Герои произведения Белый пудель Куприна

Сочинение Герои рассказа Белый пудель Куприна (характеристка)

Рассказ Куприна «Белый пудель» обладает небольшим количеством персонажей. Конечно же, одни из них играют в произведении ключевую роль, другие являются второстепенными. Но, несмотря на это, каждый герой поистине уникален и интересен, ведь обладает своими индивидуальными чертами характера и отношением к окружающей действительности.

Старик Лодыжкин – немолодой шарманщик. Он зарабатывает на хлеб выступлениями с труппой. Точнее, подобием ее, состоящим из мальчика Сережи и, собственно, самого белого пуделя, которого зовут Арто. Несмотря на то, что паренек был взят напрокат, Лодыжкин проявляет к нему отцовские чувства – он любит Сережу, заботится о нем. Не безразлична шарманщику и судьба мальчика.

Не чужды Лодыжкину такие черты характера, как сострадание, душевность, отзывчивость. Его нельзя назвать отрицательным персонажем. В отношениях с Сережей старик довольно часто проявляет положительные качества: он всячески поддерживает своего «компаньона», порой даже придумывает «сказки» о счастливом будущем, чтобы мотивировать ребенка. Но Сережа зачастую не верит.

Лодыжкин – достаточно тихий пожилой мужчина. Ругань, склоки, выяснения отношений на повышенных тонах ему чужды. Мало того, в действиях шарманщика наблюдается и мотив «любви к ближнему» – ведь даже если артистов обманывают и не платят за выступление, старик пытается найти этому какое-то объяснение. Он не держит зла на зрителей, не считает их неблагодарными. Но, несмотря на некую тягу к всепрощению, герой также обладает гордостью и чувством собственного достоинства.

Сережа – юный акробат, выступающий вместе с шарманщиком. Несмотря на свой юный возраст, ребенок уже знает цену деньгам и наглядно видит, что одним они словно «падают с неба», а другим, для того, чтобы их заработать, приходится прилагать титанические усилия. Сережа не по годам умен и рассудителен, достаточно трудолюбив, верен своему окружению. Также его можно назвать хорошим другом, ведь он рискует своей жизнью, чтобы спасти собаку, которая для них со стариком является не только способом заработка денег, но и членом их маленькой, творческой семьи. Исходя их этого, он способен на самопожертвование, обладает смелостью и самоотверженностью.

Белый пудель – собака-артист. Она умеет достаточно многое из того, чего не умеют делать «обычные» псы – допустим, обходит зрителей с шапкой в зубах и собирает плату. Достаточно привязан к Сереже и Лодыжкину. Как и все собаки, он предан и верен своим «хозяевам» и недолюбливает дворника, который некогда запер его в подвале.

Дворник – крупный мужчина, мрачноватого вида. Всегда желает выслужиться, ведь надеется, что богатые господа с лихвой отблагодарят его за «успехи». Считает, что все на свете измеряется деньгами и все можно купить. Потому, удивляется, когда бедный, нуждающийся в средствах, Лодыжкин, все же отказывается продавать своего друга и «коллегу». Героя можно назвать хитрым и подлым, ведь он похищает животное, когда понимает, что шарманщик не поддастся на его уговоры.

Трилли – как и многим детям господ, ему свойственны капризность и избалованность. Мальчик считает, что если его родители богаты, то все люди, находящиеся вокруг, ему что-то должны. В отличие от бедного Сережи, которому приходится попотеть, чтобы заработать себе на пропитание, Трилли все достается легко. Мало того, если у него с первого раза не получается добиться желаемого – он идет на хитрость и устраивает истерику. Из всего этого можно сделать вывод, что, несмотря на возраст, мальчишка уже порядочно испорчен.

Дама – мать вышеупомянутого Трилли. Довольно высокомерная женщина – как, впрочем, и бывает у представителей «высшего света». Поскольку она сама привыкла жить в роскоши и ценит деньги больше всего на свете, она приучила к этому и ребенка – допустим, если Трилли не хочет пить лекарство, она предлагает ему все, что он пожелает, лишь бы он проглотил его. Когда сын просит собаку, она свято уверена, что через мгновение пуделя принесут ему.

Можно сказать, что персонажи в произведении делятся на два лагеря – богатых и бедных. Слияние этих миров невозможно. Слишком уж разные ценности и образ жизни у людей, которые никогда не поймут друг друга.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои рассказа Белый пудель

Популярные сегодня темы

Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.

Жанровая направленность произведения представляет собой сочетание публицистической и художественной прозы, основной тематикой которой становится проблема крепостничества в России.

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» является классическим произведением, отразившим в себе реалии своего времени. Однако, можно с уверенностью сказать, что современное российское общество до сих пор воплощает в себе так называемый феномен «хлестаковщины».

Лето было жаркое и засушливое. Воздух изнывал от несносной духоты, а пыльный асфальт плавился от жгучего, палящего солнца. Кое-где появившиеся в земле трещины говорили о том, что небо еще не проронило ни капельки дождя.

Характеристика главных героев рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»

Описание сюжета и главные герои

История начинается с того, что читателю описываются красоты морского побережья где-то на южных территориях страны. Вдоль берега идёт небольшая труппа бродячих артистов:

  • Лодыжкин — старик шарманщик;
  • Серёжа — мальчик акробат;
  • Арто — цирковой пудель.

Они заходят в каждый богатый дом и предлагают жильцам развлечение. Вот только внешний вид бродяг и отвратительные звуки старой скрипучей шарманки чаще всего отталкивают людей, поэтому зарабатывают артисты немного.

В очередном богатом поместье друзья наблюдают странную картину. Они видят, как несколько взрослых людей всеми силами пытаются успокоить капризного мальчишку. Это был избалованный маленький барин по имени Трилли. Юный хозяин дома ни в чём не знал отказа. По первой просьбе ему доставляли всё, что он захочет: будь то живой пони или настоящая лодка.

Появление бродячих артистов заинтересовало мальчика. Он даже на время перестал кричать. Однако понравилось ему не само представление, а пудель-кобелёк по кличке Арто, который с ловкостью исполнял все команды старика. Трилли захотел его себе. Как ни упрашивала барыня, мать маленького капризника, какие бы деньги ни предлагала, но старый шарманщик наотрез отказался продавать собаку. За это всю труппу выгнали вон, так и не заплатив.

Но юный барчук так был упрям в своём плане заполучить пёсика, что вдогонку за артистами был послан дворник. Мужчина сначала пытался договориться со стариком, а когда у него ничего не вышло, выкрал собаку, пока дед с Серёжей спали.

Проснувшись, друзья поняли, что Арто исчез не по собственной воле. На это указывал недоеденный кусок колбасы, которой дворник прикармливал собаку, когда пытался договориться по-хорошему. Вернуть похищенного пса по закону не представлялось возможным, так как дед жил по поддельному паспорту, а мальчик был ещё слишком мал, чтобы обращаться к представителям правопорядка.

Но Серёжа решил действовать по-своему. Ночью, не сказав ничего деду, мальчик вернулся к даче, куда забрали собаку. Несмотря на опасность и страх быть пойманным, он освободил Арто. К несчастью, это заметил дворник и пустился за ними в погоню по саду. Уже потеряв надежду выбраться, уставший Серёжа увидел невысокую стену. Он подбросил на неё собаку, и цирковой кобелёк с ловкостью вскарабкался наверх. Затем Сережа перелез сам. Так любовь мальчика к собаке победила страх и помогла освободить верного питомца.

Характеристика персонажей

Действующих лиц в истории не очень много, так как по жанру произведение «Белый пудель» — рассказ, больше напоминающий сказку со счастливым концом. Из второстепенных персонажей выделяются:

  1. Трилли — капризный маленький барин, который ни в чём не знает отказа. Его отец занимался строительством железной дороги и был миллионером. Именно поэтому сумма в три сотни за какую-то бродячую собаку не казалась этой семье такой огромной. Мальчик был единственным ребёнком и наследником, поэтому нет ничего удивительного, что родители его сильно баловали.
  2. Барыня — мать Трилли. По-своему несчастная женщина, готовая встать на колени перед своим сыном, лишь бы тот прекратил истерику.
  3. Дворник — мужчина крепкого телосложения, готовый даже пойти на кражу, лишь бы избежать гнева своей хозяйки и истерики молодого барина.

Если вкратце описать второстепенных персонажей рассказа Куприна «Белый пудель», то анализ их поведения оставляет много вопросов. Возможно, ещё какой-то логике поддаются действия дворника, ведь он человек подневольный и был обязан исполнять приказы хозяев. Однако сама барыня и её сын — люди, избалованные деньгами, и при этом недалёкого ума.

Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.

Характеристика главных персонажей выглядит гораздо положительнее. Даже несмотря на бедность, в них чувствуются сплочённость и искренняя любовь друг к другу.

Старый шарманщик

С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:

Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно — пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.

Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:

  • доброй души;
  • веселого нрава;
  • с любовью к жизни.

Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.

О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.

Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.

Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.

Юный акробат Серёжа

О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.

Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с ра́звитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.

Смелость — характе́рная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.

Серёжа — положительный главный герой этого детского рассказа. Он как бы создан специально для того, чтобы юные читатели могли брать с него пример.

Пудель Арто

Умная маленькая собачка со смешной стрижкой «подо льва». В рассказе автор несколько раз передаёт мысли пса, как бы подчёркивая, что он такой же полноправный член труппы, как его хозяева:

«Гав!» — брехнул с отвращением пудель. Потом поглядел, жалобно моргая глазами, на хозяина и добавил ещё два раза: «Гав, гав!».

То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.

Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и напада́ет на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.

Краткий анализ произведения

Рассказ был написан Александром Ивановичем Куприным в 1904 году. Эту историю нельзя назвать вымыслом. Она основана на реальном опыте бродячего артиста, с которым автору посчастливилось побеседовать лично. Если дать краткий анализ произведению при помощи сухого литературного языка, то его разбор будет выглядеть следующим образом:

  1. Название — «Белый пудель».
  2. Год написания — 1904.
  3. Автор — Александр Иванович Куприн.
  4. Жанр — рассказ.
  5. Композиция — кольцевая.
  6. Тема — верность, преданность, дружба.
  7. Основная мысль — дружба не продаётся за деньги.

Через действия героев автор передаёт сразу несколько образов. Мудрость старости показана в описании деда Лодыжкина. Безумство и отвага молодости — в лице мальчика Серёжи. Верность и преданность олицетворяет пудель Арто. В лице капризного барского сына Трилли Куприн как бы показывает читателям разницу между двумя мальчиками практически одного возраста.

Читайте также:  Сочинение на тему Тарас Бульба - народный герой 7 класс

Писатель специально закончил историю хорошо. Такая концовка должна дать понять юным читателям, что дружба, любовь и верность не зависят от материальных благ. Это огромное богатство, которое нельзя купить или продать. Обладать им может только человек с добрым сердцем и открытыми мыслями.

Сегодня этот рассказ входит в школьную образовательную программу. Его герои уже давно полюбились юным читателям. Само произведение переведено на несколько языков, а вопросы с именами персонажей часто вставляют в сканворды.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.01.2019

“Белый пудель”

Куприн А, рассказ “Белый пудель”

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа “Белый пудель” и их характеристика

  1. Сережа. Мальчик 12 лет. Ловкий и смелый. Добрый и верный. Немного наивный, но жизнерадостный и веселый.
  2. Дедушка Мартын Лодыжкин. Он же Иван Дудкин. Старый шарманщик. Добрый, честный, принципиальный. Боится полиции.
  3. Арто. Белый пудель. Верный друг.
  4. Трилли. Мальчик 10 лет. Капризный, своевольный, избалованный.
  5. Дама, мать Трилли. Важная, надменная.
  6. Дворник. Вор.

План пересказа рассказа “Белый пудель”

  1. По дорогам Крыма
  2. Старая шарманка
  3. История Сережи
  4. По дачам
  5. Неудачный день
  6. Дача “Дружба”
  7. Капризный малыш
  8. Представление
  9. Малыш хочет собаку
  10. Отказ Лодыжкина
  11. Купание
  12. Уговоры дворника
  13. Послеобеденный сон
  14. Арто пропал
  15. Рассказ Лодыжкина
  16. Ночлег в Алупке
  17. Ночное путешествие
  18. В дачном саду
  19. Пудель в подвале
  20. Арто сбежал
  21. Погоня по саду
  22. На свободе
  23. Встреча старых друзей.

Кратчайшее содержание рассказа “Белый пудель” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто ходили по Крыму и давали представления.
  2. На даче “Дружба” капризный малыш захотел пуделя.
  3. Лодыжкин отказался продать пуделя.
  4. Дворник украл пуделя.
  5. Сережа ночью проник на дачу и нашел пуделя.
  6. Дворник преследовал их, но мальчик и собака сбежали.

Главная мысль рассказа “Белый пудель”
Собака друг человека.

Чему учит рассказ “Белый пудель”
Рассказ учит не бросать своих друзей в беде, не предавать их. Учит любить животных, в частности собак. Учит ответственности за своих домашних питомцев. Учит смелости и решительности, учит принимать важные решения.

Отзыв на рассказ “Белый пудель”
Мне очень понравился этот замечательный рассказ и особенно понравилось то, что мальчик Сережа не бросил своего друга, не оставил пуделя в лапах похитителей. Что он решительно отправился выручать собаку, несмотря на то, что ему было очень страшно. И мне понравились слова Лодыжкина о том, что друзей предавать нельзя, а собака все равно что близкий друг.

Пословицы к рассказу “Белый пудель”
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
Большая заслуга – выручить в бою друга.
Всякая помощь хороша вовремя.
Собака друг человека.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Белый пудель” по главам:

Артисты дошли до Алупки и остановились на ночлег в кофейной. В полночь Сережа поднялся, бесшумно оделся и ушел. Он дошел до графского парка, и полез через чугунную ограду дачи. Но не видя в темноте ворот, Сережа не удержался и свалился внутрь. Он сильно ушибся, и у него зазвенело в ушах.
Мальчик пошел к даче, не узнавая местности в темноте. Он понимал, что собаки не может быть в доме и обошел дачу сзади. Там было несколько построек и вдруг мальчик услышал визг из подвала. Он позвал пуделя и Арто отозвался суматошным лаем. На собаку заругался дворник и Сережа крикнул, чтобы тот не смел бить собаку.
Дверь подвала распахнулась и появился дворник, который стал кричать “Воры!” и “Застрелю!”. И тут же из подвала выскочил Арто, на шее которого болтался обрывок веревки.
Сережа бросился прочь, не разбирая дороги. К нему присоединился Арто. Мальчик понимал, что перелезть через ворота не успеет, и побежал вдоль стены и кипарисов. Дворник не отставал. В какой-то момент Сережа потерял надежду и сел на землю. Но почти сразу увидел, что стена напротив более низкая, хотя и утыкана разбитыми бутылками.
Он мигом подсадил на стену Арто, а потом перебрался сам. Пудель и мальчик побежали прочь от дачи. Дворник не преследовал их.
Вернувшись в кофейню, мальчик не хотел будить дедушку, но это сделал Арто, бросившись облизывать старика. Дедушка проснулся и сразу все понял. Он начал было расспрашивать Сережу, но тот уже спал.

Характеристика героя Пудель Арто, Белый пудель, Куприн

­Характеристика героя Пудель Арто

Пудель Арто – главный герой рассказа А. И. Куприна “Белый пудель”; озорная собака, гастролирующая вместе с Дедом Лодыжкиным и Сережей. Всем известно, что пудель – это порода декоративной собаки, которой свойственны такие качества, как преданность, доброта, ум и обучаемость. Помимо этого, Арто – великолепный друг и верный коллега.

Путешествуя по побережью Крыма вместе с хозяином-шарманщиком и двенадцатилетним Сережей, он демонстрирует зрителям всякие веселые трюки.

Выглядит Арто, как

Из рассказа Куприна мы узнаем, что Арто хорошо умеет плавать. Они с Сережей любят поплескаться в море во время редких передышек. Как и любая собака, Арто любит колбасу, из-за чего оказывается в руках у злого Дворника, подосланного Матерью Трилли, чтобы выкрасть его.

На самом деле, пудель так сильно понравился одному капризному и разбалованному мальчику, что тот захотел его отобрать у артистов. Мать мальчика предлагала за Арто баснословные деньги, но шарманщик Лодыжкин друга не продал.

Related posts:

Характеристика героя Дедушка, Белый пудель, Куприн­Характеристика героя Дедушка Дедушка – главный персонаж рассказа Александра Куприна “Белый пудель”; пожилой и бедный шарманщик по имени Мартын Лодыжкин, который вынужден зарабатывать себе на жизнь, гастролируя по небольшим селениям. Вместе с ним гастролирует его верный друг – Белый пудель Арто и двенадцатилетний сирота Сережа, которого шарманщик забрал у какого-то забулдыги и научил премудростям выступлений. […].

Характеристика героя Сережа, Белый пудель, Куприн­Характеристика героя Сережа Сережа – один из главных героев рассказа А. И. Куприна “Белый пудель”; двенадцатилетний мальчик-сирота, которого Мартын Лодыжкин забрал у какого-то забулдыги лет пять назад; верный товарищ Лодыжкина и Пуделя Арто. Персонаж Сережи не случайно показан в этом рассказе. Автор противопоставляет его другому мальчику, который хоть и младше него, но уже разбалован всеми […].

Характеристика героя Барыня, Белый пудель, КупринХарактеристика героя Барыня Барыня – второстепенный персонаж в рассказе А. И. Куприна “Белый пудель”; богатая помещица, проводящая лето на своей даче в Крыму; мать капризного и своенравного мальчика Трилли. По натуре эта женщина бездушна и недобра. Примечательно то, что она с сыном и целой вереницей слуг живут на даче под названием “Дружба”, но сами и […].

Характеристика героя Дворник, Белый пудель, Куприн­Характеристика героя Дворник Дворник – персонаж рассказа “Белый пудель”; дворник, работающий на даче “Дружба”; человек, заманивший собаку Мартына Лодыжкина. По сути, это человек подневольный, так как он подчиняется приказам своей Барыни, но даже это не оправдывает его подлый поступок. Он украл Белого пуделя у бедного шарманщика, зная, что тот очень дорожит своей собакой и считает […].

Характеристика героя Трилли, Белый пудель, Куприн­Характеристика героя Трилли Трилли – второстепенный персонаж рассказа Александра Куприна “Белый пудель”; разбалованный мальчик лет восьми; представитель богатого сословия. Трилли живет на роскошной даче на юге Крыма. Его окружение составляют его мать – богатая и бездушная Барыня,­ а также целый полк из прислуги – Дворник, кухарка, нянька и т. д. Полное имя героя – Николай […].

Краткое содержание Белый пудель. Белый пудель, КупринРассказ начинается с описания окрестностей южной оконечности Крыма. Там, в самый разгар лета, путешествует бродячая группа артистов, состоящая из пожилого старика-шарманщика по имени Мартын Лоджкин, его дрессированной собачки по кличке Арто и двенадцатилетнего мальчика-сироты по имени Сережа. Собачка была породы белый пудель и для шарманщика, который воспитывал ее с младенчества, заменяла хорошего, верного друга. Не […].

Анализ рассказа Белый пудель, Куприн­Анализ рассказа Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ “Белый пудель” о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и […].

Сочинение на тему: Почему рассказ назвали “Белый пудель”, Куприн­Почему рассказ назвали “Белый пудель” Александр Иванович Куприн написал свой рассказ “Белый пудель”, основываясь на собственном опыте общения с бродячими артистами и их собачкой породы пудель. В бытность рядом с его дачей в Крыму то и дело появлялись старый шарманщик с мальчиком-акробатом и белой озорной собачкой. Артисты ему нравились, в особенности их чувство дружности и […].

Сочинение на тему: Дружба в рассказе Белый пудель, КупринДружба В русской литературе есть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ А. И. Куприна “Белый пудель”. Автор написал его, основываясь на реальных событиях. На его даче в Крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые очень нравились его сыну, а ему запали в душу. Несмотря на то, что автор принадлежал […].

Белый пудель – А. И. КупринБелый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” они стали невольными […].

Краткое содержание А. И. Куприн Белый пудельА. И. Куприн Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Краткое содержание рассказа Куприна “Белый пудель”По Крыму путешествует маленькая бродячая труппа: шарманщик Мартын Лодыжкин со старой шарманкой, двенадцатилетний мальчик Сергей и белый пудель Арто. В этот день артистам не везет. От дачи к даче они обходят весь поселок, но ничего не зарабатывают. На последней даче с табличкой “Дача Дружба” Мартын надеется на удачу. Артисты уже готовы для выступления, как вдруг […].

А. И. Куприн “Белый пудель” (рассказ от лица Сережи)Все в тот день не задалось с самого утра. Сначала мы задаром выступали перед какой-то богатой дамой, а после попали на эту страшную дачу “Дружба”, хозяева которой чуть не разлучили нас с Арто. Казалось, что все шло благополучно. Сначала хорошо выступил я, затем показал свое мастерство наш пудель. Я думал, сейчас мы получим большое вознаграждение, […].

Белый пудель краткое содержаниеКуприн А. И. Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Анализ произведения Куприна Белый пудельАвтор рассказа “Белый пудель” известен нам по произведениям, где много внимания уделено человеческим отношениям, описаниям природы. А. И. Куприн писал не только для взрослых, но и для детей. Перед нами один из таких рассказов как “Белый пудель”, это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. […].

Краткое содержание “Собачье счастье” КупринПолуторагодовалый пойнтер Джек отстал от кухарки и вместе с новым знакомым догом попадает в фургон живодера, где уже собралось некоторое собачье общество. Джек заводит беседу с собратьями по несчастью. Цирковой пудель Арто, который бывал на живодерне уже 3 раза, но его забирал хозяин, стал просвещать других по части живодерских ужасов и того, какие подлецы люди […].

Характеристика героя Николай Николаевич, Гранатовый браслет, Куприн­Николай Николаевич Николай Николаевич – второстепенный герой повести Куприна “Гранатовый браслет”; брат Веры и Анны; холостяк с удачной карьерой. Фамилия героя – Мирза-Булат-Тугановский. Николай Николаевич оказался в числе приглашенных гостей по случаю именин Веры Николаевны. Он стал свидетелем подарка от таинственного “телеграфиста”, адресованного его замужней сестре, что ему было не особо приятно. Вместе с князем […].

Характеристика героя Олеся, КупринОлеся Олеся – главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Ее бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют […].

Характеристика героя Осадчий, Поединок, Куприн­Осадчий Осадчий – самый жестокий персонаж из повести А. Куприна “Поединок”; командир роты, который открыто восхищается кровопролитными войнами. В облике этого человека есть что-то от хищного зверя. Он настолько жестоко обходиться со своими солдатами, что ежегодно в его роте происходит, как минимум, по одному самоубийству. Своим подчиненным этот капитан внушает нечеловеческий страх. В то же […].

Читайте также:  Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде сочинение

Характеристика героя Мануйлиха, Олеся, КупринМануйлиха Мануйлиха – старая ведьма из повести А. И. Куприна “Олеся”, бабушка Алены (Олеси). Эта пожилая женщина, чье происхождение покрыто тайной. Скорее всего, она происходила от цыган, так как умела хорошо гадать и видеть будущее. Внешне, она была похожа на настоящую бабу-ягу из народного эпоса. У нее были впалые щеки, острый подбородок, висячий нос, беззубый […].

Характеристика героя Николаев, Поединок, КупринНиколаев Николаев Владимир Ефимыч – персонаж повести А. И. Куприна “Поединок”, поручик, муж Шурочки. Каждый офицер в повести наделен яркой индивидуальностью и личностной характеристикой. Если Осадчий – это воплощение грубости и бесчеловечности, Световидов – остряк и шулер, Бек-Агамалов – дикарь, то Николаев – это бездарный поручик с тупыми глазами и бычьим упрямством. Он уже в […].

Характеристика героя Ярмола, Олеся, КупринЯрмола Ярмола – один из второстепенных персонажей повести А. И. Куприна “Олеся”, слуга и лесовщик из Полесья. Это один из жителей глухой деревни в Волынской губернии, куда судьба забросила начинающего писателя Ивана Тимофеевича. Он не отличается большим умом или познаниями, но именно у него главный герой надеется узнать какие-то народные легенды и предания для своей […].

Характеристика героя Шурочка, Поединок, КупринШурочка Александра Петровна Николаева (Шурочка) – персонаж повести А. И. Куприна “Поединок”, жена Владимира Ефимыча Николаева, подруга Ромашова. В повести много женских образов, связанных с офицерской жизнью. Это и пошловатая Раиса Александровна – жена офицера Петерсона, и Анна Ивановна – жена капитана Тельмана, и прочие персонажи. Образ Шурочки отчетливо выделяется на фоне этих пошлых и […].

Характеристика героя Василий Шеин, Гранатовый браслет, Куприн­Василий Шеин Василий Шеин – один из главных персонажей повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”; муж Веры Николаевны и брат Людмилы Львовны Дурасовой; князь и губернский предводитель дворянства. Василий Львович высоко почитаем в обществе. У него налаженный быт и внешне благополучная во всех отношениях семья. На самом деле, жена к нему ничего кроме дружеских чувств […].

Характеристика героя Иван Тимофеевич, Олеся, КупринХарактеристика героя Иван Тимофеевич Иван Тимофеевич – главный герой и рассказчик повести “Олеся”. Это городской интеллигент, барин и начинающий писатель. В Полесье он оказался по служебным делам и надеется заодно собрать народные сказания и былины этой местности для своего творчества. Однако местные крестьяне его быстро разочаровали. Они малообщительные, угрюмые и довольно ограниченные. Так, например, он […].

Характеристика героя Желтков, Гранатовый браслет, КупринЖелтков Желтков был молодым человеком, который уже давно влюбился в Веру Николаевну. Сначала он осмеливался писать ей письма. Но когда она попросила его этого больше не делать, он тут же прекратил, так как его любовь была выше его собственных желаний. Сначала он мечтал о встрече и хотел ответа, но, поняв, что у него ничего не […].

Характеристика героя Аносов, Гранатовый браслет, КупринАносов Аносов был боевым генералом, который­ стал другом семьи Тугановских очень давно. Его назначили комендантом крепости, и с тех пор он подружился с отцом Анна и Веры, и привязался к девочкам, как отец. Он был настоящим русским человеком, солдатом до мозга костей, честным, благородным и смелым. Несмотря на то, что он дослужился до генерала, он […].

Характеристика героя Анна Николаевна, Гранатовый браслет, КупринАнна Николаевна Анна Николаевна была сестрой Веры Николаевны, но­ она­ была совершенно на нее не похожа, начиная с внешности и заканчивая ее характером и поведением. Несмотря на это сестры заботливо относились друг другу и любили друг друга. Анна унаследовала кровь своего отца, который был потомком татарского князя. Ее лицо было монгольского типа, с небольшими узкими […].

Характеристика героя Вера Николаевна, Гранатовый браслет, КупринВера Николаевна Вера Николаевна­ была немного холодной, красивой,­ молодой женщиной. Она была похожа на свою мать,­ красавицу англичанку. Она имела гибкую фигуру и красивые плечи, а лицо было гордым и прекрасным, все всегда восхищались ее красотой и утонченностью. Она была замужем за князем Шеиным, Василием Львовичем. Он был­ ее другом детства, а потом они поженились. […].

Александр Иванович Куприн (1870-1938). БиографияВысочайшим образцом реалистического искусства рубежа ХIХ-ХХ веков стало творчество Александра Куприна. Александр Иванович Куприн (1870-1938) – известный русский прозаик, стремившийся в своем творчестве обновить эстетические принципы реализма. Куприн, как и Иван Бунин, унаследовал “идейное настроение” А. П. Чехова. Писатель отдавал предпочтение сильным и цельным натурам, находя прообразы таких людей среди моряков, рыбаков, бродяг – людей, […].

Исследование образа главного героя повести Джека Лондона “Белый Клык”Познает вещи такими, какими они есть. Расширяет рамки своего присутствия в окружающем мире природы. Любопытство двигает его действиями. Серый волчонок отважный. Оно познает науку природы: во-первых, “живых вещей нужно остерегаться” (куропатка); во-вторых, живые существа – это мясо, молоко матери производилось из мяса; в-третьих, его “назначение в мире: убивать дичь и биться, чтобы ее убивать”; в-четвертых, […].

Один Белый гусьРассказ Е. Носова “Белый гусь” мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа Белый гусь. Он был очень красивый: “Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада”. Ходил гусь всегда важно и […].

Характеристика героя Жилин, Кавказский пленник, ТолстойЖилин Жилин – главный герой рассказа (повести) Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”, русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи. Он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться […].

Характеристика героя Травка, Кладовая солнца, Пришвин­Травка Охотничья собака Травка сыграла немаловажную роль в сказке М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. Именно благодаря ей спасся десятилетний герой произведения, не утонув в болоте. Травка – умная и добрая собака, которая привыкла помогать на охоте своему хозяину старику Антипычу. Антипыч в ней души не чаял. Она жила в его лесной сторожке и всегда была […].

Характеристика героя Франт, Старый гений, ЛесковФрант Франт – отрицательный персонаж из рассказа Н. С. Лескова “Старый гений”, молодой представитель великосветского общества, должник Старушки-помещицы. В ходе рассказа выяснилось, что франт был непорядочным человеком. Он часто брал у людей деньги в долг, располагая их к себе доверием, но затем никогда не возвращал. Так он нажил немалое состояние и был довольно богат. Одной […].

Героический поступок (по рассказу Е. И. Носова “Белый гусь”) (1)Наверняка каждый из нас не один раз читал и слышал о людях, совершивших подвиги и героические поступки. Есть много примеров и животных-героев, отдавших свою жизнь за человека или просто верой и правдой служивших ему. Но в рассказе Е. И. Носова “Белый гусь” мы встречаемся с примером совсем другого героизма. Главный герой рассказа – обыкновенная деревенская […].

Характеристика героя Дина, Кавказский пленник, ТолстойДина Дина – персонаж из рассказа “Кавказский пленника”, дочь татарина из аула, помощница пленного Жилина. Это девчушка лет тринадцати, тоненькая, худенькая с блестящими и “дикими” глазами. Она бегала “как козочка”, исправно выполняя просьбы отца. По натуре Дина была доброй и отзывчивой девочкой. С тех пор как Жилин оказался у них в­­плену, она успела с ним […].

Характеристика героя Мальчик, Уроки французского, РаспутинМальчик Мальчик-пятиклассник – главный герой произведения советского писателя В. Распутина “Уроки французского”. Ему одиннадцать лет, он только перешел в пятый класс и учится в районном центре. Это очень смышленый ребенок, которого все называют в родной деревне “башковитым”, так как он единственный, кто учится и учится хорошо. События рассказа происходят в 1948 году, когда на дворе […].

Характеристика героя Иван Иваныч, Старый гений, ЛесковИван Иваныч Иван Иваныч – герой произведения “Старый гений” Н. С. Лескова, человек с “чином из четырнадцати овчин”, помогший старушке-помещице вернуть дом. Иван Иваныч появляется в третьей главе рассказа. После долгих и тщетных попыток вернуть свои деньги за заложенный дом, Старушка познакомилась с этим загадочным персонажем, который ни чин свой не назвал, ни настоящего имени. […].

Характеристика героя Бирюк, ТургеневБирюк Бирюк – герой одноименного рассказа И. С. Тургенева из цикла “Записки охотника”. В Орловской губернии Бирюком называли человека одинокого и угрюмого. На самом деле героя зовут Фома Кузьмич и он является незаменимым лесником в округе. Внешне это высокий, плечистый, хорошо сложенный мужчина с густыми бровями, бородой и небольшими карими глазами. По натуре он личность […].

Краткое содержание «Белого пуделя» Куприна А. И.

Искусство редко бывает связано с жизнью обычных людей. Однако есть писатели, которые могут создать великое произведение на основе тех событий, которые происходят с нами в повседневной жизни. Александр Иванович Куприн много путешествовал по России. Он любил общаться с простыми людьми, запоминая их рассказы, которые впоследствии становились основой литературных произведений. В данной статье будет изложено краткое содержание «Белого пуделя» – очень известного произведения Куприна, рассказывающего нам о том, как любовь, храбрость и преданность могут победить силу власти и денег.

Знакомство с главными героями

В поисках заработка по улочкам Крыма бродит труппа со старой шарманкой: мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин, красивый белый пудель. Так начинается произведение, которое назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого рассказа, конечно, не в состоянии передать красоты языка писателя, повествующего о великолепии этого удивительного острова, богатство природы которого восхищало мальчугана Сережу. Он любовался магнолиями, водопадами, ручьями, розами. Дедушка, который уже бывал здесь, не реагировал на эту красоту.

Краткое содержание рассказа «Белый пудель» не может обойтись без упоминания о том, что бродячие артисты были очень дружными и заботились друг о друге. Они делили между собой хлеб, вместе искали ночлег и работу.

В поисках заработка

Стоял знойный летний день. Труппу бродячих артистов прогоняли либо платили ненастоящими деньгами за выступление. Два раза им, правда, заплатили, но так мало, что они едва могли позволить себе заплатить за ночлег и ужин, – так продолжается рассказ, который назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого произведения в дальнейшем повествует о том, что компания артистов подошла к даче с многообещающим названием «Дружба», что заставило дедушку сделать предположение о непременной удаче. Они прошли по садовым дорожкам и остановились под балконом.

Далее краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает нам о мальчике примерно десяти лет, который выбежал на террасу. Он скандалил. Вдогонку за маленьким барчуком выбежали няньки и лакеи, изо всех сил пытающиеся утешить его. Маленький скандалист упал на пол и начал бить руками и ногами, стараясь при этом ударить кого-нибудь из прислуги.

Артисты не сразу пришли в себя, но тем не менее начали представление. Барчук, его звали Трилли, велел, чтобы актеров оставили. Краткое содержание книги «Белый пудель» достигло начала кульминации.

Каприз Трилли

Мальчик Сережа показал все акробатические номера, на которые был способен. Настал черед белого пуделя. Арто здоровался, переворачивался, а в завершение представления по традиции взял картуз и приблизился к Трилли, чтобы получить деньги.

Барчук неожиданно завопил, артисты были ошарашены. Арто поспешил вернуться к мальчику и дедушке. Краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает о том, что Трилли захотелось во что бы то ни стало получить эту собаку. Далее в рассказе описывается то, на какую подлость смогли пойти богатые люди. Дедушка и Сережа не согласились продать Арто, ведь это не только их компаньон, но и настоящий друг! Оплату за представление артисты не получили и покинули «Дружбу»: их просто выгнали оттуда.

Кража Арто

Краткое содержание рассказа Куприна «Белый пудель» далее повествует о том, как дворник с той самой дачи последовал за труппой, а когда мальчик и дедушка заснули, совершенно бессовестным образом похитил Арто.

Открыв глаза, артисты просто не поверили в то, что случилось. Краткое содержание «Белого пуделя» не сможет передать, как были расстроены дедушка и Сережа. Они долго искали собаку, звали, но нигде не могли найти своего любимца, Артошеньку, ведь другого такого пса просто не было.

Возвращение

Мальчик Сережа решил, что обязательно должен вернуть Арто. Следующей ночью мальчик отправился на ту самую дачу «Дружба». Он без труда смог перебраться через ворота, ведь он был очень хорошим акробатом. Этот эпизод показывает, насколько мужественным был Сережа, который темной ночью пытался найти то место, где держали Арто. Сережа понимал, что собаку не взяли в дом, такие люди не способны на ласковое обращение с животными. Он очень долго искал своего друга и почти дошел до отчаяния. Неожиданно Сережа услышал тихий вой Арто. Он позвал собаку и его друг, услышав голос маленького хозяина, смог перегрызть веревку и вырваться навстречу мальчику. Они долго бежали вдоль стены сада, слыша, что за ними следует погоня. Наконец, перепрыгнув через забор, беглецы рванули изо всех сил, стараясь убежать как можно быстрее. Когда стало ясно, что те, кто догонял их, остались далеко позади, Сережа и пудель смогли перевести дух и пойти шагом. Когда они подошли к спящему дедушке, Арто, конечно, облизал его лицо. Такой финал говорит о том, что справедливость может одержать победу, если действовать бесстрашно, но с умом.

Читайте также:  Герои произведения Злоумышленник Чехова

В основу повести «Белый пудель» легла реальная история, которую Куприн услышал от бродячих артистов в Крыму. Автор заинтересовался этим случаем и, узнав все мельчайшие подробности, написал рассказ.

Действующие лица

Одни герои этой повести заставляют нас переживать вместе с ними, другие – вызывают презрение. Артисты любят собаку, она для них – лучший друг. Обитатели виллы «Дружба» относятся к Арто как к игрушке, которая может надоесть или наскучить.

В рассказе мы видим двух мальчиков. Будучи почти ровесниками, они совершенно отличаются друг от друга. Мальчик Сережа вынослив, ловок, силен, он способен на настоящие мужские поступки, а Трилли – требовательный капризный эгоист, который способен только требовать что-то от других. Это заставляет нас понять, что финансовое богатство – не обязательное условие воспитания сильной личности. Можно иметь богатый внутренний мир и чистую душу, не имея денег и прислуги.

Отзывы читателей о книге

Конечно, такое светлое произведение может вызвать лишь положительные эмоции. Этот рассказ не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. «Белый пудель» – одна из тех книг, которую могут с удовольствием читать многие поколения людей.

Победа силы общечеловеческих ценностей над властью денег, особенно в наш век, кажется не совсем реальной, однако главные герои смогли одержать ее. Такой урок из произведения очень важно извлечь подрастающему поколению.

История создания рассказа «Белый пудель» Куприна: рассказ, основанный на реальных событиях

Меню статьи:

Первое издание произведения Александра Куприна пришлось на 1904 год. Российский писатель вошел в историю литературы как непревзойденный мастер метких, емких, глубоких текстов. Куприн создал множество произведений о разных аспектах отношений между людьми, людьми и животными, человеком и природой. В этой статье Вы сможете узнать о том, какой была история создания рассказа «Белый пудель» Куприна.

Зарисовки с натуры

Представим, что за окном теплый летний день 1903 года. Крым. Мисхор. Куприн в то лето отдыхал в крымском городке и встретил здесь группу путешествующих артистов. Именно труппа лицедеев и послужила «опорным материалом» для создания многих персонажей рассказа, интересующего нас в этой статье.

Представления бродячих артистов в доме Куприных

Мария Карловна Куприна-Иорданская, супруга писателя, оставила обширные воспоминания о том, как муж работал над «Белым пуделем». В летнее время, по обыкновению после обеда, дом Куприных посещали путешествующие артисты. Среди них – пожилой мужчина, игравший на шарманке, тринадцатилетний юноша-акробат, которого звали Сережей, а также собака – белый пуделек, обученный командам. Пудель умел делать трюки и развлекать публику. С первыми звуками шарманки дом наполнялся зрителями. Основная публика стояла из турков-каменщиков, которые работали на постройкой дачи по соседству. Также приходили няни соседских детей и просто случайные визитеры.

За представление пожилой музыкант и другие артисты получали выплаты. Куприн любил, чтобы артисты, окончив этот импровизированный спектакль, оставались на обед. Тогда труппа актеров, писатель и Мария Карловна отправлялись на террасу, располагавшуюся около кухни. Компания брала тарелки с едой и устраивала своеобразный пикник в тени деревьев, которые росли около дачи. Рядом – берег реки Салгирки.

Впечатления от встреч

Пожилой музыкант отличался неразговорчивостью, не любил рассказывать о себе. Молчание старика-шарманщика дополнялось коммуникабельностью мальчика-акробата. Сереже нравилось делиться планами и мечтами о будущем. Выяснилось, что труппа проделала внушительный путь, исходив Крым вдоль и поперек. Артисты побывали и в Одессе, где юный акробат увидел настоящее цирковое выступление. Вдохновившись увиденным в одесском цирке представлением, мальчик твердо решил, что хочет связать жизнь с профессией акробата.

Неудавшаяся покупка собаки

Путешествующий вместе с артистами пудель привлекал всеобщее внимание. Однажды одна богатая дама захотела заполучить пуделя, попросив пожилого шарманщика продать собаку. Сынишка барыни заинтересовался пуделем и просил, чтобы собака жила с ним. Дама получила отказ, что вызвало сильное раздражение и злость со стороны неудавшейся покупательницы. Сережа сказал, что боялся: вдруг барыня донесет на артистов полицейским или же придумает, что ее хотели обокрасть? Не желая дожидаться проблем, труппа оставила город. Дослушав воспоминания мальчика, Куприн вдохновился на создание рассказа о белой собаке.

Ключевые идеи «Белого пуделя»

В центре повествования Александра Куприна – нравственность, исток морали. Писатель размышляет над оптимизмом и ценностью теплых отношений между людьми, важностью дружбы. Сюжет рассказа отличается оптимистичностью, произведение Куприна светлое и доброе.

Одна из идей рассказа о белом пуделе: дружба и деньги – несоразмерные понятия. Настоящего друга нельзя купить за деньги. После публикации «Белого пуделя» выражение «дружба дороже денег» стало крылатым. Творческое наследие Куприна славится тем, что тексты писателя буквально разобраны на цитаты.

События строятся вокруг социального конфликта. Люди, которые вынуждены думать о крове, о заработке на пропитание, бродить по миру, мечтая однажды обрести дом, способны больше оценить искренние чувства и дружбу, чем богачи. Это вечная пропасть, которая лежит между людьми, привыкшими к власти, дающейся деньгами, и людьми, которые живут чувствами, не продающимися и не покупающимися за золотые монеты.

Важный мотив, о котором пишет Куприн, можно выразить словами: справедливость, честность, правда всегда побеждают зло. Трилли – персонаж, наделенный в повествовании негативными чертами, хочет заполучить пуделя, обращаясь к нечестным методам, к краже. Однако выигрывает правда и дружба: собака возвращается к законному владельцу.

Сюжет: литературная трансформация реальности

Куприн с удовольствием слушал рассказ юного акробата, но литература призывает писателя перерабатывать, переделывать материал. Поэтому писатель трансформировал реальную историю. Так, в рассказе появились персонажи: пожилой музыкант, получивший имя Мартына Лодыжкина, пудель по кличке Арто, а также маленький акробат, помогавший старому шарманщику. Мальчика в рассказе тоже зовут Сережа. Согласно тексту, Сережа раньше служил другому мастеру. Незадолго до его смерти, мальчик перешел на работу к знакомому прежнего хозяина.

Образ бродячих артистов

Персонажи «Белого пуделя» путешествуют из одной местности в другую, чтобы давать представления и таким образом зарабатывать на жизнь. У артистов нет уверенности, что они выручат достаточно средств. Есть лишь надежда, что за мастерство и удовольствие от развлечения зрители дадут актерам еды и немного денег.

Публика далеко не всегда встречает труппу с распростертыми объятиями. Часто к артистам относятся враждебно, прогоняют, грубят. Но путешествующие актеры привыкли к разному отношению со стороны потенциальных зрителей. Однажды труппа столкнулась с ситуацией, что никто из присутствовавших людей не оставил ни гроша. Только одна зрительница бросила артистам дырявую монету.

Циркачи ценят настоящие, истинные качества, гуманность. Сергея, несмотря на юные годы, отличает принципиальность, верность, мудрость, эмоциональная зрелость. Мальчик рассудителен и ловок, восприятие природы и мира мальчика отмечено глубиной и созерцательностью. Артисты знают, что такое жертвовать собой ради друга, понимают суть самоотверженности. Нравственности бродячих циркачей противопоставляется отсутствие моральных принципов у богачей с дачи «Дружба». К примеру, отличительные качества Трилли – неуклюжесть, нерасторопность, изнеженность.

Дача под названием «Дружба»

Циркачей часто поджидали неудачные дни. В это утро артисты прошли вдоль и поперек крымскую деревушку, однако заработка не получили.

Дорогие любители русской литературы! Предлагаем ознакомиться с “историей создания повести “Олеся”, которая вышла из-под пера Александра Куприна

Посещение дачи с красивым, «говорящим» названием «Дружба», обернулось для артистов проблемой. На даче проживал ребенок – мальчишка, которого звали Трилли. Ребенок отличался капризностью, привередливостью, неприятным характером. Труппа приближалась к даче. В это время мальчику следовало давать лекарственные препараты. Трилли капризничал, не желая пить лекарства. Родители и няня не могли уговорить ребенка выпить препарат. Ребенок устроил дикую истерику, бился руками и ногами об пол, но упорно не желал пить микстуру.

Но вот – на пороге дачи появилась группа артистов. Сперва родители Трилли выразили недовольство нежданными посетителями, однако мальчик захотел посмотреть трюки циркачей.

Труппа выступила, собака показала разнообразные фокусы и трюки. Трилли восхитился и даже согласился принять лекарства. После выступления мальчик буквально влюбился в дрессированного пуделька Арто. Трилли привык, что любящие родители исполнять все желания капризного мальчика. Ребенок не сталкивался с ситуациями, когда не получал желаемого. Поэтому, залюбовавшись ученой собакой, Трилли потребовал, чтобы пудель остался на даче.

Однако пудель – часть семьи артистов. Ни Сережа, ни дедушка маленького акробата не мыслили жизнь без Арто. Поэтому актеры отказали Трилли в продаже собаки.

Повторная просьба о продаже собаки

Когда артистов выгнали из дому богачей – после отказа продать Арто, труппа остановилась для короткого отдыха возле моря. Здесь циркачей и догнал дворник, служивший у барыни и у мальчика Трилли. Повторив просьбу о продаже собаки, герой получил повторный ответ от старого шарманщика: дружбу купить нельзя ни за какие деньги, даже за самые большие. А барыня предлагала немалую сумму – 300 рублевых купюр. В этой фразе кроется основной посыл произведения Куприна. Для Трилли собака – это не друг, мальчик не считает, что пудель – это равное ему живое существо. Изнеженный, капризный герой воспринимает забавного пуделя как новую игрушку, удовольствие, которое однажды наскучит, надоест.

Конечно, отказ Лодыжкина продавать собаку диктовался не только соображениями о дружбе и привязанности к животному. Циркачи без собаки вряд ли бы заработали столько, сколько артистам приносил дрессированный, милый и вызывающий симпатию зрителей пуделек.

Трилли, который не привык к отказам от выполнения любой прихоти, поманил пуделька колбасой. Осознав, что циркачи не продадут собаку, мальчишка вместе с дворником крадут Арто.

Пропажа друга расстроила артистов. Ситуация усложнялась тем, что пожилой музыкант – Мартын – не мог обратиться в полицейское управление, ведь на руках у героя имелись лишь чужие документы. Настоящий паспорт Мартына украли в одном из путешествий. Лишившись личных документов, шарманщик был вынужден приобрести фальшивый паспорт, заплатив 25 рублей греку-торговцу подделками.

Однако Куприн заканчивается повествование в положительном ключе. Сережа разгадывает обман вора и возвращает пропавшего друга. Ночью, оставив дедушку спать в одной и кофеен, акробат спешит освобождать верного пуделя. Арто скучал по хозяину. Когда Сережа показался на горизонте, Арто почуял мальчика, залаяв слишком громко. сережа понял, что лай Арто легко разбудит похитителей, поэтому, схватив четырехлапого друга, циркач бросился прочь от дома злых богачей. Мальчик и собака прибывают в кофейню, где ожидал Мартын. Сережа, измученный освобождением собачки, укладывается спать. После воссоединения семьи артистов, друзья уходят из крымской деревушки, продолжая путь.

Специфические черты «Белого пуделя» Куприна

Сюжет и идейный посыл произведения сопрягается с приемами, которые автор использовал при написании рассказа. Основной прием Куприна – антитеза. Также писатель щедро использует контраст – для того, что показать истинные нравственные ценности.

Сущность антитезы и контраста

Контрастом в литературе называется прием, который состоит в резко выраженной противоположности качеств, характеристик, свойств, черт персонажа, описываемого феномена другому персонажу или ж феномену. Писатель противопоставляет благородство духа, способность к самоотверженности, человечности, доброте, честности и искренности черствости и бездушие. Власть и богатство портят человеческие души – это не секрет. Дружба – это истинное, крепкое чувство. Это означает умение заботиться, оберегать друг друга, заступаться за товарища, не оставлять в трудной ситуации. Доброта сопряжена с чуткостью, сердечностью, отзывчивостью, умением пожалеть, сочувствовать и сострадать.

Антитеза – это случай, литературный прием, порождающий специфический стиль произведения. При антитезе возникает резкое противопоставление определенных образов или понятий. Куприн использует эти приемы, чтобы показать, какое поведение писатель считает нравственно положительным, а какое – нравственно отрицательным. С другой стороны, полюсный характер «Белого пуделя» смягчается размышлениями и намеками на амбивалентность жизни, ведь даже у положительного героя шарманщика оказывается фальшивый паспорт.

Главные герои рассказы «Белый пудель»

Вопреки названию, данному произведению в честь пуделя Арто, по мере прочтения становится ясно: центральное действующее лицо в тексте – не собака. В центре находятся образы старого музыканта Мартына и его помощника – юного Сережи. С помощью характеристик поведения, личности персонажей, поступков Мартына и Сережи, автор раскрывает основные идеи и посыл произведения.

Контраст и антитеза, о которых мы говорили выше, активно используются писателем для того, чтобы изобразить социальные различия персонажей рассказа. К примеру, читатель замечает, что на Сереже надета бедная, латаная одежда. Штанишки сшиты из дешевой парусины, некогда служившей мешком. Курточка Сережи – старая, зашитая. Трилли же изображен в дорогом костюмчике. Более того, не только господа на даче носят дорогие наряды, но и прислуга. Писатель говорит, что и лакеи одевались во фраки, а дворник носил красивую, новенькую рубашку, сшитую из приятной розовой материи.

Дорогие любители классической литературы! Предлагаем ознакомиться с героями повести “Гранатовый браслет” Александра Куприна

При описании богачей, Куприн подчеркивает скорее внешние черты. Это дорогие, роскошные одежды, крепкие, здоровые тела. Эти люди не отказывают себе в усладах, отдыхе и еде. Полнота – отличительная характеристика жителей «Дружбы». Артисты же тощие, худые, видно, что циркачи часто недоедают. Однако у Сережи фигура отличается гибкостью, силой, ведь ремесло юноши – акробатика. Возраст Мартына виден по телу музыканта, которое описано бессильным и дряблым.

Ссылка на основную публикацию