Главные герои произведения Матренин двор Солженицына

Герои рассказа Матренин двор Солженицына сочинение

Один из главных героев произведения – рассказчик Игнатьич. Несмотря на то, что он наделён другим именем, это автобиографичный образ. Он также, как и сам Александр Исаевич, приехав из тюрьмы, понял, что никто его не ждёт и ему просто негде жить. Игнатьич хотел устроиться куда-нибудь для того, чтобы учить детей и для спокойной жизни, и, несмотря на все его «виновности», власти решают отправить его в глубинку, где он и начинает жить у Матрёны. По характеру этот человек очень тихий, спокойный и совсем неприхотливый, он умеет слушать и немного говорит. На это, безусловно, имело влияние и его прошлое. В отличие от большинства жителей деревни, Игнатьич смог увидеть в Матрёне её настоящую сущность: душевность, глубину и силу характера. После смерти женщины он осознал, что именно Матрёна и была тем самым человеком, на котором держалась вся деревня и все её жители. Не всем дано было это понять, но рассказчик, который был очень внимательным, догадался.

Матрёна – женщина, чьё имя фигурирует в названии. Её судьба весьма печальна, все дети, которых она родила, умерли ещё в младенчестве, в деревне её лишь использовали, но несмотря на все эти трудности, женщина не унывала, она оставалась доброй и понимающей. Когда её муж не вернулся с войны, она, конечно, горевала, но потом привыкла к тому, что осталась одна и полностью окунулась в деревенские заботы. Матрёна готова помогать всем, ничего не требуя взамен. Она совершенно бескорыстна и никому не желает зла. В женщине есть и любовь к искусству. Возможно, она не понимает современной музыки, но услышав классический романс по радио, она прослезилась.

Фаддей – человек, который собирался жениться на главной героине, но он оказался в плену, потому Матрёна вышла замуж за его брата. Вернувшись, он сказал, что убил бы обоих, если б это был не Ефим. После этого он нашёл женщину, которую тоже звали Матрёна и стал жить с ней. Это не положительный персонаж, он заставил Матрёну разобрать свою горницу, что стало причиной её смерти. В день похорон он приходит делить имущество, в человеке нет ничего святого.

В произведении есть и второстепенные герои. Например, сёстры Матрёны, которых главный герой поначалу и не видел, которые пришли к Матрёне ругаться насчёт части дома, которую она отдала.

Кира – дочь брата погибшего мужа Матрёны. Она любит свою приёмную мать, помогает ей чем может, но всё же и по её вине женщина умирает – Кира спешила разделить дом.

«Матрёнин двор» – рассказ, в котором каждый герой показывает свою сущность после какого-либо несчастного случая. Это произведение, в котором автор описал русскую душу. Это, пожалуй, самый пронзительный рассказ Александра Исаевича.

Солженицын Александр Исаевич – человек с печальной и одновременно интересной судьбой. Он активно боролся с теми, кто «разворовывает страну», за что был сослан в другую страну, жил в ГУЛАГах, о чём и написал многие свои книги. Одним из послевоенных произведений Солженицына был рассказ «Матрёнин двор», в котором автор правдиво раскрыл тему крестьянства и праведников деревни.

2 вариант

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» описывает жизнь простых деревенских людей. Главной темой произведения можно назвать тему праведничества.

Главные герои

Повествование ведётся от лица рассказчика, Игнатьича, судьба которого схожа с судьбой самого автора. Герой вернулся издалека после долгих лет, но решил не возвращаться в старую жизнь, а пожить сначала в глубинке, в деревне. Он устроился в школу учителем и снял комнату у одинокой пожилой женщины Матрёны.

Матрёна – человек удивительной доброты и чистоты. Несмотря на все жизненные тяготы и испытания, она сохранила душевность, не обозлилась. Её женское счастье не сложилось с самого начала. Жених Фаддей пропал на войне, но потом, когда Матрёна под давлением родни вышла за его брата, вернулся и возненавидел бывшую суженую. Все её дети умерли в младенчестве. Впоследствии пропал без вести и супруг. Матрёна долго ждала его, но потом потеряла надежду. Женщина вспоминала о нём с теплотой. Она была благодарна ему за хорошее отношение. Её деверь, Фаддей, долго не мог забыть Матрёну, и даже жену нашёл себе с таким же именем. У них было шестеро детей, и бездетная Матрёна взяла на воспитание одну из их дочерей Киру. После замужества и переезда Киры женщина снова осталась одна.

Автор отмечает, что Матрёна никогда не гналась за своим благополучием, она всегда жила для кого-то. Работа у неё была тяжёлой, неженской, но женщина не просила о помощи, а помогала сама. Умирает она нелепой смертью: попадает под поезд, когда хочет помочь своей воспитаннице перевезти часть избы, её дою наследства. Солженицын подводит читателя к мысли о том, что именно на таких праведниках, жертвующих собой ради кого-то, не думающих о себе, стоит, держится Россия.

Фаддей, бывший возлюбленный Матрёны, отчасти стал виновником её гибели. Это он торопился разделить избу пожилой женщины, чтобы отдать половину горницы своей дочери Кире. От его былых чувств не осталось и следа. Он показан равнодушным, циничным человеком, который даже на поминки родственницы не пришёл.

Второстепенные герои

Кроме центральных героев, в рассказе есть и другие действующие лица. К ним относится Кира, приёмная дочь Матрёны, единственная, кто из родни искренне оплакивала погибшую. Была у Матрёны и сестра, но она лишь создавала видимость горя, на самом деле её больше волновало имущество умершей сестры. Корыстные родственники так и не смогли рассмотреть душу Матрёны, её праведность, не оценили её жизни, построенной на настоящих, а не мнимых ценностях. Даже Игнатьич, благодарный и внимательный слушатель своей хозяйки, до конца понял Матрёну только после её смерти.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев рассказа Матренин двор

Популярные сегодня темы

В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители

Василий Быков был участником Великой Отечественной Войны, поэтому много его работ было посвящено этому историческому событию.

Как-то у нас с друзьями завязался спор по вопросу, какое время года лучше всех. Роберт сказал, что лето является одним самых прекрасных месяцев, потому что можно отдохнуть

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.

Один из рассказов В.Г. Распутина называется «Уроки французского». Именно такое заглавие позволяет лучше понять смысл произведения и авторскую позицию.

Cочинение «Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор” 2»

Рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор” затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. “Матрёнин двор” написан целиком о простой русской женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа.

В центре внимания Солженицына, простая деревенская женщина – Матрена Васильевна, живущая в нищете и проработавшая всю жизнь в совхозе. Матрена вышла замуж еще до революции и с первого же дня принялась за домашние хлопоты. Наша героиня – одинокая женщина, потерявшая своего мужа на фронте и похоронившая шестерых детей. Матрена жила одна в огромном доме. “Строено все было давно и добротно, для большой семьи, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Центральная тема в этом произведении — тема родного дома и очага.

Матрена, несмотря на все тяготы повседневной жизни, не утратила способности откликаться на чужую беду душой и сердцем. Она является хранительницей очага, но это ее единственная миссия, которая приобретает масштабность и философскую глубину. Матрена все же не идеальна, советская идеология проникает в жизнь, в дом героини (признаки этой идеологии – плакат на стене и вечно не умолкающее радио).

Мы знакомимся с женщиной, пережившей очень многое в жизни и даже не удостоившейся заслуженной пенсии: “Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века отработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то есть за утерю кормильца”. Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для своей страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без пенсии. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Главная героиня не имеет кроме козы никакого скота: “Все животы ее были – одна грязно-белая коза”. Ела она в основном одну картошку: “По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо”. Хорошей жизни не видно, когда людей засасывает болото бедности. Жизнь очень не справедлива к Матрене. Бюрократический аппарат, который работает не для человека, вместе с государством совсем не интересуется, как живут такие люди, как Матрена. Перечеркнут лозунг “Все для человека”. Богатство больше не принадлежит людям, народ – крепостные у государства. И, на мой взгляд, именно эти проблемы затрагивает Солженицын в своем рассказе.

Образ Матрены Васильевны – воплощение лучших черт русской крестьянки. У нее непростая трагическая судьба. Ее “дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый”. Все в деревне решили, что в ней — порча. Матрена не знает счастья в личной жизни, но она вся не для себя, а для людей. Десять лет, работая бесплатно, женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Помогая ей во всем, никому не отказывая в помощи, нравственно она гораздо выше своих корыстных родственников. Жизнь нелегкая, “густая заботами”, — Солженицын не прячет этого ни в одной детали.

Я считаю, что Матрена – жертва событий и обстоятельств. Нравственная чистота, бескорыстие, трудолюбие – черты, привлекающие нас к образу простой русской женщины, потерявшей в своей жизни все и не ожесточившейся. В преклонном возрасте, больная, она лечит душевные и физические недуги свои. Труд составляет счастье, цель, ради которой она живет. И все же, если внимательно приглядеться к образу жизни Матрены, то можно увидеть, что Матрена — рабыня труда, а не хозяйка. Потому-то односельчане, а больше всего родственники, бессовестно эксплуатировали ее, она же покорно несла свой тяжкий крест. Матрена, по замыслу автора, — идеал русской женщины, первооснова всего бытия. “Все мы, — заканчивает свое повествование о жизни Матрены Солженицын, — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Читайте также:  Вишневый сад драма или комедия сочинение

Характеристики главных героев произведения Матрёнин двор, Солженицын. Их образы и описание

Характеристики главных героев

Рассказчик Игнатич

Автобиографический персонаж в произведении, постоялец Матрены. Сама она называла его Игнатьичем. Судьба этого персонажа во многом перекликается с судьбой самого автора. После десятилетней ссылки в знойном Казахстане он был реабилитирован и вернулся в среднюю полосу России. Если год назад его и электриком бы не взяли, то теперь он пытался устроиться в любую сельскую школу учителем математики. Подробнее>>>

Главная героиня рассказа, пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать. Подробнее>>>

Один из персонажей рассказа, бывший возлюбленный Матрены Васильевны, брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой. В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила. Её выдали замуж за родного брата Фаддея, Ефима, а через несколько месяцев объявился и сам Фаддей. Подробнее>>>

Ефим

Эпизодический персонаж, муж Матрёны, пропал без вести на войне.

Вторая Матрёна

Эпизодический персонаж, жена Фаддея и мать Антоши. Когда главная героиня Матрёна вышла за Ефима, брата Фаддея, то он решил найти себе непременно жену также по имени Матрёна, что и сделал, приведя её из Липовки.

Торговка молоком

Эпизодический персонаж, первая женщина, которую встретил Игнатич на станции Торфопродукт. Он купил у неё молока, а после разговора, она решила помочь ему найти комнату в деревне.

Григорьев­ Антошка

Эпизодический персонаж, сын Фаддея и второй Матрёны, ученик из 8-го “Г”, учителем у которого был Игнатич. Учился очень плохо, однажды даже Фаддей пришёл за него просить у Игнатича.

Кира

Эпизодический персонаж, дочь второй Матрёны и Фаддея, которую воспитывала Матрена Григорьева. Иногда помогала Матрене Григорьеве продуктами. Именно при перевозке сруба горницы для Киры погибла Матрена Григорьева.

Маша

Эпизодический персонаж, подруга Матрены Григорьевой.

Горшков

Эпизодический персонаж, председатель колхоза, который продал много гектаров леса в Одесскую область.

Жена­ председателя Горшкова

Эпизодический персонаж, была решительная и с грозным взглядом. Приходила к Матрёне звать её на работу для помощи в колхоз.

«Матренин двор»: главные герои рассказа А. Солженицына

Меню статьи:

Это произведение – второе в списке опубликованных автором, главным диссидентом Александром Солженицыным. «Матренин двор», главные герои которого будут охарактеризованы ниже, имеет любопытную историю публикации. Название, под которым вышел рассказ, – не «родное» для творения писателя. Изначально Солженицын дал произведению наименование «Не стоит село без праведника», но редакция не пропустила текст в печать: цензура.

Что такое «деревенская литература»?

Диссидент, литературовед и критик Андрей Синявский назвал «Матренин двор» произведением, лежащем в основе явления, названного впоследствии «деревенской литературой». Поэтому стоит дать и краткую характеристику, дефиницию того, что такое «деревенская литература».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за жизнью Матрены в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”

Это литературное направление в России, которое родилось в 1950-х годах и было популярно вплоть до 1980-х годов. «Деревенская литература» отличалась вниманием к ценностям традиционного уклада жизни, быту деревни, обычаям села. Частые темы этого направления следующие: драма раскулачивания, осмысление опыта формирования и функционирования колхозов, последствия коллективизации…

«Матренин двор» и ключевые персонажи рассказа

Предыстория

Солженицын написал это произведение, пребывая в Крыму, куда писателя пригласили друзья. Рассказ автор закончил довольно быстро: работа над текстом продолжалась с августа по декабрь. Когда Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании рассказа, тот сначала отказал: редактор журнала «Новый мир» был уверен, что цензура не пропустит текст.

Однако сохранилось множество положительных откликов на «Матренин двор». Например, Лидия Чуковская (редактор и поэтесса) даже писала, что «вторая вещь» известного диссидента понравилась ей куда больше, чем первая. Чуковская огорчалась, что второй текст писателя могут не пропустить в печать.

Тогда Твардовский предложил поработать над сменой названия рассказа. Позже, после утверждения редакционной комиссией произведения, Солженицын с юмором отметил, что с названиями в «Новом мире» ему постоянно не везет.

Итак, это была предыстория появления на свет «второй вещи» Александра Солженицына. Прежде чем перейти к характеристике главных героев «Матрениного двора», следует сказать несколько слов о сюжете произведения.

Сюжетная карта рассказа Солженицына

Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.

Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.

Умненькие вы наши! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием повести “Один день Ивана Денисовича”, которую написал Александр Солженицын

Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.

Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.

Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»

Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.

Герои «Матрениного двора» – крестьяне, тяжелая жизнь которых и представляется глазу читателя на страницах рассказа. Солженицын обращается к теме праведников, и в этом писатель не оригинален.

Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.

Рассказчик

Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.

Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.

Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.

Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.

В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.

Матрена Васильевна

Женщина прожила тяжелую жизнь. Сразу скажем: в конце Матрена умирает. Хозяйка дома, где остановился рассказчик, последует за детьми, ведь все они умерли в раннем детстве. Родственники отзывались о Матрене не слишком лестно, и больше интересовались имуществом, оставшимся после покойницы, чем самой умершей. Рассказчик осознает: Матрена – истинная праведница, а слова родни не имеют значения.

Супруг женщины не вернулся с войны: долгое время Матрена ждала, что тот придет, но муж так и не пришел. Женщина со временем прекратила ожидание. По ее словам, мужа Матрена любила по-своему, ведь тот относился к супруге хорошо, не поднимал на жену руку. Другие мужчины в деревне часто избивали жен, а потому Матрена ценила супруга за его нежное отношение к ней.

Муж Матрены любил жену, но женщина относилась к супругу скорее с благодарностью, чем с любовью: она готовилась стать женой старшего брата пропавшего мужа – Фаддея. Но Фаддей тоже пропал, не вернувшись с фронта. Поэтому Матрена вышла замуж (из-за давления родни) за брата суженого – Ефима.

Однако жизнь иногда поворачивается к людям неожиданными сторонами: с фронта внезапно возвращается Фаддей. В ярости, тот чуть было не убил Матрену и Ефима, но остановился, ведь Ефим – его младший брат.

Фаддей испытывал к Матрене сильные чувства: в жены мужчина выбирает девушку тоже с именем Матрена. Девушка родила Фаддею шестеро детей, а у Ефима все дети умерли, не прожив и трех месяцев. Жена Ефима решила, что испорчена. Поэтому Матрена берет на воспитание одну из дочерей Фаддея. Девочка (Кира) воспитывается в семье Ефима десятилетие, а потом уезжает, выйдя замуж.

Матрена никогда не жила «для себя». Постоянно жертвуя собой – ради колхоза, детей, мужа, родственников и соседей – женщина не знала, что такое забота о себе.

Работа Матрены была тяжелой, «мужицкой», но помощь женщина просить не привыкла. Кроме силы физической, рассказчик отмечает в героине силу внутреннюю. Матрена принадлежит к когорте женщин, которые могут «остановить коня на скаку и войти в горящую избу».

Но Матрена – не неотесанная крестьянка. Героиня – простая, но тонко чувствующая мир женщина. Она плачет, когда слышит музыку Глинки, проявляет мудрость в молчании и немногословии. Женщина также имеет собственные взгляды на мир, жизнь, политическое и экономическое развитие общества.

Роль праведника

Характеристика Матрены ведет нас к необходимости упомянуть идею праведности. Солженицын, словами рассказчика, делает вывод, что на праведниках, жертвующих собой, отдающих себя другим, и стоит Россия.

Читайте также:  Сочинение Теория о праве сильной личности Раскольникова

Судьба праведника и гибель Матрены

Матрена любит Киру – девочку, которую воспитала. Погибает женщина глупой смертью: героиня надрывается в попытке перевезти через рельсы свою избу (точнее часть дома), чтобы помочь Кире.

Фаддей

Обозленный на Матрену – невесту, по случайности доставшуюся младшему брату, – мужчина. Фаддей испытывает к Матрене страсть, которая перерождается в жестокость. Гибель героини связана с желанием Фаддея взять завещанное дочери – Кире – имущество до того, как умрет Матрена. Женщина, стараясь привезти часть дома девушке, получает увечье и умирает.

Примечательно, что на похоронах Матрены родня женщины плакала из вежливости и традиции, но не от искренности. Родственники тоже ждут раздела имущества. А Фаддей не посещает и поминки бывшей невесты.

Фаддей описан как стойкий, крепкий мужчина. На нем не сказался возраст.

Это – характеристика центральных героев рассказа «Матренин двор». Но есть также и второстепенные фигуры.

Персонажи второго плана

Не имея собственных детей (ведь все новорожденные умерли в младенческие годы), Матрена, несчастная женщина, просит у Фаддея и его супруги отдать ей девочку – на воспитание. Кира – это приемная дочь главной героини.

Кира искренне относится к приемной матери, а та часто передает девочке подарки, продукты, а также завещает дочери часть имущества.

Матренина сестра

Пример родственницы, которую интересует лишь наследство.

Матренин двор анализ и сюжет произведения

Анализ рассказа «Матренин двор» включает в себя характеристику его персонажей, краткое содержание, историю создания, раскрытие главной мысли и проблем, которые затронул автор произведения.

По утверждению Солженицына, рассказ основан на реальных событиях, «полностью автобиографичен».

В центре повествования – картина жизни русского села 50-х гг. ХХ века, проблема деревни, рассуждения на тему главных человеческих ценностей, вопросы добра, справедливости и сострадания, проблема труда, умение пойти на выручку ближнему, который оказался в трудной ситуации. Всеми этими качествами обладает праведник, без которого «не стоит село».

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А. Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому. В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине.

Жанр и идея произведения А. И. Солженицына

«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.

Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.

Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой. Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Краткое содержание Матренина двора

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Очерк по произведению А.И. Солженицына «Матрёнин двор» «Главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Муниципальный конкурс творческих работ учащихся

«Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России»

Скачать:

ВложениеРазмер
solzhenitsyn.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Демидовская СОШ

Конкурс творческих работ учащихся

«Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России»

по произведению А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

«Главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Автор: Андриянов Артём,

ученик 11 класса

Руководитель: Анашкина З.В.,

учитель русского языка и литературы

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что

есть она тот самый праведник, без которого,

по пословице, не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша» (А.И. Солденицын)

Имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин-тружениц: так же, как и они, героиня рассказа « ко всякой работе ловка», приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих «некрасовских» эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матреной, сани понес с испугу, « стиховой какой-то попался»; во время пожара героиня Солженицына спасает фикусы). Нет в её внешности ничего от «величавой славянки», не назовешь ее « красавицей, миру на диво». Она скромна и неприметна.

Солженицын не дает развернутого портрета Матрены. Из главы в главу повторяется чаще всего одна деталь – улыбка: « лучезарная улыбка», « улыбка её кругловатого лица», « улыбаясь чему-то», « просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой», « извиняющаяся полуулыбка». Заметим, что, как и все любимые герои писателя, Матрена

наделена неброской внешностью ( «простодушно глядя блекло-голубыми глазами», « с пеленой слезы в неярких её глазах»). Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную публицистически прямо: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому даже после страшной гибели героини её «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики и архаизмов ( два-дни, три-дни, приспею, к ужоткому, теперича, иззаботилась, любота, летось, обапол, пособить, вопрятаешь, тижель, молонья, дивирь, неуладкой), диалектное формообразование( не знато, бегма, кому часу). Даже искажение общепринятых произносительных норм создает неповторимый речевой колорит ( картовь, трогацать). Солженицын наделяет свою героиню и даром языкотворчества, о чём свидетельствует её изречения, напоминающие народные пословицы (« Не умемши, не варемши – как утрафишь?»), и многочисленные примеры народной этимологии: дуель (от дует), разведка (розетка), порция (порча), картонный суп. По поводу последнего примера автор замечает: « Так выговаривали все в деревне». Это свидетельство того, что способность к словотворчеству, по мысли писателя, – одно из коренных свойств народа. Так же глубоко народна и манера речи Матрены, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушки в сказках».

Внешне быт Матрены поражает своей неустроенностью (« в запущи она живет»). Всё её богатство – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует и о бедности Матрены, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию, и, что важнее, о её бессеребреничестве и столь ценимом Солженицыным самоограничении.Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно о фикусах говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно…» – а шуршание тараканов сравнивается с далеким шумом океаном. Кажется, сама природа живет в доме Матрены, все живое тянется к ней. Живущая в ладу с природой, Матрена весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнуться в её владения, например, к освоению космоса: «Ой-ой-ойиньки, чего-нибудь изменят, зиму или лето».

События рассказа ограничены четкими временными раками: лето-зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что её жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на который попал в плен Фадей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из неё все силы и ставил без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание всевозможных справок; ей не продают торф, заствляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как косить нигде не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает несправедливость. «Притесняют меня, Игнатич, – жалуется она. Кассиров, не продающих билеты, называет « паразитами несочувственными», а тех, кто ловит баб, ворующих торф, – врагами. Но Матрена не держит зла на судьбу и на людей. « У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа – работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. И за Ефима она пошла прежде всего потому, что « рук у них не хватало». Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось».

При этом окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матрена, придешь мне пособить». Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Более того, они дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно. Необходимая всем и каждому Матрена остается в своей деревне абсолютно одинокой.

Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «черный», противопоставляя его облик светоносности Матрены с её лучезарной улыбкой. Человек, чья жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, « пригорбленный большою поясницею», он тем не менее оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты: « глаза…деловито поблёскивали», «ловко лазил», «живо суетился». Корысть, жажда «захватить» участок для своей дочери заставляет его рушить дом, который он когда-то сам строил. Но та же его скаредность становится и причиной трагедии: вторые сани начали разваливаться на переезде, потому что «Фаддей для них лесу хорошего не дал». Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. Когда « дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал лишь о том, чтобы «спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришел. Но самое главное, что Фаддей был в деревне такой не один. Типичность его нравственной позиции подтверждают и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей «вязаночку», и сестры Матрены, чьи плачи над гробом были обвинением мужниной родне, и её золовки, из чьих причитаний «выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!» (заметим, что, изображая Матренину родню, автор не жалеет иронии). На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Мтарены исключает конфликтные отношения с людьми, но противостояние двух нарвственных систем очевидно: традиционной народной нравственности с её соборностью и незлобливостью противопоставлена разъединяющая людей потребительская, прагматическая мораль. «Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше»,- замечает писатель. Именно так понимает добро Матренина родня и совсем иначе Матрена. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

Главный пространственный центр рассказа – двор. Однако пространство рассказа всё время расширяется, и в поле зрения автора попадает вся деревня, колхоз, станция, город, а в связи с сообщениями по радио – вся страна. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нём становится ложь. Лжет председатель колхоза, вовремя запасшийся торфом и не продающий его жителям, лжет его коллега Горшков, вырубивший под корень гектары леса и получивший звание героя, лжет трест, показывающий в сводках обильную добычу торфа, лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны, лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости, лжет тракторист, уводящий трактор «тайком для левой», лжет сапожник, прятавшийся уматерив подполье всю войну, наконец, лжет государство, которое « сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Лжет сам язык этого государства, заменяющий исконно русские, запечатлевшие правду народной жизни названия деревень языковыми монстрами, вроде «Торфопродукта». Этому миру лжи и противопоставлен Матренин двор. Здесь вся правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что « в нем не было лжи». Необразованная, едва гармотная Матрена чутко улавливает любое проявление фальши, о чем свидетельствует её восприятие русских песен в исполнении Шаляпина. В этом эпизоде Солженицын продолжает начатый в «Одном дне…» спор об искусстве. Для писателя правда становится важнейшей эстетической категорией. В ней, а в не формальных изысканиях видит он истинную красоту (можно спорить с такой позицией, но нельзя не согласиться, что народное сознание ищет в искусстве прежде всего правды и искренности).

С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбы Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освященной водой

( кстати, Матрена даже не помышляет о возможности воровства:«Не прихватил ли кто неуладкой…»), и исчезновение колченогой кошки. И в боязни железной дороги открывается Матрене тайна её смерти. Тревогой наполняется её дом в ночь трагедии: « толпа испуганных фикусов»,

« мышками овладело какое-то безумие», «мыши пищали, стонали почти». Все предвещает не только смерть хозяйки, но и гибель того особого мира, центром которого она была. Дом Матрены, когда-то «молодой», со «струганными бревнами и веселым смолистым запахом», постепенно ветшает («изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба»), но все же остается крепким, ибо « строено было давно и добротно». Время не смогло разрушить избу, её разрушила человеческая жадность. Добродушная Матрена согласилась при жизни отдать горницу своей воспитаннице Кире, но «не спала … две ночи», так как «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила столько лет». А вот «ломатели» не думают ни об избе, ни о её хозяйке: «избу саму … отсекли временной тесовой стеночкой. В стене они покинули щели…» Но и горницу они перевезти не сумели. Её гибель на переезде приобретает символический смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гибнет человек, порвавший со своими корнями. Горькая судьба ожидает и избу Матрены. В ночь трагедии она изображена «выстуженной частым открыванием дверей», погруженной во тьму и тишину: с гибелью Матрены из её дома уходит тепло, свет и сама жизнь. Не осознавая этой духовной утраты, родственники хозяйки вынесли из опустевшей избы её любимые фикусы, а саму избу до весны забили, продолжая спорить, кому она достанется. Для родни и соседей гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней да возможность поживиться её нехитрым добром, для рассказчика – это гибель «родного человека» и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля.

Ссылка на основную публикацию