он служил прочной, но невидимой опорой»; «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». Для Тургенева главная и едва ли не единственная цель – изображение именно внутренней жизни человека. Писатель помогает проникать читателям в тайники души своих персонажей разными способами.

Показывая, например, Асю, он отбирает такие детали портрета, поведения героини, обстановки, в которую её помещает, которые как бы опредмечивают в себе определённые движения души девушки. Психологический анализ предстает здесь как внешнее выражение чувств, переживаний, постепенного изменения состояния внутреннего мира полюбившей девушки – в мимике, жестах, во всё новых нюансах портретных зарисовок героини, внимании к интонациям её голоса.

Иначе раскрывается внутренний мир господина Н. Н. Повесть не случайно была напечатана под названием «Ася. Рассказ Н. Н.»: писатель выбирает исповедь рассказчика как форму повествования, а исповедь всегда предполагает подробное освещение обстоятельств, главным образом, внутренней жизни. При посредстве рассказчика Тургенев проникает в запутанные сплетения чувств и настроений персонажа, в самые потаённые уголки его сознания. Внутренняя жизнь этого тургеневского героя предстает как рефлексия 1 . Он упорно раздумывает над многими, порой угнетающими его вопросами, вызывающими глубокие переживания. При этом не всё в своих переживаниях рассказчик может осмыслить, чтобы принять правильное решение. Тургенев не исключает иррационального во внутреннем мире, в развитии чувств человека, в частности господина Н. Н. При этом главным остается все-таки то, что только один герой может быть показан изнутри в движении его чувств и мыслей – это сам рассказчик.

Читайте также:  Образ и характеристика Ванюшки в рассказе Судьба человека Шолохов сочинение

Но и в изображении внутреннего мира Ася, и внутреннего мира господина Н. Н. сказываются особенности таланта, личности писателя: свойственные ему элегизм 2 , поэтизация 3 и взаимоотношений героев, и окружающей их обстановки – пейзажей, романтичность 4 художественного мира Тургенева.

(По книге С. Е. Шаталова «Художественный мир И. С. Тургенева»)

На примерах из текста повести проиллюстрируйте особенности психологизма Тургенева в изображении внутреннего мира Аси и внутреннего мира господина Н. Н.

1. Рефлéксия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания

2. Элегизм – грусть, мечтательность

3. Поэтизáция – изящество, очаровательность

4. Романтичность – мечтательно-созерцательное настроение, идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека

Выполните задание

О смысле любовного сюжета
повести И. С. Тургенева «Ася»

Тургенев был убеждён, что любовь сопряжена с наивысшим подъёмом чувств. Изображение любви было для него важным творческим приёмом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», то есть богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова». В учебнике-хрестоматии приведены оценки, которые дают господину Н. Н. критики Д. И. Писарев и Н. Г. Чернышевский. Познакомимся ещё с одной точкой зрения на смысл любовного сюжета в повести, высказанной литературоведом Г. А. Бялым:

«Любовь представлялась писателю стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Именно такой предстаёт любовь в повести «Ася»: она проявляется как стихийная сила, овладеть которой, «подчинить её себе и заставить служить своему счастью человек не может. Нельзя угадать такое мгновенье, когда эта сила может даться в руки человеку; не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля. В статье «Русский человек на rendez-vouz» Чернышевский, споря с Тургеневым, показал, что в несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порождённая социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далёк от такого понимания вопроса. У Тургенева герой невиновен в своём несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне ещё не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с её братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастия, я стал искать и звать её… но уж тогда было поздно». Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня»».

(Из книги Г. Бялого «Тургенев и русский реализм»)

Чье мнение: Писарева, Чернышевского или Бялого – кажется вам более справедливым? А, может быть, у вас есть свой взгляд на то, почему счастье ускользнуло от господина Н. Н.? Объясните и обоснуйте свою точку зрения, обратившись к тексту повести.

Герои произведения Ася Тургенева

Главная героиня одноименной повести Ивана Тургенева и снятого по мотивам этой книги фильма. Молодая девушка с неопределенным социальным положением. Дочь горничной, рожденная от барина. Воспитывается братом. Возлюбленная главного героя повести.

История создания

Иван Тургенев начал работать над повестью «Ася» летом 1857 года, а закончил текст в ноябре. Первая публикация состоялась в 1858 году, когда вышел первый номер литературного журнала «Современник». Ожидалось, что Тургенев намного раньше пришлет повесть в редакцию, однако работа шла медленно из-за болезни и общего утомленного состояния автора.

Портрет Ивана Тургенев

Идея повести родилась у писателя в Германии. В одном маленьком городе Тургенев стал случайным свидетелем сценки, которая подтолкнула его воображение. Молодая девушка смотрела из окна в верхних этажах дома, и в то же самое время из окна первого этажа выглядывала пожилая женщина. Иван Тургенев заинтересовался жизнью этих двух особ и попытался вообразить, что между ними происходит. Замысел повести «Ася» родился из этих размышлений.

В повести много автобиографических моментов. У самого Тургенева была незаконнорожденная дочь Полина, которая стала прототипом Аси. Как и героиня повести, Полина находилась, с точки зрения общества того времени, в странном положении. Мать девушки была крестьянкой, а отец, Иван Тургенев, – барином. Полина попала в общество дворян из крестьянского мира и чувствовала себя в новом окружении не в своей тарелке. У Тургенева была еще незаконнорожденная сестра Варвара, которая тоже могла стать прототипом Аси.

Дочь Тургенева – Полина

Иллюстрации к повести в разное время создавали художники Давид Боровский, Ксения Клементьева и Владимир Зельдес.

Сюжет

Место действия — некий маленький город на берегах Рейна. Главный герой попадает на шумный студенческий праздник с музыкой и там знакомится с двумя соотечественниками — девушкой Асей и ее братом, неким Гагиным, который собирается стать художником.

Асе 17 лет. Полное имя героини — Анна Николаевна Гагина. Это невысокая тонкая девушка с «мальчишеской» стрижкой до плеч, брюнетка с кудрявыми волосами, черными глазами и длинными ресницами. Носит широкополую соломенную шляпку, которая закрывает часть лица, кисейные шарфы и длинные шали.

Ася

У Аси часто случаются перепады настроения, девушка то грустит, то начинает шумно веселиться, эксцентрична и совершает неожиданные поступки. Может, к примеру, вскарабкаться на развалины старого замка, решив вдруг полить там цветы. Потихоньку до главного героя начинает доходить, что Ася, по всей вероятности, не сестра Гагину на самом деле.

Через несколько дней терпение главного героя лопается, и тот вызывает Гагина на откровенный разговор. Оказывается, Ася и впрямь не приходится Гагину родной сестрой. Сам Гагин в двенадцать лет уехал из дому в Петербург, в пансион. Отец героя жил в деревне и к моменту отъезда Гагина стал вдовцом.

Только после того как умер отец, Гагин выяснил, что у родителя был еще один побочный ребенок — девочка. Этим ребенком и была Ася, которую родила от барина горничная Татьяна, работавшая в доме Гагиных. До девяти лет девочка жила с матерью в избе и росла в простой деревенской среде, поэтому манерами мало походила на «барыню».

Ася и Гагин (кадр из фильма)

На девятом году Асиной жизни мать умерла, и девочка попала в дом отца-помещика. Там девочку стали перевоспитывать, пытаясь сделать из нее девицу благородного происхождения. На момент смерти отца Асе было уже тринадцать лет. Из родичей у девочки остался только сводный брат, на чьем попечении Ася и оказалась. Двадцатилетний Гагин в одиночку занимался воспитанием девочки.

Четыре года Ася провела в петербургском пансионе, куда героиню сдал брат. Там ей приходилось трудно. В пансионе девушку старались перевоспитать, однако «диковатый» характер Аси мало изменился. Героине попытались привить хорошие манеры и обучить французскому и немецкому языкам, а также научили танцевать вальс.

Потом Ася вместе с Гагиным уезжает за границу, где и происходит знакомство молодых людей с главным героем. Ася вызывает у героя глубокую жалость. Тот думает, что нервное состояние девушки вызвано шаткостью ее социального положения.

Внешность Аси

У Аси действительно много комплексов на почве собственного «непристойного» происхождения. Героиня стыдится собственной матери и хочет быть не хуже «благородных» девиц. Из-за этих комплексов поведение Аси часто выглядит неестественно — девушка выглядит напряженной, странно смеется, любит порисоваться и в обществе держит себя не слишком умело.

Ася привыкла озвучивать вслух все, что приходит в голову, не умеет врать, а природную робость маскирует развязным поведением. С героиней трудно поладить, несмотря на то, что сердце у Аси доброе. При этом девушка умна, энергична и подвижна, смешлива и не любит сидеть на месте.

Брат считает Асю капризной и избалованной девочкой. Героиня и впрямь склонна к шалостям и дерзкому поведению, любит свести знакомство с людьми более низкого круга. При этом Ася горда и никогда не жалуется, героине свойственно обостренное самолюбие и честолюбие.

Иллюстрация к повести Тургенева “Ася”

Молодые люди проникаются друг к другу нежными чувствами, и однажды Ася пишет герою письмо, где просит о свидании. У героя происходит серьезный разговор с братом Аси. Тот видит, какие чувства девушка испытывает к герою, и интересуется, собирается ли тот жениться на Асе. Главный герой колеблется и не испытывает уверенности в том, что в самом деле хочет жениться на этой женщине. В итоге договариваются до того, что при следующей встрече герой отвергнет чувства Аси, чтобы зря не обнадеживать девушку.

В следующий раз Ася встречает героя в доме, принадлежащем вдове бургомистра. Ася признается герою в собственных чувствах и бросается в его объятия, однако герой внезапно начинает выдвигать девушке претензии. Герою, оказывается, не понравилось то, что Ася доверилась брату и рассказала тому о собственных чувствах к герою. По мнению героя, это помешает им теперь быть вместе.

Ася

Наслушавшись всего этого и поняв, что ее любовь безответна, Ася убегает, и герою вместе с Гагиным приходится искать девушку. До главного героя наконец доходит, что у него все-таки есть желание жениться на Асе и некие чувства к девушке. Однако уже поздно. Герой собирается поговорить с Гагиным на следующий день, чтобы просить у того Асиной руки, но выясняется, что Ася вместе с братом уехали из города. Герою удается выяснить, что те отправились в Лондон, но там след Аси окончательно теряется. Дальнейшая биография героини остается неизвестной.

Ключевая тема произведения — проблема любви, которая не находит отклика. А также тема лишнего человека, героя с нерешительным складом характера, который не находит места в жизни и упускает счастливую возможность в любви.

Экранизации

В 1977 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-мелодрама «Ася» по мотивам повести Ивана Тургенева. Режиссером фильма и автором сценария стал Иосиф Хейфиц, в роли Аси снялась актриса Елена Коренева. Фильм снимался в сотрудничестве с немецкой киностудией «ДЕФА». Съемки проходили в городах Бабельсберг и Потсдам. В роли Гагина выступил актер Игорь Костолевский, а главного героя сыграл Вячеслав Езепов. В ролях персонажей второго плана снимались немецкие актеры.

Цитаты

«Она побежала к дому. Я побежал вслед за нею — и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девический строгий облик».

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».

«Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но с странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах. Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».

Ссылка на основную публикацию