Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение

Образ и характеристика Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является молодой человек, приехавший на некоторое время в провинциальный городок из столицы, по имени Борис.

Борис представляется писателем как хорошо образованный, начитанный мужчина, отличающийся модным стилем одежды и современным столичным нравом с оттенками снобизма. Местные жители считают Бориса по тону общения и манере одеваться заграничным франтом.

Его приезд в губернию вызван меркантильными мотивами получения денежного наследства от родного дяди Дикого. Правда, дядюшка вовсе не намерен расставаться со своим богатством ради племянника и пытается в силу грубого и жестокого характера всячески высмеять и оскорбить Бориса в надежде, что он покинет его дом. Однако Борис стойко переносит и терпит издевательства жадного купца, поскольку богатство для него составляет главный смысл жизни, хотя он четко понимает, что наследства, видимо, никогда не получит. В силу своей слабохарактерности и слабоволия мужчина постоянно унижается и заискивает перед неуправляемым дядюшкой, будучи не в состоянии осуществить самостоятельные действия.

Писатель вводит образ Бориса в произведении для иллюстрации глубины и трагизма личности главной героини пьесы Катерины, которая влюбляется в Бориса.

В этой любовной связи проявляются основные отрицательные качества героя – трусость и мелочность. Девушка полна смелости и решимости открыть правду об их взаимоотношениях своей семье, но Борис ощущает страх и не желает, чтобы их тайна открылась. Ему только кажется, что он влюблен в Катерину, но на самом деле юноше нет до нее никакого дела. Борис не в состоянии взять на себя ответственность и защитить влюбленную в него Катерину, при этом он не забывает каяться и сожалеть о случившемся. По своей натуре – это эгоистичный человек, продолжающий даже в самые трагические моменты мыслить только о себе, а не о душевном состоянии Катерины.

После гибели Катерины забыв о моральных, нравственных принципах и человеческих чувствах Борис решает покинуть город. Он мог бы ранее увезти девушку вместе с собой, поддерживая ее выбор, но боится гнева родных.

Писатель акцентирует внимание читателя на том, что одной из причин, толкнувших к самоубийству Катерину, является именно малодушие Бориса, готового покорно принимать сложившуюся ситуацию, неспособного к принятию решения и жертвенные поступки ради настоящего чувства.

Вариант 2

Персонажи в пьесе Островского «Гроза» делятся на две категории: герои, представляющие «темное царство» и герои, которые являются жертвами этого царства. К первой относятся Дикой, Кабаниха, ко второй – Катерина, Тихон, Борис. Но можно ли с полной уверенностью сказать, что Борис является жертвой?

Образ Бориса можно раскрыть всего лишь несколькими строчками: это малодушный, бесхарактерный молодой человек, который недавно приезжает в Калинов и желает получить большие деньги, ради которых он готов пожертвовать всеми нравственными устоями.

Внешность Бориса тоже требует мало слов. Он приехал из Москвы, одет лучше, чем местные жители, по типу зарубежного человека. У Бориса другое мировоззрение и, в отличие от калиновцев, он им гордится и постоянно выставляет напоказ. Также герой думает, что он лучше калиновцев, потому что имеет хорошее образование. Но жители деревни привыкли оценивать людей не по таким меркам, как образование, одежда или мировоззрение, а по таким, как благородство, отношение к другим людям, чистота и искренность мотивов и так далее.

Борис является племянником Дикого, но он приехал в Калинов не для того, чтобы повидать родственника, которого давно не видел, а для того, чтобы больше подзаработать. Дикой – скупой и аморальный человек, который ни за что на свете не отдаст наследство Борису. Герой, понимая, что честным путем Дикого не победить, решает взять его хитростью, а именно раздобрить дядю, пробудить в нем лукавством родственную любовь. Но на фронтах родственной любви все голо, как у Бориса, так и у Дикого.

Борис ненавидит Калинов, не желает больше там находиться, но желание наживы перебарывает его.

Также через образ Бориса проходит и любовная линия. Он влюбляется в Катерину. Во всяком случае, ему так думается. Но приезжает Тихон и тайные встречи с Катериной прекращаются. Тут-то и открывается читателю истинное лицо персонажа, подлое и жалкое. Катерина безумно полюбила Бориса, хотела всем, включая родственников, рассказать о своем счастье, о том, что хочет выйти замуж за Бориса и жить с ним счастливо всю жизнь. Но у Бориса было другое мнение на этот счет. Он боялся одной только мысли, что их тайна раскроется, о прогулках узнает муж, и поэтому всячески уговаривал девушку не говорить о подобных вещах.

Таким образом, Бориса нельзя считать жертвой, потому что он инфантильный, малодушный и безнравственный человек, впрочем, как и Кабаниха и другие ей подобные.

Сочинение Борис в рассказе Гроза

Пьеса «Гроза» великого русского драматурга А.Н. Островского была написана в конце девятнадцатого века. События, описанные в сюжете произведения, происходят в провинциальном городке на берегу великой реки Волги.

Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы. Внешний вид его сильно контрастирует с внешним видом местных жителей. Герой одет в добротные костюмы, сшитые по модному покрою. Как человек, получивший образование, он стоит выше калиновцев по уровню своего развития. Разница в образовании и сложившемся мировоззрении даёт ему повод гордиться собой.

Но жителей Калинова образованием не удивишь. Оно им без надобности. Здесь, среди обывателей и мещан, в почёте только те, кто владеет внушительным состоянием. А вот как раз состояния у Бориса Григорьевича и не было. Он, собственно и приехал сюда, к своему дяде Дикому, чтобы получить причитающееся ему наследство. После смерти своих родителей герой пьесы остался без средств существования. А по завещанию Дикой должен был отдать племяннику деньги, если Борис будет почтительно относиться к нему.

Не желая расставаться с деньгами, Дикой ведёт себя непростительно грубо. И Борис, переступая через себя и свою гордость, пытается угодить своему скупому и непорядочному родственнику. Ни любви, ни уважения к своему дядьке герой не испытывает. Его интересует только вопрос получения наследства.

Встретив случайно Катерину, Борис заинтересовался ею. Она выделялась чем-то среди местных жителей и поэтому была ему ближе всех остальных. Молодая женщина тоже отвечает герою взаимностью. Она даже готова признаться мужу в измене. Но Борис не готов к решительным действиям и не готов нести ответственность. Отчасти его слабоволие и нерешительность подтолкнули Катерину к самоубийству. При всём своём внешнем благополучии, Борис оказался никудышным человеком.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Бориса в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

«В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко

Как бы то ни было, человеческая жизнь наполнена множеством различных вещей, понятий и законов, которые взаимодействуя между собой, создают полную картину мироздания

Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет

Я хочу стать пограничником, так как это важно. Для страны важно, пусть это звучит так пафосно, но если вдруг враг придёт, кто его первым отражает?

Образ и характеристика Бориса в пьесе “Гроза” Островского (Борис Григорьевич)

Катерина и Борис.
Художник Герасимов С. В.

Борис является одним из ярких второстепенных персонажей драмы “Гроза” А. Н. Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Бориса в пьесе “Гроза” Островского: описание героя в цитатах.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы “Гроза”
Все материалы по пьесе “Гроза”

Краткая характеристика Бориса в пьесе “Гроза”


Борис Григорьевич – молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно, “не по-русски”. Борис недавно приехал в город Калинов из Москвы, где жил с родителями и сестрой. Родители Бориса умерли.

Бабушка оставила Борису и его сестре наследство. Но получить наследство они могут, только если будут вести себя почтительно с дядькой Диким. Борис пытается угодить вздорному и жадному дядьке, но, судя по всему, ему все равно не видать наследства.

Борис – неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для него важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства девушка решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Образ и характеристика Бориса в пьесе “Гроза” Островского

“. оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. “

“..Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион. “

Борис надеется получить наследство бабушки, которым теперь распоряжается дядька Дикой. Однако получить наследство Борис сможет, только если будет почтительно относится к своему вздорному дядьке:

“. бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием Если мы будем к нему почтительны. “

“. Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит. “

“. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. “

“. Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. “

“. «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно. “

“. Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел. “

“. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя. “

“. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись. “

Это был образ и характеристика Бориса в пьесе “Гроза” Островского, описание характера и личности героя в цитатах из драмы.

Читайте также:  Смысл произведения Тургенева Отцы и дети

17 Комментарии

Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Что? Прочитайте произведение хоть 20 раз, этого там не увидите, а по сему, это является глупым заключением автора

Уважаемый читатель, вы можете не соглашаться с мнением автора статьи. Однако в тексте прямо сказано, что Борис боится сердить дядю, который по своей прихоти может выдать или не выдать наследство. Именно поэтому он покорно едет в Сибирь и оставляет Катерину. Если вы не согласны, то укажите свою версию. Однако вы просто пишете о глупости автора статьи. Мы ждем от вас более “умные” версии о Борисе. Всегда рады вступить в интересный спор.

Администратор, возможно, Аноним имел в виду, что Борис больше любил свою сестру, следовательно, дорожил возможным наследством, чем Катерину, но при этом говорил ей, что готов жизнь отдать. Это говорит либо о его любви к сестре или, что более вероятно, слабохарактерности, боязни своего дяди, но, мне кажется, что наследство конкретно ему не так уж и важно

Дорогой друг, возможно, вы по-своему правы. И каждый имеет право трактовать пьесу по-своему. Думаю, одно понятно всем: Борис – бесхарактерный человек. И к сожалению, бесхарактерность иногда приводит к очень печальным последствиям, даже если бесхарактерный человек с виду очень мил, как, например, Борис. Если же Борису наследство не так уж важно, то он мог бы легко устроиться на другую работу, взять к себе Катерину, содержать сестру и как-то жить. Но он выбрал очень сомнительный вариант: пытаться угодить дяде, которому угодить невозможно. Борис – довольно странный персонаж. Вероятно, поэтому вокруг его образа разгораются споры.

Я же считаю Бариса не бесхарактерным человеком, он тоже оказался в рамках. Он думал не только о себе , а так же о сестре ,и ему было необходимо наследство не только для себя . А вот действия Катерины глупы. Ведь если знала что совершает “грех” ,то почему не остановилась , а раз уж встречалась с Борисом ,то зачем все рассказала? Да она не смогла удержаться от встречи, и да она не смогла держать в себе эту тайну. Но она не думала как это обернется для Бориса и его сестры .Это эгоистично с ее стороны. Я считаю,что Борис не был обязан сразу с ней бежать или еще чем-то, у него тоже есть свои дела, у него есть сестра ,которая как никак от него зависит . Катерина могла бы и подождать или рассказать тайну только своему мужу, раз не могла сдержаться , но рассказать при всех. Она подставила не только себя ,но и остальных. Это очень эгоистично. Хочу напомнить всем ,что это только мое мнение, и вы можете быть с ним не согласны.

Дорогой друг, спасибо большое за ваше мнение. Оно, безусловно, имеет право на существование. Надо признать, ваше мнение кажется нам интересным и полезным для размышления в любом случае. Спасибо, что делитесь своими мыслями. Будем ждать ваших отзывов на другие темы!

Характеристика Бориса в пьесе Гроза сочинение

Абсолютно всех героев в знаменитой пьесе “Гроза” известного русского писателя можно поделить на представителей так называемого темного царства, и тех кто волей и неволей зависит от них.

Такой герой, как Борис относиться ко второму кругу людей. Он так же как и другие персонажи подвержен влиянию темного царства, которое давит на него, заставляя подчиняться своим желаниям.

Вообще описать данного героя можно буквально парой слов, слишком уж немногословен автор к этому персонажу, однако нельзя отрицать тот факт, что данный герой безусловно важен в этом произведении и играет свою весьма значительную роль.

Сам по себе Борис является слабохарактерным юношей, который без колебания соглашается с любым давлением на него со стороны, ему гораздо легче принять чью-то точку зрения, нежели выдвинуть и отстоять свою собственную. И это действительно так, убедиться в этом читатель может практических с первых моментов появления этого героя в сюжете пьесы. Вот только у многих возникает вполне резонный вопрос, так ли это на самом деле и действительно ли данный персонаж настолько не имеет своего личного мнения? Этот вопрос пожалуй остается для многих так и не разгаданным.
О внешности данного героя так же говориться не слишком много.

Это довольно молодой человек, который приезжает из столицы. Естественно он одет совсем по другому, нежели местные жители и это не может не выделять его на фоне других героев. Общается он по новому, не привычному для других людей, многие называют его тон общения заграничным, и порой даже непонятным. Однако он и сам понимает, что значительно отличается от всех других героев данного произведения. У него совершенно другое восприятие этого мира, и совершенно другой взгляд на всё, что его окружает. Ещё одной значительной разницей данного героя от других становиться то, что он имеет образование.

Сочинение Характеристика Бориса

Пьеса «Гроза» Островского представляет жизнь вымышленных героев в городе Калинов. Благословенные места, где разворачиваются действия, происходят вдоль берега Волги. Красота здешних мест завораживает жителей этой местности и позволяет жить в неведении о внешнем мире. Положительные и отрицательные характеристики персонажей, описанные автором, освещают суть произведения.

Одним из таких второстепенных ярких героев является Борис Григорьевич. Описанные автором качества этого героя заключаются в следующем: молодость, образованность, начитанность, модный стиль в одежде и современные столичные нравы. Кроме того, персонаж наделён трусливостью и бесхарактерностью, что существенное мешает ему при достижении целей.

Город Калинов для него временное пристанище, так как сам он родом из Москвы и посетил этот небольшой городок только для того чтобы услужить своему жадному дядьке Дикому с целью получения наследства. Деньги для этого героя являются одной из составных частей его ценностей, на фоне которых любовь отодвигается на второй план. Мелочность и меркантилизм начинают проявляться уже после первых трудностей и проблем в Калинове. Не испытывая взаимных родственных чувств к дядьке, Борис пытается во всём ему угодить лишь бы только тот отдал ему положенную часть наследства. Дикой постоянно ругает племянника и высмеивает его качества, так как сам не является примером для подражания.

В этом же городе персонаж влюбляются в Катю Кабанову. Якобы, имея глубокие чувства Борис не думает о душевном состоянии девушки, так как ему это несвойственно. Забывает о человеческих моральных качествах и принципах и при возникновении сложных проблем сразу пытается уехать. Екатерина же в данном произведении является светлым персонажем в «тёмном царстве», на её горизонте кроме Бориса появляется Тихон, который её очень любит и является мужем.

Борис в этом любовном треугольнике боится, о том, что все узнают об их тайных свиданиях и прогулках, в то время как Екатерина готова всем об этом рассказать и сбежать со своим возлюбленным на край света. В этом автор хорошо показывает отрицательные качества персонажа.

Таким образом, Борис в пьесе Островского «Гроза» является молодым юношей, в котором совмещены образованность, стильность и в тоже время мелочность и трусливость. Меркантилизм для этого человека становится выше всех земных благ, а любовь хоть является важным аспектом в его жизни, всё равно остаётся за пределами его первостепенных целей.

Характеристика Бориса в пьесе Гроза

Существуют образы в литературе, которые становятся нарицательными, понятными и близкими каждому читателю. Именно к такому типу принадлежит и любимая героиня А.С.Пушкина − Татьяна Ларина

Наш город находится в Бурятии. Среди густых хвойных лесов, в долине, по которой текут две реки Селенга и Уда. Это многонациональный город. Погода тут зависит от прихотей резко-континентального климата.

История об этом легендарном человеке, вызывает у любого человека чувство огромной гордости и уважения, так как Тарас Бульба, является эталоном, который показывает, как простой человек может любить свою Родину. Его жизнь,

Читайте также:  Дуэль Гринева и Швабрина анализ эпизода и причины в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

Роман-эпопея Толстого « Война и мир » удивительный, с огромным количеством образов не похожих друг на друга. Мне нравится в романе то, что все персонажи интересны и по-своему загадочны для меня, с нетерпением читаешь и не можешь оторваться от строк.

На картине известного советского художника Георгия Григорьевича Нисского изображена прекрасная летняя пора, когда после сильного, грозового дождя, в небе раскинула свое семицветие – радуга. Это самое яркое пятно на полотне. Она

Литература может пробудить в людях душевность, благодаря которой люди начинают понимать друг друга. Также литература даёт поразмыслить над тем, что человек прочёл, тогда он может для себя осознать свои чувства и держать эмоции под контролем.

Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А. Н. Островского «Гроза»)

Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен­зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче­скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще­ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру­жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди­ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.

Два мужских образа помогают нам понять харак­тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа­лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест­ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се­строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием». Бо­рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме­стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот­рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус­ское, родное, а все-таки не привыкну никак

Объединяет обоих героев подневольность, зависи­мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико­го. Тихон с малолетства находится во власти деспо­тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе­речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства. ».

Тихон не знает, как угодить матери («. только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож­ден, что не могу вам угодить ничем»), и даже срывает­ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!»). И прав был Кулигин, когда го­ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз­врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход­ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд­ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис­тинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела­ет, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать­ся-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо­дит ему в голову, противоречить матери, не может за­щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце­не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони­мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна­ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие­дешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд­цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай. »

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв­ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль».

Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез­жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных. ; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен­щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво­боды».

Катерина утверждает, что любит своего мужа, под­меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек­ровь-то больно люта». Но Борис даже не пытается про­тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори­са после того, как Катерина призналась в измене свек­рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка­терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа­ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от­вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы. ». Борис не го­тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил­ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос­тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что­бы ей не мучиться долго!»). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге­рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он представляет одно из об­стоятельств, делающих необходимым фатальный ко­нец. » пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме­нила и опозорила его, он оказался способен на сочув­ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру­гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля­ется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам. Что мне без нее!» И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы. »

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес­нениям.

Читайте также:  Образ и характеристика Антонины в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

Борис: характеристика и образ героя

Борис Григорьевич – это антагонист Тихону в романе Островского «Гроза», которому не удается до конца вжиться в это амплуа.

Противопоставления не происходит, поскольку оба героя в равной степени демонстрируют низменные черты характера и тем отталкивают от себя читателя и Катерину.

Рисуя портрет Бориса, автор делает попытку создать персонаж, в котором воплотились бы чаяния Кати, но получается образ человека, покорного своей выгоде и благополучию.

Характеристика героя

(Владимир Алексеевич Сафронов в роли Бориса, пьеса “Гроза”, Малый Театр)

Борис Григорьевич получил великолепное по тому времени образование, окончив Коммерческой академии. В ожидании возможности вступления в наследство он возвращается в город Калинов, где всячески угождает дяде – Дикому, местному самодуру.

Шаг за шагом приоткрывается перед нами характер молодого человека, теряя при этом следы внешнего лоска. Это человек, готовый на все, чтобы добиться поставленной цели, а если для этого не нужно ничего делать (проявить бездействие), то тем лучше. Показывая на людях отличное образование и умение произносить красивые речи, он нет-нет, но говорит так, как преобладающая часть купечества – люди самого простого происхождения и порой вовсе без образования.

Борис – это еще один образчик Домостроя в его весьма неприглядной форме. Себя полагает ущемленным и обиженным, но при этом решительно отказывается менять свое «угнетенное» положение. Его целиком и полностью устраивает то, что за него принимает все решения Дикой, беря тем самым на себя и ответственность за них. Только на словах и в строго выверенном обществе позволяет он себе высказаться против такого положения вещей.

Эгоистичный человек, Борис Григорьевич очень рад, что впереди две недели приятного времяпрепровождения с симпатичной Катериной. Что будет с женщиной после – его вовсе не интересует и не заботит. На первом плане лишь одно – собственное удовольствие. Какова Катя из себя как человек, чем дышит, к чему стремится ее душа, для героя не имеет ровно никакого значения, не представляет интереса. Понимать ее – лишний труд.

Сходство между любовником и мужем Катерины прослеживается во многом. Два человека воспитаны домостроевским укладом Калинова, что накладывает стойкий отпечаток на образ мысли и действия. Каждый теоретически способен на светлое и бескорыстное чувство, да только не испытывает в этом ни малейшей потребности, коль скоро все необходимое у них уже есть. Ради Кати ни один не готов пойти против Домостроя. Безответственность каждого становится одной из ступенек к трагическому финалу пьесы.

Образ героя в произведении

Может показаться, что главным отрицательным персонажем в произведении является Кабаниха. Однако, она только один из них, ведь одних лишь ее действий оказалось недостаточно для того, чтобы сломить дух невестки. Напротив, чем дальше, тем больше возникает ощущение, что купчиха испытывает страх перед девушкой, имеющей достаточно силы воли, чтобы возражать, не соглашаться, протестовать, а главное, пытаться вывести мужа из-под влияния свекрови.

Родители Бориса умерли во время эпидемии холеры в Москве. После себя они оставляют завещание, условия которого обязывают молодого человека во всем подчиняться своему дяде – Дикому. Между тем купец вовсе не горит желанием облагодетельствовать племянника, ведь у него есть свои дети. Со временем наследник понимает, что ему вряд ли стоит ждать милости от дяди, да только найти в себе достаточно твердости, чтобы уехать, не удается.

(Кадр из кинофильма “Гроза”, СССР, 1933)

Что привлекает в герое Катерину? Его внешний лоск, благородные манеры, обходительное обращение. Того, что прячется за ними она не в силах различить до тех пор, пока не наступает время для решительных действий. Вот только на действия ее герой не способен. Трудно найти худшую пару для религиозной и светлой душой девушки.

В глазах Островского Борис – самый слабохарактерный человек, которому не нравится его жизнь, но и менять ее он не будет, если на то его не вынудят обстоятельства непреодолимой силы. А таковых – нет. Отказавшись увезти Катю из Калинова, он буквально толкает ее к гибели, хотя и не дает себе труда задуматься над тем, что ждет брошенную им женщину далее. И даже в каждой своей обличительной речи он приходит только к одному выводу: только он сам достоит всякого сочувствия, ведь его страдания превыше всего. Любить и жертвовать собой он не способен.

Сочинение: Борис и Тихон в пьесе Островского Гроза

В драме Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза», важную роль сыграла не только ее свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова, но и, разумеется, два героя этого «любовного треугольника» — Тихон и Борис. Тихон Кабанов — муж героини, купеческий сын. Он женился на Катерине, потому что этого требовала маменька, и считает, что он сам любит Катерину, но так ли это? Он сам безволен и полностью подчинен матери, он не решается даже защитить жену от нападок свекрови. Все, что он может ей посоветовать, — пропускать маменькины упреки мимо ушей. Он сам итак и делает всю жизнь, поддакивая матери и мечтая в то же время сбежать к соседу Савелу Прокофьеичу и выпить с ним. Счастье для Тихона — это отъезд на две недели в Москву по делам. Катерина в этом случае его уже не интересует, и, когда она просит его взять ее с собой, он откровенно признается: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерине жалко мужа, но может ли она его любить? Не видя от него ни понимания, ни поддержки, она невольно начинает мечтать об иной любви, и мечты ее обращаются к другому герою, и Борису. Герой ли он? Он отличается от жителей города Калинова — он образован, учился в Коммерческой академии, он единственный среди горожан ходит в европейском костюме. Но это все отличия внешние, а по сути Борис так же безволен и несамостоятелен. Он зависит от дяди, купца Дикого, материально, он связан условиями завещания покойной бабушки и не только из-за себя лично, но и из-за сестры. Если он не будет к дяде почтителен, она останется бесприданницей, не получив, как и он сам наследства. Но кажется, что его слова: «Я бы бросил все да уехал» — только отговорка. Борис ведь терпит от Савела Прокофьеича унижения и ругань, даже не пытаясь ему возразить, защитить свое достоинство. У него нет ни воли, ни силы характера. Он полюбил Катерину, несколько раз увидав ее в церкви, и его возвышенное чувство никак не принимает в расчет грубые реалии местного уклада жизни. Боясь «загубить свою молодость в этой трущобе», он не слушает Кудряша, который сразу предупреждает его, что любовь к замужней женщине «бросить надоть»: «Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите» — ведь за это в здешних краях Катерину «в гроб вколотят». Борис думает только о себе, о своем счастье, и все душевные переживания Катерины ему чужды, как и Тихону. Если бы не равнодушие мужа («…ты еще навязываешься…»), Катерина не пошла бы на роковой шаг, согласившись на встречу с Борисом. Но и Борис думает также только о себе, отметая терзания Катерины о страшном грезе, совершенном ею: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Для него встречи с Катериной — тайный роман, который надо скрыть: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!» Он совершенно не понял, что Катерина абсолютно не умеет лгать по примеру Варвары, поэтому ее поведение, когда приехал муж, для него полная неожиданность. Он жалеет обо всем происшедшем: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Но он бессилен что-либо изменить, взять с собой Катерину он не может — «не по своей я воле еду». Думая обо всем, он жалеет прежде всего себя, проклиная «злодеев» и «извергов»: «Эх, кабы сила!».

Тихон на словах также жалеет Катерину: «… я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть», — но противоречить маменьке он не в силах: и побил жену, как она приказала, и осуждает, повторяя маменькины слова: «Убить ее за это мало». Больше всего жалеет он самого себя: «Несчастный я теперь, братец, человек!» И только после смерти Катерины он осмелился возразить Марфе Игнатьевне: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы…»

Оба героя, Борис и Тихон, несмотря на внешние различия, не смогли стать для Катерины надежной защитой и опорой: оба эгоистичны, безвольны, не понимают тревожной, мятущейся ее души. И оба виноваты в ее трагедии, не сумев и даже не пожелав ее предотвратить.

Ссылка на основную публикацию
Название: Борис и Тихон в пьесе Островского Гроза
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 09:55:16 12 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 198 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать