Характеристика и образ Алеши из сказки Черная курица, или Подземные жители

Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители

Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций и порой не в лучшую сторону. Изменения поведения отчетливо видны у детей с неокрепшей психикой.

Главный персонаж сказки, Алеша, учится в петербургском пансионе и очень скучает по дому и родителям. Он хорошо успевает по предметам, помогает другим детям, любит природу и животных. Родители Алеши живут далеко, и он долго не может с ними встретиться. В качестве развлечений мальчик много читает и гуляет в саду. Алеше очень понравилось кормить курочек, которые ходили по саду. Особенно любимой стала Чернушка, с которой в дальнейшем мальчик проводил все больше времени.

Узнав о том, что Чернушку собираются зарезать, Алеша выкупил ее у кухарки и спас ей жизнь. Ночью Чернушка пришла к нему и попросила следовать за собой. Она предупредила мальчика, чтобы он не шумел. Так Алеша попал в подземное королевство. С удивлением он узнал, что Чернушка это министр, который находится на хорошем счету у короля и любим жителями волшебного государства. За его спасение король обещал исполнить любое желание мальчика. Алеша подумал и попросил, чтобы он знал всегда учебные задания, не уча их и не прикладывая усилий. В дар он получил семечко, которое должно было лежать в кармане его одежды. Чернушка попросила Алешу никому не рассказывать о подземных жителях, иначе им придется уходить в другое место. Так в жизни Алеши появилось волшебство.

Когда началась учеба, Алеша испытал действие семечки. Не выучив уроков, он блестяще ответил на все вопросы. С тех пор Алеша перестал читать учебники и готовиться к занятиям. Со временем, из трудолюбивого, доброго мальчика он превратился в ленивого и заносчивого ученика. Волшебные успехи в учебе все больше портили характер Алеши, но как-то раз, он не смог ответить на вопросы учителя. Оказалось, что семечко исчезло из кармана одежды. Мальчик очень сильно расстроился. Чернушка пожалела Алешу и принесла ему ночью пропавшее семечко.

На следующее утро Алеша ответил урок и соврал, что выучил его утром. Другие ученики уличили Алешу во лжи, и он из страха перед наказанием, рассказал всем о подземном королевстве. Мальчику никто не поверил и его наказали. Ночью Алеша услышал, как жители подземного королевства стали уходить с обжитого места, а Чернушка-министр звенел надетыми на него цепями. От расстройства Алеша заболел.

Прошло время, Алеша выздоровел и решил исправить свой характер в лучшую сторону. Он опять стал прилежно учиться и перестал заноситься перед друзьями.

2 вариант

Повесть «Черная курица, или Подземные жители» была написана А.Погорельским для детской аудитории. Главный герой назван в честь мальчика, о котором говорилось в сказке и, которая была написана непосредственно для него. Алеша – родной племянник автора, который стал известен миру как писатель Алексей Константинович Толстой.

За основу сказочной повести автор взял большую дружбу Алеши Толстого с курочками, которые жили в поместье у его дяди. Мальчик готов отдать все свое состояние в виде золотого империала кухарке, чтобы выкупить у нее курочку по имени Чернушка. Автор писал, что курочка, которую он выкупил, всюду следовала за ним как верный пес.

Автор описал Алешу как девятилетнего мальчика, умненького и миленького. Алеша преуспевал в учебе и его все любили. В том, как автор повествует эту историю, ощущается некая печальная нежность, испытываемая им по отношению к мальчику. Образ Алеши привлекателен тем, что мальчик живет в ожидании волшебства, что свойственно его застенчиво-детской природе. Сказочность повести проявляется через детский взгляд на, казалось бы, обычные вещи, такие как, например, дырки в заборе, которые мальчик считает делом рук какой – то волшебницы, а не следами, оставшимися от гвоздей.

Алеша спас любимую курочку Чернушку, а она в ответ раскрыла ему тайну о том, что под полами, в подземелье есть целое подземное царство, в котором живут маленькие человечки. Сама Чернушка в этом подземном мире вовсе не курица, она является главным министром. С наступлением ночи, когда все засыпают, Чернушка тайком провожает Алешу в подземное царство и знакомит с королем, который в знак благодарности за спасение Чернушки награждает мальчика. Но Алеша высказал, свое желание, не успев его обдумать. Он пожелал, не уча уроки знать их. Полученное в подарок от короля конопляное семечко выполняло желание мальчика. Алеша изменился и вместо доброго и скромного мальчика превратился в гордого и непослушного. Но однажды семечко исчезло, и Алеша утратил свой талант. Алеша должен был признаться в том, как ему удавалось заучить наизусть сразу такое количество страниц, иначе его ждало наказание. Испугавшись, мальчик поведал свой секрет, в который в итоге никто не поверил, приняв его за лгуна. Алешу за это еще и высекли. Но главное наказание, которое его ждало, было впереди и заключалось оно в том, что ему пришлось расстаться с любимой курицей Чернушкой, ведь по его вине королю подземного царства вместе со всеми его жителями пришлось покинуть родные места и переселиться как можно дальше от них. А его теперь уже бывший друг министр Чернушка был приговорен к ношению золотых цепей.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Алеши в повести Черная курица, или Подземные жители

Популярные сегодня темы

Пушкин написал свою знаменитую оду «Вольность» в 1817 году, после окончания лицея. Поэт написал это произведение, когда ему было 18 лет.

Я всю свою жизнь мечтал о собаке, но мне не разрешали ее заводить. Родители говорили, что я слишком маленький и не смогу за ней ухаживать. У многих моих одноклассников были собаки

В рассказе А. М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня, старая цыганка, рассказывает легенду о Данко.

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых великих классиков России. Его творческий путь был нелегкий, была слава, но и были беды. За «бунтарский нрав» поэта отправили в ссылку. Впрочем этот момент

Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.

Характеристика Алеши из сказки “Черная курица или подземные жители”

Сказка – повесть, написанная А. Погорельским, переносит нас в старинный город Петербург, который очень хорошо описан в сказке, а конкретно пансион, его помещения и строгие учителя, обучающие учеников.

Главный герой сказки – Алёша, который учится в этом пансионе. Ему «не более 9 или 10 лет».

Родители его жила далеко от Петербурга, а учителю заплатили условленную плату за обучение ребенка. Сначала мальчик очень переживал разлуку с родителями, но потом стал иногда, когда играл с товарищами думать, что в «пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме».

Таким образом ребенку не доставало родительской ласки и заботы, и он постоянно мечтал, что вот-вот появятся родители. Друзей у Алеши в пансионе было много, да и учителя его любили.

Мальчик был умным, учился хорошо, был дисциплинированным, поэтому «дни учения для него проходили скоро и приятно». Одинок он был лишь в субботние и воскресные дни, когда все учащиеся уезжали домой. И он оставался один. Единственным его утешением были книги, которые ему позволял брать из своей небольшой библиотеки учитель. Свое свободное время он проводил, сидя за чтением книг.

Алёша

«Библиотека, которой пользовался наш Алеша, большею частию состояла из книг немецкой литературы, где «господствовала мода на рыцарские романы и волшебные повести». «Итак, Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей»

Любимое занятие его было мысленно переноситься в старинные века. Мальчик был мечтатель, поэтому то он и «уносился» в далекие века рыцарей, то мечтал, что вот появится волшебница и даст ему игрушку или письмо от родителей.

Еще одно из любимых его занятий было кормить курочек, живущих около забора во дворе. Это говорит о том, что он любил животных и птиц, и наиболее любимой была черная курица, которая была названа Чернушкой. Она так же любила его, даже «более, нежели подруг своих». Когда же кухарка хотела поймать эту курицу, чтобы приготовить обед, Алеша не пожалел свой империал, составлявший все его состояние. Он отдал все, что у него было, защищая свою любимицу. Это говорит о том, что мальчик был добрым, бескорыстным.

После этого события автор сказки знакомит нас с подземным королевством маленьких рыцарей, который нам и Алеше показывает Чернушка. Она с помощью различных чудес проводит нас в подземный мир, но идти нужно тихо, а так как Алеша – мальчик любознательный, он постоянно что-то трогал и Чернушке приходилось сражаться с рыцарями.

В первый день, видя все то, о чем он мечтал, Алёша от волнений не выдерживает и падает в обморок, так как он был мальчик очень впечатлительный.

Но на следующую ночь Алеша все-таки попадает в подземный мир, который живет по своим законам. Здесь честно служат истине. Волшебный мир открывает свои тайны мальчику. За его храбрый поступок, спасение Чернушки, король награждает его конопляным семечком.

От неожиданно нахлынувших чувств, переживаний и множества событий, произошедших с ним, Алеша не знал, какое желание загадать и сказал то, что ему особо было не нужно. Но король был вынужден выполнить его желание, которое освободило Алешу от труда – все стало даваться ему легко, без усилий. Взамен король потребовал, чтобы мальчик никому не рассказывал о том, что видел.

Уроки, которые раньше нужно было учить теперь «учились сами». Все хвалили Алешу. «Сначала он стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали.»

Он стал заносчивым и надменным. Товарищи отвернулись от него. Похвалы и неожиданный успех, которого он не добился своим трудом, повлияли на мальчика именно так.

Когда настал день раскаяния, невозможности больше скрывать каким образом ему удается так много запоминать, Алеша не выдержал напора учителя и товарищей и, рассказал все о подземном царстве, не сдержав обещания. Ему, конечно же, никто не поверил и его наказали за вранье. Успех вскружил голову некогда скромному Алеше до того, что он предал товарища – Чернушку ради собственной выгоды.

Подземным жителям пришлось покинуть город из-за безответственности Алеши. Автор же дает понять читателю, что успеха нужно добиваться собственным трудом, в последствии они не должны мешать человеку быть добрым и преданным.

Алеша оказался в такой ситуации, потому что ему недоставало внимания родителей, он часто оставался в одиночестве и предавался мечтам, которые уносили его далеко от реальности. Обильного внимания, похвал, которых ему не хватал, Алеша не выдержал. В результате «появился» совершенно другой мальчик.

Узнав, что из-за его ошибки, которую он осознал, подземным жителям пришлось покинуть свой город, Алеша заболел, потому что потерял лучшего друга. «Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которые, впрочем, ему и не задавали»

Алеша в повести “Черная курица, или Подземные жители”: образ, характеристика, описание характера и внешности

Алеша. “Черная курица”.
Иллюстрация
Э. Е. Беньяминсона

Алеша является одним из главных героев волшебной повести “Черная курица, или Подземные жители” Антония Погорельского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Алеши в повести “Черная курица, или Подземные жители”: описание характера и внешности персонажа в цитатах.

Смотрите:
– Краткое содержание повести
– Все материалы по повести “Черная курица”

Алеша в повести “Черная курица, или Подземные жители”: образ, характеристика, описание героя

Действие повести происходит в конце XVIII – начале XIX века в Петербурге.

“. теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии.”

“. мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.”

“. Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте. “

“Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед по обе стороны груди.”

“Алеша поспешно надел свою красную бекешу* на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком. ” (*бекеша – мужское пальто )

“Родители его, жившие далеко‑далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.”

“Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.”

“Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно. “

“. из доброго милого и скромного мальчика. “

“Мне давно было известно, – сказал король, – что ты добрый мальчик. “

“. он был добрым и скромным, все его любили. “

“Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили. “

“Ты добрый мальчик, – продолжала курочка, – но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!”

“. но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил ответом.”

“Сколь для Алеши ни было лестно, что приписывали ему такой благородный поступок, но он любил правду и потому, сделав низкий поклон, сказал:

– Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.”

“. когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. “

“. рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода.”

“Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…”

“. юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам.”

“. ему казалось, что какая‑нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.”

“Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике. “

“. крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти.”

“Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою.”

Однажды Алеша спасает Чернушку от гибели, когда кухарка собирается пустить птицу на обед. Мальчик отдает кухарке все свои сбережения – один империал (1 империал = 10 рублей, что являлось крупной суммой в то время):

“Алеше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке и с твердостью отдал драгоценный подарок.”

“Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.”

“. черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…”

“. я совсем не знал, что ты говорить умеешь!” (Алеша о курице)

“Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.” (король о Чернушке)

“Мой министр – не курица, а заслуженный чиновник!” (король)

“Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.”

“. третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду.” (король – Алеше)

“Я бы желал, – сказал он, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.

– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.”

“Алеша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман, обещаясь быть молчаливым и скромным.”

“. если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко‑далеко, в другие страны.” (Чернушка – Алеше)

“Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алеша.”

“Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…”

“Алеша вовсе не учился, а все‑таки знал урок с начала до конца, без малейшей ошибки.”

“. Алеша всегда отвечал безошибочно и не запинаясь. ” (благодаря зернышку)

“Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.”

“Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.”

“Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.”

“. внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит. »”

“Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало‑помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их.”

“Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.”

“. к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже и день ото дня товарищи менее его любили.”

“Притом Алеша сделался страшным шалуном.”

“Наконец он так надоел всем дурным своим нравом. “

“. а теперь… я не узнаю тебя!” (Чернушка об Алеше)

“. всунул руку в карман, чтоб ощупать семечко… Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из глаз его… он горько плакал и все‑таки не мог сказать ни слова.”

“Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно.”

“Алеша с восхищением взял любезное свое семечко из лапок курицы. “

“Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…”

“Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман… конопляного зернышка в нем не было.”

“. чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно.”

“Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко‑далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно. “

“Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью. Он ужаснулся.

– Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, – сказал министр с глубоким вздохом. “

“– . Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!”

“. послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.”

“Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.”

Таков цитатный образ и характеристика Алеши в волшебной повести “Черная курица, или Подземные жители”: описание характера и внешности героя в цитатах.

Читайте также:  Сочинения по творчеству Перро

Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Русская прозаическая литературная сказка первой половины Х1Х века

План:

1. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проблематика, идейный смысл, сюжет, образ главного героя, своеобразие стиля, жанровая специфика.

2. Основные аспекты творчества В.Ф. Одоевского.

3. Дальнейшее развитие литературной сказки в России

1. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2002, с. 60 – 61, 72 – 76, 92-96

2. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1979

Писатели-романтики открыли для «высокой» литерaтуры жанр сказки. Параллельно с этим в эпоху романтизма произошло oткрытие детства как уникального, неповторимого мира, глубина и ценность которого притягивает взрослых.

Исследователь русского романтизма Н. Верковский писал o том, что романтизм установил культ ребенка и культ детства. B поисках идеала романтики обратились к незамутненному детскому взгляду на мир, противопоставляя его порой эгоис­тическому, грубо материальному миру взрослых. Мир детст­ва и мир сказки идеально соединились в творчестве A. Пого­рельского. Его волшебнaя повесть «Черная курица, или Под­земные жители» стала классическим произведением, изначально адресованным юным читателям.

Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Пeровскoго, по6очнгго сына знатного екатерининского вельможи А.К. Разумовского. B детстве А. Перовский полу­чил разностороннее домашнее образование, затем за два c небольшим года окончил Московский университет. Из уни­верситета вышел со званием доктора философии и словес­ных наук, полученным им за лекции естественнонаучного со­держания. Во время войны 1812 года Пеpовcкий был боевым офицером, участвовал в сражениях при Дpездене, Кульме, служил в Саксонии. Здесь он познакомился c известным не­мецким музыкантом и писателем-романтиком Т. Амадеем Гоф­мaном. Общение c Гофманом наложило отпечаток на харак­тер творчества Перовского.

Иронический псевдоним «Антоний Погорельский» связан c названием имения писателя Погорельцы в Черниговской губернии и именем святого Антония Печерского, некогда удалившегося от мира в Чернигов. Антоний Погорельский — одна из самых загaдочных фигур в русской литературе. Дру­зья назывaли его петербургским Байроном: он был так же умен, талантлив, безрассудно смел и даже внешне напоминал знаменитого английского поэта.

А.Погорельский писал стихи, статьи o литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял y исто­ков фантастического направления в отечественной литерату­ре. Сборник повестей «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) привлекал таинственностью то загадочных, то трогательных историй, рассказанных c изрядной долей умной иронии; роман «Монастырка» (1 ч.— 1830, 2 ч.— 1833) был в свое время замечен как первое удачное произведение о русском провинциальном дворянстве, наконец, волшебная повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители» (1829) на протяжении ста c лишним лет увлекает детей сказочным сюжетом, без назидательности убеждает в подлинной ценности добра, правды, честности и трудолюбия. Погорельский внес вклад в развитие русской литературы и тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника — Алексея Константиновича Толстого.

«Черная курица, или Подземные жители» (1828).

Проблематика, идейный смысл. Повесть имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». B ней две линии повествования — реальная и сказочно-фан­тастическая. Иx причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал по­весть для десятилетнего племянника. Алешeй он называет главного героя. В переводе с греческого Алексей – значит заступник, так счастливо совпали посвящение племяннику, собственное имя литературного персонажа и его суть. Но в сказке ощутимы отголоски не только дет­ства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). B детстве он на короткое время был помещен в закрытый пан­сион, страдал от разлуки c домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников — это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти Детства» автора.

Читайте также:  Образ и характеристика Ларры в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

«Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были за­перты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Вся­кий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было — подбежать к забору».

Круглые дырочки в заборе — единственная связь с внеш­ним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельско­го. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с час­тым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность. Время и место произо­шедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона. » Перед читате­лем возникают Петербург конца Х1Х века, пансион, учитель c буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудрен­ная и напомаженная, c целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши.

Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны c уче­том детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жите­лей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была yбрaнa. Ему показалось, что стены сдела­ны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пан­сиона. Панели и двери были из чистого золота. B конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли крес­ла из золота. Алеша любовался этим убранством, но стран­ным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в ска­зочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебря­ных шандалах, кивающие голевой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пун­цовыми перьями на шляпах) сближают два плана повество­вания, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повество­вания, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизнен­но убедительную, поистине волшебно-сказoчнyю форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Сюжет повести. Серьезная проблематика повести Погорельского легко усваивается детьми благодаря увлекательному сказочному сюжету и очень удачному центральному образу героя — сверстника читателя.

Анализ сюжета повести убеждает, что в жанровом отношении произведение это не столь уж однозначно, что дополнительно сооб­щает его содержанию художественную полноту и педагогическую глубину.

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта —выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечка, а не других взращенных прекраснъех цветов и пло­дов. Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил . и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы —произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предателытво» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто­рона —повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Образ главного героя

Образ Алеши, девятилетнего воспитанника старинного петербургского пансиона, разработан писателем с особым вниманием к его внутренней жизни. Впервые в русской детской книге здесь появился живой мальчуган, каждое душевное движение которого говорит o глубоком знании автором детской психологии. Алеша наделен чертами, характерными для ребенка именно его возраста. Он эмоционален, впечатлителен, наблюдателен, любознателен; чтение старинных рыцарских романов (типичный pепертуар чтения мальчика XVIII века) развило его вообpажение, богатое от природы. Он добр, смел, отзывчив. И вместе c тем ничто ребяческое ему не чуждо. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты.

Как y большинства детей, в его сознании сказка и действительность слиты воедино. B реальном мире мальчик ясно видит неуловимые для взрослых следы чудесного и сам непрерывно ежеминутно в повседневной жизни творит сказку. Так кажется ему, что дырочки в заборе, сколоченном из стaрых досок, правертела волшебница, и, конечно, нет ничего удивительного, если она принесет весточку из дома или игрушку. Обычная курица, спасаясь от преследования кухарки, вдруг запросто может заговорить и обратиться за помощью. Поэтому так естественно входят в жизнь героя, a вместе c тем и в сюжет повести и волшебные рыцари, и оживающие фарфоровые куклы, и таинственное подземное царство c его мирным и добрым народом, и обладающее магической силой зернышко, и другие чудеса сказки со всеми правами и законами.

Насколько легко вторгается сказка в жизнь героя Погорельского, настолько свободно в свою очередь в повествование o таинственном введены приемы реалистического письма: точность в описании бытовых деталей и несвойственные сказке элементы психологического анализа.

Детали быта в скaзочных эпизодах повести словно подсказаны художнику ребенком, исполненным наивной веры в реальность всего чудесного. Крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, величиной c Алешин маленький пальчик, появляются на стульях, рукомойнике и на полу темной комнаты, курочка Чернушка приходит за Алешей; большая лежанка из голландских изразцов, на которой синей глазурью нарисованы люди, звери, встречается на их пути в подземное царство. Видят они и старинные кровати c белыми кисейными пологами. Нетрудно заметить, что все эти предметы попали в повесть не из неведомой волшебной страны, а из обычного петербургского особняка XVIII века. Таким образом, писатель вместе c героем как бы «oживляют» сказку, убеждая и читателя в достоверности сюжетного вымысла.

Чем дальше Алеша вместе с Чернушкой идут в таинственный мир подземных жителей, тем меньше становится в тексте истори­ческого и бытового колорита. Но четкость детского видения, детская зоркость и конкретность представлений остается: двадцать рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на латах тихим маршем входят попарно в залу, двадцать малень­ких пажей в пунцовых платьях несут королевскую мантию. Одежды придворных, убранство дворцовых покоев – все выписано Погорельским с пленяющей ребенка обстоятельностью, создающей иллюзию «всамделишности», которую он так ценит и в игре, и в сказке.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью героя к мечтательности, к фантазиро­ванию. Он любит рыцарские романы и часто готов видеть обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к при­ему которого с волнением готовятся в пансионе, в его вооб­ражении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме c блестящими перьями», но, к своему удив­лению, вместо «шлема пернатого» Алеша видит «просто ма­ленькую лысую головку, набело распудренную, единствен­ным украшением которой. был маленький пучок». Но ав­тор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему Чернушка, будучи министром, является в виде ку­рицы и какую связь имеют подземные жители со старушка­ми-голландками.

Развитое воображение, способность мечтать, фантазировать составляют богатство личности растущего человека. Поэтому так обаятелен главный герой повести. Это первый живой, несхематичный образ ребенка, мальчика в детской литературе. Алеша, как всякий десятилетний ребенок, любознателен, подвижен, впечатлителен. Его доброта, отзывчивость прояви­лись в спасении любимой курочки Чернушки, что и послужило завязкой сказочного сюжета. Это был решительный и смелый поступок: маленький мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей ему «ужас и отвращение» своей жестокостью (кухарка в тот момент с ножом в руках схватила Чернушку за крыло). Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него импе­риалом, пoдaрeнным доброй его бабушкой. Автору сентимен­тального детского рассказа этого эпизода было бы вполне достаточно для того, чтобы вознаградить сторицей героя за доброе сердце. Но Погорельский рисует живого мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к своим бедам Алеша совершает непред­намеренно. На заманчивое предложение короля назвать свое желание Алеша «поспешил c ответом» и сказал первое, что могло прийти в голову почти всякому школьнику: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Развязка повести — сцена прощания Чернушки c Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка – воспринимается читателем как эмоциoнaльнoе потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе c героем драму предательства. Без преувеличения можно гово­рить в катарсисе — возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки Погорельского.

Особенности стиля

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп­ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, —размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Читайте также:  Герои произведения Ася Тургенева

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 107505 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Формирование характера Алеши – главного героя сказки “Черная курица, или Подземные жители” (стр. 2 из 3)

Второй мир, так же как и первый, свидетельствует о неблагополучии внутренней жизни ребенка, сигнализирует о необходимости руководить действиями любознательного и неискушенного мальчика и об опасности доверять всем его бессознательным порывам.

«Детская непосредственная простота» не является поэтому у Погорельского предметом поклонения. Преклонение перед невинным ребенком Погорельский заменяет чисто человеческой, мудрой христианской любовью к доброму, но легкомысленному мальчику, который глубоко страдает, остро чувствует свою вину и раскаивается в совершенном.

Сцена прощания с Чернушкой повторяет некоторые моменты прощания Церины с Эльфридой: появляется представитель волшебного царства, дается описание его внешнего вида, разговор, где и Церина, и Чернушка подчеркивают бедственное положение обитателей сказочных миров. Вся же сцена в целом имеет самобытный характер. В ней Погорельский серьезно расходится с Тиком. Церина по-прежнему любит лишь невинную Эльфриду, а не Мари, обрекшую ее на страдания, эльфа «очень зла».

Чернушка же говорит сквозь слезы: «Я тебя прощаю, не могу забыть, что спас мне жизнь мою, и все-таки люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки».

Любовь и доброта, по Погорельскому, это основа подлинной красоты человека.

«Черная курица» не оставляет чувства безысходности, не содержит «пресноты и фальши морализирующих сказок», ее эмоционально – обобщающая мысль поражает силой, рожденной глубиной философского подтекста, в котором так часто отказывали сказке.

Погорельскому удалось избежать крайностей, противопоставления рационализма и непосредственности, разума и чувства, воли и эмоций, свободы и необходимости. Только их гармоничное сочетание в человеке способно избавить его от неоправданных ошибок и опасных заблуждений.

Восприняв одно из важнейших положений немецкого романтизма о том, что сказка не утеха детям на сон грядущий, а «сама природа», что именно она наиболее пригодна для воплощения универсальных идей, Погорельский создал удивительную повесть, где образ ребенка запечатлен во всей его сложности.

Однако этим не исчерпывается значение сказки. В ней не только верно изображен ребенок, но и отражено его реальное положение в мире. Феномен сказки состоит в том, что сделано это с помощью приемов, которые у немецких романтиков приводили к выводам, либо удручающим своей безысходностью, либо к иронии, провозгласившей невозможность достижения истины. Путь этот вел к кризису романтического мироощущения в целом. Погорельский же, по мысли исследовательницы его творчества Е.П. Званцевой, «вошел в число писателей, которые во главе с Пушкиным заложили основание русской классической прозы».

Трансформация романтических идей, которая произошла в сказке, обнажает глубинные тенденции развития русской нравственно – эстетической мысли, создавшей в XIX веке шедевры всемирно – исторического значения.

Писатель впервые доказал самостоятельность детского мира, наличие у ребенка собственной системы ценностей, вкуса, творческих способностей. Образ Алеши отличается достоверностью психологического рисунка, им открывается галерея образов в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Гагарина – Михайловского.

Ключевая идея произведения – крах инфантилизма, переход от наивных фантазий к осознанию ответственности за поступки – стала одной из ведущих идей русской детской прозы. Мысли о самостоятельном пути человека в мире нравственных понятий, об этическом законе, действующем в искусстве точно так же, как в жизни, безусловно, – важная часть содержания.

Традиционное романтическое двоемирие нашло оправдание в объективном двоемирии детского сознания. В образе Алеши соединились черты маленького Алеши Перовского и Алеши Толстого.

Погорельским была найдена золотая середина в манере повествования о детстве между рассудительностью и сочувствием, с оттенками мягкого юмора и сентиментальности, вполне уместной при воспоминаниях. Чувство меры проявляется и в слоге, переходящем от книжно – повествовательного к слогу живого общения наставника с ребенком. Таким образом, в «Черной курице» определилась одна из основных черт детской литературы – наличие двух планов повествования – детского и взрослого.

В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей». «Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», – пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».

Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика. За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша – ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского.

Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла.

Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша – живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский.

В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения развивается так, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» – гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», – говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » читательский дневник » Погорельский А. “Черная курица или подземные жители” Читательский дневник

Погорельский А. “Черная курица или подземные жители” Читательский дневник

Автор: Погорельский А.

Название: “Черная курица или подземные жители”

Жанр: сказочная повесть

Тема произведения: о детях

Число страниц: 91

Главные герои и их характеристика

Алеша. Добрый и милый мальчик, всеобщий любимец. Отзывчивый, ранимый, большой фантазер и мечтатель. Не выдерживает испытание вседозволенностью и становится черствым эгоистом, за что оказывается сурово наказан. Понимает свои ошибки и вновь становится добрым товарищем и честным мальчиком.

Чернушка. Курица-министр. Благодарная, верная, честная. Прощает Алешу, несмотря на то, что сама оказывается строго наказана.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о том, как простой мальчик узнает тайну подземных жителей и получает волшебное семечко. Как мальчик становится плохим и как он раскаивается в своем поведении.

Сюжет — краткое содержание

Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.

Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.

Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.

Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.

Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда. Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась сцена охоты в подземном мире. Когда Алеша оказался в подземном мире, он сел на палочку с головой лошади и поскакал на ней по переходам. Вместе с охотниками он охотился на подземных крыс, видел деревья из мха и различные драгоценные камни.

План произведения для пересказа

  • Алеша учится в пансионе.
  • Алеша выручает Чернушку.
  • Чернушка и черные рыцари.
  • Алеша попадает в подземный мир.
  • Охота под землей
  • Волшебный дар короля.
  • Алеша зазнался.
  • Потерянное семечко.
  • Визит Чернушки.
  • Наказание и предательство.
  • Чернушка в цепях.
  • Болезнь и выздоровление.

Главная мысль

Своих друзей предавать нельзя, а свое слова нельзя нарушать. Всего в жизни следует добиваться своим трудом, а не волшебством.

Чему учит эта книга

Эта сказка учит нас доброте, благородству, отзывчивости. Умению быть благодарными и умению прощать. Учит трудиться, не искать легких путей, преодолевать собственные слабости и недостатки. Учит держать свое слово, учит помогать друзьям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка. Мальчик Алеша был добрым и хорошим, он спас Чернушку, не пожалев свою единственную монету, все свое богатство. Но волшебное семечко сыграло с Алешей дурную шутку, сделав его эгоистом, а потом и предателем. Но Алеша исправился, и поэтому он мне все-таки нравится. У каждого человека есть недостатки, но уважения заслуживает тот, кто находит силы эти недостатки исправлять.

Новые слова и выражения

Пансион — специальное учебное заведение в старину.

Империал — старинная золотая монета.

Кушак — пояс, ремень.

Шандала — особый подсвечник.

Пословицы к произведению

Давши слово, держись, а, не давши, крепись.

Ссылка на основную публикацию