Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (Авдотья Романовна Раскольникова)

Дуня, или Авдотья Романовна Раскольникова, является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Преступление и наказание”.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Смотрите: Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера (Авдотья Романовна Раскольникова)

Дуня, или Авдотья Романовна Раскольникова, является младшей сестрой главного героя романа, Родиона Раскольникова.

Дуня во многом похожа на своего брата Родиона Раскольникова:

“. А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем. “

“. Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.” (о событиях, происходивших 2-3 года назад)

“Авдотья Романовна, в сущности, ведь нищая . одним словом, живет трудами рук своих, что у ней на содержании и мать, и вы. “

“. заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная.”

“. Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться. “

“. Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.

Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем.

Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность.

Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный. “

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. “

“. Господи! Одиннадцатый час! — вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. «Женихов подарок», — подумал Разумихин. .”

“. с сверкающими, как огонь, большими черными глазами. “

“Однако, какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! — заметил Зосимов, чуть не облизываясь, когда оба вышли на улицу. “

“Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку. “

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. “

” . явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его. “

“. глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые.”

“. Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости. “

“. она многое может перенести, под условием если дальнейшие отношения будут честные и справедливые. “

“Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит.). “

“. вы источник доброты, чистоты, разума и… совершенства! Дайте вашу руку, дайте…”

“. Авдотья Романовна хоть и не пугливого была характера. “

“. Ты знаешь характер сестры твоей, Родя. Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем. Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа, который в свою очередь стал бы заботиться о ее счастии. “

“. сестра моя скорее в н*гры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды. “

“. Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст. “

“. чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце. “

“. Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел. “

“. за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна, . и, „кажется, доброго“, как замечает сама Дунечка. Это кажется всего великолепнее! И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет. Великолепно! Великолепно. “

“Я просто для себя выхожу, потому что мне самой тяжело; а затем, конечно, буду рада, если удастся быть полезною родным. “

“. я выхожу за Петра Петровича. потому что из двух зол выбираю меньшее. “

“. сестрица такая есть, что за братца в кабалу пойдет. “

“Если я погублю кого, так только себя одну… Я еще никого не зарезала. “

“Слышишь, сестра. я не в бреду; этот брак — подлость.”

“Ну так я вам скажу, что ваш жених подлец после этого. “

“. я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат. “

“Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги, и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко, и я рад, что ты, по крайней мере, краснеть можешь!”

Это был цитатный образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Характеристика Дуни Раскольниковой в романе «Преступление и наказание»

Сестра Родиона в романе Достоевского является дополнительным лицом, увеличивающим сложность сюжета и его динамику, несмотря на малую долю, которую отвёл ей в повествовании автор. Её образ привлекает внимание своей неординарностью и самобытностью. Основной момент характеристики Дуни Раскольниковой в «Преступлении и наказании» в том, что она резко проецируется на фоне остальных героев благодаря сочетанию в себе нравственных и волевых качеств.

Жизнь Дуни в романе

После получения письма от родных Раскольников понял, что происходит нечто нежелательное. Его сестра согласилась на губительный для неё брак с богатым человеком, описание которого в письме сразу не понравилось брату. Зная характер сестры и её сильную любовь к нему, он сразу сообразил, что она идёт на этот шаг больше для того, чтобы поправить его бедствующее состояние. Для неё эта свадьба представляла большую опасность, поскольку она рисковала стать рабой своего мужа.

В романе были и другие герои, на которых свалились большие беды и неудачи, но Дуне также пришлось познать горькую участь. Она столкнулась со следующими испытаниями:

  • клевета и отчуждение в родной деревне;
  • фанатичные любовные преследования Свидригайлова;
  • бедность и необходимость самопожертвования.

Особенно стоит выделить господина Свидригайлова, который привязался к ней и не отпускал до самого конца. Ещё в деревне девушке пришлось изрядно натерпеться от него, он был причиной того, что её с позором выгнали из дома, где она работала гувернанткой. По приезде Дуни в Петербург Свидригайлов также не заставил себя долго ждать и вскоре, к немалому ужасу девушки, тоже прибыл туда.

Вынужденное самопожертвование

Будучи изгнанной из дома по вине Свидригайлова, героиня осталась без работы. Под гнётом бедности она решилась на отчаянный шаг, согласившись быть женой Петра Петровича Лужина. Он был редкостный тиран, что безошибочно понял Раскольников по письму. Лужин целенаправленно искал себе невесту из бедной семьи, чтобы та почитала его за своего благодетеля и преклонялась перед ним. Дуня же не замечала всего этого либо намеренно пренебрегала таким фактом. Лужин был богат, а её целью являлось спасение матери и брата от бедности.

Но впоследствии стало понятно, что Лужин не особо расположен помогать родственникам и скуп в обращении даже с невестой. Кроме того, он имел случай выставить себя перед Дуней в истинном свете (не без помощи Раскольникова) и тем самым показать, что он представляет собой на самом деле и какие проекты замышляет.

Стоит заметить, что Дуня с братом были душевно близки и хорошо понимали друг друга. Похожие внешне, они были переплетены одними и теми же качествами характера, что, несомненно, очень сильно сближало их и формировало взаимное доверие.

Близкий друг

Мнение брата для девушки представляло большую ценность, и она никогда пренебрегала им. Неизвестно, как сложилась бы её судьба, если бы она не прислушивалась к нему. Негативное отношение Родиона к Лужину сильно пошатнуло доверие Дуни к мужу. Она была настроена, что без согласия брата не будет предпринимать никаких серьёзных решений, поскольку сильно дорожит им и уважает его.

После того как героиня узнала о совершённом братом преступлении, она ни единым словом не упрекнула его. Что-то подсказывало, что если он решился на это, то у него были особенные причины. Сестринская любовь ничуть не пошатнулась от того известия, что Родион стал вдруг убийцей.

Надо заметить, что, за исключением Лужина, Авдотья Романовна Раскольникова очень хорошо разбиралась в людях. Героиня не испытывала презрения к Соне Мармеладовой, хоть та заслужила отрицательную оценку у людей. Какое-то подспудное чувство подсказывало ей, что это очень порядочная девушка, ведь брат выбрал её в качестве спутницы. Она не ошиблась и в Разумихине, выбрав его в женихи. Опыт показывал, что прямодушие и открытость человека характеризуют надёжный характер, на который можно положиться.

Особенности характера

Очень волнующим моментом стала сцена, в которой беззащитная девушка находится наедине со Свидригайловым. Он знал все подробности о преступлении брата, поэтому Дуня не побоялась одна пойти к нему в номер. Как и следовало ожидать, мужчина имел другие планы на эту встречу и, заперев дверь, исключил возможность бегства девушки. Но она не была столь простодушной и непредусмотрительной. При попытке посягнуть на её личное пространство Авдотья вдруг достала пистолет.

Читайте также:  Сочинение по произведению О чем плачут лошади Абрамова

На мгновение читателю может показаться крайней ошибкой, что Дуня вдруг отбросила оружие, толком не воспользовавшись им в целях защиты. Она понадеялась на женское чутьё и порядочность Свидригайлова, не став убивать его. Безусловно, этот и другие моменты в биографии героини характеризуют её с самой неожиданной стороны. Вполне заслуженно ей можно присвоить следующие качества характера:

  • выдержка;
  • понимание людей;
  • прогностическая способность;
  • смелость;
  • решительность.

Девушка не прогадала. Свидригайлов больше не настаивал после появления искренних Дунечкиных слёз. Это польстило ему, хоть он вёл не самую праведную жизнь, за ним тянулось множество грехов.

Привыкший к тому, что его постоянно называли в обществе скотиной и развратником, Свидригайлов отступил перед Дуней, поскольку ее вера в его нравственную целостность затронула в нем струны человечности.

Твёрдость и решительность

Существенное влияние на доверие Дуни к Лужину оказал момент, когда тот потребовал, чтобы Раскольникова не стали звать на ужин. Он не хотел его присутствия, сославшись на полученную обиду с его стороны. Вопреки его просьбе девушка поступила наоборот, заранее зная, что может произойти непоправимое.

Тем не менее внутренне она не собиралась жертвовать расположением брата ради жениха. Родион явился на совместный ужин, где всё было решено окончательно. Пётр Петрович скомпрометировал себя, показав свою наружность и истинные намерения. Недолго думая, Дуня решительно даёт понять, что она разрушает все их общие планы и больше не желает видеть его.

Оглушённый таким заявлением, Лужин долго не может осознать всю бесповоротность решения и продолжает быть уверен, что ещё всё можно поправить. Распространение клеветы и подстраивание козней Раскольникову никак не способствуют достижению цели, а только усугубляют его репутацию. Главное то, что он не ожидал от Дуни такого решительного отказа. Лужин свято верил, что бедные девушки крайне зависимые. Стоит им только помахать обеспеченным будущим, так они упадут в ноги и ни при каких обстоятельствах не отпустят своего благодетеля.

Сестринская любовь

Заслуживает уважение и то, как Дуня сохраняет преданность чувств к брату на протяжении всего романа. Эгоизм и бессердечие, которые Родион начал проявлять после приезда, вызывают у девушки лишь минутный всплеск справедливого негодования, но в целом она продолжает горячо любить его и верить в то, что и он любит их с матерью.

Дуня не только любит, но и понимает Родиона. В то время как все его досаждали и окружали беспросветной заботой, которая тяготила и мучила его, она сохраняла ненавязчивость и держала дистанцию, когда было надо. Одним словом, героиня чувствовала его душевный настрой, будто он был её отражением.

Именно чутьё и понятливость уважал в сестре Раскольников. В отличие от мамы, которая не знала, как проявить свою любовь и подступиться к замкнутому сыну, Дунечка делала это успешно. Она находила брешь в его душевной обороне и точно била туда, чем и способствовала пробуждению у него настоящих чувств. В его тягостном душевном положении именно это и нужно было, потому что никто больше не чувствовал его настроение.

Здесь стоит отдать должное Дуне, ведь Родион был не из тех, кто способен прямо высказывать свои чувства. Порой его обращение с ней казалось очень грубым и обидным, а это не каждый сможет вынести и сохранить любовь к человеку. Часто с его стороны семья получала:

  • безразличие;
  • недовольство частыми посещениями;
  • резкость в общении.

Но каждую выходку Раскольникова сестра сносила вполне достойно и уповала на то, что это следствие его мучений после совершения преступления. Это действительно было так, ведь Раскольникову было крайне тяжело по-прежнему общаться с родными, глядеть в их доверчивые глаза и при этом не испытывать к себе отвращения.

Отношение брата

Пожалуй, всю строгость обращения Родиона с сестрой можно повернуть в другую сторону — к проявлению сильной любви и заботы. Ему не было безразлично, за кого она выйдет замуж и что с ней будет потом. Главный герой также не хотел, чтобы сестра и мама страдали из-за его поступка, поэтому избегал общения с ними. Даже попав в острог, он сумел позаботиться о сестре и защитить её, поручив решение этого вопроса своему другу Разумихину. Ещё до заключения он способствовал их сближению и искренне хотел, чтобы они были вместе.

История Достоевского является ярким примером крепкой братско-сестринской дружбы, которой часто не хватает в некоторых семьях. Самозабвенность Дуни и Раскольникова должна служить образцом для подражания. Это тот случай, когда любят не на словах, а на деле, доказывая поступками свои глубокие чувства. Авдотья Романовна в последнюю очередь думала о себе, когда принимала решение о губительном для неё замужестве. Она спасала свою семью и старалась вытащить её из грязной нищеты.

Поистине мужские качества Дуни в «Преступлении и наказании» заставляют проявить к ней немалую долю уважения и позволяют составить о ней самое положительное мнение. Смелость, твёрдая позиция и способность мгновенно принимать решения характеризуют её как неординарную девушку. Её красота, женская интуиция, порядочность и благородность души выгодно завершают портрет женщины, которая вполне заслуживает, чтобы стать примером для подражания.

Дуня Раскольникова – характеристика героини романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Описание и характер

Роман «Преступление и наказание» — главное произведение Достоевского. Оно не содержит в своей сюжетной ткани ни единого незначительного героя, поскольку каждый человек, выведенный автором на страницах, играет свою роль. Это относится и к Авдотье Романовне Раскольниковой — милой, воспитанной и доброй девушке. Ее биография описана довольно кратко, но вся информация, необходимая для понимания образа, присутствует:

  1. Возраст девушки — 22 года.
  2. Это младшая сестра Родиона Раскольникова, которая вместе с матерью составляет всю семью героя.
  3. Внешне похожа на брата, но, в отличие от него, имеет слегка выдающийся вперед подбородок, который говорит о сильном волевом характере. Именно этой черты недостает ключевому персонажу произведения.
  4. Обладает уверенностью в себе, душевным благородством, готова к самопожертвованию.
  5. Хочет выйти замуж и создать собственную семью, но положение бесприданницы может роковым образом разрушить ее мечты.

Хоть благодаря яркой внешности Дуня пользуется мужским вниманием, ее сердце пока свободно. Однако ради брата она готова стать женой неприятного человека Лужина. Расчет благородной души удивителен — девушка не думает о собственном обогащении, а хочет лишь избавить от нищеты мать и Родиона.

Роль в сюжетной канве

Образ Дуни Раскольниковой является значимым в романе. Девушка, получившая хорошее образование и имеющая изысканные манеры, вынуждена работать гувернанткой в богатом доме, чтобы помогать брату завершить образование. Но никакие жизненные трудности не смогли сломать сильный характер героини.

Она всегда знала себе цену и, несмотря на бедность, вела себя смело. К популярному собирательному образу Достоевского «униженных и оскорбленных» Дуню отнести нельзя, в отличие от Сони Мармеладовой, еще одной бедной девушки, которая была вынуждена ради семьи продавать себя.

Мотив «продажи» прослеживается в ходе произведения сильно: Авдотья также поставлена в такие условия, поэтому единственным выходом для нее становится брак с ненавистным Лужиным, вызывающим у нее лишь отвращение. Постепенно она понимает, что ее «избранник» — редкостный скупердяй, виноватый во многих грехах, который не готов оказать помощь ее семье. По этой причине от свадьбы она вовремя отказывается.

Еще один из «двойников» Раскольникова, Свидригайлов, также начинает интересоваться красивой и сильной девушкой. Он обманом заманивает Дуню к себе домой и начинает шантажировать. Но она остается непреклонной и даже стреляет в подлеца, однако промахивается.

Если в ситуации с Лужиным девушка была готова уступить, то теперь поняла, что не готова к жизни с нелюбимым.

Судьба героини

Дуне Раскольниковой удалось обрести жизненное счастье с любимым человеком, ведь замуж она в итоге вышла за Разумихина, друга Родиона, мужчину порядочного, честного и благородного. Он искренне полюбил девушку, оказался готовым принять ее без приданого и заботиться, не требуя ничего взамен. Судьба Дуни сложилась неплохо, хоть ее путь к счастью был сложен и тернист.

История девушки завершается в «Эпилоге», из которого читатель узнает, что Дуня с супругом приняли решение накопить необходимую сумму и перебраться в Сибирь, чтобы быть поближе к отбывающему наказание Раскольникову. Вероятнее всего, жить они собрались в Омске — городе, где в годы каторги проживал сам Достоевский. Именно здесь герои и планировали начать новую жизнь, идти к счастью все вместе.

Автор оставляет финал открытым, давая читателю возможность самостоятельно домыслить дальнейший жизненный путь Дуни. Для реализации его замысла неважно, как дальше будет жить жена Разумихина, ведь главной задачей повествования было показать преступление, наказание и нравственное очищение Раскольникова.

Сопоставление с другими образами

Чтобы еще более детально разобраться в том, для чего в сюжетную ткань романа Достоевский включил младшую сестру Родиона, следует провести сравнительную характеристику, сопоставить ее образ с другими женскими персонажами произведения.

Первым делом Дуню необходимо сравнить с ключевой героиней романа Соней Мармеладовой. Судьбы этих девушек во многом сходны, хотя Раскольниковой, несомненно, повезло больше — ей не пришлось жить по «желтому билету», продавая свое тело. Однако к самопожертвованию ради близких она была готова. Сходства образов:

  1. Обе из бедных семей, способны к милосердию. Тяжесть жизни не смогла убить в их душах лучшие качества.
  2. Очень добросовестные, работящие.
  3. Девушки верят в Бога. Даже вечная нехватка денег и проблемы не смогли поколебать эту искреннюю веру.
  4. Обе привлекательны внешне, именно поэтому становятся жертвами мужской похоти. Соня занимается ненавистным ей делом, Дуня же не раз становилась объектом вожделения сильных мира сего. Но именно Раскольниковой хватило силы воли противостоять этим людям, наделенным деньгами и властью, и сохранить свою чистоту для будущего мужа.
  5. Девушки искренне любят Родиона и готовы на многое, чтобы спасти его. Однако отношения с главным героем простыми не назовешь. Раскольников всеми силами пытается отказаться от помощи и сестры, и возлюбленной, несмотря на то, что обе готовы пожертвовать собственным счастьем ради него.

Однако и различия героинь находятся на поверхности. Характер Дуни, несомненно, более сильный, чем у Сони. Она получила хорошее образование, обладает манерами, умна и воспитана. Соня же из неблагополучной семьи, ее отец — Мармеладов — спившийся опустившийся человек, мачеха Екатерина смертельно больна.

Именно она и стала основной причиной того, что Соня пошла на панель, ведь девушка оказалась в этой ситуации единственным человеком, способным обеспечивать семью.

Не по своей воле Соня встала на свой жизненный путь, однако и у Дуни ситуация была не из легких. Но Раскольникова оказалась более мужественной и смогла вынести все испытания, которые выпали на ее долю. Вдумчивый читатель не может не восхищаться ее смелым несгибаемым характером. Внутри этой хрупкой красавицы есть железный стержень, вот почему в итоге ее судьба оказалась успешной. Она вышла замуж за любимого человека, а не за подлеца или скупого мужчину, мечтавшего облагодетельствовать нищую девушку.

Читайте также:  Образ русского солдата в поэме Василий Тёркин Твардовского

Сравнивая образ Авдотьи Романовны с другими женскими персонажами книги, следует отметить, что это самая яркая и запоминающаяся фигура:

  1. Рассказ о ней побуждает веру в людей, в то, что никакие жизненные трудности не способны сломить человека, верящего в Бога и искренне любящего свою семью.
  2. Дуня благородна. Она не может ни обманывать нуждающихся, ни продавать себя ради красивой жизни и дорогих вещей.

Эта девушка предпочитает скромную жизнь, будучи невестой Разумихина, а не роскошь и «золотую клетку» в союзе со вдовым Свидригайловым, на совести которого не только мошенничество, но и смерть собственной супруги.

Особенности создания персонажа

Образ Авдотьи Раскольниковой был интересен писателю задолго до того, как он вывел его на страницах своего основного романа. Некоторые исследователи литературы полагают, что прототипом красавицы стала Авдотья Яковлевна Панаева, не зря этих женщин даже звали одинаково. В доме утонченной Панаевой Достоевский любил бывать, здесь устраивались творческие вечера, где писатели и поэты читали свои произведения. Возможно, что эта интересная и образованная женщина повлияла на автора при работе над романом.

Еще одна реальная история, оказавшая воздействие на Федора Михайловича, — появление в журнале «Время», издателем которого он был, рассказа о гувернантке, сумевшей дать отпор домогавшемуся ее богачу. Сила этой девушки впечатлила писателя, поэтому позднее ее история была взята за основу сюжетной линии о Дуне.

Первый прием, который использует автор, — реалистичность. Благодаря ей автору удалось составить цельный и гармоничный образ. Вторая особенность — подробный портрет. Цитаты помогают читателю досконально представить себе, как выглядела Раскольникова. Она красива, причем не холодной отталкивающей красотой, как Элен Безухова из романа «Война и мир», а одухотворенной и изысканной прелестью, располагающей к себе. Вот почему Раскольникова привлекает к себе внимание практически всех мужских персонажей, фигурирующих в тексте.

Важно понимать, чем отличается Дуня от крестьянских девушек. Она получила достойное образование и могла бы найти себе хорошую работу. Однако нищенское положение семьи заставляет ее отказаться от собственных амбиций и принести свое счастье в жертву матери и брата.

По обычаям тех времен девушка в 22 года уже считалась старой невестой, а будучи еще и бесприданницей, Дуня практически лишалась шансов на выгодный брак.

Однако переступать через себя ради материальной выгоды она не стала. Стойкая и волевая девушка решилась отказать завидным женихам, рискуя навсегда остаться одинокой. Однако этому случиться не довелось. В конце произведения Достоевский вознаградил свою героиню за ее мужественные и самоотверженные поступки: она обрела счастье с тем, кто действительно ее полюбил. Таков полный анализ образа Авдотьи Романовны, героини пусть и второстепенной, но очень важной для понимания авторского замысла.

Женские образы в романе «Преступление и наказание» Достоевский – сочинение

Роман Ф.Достоевского многие считают не только художественным произведением. Эта книга помогает проникнуть в историю общества конкретной эпохи.

Женские образы в романе «Преступление и наказание» связаны с главным героем, они не просто с ним общаются, они создают его характер, меняют судьбу и взгляды на жизнь.

Соня Мармеладова

Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.

Старуха Алена Ивановна

Самая старая представительница женщин в романе – старуха-процентщица. Ей 60 лет. Она жертва, та, с помощью которой Раскольников пытается доказать свою теорию о человеке. Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь». Старуха маленькая и тщедушная, не понятно, как в таком теле создалось жестокое сердце. Алена Ивановна больна чахоткой. Здесь тоже возникает удивление. Как получила страшную патологию женщина? Она не выходит из дома, имея столько денег, может питаться только хорошими продуктами. Какие эпитеты подобрал автор для процентщицы: ведьма, стерва. Еще ярче характеризуют старуху прилагательные: глупая, ужасная, ничтожная, злая, гаденькая. Алена Ивановна жестока, ей не жаль приходящих за помощью людей. Главное – содрать с них три шкуры и нажиться на горе.

Лизавета

Младшая сестра старухи находится в услужении жестокой богачки. Ее положение можно сравнить только с рабством. Вредная богачка ведет себя как самодур, а Лизавета все безропотно терпит. Со зла процентщица укусила женщину за палец так, что ей пришлось обратиться за помощью к врачу, где «чуть-чуть не отрезали» палец. Лизавета ухаживает за сестрой, но в наследство получит только старую мебель и одежду. Лизавета слабоумна и некрасива внешне. Женщина смуглая, высокая и нескладная. Автор говорит, что лицо и глаза у Лизаветы добрые. Девушка трудолюбива: шьет, готовит еду, стирает, торгует. Деньги отдает сестре, которая ее еще за это и поколачивает. Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна – вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.

Сестра Раскольникова

Авдотья, Дуня, Дуняша, Дунечка – красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Дуня стремится помочь брату. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты. Авдотья работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Храбрая девушка способна за себя постоять. Она разбирается в характере жениха, понимает, что он подлец, лжец и негодяй. Дуня выходит замуж за другого: друга брата, Разумихина.

Автор сравнивает девушку с ангелом, чистым и красивым, выделяющимся среди грязи и обмана.

Хозяйка Амалия Ивановна

Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно. Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме. По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.

Настасья

Женщина служит кухаркой в доме, где живет главный герой романа. Настасья справляется с большим объемом работы: она единственная прислуга в доме. Деревенская баба смешливая, добрая, болтливая. Она не стремится постоянно работать, ей нет дела до чистоты, уюта и аккуратности. Настя убегает из дома, чтобы не терпеть наставления хозяйки. В женщине есть чуткость. Настасья жалеет Раскольникова, оставшегося без еды. Она носит ему чай, старый (вчерашний) суп. Служанка не образованна, но замечает важные моменты: ум и болезнь Родиона. Добрая и простая служанка становится близким и заботливым другом.

Жена Свидригайлова

Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.

Сочинение на тему: Соня и Дуня в романе Преступление и наказание, Достоевский

Соня и Дуня

Женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» играют неотъемлемую роль. Их образы помогают полностью раскрыть характер Раскольникова, узнать его ближе.

­­Дуня – сестра Родиона. Мы видим, что, несмотря на резкие заявления, которые он позволяет себе в ее адрес («Или я, или он» – о Лужине), судьба ее небезразлична Раскольникову. Он не может потерпеть, чтобы сестра его ставила благополучие брата и матери выше своего счастья. Когда речь заходит о женитьбе Дуни и Петра Петровича Лужина, Раскольников непоколебим. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» – мгновенно взрывается Родион, только прочитав письмо матери. Он погружается в рассуждения о ценностях Дуни, приходит к однозначному выводу, из-за которого у него формируется негативное отношение к Лужину. Человек, который, по замыслу матери Родиона, должен стать ему «вторым отцом», получает от него клеймо подлого человека. Раскольников отказывается впускать его в свою семью, и никто и ничто, даже разговор с матерью, и без того напуганной состоянием сына, не способно изменить мнение Раскольникова.

Читайте также:  Образ и характеристика Тамары в поэме Демон Лермонтова

­­Этот поступок Раскольникова объясняется тем, что Родион ненавидел быть зависимым от кого-либо. Ему было очевидно, что Лужин – тиран, только и жаждущий того, чтобы испытать чувство превосходства над бедной (в финансовом плане) девушкой и ее не менее бедной семьей, причем Петр Петрович сам того не стеснялся. Родион испытывал отвращение ко всем людям, так или иначе выступающим в романе в роли ростовщиков. Он избегал своей хозяйки, расправился с процентщицей Аленой Ивановной. Лужин стал бы еще одним человеком, дополняющим этот список. Да, он не стал бы сразу требовать у Раскольникова что-то взамен денег, которые Петр Петрович хотел отдать ему для продолжения учебы, однако со временем чувство обязанности Лужину вынудило бы Раскольникова поступить к нему на службу, стать помощником ; тем самым, эта женитьба могла не только улучшить благополучие его семьи, но и предопределить дальнейшую карьеру Раскольникова, чего тот не хотел или вовсе боялся.

­­Важнейшую роль в развитии сюжета романа играет встреча Раскольниковым Сони Мармеладовой, дочери завсегдатая распивочных заведений Семена Захаровича Мармеладова. В этой скромной, ничем не примечательной, даже тихой девушке Раскольников сразу распознает духовную чистоту. Здесь проявляется отличие Раскольникова от остальных людей. Общество, привыкшее судить о действительности лишь по внешним признакам и тем, что на слуху, признает Соню изгоем. Даже квартирная хозяйка настаивает на ее отъезде в другую квартиру. В этом свете Лужин, старавшийся выглядеть человеком современным, опережающим современников, представляется нам таким же неразумным «человеком стереотипа» – в пылу спора тот, пытаясь задеть Раскольникова, называет Соню «девицей отъявленного поведения». В душе же Соня представляет собой человека, совмещающего в себе все черты, противоположные тем, какими общество олицетворяет ее. Ее вера в бога чрезмерна; кажется, что она готова на все, чтобы изменить свою жизнь. Но на первом месте в ее жизни стоит обеспечение бедной матери, поэтому она вступает в конфликт сама с собой.

­­Мне кажется, Соня является некоторым озарением в сером Петербурге Достоевского. В городе, где правит бедность и преобладают грязно-желтые цвета, она выделяется своей искренностью и наивностью. Ее воззрение на мир, во многом основывающееся на религии, предусматривает, что все люди одинаковы, что никто не может превосходить кого-либо и уж тем более вершить чью-то судьбу.

­­Раскольников находит в Соне нечто родственное, так как в ней, как и в себе, он видит человека, переступившего черту дозволенного. Он решает открыться именно ей – не Разумихину, который все время после убийства сопровождал его и поддерживал, не Порфирию Петровичу, а этой девушке. Соня, узнав всю правду, не может понять поступка Родиона, так как в основе ее теории лежит отрицание того, что является логическим завершением теории Раскольникова. Однако ей становится жалко его, и две родственные души соединяются и решают отныне вместе нести тяжелое бремя, выпавшее на их долю.

­­Соня вместе с Раскольниковым едет в Сибирь, обрекая себя на бедность и тяжелую жизнь. На каторге заключенные ненавидят Раскольникова и любят Соню. Таким образом, Соня, пойдя на «преступление» против своей воли и в остальном живя праведнической жизнью, за все свои страдания получает прощение, а Раскольников, пойдя на преступление исключительно из личных побуждений, получает заслуженное наказание.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Ссылка на основную публикацию