Характеристика и образ Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение

Долохов – не ключевой герой романа «Война и мир», но этот образ настолько ярок, что мимо пройти невозможно. Образ Долохова – это проблема лицемерия и пустоты духовной.

Фёдор был очень привлекателен, имел яркие голубые глаза, курчавые светлые волосы. Всегда пользовался популярностью у противоположного пола. Взгляд парня был целеустремленный, разумный, проницательный.

Долохов имел средний рост, обладал отличной и подтянутой фигурой. Он не носил усов, что было особенностью пехотного офицера времен Толстого.

Все поголовно считали Долохова душой компании, веселым и отзывчивым человеком. Он был азартным человеком, карты стали смыслом его жизни. Фёдор был очень вспыльчив и неугомонен. Зачастую затеивал дуэли из-за пустяков. Из-за умения играть в карты, он получил прозвище « Мошенник», но не расстраивался из-за этого. Наоборот, даже гордился.

Влюбившись в Соню Ростову, он потерял голову и предложил выйти замуж. Девушка отказалась, так как была помолвлена с Николаем Ростовым. Разозлившись, Долохов играет в карты с Николаем и тут значительно проигрывается. Фёдоров всю жизнь тискал такую девушку, как Соня, а на его пути стал Ростов. Герой, разозлившись, пригласил Ростова на дуэль, даже не смотря на дружбу.

У Долохова не было моральных принципов, которые мешали бы ему жить. Роман с Элен Безуховой закончился дуэлью , где Пьер ранил Фёдора. Долохов всегда умел плести интриги, поэтому согласился помочь Курагину в похищении Наташи Ростовой. Курагин на первый взгляд кажется жёстким и коварным человеком, но, не смотря на все это, у него есть чувство нежности. Когда Долохов ходил в разведку с Петей Ростовым, он понимал, что является для него кумиром и то, что Петя хочет поцеловать его, и сам сделал это. Но это было минутное помутнение, ведь он привык ни выражать никаких чувств.

Иногда Долохов мог быть искреннем, но для всего у него был разработан образ авантюриста, и он полностью соответствовал этому образу.

Сочинение на тему Долохов

Внешнее описание

Молодой офицер очень красив собой и правильно сложен фигурой. Его возраст приблизительно 25 лет. Усов у него не было, как впрочем и у любого офицера пехоты. Его замечательные волосы спускались по воротнику рубахи. У него мощное телосложение, примерно средний рост. В целом был строен, довольно ловок и широк в плечах. Голос Долохова был весьма твёрд, говорил он неспешно, с расстановкой. В общем можно сказать, что Фёдор Иванович имел достаточно привлекательную наружность.

Военная карьера

Для этого молодого человека воинский долг является прежде всего самовыражением, возможностью выделиться воинскими заслугами. Он отлично справляется со своими обязанностями, но делает всё это не ради патриотизма, а ради славы и возможности разбогатеть. Офицер служит в элитном полку, называвшемся Семёновским. Но из-за постоянных развлечений и дуэлей частенько бывает лишён офицерского чина, после чего ему приходиться снова его заслуживать. В войне 1805-1807 годах Фёдор проявляет героизм поступков, но побуждают его к этому только желания обогатиться и сделаться известным. Его любовные похождения с Безуховой приводят к неминуемой дуэли, после чего его звание снова понижают. Во время войны с Французами и императором Наполеоном он служит обычным рядовым солдатом. Служение в армии идёт опять-таки одной и той же дорогой – восхождение к высшим чинам и деньгам.

Личные черты характера

Долохов по-особенному обходится с женским полом. Женщин он буквально сводит с ума своими выходками. Они часто мечтают о нём. Данный образ действий привлекает к нему внимание личностей различных чинов. Его стали назвать не иначе как “кутилой” и вспыльчивым дуэлянтом. Убить человека на дуэли не составляет ему большого труда. Ему чудится, что абсолютно все должны его уважать и держаться в страхе от него. Также одно из его любимых занятий это карточные игры. Очень скоро его стали звать шулером и нечестным игроком. По жизни молодой человек довольно наглый нахальный. Его дерзость проявляется не только к обычным людям, но командирам полка. Ещё он очень хитёр и может обвести глуповатого человека.

Фёдор Иванович необычный персонаж. Он воспринимается как гуляка, кутейник, нахал и дуэлянт.

Вариант 3

Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.

В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение. Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно.

Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно – к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.

Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.

Образец 4

Лев Николаевич Толстой не выделил Долохова как главного персонажа произведения, но он играет яркую ключевую роль во всем произведении. В силу этого, автор счел необходимым дать четкое и развернутое описание данного персонажа. Он всегда был притягательным и обаятельным молодым человеком, который умел произвести впечатление на противоположный пол. Во взгляде данного человека, можно было увидеть проницательность и внимательность.

Он был светловолосым и имел голубые глаза, при всём этом, он был среднего роста и у него была красивая и сильная фигура, многие считали его подтянутым. Исходя из описания того времени, можно понять что Долохов никогда не носил усов. Данное явление было не свойственно для тех времён.

Со стороны он выглядел достаточно целеустремленным, и озорным молодым человеком и многие его товарищи считали его душой компании и весельчаком. Но несмотря на все его плюсы, у данного персонажа были свои собственные недостатки, во-первых, они выражались в его любви к азартным играм. На протяжении долгого времени он играл в карты и настолько пристрастился к ним, что больше не мог проводить без них ни дня. Это был вспыльчивый человек, который никогда не мог сидеть спокойно на месте, ему всегда хотелось влезть в драку.

За его вспыльчивый и не совсем обычный характер многие его прозвали “Мошенником”, помимо всего вышесказанного он был ещё мошенником, который очень часто мухлевал во время игры в карты. Он умел весело проводить время, но также всегда мог быть вспыльчивым и вызвать человека на дуэль несмотря ни на что.

Несмотря на обидное прозвище ему не было обидно и на своих товарищей, наоборот он даже в какой-то степени восхищался или можно быть даже гордился, что его прозвали искусным мошенником мухлевавшим в карты. Но его жизнь вынуждена была остановиться и принять совершенно другое направление, в силу того что он влюбился в Соню Ростову. Он настолько был влюблён, что предложил ей свою руку и сердце, но девушка вежливо сообщил ему о том, что она является уже просватанной за другого человека.

Он не знает что делать и тогда он отправляется к своему другу, чтобы рассказать какая беда его постигла, но не успев рассказать всё своему другу, он узнаёт о том, что Николай Ростов является его главным соперником. Тогда он ни минуты не думая, предлагает ему выступить на дуэли. И тот ни минуты не раздумывая, соглашается на поединок. В результате дуэли Фёдор был ранен Пьером.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Павел Чичиков появился и воспитывался в обнищавшей дворянской семье. Матери мальчик не помнит, лишь отца. Автор сдержанно дает характерное описание отца.

Островский был неким знатоком Замоскворечья. Это район столицы, где живут довольно простые люди. Драматург дает возможность читателям своих произведений приблизиться и немного понять жизнь простых людей, купцов, мелких служащих и других

Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с писателем черты.

Ранние произведения Максима Горького, особенно рассказы, овеяны атмосферой романтизма. При этом в них присутствуют уже революционные нотки и идея Ницше о «сверхчеловеке»

В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»

Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир» Льва Толстого

Лев Толстой критически относился карьеризму, разоблачая корысть, лживый патриотизм вельмож и офицеров. Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир» раскрывает проблематику лицемерия и духовной пустоты человека, который заботиться исключительно о своих интересах.

Внешний вид

Голубоглазый молодой человек с завитками светлых волос пользовался популярностью у женщин. Было в бездонной глубине глаз нечто холодное. Взгляд парня отличался цепкостью, умом, проницательностью. Герой знал, чего он хочет.

Человек среднего роста с военной выправкой, всегда стройный и подтянутый. В 1805 году он выглядит двадцатипятилетним юношей, когда с друзьями пускает в реку медведя.

Федор отличается от своих друзей тем, что не носит усов, хотя пехотные офицеры считают их достоинством мужчины тех времен. Толстой акцентирует внимание на ротовой зоне лица. Линия губ имела четкие тонкие смазливые изгибы, особенно интересно верхняя губа накладывалась на нижнюю: затейливым клинышком.

Читайте также:  Сочинение Нравственные проблемы в романе Герой нашего времени Лермонтова

Из-за особенности природной форма рта создавалось впечатление, что Федор постоянно улыбается и находится в прекрасном расположении духа. Улыбка прекрасно сочеталась с хитрым выражением глаз. Обладая легко запоминающейся внешностью, офицер элитного полка тщательно следил за чистотой, опрятностью тела. Всегда носил белые рубашки, ходил аккуратно выбритым.

Личность и характер

Товарищи считают Долохова добрым, он душа компании, дружит с князем Анатолем Курагиным. Вместе офицеры кутят, соблазняют барышень, чем прославились в петербургском обществе. Харизма и военная выправка объясняют авторитет Федора в своих кругах:

Многие товарищи обращаются к Федору заискивающе, ценят знакомство с ним. Картежная игра стала основой жизни героя. Лев Толстой пишет о нем, как о бретере. Это значит, что сорвиголова часто затевал дуэли, причем поводом для конфликта мог оказаться незначительный спор.

Заядлый картежник умеет играть во все популярные карточные игры. Его не смущает слава мошенника. Наоборот, он хвастается кличкой шулера, как личным достижением на основании того, что всегда остается победителем.

Разжалование в рядовые

Когда молодые люди упивались вином, их не мог остановить никто. В 1805 году компания во главе с Долоховым и князем Курагиным увлеклась кутежом, они шумели на улице так сильно, что жители вызвали полицию. Первым прибежал караульный, попытался унять буйный порыв ребят.

Не желая расставаться с цыганами, песнями и плясками, молодые люди схватили стража порядка, привязали его к спине дрессированного медведя и пустили животное плавать в реку. Не помня себя от алкоголя, компания весело хохотала, пока зверь барахтался в холодно воде, а на его спине громко кричал перепуганный караульный.

Власти не могли не отреагировать на вопиющий случай нарушения правопорядка детьми высокопоставленных чиновников. Многие были строго наказаны, а Долохова разжаловали в рядовые.

Шенграбенское сражение

Федор попал в роту скромного капитана Тимохина, склонного к алкоголю, но храброго командира. Стрелецкий полк, прикрывающий левое крыло Багратионовского отряда, не был поставлен по команде в ружье, когда французы их атаковали. Началась паника, многие побежали в разные стороны. Сквозь шум стрельбы не удавалось расслышать команду командиров.

Князь Болконский наблюдал с правого фланга, как наполеоновская армия захватывала левую сторону русской линии. Вдруг враги развернулись и помчали назад. Андрей не мог понять причину, пока не увидел, как на опушке леса ведет бой рота Тимохина, единственное формирование, сохранившее боевой ряд, давшее отпор.

Долохов бежал за своим отчаянным командиром, но ему удалось ловко первому схватить за воротник сдававшегося офицера, отнять у него шпагу. Потом Федор навязчиво доложил начальству о своем личном участии:

Автор на одной странице романа сопоставил бескорыстный истинный героизм капитана Тимохина, чтобы подчеркнуть ложность смелых действий Долохова, продиктованных потребительской мотивацией.

Дуэль с Безуховым

После войны в Австрии Федор обратился за помощью к старому другу Пьеру. Надо было возобновить звание, а денег не хватало даже на необходимое. Граф пустил ловеласа в свой дом, дал ему определенную сумму, за что дорого поплатился.

Долохов не знал чувства благодарности, подло соблазнил легкомысленную Элен Безухову. Пьеру было стыдно за поведение жены, а намеки окружающих причиняли ему боль. Шутки Долохова звучали, как издевательство.

Безухов вызвал квартиранта на дуэль, где неожиданно для самого себя попал в обидчика и ранил его. Трагизм эпизода заключается в том, что Пьер, как нормальный человек, мучается своим поступком. Дуэль меняет его решения, планы, всю его жизнь.

Долохов, наоборот, ведет себя хладнокровно, готов в любой момент лишить человека жизни. Просто так, из-за мелочных амбиций.

Образ и характеристика Долохова в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах

Федор Долохов.
Художник Надя Рушева

Долохов в романе “Война и мир” является одним из ярких второстепенных персонажей произведения.

Гвардейский офицер Долохов – это приятель Анатоля Курагина и Николая Ростова.

Образ и характеристика Долохова в романе “Война и мир”

Полное имя героя – Федор Иванович Долохов:
“. за его дружбу к Феде. ”
“. обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч. “

Возраст Долохова – около 25 лет в начале романа (в 1805 году):
“. Ему было лет двадцать пять. “

Долохов – небогатый дворянин:
“. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. “

Долохов – сын почтенной дамы Марьи Ивановны Долоховой:
“. Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же. ”
“. Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шепотом. “

Внешность Долохова

Долохов
(актер Олег Ефремов).
Фильм “Война и мир” 1965 г.

Описание внешности Долохова:
“. Да, он очень красив, – думал Пьер. ”
“. Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. ”
“. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его. ”
“. курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи. ”

“. Голубые ясные глаза. ”
“. голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался. ”
“. вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как всегда, имел на себе подобие улыбки. ”
“. красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова. ”
“. эти широкoкостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки. ”
“. эти руки, красноватые, с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки. ”
“. стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. ” (Долохов в театре в 1811 году)
“. Долохов имел вид самого чoпopного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский вaтoчный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку. ” (Долохов в 1812 году – начальник партизанского отряда)

У Долохова красивые, но наглые и холодные глаза:

“. Светлый холодный взгляд Долохова. ”
“. Долохов, холодно улыбаясь. ”
“. глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом. “

Долохов – яркий, заметный мужчина:
“. нельзя было не заметить этого лица. ”
“. полковой командир не мог не обратить внимания на этого солдата. ”

У Долохова звучный и твердый голос:

“. сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. “

Личность и характер Долохова

Долохов нравится женщинам:
“. ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan*, да и кончено. ”
“. Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели. ”
(*Персиянин Долохов)

Долохова уважают в обществе:
“. У нас теперь нет слова без Долохова; им клянутся, на него зовут, как на стeрлядь, – говорил Шиншин. ”
“. того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу. “

Долохов – заядлый игрок:
“. известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. ”
“. ведший роскошную игорную и кутежную жизнь. “

Долохов – заядлый дуэлянт, бретёр:
“. когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека. ”
“..«Да, он бретёр, – думал Пьер, – ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. ”
“. известный бретёр и повеса. “

Долохова считают шулeрoм (кaртoчным мошенником). Он почти всегда выигрывает в кaрты, вероятно, потому что жульничает:
“. мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулeр, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. ”
“. Долохов игрaл во все игpы и почти всегда выигpывaл. “

Долохов – повеса и “разбойник”. Он любит шумно погулять в компании друзей:
“. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кyтил Петербурга. ”
“. Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. ”
“. этот буян, бретёр-Долохов. “

Долохов – наглый человек:
“. наглыми глазами Долохова. ”
“. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму. ”
“. глаза его нагло смотрели в лицо. ”
“. красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова. “

Долохов – дерзкий человек:
“. Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира. “

Долохов – гордый человек. Он не допускает плохого обращения к себе:
“. Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов. ”
“. Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов. “

Долохов – человек со сложным характером:
“. По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин. “

Долохов иногда ведет себя как зверь:
“. Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше yбил было ж*да, изволите знать…”

Долохов – жестокий человек:
“. когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или yбивал из пистолета лошадь ямщика. ”
“. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами. “

Долохов совершает жестокие поступки от скуки:
“. как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. “

Долохов – сорвиголова, отчаянный и смелый человек:
“. этот сорвиголова за ней. ”
“. выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова. “

Долохов – храбрый человек:
“. Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. ”
“. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами. “

Долохов очень любит свою мать и сестру (несмотря на свою жестокость к другим людям):
“. Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать. ”
“. Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат. “

Долохов – злой, хладнокровный человек:
“. Она настаивала на том, что он злой человек что он неприятен и неестествен он злой и без чувств. ” (мнение Наташи Ростовой)

Долохов – расчетливый человек:
“. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль. “

Долохов – аккуратный человек:
“. Я люблю аккуратно дело делать. “

У Долохова крепкий, четкий почерк:
“. взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова. “

“. сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей. ”
“. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина пользовался и забавлялся Курагиным. “

Читайте также:  Анализ поэмы Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтова сочинение

Биография Долохова: история жизни и службы

“. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухова выслан в Москву. “

“. это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан. “

“. третьей роты к генералу! командира к генералу, третьей роты к командиру. “

“. Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство. “

“. Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство. “

“. Долохов, раненный в руку, пешком, с десятком солдат своей роты (он был уже офицер), и его полковой командир, верхом, представляли из себя остатки всего полка. “

“. Долохов, который был опять семеновским офицером. ” (март 1806 г.)

“. На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова. “

“. Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений. “

“. намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене. “

“. связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. “

“. к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов. “

“. Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие‑то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец. “

“. Долохову (тоже партизану с небольшой партией)..”

“. Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать. “

“. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. “

“. В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов. “

Главные герои романа «Война и мир»

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Образ и характер характеристика Долохова (Толстой Лев Н.)

С Долоховым мы знакомимся на шумной вечеринке у Анатоля Курагина. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами». Это самый непонятный и неразгаданный герой романа

Л. Н. Толстого «Война и мир». Он безрассудно смел и порой нежен, но временами жесток. Даже его внешняя характеристика противоречива: «Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Долохов вызывал уважение в обществе, хотя был человеком небогатым и не имел связей. Однажды, развлекаясь с Курагиным и Пьером Безуховым, они привязали к спине медведя квартального и отправили в прачечную. За этот поступок Долохова разжаловали в солдаты. Пьер избежал подобного наказания, поскольку не служил, а Анатоля не разжаловали благодаря связям отца.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Далее началась нелегкая служба, трудные походы и смотры, достаточно вспомнить смотр в Браунау и австрийские пруды. Так прошел год. Далее герой возвращается в Москву и останавливается в доме Пьера Безухова. Здесь он показывает себя далеко не с самой лучшей стороны: он заводит роман с женой человека, который приютил его. Причем роман Долохова с Элен не был продиктован любовью, Элен безразлична герою. Зачем он это сделал? Возможно, он мстил за историю с медведем.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова Человек в футляре 6, 10 класс

Узнав об измене жены, Пьер не может простить обидчика, да и сам Долохов явно провоцирует Безухова, предлагая тост: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников».

Во время дуэли Долохов, зная, что Пьер не умеет стрелять, и понимая, что идет на убийство, все же говорит секундантам: «Никаких извинений, ничего решительно». Долохов промахнулся, и это спасло Пьера. Разрушив семью Безухова, наш герой не раскаивается. Более того, он, не задумываясь, готов разрушить еще одну семью, пусть пока еще и несостоявшуюся. Попав в дом Николая Ростова, Долохов пытается отнять у него невесту. Получив от Сони отказ, он желает мести. Несмотря на то что Николай преклонялся перед Долоховым, считал его своим другом, последний с легкостью, совершенно сознательно обыграл Ростова в карты. При этом он дает понять Николаю, что его выигрыш неслучаен.

Федор Долохов – страшный человек. Он прекрасно понимает, что в обществе, в котором он живет, не ценятся ни ум, ни честность, ни талант. Его образ проникнут цинизмом, он знает, что жестокость и бесчеловечность вызывают в таком обществе страх и уважение. Но при этом герой нежно любит свою мать, называет ее ангелом, а она, в свою очередь, видит в нем «высокую, небесную душу»? Ему понравилась чистая и верная Соня, но она любит другого.

Еще раз удивляет нас Долохов перед Бородинской битвой. При встрече с Пьером, герой неожиданно для читателя просит у него прощенья.

Видя Долохова в разных ситуациях, мы приходим к выводу, что он одинок и озлоблен, но он мог бы быть иным. Идеалом женщины он считает прекрасных и преданных, таких, как его мать, Соня. Идеал мужчины – сильный, бескомпромиссный, способный перед лицом всеобщей опасности забыть свою мелкую вражду. Таким он сам предстает перед Бородинской битвой. Долохов хочет видеть жизнь прекрасной, но она далеко не такова, она несправедлива и жестока.

Поэтому и сам герой становится жестоким и несправедливым. Но его нельзя оправдывать. Долохов не один герой в романе, которому свойственны духовные искания. Однако Пьер и князь Андрей находят свой путь в служении справедливости и добру. Долохов же избрал путь циника. Читатель смотрит не героя с осуждением, даже в те моменты, когда в герое просыпаются человеческие черты, осуждение только усиливается. Хочется верить, что душа героя смягчится, возможно, под воздействием новой любви.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3402

Мысль «народная»

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. Эти главные человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью – борьбой за свободу Отечества. Крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло огромную роль в окончательном уничтожении врага.

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа – Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет «дубина народной войны»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В действиях партизанских отрядов 1812 года Толстой увидел высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила отношение к войне.

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей. »

Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Истинному чувству любви к Родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности – вывезти из Москвы все ценное – волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В важное для России время этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволила ему широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель – убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Ссылка на основную публикацию