Главные герои Божественной комедии Данте Алигьери

Герои произведения Божественная комедия Данте Алигьери

Данте Алигьери был автором «Божественной комедии». Он написал его незадолго до смерти. В ней три части. Ад, Чистилище и Рай, в них идет рассказ о том, что происходит с душой, когда человек умирает и она попадает на тот свет. Каждая душа умершего человека, на том свете, должна признать свои грехи, совершенные при жизни, раскаяться и пройти все круги Ада. И только тогда она попадает в царство небесное. Данте себя ставит главным героем, который прошел все круги Ада, преодолел встречу с Люцефером, получил прощение своих грехов и достиг света. А наградой за это было встреча с любимой девушкой.

Характеристика героев

Данте. В своем произведении он отвел себе одну из главных ролей. Как то вечером он столкнулся с тенью Вергилия, которая пригласила его на прогулку по загробному миру. Когда он задумался, то Вергилий сказал, что его послала Беатриче. А его попросила сопроводить его по загробному миру и помочь, если вдруг ему нужна будет помочь. Данте, услышав имя девушки, сразу согласился отправится в путешествие. Герою пришлось пройти все испытания, он в итоге попадает в Рай, где его ждет встреча с возлюбленной. В итоге он достиг просветления и очищения.

Ещё один главный персонаж, та самая тень, которая спустилась к Данте. Она была наставницей и проводницей Данте по царству мертвых. Дает указания, что надо делать, какой путь надо выбрать. Он расстался со своим подопечным, лишь тогда, когда доставил его к возлюбленной Беатриче.

На каждом круге Ада есть охранники, они же посредники.

Харон заведует первым кругом.

Минос просеивал грешников, и по мере увеличения греха, и он занимал второй круг.

Далее следует третий круг, на котором Цербер, сдирал кожу с грешников.

Наказание скупых или наоборот расточительных ждало на четвертом кругу. Здесь сидел Плутос.

Тех, кто доходил до пятого круга, встречал Флегий. Он был перевозчиком, переправлял души с одного берега Стигийского болота на другой.

Три фурии Тисифона, Мегера, Алеккто, кружат над душами. Которые дошли до шестого круга ада.

На седьмом кругу Ада, мучаются грешники, которые совершают насилие при жизни. На этом круге находится Минотавр.

На восьмом кругу, страдают обманщики. Сидит на этом кругу Герион.

Самый главный злодей Люцифер. Он сидит на центральном кругу, у него три лица и три пасти и каждой он мучает грешников – предателей: Иуду, Брута и Кассия. Люцифер раньше был ангелом, но его совратил дьявол. Он был больших размеров, имел страшную наружность, шесть крыльев и три лика.

Катон – бестелесный страж Чистилища. Он является демонстрацией человеческой свободы. Его жизненный путь закончился самоубийством, он не смог принять падения республики. За то, что он имел истинную преданность, его назначили стражем предчистилища.

Проводницей по жизни, который для него был земным раем, была Беатриче, которая любила его и была возлюбленной Данте. Она подтолкнула Данте к раскаянию, и когда он очистился и заново родился, смог вознестись на небесный рай.

В произведении «Божественной комедии» много персонажей, которые попали в загробный мир, и для понимания этого романа надо прочитать его полностью.

2 вариант

Главным героем «Божественной комедии» является сам её автор –мыслитель, богослов и поэт Данте Алигьери, излагающий сюжет от первого лица. Заблудившись в дремучем лесу, он встретил одного из известнейших поэтов прошлого – Вергилия, который был послан умершей возлюбленной Данте и предложил ему совершить странствие по загробному миру. Именно так и начинается знаменитая «Комедия». На протяжении всего произведения он посещает Ад Чистилище, и, в конце концов – Рай, в котором герой получает прощение всех грехов и ему открывается истина, он достигает просветления, которого искал всю свою жизнь.

Но помимо главного героя, как уже было упомянуто, в произведении есть множество второстепенных героев, с которыми Данте встречается во время своего путешествия. Первым таким персонажем является поэт Вергилий. Является он главному герою в виде тени и в таком виде проводит его через все круги ада, комментируя всё происходящее, давая герою советы и помогая ему в нелегком пути. Вергилий следует за Данте вплоть до самого рая, где он поручает своего подопечного его возлюбленной, Беатриче.

Следующие герои, которых встречает Данте – стражи каждого из девяти кругов Ада. Заведующим первого круга (иначе называемого Лимбом), населенного добродетельными язычниками, является Харон. Среди его подопечных множество знакомых читателю имен – Аристотель, Еврипид, Гомер и т.д.

Следующим стражником ада является Минос – легендарный царь столицы древнего Крита, ныне возглавляющий второй круг – пристанище сладострастников, среди которых легендарные Клеопатра, Семирамида и Дидона.

Цербер является стражем третьего круга, где под дождем и градом томятся обжоры и гурманы, под вечным наблюдением трёхголового пса-стражника.

Четвертым кругом заведует римский бог хитрости Плутос, где отбывают своё вечное наказание все скупые скряги или же наоборот, расточительные транжиры.

Сын легендарного бога войны Ареса по имени Флегий надзирает над пятым кругом, где все гневные и унывающие обречены на вечную драку в грязном болоте Стикс.

На шестом кругу, под стенами адского города Дита, где мучаются все еретики и лжеучителя, герои встречают Фурий – Тисифону, Мегеру и Аллекту. В самом же городе, на седьмом кругу, Данте и Вергилий встречаются с Минотавром, который, управляя кентаврами Нессом, Хироном и Фолом, надзирает над вечными пытками над насильниками, тиранами и разбойниками.

На восьмом кругу , где томятся все воры, фальшивомонетчики, льстецы, колдуны и многие другие грешники, герои видят стражника-исполина Гериона, а дойдя наконец до самого центра ада перед ними предстаёт сам Люцифер.

Следующие герои «Комедии» находятся уже вне Ада. Это тень древнеримского политика-республиканца Катона, который за свою верность борьбе против излишеств и пороков сделан стражем Чистилища. Ну и наконец, в конце своего путешествия, Данте встречает свою возлюбленную Беатриче, которая, являясь его проводником по Раю, склоняет его конце концов к раскаянию, после которого он очищается и фактически заново рождается в небесном раю.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои произведения Божественная комедия

Популярные сегодня темы

Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать

К лучшему машинисту депо, Александру Васильевичу Мальцеву, определили помощника для работы на скором курьерском поезде.

Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались

1823 – Александр Николаевич Островский, ставший в последствии одним из самых величайших русских драматургов в истории, родился 12 апреля. С юных лет увлекался иностранными языками, этому способствовала обширная домашняя библиотека.

В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» главным ярким персонажем является учитель математики Харлампий Диогенович.

Характеристика главных героев «Божественной комедии» Данте Алигьери

Данте Алигьери известен всем как мыслитель и поэт. Признанное произведение гениального итальянца было его последним творением. «Божественная комедия» с ее главными героями стала откровением, отражением личного мировоззрения поэта, анализ второй половины его жизни. Данте был католиком и по трактовке вероисповедания загробная жизнь существует, каждая душа может попасть в определенное пространство.

Структура и содержание «Божественной комедии»

Поэма разделена на части: Ад, Чистилище, Рай. Каждая душа, попавшая в загробный мир, должна раскаяться, сознаться во всех своих грехах, чтобы попасть на небеса и предстать перед Господом Богом.

Повествование ведется в особом жанре, от первого лица и подразумевается, что главным героем «Божественной комедии» является сам поэт. Структура поэмы четко выверена и состоит из 100 песен, а каждая из частей в себе содержит еще 33 песни. Данте в стихотворной форме рассказывает во вводной части, что однажды, в середине своего жизненного пути, он заблудился, попав в дремучий лес.

Его любимая жена, Беатриче, умершая совсем молодой и с небес наблюдавшая за ним, посылает Данте проводника, известного поэта прошлого. Узнав, что Беатриче прислала ему Вергилия, спасшему его от трех диких зверей, он полностью доверился своему проводнику, который отправился с ним в путешествие по загробному миру.

Герои первого плана произведения

В своем путешествии главный герой встречает множество второстепенных персонажей «Божественной комедии», характеристики и описание которым даны в википедии.

Вергилий в «Божественной комедии» был первым из действующих персонажей. Поэт явился Данте в виде тени и в таком состоянии сопровождает его во всех кругах Ада. Он дает своему подопечному пояснения происходящего, советует и помогает преодолевать препятствия, встречающиеся на его трудном пути. Вергилий сопровождает Данте до самых ворот Рая. Войти в рай он не может, так как не был крещен.

Вергилий спас своего подопечного от пороков — алчности, чувственности и властолюбия. Они были представлены в облике диких зверей: волчицы, рыси и львицы.

Еще один из главных персонажей — возлюбленная поэта, ее звать Беатриче. Данте и героиня легенды были связаны крепкими, настоящими чувствами и на земле, и на небесах. Именно ей посвящалось большинство лирических произведений Алигьери. Это она отправила тень Вергилия, чтобы он помогал поэту и сопровождал его в путешествии по загробному миру.

Беатриче встретила своего возлюбленного у ворот земного рая, помогла ему раскаяться во всех грехах, чтобы он прошел процесс очищения, почему и смог подняться на небеса.

В «Божественной комедии» образ Беатриче воплощает мудрость, дающую человеческой душе вечное блаженство.

Второстепенные персонажи поэмы

Ад представлен в поэме глубокой воронкой, нисходящей глубоко под землю. Она состоит из кругов. Всего в ней их девять, на входе каждого стоит страж:

  1. Первый круг Ада охраняет Харон, перевозящий души грешников через реку Стикс.
  2. Минос встречает души у ворот второго круга и определяет величину греха для дальнейшей сортировки грешников.
  3. Цербер, страшный пес, охраняющий врата третьего круга, встречает души чревоугодников.
  4. Плутос стоит у входа в четвертый круг Ада. На этом уровне получают наказание души, грешившие в земной жизни расточительством или скупостью.
  5. Флегий, охранник пятого круга, перевозит грешников через Стигийское болото.
  6. Три фурии: Мегера, Тисифона, Алекто. Они без устали кружат, охраняя шестой круг Ада.
  7. Минотавр стоит на страже седьмого круга, который находится среди крутых гор с кровавыми потоками. Души тиранов и разбойников мучительно барахтаются в них, а с берегов кентавры их обстреливают из своих луков. Пройти реку путешественникам помог один из кентавров — Несс.
  8. Герион — адский зверь, стоящий на страже восьмого круга, который находится глубоко в пропасти. Пропасть представляет собой строение из десяти Злопазух — глубоких рвов. В каждом из них бесы и другие служители Ада подвергают души грешников жестоким истязаниям и наказаниям. Льстецов заставляют сидеть в испражнениях. Духовные служители, продававшие церковные ценности, наказываются особым способом. Их тела крепко зажимают огромные валуны, ноги просунуты в круглые каменные отверстия, под которыми горит огонь. В одной из Злопазух собраны души ведьм, колдунов, ясновидцев. Все они подвергаются казни — им сворачивают шеи.
  9. Девятый круг Ада охраняет главный дьявол — Люцифер.
Читайте также:  Мой любимый литературный герой Татьяна (из Евгения Онегина) сочинение 9 класс

Люцифер — особый страж. Это был самый прекрасный ангел, который решил возглавить мятеж против Бога, объединив недовольных ангелов. Все они были свергнуты с небес глубоко под землю, где он превратился в страшного дьявола с тремя лицами и шестью крыльями и стал хозяином Ада. Люцифер грызет всеми своими пастями самых главных предателей и изменников:

Иуда олицетворяет измену Божественному началу и власти, а Брут и Кассий — предательство власти светской.

Еще один персонаж «Божественной комедии» — самоубийца Катон. Он совершил злодеяние после крушения республики, после чего на него было оказано неимоверное давление. Он охраняет чистилище.

Ангел, стоящий у входа в Чистилище, написал на лбу Данте семь букв Р, обозначающие смертные грехи. После каждого круга, одна литера со лба исчезает. Когда были пройдены все семь уровней Чистилища, на лбу Данте не осталось букв, он очистился от грехов. На самой вершине находится вход в земной рай. Доведя своего подопечного до врат земного рая, тень Вергилия исчезает, а опеку над ним берет Беатриче.

«Божественная комедия» знакомит читателя с множеством персонажей, каждый из которых символизирует определенные качества, чувства, достоинства или пороки. Прочитав поэму, каждый человек получает пищу для размышления, подведения итогов, заставляет его задуматься, правильно ли он проживает свою жизнь. Это одно из главных произведений, где описано состояние души человека после окончания земного пути, попавшей в загробную жизнь и стоящей на распутье.

Путеводитель по «Аду» Данте

Рассказываем о некоторых символах, подсказках и аллегориях первой части знаменитой поэмы

«Божественную комедию» называют энциклопедией средневековых нравов, политической истории и богословских знаний. К слову, и «Божественной» поэму Данте Алигьери стали называть уже после смерти автора, и отнюдь не за тематику, а за поэтическое совершенство. Но чтобы понять всю красоту и глубину произведения, стоит погрузиться в детали. Мы решили разобрать самую известную ее часть — «Ад».

Тайна времени: когда началось знаменитое путешествие Данте

Свое путешествие в загробный мир Данте приурочил к 1300 году. Об этом свидетельствуют сразу несколько подсказок, оставленных поэтом в тексте. Начнем с очевидного: первая строка «Божественной комедии» — «Переступив границу зрелых лет. » — означает, что автору исполнилось 35 лет.

Данте верил, что человеческая жизнь длится всего 70 лет, как написано в 89-м псалме («Дней лет наших — семьдесят лет, а при большой крепости — восемьдесят лет»), и поэту было важно обозначить, что половину своего жизненного пути он прошел. А поскольку он родился в 1265 году, то легко можно вычислить и год путешествия в Ад.

Точный месяц этого похода исследователям подсказывают астрономические данные, раскиданные по всей поэме. Так, уже в первой песни мы узнаем о «созвездиях с неровным кротким светом». Это созвездие «Овна», в котором солнце находится весной. Дальнейшие уточнения дают все основания утверждать, что в «темный лес» лирический герой попадает в ночь со Страстного четверга на пятницу (с 7 на 8 апреля) 1300 года. Вечером Страстной пятницы он спускается в Ад.

Загадка попаданцев: языческие боги, герои и чудовища в христианском Аду

В преисподней Данте нередко встречает мифологических существ: в Лимбе посредником и перевозчиком является Харон, страж второго круга — легендарный царь Минос, чревоугодников в третьем круге стережет Цербер, скупых — Плутос, а гневливых и унывающих — Флегий, сын Ареса. На разных кругах дантовского Ада мучаются Электра, Гектор и Эней, Елена Прекрасная, Ахилл и Парис. Среди сводников и обольстителей Данте видит Ясона, а в рядах лукавых советчиков — Улисса.

Зачем все они нужны поэту? Самое простое объяснение в том, что в христианской культуре бывшие боги превратились в бесов, а значит их место — в Аду. Традиция ассоциировать язычество с нечистью закрепилась не только в Италии. Католической церкви надо было убедить народ в несостоятельности прежней религии, и проповедники всех стран активно убеждали людей в том, что все античные боги и герои — адепты Люцифера.

Однако есть и более сложный подтекст. В седьмом круге Ада, где мучения терпят насильники, Данте встречает Минотавра, гарпий и кентавров. Двойственная природа этих существ — аллегория греха, за который страдают обитатели седьмого круга, звериного начала в их характере. Ассоциации с животными в «Божественной комедии» очень редко несут положительную окраску.

Зашифрованная биография: что можно узнать о поэте, читая «Ад»?

На самом деле, довольно много. Несмотря на всю монументальность произведения, на страницах которого появляются знаменитые исторические деятели, христианские святые и легендарные герои, Данте не забыл и о себе. Для начала, он выполнил обещание, данное в своей первой книге «Новая жизнь», где посулил сказать о Беатриче «такое, чего еще не было сказано ни об одной». Создав «Божественную комедию», он действительно сделал свою возлюбленную символом любви и света.

Кое-что о поэте говорит присутствие в тексте святой Лючии — покровительницы людей, страдающих болезнью глаз. Рано испытав проблемы со зрением, Данте молился именно Лючии, это и объясняет появление святой вместе с Девой Марией и Беатриче. Кстати, заметьте, имя Марии в «Аду» не упоминается, оно появляется только в «Чистилище».

Есть в поэме и указания на отдельные эпизоды из жизни ее автора. В пятой песне лирический герой встречает некоего Чакко — чревоугодника, находящегося в смрадном болоте. Поэт сочувствует несчастному, за что тот открывает ему будущее и рассказывает об изгнании. Над «Божественной комедией» Данте начал работать в 1307 году, уже после прихода к власти «черных гвельфов» и изгнания из родной Флоренции. Справедливости ради отметим, что Чакко рассказывает не только о несчастьях, ждущих его лично, но и обо всей политической судьбе города-республики.

Совсем малоизвестный эпизод упоминается в девятнадцатой песне, когда автор говорит о разбитом кувшине:

Повсюду, и вдоль русла, и по скатам,
Я увидал неисчислимый ряд
Округлых скважин в камне сероватом.

Я, отрока спасая от страданий,
В недавний год одну из них разбил.

Возможно, этим отступлением Данте хотел объяснить свои действия, которые, возможно, привели к скандалу, ведь разбитый им сосуд был наполнен святой водой!

К биографическим фактам можно отнести и то, что в «Ад» Данте поместил своих личных врагов, даже несмотря на то, что в 1300 году некоторые из них еще были живы. Так, среди грешников, оказался Венедико деи Каччанемичи — знаменитый политический деятель, лидер болонских гвельфов. Данте пренебрег хронологией только для того, чтобы хотя бы в поэме отомстить своему недругу.

Среди грешников, цепляющихся за лодку Флегия, оказывается Филиппо Ардженти — богатый флорентинец, также принадлежащий к семье партии «черных гвельфов», спесивый и расточительный человек. Помимо «Божественной комедии» Ардженти упоминается еще и в «Декамероне» Джованни Боккаччо.

Не пожалел поэт и отца своего лучшего друга Гвидо — Кавальканте деи Кавальканти, эпикурейца и атеиста. За свои убеждения он был отправлен в шестой круг.

Загадка чисел: структура поэмы как отражение средневекового мировоззрения

Если отвлечься от текста и посмотреть на строение всей «Божественной комедии», то мы увидим, что многое в ее структуре связано с цифрой «три»: три главы — «кантики», тридцать три песни в каждой из них (к «Аду» добавлен еще пролог), вся поэма написана трехстрочными строфами — терцинами. Такая строгая композиция обусловлена учением о Святой Троице и особым смыслом этого числа в христианской культуре.

Поэма Алигьери Данте: Божественная комедия – краткое содержание

Средневековая литература способствовала усилению церковной власти на всей территории Старого Света. Многие авторы восхваляли Бога, склонялись перед величием его творений. Но немногочисленным гениям удалось «копнуть» чуть глубже. Сегодня мы узнаем, о чем повествует «Божественная комедия», кто написал этот шедевр, откроем истину сквозь обилие строк….

Бессмертное перо мастера

Данте Алигьери – выдающийся мыслитель, богослов, писатель и общественный деятель. Не сохранилось точной даты его рождения, но Джованни Боккаччо утверждает, что это май 1265 года. В одном из стихов упоминается, что главный герой родился под знаком Близнецов, начинающийся с 21 мая. 25 марта 1266 года при крещении поэт был наречен новым именем Дуранте.

Точно неизвестно, где юноша получил образование, но он отлично знал литературу Античности и Средних веков, в совершенстве знал естественные науки, изучал труды еретических авторов.

Первые документальные упоминания о нем относятся к 1296-1297 годам. В этот период автор активно занимался общественной деятельностью, избирался приором Флорентийской республики. Довольно рано примкнул к парии белых гвельфов, за что был впоследствии изгнан из родной Флоренции.

Годы скитаний сопровождались активной литературной деятельностью. В тяжелых условиях постоянных путешествий у Данте созрела мысль написать труд всей жизни. В то время части «Божественной комедии» дописывались в Равенне. Париж невероятно впечатлил Алигьери такой просвещенностью.

1321 год оборвал жизнь величайшего представителя средневековой литературы. Будучи послом Равенны, он направился в Венецию для заключения мира, но по дороге заболел малярией и скоропостижно скончался. Тело захоронено в его последнем пристанище.

Важно! Современным портретам итальянского деятеля верить не приходится. Тот же Боккаччо изображает Данте бородатым, тогда как хроники говорят о гладко выбритом человеке. В целом, сохранившиеся свидетельства соответствуют устоявшемуся представлению.

Глубинный смысл названия

«Божественная комедия» это словосочетание можно рассматривать с нескольких ракурсов. В буквальном смысле слова – это описание душевных метаний по просторам загробного мира.

Праведники и грешники существуют в разных планах бытия после смерти. Местом для исправления людских душ служит Чистилище, попадающие сюда получают шанс очиститься от земных грехов ради будущей жизни.

Мы видим четкий смысл произведения – бренная жизнь человека определяет дальнейшую судьбу его души.

Поэма изобилует аллегорическими вставками, к примеру:

  • три зверя символизируют людские пороки – коварность, ненасытность, гордыню,
  • само путешествие представляется в виде поиска духовного пути для каждого человека, окруженного пороками и греховностью,
  • «Рай» раскрывает главную цель жизни – стремление к всепоглощающей и всепрощающей любви.

Время создания и структура «Комедии»

Писателю удалось создать чрезвычайно симметричное произведения, которое состоит из трех частей (кантиков) – «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждый раздел имеет 33 песни, что равно числу 100 (со вступительным песнопением).

«Божественная комедия» наполнена магией чисел:

  • названия цифр играли большую роль в структуре произведения, автор придавал им мистическое толкование,
  • число «3» связано с христианскими верованиями о Божьей Троице,
  • «девятка» формируется из «тройки» в квадрате,
  • 33 – символизирует время земной жизни Иисуса Христа,
  • 100 – цифра совершенства и всемирной гармонии.

Теперь давайте посмотрим на годы написания «Божественной комедии» и публикации каждой части поэмы:

  1. С 1306 по 1309 гг. шел процесс написания «Ада», редактирование продлилось до 1314. Опубликована годом позже.
  2. «Чистилище» (1315) творилось на протяжении четырех лет (1308-1312).
  3. «Рай» вышел после смерти поэта (1315-1321).
Читайте также:  Сочинение по произведению Дубровский Пушкина

Внимание! Процесс повествования возможен благодаря специфическим строкам – терцинам. Они состоят из трех строк, все части завершаются словом «звезды».

Действующие лица поэмы

Яркой особенностью написания служит отождествление загробной жизни с бренным существованием человека. Ад бушует от политических страстей, здесь вечные муки ждут врагов и недругов Данте. Не зря папские кардиналы в Геенне Огненной, а Генрих VII – на небывалых высотах цветущего Рая.

Среди наиболее ярких персонажей можно выделить:

  1. Данте – подлинный реалист, душа которого вынуждена скитаться по просторам загробного мира. Он тот, кто жаждет искупления своих грехов, пытается найти правильный путь, очиститься для новой жизни. На протяжении всего путешествия он наблюдает сонм пороков, греховность человеческого естества.
  2. Вергилий – верный проводник и помощник главного героя. Он обитатель Лимба, поэтому сопровождает Данте только по Чистилищу и Аду. С исторической точки зрения, Публий Вергилий Марон – римский поэт, любимый автором более всех. Вергилий у Данте такой островок Разума и философского Рационализма, следующий за ним до конца.
  3. Николай III – католический прелат, занимал должность Папы Римского. Несмотря на образованность и светлый ум, порицается современниками за кумовство (продвигал внуков по карьерной лестнице). У Данте святой отец обитатель восьмого круга Ада (как святокупец).
  4. Беатриче – тайная возлюбленная и литературная муза Алигьери. Она олицетворяет всепоглощающую и всепрощающую любовь. Стремление стать счастливым, за счет священной любви, заставляет героя двигаться по тернистому пути, сквозь обилия пороков и соблазнов загробного мира.
  5. Гай Кассий Лонгин – римский деятель, заговорщик и непосредственный участник убийства Юлия Цезаря. Будучи знатного плебейского рода, он с юных лет подвержен похоти и пороку. Ему отводиться место заговорщика девятого круга Ада, о чем и говорит «Божественная комедия» Данте.
  6. Гвидо де Монтефельтро – наемный солдат и политик. Вписал свое имя в историю благодаря славе талантливого полководца, хитрого, коварного политического деятеля. Краткое содержание его «злодеяний» рассказывается в 43 и 44 стихе восьмого рва.

Сюжет

Христианские учения говорят, что навеки осужденные грешники попадают в Ад, души, искупающие вину – в Чистилище, блаженные – в Рай. Автором «Божественной Комедии» дана удивительно детализированная картина загробного мира, его внутреннего устройства.

Итак, давайте приступим к тщательному разбору каждой части поэмы.

Вводная часть

Рассказ ведется от первого лица и повествует о заблудшем в дремучем лесу человеке, которому чудом удалось спастись от трех диких зверей.

Его избавитель Вергилий предлагает помощь в дальнейшем путешествии.

О мотивах такого поступка мы узнаем из уст самого поэта.

Он называет имена трех женщин, покровительствующих Данте на небесах: Дева Мария, Беатриче, Святая Лючия.

Роль двух первых персонажей ясна, а появление Лючии символизирует болезненность зрения автора.

Это интересно! Как правильно написать сочинение Равнодушие и отзывчивость

В понимании Алигьери, оплот грешников имеет форму титанической воронки, которая постепенно сужается. Для лучшего понимания структуры, кратко опишем каждую из частей «Божественной комедии»:

  1. Преддверие – здесь покоятся души ничтожных и мелочных людишек, которые ничем не запомнились при жизни.
  2. Лимб – первый круг, где страдают добродетельные язычники. Герой видит выдающихся мыслителей Античности (Гомера, Аристотеля).
  3. Похоть – второй уровень, ставший домом для блудниц и страстных любовников. Греховность всепоглощающей страсти, туманящей рассудок, наказывается истязанием в кромешной темноте. Пример из реальной жизни автора – Франческа да Римини и Паоло Малатеста.
  4. Чревоугодие – третий круг, карающий чревоугодников и гурманов. Грешники вынуждены вечно гнить под палящим солнцем и ледяным дождем (аналог кругов Чистилища).
  5. Жадность – расточители и скупцы обречены на нескончаемые споры с себе подобными. Стражем является Плутос.
  6. Гнев – ленивые и несдержанные души вынуждены катить громадные валуны сквозь Стикское болото, постоянно увязая по горло, сражаясь друг с другом.
  7. Стены города Дита – здесь, в раскаленных могилах, суждено пребывать еретикам и лжепророкам.
  8. Персонажи «Божественной комедии» кипят в кровавой реке посреди 7-го круга Ада. Здесь также находятся насильники, тираны, самоубийцы, богохульники, лихоимцы. Для представителей каждой категории предусмотрены свои истязатели: гарпии, кентавры, гончие псы.
  9. Злопазухи ждут взяточников, колдунов и обольстителей. Они подвергаются укусам гадов, потрошению, погружению в испражнения, бичеванию бесами.
  10. Ледяное озеро Кацит – «теплое» местечко для предателей. Иуда, Кассий и Брут вынуждены покоится в ледяной толще до конца времен. Здесь же находится врата в круги Чистилища.

Чистилище

Место искупления грехов представлено в виде усеченной горы.

Вход охраняет ангел, который начерчивает на лбу Данте 7 Р, символ семи смертных грехов.

Круги Чистилища наполнены душами гордецов, нерадивых, алчных и гневливых.

После прохождения каждого из уровней, герой готов вступит в райские чертоги.

Повествование «Божественной комедии» подходит к логическому завершению.

Это интересно! Что такое разум и чувство: сочинение по тематике нравственности

Смысл «Божественной комедии» сводится к прохождению последних семи сфер (планет), опоясывающих Землю. Здесь герой видит Беатриче, которая убеждает поэта покаяться и объединиться с Творцом.

На протяжении путешествия Данте встречается с императором Юстинианом, видит деву Марию и Христа, ангелов и мучеников за веру. В конечном итоге, перед главным героем раскрывается «небесная Роза», где покоятся души блаженных.

Божественная комедия Данте краткий обзор, анализ

Краткое содержание Божественной комедии

Вывод

«Божественная комедия» Данте Алигьери – один из лучших образцов не только средневековой, но всей мировой литературы. Насыщенность красок, реалистичность описаний выделяет это произведение в ряду других.

Нельзя забывать и о глубинном смысле произведения – поиск духовного пути важен не столько в загробной, сколько в земной жизни. Согласно мировоззрению Данте, каждый человек должен осознать, что моральные устои и принципы, свято чтимые при жизни, станут образцовыми добродетелями в Аду, Раю и Чистилище.

Истории создания, система персонажей поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия».

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

«Божественная Комедия» писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» — священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.

Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища».

Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.

Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.

Опубликованы были первые две кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до конца незадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам, ближайшим после смерти поэта.

Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

Читайте также:  Анализ произведения Белая гвардия Булгакова

Образы Данте, Вергилия, Беатриче могут рассматриваться и в пластической конкретности, и аллегорически. Данте — аллегория человека вообще и человечества в целом, которое зашло в безысходность и ищет «верного пути», Вергилий — воплощение земного ума, поскольку он является спутником Данте и постоянно объясняет все события в Аду и Чистилище. Но земной ум способен воспринять лишь трагическое или печальное, величие божества и радость блаженства ум постигнуть не способный. Из-за этого на пороге Рая Вергилий оставляет Данте, а в обители вечного света его проводником становится Беатриче, аллегория небесной мудрости. Дантовский образ может включать несколько аллегорических значений, Беатриче воплощает также силу любви в ее философском, больше того — в ее трансцендентальном понимании. И вместе с тем это аллегория Красоты, и связанное с ней представление о том, что Красота спасет мир. Это новая Беатриче, в которой, тем не менее, живет частичка той юной девушки, которая когда-то, на Земле, повстречалась Данте на улицах Флоренции и ответила на его поклон.

Этой поэтической тройке, которая воплощает важнейшие элементы жизни, дополнением служит весь мир, представленный в многочисленных персонажах, и каждый из них оригинальный и не повторяет другого. Разнообразие мира развернуто в этих эпизодичных фигурах — воплощениях индивидуальной человеческой судьбы, определенной заведомо, по мнению автора, самым Творцом. Мир, изображенный в «Божественной комедии», геометрически взвешенный, точный, высчитанный к миллиметру, поскольку мудрость творца гармонично распределила в нем безобразное, обычное и прекрасное. Познание этого мира и составляет смысл дантовского морального восхождения.

Путь действующих лиц начинается с ада. Перед входом в него находятся жалкие души, которые при жизни не творили ни добра, ни зла. За воротами протекает река Ахерон, через которую Харон переправляет усопших. Герои приближаются к кругам ада: Первый – это лимб, здесь покоятся души некрещеных и не свершивших зла. К ним относятся мудрецы и герои древности, такие как Гомер, Сократ, Платон и Вергилий. Второй охраняется Миносом и предназначен для сладострастников. Третий отведен для душ чревоугодников и обжор. У входа на этот круг находится трехглавый пес Цербер. Здесь постоянно идет дождь, поэтому души все время купаются в грязи. Четвертый отведен для скупцов и расточителей, большинство которых прежде были папами и кардиналами. Охраняется он исполином Плутосом. Пятый принимает души завистников, и тех, кем овладел гнев. Шестой находится у подножья города Дита. Здесь покоятся еретики. Седьмой предназначен для самоубийц, ростовщиков, богохульников, убийц. Когда Данте задел ветку кустарника, с нее полилась черная кровь, растение застонало. Оказалось, это души самоубийц, которые клюют Гарпии, причиняя им жуткую боль. Восьмой – для лицемеров, обольстителей, сводников, воров, сектантов. Девятый отведен для душ предателей. Здесь находится ледяное озеро, в которое вмерзли всем телом те, кто предал своих родных. В центре земли стоит властелин загробного мира Люцифер. Он имеет три пасти, которыми вечно пожирает Иуду, Брута и Кассия.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 1695 ;

«Тема сочинения «Божественная комедия» и ее герои»

Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто – «Комедия». Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не для обозначения ее религиозной направленности, а как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте одним из первых в западноевропейской литературе сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения наиболее ярких образов обратился к загробному миру.

Его поэма отличается необычайно четкой, продуманной композицией, в чем нашло отражение своеобразие художественного стиля поэта. Он разделил свое произведение на три части, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. Каждая часть в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. Вообще, троичное деление характерно для всей поэмы и является глубоко символичным. Оно воплощает в себе христианскую идею о троице. Кроме того, каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве является символом Иисуса Христа), а само имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается в разделе, посвященном описанию ада.

Поэма Данте очень оригинальна, но при ее создании Данте все же опирался на многочисленные средневековые и античные источники. Поэтому произведение построено в виде довольно популярных в средние века видений, или хождений по мукам, которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Но если их целью было показать греховность земной жизни и обратить внимание людей к жизни загробной, то в «Божественной комедии» автор стремится показать и искоренить пороки общества, а страдания грешников в аду призваны пробудить в человеке желание исправить свое земное существование. Поэт не уводит читателей от реальности, а заставляет полностью погрузиться в нее, задуматься над своей жизнью, переосмыслить ее в свете полученных знаний. Из античных источников «Божественной комедии» наибольшую роль сыграла «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спускается в Тартар с целью увидеть своего покойного отца.

В поэме чувствуется удивительное поэтическое мастерство Данте, не имеющее себе равных в мировой литературе.

Он обладал уникальной способностью с помощью нескольких штрихов создать образы, глубоко отличающиеся друг от друга между собой. Все его персонажи конкретны и индивидуальны, и это усиливает ощущение их реального существования. В «Божественной комедии» ярче всего проявилась противоречивость характера поэта и его творчества; здесь сильнее всего ощущается переходность той эпохи, в которую она было написана. Религиозные тенденции тесно переплетаются в ней со средневековыми устремлениями. Особенно важную роль в этом играют аллегории, которыми пронизано все произведение. Каждый момент в нем истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и других.

Читая произведение, мы поражаемся тому, каким богатством художественных форм пользуется автор: каждая из частей поэмы имеет свой фон, свою окраску. Так, в «Аду» преобладают мрачные тона, зловещие краски, мистическое сочетание красного и черного цветов, что наполняет душу ощущением чего-то страшного, тревожного, неотвратимого. В «Чистилище» этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Здесь в основном присутствуют голубые, зеленые, золотистые цвета; появляются детали живой природы – море, скалы, луга, деревья. И уж совсем иная окраска «Рая», где мы видим вокруг блеск и прозрачность. Тут все наполнено волшебным светом, гармонией и мелодичностью. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, пробудить стремление к лучшему. Но в ярком тоне «Рая» он вовсе не желает показать прелести жизни после смерти, он призывает людей создать эту жизнь на земле. Стараясь придать еще большую убедительность своей идее, Данте прибегает к сильному, энергичному языку. Он не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все Другие кручи».

Характерно и то, что поэма написана народным языком, так как Данте стремился быть понятым самым широким кругом читателей. И он в полной мере достиг своей цели. Его произведение сразу же приобрело огромную популярность в народе, а впоследствии многие великие деятели уверенно причисляли «Божественную комедию» к шедеврам мирового искусства, в которых, по словам А. С. Пушкина, «план обширный объемлется творческою мыслию».

Главный герой «Божественной комедии» – сам Данте. Поэт путешествует по «трем мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя – Иисуса Христа.

Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней.Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.

Данте смог увидеть в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.

Основное чувство, которое испытывает рассказчик, – страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди мертвых, и лишь Данте получает возможность посетить «мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные установления.

Части поэмы «Чистилище» и «Рай», продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: «Любовь, что движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.

Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов «классического» средневековья, автор «Божественной комедии» верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.

«Величественным сооружением» назвал «Божественную комедию» один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали «Ад», «Рай» и «Чистилище», создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками «Божественной комедии». И сегодня это произведение представляет большой интерес не только для специалиста-филолога, но и для рядового читателя. «Божественная комедия» не стареет. «Запас прочности», вложенный в нее автором, таков, что, наверное, и через двести лет эти строки будут напоминать читателю о величии разума и веры:

* Земную жизнь пройдя до середины,
* Я очутился в сумрачном лесу…

Ссылка на основную публикацию